Родители тамары синявской. Тамара синявская: "никогда не разгоняла поклонниц муслима"

Советская и российская оперная певица, педагог. Народная артистка СССР. Вдова народного артиста СССР певца Муслима Магомаева .

Тамара Синявская. Биография

Тамара Ильинична Синявская родилась в Москве 6 июля 1943 года. Сведений об отце нет. Воспитывала Тамару ее мама – талантливая женщина, которая от природы была наделена красивым голосом. Петь Синявская начала в три года, повторяя за матерью услышанные песни. Однако в детстве Синявская мечтала стать врачом, так как в доме, где она жила, была поликлиника.

Заниматься пением начала в школьном возрасте в Ансамбле песни и пляски Московского городского Дворца пионеров. Желание стать актрисой появилось у Тамары в подростковом возрасте, когда она посмотрела «Кубанских казаков » и «Дом, в котором я живу », выучила песни из этих фильмов и постоянно их пела. В 1964 году окончила Музыкальное училище при Московской консерватории имени П. И. Чайковского, а в 1970 году - ГИТИС, где обучалась по классу пения у Д. Б. Белявской .

С 1964 по 2003 год Тамара Синявская была солисткой Большого театра. При этом у молодой певицы не было консерваторского образования, однако приемная комиссия Большого, в которой были Борис Покровский, Галина Вишневская и Евгений Светланов, единогласно решила, что 20-летняя артистка должна быть в труппе.

Дебютировала на сцене певица в опере «Риголетто» Верди, в которой исполнила партию Пажа. В 1972 году Синявская принимала участие в спектакле «Не только любовь» (партия Варвары Васильевны) Родиона Щедрина , который ставился в Московском государственном академическом камерном музыкальном театре. Год, с 1973 по 1974-й, певица была на стажировке в знаменитом миланском театре «Ла Скала».

За 40 лет в Большом театре Тамара Синявская стала примой, исполнив бархатным меццо-сопрано все главные оперные партии. За голосовой диапазон и мастерство певицу назвали лучшей русской вокалисткой итальянской школы.

Тамара Синявская много выступала за рубежом, участвуя в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран. Гастролировала с концертами в Японии и Южной Корее. Была участницей фестиваля «Варненское лето», который проводился в Болгарии.

Именем певицы Тамары Синявской назвали малую планету Солнечной системы. Драматическим меццо-сопрано Тамары Синявской восхищалась легендарная оперная дива Мария Каллас .

В концертном репертуаре Тамары Синявской были сложнейшие произведения Прокофьева, Чайковского, «Испанский цикл» М. де Фалья и других композиторов, оперные арии, романсы, произведения в сопровождении органа. Также Синявская выступала в жанре вокального дуэта со своим супругом Муслимом Магомаевым.

В 2003 году Синявская ушла со сцены. Позже она объяснила, почему приняла решение завершить карьеру певицы: со слов Тамары Ильиничны, она предпочла уйти раньше, чем услышит слова по поводу карьерного «долгожительства». С 2005 года профессор Тамара Синявская являлась заведующей вокальной кафедрой в ГИТИСе.

Тамара Синявская. Личная жизнь

Тамара Синявская была замужем дважды. Первым мужем певицы стал артист балета. Сергею (так звали супруга) певица, с ее слов, всегда была благодарна, ведь именно он помог ей в сложный жизненный период, когда из жизни ушла ее мама. Еще будучи в браке с Сергеем, Тамара на гастролях в Баку в 1972 году столкнулась с красавцем Муслимом Магомаевым, в которого были влюблены миллионы женщин. Магомаев тоже был несвободен на момент знакомства с Синявской.

Тамара Синявская стала женой Муслима Магомаева в ноябре 1974 года. Пара прожила вместе 34 года. Несмотря на ссоры и расставания, они все равно всегда мирились и оставались вместе. Детей в браке так и не появилось, но Тамара Ильинична всю любовь отдавала мужу. После того как в октябре 2008 года Муслима Магомаева не стало, Синявская три года не появлялась на публике.

Тамара Синявская. Дискография

1973 – «Царская невеста»

1970 – «Евгений Онегин»

1979 – «Иван Сусанин»

1986 – «Князь Игорь»

1987 – «Борис Годунов»

1989 – Цикл песен на стихи Марины Цветаевой

1993 – «Иван Грозный»

1999 – «Еврейский цикл»

Тамара Синявская. Фильмография

1983 Карамболина-карамболетта

1979 Иван Сусанин (фильм-спектакль)

1979 В песне жизнь моя… Александра Пахмутова (короткометражный)

1972 Осенний концерт (короткометражный)

1964 Голубой огонёк 1964 (фильм-спектакль)

«Оперная царица Тамара» - такой эпитет придумал в своё время Святослав Бэлза. И во многом он прав: исключительный артистизм и великолепный голос, редкий по своей красоте и насыщенности, да и по типажу как таковому (редчайшее контральто!), - вот главные составляющие успеха Тамары Синявской на оперной сцене.

Её творческий и жизненный союз с Муслимом Магомаевым был плодотворен и принёс артистке большие дивиденды: её слава была очень громкой на просторах бывшего Советского Союза благодаря тому, что она постоянно появлялась в правительственных и эстрадных концертах по Центральному телевидению, много гастролировала по стране.

Гораздо скромнее была международная карьера Синявской, чего немного жаль: при таком редком по красоте, великолепном голосе и яркой внешности, эта карьера должна была быть более значимой и громкой. Трудно сказать, что не позволило этому состояться, но сцены и партии, в которых выступала Синявская в Европе и в мире, были явно не того масштаба, что заслуживал талант Синявской.

Тем не менее, вклад Тамары Ильиничны в копилку Большого, конечно, неоценим: не так уж много было на его прославленной сцене столь ярких как она исполнительниц меццового и контральтового репертуара, столь ярких артистических личностей.

Сегодня Синявская - педагог, пестующий молодых, организатор вокальных конкурсов, человек искусства, делающий немало для развития классической музыки в нашей стране.

"Хочется напоследок сказать о незаменимом качестве характера Тамары. Это общительность, умение улыбкой встретить неудачу, а потом со всей серьезностью, как-то незаметно для всех бороться с ней. Несколько лет подряд Тамара Синявская избиралась секретарем комсомольской организации оперной труппы Большого театра, была делегатом XV съезда ВЛКСМ. Вообще Тамара Синявская очень живой, интересный человек, любит пошутить, поспорить. А как смешно она относится к суевериям, которым подсознательно, полушутя-полусерьезно подвержены актеры. Так, в Бельгии, на конкурсе ей вдруг достается тринадцатый номер. Известно, что этот номер «несчастливый». И вряд ли кто обрадовался бы ему. А Тамара смеется. «Ничего, - говорит она, - этот номер будет счастливым для меня». И что вы думаете? Певица оказалась права. Гран-При и золотую медаль принес ей ее тринадцатый номер. Первый ее сольный концерт был в понедельник! Тоже по приметам тяжелый день. Вот уж не везет! И живет-то она в квартире на тринадцатом этаже... Но не верит в приметы Тамара. Она верит в свою счастливую звезду, верит в свой талант, верит в свои силы. Постоянным трудом и упорством завоевывает свое место в искусстве. "

Публикации раздела Музыка

Тамара Синявская. Благородная примадонна

Т амару Синявскую приняли на стажировку в Большой театр против всех правил: в очень юном возрасте, в 20 лет, и без консерваторского образования. Уже через год певица вошла в основной состав труппы и исполняла ведущие партии, а через пять лет - выступала в лучших оперных театрах мира.

Не танцовщица. Певица

Тамара Синявская родилась в Москве в 1943 году. Первыми концертными площадками юной артистки стали подъезды старых домов. Гулкое эхо разносило по этажам популярные песни из кинофильмов в ее исполнении. В конце концов соседи посоветовали матери маленькой певицы пристроить дочь в какой-нибудь кружок.

«Там очень красиво звучал голос, как в храме. Что греха таить, я даже сейчас, заходя в незнакомый подъезд, тихонько пробую голос. А тогда, чтобы меня услышала моя «публика» - ребятня, я давала «концерты» в своем дворе» , - вспоминала Тамара Синявская.

Когда Тамаре Синявской исполнилось шесть лет, мама записала ее в танцевальную группу Ансамбля песни и пляски Московского городского Дворца пионеров. Но у девочки желания танцевать не было, и вскоре она бросила занятия. Будущая певица вернулась в ансамбль лишь спустя три года - теперь уже в его хоровой состав. Она получила богатый сценический опыт: коллектив часто участвовал в концертах и гастролировал.

По совету Владимира Локтева, руководителя ансамбля, в 1961 году Синявская поступила в Музыкальное училище при Московской консерватории имени Петра Чайковского . Параллельно пела в хоре Малого театра , изучая драматическое искусство. Чтобы сберечь голос, она бросила свои увлечения - лыжи и коньки, а мороженое ела только летом, когда в театре закрывался сезон. На выпускном экзамене в училище она получила пять с плюсом.

«Лучшая из Ольг» Большого театра

После выпускного 20-летняя Тамара Синявская втайне от матери пошла на конкурсное прослушивание в Большой театр . Это стало своего рода авантюрой, потому что она была слишком юна и не имела консерваторского образования. Однако молодую певицу пригласили в стажерскую группу.

«Наступила очередь выступать Синявской. Когда она подошла к роялю, все переглянулись и заулыбались. Начались перешептывания: «Скоро из детского сада начнем брать артистов!» - так молодо выглядела 20-летняя дебютантка. Тамара спела арию Вани из оперы «Иван Сусанин»: «Бедный конь в поле пал». Голос - контральто или низкое меццо-сопрано - прозвучал нежно, лирично, даже, я сказал бы, с какой-то взволнованностью. Певица явно входила в роль того далекого паренька, предупредившего русское войско о подходе врага».

Александр Орфенов, руководитель оперной труппы

Первой ролью Тамары Синявской стал Паж из оперы «Риголетто» Джузеппе Верди. Дебют прошел не совсем так, как хотелось бы артистке: от волнения она пропела свою единственную реплику в два раза медленнее, чем нужно. Когда труппа Большого театра уехала на гастроли в Милан, Синявской предложили исполнить первую большую партию - Ольги из оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского . Это выступление стало важным событием в карьере начинающей певицы: критики и коллеги Тамары Синявской признали ее «лучшей из Ольг». Сергей Лемешев (Владимир Ленский) позже говорил, что его герою много лет не хватало «именно такой прелестной Ольги», которая своим выступлением соединила замысел Пушкина и Чайковского.

Еще одной известной ролью певицы стала партия Ратмира в опере «Руслан и Людмила» Михаила Глинки . Исполнив ее, Тамара Синявская стала солисткой основной труппы Большого театра.

Александр Орфенов, руководитель оперной труппы, вспоминал, что уже в этом юном возрасте Тамара Синявская выделялась среди своих сверстников «чувством высокого профессионализма» : «Дважды в одном сезоне Тамаре пришлось рисковать, выступая в тех партиях, которые хотя и были у нее «на слуху», но как следует она их не знала. Так, экспромтом, она исполнила две роли в опере Вано Мурадели «Октябрь» - Наташи и Графини» .

Тамара Синявская в партии Ратмира («Руслан и Людмила»). Фотография: музей Большого театра / bolshoi.ru

Тамара Синявская в партии Любаши в опере «Царская невеста». Фотография: музей Большого театра / bolshoi.ru

Тамара Синявская в заглавной партии в опере «Кармен». Фотография: Георгия Соловьев / музей Большого театра / bolshoi.ru

В конце 60-х годов Тамара Синявская начала гастролировать с Большим театром. В Париже состоялся ее европейский дебют. Певица говорила, что столица Франции дала ей путевку в оперу. Также Синявская побывала в Канаде, Болгарии, Турции, Италии. Вскоре она начала побеждать в вокальных конкурсах. В 1969 году Синявская получила Гран-при и золотую медаль на Международном конкурсе вокалистов в Бельгии. Газета «Лё жур» писала: «Ни одного упрека нельзя предъявить Тамаре Синявской, обладающей одним из прекраснейших голосов, которые нам доводилось когда-либо слышать. С редкой музыкальностью и большим чувством она исполняет «Сегидилью» из «Кармен». Также безупречно ее французское произношение. Это поистине великое искусство!»

Спустя год Тамара Синявская победила на IV Международном конкурсе имени Петра Чайковского. Мнения жюри разделились: советские судьи отдали свои голоса певице Елене Образцовой, а иностранцы - Тамаре Синявской. В результате первое место пришлось делить на двоих. Параллельно с выступлением Тамара Синявская сдала выпускные экзамены в ГИТИСе.

«Ты моя мелодия»

Будущие супруги Тамара Синявская и Муслим Магомаев познакомились в 1972 году на декаде русского искусства в Баку. Они впервые встретились в филармонии, носящей имя деда Магомаева.

«На очередном концерте меня подозвал Роберт Рождественский и представил миловидной молодой женщине. Я назвал себя: «Муслим». Она улыбнулась: «И вы еще представляетесь? Вас ведь знает весь Союз».

Муслим Магомаев

В 1973–1974 годах Тамара Синявская стажировалась в миланском театре «Ла Скала». Муслим Магомаев звонил ей каждый день, влюбленные общались, Синявская слушала его новые записи. Именно в Италии, по телефону, она одной из первых услышала песню «Ты моя мелодия». Эту композицию написали для Муслима Магомаева Александра Пахмутова и Николай Добронравов.

«Может быть, самое главное - любовь?.. Да и интересов общих много. Особенно когда речь идет о музыке, о пении. Стоит Муслиму увидеть по телевизору чье-то выступление, которое вызывает эмоции, он тут же ко мне: «Ты слышала «это»?!» И начинается вечер «вопросов и ответов», восторгов или негодования».

Тамара Синявская

В 2003 году Тамара Синявская оставила Большой театр. Ее последней партией стала любимая роль Любаши из «Царской невесты» Римского-Корсакова . По словам артистки, лучше уйти со сцены на полгода раньше, чем на пять минут позже. Певица и сегодня ежедневно работает над своим голосом - поет любимые арии и романсы.

«Из благородной примадонны перешла в другое качество - педагога. Это совершенно другая профессия. Я себе не очень нравлюсь, так как я чувствую себя воспитательницей».

Тамара Синявская

С 2005 года Тамара Синявская заведует вокальной кафедрой ГИТИСа, где преподает классический вокал. Она руководит Фондом Муслима Магомаева, проводит конкурсы певцов и стипендиальные программы его имени.

Синявская Тамара Ильинична

Певица (меццо-сопрано).
Заслуженная артистка РСФСР (24.07.1973).
Народная артистка РСФСР (25.05.1976).
Народная артистка СССР (30.04.1982).
Народная артистка Азербайджана (2002).

Заниматься пением начала в Ансамбле песни и пляски Московского городского Дворца пионеров под руководством В. Локтева.
В 1964 году окончила Музыкальное училище при Московской консерватории имени П. И. Чайковского, в 1970 году - ГИТИС по классу пения у Д. Б. Белявской.
В 1964-2003 годах - солистка Большого театра.
В 1973-1974 годах стажировалась в театре «Ла Скала» (Милан).

В 1972 году принимала участие в спектакле Московского государственного академического камерного музыкального театра под руководством Б. А. Покровского «Не только любовь» Р. К. Щедрина (партия Варвары Васильевны). Участница музыкального фестиваля «Варненское лето» (Болгария).
Выступала в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран мира. Гастролировала с концертами в Японии и Южной Корее. Некоторые партии из обширного репертуара Синявской впервые были исполнены за рубежом: Лель в «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова (Париж, концертное исполнение); Азучена («Трубадур») и Ульрика («Бал-маскарад») в операх Дж. Верди, а также Кармен - в Турции. В Германии и во Франции с большим успехом пела произведения Р. Вагнера, в Венской государственной опере была участницей постановки оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева (партия Ахросимовой).

Ведет обширную концертную деятельность, с сольными концертами выступала в крупнейших концертных залах России и за рубежом, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Концертгебау (Амстердам). В концертном репертуаре певицы сложнейшие произведения С. С. Прокофьева, П. И. Чайковского, «Испанский цикл» М. де Фалья и других композиторов, оперные арии, романсы, произведения старых мастеров в сопровождении органа. Интересно выступала в жанре вокального дуэта (с мужем Муслимом Магомаевым). Плодотворно сотрудничала с Е. Ф. Светлановым, выступала со многими выдающимися дирижерами, среди которых Риккардо Шайи и Валерий Гергиев.

Преподаёт на факультете музыкального театра в РАТИ - ГИТИСе.

Депутат Верховного Совета СССР 11 созыва (1984-1989).
Именем Синявской - 4981 Sinyavskaya - названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 VS.
Заслуженный деятель музыкального искусства (Международный союз музыкальных деятелей, 2016) - за особые личные заслуги в изучении, сохранении, развитии и популяризации российской художественной культуры и искусства.

Жена народного артиста СССР Муслима Магомаева (1942-2008).

театральные работы

Паж («Риголетто» Дж. Верди)
Дуняша, Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
Ольга («Евгений Онегин» П. Чайковского)
Флора («Травиата» Дж. Верди)
Наташа, Графиня («Октябрь» В. Мурадели)
Цыганка Матреша, Мавра Кузьминична, Соня, Элен Безухова («Война и мир» С. Прокофьева)
Ратмир («Руслан и Людмила» М. Глинки)
Оберон («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена)
Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина)
Полина («Пиковая дама» П. Чайковского)
Алконост («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова)
Кэт («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини)
Федор («Борис Годунов» М. Мусоргского)
Ваня («Иван Сусанин» М. Глинки)
Жена комиссара («Неизвестный солдат» К. Молчанова)
Комиссар («Оптимистическая трагедия» А. Холминова)
Фрося («Семен Котко» С. Прокофьева)
Надежда («Псковитянка» Н. Римского-Корсакова)
Любава («Садко» Н. Римского-Корсакова)
Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского)
Мадемуазель Бланш («Игрок» С. Прокофьева) - первая исполнительница в России
Женя Комелькова («Зори здесь тихие» К. Молчанова)
Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского)
Лаура («Каменный гость» А. Даргомыжского)
Кармен («Кармен» Ж. Бизе)
Ульрика («Бал-маскарад» Дж. Верди)
Марфа («Хованщина» М. Мусоргского)
Азучена («Трубадур» Дж. Верди)
Клавдия («Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева)
Морена («Млада» Н. Римского-Корсакова)
Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)

призы и награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (15 февраля 2006).
Орден Трудового Красного Знамени (1971).
Орден «Знак Почёта» (1980).
Орден Почёта (22 марта 2001).
Орден «Слава» (Азербайджан, 5 июля 2003).
Орден Ломоносова I степени (АБОП, 2004).
Орден «Почетный знак Петра Великого» (2005).
Орден «Дружба» (Азербайджан, 6 июля 2013).
I премия IX Международного фестиваля молодёжи и студентов в Софии (1968).
Гран-при и специальная премия за лучшее исполнение романса на XII Международном конкурсе вокалистов в Вервье (Бельгия, 1969)
I премия IV Международного конкурса имени П. И. Чайковского. (1970).
Премия Московского комсомола (1970).
Премия Ленинского комсомола (1980).
Премия Фонда Ирины Архиповой (2004).
Премия Правительства Российской Федерации 2013 года в области культуры (2013) - за создание Фонда культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева.
Орден «Честь» (Азербайджан, 2018) - за многолетнюю плодотворную деятельность в укреплении российско-азербайджанских культурных связей.

Советская и российская оперная певица (меццо-сопрано) Тамара Ильинична Синявская родилась 6 июля 1943 года в Москве .

Ее творческий путь начался в танцевальной группе Ансамбля песни и пляски Московского городского дворца пионеров под руководством Владимира Локтева, позже Тамара Синявская перешла в хоровой коллектив ансамбля .

Впервые вышла на сцену в роли Пажа в опере "Риголетто" Джузеппе Верди. Первой ее большой партией стала партия Ольги в "Евгении Онегине" Петра Чайковского.

Известность пришла к певице после побед на международных конкурсах вокалистов.

В 1968 году она получила золотую медаль IХ Международного фестиваля молодежи и студентов в Софии (Болгария). В 1969 году она завоевала Гран-при и золотую медаль ХII Международного конкурса вокалистов в Вервье (Бельгия). В 1970 году певица была удостоена золотой медали IV Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве.

С 1973 по 1974 год Синявская стажировалась в Италии, в миланском оперном театре La Scala.

Тамара Синявская исполняла заглавные партии в операх Михаила Глинки, Петра Чайковского, Модеста Мусоргского, Жоржа Бизе, Джузеппе Верди, Сергея Прокофьева, Родиона Щедрина.

В ее репертуар в Большом театре вошли партии Дуняши в "Царской невесте" и Любавы в опере "Садко" Римского-Корсакова, Ратмира в опере "Руслан и Людмила" и Вани в "Иване Сусанине" Глинки, Кончаковны в "Князе Игоре" Александра Бородина, Полины в "Пиковой даме" Чайковского, Марины Мнишек в "Борисе Годунове" и Марфы в "Хованщине" Мусоргского, Кармен в одноименной опере Бизе. Она была первой исполнительницей партии Мадемуазель Бланш в опере "Игрок" Прокофьева. Также среди партий Синявской — Княгиня ("Русалка" Александра Даргомыжского), Лаура ("Каменный гость" Даргомыжского), Женя Комелькова ("Зори здесь тихие" Кирилла Молчанова), Ульрика ("Бал-маскарад" Верди), Морена ("Млада" Римского-Корсакова).

Певица выступала в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран мира. Некоторые партии из обширного репертуара Синявской впервые были исполнены за рубежом: Лель в "Снегурочке" Римского-Корсакова (Париж, концертное исполнение); Азучена ("Трубадур") и Ульрика ("Бал-маскарад") в операх Верди, а также Кармен — в Турции. В Германии и во Франции она с большим успехом пела произведения Рихарда Вагнера, в Венской государственной опере была участницей постановки оперы "Война и мир" Прокофьева (партия Ахросимовой).

Синявская работала с такими известными дирижерами как Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Юрий Симонов, Владимир Спиваков, Мстислав Ростропович.

Большую популярность принесла певице также широкая концертная деятельность, в рамках которой она исполняет не только оперные арии и классические романсы, но и русские народные песни. В концертном репертуаре певицы сложнейшие произведения Прокофьева, Чайковского, "Испанский цикл" Мануэля де Фалья и других композиторов, произведения старых мастеров в сопровождении органа.

С 2005 года она занимает пост заведующей кафедрой вокального искусства факультета музыкального театра Российского института театрального искусства (ГИТИС), является профессором.

В 2010 году Синявская Международный конкурс вокалистов имени М. Магомаева.

Тамара Синявская — народная артистка СССР (1982), Заслуженный деятель музыкального искусства (2016).

Лауреат премий Московского комсомола (1970) и Ленинского комсомола (1980), лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2013).