Откуда произошли арабы. Происхождение арабов

(1) коренное население Ближнего Востока и северной Африки, говорящее на арабском языке и идентифицирующее себя с арабской культурой; (2) арабоязычные номады пустынь, бедуины. Второе значение термина по возрасту старше, поскольку впервые термин арабы стал употребляться для обозначения кочевников северной Аравии уже в 9 в. до н.э. Первое же значение, более широкое, более применимо к современным реалиям и соответствует практике ее использования большинством арабов.

Страны, большинство населения которых составляют арабы в широком смысле, образуют в своем единстве то, что стало называться сегодня арабским миром. В северной Африке это Мавритания, Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Судан и Египет, в западной Азии – Иордания, Сирия, Ливан и Ирак; в Аравии – Саудовская Аравия, Йемен и еще ряд других прибрежных государств. Небольшое число арабского населения имеется также в Израиле. Арабский мир насчитывает почти 130 млн. человек, из которых 116 млн. являются арабами.

Однако население арабского мира не имеет общего происхождения. Хотя ранняя история арабской культуры была связана с Аравийским полуостровом, с течением веков многие другие народы были арабизированы путем восприятия арабского языка и арабской культуры. Почти для всех из них арабизация шла через ислам – основную религию арабского мира. По своим физическим характеристикам арабы столь же разнообразны, как и по этническому происхождению. Арабского «расового типа» не существует. Часть арабов соответствует стереотипному описанию худощавых людей с «орлиным носом», темной кожей и черными волосами, но эти черты не являются типичными. Негроидные арабы похожи по внешнему виду на африканцев, обитающих в районах к югу от Сахары, а светлокожие арабы Магриба зачастую физически почти не отличаются от большинства европейцев.

Арабы подразделяются на три основные группы: бедуины-скотоводы, занимающиеся разведением овец, коз или верблюдов, крестьяне-земледельцы и жители городов. Кроме того, существует несколько небольших групп, ведущих иной образ жизни. Некоторые арабы живут в деревнях, несколько месяцев в году занимаясь земледелием, а в остальную часть года мигрируют вместе со своими животными. Одна из таких групп – суданские скотоводы баггара. Арабы болот дельты Тигра и Евфрата – рыболовы и охотники; основным занятием жителей прибрежных арабских деревень, особенно на Красном море, является морское рыболовство.

Издавна служа ареной смешения различных культур, торговых и других контактов между тремя континентами, арабский мир включает в себя и ряд неарабских меньшинств. Хотя на многие из них и оказали значительное влияние арабы, ни одно из них не считает себя арабами. К таким меньшинствам принадлежат потомки доарабских народов северной Африки, например, берберы и туареги, курды в Ираке, говорящие на языке, родственном персидскому, а также евреи, армяне и некоторые народы географической области Судан. Копты, христиане Египта, также говорят на арабском, но считают себя исконно доарабскими египтянами.

СКОТОВОДЫ-БЕДУИНЫ Большинство бедуинов живет в Аравии и в соседних пустынных районах Иордании, Сирии и Ирака, но часть бедуинов, настаивающих на своем арабском происхождении, проживает в Египте и в северной Сахаре. Точная численность бедуинов неизвестна, поскольку серьезных попыток проведения переписи этих кочевников не предпринималось. По приблизительным оценкам, их число составляет от 4 до 5 млн. человек.

Образ бедуина, часто считающегося самой колоритной фигурой среди арабов, во многом романтизирован европейцами и другими арабами. Многие видят в бедуинах «самых чистых» арабов, вплоть до 20 в. сохранивших неизменным образ жизни своих предков. В реальности же они, как и большинство народов, в ходе своей истории подвергаются непрерывному внешнему воздействию и изменениям.

Общество бедуинов. Бедуины ведут строго племенной образ жизни. Племя у бедуинов состоит из нескольких групп, считающих себя связанными родством по мужской линии и происходящими от общего предка мужского рода.

Племена могут насчитывать от нескольких сотен до пятидесяти тысяч членов. Каждая группа племени подразделяется на имеющие собственные наименования мелкие подгруппы со своими собственными общими предками и т.д. вплоть до подразделения из нескольких семей, называемого «хамула» (hamulah). Некоторые наиболее крупные племена насчитывают до пяти-шести уровней подобных подгрупп. «Хамула» состоит из ряда близкородственных семей, это может быть группа братьев или кузенов с их семьями, живущих вместе, пасущих свой скот вместе и остающихся вместе при перекочевках. Семья – это наименьшая социальная единица, состоящая из мужчины, его жены или жен, их детей и иногда включающая жен и детей сыновей этого мужчины.

Организация племени бедуинов подвижна. Его части нередко отпочковываются и соединятся вновь, время от времени к племени присоединяются чужаки. Но при этом сама идея родства остается неизменной, а генеалогии преобразуются через измышление новых родственных связей и другими способами в соответствии с изменениями, происходящими в составе племени или его подразделений.

Племя и каждая из его частей возглавляется шейхом, считающимся старшим по мудрости и опыту. В наиболее крупных подразделениях должность шейха может наследоваться в кругу определенных семей. Шейхи всех уровней осуществляют управление совместно с советом взрослых мужчин.

Бедуины отдают предпочтение бракам внутри «хамулы». Нередко это бывают родственные браки, поскольку все люди одного поколения в «хамуле» являются кузенами и кузинами. В идеальном случае браки организуются родителями молодой четы, а «приданое» для невесты обеспечивается семьей жениха. Несмотря на эти обычаи, поэзия бедуинов богата историями о тайной любви и побегах с возлюбленными.

Экономическая жизнь. Бедуины ведут кочевой образ жизни. Зимой, когда выпадают небольшие дожди, «хамулы» постоянно перекочевывают со стадами и отарами по пустыне в поисках воды и пастбищ. Большинство из них придерживается регулярной последовательности в посещении определенных колодцев и оазисов, т.е. участков плодородия в безжизненных пространствах пустыни. В совершенно сухое летнее время «хамулы» собираются вблизи племенных колодцев, где обеспечение водой более надежно. Каждое племя и его подразделения вынуждено защищать свои пастбищные земли, им часто приходится бороться за права на землю и воду. Некоторые шейхи бедуинов владеют целыми сельскохозяйственными районами, получая с них дань в дополнение к обычным средствам своего существования.

Бедуины признают два основных вида деятельности – разведение верблюдов и разведение овец и коз. Верблюдоводы считают себя стоящими выше овцеводов, и иногда вторые иногда платят дань первым. Овцеводы часто поддерживают тесные отношения с жителями деревень и городов, иногда нанимаясь к ним пастухами. Верблюдоводы, считающие себя единственными истинными арабами, стараются не прибегать к такому способу деятельности, усматривая в нем унижение своего достоинства. Для всех бедуинов верблюд – животное очень ценное как для верховой езды, так и для транспортировки грузов. Бедуинов-верблюдоводов это животное снабжает молоком для питания и шерстью для изготовления ткани, а также служит ценным предметом торговли.

Необходимость заставляет бедуинов самим производить часть нужных продуктов питания, но обычно они считают занятия такого рода унижающими их достоинство и поэтому вступают в бартерные отношения с деревенским и городским населением, предлагая шкуры, шерсть, мясо и молоко в обмен на зерно, финики, кофе и другие продукты, а также на фабричные ткани (которыми они дополняют свое собственное производство), металлическую посуду, орудия труда, огнестрельное оружие и боеприпасы. Бедуины мало пользуются деньгами.

Поскольку все их имущество должно легко умещаться на животных для частых перекочевок, то бедуины используют очень мало мебели. Их шатры быстро разбираются и состоят из широких полотнищ вязаной овечьей шерсти, укладываемых на остов из шестов и жердей.

Бедуинские мужчины. Мужчины у бедуинов занимаются уходом за животными и руководят операциями по перекочевкам. Они любят охоту и бои различных животных, достигая в этом большого искусства. Они часто оказываются вовлеченными в межплеменные и междоусобные разборки, связанные не только с вопросами собственности (например, права водопользования), но и с вопросами чести. Бедуины, как и большинство других арабов, очень чувствительны к проблемам чести и достоинства; их ущемление считается серьезным оскорблением и может привести к кровопролитию.

Случаи кровопролития бывают связаны также с нападениями на караваны и деревни с целью грабежа или вымогательства платы за так называемую «защиту». Однако в последнее время, когда самолеты и грузовики заменили собой верблюжьи караваны в качестве основной формы транспорта, а полицейские силы ближневосточных правительств стали эффективнее, такие рейды и нападения становятся более редкими.

Самой большой гордостью бедуина-мужчины является его конь. Знаменитая арабская лошадь используется, однако, главным образом для скачек и легких прогулок и никогда – для тяжелой работы. Она плохо приспособлена к условиям пустыни и служит в основном предметом престижа, доступным только тем мужчинам, которые могут позволить себе эту роскошь.

Бедуинки. Женщины бедуинов заняты делами по дому, иногда ухаживают за овцами и козами, но большую часть времени заботятся о детях, ткут материал для палаток и одежды и занимаются кухней. Хотя они сегрегированы обычно в меньшей степени, чем женщины деревень и городов, бедуинские женщины тщательно оберегаются от контактов с чужаками. Как правило, они живут в отдельной части семейного шатра, обозначаемой в арабском языке словом «гарем», и должны уходить туда при появлении незнакомцев.

Пища. Основным продуктом ежедневного рациона бедуинов служит верблюжье молоко в свежем виде или после специального сквашивания. Дополнением к нему являются финики, рис и изделия из пшеничной муки или из сорго. Мясо бедуины едят редко, по случаю праздников и других особых торжеств, для чего забивают овцу и жарят ее на открытом огне. Их любимыми горячими напитками являются чай и кофе.

Одежда. В стиле одежды бедуинов наблюдается значительное региональное разнообразие. Для Западной Африки типичны мужская верхняя одежда с капюшоном – «геллаба» и халат тоже с капюшоном – «бурнус». Далее на восток мужчины-бедуины носят длиннополое, похожее на ночную рубаху, одеяние – «галабею», а поверх него – просторный открытый спереди халат – «аба», для тех же, кто больше контактирует с деревнями, более характерен пиджак европейского стиля. Мужчины носят особый головной убор – «куфию», закрепленный на голове шнурковым кольцом – «агалем». Аба и куфию могут носить в свободно наброшенном виде или обернутыми вокруг тела и головы для защиты от непогоды. Женщины носят одежды, напоминающие «галабею» или платья с определенно выделенным лифом. Кроме того, они могут носить свободные шаровары и разнообразные жакеты или разного типа «аба». Волосы женщин всегда закрыты платком. У некоторых бедуинов женщины могут носить также «хаик» – особую занавеску для лица, а в других группах при появлении незнакомого мужчины женщины просто прикрывают лицо частью своего головного платка.

Религия. Среди бедуинов есть и христиане, и мусульмане-шииты, но большинство принадлежит номинально либо к мусульманам-ваххабитам, либо к мусульманам-суннитам. Бедуины не настолько религиозны, как мусульмане сел и городов, но при этом они регулярно совершают предписываемые исламом пять ежедневных молитв. Поскольку большинство бедуинов неграмотно, они не могут сами читать Коран и вынуждены полагаться на изустную передачу религиозных идей. Вместе со многими жителями деревень и городов они разделяют веру в дурной глаз и злых духов как причину болезней и несчастий, а также в целительные и защитные силы гробниц различных мусульманских святых.

АРАБСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ Около 70% арабов живет в деревнях. Большинство деревенских жителей – земледельцы, называемые по-арабски феллахами, но среди них есть также каменщики, плотники, кузнецы, пастухи, рыболовы, лавочники и люди других профессий. Деревенские дома из саманного кирпича или камня строятся тесно друг к другу без какого-либо ясно различимого плана. Вокруг домов располагаются поля, сады и виноградники. Степень плодородия земли везде разная, зато нехватка воды – явление повсеместное, поэтому для выживания требуется ирригация. Большой проблемой деревни является бедность, очень медленно уступающая воздействию современных социальных реформ и технических перемен.

Деревенское хозяйство. Наиболее важными культурами, выращиваемыми в деревнях, являются зерновые – пшеница и сорго, основным продуктом питания служит хлеб. Повсюду, где это возможно, выращиваются овощи. Другими важными культурами в разных регионах являются финики в оазисах пустынь, цитрусовые – на ливанском побережье, фиги, виноград, оливы, абрикосы, миндаль и другие фрукты – в предгорьях и других местностях, где вода бывает в большем достатке. В некоторых регионах, в частности, в Египте, важной товарной культурой является хлопок.

Арабы-земледельцы используют много хитроумных способов сохранения и распределения имеющихся у них ограниченных запасов воды. В некоторых случаях они направляют воду естественных потоков в сложную систему каналов и шлюзов, с помощью которых осуществляют выделение воды для пользователей, имеющих на нее право. Для подъема воды с одного уровня на другой могут использоваться водяные колеса. В последние годы создаются плотины для крупных ирригационных систем и производства гидроэлектроэнергии.

Часть земледельцев, особенно в горных местностях, являются независимыми владельцами земли, большинство же феллахов являются арендаторами, которые должны отдавать значительную часть производимого продукта владельцам земли. Обычно такие землевладельцы – горожане, но некоторые сильные шейхи бедуинов также являются крупными земельными собственниками. Некоторые землевладельцы дают крестьянам современную сельскохозяйственную технику, но большинство их весьма консервативно. Принадлежность земли собственникам, не живущим на ней, составляет в арабском мире серьезную социальную проблему, которую многие правительства пытаются решать разными способами.

Жители деревень часто поддерживают тесные отношения с бедуинами и с горожанами. Крестьяне обменивают с ними свою продукцию на услуги, товары или деньги. Некоторые земледельцы являются недавними выходцами из бедуинов и могут поддерживать семейные связи с ними. Еще более важной тенденцией является постоянная миграция земледельцев в города в поисках более высокооплачиваемой работы. Часть крестьян попеременно перемещается между деревней и городом, но постоянное городское население включает множество людей, родившихся в деревнях и поддерживающих свои связи с ними. Активный рост школьного образования, отмечаемый в арабских деревнях в 20 в., послужил фактором увеличения у сельских жителей стремления жить в городе.

Сельское общество. Большая часть хозяйств в арабской деревне состоит из семейной пары и их детей. В состав некоторых домохозяйств могут входить также жены сыновей и их дети. Однако взрослые братья и близкородственные кузены и их семьи чаще всего живут рядом. Как и в случае с бедуинами, несколько семей образуют «хамулу». Предпочтение отдается бракам внутри деревни. Арабы-мусульмане заключают браки также и внутри «хамулы», т.е. между кузенами и кузинами. Многие арабские крестьяне являются членами больших племенных групп, членство которых охватывает множество разных деревень. Несколько таких племен ведут свое происхождение от бедуинов.

У большинства арабских крестьян глубоко развито чувство принадлежности к своей деревне, жители которой обычно помогают друг другу в случае внешней угрозы. Их сплачивают также религиозные праздники или похороны. Большую часть времени, однако, деревенские жители оказываются разделенными на отдельные группировки, а в большинстве видов деятельности, касающейся общины в целом, наблюдается мало сотрудничества.

ГОРОДСКИЕ АРАБЫ Арабские города – это торговые, промышленные, административные и религиозные центры. Некоторые из них во многом похожи на европейские мегаполисы с большими зданиями, широкими улицами и напряженным автомобильные движением. В 20 в. арабские города выросли и изменились, особенно из-за притока мигрантов из деревень. Тем не менее, в некоторых более мелких городах и в старых районах крупных городов все еще можно наблюдать традиционный тип городской жизни.

Старый арабский город сохраняется сегодня почти прежним в таких городах, как столица Йемена Сана и в ряде других малых провинциальных центров. В таких крупных городах, как Алеппо в Сирии многое сохраняется от старого города, но современность все-таки в них преобладает. В метрополисе арабского мира Каире старый город окружен доминирующим новым, а в Бейруте (Ливан) следы старого города полностью стерты.

Традиционный город. Для традиционного арабского города и тех старых районов современных городов, которые все еще продолжают существовать, характерны узкие улочки и тесная застройка домов часто с лавками и мастерскими на первых этажах. Такие объединяющиеся по специализации лавки и мастерские образуют базары, называемые по-арабски «сук». На этих базарах торговцы и ремесленники демонстрируют товары, часто изготавливая их в маленьких лавках, открывающихся прямо на улицу. Хозяин лавки может пригласить покупателя на густой сладкий кофе, за чашкой которого ведется неспешная торговля по поводу какого-либо изделия из бронзы или ручной работы ковра. У многочисленных торговцев продуктами питания на базарах можно купить разнообразные сдобренные пряностями медовые кондитерские и мясные изделия со специями.

Четкого разделения на торговые и жилые районы в арабском городе не существует, хотя он зачастую отчетливо разделен на кварталы, каждый из которых служит общинам разного этнического происхождения, религии или торговой специализации. Основными общественными строениями являются религиозные здания и, иногда, фортификационные сооружения. Важными общественными центрами выступают кофейни, в которых мужчины пьют кофе, курят, играют в разные игры и обсуждают новости.

Современный город. Новые арабские города построены по образцу европейских не только физически, но и в плане муниципальной организации и институтов – таких как больницы, музеи, железные дороги, автобусные службы, радио и телевизионные станции, школы, университеты и фабрики. Каждый город отличается тем, насколько новые формы заместили собой старые, хотя старые традиции во многом находят продолжение в новых. Новые жилые районы, например, сохраняют традиционные мелкие лавочки и кофейни. Пригородных общин очень мало.

Городская социальная организация. В традиционном городе система муниципального управления не выходила далеко за пределы контроля рынков и содержания своего рода полиции. В центре забот и чувств горожан находились семья и религия, а не город как община. Семейная жизнь не отличалась по своему образу от сельской за тем исключением, что в ней существовали большие различия в уровнях богатства и социального статуса.

В 20 в. эта ситуация изменилась. Как и прежде, жители современного арабского города дорожат своими семьями и религией и идентифицируют себя с ними, но теперь оба этих чувства вынуждены конкурировать с лояльностью к государству. Построенная по образцам развитых стран система образования оказала мощное воздействие на средний и высший классы городов, в значительной мере заинтересованных в ослаблении требований, предъявляемых к ним со стороны семьи и религии, и в поощрении идеи социального равенства мужчин и женщин.

Положение женщин. В 20 в. положение арабских женщин, традиционно подчиненное по отношению к мужчинам, значительно изменилось, особенно в крупных городских центрах. Арабские страны быстро наращивают число школ для девушек, в большинстве арабских государств женщины имеют право голоса, а доступ к профессиональной деятельности для них становится все более открытым. Допускаемая исламом полигамия, практика которой была и ранее распространенной лишь среди меньшинства арабов, становится все более редким явлением. Более того, большинство арабских многоженцев имеют сейчас не более двух жен, а вовсе не гаремы, как живописуется в кинофильмах.

Однако сегодня даже в городах многие мусульманские женщины выходят на люди в чадрах, являющихся символом того, что женщина нуждается в обеспечении защиты от посторонних. В последние годы в связи с ростом фундаментализма в арабском мире число таких женщин возрастает, и даже многие европейские женщины, приезжающие в арабские и исламские страны, вынуждены выходить на улицу в исламской одежде.

ИСТОРИЯ История арабов трудно отделима от истории семитоязычных народов вообще. Исторические свидетельства из Месопотамии начинают отделять арабов от других их семитских соседей не ранее I тыс. до н.э. В то время арабы южной Аравии уже создали процветающие города и царства, такие, как Саба на южной оконечности Аравийского полуострова. Северные регионы Аравии были населены главным образом кочевниками-бедуинами, хотя в позднее дохристианское и раннее христианское время под римским влиянием более оседлым меньшинством севера были созданы два средней важности торговых царства – Петра и Пальмира. Северные и южные арабы были связаны торговыми путями через западную Аравию. Этот регион в эпоху христианства был населен горожанами и номадами, говорившими на арабском языке и считавшими свое происхождение восходящим к библейским патриархам (либо к сыну Авраама – Измаилу, либо к внуку Ноя – Ноктану), а в городе Мекка совершали богослужение идолам в храме, впервые построенном, предположительно, Авраамом.

К 5–6 вв. н.э. северная и южная аравийские цивилизации пришли в упадок. Однако, в начале седьмого века на торговца из Мекки Мухаммеда снизошло озарение начать проповедь откровений, послуживших созданию религии и общины ислами. При Мухаммеде и его преемниках, халифах, ислам охватил весь Ближний Восток. А через сто лет после смерти Мухаммеда территория распространения ислама простиралась уже от Испании через Северную Африку и юго-западную Азию до границ Индии. Хотя бедуины и содействовали его первоначальному распространению на Сирию и соседние с нею регионы, родоначальником ислама был горожанин, и в дальнейшем он развивался главным образом грамотными людьми города. При всем том, что многие аравийцы своей миграцией в другие регионы и содействовали распространению ислама, изначальным этапом было принятие в аравийские племена неаравийских новообращенцев, приобщавшихся к арабскому языку уже в ходе самого процесса. Позже арабский язык стал основным на территориях от Марокко до Ирака. Даже те, кто оставались по своей религии христианами или иудеями, принимали арабский в качестве своего основного языка. Таким образом большинство населения этого региона постепенно становилось арабами в широком смысле этого слова.

Распространение ислама обеспечивало арабам сеть полезных для них контактов, и вместе с зависимыми народами – христианами, евреями, персами и др. – они построили одну из величайших известных миру цивилизаций. Период с 8 по 12 вв. положил начало большой массе произведений великой арабской литературы в форме поэзии и прозы, блестящей традиции художества, тщательно разработанным и сложным юридическим кодексам и философским трактатам, богатой палитре географических и исторических исследований, а также большому прогрессу науки, особенно, в области астрономии, медицины и математики.

В первые века своего существования арабская империя была политически объединенной под властью халифов, но к середине десятого века началась ее фрагментация и вскоре она пала жертвой крестоносцев, монголов и турок. В 16 в. османские турки завоевали весь арабский мир, разделив его на провинции своей империи. В 19 в. англичане и французы фактически установили контроль над большей частью Северной Африки в то время как в Египте и Сирии нарастала волна требований арабской независимости.

В ходе Первой мировой войны англичане организовали восстание против Османской империи в Аравии. Арабы помогали англичанам в завоевании Сирии и Палестины в надежде на получение независимости после войны, но вместо этого попали под полные контроль англичан и французов. Требования независимости и объединения со стороны арабов возобновились. Европейское управление стимулировало модернизацию, но одновременно его результатом было расселение французов на лучших землях Алжира и европейских евреев в Палестине.

Во время Второй мировой войны и после нее все арабские народы за исключением палестинцев обрели в конечном счете полную независимость, хотя алжирцам удалось это сделать лишь после восьми лет войны с 1954 по 1962. С 1991 начали приводиться в действие различные соглашения между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП); в этих соглашениях намечаются в общих чертах меры для будущего палестинского самоуправления.

Найти "АРАБЫ " на

Во всём мире можно насчитать не одну сотню народов. Все они разной численности, у всех у них есть свои особые традиции, свой менталитет. Многие живут на какой-то своей обособленной территории, как, например, народы России или Африки. И как называется страна, где живут арабы?

Лига арабских государств

У этого народа длинная история, которая берёт своё начало десятки веков назад. Их предки жили на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В настоящее время ничего особенно не изменилось. Арабы и до сих пор живут на своей территории. Существует Лига арабских государств, в которую входит не одна страна, где живут арабы, а несколько, находящихся как раз на этой территории. Крупнейшие из них:

  • Саудовская Аравия.
  • Египет.
  • Алжир.
  • Ливия.
  • Судан.
  • Марокко.

В эту организацию входят двадцать два государства, где живут арабы, суммарное население которых превышает 425 млн человек! Для сравнения: население Европейского союза составляет примерно 810 млн человек. Не сильно большой разрыв, не правда ли? Особенно если учесть, что в Европе живет смешанное население: разные народы и народности. А арабы - единый народ.

Древний мир

Арабы живут не только на территории Африки и Ближнего Востока. Если точнее, то первые предки этой группы народов (а арабы - это именно группа народов) осели на

А первые арабские государства начали появляться ещё во второй половине второго тыс. до нашей эры. Причём уже тогда считалось, что там, где живут арабы, в какой стране - не так важно, государство будет одним из самых развитых. До них Древнему Риму и новой Европе тёмных времён было ещё очень далеко.

Современность

Сейчас, в двадцать первом веке, огромное количество представителей этого народа расселено по всему миру. Например, в Южной Америке суммарно живёт около 15 млн 100 тыс. человек. А конкретно:

  • в Бразилии - 9 млн человек;
  • в Аргентине - 4,5 млн человек;
  • в Венесуэле - 1,5 млн человек.

В вышеупомянутой Европе, где живут арабы, более шести с половиной миллионов представителей этой нации. Больше всего их во Франции: почти шесть миллионов. Даже в Азии есть огромное количество этнических арабов, которые расселены по всей территории региона.

Ислам и арабы

И, в общем-то, это неудивительно. Ведь примерно в начале седьмого века нашей эры человек, которого впоследствии все мусульмане будут называть пророком Мухаммедом, начал проповедовать религию ислам. На этой основе было создано государство Халифат.

Через 100 лет с момента основания оно уже раскинуло свои границы от берегов Испании до Юго-Западной Азии. Титульной, если выражаться современной терминологией, нацией этого государства была арабская. Арабский язык был государственным, а ислам был преимущественной религией.

Именно в результате таких политических и религиозных преобразований в Азии появились арабы. Но что интересно: именно арабская нация составляет большинство населения таких азиатских стран, где живут арабы, как:

  • Бахрейн.
  • Иордания и Ирак.
  • Йемен.
  • Катар и
  • Сирия.
  • Ливан.
  • Йемен.

По-прежнему основная религия арабов - мусульманство. В Сирии, Египте и Ливии есть немалое количество сторонников христианской религии. Но ислам не единая религия. Её последователи делятся как минимум на два направления: на последователей исламской религии суннитского и шиитского толка.

Культура этой группы народов тоже довольно интересна для изучения. Можно сказать, что арабская культура - чуть ли не одна из самых древних в мире. Когда в Европе начали собирать Крестовые походы, первым делом пошли туда, где живут арабские народы. Они уже тогда были одними из развитых стран.

Но мир не стоит на месте. Постоянно происходят какие-то микропереселения небольших народов и народностей. К тому же, по мнению многих авторитетных учёных, сейчас человечество переживает чуть ли не очередное Так что, кто знает, возможно, через пару веков основным местом проживания арабов будет не Ближний Восток и как это есть сейчас, а Австралия, Европа или Северная Америка. Кто знает, всё может произойти.

Берберы

Интересно, что родственным арабам народом являются берберы. Это народ, представители которого исповедуют преимущественно исламскую религию. Примерная численность берберов, если брать в учёт весь мир, составляет примерно 25 млн человек, основная часть которых живёт в Алжире и Марокко: в сумме получается около 20 млн человек - 10,7 млн в Алжире и 9,2 млн в Марокко. Этот народ можно назвать одним из крупнейших на территории Северной Африки.

В северной части Марокко, где живут арабы и берберы, основались амацирги, в южной части - шиллу, алжирские берберы - кабилы, туареги и шауйя. Туареги проживают на территориях таких стран, как:

  • Нигер.
  • Буркина-Фасо.
  • Мали.

Сами берберы себя так не называют. Такое название дали им европейцы, когда услышали их странный язык. Сразу можно провести аналогию с варварами, у которых сложилась примерно такая же ситуация.

Где живут берберы

Говорят берберы как на своём национальном, так и на арабском, и на французском. Возникает вопрос: откуда берберы знают французский? Ответ прост: Алжир и часть Марокко до недавнего времени были колониальными владениями Франции, и в самой стране проживает более 1,2 млн представителей берберского народа. А сам берберский язык делится на множество диалектов, на которых говорят в разных частях света.

Немалое количество берберов живёт на Канарских островах (900 тыс.) и в Ливии (260 тыс.). Что самое удивительное, представители этого народа живут даже в Канаде. Около 10 тыс. берберов живёт на территории Соединённого Королевства.

Несмотря на родственность с арабами, берберы придерживаются другой культуры, которая в некоторых аспектах коренным образом отличается от арабской. Но есть и ряд сходств. Вообще, у берберов в почёте гостеприимство. А закон гостеприимства, как известно, главный закон Востока.

У этого народа другие представления о материальных ценностях, нежели у европейцев. Золото берберы считают дьявольским металлом, в отличие от серебра. Куда выше, чем золото, оцениваются верблюды. Да-да, верблюды. Они считаются признаком богатства и достатка в роду.

Петр Порошенко пообещал, что не допустит сдачу России суверенитета ради газа. Об этом свидетельствует пресс-релиз на сайте администрации президента Украины.

Порошенко призвал не допускать снижения уровни жизни украинцев и потребовал от правительства не откладывать решение проблем с субсидиями на коммунальные платежи.

«Нельзя допустить, чтобы любые политиканы, пообещав, что газ - а раньше это был бензин, сахар, а еще до этого хлеб - будет бесплатным, будем раздавать. Мы этим уже наелись. Бесплатный сыр - только в мышеловке. Или в имперской столице, в Москве, куда надо было ездить для того, чтобы получать газ и сдавать суверенитет. Мы не допустим возврата к этим временам», - объявил он.

Кабинет министров Украины 19 октября принял решение о повышении цены на газ для населения с первого ноября на 23,5 процента в рамках договоренностей и требований МВФ. В правительстве также сообщили, что фонд требовал повышения цен на газ на 60 процентов, однако удалось договориться о компромиссном варианте для дальнейшего кредитования.

Депутат Рады рассказал о катастрофической ситуации на Украине


Украинская экономика находится в катастрофической ситуации, заявил депутат Верховной рады Вадим Рабинович в эфире телеканала «112 Украина».

«Дорогие украинцы, сегодня ситуация практически в экономике катастрофическая. На конец августа долг нашей страны - внешний долг - составлял 47,5 миллиарда долларов. Совокупный внешний долг наш и внутренний приблизился к 75 миллиардам. В проекте бюджета на следующий год главная статья расходов - это обслуживание внешнего долга. Это значит, что мы с вами, наши дети и внуки заложены вот в эти бюджеты, и мы должны пахать и пахать на эти МВФы, на этих сто человек, у которых, оказывается, растут зарплаты, доходы космическими какими-то…» - посетовал политик.

После событий 2014 года украинская экономика находится в упадке: ключевые отрасли не развиваются, останавливается работа крупнейших заводов. Киев пытается проводить экономические реформы, берет кредиты у МВФ, что в итоге сказывается на благосостоянии граждан: тарифы ЖКХ продолжают расти, а зарплаты и пенсии все еще на низком уровне.

Ситуация также ухудшается из-за беспрецедентного уровня коррупции, роста теневого сектора, разрыва экономических отношений с Россией и политики в отношении Донбасса.

Внешний долг Украины за 2016-2017 годы вырос на 18,9 и 10,9 процента соответственно, а всего за пять лет - с начала 2013 года до начала 2018-го - отношение госдолга к ВВП увеличилось почти вдвое: с 36,6 до 71,8 процента.

Постпред Украины в ООН обвинил Россию в поставке оружия на Донбасс из Крыма


Россия использует Азовское море для скрытых поставок оружия на Донбасс. Об этом во вторник во время открытого заседания СБ ООН заявил постпред Украины в организации Владимир Ельченко, сообщает Укринформ.

«Россия использует Азовское море как дополнительный канал для обеспечения своих сил на Донбассе оружием с территории Крыма», - сказал представитель Украины.

Ельченко также заявил, что Россия хочет создать в Азовском море так называемый «Крымский коридор».

«Угроза морского нападения из Азовского направления в случае крупномасштабного военного противостояния остается источником дестабилизации безопасности в Донецкой области», - заявил он.

Кроме того, постпред заявил, что Азовское море превратилось в еще один театр боевых действий России против Украины, в том числе в экономическом и торговом планах. По его словам, Россия за последние шесть месяцев остановила более 200 судов, следовавших в Бердянск и Мариуполь, что привело к огромным коммерческим потерям портов этих городов.

При этом Ельченко раскритиковал якобы «незаконно возведенный» Крымский мост, который, по его мнению, создает «барьеры для международной навигации».

«Высота моста над морем составляет всего 35 метров, и под ним могут пройти суда с осадкой менее 33 метров и длиной менее 160 метров. В результате суда Panamax и много судов Handymax теперь не могут проходить через Керченский пролив», - добавил он.

Членов экипажа судна «Норд» обменяли на украинских моряков

Экипаж российского рыболовецкого судна «Норд», который весной задержали киевские власти, обменяли на семерых украинских моряков. Об этом сообщил пресс-секретарь уполномоченного по правам человека в России Татьяны Москальковой Алексей Зловедов.

Обмен состоялся во вторник, российские моряки уже вернулись в Крым. Они сохранили флаг сейнера и привезли его с собой.

По словам Москальковой, члены экипажа «Норда» выехали в Керчь и скоро увидятся с родными. Она добавила, что самочувствие моряков хорошее.

«Рыбаки счастливы. Все это время они проживали на территории нашего посольства, у них была постоянная мобильная связь», - рассказала она.

С европейским институтом омбудсменов и его прогрессивными представителями будет обсуждаться дорожная карта решения этого вопроса, добавила она.

В случае с капитанами, по ее словам, требуются процессуальные решения, которые связаны с уголовными делами. Возвращение членов экипажа российского и украинского судов на родину этого не требовало, поскольку их не привлекали ни к административной, ни к уголовной ответственности.

Как сообщил руководитель адвокатского объединения «Могильницкий и партнеры», адвокаты которого представляют интересы крымских рыбаков, Максим Могильницкий, члены экипажа сейнера вернулись в Крым как граждане Российской Федерации, украинское гражданство их доказано не было.

«На руках у моряков были только российские паспорта. Ответ на вопрос о том, по каким же документам они пересекли границу, очевиден», - написал защитник на странице в Facebook.
Арест сейнера

Украинские пограничники в конце марта задержали в Азовском море рыболовецкое судно из Крыма с десятью членами экипажа. Все они - граждане России, однако Киев считает их украинцами. С тех пор судно стоит в бердянском порту.

Капитану «Норда» Владимиру Горбенко инкриминируют «нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее с целью причинения вреда интересам государства», за это предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

Ранее двоим морякам сейнера удалось вернуться в Россию, еще семерых сняли с рейса в Минск. В украинской прокуратуре при этом заявляли, что членов экипажа никто не удерживал, но крымские власти назвали такие утверждения лицемерными.

«Норд» украинские власти хотят выставить на аукцион, начальная цена лота - около 60 тысяч долларов.

арабы, арабы трахаются
عرب (ârab)

Численность и ареал

Всего: приблизительно 350 млн.
Лига арабских государств: 339 510 535
Бразилия Бразилия: 17 000 000-15 000 000
Аргентина Аргентина: 3 300 000-1 300 000
Франция Франция: 2 000 000-1 500 000
Венесуэла Венесуэла: 1 600 000
Индонезия Индонезия:87 227-5 000 000
Иран Иран: 2 000 000
Израиль Израиль: 1 414 000
США США: 1 400 345
Мексика Мексика: 1 066 825

Турция Турция:1 000 000

Испания Испания:800 000
Австралия Австралия:375 000
Россия Россия:9583

  • Москва Москва: 2358 (перепись 2010)
  • Санкт-Петербург Санкт-Петербург: 929 (перепись 2010)
  • Краснодарский край Краснодарский край: 530 (перепись 2010)
  • Рязанская область Рязанская область: 410 (перепись 2010)
  • Ростовская область Ростовская область: 408 (перепись 2010)
  • Воронежская область Воронежская область: 390 (перепись 2010)
  • Волгоградская область Волгоградская область: 299 (перепись 2010)
  • Татарстан Татарстан: 271 (перепись 2010)
  • Белгородская область Белгородская область: 127 (перепись 2010)
  • Новгородская область Новгородская область: 114 (перепись 2010)
Язык

Арабский, современный южноаравийский

Религия

ислам, христианство.

Расовый тип

европеоидная

Входит в

Ара́бы (араб. عرب‎‎‎) - группа народов семитской этноязыковой группы, населяющий государства Ближнего Востока и Северной Африки. Арабы говорят на арабском языке и используют арабское письмо. Численность арабов составляет около 350 млн человек. Более 90 % арабов исповедуют ислам, часть - христианство.

  • 1 История
  • 2 Группы арабов
    • 2.1 Бедуины
    • 2.2 Сельские жители
    • 2.3 Городские жители
  • 3 Язык
  • 4 Культура
  • 5 Арабский мир
  • 6 Места проживания
    • 6.1 Этнические арабы Центральной Азии
  • 7 Религия
  • 8 Эмиграция арабов
    • 8.1 История эмиграции арабов
  • 9 Галерея
  • 10 Примечания
  • 11 Литература
  • 12 Ссылки

История

Одежда арабских женщин, IV-VI вв. Одежда арабских мужчин, IV-VI вв.

Предки арабов - племена Аравийского полуострова. История арабов тесно связана с историей семитоязычных народов вообще. Согласно месопотамским историческим свидетельствам арабы начали отделяться от других семитских народов не ранее I тыс. лет до н. э. то время арабы южной Аравии уже создали процветающие города и царства (Саба и др.), а северные регионы Аравийского полуострова были населены главным образом кочевниками-бедуинами. С 1-го тыс. до н. э. по 1-го тыс. н. э. на территории проживания северных арабов существовали такие государства, как Пальмира (Тадмор), Набатея, Лихьян, Гассан и Лахм. Связь северных и южных арабов проходила торговыми путями через западную Аравию (Хиджаз). Жители этого региона говорили на арабском языке и считали свое происхождение восходящим к либо к сыну пророка Ибрахима - Исмаилу либо к внуку пророка Нуха - Ноктану. мекканском храме, Каабе, впервые построенном, предположительно, Ибрахимом, арабы-язычники совершали служение идолам.

К V-VI вв. цивилизации северных и южных арабов пришли в упадок. начале седьмого века мекканский торговец Мухаммед начал проповедовать новую религию (ислам) и создал свою общину (умма). Созданное Мухаммедом государство (Халифат) начало быстро распространяться и через сто лет стало простираться от Испании через Северную Африку и юго-западную Азию до границ Индии. С началом арабских завоеваний этноним арабов превращается в самоназвание аравийских племён, которые составили средневековую арабскую народность. Хотя бедуины и содействовали его первоначальному распространению ислама, и в дальнейшем он развивался главным образом грамотными городскими людьми. Миграция аравийцев привела к приобщению неаравийских новообращённых племен к арабскому языку. Арабский язык стал основным на территориях от Марокко до Ирака не только для мусульман, но и христиан и иудеев, принявших арабский в качестве своего основного языка. Постепенно население Северной Африки и Ближнего Востока становилось арабами в широком смысле этого слова.

Распространение ислама обеспечивало арабам сеть полезных для них контактов. Вместе с христианами, евреями, персами и др. они построили одну из величайших известных миру цивилизаций. период с VIII по XII век было создано большое количество произведений великой арабской литературы в форме поэзии и прозы, художественные произведения, юридические кодексы и философские трактаты. «золотой век ислама» произошёл большой прогресс науки, особенно, в области астрономии, медицины, географии, истории и математики.

В первые века своего существования Арабский халифат был политически объединён под властью халифов. К середине X века началась её фрагментация и падение под натиском крестоносцев, монголов и турок. XVI в. османские турки завоевали весь арабский мир и разделили его на провинции (вилает). XIX веке англичане и французы фактически установили контроль над большей частью Северной Африки.

В ходе Первой мировой войны англичане организовали антитурецкое восстание в Аравии. Надеясь получить независимость после войны, арабы помогали англичанам в завоевании Сирии и Палестины. первой половине XX века стали появляться всё более настойчивые требования независимости и объединения со стороны арабов. Европейцы стимулировали модернизацию, но одновременно с этим они проводили расселение французов на лучших землях Алжира и европейских евреев в Палестине.

После Второй мировой войны все арабские народы за исключением палестинцев обрели в конечном счете полную независимость. Алжирцы сделали это лишь после восьми лет войны с Францией с 1954 по 1962. С 1991 года между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП) начали приводиться в действие различные соглашения, в которых намечаются в общих чертах меры для будущего палестинского самоуправления.

Группы арабов

Арабы подразделяются на три основные группы: кочевники-скотоводы (бедуины), селяне-земледельцы (феллахи), жители сел и горожане, жители городов. Кроме того, существует несколько небольших групп арабов (например, суданские скотоводы баггара), которые в течение нескольких месяцев занимаются земледелием в деревнях, а в остальную часть года кочуют вместе со своими животными. Арабы, живущие в дельтах рек и в прибрежных районах Красного, Средиземного и других морей занимаются рыболовством.

Большинство арабов - селяне-феллахи, которые заняты пашенным земледелием, кочевым скотоводством и садоводством. Основа родо-племенной организации - линидж, который имеют общего предка по мужской линии. Несколько групп объединены в племя во главе с вождём.

Бедуины

Основная статья: Бедуины

Во 2-й половине 2-го тыс. до н. э. у аравийских племён начал складываться хозяйственно-культурный тип кочевников-верблюдоводов (бедуинов). Большинство бедуинов живёт на Аравийском полуострове, в пустынных районах Иордании, Сирии, Ирака, а также в Египте и в северной Сахаре. Приблизительная численность бедуинов составляет от 4 до 5 млн человек. Образ бедуина во многом романтизирован европейцами и другими арабами, считавших, что «самые чистые» арабы сохранили неизменным образ жизни своих предков. реальности же и бедуинов не обошли стороной внешние воздействия и изменения.

Общество

Бедуины ведут строго племенной образ жизни. Бедуинские племена, состоящие из нескольких семейств (бану), могут насчитывать от нескольких сотен до пятидесяти тысяч членов. Каждое семейство племени подразделяется на более мелкие подсемейства. Подразделение из нескольких семей называется «хамулой». Браки осуществляются по возможности внутри «хамулы». Семья является наименьшей социальной единицей в бедуинском племени.

К племени могут присоединяться или отпочковываться некоторые группы. Каждое племя и его часть возглавляется старшим по мудрости и опыту шейхом. Должность шейха может наследоваться.

Экономика

Бедуины ведут кочевой образ жизни. зимнее время «хамулы» постоянно кочуют по пустыне в поисках воды и пастбищ для скота. Летом «хамулы» собираются вблизи племенных колодцев. Племенам и семействам часто приходится бороться за права на землю и воду.

Бедуины занимаются разведением верблюдов или овец и коз. Верблюдоводы считают себя единственными истинными арабами, стоящими выше овцеводов. Верблюды снабжают своих хозяев молоком и мясом для питания и шерстью для изготовления ткани. Овцеводы часто поддерживают тесные отношения с жителями деревень и городов.

Бедуин-верблюдовод

Бедуины редко пользуются деньгами и часто вступают в бартерные отношения с деревенским и городским населением. обмен на шкуры, шерсть, мясо и молоко бедуины берут зерно, финики, кофе, фабричные ткани, металлическую посуду, орудия труда и т. д.

Бедуины живут в четырёхугольных палатках (шатрах), которые состоят из широких полотнищ вязаной овечьей шерсти, иногда из брезента, укладываемых на остов из шестов и жердей. Всё их имущество легко умещается на животных.

Мужчины и женщины

Мужчины-бедуины руководят процессом перекочёвок и занимаются уходом за животными. Они любят охотиться и устраивать бои различных животных. Бедуины часто оказываются вовлеченными в межплеменные и междоусобные разборки, связанные с вопросами собственности, чести и т. д. Распространённые ранее случаи кровопролития, связанные с нападениями на караваны и деревни с целью грабежа или вымогательства, в последнее время становятся более редкими.

Гордостью бедуина - конь, используется главным образом для скачек и легких прогулок. Арабская лошадь плохо приспособлена к условиям пустыни, её никогда не используют для тяжелой работы. и служит в основном предметом престижа.

Женщины занимаются домашними делами, заботятся о детях, ткут материал для палаток и одежды. Иногда они ухаживают за овцами и козами. Женщины, как правило, живут в отдельной части семейного шатра (гарем). Они тщательно оберегаются от контактов с чужаками и при появлении незнакомцев должны уходить в свою часть шатра.

Пища и одежда Бедуинский шейх

Бедуины в основном питаются свежим верблюжьим молоком или молоком после специального сквашивания. Кроме молока, в рацион их питания входят финики, рис, пшеничные, ячменные, просяные или кукурузные лепёшки. Мясо бедуины едят редко, по случаю праздников и других особых торжеств. Любимые горячие напитки бедуинов - чай и кофе.

В стиле одежды бедуинов разных регионов наблюдается значительное разнообразие. Для бедуинов магриба характерна мужская верхняя одежда (геллаба) и халат (бурнус) с капюшоном. Восточные бедуины носят длиннополое одеяние (галабея), поверх которого одевается просторный открытый спереди халат (аба). Мужчины носят куфию, закрепленный на голове шнурковым кольцом (агалем). Женщины-бедуинки носят одежды, которые напоминают «галабею» или платья с определенно выделенным лифом, а также свободные шаровары и разнообразные жакеты или разного типа «аба». На голове женщины обязательно должен быть платок. У некоторых бедуинов женщины могут носить также особую занавеску для лица (хаик).

Религия

Большинство бедуинов принадлежит к мусульманам-суннитам. Есть среди них и христиане и мусульмане-шииты. отличие от жителей сёл и городов, бедуины не настолько религиозны, но при этом они регулярно совершают предписываемые исламом пять ежедневных молитв. Поскольку большинство бедуинов неграмотно, они не могут самостоятельно читать Коран и вынуждены полагаться на его изустную передачу.

Сельские жители

См. также: Феллах Шарль Глейр, Три феллаха, 1835

Около 70 % арабов живёт в деревнях. Большой проблемой для них является бедность. Большинство деревенских жителей - земледельцы (феллах). Дома крестьян относятся к различным вариантам средиземноморского типа, построенных из саманного кирпича, камня, циновок и т. д. Вокруг домов располагаются поля, сады и виноградники. Из-за нехватки воды деревенские жители вынуждены строить оросительные каналы.

Деревенское хозяйство.

В деревнях чаще всего выращивают зерновые культуры (пшеница и сорго) и овощи. Основной продукт питания - хлеб, каши из различных зерновых, молочные продукты, зелень, овощи и т. д. зависимости от региона арабы также выращивают: финики (в оазисах пустынь); цитрусовые (на ливанском побережье); абрикосы, виноград, миндаль, оливы и т. д. (в предгорьях). Египте и некоторых других регионах важной товарной культурой является хлопок. Многие арабы-мусульмане соблюдают пищевые предписания ислама, постятся в месяц Рамадан, не пьют алкогольные напитки и не едят свинину.

Иногда для орошения арабы-земледельцы направляют воду естественных потоков в сложную систему каналов и шлюзов, осуществляя выделение воды для пользователей, имеющих на неё право. Если раньше для подъёма воды с одного уровня на другой использовались водяные колеса, то в последние годы для этих целей создаются плотины.

Большинство земледельцев являются арендаторами, отдающими значительную часть производимого продукта владельцам земли. горных местностях высока доля независимых владельцев земли. Крупными земельными собственниками обычно являются горожане и бедуинские шейхи. Проблема принадлежности земли собственникам, не живущим на ней, решается правительствами арабских стран различными способами.

Сельские жители часто поддерживают тесные отношения с бедуинами и с горожанами. Они обменивают с ними свою продукцию на товары или деньги. Некоторые земледельцы имеют бедуинские корни и могут поддерживать семейные связи с ними. поисках более высокооплачиваемой работы жители деревень всё чаще мигрируют в города. Часть из них попеременно перемещается между деревней и городом. Одним из фактором увеличения у сельских жителей стремления жить в городе является активный рост школьного образования, начавшийся в арабских деревнях в XX веке.

Сельское общество

Домашние хозяйства в арабских деревнях чаще всего состоят из семейной пары и их детей. них также могут входить жены сыновей и их дети. Близкие родственники и их семьи чаще всего живут рядом. Несколько семей образуют «хамулу». Браки могут заключаться как внутри «хамулы», так и внутри деревни. Многие арабские крестьяне являются членами больших племенных групп, состоящих из жителей множество разных деревень. Некоторые племена ведут свое происхождение от бедуинов.

У большинства арабских земледельцев глубоко развито чувство принадлежности к своей деревне. случае внешней угрозы они обычно помогают друг другу. Однако в большинстве видов деятельности, касающейся общины в целом, сотрудничества между ними наблюдается мало.

Городские жители

Арабские города являются административными, торговыми, промышленными и религиозными центрами. Некоторые города во многом похожи на европейские мегаполисы. XX веке из-за притока мигрантов из деревень многие арабские города заметно выросли и изменились. Однако, в старых районах крупных городов и в некоторых более мелких городах можно увидеть традиционный тип городской жизни.

В настоящее время старый арабский город сохраняется почти прежним Сане (Йемен) и в ряде других малых провинциальных центров. таких крупных городах, как Алеппо (Сирия) преобладает современность, в Каире (Египет) старый город окружен доминирующим новым, а в Бейруте (Ливан) полностью стерты следы старого города.

Традиционный и современный город

Для традиционного арабского города характерны узкие улочки и тесная застройка домов. На первых этажах часто расположены лавки и мастерские. Объединяющиеся по специализации лавки и мастерские образуют базары (сук), на которых торговцы и ремесленники демонстрируют товары. У многочисленных торговцев продуктами питания на базарах можно купить разнообразные кондитерские и мясные изделия.

Четкого разделения города на торговые и жилые районы не существует. Арабские города обычно разделены на кварталы по этническому или религиозному принципу, или же по торговой специализации. Основные общественные строения - религиозные здания (мечети, медресе и т. д.), реже - фортификационные сооружения.

Новые арабские города построены по образцу европейских. Арабские города отличается тем, насколько новые формы заместили собой старые. новых жилых районах можно увидеть традиционные мелкие лавочки и кофейни.

Городская социальная организация

Система муниципального управления традиционного города не выходила далеко за пределы контроля рынков и содержания полиции. Горожане больше заботились не о городе как общине, а о семье и религии. Семейная жизнь в городе не отличалась по своему образу от сельской.

В XX веке забота о семьях и религии вынуждены конкурировать с лояльностью к государству. Построенная система образования оказала мощное воздействие на средний и высший классы городов. Эти классы были заинтересованны в поощрении идеи социального равенства мужчин и женщин и в ослаблении требований, предъявляемых к ним со стороны семьи и религии.

Положение женщин.

В XX веке положение арабских женщин в крупных городских центрах значительно изменилось. большинстве арабских государств они имеют право голоса, для них строятся школы и профессиональные учебные заведения. Разрешённое в исламе многожёнство, которое и раньше было редким явлением, становится все менее распространенным. Большинство арабских многоженцев сейчас имеют не более двух жен. городах многие мусульманки ходят в хиджабах, которые является символом того, что женщина нуждается в обеспечении защиты от посторонних.

Язык

См. также: Арабский язык и Разновидности арабского языка

Арабский язык относится к южной подгруппе западно-семитской группы афразийской семьи. Письменность на основе арабского алфавита. Литературный арабский язык, распространённый среди всех арабов, имеет диалектные варианты: иракский, йеменский и т. д. Современные разговорные арабские диалекты распадаются на важнейшие группы (аравийские, иракские, сиро-ливанские, египетские и др.

Культура

Зиряб играет на Уде для девушек.

Арабская архитектура и их декоративно-прикладное искусство оказали большое влияние на мировую культуру. одежде южных арабов характерны запашные юбки (фута) и головные повязки. Для центральноаравийских арабов характерны распашные плащи без рукавов (аба), долгополые рубахи с длинными рукавами, головные платки. Разница между одеждой мужчин и женщин часто состоит в отделке и способе ношения. У бедуинок бытует татуировка хной и раскрашивание различных частей тела (лица, ладоней, ступней и т. д.). одежде современных арабов сочетаются арабские, иранские, турецкие и европейские элементы.

Богатый арабский фольклор стал источником классической арабской поэзии. Основные музыкальные инструменты - бубен, барабаны, лютня, ребаб и т. д.

Арабский мир

Государства-участники Лиги арабских государств Основная статья: Арабский мир

Термин арабы стал употребляться для обозначения кочевников-бедуинов северной Аравии уже в IX в. до н. э. Арабский мир включает в себя страны, в которых большинство населения составляют арабы: Алжир, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Саудовская Аравия, Сирия, Судан и Тунис. странах арабского мира проживают почти 130 млн человек, 116 млн из которых являются арабами.

Несмотря на то, что ранняя история арабской культуры была связана с Аравийским полуостровом, население арабского мира не имеет общего происхождения. течение многих веков на Ближнем Востоке и в Северной Африки шла арабизация многих народов, главным образом через ислам. Арабы относятся в основном к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы. К югу от Сахары проживают негроидные арабы.

Арабский мир включает в себя и ряд неарабских меньшинств, к которым относятся, например, берберы и туареги, иракские курды, евреи, армяне, копты и др.

Ниже приводится перечень стран, которые принято включать в арабский мир.

Государство Территория
(км²)
Население
(чел.)
Столица
Алжир 2 382 741 33 769 668 Алжир
Бахрейн 695 718 321 Манама
Джибути 22 000 476 703 Джибути
Египет 997 739 81 713 520 Каир
Западная Сахара 252 120 393 831 Эль-Аюн
Йемен 536 869 23 013 376 Сана
Иордания 97 740 6 173 579 Амман
Ирак 435 317 28 221 180 Багдад
Катар 11 437 824 789 Доха
Коморы 2 170 798 000 Морони
Кувейт 17 818 2 596 799 Эль-Кувейт
Ливан 10 452 3 971 941 Бейрут
Ливия 1 775 500 6 173 579 Триполи
Мавритания 1 030 700 3 364 940 Нуакшот
Марокко 458 730 34 343 220 Рабат
Объединённые Арабские Эмираты 77 700 4 621 399 Абу-Даби
Оман 212 457 3 311 640 Маскат
Палестина 6 257 3 907 883 Рамалла
Саудовская Аравия 1 960 582 28 146 656 Эр-Рияд
Сирия 185 180 19 747 586 Дамаск
Сомали 637 657 9 800 000 Могадишо
Судан 1 866 068 30 894 000 Хартум
Тунис 163 610 10 383 577 Тунис

Места проживания

Наибольшее число арабов проживает в Азии и Африке.

В Африке: мавританцы (Мавритания), сахарцы (Западная Сахара), марокканцы (Марокко), алжирцы (Алжир), тунисцы (Тунис), ливийцы (Ливия), суданцы (Судан), египтяне (Египет), шува (Нигерия, Чад, Камерун, ЦАР, Судан).

В Азии: палестинские арабы (живут в Палестине, беженцы в Иордании, Ливане, Сирии и других странах), израильские арабы (Израиль), ливанцы (Ливан), иорданцы (Иордания), сирийцы (Сирия), иракцы (Ирак), ахвази (Иран), кувейтцы (Кувейт), бахрейнцы (Бахрейн), эмиратцы (ОАЭ), йеменцы (Йемен), катарцы (Катар), оманцы (Оман), саудовцы (Саудовская Аравия).

Арабы живут также в Турции (en:Arabs in Turkey), Узбекистане, Афганистане (афганские арабы), Индонезии (en:Arab Indonesians), Индии (en:Arab (Gujarat), чауш) и Пакистане (en:Arabs in Pakistan, en:Iraqi biradri), Сингапуре (en:Arab Singaporean), на Филиппинах (en:Arab settlement in the Philippines) и других странах.

Арабы-эмигранты есть в Западной Европе, Северной и Южной Америке, Западной и Южной Африке, Австралии и др.

Этнические арабы Центральной Азии

Основная статья: Арабы среднеазиатские См. также: Арабы в Таджикистане

Среднеазиатские арабы расселены небольшими группами среди узбеков, таджиков и туркмен, постепенно ассимилируясь ими; основная масса живёт в Бухарской и Самаркандской области Узбекистана. Говорят на языке страны проживания, но частично сохранилось таджикизированное месопотамское наречие арабского языка. Считают себя потомками племён, переселённых в Среднюю Азию Тимуром; лингвистические и антропологические данные говорят о том, что они переселились на правобережье Аму-Дарьи из Северного Афганистана. Численность неуклонно сокращается: 21 793 чел. в 1939 году, 8 тысяч в 1959, около 4 тысяч в 1970. Кроме того, выделяют своё родовое происхождение ходжа (перс. «хозяин», «господин»).

Ислам распространяли помимо самих арабов также и оседлые тюркоязычные мусульмане, принявшие ислам раньше кочевых тюрков. Кроме этого, лиц из других тюркских племён приписывали к роду «ходжа» за прекрасные знания ислама, что говорит о происхождении «ходжа» не как родоплеменного образования, а скорее как смешанного родоплеменного и кастового образования, имевшего в качестве одного из многих своих предков также и арабов. Вместе с тем, наряду с ходжа имеется сословие саййид (араб. «господин», «хозяин»). Представители данного сословия возводят свою генеалогию к Хазрету Али, двоюродному брату и зятю пророка Мухаммеда. Сейиды ведут свой род от Хусейна, сына Али ибн Абу Талиба и дочери Мухаммеда Фатимы.

Религия

Большинство арабов исповедуют ислам суннитского толка. Арабы-шииты проживают главным образом в Иране, Ираке, Сирии (друзы и нусайриты), Ливане, Кувейте, Бахрейне, ОАЭ, Саудовской Аравии, Йемене и др. арабских странах Персидского залива и в Северной Африке проживают ибадиты. Среди арабов-христиан - марониты и православные Ливана, мелькиты Ливана, Сирии, Иордании и др.

Эмиграция арабов

Арабы относятся к числу наиболее многочисленных народов мира, наряду с китайцами наиболее распространены в таких странах (в качестве мигрантов): Франция, США (см. также Американцы арабского происхождения), Испания, Япония, Южная Корея, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия, Австралия, Индонезия, Великобритания, Швеция, Эстония, Украина, Монголия, Грузия, Ирландия, Норвегия, Дания, Германия, Австрия, Новая Зеландия, ЮАР, Казахстан, Малайзия, Италия и Финляндия. этих странах общее число арабов превышает 45 миллионов человек, значительное число их приходится во Франции (6-8 млн). Быстро растет арабская община в Японии, Финляндии, Корее, США, Канаде и Австралии. России живёт 10 тысяч арабов, что является самой малочисленной иммигрантской группой арабов.

История эмиграции арабов

Галерея

    Арабская семья в Рамалле, 1905

    Христианский мученик св. Або, покровитель города Тбилиси

    Имам Мухаммад Абдо

    Мозаика гассанидской лошади, 700 г. н. э.

    Арабеска византийских времён, Гассаниды

    Арабская каллиграфия в Иерусалиме

Примечания

  1. Iran Overview from British Home Office
  2. Israel in Figures 2007, Israeli Central Bureau of Statistics, 2007.
  3. U.S. Census Bureau: Population by Selected Ancestry Group and Region: 2005
  4. WorldStatesmen.org - Mexico
  5. Helen Chapin Metz, ed. Turkey: A Country Study. - Washington: GPO for the Library of Congress, 1995.
  6. (недоступная ссылка - история)
  7. Kister M. J. Ķuāḍa // Encyclopaedia of Islam. Edited by: P. Bearman , Th. Bianquis , C.E. Bosworth , E. van Donzel and W.P. Heinrichs. Brill, 2008. Brill Online. 10 April 2008. Оригинальный текст (англ.)

    The name is an early one and can be traced in fragments of the old Arab poetry. The tribes recorded as Ķuḍā"ī were: Kalb , Djuhayna , Balī, Bahrā" , Khawlān , Mahra , Khushayn, Djarm, "Udhra , Balkayn , Tanūkh and Salīh.

  8. Serge D. Elie Hadiboh: From Peripheral Village to Emerging City, Chroniques Yéménites: Оригинальный текст (англ.)

    In the middle, were the Arabs who originated from different parts of the mainland (e.g., prominent Mahrî tribes10, and individuals from Hadramawt, and Aden)». Footnote 10: «Their neighbours in the West scarcely regarded them as Arabs, though they themselves consider they are of the pure stock of Himyar.

  9. Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 1949-1992.
  10. Арабы - статья из Большой Советской Энциклопедии - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
  11. Энциклопедия «Народы мира». - ОЛМ А. - М, 2007. - С. 52. - 640 с. - ISBN 978-5-373-01057-3.
  12. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Etnolog.ru
  13. 1 2 3 4 5 6 7 Арабы в энциклопедии «Кругосвет» стр.5
  14. 1 2 3 Арабы в энциклопедии «Кругосвет» стр.6
  15. 1 2 3 4 5 6 Арабы // «Энциклопедия Кругосвет». стр.1
  16. 1 2 3 4 5 6 7 Арабы в энциклопедии «Кругосвет» стр.2
  17. 1 2 3 4 5 6 7 Арабы в энциклопедии «Кругосвет» стр.3
  18. 1 2 3 4 5 6 7 8 Арабы в энциклопедии «Кругосвет» стр.4
  19. Сахарская Арабская Демократическая Республика признана 60 государствами-членами ООН. Она не входит в Лигу арабских государств и признается не всеми её членами. Бо́льшая часть территории Западной Сахары находится под контролем Марокко.
  20. Государство Палестина признаётся 135 государствами - членами ООН, в том числе всеми арабскими странами и всеми членами Лиги арабских государств.
  21. 1 2 3 Советская историческая энциклопедия. М., 1973-1982. Ст. «Арабы среднеазиатские»
  22. 1 2 Большая советская энциклопедия. 2-е изд., М., 1950. Т. 2, с. 598
  23. Tопонимы Угам-Чаткальского Национального Парка
  24. Arabs (англ.). LookLex Encyclopaedia. Проверено 19 февраля 2011. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.

Литература

  • Беляев Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. - М.: Наука; Глав. ред. восточной лит-ры, 1966. - 279 с.
  • Бодянский В. Л. Восточная Аравия: история, география, население, экономика. - М.: Наука; Глав. ред. восточной лит-ры, 1986. - 338 с.
  • Крымский А. Е. История арабов и арабской литературы светской и духовной: 2 т. - М., 1918.
  • Першиц А. И. Арабы Аравийского полуострова. - Гос. изд-во географической лит-ры, 1958. - 54 с.
  • Пиотровский М. Б. Южная Арабия в ранее средневековье: становление средневекового общества. - М.: Наука; Главная Редакция восточной литературы, 1985. - 223 с.
  • Шагаль В. Э., Алпатов В. М. Арабский мир. - М.: ИВ РАН, 2001. - 287 с.
  • Шумовский Т. А. Арабы и море. - М.: Наука, 1964. - 190 с.

Ссылки

  • Арабы // «Энциклопедия Кругосвет».
  • Арабы. Etnolog.ru. Проверено 17 февраля 2014.
  • Arabinform - новости арабского мира

арабы, арабы в испании, арабы дрифт видео, арабы дрифтует, арабы как женятся, арабы песня, арабы построят город, арабы приколы, арабы трахаются, арабы фото

Арабы Информацию О

Вконтакте

Арабы говорят на арабском языке и используют арабское письмо. Численность арабов составляет около 350 млн человек. Более 90% арабов исповедуют ислам, часть - христианство.

История

В библейские времена

В библейские времена арабы назывались заведеями.

«Тогда Ионафан обратился на Арабов, называемых Заведеями, поразил их и взял добычу их»

«Когда же они отошли оттуда на девять стадий, направляясь против Тимофея, то напали на них Арабы, не менее пяти тысяч и пятисот всадников. Сражение было жестокое, и когда бывшие с Иудою при помощи Божией одержали победу, то потерпевшие поражение номады Арабы просили Иуду о мире, обещая доставлять им скот и в другом быть полезными им»

- 2 Макк.12:10-11

Braun & Schneider , Public Domain

В Библейской энциклопедии Брокгауза (М., 1999):

«Библия знает арабов как кочующее племя семитского происхождения, а также как потомков Измаила» (с. 47).


Braun & Schneider , Public Domain

Иосиф Флавий многократно упоминает арабов (начиная с эпохи патриархов):

«Между тем Иуда, также один из сыновей Иакова, увидел арабских купцов из племени измаильского, которые везли пряности и другие сирийские товары в Египет из Галаада, и дал, ввиду отсутствия Рувила, братьям совет - вытащить Иосифа и продать его арабам, потому что таким образом Иосиф умрет на чужбине среди иностранцев, а они сами не запятнают рук своих его кровью»

Иудейские древности, кн. 2.3:3

IV-XX вв.

Древние семитские племена, из которых впоследствии сложился древнеарабский народ, занимали территорию Аравийского полуострова. Первые арабские государственные образования возникли на северной границе Аравии, а также в Центральной Аравии (Киндитское царство, государства Лахмидов и Гасанидов).


Matson service photographer , Public Domain

К V–VI в. арабские племена составляли большинство населения Аравийского полуострова. В первой половине VII в. с возникновением ислама начались арабские завоевания, в результате которых был создан Халифат, занявший обширные территории от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до центральной Сахары. Арабские учёные славились как великолепные врачи и математики.

В Северной Африке население, говорившее на близких арабскому семито-хамитских языках, сравнительно быстро арабизировалось, восприняв язык и многие элементы культуры завоевателей.


Al Jazeera English , CC BY-SA 2.0

Одновременно происходил и обратный процесс усвоения арабами некоторых элементов культуры покорённых народов, в частности, в странах Закавказья, таких, как Лазика, Картли и Армения; а также в Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, восточная Туркмения), Испании, Португалии, Сицилии, южной Италии и Пакистанской Индии.


Imperio Reséndiz , Public Domain

Арабский халифат к X в. в результате сопротивления завоёванных народов и роста феодального сепаратизма распался на отдельные части.

В XVI в. арабские страны Передней Азии (кроме значительной части Аравийского полуострова) и Северной Африки (за исключением Марокко) вошли в состав .


Matthew Yohe , CC BY-SA 3.0

Начиная с XIX в. арабские земли подверглись колониальным захватам и стали колониями и протекторатами Великобритании, Франции, Италии, Испании.

К настоящему моменту все они (за исключением Западной Сахары и ) являются самостоятельными государствами.

Места проживания

Наибольшее число арабов проживает в Азии и Африке.

В Африке: мавританцы (Мавритания), сахарцы (Западная Сахара), марокканцы (Марокко), алжирцы (Алжир), тунисцы (Тунис), ливийцы (Ливия), суданцы (Судан), египтяне (Египет), шува (Нигерия, Чад, Камерун, ЦАР, Судан).

В Азии: палестинские арабы (живут в Палестине, беженцы в Иордании, Ливане, Сирии и других странах), израильские арабы (Израиль), ливанцы (Ливан), иорданцы (Иордания), сирийцы (Сирия), иракцы (Ирак), ахвази (Иран), кувейтцы (Кувейт), бахрейнцы (Бахрейн), эмиратцы (ОАЭ), йеменцы (Йемен), катарцы (Катар), оманцы (Оман), саудовцы (Саудовская Аравия).

Арабы живут также в Турции (en:Arabs in Turkey), Узбекистане, Афганистане (афганские арабы), Индонезии (en:Arab Indonesians), Индии (en:Arab (Gujarat), чауш) и Пакистане (en:Arabs in Pakistan, en:Iraqi biradri), Сингапуре (en:Arab Singaporean), на Филиппинах (en:Arab settlement in the Philippines) и других странах.


W. Bengough , Public Domain

Арабы-эмигранты есть в Западной Европе, Северной и Южной Америке, Западной и Южной Африке, Австралии и др.

Этнические арабы Центральной АзииСреднеазиатские арабы расселены небольшими группами среди узбеков, таджиков и туркмен, постепенно ассимилируясь ими; основная масса живёт в Бухарской и Самаркандской области Узбекистана.

Говорят на языке страны проживания, но частично сохранилось таджикизированное месопотамское наречие арабского языка. Считают себя потомками племён, переселённых в Среднюю Азию Тимуром; лингвистические и антропологические данные говорят о том, что они переселились на правобережье Аму-Дарьи из Северного Афганистана.


unknown , Public Domain

Численность неуклонно сокращается: 21 793 чел. в 1939 году, 8 тысяч в 1959, около 4 тысяч в 1970.

Кроме того, выделяют своё родовое происхождение ходжа (перс. хозяин, господин). Ислам распространяли помимо самих арабов также и оседлые тюркоязычные мусульмане, принявшие ислам раньше кочевых тюрков.

Кроме этого, лиц из других тюркских племён приписывали к роду «ходжа» за прекрасные знания ислама, что говорит о происхождении «ходжа» не как родоплеменного образования, а скорее как смешанного родоплеменного и кастового образования, имевшего в качестве одного из многих своих предков также и арабов. Вместе с тем, наряду с ходжа имеется сословие сейид (араб. ‘господин, хозяин’).

Представители данного сословия возводят свою генеалогию к Хазрету Али, двоюродному брату и зятю пророка Мухаммеда. Сейиды ведут свой род от Хусейна, сына Хазрета Али и дочери Мухаммеда Фатимы.

Фотогалерея