Народы мира подготовительная группа. Конспект оод в подготовительной группе

Людмила Батурина
НОД по окружающему миру для детей подготовительной группы «Жизнь народов Севера»

Программное содержание :

1. Расширить и закрепить знания детей культуре , быте коренных народов Севера .

2. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей ;

3. Прививать интерес к народам севера и уточнить , чем богат этот край.

4. Развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;

5. Воспитывать уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси, желание больше узнать об их жизни ;

6. Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.

Предварительная работа :

Беседа о Ханты-мансийском округе , рассматривание иллюстраций на тему : “Северный край” , чтение хантыйских и мансийских сказок, рассказов, ознакомление с загадками, пословицами народов севера , составление рассказов на темы : “Где мы живем?”, “Наш город”, дидактические игра “Что лишнее?”, подвижные игры “Хэйро” (солнце) и т. п.

Словарная работа :

чум, оленевод, малица, стойбище, коренные народы .

Материал :

глобус, карта Тюменской области, гимнастические палки, ткань, скотч, макет стойбища, куклы в национальных костюмах, д\и «Собери целое из частей» , музыкальное сопровождение песней «Югра-сестра моя-Югра»

Литература :

Л. В. Федоров. Северные родники . Тюмень,2001г.

Арктика –мой дом. Москва. 2001г.

Дудников Н. Е. Мой дом Север . - М., 1998

Копцева Т. А. Природа и художник. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.

Набор фотографий "Северный край "

Приложение к журналу "Северные просторы " № 3-4, 1996.

Турутина П. Г. По тропам моих предков и моего детства. - Челябинск : ПО "Книга", 2000.

Ход НОД.

Воспитатель : Ребята скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живем?

Дети : Россия.

Обозначим на глобусе флажком нашу страну.

Воспитатель : Как вы думаете, какая Россия по величине? (ответы детей )

Воспитатель : Правильно, Россия – это большая и прекрасная страна. Мы с вами не просто жители, мы настоящие граждане этой страны. Наверное, проживает в ней много людей разных национальностей.

Дети : русские, ханты, татары, чуваши, ненцы, таджики, грузины, армяне, и т. п. (обращаю внимание на кукол в мини-музее «Кукла в национальном костюме» )

Воспитатель : А чем народы отличаются друг от друга?

Правильно, они могут отличаться внешностью. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ , поэтому русский язык является главным в нашей стране : на нем разные народы общаются между собой.

Воспитатель : Ребята скажите, в какой области мы с вами живем?

Дети : В Тюменской (рассматривание карты Тюменской области) .

Воспитатель : Наша Тюменская область очень большая и богатая, большую часть области занимают северные широты , в ней проживают много национальностей. Дети, кто из вас знает и может перечислить коренное население Севера ?

Дети : Ханты, манси, ненцы, коми

Воспитатель : Правильно коренное население севера – это ханты и манси . Живут они здесь очень давно. Это смелые и мужественные люди. Природа Севера суровая и жить там нелегко.

И я предлагаю вам сегодня отправиться в гости к ним, посмотреть, как они живут. (Рассказ сопровождается показом на макете)

Воспитатель : Поселение хантов называется – стойбище. Традиционный дом ханты и манси чум - летнее и зимнее жилище. Как вы думайте, из чего его делают?

Дети : Чумы делают из оленьих шкур (Артем расскажет про чум из своей книжки – малышки «Сколько братьев у нашего дома» ).

Воспитатель : А вы знаете, что огонь это для хантов имеет символическое значение. Символ огня - благопожелание - пусть огонь не гаснет в вашем чуме, то есть пусть никогда не закончится ваш род (показ на макете) . В центре чума разжигали костер. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - чистая посуда.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, легко построить чум? Посмотрите, из чего можно построить чум? (Дети подбирают материал в группе для строительства чума).

Игра «Кто быстрее построит чум»

Детям нужно собрать палки в пучок и вверху закрепить скотчем, поставить на пол и развести палки-жерди в разные стороны. Сверху укрыть тканью - чум будет готов.

Воспитатель : Каких животных разводят на севере ?

В тундре он бродит большими стадами,

Словно короной, красуясь рогами.

Важен он в жизни полярных народов-

Транспорт надёжный для дальних походов. (северный олень )

Дети : Оленей.

Воспитатель : Правильно, олень быстро бегает, их запрягают в упряжки, легко переносит мороз. Его копыта не проваливаются в снег, так как при ходьбе его копыта раздвигаются, и лапа становиться шире. Питается олень мхом - ягелем, ягодами, грибами. Их очень много в тундре. Просто так грибы нельзя трогать руками, если олень почует, что человек трогал гриб, он его есть не будет.

Воспитатель : Ребята, а какая основная профессия хантов?

Дети : Оленевод.

Воспитатель : Они ведут кочевой образ жизни . Съедят олени корм и идут дальше. А за ними оленеводы.

На чем переезжают оленеводы? Отгадайте загадку.

«Олень от них убегает, а они не отстают» .

Воспитатель : Молодцы, это сани, но на языке хантов, они называются нарты.

Посмотрите, что в руке у оленевода?

Дети : Палка, шест.

Разминка «У оленя дом большой»

У оленя дом большой

Он глядит в свое окошко

Зайка по полю бежит

И к нему стучит :

Тук-тук, дверь открой

Там в лесу охотник злой,

Зайка - зайка забегай Лапу мне давай!

Воспитатель : Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает хантов, но и является для них транспортом, еще ханты ездят на собачьих упряжках.

Северный край нашей области очень богат реками и озерами, поэтому

кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством.

Какую рыбу могут поймать рыболовы?

Дети : щука, окунь, карась, язь.

Малоподвижная игра «Ручейки и озера» .

Дети строятся по 3 колоны, Звучит быстрая музыка «ручейки» – дети бегают цепочкой друг за другом, медленная музыка «озера» - становятся в круг. Затем повторяется 3-4 раза.

Воспитатель : Как вы думаете, чем ханты могут питаться?

Как и все женщины хантеечки делают летом припасы : вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку.

Еще женщины делают нитки из крапивы – их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки.

Посуду ханты изготавливают из бересты, дерева.

Дети хантов помогают своим родителям : девочки – мамам, мальчики – папам. С юных лет родители обучают своих детей ремеслу . Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д., а отцы обучают сыновей ловить рыбу, охотиться.

Воспитатель : У северных народов свои песни и танцы , игры не похожие на русские народные .

Подвижная игра «Полярная Сова и евражки» .

Цель : Развивать внимание, ловкость, быстроту.

Полярная сова находится в углу зала, остальные играющие евражки. Под музыку евражки ходят по залу как по тайге. По сигналу «Ночь» , евражки останавливаются «замирают» , не шевелятся. Полярная сова облетает всех евражек и того, кто пошевелиться уводит с собой, забирает.

Воспитатель : Посмотрим на одежду - хантов.

Просмотр слайдов

Воспитатель : – Ребята, как вы думаете, зимой холодно в тундре?

Дети : – Холодно.

Воспитатель : – В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, завывают метели. И чтобы не замёрзнуть, жители тундры шьют себе специальную одежду.

Загадка :

“В одну дырку влезешь, а из трёх вылезаешь”

Дети : – Малица.

Воспитатель : – Кто нам расскажет про малицу?

Дети : Малица – сплошная мужская шуба из оленьего меха с капюшоном.

Воспитатель : – На ногах мужчины носят длинные сапоги, сшитые из оленьего меха. Как они называются?

Дети : – Кисы.

Воспитатель : – Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не бросает и не снимает.

Ребята, вспомните, как называется женская шуба?

Дети : – Ягушка (рассматривают ягушку) .

Воспитатель : – Чем отличается ягушка от малицы?

Дети : – Ягушка – женская одежда, у неё разрез впереди и нет капюшона. Она надевается, как пальто.

Воспитатель : – Мы с вами говорили, что для мужчины пояс – гордость. Что является гордостью для женщины?

Дети : – Сумочка.

Воспитатель : В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т. д. Ханты очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бисера, цветных ниток.

Игра-воображение «Мы попали на Север »

Цель : Расширение представлений об особенностях народов Севера .

Дидактическая игра «Собери целое из частей»

Цель : Умение составлять целое из частей.

Но для этого надо разбиться на 3 группы . Ребята, у кого в одежде есть, желтый цвет подойдите к желтому кубику, синий – к синему кубику, а у кого нет в одежде ни желтого, ни синего цвета подойдите к красному кубику. Теперь у нас команды!

(звучит песня «Югра-сестра моя-Югра» )

Что вы собрал? (чум, нарты и т. д.)

Воспитатель : Посмотрите, что сияет над чумом?

Дети : Это северное сияние .

Северное сияние очень красивое зрелище, как яркие ленты на небе. Оно ярче радуги. Иногда полыхает несколько часов, а иногда сразу гаснет.

Игра «Какой, какая?» .

1. Север какой (суровый, красивый край)

2. Погода какая (морозная, холодная, студеная)

3. Пурга что делает (заметает, воет, бушует)

4. Северное сияние какое (красивое, сказочное, разноцветная)

5. Олень какой (красивый, добрый, смелый)

6. Тундра какая (безлесная, снежная, красивая)

8. Зимой какая ночь (полярная)

9. На чём коренные жители передвигаются по тундре?

10. Какие животные живут на Севере ?

11. Что едят олени? (ягель, мох) .

Что новое вы узнали сегодня?

Какие новые слова вы запомнили?

Какие трудности были для вас.

Конспект занятия на тему: «Мы - разные» (подготовительная группа)

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

Цель : воспитание гуманности, формирование позитивных, уважительных отношений дошкольников к людям разных народов .

Задачи : Уточнить знания детей о России, ее большой территории. Закрепить представление о том, что в России живет много разных народов . Воспитывать любовь и интерес к своей Родине – России.

Ход занятия.

Ребята, я предлагаю вам сесть в круг, передавая клубочек волшебных ниток и говорить любому ребенку, что у меня сегодня хорошее или прекрасное настроение, потому что ….». Каждый, кто передает и кому передается волшебный клубок, наматывает кусочек нитки на свой палец». Показать, как это нужно делать. Продолжать игру до тех пор, пока все дети не окажутся связанными нитью.

- «Посмотрите, как мы все связаны одной нитью. Предлагаю слегкаее натянуть, для того, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого. Мы с вами – единое целое». Молодцы, присаживайтесь на свои стульчики.

Сегодня, мы поговорим о нас с вами, о том, какие мы разные .

Как же огромна и красива наша страна.

Мы с вами живём в стране, у которой очень красивое имя – Россия.

А кто из вас знает, почему у нашей страны такое название?

Чтение стихотворения.

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем.

Тебя по-славянски назвали – Россия.

Давайте, все вместе повторим это слово – Россия.

В нашей стране много всего удивительного : красивые города, природа и удивительные люди. Наша страна – многонациональное государство.

Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие по народам России, познакомимся с ними. А путешествовать мы будем на ковре-самолете. И первая наша станция : «Народы России» .

Рассматриваем и беседуем по слайдам или по картинкам « Разные народы » .

(рассматривание костюмов, национальной посуды) .

Чем похожи все народы и чем отличаются?

Сейчас мы проверим, одинаковые мы все или разные .

Следующая станция «Слушайте внимательно» .

Встанте в обруч те, у кого темные волосы;

Топните те, у кого есть брат;

Кивните головой те, кто мальчики;

Похлопайте те, у кого голубые глаза;

Встанте те, кто одет в шорты;

Поднимите руку те, у кого заплетены косички.

Видите, ребята, мы с вами все очень разные , у каждого из нас есть свои особенности, не говоря уже о том, что у каждого человека свой внутренний мир. И поэтому мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

Садимся на наш ковер- самолет и отправляемся дальше.

Физминутка «Мы- музыканты»

Следующая станция «Какой я» .

«У меня есть волшебный цветочек, но его лепестки опали. Нам нужно его собрать, а его лепестки подскажут нам, какие вы необычные. Каждый возьмет лепесток и положит себе на ладошку. Посмотрите, какой он красивый! А давайте будем себя хвалить, рассказывать о своих увлечениях, достижениях. Послушайте, как это сделаю я». (ребенок рассказывает о себе и прикрепляет лепесток к серединке) .

На этом наше путешествие с вами подошло к концу.

Беседа «Что мы узнали нового?

1. Где мы с вами побывали?

2. В какой стране мы с вами живем?

3. Про обычаи и традиции, каких народов мы вспомнили?

4. Костюм, какого народа вам больше запомнился?

А в заключении хочу сказать, что м ы должны уважать представителей всех народов, быть гостеприимными и честными в нашей дружбе.

Цель : формирование уважительного, толерантного отношения к культуре своего и других народов.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления о сходстве и различиях в культуре своего и других народов;

— воспитывать познавательный интерес к культуре своего и других народов;

— формировать навыки практического применения информации в игровой, речевой, двигательной деятельности.

Оборудование : детские рисунки о разных правилах приветствия, иллюстрации с изображением французов с пышными перьями на шляпах, индейцев с боевой раскраской на лицах, русских девушек с длинными косами, китайских женщин; географическая карта Европы; настольно-печатные игры «Какой сказке что подходит», «Наши соседи»; бумага, цветные карандаши, ножницы.

Ход занятия

Воспитатель . Ребята, к нам за помощью обратилась учительница школы Елена Ивановна. Она вместе со своими первоклассниками придумала оформить в классе «Уголок путешественника», где поместятся книги, энциклопедии. Здесь же будут находиться карта мира, а также игры, предметы, рассказывающие о культуре народов разных стран. Но Елена Ивановна очень хочет поместить в этом уголке не только то, что рассказывает о различии в культуре разных народов, но и игры, детские рассказы о том общем, что объединяет их культуру. Ребята из ее класса уже подобрали много книг, игр, рисунков, альбомов, марок, значков, сувениров, игрушек, рассказывающих о различиях в культуре разных народов. Но они не знают, как можно рассказать о том общем, что объединяет их культуру. И вдруг Елена Ивановна вспомнила, что в нашем детском саду есть ребята, которым много читали и рассказывали по этой теме. Она надеется, что вы им обязательно поможете в оформлении «Уголка путешественника». Ребята, вы согласны помочь Елене Ивановне?

Дети. Да.

Воспитатель . Как можно ей помочь?

Дети . Мы можем записать наши рассказы на диктофон и выслать, рассказать о наших играх, выслать наши рисунки, фотографии, картинки.

Воспитатель . Молодцы, вы все хорошо придумали. А чтобы ваши рассказы получились интересными, предлагаю вспомнить все, что вы знаете о культуре разных народов. Предлагаю поиграть в игру.

Игра «Наши соседи»

Оборудование: пирамида, состоящая из четырех граней, каждая поделена на четыре подвижные части. На каждой грани — картинки с изображением элементов культуры одного из народов мира: национальный костюм, архитектура, характерная для этой страны (пагода как символ архитектуры Китая, колоннады и широкие лестничные марши древнегреческих Афин как символ архитектуры Греции), национальное блюдо (блины у русских, рис у китайцев), государственный флаг.

Игроку нужно совместить четыре части граней пирамиды так, чтобы все они соответствовали определенной национальности.

Вариант 1. Ведущий предлагает ребенку собрать одну из граней пирамиды, показывает картинку с изображением людей в костюмах, просит сказать, к какой национальности они относятся; дает задание детям подобрать соответствующие картинки с характерным для этой страны жилищем или символом архитектуры, блюдом, флагом; предлагает рассказать, что они знают об этом народе.

Вариант 2. Ведущий раскладывает карточки изображением вниз, предлагает ребенку выбрать любую из них и сказать, что на ней изображено. По выбранной картинке игрок составляет одну из граней пирамиды, педагог с детьми оценивает правильность выполнения задания.

Воспитатель. Ребята, на одном из занятий мы с вами познакомились с тем, что люди разных национальностей отличаются друг от друга правилами поведения. Давайте рассмотрим ваши рисунки после этого занятия и вспомним о разных правилах приветствия, которые существуют во многих негритянских племенах.

Дети рассматривают свои рисунки и рассказывают о нарисованных правилах приветствия.

Ребята, обычаи, о которых вы сейчас рассказали, нам непонятны, потому что мы с ними не сталкиваемся, но каждый обычай, которому следуют разные народы, проверен долгой историей. Национальные традиции требуют понимания и уважения. Хотите узнать, что считалось долгое время признаком красоты, достатка и достоинства у разных народов?

Дети . Да.

Воспитатель . У французов долгое время признаком красоты, достатка и достоинства считались пышные перья на шляпах, у индейцев — боевая раскраска на лицах, у русских девушек — длинная коса, у китайских женщин — маленькие ступни.

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изображением французов с пышными перьями на шляпах, индейцев с боевой раскраской на лицах, русских девушек с длинными косами, китайских женщин.

Продолжим наш разговор о культуре разных народов. Ребята, кто из вас знает сказку «Колобок»?

Дети отвечают.

От кого вы ее услышали?

Дети отвечают.

Мама услышала эту сказку от своей мамы — бабушки, бабушка могла прочитать эту сказку в книге. А вот когда не было книг, как люди могли узнать, что было давным-давно?

Дети . Люди рассказывали друг другу об этом.

Воспитатель. Да, люди рассказывали друг другу о том, как нужно прилежно трудиться, помогать старшим, как нужно девочке уметь все делать по дому: шить, готовить, прибирать, вязать, вышивать. Что говорили о таких прилежных девочках?

Дети . Что они рукодельницы, хозяюшки, умницы.

Воспитатель . Вспомните сказки разных народов, в которых рассказывается о таких девочках.

Дети. Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица», эстонская сказка «Каждый свое получил», болгарская сказка «Благословенные орехи».

Воспитатель. Ребята, покажите на карте Европы, где находятся Россия, Эстония и Болгария.

Дети выполняют задание.

У каждого народа есть свои сказки, они написаны на разных языках, их герои носят разную национальную одежду. Однако если сказки читать внимательно, можно заметить сходство сюжетов, а самое главное — схожесть по смыслу. Что прославляется и осуждается в сказках, которые вы назвали?

Дети . Прославляются добро, прилежание, умение трудиться, осуждаются лень, грубость.

Воспитатель. Да, ребята, и в русских, и в эстонских, и в болгарских сказках говорится о торжестве труда, презрении к лентяям и лежебокам, справедливости и чести. Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, что содержание сказок разных народов во многом схоже.

Игра «Какой сказке что подходит?»

На картинках изображено содержание пословиц. Воспитатель предлагает подобрать к ним иллюстрации из сказок народов мира, содержание которых близко содержанию пословицы, и объяснить, почему они сделали такой выбор. Например, к сюжетной картинке, характеризующей содержание пословицы «Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит», дети смогут подобрать иллюстрации таких знакомых сказок, как русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо поганое», греческого мифа о Геракле; к сюжетной картинке с изображением содержания пословицы «Делай другим добро — будешь сам без беды» — иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», африканской сказке «Обезьяна, питон и заяц», индийской сказке «Человек и тигр».

Воспитатель. Ребята, так что же объединяет культуру разных народов?

Дети . Уважение к матери, труду, героям.

Воспитатель . Как бы ни отличались люди друг от друга, их культуру объединяет много общего: любовь к детям и родителям, уважение к старикам, бережное отношение к своим традициям, красота материнства. Достояние культур всех народов равноценно, представляет общую культуру землян. Если исчезнет одна культура, это будет потерей для других. Каждый человек должен не только знать, любить и беречь свою культуру, но и изучать, понимать, уважать культуру других народов. Почему?

Дети . Чтобы лучше узнать друг друга.

Воспитатель. Все верно, культурное наследие помогает народам лучше узнать друг друга и полюбить. Ребята, ваши рассказы, записанные на магнитофон, я отправлю нашим друзьям-первоклассникам. Что еще поможет им оформить «Уголок путешественника»?

Дети. Игра «Какой сказке что подходит», наш альбом с пословицами, поговорками разных народов, картинки, наши рисунки.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю всем вместе сделать «хоровод сказок» и подарить его нашим друзьям.

Дети рисуют цветными карандашами сказочного героя в национальном костюме из любой сказки народов мира на листе бумаги, сложенном «гармошкой» и вырезают. Образуют хоровод сказочных героев вокруг березки.

Посмотрите, какой дружный хоровод получился! Послушайте стихотворение.

Ребенок

На свете живут разноцветные дети,

Живут на одной разноцветной планете,

И эта планета на все времена

У всех разноцветных всего лишь одна!

Давайте, ребята, назло непогодам

Обнимем планету своим хороводом!

Развеем над нею и тучи и дым.

В обиду ее никому не дадим!

В. Орлов

Воспитатель. Наше занятие мне хочется закончить замечательной песней.

Дети поют песню «Если все вокруг подружатся» (муз. Е. Архиповой, сл. П. Синявского).

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе.

«Дружба. День народного единства».
Цель: Расширение знаний детей о Родине.

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай.

Оборудование: Карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; аудиозапись песни о Родине;

Звучит в аудиозаписи песня о Родине.

Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)

Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.

Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)

Рассматривание карты России.

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

Наша страна называется … (Россия).

Наша страна очень … (большая, огромная).

В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).

Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, башкиры, татжики, кыргызы, украинцы)

Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

Русские народные праздники-Масленица, Рождество, Пасха и др.

У татжикского народа -п раздник подснежников(праздник прихода весны), праздник тюльпанов -Сайри лола (время сбора первого урожая).

У башкир самый любимый праздникСабантуй – праздник окончания посевных работ.На празднике Сабантуя проводятся множество соревнований- это соревнование по традиционной борьбе на поясах,конные скачки, перетягивание канатаи обязательное угощение.

У узбеков празднуется Навруз –новый день.В весеннее время просыпается природа после зимней спячки. Своим обновлением символизирует начало нового года. Стол должен быть накрыт по особому щедро.Чем богаче будет стол, тем щедрее будет грядущий год

У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но все мы живём в России.

Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина?

Посмотрите, что особенного в таджикском, узбекском, кыргыском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен костюм, преобладает геометрический орнамент.)

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

Ребёнок читает стихотворение.

В день солнечный июльский –

Цветы, цветы вокруг!

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой –

Деревья до небес!

Могуч язык наш русский,

Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти –

Он всякий час со мной,

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)

У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)

Любимым национальным блюдом русского народа являются пельмени и блины. У таджиков – самса, пирожки из слоёного теста, манты. У узбеков – плов, блюдо из мяса и риса. Кыргызы любят бешбармак - мелко накрошенное отварное мясо с лапшой,

Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».

Берегите Россию,

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе!

А сейчас мы с вами отведаем угощения которые вы принесли это и блины, хворост и различные лепёшки.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе

Тема: Какие народы живут в России.

Цель: Расширение знаний детей о Родине.

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай.

Оборудование: Карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; магнитофон; аудиозапись песни о Родине; книги со сказками народов России; платки.

Звучит в аудиозаписи песня о Родине.

Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)

Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.

Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)

Рассматривание карты России.

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

  1. Наша страна называется … (Россия).
  2. Наша страна очень … (большая, огромная).
  3. В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).
  4. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи и др.)

Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)

А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое кумыс? (Напиток, приготовленный из кобыльева молока.) Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов и орочей самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник? (Посвящён медведю.)

У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)

Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.

А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.

Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Физпауза. Башкирская народная игра «Юрта».

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, весёлые ребята,

Соберёмся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

Ребёнок читает стихотворение.

В день солнечный июльский –

Цветы, цветы вокруг!

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой –

Деревья до небес!

Могуч язык наш русский,

Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти –

Он всякий час со мной,

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

Рассматривание книг со сказками разных народов России.

Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)

Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

Рассматривание изделий народных промыслов.

Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.

Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.)

Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины и ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.

У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)

Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей – халва, пахлава. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак.

Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».

Берегите Россию,

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе!

Дети исполняют песню о Родине.

Девочка в русском национальном костюме заносит блины и всех угощает.