Так где же Моцарт похоронен? Где похоронен моцарт Моцарта похоронили в общей могиле.

Ох, и натерпелась я страху. Но все закончилась хорошо. Началось с того, что мне приспичило посетить место захоронения Моцарта. Его могила находится на кладбище Святого Марка в Вене. Зимой темнеет рано, я немного не рассчитала время, и добралась до туда с наступлением сумерек. Место не сильно оживленное в плане людей, мимо проходит автомагистраль. И вот значит я одна одинешенька иду на старое кладбище.


Вообще я достаточно впечатлительная и могу себя накрутить. На самом деле не каждый отважится пойти в темноте на кладбище. Но раз я добралась до него, глупо не пойти. Надгробия и памятники красивые, место очень спокойное. Никакой тревоги по поводу погребенных под землей людей я не испытывала. До тех пор, пока не услышала шаги сзади...

А вот теперь представьте, сзади идет человек. Обратного хода нет, путь к отступлению закрыт. Впереди широкий проход, справа и слева ряды могил. Я не знаю, насколько большое кладбище. Вокруг тишина и спокойствие, никого нет. Мурашки забегали по спине, и я резко свернула в сторону.

Если бы человек пошел за мной, стало бы понятно, что его интересует не Моцарт, а я. Мало ли какие маньяки ходят на кладбища по вечерам. Вдруг у него нож, что мне тогда делать? Я просчитывала разные варианты развития событий. Но теперь у меня был шанс добежать до выхода между могил. Как вдруг я увидела, что он прошел мимо. Фух. Все-таки поклонник Моцарта, ура. Но значит, мы встретимся около его могилы. Блин. Это в мои планы не входило. Поэтому я еще немного погуляла по кладбищу, а потом стала искать нужный мне объект. Ходила и удивлялась, что мне совсем не страшно, наоборот, спокойно. Вспомнились слова бабушки: не бойся мертвых, бойся живых.

Напрасно я опасалась, что не смогу найти могилу Моцарта. От главной аллеи к могиле ведет белая дорожка. Торжественно и помпезно. Но это сейчас, раньше было совсем по-другому.

Это примерное место захоронения Моцарта. В последние годы жизни композитор оказался в тяжелом финансовом положении и был похоронен в общей могиле вместе с бедняками. Исследователи сопоставили известные факты и ограничили возможную зону. На предполагаемом месте установлен мраморный памятник. Вольфганг Амадей Моцарт умер в декабре 1791 года, не достигнув 36 лет.

Кладбище Святого Марка - одно из старейших кладбищ Вены. Оно открыто в 1784 году. Последние захоронения относятся к 1874 году. Я побродила между надгробиями и направилась к выходу, пока окончательно не стемнело.

Что это за крышки? Была мысль, что там урны с прахом. Кремировать в Европе стали во второй половине XVIII века, так что в принципе возможно.

Добавьте меня в друзья, чтобы не пропустить новые публикации

Случилась эта трагедия 5 декабря 1791 года. В 00.55 остановилось сердце величайшего композитора и музыканта человеческой цивилизации Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791). Знаменитый австриец умер в самом расцвете своих творческих сил. За полтора часа до полуночи он потерял сознание и встретил фатальный конец в беспамятстве. На момент смерти ему было 35 лет и 10 месяцев.

Этот талантливейший человек начал сочинять музыкальные произведения в 6-летним возрасте. Творческая деятельность продолжалась почти 30 лет, но богатства она не принесла. Объясняется это низким социальным статусом музыкантов, живших в XVIII веке. За шедевры им платили копейки. Ситуация изменилась лишь в следующем столетии, когда композиторы стали по-настоящему обеспеченными людьми.

Смерть Моцарта в таком молодом возрасте вызвала много кривотолков и слухов, так как болезнь, предшествовавшая кончине, была довольно странной. Вначале у музыканта начали отекать кисти рук и ступни, затем последовали приступы рвоты. Врачи осмотрели больного и сказали, что это острая сыпная лихорадка. Данный диагноз был занесён и в регистрационную книгу, в которую записывали всех умерших в городе Вене.

Вольфганг Амадей слёг в постель 20 ноября. Но родственники посчитали, что причиной заболевания стала напряжённая работа. Было много заказов, над которыми композитор трудился практически, без отдыха. Его одолевали кредиторы, а семья едва сводила концы с концами.

После кончины тело покойника раздулось, а трупного окоченения не наблюдалось. Ткани оставались эластичными, мягкими, что косвенно указывало на отравление. Масло в огонь подлила Констанца - жена композитора. Она заявила, что муж делился с ней подозрениями. Якобы он был уверен, что его медленно и уверенно травят ядом. Давали ему акву-тофану. Этот яд создала в XVII веке итальянская колдунья Джулия Тофина. Сделала она его на основе мышьяка. Смертельная отрава не имела вкуса, запаха, а жертву убивала медленно и незаметно.

Настораживал ещё один факт. За несколько месяцев до болезни к композитору пришёл загадочный незнакомец. Он заказа "Реквием" - траурную заупокойную мессу. Уже попав под влияние болезни, Вольфганг Амадей вдруг подумал, что это музыкальное произведение предназначено для него самого. Изощрённый злоумышленник решил жестоко посмеяться над великим человеком, считавшимся одним из лучших представителей Венской классической школы.

Кому была нужна смерть Моцарта?

Кто был заинтересован в преждевременной кончине композитора? Бытует мнение, что его патологически ненавидел Антонио Сальери (1750-1825). Это был хороший композитор и музыкант. С 1774 года он числился придворным композитором при дворе Иосифа II - императора Священной Римской империи. Среди аристократов Вены он считался лучшим музыкантом.

Это продолжалось в течение 7 лет, пока в город не приехал молодой Вольфганг Амадей. В нём Сальери сразу же разглядел огромный талант, с которым он никогда не смог бы сравниться. Со временем в музыкальных кругах поняли, что Антонио завидует Моцарту чёрной завистью. А тот относился к придворному композитору с откровенным презрением. С учётом этих фактов можно допустить, что Сальери и был тем самым зловещим отравителем.

Однако существует свидетельство Игнаца Москелеса. Этот человек был учеником Бетховена, а тот, в свою очередь, считался учеником Сальери. В 1823 году Москелес посетил старого и больного Антонио в клинике. Тот перед лицом наступающей смерти поклялся, что не имел никакого отношения к отравлению великого композитора и музыканта. Прошёл месяц после этой встречи, и Сальери попытался совершить самоубийство. Врачи объяснили это галлюцинациями, вызванными расстройством психики.

Существует также свидетельство сына Вольфганга Амадея. После смерти отца мальчик стал брать уроки музыки у Антонио Сальери. И однажды учитель якобы произнёс: "Я сожалею, что твой отец умер таким молодым. Однако для всех нас это к лучшему. Если бы он прожил ещё хотя бы 10 лет, то все другие композиторы остались бы без работы".

В наши дни официальная версия гласит, что Сальери не был отравителем. В 1997 году в городе Милане состоялся суд по этому щепетильному вопросу. Он рассмотрел его по существу и снял все обвинения с Антонио, поставив точку в этом деле оправдательным вердиктом.

Однако завистливый итальянец был не единственным подозреваемым в смерти великого композитора. Существовал ещё один человек - Франц Хофдемель. Он являлся членом масонской ложи и писал музыкальные произведения. Здесь вызывает интерес тот факт, что его жена Магдалина - красивая молодая женщина - брала уроки музыки у Вольфганга Амадея.

Буквально через неделю после его кончины Хофдемель с яростью набросился на свою жену, которая на тот момент была беременной. В руках у Франца была бритва, и он полоснул ею несколько раз по красивому женскому лицу. Порезал жене также руки и горло. После этого покончил с собой. Бедная женщина выжила, а через 5 месяцев на свет появился ребёнок. По слухам его отцом был никто иной как Моцарт.

Для объективности следует заметить, что Вольфганг Амадей частенько влюблялся в молодых женщин. Причём уроки музыки давал только тем особам, к которым испытывал определённые чувства. В то же время многие люди, близко знавшие талантливого композитора, утверждали, что он был беззаветно предан своей Констанце, а с другими женщинами ограничивался лишь ни к чему не обязывающим флиртом.

Доказательством невиновности Магдалины также служит отношение к ней императрицы Марии-Луизы. Та, узнав о трагедии, проявила огромное человеческое участие к изуродованной женщине. Если бы история с отцовством вызвала у императрицы какие-то сомнения, то она бы никогда не окружила Магдалину теплотой, заботой и вниманием.

Похороны великого композитора

Для близких смерть Моцарта стала настоящей трагедией. Скорбная ситуация усугублялась полным безденежьем. Поэтому одного из величайших людей человеческой цивилизации похоронили по 3-му разряду. 7 декабря 1791 года гроб с телом покойного привезли в собор Св. Стефана. Там собралось всего несколько человек, близко знавших усопшего. Говорят, что среди провожающих был и Сальери.

Священник произнёс заупокойную проповедь. Причём перед ним стоял не один гроб, а целых 6. Уже в сумерках гробы погрузили в катафалк, и тот поехал на кладбище Св. Марка, которое находилось примерно в 5 км от собора. Провожающие не последовали за катафалком, так как было темно, холодно, сыро, и шёл мокрый снег. Все гробы опустили в одну общую могилу, и засыпали их землёй. Место захоронения не обозначили ни крестом, ни плитой. Даже не положили камень или палку для ориентира.

Памятник Моцарту Плачущий Ангел

Прошло 50 лет, и люди решили отдать дань уважения величайшему музыканту. Но точное место захоронения найти не смогли. Старых могильных холмиков было очень много, а под каким из них покоился прах композитора, никто сказать не мог. Смогли определить лишь примерный участок, и посадили в этом месте иву. В 1859 году вместо ивы поставили памятник, который получил название Плачущего Ангела. Затем памятник перенесли, но в настоящее время он находится на прежнем месте.

Официальная версия смерти Моцарта

Споры о подлинной причине смерти Моцарта ведутся по сей день. В 60-е годы XX века врач из Швейцарии Карл Бэр заявил, что диагноз - острая сыпная лихорадка - не правильный. В соответствии с описанием болезни у музыканта был суставный ревматизм. Сопровождается он болезненными воспалительными процессами. Вот поэтому и наблюдалась опухоль на руках и ногах.

В 1984 году доктор Дэвис опубликовал более тщательный отчёт об истории болезни Вольфганга Амадея. Он выдвинул предположение, что ещё в раннем детстве музыкант заразился стрептококковой инфекцией. В последующие годы у него наблюдались приступы тонзиллита, он болел бронхитом, гепатитом и ветрянкой.

Дэвис заключил, что причиной трагедии стала стрептококковая инфекция в сочетании с почечной недостаточностью и бронхопневмонией. Но смерть наступила в результате кровоизлияния в мозг. Что касается почечной недостаточности, то на неё указывает депрессия. А под её влиянием композитор мог утверждать, что его отравили и заказали "Реквием" для его же собственных похорон.

Александр Семашко

Где был похоронен Моцарт, как это происходило? и получил лучший ответ

Ответ от ~ТАТЬЯНА~[гуру]
Моцарт был похоронен в могиле бедняков в пригороде Вены - Санкт-Марксе. Его предполагаемые останки были затем перенесены на венское Центральное кладбище Zentralfriedhof.На знаменитой "Аллее композиторов" на венском центральном кладбище похоронены Бетховен, Брамс, Штраус, Зуппе, а также сооружен памятник на символической могиле Моцарта. Площадь центрального кладбища составляет 2,5 кв. км. Кладбище было построено по проектам архитекторов из Франкфурта Карлом Йонасом Милиус и Фридрихом Блунтчли. Дальнейшая расстройка произошла к Празднику всех святых (1. ноября) в 1874 г. С тех пор на центральном кладбище в 300.00 могилах захоронены около 3 миллионов человек. Полным научным исследованием является книга Бэра "Болезнь, смерть и погребение Моцарта": C.BКr, Mozart: Krankheit, Tod, BegrКbnis, 2nd Ed., Salzburg. Рассматривая сохранившиеся свидетельства, медицинскую историю пациента и врачебное заключение о причинах смерти Моцарта ("Воспаление с просовидной сыпью" (см. Дойч, сc. 416-417)), Бэр приходит к заключению, что Моцарт умер от ревматической лихорадки, возможно осложнённой острой сердечной недостаточностью. Из слов доктора Лобеса можно заключить, что осенью 1791 года в Вене была эпидемия воспалительных инфекционных заболеваний. Моцарт скончался в ночь на 5 декабря 1791 года. Предстояли похороны. Хлопоты взял на себя друг и меценат Моцарта, его собрат по масонской ложе барон ван Свитен (Swieten, Gottfried, Baron van, 1733(?)-1803). Можно обратиться к монографии Браунберенса Mozart in Vienna и к интересной статье Слонимского (Nikolas Slonimsky, The Weather at Mozart Funeral, Musical Quarterly, 46, 1960, pp.12-22). Браунберенс специально приводит тексты погребальных правил, установленных императором Иосифом как часть его общих реформ. Прежде всего из гигиенических соображений кладбища выводились из городской черты. Далее, сама процедура похорон предельно упрощалась. Здесь проявлялся просвещённый утилитаризм Иосифа, центральная линия его реформ, предпочитавшая искреннее скромное благочестие пышному показному. Практически все погребения совершались в общие могилы на пять-шесть покойных. Отдельные могилы были редкими исключениями, роскошью для очень богатых и знати. Никакие памятные знаки, надгробия и т.д. на могилах не позволялись (с целью экономии места), все эти знаки внимания можно было устанавливать вдоль ограды кладбища и на самой ограде. Каждые 7-8 лет могилы перекапывались и использовались снова. Таким образом, в похоронах Моцарта ничего необычного для того времени не было. Это определённо не были "похороны нищего". Именно такая процедура применялась к 85% умерших из достаточных классов общества. Около трех часов пополудни тело Моцарта было привезено к Собору Святого Стефана. Здесь в маленькой часовне состоялась скромная религиозная церемония. Кто из друзей и близких присутствовал при этом, сколько людей собрала церемония вообще, остаётся неизвестным. Катафалк мог отправиться на кладбище только после шести вечера (после девяти летом), т.е. уже в темноте. Само кладбище Святого Марка находилось примерно в трёх милях от Собора, и вела к нему просёлочная дорога. Не приходится удивляться тому, что немногие провожавшие гроб не последовали за ним за городские ворота. Это было не принято, трудно выполнимо, да и бессмысленно. Никаких церемоний на кладбище не предусматривалось, там уже не было и священников, только могильщики. Гроб помещался на ночь в специальное помещение, и утром его забирали могильщики. Сегодня нам трудно и тяжело всё это представить.
Буду ждать, заинтриговали.

Ответ от 88 88 [активный]
Кладбище - одна из главных достопримечательностей австрийской столицы. Туристы иногда называют его Музыкальным, потому что здесь можно отыскать надгробные памятники большинства известных композиторов - Людвига ван Бетховена, Иоганнеса Брамса, Кристофа Виллибальда Глюка, Франца Шуберта, Иоганна Штрауса (обоих: отца и сына) и, конечно, Вольфганга Амадея Моцарта.Хотя на самом деле, когда Моцарт умер, его тело бросили в братскую могилу для бедняков на кладбище Святого Марка совсем в другом районе Вены, и где именно он похоронен - до сих пор неизвестно. Тем не менее - гению музыки австрийцы выделили местечко в их почетном Пантеоне-некрополе.Настоящих могил знаменитостей на кладбище 350, а почетных памятных могил («посвященных») - более 600.


Ответ от Лина [гуру]
На кладбище святого Марка в Вене в 1791 году был похоронен Моцарт. Вот только где именно могила маэстро, до сих пор никто не знает: похороны были очень скромными, безутешной вдове по дороге на кладбище стало так плохо, что ее вернули домой, а Моцарта похоронили в общей могиле, и никто не догадался обозначить место даже самым дешевым крестом.


Ответ от Мария [гуру]
До сих пор биографы Моцарта в недоумении: как могло случиться, что композитор, буквально озолотивший своей оперой "Волшебная флейта" либреттиста и театрального антрепренера Шиканедера, умер в нищете? Как могло произойти, что его похоронили по низшему разряду в общей могиле вместе с десятком бродяг?В трактовке судьбы австрийского музыканта можно найти все, что угодно - мистику и интриги, месть и заговор. Версий о предопределенности судьбы и таинственной смерти Моцарта, пожалуй, слишком много, чтобы выбрать одну.Некоторые биографы Моцарта, утверждают, что вся жизнь музыкального гения - от рождения до могилы - манипуляция судьбой, и ссылаются на тайную систему чисел, говорящую об алхимической связи даты его рождения со смертельным ядом, данным Моцарту: "Его рождение в 8 часов вечера накануне среды, высота Солнца в день его рождения составляла 8 градусов в созвездие Водолея и, наконец, сумма цифр его полных лет жизни - 35 опять-таки чистая восьмерка". Если верить нумерологии, то "восьмерка символизирует неотвратимость судьбы, правосудие, иногда даже смерть. Это число говорит - на любое действие есть противодействие, за любой поступок придется отвечать".Наиболее распространенная версия смерти композитора - отравление, и появилась она сразу же после кончины Моцарта. Его жена Констанца утверждала, что мужа преследовала мысль о смерти от яда. Сын, Карл Томас, в свою очередь, вспоминал: "Тело отца было странно распухшим, как у отравленного ртутью". Противники этой версии считают, что ртуть могла появиться в организме совсем по другой причине: ею лечили спинную сухотку, которой страдал Моцарт.Подозреваемым N 1 долгое время был его соперник - композитор Антонио Сальери. Несмотря на слухи, Вена пышно отпраздновала полувековую годовщину творческой деятельности "подозреваемого". Говорят, что венская публика не слишком прислушивалась к сплетням, более того, после смерти Моцарта его жена Констанца, отправила младшего сына учиться именно к Сальери. Впрочем, сын Моцарта считал, что "Сальери не убивал отца, но поистине отравил его жизнь интригами", а отец Моцарта еще 18 марта 1786 года писал своей дочери Наннерль: "Сальери со своими приспешниками опять готов перевернуть небо и ад, лишь бы только провалить постановку" ("Свадьбы Фигаро"). И все же интриги - отнюдь не медленный яд "акватофана", которым якобы отравили Моцарта. Впрочем, другие сторонники этой версии утверждали, что Моцарт был отравлен ртутью.По еще одной версии к отравлению Моцарт был причастен Франц Ксавьер Зюсмайер, ученик, секретарь Моцарта и любовник его жены. При этом господин Зюсмайер был учеником не только Моцарта, но и Сальери. Предполагают, что в руки Зюсмайера ртуть (mercurius) попала от другого "героя" трагедии - графа и музыканта Вальзегга цу Штуппаха, того самого, который заказал Моцарту "Реквием". Как раз в его владениях добывали ртуть


Ответ от Миллион [гуру]
4 декабря 1791.Во время написания Реквием он не мог освободиться от мысли что пишет эту трагическую музыку для собственных похорон. Предчуствия не обманули Моцарта и не успев закоечить Реквием до конца, он скончался. По его просьбе, друзья, собравшиеся у него 4 декабря 1791 года исполнили то что он успел написать. К сожалению Маэстро этого уже не слышал.На похороны пришли лишь несколько человек а до кладбища не дошел почти никто, испугались ненастной погоды. Вот так тихо и незаметно проводили в последний путь Моцарта- величайшего гения, чье творчество принадлежит человечеству.


Ответ от Unixaix CATIA [гуру]
Умер Моцарт 5 декабря 1791 г. от болезни, возможно, вызванной почечной инфекцией.Похоронен в Вене, на кладбище Св. Марка в общей могиле, поэтому само место захоронения осталось неизвестнымВ то время в Вене было принято хоронить не по одному человеку, это было связано со многими вещами, например разгулом эпидемий. В 1801 при загадочных обстоятельствах был найден череп Моцарта, это случилось когда его могила «обрела новых жителей» , но это уже совершенно другая история.


Ответ от Людмила Смирнова [гуру]
В 35 лет Вольфганг Амадей Моцарт умер в нищете, слабеющей рукой торопливо записывая последние ноты своего "Реквиема", который считал заупокойной мессой по самому себе.До сих пор биографы Моцарта в недоумении: как могло случиться, что композитор, буквально озолотивший своей оперой "Волшебная флейта" либреттиста и театрального антрепренера Шиканедера, умер в нищете? Как могло произойти, что его похоронили по низшему разряду в общей могиле вместе с десятком бродяг?Наиболее распространенная версия смерти композитора - отравление, и появилась она сразу же после кончины Моцарта. Его жена Констанца утверждала, что мужа преследовала мысль о смерти от яда. Сын, Карл Томас, в свою очередь, вспоминал: "Тело отца было странно распухшим, как у отравленного ртутью". Противники этой версии считают, что ртуть могла появиться в организме совсем по другой причине: ею лечили спинную сухотку, которой страдал Моцарт.Подозреваемым N 1 долгое время был его соперник - композитор Антонио Сальери. Несмотря на слухи, Вена пышно отпраздновала полувековую годовщину творческой деятельности "подозреваемого". Говорят, что венская публика не слишком прислушивалась к сплетням, более того, после смерти Моцарта его жена Констанца, отправила младшего сына учиться именно к Сальери. Впрочем, сын Моцарта считал, что "Сальери не убивал отца, но поистине отравил его жизнь интригами", а отец Моцарта еще 18 марта 1786 года писал своей дочери Наннерль: "Сальери со своими приспешниками опять готов перевернуть небо и ад, лишь бы только провалить постановку" ("Свадьбы Фигаро"). И все же интриги - отнюдь не медленный яд "акватофана", которым якобы отравили Моцарта. Впрочем, другие сторонники этой версии утверждали, что Моцарт был отравлен ртутью.По еще одной версии к отравлению Моцарт был причастен Франц Ксавьер Зюсмайер, ученик, секретарь Моцарта и любовник его жены. При этом господин Зюсмайер был учеником не только Моцарта, но и Сальери. Предполагают, что в руки Зюсмайера ртуть (mercurius) попала от другого "героя" трагедии - графа и музыканта Вальзегга цу Штуппаха, того самого, который заказал Моцарту "Реквием". Как раз в его владениях добывали ртуть. После смерти Моцарта в музыкальных кругах пересказывались слова кого-то из композиторов, который, якобы, заметил: "Хотя и жаль такого гения, но благо нам, что он мертв. Ибо поживи он больше - поистине, никто в мире не дал бы нам куска хлеба за наши произведения". В кругу венских музыкантов долгое время передавалась следующая история. Будто бы гроб с телом Моцарта отпевали не в храме Св. Стефана, а у входа в Крестовую капеллу, прилегающую к северной недостроенной башне храма. А затем, когда сопровождавшие удалились, гроб с телом внесли внутрь и, прошествовав перед Распятием, вынесли прах великого музыканта уже через другой выход, ведущий прямиком в катакомбы, где хоронили людей, умерших во время эпидемии чумы. Этим странным слухам есть различные подтверждения. Например, известно, что, разбирая архив Бетховена, душеприказчики композитора обнаружили среди прочих бумаг любопытную картинку, запечатлевшую похороны Вольфганга Амадея Моцарта. На рисунке был изображен въезжающий в ворота кладбища убогий катафалк, за которым понуро трусит бродячая собака.В 60-х годах двадцатого века, в Зальцбурге, на одной из сессий Института моцартоведения специалисты пришли к выводу, что, по всей вероятности, никакого отравления не было, и скончался Моцарт от неизлечимой в то время ревматической болезни. Эти доводы подтвердила и известная работа Карла Бэра "Моцарт. - Болезнь. - Смерть. - Погребение".В 1801 году старый венский могильщик случайно выкопал череп, который, как предположили, мог принадлежать Моцарту, скелет которого бесследно исчез. Только в 1859 году был обнаружен старинный план кладбища Святого Марка в Вене и на предполагаемом месте погребения Моцарта был установлен мраморный монумент.

ОТ ОБЩЕЙ МОГИЛЫ ДО МЕМОРИАЛЬНОГО КЛАДБИЩА

На Центральном кладбище Вены погребены многие знаменитые ж В углу кладбища святого Марка установлен памятник

композиторы. Слева направо - могилы Бетховена, Моцарта и Шуберта. Моцарту - статуя плачущего ангела.

Захоронение в общей могиле

Миновало уже более двух веков со дня смерти Моцарта, но не иссякает поток посетителей, приходящих к его могильным памятникам на кладбище святого Марка и Центральном кладбище Вены. Однако останки Моцарта не покоятся ни под статуей плачущего ангела на кладбище святого Марка, ни под могильным камнем на Центральном кладбище, где похоронены многие известные композиторы, художники и писатели. Место, где на самом деле похоронен Моцарт, до сих пор остается неизвестным.

Хотя Моцарт был известным музыкантом, его похороны были скромными. Никто не пришел проститься с ним, за исключением, кажется, Сальери и Зюсмайера. После похорон на его могиле не установили даже простой деревянный крест.

Такими убогими похороны Моцарта были вовсе не потому, что он умер в нищете или был забыт своими прежними поклонниками. В те времена именно так обычно хоронили простых горожан, а пышными бывали только похороны аристократов. Моцарт же к их числу не принадлежал.

шено перенести на одно место пять венских кладбищ. Новое кладбище назвали «Центральным». На нем имеются так называемые «почетные могилы», где хоронят знаменитостей - политиков, ученых, художников, писателей и, конечно же, композиторов. Есть среди них и надгробие Моцарта: оно расположено между погребениями Бетховена и Шуберта, неподалеку от могилы Сальери.

Однако в отличие от остальных захоронений могила Моцарта пуста. Зная об этом, многие почитатели композитора отправляются на кладбище святого Марка, где в 1870 году в честь Моцарта был воздвигнут знаменитый памятник - статуя плачущего ангела.

Точное место погребения Моцарта до сих пор не установлено, но память о нем многочисленных поклонников его таланта - самый лучший памятник «солнечному гению» музыки.

Известно, что умерший за четыре года до Моцарта композитор Глюк удостоился торжественных похорон, но тот был придворным композитором Иосифа II в течение долгого времени.

По-настоящему громкая слава настигла Моцарта сразу же после его смерти. На девятый день после смерти Моцарта, 14 декабря 1791 года, на заупокойную мессу в память о композиторе собрались тысячи жителей Праги. В Вене с огромным успехом продолжала идти «Волшебная флейта», а вскоре эту оперу поставили во многих других городах, включая Прагу, Берлин и Гамбург.

На волне успеха «Волшебной флейты» возобновились постановки других опер Моцарта, а издатели наперебой начали печатать ноты его произведений. Спустя три года после смерти Моцарта его имя прогремело по всей Германии, а в XIX веке слава композитора распространилась по всей Европе.

мемориальная могила

Его жизнь тяжело назвать легкой. Все детство прошло в разъездах по гастролям и постоянных тренировках. Отец Моцарта, желавший успеха сына, ставил ребенка в жесткие дисциплинарные рамки. В четырнадцать лет Вольфганг стал академиком Болонской академии, в которую не принимали никого моложе двадцати шести лет. На поздравления отца мальчик отреагировал просьбой — выйти и просто погулять.

Все детство Моцарта прошло в разъездах и постоянных тренировках


Им было создано более шестисот музыкальных произведений, среди которых двадцать опер, полсотни симфоний, десятки концертов и сонат.


Нет смысла говорить о безграничном таланте этого великого человека. Музыка была его любовью, его жизнью. Когда Моцарта спрашивали, как ему удается делать то, что он делает, он удивлялся и отвечал, что в этом нет ничего сложного. Он просто слышал музыку в голове, а потом ее записывал. И как же трудно осознавать, что будучи настолько одаренным, подарив миру огромное количество музыкальных произведений, он умер как нищий.

Музыка была любовью Моцарта, его жизнью


Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что хоронили его впопыхах, на следующий же день после смерти. Без всяких возложенных почестей и уважения. Прощальный обряд совершался наспех у капеллы святого Креста, прилегающей к передней стенке собора святого Стефана. Несмотря на то, что в храме он был помощником капельмейстера, внутрь его даже не внесли. Проводить композитора пришли немногие, среди них были Сальери и ученик Моцарта — Зюсмайер. До самого кладбища сопровождавшие не дошли. Самое странное, что на похоронах семья Моцарта не присутствовала. Жена пришла туда только через семнадцать лет, и то, не нашла точного места могилы. Сами похороны проходили «по третьему разряду», что означало вместе со всеми бедняками, без отдельного места. Можно сказать, что это является основной причиной, почему могила Моцарта была затеряна. Другая причина в том, что и свидетелей, указывающих на конкретное место, почти не было. Создается ощущение, что все специально было организовано таким образом. Но зачем?


В результате медобследования можно сказать, что Моцарта отправили


Слухи о том, что известный композитор умер неестественным путем ходили повсюду. Позже было проведено медицинское обследование его последней болезни. В результате анализа симптомов почти уверено прослеживалось отравление. Доказать это, конечно же было невозможно, так как тело Моцарта не было вскрыто. Провести эксгумацию тоже не предоставлялось возможным, так как никто не запомнил места его захоронения. Но все признаки яда в организме композитора были налицо. Головные боли, неврозы, головокружения, рвота, потеря веса, беспокойное состояние, постоянное ощущение озноба — все это показатели ртутного отравления. Так же на отравление указывало его распухшее тело. Предполагалось, что медленно действующий яд в организм композитора поступал систематически, на протяжении последних месяцев его жизни.


На вопрос о том, кто же был отравителем композитора, есть несколько версий. Первая — Антонио Сальери. Только вот он никогда не был в доме у Моцарта. Соответственно уловку с ядом он проделать не мог. По крайней мере лично. А его доверенное лицо, и одновременно ученик Вольфганга — Франц Ксавер Зюсмайер, теоретически бы мог. И третья — заговор правительственных кругов и лично императора Леопольда II. У императора было довольно неприязненное отношение к масонству. Моцарт же в последние годы жизни стал весьма заметной фигурой в движении.


Моцарт не раз высказывал подозрения о том, что может быть отравлен


Вольфганг Моцарт был тонкой и чувствительной натурой. В период ухудшения состояния, музыкальный гений не раз высказывал свои подозрения о том, что он может быть отравлен. Вскоре у него появилось навязчивое ощущение приближающейся смерти. А после неожиданного визита странного незнакомца, который сделал ему предложение написать «Реквием», это предчувствие усилилось. Появление анонимного заказчика произвело на него довольно сильное впечатление. Все оставшиеся дни, Моцарт был полностью погружен в мысли об этой поминальной мессе, которую так и не успел закончить.

Но как заметил Гете: «Явление, подобное Моцарту, навеки пребудет чудом, и ничего тут объяснить нельзя… Так было с Наполеоном и многими другими… Все они в совершенстве выполнили свою миссию, а значит, им пора уйти».