Сказочный мир Елены Поленовой: волшебные иллюстрации к русским сказкам, которые рождались во сне. Сказочный мир Елены Поленовой: волшебные иллюстрации к русским сказкам, которые рождались во сне Путешествия в параллельный мир

Елена Дмитриевна Поленова (1850 - 1898) - сестра художника В.Д.Поленова, одна из первых русских художниц-иллюстраторов, график, живописец, мастер декоративно-прикладного искусства. Родилась в семье, все члены которой так или иначе были связаны с научным и художественным миром.

Отец, Дмитрий Васильевич Поленов, был уважаемым учёным, археологом, историком. А брат, Василий Дмитриевич Поленов, как известно, прославленный живописец, замечательный пейзажист. Мария Александровна Поленова, мать Елены Дмитриевны, была художницей и детской писательницей. Именно она первой преподала детям уроки рисования, а затем с ними стал заниматься студент Академии художеств П. П. Чистяков, в будущем ставший известным художником и великолепным педагогом. В числе его учеников были В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, В. И. Суриков, И. Е. Репин.



В детской 1892
холст, масло 80 х 64 см
Челябинская областная картинная галерея

Так что Елена попала в хорошие руки. Но продолжить обучение в "главном" учебном заведении тех лет - Императорской Академии художеств - ей не удалось, так как "слабый пол" в ту эпоху туда просто не принимали. Но она училась у И.Н.Крамского и далее уже в Париже, в мастерской Ш.Шаплена.



Осенний мотив 1883 бумага, акварель


Иллюстрация к сказке «Белая уточка»

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет - господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слез не успею ответить,
к милосердным коленам припав.

На этюдах в Абрамцеве

В 1882 году Елена Дмитриевна Поленова приехала в Абрамцево и сразу вошла в товарищество кружка. Как и все члены объединения, она участвует в "беседе с природой", наблюдая в ней мельчайшие подробности. "С натурой пейзажной, конечно, есть стороны более трудные, чем с натурой живой или мертвой, которую работаешь в мастерской, но зато сколько поэзии, насколько сильнее живется в то время, когда ведешь эту увлекательную беседу с природой", - писала Е.Д. Поленова П.Д. Антиповой. Она очень много работала, и манера ее от этюда к этюду становилась все свободнее. Природа Абрамцева, ее мирный настрой имели бесконечные возможности для художницы, в скором будущего иллюстратора сказок.

Многочисленные пейзажи стали предтечей орнаментального творчества художницы, особенно интенсивного в последние годы жизни. Непринужденно, как будто без всякого усилия орнаменты появляются в воображении художницы, заполняют десятки, сотни листов. "Я предоставила фантазии водить своей рукой", - так пишет об этом Елена Дмитриевна.
"Изображения фантастических растений мало похожи на настоящие. Ей часто снились их причудливые сочетания, и, проснувшись, она спешила занести сновидения на бумагу.
...Художница обладала "цветным слухом", и много орнаментов родилось во время исполнения музыки. Та словно воплощалась в хрупкие растительные формы". (из статьи Л. Румянцевой "Сказочный мир Елены Поленовой")


Столярная мастерская

Летом 1881 года Репин и Поленов принесли с прогулки из соседней деревни Репихово старинную резную доску замечательной красоты, которая украшала фасад избы. Осенью этого же года Поленов привез из Саратовской губернии несколько деревянных вальков. Тогда же состоялась поезда Е.Г. Мамонтовой в Ярославль и Ростов с целью собирания предметов крестьянского обихода. Приехав в 1883 году в Абрамцево Поленова обнаружила замечательное собрание предметов прикладного искусства. Она попала в обстановку живого интереса к русской старине, изучения и сохранения ее памятников. Ее письма этого времени представляют собой своеобразную хронику подобных увлечений в кружке, возрастания ее собственного интереса к национально русскому.
В 1884 году "вошли в моду своеобразные архитектурные занятия". В 1885 году "шкапчики... вздумали расписывать во вкусе древнерусской живописи". Чуть позже: "На музей... очень увеличивается, часто предпринимаем археологические экскурсии". 1888 год: "Набираемся русского духа". "Мне все наше русское все симпатичнее и симпатичнее становится".
Художница обращается к дедовским заветам, крестьянским ремеслам, старинному мастерству. В 1885 г. Е.Д. Поленова становится художественным руководителем Абрамцевской столярной мастерской, в которой крестьянских ребят обучали плотницкому и столярному делу.
...Цель Поленовой - принести в город красоту крестьянского быта и укрепить гибнущие художественные традиции народа.
"Цель наша подхватить еще живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться". Она серьезно изучает произведения народного творчества - много собирает и зарисовывает, чтобы копировать народные изделия, творчески их осмыслить и "пересказать" в абрамцевской мастерской, на их основе создавать самостоятельные авторские вещи.
..."Собирали мне цветы, которыми я пользуюсь для шкафчика... подбирали лягушат - это мои новые натурщики".
За несколько лет художницей было создано более ста образцов изделий: шкафов, полочек, буфетов, аптечек. Характер изделий определялся вкусами самого автора: они украшались орнаментальными вставками, геометрической (трехгранновыемчатой) и, позже, крупнорельэфной резьбой. Был налажен сбыт абрамцевских изделий. В Москве широко известны были магазины на Поварской улице и в Петровских линиях: "Продажа резных по дереву вещей работы учеников столярной мастерской сельца Абрамцева".

(из кн.: Музей-заповедник "Абрамцево". - М., 1988).

В экспозиции музея можно увидеть и копии крестьянских изделий, сделанных в абрамцевской мастерской (стол и кресла), и своеобразную интерпретацию мотивов многих крестьянских предметов - знаменитый "шкафчик с колонкой, сделанный по эскизам Поленовой, и дубовый висячий шкаф, самостоятельную работу художницы.

Иллюстрации к сказкам

«Думаю, что иллюстрировать наши русские сказки, — писала Елена Дмитриевна, — дело большой важности. Я не знаю ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию и аромат древнерусского склада, и русские дети растут на поэзии английских, немецких (впрочем, чудно иллюстрированных) сказок…»

"Белая уточка"

Первая по замыслу сказка Е. Поленовой.
Она была навеяна очарованием прудов старого толстовского сада в Москве, где жила в ту пору семья Поленовых, неспешными утками на воде... А моделью для ребяток в гнезде уточки послужил маленький Федюшка - первенец Василия Дмитриевича Поленова.

До недавних пор имя талантливой художницы Елены Поленовой было известно узкому кругу людей. К сожалению, оно пребывало в тени другого одаренного живописца.

Так уж сложилось, что в последнее время у всех на слуху был ее брат, известный русский живописец 19 в., В.Д. Поленов. При этом их творчество одинаково самобытно и обладает равносильной энергетикой.

Елена Поленова считается одной из родоначальниц такого вектора в искусствоведении, как русский неоромантический стиль. Вместе с тем, в ее

работах всегда прослеживаются традиционные штрихи, характерные для живописи В. Васнецова. Она является автором многочисленных иллюстраций, которые стали настоящим украшениям для народных сказок Руси. Благодаря им текст словно «ожил», воплотив в реальность безудержную детскую фантазию.

В 2012 г. Третьяковская галерея организовала персональную выставку Елены Поленовой, которая стала первой после 1902 г. Именно тогда имя талантливой художницы вновь замелькала на страницах газет, журналов, экране телевизора. Одним словом, ее снова вспомнили. С тех пор творчеством Елены Поленовой заинтересовались многие люди.

Когда-то даже сам А. Бенуа восхищенно отозвался о Елене Поленовой. Он сказал, что та заслуживает к себе благодарности со стороны народа. Объяснив это тем, что она является 1-ой из русских живописцев, которым удалось заострить внимание на самой художественной жизненной области. Проще говоря – на мир детей. В частности, на его необычную, глубинную лирическую фантастику. Также А. Бенуа назвал Елену Поленову предельно нежным и по-настоящему добрым человеком, который проник в наш ограниченный, забытый всеми мир детства и проникся его уникальной эстетикой.

Русские народные былины и сказания были для Елены Поленовой словно бегством от реального мира. Оно и не удивительно. Так как в 27 лет у художницы произошла личная трагедия. Она чуть не сломила ее, едва не став причиной помешательства. Как ни банально это звучит, но причиной всему оказалась весьма тривиальная история.

Однажды девушка познакомилась с врачом. Произошло это в разгар войны между Российской Империей и Турцией. Местом их первой встречи стал военный госпиталь. Поначалу все складывалось хорошо. Молодые люди испытывали друг к другу настоящие, искренние любовные чувства и собирались, как можно быстрее, пожениться. Однако, родители жениха восприняли желание молодых людей в штыки и сделали все возможное, чтобы брак между ними не состоялся.

Поникшая и утратившая интерес к жизни Елена Поленова приняла окончательное и бесповоротное решение проявить себя в таких областях, как общественная деятельность и живопись. Примечательно, что девушку приобщил к миру искусства все тот же Василий Поленов, в тени которого она пребывала на протяжении длительного периода времени.

В те далекие времена один из меценатов - Савва Мамонтов, который владел усадьбой в поселке Абрамцево, регулярно принимал гостей. Среди них было много творческих личностей. Так вот, на пару с женой Саввы Мамонтова Елена Поленова посещала деревни,
постепенно обзаводясь народными костюмами, различной бытовой утварью, полотенцами и скатертями. Со временем ей удалось собрать большую коллекцию подобных вещей. Впоследствии они стали экспонатами музея. Впрочем, Елена Поленова пошла еще дальше. Помимо прочего она рисовала эскизы необычной мебели, которую затем изготавливали столяры.

Но настоящей отдушиной для Елены Поленовой были, безусловно, сказки. Благодаря ей, наполнились красочными иллюстрации такие книги, как «Война грибов», «Морозко», «Кот и лиса», «Волк и лиса», Избушка на курьих ножках» и многие другие. Сама же художница все время любила повторять, что идеи будущих картин являются ей во время сна. Действительно, от картин Елены Поленовой веет глубокой таинственностью и мистичностью.
Придумать такое невозможно, а вот увидеть в сновидениях – вполне.

Вместе с тем, Елена Поленова работала не только с известными сказками, которые были размещены в сборнике Афанасьева. Она охотно записывала и впоследствии иллюстрировала те сказочные истории, которые рассказывали ей люди из окрестных деревень.

Как человек творческий и многогранный, Елена Поленова увлекалась многочисленными видами народных искусств. Помимо создания эскизов мебели, которые навевали ей народные мотивы, она выполняла роль костюмера в театральных этюдах, которые проходили в Мамонтовском кружке. Иными словами, она находила актерам настоящие крестьянские костюмы, которые собирала по всей территории Тульской губернии. Также Елена Поленова преуспела в создании эскизов для всевозможных вышивок, обоев. Что же касается ее художественного творчества, то помимо рисования иллюстрация к сказкам, она выполняла стилизацию текста под старинный шрифт.

Все критики сходятся во мнении, что творчество Елены Поленовой повлияло на формирование такого стиля, как русский национальный модерн. Более того, они заявляют, что она оказалась сопричастна к созданию неоромантического стиля. Что ж, похвала со стороны критиков дорогого стоит и выглядит полностью заслуженной.

И не лишним тому подтверждением является тот факт, что спустя столько лет о Елене Поленовой вновь заговорили во весь голос. Причем заговорили не только близкие к искусству люди, но и те, кто просто интересуются живописью.

В свое время художница написала, что ей бы не хотелось лишиться двух способностей. В первую очередь, она не желала расстаться с даром оказывать другим живописцам помощь, вдохновлять их на новые творения и служить им в качестве опоры. Также она боялась утратить веру и любовь в людей. И, конечно же, одаренная художница опасалась утратить свой талант.

Кроме того, Елена Поленова ценила поддержку других людей и всегда благожелательно относилась к их мнению. В особенности, она была рада советам, которые давали близкие и дорогие ее сердцу люди.

С 03 ноября 2016 по 11 ноября 2016 в выставочном зале ДШИ имени В.Д, Поленова, по адресу ул. Большая Очаковская, 39, корп. 2 проходит

выставка «Рисунки Марии Алексеевны Поленовой»

Мария Алексеевна Поленова (урожденная Воейкова) талантливая художница-портретистка. Она получила прекрасное классическое домашнее образование. С детства ее мать Вера Николаевна Воейкова, выросшая в доме Г. Р. Державина, всячески поддерживала рано проявившийся у дочери интерес к искусству. Желание учиться профессионально рисовать и писать маслом не пропало и после замужества Марии Алексеевны в 1834 году. Она вышла замуж за дипломата, историка, археолога-любителя Д. В. Поленова (1806−1878). Благодаря своему мужу Мария Алексеевна была знакома с К. Брюлловым, Ф. Бруни и другими известными художниками. В те годы женщин в Академию художеств не принимали, и она брала уроки у академика живописи К. А. Молдавского. Обладая природным талантом, трудолюбием, огромным интересом к искусству, Мария Алексеевна смогла достичь профессионального мастерства. Ее работы отвечали всем требованиям, предъявляемым Академией к рисунку в ХIХ веке.

В те годы наряду с романтическими пейзажами одним из самых распространённых жанров являлся портрет с костюмированных моделей. Именно с этими работами Марии Алексеевны Поленовой познакомятся посетители выставки. Ее рисунки сконцентрировали в себе характерные черты русской академической школы рисования, в то же время, они не потеряли своей индивидуальности. Выразительные, взятые из народа образы, полны духовного совершенства, чистоты и грациозности. Фактуру тканей, цвет драпировки и модели художница передает только тоном и ей это великолепно удается.

Посетители познакомятся с портретами членов семьи Поленовых, исполненных Марией Алексеевной в разные годы. Портрет ее мужа, старшего сына Васи­лия восьмилетним мальчиком, его сестры-близнеца Веры, в замужестве Хрущовой, двух братьев Алексея (1845–1918) и Константина (1848–1917), и младшей сестры Елены (1850–1898), впоследствии известной художницы.

Ее работы оказались хорошей школой для сына, дочери и молодого поколения их друзей-художников и были ярким примером того, как следует относиться к рисунку. Несомненно, она оказала большое влияние на выбор жизненного пути своих детей.

Рисунки Марии Алексеевны Поленовой, сделанные в ХIХ веке, несомненно, представляют большой интерес для профессионалов и ценителей искусства в XXI веке.

с 13 апреля 2016 на выставке представлены иллюстрации русских народных сказок Елены Дмитриевны Поленовой

Мне бы хотелось, не потерять двух способностей - способности помогать, воодушевлять и служить опорой и толчком к работе другим художникам. Это свойство во мне есть положительно. Другая способность - это любить и верить, и увлекаться своей работой. Больше мне ничего не нужно. Конечно, оценка, поддержка, интерес других, особенно тех мнением, которых дорожишь, очень драгоценны, но неизмеримо важнее те силы, которые внутри живут и которые дают питание огню, горящему в душе. Лишь бы он не потухал...». Е.Поленова.

Творчество Елены Дмитриевны Поленовой принадлежит к интереснеишим явлениям в русской культуре Х1Х века. «Она далеко не успела выполнить всего того, к чему способна была ее натура, к чему приготовила ее горячая любовь к России, к русскому народному творчеству, к русскому народному содержанию и красоте, но сделано ею так оригинально, так могуче, так своеобразно, что. наверное, никогда не погибнет и навсегда останется памятником несравненно женского искусства» - писал В.Стасов.

Надежды В.В.Стасова, к сожалению, не оправдались. Имя и творчество этой художницы незаслуженно забыты. Но ведь именно она была первым иллюстратором русских народных сказок, возрождала уходящее в прошлое искусство резьбы по дереву, занималась росписью керамики, стала замечательной акварелисткои. неплохо писала маслом. Работы Елены Дмитриевны экспонировались на многих выставках и имели успех у зрителеи.

Елена Дмитриевна Поленова родилась 15 ноября 1850 года в Петербурге. Родители дали ей хорошее домашнее образование. Отец - юрист, знаток истории, страстно увлекавшийся археологией, мама I самодеятельная художница, именно от нее дети получили первые уроки художественного мастерства. Несомненно, влияние мамы сказалось на выборе жизненного пути детей, двое из пятерых стали профессиональными художниками. С 9 лет Елена уже брала уроки рисования у П.П.Чистякова. В 1864 году она поступает в классы Общества Поощрения Художеств, занимаясь в классе И.Н.Крамского, позднее стала брать у него уроки еще и дома. В 1870 году едет в Париж, где успешно работает в мастерской Шаплена. Жажда научиться писать была великои. училась у всех и всему. В 1875 году получила диплом учительницы и преподавала в школе для девочек при Литеино - Таврическом кружке Общества Вспомоществования бедным женщинам. В годы Турецкой воины служила в госпитале в Киеве, помогала тяжело раненным участникам сражении. После возвращения, училась на медицинских курсах в Петербурге. ВО всем художница, прежде всего, ценила профессионализм. Писала много и успешно. Переезд на постоянное жительство в Москву в 1882 г. дал новый толчок в развитии творческих начинании. Общение с художниками близкими по духу, поездки на этюды по россииским губерниям. Абрамцево, с его обитателями, атмосферой творчества и созидания В все это было неисчерпаемым источником для Е.Д.Поленовой. Любовь к России, к русской природе и старине легли в основу творчества талантливой художницы. Интерес к сказке и сказочности проявятся во всех областях творчества, в которых она станет работать, будь то эскизы мебели для абрамцевской столярной мастерской, или самобытные никому так ранее не удававшиеся иллюстрации к русским народным сказкам. Обратившись к прикладному искусству. Елена Дмитриевна включается в поиски стиля, им окажется модерн. Ее начинания оказались успешными, и нашли последователей.

Особой страницей в ее творчестве стала книжная иллюстрация. В жизни все взаимосвязано природа, человек и его творчество и это пыталась выразить в своих работах Елена Дмитриевна. Она вспоминала сказки далекого детства.рассказанные «бабашеи» и прочитанные в сборнике Афанасьева и «пользовалась материалом живым не книжным, т.е. заставляла рассказывать баб. ребят или стариков и записывала...». Художница часто ездила на натурные этюды, собирая материал для будущих иллюстрации. При ее жизни была издана только одна сказка «Воина грибов» и готовилось еще несколько сказок к печати, но увидели свет только после смерти художницы. За свою недолгую жизнь Е.Д.Поленова приняла участие более чем в шестидесяти выставках в Петербурге и Москве. Критики и зрители видели в ней «человек чуткого и нежного», мастера лирического пейзажа, одухотворенного силои поэтического дарования. В 1895 году Елена Дмитриевна совершила путешествие по Европе.

В Париже она сделала первый эскиз к картине «Зверь», как бы бессознательно предсказывая свою судьбу. 7 ноября 1898 года художница скончалась, похоронили художницу на Ваганьковском кладбище в Москве: над ее могилои поставили крест, в древнерусском стиле по эскизу В.М.Васнецова «До последней, сознательной минуты она продолжала работать и умом и духом с поражающей ясностью...Огонь, горящии в ее душе, не потухал» писала: Н.В.Поленова

В 2015 - 2016 году в "ДШИ имени В.Д. Поленова" проходила выставка "Василий Дмитриевич Поленов и художники его круга."

На выставке представлены постеры работ В.Д. Поленова и его учеников и мастеров старшего поколения. Все произведения хранятся в музее В.Д. Поленова.


в 2013 - 2014 году в "ДШИ имени В.Д. Поленова" проходила выставка «Из жизни Христа» постеры

На данной выставке представлены постеры картин В.Д.Поленова «Из жизни Христа» и копии со старых фотографий путешествия Поленова по Востоку, прошедшего земным путем Христа, следуя евангельским повествованиям. Постеры - это единственная возможность показать весь цикл, т.к. подлинные картины (72 работы) разошлись по разным коллекциям, некоторые утеряны. Еще при жизни художник показал свой евангельский цикл в С-Петербурге, Москве и в Праге. В Праге в 1911 г. вышел альбом с репродукциями всех экспонировавшихся работ. Мы сделали увеличенную копию репродукций этого альбома и показываем их вам. В.Д.Поленов считал себя историческим живописцем, и его «евангельский цикл», почти забытый на долгие годы, сейчас является одной из самых интересных страниц творчества художника.


В основном здании ДШИ имени В.Д. Поленова представлена постоянная экспозиция репродукций картин и плакатов, посвященных жизни и творчеству Василия Дмитриевича Поленова

Лилит Мазикина, журналистка

«Какой скандал, Вася, — писала Василию Поленову его сестра Елена в 1880 году, — меня посылают в командировку за границу от Общества поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере, в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения и т. д. »

Да, надо сказать, на творческом пути Елене Поленовой всегда везло. Судьба старалась идти навстречу её дарованию. Настолько старалась, что, кажется, даже убирала с пути Елены то, что считала лишним — заставляя художницы переживать настоящие трагедии.

Путешествия в параллельный мир

Брат и сестра Поленовы родились в семье статского советника Дмитрия Поленова, археолога и библиографа по призванию и чиновника по роду деятельности. Его жена Мария, урождённая Воейкова, увлекалась живописью и писала рассказы для детей. Ей хватило педагогического таланта обратить внимание на таланты детей и развивать их, а её мужу — средств на то, чтобы дети даже не задумывались о быте.

Павел Чистяков

Для обучения живописи пригласили Павла Чистякова, тогда ещё молодого и малоизвестного. Историей с детьми занималась бабушка по матери, Вера Николаевна. У неё были свои методики. Чтобы дети лучше запоминали историческую роль князей, она заставляла учеников рисовать генеалогические древа и имя каждого князя раскрашивать по‑разному. Красным — храбрых князей, золотым — добрых и чёрным — дурных.

Летом Вера Николаевна увозила детей в деревню под Тамбов, чтобы они окрепли на свежем воздухе. Ехать на лошадях было долго, и бабушка развлекала в пути внучат народными сказками. Елену они зачаровывали. В деревне девочка с любопытством рассматривала всё «народное» — вышивку, резьбу, росписи на предметах быта. Это сейчас стульчик, разрисованный под хохлому, есть чуть ли не в каждом детском саду, а малышам обязательно показывают глиняные свистульки, гжель и прочие народные промыслы. Городской ребёнок конца девятнадцатого века мог вообще до совершенных лет ни разу не прикоснуться к народным русским искусствам. Поездка в деревню была для Елены путешествием в сказочную страну, в параллельный мир, где даже люди, вроде бы, говорят так же, как ты, а всё равно по‑другому.

Веру Николаевну познакомили с русскими сказками и песнями в доме Гавриила Державина, где она воспитывалась, потеряв родителей. Державин сам увлекался русской культурой, несмотря на то, что в глазах большинства образованных людей России она была чем-то вульгарным, дикарским, не стоящим внимания.

Надежды молодости

Здание Императорского общества поощрения художеств

Чистяков рано признал в Елене художественное дарование и рекомендовал дать ей как можно лучшее образование. Но в Академию художеств, где учился Василий, Елена поступить не могла — туда не принимали девушек. Так что с четырнадцати лет она посещала заведение, которое считалось попроще — Санкт-Петербургскую рисовальную школу Общества поощрения художеств. Наставником юной художницы был Крамской.

В девятнадцать лет родители оплатили Елене и Вере поездку в Париж. Считалось, что всякий уважающий себя художник должен хоть немного поучиться именно во Франции. Вернувшись, Елена пришла в мастерскую Чистякова и работала под руководством своего любимого детского учителя. Главной темой её акварелей стала скромная красота русских цветов, затенённой лесной опушки. Вскоре особую прелесть, выразительность её маленьких пейзажей заметил Третьяков. После того, как он начал скупать акварели Поленовой, на неё обратили внимание и критики с коллегами. Казалось, ей так и суждено войти в историю — как певице нежной, неяркой русской природы.

Елена Поленова «Крыши Парижа»

Но в 1877 году Россия начала войну с Турцией. Елена бросила всё и уехала к сестре Вере в Киев: в госпитали города свозили раненых со всех фронтов. Вечером молодые женщины учились на медицинских курсах, ночью ухаживали за ранеными, с утра спешили на работу — Елена преподавала рисование в школе, а после работы и до курсов забегали домой и в госпиталь. Спали урывками, перед рассветом.

Там, в госпитале, Елена полюбила талантливого врача Шкляревского. Любовь крепла с каждой минутой, и молодые люди заговорили с родными о свадьбе, но родители Поленовой стали на дыбы. Кто он такой, чтобы претендовать на их дочь? Они — дворяне, он — мещанин. Их Елена — гений, а он — провинциальный докторишка. Возражения были высказаны в настолько некорректной форме, что Шкляревский сразу оставил затею — его гордость болезненно задели. Для Елены лёгкость, с которой её оставил любимый, была ужасным потрясением, и не меньшим потрясением — жёсткость родителей, которые прежде поддерживали любое её начинание, от которых она не видала никогда ничего, кроме заботы и ласки.

После расставания со Шкляревским Елена навсегда отказалась от романтических планов и полностью сосредоточилась на искусстве. Продолжила искать себя — ездила на грант Общества поощрения художеств в Париж учиться керамике, окончила Высшие женские курсы, с подругой объездила Волгу, Дон, Кавказ и Крым, рисуя местную природу. А потом в её жизни случились Мамонтовы и Абрамцево, и всё, наконец, встало на свои места.

Русским детям нужна Баба-Яга

Иллюстрация к сказке «Война грибов»

Поленова и в детстве увлекалась русским народным искусством. Но у Мамонтовых она постоянно общалась с Васнецовым, певцом Древней Руси, и Елизаветой Мамонтовой, женой Саввы Мамонтова, большой любительницей декоративно-прикладных русских искусств. Васнецов заставил Поленову задуматься над тем, что русские дети по сути растут на иностранных сказках и западных образах. Они не знают, как выглядят Баба-Яга и её избушка, хотя отлично представляют себе пряничный домик ведьмы, которая хотела съесть немецких Ганса и Гретель.

Елена принялась с увлечением иллюстрировать сказки, собранные легендарным фольклористом Афанасьевым (они выпускались как полном варианте, так и в адаптированном детском). Некоторые сказки она и сама знала с малых лет, порой в другой версии, так что на иллюстрациях появлялись детали, которых не было в записях Афанасьева. Фактически, многие дальнейшие иллюстраторы детских сказок оглядывались на рисунки Поленовой как на образец.

Вместе с Мамонтовой Елена ездила в этнографические экспедиции, собирала и зарисовывала образцы народного визуального творчества. Ту самую резьбу, вышивку, роспись, которые так привлекали её внимание в детстве. В Абрамцево Васнецов и другие художники с удовольствием заглядывали в рисунки Поленовой в поисках материала и вдохновения.

Фактически, Поленова стала одной из видных деятельниц отечественного стиля модерн, с русским акцентом. В этом странном, завораживающем синтетическом духе Поленова проектировала мебель, расписывала посуду, создавала дизайн для текстиля и обоев.

Орнаменты Елена рисовала стремительно, придумывала на ходу, порой брала из своих снов. Помогали не только сны: у Елены была синестезия, «путаница чувств», и краски, узоры для неё буквально звучали, то есть — издавали звуки, сплетались в мелодии. Наоборот тоже работало: слушая музыку, Поленова видела орнаменты и спешила их зарисовать.

Запоздалая любовь

Е.Д. Поленова. Портрет А.Я. Головина (в испанском костюме). Конец 1880-х — начало 1890-х

Тем временем в её жизнь плотно вошёл ещё один мужчина, молодой художник Алексей Головин. Тринадцатью годами младше, очень обаятельный, очень талантливый, он занимал мысли Поленовой и, возможно, её чувства. Во всяком случае, их письма друг другу полны теплоты. Постоянно упоминает Поленова Головина и в переписке с друзьями. Принимает в нём огромное участие, присоединяется к его занятиям пастелью, сама постоянно наставляет в живописи, сотрудничает с ним, разрабатывая интерьеры в русском духе. Они даже картины рисуют на одни темы!


Головин отвечает Елене не просто дружбой, а нежностью. Чувство ли это ученика к любимой учительнице? Нечто большее? Между ними — большая разница в возрасте и обет Поленовой посвящать свою жизнь искусству, только ему. Если между ними был роман, то это был роман душ. И он очень сильно повлиял на Головина как на художника и человека.