С развитием культуры народа мировое. Мировая культура и ее история

Огромное место в жизни египетского государства играла религия. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный культ.

Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс, в котором переплелись тотемистические представления и культ различных явлений природы. Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющих небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т.д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла и т.п.) Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. - 2-е изд., стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 210 с..

Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное божество, которое в разных номах представлялось в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу; в другой - огромный жук, катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола или человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны Ра, Атум, Амон, Хепри, Гор. Иногда названия дифференцировались: Хепри - утреннее солнце, Ра - дневное, Атум - вечернее. Из различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца Ра.

Центр его культа - город Гелиополь. Воплощался он в образе сокола или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. С возвышением 5-й династии Древнего царства (26-25 вв. до н.э.), происходившей из Гелиополя, Ра становится главным богом пантеона и его культ приобретает общеегипетский характер. Он оттесняет более древнего гелиопольского демиурга Атума, и обожествленный с ним (Ра - Атум) становится во главе Эннеады (девятки) богов. Его стали считать созидателем мира и людей, возникших из его слез, отцом богов, отцом царя. У Ра есть несколько дочерей, которые отождествляли око Ра: Сехмет - грозное око Ра, богиня войны, богиня-целительница; Тефнут-любимое око Ра, богиня влаги; Хатор-солнечное око Ра, богиня неба, богиня любви, веселья, музыки, пляски. В Дендере сыном Хатор считался бог музыки Ихи. Помимо того, что все боги ни считались дочерьми Ра, их объединяла “иконография”: все они изображались в виде женщины с головой львицы Золкин А.Л. Культурология. Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н.В. Михайловой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 255 с.

Великий Ра не был единственным великим солнечным богом. Не менее великим был и солнечный бог Амон. В эпоху 18-й династии, 16-14 вв. до н.э., он становится всеегипетским богом, а его культ приобретает государственный характер. Центр культа - Фивы. Изображался в виде человека с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Амон возглавляет фиванскую триаду.

Самой драматичной была судьба еще одного солнечного бога-Атона. Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп IV: он ломает все, что было связано с культом верховного бога Амона и создает новый государственный культ Атона -солнечного диска, меняет свое имя на Эхнатон, что означает “Угодный Атону” и строит новую столицу Ахетатон (“Горизонт Атона”), а спустя четверть века после его смерти жрецы объявляют Эхнатона еретиком, разрушают его город, а имя его вычеркивают из списков ”законных” фараонов - в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб.

Знойный ветер пустыни, хамсин, приносящий засуху, дул в определенное время года; когда он прекращался, начинался бурный рост растительности. Эти явления природы отразились в следующем повествовании: дочь Ра Тефнут поссорилась с отцом и, превратившись в львицу, гордо удалилась в Нубию. Ра, скучающий по своей любимице посылает за ней Шу и Тота, которые стали павианами. Им надо вернуть Тефнут отцу, завлекая пением и танцами. Они успешно справляются со своим заданием и гордая Тефнут возвращается. На радостях она вступает в брак со своим братом Шу, что предвещает рождение природой новых богатых плодов.

Праздник возвращения дочери Ра в египетских календарях назывался “днем виноградной лозы и полноты Нила”.

В наиболее знойное время года считалось, что солнце распаляется гневом на людей и наказывает их с помощью своей другой дочери - Сехмет: когда Ра состарился и “его кости стали из серебра, его плоть из золота, волосы из чистой ляпис-лазури”, люди перестали почитать бога-царя и даже “замыслили против него злые дела”. Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с их прародителем Атумом, которые и решили наказать людей. На них напустили другую любимую дочь Ра Сехмет, которая превратившись в львицу, стала пожирать людей. При этом она так разъярилась, что ее невозможно было остановить. И вновь мудрейшие собрались на совет, где решили напоить Сехмет красным пивом, дабы она, опьянев, уснула.... Когда же Сехмет пробудилась, то она уже забыла о своих кровожадных подвигах... Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. - 2-е изд., стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 236 с.

Борьба солнца с силами мрака представлялась как борьба Ра с владыкой подземного мира, огромным змеем Апопом.

Хапи - бог Нила. Его символы - лотос и папирус. Его праздник соединялся с началом разлива Нила.

Апис - бог плодородия в виде быка - черного, но с белым круглым пятном на лбу и с особыми волосами на хвосте. Кроме того, он был душой бога Птаха и бога Ра.

Хнум - бог плодородия в виде человека с головой барана. Он известен как один из прародителей рода людского, вылепив последних на гончарном круге. Он же позаботился и о духовном двойнике человека. Рененутет - богиня плодородия и собранного урожая, что отразилось в ее эпитетах: “владычица плодородия”, ”правительница закромов”. Представала в образе змеи или женщины с головой змеи. Праздник, посвященный богине Рененутет, проводился в день окончания жатвы. А немного позже она становится еще и богиней судьбы Золкин А.Л. Культурология. Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н.В. Михайловой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 277 с.

Шаи - бог виноградной лозы и судьбы.

Онурис - бог охоты и войны.

Маат - богиня истины и справедливости, жена Тота. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове.

Тот - бог мудрости, счета и письма, муж Маат. Его священные животные - павиан и ибис. Изображался в виде человека с головой ибиса и палеткой писца в руках. Как божество астральное, отожествляется с луной, и в этом божественном статусе вел счет дням, месяцам и годам египетского календаря.

Сиа - богиня мудрости и познания - женщина, сопровождавшая бога Тота с правой стороны.

Птах - помимо того, что он был демиургом от Мемфиса, Птах считался покровителем ремесел и искусств.

Следует подчеркнуть, что фундаментальным принципом древнеегипетской культуры является вера в вечную жизнь , индивидуальное бессмертие. Поэтому весьма значительные успехи гения древних египтян в области мумификации, которые невозможны без соответствующих достижений в ряде наук, в том числе в физике, химии, медицине и хирургии. Такие операции требовали точного знания анатомии, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся мумии Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. Н.О. Воскресенской. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003. - 361 с..

Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует считать медицинские знания . Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной и религией. Несмотря на это именно в Древнем Египте впервые в мировой истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова.

Древние египтяне занимались и такой важной отраслью науки, как математика , одним из крупных достижений в которой было некоторое развитие десятичной системы счисления. Любая административная и техническая деятельность (особенно строительная) требует вычислений. Древнеегипетская административная организация требовала знания арифметики и геометрии. На достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия. С высокой степенью точности построены пирамиды, дворцы и скульптурные монументы. В “Московском математическом папирусе” имеются решения трудных задач на вычисление объема усеченной пирамиды, полушария, цилиндра. Древние египтяне также обладали некоторыми элементарными знаниями в области алгебры -- умели решать уравнения с одним и двумя неизвестными Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. Н.О. Воскресенской. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003. - 363 с..

Важной и значимой в истории мировой культуры чертой, впервые проявившейся в Древнем Египте, является гуманизм . Уже от эпохи Древнего царства (III тысячелетие до н.э.) до нас дошли высказывания типа надписи жреца Шеши: “Я спасал несчастного от более сильного... Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего...” Древние египтяне сумели выработать замечательные принципы нравственного поведения индивида, гуманизма Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. - 2-е изд., стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 241 с.. Книги мудрости Аменемоне свидетельствуют о весьма высоком уровне морали. Верховный принцип древнеегипетской этики воплощался в “Маат”, особом качестве мира, созданном богами в момент творения (в нем содержатся такие идеи, как “порядок”, “истина”, “справедливость” и “добродетель”), оно репрезентировало волю богов. Войны, эпидемии и засухи считались временными нарушениями установленного космического порядка. Неизменность мира означала отсутствие хороших и плохих времен. Не случайно в древнеегипетской мифологии не было ни Эдема, ни прошедшего Золотого века, ни Армагеддона.

Многие достижения древнеегипетской культуры вошли в арсенал европейской культуры, в том числе и науки, посредством греко-римской культуры. В основе календаря, которым мы пользуемся сегодня, лежит, в конечном счете, египетский календарь : именно он был первым солнечным календарем, с “жестко закрепленными” датами (в отличие от лунного, месяцы которого свободно “гуляют” по сезонам года). В основе европейской медицины лежит древнеегипетская медицина, имеется предположение, что иероглифы оказали влияние на создание финикийского алфавита, выступившего в качестве прототипа латинского алфавита.

Ряд мотивов лирики Древнего Египта вошли в качестве извечных тем в мировую литературу. Утренняя песнь любовников, после ночи объятий и утех, взывающих к птицам с просьбой повременить с возвращением нового дня, обращение к двери, отделяющей юношу от любимой им девушки; описание и восхваление ее достоинств и красоты и т.п. Все это потом бессчетное количество раз будет перепеваться и повторяться в художественном творчестве почти всех народов и, прежде всего в “Песне песней”. Затем эти мотивы прозвучат у великих лириков Греции и Рима: Сапфо, Днакреона, Феокрита, Катулла, Вергилия, Горация, Пропорция, Овидия, будут восприняты трубадурами и миннезингерами и от них перейдут к поэтам Возрождения Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. Н.О. Воскресенской. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003. - 365с..

Большое влияние на древние народы имела религия древних египтян : известен культ египетских божеств у греков и римлян. Христианство, возникшее в Палестине и быстро распространившееся по всей Римской империи и за ее пределами, уже в самом начале своего развития впитало в себя ряд моментов египетской религии и сделало их своими органическими элементами.

4. Серебряный век русской культуры: дать определения понятиям, показать вклад в развитие национальной и мировой культуры. Назовите выдающихся деятелей русской культуры в области литературы, музыки, искусства, архитектуры и проч. С какими произведениями они вошли в историю русской и зарубежной культуры?

Конец XIX -- начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический пе-риод, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.

Отношение к Западу для русского общества всегда было показателем ориентиров в его поступательном историческом движении. На протяжении столетий Запад представлялся не как определенное политическое, а тем более географическое пространство, а, скорее, как система ценностей -- религиозных, научных, этических, эстетических, которые можно либо принять, либо отвергнуть.

Многие русские ученые вели научную и пе-дагогическую работу за рубежом. Самое же важное заклю-чается в том, что Россия обогатила мировую культуру достижениями в самых разнообразных областях.

Важной чертой развития культуры рубежа веков является мощный подъем гуманитарных наук. "Второе дыхание" обрела история, в которой заблистали имена В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, Н.А. Рожкова и др. Подлинных вершин достигает философская мысль, что дало основание ве-ликому философу Н.А. Бердяеву назвать эпоху "религиозно-культурным ренессансом" Т.И. Балакина История русской культуры.- экспериментальное учебное пособие для уч-ся ст. кл. гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля, а также для студентов гуманитарных вузов. - Москва: Издательский центр АЗ, 1996. - 101с..

Русский культурный Ренессанс создавался целым созвез-дием блестящих гуманитариев -- Н.А. Бердяевым, С.Н. Бул-гаковым, Д.С. Мережковским, С.Н. Трубецким, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским и др. Ум, образованность, роман-тическая страстность были спутниками их трудов. В 1909 г. С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и другие философы выпустили сборник "Вехи", где призвали интеллигенцию к покаянию и отречению от разрушительных и кровожадных революционных планов.

На руб. XIX--XX вв. получили развитие новые области науки, в том числе воздухоплавание. Н.Е. Жуковский (1847--1921) -- основоположник современной гидро- и аэродинамики. Он создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и др.

К.Э. Циолковский (1857--1935) разрабатывал теоретические основы воздухоплавания, аэро- и ракетодинамики. Ему принадлежат обширные исследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабля. В 1897 г., построив простейшую аэродинамическую трубу, совместно с Жуковским проводил в ней исследования моделей дирижаблей и крыльев самолетов. В 1898 г. Циолковский изобрел автопилот. Наконец, ученый, обосновывая возможность межпланетных перелетов, предложил жидкостно-реактивный двигатель -- ракету («Исследование мировых пространств реактивными приборами», 1903) Кравченко А.И. Культурология. - Москва: Приор, 2007. - 201 с.

Работы выдающегося русского физика П.Н. Лебедева (1866--1912) сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Главное достижение ученого заключается в открытии и измерении давления света на твердые тела и газы. Лебедев является также основоположником исследований в области ультразвука.

Научное значение трудов великого русского ученого физиолога И.П. Павлова (1849--1934) столь велико, что история физиологии делится на два больших этапа: допавловский и павловский. Ученый разработал и ввел в научную практику принципиально новые методы исследования (метод «хронического» опыта). Наиболее значительные исследования Павлова относятся к физиологии кровообращения, а за исследования в области физиологии пищеварения первому среди русских ученых Павлову была присуждена Нобелевская премия (1904). Десятилетия последующей работы по этим направлениям привели к созданию учения о высшей нервной деятельности. Еще один русский естествоиспытатель И. И. Мечников (1845--1916), вскоре стал Нобелевским лауреатом (1908) за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) заложены В.И. Вернадским (1863--1945). Значение научного предвидения и ряда основополагающих научных проблем, поставленных ученым в начале века, становится ясным только теперь Кравченко А.И. Культурология. - Москва: Приор, 2007. - 153 с.

Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «серебряный век» русской культуры, были заложены В.С. Соловьевым (1853--1900). Учение Соловьева питалось из нескольких корней: искание социальной правды; богословский рационализм и стремление к новой форме христианского сознания; необычайно острое ощущение истории -- не космоцентризм и не антропоцентризм, а историко-центризм; идея Софии, и, наконец, идея Богочеловечества -- узловой пункт его построений. Значение Соловьева чрезвычайно велико в истории русской философии. Обладая блестящим литературным талантом, он сделал философские проблемы доступными широким кругам русского общества, более того, он вывел русскую мысль на общечеловеческие просторы («Философские начала цельного знания», 1877; «Русская идея» на фр. яз., 1888, на рус.-- 1909; «Оправдание добра», 1897; «Повесть об Антихристе», 1900 и др.).

Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н. Толстой («Воскресение», 1880-99; «Хаджи-Мурат», 1896-1904; «Живой труп», 1900); А.П. Чехов (1860-1904), создавший лучшие свои произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с его повседневными заботами («Палата № 6», 1892; «Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899; «Чайка», 1896 и др.), и молодые писатели И.А. Бунин (1870--1953; сб. рассказов «На край земли», 1897; «Деревня», 1910; «Господин из Сан-Франциско», 1915) и А.И. Куприн (1880-1960; «Молох», 1896; «Олеся», 1898; «Яма», 1909-15).

Одновременно в реализме появились новые художественные качества (опосредованное отражение действительности). С этим связано распространение неоромантизма. Уже первые неоромантические произведения 90-х годов («Макар Чудра», «Челкаш» и др.) принесли известность молодому А.М. Горькому (1868--1936). Лучшие реалистические сочинения писателя отразили широкую картину русской жизни рубежа XX в. с присущим ей своеобразием экономического развития и идейно-общественной борьбы (роман «Фома Гордеев», 1899; пьесы «Мещане», 1901; «На дне», 1902 и др.).

Русская литература начала XX в., не создав большого романа, породила замечательную поэзию, наиболее значительным направлением в которой был символизм . Красоты, как посредник между человеком и Богом, как «Мировая душа», воплотилась в циклах стихов о Прекрасной Даме А.А. Блока (1880--1921), творчестве Андрея Белого (литературный псевдоним Б.Н. Бугаева, 1880--1934) и др Георгиева Т.С. История русской культуры. - Москва.: Юрайт, 2007. - 131 с.

Принято различать «старших» и «младших» символистов. «Старшие» (В. Брюсов. К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский,3. Гиппиус ), пришедшие в литературу в 90-е годы, период глубокого кризиса поэзии, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев ) на первый план выдвигали философские и теософские искания. Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты. Если к этому добавить изысканную образность, музыкальность и легкость слога, становится понятной устойчивая популярность поэзии этого направления. Влияние символизма с его напряженными духовными исканиями, пленительным артистизмом творческой манеры испытали не только сменившие символистов акмеисты и футуристы, но и писатель-реалист А.П. Чехов.

К 1910 г. «символизм закончил свой круг развития» (Н. Гумилев), его сменил акмеизм . Участники группы акмеистов (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин ) декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к «идеальному», возвращение ей ясности, вещности и «радостное любование бытием» (Н. Гумилев). Акмеизму присущи отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму.

Одновременно возникло другое модернистское течение -- футуризм , распадавшийся на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин и др.); «Мезонин поэзии» (В. Лавренев , Р. Ивлев и др.), «Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пастернак и др.), «Гилея» , участники которой Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников и др. именовали себя кубофутуристами , будетлянами , т.е. людьми из будущего. «Мы -- новый род люд-лучей. Пришли озарить вселенную» (В. Хлебников).

Были в поэзии этого времени яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению -- М. Волошин (1877--1932), М. Цветаева (1892--1941). Ни одна другая эпоха не дала такого обилия деклараций собственной исключительности Георгиева Т.С. История русской культуры. - Москва.: Юрайт, 2007. - 135 с.

Развитие лучших традиций музыкального театра связано в петербургским Мариинским и московским Большим театрами, а также с частной оперой С. И. Мамонтова и С. И. Зимина в Москве. Виднейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса были Ф.И. Шаляпин (1873--1938), Л.В. Собинов (1872-1934), Н.В. Нежданова (1873-1950). Реформаторами балетного театра стали балетмейстер М.М. Фокин (1880--1942) и балерина А.П. Павлова (1881--1931). Русское искусство получило мировое признание («Русские сезоны» С.П. Дягилева в Париже, 1909--1912).

Выдающийся композитор Н.А. Римский-Корсаков продолжал работать в излюбленном им жанре оперы-сказки («Садко», 1896; «Сказка о царе Салтане», 1900; «Сказание о невидимом граде Китеже», 1904; «Золотой петушок», 1907). Высочайшим образцом реалистической драмы явилась его опера «Царская невеста» (1898). Профессор петербургской консерватории по классу композиции, Римский-Корсаков воспитал целую плеяду талантливых учеников (А.К. Глазунов, А.К. Лядов, Н.Я. Мясковский и др.) Георгиева Т.С. История русской культуры. - Москва.: Юрайт, 2007. - 143 с.

В творчестве композиторов молодого поколения на рубеже XX в. наблюдался отход от социальной проблематики, усиление интереса к философско-этическим проблемам. Наиболее полное выражение это нашло в творчестве гениального пианиста и дирижера, выдающегося композитора С. В. Рахманинова (1873--1943), бывшего во многом прямым наследником Чайковского (оперы «Алеко», 1892; «Франческа да Римини», 1904 и др.); в эмоционально напряженной, с резкими чертами модернизма музыке А.Н. Скрябина (1871/72--1915; «Божественная поэма», «Поэма экстаза», «Прометей» («Поэма огня», 1910) и др.; в произведениях И.Ф. Стравинского , в которых гармонично сочетались интерес к фольклору и самые современные музыкальные формы (1882--1971; балеты «Жар-птица», 1910; «Петрушка», 1911; «Весна священная», 1913 и др.).

Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX-- XX вв. произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа (банки, магазины, фабрики, вокзалы). Появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн .

В творчестве Ф.О. Шехтеля (1859-1926) в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Зодчий работал над проектами практически всех типов сооружений (доходные дома и частные особняки, здания вокзалов и торговых фирм). Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям -- национально-романтическому , в русле неорусского стиля (Ярославский вокзал в Москве, 1903) и рациональному (типография А. А. Левенсона в Мамонтовском пер., 1900).

С нарастанием рационалистических тенденций в ряде построек Шехтеля наметились черты конструктивизма -- стиля, который оформится в 20-е годы. Торговый дом Московского купеческого общества в Малом Черкасском переулке (1909) и здание типографии «Утро России» (1907) можно назвать предконструктивистскими .

В Москве новый стиль выразил себя особенно ярко, в частности в творчестве одного из создателей русского модерна Л.Н. Кекушева (дом наследниц Хлудовых на Моховой, 4, 1894--1896; Никольские торговые ряды на Никольской ул., 5; 1899-- 1903 и др.). В неорусском стиле работали А.В. Щусев (1873--1949) -- здание Казанского вокзала в Москве (1913--1924), В.М. Васнецов -- здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке (1901--1906) и др. В Петербурге же модерн испытал влияние монументального классицизма, в результате чего появился еще один стиль -- неоклассицизм (особняк А.А. Половцева на Каменном острове, 1911--1913, архитектор И. А. Фомин ) Георгиева Т.С. История русской культуры. - Москва.: Юрайт, 2007. - 158 с.

Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма.

Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма . Первым последовательным представителем этого направления был П.П. Трубецкой (1866--1938), сложившийся как мастер в Италии, где прошли его детство и юность. Уже в первых русских работах скульптора (портрет И. И. Левитана и бюст Л.Н. Толстого, 1899, бронза) проявились черты нового метода -- «взрыхленность», бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом. Самое замечательное произведение Трубецкого -- памятник Александру III в Петербурге (1909, бронза).

По-своему чужд монументальному пафосу и замечательный памятник Гоголю в Москве (1909) скульптора Н.А. Андреева (1873-- 1932), тонко передающий трагедию великого писателя, «усталость сердца», столь созвучную эпохе. Гоголь запечатлен в минуту сосредоточенности, глубокого раздумья с налетом меланхолической угрюмости.

Жанровая живопись в 90-е годы утратила ведущую роль. Художники в поиске новых тем обращались к изменениям в традиционном укладе жизни. Их в равной мере привлекали тема раскола крестьянской общины (С.А. Коровин, «На миру», 1893), проза отупляющего труда (А.Е. Архипов, «Прачки», 1901) и революционные события 1905 г. (С.В. Иванов, «Расстрел», 1905). Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко-бытового жанра . Не глобальные исторические события интересовали вдохновенного певца русской старины А.П. Рябушкина (1871--1924), а эстетика русского быта XVII в., утонченная красота древнерусского узорочья, подчеркнутая декоративность. Проникновенным лиризмом, глубоким пониманием своеобразия жизненного уклада, характеров и психологии людей допетровской Руси отмечены лучшие полотна художника («Русские женщины XVII столетия в церкви», 1899; «Свадебный поезд в Москве XVII века», 1901; «Едут» или «Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века», 1901; «Московская девушка XVII века», 1903 и др.). Историческая живопись Рябушкина -- это страна идеала, где художник находил отдохновение от «свинцовых мерзостей» современной ему жизни. Поэтому исторический быт на его полотнах предстает не драматической, а эстетической стороной Л.А Рапацкая «Художественная культура России. От древних времен до конца XX века»-учебное пособие - Москва, «Академия», 1998 - 206 с.

В исторических полотнах А.В. Васнецова находим развитие пейзажного начала («Улица в Китай-городе. Начало XVII века», 1900). Творчество М.В. Нестерова (1862--1942) представляло вариант ретроспективного пейзажа , через который передана высокая духовность героев («Видение отроку Варфоломею», 1889-90, «Великий постриг», 1898,).

Ученик Саврасова И.И. Левитан (1860--1900), блестяще владевший эффектами пленэрного письма, продолжая лирическое направление в пейзаже, он подошел к импрессионизму («Березовая роща», 1885--1889) и явился создателем «концепционного пейзажа» или «пейзажа настроения», которому присущ богатый спектр переживаний: от радостной приподнятости («Март», 1895; «Озеро», 1900) до философских размышлений о бренности всего земного («Над вечным покоем», 1894).

К.А. Коровин (1861--1939) -- самый яркий представитель русского импрессионизма , первый среди русских художников сознательно опиравшийся на французских импрессионистов. Начав свой путь художника в абрамцевском кружке мецената С.И. Мамонтова (1841--1918), объединившего лучшие художественные силы Москвы, во второй половине 80-х годов вместе с Мамонтовым Коровин посетил Париж и Испанию, это предопределило начало нового этапа его творчества. Вновь посетив Париж, он создал серию пейзажей, не осложненных ни внешними сюжетно-повествовательными, ни психологическими мотивами («Париж», 1902; «Париж вечером», 1907; «Париж. Бульвар капуцинок», 1911). В 1910-е годы под воздействием театральной практики Коровин пришел к яркой, интенсивной манере письма, особенно в любимых художником натюрмортах («Цветы», 1911; «Розы и фиалки», 1912; «Сирень», 1915 и др)Л.А Рапацкая «Художественная культура России. От древних времен до конца XX века»-учебное пособие -,Москва, «Академия», 1998 - 208 с.

Центральная фигура искусства рубежа веков -- В.А. Серов (1865--1911). Ученик Репина, знакомый с лучшими музейными собраниями Европы, он также испытал влияние художественного кружка, сплотившегося вокруг С. И. Мамонтова. В Абрамцеве появились и первые зрелые работы художника («Девочка с персиками», 1887; «Девушка, освещенная солнцем», 1888,).

Один за другим вошли в русскую культуру два мастера живописного символизма , создавшие в своих произведениях возвышенный мир -- М. Врубель и В. Борисов-Мусатов . Творческая индивидуальность М.А. Врубеля (1856--1910) проявилась в различных видах искусства: в монументальном декоративном панно («Испания», 1894) и станковой картине («Царевна-лебедь», 1900), портрете (С. И. Мамонтов, 1897, портрет жены художника Н.И. Забелы-Врубель, 1904) и театральной декорации (к операм Римского-Корсакова «Снегурочка» и др.), книжной иллюстрации (к Лермонтову) и майоликовой скульптуре («Волхова») Л.А Рапацкая «Художественная культура России. От древних времен до конца XX века»-учебное пособие -,Москва, «Академия», 1998 - 295 с.

Творцы искусства, которых сегодня относят к "серебря-ному веку", незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободы творчества. Развитие об-щественных коллизий рубежа веков властно требовало пере-оценки ценностей, смены устоев творчества и средств худо-жественной выразительности. Родилась символистская и футуристическая поэзия, музыка, претендующая на философию, мета-физическая и декоративная живопись, новый синтетичес-кий балет, декадентский театр, архитектурный модерн Т.И.Балакина История русской культуры.- экспериментальное учебное пособие для уч-ся ст. кл. гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля, а также для студентов гуманитарных вузов. - Москва: Издательский центр АЗ, 1996. - 109с..

Список используемой литературы:

  • 1. Давыдов Ю.Н. Критика иррационалистических основ гносеологии неогегельянства.-- В сб. Совр. объективный идеализм. М., 1963 - 563 с.
  • 2. Богомолов А.С. Неогегельянство в Германии и Италии. -- В кн.: Буржуазная философия кануна и начала империализма. М., 1977- 424 с.
  • 3. Кузнецов В.Н. Французское неогегельянство. - Москва, 1982- 200 с.
  • 4. Т.И. Балакина История русской культуры. - Экспериментальное учебное пособие для уч-ся ст. кл. гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля, а также для студентов гуманитарных вузов. - Москва: Издательский центр АЗ, 1996. - 205с.
  • 5. Л.А Рапацкая «Художественная культура России. От древних времен до конца XX века» - учебное пособие - Москва, «Академия», 1998 - 386 с.
  • 6. Гуревич П.С. Культурология. Учебник. -- 3-е изд., - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с.
  • 7. Радугин А.А. Культурология: учебное пособие. М.: Центр, 2001 -- 304 с.
  • 8. Золкин А.Л. Культурология. Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н.В. Михайловой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 335 с.
  • 9. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. Н.О. Воскресенской. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003. - 759 с.
  • 10. Кравченко А.И. Культурология. - Москва: Приор, 2007. - 368 с.
  • 11. Георгиева Т.С. История русской культуры. - Москва: Юрайт, 2007. - 320 с.
  • 12. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. - 2-е изд., стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 400 с.
  • 13. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/duhovnaya-i-materialnaya-kultura.html

Опыт, накопленный человечеством в ходе его социокультурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении проблем культуры на современном этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и демократии в условиях бурного научно-технического прогресса. Необходимо отметить, что проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное, по существу, ключевое значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития. Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности - от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа. Культура играет все большую роль в решении долгосрочных программных целей демократического движения: формирование и укрепление гражданского общества, раскрытие творческих способностей человека, углубление демократии, построение правового государства. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности - труд, быт, досуг, область мышления и т.д., на образ жизни общества и личности. Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие личностно-субъективных факторов (установки сознания, духовные потребности, ценности и пр.), влияющих на характер поведения, формы и стиль общения людей, ценности, образцы, нормы поведения. Возникая в результате деятельности 110 освоению, выступают одновременно и в качестве элементов сложного механизма регуляции социальной жизни, всех форм жизнедеятельности общества. Гуманистический образ жизни, ориентированный не на приспособление к имеющимся условиям, а на их преобразование, предполагает высокий уровень сознания и культуры, повышает их роль как регуляторов поведения людей и образа их мышления.

Социальное влияние культура приобретает прежде всего в качестве необходимого аспекта деятельности общественного человека, которая в силу своего характера предполагает организацию совместной деятельности людей, а следовательно, ее регулирование определенными правилами, аккумулированными в знаковых и символических системах, традициях и т.д. Сам ход реформ, целью которой является достижение качественно обновленного общества, требует обращения к колоссальному культурному потенциалу, накопленному человечеством за время его существования. Освоение духовных сокровищ народов мира, бережное и, вместе с тем, соответствующее современным задачам обращение с культурным богатством предшествующих поколений позволяет постичь смысл забытых уроков истории, дает возможность выявить живые, развивающиеся культурные ценности, без которых невозможен ни социальный прогресс, ни само совершенствование личности.

Так как центром культуры является человек со всеми его потребностями и заботами, то особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения им культурной среды, и проблемы, связанные с достижением им высокого качества в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Освоение культурных богатств прошлого выполняет интегрирующую функцию в жизнедеятельности каждого общества, гармонизирует бытие людей, пробуждает в них потребность в постижении мира как целого. А это имеет огромное значение для поиска общих критериев прогресса в условиях неудержимой научно-технической революции, в ядерный, а затем и постядерный век.

С предельной остротой эти вопросы поставлены самой жизнью нашего общества, ориентиры на качественно новое его состояние ведут к крутому перелому в осмыслении традиционалистских и инновационных тенденций социального развития. Они требуют, с одной стороны, глубокого освоения культурного наследия, расширения обмена подлинными культурными ценностями между народами, а с другой - умения выйти за рамки привычных, но уже отживших представлений, преодолеть ряд реакционных традиций, которые складывались и насаждались веками, постоянно проявляясь в сознании, деятельности и поведении людей. В решении этих вопросов значительную роль играет знание и адекватное современности понимание истории мировой культуры.

Динамика культурных ценностей раскрывается при сопоставлении их в прошлом и настоящем. Глубина социального запроса на взаимопроникновение исторических времен столь велика, что устоявшаяся формула «прошлое - настоящему» легко трансформируется сегодня в иную - «настоящее - прошлому». Именно вращаясь в этой ценностной двуединости, современный человек отыскивает свои «горизонты памяти», свою тропу из суеты в суть. Известно, что история испещрена полосами моды на старину, однако сегодняшний поворот к ценностям культуры прошлого отнюдь не дань моде, а симптом глубоких социальных перемен, происходящих в мире. Он свершается в тот критический момент историко-культурного развития, когда не отдельные страны, а человечество в целом уже ощущает себя на краю атомной бездны и экологической катастрофы. В этих условиях происходит рост общесоциальной потребности пристально вглядеться в прошлое, чтобы обратить его ценный опыт в настоящее и будущее.

Сложившиеся реалии современного мира привели к перелому в сознании человека - его взгляд устремлен ко все более глубокому выходу за пределы своей жизни, не ограничивающейся в сознании индивида датами рождения и смерти. Закономерной тенденцией становится осознание себя в контексте исторического времени, в ориентации как на свои историко-культурные корни, так и на будущее, на социально-культурные идеалы и возможности их реализации в рамках расширения международных связей, вовлечения во всемирный культурно-исторический процесс всех стран мира. Значительные социокультурные изменения, затрагивающие практически все стороны общественной жизни различных стран и народов, с особой остротой ставят вопрос о межкультурном взаимодействии, о его роли в эволюции локальных этнических культур и развитии общемировой культуры.

Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата формами, многообразна. В современном ее состоянии она представлена буржуазной и социалистической культурой, многообразными культурами развивающихся стран и т.д. Наряду с этим в современном состоянии мировой культуры существуют как вершинные проявления культурного творчества, выраженные в успехах развитой науки, новейших технологиях, свершениях искусства, так и ее реликтовые, архаические образования, подобные тем, которые еще имеются у аборигенов Андаманских островов, дебрей Амазонки или внутренних районов Новой Гвинеи. Еще более многолики и многокрасочны проявления культуры, взятые в их истекшем историческом бытии. Не говоря уже о первобытных формах человеческой жизни на заре истории, даже начиная с твердо зафиксированных шумерской и древнеегипетской культур, взор исследователя наталкивается на трудноисчислимое множество подчас почти несовместимых фактов культурного бытия, на неповторимое своеобразие граней и оттенков явлений культуры.

Очень экспрессивно высказался об этом американский культуролог Р. Редфилд, описывая впечатления человека, приступившего к исследованию культуры. Он рассказывает, как ему при чтении знаменитого двенадцатитомника «Золотой ветви» Фрэзера пришлось испытать огромный восторг. «Как на параде, - пишет он, - передо мной проходили великолепные и экзотические матери, тела которых отливали бронзой, жрецы в масках, переодетые в одежды другого пола; люди, умащенные благовониями и принесенные в жертву богам; демоны, изгоняемые из дворцов Камбоджи; девушки из индейской деревни, которых при достижении зрелости заставляли сидеть в одиночестве в темноте; короли, умерщвленные как боги, и боги, которые восстают из мертвых, когда их убивают - дикое, невообразимое множество табу, магических ритуалов и обычаев, связанных с женитьбой, урожаем, опасностью и смертью. Эти тома напоминают арабские сказки «Тысячи и одной ночи», «половодье странного и чудесного».

И не с тем ли мы сталкиваемся, когда открываем неувядающую «Первобытную культуру» Э. Тейлора, повествующую не столько о собственно первобытной культуре, сколько о культуре бесписьменных народов прошлого столетия, собранной им по крупицам и поражающей обилием выразительных фактов. В таких книгах журналистов и ученых о наших современниках, как «Своими глазами» Ю. Овчинникова, «индейцы без томагавков» М. Стингла, «Культура и мир детства» М. Мид и многих им подобных, содержатся свидетельства о том, что и сегодня в разных уголках мира живут и действуют своеобразные, неповторимые, уникальные культуры, подчас настолько не похожие друг на друга, что диву даешься. Во всяком случае, несомненно, что культура от своего возникновения и до наших дней никогда не была трафаретно-однообразной, безлико монотонной, она не похожа на уныло одинаковые, конвейерно-серийные продукты.

Вместе с тем многообразные формы культуры, как бы ни были они разительно не похожи друг на друга, являются порождением одного и того же корня, тождественны в своей сущности как способы единой человеческой деятельности. Это издавна понимали многие проницательные исследователи культуры. Еще Э. Тейлор, подходя к сравнительному изучению отличающихся друг от друга культурных форм, подчеркивал, что «характер и нравы человечества обнаруживают однообразие и постоянство явлений, заставившее итальянцев сказать: «Весь мир есть одна страна». Он справедливо полагал, что любой этнографический музей показывает наглядно черты единства, совпадения в предметах материальной культуры и способах деятельности независимо от хронологической и географической отдаленности. Это и дает возможность, по его мнению, поставить рядом обитателей озерных жилищ древней Швейцарии с ацтеками, североамериканских оджибве с южноафриканскими зулусами, а английского земледельца со среднеафриканским негром. Неделимость мира, единство мировой культуры, общность культурного богатства человечества признавались всеми прогрессивными мыслителями как подлинно гуманистический принцип рассмотрения культуры.

Мировая культура

Мировая культура

синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, от древних цивилизаций до наших дней.

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .


Смотреть что такое "Мировая культура" в других словарях:

    Включает в себя культуру как современной Федеративной Республики Германия, так и регионов, составляющих современную Германию до её объединения: Пруссия, Бавария, Саксония и других. Более широкая трактовка «немецкая культура» включает в себя также … Википедия

    МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА - система экономических взаимоотношений между странами мира. Мирохозяйственные связи развиваются с древнейших времен, их значение непрерывно возрастает. Они развиваются на основе разделения труда, связанного с различиями в природных условиях и в… … Юридическая энциклопедия

    Распространение культуры Винча (фиолетовый) в 3500 году до н. э … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    МИРОВАЯ ВОЛЯ - центральное понятие в метафизике преступления А. Шопенгауэра. Согласно его учению, миропорядок лишен разумного содержания, а жизнь не имеет ни цели, ни смысла. Миром правит не благой и мудрый абсолютный разум, как у Гегеля, а неразумная,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    История Сербии … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вторая мировая война (значения). Вторая мировая война Мировые войны … Википедия

    Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

    Содержание 1 Исторические аспекты 2 Литература 2.1 Зарождение 2.2 Реализм … Википедия

Книги

  • Мировая культура и искусство
  • Мировая культура и искусство. Учебное пособие. Гриф МО РФ , Толстикова И.И.. Рассматривается история мировой культуры и искусства от первобытности до XXI века, освещается содержание основных этапов культурной истории человечества. КультураВостока, Запада и России…

ВВЕДЕНИЕ. Вопросы теории культуры.

1. Культура как предмет изучения.

3. Основные этапы развития мировой культуры.

Культурология – это относительно новая научная дисциплина гуманитарного профиля, которая описывает, классифицирует и объясняет явления культуры. Название дисциплины производно от латинского слова «культура» и греческого слова «логос» - наука. Таким образом, дословно культурология переводится на русский язык как наука о культуре.

Как самостоятельная наука культурология выделилась в середине XX века. Она является интегративной наукой, так как ее базисом служит множество наук, в рамках которых исследуются определенные явления культуры: философия, история, антропология, этнография, психология и т.д. Следует заметить, что до выделения культурологии в специальную отрасль научного знания культура исследовалась этими конкретными науками.

Термин «культурология» в качестве синонима науки о культуре начал использовать американский ученый, антрополог Лесли Уайт (1900 – 1975). Культурология – это наука, которая объединяет разнообразные аспекты изучения культуры в целостную систему. Важной задачей культурологии является познание сущности культуры, выявление законов, механизмов функционирования конкретных форм и сторон культуры.

Культурология – это наука о содержании и сущности культуры, о культуре народов планеты (в том числе и особенностях украинской культуры) на разных этапах истории.

Следует помнить, что культурология является самостоятельной гуманитарной дисциплиной. Она рассматривает культуру как специальный предмет изучения, как особую реальность, которая может быть открыта человеком, познана, изучена, выявлены ее механизмы и законы. Культурология проявляет себя не просто как наука о культуре, но наука, которая направлена на открытие механизмов культурного совершенствования человека, наука о конкретных путях достижения этой цели. Поэтому учебно-воспитательное значение курса чрезвычайно высоко.



Культура является одной из важнейших характеристик общества. Она пронизывает все сферы жизни человека и определяет образ жизни общества и отдельной личности. Процессы глобализации, которые происходят в современном мире, требуют, с одной стороны, глубокого освоения культурного наследия, интенсификации обмена культурными ценностями между различными народами, а, с другой – умения выйти за рамки традиций и стереотипов.

Знакомство с основами культурологии позволяет студенческой молодежи не только адаптироваться к существующим условиям, но и помогает развивать свои творческие способности. Наука о культуре формирует представления о культурно-историческом процессе, особенностях культурных эпох, духовных ценностях и приоритетах народов мира. Курс культурологии знакомит с культурой Украины в различные исторические периоды. Изучение культурологии обогащает духовный мир студентов, способствует формированию умения понимать произведения искусства, Позволяет воспринимать культуру как неотъемлемую часть развития и становления личности.

В рамках нашего курса мы изучаем два аспекта культурологии: теорию культуры и историю мировой (зарубежной) и украинской культуры.

Поскольку культурология - молодая наука, многие ее понятия вызывают споры и не имеют однозначной трактовки. Это касается и термина «культура».

2. Определение культуры, ее структура и функции.

Культура является неотъемлемой частью общества. Она возникла одновременно с человеком и развивается вместе с ним. Существует выражение, что культура – вторая Вселенная, создаваемая человечеством. Ее развитие связано с поступательным движением человеческой цивилизации. Сила культуры в неразрывной связи времен, в тесной преемственности мыслей и чувств поколений, органически сплетающихся с делами и судьбами современного человека. Слово "культура" Н.К. Рерих расшифровал как "почитание света" ("культ" – почитания, "ур" – свет).

Понятие «культура» является центральным в культурологии. В настоящее время в употреблении этого термина имеется много смыслов и значений. Чтобы определить, что такое культура, следует выяснить, как развивались представления о ней и что вкладывает в это понятие современная культурология.

Термин «культура» впервые встречается у Цицерона (106 – 43 г.г. до н. э.) и происходит от латинского "culturе", производимое от слова «colere», что означало возделывание, обработку почвы, то есть занятие сельским хозяйством. Цицерон этот термин перенес на человека, подразумевая его воспитание и образование, т.е. своего рода "возделывание человека", в ходе которого нечто дополняется и исправляется в природе человека. Культурный человек – это воспитанный и образованный человек. В этом смысле культуре стали противополагаться понятия некультурности, варварства, дикости и т.д

В Толковом словаре В. Даля сказано, что культура это: 1. обработка и уход, возделывание, возделка; 2. образование умственное и нравственное.

До 17 века термин «культура» не имел самостоятельного употребления. Он использовался только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение того, с чем сочетался, например, совершенствование языка и т. д.

Более четкое значение термину «культура» впервые придал немецкий мыслитель С. Пуфендорф (1632 – 1694). Он применил этот термин к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному. Термин «культура» стал активно использоваться деятелями эпохи Просвещения в противовес термину «природа». В идеологии Просвещения культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Ее развитие связывалось с просвещением и воспитанием. В дальнейшем с культурой стали связывать все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. Одно из первых определений культуры принадлежит английскому ученому, этнографу Э. Тайлору (1832-1917). В своей работе «Первобытная культура» он подчеркнул: «Культура или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

Современная научная литература характеризуется стремительным ростом числа определений культуры. Исходным пунктом является положение о том, что в культуре воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. Культурные явления создаются людьми. Создавая культуру, люди строят новую, «сверхприродную среду обитания». Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления, называют артефактами (от латинского arte – искусственно и factus – сделанный). Артефактами, то есть явлениями культуры, выступают сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, выработанные им средства и способы мышления.

Для более глубокого познания культуры, необходимо разобраться в том, что составляет ее сущность. В культурологии сложился ряд подходов к пониманию сущности культуры: деятельностный, ценностный, технологический.

В основу ценностного подхода заложено понимание культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, созданных за всю историю человечества. При таком понимании возможна трактовка культуры как « склада» или музея, в котором присутствуют ценности, созданные человеком, а сам человек как бы выпадает из культуры.

Сторонники деятельностного подхода стремятся преодолеть этот недостаток и акцентируют внимание на человеческом факторе, рассматривая культуру как способ жизнедеятельности человека. Дается, например, такое определение: Культура – это творчески созидательная деятельность по преобразованию природы и общества, результатом которой являются материальные и духовные ценности, совершенствование самого человека.

При технологическом подходе указывается на то, что культура – это определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни.

В широком смысле – культура – совокупность материальных и духовных результатов человеческой деятельности, все, что создано человеком.

С этой точки зрения культуру принято делить на материальную и духовную.

Материальная культура – это результат материальной деятельности людей. К материальной культуре принадлежат способы производства, его технология, орудия труда, жилище, одежда, быт, и т.д. Именно материальная культура создает уровень жизни общества, характер материальных потребностей и их удовлетворение.

Материальная культура характеризует процесс взаимодействия человека с природой и процесс собственного воспроизводства. В процесс воспроизводства человека входят составной частью семейно-брачные отношения и физическая культура. В понятие физической культуры объединяют культивирование физических возможностей человека, гармонизацию его физических качеств, двигательных навыков и умений. Ее алгоритмы многолики и включают в себя различные виды спорта, гимнастики. К культуре физического развития следует отнести и все моменты, которые образуют процесс врачевания, деятельность в области медицины, которая дает возможность сохранять и восстанавливать возможности человеческого организма. Материальная культура в современных терминах науки получила название «искусственная среда».

Духовная культура – результат духовной деятельности людей. Она включает в себя науку и искусство, литературу и религию, мифологию и философию, образование, мораль и право. Духовная культура поясняет отношения человека к себе, к другим людям, к окружающему миру. Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности, производна от нее, ею определяется. Духовная культура объединяет различные виды деятельности человека: проективный, познавательный, ценностный, коммуникативный.

Однако, следует подчеркнуть, что деление культуры условно, т.к. материальная и духовная культура не существуют изолированно друг от друга. Единство материального и духовного – одна из особенностей функционирования культуры.

Особой областью культуры является художественная культура. Являясь духовной в своей основе, она имеет, как правило, изобразительный характер. Таким образом, художественная культура – это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Например, архитектура очень близка к технике, а, с другой стороны – к духовной культуре.

Иногда выделяют и социальную культуру. Она раскрывается в социальных отношениях, показывает процессы, происходящие в обществе (организация политической власти, типы управления и стили лидерства, правовые и моральные нормы).

В узком понимании культура – это нормы и ценности человека, группы, общества.

Нормы – это стандарты поведения.

Ценности – это способность вещей или явлений удовлетворять потребности человека или общеста. В определенном наборе ценностей проявлется отношение к жизни, представления человека о том, что является наиболее важным и значимым. В соответствии со сферами общественной жизни выделяют ценности материальные и духовные, утилитаристские и социально-политические. Поскольку мир культуры, мир ценностей зависит от оценок людей, то ценности могут оказаться подлинными, вечными, а могут оказаться и временными, мнимыми. Подумайте, какие ценности можно назвать общечеловеческими или вечными.

В зависимости от носителя, культура разделяется на национальную и мировую. Национальная культура - это продукт деятельности одного народа. Особенностью функционирования культуры является самобытность и неповторимость, уникальность культуры каждого народа. Многообразие культур народов, населяющих наше планету, является объективной реальностью и вызвано к жизни особенностями каждого народа. Мировая культура – это совокупность лучших достижений всех национальных культур.

Культура представляет собой социальное явление и выступает как фактор возникновения и развития социальных отношений. Поэтому культура может быть рассмотрена с позиций выявления тех функций, которые она выполняет в обществе.

Функции культуры :

1) познавательная (состоит в том, что культура дает людям возможность познать свою историю, опыт, возможности).

2) регулятивная (культура через систему норм и ценностей регулирует социальные отношения).

3) коммуникативная (культура формирует условия и средства человеческого общения, обеспечивает связь между поколениями).

4) интегративная (освоение культуры формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе, народу, нации, религии и т.д.)

5) воспитательная функция или функция социализации (под влиянием культуры человек формируется как личность). Процесс вовлечения человека в общественную жизнь, усвоение им культуры общества называют социализацией личности .

Таким образом, изучение культурологии, основ мировой и украинской культуры должно способствовать формированию каждого студента как гармонично развитого человека, профессионала высокого уровня.

Основные этапы развития мировой культуры.

Культура – это то, что выделяет человека из природной среды. Поэтому возникновение культуры связывают со временем выделения человека из животного мира.

I этап развития мировой культуры – культура первобытного общества или архаическая культура с момента появления человека -2,5 млн. лет назад – до IV тыс. до нашей эры

II этап развития мировой культуры – культура древнего мира или культура цивилизаций - IV тыс. до нашей эры – V век нашей эры

III этап развития мировой культуры – культура средних веков - с V века н.э. – до сер. ХVII века

IV этап развития мировой культуры – культура нового времени - с сер. ХVII – 1917 г.

V этап развития мировой культуры – культура новейшего времени 1917 г .– до наших дней.

Каждый этап в истории культуры - это своеобразный мир со своим особенным отношением к человеку, к жизни, к природе, со своим мировоззрением, идеалами, желаниями и потребностями. Изучая их, мы познаем, как жили и о чем думали люди предшествующих поколений.

Что такое «Мировая культура», «Мировые глобальные процессы», «культурная аномия»? Приведите примеры взаимовлияний

культура древний рим

Мировая культура - это совокупность культурного наследия всего мира, некая сумма общечеловеческих ценностей, которая аккумулирует, адсорбирует и развивает лучшие черты национальных культур.

Мировые глобальные процессы - такие изменения, происходящие в мировой экономике (инновационные процессы), информатике (процессы виртуализации), государственном устройстве (процессы регионализации), демографии (процессы перераспределения народонаселения), которые касаются всех стран, всех народов, каждого человека самым радикальным, неожиданным, конфликтным образом.

Культурная аномия - отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать идеальным общественным нормам.

Назовите высшие нравственные (духовные) ценности человека

Дайте определение каждой ценности, приведите примеры. Нравственные ценности - это актуальное понятие, или сегодня можно обходиться без них?

Высшие нравственные ценности человека

  • · Добро как противопоставление злу - это бескорыстное и искреннее стремление человека к благу (помощи, спасению) по отношению к окружающим и себе. Человек просто изначально сознательно выбирает сторону добра, в дальнейшем развиваясь именно в этом направлении, координируя свои поступки с тем, что ассоциируется с добром.
  • · Милосердие или сострадание предопределяет снисхождение к слабому, увечному, больному или даже просто несовершенному. Отказ от осуждения и готовность помочь, вне зависимости от степени его достоинств, - это милосердие.
  • · Всеобщее счастье - это проекция собственного благополучия на человечество в целом, известное также как гуманизм. Противопоставляется человеконенавистничеству и эгоизму.
  • · Спасение - это культивируемое разными религиозными и философскими учениями состояние духа, к которому человеку стоит стремиться, и ради которого имеют смысл нравственные поступки и уклад жизни.
  • · Честность - еще одна из высших нравственных ценностей. Самый простой способ определить уровень моральности человека - это проследить, насколько часто он лжет. Единственное практическое оправдание лжи - ложь во спасение.

С помощью соблюдения нравственности человек может внутренне расти, совершая благородные поступки и самосовершенствуясь. Неважно, что для многих окружающих такое благородство и доброта кажутся бессмысленным и неоправданными. Для самого нравственного человека это единственный способ развиваться и подниматься на новый уровень своей духовной жизни.

Современная идеология решила проблему иначе -- она лишила человека высших ценностей. И вправду, зачем какая-то борьба и раздвоенность, если можно раз и навсегда сделать выбор в другую сторону -- в пользу потребностей и желаний? Тогда наступит ничем не омраченное счастье -- достаточно наладить пути удовлетворения потребностей, освоив несколько нехитрых приемов. Когда их удовлетворение видится за счет других -- приемы будут посложнее, ведь у других тоже есть потребности, и бескорыстно удовлетворять наши они не согласятся. Отличное решение! Каким же глупым было человечество на протяжение всей истории, что мучилось и не могло додуматься до такого простейшего выхода!

Но постойте, а какой ценой нам дается этот выход? Стремление к удовлетворению своих физиологических и эмоциональных потребностей свойственно и животным, и им тоже неведома раздвоенность… И чем тогда мы отличаемся от животных? И действительно, поборники этой идеологии упорно пытаются нам доказать, что от животных мы ничем принципиально не отличаемся… Что представляет из себя человек, если вычесть нравственные ценности, убеждения, веру, верность, понятие о добре и зле? В чем смысл такой жизни? Каковы отношения, в которых люди друг друга только используют? И чем это все может обернуться?

Все-таки, от животных мы отличаемся и без высоких ценностей, и часто -- к сожалению. В отличие от животных, человек ненасытен и легко идет против природы и целесообразности. Он не связан диктатом инстинктов и наделен воображением. И его разгулявшиеся потребности могут быть чудовищны и опасны -- и для других, и для него самого. Мы наблюдаем маньяков-убийц, садистов, грабителей, педофилию, проституцию, брошенных детей и родителей, алкоголизм и наркоманию… -- список можно продолжать долго.

Но даже вполне «приличные» потребности никогда не удовлетворяются вполне -- они бесконечно множатся и беспорядочное их удовлетворение в конце концов ведет к тоске пресыщения, но не к удовлетворенности. Вот нам и наше счастье! Это логичная цена современной философии «не дай себе засохнуть » и «бери от жизни все». Может, все-таки не так уж глупы были наши предки, когда искали счастье и смысл жизни в победе чего-то высшего над низшими интересами? Может такие эфемерные вещи, как убеждения, идея, путь, вера, нравственность -- не так уж эфемерны и мы поспешили, объявив их архаизмом?