Понятие мировой культуры. Мировая культура и ее история Основные этапы развития мировой культуры

Мировая культура

Мировая культура

синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, от древних цивилизаций до наших дней.

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .


Смотреть что такое "Мировая культура" в других словарях:

    Включает в себя культуру как современной Федеративной Республики Германия, так и регионов, составляющих современную Германию до её объединения: Пруссия, Бавария, Саксония и других. Более широкая трактовка «немецкая культура» включает в себя также … Википедия

    МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА - система экономических взаимоотношений между странами мира. Мирохозяйственные связи развиваются с древнейших времен, их значение непрерывно возрастает. Они развиваются на основе разделения труда, связанного с различиями в природных условиях и в… … Юридическая энциклопедия

    Распространение культуры Винча (фиолетовый) в 3500 году до н. э … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    МИРОВАЯ ВОЛЯ - центральное понятие в метафизике преступления А. Шопенгауэра. Согласно его учению, миропорядок лишен разумного содержания, а жизнь не имеет ни цели, ни смысла. Миром правит не благой и мудрый абсолютный разум, как у Гегеля, а неразумная,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    История Сербии … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вторая мировая война (значения). Вторая мировая война Мировые войны … Википедия

    Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

    Содержание 1 Исторические аспекты 2 Литература 2.1 Зарождение 2.2 Реализм … Википедия

Книги

  • Мировая культура и искусство
  • Мировая культура и искусство. Учебное пособие. Гриф МО РФ , Толстикова И.И.. Рассматривается история мировой культуры и искусства от первобытности до XXI века, освещается содержание основных этапов культурной истории человечества. КультураВостока, Запада и России…

Понятие «культура» столь многозначно, что до сих пор не существует единого определения. Мы говорим «греческая культура», «культура труда», «художественная культура». Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.

Первоначально латинское слово « cultura » означало «возделывание земли» и противопоставлялось значению « natura », т.е. природа. Термин «культура» может употребляется и в других близких значениях: образование, развитие, совершенствование.

Таким образом, понятие «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате преобразования природы в стремлении добиться совершенства. Это одновременно и результат, и сам процесс творческой деятельности людей по преобразованию природы, основанный на высоко сознательной деятельности. Именно поэтому культура не существует вне человека и его деятельности. История человеческого общества – это и есть история мировой художественной культуры.

  1. Культура – исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей.
  2. Культура – совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека.
  3. Культура – общий объем творчества человечества.
  4. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, изготовленных человечеством на протяжении всей истории.

Рис. 1. Условное деление культуры по видам.

Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, от древних цивилизаций до наших дней.

Духовная культура – совокупность всех знаний человека и способов деятельности по созданию духовных ценностей. Основными видами духовного созидания являются наука, религия, искусство.

Материальная культура – это культура, объектами которой выступают орудия труда, средства производства, одежда, быт, жилище, средства сообщения – все то, что является процессом и результатом материальной деятельности человека.

Народная культура – это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия. Народная культура создаётся самим народом, часто неизвестными авторами. К ней можно отнести: сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи.

Массовая культура – культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (ТВ и радио), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т.д.

Элитарная культура – это культура привилегированных

групп общества, характеризующаяся закрытостью,

аристократизмом и самодостаточностью.

Культура – это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа: культура есть процесс активной деятельности человека, направленный на освоение, познание и преображение мира. Степень развитости культуры всегда зависит от конкретного исторического этапа общества. Главная роль культуры в жизни общества состоит в том, что культура выступает средством хранения и передачи человеческого опыта.

Отсюда основные функции культуры:

Помимо представленных видов культуры (рис.1) отдельно выделяют культуру художественную.

Художественная культура – один из видов культуры, решающий задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах.

Такое положение художественной культуры основано на присущей только человеку способности к художественному творчеству, отличающей его от других живых существ. Нельзя сводить художественную культуру только к искусству или отождествлять ее с культурной деятельностью вообще.

Рис. 2 Пример художественного произведения первобытного человека. Наскальный рисунок быка из пещеры Альтамира (Испания).

Центральное место в художественной культуре занимает искусство. Искусство– вид художественного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать мир и самого себя по законам красоты.

К искусству мы относим: литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, музыка, танец, художественная фотография, декоративно-прикладные искусства, театр, цирк, кино и др. В каждом из них создаются художественные произведения - книги, картины, скульптуры, спектакли, кинофильмы и др.

У каждого народа – своя культура, а вместе – все народы мира создали мировую культуру.

Мировая художественная культура – не простая сумма культур равных народов. Это постоянное взаимодействие культур. Каждый народ «говорит» с другими народами, с людьми, отделенными от него веками, языком своей культуры. И этот универсальный язык культуры должен быть понятен нам с вами, как и язык математики или физики, как иностранный язык, знание которого делает человека особенно образованным. Конечно, мы должны научиться понимать язык культуры.

Вопросы для повторения:

Подумайте, каким образом культура влияет на человека?

Подумайте, каким образом человек влияет на культуру?

Какие виды искусства вы знаете?

Используя дополнительные источники, выясните какое отношение к культуре имеет физическая культура?

По дате ▼ ▲

По имени ▼ ▲

По популярности ▼ ▲

По уровню сложности ▼

Здесь вы найдете библиотеку по культурологии, которая содержит познавательные материалы о культуре таких стран, как Россия, Белоруссия, Украина, Литва, Болгария, Израиль, Польша, Словения, Чехия и Словакия. Вы сможете узнать больше об истории, экономике каждой представленной страны, прочтете интересные факты о национальной символике, рассмотрите культуру данных народов в разные временные периоды, а также познакомитесь с особенностями менталитета жителей этих государств.

http://www.countries.ru/library/countries/index.ht...

Все, что нужно знать о культуре Древней Греции, ищите на этом ресурсе. Основан этот портал на трудах российского историка по имени Николай Альбертович Кун. На главной странице представлены материалы портала, расположенные в убывающем порядке - от свежих к более старым, но для удобства вы можете воспользоваться разделами с выпадающими меню, в которых статьи поделены по рубрикам «Эпос», «Боги» и «Герои». Искать информацию удобно с помощью формы поиска по сайту.

http://greece.diera.su/

Этот сайт представляет собой просветительский проект, который предоставляет всем желающим всю основную информацию о главных древних цивилизациях мира и их мифологии. Вы увидите здесь галереи с изображениями мифических существ, прочтете интересные мифы об античных богах и героях, саги и сказания. Выбрать интересующую вас рубрику можно с помощью главного меню, созданного в виде красивых иконок. А искать необходимые материалы нужно при помощи алфавитного указателя.

http://godsbay.ru/

Простой и удобный сайт, посвященный культуре различных стран. Здесь можно найти информацию разного характера, например, пословицы и поговорки народов мира, сведения о лучших мировых театрах, особенности национальной кухни какой-либо страны, интересные факты о государствах и городах, местных жителях и исторических личностях и многое другое. Чтобы не потеряться в многообразии статей и заметок, не забывайте про форму поиска по сайту, расположенную в левом углу главной странички портала.

http://www.kuljturastran.ru/

Окунуться в увлекательный мир античных мифов и легенд вам позволит данный портал. Вы сможете познакомиться с древнегреческой, древнеримской, скандинавской, славянской, индийской, скифской, кельтской, египетской мифологией, а также узнать интересные факты о современной мифологии и даже о мифах известного фильма «Аватар». Выбрать нужную рубрику можно с помощью левого меню сайта, а в правом углу вас ждет раздел «Мифологическая библиотека» с материалами древнего эпоса.

http://www.mythology.ru/

Познавательный ресурс, посвященный истории античности. Информация на сайте распределена по четырем разделам: в «Древнем мире» вы прочтете о происхождении человека и первобытной культуре, «Древняя Европа» расскажет о цивилизациях античного Рима, Греции и Фракии, благодаря разделу «Древний Восток» можно узнать о древних Индии, Китае, Египте, Иране, о Карфагене и Месопотамии, а в «Евразии» отводится место скифам, хазарам и Древней Руси. Чтобы увидеть список всех материалов, откройте карту сайта.

http://www.mystic-chel.ru/

Этот образовательный портал занимается вопросами культурологии, религиоведения и философии. Вы найдете здесь полезный философский словарь, который постоянно пополняется новыми терминами, видеоматериалы о философах – биографии, учения, видеолекции, телепередачи. Ориентироваться на портале вам поможет раздел «Все статьи сайта», в котором представлено удобное оглавление со всеми материалами данного ресурса. А в нижнем меню справа доступно отображение самых популярных статей портала.

http://www.mudriyfilosof.ru/

Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе

1. Мировая культура как целое.

2. Культура и природа.

3. Общечеловеческий характер глобальных проблем.

Среди всей огромной массы людей нет двух, которые были бы совершенно одинаковыми, каждый имеет свои неповторимые особенности. Возникает вопрос, что же объединяет столь разных людей в единое человечество? Прежде всего, единая общечеловеческая культура, возникающая на основе целостного мира. Целостность мира послужила основой становления современного человечества и единой общечеловеческой культуры.

Современная культура, объединяющая человечество, основана на общечеловеческих ценностях, движении защиты прав личности, гуманизме, творческом развитие личности, распространении научного знания и передовых технологий, взаимообогащении национальных культур.

Общечеловеческая культура - наилучшие формы, образцы художественно-поэтической, научной, производственной деятельности, единые способы миро ощущения и мировосприятия жизни и действительности, выработанные разными народами, поколениями, на основе которых человечество сейчас строи единую цивилизацию.

Мировая культура во времени и пространстве пестра неисчерпаема в своих единичных проявлениях поражающе богата многообразна имеет массу модификаций представлена развитыми, развивающимися всевозможными переходными формами. Тем не менее для нее характерны такие общие черты как внебиологичность выступающие в качестве субстанциональной основой культуры; технологичность то есть наличие механизмов приспособительно – преобразовательного отношения субъекта – творца к среде; продуктивность то есть творчески порождающий характер бытия в мире; стереотипичность – способность воспроизведению. При таком рассматривание мировая культура как целое является способом деятельности, технологий родового субъекта (человечества), порожденной социумом, характеризуем в своем бытии единством приспособительно–преобразовательного и стереотипно – продуктивного моментов. Как бы ни были многообразны формы культуры в них наглядно обнаруживается черты единства совпадения в предметах культуры в способах деятельности людей независимо от хронологической и географической отдаленности. Неделимость мира единства мировой культуры общность культурного богатства человечества признавалась всеми прогрессивными мыслителями как подлинно гуманистический принцип рассмотрения культуры.

Тенденция рассмотрения мировой культуры как целого на основе признания единства истории, где субъект творит мировой процесс деятельности по производству материальных и духовных ценностей, где есть общие механизмы производства сохранения распространения обмена созданными человечеством культурными богатствами все более пробивает себе дорогу. Представление о мировой культуре взятой как целое в ее делящем бытии (всемирной истории) не исключает а предполагает ее синхронное единство в каждый данный исторический период. Рассмотрение этого вопроса накапливается на необходимость определения конкретно – исторического типа связей образующих культурное целое. Известно, что связность – это определяющий признак целого. Временное единство культуры обретает подлинную наглядность с исторического периода нового времени, а переход к информационного общества делает этот процесс неоспоримым. Всепланетарный обмен деятельностью информацией позволяет передавать от одного субъекта к другому свои «сущностные силы» и является фундаментальной связью Универсальная модель культуры – это концепция единого плана построения культуры. Элементы, общие для всех известных культур: возрастное деление, календарь, организация общества, система родства, календарь и т.д.



Психическое единство человека, реакции человеческого организма на разнообразные стимулы и условия жизни - основа первых попыток объяснения сходства и различия культур. Поиски исследователями совершенной модели культуры, не только объясняющей сходство и различия, но и дающие представления о взаимодействии и взаимовлиянии культурных элементов. Концепция универсальной социокультурной системы Д. Аберле, А. Коэна, А. Дэвиса, составлена в русле этих представлений.

Искоренение нищеты, всемирный порядок, вечный мир и материальное благополучие. Какая сила заставляет человека, народы и страны отказываться от вышеуказанных благ?

Дело в том, что представители самобытных культур, осознанно или нет, чувствуют, что за экономической, политической, правовой и технологический гомогенизациями последуют и побочные эффекты, каковые, в первую очередь, вызовут изменения их традиций, культуры и жизненного уклада. Одной из существенных потребностей человека является собственная принадлежность к чему-либо, будь то социальная группа, конфессия, политическая или сексуальная ориентация, географический ареал и др.; среди этих форм идентичности культурная идентичность является главной и всеобъемлющей; она в значительной мере определяет человеческую ментальность, психологию и жизненный уклад в целом. Надо быть апологетом «теории заговора», чтобы обвинить США в том, что они разработали такую идеологию, которая намерена уничтожить разнообразие культур и языков, сделать мир культурно однородным. Хотя необходимо отметить, что те явления, которые сопутствуют составным частям глобализации, непрямым путем вызывают изменения национальных культур.

В первую очередь это относится к национальному языку, к умалению его значения. Успешная экономическая деятельность требует осуществления своевременного информационного обмена на одном языке; и таким языком в случае глобализационных процессов является английский. Конкретный индивид, общество, этнос, первым делом самоидентифицируется с языком, как со столпом национальной культуры; поэтому пренебрежение им, даже уменьшение ареала его распространения воспринимается болезненно. С ценностной позиции язык не только является средством передачи сообщения, то есть средством коммуникации, но и мировоззрением и мироощущением народа-носителя этого языка, в нем зафиксирована биография нации, на нем говорили предки и он является моделью мира. Язык суть неотъемлемый признак нации: нет национальности без языка. Национальным сознанием язык воспринимается как живой организм, который требует бережного отношения и заботы. За потерей языка следует разрушение исторической наследственности, связи времен, памяти... Язык является объектом любви, он - ось национальной культуры, объект уважения, потому что родной и является собственностью. Поэтому национальный язык является наиважнейшим феноменом культуры. Нет культуры без языка; языком пронизаны все феномены культуры, для культуры он - всеобъемлющ. Это означает, что язык является определяющим не только для какой-либо конкретной, отдельно существующей культурной среды, но, если что-либо существует в культуре, то это имеет свое оформление в языке. Иными словами, культура существует в языке, а язык является способом существования культуры.

Также считают, что процессы глобализации обуславливают разрыв памяти. Культура суть форма исторической памяти; она - коллективная память, в которой происходит фиксация, сохранение и запоминание уклада жизни, социального и духовного опыта данного общества. Культура как память сохраняет не все, что было создано народом, носителем этой культуры, а то, что объективно оказалось ценным для нее. Если мы воспользуемся аналогией и осмыслим значение и роль памяти в реальной жизни конкретного человека, тогда нам станет более ясным и значение культурной памяти в жизни нации. Человек, теряя память, теряет и собственную биографию, собственное «Я» и индивидуальную целостность; он существует физически, но не имеет прошлого, настоящего и будущего. Он не знает, кто он, для чего существует, чего хочет и т.д. Ту роль, которую играет память в жизни индивида, в историческим бытии общества и нации исполняет культура. Культура суть форма памяти, которая передается сквозь поколения, и посредством которой культурная жизнь нации сохраняет непрерывность, последовательность и единство. В биологических организмах эту функцию выполняет генные структуры: видовые популяции определяются генетической наследственностью, которая передается по крови. Социальный же опыт людей передаётся последующим поколениям не по крови, а посредством культуры, и именно в этом смысле можно назвать культуру негенетической памятью.

Нация осознает свое единство, она имеет историческую память, посредством которой воспринимается ее прошлое в качестве основы настоящего и будущего. В национальном самосознании связь времен осмыслена как единая непрерывность, поэтому сохраняется контакт даже с далекими предками: они и их деяния перманентно присутствуют в жизни современников. Образ жизни, который определен культурой, рассматривается не просто как ординарный бытовой фактор, а как значительное завоевание, в достижение которого внесли вклад усердие и труд многих поколений.

Для национального сознания собственный жизненный уклад нации воспринимается не только как своеобразный, только ему присущий способ оформления жизни, но также и как превосходство по отношению к другим культурам. Для национального сознания твердость культуры и уклада жизни осмысливается как преодоление конечности. Каждый представитель нации видит преодоление собственной эмпирической конечности в бессмертии национальной культуры, где будущие поколения сохранят уклад жизни, присущий этой культуре, как это делают современники и как это делали предки. Своеобразное чувство, которое постоянно сопутствует национальному самосознанию, сознание самобытности собственной нации и ее отличий от других наций называется национальным чувством. Представители одной нации отличаются от представителей другой физическим типом, различны и их обычаи, тип поведения и бытовые навыки. В процессе исторического развития нация вырабатывает определенные представления и ценностную ориентацию.

Общение с другой культурой лишь усиливает симпатии к собственной нации. Сознание принадлежности к нации означает, что человек связан с ней общностью характера, что судьба и культура нации влияет на него, что сама нация живет и реализуется в нем. Он воспринимает нацию частью своего «Я»; поэтому оскорбление собственной нации воспринимает как личное оскорбление, а успехи представителей своей нации и признание их другими вызывает чувства национальной гордости. Человек настолько определен культурой, что изменение даже в такой незначительной сфере какой является кулинария, кухня, стол, воспринимается весьма болезненно (вспомним историю прихода корпораций «Макдональдс» и «Кока-кола»).

Очевидно, что традиционные, немодернизированные общества сильнее сопротивляются процессами глобализации, для них культура - это историческая память, что, как очевидно, воспринимается родной моделью оформления жизни.

Отказ от культуры означает разрыв памяти и, следовательно, аннулирование собственной самобытности. Непрерывность культуры для национального сознания, осознают это или нет, означает отрицание личной смерти и обоснование бессмертия. Культура предлагает своему носителю приемлемые требования к порядку поведения, ценностям и нормам, которые являются основой психического равновесия индивида. Но, стоит человеку попасть в такую ситуацию, когда в его повседневности участвуют различные культурные системы и когда социальная среда требует от него действий, противоположных нормам его культуры, а часто даже и исключающих ее, человек все же старается сохранить свою культурную идентичность, хотя среда и требует культурной адаптации. Создается ситуация, в которой человек или группа людей вынуждены исполнять требования различных культурных систем, которые часто противостоят друг другу и друг друга исключают. Все это обуславливает разрушение целостности сознания и приводит к внутреннему дискомфорту личности или социальной группы, что, в свою очередь, отражается на поведении, которое может быть агрессивным и выражаться в националистических, криминальных, антиконфессиональных действиях личности а также в депрессивном и меланхолическом настроениях.

Культура - это то, что выделяет человека из природной среды. Поэтому возникновение культуры связывают со временем выделения человека из животного мира.

I этап развития мировой культуры - культура первобытного общества или архаическая культура - с момента появления человека -2,5 млн. лет назад - до IV тыс. до нашей эры

II этап развития мировой культуры - культура древнего мира или культура цивилизаций - IV тыс. до нашей эры - V век нашей эры

III этап развития мировой культуры - культура средних веков - с V века н.э. - до сер. ХVII века

IV этап развития мировой культуры - культура нового времени - с сер. ХVII - 1917 г.

V этап развития мировой культуры - культура новейшего времени - 1917 г .- до наших дней.

Каждый этап в истории культуры - это своеобразный мир со своим особенным отношением к человеку, к жизни, к природе, со своим мировоззрением, идеалами, желаниями и потребностями. Изучая их, мы познаем, как жили и о чем думали люди предшествующих поколений.

Культура первобытного общества и древнего мира. Успехи первых цивилизаций Востока и особенности греко-римской культуры. Ранние формы культуры. Основные черты первобытной культуры.

Культура первобытного общества (или архаическая культура) существовала на протяжении самого длительного периода в истории человечества. Возникновение культуры непосредственно связано с происхождением человека, который, по мнению современных учёных, выделился из животного мира около 2,5 миллионов лет назад.

Длительность первобытной эпохи в истории разных народов имеет свои временные вариации. Ее конец соответствует появлению у каждого народа первого государства, которые возникают приблизительно в IV — I тыс. до н.э.

Всю историю первобытного общества делят на три эпохи:

Древнейшей из трех эпох является каменный век. В свою очередь он подразделяется на три периода:

Иногда выделяют еще энеолит (медно-каменный век — переход от камня к металлу)

Хронологические рамки бронзового веказанимают III — II тыс. до нашей эры. А в I тыс. до нашей эры начинается железный век.

Начальной формой организации общества в древнем каменном веке было так называемое «первобытное стадо» или праобщина. Это был очень длительный период существования человечества, когда человек начал выделяться из животного мира, постепенно накапливая опыт изготовления и использования орудий труда. Эти орудия труда первоначально были очень примитивными: ручные рубила из кремня, разнообразные скребла, палки-копалки, остроконечники и т.д. Постепенно в период позднего палеолита человек научился добывать огонь, что сыграло очень важную роль в его жизни. Огонь стал использоваться для приготовления пищи, отпугивания хищников, а позже — для изготовления первых металлических изделий и глиняной посуды.


Первобытное стадо жило под открытым небом или использовало пещеры. Специальные жилища, которые напоминали собой землянки или полуземлянки появились только в период мезолита. Хозяйство имело присваивающий характер. Люди занимались собирательством или охотой и поэтому полностью зависели от природы. Такой способ хозяйствования не мог обеспечить необходимого количества пищи, поэтому все свое свободное время человек тратил на ее поиски. Для этого ему приходилось вести кочевой образ жизни. Количество населения было невелико, продолжительность жизни не превышала 30 лет.

Важным фактором жизни первобытного человека следует считать необходимость совместного труда для добывания пищи, что требовало от людей общения, взаимопонимания, воспитывало умение жить в коллективе, способствовало преодолению зоологического индивидуализма. На протяжении тысячелетий происходил процесс ограничения биологических инстинктов прачеловека, который сопровождался формированием норм поведения, обязательных для каждого члена первобытного стада. Таким образом, единство материального и духовного факторов в жизни первобытного общества стало характерным для первобытной культуры как синкретичного явления (нерасчлененность, комплексность, слитность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние).

Процесс развития шел очень медленно, поэтому культура первобытного общества считается стабильной . Постепенно материальная культура усовершенствовалась (появились специальные орудия труда: резцы, ножи, иголки, топор, лук и стрелы). Развивалась и духовная культура — появился язык.

Одним из наивысших достижений первобытного общества считают эволюцию от первобытного стада к созданию семьи и родовой общины. Как происходила эта эволюция трудно сказать. Лишь известно, что происходила она много тысяч лет и завершилась в период позднего палеолита. На смену первобытному стаду приходит род - объединение кровных родственников. Этот процесс происходил параллельно формированию человека современного типа. 40 - 25 тыс. лет назад формируется новый тип человека - homo sapiens (человек разумный). Важнейшей предпосылкой формирования человека современного типа стало регулирование родом брачных отношений, запрещение смешения крови близких родственников.

Важное место в жизни первобытного общества играло также искусство , которое способствовало передаче опыта и знаний. Первыми рисунками были изображения животных, сцены охоты на них. Наиболее известны рисунки из пещеры Ласко (Франция), Альтамира (Испания), Капова (Россия).

Среди изображений на стенах пещер палеолитический человек оставил рисунки коней, диких быков, носорогов, бизонов, львов, медведей, мамонтов. Этих зверей рисовали, на них охотились, видели в них основной источник своего существования, а также их боялись как своих потенциальных врагов. Постепенно человек все больше покорял природу. Поэтому в искусстве человек стал занимать центральное место, становясь главным предметом изображения.

Одним из первых свидетельств внимания первобытного человека к себе, к проблемам своего происхождения можно считать «палеолитические венеры». Так археологи назвали многочисленные женские скульптуры из камня, кости или глины, которые находили в разных концах Европы и Азии. В этих фигурках подчеркивались особенности женской анатомии. Их связывают с культом матери - прародительницы.

Некоторые исследователи допускают, что первобытные люди не понимали связи между половыми отношениями и появлением детей. Поэтому появление новорожденного воспринимали как проявление высшей силы. А тот факт, что эта сила действовала через женщин, давала им преимущества в обществе, что и привело к появлению матриархата. Не исключено, что в условиях первобытного стада, где брак имел полигамный характер, происхождение и родство устанавливалось по материнской линии. Поэтому скульптурное изображение женщин могло быть связано с культом общей матери всего рода. На ранних этапах развития в обществе существовал матриархат (дословно - власть матери) - эпоха в развитии первобытного общества, для которой характерен матрилинейный род, равноправная роль женщины в семье, хозяйственной и общественной жизни.

Большое значение в сохранении коллективного опыта предков имели мифы. Миф (дословно - слово, сказание, предание). Мифология - совокупность мифов, сказаний, которые передают верования древних народов о происхождении мира и явлениях природы, о богах и легендарных героях. Мифы являлись формой отображения действительности, не подвергались сомнению и не проверялись. Часто содержали и фантастические версии действительности.

Миф стал основанием для возникновения религии. Религиозные взгляды людей появились уже на относительно зрелом этапе развития первобытного общества.

Ранние формы религии — тотемизм, анимизм, фетишизм и магия. В первобытном обществе они не создавали единой системы.

I. Тотемизм — форма религии, для которой характерна вера в существование родственных отношений между данной группой людей с породой животных, видом растений либо другим элементом окружающей природы, так называемым тотемом. Тотем является «родичем и другом», и на него можно воздействовать с помощью магии.

II. Фетишизм — форма религии, для которой характерна вера в сверхъестественные возможности отдельных предметов (наиболее распространенная форма — ношение амулетов, талисманов).

III. Магия — колдовство, волшебство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека определенным образом воздействовать на людей, животных, природу, богов и т.д.

IV. Анимизм — форма религии, для которой характерна вера в общую одухотворенность природы (анима — душа), вера в существование духов, в наличие души у человека, животных, растений. Возникают представления о бессмертии души и ее существовании отдельно от тела.

Большую роль в организации первобытного общества, в деле преодоления животного, зоологического начала в поведении человека сыграли разнообразные табу — запреты. Нарушение запретов сурово наказывалось. Однако кары ожидали в первую очередь не от людей, а от высших, тайных сил в виде мгновенной смерти, тяжелой болезни или чего-либо ужасного.

Система табу у разных народов сложна и многообразна, но главными следует считать два запрета:

· Одно из первых табу касалось инцеста — брака с кровными родственниками. Появление этого табу связывают с эпохой мезолита, когда начал происходить переход к оседлому образу жизни.

· Другим важным табу являлось запрещение каннибализма (людоедства). Этот запрет не носил такого последовательного и абсолютного характера как первый. Каннибализм еще в недавнем прошлом встречался у отдельных племен.

С развитием человечества и усложнением знаний и производственных процессов, усложняются и обряды . Одним из важнейших из них был обряд инициации — посвящение юношей в полноправных взрослых. Это был обряд испытания юноши на физическую силу, выносливость, умение терпеть боль, подолгу обходиться без пищи.

Наибольшего развития первобытная культура достигает в эпоху неолита, когда с возникновением земледелия происходит «неолитическая революция ». Этим термином принято обозначать переход человечества от присваивающего к производящей форме хозяйства.

С переходом людей к продуктивному производству, меняется и культурный мир. Усложняются и становятся более эффективными орудия труда, увеличивается количество посуды, дальнейшее развитие получают знания в области строительства, усовершенствуется технология обработки дерева, шкур животных. Актуальной становится проблема сохранения пищи, совершенствуется процесс передачи знаний. Появляются предпосылки для зарождения и развития письменности: увеличивается объем информации, усложняется её характер.

Одним из наиболее важных культурных последствий «неолитической революции» становится быстрое увеличение населения. Земледельческие и скотоводческие племена начали быстро увеличиваться и активно заселять соседние территории. В этих условиях отдельные кочевые группы либо ассимилировались, либо вытеснялись в менее пригодные для жизни условия. Родовая община начинает переживать кризисные явления. На смену родовой постепенно приходит соседская община. Возникают племена и союзы племен.

Несмотря на заметную зависимость от стихийных сил природы, первобытное общество шло по пути от незнания к знанию, по пути все возрастающего овладения силами природы. Уже в эпоху палеолита было положено начало астрономии, математики, календаря. Солнце, Луна и звезды выполняли функции компаса и часов.

Архаическая культура — самый длительный, загадочный и сложный для нашего понимания период развития культуры. Время уничтожило и закрыло плотной пеленой многие следы человеческого прошлого. И все же факты свидетельствуют, что это тысячелетия не примитивного, полудикого существования, а грандиозной, напряженной духовной работы. Здесь закладывались основы общечеловеческой культуры, формировался духовный потенциал, который возвестил о появлении качественно иного существа на Земле. Тут впервые вспыхивает свет эстетического сознания.

Таким образом, культурные достижения первобытной эпохи послужили основой для дальнейшего развития мировой культуры.