Приемы создания образов активного воображения. Основные приемы создания творческих образов

Создание образов воображения связано с применением ряда приемов. Одним из них является комбинирование, сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Им пользуются художники, писатели, ученые, изобретатели.

Комбинирование – это не простое перемещение или перегруппировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой существенно преобразуются и сами элементы, из которых строится новый образ. В результате комбинирования получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно взятых элементов, а новый образ, в котором отдельные элементы не просто суммированы, а преобразованы и обобщены. Писатели, художники, ученые, изобретатели целенаправленно подбирают элементы и преобразуют их, руководствуясь конкретной идеей, замыслом, общей композицией.

Частным случаем комбинирования является агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания», объединения отдельных представлений в единое целое. На ее основе были созданы многие сказочные образы, которые представляют собой соединение частей тела человека и какого-либо животного или птицы – русалка, избушка на курьих ножках, сфинкс и т.п. Агглютинация проявляется не только в искусстве, но и в технике. Примером может служить создание троллейбуса (автобус и трамвай), аэросаней (самолет и сани) и пр.

Другим приемом воображения является акцентирование, подчеркивание тех или иных черт. Это достигается на основе выделения, абстрагирования и преобразования отдельных черт. При этом одни из них вовсе опускаются, иные упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей. В результате преобразуется весь образ.

Один из видов акцентирования - заострение, подчеркивание каких-либо признаков. Этим приемом часто пользуются в карикатуре. Другой вид акцентирования уменьшение или увеличение всех особенностей изображаемого персонажа (гипербола). Примером чрезмерного преувеличения может служить изображение в сказках и былинах богатырей-великанов небывалых размеров и невиданной силы. Примером уменьшения размеров может служить сказочный «мальчик-с-пальчик».

В научном и техническом творчестве большое значение имеют такие приемы создания образов воображения, как схематизация. При схематизации отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства четко выступают. Синтез отдельных представлений в воображении может быть произведен при помощи типизации. Для типизации характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Этот прием широко применяется в художественной литературе.



Виды воображения

При классификации воображения могут быть использованы различные критерии. Различие видов воображения может быть связано с тем, насколько сознательно и активно отношение человека к процессу создания новых образов. По данному критерию различают пассивное и активное воображение.

Пассивное воображение протекает у человека как бы само собой, без заранее поставленной цели. Оно может проявляться в сновидениях, грезах и некоторых иллюзиях.

Активное воображение, наоборот, отличается целенаправленностью и обязательно сопровождается волевыми усилиями. Оно проявляется в виде воссоздающего (репродуктивного, воспроизводящего) и творческого воображения, а также мечты.

В основе деления воображения на творческое и воссоздающее положен критерий новизны и «самостоятельности» создаваемых образов.

Воссоздающее – вид воображения, в ходе которого у человека возникают новые образы на основе описаний, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей.

Творческое – такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. При создании таких образов личность проявляет максимум самостоятельности.

Всякий творческий процесс слагается из следующих основных этапов:

1. Постановка задачи (творческий замысел), т.е. уяснение и определение того, чего человек хочет достичь в результате своего творчества.

2. Работа над реализацией задачи. Это самый трудный «черновой» этап. На этом этапе изучается все, что было сделано в данной области ранее. Уточняется план, предпринимаются предварительные попытки практического решения.



3. Решение задачи, т.е. практическое выполнение в соответствии с творческим замыслом.

Процесс творчества часто продолжается годы, а иногда и десятилетия.

Особой формой творческого воображения является мечта. В отличие от других его видов мечта – создание образов желаемого будущего.

Виды воображения можно различать по соотношению образов с действительностью. Здесь выделяют реалистическое и фантастическое воображение.

Реалистическое воображение наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные функциональные его возможности. Типичными продуктами такого вида воображения являются художественные произведения реалистического искусства.

Фантастическое воображение значительно «отлетает» от действительности, создает неправдоподобные образы, элементы которых в жизни несовместимы. Яркими примерами такого воображения являются мифические образы.

К фантастическому, нереалистическому воображению относится и такое, образы которого слабо связаны с жизнью. Сюда относится нелепое «фантазерство», пустая мечта, грезы, «маниловщина».

Воображение одного человека отличается от воображения другого по ряду качеств. Среди них следует отметить такие, как:

Сила, которая характеризуется степенью яркости возникающих образов;

Широта, определяющаяся количеством образов, которые способен создать человек;

Критичность, которая определяется тем, в какой степени фантастические образы создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью.

Литература

1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М., 1995.

2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2. С. 436-454.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.

4. Коршунова Л.С., Пружинин Б.Н. Воображение и рациональность. М., 1989. С. 18-39; 83-97; 113-138.

5. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. С. 141-165.

6. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. М., 1994. Кн. 1.

7. Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск, 1977.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 344-360.

9. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. М., 1972. С. 4-50.

10. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982.

План-задание для самостоятельной работы

1. Проведите самозачет, определив понятия: агглютинация, воображение, мечта, схематизация, творчество, типизация.

2. Подготовьтесь к устному выступлению на семинаре по теме «Воображение и его роль в познании». Используйте рекомендуемую литературу .

3. Составьте схему видов воображения. Охарактеризуйте каждый вид и покажите его значимость в практической деятельности человека.

4. Определите особенности воссоздающего воображения учащихся вашего класса. С этой целью зачитайте 2-3 отрывка из литературных произведений. Затем предложите проанализировать особенности приведенных текстов и ответить на вопросы: влияет ли текст на характер воссоздания содержания? Если да, то с чем это связано?

Предложите испытуемым рассмотреть чертежи различных предметов, а затем зарисовать:

Затем они должны ответить на вопросы: «Что изображено на плане?», «Что вы изобразили на рисунке?», «Достаточно ли исходного материала для его выполнения?», «Учтены ли в рисунке все детали плана?», «Какой вид воображения проявился в данном случае

Проделанная работа поможет убедиться в том, что воссозданное воображение может развертываться на основе схем, чертежей.

5. Выявите экспериментальным путем некоторые особенности творческого воображения.

” Испытуемые прослушивают начало рассказа, затем им предлагают придумать продолжение и окончание рассказа. Дается время – 10 мин.

” В качестве критериев оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

” Испытуемым предлагается, используя слова «ключ», «шляпа», «лодка», «сторона», «кабинет», «дорога», «дождь», составить логически связанный рассказ. Оценку проведите с использованием критериев, указанных в предыдущем задании.

” Предложите начертить в тетради кружок диаметром 2 см, а затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета:

Далее чертится такой же круг, но справа и слева помещается по черточке. Это будет исходный материал. К нему надо добавить сколько угодно других штрихов и получить изображение предмета. После окончания выполнения всего задания предлагается сравнить, при каком варианте задача решается легче и почему. Данное задание позволит выявить особенности творческого воображения.

6. Определите особенности воображения с помощью несложной методики «Нарисуй дом».

Испытуемым дается инструкция: «Нарисуйте то, что сразу же возникает в вашем воображении при упоминаний слова «дом». Характер рисунка позволит сделать заключение о некоторых особенностях познавательной деятельности, в том числе воображения. Сопоставьте рисунки с приведенными стандартами.

Городской дом

Речь идет о многоэтажном здании. Этот рисунок позволяет судить о чертах сухого, замкнутого человека, склонного сосредоточиваться на своих собственных проблемах, которыми он не делится.

Небольшой низкий дом

Человек, который рисует дом с очень низкой крышей, скорее всего, чувствует себя усталым, утомленным, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нем обычно не находит ничего приятного.

Замок

Такой рисунок раскрывает нечто ребяческое в характере, несерьезное, легкомысленное. Он означает преувеличенное воображение человека, который обычно не успевает справляться со своими обязанностями.

Просторный сельский дом

Он означает необходимость расширения своей жилплощади. Если человек, рисующий такой дом, бездетен, одинок, то, возможно в этом выражается его потребность создать семью, растить детей. Если дом окружает железная ограда, то это, скорее всего, говорит о замкнутом характере. Если вокруг дома «живая изгородь», то это означает обратное – доверие к другим. Чем забор (ограда) ниже, тем выше у этого человека склонность к общению. Огромное окно, скорее всего говорит об открытости, радушии, дружелюбии. Одно или несколько небольших окон, окон с решетками, ставнями – показатель скрытности, наличия комплексов, жадности, неумения ни давать, ни принимать что-либо от других.

Двери

Если они расположены посередине фасада, это говорит о приветливости, гостеприимстве. А крыльцо – о еще большем великодушии, чувстве уверенности в себе.

Открытая дверь означает общительность. Закрытая -- замкнутость. Если дверь расположена сбоку, это знак недостаточной общительности. Такой человек не так легко идет на контакт. Если дверь закрывает почти весь фасад, подобное свидетельствует о легкомысленности, непредсказуемости в поступках, но и о великодушии, иногда даже чрезмерном.

Трубы

Отсутствие на рисунке трубы – признак бесчувственности. Труба, из которой не идет дым, означает то же самое, но эта черта характера вызвана, без сомнения, целым рядом разочарований в жизни. Труба с дымом – признак великодушия, а если к тому же на трубе прорисованы даже кирпичики, какие-то мелкие летали, то это свидетельствует о жизненном оптимизме.

Сделайте выводы из проделанной работы.

7. Решите следующие психологические задачи. Определите, какие приемы (агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация) использованы для создания образов творческого воображения. По каким признакам это можно установить?

В мифах и легендах древних описываются различные фантастические существа – кентавры (существа с головой человека и телом лошади), сфинксы (существа с головой человека и телом льва), драконы и др.

Какие приемы создания образа воображения использованы изобретателями при конструировании аэросаней, танка-амфибии, дирижабля, экскаватора, троллейбуса и других механизмов?

«... старый старичок

Худой, как зайцы зимние,

Весь бел, и шапка белая,

Высокая, с околышем

Из красного сукна,

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И – разные глаза:

Один, здоровый – светится,

А левый – мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

(Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»)

Дубровина И.В. Психологические механизмы или приемы создания образов воображения // Практическая психология и логопедия. - №4 (33). – 2008. – С.46-49

В образах воображения всегда есть черты различных образов, известных чело­веку. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычных сочетаниях. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько психологических механизмов или приемов создания образов воображения.

Комбинирование - сочета­ние отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях.

Но комбинирование - это творческий синтез, а не простая сумма уже известных частей, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ. Например, у А. С. Пушкина:

У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый. Все ходит по цепи кругом. Идет направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит... Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит...

Частный случай комбинирования - агглютинация (от лат. аggluttnare - приклеивать). Это способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств, например кентавр, дракон, сфинкс или ковер-самолет: способность птиц летать перенесли на другой предмет. Это сказочный образ - не учитываются условия, при которых ковер мог бы летать. Но само воображаемое перенесение способности птиц к полету на другие тела оправданно. Потом изучили условия полета и осуществили мечту - изобрели самолет. В технике это аэросани, танк-амфибия и т. д.

С помощью комбинирования свойства одного предмета переносятся на другой. Детали, которые сочетаются в новый образ, могут быть даны и в словах. Этим приемом воспользовался известный итальянский сказочник Дж. Родари, который придумал особый «бином фантазии». С помощью этого бинома можно научиться придумывать разные истории и сказки.

«Бином» - значит «состоящий из двух частей». Для бинома берутся два слова. Но это не должны быть любые слова. Это должны быть слова, соседство которых было бы необычным. Вот как об этом пишет Дж. Родари: «Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому чтобы соседство их было необычным, - только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое целое...».

Дж. Родари сравнивает сочетания «конь - пес» и «шкаф - пес». В первом, с его точки зрения, «воображение остается безразличным». Совсем другое дело - вто­рое сочетание. «Это, - пишет Дж. Родари, - открытие, изобретение, стимул». Это и есть «бином фантазии».

Акцентирование - подчеркивание отдельных черт того или иного человека, существа, предмета. Этим приемом часто поль­зуются при рисовании карикатур и дружеских шаржей, преувели­чивая, заостряя отдельные черты персонажей.

Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях:

а) утрирование - намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека, качеств предмета;

б) гиперболизация - преувеличение или миниатюризация - преуменьшение (мальчик с пальчик, великан, Дюймовочка, семиглавый Змей Горыныч).

Преувеличение и утрирова­ние отдельных черт часто используются в сказках, художественных произведениях. Например, у любопытного Буратино длинный нос. Очень большой нос и у героя пьесы Э. Ростана «Сирано де Бержерак». Этот нос во многом определяет характер героя. Вот что по этому по­воду говорит один из персонажей:

«А нос! Не только он велик,

Он прямо ненормален!..

Натура Сирано недаром так горда,

И нос с гасконской гордо­стью он носит;

Но каждый, увидав тот нос, невольно спросит:

«Когда ж его он снимает?» Господа!

Его он не снимает никогда».

Эти приемы очень широко используются в самых разных видах деятельности человека. Напри­мер, в технике с помощью миниатюризации создали микросхемы, без которых невозможны были бы многие современные приборы.

Противопоставление - это наделение предмета, существа признаками, свойствами, противоположными известным. У изобретателей этот прием называется «сделай наоборот». Например, сделать неподвижное подвижным. Как в сказке «По щучьему веле­нию» - печка начинает ездить. Можно сделать вредное полезным. При ангине, например, нельзя есть ничего холодного. Но иногда больным ангиной специально дают мороженое. Можно превратить постоянные признаки предмета во временные и наоборот.

Существует знаменитая задача, которую психологи предлагали многим людям. Придумал ее психолог К. Дункер. Человеку дают весы с двумя чашами (на одну чашу кладется предмет, а на другую - гирьки), набор разных мелких предметов, среди них коробок спичек и свеча. Предлагается установить свечу и остальные предметы на весах так, чтобы сначала чаши оказались в равном положении, а через некоторое время это равновесие само собой нарушилось.

Лишь немногие из тех, кому предлагалась эта задача, смогли ее решить, да и то только после подсказки экспериментатора.

В чем трудность этой задачи? Обычно на одну чашу весов сразу ставят предмет, который надо взве­сить, и больше его не трогают, а все внимание сосредоточивается на другой чаше весов, куда кладут разные предметы - их называют разновесы - для того, чтобы чашки весов выровнялись. Эти разно­весы добавляют, убирают, меняют. Так и действовали большинство из тех, кто участвовал в этих опытах. И мало кто догадался," что здесь требуется «действие наоборот» - совершить действие над предметом, который взвешивается. Проще говоря, зажечь свечу, которая будет сгорать, и ее вес уменьшится.

Прием «все наоборот» использован в пылесосе. Обычно пылесос всасывает воздух, а вместе с ним и пыль. Но в некоторых моделях предусмотрена операция, которая позволяет пылесосу, наоборот, выдувать воздух. Такие пылесосы используют для окраски стен и потолков.

Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.

Этот механизм часто используется при создании литературных образов - на первый план выходят такие черты персонажа, которые характеризуют многих людей. Типизация самый сложный путь создания образа творческого воображения, это обобщение и эмоциональная насыщенность образа. М. Горький писал, что талантливыми можно считать тех литераторов, которые хорошо владеют приемами наблюдения, сравнения, отбора наиболее характерных особенностей людей и включения «воображения» этих особенностей в одно лицо.

Знание этих приемов дало возможность управлять созданием образов. Оно позволило научить людей тренировать свое творческое воображение, придумывать новое.


Похожая информация.


Психологические приемы создания образов воображения.

Мечта - образ желаемого будущего, мотив деятельности, крайне важно е условие претворения в жизнь творческих сил человека.

Воссоздающим принято называть то воображение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ воссоздает образы по описанию, на базе текста͵ рассказа, на базе ранее воспринимавшихся образов.

При творческом воображении происходит самостоятельное создание новых образов .

По характеру образов воображение должна быть конкретным и абстрактным .

Конкретное оперирует единичными, вещными, с деталями образами.

Абстрактное оперирует образами в виде обобщенных схем, символов.

Но эти два вида нельзя противопоставить, т. к. между ними существует множество взаимопереходов.

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. В случае если преобладает творческое воображение, реализуемое в деятельности, то это говорит о высоком уровне развития личности.

Одним из высших видов творческого воображения является мечта.

В этой связи мечта человека - одна из его содержательных характеристик. В мечте отражаются направленность личности и степень ее активности.

Процесс воображения не является чисто произвольным, он имеет свои механизмы. Важно заметить, что для создания образов фантазии человек пользуется достаточно ограниченным количеством приемов.

1. Комбинирование - сочетание данных в опыте элементов в новых комбинациях (обычно это не случайный набор, а подбор определœенных черт). Этот способ очень распространен и применяется в науке, техническом изобретательстве, искусстве, художественном творчестве. Частным случаем комбинирования является агглютинация - ʼʼсклеиваниеʼʼ различных деталей, свойств, не соединимых в реальной жизни.

Примерами агглютинации могут служить сказочные и фантастические образы - избушки на курьих ножках, ковра-самолета͵ русалки, кентавра, человека-амфибии и т. п.

2. Гиперболизация - преувеличёние предмета; изменение количества частей предмета и их смещение - драконы, многорукие богини, Змей-Горыныч и т. п.

3. Акцентуирование - выделœение, подчёркивание каких-либо черт и сторон предмета или явления. Акцентирование активно используется писателями-сатириками, художниками при создании дружеских шаржей, выразительных образов.

4. Типизация - специфическое обобщение, для которого характерно выделœение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Типизация широко используется в искусстве, художественной литературе. К примеру, образ ʼʼГероя нашего времениʼʼ М.Ю. Лермонтов создавал, объединив типичные черты современников, образ Наташи Ростовой, по воспоминаниям Л.Н. Толстого, включает типичные черты его собственного идеала женщины.

Помимо указанных приемов воображение пользуется и другими преобразованиями:

‣‣‣ иносказаниями (аллегория, метафора и т. д.)

‣‣‣символами , в которых происходит слияние образа и значения.

// Прокомментируйте следующий пример с позиций психологии воображения.

Ученик так выразил свое понимание стихотворения М.Ю. Лермонтова ʼʼУтесʼʼ: ʼʼТучка - это мимолетная радость, посœетившая человека. Она согрела его, оставила хорошее воспоминание и улетела. И данный человек после мимолетной радости еще острее чувствует свое одиночество...ʼʼ

Назовите приемы создания образов воображения в, следующих примерах:

ʼʼ... за столом сидят чудовища кругом: один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой. Злая ведьма с козьей бородой, тут остов чопорный я гордый, там карла с хвостиком, а вот полужуравль и полукотʼʼ (А.С. Пушкин ʼʼЕвгений Онегинʼʼ: сон Татьяны).

ʼʼ... старый старичок: худой как зайцы зимние. Весь бел и шапка белая, высокая с околышем из красного сукна. Нос клювом как у ястреба, усы седые, длинные. И разные глаза...ʼʼ (Н.А. Некрасов ʼʼКому на Руси жить хорошоʼʼ).

ʼʼЕще страшней, еще чуднее: вот рак верхом на пауке, вот череп на гусиной шее, вертится в красном колпаке, вот мельница вприсядку пляшет и крыльями трещит и машетʼʼ (А.С. Пушкин ʼʼЕвгений Онегинʼʼ: сон Татьяны).

ʼʼА то свищет соловей, да по-соловьиному. Он кричит - злодей, разбойник - по-звериному. И от его ли-то от посвисту соловьего. И от его ли-то от покрику звериного. То всœе травушки-муравушки уплетаются, Все лазоревы цветочки осыпаютсяʼʼ... (былина ʼʼИлья Муромец и Соловей-разбойникʼʼ).

Психологические приемы создания образов воображения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Психологические приемы создания образов воображения." 2017, 2018.

Особенности воображения в дошкольном возрасте

1.2 Виды воображения и способы создания творческих образов

Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.

По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение - это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.

Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации.

Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.

Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.

Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.

Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству "примысливается" целостная структура образа.

Имеется способ - аглютинация, т.е. "склеивание" различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек - зверь или человек - птица.

Гиперболизация - это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).

Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).

Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

Прием замещения - это замена одних элементов другими.

Существует еще прием аналогии. Его сущность - в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.

воображение дошкольный возраст

Конечный источник операций воображения - предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме Введение в психологию. / К.Н. Игнатенко. - М.: Академия, 2007. - С. 48. .

Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала - комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.

На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, "кристаллизованное" воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения. Воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.

Влияние музыкального сопровождения на развитие речевого творчества детей среднего дошкольного возраста

Воображение - это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией...

Возможности развития воображения учащихся 8 класса при работе с компьютерной анимацией в программе Macromedia Flash MX

Для развития воображения у учащихся 8 класса на формирующем этапе проводились соответствующие уроки по созданию анимации в Macromedia Flash MX: Покадровая анимация. Управление шкалой времени. Анимация движения...

Обучение говорению

Как известно, любая речевая деятельность обусловлена ситуацией, т.е. «условиями (обстоятельствами, целью и т.п.), в которых осуществляется данное высказывание»...

Особенности изображения животных в рисунках (лепке) дошкольников

Образы, создаваемые детьми отличаются от того, что делают старшие. Формы, которые они лепят или рисуют, неопределенные, во время занятий по замыслу темы неустойчивы, хотя более осмысленны...

Особенности написания сочинений на основе жизненного опыта в начальной школе

Сочинение - одна из важнейших форм во всей системе работы над навыками связной речи младших школьников. Оно контролирует знания учащихся, расширяет учебный материал...

Пейзажная живопись как средство развития творческих способностей

Развитие творческих способностей учащихся - интересная и серьёзная задача, которая стоит перед педагогами и родителями. В наше время наличию творческих способностей у младших школьников...

Проблемная ситуация мыслительной деятельности учащихся

На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними...

Проблемные методы обучения

Независимо выбора метода изложения материала и организации учебного процесса, в основе при проблемном обучении лежит последовательное и целенаправленное создание проблемных ситуаций, мобилизующих внимание и активность учащихся...

Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства

Воображение может функционировать на различных уровнях. Различие их определяется прежде всего тем, насколько активно, сознательно относится человек к этому процессу...

Развитие воображения старших дошкольников в продуктивных видах деятельности

Самостоятельная продуктивная деятельность старших дошкольников рассматривается в двух составляющих образовательного процесса: как совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и как их самостоятельная свободная деятельность...

Развитие творческого воображения в процессе работы над сказками

Воображение может быть 4 основных видов: 1) активное - характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы; 2) пассивное - образы такого воображения возникают спонтанно...

Развитие творческого воображения дошкольников в процессе сочинения сказок

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы...

Сущность и методы проблемного изучения в средней общеобразовательной школе

1.Рассмотрим различные классификации типов проблемных ситуаций: Ориентируясь на характер лежащего в основе проблемной ситуации противоречия между знанием и незнанием Т.В...

Теория и практика проблемного обучения в начальной школе

Процесс постановки учебных проблем требует знания не только логико-психологических и лингвистических, но и дидактических правил постановки проблем. Учитель, зная уровень подготовленности своих учащихся и исходя из специфики обучения...

Характеристика проблемно-поисковых методов обучения и их использование в обучении учащихся начальных классов

Опыт показывает, что имеется уже свыше 20 классификаций проблемных ситуаций. Психологический подход осуществлен А. М. Матюшкиным. Он разработал классификацию проблемных ситуаций в наиболее общем виде, в основу ее положено действие...

С феноменом воображения в практической деятельности людей, прежде всœего, связан процесс художественного творчества. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом человека не устраивает. Выделяют следующие способы создания образов воображения:

Агглютинация – «склеивание» различных в повсœедневной жизни несоединимых качеств, частей. Примером агглютинации являются многие сказочные и мифические герои: русалка (женщина с рыбьим хвостом), кентавр (конь с головой мужчины) и др.

Гиперболизация – характеризуется увеличением или уменьшением реально существующего предмета͵ а также изменением количества его отдельных частей и создание на этой основе нового фантастического образа. К примеру, многорукие богини, циклопы в мифических сказаниях; трёх, шести, девятиголовые драконы, мальчик-с-пальчик, великаны в русских народных сказках.

Схематизация – состоит по сути в том, что при создании образа воображения отдельное представление сливается, различия сглаживаются, черты сходства выступают четко. На приёме схематизации строятся основные мотивы искусства русских народных промыслов: хохломы, гжели, Городецкой росписи. Схематизация воплотилась в создании образов исторических этнических народных костюмов: русских, чукотских, узбекских, грузинских, шотландских, испанских и др.

Заострение - ϶ᴛᴏ подчеркивание, акцентирование, каких-либо отдельных признаков. Дружеские шаржи, карикатуры, пасквили раскрывают сущность приёма заострения. Как правило, в литературных произведениях, киноискусстве и театральных постановках заострение используется для создания художественного образа «злодея» или, наоборот, положительного «героя».

Типизация - ϶ᴛᴏ выделœение существенного повторяющегося в однородных образах. Очень часто данный приём творческого воображения используется в литературных художественных произведениях для создания образа героя того исторического периода, который описывается в книге. Наташа Ростова, Евгений Онегин - ϶ᴛᴏ собирательные образы типичных представителœей молодых людей дворянского сословия той эпохи. Образ Иванушки-дурочка в русских народных сказках - ϶ᴛᴏ отражение типичного характера русского народа: ловкость, смекалка и находчивость, леность, доброта͵ смелость и пр.

Вопросы и задания

1. Что такое воображение? В чём состоят особенности процесса воображения?

2. Перечислите основные функции воображения. Приведите примеры из жизни.

3. Охарактеризуйте виды воображения. В чём состоят особенности образов мечты, как вида воображения?

4. Назовите способы создания образов воображения в процессе художественного творчества. Приведите примеры агглютинации, гиперболизации, схематизации, заострения и типизации в художественном творчестве.

Глава 12. Речь и общение

Краткое содержание

Понятие о речи и языке. Понятие о речи. Понятие о языке. Естественные и искусственные языки. Мертвые языки. Речь как способность и умение пользоваться языком.

Виды и функции речи. Виды речи: внешняя речь – устная, письменная, аффективная; внутренняя речь Внутренняя речь как основное средствоо человеческого мышления.

Функции речи. З наковая (сигнификативная) функция. Функция обобщения. Интеллектуальная функция. Коммуникативная функция. Три стороны коммуникативной функции: информационная, выразительная, волеизлиятельная.

Понятие общения. Функции общения. В процессе общения формируют­ся, проявляются и реализуются меж­личностные взаимоотношения. Проблема отношений в работах В. Н. Мясищева. Эффективность труда педагога и искусство общения.

Структура общения. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона общения (по Г.М. Андреевой). Модель коммуникативного процесса (по Лаосуэлу)

Виды и средства общения. Принципы классификации видов общения.Неформальное общение. Социально-ориентированное общение.Групповое предметно-ориенти­рованное общение.Личностно ориентированное об­щение. Речь и неречевые средства общения. Вербальная речевая и невербальная коммуникация.

Стили общения и их характеристика. Педагогическое общение и его эффективность. Стили педагогического общения: демократический, авторитарный, либеральный.