Зрительные последовательные образы. Цветовое зрение, зрительные контрасты и последовательные образы

Наиболее элементарную форму сензорной памяти представляют так называемые последовательные образы. Οʜᴎ проявляются как в зрительной, так и в слуховой и общечувствительной сфере и хорошо изучены в психологии.

Явление последовательного образа (часто обозначаемого символом NB соответственно немецкому термину ʼʼNachbildʼʼ) состоит в следующем: если на неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время предъявить субъекту простой раздражитель, к примеру, предложить ему смотреть на ярко-красный квадрат 10-15 сек, а затем убрать данный квадрат, то испытуемый продолжает видеть на месте убранного красного квадрата отпечаток такой же формы, но обычно синœе-зелœеного (дополнительно к красному) цвета. Этот отпечаток иногда появляется сразу же, иногда через несколько секунд и сохраняется некоторый период (от 10-15 сек до 45-60 сек), затем постепенно начинает бледнеть, терять свои четкие контуры, как бы расползается, затем исчезает; иногда он снова появляется, чтобы уже полностью исчезнуть. У разных испытуемых как яркость, так и четкость и продолжительность последовательных образов должна быть различной.

Явление последовательных образов объясняется тем, что раздражение сетчатки имеет свое последействие: оно истощает ту фракцию зрительного пурпура (цве-точувствительного компонента колбочки), которая обеспечивает восприятие красного цвета͵ в связи с этим при переводе взгляда на белый лист появляется отпечаток дополнительного к нему синœе-зелœеного цвета. Этот вид последовательного образа называют отрицательным последовательным образом. Он должна быть расценен как наиболее элементарный вид сохранения сензорных следов или наиболее элементарный вид чувствительной памяти.

Кроме отрицательных последовательных образов существуют и положитнлъ-ные последовательные образы. Их можно наблюдать, в случае если в полной темноте поместить перед глазами какой-нибудь предмет (к примеру, руку), а затем на очень короткое время (0,5 сек) осветить поле ярким светом (к примеру, вспышкой электрической лампочки). В этом случае после того, как потухнет свет, человек в течение некоторого периода будет продолжать видеть яркий образ предмета͵ расположенного перед его глазами, на данный раз в натуральных цветах; данный образ сохраняется неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время и затем исчезает.

Явление положительного последовательного образа есть результат прямого последействия кратковременного зрительного восприятия. Тот факт, что он не меняет своей окраски, объясняется тем, что в наступающей темноте фон не вызывает возбуждения сетчатки, и человек может наблюдать непосредственное последействие вызванного на один момент сензорного возбуждения.

Феномен последовательных образов всœегда интересовал психофизиологов, которые видели в данном явлении возможность непосредственно наблюдать процессы тех следов, которые сохраняются в нервной системе от действия сензорных раздражений, и проследить динамику этих следов.

Последовательные образы отражают прежде всœего явления возбуждения, протекающие на сетчатке глаза. Это доказывается простым опытом. В случае если предъявить на неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время красный квадрат на сером экране и, убрав данный квадрат, получить его последовательный образ, а затем постепенно отодвигать экран, можно увидеть, что величина последовательного образа постепенно увеличивается, причем это увеличение последовательного образа прямо пропорционально удалению экрана (ʼʼзакон Эммертаʼʼ).

Это объясняется тем, что по мере удаления экрана угол, который начинает занимать его отражение на сетчатке, постепенно уменьшается, и последовательный образ начинает занимать всœе большее место на этой уменьшающейся площади сетчаточного образа отодвигающегося экрана. Описанное явление служит четким доказательством того, что в данном случае мы действительно наблюдаем последействие тех процессов возбуждения, которые происходят на сетчатке, и последовательный образ является наиболее элементарной формой кратковременной сензорной памяти.

Характерно, что последовательный образ является примером самых элементарных следовых процессов, которые нельзя регулировать сознательным усилием: его нельзя ни продлить по своему желанию, ни произвольно вызвать снова. В этом и состоит отличие последовательных образов от более сложных видов образов памяти.

Последовательные образы можно наблюдать в слуховой сфере и в сфере кожных ощущений, однако там они выражены слабее и продолжаются более короткое время.

Несмотря на то что последовательные образы являются отражением процессов, протекающих на сетчатке, их яркость и последовательность существенно зависят от состояния зрительной коры. Так, в случаях опухолей затылочной области мозга последовательные образы могут проявляться в ослабленном виде и сохраняться более короткое время, а иногда и вообще не вызываются (Н. Н. Зислина). Наоборот, при введении некоторых стимулирующих веществ они могут становиться ярче и продолжительнее.

Последовательные образы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Последовательные образы" 2017, 2018.

Последовательный образ (англ. afterimage, букв, послеобраз) - ощущение, возникающее после прекращения действия раздражителя, "след" раздражения. Напр., если посмотреть на яркий источник света, а потом закрыть глаза, то еще некоторое время будет наблюдаться яркий П. о. (положительный Последовательный образ). Если затем перевести взгляд на белую стену, то П. о. этого источника света будет виден уже темнее, чем остальная стена (отрицат. Последовательный образ). При более точном самонаблюдении выясняется, что процесс затухания П. о. сложнее: на раздраженном месте возникает быстрая смена посветлений и потемнений, сменяющаяся затем более медленной их сменой при постепенном затухании всех явлений. Если источник первоначального раздражения ярок, то длительность П. о. может достигать десятка мин. П. о. влияет на яркость и цветность видимых нами предметов.

Интенсивность, длительность и ритмичность смены положительного П. о. (того же контраста, что и наблюдавшийся ранее объект) на отрицат. Последовательный образ зависят от яркости, контраста и длительности предварительно наблюдаемого объекта. После каждого скачка глаз П. о. исчезает, затем во время зрительной фиксации появляется вновь, но уже ослабленный. Видимый размер П. о. пропорционален видимой удаленности поверхности фона, на котором он наблюдается (Закон Эммерта). Если П. о. наблюдается в темноте, то при активных движениях глаз он феноменально перемещается вместе с ними, но при пассивных движениях (напр., при надавливании пальцем на глаз через веко) он кажется стабильным (что согласуется с эфферентной теорией стабильности видимого мира Г. Гельмгольца). Цвет отрицат. П. о. является дополнительным по отношению к цвету хроматического объекта. В обычных условиях П. о. не наблюдаются из-за "стирания" их саккадическими движениями и маскировки др. объектами восприятия; исключением являются очень яркие объекты (Солнце, пламя электросварки и т. п.), вызывающие сильные П. о.

Добавление ред.: Некоторым фазам в развитии П. о. присвоены антропонимы: 1-й, 2-й и 3-й положительные П. о. названы в честь знаменитых исследователей - "П. о. Геринга", "П. о. Пуркинье" и "П. о. Гесса" соответственно.

Обычные П. о., несомненно, представляют собой субъективные сенсорные явления, но считать их полноценными образами, обладающими свойствами предметности, константности и т.д. нельзя. В этой связи А.Н. Леонтьев обращал внимание на меткость внутренней формы термина "послеобраз" (англ. afterimage и нем. nachbild) - "следующий за образом": "Никто не пробует ловить П. о. или действовать с ним" Это так же, как и звон в ушах... Это продукт организации, продукт самого глаза, самой зрительной системы" (Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М., 2000, с.196). Однако в отличие от звона в ушах П. о. (субъективно) обладают совершенно явной экстрасоматической локализацией (внешней объективированностью).

Последовательный образ может наблюдаться без отчетливого видение исходного (прямого) образа. Это показано в условиях стабилизации изображения относительно сетчатки. Яркость стабилизированного образа увеличивалась медленнее, чем протекала скорость адаптации глаза. При этом испытуемый видел пустое поле. Когда источник света выключался, испытуемый видел отчетливый П. о. матрицы (6 х 6), на которой было 36 букв, и во время первой фазы П. о. успевал считывать любые заданные ему перед выключением источника света 2 строчки или 2 столбца (Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю., 1969).

Син. для П. р.: стандартный, эталонный или фоновый стимул . (К.В. Бардин)

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Последовательный образ - перцептивный образ (чаще зрительный), который возникает тотчас после того, как вызывающий его стимул удалён. Появление последовательных образов связывают с активностью сенсорной памяти. Синоним: Послеобраз.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Последовательный образ - задерживающееся после прекратившегося действия на зрительный анализатор раздражителя ощущение. См . Эйдетизм .

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Последовательный образ - перцептивный образ, который возникает после того, как удален первоначальный источник стимуляции. Последовательные образы чаще всего встречаются при зрительном восприятии. Другие известные формы последовательных образов упоминаются в следующих стаях.

предметная область термина

Основные виды памяти

Психология располагает несколькими основными видами памяти. Мы последовательно рассмотрим, их расположив в порядке возрастающей сложности.

Однако ограничимся лишь анализом тех видов памяти, которые имеют значение для познавательных процессов, оставив в стороне рассмотрение явлений эмоциональной и двигательной памяти.

Наиболее элементарную форму сензорной памяти представляют так называемые последовательные образы. Они проявляются как в зрительной, так и в слуховой и общечувствительной сфере и хорошо изучены в психологии.

Явление последовательного образа (часто обозначаемого символом NB соответственно немецкому термину «Nachbild») состоит в следующем: если на некоторое время предъявить субъекту простой раздражитель, например, предложить ему смотреть на ярко-красный квадрат 10-15 сек, а затем убрать этот квадрат, то испытуемый продолжает видеть на месте убранного красного квадрата отпечаток такой же формы, но обычно сине-зеленого (дополнительно к красному) цвета. Этот отпечаток иногда появляется сразу же, иногда через несколько секунд и сохраняется некоторый период (от 10-15 сек до 45-60 сек), затем постепенно начинает бледнеть, терять свои четкие контуры, как бы расползается, затем исчезает; иногда он снова появляется, чтобы уже полностью исчезнуть. У разных испытуемых как яркость, так и четкость и продолжительность последовательных образов может быть различной.

Явление последовательных образов объясняется тем, что раздражение сетчатки имеет свое последействие: оно истощает ту фракцию зрительного пурпура (цве-точувствительного компонента колбочки), которая обеспечивает восприятие красного цвета, поэтому при переводе взгляда на белый лист появляется отпечаток дополнительного к нему сине-зеленого цвета. Этот вид последовательного образа называют отрицательным последовательным образом. Он может быть расценен как наиболее элементарный вид сохранения сензорных следов или наиболее элементарный вид чувствительной памяти.

Кроме отрицательных последовательных образов существуют и положитнлъ-ные последовательные образы. Их можно наблюдать, если в полной темноте поместить перед глазами какой-нибудь предмет (например, руку), а затем на очень короткое время (0,5 сек) осветить поле ярким светом (например, вспышкой электрической лампочки). В этом случае после того, как потухнет свет, человек в течение некоторого периода будет продолжать видеть яркий образ предмета, расположенного перед его глазами, на этот раз в натуральных цветах; этот образ сохраняется некоторое время и затем исчезает.

Явление положительного последовательного образа есть результат прямого последействия кратковременного зрительного восприятия. Тот факт, что он не меняет своей окраски, объясняется тем, что в наступающей темноте фон не вызывает возбуждения сетчатки, и человек может наблюдать непосредственное последействие вызванного на один момент сензорного возбуждения.


Феномен последовательных образов всегда интересовал психофизиологов, которые видели в этом явлении возможность непосредственно наблюдать процессы тех следов, которые сохраняются в нервной системе от действия сензорных раздражений, и проследить динамику этих следов.

Последовательные образы отражают прежде всего явления возбуждения, протекающие на сетчатке глаза. Это доказывается простым опытом. Если предъявить на некоторое время красный квадрат на сером экране и, убрав этот квадрат, получить его последовательный образ, а затем постепенно отодвигать экран, можно увидеть, что величина последовательного образа постепенно увеличивается, причем это увеличение последовательного образа прямо пропорционально удалению экрана («закон Эммерта»).

Это объясняется тем, что по мере удаления экрана угол, который начинает занимать его отражение на сетчатке, постепенно уменьшается, и последовательный образ начинает занимать все большее место на этой уменьшающейся площади сетчаточного образа отодвигающегося экрана. Описанное явление служит четким доказательством того, что в данном случае мы действительно наблюдаем последействие тех процессов возбуждения, которые происходят на сетчатке, и последовательный образ является наиболее элементарной формой кратковременной сензорной памяти.

Характерно, что последовательный образ является примером самых элементарных следовых процессов, которые нельзя регулировать сознательным усилием: его нельзя ни продлить по своему желанию, ни произвольно вызвать снова. В этом и состоит отличие последовательных образов от более сложных видов образов памяти.

Последовательные образы можно наблюдать в слуховой сфере и в сфере кожных ощущений, однако там они выражены слабее и продолжаются более короткое время.

Несмотря на то что последовательные образы являются отражением процессов, протекающих на сетчатке, их яркость и последовательность существенно зависят от состояния зрительной коры. Так, в случаях опухолей затылочной области мозга последовательные образы могут проявляться в ослабленном виде и сохраняться более короткое время, а иногда и вообще не вызываются (Н. Н. Зислина). Наоборот, при введении некоторых стимулирующих веществ они могут становиться ярче и продолжительнее.

4.3. Последовательные образы. Последовательный контраст цветов

Зрительные ощущения не возникают одновременно с началом действия стимула (раздражителя) и не исчезают мгновенно с прекращением его действия. Чтобы под действием света возникло возбуждение, в сетчатке глаза и в нервной системе должны совершиться определенные процессы, на которые требуется некоторое, хотя и весьма малое, время. При интенсивности света, превышающей пороговую интенсивность в 400 раз, ощущение возникает спустя 0,1с после воздействия света. Иногда промежуток времени, на который отстает момент возникновения ощущения от момента воздействия раздражителя, удлиняется до 25с и более . По прекращении действия раздражителя некоторое время сохраняется его зрительное ощущение.

Последовательным образом называется зрительное ощущение, сохраняющееся в зрительном анализаторе некоторое время после прекращения непосредственного действия раздражителя (цвета). Затухание последовательного образа длится продолжительное время (15 - 20с) и зависит от яркости стимула по отношению к яркости фона, от времени его действия и углового размера. Последовательный образ называют положительным , если он по светлоте и цветовому тону соответствует предварительному раздражителю, и отрицательным - при отсутствии соответствия.

После наблюдения хроматически окрашенного предмета иногда можно наблюдать последовательный образ противоположного цвета. Так, если после наблюдения зеленой фигуры в течение 15 - 20с перевести взгляд на ахроматический фон, на фоне возникает последовательный образ фигуры розового цвета. После воздействия на глаз зеленого цвета все кажется розовым. Цвета последовательных образов при переводе взгляда на белую поверхность близки к цветам, дополнительным к стимулу, но не совпадают с ним (табл. 4.5) .

Последовательные образы являются причиной зрительно-нервного утомления и могут мешать восприятию сигналов другого цвета.

Изменение цветов наблюдаемых объектов в результате предварительного действия на глаз каких-то иных цветовых раздражителей (от последовательных образов) называют последовательным контрастом цветов . Последовательный контраст может быть светлотным (когда меняется светлота наблюдаемых цветов) и хроматическим (когда меняется цветовой тон или чистота цветов). Представление о последовательном контрасте можно получить, если пристально посмотреть на зеленый колпак горящей настольной лампы, а затем перевести взгляд на белую бумагу. Подобное явление можно легко наблюдать также на станциях метро, освещенных люминесцентными тепло-белыми лампами, имеющими розовое излучение. Если к станции подходит поезд, вагоны которого освещены лампами накаливания, свет последних воспринимается как зеленоватый. Явление последовательных контрастов необходимо учитывать при цветовом оформлении и разработке системы световой сигнализации, особенно при установке и пользовании световыми сигналами на транспорте - на распределительных и других щитах (табло, мнемосхемах и т. д.), на которых имеются сигнальные лампы.

В таких случаях целесообразно, по-видимому, окрашивать фон сигнальной лампы в малонасыщенный цвет последовательного образа. В этих условиях последовательный образ исчезает быстрее всего и его вредное воздействие сводится, таким образом, к минимуму. Практически, при наличии нескольких близких по цвету ламп фон следует окрашивать в цвет, близкий к цвету последовательного образа от основной (самой яркой) лампы. При соседстве ламп, совершенно различных по цвету (красная, синяя, желтая), наиболее приемлемым решением является окраска в светло-ахроматический цвет с оттенком цвета последовательного образа от основной лампы.

Цвет последовательного контраста изменяется в зависимости от того, на какую цветовую поверхность переводится взгляд после действия на него сигнальной лампы. В том случае, когда сразу после восприятия сигнала нужно увидеть цветную кнопку управления, прочитать надписи показания приборов и т. д., а последние окажутся близкими к цвету последовательного образа, возникающего на фоне этого объекта, чтение будет затруднено на все время затухания образа. Поэтому цвет объекта должен резко отличаться от цвета последовательного образа на данном фоне. В табл. 4.6 указано изменение цветов в результате последовательного контраста .

Последовательный контраст возникает под влиянием как цветных источников, так и окрашенных поверхностей. Однако в последнем случае он значительно слабее, быстрее исчезает, и его роль при цветовом оформлении несущественна.

Цвета последовательного контраста объясняются трехкомпонентной теорией Ломоносова - Юнга - Гельмгольца, согласно которой в сетчатке глаза содержатся три вида цветовоспринимающих элементов, соответствующих основным цветам (красному, зеленому, синему). Каждый вид элементов возбуждается преимущественно одним из цветов. Однако в некоторой степени он может реагировать и на другие лучи, в связи с чем кривые чувствительности отдельных видов цветовоспринимающих колбочек частично накладываются друг на друга. Изолированное возбуждение одного вида элементов вызывает ощущение основного цвета, при равном раздражении всех трех элементов ощущается белый цвет. Цвета последовательного контраста появляются как следствие пониженной возбудимости тех цветоощущающих элементов сетчатки глаза, которые преимущественно реагировали в предшествующий момент.

Отклонения контрастных цветов от дополнительных объясняются тем, что возбудимость трех основных цветоощущающих элементов сетчатки по мере действия раздражения снижается не с одинаковой скоростью. Вследствие возникновения последовательных образов, цвет которых как бы подмешивается к наблюдаемым цветам, последние соответственно изменяются.

Цветовые раздражения в основном обусловлены физиологическими и психологическими явлениями. В связи с этим целесообразно упомянуть о теории взаимной индукции нервных процессов, которую И. П. Павлов считал одним из основных законов высшей нервной деятельности. Сущность этой теории заключается в том, что в окружности (на периферии) пункта раздражения возникают контрастные явления, наблюдаемые также и в самом пункте раздражения после прекращения действия стимула (раздражителя). Первая группа явлений называется одновременным контрастом, а вторая - последовательным контрастом.



Последовательный образ

Зрительные ощущения , сохраняющиеся в течение некоторого, обычно непродолжительного, времени после прекращения действия оптического раздражителя . Различаются положительный и отрицательный П. о. Первый окрашен так же, как , и бывает очень кратковременным. Отрицательный П. о. сохраняется в течение более длительного времени и окрашен в дополнительный цвет по отношению к цвету раздражителя. Так, в ответ на предъявление красного цвета возникает зеленый отрицательный П. о. При продолжительном или интенсивном действии раздражителя можно наблюдать несколько смен положительных и отрицательных П. о., к-рые продолжаются в течение десятков секунд или даже минут (см. , ).


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Зрительное ощущение, остающееся сразу после рассмотрения какого-либо объекта при строго фиксированном взгляде.

Специфика.

Так, после прекращения действия яркого света еще некоторое время наблюдается яркий последовательный образ (положительный последовательный образ), а после перевода взгляда на светлый фон этот образ будет темнее его (отрицательный последовательный образ). Обычно послеобразы не наблюдаются из-за их стирания саккадическими движениями глаз и маскировки, но очень яркие объекты (Солнце, пламя огня и т. п.) вызывают достаточно стойкие послеобразы. Послеобраз хорошо заметен на однородном фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижной точки. После каждого скачка глаз он пропадает, а во время зрительной фиксации вновь появляется, уже ослабленный. Цвет послеобраза является дополнительным к цвету объекта. Продолжительность действия может быть до десяти минут.

Синоним.

Послеобраз.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

(англ. afterimage , букв. послеобраз) - , возникающее после прекращения действия раздражителя, «след» раздражения. Напр., если посмотреть на яркий источник света, а потом закрыть глаза, то еще некоторое время будет наблюдаться яркий П. о. (положительный П. о.). Если затем перевести взгляд на белую стену, то П. о. этого источника света будет виден уже темнее, чем остальная стена (отрицат . П . о .). При более точном самонаблюдении выясняется, что процесс затухания П. о. сложнее: на раздраженном месте возникает быстрая смена посветлений и потемнений, сменяющаяся затем более медленной их сменой при постепенном затухании всех явлений. Если источник первоначального раздражения ярок, то длительность П. о. может достигать десятка мин. П. о. влияет на яркость и цветность видимых нами предметов.

Интенсивность, длительность и ритмичность смены положительного П. о. (того же контраста , что и наблюдавшийся ранее объект) на отрицат. П. о. зависят от яркости, контраста и длительности предварительно наблюдаемого объекта. После каждого скачка глаз П. о. исчезает, затем во время зрительной фиксации появляется вновь, но уже ослабленный. Видимый размер П. о. пропорционален видимой удаленности поверхности фона, на котором он наблюдается ( ). Если П. о. наблюдается в темноте, то при активных движениях глаз он феноменально перемещается вместе с ними, но при пассивных движениях (напр., при надавливании пальцем на глаз через веко) он кажется стабильным (что согласуется с эфферентной теорией стабильности видимого мира Г . Гельмгольца ). Цвет отрицат. П. о. является дополнительным по отношению к цвету хроматического объекта. В обычных условиях П. о. не наблюдаются из-за «стирания» их саккадическими движениями и маскировки др. объектами восприятия; исключением являются очень яркие объекты (Солнце, пламя электросварки и т. п.), вызывающие сильные П. о.

Добавление ред.: Некоторым фазам в развитии П. о. присвоены антропонимы: 1-й, 2-й и 3-й положительные П. о. названы в честь знаменитых исследователей - «П. о. Геринга», «П. о. Пуркинье» и «П. о. Гесса» соответственно.

Обычные П. о:, несомненно, представляют собой субъективные сенсорные явления, но считать их полноценными образами , обладающими свойствами предметности, константности и т. д. нельзя. В этой связи А . Н . Леонтьев обращал внимание на меткость внутренней формы термина «послеобраз» (англ. afterimage и нем. nachbild ) - «следующий за образом»: «Никто не пробует ловить П. о. или действовать с ним. Это так же, как и звон в ушах... Это продукт организации, продукт самого глаза, самой зрительной системы» (Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М., 2000, с. 196). Однако в отличие от звона в ушах П. о. (субъективно) обладают совершенно явной экстрасоматической локализацией (внешней объективированностью).

П. о. может наблюдаться без отчетливого видение исходного (прямого) образа. Это показано в условиях стабилизации изображения относительно сетчатки. Яркость стабилизированного образа увеличивалась медленнее, чем протекала скорость адаптации глаза. При этом испытуемый видел пустое поле. Когда источник света выключался, испытуемый видел отчетливый П. о. матрицы (6 х 6), на которой было 36 букв, и во время первой фазы П. о. успевал считывать любые заданные ему перед выключением источника света 2 строчки или 2 столбца (Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю., 1969).


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "последовательный образ" в других словарях:

    Последовательный Образ - зрительное ощущение, остающееся сразу после прекращения действия раздражителя. Так, после прекращения действия яркого света еще некоторое время наблюдается яркий последовательный образ (положительный последовательный образ), а после перевода… … Психологический словарь

    ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ - остаточные ощущения, постепенно затухающая устойчивость ощущений, продолжающихся и после прекращения чувственного возбуждения (остаточный образ, отголосок, привкус); основан на устойчивости состояния возбуждения в органах чувств или в нервной… … Философская энциклопедия

    Последовательный образ - – мысленное представление только что прошедшего, случившегося. …Вот он ушел, a я все слышу его голос и шаги, а посмотрю на темное окно – там мне представляется его лицо (А. Чехов, Дядя Ваня). * * * – перцептивный образ (чаще зрительный), который… …

    ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ - Перцептивный образ, который возникает после того, как удален первоначальный источник стимуляции. Последовательные образы чаще всего встречаются при зрительном восприятии. Другие известные формы последовательных образов упоминаются в следующих… …

    последовательный образ - зрительное ощущение, сохраняющееся в течение некоторого времени после прекращения действия на г?А?светового раздражителя … Большой медицинский словарь

    Последовательный образ - Задерживающееся после прекратившегося действия на зрительный анализатор раздражителя ощущение. См. Эйдетизм … Толковый словарь психиатрических терминов

    последовательный образ - Оставшееся зрительное ощущение от светящегося пятна или от точечного источника света после прекращения действия на глаз наблюдателя … Политехнический терминологический толковый словарь

    ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ - Последовательный образ, возникающий немедленно после прекращения действия визуального стимула, который имеет те же качественные характеристики, что и первоначальный стимул. Положительный последовательный образ мимолетен и лучше всего наблюдается… … Толковый словарь по психологии

    ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ, ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ - Последовательный образ, со свойствами, противоположными свойствам первоначального стимула. Хотя иногда для обозначения таких последовательных образов (особенно при обсуждении цветовых образов) используется термин дополнительный, что они… … Толковый словарь по психологии

    Последовательный образ отрицательный - – последовательный образ со свойствами, противоположными свойствам первоначального стимула. Синоним: Отрицательный послеобраз … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике