Тамара синявская еврейка. Тамара Синявская

Великолепный артистизм, уникальный голос, удивительно красивый и насыщенный. Всем этим обладает «оперная царица Тамара», так когда-то назвал ее Святослав Бэлза. Жизнь этой женщины насыщена и пропитана музыкой, она достигла больших успехов не только в творчестве. Ее личная жизнь долгие годы была наполнена счастьем.

Детство

Синявская Тамара — российская оперная певица, имеющая голос меццо-сопрано, родилась в 1943 году, 6 июля.

Тамара Ильинична с самого детства пела, устраивала «парадные концерты». Заходила в большое фойе дома с высокими потолками и лестницами в мраморе и начинала петь. Тамара пела до тех пор, пока кто-нибудь не выходил узнать, кто ж это в подъезде распевает. Так и кочевала девочка из дома в дом на своей улице, пока родители не отдали ее в Дом пионеров, в ансамбль песни и пляски Владимира Сергеевича Локтева.

В десять лет Тамара перевелась в хор. Там она занималась 8 лет. Музыкально-сценическая школа Локтева была лучшей в то время, его детский коллектив приглашали даже на правительственные концерты.

Вдохновительница Тамары

Будущая звезда оперы научилась чувствовать сцену, не бояться зрителей. С ансамблем Тамара Синявская, биография которой в музыке только начиналась, совершила первую в своей жизни поездку за рубеж, в Чехословакию.

Синявская любила песни из фильмов, с удовольствием учила их и пела. С появлением на оперной сцене аргентинки будущая российская дива поняла, что важно не только петь на сцене, но и играть соответсвующую роль. Почерпнув многое у своей вдохновительницы, Синявская Тамара Ильинична не ленилась и часами занималась перед зеркалом.

Студенческое время

Говорят, что мечты сбываются, однако мечта Синявской стать драматической актрисой не исполнилась в полной мере. Владимир Сергеевич посоветовал ей поступить в училище при консерватории имени Петра Чайковского. Там ее учителями стала Маркова, а потом Померанцева.

Драматической актрисой Тамара не стала, но пройти актерскую школу ей пришлось. Она пела в хоре при Малом театре. А в спектакле «Живой труп» спела даже в цыганском хоре. Будучи студенткой училища, Синявская Тамара солировала в «Александре Невском» и в постановке «Москва».

Ольга Померанцева, педагог Тамары Синявской считала ее трудолюбивой студенткой и яркой певицей с большим будущим.

На выпускных экзаменах в 1964 году ей поставили пять с плюсом. В то время это было большим исключением. Тогда же на экзамене ей посоветовали пойти на прослушивание в Большой Театр. Тамара прислушалась к этому совету.

Большой театр

Вокальные данные и артистизм произвели на мэтров, сидящих в приемной комиссии, огромное впечатление. А там были великие знатоки музыкального искусства: Рождественский, Покровский, Вишневская, Архипова.

И вот в 20 лет без консерваторского образования Синявскую принимают в группу стажеров. Спустя год, она становится солисткой главной труппы Большого. Почти 40 лет ее творческая жизнь была связана с этим театром.

Первая же роль «Пажа» в опере «Риголетто» Верди показала, что Тамаре подходит играть травести. Но однажды, когда большая часть труппы уехала на гастроли в Милан, ей пришлось исполнить в постанове «Евгений Онегин» партию Ольги. Ее дебют прошел великолепно. Сам Лемешев сказал, что за свои 70 лет наконец-то встретил настоящую Ольгу, которую он себе и представлял. В спектакле великий певец играл роль Ленского.

С самых первых выступлений Тамары Синявской в Большом театре было понятно, что на оперной сцене появился настоящий бриллиант. Но успех в столь юном возрасте не вскружил певице голову. Исполняя контральто и меццо, она мечтала о партии высокого меццо. И она упорно шла к мечте, расширяя голосовой диапазон, а с ним и творческий репертуар. С начала музыкальной карьеры на счету Синявской уже было несколько десятков партий. Причем это были далеко не простые постановки.

Конкурсы и достижения

С 1968 года Синявская Тамара принимает участие в Международных конкурсах. Первый конкурс принес ей он проходил в Софии. На следующий год на конкурсе в Бельгии, где советские артисты впервые приняли участие, артистка получает не только золотую медаль, но и Гран-при и премию за лучшее исполнение романсов.

В СССР оперная дива получает первую премию имени Чайковского. Это было через год после Бельгийского конкурса. Синявская Тамара Ильинична была самой молодой из лауреатов высших премий. Премия Чайковская совпала с выпускными экзаменами в ГИТИсе. В 1973 году Синявская проходит стажировку в Милане, в «Ла Скала».

Тамара Синявская (фото см. ниже) является не только великой оперной певицей, но еще и отличной актрисой. Она помнит все роли, которые играла. Синявская их оживляла, могла похулиганить, рассмешить. Последним ее выступлением в Большом театре был спектакль «Царская невеста» в честь столетия С 2005 года певица заведует вокальной кафедрой ГИТИса.

Семейная жизнь

Но не только оперная карьера была звездной у Синявской. В личной жизни ей тоже выпала звездная партия.

Со своим мужем, народным артистом Магомаевым они познакомились в Азербайджане в 1972 году. Там проходило представление русского искусства, где Синявская Тамара была гостьей. Ей очень не хотелось ехать в эту поездку. Но у судьбы свои планы. Она влюбилась в город, в филармонию и в молодого человека.

Муслим Магомаев и Тамара Синявская познакомились в Бакинской филармонии благодаря их общему другу - Роберту Рождественскому. С тех пор они не расставались. Поженились в 1974 году, несмотря на то, что до знакомства с Муслимом Синявская уже была замужем и в отношениях с мужем все вроде бы было гладко. Но «любовь нечаянно нагрянет…».

Немало женщин украдкой вытирали слезы, и вздыхали, когда узнали, что звездная пара поженилась. На концертной сцене и в браке они были вместе 35 лет. Эти годы пролетели, как один день.

Смерть всегда неожиданна, а смерть любимого человека неожиданна вдвойне. Муслим Магомаев ушел из жизни в 2008 году. Тамара Ильинична до сих пор не может смириться со смертью мужа. Слушая его песни, не стыдится слез. В жизни «оперной царицы Тамары» была одна любовь, и для другой места не было.

В 2013 году Синявкая отметила свое 70-летие. Будем надеяться, что эта великая оперная дива будет еще долгое время радовать нас своим творчеством.

Синявская Тамара Ильинична является народной артисткой РСФСР, народной артисткой СССР. Кроме этих высоких званий, у нее немало правительственных наград. Она неоднократно была лауреатом многих премий на международных конкурсах и фестивалях.

Детские годы

Тамара Синявская, биография которой неразрывно связана со столицей нашей Родины, появилась на свет в Москве 06.07.1943 года.

Она вспоминает, что любила заходить в парадные, обладающие превосходной акустикой с высокими мраморными потолками, мраморным полом, старыми резными лестницами. Девочка пела в них, пока кто-либо не выходил и не интересовался: "Кто тут поет?" После этого она переходила в другое место. С подобными "парадными концертами" маленькая Тамара обходила все подъезды в своем доме, расположенном по улице Мархлевского.

Со стороны соседей в период послевоенного подмосковного детства нередки были просьбы петь потише. Мать не раз слышала совет записать ее на занятия в Дом пионеров. Таким образом она и поступила.

Ансамбль песни и пляски

Сначала девочка занималась в танцевальной группе, которая входила в знаменитый детский ансамбль песни и пляски Локтева В. С.

Тамаре очень нравилось заниматься балетом, но с 1953 года она стала заниматься в хоровом коллективе ансамбля. Это продолжалось восемь лет.

На каждом правительственном концерте в те времена обязательно выступал детский коллектив под управлением Локтева. Он превратился в превосходную музыкально-сценическую школу, где будущая народная артистка привыкла к публике, приобрела "чувство сцены". Ей даже удалось побывать в зарубежной гастрольной поездке в Чехословакии.

Большое влияние оказало кино, которое очень любила Тамара Синявская. Песни из фильмов она хорошо знала и с удовольствием напевала. Одним из ее кумиров была Лолита Торрес.

Музыкальное училище

В годы юности Синявская Тамара мечтала о карьере драматической актрисы, но жизнь распорядилась по-другому. В.С. Локтев посоветовал ей поступать в музучилище.

Московская государственная консерватория им. Чайковского имела такое училище, куда и пошла учиться будущая певица. Учителями ее были сначала Маркова Л. М., затем Померанцева О. П.

На драматическую сцену Синявской выйти все-таки удалось. Будучи студенткой, она участвовала в постановке спектакля "Живой труп" на сцене Государственного академического Малого театра. Выходила она в составе цыганского хора.

Этот период послужил для нее хорошей актерской школой, ведь рядом с ней находились настоящие корифеи сцены. Артисты театра очень тепло относились к молодой певице. Каждый вечер отдавался работе в театре, а весь основной день Синявская Тамара посвящала музыкальным занятиям.

Студенткой училища она исполняла сольную партию в кантате Чайковского "Москва", а также в прокопьевском "Александре Невском". Померанцева отмечала ее старательность и трудолюбие: "На глазах ощущался рост интересной, яркой певицы, обладающей большим потенциалом".

Выпускной экзамен 1964 года у нее прошел на пятерку с плюсом, что было очень необычным для училища. Сразу после этого укрепилась идея о возможности попробоваться в труппу Большого театра.

Большой театр

Синявская вспоминает, как во время какого-то исполнения музыкальной партии она получила записку о том, что один из педагогов советует ей прослушаться в стажерской группе Большого театра. После получения этой записочки она направилась в Большой театр.

В приемную комиссию входила наиболее выдающаяся советская музыкальная элита, где можно было встретить Светланова Е., Рождественского Г., Покровского Б., Архипову И., Вишневскую Г.

Члены комиссии были поражены великолепными вокальными данными юной певицы. Ее сразу взяли стажером, хотя возраст ее не превышал двадцати лет, а консерваторское образование отсутствовало.

В основную труппу Большого театра в качестве солистки она вошла уже в следующем году, связав себя с этим творческим коллективом более чем на сорокалетний срок.

Первые роли

Одной из первых оперных ролей Синявской стала роль Пажа в "Риголетто" Верди. Певица доказала этой работой, что прекрасно может исполнять мужские роли.

Руководством театра для этой певицы планировались только подобные партии, но случилось так, что в тот период основная часть артистов театра находилась на гастролях в Милане, а для московского спектакля понадобилось найти исполнительницу партии Ольги в "Евгении Онегине" Чайковского.

Решено было остановить выбор на Синявской. Дебютировала она с замечательным тенором Виргилиусом Норейкой. Спектакль прошел блестяще. Ее сразу утвердили в основной состав, а вскоре многие признали ее самой лучшей Ольгой из всех исполнителей.

Великим Сергеем Лемешевым было сделано признание, что во время своего участия в этом спектакле ему удалось встретиться с настоящей Ольгой. Он отметил редкую красоту тембра, звучность голоса, музыкальность, благодатную сценическую внешность певицы, быстро снискавшую ей зрительскую симпатию.

Лемешевым была дана высокая оценка обаянию как неотъемлемому качеству образов, создаваемых Синявской, что считается главным непременным достоинством артиста.

Муслим Магомаев и Тамара Синявская

Свыше 35 лет Синявская выступала вокальным дуэтом с супругом Муслимом Магомаевым. Близкое знакомство их состоялось в столице Азербайджана в 1972 году, где проходила декада, посвященная русскому искусству.

Первый муж Тамары Синявской (известно, что зовут его Сергей, и поженились они, когда Тамаре было 28 лет) дал ей развод, после чего в 1974 году состоялась ее свадьба с Магомаевым.

Новобрачные хотели тихо отметить свадьбу в одном из московских ресторанов с символичным названием "Баку", но это не удалось. Зал был заполнен народом, туда пришло более ста человек. За стенами ресторана находилось еще более трех сотен поклонников артистов, которые не смогли проникнуть в зал.

Магомаев попросил открыть окна и более получаса пел для окруживших ресторан почитателей, хотя на дворе стоял морозный ноябрь. После этого он в течение двух месяцев мучился с бронхитом.

Чуть позже молодые уехали в Баку, где отдыхали в десятидневном свадебном путешествии. Там же они были приняты Гейдаром Алиевым на своей даче, где узкий круг друзей и родственников вновь отпраздновал свадьбу.

После этого они были неразлучны. Дебютировали они дуэтом на записи новогоднего "Огонька" 1975 года. Затем они вместе дали немало концертов, без их участия не обходились авторские вечера многих известных композиторов.

Годы счастливой жизни

Синявская вспоминает, что с ее стороны никогда не отмечалось вмешательство в творческую деятельность мужа. Репетировала она только в театральных стенах.

Домашние репетиции у них были лишь в случае предстоящих совместных выступлений. При этом супруг выступал в качестве педагога.

Как говорит Тамара Синявская, "дети у них не случились", но брак был очень счастливым. Длительный период в семье в качестве домашнего любимца содержали серебристого пуделя Чарли. Певица относилась к нему как к малышу. Если он болел, она сама ставила ему уколы, ухаживала за ним, недосыпала из-за этого по ночам.

Очень часто Синявская любила выезжать с супругом на подмосковную дачу. Муж занимался не только музыкой, он очень хорошо рисовал, работал со скульптурой и графикой.

Синявская оставила сцену Большого театра в 2002 году. В 2007 году они прекратили совместные выступления с супругом.

После смерти мужа

Скончался Магомаев в 2008 году. Перед кончиной у него начались проблемы с сосудами, даже пришлось лечь на операцию. Негативно сказалась его страсть к курению.

Трагедия тяжело отразилась на Синявской, более трех лет ее нельзя было нигде увидеть в публичных местах, она избегала корреспондентов.

Оставшись одна, Тамара Ильинична старается заполнить жизнь ежедневными делами. Много времени она занимается вокальными занятиями с учениками. К этим студентам она, по ее словам, относится как к собственным детям.

Она стала одним из организаторов конкурса, который получил имя Муслима Магомаева, где состязались молодые исполнители. Она также руководит на кафедре по вокальному искусству в Российской академии театрального искусства.

Хотя она находится в довольно преклонном возрасте, тщательно следит за своим внешним видом, выглядит всегда бодро, деятельно.

Очень часто ее можно встретить на могиле М. Магомаева. Для этого она ежемесячно посещает столицу Азербайджана.

Народная артистка СССР, лауреат международных конкурсов и фестивалей, лауреат премии Ленинского комсомола.

Pодилась 6 июля 1943 года в Москве. Супруг – Магомаев Муслим Магометович (1942 г. рожд.), народный артист СССР.

Природа одарила Тамару Синявскую необыкновенным по объему и красоте голосом. «У моей матери в молодости был хороший голос. Вероятно, поэтому я с детства тоже любила петь», – вспоминает Тамара Ильинична. – Я заходила в парадные с хорошей акустикой, там мраморные, высокие потолки, мраморный пол, старые резные лестницы... В одном парадном попою, пока кто-нибудь не выйдет, не спросит: “Кто это здесь распевает?”, – и перехожу в другой. Так у меня были “парадные концерты” в каждом парадном нашего дома на улице Мархлевского».

Будущую оперную звезду в послевоенном московском детстве соседи просили петь потише, советовали ее матери отвести ее в Дом пионеров, что та и сделала. Только сначала записали ее не в хор, а в танцевальную группу знаменитого детского ансамбля песни и пляски под руководством В.С. Локтева (помимо пения Тамара очень любила балет). В 1953 году она перешла в хоровой коллектив ансамбля, где занималась 8 лет. В те времена ни один правительственный концерт не проходил без участия этого детского коллектива. Ансамбль В.С. Локтева стал превосходной музыкально-сценической школой. Тамара Синявская научилась не бояться публики, по-настоящему поняла, что значит «чувство сцены», и даже съездила в свою первую зарубежную поездку в ЧССР. Так же, как и многие девочки в этом возрасте, она очень любила кино, и особенно песни из кинофильмов «Кубанские казаки», «Дом, в котором я живу» и многих других, которые знала наизусть и распевала вслух. Потом появилась Лолита Торрес, и Тамара поняла, что на сцене нужно еще и играть, и быть красивой. По словам Тамары Ильиничны, она очень многое у нее взяла, дома могла часами репетировать перед зеркалом.

После школы Т. Синявская мечтала стать драматической актрисой, но судьба решила иначе. По совету В.С. Локтева она поступила в музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, где занималась у Л.М. Марковой, а затем у О.П. Померанцевой. На драматической сцене она все же выступила – в Государственном академическом Малом театре, где в студенческие годы работала в хоре, в том числе пела в цыганском хоре в спектакле «Живой труп». Это была хорошая актерская школа, ведь приходилось общаться с корифеями сцены. В театре к молодой талантливой певице отнеслись с большой теплотой, а одна актриса подарила ей клавир оперы К. Сен-Санса «Самсон и Далила».

По вечерам – театр, а все остальное время отводилось музыке. Еще в училище Т. Синявская солировала в кантатах «Москва» П. Чайковского и «Александр Невский» С. Прокофьева . Ее педагог О.П. Померанцева писала о ней: «Это была очень старательная и трудолюбивая студентка. Буквально на наших глазах вырастала интересная, яркая певица с большими возможностями».

В 1964 году на выпускном экзамене она получила оценку «пять с плюсом» – случай исключительно редкий в училище. И тогда же возникла идея – пробоваться в Большой театр…

Вспоминает Т.И. Синявская: «Я пою и получаю записочку на нотной тетради: “Тамара, мой педагог говорит, что тебе надо пойти прослушаться в стажерскую группу Большого. Тебя примут”. И, получив эту записочку, я побежала в Большой театр…» Великолепные вокальные данные молодой певицы произвели огромное впечатление на членов комиссии, которая представляла собой весь цвет советского музыкального искусства: Е. Светланов, Г. Рождественский, Б. Покровский, И. Архипова, Г. Вишневская . Тамара Синявская, несмотря на юный возраст (20 лет) и отсутствие консерваторского образования, была принята в стажерскую группу, а через год стала солисткой основной труппы Большого театра, с которым вот уже более 40 лет связана вся ее творческая жизнь.

Первой ролью молодой певицы в Большом театре стал Паж в опере «Риголетто» Дж. Верди . Это выступление показало, что Т. Синявская создана для исполнения «мужских» ролей. Ее голос, великолепные внешние данные идеально подходили для ролей травести. Собственно, руководство театра, принимая молодую певицу, прежде всего имело в виду именно эти партии. Однако так сложилось, что в это время большая часть труппы Большого театра уехала в Милан на гастроли и для спектакля в Москве понадобилась исполнительница партии Ольги в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского. Выбор пал на Синявскую. Дебют, в котором партнером молодой певицы был замечательный тенор Виргилиус Норейка, прошел блестяще. Тамара Синявская не только утвердилась в основном составе исполнителей, но вскоре, по общему признанию, стала «лучшей» из Ольг. Великий Сергей Лемешев признавался, что в свои 70 лет, играя с ней в спектакле «Евгений Онегин» Ленского, он впервые встретил настоящую Ольгу. «Редкий по красоте тембра и звучности голос, музыкальность и благодатная сценическая внешность быстро снискали ей симпатию зрителей, – писал С.Я. Лемешев. – Неотъемлемое качество всех образов Синявской – обаяние – главное непременное достоинство артиста».

Следующей этапной работой молодой певицы стал Ратмир в опере М. Глинки «Руслан и Людмила». Дебюту предшествовала тщательная и кропотливая работа с дирижером Б. Хайкиным. На премьере новой постановки «Руслана и Людмилы» в 1972 году она покорила россыпью блестящих верхних нот, глубиной и насыщенностью нижних, свободой и легкостью вокализации. Ее Ратмир стал несомненной удачей и украшением постановки. Именно успех первого исполнения партии Ратмира решил вопрос о переводе ее из стажеров в солисты.

Уже первые выступления Тамары Синявской в спектаклях Большого театра привлекли к ней пристальное внимание любителей музыки, критиков, коллег. Всем было ясно, что на оперной сцене появился новый огромный, самобытный талант. Первые успехи и признания не вскружили ей голову. Исполняя партии контральто и низкого меццо, она мечтала о партиях высокого меццо.

Все последующие годы работы Тамары Синявской в театре были годами непрекращающейся борьбы за расширение своего голосового диапазона и, соответственно, – диапазона творческого, репертуарного. Ее трудоспособность поразительна! В первые годы работы в театре она спела несколько десятков различных партий. Среди них были такие, которые вошли в летопись отечественного музыкального театра. Это прежде всего Кончаковна в «Князе Игоре» А. Бородина и Оберон в опере Б. Бриттена «Сон в летнюю ночь». С образом Кончаковны связаны и первые триумфальные успехи певицы на зарубежных сценах: на фестивале «Варненское лето», на гастролях Большого театра в Монреале, Париже, Осаке.

С 1968 года начинается серия блестящих выступлений Тамары Синявской на международных конкурсах. Первым был конкурс молодых оперных певцов на IX Международном фестивале молодежи и студентов в Софии. Первый конкурс – и первая золотая медаль. Через год – XII Международный конкурс вокалистов в городе Вервье (Бельгия). Советские певцы принимали участие в этом труднейшем состязании впервые. Тем знаменательней оказался успех, выпавший на долю Синявской, завоевавшей Гран-при и золотую медаль, а также специальную премию за лучшее исполнение романса. «Синявская – это просто чудо. Голос восхитительный, звучный и объемный. Исключительным моментом явилось исполнение арии из “Фаворитки” Г. Доницетти . Голос совершенно необычный по широте диапазона и по тембру во всех регистрах», – писал в дни конкурса журнал «Ле Курье».

А еще через год Тамара Синявская получила 1-ю премию на IV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве. Три золотые медали за три года! Как и во время недавних гастролей Большого театра в Париже, успех Т. Синявской на конкурсе, в жюри которого входили легенды мировой оперной сцены – Мария Каллас , Мария Максакова, Ирина Архипова, можно назвать триумфальным. Она стала самой молодой из лауреатов первых премий. Музыкальная пресса отмечала ее уникальный по красоте и силе меццо-сопрано, имеющий ту особую насыщенность грудного звучания, которое так свойственно низким русским голосам. Именно это и позволило Тамаре Синявской превосходно исполнить арию Вани из оперы «Иван Сусанин», Ратмира из «Руслана и Людмилы» М. Глинки и Воина из кантаты «Москва» П. Чайковского. Столь же блестяще прозвучали в ее исполнении сегидилья из «Кармен» и ария Иоанны из «Орлеанской девы» П. Чайковского.

Выступление на конкурсе П.И. Чайковского совпало с выпускными экзаменами в Государственном институте театрального искусства имени А.В. Луначарского, в который она поступила в 1968 году сразу на 3-й курс и где училась на факультете актеров музыкальной комедии в классе Д.Б. Белявской. В том же 1970 году ей была присуждена премия Московского комсомола за высокое исполнительское мастерство, большую концертную деятельность, активную пропаганду шедевров русской и советской музыки. Таким образом, этот насыщенный и крайне плодотворный для певицы год, стал своеобразным рубежом, подведшим итог первому этапу ее профессиональной деятельности. Тамара Синявская превратилась в зрелого мастера со своеобразным, только ей одной присущим творческим почерком.

К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина Большой театр готовил постановку оперы С. Прокофьева «Семен Котко», в которой Тамара Синявская исполнила роль девушки-подростка Фроси, ставшую большой творческой удачей. В начале 1972 года открылся новый театр – Московский камерный музыкальный. Режиссером его стал Б.А. Покровский, главную роль Варвары в первом спектакле театра – опере Р. Щедрина «Не только любовь» исполнила Тамара Синявская. Б.А. Покровский не случайно пригласил ее на эту роль. Не только потому, что их связывали многочисленные совместные работы (она готовила с Б.А. Покровским Ольгу, Оберона, Фросю, Ратмира). Главное было в том, что Тамара Синявская своим восприятием оперы, свободой и раскованностью сценического поведения, всем своим творческим обликом была по духу очень близка создателям нового театра. Она блестяще оправдала этот выбор. В партии Варвары Синявской удалось создать образ именно современной женщины, но в ее Варваре была та извечная сила русского женского характера, которая присуща многим героиням русской оперной классики. «Варвара Синявской – центр всего спектакля. Ее голос меццо-сопрано удивительной красоты и ровности, особенно в грудном регистре – настоящая драгоценность» («Советская музыка» № 7, 1972. И. Масленникова»).

Русский женский характер Синявской довелось воплотить во многих спектаклях Большого театра. Галерея созданных ею образов в операх русских композиторов богата и разнообразна. Но самая любимая героиня – Любаша в опере Н. Римского-Корсакова «Царская невеста». «Я помню, кажется, все, что с ней связано, – говорит Тамара Ильинична, – помню точно дату своего дебюта в “Царской невесте” – 1 апреля 1972 года. С тех пор мы неразлучны. Поем, думаем, страдаем, радуемся – всё делаем вместе…»

В «Царской невесте» она вначале исполняла партию Сенной девушки, затем пела Дуняшу – подругу Марфы. Встречи с музыкой Н. Римского-Корсакова продолжились в «Псковитянке» – одноактной опере «Боярыня Вера Шелога» (служащей прологом к спектаклю), в которой Синявская спела партию Надежды. Следующей героиней Н. Римского-Корсакова у Тамары Синявской была Любава в опере «Садко». Свободно, распевно льется в этой партии ее голос, то завораживая чарующей кантиленой, то волнуя своей порывистостью.

Следующий этап творческой биографии Тамары Синявской связан с зарубежной классикой. В 1973–1974 годах она стажировалась в знаменитом миланском театре «Ла Скала». В 1978 году певица впервые вышла на сцену Большого театра в роли главной героини оперы Ж. Бизе «Кармен». Как всегда у Синявской получился яркий, самобытный образ. Ее Кармен глубока, неоднозначна и, бесспорно, умна. Очень выразительна в этой роли Синявская и пластически: замечательно двигается, танцует, позы ее поистине «говорящие». Готовя свою Кармен, она серьезно занималась танцем с прославленной балериной Мариной Тимофеевной Семеновой. В апреле 1981 года она выступила в роли Кармен на сцене Сметановского театра в Праге. Западный классический репертуар вскоре пополнился у Синявской ролями из опер Дж. Верди – она с успехом спела Ульрику в «Бале-маскараде» и Азучену в «Трубадуре».

Затем опять русская классика – теперь М. Мусоргский . Партия Марины Мнишек в опере «Борис Годунов», Марфы в «Хованщине». Пополнила русский оперный репертуар Синявской и небольшая партия Лауры в «Каменном госте» А. Даргомыжского .

Большое место в репертуаре певицы занимают оперы советских композиторов. Кроме Варвары в опере Р. Щедрина «Не только любовь» и Фроси в «Семене Котко» С. Прокофьева Синявская выступила в нескольких небольших ролях в эпопее С. Прокофьева «Война и мир» (Соня, цыганка Матреша, служанка Мавра Кузьминична), впоследствии к ним добавилась Элен Безухова. Она стала первой в России исполнительницей партии мадемуазель Бланш в опере С. Прокофьева «Игрок». Затем были партии в операх советских композиторов, связанных с Великой Отечественной войной: медсестра Клавдия в «Повести о настоящем человеке» С. Прокофьева; партии в операх К. Молчанова «А зори здесь тихие» (Женя Комелькова) и «Неизвестный солдат» (Жена комиссара). В этих партиях Синявская вкладывает в свое исполнение всю боль и память о тех, кого не дождались с войны.

Т.И. Синявская исполнила на сцене Большого театра практически все крупные партии для меццо-сопрано. Помимо уже упомянутых в ее репертуар вошли: Флора («Травиата» Дж. Верди), Наташа, Графиня («Октябрь» В. Мурадели), Полина («Пиковая дама» П. Чайковского), Алконост («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова), Кэт («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини ), Федор («Борис Годунов» М. Мусоргского), Комиссар («Оптимистическая трагедия» А. Холминова), Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского), Морена («Млада» Н. Римского-Корсакова).

Тамара Ильинична много выступала за рубежом, в том числе в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран мира. Гастролировала с концертами в Японии, Китае, Южной Корее. Она – участница многих музыкальных фестивалей («Варненское лето», «Пражская весна» и др.). С огромным успехом прошли гастроли певицы в США в 1991 году. Она исполнила партию Эрды в «Золоте Рейна» и «Зигфриде» на Вагнеровском фестивале (Сиэтл), в котором также участвовали певцы из Англии, ФРГ, Австрии, Италии. В том же году состоялись ее выступления в Вашингтоне и Нью-Йорке на фестивале, посвященном 100-летию С. Прокофьева: с оркестром под управлением М. Ростроповича Т.И. Синявская исполнила «Александра Невского», цикл С. Прокофьева на стихи А. Ахматовой , произведения С. Рахманинова.

Некоторые партии из обширного репертуара Т.И. Синявской впервые были исполнены ею за рубежом: Лель в «Снегурочке» Н. Римского-Корсакова (Париж, концертное исполнение), Азучена («Трубадур») и Ульрика («Бал-маскарад») в операх Дж. Верди, а также Кармен – в Турции. В Германии и во Франции она с большим успехом пела произведения Р. Вагнера , в Венской государственной опере была участницей постановки оперы «Война и мир» С. Прокофьева (партия Ахросимовой).

Т.И. Синявская не ограничивается оперной сценой – многие годы она ведет обширную концертную деятельность. Трудно переоценить огромную просветительную, пропагандистскую роль ее искусства. С сольными концертами Тамара Ильинична выступала на самых различных площадках – от крупнейших концертных залов России и мира, включая Государственный Кремлевский дворец, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени П.И. Чайковского и Концертгебау (Амстердам), до малых клубов, а то и просто импровизированных сцен в цехах заводов и фабрик, на стройках, в воинских частях.

Концертный репертуар Тамары Ильиничны Синявской включает сложнейшие произведения С. Прокофьева, Д. Шостаковича , П. Чайковского, «Испанский цикл» М. де Фалья и других композиторов, оперные арии, лирические романсы П. Чайковского, С. Рахманинова, М. Глинки, народные песни, произведения в сопровождении органа. Много творческой энергии Т.И. Синявская отдает советской песне. Она поет и классику этого жанра, например «Катюшу» М. Блантера , и песни современных композиторов – А. Пахмутовой , Т. Хренникова, М. Фрадкина , О. Фельцмана, неизменно привлекая внимание слушателей вкусом, благородством исполнительской манеры, высокой одухотворенностью.

Т.И. Синявская долгие годы плодотворно сотрудничала с Евгением Светлановым, выступала со многими выдающимися дирижерами, среди которых В. Гергиев , Б. Хайтинк, Г. Рождественский, М. Эрмлер, В. Спиваков , М. Ростропович, Ю. Башмет , Р. Шайи и другие. В частности, с В. Гергиевым на гастролях в Амстердаме она исполнила «Ахматовский цикл» и «Реквием» Дж. Верди, с оркестром В. Спивакова дала концерты камерной музыки в костеле во Франции. Целый ряд записей певицы за рубежом сделан с М. Ростроповичем, в том числе «Александр Невский», «Иван Грозный».

Более 30 лет Тамара Ильинична выступает в жанре вокального дуэта с мужем, народным артистом СССР Муслимом Магомаевым. Судьба сводила их не раз, но решающей стала встреча в 1972 году на декаде русского искусства в Баку. В 1974 году они поженились. С тех пор – и в жизни, и на концертной сцене – они вместе. Дебютом их вокального дуэта было выступление в новогоднем «Огоньке» (1975) с неаполитанской песней «Тиритомба». Далее последовали концерты и гастроли, на которых они исполняли классические дуэты, русские и неаполитанские песни, романсы, а также участие в авторских вечерах О. Фельцмана, А. Пахмутовой, Р. Рождественского.

Дискография Т.И. Синявской включает записи: «Борис Годунов» М. Мусоргского – Марина Мнишек (дирижер А. Лазарев, Castle Vision), «Евгений Онегин» П. Чайковского – Ольга (дирижер М. Ростропович, Chant du Monde, 1970; дирижер М. Эрмлер, Olympia, 1977), «Иван Сусанин» М. Глинки – Ваня (дирижер М. Эрмлер, 1979), «Князь Игорь» А. Бородина – Кончаковна (дирижер М. Эрмлер, 1986), «Цикл песен на стихи Марины Цветаевой» (1989), «Иван Грозный» С. Прокофьева (дирижер М. Ростропович, 1993), «Еврейский цикл» Д. Шостаковича (дирижер М. Юровский, Capriccio, 1999). В фильме-опере «Каменный гость» А. Даргомыжского в ее исполнении звучит партия Лауры («Мосфильм»). Творчеству Т.И. Синявской посвящен документальный фильм «Меццо-сопрано из Большого» (режиссер Г. Бабушкин).

Тамара Ильинична много внимания уделяет педагогической деятельности, с 2006 года ведет мастер-класс по вокалу в Российской академии театрального искусства (РАТИ).

В 1973 году Т.И. Синявская удостоена звания «Заслуженная артистка РСФСР», в 1976 году – «Народная артистка РСФСР», в 1982 году – «Народная артистка СССР». Лауреат премии Ленинского комсомола (1980). Награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Почета, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета». В 2004 году стала лауреатом премии Фонда Ирины Архиповой и награждена орденом М.В. Ломоносова Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ. В 2005 году за значительный личный вклад в развитие культуры России награждена орденом «Почетный знак Петра Великого».

Дом Т.И. Синявской и М.М. Магомаева невозможно представить без огромного собрания пластинок, книг, рояля, музыкального компьютера, картин и общего любимца – серебристого пуделя Чарли.

Тамара Синявская для меня всегда была как бы во втором эшелоне за спиной её мужа - великого певца Муслима Магомаева . Хотя я видел её на концертах и восхищался голосом. Её контральтовое меццо-сопрано привёл в восторг Марию Каллас и Тито Гоби. На IV Международном конкурсе им.Чайковского она взяла золотую медаль. А песню "Черноглазая казачка" пела вся страна. Семь лет после смерти Муслима Магомаева Тамара Синявская не выходила на сцену и не общалась со своими поклонниками. И вот в Центральном Доме Литераторов на проекте Владимира Глазунова "Один на один" состоялось долгожданная встреча Тамары Ильиничны с поклонниками. Очень душевная, надо сказать, получилась эта встреча

01.


Тамара Синявская: "Прошло уже семь лет и несколько месяцев когда у меня, практически, оборвалась жизнь. Я сейчас смотрела в кулисах эти кадры, я тоже их давно не видела и не слышала. и поймала себя на мысле о том, что я могу уже это видеть и слышать. Потому что первое время видеть на экране Муслима, слышать его голос, для меня было мучительно. Поэтому я вам очень благодарна за то, что вы меня пригласили, и за то, что пришли, и за то, что вместе с вами я увидела, практически, начало наших взаимоотношений".

02.

Владимир Глазунов: "О чём угодно мечтала в детстве Тамара, но только не о том, чтобы стать певицей. Это правда?"

03. Владимир Глазунов

Тамара Синявская: "Правда. Пение и танцы были у меня связаны, но они не представлялись мне, как профессия. С самого начала пребывания на этой земле я пела и танцевала, поэтому для меня это не считалось профессией. Мама неочень была за то, чтобы я выбрала профессию певицы потому, что она как нормальный адекватный человек говорила о ты, что ты простудишься и нет у тебя профессии. Она была абсолютно права. Поэтому мы все заложники своего голоса, своей профессии. Надо за собой здорово следить, чтобы не простужаться, беречь голос, беречь внешний вид, чтобы режиссёр приглашал тебя в свой спектакль. Когда распределялись роли у нас в Большом театре внимание очень сильно обращали. Это было трудно, потому что Большой театр всегда славился своими певицами, которые не были худенькие. Поэтому я всегда вспоминаю установку Бориса Александровича Покровского, которую он дал на всю жизнь. Когда я пришла в Большой театр, а я никогда не была худенькая, но всё было нормально. И потом я услышала такую фразу, что: "Артистки всегда должны быть в форме". А Борис Александрович требовал от артисток. Одна из его любимых артисток Галина Вишневская. Она всегда держала себя в форме. Например, если она поправлялась, то садилась на три дня на лимоны и сбрасывала ненужные килограммы. И он, практически, всегда приводил её в пример".

04.

Тамара Синявская: "Ну я конечно же это учла и в первый же отпуск в Большом театре летом я поехала на море. Я закрыла себе рот и пила только кефир. И я за месяц похудела на шесть килограммов. Борис Александрович это заметил. Я прошла по коридору. Он говорит: "Вот, посмотрите, идёт Артистка Большого театра! Всё на месте и стройна." Я окрылилась и пошла на урок. И у меня тело не выдержало такого напора и у меня стал покачиваться голос. И я сильно испугалась. Я забыла про диету. Я стала сильно-сильно кушать. Но набрала всего два килограмма. И я успокоилась, когда голос нашёл своё место в моём новом теле. И с тех пор я сижу почти всю жизнь на этих диетах".

05.

Тамара Синявская: "У мамы был альт. Очень красивый тембр. Но мама никогда не пела. Единственное, что она пела - в церкви на клиросе. Это было давно, когда она ещё была очень молода и меня в её жизни ещё не было. Поэтому все её концертные выступления закончились ровно в тот момент, когда появилась я. Она была очень строгий человек и жила очень трудно. Она меня одна воспитывала".

06.

Тамара Синявская: "Понимаете какая мистика, мы вот сейчас говорим о нём (о Муслиме) а он ведь здесь. Я первый раз ощутила это, это касалось не Муслима, после конкурса Чайковского меня пригласили спеть сольный концерт в городе Клин в его доме. Я спела в его доме, а потом нас пригласили в концертный зал. Я вышла на сцену, как всегда пообщалась с публикой, задавались какие-то вопросы, а потом я говорю: "А вы знаете, что Пётр Ильич сейчас здесь". В зале такая тишина. Ну что это такое экстрасенс какой-то. Нет. На самом деле это происходит оттого, когда человека вспоминают, он тут же является. Так что он, Муслим, сейчас здесь".

07.

Тамара Синявская: "На конкурсе имени Чайковского была не только Мария Каллас, но и певец Тито Гоби - любимый певец Муслима Магомаева. Он был для него не то, что как эталон. Он не поклонялся, а восхищался. Были такие артисты которые обладали не только артистическим, но и человеческим обаянием".

08.

Владимир Глазунов: "Мария Каллас произнесла слова, которые, быть может, определили жизненное кредо Тамары Ильиничны Синявской: "Чудесная девочка, прекрасная. Но реализовала бы при этом в своём выступлении, сегодня, показала бы, выступила блестяще. Но это не всё. Лишь на одну треть. Могла бы больше. Вот тогда вообще было бы - ах!"

09.

Тамара Синявская: "Эти слова были сказаны в несколько другом контексте. Она сказала не на данное выступление, она сказала: "У неё на данный момент реализована одна треть её дарования. Будем ждать".

10.

Тамара Синявская: "Я не знаю таких людей, которые полностью бы реализовались. Потому что это надо закрыть книжечку и уйти. Так нельзя. Мне кажется, что поводить итоги это можно знаете когда? Когда уже вы говорить не сможете, а будут говорить над вами".

11. Юные певцы исполнили "Эхо" и получили ценные советы от Тамары Синявской

Тамара Синявская: "Муслим был очень трудоспособный и трудолюбивый, и очень требовательный. Так как он к себе относился, он относился ко всем окружающим. Он был очень пунктуальным человеком и, если, например, к кому то нужно было прийти в два часа, он без двух минут два стоял возле двери, чтобы позвонить ровно в два часа в дверь. Если к нему не приходили также, когда он просил, он этого не понимал и иногда вспыхивал. Когда его хвалили, он всегда говорил: "О чём вы говорите? Мне до этого ещё очень далеко". От курения он не знал как избавиться, но пытался".

12.

Тамара Синявская: "То, что Большой театр - арена, я согласна. Я бы сказала ещё сочнее - это коррида, на которой происходит бой. Это коррида на которой действительно выживает сильнейший. Но в силу того, что я пришла очень юная девочка, у меня не было амбиций кого-то подвинуть, выбраться на первое положение и держать его вот в таком состоянии. Я была счастлива тогда стопроцентно, потому что у меня не было ощущения. что я должна что-то раздвигать локтями. У меня, конечно есть актёрское честолюбие, актёрское самолюбие, но это не идёт впереди планеты всей. Это идёт внутри и если касается моей профессии, это пробуждается. Если это касается человеческих качеств, я это оберегаю и не хочу ничего в душу закладывать, потому что это очень портит нутро".

13.

Тамара Синявская: "Я хотела, чтобы меня пригласила Галя Волчек в свой спектакль, мы об этом беседовали. Я почему-то свои мозги на это и настроила. Но меня никто не пригласил. И когда Александр Анатольевич Ширвиндт пришёл ко мне в институт и где-то минут 59 он мучил меня своим приглашением в спектакль "Реквием по Радомесу" он почти сразу понял, что это я не выдержу физически. Это была единственная причина".

14.

Тамара Синявская: "Я пою. Пою в классе. Показываю студентам иногда. Иногда мне это удаётся, а иногда противно слушать самой. Но они делают вид, что всё в порядке. Я отношусь по-серьёзному к своей профессии, поэтому я понимаю, надо показываться тогда, когда ты доставляешь удовольствие не только слушателям, но и себе. И как говорил мой любимый супруг: "Ты лучше уйди на полчаса раньше, чем на пять минут позже". С большим шумом он вошёл в нашу жизнь и также достойно, по-английски он вышел. Не стал устраивать из этого шоу".

15.

Тамара Синявская: "Когда Галина Вишневская проходила по театру, с неё можно было брать пример: как она была причёсана, как одета, какие духи шлейфом за ней шли. Её конечно побаивались. Поэтому когда я увидела её в домашней обстановке, совсем другую. И ещё я увидела такую же Галину Павловну уже в 1985 году, уже десять лет спустя, как они уехали из страны. И она жила в Париже. Когда я прилетела туда на очередные гастроли, я ей позвонила. Я села в такси. "К дому не подъезжай". Я говорю: "Почему?" "А вдруг, кто-то следит за тобой". Ну тогда такое время было. Мы посидели с ней часов шесть на кухне у неё в Париже".

16.

Тамара Синявская: "В Большом театре надо либо родиться, либо приезжать на гастроли. Но придти туда после периода своей жизни, когда ты получил такое большое признание как Магомаев. Большой театр такой ревнивый товарищ был всегда. Если кто-то приходил туда, надо было очень долго бороться за своё место под солнцем. У нас была очень сильная баритоновая группа. И никого бы они так просто к спектаклю не допустили. А Муслим сказал чётко: "В очередь я вставать не буду". А мы все, в основном, стояли в очереди, потому что у нас была сильная и меццо-сопрановая группа. Там была Елена Архипова, там была Елена Образцова"

17. Зрители задают вопоросы

Тамара Синявская: "Когда нас Роберт Рождественский познакомил с Муслимом, тот представился очень скромно: "Муслим". Это было в филармонии имени Муслима Магомаева. Это его дедушка. Я этого не знала. Я думала, что в Баку так чтут Муслима, что при его жизни дали имя филармонии. Мне было так стыдно, что я этого не знала. Я не могла знать, что его дед полный его тёзка - знаменитый композитор, один из основоположников азербайджанской музыки. Он был главным дирижёром Оперного театра...В октябре мы познакомились, в октябре мы и простились".

18.

Тамара Синявская: "Все самые лучшие голоса всегда идут из России. А лучшая вокальная школа - это итальянская".