Конспект занятия в подготовительной группе. Мы такие разные…

Конспект ООД в подготовительной группе

по теме: «Дружба народов - во всем мире»

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 72» г. Саратов

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Программное содержание:

Познакомить с представителями других национальностей проживающих в в России. Формировать представления о природе других стран. Закрепить знания о России. Развивать навыки культурного общения, творческий потенциал и способности детей. Развивать память, внимание, логическое мышление, связную речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитывать дружеское отношение к представителям разных народов, уважение к людям других национальностей и их обычаям.

Демонстрационный материал:

Флаги, куклы в национальных костюмах: России, Украины, Татарстана и Азербайджана; картина с изображением столиц и природы этих стран; силуэты костюмов с элементами национальных узоров.

Раздаточный материал:

Изобразительные материалы, силуэты национальных костюмов.

Методические приемы:

Беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, чтение стихотворений, показ образцов, анализ, итог.

На столе стоит флаг России.

Воспитатель:

Дети, как называется наша страна!? Россия

А мы живущие в ней? Россияне

А как называется столица России? Город Москва

А как называется главная площадь страны? Красная площадь

Воспитатель:

Наша страна многонациональная. Здесь живут люди разных национальностей русские, татары, армяне, азербайджанцы, украинцы и много других народов. В России более 100 национальностей. У каждого народа есть свой государственный флаг, герб, гимн, язык.

(воспитатель показывает куклу в русском костюме)

В России главный национальный язык это русский. Каждый народ имеет своих умельцев. В городе Туле изготавливается Тульские самовары, в городе Оренбург пуховые платки, в Саратове пекут Саратовский калач.

Природа России очень многообразны, потому что страна очень большая. У нас широкие, бескрайние поля, луга, леса глубокие реки и озера. - - Дети, назовите самую длинную реку, Волга, на берегу стоит наш город Саратов.

Какие моря омывают берега России? Чёрное, Каспийское, Азовское и другие.

Дети, назовите диких животных наших лесов. Волк, лиса, медведь, белки, норки, тигры, птицы - совы, орлы, дятлы.

«Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озера, реки и поля

Леса и степи горы.

Раскинулось моя страна

От севера до юга.

Когда в одном краю весна

В другом снега и вьюга.

(Воспитатель показывает куклы в национальном татарском костюме и картинки природы, столицы)

Дети, в состав России входит Республика Татарстан, ее столица город Казань. Главный язык татарский. В нашей стране проживают татары, которые говорят на своем языке. Татары очень трудолюбивый народ, его умельцы вышивают бисером красивые тюбетейки, пасечники разводят пчел, которые приносят вкусный сладкий мед. Территория Татарстана богата густыми хвойными лесами, где обитают дикие животные лоси, медведи, рыси, куницы, выдры. Много птиц: тетерева, глухари и рябчики. Крупные реки это Кама.

«Татарская земля родная

Традиции нам не счесть твоих

Другого мы не знаем края

Где б также почитали их

Звучит курай, лаская сердце

Красивых, любящих людей

Мы можем только здесь согреться

В объятьях Родины своей…»

Физкультминутка

Воспитатель показывает куклы в национальном костюме Украины.

Также в России проживает украинцы, представители государства Украины. Столица город Киев.

Воспитатель показывает картинки с изображением страны города и природы.

В Росии и Украине проживает братские, словянские народы. Язык этих народов очень похож.

Украинцы веселый, дружелюбный народ. Это люди, которые работают на земле, выращивают богатый урожай хлеба. Природа Украины - это широкие поля и степи, лиственные леса, в них водятся лисы, волки, лоси; степные птицы - орел, ястреб. Крупные реки - Днепр и Дунай.

«О как прекрасна Украина!

Ее таврийские поля,
Ее луга, леса, пригорки
И благодатная земля.
Нет неба чище в белом свете
И в родниках воды вкусней,
Я неземной поклон отвешу,
Любимой Родине своей.

Воспитатель показывает куклу в национальном костюме Армении.

В России проживает много представителей армянского народа. Столица Армения город Ереван.

Воспитатель показывает картины страны.

Армянский народ тоже очень трудолюбивый. Умельцы изготовляют из металла посуду, кувшины, тарелки, вазы и чеканят на ней интересные национальные узоры. Также разводят домашних животных - баранов, овец и выращивает виноград. Природный мир Армении многообразием. Здесь высокие горы, глубокие ущелья. На севере- востоке Армению окружает хребты Кавказских гор, одна из них самая известная гора Арарат. На араратской равнине встречается разнообразные животные: косуля, рысь, закавказский бурый медведь, леопард. В Армении есть высокогорное озеро Севан.

«Я люблю тебя, моя Армения

Ты обетованная Земля

Ты мечта, ты свет и Откровение!

Родина цветущая моя…»

Воспитатель показывает куклы в национальном костюме Азербайджана.

Столица страны город Баку. Государственный язык азербайджанский. Труженики Азербайджана занимается добычей нефти, выращивают сладкие фрукты (апельсины, мандарины хурма и другие). Азербайджан находится на берегу Каспийского моря. Здесь много высоких гор и равнин. В лесах водятся кабаны. джейраны, лисицы и птицы: фазаны, утки, лысуха и другие.

«Азербайджан страна огней

Страна игидов и друзей

Страна распахнутых дверей

Кто хоть раз народ твой повидал

Стремились все в твоей земле

К необыкновенной чистоте…»

Воспитатель:

Дети, мы побеседовали о народах, которые проживают в России, о природе этих народов. И мы все любим страну Россию.

Дети дружите все вместе, не ссорьтесь, выбирайте друзей надежных, верных. Ведь когда народы дружат, то никогда не будет войны!

Полюбили мы друг друга

Дружба крепкая у нас

Вместе с нами наша дружба

Славит Родину сейчас!

Сколько нас нерусский у России

И татарских, и иных кровей.

Имена носящих непростые

Непростых Российских сыновей!

Любим мы свои родные

И вовек, ни завтра, ни сейчас

Отдалить нельзя нас от России

Родима немыслима без нас!

Родина наша - это страна

Очень и очень большая она

Родина наша - это наш дом.

Где мы все вместе дружно живем!

Воспитатель:

Предлагаю разукрасить национальный костюм понравившейся вам страны. Дети носят национальный узор на силуэты костюмов.

Воспитатель:

Молодцы, вы все справились с заданием, а теперь организуем выставку наших работ для родителей!

Конспект НОД по теме: «Дружба народов» в подготовительной группе «Василёк»

Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей. Развивать речь детей.

Образовательные: продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету;

    познакомить с культурой этих народов;

    показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;

    вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;

    воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли;

Воспитательные:

    воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету;

    Развивающие: продолжать работу по расширению кругозора детей; а также представления о мире; развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми, развивать умение игрового общения; учить описывать внешний вид людей, обогащать словарь, закрепляя новые слова; учить подбирать родственные однокоренные слова, упражнять в подборе синонимов, в составлении сложных прилагательных, состоящих из простых прилагательных и существительных; развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса, совершенствовать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание.

- Ребята, послушайте загадку и скажите, что же это?

На столе передо мной
Закрутился: шар земной:
Аргентину, Эквадор, -
Уместил всю землю он? (Глобус )

Правильно, ребята – это Глобус. А как вы думаете, что такое глобус?

Глобус - макет нашей планеты Земля.

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, в какой стране мы с вами живем? (Россия ). Широка и необъятна наша Родина Россия! Она самая красивая, самая родная и самая любимая.

Скажите мне, пожалуйста, на глобусе изображена только Россия? (Нет)

Правильно, ребята. На свете много стран больших и маленьких. В каждой стране живут люди разных национальностей.

Давайте, поиграем с вами в игру:

Игра: «Кто в какой стране живет»

Цель: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понятие, что на свете существует много разных стран.

Ход игры:

Воспитатель называет страну, а дети народ. Например:

Кто живет в России? – Россияне.

Кто живет в Америке? – Американцы.

Кто живет в Испании? – Испанцы.

Кто живет в Японии? – Японцы.

Кто живет в Китае? – Китайцы.

Кто живет в Украине? – Украинцы.

Кто живет в Грузии? – Грузины.

Кто живет в Англии? – Англичане.

Кто живет в Литве? – Литовцы.

Кто живет в Бразилии? – Бразильцы.

Кто живет в Германии? – Немцы.

Кто живет в Болгарии? – Болгары.

Кто живет в Мексике? – Мексиканцы и т.д.

Молодцы, ребята, как мы с вами много стран знаем и народов, которые в них живут.

Включается экран: Дети монголоидной расы.

Ребята, смотрите - «проснулся» волшебный экран! (На экране появляется иллюстрация с изображением японской девочки.)

    Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? (Из Японии.)

    Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)

    Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы. (Узкоглазый, темноволосый). У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей. Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).

    Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца - Японии.

Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская, так и женская).

Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена страна Япония

Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу), любят заниматься изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров.

В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы, с необычной формой крыши (показ иллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые горы (показ иллюстрации Фудзияма).

(На экране появляется иллюстрация с изображением японских детей.) Японские дети многое могли бы рассказать нам о своей стране, только как же мы их поймем? (Выслушиваются варианты ответов детей.)

    Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).

    Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют.)

    А как бы нам подружиться с этими детьми?

    Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)

    В Японии очень любят различные головоломки. Теперь нам отправляемся дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова... (Дети встают в круг и повторяют волшебные слова.)

Включается экран: Дети негроидной расы.

    Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся. И теперь он показывает нам девочку с черным цветом кожи. Как её назвать одним словом? (Чернокожая)

    Кто из вас знает, где живёт девочка с черным цветом кожи?

Дети:- Девочка с чёрным цветом кожи живёт в Африке.

Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена Африка.

Ребята, как сказать одним словом, что у девочке большие глаза, карие глаза

А теперь расскажите, как выглядит девочка.

темные волосы, кудрявые волосы.. . (Кареглазая, большеглазый, темноволосый)

    Какая одежда у неё?

Дети: В Африке очень жарко, поэтому и одежда у девочки лёгкая.

Они неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины), жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.

А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки. Жилище - однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное в плане, с конусообразной крышей. Строительным материалом служат глина, камень, кустарник, трава, дерево, ветки, солома, пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых;

Они занимаются земледелие м: выращивают некоторые виды пшеницы и кофе, бобовые; скотоводством (верблюды ), крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы. Основная пища - каши, лепёшки, кислое молоко, мясо, жаренное на вертеле, рыба, чай, кофе.

    Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. (Воспитатель показывает.)

    Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.

    Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети? Дети: Африканские дети больше всего любят танцевать.

Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться? (Это потанцевать по- африканки – танец «Чунга –Чанга»

Включается волшебный экран: Эскимосы (монголоидная раса).

Посмотрите на экран!

    Как называется народ, живущий на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.)

    Где живут эскимосы? (На севере нашей страны, там где холодно.) Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре живут эскимосы.

Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты? (ответы детей). Эскимосы шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.

    А теперь расскажите, как выглядят дети?

    Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы (Узкоглазый, темноволосый). Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).

Какое у детей настроение?

Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные).

    Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жилище называется юрта иглу. Это зимнее жилище из снега, изнутри покрыто шкурами

    Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры, разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять толстым слоям снега, и пурга не страшна.

    А еще эскимосы занимаются оленеводством, любят охотиться и ловить рыбу.

    Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба». Ответы детей: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить.

    А теперь подберём родственные слова к слову «охота» ». Ответы детей: охотник, охотиться, охотничье, охотничий.

    Молодцы, ребята.

    А здороваются эскимосы, помахивая руками. (Дети показывают.)

    Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детишек «Белые медведи».

Подвижная игра «Белые медведи». Проводится под музыку «Песенка о медведях»

Ход игры.

Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.

Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой не
легкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать,
что у вас, как в пословице: «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».

Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе?

1 ребёнок: Старый друг, лучше новых двух.

2 ребёнок: Друга ищи, а нашел, береги.

3 ребёнок: Друзья познаются в беде.

4 ребёнок: Дружба заботой да подмогой крепка!

6 ребёнок: Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

7 ребёнок: Добро потеряешь - опять наживёшь,

Включается волшебный экран: Дети европеоидной расы

Включился наш волшебный экран. (Фотографии детей из детского сада.)

А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать.

Действительно, мы такие разные - взрослые и дети Земли: чем же мы отличаемся друг от друга?

Мы разговариваем на разных языках;

По-разному одеваемся;

Выглядим по-разному;

У нас разные жилища (дома);

Мы живем в разных уголках земного шара.

Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с детства!

Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.

5. «Дружат дети всей земли»

Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли возьмем хоровод

и соединим его вокруг земного шара.

Как красиво у вас получилось.

А теперь давайте возьмемся за руки, встанем в полукруг и споём песню «Большой хоровод».

Дети заводят хоровод под песню Б. Васильева на слова А. Хайта «Большой хоровод». - … Пусть все люди Земли с нами встанут в него. Пусть повсюду звучат только радость и смех. Пусть без слов будет песня понятна для всех!

Итог занятия.

- Что вам ребята понравилось на занятии?

Что нового узнали?

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за вашу активную и заинтересованную работу. Сегодня мы с вами познакомились с народами разных стран, самое главное это дружить с людьми независимо от цвета кожи, глаз, волос.

Цель: Расширить знания детей о России.

Задачи:

Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию.

Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов.

Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, ее населяющих.

Обогащать словарный запас детей.

Словарная работа: монисто, кибитка, кочевой народ, башмют, скотоводы, бусе.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, слайды мультимедиа, настольно-печатная игра «Собери костюм», бусинки.

Методы и приемы: беседа, просмотр мультимедийной презентации, игра.

Предшествующая работа: велась работа по формированию понятий большая и малая Родина; проводились наблюдения, целевые прогулки, экскурсии; знакомили детей с расположением России на карте, с растительным миром, с животным миром; дали понятие о многонациональности Родины, округа в котором живут дети; знакомили с фольклором, играми разных народов России.

Психотренинг:

Главное чудо света - это человек. Хотите к нему прикоснуться? Тогда встанем в круг, будем смотреть друг другу в глаза и произносить слова: «Здравствуй, человек»!

Но какой это будет человек, каждый выбирает сам.

(Добрый, умный, смелый, красивый, хороший, веселый, трудолюбивый, классный, любопытный, милый, модный и. т. п).

Предлагаю пройти к стульчикам, присесть.

Ход НОД.

Ребята, сегодня я вам снова предлагаю, отправимся в путешествие. Кто мне скажет, на чем можно путешествовать? (На машине, самолете, поезде, пароходе). Да вы все ответили правильно, путешествовать можно на разном транспорте. Но сегодня я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие, а виртуальное, с помощью компьютера.

Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответы детей)

1 слайд.

Да, Россия. Россия огромна и необъятна. Территория её протянулась от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей.

На ней есть как высокие горы, полноводные реки, так и бескрайние поля, густые леса.
- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна это не только леса, поля, реки, города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут.

2 слайд.

Страна наша сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много. Вспомните, какие народы населяют нашу Родину? (дети называют)

Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой национальный, например татарский, и ещё русский. Потому что русский – это государственный язык и на нём общаются все народы нашей страны.

Итак, мы отправляемся в наше путешествие по России.

Наше путешествие мы начнем с округа, в котором мы свами живем (ответы детей). Вспомните как называется наш округ? (ответы детей)

3 слайд.

Да, правильно мы с вами живем в Ханты – Мансийском округе.

Кто мне скажет, благодаря какому народу наш округ получил свое название? (ответы детей)

Название наш округ получил благодаря малочисленным народам ханты и манси. Вспомните, как называется столица округа (ответы детей).

У каждого человека есть своя малая родина. Это место где родился человек и вырос.

Я по национальности – удмуртка, родилась в Удмуртии, и сегодня приглашаю вас посетить мою родину – Удмуртию.

4 слайд.

В Удмуртии живет народ, которых называют - удмуртами.

Столица Удмуртии – Ижевск.

В Государственном гербе Удмуртской Республики преобладают три цвета – черный, красный, белый:
черный цвет является символом земли и стабильности;
красный - цветом солнца и символом жизни;
белый - символом космоса и чистоты нравственных устоев.
Обобщенный образ белого лебедя или человеко-птицы является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства. Его основа - мифология удмуртского, русского, татарского и других народов.
5 слайд.

Удмуртия красивый край со снежными морозными зимами и жарким летом. В Удмуртии много лесов, рек, родников. Удмурты доброжелательные, гостеприимные люди. Они говорят на родном удмуртском языке.

Удмуртия богата нефтью, торфом, полезными ископаемыми. Однако главное богатство - это трудолюбивый и талантливый народ Удмуртии.

6 слайд.

Это родина гениального композитора П.Н.Чайковского. Всему миру известно имя гениального оружейника М.Т.Калашникова.

Удмуртия широко известна своими ружьями, автомобилями, это родина отечественного мотоциклостроения.
7 слайд.

- А вот в древности самым распространенным промыслом удмуртов было изготовление тканей из льняного и конопляного волокна.

В Удмуртии делают валенки, мужские шляпы. Распространена вышивка, резьба по дереву, ювелирное искусство, гончарство.
8 слайд

Самое распространенное кушанье удмуртов - это перепечи, табани, пельмяни, котчал - овсяной кисель.

9 слайд.

Самый большой праздник в году у удмуртов - «Пасха» (баздым нунал).

В этот праздник устраивали сбор яиц и их катание с горы. Какие народы еще отмечает этот праздник? (русские, чуваши, марийцы и др.).

10 слайд.

Одежду удмурты носили из домашних материалов: холста, сукна, овчины. Костюм состоял из белой холщовой рубахи (дэремы) с прямыми рукавами, Поверх рубахи надевался белый халат с короткими рукавами. Подпоясывались передником без грудки. Также носили домотканое платье в мелкую клеточку, также подпоясанный передником. На грудь вешали нагрудник, украшенный серебряными монетами (монисто) (Закрепляю новое слово со всеми детьми).

Костюм мужчин похож на костюм русских крестьян: белая или клетчатая холщовая рубашка, с вышитым воротом, подвязанная поясом. На ногах носили лапти, валенки.

Одежду удмурты украшали орнаментом, состоящим из ромбов, клетки или шахматного узора, воробьиных лапок, полосок, контурного узора.

В Удмуртии много рек и озер. И дома в деревнях всегда строили рядом с водой. Считалось, что водяной хозяин воды.

Я вас приглашаю поиграть в удмуртскую игру «Водяной» (Вумурт).
Игра «Водяной»
- Мы продолжаем свое путешествие. Следующий пункт нашего путешествия находится на юге нашей страны – Калмыкия.

Ребята, скажите, у нас в группе есть дети по национальности калмык? (Ответ детей)

11 слайд.

Столица Калмыкии – Элиста.

Основа герба - белый лотос - символ духовной чистоты, возрождения и процветания.
Герб имеет голубой, желтый и белый цвета.
Голубой цвет означает вечность, свободу и постоянство. Это любимый цвет степняков - кочевников. Желтый цвет - это цвет вероисповедания народа, это цвет кожи и, наконец, это олицетворение того, чтобы Калмыкия всегда была солнечной.
Белый цвет означает мирные взгляды, дружеские отношения со всеми народами, живущими как в Калмыкии, так и за ее пределами.

12 слайд.

Калмыкия расположена в степях. Калмыки были «кочевым народом».

А может быть, кто – ни будь из вас, знает значение этих слов «кочевой народ»? (ответы).

«Кочевой народ» - это тот народ, который очень часто переезжает с одного места на другое, т.е. кочует (закрепляю новое слово со всеми детьми).

13 слайд.

А как называется жилище калмыков, кто-нибудь из вас знает? (ответы).

Жилище калмыков называется «кибитка» (закрепляю новое слово со всеми детьми).

Они очень часто разбирались, складывались и грузились на лошадей. Потом перевозились на другое место.

А еще, ребята, калмыки всегда были скотоводами. Знаете, кто такие скотоводы? (ответы).

Скотоводы - это люди, которые разводят скот (лошадей, верблюдов, овец). (Закрепляю слово «скотоводы»). Из шкур этих животных выделывали кожу, из шерсти, катали войлок. Благодаря этим животным у калмыков всегда было свежее мясо и молоко.

14 слайд.

Калмыки, ребята, очень трудолюбивый народ. Но они так же любят отдыхать и веселиться. У калмыков тоже есть праздники. И самый главный праздник - это праздник весны «Цаган Сар» (в переводе означает «счастливый месяц» или «белый месяц»).

15 слайд.

Посмотрите на национальный калмыцкий костюм, это кафтан, на калмыцком языке он называется «башмют» (закрепляю новое слово со всеми детьми).

Мужчины надевали широкие брюки – шаровары, для того, чтобы легко было скакать на лошади. На ногах сапоги.

Это, ребята, основное украшение костюма, пояс, который называется «бусе» (закрепляю новое слово со всеми детьми).

А вот головных уборов у калмыков более двадцати видов.

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

У каждого народа есть своя музыка, музыкальные инструменты. Я предлагаю вам послушать народную калмыцкую мелодию.

(Прослушивание калмыцкой мелодии).

Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что-то хорошее,

то ему в знак благодарности рассказывали сказку.
- Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей).
Да, в них есть добрые и злые персонажи, волшебные вещи, говорящие животные и т.д. А ещё во всех сказках, у всех народов, добро всегда побеждает зло. А какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей)
- Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

Сегодня мы с вами заканчиваем наше виртуальное путешествие.

(Провожу с детьми гимнастику для глаз «Лучик солнца»).

А сейчас я вам предлагаю подойти к столу. Возьмите конверты. В конвертах лежат разрезные картинки, вам нужно их собрать.

Д/игра «Собери костюм» (разрезные картинки с изображением национальных костюмов в разных конвертах. Собирают по два ребенка один костюм).

Костюм, какого народа вы собрали? (дети отвечают)

Итог ОД.

Ребята где мы с вами сегодня побывали?(Ответы детей)

О каких народах мы с вами сегодня говорили? (ответы детей). Что вы узнали о них? Вам нравится то, что столько людей разных национальностей живут вместе? (ответы детей).

Дружба - доброе, хорошее слово. И нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу. Например, башкирская пословица гласит: «Человек без друзей как дерево, без корней». А вы, какие пословицы о дружбе знаете? («Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Нет друга – ищи, нашел – береги»).

Показываю детям бусинки, предлагаю выбрать понравившиеся бусинки.

Я буду нанизывать ваши бусинки на леску. Так у нас получатся красивые бусы. Садимся за стол и собираем бусы.

А теперь посмотрите на наши бусы. Каждая бусинка красива, но только когда соберешь все бусинки вместе, получается вот такое замечательное украшение. Вот так и каждый народ удивительно интересен по своему, но когда все народы живут дружно в одной стране, страна от этого становится богаче и сильнее. Потому что в дружбе наша сила. Не простые у нас бусы! Они - символ дружбы.

Мы поместим их на самое видное место в группе, и если кому-то захочется поссориться, пусть посмотрит на эти бусы и вспомнит, что только вместе мы сила.

16 слайд.

А сейчас послушайте стихотворение Владимира Степанова «Российская семья».

Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе.

«Дружба. День народного единства».
Цель: Расширение знаний детей о Родине.

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай.

Оборудование: Карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; аудиозапись песни о Родине;

Звучит в аудиозаписи песня о Родине.

Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)

Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.

Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)

Рассматривание карты России.

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

Наша страна называется … (Россия).

Наша страна очень … (большая, огромная).

В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).

Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, башкиры, татжики, кыргызы, украинцы)

Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

Русские народные праздники-Масленица, Рождество, Пасха и др.

У татжикского народа -п раздник подснежников(праздник прихода весны), праздник тюльпанов -Сайри лола (время сбора первого урожая).

У башкир самый любимый праздникСабантуй – праздник окончания посевных работ.На празднике Сабантуя проводятся множество соревнований- это соревнование по традиционной борьбе на поясах,конные скачки, перетягивание канатаи обязательное угощение.

У узбеков празднуется Навруз –новый день.В весеннее время просыпается природа после зимней спячки. Своим обновлением символизирует начало нового года. Стол должен быть накрыт по особому щедро.Чем богаче будет стол, тем щедрее будет грядущий год

У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но все мы живём в России.

Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина?

Посмотрите, что особенного в таджикском, узбекском, кыргыском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен костюм, преобладает геометрический орнамент.)

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

Ребёнок читает стихотворение.

В день солнечный июльский –

Цветы, цветы вокруг!

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой –

Деревья до небес!

Могуч язык наш русский,

Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти –

Он всякий час со мной,

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)

У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)

Любимым национальным блюдом русского народа являются пельмени и блины. У таджиков – самса, пирожки из слоёного теста, манты. У узбеков – плов, блюдо из мяса и риса. Кыргызы любят бешбармак - мелко накрошенное отварное мясо с лапшой,

Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».

Берегите Россию,

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе!

А сейчас мы с вами отведаем угощения которые вы принесли это и блины, хворост и различные лепёшки.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе

Тема: «Какие народы живут в России».

Составитель: Жаминова Гульсайра Сибаевна

Цель: Расширение знаний детей о Родине.

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, народности; русские, татары, армяне и другие; сарафан, кафтан, кокошник, тюбетейка.

Оборудование: Карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; клубок ниток; платки, «земной шар», трафареты национальных костюмов.

Ребята, я предлагаю вам сесть в круг, передавая клубочек волшебных ниток и поприветствовать друг друга. Каждый, кто передает и кому передается волшебный клубок, наматывает нитку на свой палец. (Показать, как это нужно делать. Продолжать игру до тех пор, пока все дети не окажутся связанными нитью.)

Посмотрите, как мы все связаны одной нитью. (Предлагаю слегка ее натянуть, для того, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого.). Мы с вами – единое целое.

Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)

Рассматривание карты России.

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

    Наша страна очень … (большая, огромная).

    В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).

    Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Показ иллюстраций-русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи и др.). В нашей группе ребята разных национальностей: русские, татары, армяне, башкиры.

Встаньте в обруч те, у кого темные волосы;

Топните те, у кого есть брат;

Кивните головой те, кто мальчики;

Похлопайте те, у кого голубые глаза;

Встаньте те, кто одет в шорты;

Поднимите руку те, у кого заплетены косички.

Видите, ребята, мы с вами все очень разные, у каждого из нас есть свои особенности, не говоря уже о том, что у каждого человека свой внутренний мир. И поэтому мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.

Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)

Какие татарские народные праздники вы знаете? (Сабантуй, Уроза-байрам, Курбан-байрам и др.)

Какие армянские народные праздники вы знаете? (Вардавар, Терендез и др.)

У каждого народа есть свои танцы и песни. Мы приглашаем ребят на русский танец «Валенки». А сейчас послушаем татарскую мелодию и посмотрим танец.

Спасибо, теперь ребята, мы посмотрим армянский танец.

У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

Посмотрите, что особенного в татарскомнациональном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка.

В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)

А сейчас обратите внимание на армянский костюм.

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Мы вас приглашаем на народную игру «Юрта». Взявшись за руки, дети идут по кругу. В середине стоят четыре человека, взявшись за края платка. Дети идут по кругу переменным шагом и поют:

Мы, весёлые ребята,

Соберёмся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они поднимают руки и платок над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)

Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак. Армянским национальным блюдом являются: толма, хаш, пахлава. Посмотрите на наш богатый национальными блюдами стол.

Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее. Чтобы дружба народов была крепкая, необходимо соблюдать правила!!!

ПЕРВОЕ ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО : относись к людям так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.

ВТОРОЕ ПРАВИЛО : гордись своей национальностью, но всегда уважай национальность другого.

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО : старайся дружить и сотрудничать с людьми другой национальности, которые живут, учатся или работают рядом с тобой, - обретешь новых друзей, интересней станет жизнь.

ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО : изучай культуру других народов, этим ты обогатишь свою собственную.

Мы с вами рассмотрели национальные костюмы, познакомились с традициями и культурой разных народов, а сейчас мы сделаем коллективную аппликацию «Народы мира».

Молодцы, постарались, вы очень дружные ребята, мы вами гордимся! У каждого народа есть очень хорошая традиция – приглашать в гости и за чашкой чая с беседой проводить приятно время. Вот и мы приглашаем вас к нам в гости на чашку чая.