Подгот группа рисование на тему разные народы. Конспект занятия на тему: «Мы — разные» (подготовительная группа)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 89 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия на тему « Я горжусь своей страной! »

(подготовительная группа)

Выполнила : Кулеш Надежда Александровна

Должность: воспитатель

Конспект НОД включает в себя следующие базовые понятия :

Родина, страна, Россия, страны мира, планета, дети, люди разных национальностей, дружба народов мира, любовь к Родине, гордость за свою страну.

Конспект НОД имеет практическое назначение : дети могут посмотреть и показать свою страну на глобусе.

Тем самым у детей формируется представление о своей родной стране России и о сплоченности всего мира, о том, что все люди мира живут на одном “круглом” земном шаре.

Цель:

— Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей и гордиться своей Родиной – Великой страной Россией.

Образовательные задачи:

— Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов.

— Закреплять знания о том, что люди различных национальностей имеют свою культуру, обычаи, национальные традиции, имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни.

Развивающие задачи:

— Развивать память, творческое воображение, логическое мышление, координацию речи с движением.

Воспитательные задачи:

— Воспитывать чувство гордости за нашу Родину – Великую страну Россию. — — Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей.

Материал: глобус, российский флаг, герб, магнитофон, аудиозапись мелодии «У моей России».

Ход занятия:

1. Вводная часть.

— Глобус - это макет нашей планеты Земля. Ребята, в какой стране мы с вами живем? (Россия). Широка и необъятна наша Родина Россия! Самая красивая, “ душевная”, родная и любимая, как мама.

— Есть на карте мира и другие страны, назовите их. (Италия, Франция, Украина и др.).

— А сейчас поиграем в игру «Кто, где живет?» (с мячом).

— Я называю страну, а вы называете народ, который там живет.

Россия – россияне;

Америка - …

Япония - …

Китай - …

Англия - …

Франция - …

Италия - …

Индия - ….

2. Основная часть .

— Вместе с нами на земном шаре живут люди разных национальностей. Они различаются по цвету кожи, национальным традициям. Каждый народ имеет свой родной язык, культуру, обычаи, любимые песни и танцы.

— Ребята, как вы думаете, людям разных национальностей надо дружить друг с другом? (Да)…

— Что обозначают эти цвета на глобусе? (Дети отвечают).

— Ребята, как вы думаете, чем похожи дети всех стран? (Ответы детей).

— Конечно, очень много общего у вас и детей других стран. Все дети Земли, несмотря на цвет кожи, национальность, одинаково плачут, смеются, любят петь и танцевать, ходить в детский сад и школу, любят бегать и шалить, смотреть мультики, заниматься спортом и играть в разные игры.

— Ребята, а что бы мы могли пожелать людям всей Земли? (ответы детей).

— Можем пожелать жить в мире и согласии, беречь, не обижать животных и птиц, много трудиться на благо и процветание своей страны, дружить друг с другом.

Пальчиковая гимнастика:

— Давайте, люди, дружить друг с другом,

Как птицы с небом, как травы с лугом.

(руки вверх, наклон вниз)

Как ветер с полем, поля с дождями,

(машем руками)

Как дружит солнце со всеми нами.

(Все дети, стоя в кругу, соединяют ладони вместе, изображая солнце).

— Засияло солнце, а помогли нам в этом наши ладошки.

3. Заключительная часть.

— Мы надеемся, что когда вы вырастите, будете добрыми людьми и никому не дадите в обиду нашу планету!

(Воспитатель читает стихотворение)

«Наша планета».

Давайте беречь от невзгоды любой

Большой и доверчивый шар голубой!

Давайте, ребята, назло непогодам

Обнимем планету своим хороводом,

Развеем над нею тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим.

— Каждый гражданин должен гордиться своей Великой страной. И мы гордимся тобой - Россия!

(Прослушивание песни «Моя Россия».)

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша – это мы с друзьями.

Припев:

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей!

— А теперь давайте все вместе составим рассказ « Я горжусь своей страной! »

Я буду говорить вам начало предложения, а вы по очереди его продолжать.

— Я горжусь своей страной, потому что …… (продолжает Лена К.)

— Я горжусь своей страной, потому что …… (продолжает Глеб В.)

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе.

«Дружба. День народного единства».
Цель: Расширение знаний детей о Родине.

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай.

Оборудование: Карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; аудиозапись песни о Родине;

Звучит в аудиозаписи песня о Родине.

Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)

Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.

Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)

Рассматривание карты России.

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

Наша страна называется … (Россия).

Наша страна очень … (большая, огромная).

В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).

Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, башкиры, татжики, кыргызы, украинцы)

Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

Русские народные праздники-Масленица, Рождество, Пасха и др.

У татжикского народа -п раздник подснежников(праздник прихода весны), праздник тюльпанов -Сайри лола (время сбора первого урожая).

У башкир самый любимый праздникСабантуй – праздник окончания посевных работ.На празднике Сабантуя проводятся множество соревнований- это соревнование по традиционной борьбе на поясах,конные скачки, перетягивание канатаи обязательное угощение.

У узбеков празднуется Навруз –новый день.В весеннее время просыпается природа после зимней спячки. Своим обновлением символизирует начало нового года. Стол должен быть накрыт по особому щедро.Чем богаче будет стол, тем щедрее будет грядущий год

У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но все мы живём в России.

Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина?

Посмотрите, что особенного в таджикском, узбекском, кыргыском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен костюм, преобладает геометрический орнамент.)

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

Ребёнок читает стихотворение.

В день солнечный июльский –

Цветы, цветы вокруг!

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой –

Деревья до небес!

Могуч язык наш русский,

Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти –

Он всякий час со мной,

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)

У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)

Любимым национальным блюдом русского народа являются пельмени и блины. У таджиков – самса, пирожки из слоёного теста, манты. У узбеков – плов, блюдо из мяса и риса. Кыргызы любят бешбармак - мелко накрошенное отварное мясо с лапшой,

Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».

Берегите Россию,

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе!

А сейчас мы с вами отведаем угощения которые вы принесли это и блины, хворост и различные лепёшки.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе

Тема: Какие народы живут в России.

Цель: Расширение знаний детей о Родине.

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай.

Оборудование: Карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; магнитофон; аудиозапись песни о Родине; книги со сказками народов России; платки.

Звучит в аудиозаписи песня о Родине.

Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)

Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.

Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)

Рассматривание карты России.

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

  1. Наша страна называется … (Россия).
  2. Наша страна очень … (большая, огромная).
  3. В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).
  4. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи и др.)

Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)

А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое кумыс? (Напиток, приготовленный из кобыльева молока.) Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов и орочей самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник? (Посвящён медведю.)

У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)

Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.

А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.

Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Физпауза. Башкирская народная игра «Юрта».

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, весёлые ребята,

Соберёмся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

Ребёнок читает стихотворение.

В день солнечный июльский –

Цветы, цветы вокруг!

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой –

Деревья до небес!

Могуч язык наш русский,

Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти –

Он всякий час со мной,

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

Рассматривание книг со сказками разных народов России.

Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)

Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

Рассматривание изделий народных промыслов.

Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.

Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.)

Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины и ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.

У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)

Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей – халва, пахлава. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак.

Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».

Берегите Россию,

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе!

Дети исполняют песню о Родине.

Девочка в русском национальном костюме заносит блины и всех угощает.


Марина Горбунова
Занятие в подготовительной группе по ознакомлению детей с традициями разных национальностей, населяющих наш город.

Задачи :

Образовательная задача : познакомить детей с историей , культурой,

традициями народов , населяющих наш город ;

Развивающие задачи : развивать познавательные интересы старших

дошкольников; стимулировать стремление знать как можно больше о родном

городе и народах , населяющих его ;

Воспитательная задача : воспитывать уважительные, дружелюбные чувства

к людям разных национальностей .

Оборудование : дидактическая игра «Народы города Чапаевска » , карточки с

изображением народов, карточки с изображением традиционных жилищ .

Предварительная работа : заучивание стихотворения В. Степанова

«Российская семья» , беседа о народных традициях .

Словарная работа : подполье, фундамент, хата, срубная изба, каркас, сени,

известняк, хлев.

Логика образовательной деятельности :

1. Организационный момент.

Воспитатель : В какой стране мы живем? (Россия) .

Воспитатель : Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не

только леса, поля, реки и города . Страна – это прежде всего люди, которые в

ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных

народов, ее населяющих . А народов этих очень много. Даже в нашем городе

проживают люди разных национальностей . Это русские, татары, чуваши,

мордва, украинцы, армяне, азербайджанцы. Каждый народ говорит на своем

языке, имеет свою историю, культуру, традиции .

Воспитатель : Что такое народные традиции ? Да, это то что передается из

поколения в поколение, т. е. народные праздники, свадебные обряды и многое

другое. У каждого народа свои народные традиции . Но это не делает один

народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает

богатой и разнообразной культуру России . Каждый народ по капле вносит

свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У

каждого народа свои песни, сказки, блюда, национальные костюмы . Но у

всех у нас одна Родина – Россия.

Чтение ребенком стихотворения «российская семья» В. Степанова.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один - черкеску носит,

Другой – оленевод.

Один – рыбак с рождения,

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой – готовит мед.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас – у всех одна.

2. Основная часть.

Воспитатель : Сегодня мы познакомимся с народами , населяющими наш

город . Большую часть составляют русские, но есть и другие национальности .

Люди каких национальностей проживают в нашем городе ?

Традиционным жилищем для русских являлась деревянная срубная изба с

подпольем (рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций)

Каркас жилища собирали из бревен, сложенных в горизонтальные венцы и

скрепленных различным способом. Сруб из 12-15 бревен-венцов ставили на

фундамент из дубовых стоек, камня или известника. Такие дома есть в нашем

городе в Титовке , Губашево.

Познакомимся с внутренним убранством традиционного жилища . Мебели в

нем было не много : лавки, неподвижно укрепленные вдоль стен избы,

переносные скамьи, иногда стулья, стол, посудные и другие полки. Примерно

четвертую часть избы занимала русская печь. В жилище печь

всегда была большой, так как играла важную роль в жизни семьи : в ней

готовили пищу, пекли хлеб, на ней спали, лечились ее теплом, сушили

одежду, а иногда в ней даже мылись. Как правило, летом печь топили один

раз – утром, приготовляя пищу для семьи и скота, потом закрывали отверстие

в печи заслонкой – и еда была теплой в течение всего дня. Печь работала

лучше всякого термоса.

Рядом с домом был хозяйственный двор. В специально огороженных местах

держали скот : в сарайчиках – свиней, овец, даже птицу, в конюшне –

лошадей, а в утепленных хлевах – корову с теленком. Двор мог примыкать к

жилому дому или сзади, или сбоку.

Воспитатель : А традиционным жилищем для татар была рубленная из

дерева изба.

Для чувашей изба с крыльцом без сеней.

Для мордвы деревянная изба без фундамента.

Для украинцев – хата.

Для армяней глжатун (тун) .

Для азербайджанцев двухэтажный дом с плоской крышей.

Воспитатель : Современные татары, мордва, чуваши, украинцы, армяне,

азербайджанцы, русские живут в квартирах. И только узнают от своих

бабушек именно так, как вы видите на картинках выглядят истинно

национальные жилища . И используют в оформлении интерьера квартиры

элементы орнамента, цветовые сочетания, характерные для своей

национальности .

3. Заключительная часть.

Дидактическая игра «Народы города Чапаевска »

Необходимо взять карточку и назвать национальность и подобрать

традиционное жилище для этой национальности .

Мария Кириенко
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Культура разных народов»

Цель : формирование уважительного, толерантного отношения к культуре других народов .

Задачи :

Обогащать представления об отдельных элементах культуры других народов (язык, одежда, народное искусство , обычай, игры) .

Воспитывать познавательный интерес к культуре других народов .

Формировать навыки практического применения информации в игровой, речевой, двигательной деятельности.

Оборудование : аудиозапись песен (русской народной и алтайской , иллюстрации с изображением людей разных национальности в национальных костюмах, настольно - печатная игра «Особенности быта разных народов »

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята сегодня к нам обратились дети из старшей группы , они попросили нас рассказать им о культуре и традициях разных народов . Ребята я вам предлагаю сделать книгу своими руками, в которой мы расскажем внешние различие людей разных национальностей .

Воспитатель : Ребята вы согласны сделать книгу для детей старшей группы ?

Дети : Да

Воспитатель : Что мы можем в ней разместить?

Дети : Рассказы о культуре разных народов , картинки, рисунки, фотографии, пословицы, поговорки, игры.

Воспитатель : Молодцы, как вы хорошо все придумали! Начнем мы эту книгу с культуры русского народа .

Воспитатель : Русская культура очень богата и красива, она славилась во все времена и известна всему миру. Русские люди имеют свой язык, при помощи которого общаются друг с другом. Они бережно относятся к нему, стараться говорить правильно. Особенности русского языка отражаются в песнях, сказках и пословицах.

Воспитатель : Ребята, а вы какие знаете пословицы о языке и хороших словах?

Дети : «Язык до Киева доведет» , «Хорошие речи приятно и слушать» , «Ласковое слово и камень растопит» , «Доброму слову – добрый ответ» .

Воспитатель : Молодцы ребята, русские народные сказки передавались из одной деревни в другую, из одного дома в другой, из одних уст в другие, и так дошли до наших времен. А какие русские народные сказки вы знаете ?

Дети : «Репка» , «Курочка Ряба» , «Теремок» , «Заюшкина избушка» .

Воспитатель : Мы с вами рисовали на прошлом занятие по мотивам русских народных сказок , давайте мы с вами возьмём и подберем рисунки, которые вложим в нашу книгу.

Дети выполняют задание.

Воспитатель : Молодцы, как хорошо получается! Вы знаете, что у русского народа очень красивые песни. В давние времена молодые девушки и парни собирались вечерами за околицей, пели песни и водили хороводы. Давайте и мы с вами поводим хоровод.

Звучит аудиозапись русской народной песни «Во поле береза стояла» , дети вмести с воспитателем, водят хоровод.

Воспитатель : Ребята давайте вспомним, какую одежду носил русский народ в давние времена и какую одежду носят сейчас, а также какие предметы использовались раньше и какие существуют сейчас. А в этом нам с вами поможет игра «Старинное – не старинное»

На проекторе появляются изображения сарафана, косоворотки, лаптей, сундука для хранение одежды.

Воспитатель : Дети вы должны назвать предмет одежды и сказать, старинная это вещь или современная, что вместо сарафана, косоворотки и лаптей носят в наше время.

Информация для воспитателя :

Сарафан – женская русская одежда, безрукавая, с проймами для рук и поясом. Сарафан заменен на платья и юбки.

Косоворотка – рубаха с косым воротом. Современные люди носят рубахи но уже не с косым воротом, а также футболки.

Лапти – короткая плетенная обувь, которую плели из лыка, реже из коры дерева. Сейчас вместо лаптей носят туфли, ботинки, сапоги и т. д.

Сундук – ящик с крышкой для хранения одежды и утвари. Современные люди хранят одежду в шкафах, гардеробах, комодах.

Воспитатель : Русский народ очень гостеприимный , гостей встречают с хлебом – солью да угощают традиционными блюдами. Кто знает какими?

Дети : Пельмени, блины, щи, шанежки и т. д.

Воспитатель : Здесь на столе лежат иллюстрации, на которых изображены представители разных национальностей в национальных костюмах. Выберите, пожалуйста, людей в русских костюмах; эти иллюстрации мы поместим в книгу для детей старшей группы . Продолжим изготовление нашей книги. Следующий народ , о котором мы расскажем в ней, - алтайцы. Где они проживают?

Дети выполняют задание.

Дети : В Республике Алтай.

Воспитатель : Да, действительно, алтайцы проживают в этой республике. Скажите мне, на каком языке говорят алтайцы?

Дети : На алтайском,

Воспитатель : Давайте с вами послушаем, как звучит алтайский язык.

Звучит аудиозапись алтайской народной песни .

Воспитатель : Одежда алтайского народа отличается от русской одежды. Посмотрите на картинки.

На проекторе появляются слайды с изображением одежды алтайцев : блузки, юбки, жилеты – женская одежда; длинные рубахи, широкие брюки, жилеты, халаты – мужская одежда.

Воспитатель : И женщины и мужчины носили длинные сапоги без каблуков. Были характерны длинная рубаха с широкими рукавами и открытым воротом и широкие штаны, которые обычно шили из покупной ткани, иногда из кожи. Сверху надевалась свободная овчинная шуба до пят (мехом внутрь) с большим запахом на правую отсрочу - тон. Шуба подпоясывалась широким куском ткани и носилась не только зимой, но и летом. Иногда летом вместо шубы надевали подобный ей по покрою суконный или матерчатый халат с большим отложным воротником из цветной ткани. Женщины поверх шубы или халата носили длиннополую распашную безрукавку-чегедек, обычно отороченную яркой тканью или позументом. На голове носили мягкую цилиндрическую или округлую шапку из цветной ткани, подбитую мехом чёрного барашка.

Воспитатель : Ребята скажите, как называется самый большой праздник алтайских народов ?

Дети : Эл – Ойын.

Воспитатель : Алтайцы очень тщательно готовятся к этому празднику, он готовят разные национальные блюда . Как они называются?

Дети : Теертнек - алтайский национальный хлеб, Кан - кровяная колбаса, Чегень - кислое молоко, Кочо (мясной суп с крупой) .

Воспитатель : На празднике юноши и мужчины состязаются в беге, прыжках, национальной борьбе и конных скачках. А еще во время праздника алтайцы очень любят играть в разные национальные игры . В одну из них мы сейчас с вами поиграем, называется она «Белый шаман»

Условия выполнения :

Играющие ходят по кругу и выполняют различные движения. В центре круга водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становиться на колени и бьет в бубен, затем идёт к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила : если водящий неправильно воспроизвел ритм, то он выходит из игры.

Воспитатель : Ребята, среди картинок на столе выберете те, на которых изображены люди в алтайском национальном костюме.

Дети выполняют задание.

Воспитатель : Ребята мы с вами вспомнили о людях русской и алтайской культуры .

Воспитатель : Что бы дети старшей группы узнали о культуре этих народов , мы с вами в нашу книгу вложим вот такие карты, с которыми сейчас поиграете и вы, а потом и дети старшей группы .

Игра «Особенности быта разных народов »

На перфокартах (лист бумаги формата А4, по разным сторонам , которого нанесены изображения, а в центре – вырезанный прямоугольник) изображены люди в национальных костюмах, жилище, и традиционные изделия народных мастеров –представителей русских и алтайских народов . Дети выполняют задание, подкладывают под перфокарту лист бумаги и проводят на нем линии. Нужно красным карандашом соединить изображения, которые относятся к культуре алтайских народов , а синим русских.

Воспитатель : Ребята как вы думаете, эту игру можно поместить в нашу книгу?

Дети : Да.

Воспитатель : Я тоже думаю, что она понравиться детям старшей группы .

Воспитатель обращает внимание детей на оформленные листы книги.

Воспитатель : Посмотрите, какая красивая книга получается у нас. В следующий раз мы продолжим рассказывать в ней о культуре других национальностей. Думаю, что наша книга понравиться всем детям.

Занятие окончено .