Личная жизнь моцарта. Биография Моцарта кратко

ГЕНИЙ И ВУНДЕРКИНД ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ

Моцарту удалось покорить все музыкальные высоты, которые были доступны в то время, но успеха ему это при жизни не принесло. К сожалению, всю глубину его таланта смогли оценить лишь единицы современников, а он достоин был наивысшей степени славы.

Возможно, гению не повезло с эпохой, в которой он жил, но кто знает, наслаждались бы мы сейчас его произведениями, родись он в другое время или в другом месте.

Маленькое дарование

Будущий музыкальный вундеркинд родился в семье помощника капельмейстера Леопольда Моцарта и его жены Анны-Марии 1756 года в Зальцбурге. Мать долго не могла оправиться после родов, появление на свет сына едва не стоило ей жизни. На следующий день мальчика крестили и нарекли именем Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. У четы Моцартов было семеро детей, но пятеро умерли в раннем детстве, остались старшая сестра Мария-Анна и Вольфганг .

Отец Моцарта был талантливым музыкантом и прекрасным педагогом, работы которого многие годы были учебными пособиями. Незаурядные музыкальные способности стала проявлять и его дочь. Занятия отца с сестрой на клавире неимоверно интересовали трехлетнего Вольфганга – он мог часами сидеть и подбирать на инструменте терции, получая наслаждение от поиска верных созвучий. Еще через год Леопольд начал разучивать с сыном небольшие пьесы, а потом он и сам стал сочинять короткие мелодии, вот только записать свои старания в нотную тетрадь ребенок еще не мог.

Сначала Вольфганг просил отца записывать его творения, а однажды и сам попытался передать сочиненную музыку нотами, которые стояли вперемешку с кляксами. Эти пробы пера обнаружил отец и поинтересовался, что же ребенок изобразил. Мальчик уверенно заявил, что это концерт для клавира. Леопольд с удивлением обнаружил среди чернильных пятен ноты и пришел в восторг, когда понял, что сын грамотно и по всем правилам записал придуманную музыку. Отец похвалил свое чадо, но сказал, что такое трудное произведение исполнить практически невозможно. Мальчик возразил, отметив, что нужно хорошо упражняться, тогда все выйдет. Спустя какое-то время ему удалось сыграть этот концерт.

Первые гастроли Вольфганга Моцарта

Дети Моцарта-отца были необычайно талантливы, поэтому Леопольд старался продемонстрировать это миру. Он организовал в начале 1762 года настоящее европейское турне, во время которого семейство побывало в столицах и крупнейших городах, где дети играли даже перед самой высокой публикой – императорами и герцогами. Маленький Вольфганг будто в сказке оказался – он бывал на приемах во дворцах и светских салонах, пообщался с выдающимися людьми своей эпохи, снискал похвалу и неизменно слышал в свой адрес бурю оваций. Но это требовало от ребенка ежедневного труда, такой насыщенный график мог выдержать не каждый взрослый.

Чудо-мальчик, по отзывам тех, перед кем он играл, безупречно исполнял сложнейшие пьесы и целыми часами импровизировал, соблюдая при этом строгие правила искусства. Его познания были выше, чем у многих опытных музыкантов.

Не смотря на вращение в кругах вельмож, Вольфганг Моцарт сохранил детскую непосредственность, открытость и легкость. Он не писал угрюмой музыки и не был замкнутым гением. С ним связанна масса забавных историй и курьезных случаев.

Чудо XVIII века

В Лондоне Моцарты прожили больше года, где Вольфганг познакомился с сыном – Иоганном Христианом, с которым он импровизировал и играл в четыре руки. Затем еще почти год семья провела в разных городах Голландии. За этот период музыкальная сокровищница Моцарта пополнилась симфонией, шестью сонатами и сборником каприччио.

Программа его выступлений всегда поражала слушателей сложностью и разнообразием. Его виртуозная игра на скрипке, клавесине и органе завораживала публику, которая прозвала мальчика «Чудом столетия». Тогда он по-настоящему покорил Европу. После долгого и изнурительного путешествия семья в 1766 году вернулась в родной Зальцбург.

Отец не дал Вольфгангу расслабляться и стал усиленно заниматься с ним композицией и репетициями концертных программ, чтобы новыми выступлениями закрепить успех. Он хотел сделать сына не просто знаменитым, а и состоятельным, чтобы тот не зависел от прихотей властных особ.

Моцарт стал получать заказы на произведения. Для венского театра он написал «Мнимую простушку», успешно освоив новый сложный жанр. Но по каким-то причинам на сцене комическую оперу не поставили. Эту неудачу Вольфганг переживал очень тяжело.

Это были первые проявления недоброжелательности соперников к своему 12-летнему коллеге, ведь теперь он был не просто чудо-ребенком, а серьезным и знаменитым композитором. В лучах его славы было легко померкнуть.

Юный академик Вольфганг Моцарт

Тогда Леопольд решил отвезти сына на родину опер – в Италию. Три года юному Моцарту рукоплескали Милан, Флоренция, Рим, Венеция и Неаполь. Его выступления собирали огромные толпы поклонников, он играл на органе в соборах и церквях, был дирижером и певцом.

И вот долгожданный заказ от Миланского оперного театра. За полгода он написал оперу «Митридат, царь Понтийский», которая 26 раз подряд собирала аншлаги. Ему заказали еще несколько произведений, в том числе и оперу «Люций Сулла».

Гениальная память и фантастический слух Моцарта поражали искушенных знатоков музыки – итальянцев. Однажды он услышал в Сикстинской капелле многоголосое хоровое произведение, пришел домой и записал его полностью. Оказалось, что нотами владела только церковь, выносить или переписывать их было строго запрещено, а Моцарт сделал это просто по памяти.

Еще большее обсуждение вызвало у общественности избрание Вольфганга членом Болонской академии в столь юном возрасте. Это случилось впервые в истории именитого заведения.

Такие успехи Моцарта в Италии дали надежду на осуществлении мечты его отца. Он был уверен, что теперь сын не будет обычным провинциальным музыкантом, но найти работу в Италии молодому Моцарту не удалось. Важные персоны вовремя не распознали в нем гения, и он вернулся на родину.

В опале у графа

Зальцбург встретил знаменитое семейство совсем неприветливо. Новый граф назначил Вольфганга Моцарта дирижером своего придворного оркестра, требовал полного подчинения и всячески старался его унизить. Положение слуги Моцарта не устраивало, он не хотел писать исключительно церковную музыку и короткие развлекательные произведения. Вольфганг мечтал о серьезной работе – сочинении опер.

Ему с большим трудом удалось получить отпуск, вместе с матерью Моцарт отправился в Париж, попытать счастья там, где им восхищались в детстве. Талантливому музыканту, у которого за плечами уже было почти триста разножанровых произведений, не нашлось места в столице Франции – ни заказов, ни концертов не последовало. Пришлось зарабатывать на жизнь уроками музыки, но этого едва хватало, чтобы оплатить скромный номер в гостинице. С матерью Вольфганга в Париже случился приступ, и она скончалась. Череда неудач и эта трагедия заставили его вернуться в Зальцбург.

Там граф с новым задором приступил к унижениям Моцарта – не разрешал ему организовывать концерты, заставлял обедать вместе с прислугой в то время, когда его опера «Идоменей, царь Крита» с успехом шла на сцене Мюнхенского театра.

Избавление от рабства

Моцарт принял твердое решение покончить с такой службой и подал заявление об отставке. Ни первый, ни второй раз оно подписано не было, более того, на композитора полился поток оскорблений. Вольфганг от такой несправедливости чуть не лишился рассудка. Но он собрался с силами и навсегда покинул родной город, поселившись в Вене в 1781 году.

В 26 лет Вольфганг обвенчался с Констанцией Вебер вопреки воле отца и матери невесты, но молодожены были счастливы. Тогда же Моцарту заказали написать комическую оперу «Похищение из сераля». Он мечтал сочинить оперу на родном языке, тем более произведение было превосходно принято слушателями, лишь император посчитал его слишком сложным.

Успех этой оперы помог композитору познакомиться с известными меценатами и музыкантами, в том числе и с , которому посвятил шесть квартетов. Только Гайдн смог понять и оценить глубину таланта Вольфганга .

Восторженно встретила публика в 1786 году и новую оперу Моцарта – «Свадьба Фигаро». Впрочем, успех длился недолго. Император и весь двор постоянно выказывали свое недовольство новшествами композитора, это сказалось и на отношении к его произведениям публики. Зато ария Фигаро звучала во всех ресторанах, парках и улицах Вены, это было народное признание. По его собственному выражению, он писал музыку для ушей разной длины.

Реквием

В жизни композитора снова наступили нелегкие времена безденежья. Средства поступали только из Праги, где его «Свадьба Фигаро» была включена в репертуар театра. В этом городе любили и ценили творчество Моцарта , и он там с удовольствием работал над «Дон Жуаном», премьера которого состоялась осенью 1787 года.

Возвращение в Вену снова принесло разочарование и финансовую нужду, но там Вольфганг написал три последних симфонии – ми-бемоль мажор, соль минор и до мажор, которые считают величайшими. Кроме этого, незадолго до кончины Моцарта состоялась премьера его оперы «Волшебная флейта».

Параллельно с работой над этой оперой он торопился завершить заказ Реквиема. Незадолго до этого к нему пришел неизвестный человек в черном одеянии и заказал заупокойную мессу. Моцарт был подавлен и угнетен после этого визита. Возможно, его давно проявившееся плохое самочувствие просто совпало с этим событием, но сам Вольфганг воспринял Реквием как предречение собственной смерти. Закончить мессу Моцарт не успел (это позже сделал его ученик Франц Ксавер Зюсмайер), он умер в ночь на 1791 года. О причинах его преждевременного ухода из жизни до сих пор ходят слухи, как о любом знаменитом человеке. Самый известный миф говорит о том, что его отравил композитор Сальери. Этому никогда не было никаких подтверждений.

Поскольку денег у семьи Моцарта не было, его похоронили без всяких почестей, да еще и в общей могиле, поэтому точного места его погребения никто не знает.

ФАКТЫ

Странным посетителем Моцарта , который заказал ему Реквием, был слуга графа Вальзегг-Штуппаха, который часто покупал за бесценок у бедных композиторов произведения и выдавал за свои творения.

Младший сын Моцарта Франц Ксавер в начале XIX века двадцать лет жил и работал во Львове. Он преподавал музыку детям знатных галицких родов и был одним из основателей первого музыкального общества Львова под названием «Цецилия». Именно на его базе впоследствии была организована Львовская филармония. А в 1826 году скрипач Липинский и хор под управлением Франца Ксавера даже давали в городе концерт памяти Вольфганга Амадея Моцарта .

Обновлено: Апрель 8, 2019 автором: Елена

Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей (27.1.1756, Зальцбург, - 5.12.1791, Вена) - австрийский композитор. Среди величайших мастеров музыки Моцарт выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего дарования, необычностью жизненной судьбы - от триумфов вундеркинда до тяжёлой борьбы за существование и признание в зрелом возрасте, беспримерной смелостью художника, который предпочёл необеспеченную жизнь независимого мастера унизительной службе у деспота-вельможи, и, наконец, всеобъемлющим значением творчества, охватывающего почти все жанры музыки. Жизнь Вольфганга Амадея Моцарта, как ни одного другого гения, утопает в мифах и легендах. Многие возникли вскоре после его смерти, некоторые родились позже, но все удивительно живучи до сих пор. Сквозь века нам уже не рассмотреть правду, что дает почву для многосчисленных трактовок мифов и их разоблачений.

Моцарта звали Вольфганг Амадей. При крещении Моцарту дали имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Греческое "Теофил" по-немецки означает "Готтлиб", а по-латыни - "Амадей" (то есть "любящий Бога"). Из всех трех вариантов лучше всего на слух воспринимается Амадей. Это имя Моцарт себе и выбрал.

Моцарт был уникумом, чудом; он творил шутя, и все давалось ему необыкновенно легко. Безусловно, Моцарт был музыкальным гением, обладал феноменальными способностями. Но за его шедеврами стоит титанический труд, он напряженно и много работал. Непосильно много с самого раннего детства. Гениальность Моцарта проявилась лет с трех. Его отец, известный педагог и музыкант, служивший при дворе Зальцбургского князя, сразу занялся обучением сына. Маленький Моцарт легко повторял за своей сестрой небольшие пьесы и легко запоминал их. Уже в четыре года он сочинил свой первый концерт для клавесина, а в шесть - виртуозно играл на клавесине, скрипке и органе. Моцарту не исполнилось и шести лет, когда началось его долгое концертное турне: вместе с сестрой Анной, тоже талантливой исполнительницей, и наставником отцом юный Вольфганг объездил пол-Европы. За несколько лет они дали концерты в Мюнхене, Париже, Вене, Лондоне, побывали в Голландии и Швейцарии. Публика восхищалась мальчиком, который мог играть с завязанными глазами, виртуозно импровизировал, исполнял сложнейшие пассажи наравне со взрослыми музыкантами... Гению было всего семь лет, когда сочиненные им сонаты для фортепиано и скрипки издали в Париже. Конечно, детей изматывали эти поездки. В пути Вольфганг и Наннерль часто болели, не раз находились на краю гибели. Оба они перенесли и воспаление легких, и оспу. Есть мнение, что причина ранней смерти Моцарта - в болезнях, которые он заработал в годы своего тяжелого детства. Во время своих путешествий Моцарт брал уроки, знакомился с огромным числом композиторов и музыкантов того времени, осваивал разные музыкальные стили и языки. Невозможно найти другого композитора, который бы с таким блеском, как Моцарт, владел самыми разнообразными жанрами и формами: это относится к симфонии и концерту, дивертисменту и квартету, опере и мессе, сонате и трио. Всего перу Моцарта принадлежат более 600 произведений практически всех главных музыкальных жанров - симфонии, камерные ансамбли, концерты, песни, арии, мессы, кантаты.

Моцарт жил в нищете; современники не ценили его таланта. Моцарт считается классическим примером того, как выдающиеся артисты эксплуатируются правящим классом, получая мизерное вознаграждение. На самом деле, Моцарт получал очень приличные гонорары. За один час преподавания на фортепьяно он выставлял счет в 2 гульдена (для сравнения - его служанка получала 12 гульденов в год). В 1782-м опера Моцарта "Похищение из сераля" имела огромный успех. За несколько лет он дал множество фортепианных концертов. И хотя, случалось, он не получал платы за свой труд, очень часто ему платили огромные гонорары (для сравнения: годовое жалованье отца Моцарта в Зальцбурге составляло 350 флоринов, а за один концерт его сын мог получить в три раза больше). По личной переписке видно, что степень бедности семьи в мифах заметно преувеличена. Однако экстравагантный образ жизни быстро съедал все деньги. Как-то, заработав за выступление баснословную сумму, Моцарт потратил ее за две недели. Приятель, к которому гений пришел занять денег, спросил: "У тебя нет ни замка, ни конюшни, ни дорогостоящей любовницы, ни кучи детей... Куда же ты деваешь деньги?" И Моцарт ответил: "Но у меня есть жена Констанца! Она - мой замок, мой табун породистых лошадей, моя любовница и моя куча детей..." Детей в семье родилось шестеро, но четверо из них умерли во младенчестве. Род Моцартов прервался на сыновьях Карле Томасе и Франце Ксавере, которые так и не обзавелись потомством. Брак Моцарта, в который он вступил без разрешения отца, оказался счастливым. Вольфганг и Констанца были похожи, оба отличались легким и радостным отношением к жизни. Есть легенда, что однажды зимой к ним пришел гость и застал их танцующими: Моцарты пытались согреться, не имея денег на дрова... Однако даже тогда, когда в Вене капризная публика перестала слушать оперы Моцарта и его творчество "вышло из моды", композитор продолжал получать неплохие гонорары из других стран Европы, а также придворную зарплату.

Моцарт и Сальери. О том, что Моцарт был отравлен, начали говорить вскоре после его смерти: тема ядов и отравлений в то время была чрезвычайно популярна. И несмотря на то, что в ранних биографиях Моцарта эту версию отрицали все, включая жену Констанцу, слухи не умолкали. Около 30 лет со дня смерти Моцарта прошло, когда в этом мифе появился Антонио Сальери, в то время уже тяжело больной человек. По свидетельствам тех, кто был с ним рядом в те годы, Сальери никогда не делал признания о том, что умертвил Моцарта, как утверждали газеты. Возможно, Пушкин именно в газетах прочитал об этих слухах и увековечил их в своей истории о "гении и злодействе". Позже эта тема прозвучала в пьесе Питера Шеффера "Амадей", по которой был снят фильм Милоша Формана. Однако нет никаких исторических свидетельств о вражде двух композиторов. Напротив, хорошо задокументировано обратное: восхищенные высказывания Сальери о Моцарте; рассказ Моцарта о том, как Сальери был на представлении его оперы. Никаких оснований для зависти к Моцарту у Сальери не было: так, последний почти не сочинял инструментальной музыки, а в оперном жанре репутация Сальери среди современников была гораздо выше. Известно, что Моцарт выбрал Сальери в качестве учителя для своего сына Франца. Кстати, среди многочисленных учеников Сальери, который сыграл огромную роль в музыкальной жизни Европы, были Бетховен, Черни, Мейербер, Шуберт, Лист...

Моцарт писал реквием на свою смерть. Осенним вечером серый незнакомец постучался в дверь Моцарта… Он заказал реквием по заданию своего хозяина, графа Вальзегг-Штуппаха, недавно похоронившего жену. Предчувствуя свою скорую смерть, одержимый черными мыслями, Моцарт начал сочинять реквием - для себя. Так повествует легенда. Однако, если судить по моцартовской переписке последних месяцев жизни, он был в прекрасном расположении духа. И его смерть стала шоком для семьи и друзей. (Вот Сальери как раз писал реквием на свою смерть в 1804-м. Но умер гораздо позже, в 1825-м.) Спорны и причины смерти Моцарта. Болезнь его протекала очень быстро, и 5 декабря 1791 года Вольфганг Амадей скончался в ужасных страданиях от "сильной лихорадки". Что вызвало лихорадку, не ясно, и это неудивительно для того уровня развития медицины. Гения лечили лучшие венские врачи принятыми в то время методами. (В результате прописанных ему кровопусканий, по подсчетам, Моцарт потерял около двух литров крови.) Вполне вероятно, что в тот год в Вене была эпидемия воспалительных инфекционных заболеваний, нечто вроде гриппа. Хотя теорий о болезни, убившей гения, десятки: от трихинеллеза до отравления.

Похоронен в забвении. Моцарт был похоронен в братской могиле бедняков... На кладбище его провожал один-единственный человек... Вдова отказалась прийти на похороны... Богатый друг семьи ван Свитен пожалел денег на погребение... Все это не совсем так. В числе реформ австрийского императора Иосифа были новые погребальные правила. Согласно им, захоронения отныне выводились из черты города (до этого в Европе процветал обычай хоронить мертвых в центре, у главного собора). Сама процедура похорон была предельно упрощена. 85% городских погребений совершались в общих могилах, на которых не позволялось устанавливать никаких памятных знаков (экономили место). Каждые 7-8 лет могилы перекапывали и использовали снова. Вдова не отправилась за гробом на кладбище, и это тоже было в порядке вещей. Церемония памяти Моцарта прошла в его масонской ложе. Катафалк отправлялся на кладбище только после шести вечера. Идти за ним за городские ворота было не принято, никаких обрядов в месте захоронения тогда не устраивали, и присутствовали на нем только могильщики. А "скупой" ван Свитен несколько лет щедро платил за обучение сыновей Моцарта, организовал первое исполнение его реквиема, устраивал концерты в пользу Констанцы и детей в разных городах Европы.

Принесен в жертву масонами. Моцарт, как и многие его современники, увлекся идеями масонства и был членом масонской ложи (вместе с другом Гайдном). Его последняя опера, "Волшебная флейта", содержит масонские темы и аллегории. Но... Дальше домыслы: руководителям ордена якобы показалось, что опера слишком карикатурна, к тому же им стало известно, что Моцарт собирался создать свое тайное общество. Вот и пал гений жертвой антихристианского масонского заговора: масоны отравили его ртутью, намеренно скрыли следы могилы и похитили из нее череп для своих обрядов. Этот миф культивировали нацисты; о нем вспомнили и позже. По теории 60-х годов XX века, смерть Моцарта стала жертвоприношением при освящении нового масонского храма.

Эффект Моцарта. Этот термин относится к набору противоречивых научных выводов о том, что классическая музыка кратковременно (минут на 15-20) повышает некоторые умственные способности человека (например, пространственное мышление). И о том, что слушать Моцарта в колыбели полезно для младенческого ума. Пассивное прослушивание произведений Моцарта, или классической музыки вообще, не приводит ни к краткосрочному, ни к постоянному повышению интеллектуальных способностей. К таким выводам пришли немецкие ученые в ходе исследования, проведенного по заказу министерства образования и науки Германии. То есть некий положительный эффект, длящийся не больше 20 минут после прослушивания, был обнаружен, но он проявлялся от любой музыки и даже чтения.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Моцарта Вольфганга Амадея

Моцарт Вольфганг Амадей – австрийский композитор, пианист, органист.

Детство

Родился 27 января 1756 в Зальцбурге (Австрия) и при крещении получил имена Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Мать – Мария Анна, урожденная Пертль; отец – Леопольд Моцарт (1719-1787), композитор и теоретик, c 1743 – скрипач в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна. И брат, и сестра обладали блестящими музыкальными данными: Леопольд начал давать дочери уроки игры на клавесине, когда ей исполнилось восемь лет, и сочиненная отцом в 1759 для Наннерль (так девочку звали родные) Нотная тетрадь с легкими пьесками пригодилась затем при обучении маленького Вольфганга. В возрасте трех лет Моцарт подбирал на клавесине терции и сексты, в пятилетнем возрасте начал сочинять несложные менуэты.

Первые шаги в музыке

В январе 1762 Леопольд повез своих чудо-детей в Мюнхен, где они играли в присутствии баварского курфюрста, а в сентябре – в Линц и Пассау, оттуда по Дунаю – в Вену, где они были приняты при дворе (в Шёнбруннском дворце) и дважды удостоились приема у императрицы Марии Терезии. Это путешествие положило начало ряду концертных поездок, которые продолжались в течение десяти лет.

Из Вены Леопольд с детьми двинулся по Дунаю в Прессбург (ныне Братислава, Словакия), где они пробыли с 11 по 24 декабря, а затем к рождественскому сочельнику вернулись в Вену. В июне 1763 Леопольд, Наннерль и Вольфганг начали самую длинную из их концертных поездок: они вернулись домой в Зальцбург лишь к концу ноября 1766. Леопольд вел дневник путешествия: Мюнхен, Людвигсбург, Аугсбург и Шветцинген (летняя резиденция пфальцского курфюрста). 18 августа Вольфганг дал концерт во Франкфурте: к этому времени он освоил скрипку и свободно играл на ней, хотя и не с таким феноменальным блеском, как на клавишных инструментах; во Франкфурте он исполнил свой скрипичный концерт (среди присутствовавших в зале был 14-летний Гёте). Затем последовали Брюссель и Париж, в котором семья провела всю зиму 1763/1764. Моцарты были приняты при дворе Людовика XV во время рождественских праздников в Версале и в течение всей зимы пользовались большим вниманием аристократических кругов. В это же время в Париже были впервые изданы сочинения Вольфганга – четыре скрипичные сонаты.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В апреле 1764 семейство отправилось в Лондон и прожило там более года. Через несколько дней после прибытия Моцарты были торжественно приняты королем Георгом III. Как и в Париже, дети давали публичные концерты, во время которых Вольфганг демонстрировал свои поразительные способности. Композитор Иоганн Кристиан Бах, любимец лондонского общества, сразу оценил огромный талант ребенка. Часто, посадив Вольфганга на колени, он исполнял вместе с ним на клавесине сонаты: они играли по очереди, каждый по несколько тактов, и делали это с такой точностью, что создавалось впечатление, будто играет один музыкант. В Лондоне Моцарт сочинил свои первые симфонии. Они следовали образцам галантной, живой и энергичной музыки Иоганна Кристиана, ставшего учителем мальчика, и демонстрировали врожденное чувство формы и инструментального колорита. В июле 1765 семья покинула Лондон и направилась в Голландию; в сентябре в Гааге Вольфганг и Наннерль перенесли тяжелое воспаление легких, после которого мальчик оправился только к февралю.

Затем они продолжили свое турне: из Бельгии в Париж, далее в Лион, Женеву, Берн, Цюрих, Донауэшинген, Аугсбург и, наконец, в Мюнхен, где курфюрст снова слушал игру чудо-ребенка и был поражен сделанными им успехами. Как только они вернулись в Зальцбург (30 ноября 1766), Леопольд начал строить планы следующей поездки. Она началась в сентябре 1767. Вся семья прибыла в Вену, где в это время свирепствовала эпидемия оспы. Болезнь настигла обоих детей в Ольмюце (ныне Оломоуц, Чехия), где им пришлось остаться до декабря. В январе 1768 они добрались до Вены и снова были приняты при дворе; Вольфганг в это время написал свою первую оперу – «Мнимая простушка» (La finta semplice), однако ее постановка не состоялась из-за интриг некоторых венских музыкантов. Тогда же появилась его первая большая месса для хора с оркестром, которая была исполнена на открытии церкви при сиротском доме перед большой и доброжелательной аудиторией. По заказу был написан концерт для трубы, к сожалению, не сохранившийся. По дороге домой в Зальцбург Вольфганг исполнил свою новую симфонию (К. 45а) в бенедиктинском монастыре в Ламбахе. (примечание по поводу нумерации сочинений Моцарта: В 1862 Людвиг фон Кёхель издал каталог сочинений Моцарта в хронологическом порядке. С этого времени наименования сочинений композитора обычно включают номер по Кёхелю – так же, как сочинения других авторов обычно содержат обозначение опуса. Например, полное название фортепианного концерта № 20 будет: концерт № 20 ре минор для фортепиано с оркестром (К. 466). Указатель Кёхеля шесть раз пересматривался. В 1964 издательство «Брайткопф и Хертель» (Висбаден, Германия) опубликовало глубоко переработанный и дополненный указатель Кёхеля. В него включено немало сочинений, для которых доказано авторство Моцарта и которые не были упомянуты в более ранних изданиях. Даты сочинений также уточнены в соответствии с данными научных исследований. В издании 1964 года внесены изменения и в хронологию, а, следовательно, в каталоге появились новые номера, однако сочинения Моцарта продолжают бытовать под старыми номерами кёхелевского каталога).

Творческий путь. 1770-е

Целью следующей задуманной Леопольдом поездки стала Италия – страна оперы и, конечно, страна музыки вообще. После 11 месяцев занятий и подготовки к поездке, проведенных в Зальцбурге, Леопольд и Вольфганг начали первое из трех путешествий через Альпы. Они отсутствовали более года (с декабря 1769 по март 1771). Первое итальянское путешествие превратилось в цепь сплошных триумфов – у папы и герцога, у короля (Фердинанда IV Неаполитанского) и у кардинала и, самое главное, у музыкантов. Моцарт встретился с Н. Пиччини и Дж. Б. Саммартини в Милане, с возглавлявшими неаполитанскую оперную школу Н. Йоммелли, Дж.Ф. и Майо и Дж. Паизиелло в Неаполе. В Милане Вольфганг получил заказ на новую оперу-сериа для представления во время карнавала. В Риме он услышал знаменитое Miserere Г. Аллегри, которое потом записал по памяти. Папа Климент XIV принял Моцарта 8 июля 1770 и пожаловал ему орден Золотой шпоры. Занимаясь в Болонье контрапунктом со знаменитым педагогом падре Мартини, Моцарт начал работу над новой оперой «Митридат, царь Понтийский» (Mitridate, re di Ponto). По настоянию Мартини он подвергся экзамену в известной Болонской филармонической академии и был принят в члены академии. Опера была с успехом показана на Рождество в Милане.

Весну и начало лета 1771 Вольфганг провел в Зальцбурге, но в августе отец и сын выехали в Милан для подготовки премьеры новой оперы «Асканий в Альбе» (Ascanio in Alba), которая с успехом прошла 17 октября. Леопольд надеялся убедить эрцгерцога Фердинанда, к свадьбе которого в Милане было организовано празднество, взять Вольфганга к себе на службу; но по странному стечению обстоятельств императрица Мария Терезия прислала из Вены письмо, где в сильных выражениях заявляла о своем недовольстве Моцартами (в частности, она назвала их «бесполезным семейством» ). Леопольд и Вольфганг были вынуждены вернуться в Зальцбург, не найдя для Вольфганга подходящего места службы в Италии.

В самый день их возвращения, 16 декабря 1771, скончался князь-архиепископ Сигизмунд, который доброжелательно относился к Моцартам. Его преемником стал граф Иероним Коллоредо, и для его инаугурационных торжеств в апреле 1772 Моцарт сочинил «драматическую серенаду» «Сон Сципиона» (Il sogno di Scipione). Коллоредо принял молодого композитора на службу с годовым жалованьем в 150 гульденов и дал разрешение на поездку в Милан (Моцарт взялся написать для этого города новую оперу); однако новый архиепископ, в отличие от своего предшественника, не терпел длительных отлучек Моцартов и не был склонен восхищаться их искусством.

Третье итальянское путешествие продолжалось с октября 1772 по март 1773. Новая опера Моцарта «Луций Сулла» (Lucio Silla), была исполнена на следующий день после Рождества 1772, и дальнейших оперных заказов композитор не получил. Леопольд напрасно пытался заручиться покровительством великого герцога флорентийского Леопольда. Предприняв еще несколько попыток устроить сына в Италии, Леопольд осознал свое поражение, и Моцарты уехали из этой страны, чтобы более туда не возвращаться.

Уже в третий раз Леопольд и Вольфганг попытались обосноваться в австрийской столице; они оставались в Вене с середины июля по конец сентября 1773. Вольфганг получил возможность познакомиться с новыми симфоническими произведениями венской школы, особенно с драматичными симфониями в минорных тональностях Я. Ваньхаля и ; плоды этого знакомства очевидны в его симфонии соль минор (К. 183).

Вынужденный оставаться в Зальцбурге, Моцарт целиком отдался композиции: в это время появляются симфонии, дивертисменты, сочинения церковных жанров, а также первый струнный квартет – эта музыка вскоре обеспечила автору репутацию одного из самых талантливых композиторов Австрии. Симфонии, созданные в конце 1773-начале 1774 (например, К. 183, 200, 201), отличаются высокой драматургической цельностью.

Короткий отдых от ненавистного ему зальцбургского провинциализма предоставил Моцарту пришедший из Мюнхена заказ на новую оперу для карнавала 1775: премьера «Мнимой садовницы» (La finta giardiniera) с успехом прошла в январе. Но музыкант почти не покидал Зальцбурга. Счастливая семейная жизнь до некоторой степени компенсировала скуку зальцбургской повседневности, однако Вольфганг, сравнивавший нынешнее свое положение с оживленной атмосферой иностранных столиц, постепенно терял терпение.

Летом 1777 Моцарт был уволен со службы у архиепископа и решил поискать счастья за рубежом. В сентябре Вольфганг с матерью отправился через Германию в Париж. В Мюнхене курфюрст отказался от его услуг; по дороге они остановились в Маннгейме, где Моцарт был дружески встречен местными оркестрантами и певцами. Хотя он и не получил места при дворе Карла Теодора, он задержался в Маннгейме: причиной стала его влюбленность в певицу Алоизию Вебер. Кроме того, Моцарт надеялся совершить с Алоизией, обладавшей великолепным колоратурным сопрано, концертное турне, он даже съездил с ней втайне ко двору принцессы Нассау-Вайльбургской (в январе 1778). Леопольд первоначально полагал, что Вольфганг отправится в Париж с компанией маннгеймских музыкантов, отпустив мать обратно в Зальцбург, но, прослышав о том, что Вольфганг без памяти влюблен, строго наказал немедленно ехать в Париж вместе с матерью.

Пребывание в Париже, продолжавшееся с марта по сентябрь 1778, оказалось крайне неудачным: 3 июля скончалась мать Вольфганга, а парижские придворные круги утратили интерес к молодому композитору. Хотя в Париже Моцарт с успехом исполнил две новые симфонии и в Париж приехал Кристиан Бах, Леопольд приказал сыну возвращаться в Зальцбург. Вольфганг оттягивал возвращение сколько мог и особенно задержался в Маннгейме. Здесь он понял, что Алоизия совершенно равнодушна к нему. Это был страшный удар, и лишь ужасные угрозы и мольбы отца заставили его уехать из Германии.

Новые симфонии Моцарта (например, соль мажор, К. 318; си-бемоль мажор, К. 319; до мажор, К. 334) и инструментальные серенады (например, ре мажор, К. 320) отмечены кристальной ясностью формы и оркестровки, богатством и тонкостью эмоциональных нюансов и той особой сердечностью, которая поставила Моцарта выше всех австрийских композиторов, за исключением разве что .

В январе 1779 Моцарт вновь приступил к исполнению обязанностей органиста при архиепископском дворе с годовым жалованьем в 500 гульденов. Церковная музыка, которую он обязан был сочинять для воскресных служб, по глубине и разнообразию гораздо выше того, что была написано им раньше в этом жанре. Особенно выделяются «Коронационная месса» и Missa solemnis до мажор (К. 337).

Моцарт продолжал испытывать ненависть к Зальцбургу и к архиепископу, а потому с радостью принял предложение написать оперу для Мюнхена. «Идоменей, царь Критский» (Idomeneo, re di Creta) был поставлен при дворе курфюрста Карла Теодора (в Мюнхене находилась его зимняя резиденция) в январе 1781. Идоменей явился великолепным итогом опыта, приобретенного композитором в предшествующий период, главным образом в Париже и в Маннгейме. Особенно оригинально и драматургически выразительно хоровое письмо.

В то время зальцбургский архиепископ находился в Вене и приказал Моцарту немедленно отправиться в столицу. Здесь личный конфликт Моцарта и Коллоредо постепенно приобрел угрожающие масштабы, и после громкого публичного успеха Вольфганга в концерте, данном в пользу вдов и сирот венских музыкантов 3 апреля 1781, его дни на службе у архиепископа были сочтены. В мае он подал прошение об отставке, а 8 июня был выставлен за дверь.

Против воли отца Моцарт женился на Констанце Вебер, сестре своей первой возлюбленной, причем мать невесты ухитрилась добиться от Вольфганга весьма выгодных условий брачного контракта (к гневу и отчаянию Леопольда, который закидывал сына письмами, умоляя одуматься). Вольфганг и Констанца венчались в венском кафедральном соборе св. Стефана 4 августа 1782. И хотя Констанца была столь же беспомощна в денежных делах, как и ее муж, их брак, по-видимому, оказался счастливым.

В июле 1782 опера Моцарта «Похищение» из сераля (Die Entfhrung aus dem Serail) была поставлена в венском «Бургтеатре»; она имела значительный успех, и Моцарт стал кумиром Вены, причем не только в придворных и аристократических кругах, но и среди посетителей концертов из третьего сословия. За несколько лет Моцарт достиг вершин славы; жизнь в Вене побуждала его к многообразной деятельности, композиторской и исполнительской. Он был нарасхват, билеты на его концерты (т.н. академии), распространявшиеся по подписке, распродавались полностью. Для этого случая Моцарт сочинил серию блестящих фортепианных концертов. В 1784 Моцарт дал в течение шести недель 22 концерта.

Летом 1783 Вольфганг и его невеста нанесли визит Леопольду и Наннерль в Зальцбурге. По этому поводу Моцарт написал свою последнюю и лучшую мессу до минор (К. 427), которая дошла до нас не полностью (если композитор вообще закончил сочинение). Месса исполнялась 26 октября в зальцбургской Петерскирхе, причем Констанца пела одну из сольных партий сопрано (Констанца, судя по всему, была неплохой профессиональной певицей, хотя ее голос во многом уступал голосу ее сестры Алоизии.) Возвращаясь в Вену в октябре, супруги остановились в Линце, где появилась Линцская симфония (К. 425). В феврале следующего года Леопольд нанес визит сыну и невестке в их большой венской квартире около кафедрального собора (этот красивый дом сохранился до нашего времени), и хотя Леопольд так и не смог избавиться от неприязни к Констанце, он признал, что дела его сына как композитора и исполнителя идут весьма успешно.

К этому времени относится начало многолетней искренней дружбы Моцарта и . На квартетном вечере у Моцарта в присутствии Леопольда , обратившись к отцу, сказал: «Ваш сын – величайший композитор из всех, кого я знаю лично или о ком слышал» . и Моцарт оказали значительное влияние друг на друга; что касается Моцарта, то первые плоды такого влияния очевидны в цикле из шести квартетов, которые Моцарт посвятил другу в известном письме в сентябре 1785.

В 1784 Моцарт стал масоном, что наложило глубокий отпечаток на его жизненную философию; масонские идеи прослеживаются в целом ряде поздних сочинений Моцарта, особенно в «Волшебной флейте». В те годы немало известных в Вене ученых, поэтов, писателей, музыкантов входили в масонские ложи (в их числе был и ), масонство культивировалось и в придворных кругах. В результате разных оперно-театральных интриг Л. да Понте, придворный либреттист, наследник знаменитого Метастазио, решил работать с Моцартом в противовес клике придворного композитора и соперника да Понте, либреттиста аббата Касти. Моцарт и да Понте начали с антиаристократической пьесы Бомарше «Женитьба Фигаро», причем к тому времени с немецкого перевода пьесы еще не был снят запрет. С помощью разных хитростей они сумели получить необходимое дозволение цензуры, и 1 мая 1786 «Женитьба Фигаро» (Le nozze di Figaro) была впервые показана в «Бургтеатре». Хотя позже эта моцартовская опера имела огромный успех, при первой постановке она была вскоре вытеснена новой оперой В. Мартина-и-Солера (1754–1806) Редкая вещь (Una cosa rara). Между тем в Праге «Женитьба Фигаро» завоевала исключительную популярность (мелодии из оперы звучали на улицах, под арии из нее танцевали в бальных залах и в кофейнях). Моцарт был приглашен продирижировать несколькими спектаклями. В январе 1787 он и Констанца провели около месяца в Праге, и это было самое счастливое время в жизни великого композитора. Директор оперной труппы Бондини заказал ему новую оперу. Можно предполагать, что Моцарт сам выбрал сюжет – старинную легенду о Дон Жуане; либретто должен был подготовить не кто иной, как да Понте. Опера Don Giovanni была впервые показана в Праге 29 октября 1787.

В мае 1787 скончался отец композитора. Этот год вообще стал рубежным в жизни Моцарта, что касается ее внешнего течения и душевного состояния композитора. Его размышления все чаще окрашивал глубокий пессимизм; навсегда в прошлое ушли блеск успеха и радости молодых лет. Вершиной пути композитора стал триумф «Дон Жуана» в Праге. После возвращения в Вену в конце 1787 Моцарта начали преследовать неудачи, а под конец жизни – нищета. Постановка «Дон Жуана» в Вене в мае 1788 закончилась провалом; на приеме после спектакля оперу защищал один .

Моцарт получил должность придворного композитора и капельмейстера императора Иосифа II, но со сравнительно небольшим для этой должности жалованьем (800 гульденов в год). Император мало что понимал в музыке как , так и Моцарта; о сочинениях Моцарта он высказался, что они «не во вкусе венцев» . Моцарту пришлось одолжить деньги у Михаэля Пухберга, своего собрата по масонской ложе.

Ввиду безнадежности ситуации, сложившейся в Вене (сильное впечатление производят документы, подтверждающие, как скоро легкомысленные венцы забыли прежнего кумира), Моцарт решил предпринять концертную поездку в Берлин (апрель-июнь 1789), где надеялся найти себе место при дворе прусского короля Фридриха Вильгельма II. Результатом стали лишь новые долги, да еще заказ на шесть струнных квартетов для его величества, который был приличным виолончелистом-любителем, и на шесть клавирных сонат для принцессы Вильгельмины. В 1789 пошатнулось здоровье Констанцы, потом самого Вольфганга, и материальное положение семьи стало просто угрожающим. В феврале 1790 умер Иосиф II, и Моцарт не был уверен, что сможет сохранить свой пост придворного композитора при новом императоре.

Торжества коронации императора Леопольда проходили во Франкфурте осенью 1790, и Моцарт отправился туда за собственный счет, надеясь привлечь внимание публики. Это выступление (исполнялся «Коронационный» клавирный концерт, К. 537) состоялось 15 октября, но денег не принесло. Вернувшись в Вену, Моцарт встретился с ; лондонский импресарио Заломон приехал пригласить в Лондон, а Моцарт получил аналогичное приглашение в английскую столицу на следующий зимний сезон. Он горько плакал, провожая и Заломона. «Мы больше никогда не увидимся» , – повторял он. Предыдущей зимой он приглашал на репетиции оперы «Так поступают все» (Cos fan tutte) всего двоих друзей – и Пухберга.

В 1791 Э. Шиканедер, писатель, актер и импресарио, давний знакомый Моцарта, заказал ему новую оперу на немецком языке для своего «Фрайхаустеатра» в венском предместье Виден (нынешний театр «Ан-дер-Вин»), и весной Моцарт начал работать над «Волшебной флейтой» (Die Zauberflte). Тогда же он получил из Праги заказ на коронационную оперу – «Милосердие Тита» (La clemenza di Tito), для которой ученик Моцарта Ф.К. Зюссмайер помог написать некоторые разговорные речитативы (secco). Вместе с учеником и Констанцей Моцарт в августе отправился в Прагу для подготовки спектакля, который прошел без особого успеха 6 сентября (позже эта опера пользовалась огромной популярностью). Затем Моцарт спешно уехал в Вену, чтобы завершить «Волшебную флейту». Опера была исполнена 30 сентября, и тогда же он закончил свое последнее инструментальное сочинение – концерт для кларнета с оркестром ля мажор (К. 622).

Моцарт был уже болен, когда при таинственных обстоятельствах к нему явился незнакомец и заказал реквием. Это был управляющий графа Вальзегг-Штуппаха. Граф заказал сочинение в память умершей жены, намереваясь исполнить его под своим именем. Моцарт, уверенный, что сочиняет реквием для себя, лихорадочно работал над партитурой, пока силы не оставили его. 15 ноября 1791 он закончил «Маленькую масонскую кантату». Констанца в это время лечилась в Бадене и спешно вернулась домой, когда поняла, сколь серьезна болезнь мужа. 20 ноября Моцарт слег и через несколько дней почувствовал такую слабость, что принял причастие.

В ночь с 4 на 5 декабря он впал в бредовое состояние и в полусознательном состоянии воображал себя играющим на литаврах в Dies irae из собственного незаконченного реквиема. Был почти час ночи, когда он отвернулся к стене и перестал дышать. Констанца, сломленная горем и не имевшая никаких средств, должна была согласиться на самое дешевое отпевание в часовне собора св. Стефана. Она была слишком слаба, чтобы сопровождать тело мужа в далекий путь на кладбище св. Марка, где он был похоронен по третьему разряду в присутствии нескольких его преданных друзей. Местоположение могилы было вскоре безнадежно забыто. Зюссмайер закончил реквием и оркестровал большие незавершенные фрагменты текста, оставленные автором.

Официальная версия причины смерти композитора – ревматическая лихорадка. Долгое время ходили разговоры, будто бы кончина его была насильственной – якобы , завидуя таланту Моцарта, отравил его. В 1997 году во Дворце правосудия в Милане рассматривалось дело ; в результате обвиняемый был полностью оправдан.

Если при жизни Моцарта его творческая мощь осознавалась лишь сравнительно небольшим числом слушателей, то уже в первое десятилетие после кончины композитора признание его гения распространилось по всей Европе. Этому способствовал успех, который имела у широкой аудитории «Волшебная флейта». Немецкий издатель Андре приобрел права на большую часть неизданных сочинений Моцарта, включая его замечательные фортепианные концерты и все поздние симфонии (ни одна из них не была напечатана при жизни композитора).

Видео Моцарта Вольфганга Амадея

сайт (далее - Сайт) осуществляет поиск видео (далее - Поиск), размещенных на видеохостинге YouTube.com (далее - Видеохостинг). Изображение, статистика, название, описание и прочая информация, относящиеся к видео, представлены ниже (далее - Видео-информация) в рамках осуществления Поиска. Источники Видео-информации указаны ниже (далее - Источники)...


Вольфганг Амадей Моцарт (полное имяИога́нн Хризосто́м Во́льфганг Амадéй Мо́царт) – один из величайших композиторов всех времен и народов. Моцарт в раннем детстве проявил виртуозность в исполнении на клавесине, а к 6 годам играл так, как никто из взрослых того времени.

Краткая биография

Родился Вольфганг Амадей Моцарт 27 января 1756 года в Зальцбурге (Австрия). Его отец — Леопольд Моцарт , скрипач и композитор в придворной капелле князя-архиепископа зальцбургского, графа Сигизмунда фон Штраттенбаха. Его мать – Анна Мария Моцарт (Пертль) , дочь комиссара-попечителя богадельни в Санкт-Гильгене.

Из семерых детей от брака Моцартов выжили только двое: дочь Мария Анна , которую друзья и родственники звали Наннерль, и сын Вольфганг Амадей . Его рождение едва не стоило матери жизни. Лишь спустя некоторое время она смогла избавиться от слабости, внушавшей опасение за её жизнь.

Раннее детство

Музыкальные способности обоих детей проявились в очень раннем возрасте. В семь лет Наннерль стала получать от отца уроки игры на клавесине. Эти уроки оказали огромное воздействие на маленького Вольфганга, которому было около трёх лет: он садился за инструмент и мог подолгу развлекаться подбором созвучий.

Кроме того, он запоминал отдельные места музыкальных пьес,
которые слышал, и мог проиграть их на клавесине.

В 4 года отец начал разучивать с Амадеем Моцартом на клавесине небольшие пьесы и менуэты. Почти сразу же Вольфганг хорошо научился играть их. Вскоре у него возникло стремление к самостоятельному творчеству: уже в пять лет он сочинял маленькие пьесы , которые отец записывал на бумаге.

Первые успехи Моцарта

Самыми первыми сочинениями Вольфганга стали «Анданте До мажор» и «Аллегро До мажор» для клавира, которые были сочинены между концом января и апрелем 1761 года .

Отец был для сына лучшим преподавателем и воспитателем: он дал своим детям прекрасное домашнее образование. Они никогда в жизни не ходили в школу. Мальчик всегда настолько отдавался тому, чему его заставляли учиться, что забывал обо всём, даже о музыке. Например, когда учился считать, то стулья, стены и даже пол, были покрыты цифрами, написанными мелом.

Покорение Европы

В 1762 году Леопольд Моцарт решил поразить Европу своими одаренными детьми и отправился с ними в артистическое путешествие: сначала в Мюнхен и Вену, затем в другие города Германии. Маленький Моцарт, которому едва исполнилось 6 лет , стоял на сцене в блестящем камзоле, потея под напудренным париком.

Когда он садился к клавесину, то его почти не было видно. Но как он играл! Искушенные в музыке немцы, австрийцы, французы, чехи, англичане заслушивались. Они не верили, что маленький ребенок способен столь виртуозно играть, да еще и сочинять музыку.

В январе Вольфганг Амадей Моцарт написал свои первые четыре сонаты для клавесина и скрипки , которые Леопольд отдал в печать. Он считал, что сонаты произведут большую сенсацию: на титульном листе было указано, что это сочинения семилетнего ребёнка .

За четыре года во время поездок по Европе Вольфганг Амадей из обычного ребёнка превратился в десятилетнего композитора , что потрясло друзей и соседей Моцартов, когда последние вернулись в родной Зальцбург.

Жизнь в Италии

1770-1774 годы Моцарт провёл в Италии. В 1770 году в Болонье он познакомился с исключительно популярным в то время в Италии композитором Йозефом Мысливечеком . Влияние «Божественного Богемца» оказалось столь велико, что впоследствии, по сходству стиля, некоторые его сочинения приписывали Моцарту, в том числе ораторию «Авраам и Исаак» .

В 1771 году в Милане, опять же при противодействии театральных импресарио, всё же была поставлена опера Моцарта «Митридат, царь Понтийский», которая была принята публикой с большим энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера «Луций Сулла» , написанная в 1772 году.

Переезд в Вену

Уже взрослым вернувшись в родной Зальцбург, Вольфганг Амадей Моцарт не смог ужиться с деспотичным архиепископом, который видел в нем лишь слугу и старался всячески унизить его.

В 1781 году , не выдержав притеснений, Моцарт уехал в Вену, где стал давать концерты. Он много сочинял в этот период, написал комическую оперу «Похищение из сераля» на турецкую тематику, так как в Вене в XVIII веке в моде было все турецкое и особенно музыка.

Это был самый счастливый период жизни Моцарта: он влюбился в Констанцию Вебер и собирался на ней жениться, и его музыка была насыщена чувством любви.

«Свадьба Фигаро»

Через 4 года он создал оперу «Свадьба Фигаро» по пьесе Бомарше, которая считалась революционной и во Франции долгое время была запрещена. Императора Иосифа убедили в том, что все опасные места из постановки изъяты, что музыка Моцарта очень веселая.

Как писали современники, театр во время представления «Свадьбы Фигаро» был набит до отказа. Успех был необычайный, музыка всех покорила. Публика приветствовала Вольфганга Амадея Моцарта. На следующий день его мелодии распевала вся Вена.

«Дон Жуан»

Этот успех способствовал тому, что композитора пригласили в Прагу. Там он представил свою новую оперу — «Дон Жуан» , премьера которой состоялась в 1787 году. Ее также высоко оценили, позднее ею восхищались Шарль Гуно, Людвиг ван Бетховен, Рихард Вагнер .

Возвращение в Вену

После триумфа в Праге Моцарт вернулся в Вену. Но там к нему отнеслись без прежнего интереса. «Похищение из сераля» давно сняли, другие оперы не ставили. А композитор к этому времени написал еще 15 симфонических концертов , сочинил три симфонии , которые сегодня считаются величайшими. Материальное положение день ото дня становилось все тяжелее, ему пришлось давать уроки музыки.

Отсутствие серьезных заказов угнетало Вольфганга Амадея, он чувствовал, что силы его на пределе. В последние годы он создал еще одну оперу — необычную сказку «Волшебная флейта» , имевшую религиозный подтекст. Позднее ее определили как масонскую. Опера была очень хорошо воспринята публикой.

Последний период жизни

Как только «Волшебная флейта» была исполнена, Моцарт с энтузиазмом занялся работой над Реквиемом , который заказал таинственный незнакомец во всем черном. Эта работа настолько сильно занимала его, что он собирался даже, до тех пор, пока Реквием не будет закончен, не принимать больше учеников.

Однако 6 декабря 1791 года в возрасте 35 лет Вольфганг Амадей Моцарт скончался от болезни. Точный и достоверный диагноз на сегодняшний день неизвестен. Полемика вокруг обстоятельств смерти Моцарта не утихает и по сей день, несмотря на то, что со дня смерти композитора прошло почти 225 лет.

Работу над незавершённым «Реквиемом» , потрясающим своим скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер , ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита» .

Моцарт Вольфганг Амадей — австрийский композитор. Большое влияние на музыкальное развитие Моцарта оказал его отец Леопольд Моцарт, обучивший сына игре на музыкальных инструментах и композиции. В возрасте 4 лет Моцарт играл на клавесине, с 5-6 лет начал сочинять (1-я симфония исполнена в 1764 в Лондоне). Клавесинист-виртуоз, Моцарт выступал также как скрипач, певец, органист и дирижер, блестяще импровизировал, поражая феноменальным музыкальным слухом и памятью.

Уже с 6 лет в биографии Моцарта виден успех: он с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии. В возрасте 11 лет выступил как театральный композитор (школьная опера "Аполлон и Гиацинт"). Год спустя создал нем. зингшпиль "Бастьен и Бастьенна" и итальянскую оперу-буффу "Притворная пастушка". В 1770 папа римский наградил его орденом Золотой шпоры.

В том же году 14-летний музыкант после специального испытания был избран членом Филармонической академии в Болонье (здесь Вольфганг Моцарт некоторое время брал у Дж. Б. Мартини уроки композиции). Тогда же юный композитор дирижировал в Милане премьерой своей оперы "Митридат, царь понтийский". В следующем году там же была исполнена серенада Моцарта "Асканий в Альбе", через год опера " Луций Сулла". Артистическое турне и дальнейшее пребывание в Мангейме, Париже, Вене способствовали широкому ознакомлению Моцарта с европейской музыкальной культурой, его духовному росту, совершенствованию профессионального мастерства. К 19 годам Вольфганг Амадей Моцарт был автором 10 музыкально-сценических произведений различных жанров (среди них оперы "Мнимая садовница", поставленная в Мюнхене, " Сон Сципиона" и "Царь-пастух" в Зальцбурге), 2 кантат, многочисленных симфоний, концертов, квартетов, сонат, ансамблево-оркестрических сюит, церковных композиций, арий и других произведений. Но чем больше вундеркинд превращался в мастера, тем меньше интересовалось им аристократическое общество.

С 1769 Вольфганг Амадей Моцарт числился концертмейстером придворной капеллы в Зальцбурге. Архиепископ Иероним граф Коллоредо, правитель церковного княжества, деспотически ограничивал возможности его творческой деятельности. Попытки найти другую службу были тщетны. В княжеских резиденциях и аристократических салонах Италии, немецких государств, Франции композитор встречал равнодушие. После скитаний в 1777-79 Вольфганг Амадей Моцарт был вынужден вернуться в родной город и занять должность придворного органиста. В 1780 для Мюнхена был написана опера "Идоменей, царь критский, или Илия и Идамант". Хлопоты о службе остались безуспешными. Средства к существованию Моцарт добывал эпизодическими изданиями сочинений (большинство крупных произведений опубликованы посмертно), уроками игры на фортепиано и теории композиции, а также "академиями" (концертами), с которыми связано появление его концертов для фортепиано с оркестром. После зингшпиля "Похищение из сераля" (1782), явившегося важной вехой в развитии этого жанра, композитору почти 4 года не представлялся случай писать для театра.

В 1786 в императорском дворце Шенбрунн была исполнена его небольшая музыкальная комедия "Директор театра". При содействии поэта-либреттиста Л. Да Понте в том же году удалось, осуществить постановку в Вене оперы "Свадьба Фигаро" (1786) но она шла там сравнительно недолго (возобновлена в1789); тем более радостен был для Моцарта шумный успех " Свадьбы Фигаро" в Праге (1787). С энтузиазмом отнеслась чешская публика и к специально написанной для Праги опере Моцарта "Наказанный распутник, или Дон Жуан" (1787); в Вене же (пост. 1788) эта опера была принята сдержанно. В обеих операх полностью раскрылись новые идейные и художеств, устремления композитора. В эти годы достигло расцвета также его симфоническое и камерно-ансамблевое творчество. Должность "императорского и королевского камерного музыканта", предоставленная императором Иосифом II в конце 1787 (после смерти К. В. Глюка), сковывала деятельность Моцарта. Обязанности Моцарта ограничивались сочинением танцев для маскарадов. Лишь однажды ему поручили написать комическую оперу на сюжет из светской жизни — "Все они таковы, или Школа влюбленных" (1790). Вольфганг Моцарт намеревался покинуть Австрию. Предпринятая им в 1789 поездка в Берлин не оправдала его надежд. С воцарением в Австрии нового императора Леопольда II (1790) положение Моцарта не изменилось. В 1791 в Праге, по случаю коронации Леопольда чешским королем, была представлена опера Моцарта "Милосердие Тита", встреченная холодно. В том же месяце (сентябрь) увидела свет "Волшебная флейта". Поставленная на подмостках пригородного театра. Эта опера Моцарта нашла настоящее признание у демократической публики Вены. Среди передовых музыкантов, сумевших в полной мере оценить силу дарования Моцарта, были его старший современник И. Гайдн и младший — . В консервативных кругах его новаторские произведения осуждались. С 1787 прекратились "академии" Моцарта. Ему не удалось организовать исполнения 3 последних симфоний (1788); три года спустя одна из них прозвучала в благотворительных концертах в Вене под управлением А. Сальери.

Весной 1791 Вольфганга Моцарта зачислили бесплатным помощником капельмейстера собора св. Стефана с правом занять это место в случае смерти последнего (капельмейстер пережил его). За полмесяца до смерти Моцарт слег (диагноз - ревматически-воспалительная лихорадка) Умер, не достигнув 36 лет. Был погребен в общей могиле на кладбище св. Марка (местонахождение могилы неизвестно).

Вольфганг Амадей Моцарт: биография и творчество.
Вы сейчас находитесь на портале