Художник василий поленов биография. Василий Поленов

Заросший пруд

“Этот незаурядный русский человек,
как-то сумел распределить себя между российским
озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима,
горячими песками азиатской пустыни.
Его библейские сцены, его первосвященники,
его Христос - как мог он совместить в своей душе
это острое и красочное величие с тишиной простого
русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и
над его тихими озерами веет дух божества?”
Федор Шаляпин

Поленов, Василий Дмитриевич.Портрет работы И.Репина

Одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века - это творчество Василия Дмитриевича Поленова.
Василий Дмитриевич Поленов — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник РСФСР (1926).
Творчество Василия Дмитриевича Поленова - одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века.
Замечательный пейзажист, он развил в русском искусстве системы пленэрной живописи, создал произведения, полные поэзии и лиризма, красоты и правдивости, свежести живописного решения. Его картины "Московский дворик" "Бабушкин сад"; "Христос и грешница" принесли художнику признание. Они не просто широко известны и популярны, но стали своего рода "знаками" отечественного изобразительного искусства.

Многогранное творчество художника не исчерпывалось достижениями в области пейзажного жанра. Живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, он раскрыл свое дарование в каждом из жанров и видов искусства, во многих отношениях выступил как новатор.

В 1888 году художник писал в одном из писем:

"Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит".
Можно считать, что в этих словах заключен творческий принцип мастера, который он пронес через всю жизнь.

Многогранное творчество художника, где он стремился, применить все свои дарования не знали границ. Он живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, во многих отношениях выступал как новатор.


Фильм 1. Живопись,пейзажи.

Фильм 2. Историческая и жанровая живопись

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье.

Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью. Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых, но наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками.

Ярким детским впечатлением Поленова были поездки на север, в Олонецкий край с его девственной природой, и в Ольшанку Тамбовской губернии, в имение бабушки В.Н. Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Н.А. Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Г.Р. Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины, предания. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы, присуждая, как в академиях, за лучшую работу «медаль».

У детей были педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с одним из преподавателей - П.П. Чистяковым - стала определяющей для жизненного пути Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах. В то время он требовал от своих учеников пристального изучения натуры.

"Натура, - вспоминал впоследствии Поленов, - устанавливалась надолго, и рисунок вырабатывался систематично, не условным приемом, а тщательным изучением и, по возможности, точной передачей натуры". "Не подумавши, ничего не начинать, а, начавши, не торопиться", - советовал педагог Поленову. Очевидно, Чистяков сумел передать своему ученику главное - профессиональный подход к живописи, понимание того, что настоящее искусство может возникнуть лишь в результате тяжелой работы и, что не мало важно Поленов это смог усвоить.

После долгих колебаний в 1863 году он, окончив гимназию, поступает вместе
со своим братом Алексеем на физико-математический факультет
(естественный разряд) Петербургского университета.
Одновременно по вечерам в качестве вольноприходящего ученика он посещает
Академию художеств, причем занимается не только в рисовальных классах,
но так же с интересом слушает лекции по предметам анатомии, строительному
искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств.
Не прекращает Поленов и занятий музыкой.
Он не только был постоянным посетителем оперного театра и концертов, но и
сам пел в студенческом хоре Академии.
Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного
ученика, Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись
в занятия живописью. Сделав тем самым правильный выбор, ведь уже в
1867 году он заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает
серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвует в двух конкурсах
на золотые медали по избранному им классу исторической живописи и с января
1868 года вновь становится студентом университета, но теперь уже юридического
факультета.

В 1871 году он получает диплом юриста и, одновременно с Ильей Ефимовичем
Репиным, большую золотую медаль за конкурсную картину
"Воскрешение дочери Иаира".
Поленов стремится создать произведение высокого стиля, придать возвышенный
характер изображенному, мастерская компоновка и решение цвета, она носила
черты жанровости, но была не доработка в замысле этой картины.
Многие отмечали большую теплоту чувства, выраженного Поленовым в образе девочки,
тянущей худенькую руку к Христу.
В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль,
а в 1871 году (одновременно с Ильёй Репиным) за конкурсную работу
«Христос воскрешает дочь Иаира» — большую золотую медаль.

Воскрешение дочери Иаира

Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1872 году,
Поленов отправился за границу в качестве пенсионера академии.
Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в
Париже и написал там в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон»,
обеспечившую ему в 1876 году звание академика.

Арест гугенотки, графини д"Этремон. 1875

Реалистические устремления художника, укреплявшиеся под влиянием И.Репина и
А.Боголюбова, полнее проявились в его тонких пленэрных пейзажах и этюдах.
После возвращения на родину Поленов становится убежденным приверженцем национально-демократического искусства.
Он пишет правдивые, проникнутые любовью к людям из народа портреты сказителя
былин Н.Богданова (1876 г.), деревенского мальчика Вахрамея (1878 г.),
картину из крестьянской жизни «Семейное горе» (1876 г.).

Сказитель былин Никита Богданов. 1876
Возвратившись в 1876 г. в Россию, вскоре отправился на театр русско-турецкой войны,
в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире
наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра 3).
По окончанию войны поселился в Москве.

После много путешествовал.
В 1881—1882 отправляется в своё первое путешествие на Ближний Восток и
по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет,
откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница»,
а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой
для себя манере письма.


Христос и грешница

Наиболее сильное впечатление произвела на него "Vепеziа lа Ьеllа" (красавица Венеция), представляющаяся (по его словам) "проезжему путнику чем-то фантастическим,
каким-то волшебным сном". Восхищение Поленова Венецией усиливалось оттого,
что она была родиной его любимого художника Паоло Веронезе покорившего его
еще в период обучения в Академии художеств.
С тех пор увлечение Веронезе не проходило, становясь, год от году все более
осмысленным и целенаправленным. Поленов с его задатками колориста поражал
огромный колористический дар венецианского художника, сила его живописи.

Венеция

Венеция. Каналы и трубы

"Какое тонкое чувство красок, - восхищался Поленов,
- какое необыкновенное
умение сочетания и подбора тонов, какая сила в них, какая свободная и широко
развернутая композиция, при всем этом легкость кисти и работы, как я ни у кого
не знаю!". Преклоняясь перед красотой колорита полотен Веронезе.

Период пенсионерской командировки помог Поленову понять, что не
историческая живопись является его настоящей стихией.
Взоры Поленова безраздельно обратились к пейзажу.
Таков был итог его исканий за границей.

С 1870-х Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи.
В 1882—1895 годах художник преподавал в Московском училище живописи,
ваяния и зодчества, где в числе его учеников были И. И. Левитан, К. А. Коровин,
И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и Е. М. Татевосян.

Гуманистическое дарование Поленова наконец-то раскрывается в свою полную силу и раскрывается именно на русской почве, обнаруживая при этом именно свой русский склад. Ему предстояло, овладев пленэрной живописью, добиться при этом полнозвучности и богатства красок, их эмоциональной насыщенности, что и было достигнуто в следующих за "Московским двориком" произведениях, написанных со всем блеском живописного мастерства - картинах "Бабушкин сад" и "Заросший пруд".

Например, картина "Бабушкин сад" была экспонирована на VII Передвижной выставке в 1879 году. В рецензии на выставку Стасов назвал "Бабушкин сад" в числе лучших вещей, отметив его отличающуюся "свежестью тонов" живопись.


Бабушкин сад

Она действительно, прежде всего, покоряет именно своей живописью.
Ее пепельно-серые с сиреневатым и голубоватым отливом, бледно-розовые,
песочные, серебристо-зеленые всевозможных оттенков тона, гармонически
сочетаясь, друг с другом, образуют единую колористическую гамму.
Образ, созданный в картине художником, лишен одноплановости; в нем
естественность и гармонично сочетаются разные аспекты восприятия жизни,
ее осмысления. Изображая старый барский особняк и его дряхлую владелицу,
Поленов, в отличие от Максимова с его картиной "Все в прошлом", ничего не
рассказывает зрителю о стиле этой жизни. Слияние человека с природой, которое
показывает здесь Поленов, роднит изображенных с обитателями московского
дворика. И те, и другие живут тихо и естественно, одной жизнью с природой,
что сообщает их существованию смысл и поэзию.
Это ощущение гармонии и красоты жизни пробуждает в зрителе то светлое
умиротворенно-радостное настроение, которым разрешается его элегическое
раздумье над сценкой, запечатленной художником.

В 1877 Поленов поселился в Москве. Спустя год на VI передвижной выставке
Поленов показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину
«Московский дворик», написанную с натуры в арбатском переулке.
А вот картина "Московский дворик" - первая картина Поленова, экспонированная
у передвижников, делу которых он давно сочувствовал.


Московский дворик.ГТ Г

К своему дебюту у передвижников художник относился с чувством большой
ответственности и потому страшно терзался, что из-за нехватки времени дает
на выставку такую "незначительную" вещь, как "Московский дворик",
написанную как бы шутя, по вдохновению, без серьезного и длительного труда.
"К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне
хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным,
надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время", - сетовал
Поленов.
Однако Поленов заблуждался в оценке своей картины, не подозревая, какое
будущее, ждёт это произведение, что именно она окажется в числе жемчужин
русской школы живописи, станет этапным произведением в истории русского
пейзажа.В этой картине автор воспроизвел типичный уголок старой Москвы -
с ее особнячками, церквами, заросшими зеленой травой двориками, с ее почти
провинциальным стилем жизни.
Утро ясного солнечного дня в начале лета (по воспоминаниям самого художника).
Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим
теплом землю, зажигая нестерпимым блеском купола церквей, укорачивая густые тени...
Дворик оживает: торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, деловито
роются в земле у сарая куры, затеяли возню в густой зелени травы ребятишки,
вот-вот тронется в путь запряженная в телегу лошадь...
Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины.

После её оглушительного успеха художник становится родоначальником нового
жанра — «интимного пейзажа».

С 1879 года состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Приобретает славу мастера эпического пейзажа, которую затем преумножит,
поселившись на Оке и совершив путешествия по местам, связанным с колыбелью
христианства.

Будучи от рождения городским жителем, Поленов очень любил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам.
Мечтал поселиться на лоне природы. В 1890 приобрёл небольшое имение Бёхово в
Алексинском уезде, Тульской губернии, на высоком берегу над Окой.

В тихом месте, в сосновом бору, чуть в стороне от села построил дом по собственному
оригинальному проекту, и при доме художественные мастерские.
Усадьба была названа Борок.
Там Поленов много и продуктивно работал, охотно приглашал к себе сельских детей,
проводил для них познавательные занятия и представления, развивал художественный
вкус. По замыслу Поленова, усадьба должна была стать «гнездом художников»,
а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей.
Поленов построил народный театр для крестьян и церковь в Бёхове.
В 1899 во второй раз отправился на Ближний Восток с целью сбора материала для
грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа», которую завершил в 1909.
Выставка этих картин имела большой успех и на момент экспозиции стала
центральном событием в мире живописи.


За Кого Меня Почитают Люди

Среди учителей

Привели Детей.1890-1900
В 1910—1918 годах Поленов вёл в Москве просветительскую деятельность, участвовал в организации народного театра.

В 1906 — в Большом зале Московской консерватории исполнена опера Поленова «Призраки Эллады».

В 1914 в Москве устраивается выставка картин цикла «Из жизни Христа» для сбора средств в пользу раненых в Первой мировой войне.

В 1915 — по проекту Поленова в Москве на Пресне строится дом для Секции содействия фабричным и деревенским театрам; с 1921 года это Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова.

Последние годы жизни Поленов провел в Борке. Он продолжал постоянно работать, вдохновляясь пейзажами Оки, где были написаны многие пейзажи мастера, он собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного музея. Сейчас там Музей-усадьба В. Д. Поленова.
В 1924 прошла первая персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее, посвящённая 80-летию художника.

В 1926 Поленову присвоено звание народного художника РСФСР.

Художник скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать этюды. Над его могилой, согласно завещанию, установлен олонецкий крест.
«Вспоминается Поленов - ещё один замечательный поэт в живописи. Я бы сказал, дышишь и не надышишься на какую-нибудь его жёлтую лилию в озере.
Этот незаурядный русский человек как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима, горячими песками азиатской пустыни.
Его библейские сцены, его первосвященники, его Христос - как мог он совместить в своей душе это красочное и острое величие с тишиной простого русского озера с карасями!
Не потому ли, впрочем, и над его тихими озёрами веет дух божества?...»
Ф.И.Шаляпин «Литературное аследство»

О ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА, НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИЗ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ

Василий Дмитриевич Поленов был совершенно уникальным человеком, имеющим не только талант гениального пейзажиста, а и дар архитектора, музыканта, сочиняющего музыку и играющего на клавишных инструментах, скрипке и аккордеоне; артиста и режиссера собственного театра, талантливого педагога. А еще ко всем его талантам Василия Дмитриевича называли "рыцарем красоты". Но почему так вышло, что к своей любви он шел половину всей своей жизни, далее в обзоре.


Василий Дмитриевич Поленов. Автопортрет


Знаменитый пейзажист Василий Поленов (1844-1927), которому стать художником было, что называется «на роду написано», был правнуком архитектора Николая Львова по материнской линии, внуком Веры Воейковой, которая была воспитанницей Гаврилы Державина, мудрой и высокообразованной женщиной. Многие творения художника созданы под влиянием и впечатлением от семейных историй, которые рассказывала бабушка своим внукам.
color: rgb(0, 0, 0); font-family: Georgia, serif, Tahoma; font-size: medium;">
Когда Василий подрос, родители взяли ему в учителя студента Павла Чистякова, дабы обучал их сына живописи. Он сразу же подметил дар у юного Васи к необыкновенно гармоничному сочетанию красочной палитры.

color: rgb(0, 0, 0); font-family: Georgia, serif, Tahoma; font-size: medium;">Все пейзажи Поленова, с их спокойным и широким разворотом пространства, обилием света и воздуха, несут в себе умиротворение и восторг, а колорит его картин приводит в восхищение. В те годы покупатели красок в московских лавках наивно требовали у торговцев:

«Дайте нам краски, как на картинах художника Поленова! Такие, знаете, яркие, солнечные, пусть даже они будут стоить дороже!»
color: rgb(0, 0, 0); font-family: Georgia, serif, Tahoma; font-size: medium;">Первая серьезная любовь пришла к Поленову, когда ему было уже двадцать восемь. Это произошло в Риме. В те годы Поленов, будучи пенсионером Петербургской академии художеств путешествовал по Европе. Позади остались Австрия, Швейцария, Германия с их знаменитыми художественными галереями. По приезду в Рим, его радушно принимали в семьях Адриана Прахова, и Саввы Морозова.

Там он и встретил впервые 18-летнюю Марусю Оболенскую, русскую девушку, обучавшуюся в Италии оперному пению. Во время совместных прогулок по Римской Кампанье между 28-летним Василием и 18¬летней Марусей зарождается нежная привязанность и влюбленность.
И вскоре, ярко вспыхнувшие чувства Поленова были такими сильными, что он лишился сна и покоя. Около четырех месяцев длились его любовные страдания, но ему так и не хватило духу, чтобы объясниться с Марусей.

color: rgb(0, 0, 0); font-family: Georgia, serif, Tahoma; font-size: medium;">
Но к сожалению это творение мастера было утеряно, и дальнейшая его судьба не известна.
До нашего времени дошла лишь картина «Больная», первый набросок которой художник сделал у изголовья угасающей Маруси. А позже, когда сестра Вера окажется на смертном одре брат
и создаст эту мрачную картину, где будут просматриваться черты и любимой девушки художника, и его любимой сестры.

Кладбище среди кипарисов. Этюд. Автор: Василий Поленов." border="0" src="http://www.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0026.jpg" style="border: 1px solid rgb(0, 0, 0); margin: 5px; padding: 2px; max-width: 100%;" title="Кладбище среди кипарисов. Этюд.


Кладбище среди кипарисов. Этюд.



Надгробный памятник на кладбище Тестаччо - это работа скульптора Марка Антокольского. Он изобразил аллегорическую фигуру молодой девушки-христианки, скорбно сидящей у входа в склеп…
Вторая любовь Василия Поленова


По истечении пяти лет после смерти Оболенской вторая нежданная любовь настигла Поленова в дороге, когда в его купе вошла незнакомка. Как позже оказалось, к удивлению художника, ее звали Марией - Марией Климентовой. И к тому же она обучалась оперному пению Московской консерватории, как и его Маруся. Увидев знак судьбы в таком удивительном совпадении, Василий Дмитриевич сразу же влюбился страстно и горячо.


Мария Климентова - оперная дива


Девушке было двадцать лет, а ему тридцать три... Но не суждено было и этой любви сбыться. Климентова, не отвечая особой взаимностью, то приближала художника к себе, то отталкивала.
И уже став оперной певицей, такую же интрижку, основанную на пустом женском тщеславии, она заведет с писателем Антоном Чеховым.

color: rgb(0, 0, 0); font-family: Georgia, serif, Tahoma; font-size: medium;">Любовь на всю оставшуюся жизнь


В довершение к его несчастной любви у Поленова умирает его сестра-близнец Вера, которую он очень любил. Муки и страдания заставляют художника искать отдушину в гостеприимном доме Мамонтовых в Абрамцеве, где всегда находил утешение поддержку и вдохновение.
color: rgb(0, 0, 0); font-family: Georgia, serif, Tahoma; font-size: medium;">И не сразу Василий Дмитриевич понял, а потом еще долго не мог поверить в то, что по нему вздыхает родственница Мамонтовых, Наталья Якунчикова - дочь московского купца и промышленника. Тихая скромная девушка была на четырнадцать лет моложе Поленова, и уже несколько лет любила его преданно, молча и горячо.

color: rgb(0, 0, 0); font-family: Georgia, serif, Tahoma; font-size: medium;">К тому же Наталья так же имела талант к живописи: иногда писала пейзажи. А вот ее младшая сестра Мария Васильевна, после замужества Якунчикова-Вебер, стала известной художницей.

Жуковка. Этюд. (1888). Автор: Н.В. Якунчикова." border="0" src="http://www.kulturologia.ru/files/u21941/219412036.jpg" style="border: 1px solid rgb(0, 0, 0); margin: 5px; padding: 2px; max-width: 100%;" title="Жуковка. Этюд. (1888).



И вот однажды во время совместной работы над эскизами вышивок для церковных хоругви у Поленова наконец-то открылись глаза, и он обо всем догадался. У 40-летнего художника к этой девушке не было той жгучей страсти, которую он испытывал к Оболенской или Клементовой, но с ней ему так было тепло, уютно и хорошо.

И когда в Абрамцеве завершилось строительство храма, который спроектировали Поленов и Виктор Васнецов, первыми в нем обвенчались Наталья Якунчикова и Василий Поленов.

Наталья Васильевна будет одной из самых преданных жен русских художников: он сам и его творчество составит весь смысл её жизни.

В.Д. Поленов с младшими дочерьми Ольгой и Натальей

В.Д. Поленов с дочерьми

И вот уже спустя несколько лет семья Поленовых переедет в усадьбу Борок на берегу Оки. В их семье родится шестеро детей - два сына и четыре дочери.(Самый старший сын умрет младенцем). Там за свои средства они возведут церковь, школы, будут лично оплачивать работу учителей, создадут народный театр, в котором первым режиссером станет Наталья Васильевна Поленова. А еще ими будет основана "диорама" из полотен самого художника, которая для местного крестьянства станет как «кругосветное путешествие» по миру.

И всего лишь на четыре года Наталья Васильевна переживет своего мужа - гениального художника- пейзажиста Василия Поленова.

Елена Дмитриевна Поленова - сестра Василия Поленова." border="0" src="http://www.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0015.jpg" style="border: 1px solid rgb(0, 0, 0); margin: 5px; padding: 2px; max-width: 100%;" title=" Елена Дмитриевна Поленова - сестра Василия Поленова." vspace="5">

Кроме сестры Веры, с которой они родились в один день, у Поленова было еще две сестры и брат. Самая младшая "Лиля" (Елена Поленова), пойдет по стопам знаменитого брата, и станет первой в России профессиональной женщиной-художницей. Она проиллюстрировала множество русских сказок , чем и стала знаменита.

Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) – художник. С 1926 г. Народный художник РСФСР.

С детства Василий Поленов увлекался живописью. Его занятия поощряли мать, Мария Алексеевна Поленова, сама любившая рисовать, и бабушка, Вера Николаевна Воейкова, дочь известного архитектора Николая Львова .

В 12 лет Василию Поленову наняли учителя рисования. Им оказался талантливый студент Петербургской Академии художеств Павел Чистяков (1832-1919). Пять лет занятий оказали большое влияние на развитие Поленова-художника.

Несмотря на успехи в рисовании, Василий Поленов не решился посвятить себя всецело искусству. В 1863 г. он поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, а вечерами посещал рисовальные классы Академии художеств.

В 1871 г. он окончил университет, правда, уже юридический факультет, и академию, получив за конкурсную работу высшую награду – Большую золотую медаль.

Летом 1872 г. Поленов в качестве пенсионера Академии художеств уехал в Италию. Осенью следующего года он поселился в Париже. Во время поездки Поленов изучал манеру работы западных мастеров, писал картины в стиле французской салонной живописи и исторического романтизма, много времени уделял пейзажу. Одной из ярких работ на историческую тему стала картина "Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д"Этремон", написанная в 1875 г. по заказу цесаревича Александра, будущего императора Александра III. По результатам отчётной выставки, устроенной Поленовым осенью 1876 г. по возвращении в Россию, он был удостоен звания академика. Но настоящее признание было впереди. А пока...

После просмотра работ Поленова критик В.В. Стасов обвинил художника во "французистости": "Вы собираетесь поселиться в Москве... между тем, Москва Вам ровно ни на что не нужна, точь-в-точь как и вся вообще Россия. У Вас склад души ничуть не русский... Мне кажется, что Вам бы всего лучше жить постоянно в Париже или Германии".

В 1877 г. Василий Поленов поселился в Москве. Через год на VI передвижной выставке он выставил "Московский дворик ". К художнику пришла слава. В том же году появилась картина "Бабушкин сад ". За ней последовали "Заросший пруд" и "Старая мельница". Все они стали шедеврами русской живописи.

В 1870-1890-х гг. Поленов писал декорации для домашнего театра Мамонтова и его Частной русской оперы. С Саввой Мамонтовым художник познакомился в начале 1870-х гг. в Риме во время пенсионерской командировки. Кстати, в имении Мамонтова Абрамцеве Поленов написал замечательные картины "На лодке" и "Пруд в Абрамцеве".

В 1890 Василий Дмитриевич Поленов купил имение в Тульской губернии, на берегу Оки. Там художник подолгу жил и работал. Сюда он переехал из Москвы в 1918 г. Василий Дмитриевич Поленов умер 18 июля 1927 г. в своей усадьбе. Сейчас в бывшем имении находится Музей-заповедник В.Д. Поленова. Первым директором музея был полный тезка отца Поленова, сын художника Дмитрий Васильевич Поленов (1886-1967).

Василий Поленов: "Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит".

Биография Поленова

  • 1844. 20 мая (1 июня) – в Петербурге, в семье потомственных дворян Дмитрия Васильевича и Марии Алексеевны (урождённая Воейкова) Поленовых родился сын Василий.
  • 1855. С этого года Поленовы проводили летние месяцы в своем имении Имоченцы Олонецкой губернии, где впоследствии художник написал многие картины и этюды.
  • 1856-1861. Уроки рисования и живописи у П.П. Чистякова.
  • 1858. В Петербурге на выставке в Академии художеств Василий Поленов впервые увидел картину А.А. Иванова "Явление Христа народу", которая на всю жизнь осталась для него одним из самых сильных художественных впечатлений.
  • 1859. Посещение классов Ф.И. Иордана в Академии художеств.
  • 1861-1863. Переезд с родителями в Петрозаводск. Учёба в гимназии.
  • 1863. Поступление на физико-математический факультет Петербургского университета и в Академию художеств.
  • 1869. Награждение в Академии художеств Малой золотой медалью за программную картину "Иов и его друзья".
  • 1871. Окончание юридического факультета университета и Академии художеств.
  • 1872. Июнь – отъезд в Италию в качестве пенсионера Академии художеств. Знакомство в Италии с С.И. Мамонтовым. Первое серьёзное чувство к Марусе Оболенской, её скоропостижная смерть.
  • 1873. Май – умерла бабушка Вера Николаевна Воейкова. Июнь – Поленов прервал командировку и вернулся в Имоченцы. Сентябрь – возобновление пенсионерской командировки, отъезд во Францию.
  • 1874. Знакомство в Париже с И.С. Тургеневым .
  • 1876. Возвращение в Россию. Поленов удостоен звания академика. Сентябрь – в составе русской добровольческой армии отправился на сербско-турецкий фронт.
  • 1877. Март – переезд в Москву. Исполнение этюда "Московский дворик ". 31 августа – знакомство с Марией Николаевной Климентовой, которой художник увлёкся.
  • 1877 - весна 1878. В качестве фронтового художника Поленов участвовал в Русско-турецкой войне.
  • 1878. Возвращение в Москву. Завершены картины "Московский дворик ", "Бабушкин сад ". 7 мая – на VI выставке передвижников в МУЖВЗ , Поленов выставил картину "Московский дворик ". Октябрь – умер отец художника Дмитрий Васильевич Поленов.
  • 1879. Поленов написал картину "Заросший пруд".
  • 1881. 7 марта – умерла сестра художника Вера Дмитриевна Поленова.
  • 1881-1882. Первое путешествие на Восток в связи с работой над картиной "Христос и грешница".
  • 1882. Брак Василия Дмитриевича Поленова и Натальи Васильевны Якунчиковой. Начало преподавания в МУЖВЗ .
  • 1883, октябрь - 1884, май. Работа в Италии над эскизами и этюдами для картины "Христос и грешница".
  • 1884. Рождение сына Фёдора.
  • 1885. Первый сезон Частной оперы Мамонтова.
  • 1886. Поленов закончил картину "Больная". Смерть сына Фёдора и рождение сына Мити.
  • 1887. Поленов выставил на XV выставке передвижников картину "Христос и грешница".
  • 1890. Покупка земли в Бехове на Оке.
  • 1891. 16 августа – заложен усадебный дом, задуманный как народный музей.
  • 1892. 2 октября – семья художника переселилась в новый дом. Эта дата считается днём основания Музея В.Д. Поленова.
  • 1892-1893. Написаны картины "Стынет. Осень на Оке близ Тарусы", "Золотая осень".
  • 1895. Умерла мать художника Мария Алексеевна Поленова.
  • 1898. 7 ноября – умерла сестра художника Елена Дмитриевна Поленова.
  • 1899. Весна – второе путешествие на Восток. Сентябрь – арест С.И. Мамонтова.
  • 1900. Июль – суд над С.И. Мамонтовым, на котором он был полностью оправдан.
  • 1902. Разработка программы стенных росписей для музея изящных искусств в Москве.
  • 1903. Февраль – организован Союз русских художников.
  • 1906. В Большом зале Московской консерватории исполнена опера В.Д. Поленова "Призраки Эллады".
  • 1907. Путешествие по Германии и Италии.
  • 1910, июль - 1911, осень. Путешествие по Европе.
  • 1911. На средства Поленова построена школа в селе Страхове, расположенном рядом с Беховом.
  • 1912. 31 мая – открытие Музея изящных искусств.
  • 1915. По проекту Поленова в Москве на Пресне построен дом для Секции содействия фабричным и деревенским театрам. С 1921 г. – Дом театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова.
  • 1918-1919. Поленов жил в Борке.
  • 1924. Первая персональная выставка в Третьяковской галерее к 80-летию В.Д. Поленова.
  • 1926. Присвоение звания народного художника РСФСР.
  • 1927. 18 июля – умер Василий Дмитриевич Поленов. Похоронен на кладбище в Бехове.

Картины Поленова

Но лучшие картины Поленова – пейзажи средней полосы России. Многие из них написаны после 1890 г. в усадьбе Бехово. Сюда, в сосновый бор на высоком берегу Оки, он уехал из Москвы, построив по собственному проекту дом и мастерские.

В 1877-1879 гг. Поленов создал московскую трилогию, в которую вошли "Московский дворик ", "Бабушкин сад " и "Заросший пруд".

Картина "Заросший пруд" написана и представлена Поленовым на VII выставке передвижников в 1879 г. Зрители были в восторге: спокойствие, тишина и гармония. На картине изображён пруд усадьбы Олсуфьевых на Девичьем поле в Хамовниках, в которой Поленов снимал квартиру с июля 1878 до осени 1881 г. Главный дом усадьбы стоял по адресу Божениновский переулок, 11. Сейчас это улица Россолимо. Моделью для фигуры женщины вглубине, среди деревьев, была сестра художника Вера Дмитриевна Хрущёва (1844-1881). Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Картина "Золотая осень" написана в 1893 г. В это время он жил в своём имении Бехово близ Тарусы на берегу реки Оки. Панорамный вид с высокого берега. Река, круто извиваясь, уходит в даль. "Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку", - писал Поленов Константину Коровину. Сегодня картина "Золотая осень" находится в Тульском историческом музее-заповеднике имени Василия Дмитриевича Поленова.

Картина "Старая мельница" написана Поленовым в имении Борок, недалеко от Серпухова, где он прожил почти полжизни. Датирована 1880 г. Грустный и чарующий пейзаж со старой водяной мельницей и мальчиком-рыбаком. Сейчас "Старая мельница" хранится в Серпуховском историко-художественном музее.

В. Д. Поленов

В. Д. Поленов занимает своеобразное место в истории русского искусства последних десятилетий 19-го века. В наследии художника есть произведения самых разных жанров - он писал портреты, пейзажи, обращался к исторической и мифологической живописи, писал жанровые картины. Однако, славу все-таки он завоевал как пейзажист. И если вначале он проявил себя как мастер лирического пейзажа, то впоследствии его живопись приобрела эпические черты.

Поленов родился в Петербурге, в культурной дворянской семье. В 12 лет к нему был приглашен в качестве учителя рисования художник П. А. Черкасов. Через три года его сменил П. П. Чистяков. В 1863 году Поленова приняли вольнослушателем в Академию художеств. Окончил ее с Золотой медалью, а затем в качестве пенсионера уехал повышать свое мастерство за границу. Вначале под влиянием картины Иванова "Явление Христа народу" Поленов хотел продолжать эти традиции. Однако за границей молодой художник понял, что его призвание - пейзаж. Причем большой интерес Поленов проявляет не только к изображению природы,но и к архитектурному пейзажу. Приехав в Россию, художник проникся красотой среднерусского пейзажа.

Поленов активно занимался преподавательской деятельностью. Он вел класс пейзажа и класс натюрморта в Московском Училище ваяния и зодчества. Мастерская Поленова пользовалась огромной популярностью. К нему шли не только те художники, которые посвятили себя пейзажному жанру, но и работающие в другихх жанрах. Всех привлекала широта кругозора Поленова, его замечательное живописное мастерство.

В историю русского изобразительного искусства Поленов вошел как создатель пейзажей, "отличающихся правдой,тонким музыкальным лиризмом и изящнейшей техникой". (по отзыву И. С. Остроухова.)


Пруд в парке. Ольшанка (1877)


Бейрут (1882)


Осень в Абрамцеве (1890)



Один из самых эмоциональных пейзажей Поленова, а также один из первых его эпических пейзажей, прославляющих красоту, гармонию и величие природы.

Ничто не напоминает в этом произведении о человеке. Изображен глухой уголок леса у реки. Царит ничем не нарушаемая тишина. Художник восторгается, восхищается природой.

Не нарушайте леса тишину, его стволов недвижимость святую,
Листвы его незыблимость густую...Не нарушайте леса тишину.
Не нарушайте леса тишину. Осенних листьев крону золотую,
Его молчанья преданность простую...Не нарушайте леса тишину.

Харам-Эш-Шериф



Харам-Эш-Шериф - в настоящее время Мечеть Омара. Мечеть построена на месте легендарного Храма царя Соломона, в "старом Иерусалиме".

Ранний снег (1891)



Картина дает широкое, обобщенное изображение пейзажа Оки. Первый покров пушистого снега лег на землю, сгладив ее очертания, сделав еще более ощутимой бескрайнюю ширь просторов. Пейзаж написан с высоты, поэтому взгляд зрителя легко скользит по поверхности заснеженных холмов и свободно уходит вдаль, где снежная пелена полей сливается с затянутым серыми тучами небом. Четко вырисовывается на этом серо-белом фоне силуэт одиноко стоящего дерева в глубине, что еще более приковывает взгляд зрителя к далям, как и удаляющаяся река, теряющаяся среди снежных просторов. Широкие, плавные линии, на которых строится пейзаж, придают ему большую ясность и гармонию, спокойствие и эпический размах.

Московский дворик (1878)



Первая картина Поленова, которая экспонировалась у передвижников. Она оказалась в числе жемчужин русской школы живописи, стала этапным произведением в истории пейзажа.

Здесь воспроизведен типичный уголок старой Москвы. Утро ясного солнечного дня в начале лета. Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю. Дворик оживает: торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, деловито роются в земле у сарая куры, затеяли возню в густой зелени травы ребятишки, ожидает хозяина впряженная в телегу лошадь. Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины, разлитых в пейзаже. Изображая простую и непритязательную картину природы, Поленов вкладывает в нее всю свою любовь к жизни, которая делает поэтичными даже самые обычные и прозаические вещи.

Рядом с будничными проявлениями жизни присутствуют возвышенные, праздничные. Рядом с покосившимися дощатыми сараями, колодцами, заборами, с будничной суетой сверкают белокаменные церкви, легко взлетают вверх колокольни, блестят в солнечных лучах купола.

Мастер тонко передает, как в лучах нежаркого утреннего солнца высветляются краски: светло-голубые, зеленоватые крыши домов, оливково-зеленая крыша старого сарая, мягкая зелень травы. На белоголовой детворе - светлые платья и рубашечки, а в траве белеют венчики ромашек. И над всем этим - голубое бездонное небо с белыми облаками.

От пейзажа веет покоем, тонким, задушевным лиризмом.

Бабушкин сад (1878)



Картина написана в пейзажно-бытовом жанре. Это лирическое размышление художника о смысле жизни, о ее быстротечности, о разрушении и созидании, о красоте.

Изображая старый барский особняк и его дряхлую владелицу, Поленов не заостряет внимание на социальной характеристике образов. По заросшей тропинке сада в сопровождении прелестной девушки в розовом прогуливается сгорбившаяся, вся в черном старушка. Она - само олицетворение старости. как ее спутница - юности и красоты. Сквозь густую сеть зелени виднеется особняк.Зритель отчетливо видит только портик, лестницу и часть стены дома. Несколькими деталями - поврежденной лепниной на фронтоне, облупившейся штукатуркой на колоннах, неровностями ступеней - Поленов дает понять, что время безжалостно наложило свой отпечаток на особняк, но благородная простота его архитектурных форм не потеряла свою привлекательность. Красота архитектуры удивительно гармонирует с человеком, утверждая красоту бытия.

А природа, в отличие от человека, расцветает вновь и вновь - это постоянное обновление тонко передано Поленовым. Пышно разросшаяся зелень сада занимает большую часть картины, подчеркивая неистребимую силу жизни. Характерно, что Поленов главным образом показывает именно молодую поросль, свежую и сочную, оставляя за пределами изображения стволы старых, изуродованных временем деревьев.

Слияние человека с природой, тихое и естественное, придает их существованию смысл и поэзию. Живопись картины, отличающаяся тонкой изысканностью сочетания нежных пепельно-серых, сиреневатых, бледно-розовых, песочных, серебристо-зеленых красок.

Настроение картины ясное, несколько элегическое.

Заросший пруд (1879)



Перед нами возвышенный, романтически приподнятый образ природы, очищенный от всего прозаического, будничного.

Ушла в прошлое шумная жизнь прежних владельцев парка. Он опустел, зарос. Не шелохнутся вековые деревья, глубокие тени залегли между ними, солнечные лучи не проникают сквозь их густую листву. Все больше затягивается высокой, пушистой травой пруд с плавающими на его зеркальной поверхности лилиями. Парк живет своей особенной жизнью, полной таинственного смысла и тишины. В глубине, на скамейке, едва заметна фигура женщины. Берег пруда низкий, заросший травой и цветами, залитый солнцем. Огромный парк выглядит глухим, величавым и таинственным.

Картина почти целиком построена на оттенках одного зеленого цвета. Тонко разработанная гамма красок отличается исключительной красотой и богатством: на переднем плане высветленная, свежая зелень травы, на втором, по контрасту, глубокие, глуховатые, чуть-чуть блеклые и как бы посеребренные временем зеленые тона парка.

Золотая осень (1893)



Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера...

(Ф.Тютчев)

Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды река. Ее высокий берег переходит в слегка волнистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы, обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тают в голубых далях. Только небольшая часть равнины попадает в поле зрения художника - холмы, деревья и река оказываются как бы случайно срезанными рамой картины. Это заставляет нас мысленно продолжить изображение, чтобы представить вид в целом. Поленов создает поистине монументальное произведение, которое воспринимается как собирательный образ русской природы в ее наиболее гармоническом и светлом выражении. Однако эпический характер пейзажа смягчается лирически-созерцательным отношением Поленова к природе. Картина производит удивительно умиротворяющее впечатление. Оно гармонически сочетается с состоянием изображенной природы. Стоит прозрачная и ясная осень, тусклым золотом слегка позолотившая пушистую листву кустов и деревьев, берега Оки и смиренно блистающая своей "красою тихой" (Пушкин). В ней нет буйного цветения абрамцевской осени. Воцарились покой, сосредоточенность, тишина. Поблекли краски. Неяркие, гармоничные и светлые, они лучше всего передают это настроени е.

Баальбек


Больная (1891)


Право господина (1874)


Березки и папоротники (1873)


Березовая аллея в Абрамцево (1880)

Источник Девы Марии в Назарете (1882)


Ливень (1874)


Русская деревня (1889)


Старая мельница (1880)


Теремной дворец


Сказитель былин Никита Богданов (1876)

Воскрешение дочери Иаира (1871)


Христос и грешница (1888)


Зима. Имоченцы (1880)


«Рыцарем красоты» называли современники Василия Дмитриевича Поленова. Подписываюсь под каждым знаком))) Но вот что странно: имя его, безусловно, известно очень и очень многим, но, когда речь заходит о Поленове, большинство (непрофессионалов, конечно) вспоминают его дом-музей, его «Московский дворик», изредка «Христос и грешница» - пожалуй, всё. А вот Игорь Грабарь, к примеру, писал Василию Дмитриевичу: «...в Вас сидит или, если угодно, сидело целых три художника: средневековый, «московский» и палестинский или вообще восточный, и что все они весьма мало связаны один с другим». А многие ли (включая профессионалов) знают Поленова-архитектора, постановщика, декоратора, актёра-трагика, композитора, просветителя, автора богословских трудов и духовных сочинений, бытописателя жизни Христа?

Товарищество передвижников, абрамцевский кружок; руководство Секцией содействия фабричным и заводским театрам, постановка спектаклей, где играли рабочие и дети из сиротских домов, и для которых он разработал облегчённые, мобильные декорации; занятия архитектурой (церковь в Абрамцево в соавторстве с Виктором Михайловичем Васнецовым и Троицкая церковь в Бёхово, дом и постройки усадьбы «БорОк», переименованной после смерти художника в «Поленово»); создание музыки к опере «Призраки Эллады» (либретто Саввы Ивановича Мамонтова), поставленной в 1906 году в Большом зале консерватории (кроме того, сохранились романсы Поленова на стихи М.Ю. Лермонтова, его драматический этюд «Замок Трифельс»); оформление спектаклей в театре «Частная опера» - вот далеко не полный перечень интересов Василия Дмитриевича, широта которых не может не поражать. И, наконец, преподавательская деятельность - в числе его учеников И.И. Левитан, К.А. и С.А. Коровины, А.Е. Архипов, А.Я. Головин, И.Я. Остроухов и другие художники, впоследствии ставшие известными. Такой необъятной была душа этого великого человека.

"Осень в Абрамцево". 1887 год . Х. м.

"Женщина, идущая по лесной тропинке". 1883 год. Х. м.

"Венеция". 1896 год. Х. м.

"Венецианский дож" . Х. м.

"Бейрут". 1882 год. Х. м.

"Берег моря". 1881-1882 гг. Х. м.

"Право господина". 1874 год. Х. м.

"Античный пейзаж". 1906 год. Х. м.

"Церковь на берегу озера". 1880 год. Дерево, масло.

"Зал в волшебном замке". 1882-1883 гг. Эскиз декорации к спектаклю "Алая роза" по пьесе С.И.Мамонтова. Бумага. акварель.

"Лестница к замку. Эскиз декорации к спектаклю "Алая роза" по пьесе С.И.Мамонтова". 1882-1883 гг. Бумага, акварель.

"Сад Маргариты. Эскиз декорации к опере Ш. Гуно "Фауст". 1882 год. Бумага, акварель, карандаш.

"Амазонка на коне. (Е.Д. Поленова)". Офорт.

В.Д. Поленов родился в 1844 году. Он рос в замечательной атмосфере «дворянского гнезда», многие представители которого оставили свой «след» в русской художественной истории. Так, его прадедом был знаменитый архитектор XVIII века Николай Александрович Львов, отец, Дмитрий Васильевич - известный историк и археолог. Мать, Мария Алексеевна, урождённая Воейкова, писала книги для детей, была неплохой портретисткой брюлловской школы. Семья жила в Петербурге, но на лето все уезжали в своё имение Илюченцы Олонецкого края или в Ольшанку Тамбовской губернии - имение бабушки Веры Николаевны Воейковой («бабаши», как любовно называли её внуки).

Рисовать Поленов начал рано, но несмотря на изрядные успехи, он поступает одновременно в Санкт-Петербургский университет и Академию художеств, которую заканчивает с Большой Золотой медалью, дававшей право на шестилетнюю пенсионерскую командировку за границу. Он едет в Европу и знакомится с художественной жизнью Западной Европы, с искусством эпохи Возрождения. В Италии и чуть позднее в Париже, заинтересовавшись исторической живописью, Поленов задумал и написал несколько этюдов и картин на исторические темы, отличительной особенностью которых (по мнению современников) стало поразительно точное воспроизведение деталей в изображении сцены или образа.

«Изображать предметы по возможности ближе к действительности, какая бы она не была, для меня несравненно выше вымысла… внешний вид изображаемого предмета имеет огромное значение, и вот этого-то, правдивости во внешнем виде, я и доискиваюсь…», - эти поленовские строки можно отнести ко всему многогранному творчеству Василия Дмитриевича, поскольку он был одним из немногих художников России, который на протяжении всего творческого пути работал сразу в нескольких направлениях, стилях, жанрах. Удивительным даром считалось его особенное видение живописи: он умело сочетал в одном произведении пленэрные и декоративные задачи.

"Воскрешение дочери Иаира". 1871 год. Х. м.

За эту работу В.Д. Поленов получил Большую Золотую медаль.

"Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д"Этремон". 1875 год. Х. м.

Вдова убитого вождя гугенотов адмирала Колиньи по дороге в тюрьму, где она была заточена пожизненно.

"Гугенот". 1870 год. Х. м.

"В парке. Местечко Вёль в Нормандии". 1874 год. Х. м.

"Цезарская забава". 1879 год. Х. м.

"Стрекоза (Лето красное пропела)". 1876 год. Х. м.

"Белая лошадка. Нормандия". 1874 год. Х. м.

"Мельница на истоке речки Вёль". 1874 год. Х. м.

"Одалиска". 1875 год. Х. м.

После возвращения в Россию Поленов поселился в Москве. Его, привыкшего к петербургским дворам-колодцам, поразили и старые московские улочки, и красота московского зодчества, и патриархальный уклад жизни Москвы того времени. И как-то сам собой сложился романтический образ старинной дворянской усадьбы, чему способствовали и семейные предания, и реальные, сохранившиеся с детства воспоминания. Отличительным качеством новых работ Поленова стало появление в них света и воздуха, так поразивших критиков и ценителей искусства в его картинах «Бабушкин сад», «Заросший пруд», «Лето» и, конечно же, «Московский дворик» - полотне, в которое он вложил всю силу своей любви к людям и к жизни. Подобно саврасовским «Грачам», «Московский дворик» говорил зрителю о самом близком и родном, о том, что с детства живёт в сознании и сердце каждого человека – собственно, это то, на мой взгляд, что мы называем Родиной.

"Московский дворик". 1878 год. Х. м

Этюды к картине "Московский дворик" художник писал из окон своей московской квартиры (на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков). Церковь - Храм Спаса Преображения Господня на Песках (Спасопесковский переулок, д. 4) – существует до сих пор.

"Бабушкин сад". 1878 год. Х. м.

"Заросший пруд". 1879 год. Х. м.

"Золотая осень". 1893 год. Х. м.

"Берёзовая аллея в Абрамцево". 1880 год. Х. м.

"Берёзки и папоротники". Х. м.

"Зима. Имоченцы". 1889 год. Х. м.

"Железная дорога близ станции Тарусская". Х. м.

"Пруд в Абрамцево". 1883 год. Х. м.

"Старой мельница". 1880 год. Х. м.

"На лодке. Абрамцево". 1880 год. Х. м

"Больная". 1886 год. Х. м.

В 1876 году, когда началось восстание против власти турецкого султана на Балканах, Поленов поехал добровольцем на фронт в штаб генерала Михаила Григорьевича Черняева, командовавшего сербскими войсками. Василий Дмитриевич делил с офицерами и солдатами тяготы войны в дальних переходах, ночевал в лесу, страдал от холода и недоедания. В составе Летучего отряда полковника Андреева принимал участие в боевых действиях и был награждён сербским золотым орденом Таковский крест и медалью «За храбрость».

Военные впечатления Поленова нашли отражение в многочисленных рисунках и живописных этюдах, которые он делал на небольших дощечках. Помимо этого, Поленов написал ряд картин батального жанра, но этот род живописи - в силу особенностей натуры - был абсолютно чужд художнику. ««Сюжеты… человеческого изуродования и смерти слишком сильны в натуре, чтобы быть представлены на полотне», - писал Поленов, - по крайней мере, я чувствую в себе какой-то ещё недочёт, не выходит у меня того, что есть в действительности, там оно так ужасно и так просто…».

"Балканский пейзаж". 1877 год. Из серии натурных этюдов, выполненных на Балканах в период Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Х. м.

"Главная квартира командующего Рущукским отрядом в Брестовце". 1883 год. Х. м.

"Комната командующего Рущукским отрядом Великого князя Александра Александровича в Брестовце". 1878 год. Х. м.

"Убитый солдат. Близ селения Мечки". 1883 год. Х. м.

"Долина реки в Болгарии". 1883 год. Х. м.

"Девушка в дозоре. Герцоговина". 1876 год. Х. м.

"Черногорец". 1876 год. Этюд. Дерево, масло.

"Зима в Болгарии". 1878 год. Бумага, акварель.

"Зарисовки в период Русско-турецкой войны на Балканах. Болгарский домик". 1877 год. Картон, графитный карандаш, свинцовый карандаш.

"Повозка с ранеными". 1876 год. Бумага, карандаш.

Поленов-портретист – малоизучен и известен гораздо менее Поленова-пейзажиста. И тем не менее несколько работ в этом жанре у художника есть. Наиболее популярная из них, пожалуй, портрет сказителя Никиты Богданова.

"Сказитель былин Никита Богданов". 1876 год. Х. м.

"Портрет художника Ильи Ефимовича Репина". 1879 год. Х. м.

"Портрет Исаака Ильича Левитана". 1891 год. Х. м.

"Сказитель Василий Петрович Щеголёнок". 1879 год. Х. м.

"Портрет Н.В. Якунчиковой" (будущей жены художника). 1879 год. Бумага, итальянский карандаш.

В 1881 году В.Д. Поленов в компании с князем С.С. Абамелек-Лазаревым и А.В. Праховым отправляется в своё первое путешествие на Восток. Они последовательно посещают Константинополь, Сирию, Палестину, Египет, поднимаются по Нилу до первого порога (до границы Древнего Египта), а на обратном пути на некоторое время задерживаются в Афинах. И везде Поленов пишет этюды, в которых, по мнению многих, ему удалось на холсте выразить световоздушную атмосферу Востока с присущими тому яркими красками и цветовыми контрастами. Когда эти этюды демонстрировались на очередной выставке передвижников, они практически все были приобретены П.М. Третьяковым для его коллекции.

«Этот незаурядный, удивительный, настоящий русский человек, - писал о нём Фёдор Иванович Шаляпин, - как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и горячими песками азиатской пустыни. Его Христос, его евангельские сцены, его первосвященники - как мог он совместить в своей душе это красочное величие с тишиной русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озёрами веет дух божества?»

"Баальбек". 1882 год. Х. м.

"Большие пирамиды Хеопса и Хефрена". 1899 год. Х. м.

"Нил у Фиванского хребта". 1881 год. Х. м.

"Голова нубийца". 1881 год. Х. м.

"За старым Каиром". 1882 год. Х. м.

"Иерусалим с западной стороны. Яффские ворота и цитадель". 1882 год. Х. м.

"Генисаретское озеро". 1880-е гг. Х. м.

"Олива в Гефсиманском саду". 1882 год. Х. м.

"Палестинский монах". 1886 год. Х. м.

"Харам Эш-Шериф - площадь, где находился древний иерусалимский храм". 1882 год. Х. м.

"Эрехтейон. Портик кариатид". 1882 год. Х. м.

Василий Дмитриевич с ранней юности ищет героя и, как многие, останавливается, в конце концов, на личности Христа, образу которого посвящён весь творческий путь художника. С 1882 года Поленов начинает работать над серией картин из жизни Христа. И начинает он не с работы над холстом, он начинает с путешествия – второго путешествия на Восток. Ему захотелось самому пройти по тем местам, по которым ходил Иисус Христос. И вот о Христе-человеке замечательный совершенно русский художник начинает писать картины. Он стремится запечатлеть не столько драматические эпизоды и события его жизни, сколько показать самого Христа, природу, которая его окружала, людей, которые вставали на его пути. "Мои картины служат главным образом изображением природы и обстановки, в которой совершались евангельские события", - писал Поленов о своём цикле Л.Н. Толстому. А Христос Поленова - очень земной, живущий на земле, ступающий по ней, отсюда потемневшие от загара лицо и руки, некоторая усталость человека, идущего под палящим солнцем, опираясь на посох. И именно поэтому такая деталь, как посох, воспринимается всего лишь как характерный атрибут всех странствующих, помогающий путнику твердо стоять на земле. И не более. Хотя именно в нём заключена вся суть евангельской мысли: «И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе…» Иисус в работах Поленова - «сын человеческий», сын плотника, чей земной путь - от Вифлеема до Голгофы - художник прошёл сам.
В цикле о Христе было более шестидесяти работ. Судьба большинства неизвестна, к сожалению.

"Возвестила радость плачущим". 1899-1909 гг. Х. м.

"За кого Меня почитают люди". 1890-1900-е гг. Х. м

"И возвратился в Галилею в силе Духа". 1890-1900-е гг. Х. м.

"Иисус и самаритянка". 1889-1909 гг. Х. м.

"Марфа приняла Его в дом свой". 1890-1900-е гг. Х. м.

"Исполнялся премудрости". 1889-1900-е гг. Х. м.

"Приделы Тирские". 1911 год. Х. м.

"Он виновен". Х. м.


"Христос и Мария Магдалина". Х. м.

"Среди учителей". 1896 год. Х. м.

"Источник Девы Марии в Назарете". Конец 1890-х гг. Х. м.

"Мечты (На горе)". 1894 год. Х. м.

"На Тивериадском (Генисаретском) озере". 1889 год. Х. м.

Поленов много лет работал над произведением, которое, как он полагал, должно было бы стать его главным делом – большой картиной из жизни Христа, - «Христос и грешница». Впрочем, сам художник хотел назвать картину «Кто из вас без греха?». Графический вариант работы находится в музее-усадьбе Поленово, в самой большой и светлой комнате, окно которой выходит на эспланаду, в парк и на Оку. Там же можно видеть и подготовительные материалы к живописному варианту картины «Христос и грешница».

Интересовал Василия Дмитриевича Христос исторический, если так можно выразиться – не символ (хотя и это тоже), не тот идеальный, прекрасный образ, которого подарила нам мировая живопись, а такой, каким Он мог бы быть в реальной жизни. Он удивительно достоверен, в том смысле, в котором вообще живопись на эту тему может быть достоверной.

Х. м. Х. м.

Недалеко от Тарусы - на противоположном берегу Оки, на высоком холме более - более ста лет стоит красивый трёхэтажный белый дом. Его архитектура очень необычна для среднерусской полосы. «Дом воплощённой мечты», который по праву считается самым гениальным произведением великого русского художника, просветителя В. Д. Поленова. И создал он его не на холсте, ни красками и кистью, а на пустом клочке земли, на песчаном косогоре. В руках у мастера были топор и пила, лопата и саженцы, кирпичи и мастерок. В этой усадьбе всё – от проектов заданий и построек до дверных петель и ручек из кованой стали - сделано по рисункам Василия Дмитриевича.
В этом доме, а ныне музее, не было ничего случайного: творчество, работа по устройству усадьбы, быт, непременные новогодние ёлки не только для членов семьи, но и для крестьянских детей, театр, экскурсии для крестьян, каминные вечера, летние пленэры для художников, постоянные гости.

Кроме того, усадьба В.Д. Поленова (и сейчас музей – что важно, на мой взгляд!) - это образец уважительного отношения к другой культуре, к другому человеку, к другому образу мысли, поскольку попадая сюда, вы как бы попадете в маленькую Европу. Вы увидите дом в стиле финского модерна, вы увидите фахверковые постройки – немножко немецкие, немножко чешские. Вы увидите его мастерскую, о которой сам он писал: «Строил себе мастерскую, а получилось аббатство, маленький французский монастырёк». И всё это - в абсолютно русском пейзаже, который удалось сохранить. И очень русское по настроению.

Большой дом.

Большой дом асимметричен, выстроен в двух уровнях. Фасады дома различны, но гармонично связаны между собой разновеликими окнами разнообразных форм, балконами, скатами крыши. Сам Поленов определил архитектурный стиль своего дома как «скандинавский». Но, за неповторимыми, присущими только Поленову находками, оригинальными замыслами и решениями, неизменно различаются черты, ставшие впоследствии общими для стиля модерн. Опередил Василий Дмитриевич время.

Кабинет.

Не смогла оставить за "кадром" этот чудесный дубовый готический шкаф (прелесть что такое!) для хранения нот и графических работ, который сделан и по рисунку Василия Дмитриевича, и его руками. Он очень массивен, но легко передвигается на стеклянных шарах-ножках.

Аббатство.

При жизни Поленова «Аббатство» было его любимым местом работы и отдыха. В "Аббатстве" Василий Дмитриевич жил летом, устроив там себе небольшую комнату. Из помещения мастерской узкая дверь ведёт в кирпичную башню с небольшими узкими окнами и балконом. Башня была предназначена Поленовым для хранения семейного архива.

Адмиралтейство. Диорама. Выставочный зал.

Это был лодочный сарай (лодки делались своими руками) - Поленов называл его «Адмиралтейство». Сейчас здесь выставочный зал и диорама - одна из последних работ художника, без которой невозможно представить экспозицию музея.

«Диорама – прозрачная картина, её изобрёл французский художник Дагерр. Картины меняются в зависимости от направления освещения спереди или сзади. Можно очень разнообразить пейзажи, марины, горы, улицы. (…) Вы подумайте, как живут крестьяне. Полгода холода, темноты, ничего, кроме трактира… С тоски можно умереть… И вдруг – кругосветное путешествие!». В.Д. Поленов.

Фахверковый сарай - выставочный зал.

Фахверковые здания были распространены в средневековой Западной Европе. В поленовской усадьбе почти все хозяйственные постройки были фахверковыми (фахверк – каркас здания, был обычно деревянным, состоял из горизонтальных элементов и раскосов, свободное пространство между которыми заполнялось камнем. Он разбивал фасад на панели различной формы и придавал зданию своеобразный вид, являясь не только конструктивным, но и декоративным элементом).

«Бёховская церковь была построена по проекту художника. В ней нет следования архитектурным канонам. Поленов, руководствуясь соображением красоты, соединил европейскую готику с византийским округлением купола и ритмикой кровельных плоскостей…». Ф.Д. Поленов.

В.Д.Поленов за работой в "Аббатстве", 5 января 1924 года - одна из последних фотографий художника.

Василий Дмитриевич мог быть удовлетворен. Его труд, которому он отдавал все силы души, получил признание современников. Он так долго изучал и писал Иисуса Христа, столько жизни вложил в свои картины, что и сам, подобно Его ученикам, стал в какой-то мере апостолом - просветителем, подвижником, сеятелем добра и человечности...

гуру