Никогда не снимал папаху 8 букв. Владимир зельдин с особым трепетом хранил кавказскую папаху, подаренную ему танцором махмудом эсамбаевым

Папаха – символ чести. У чеченцев издревле почитали головной убор - как женского, так и мужского. Шапка у чеченца - символ чести и достоинства - является частью костюма. «Если голова цела, на ней должна быть папаха»; «Если тебе не с кем посоветоваться, посоветуйся с папахой» - эти и подобные пословицы и поговорки подчеркивают важность и обязательность папахи для мужчины. За исключением башлыка, головные уборы не снимали и в помещении. При поездке в город и на важные, ответственные мероприятия, как правило, надевали новую, праздничную папаху. Поскольку шапка всегда была одним из основных предметов мужской одежды, для молодых людей стремились приобрести красивые, праздничные папахи. Их очень берегли, хранили, заворачивая в чистую материю. Сбить с кого-либо папаху считалось невиданным оскорблением. Человек мог снять папаху, оставить ее где-то и ненадолго уйти. И даже в таких случаях никто не имел права ее трогать, понимая, что будет иметь дело с ее хозяином. Если чеченец снимал в споре или ссоре папаху и ударял ею о землю - это означало, что он готов идти на все, до конца. Известно, что у чеченцев женщина, снявшая и бросившая свой платок к ногам насмерть дерущихся, могла остановить схватку. Мужчины, наоборот, не могут снимать папаху даже в такой ситуации. Когда мужчина просит кого-либо о чем-нибудь и снимает при этом папаху, то это считается низостью, достойной раба. В чеченских традициях есть только одно исключение по этому поводу: папаху можно снять только тогда, когда просят о прощении кровной мести. Махмуд Эсамбаев - хорошо знал цену папахи и в самых необычных ситуациях заставлял считаться с чеченскими традициями и обычаями. Он, разъезжая по всему миру и будучи принят в самых высших кругах многих государств, ни перед кем не снимал свою папаху. Махмуд никогда, ни при каких обстоятельствах не снимал знаменитую на весь мир папаху, которую сам он называл короной. Эсамбаев был единственным депутатом Верховного Совета СССР, который на всех сессиях высшего органа власти Союза сидел в папахе. Очевидцы рассказывают, что глава Верховного Совета Л.Брежнев перед началом работы этого органа внимательно смотрел в зал, и, увидев знакомую папаху, говорил: «Махмуд на месте, можно начинать». М. А. Эсамбаев, Герой социалистического труда, народный артист СССР. Делясь с читателями своей книги «Мой Дагестан» об особенностях аварского этикета и о том, как важно иметь всему и вся собственную индивидуальность, неповторимость и оригинальность, народный поэт Дагестана Расул Гамзатов подчеркивал: «Есть на Северном Кавказе всемирно известный артист Махмуд Эсамбаев. Он танцует танцы разных народов. Но он носит и никогда не снимает с головы свою чеченскую папаху. Пусть разнообразны мотивы моих стихов, но пусть они ходят в горской папахе».

На Кавказе проживают представители разных народов. Здесь мечети соседствуют с церковью и синагогой. Местные жители, независимо от национальной принадлежности, толерантны, гостеприимны, красивы, сильны физически и духом. Здесь нежная грациозность сочетается с элегантностью, а строгость с мужественностью, открытостью и добротой.
Если хотите заглянуть в историю народа, попросите показать вам национальный костюм, в котором, как в зеркале, отображается уникальность народа: обычаи, традиции, обряды и нравы. Несмотря на разнообразие современных тканей, покрой национальной одежды остается прежним, разве что меняются какие-то мелочи. Если национальный орнамент дает нам возможность определить художественный уровень народа, то покрой и сочетание цвета, качество тканей - понять национальный характер, традиции и моральные ценности народа. Не только от географического положения и климата зависит одежда, но и от ментальности и веры. В современном мире по одежде мы смело можем судить о социальном статусе человека, его вкусах и материальном достатке. В нашем стремительно меняющемся мире мода продолжает оставаться феноменом культуры. Так, в чеченском обществе замужняя женщина не позволяет себе выйти в общество, не покрыв голову платком, шалью или шарфом. Мужчина обязан надеть головной убор в дни траура. Вы не увидите чеченок в слишком короткой юбке или в платье без рукавов, с глубоким декольте.
Даже в начале двадцатого века чеченцы носили традиционную национальную одежду, которые шили из местного материала. Редкая женщина не умела шить. Если и заказывали пошив одежды, то мастерицам не платили деньгами.
Головной убор, как мужской, так и женский, - символ. Мужской – символ мужества, а женский – символ целомудрия, сохранения сакральной чистоты. Дотронуться до папахи - нанести смертельное оскорбление. Мужчина не снимал папаху перед врагом, а умирал, чтобы не потерять честь и достоинство. Если же женщина бросала платок между вступившими в кровавую схватку, то бой прекращался.
Овчина шла на пошив шуб, кожа – на изготовление обуви. Сукно (исхар) и войлок (истанг) делали из шерсти домашних животных. Как мужскую, так и женскую одежду украшали изделиями из серебра, которое иногда покрывали золотом.
Гордостью и своеобразным символом чеченцев являются бурка и папаха. По сей день буркой накрывают покойника, которого несут на кладбище. Бурка (верта) и башлык (башлакх) служили защитой от ненастья, холода.
Поверх бешмета из легкой ткани (г1овтал), который обтягивает туго торс, а с талии доходит до колен, надевают приталенную черкеску (чоа). Ее подпоясывают кожаным поясом (доьхка), украшенным серебряными накладками. И, конечно же, кинжал (шаьлта), который носили с 14-15 –летнего возраста. Джигит снимал кинжал только на ночь и клал его по правую сторону, чтобы при неожиданном пробуждении имел возможность схватить оружие.
Полы черкески чуть ниже колена. Она подчеркивает широкие плечи и узкую талию мужчину. По обеим сторонам мужской груди пришиваются семь или девять газырниц (бустам), в которые вставляют герметично закрытые цилиндрические емкости (их делали из бараньей кости), в которых раньше хранили порох. Черкеска не должна сходиться спереди. Благодаря этому бешмет виден. Пуговицы бешмета сделаны из плотной тесьмы. Ворот-стойка имеет, как правило, две пуговицы и почти полностью закрывает шею. Черкеска длиною чуть ниже колен у молодых и более длинная у взрослых, застегивается на талии. Без пояса мужчина не имел право появляться в обществе. Кстати, его не носила только женщина в интересном положении.
Высокие сафьяновые сапоги без каблука (ичиги) поднимаются до самого колена. В них заправляют сшитые из легкой ткани штаны: широкие сверху и узкие снизу.
Женский наряд состоит из платья-туники с узким длинным рукавом до запястья. Оно шьется из легких светлых однотонных тканей длиной до щиколотки. От шеи до пояса пришиваются серебряные нагрудники (туьйдаргаш). Эти сохранившиеся элементы украшения амазонок когда-то служили связующим звеном защитного комплекса щита (т1арч), которым прикрывали грудь (т1ар) для защиты от удара оружия противника. Поверх надевается распашное платье-халат (г1абли), раскрытое до пояса, чтобы виднелись нагрудники. Оно застегивается на талии, обтягивая и подчеркивая фигуру. Пояс придает особую красоту. Его тоже делали из серебра. Он - широкий на животе, плавно ссужается. Эта самая ценная деталь платья. Г1абали сшили из парчи, бархата, атласа или сукна. Длинные рукава-крылья г1абли достают почти до подола. Женщины в годах надевали г1абли в торжественных случаях. Обычно они носили платья более темных цветов, чем молодые. Длинные шарфы и платки (кортали) из легких материалов дополняют наряд. Пожилые женщины укладывали волосы в мешочек (чухта) типа удлиненной шапочки, а поверх накидывали платок с бахромой. Башмаки (пошмакхаш) тоже украшались серебряной нитью.
Бесспорно, в век стремительой циилизации такие платья носить неудобно. Г1абали редко в наши дни надевают как свадебное платье. Часто профессиональные танцоры, артисты позволяют себе появляться на сцене в каких-то странных костюмах, отдаленно напоминающих чеченский национальный костюм. Вместо нагрудников можно увидеть орнаментальную вышивку, которая не имеет ничего общего с нашей культурой. Рукава платья украшают какими-то рюшами от локтя. На главной улице Грозного висит портрет всадника с накинутой на плечи буркой, украшенной газырями.
Среди большого количества папах лишь редко можно увидеть настоящую чеченскую папаху (чуть расширяется сверху). Зная, что не допускается небрежное обращение с папахой, почему танцор, отчеканив лезгинку, позволяет себе с размаху припечатывать папаху к полу?
Почему современные черкески с укороченным рукавом? Если мешает длина, то можно подкатить.
В своей повести «Родной аул» М.Ясаев разъясняет, что женщина носила одежду черного цвета, если семью преследовала кровная месть. А в наши дни черный цвет стал, чуть ли не преобладающим, в одежде девушек.
Одежда не только средство защиты от неблагоприятных воздействий природы, а символ индивидуального существования нации. Если современный костюм отражает особенности нашей философии и психологии, то он неразрывно связан с нашим национальным костюмом, самоидентификацией. Чеченцы – один из самых привлекательных народов не только Кавказа, но и мира. Несмотря на все тяготы последних десятилетий, мы остались обаятельными. Умеем и любим без вычурности и кричащих красок красиво и элегантно одеваться. А к красивой походке добавляем пленительную мягкую улыбку, чтобы мир вокруг нас наполнился добром.

| 18.11.2015

Папаха на Северном Кавказе – целый мир и особый миф. Во многих кавказских культурах мужчина, на голове которого папаха или вообще – головной убор, априори наделяется такими качествами, как мужество, мудрость, чувство собственного достоинства. Человек, надевший папаху, словно подстраивался под нее, стараясь соответствовать предмету – ведь папаха не позволяла горцу наклонить голову, а значит – и идти к кому-то на поклон в широком смысле.

Не так давно я была в ауле Тхагапш в гостях у Батмыза Тлифа, председателя аульского «Чиле Хасэ». Мы много говорили о традициях аульного самоуправления, сохранившихся у причерноморских шапсугов, а перед уходом я спросила у нашего гостеприимного хозяина разрешения сфотографировать его в парадной папахе – и Батмыз словно помолодел на моих глазах: сразу другая осанка и другой взгляд…

Батмыз Тлиф в своей парадной каракулевой папахе. Аул Тхагапш Лазаревского района Краснодарского края. Май 2012. Фото автора

«Если голова цела, на ней должна быть шапка», «Шапку носят не для тепла, а для чести», «Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой» — неполный перечень пословиц, бытующих в среде многих горских народов Кавказа.

С папахой связаны многие обычаи горцев – это не только головной убор, в котором зимой тепло, а летом прохладно; это символ и знак. Мужчина никогда не должен снимать папаху, если он кого-либо просит о чем-либо. За исключением только одного случая: папаху можно снять только тогда, когда просят о прощении кровной мести.

В Дагестане молодой человек, опасающийся открыто свататься к понравившейся девушке, когда-то закидывал в ее окно папаху. Если папаха оставалась в доме и не вылетала тотчас обратно, значит, можно рассчитывать на взаимность.

Оскорблением считалось, если у человека сбивали с головы папаху. Если же человек сам снял и оставил где-то папаху, никто не имел право трогать ее, понимая, что будет иметь дело с ее хозяином.

Журналист Милрад Фатулаев вспоминает в своей статье известный случай, когда, отправляясь в театр, известный лезгинский композитор Узеир Гаджибеков покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.

Головные уборы не снимали и в помещении (за исключением башлыка). Иногда, снимая шапку, надевали легкую шапочку из ткани. Существовали и особые ночные шапки – главным образом у стариков. Горцы брили или очень коротко стригли голову, что также консервировало обычай постоянно носить какой-либо головной убор.

Наиболее старой формой считались высокие лохматые шапки с выпуклым верхом из мягкого войлока. Они были так высоки, что верх шапки наклонялся в сторону. Сведения о таких шапках записаны Евгенией Николаевной Студенецкой, известным советским этнографом, от стариков карачаевцев, балкарцев и чеченцев, которые сохранили в памяти рассказы отцов и дедов.

Была особая разновидность папах — лохматые папахи. Их делали из овчины с длинным ворсом наружу, подбивая их овчиной с постриженной шерстью. Таки папахи были теплее, лучше защищали от дождя и снега, стекавших в длинного меха. Для пастуха такая лохматая папаха часто служила и подушкой.

Для праздничных папах предпочитали мелкий кудрявый мех молодых барашков (курпей) или привозной каракуль.

Черкесы в папахах . Рисунок любезно предоставлен мне ученым-истрриком из Нальчика Тимуром Дзугановым.

Каракулевые папахи называли «бухарскими». Ценились также папахи из меха калмыцких овец.

Форма меховой папахи могла быть разнообразной. В своих «Этнологических исследованиях об осетинах» В.Б. Пфаф писал: «папаха сильно подвержена моде: порою ее шьют очень высокою, в аршин и более высоты, а в другое время довольно низкою, так что она немного лишь выше шапки крымских татар».

По папахе можно было определить социальный статус горца и его личные предпочтения, только «нельзя по головному убору отличить лезгина от чеченца, черкеса от казака. Все достаточно однообразно», — тонко заметил Милрад Фатуллаев.

В конце 19 – начале ХХ вв. шапки из меха (из овчины с длинной шерстью) бытовали главным образом в качестве пастушеских (чеченцы, ингуши, осетины, карачаевцы, балкарцы).

Высокая папаха из каракуля была распространена в Осетии, Адыгее, плоскостной Чечне и редко – в горных районах Чечни, Ингушетии, Карачае и Балкарии.

В начале ХХ века вошли в моду невысокие, почти по голове, суживающиеся кверху шапки из каракуля. Их носили главным образом в городах и прилегающих к ним районах плоскостной Осетии и в Адыгее.

Папахи стоили и стоят дорого, поэтому имелись у богатых людей. У богатых людей было до 10-15 папах. Надир Хачилаев рассказывал, что купил в Дербенте папаху уникального переливающегося золотистого оттенка за полтора миллиона рублей.

После первой мировой войны на Северном Кавказе распространилась невысокая шапка (околыш 5-7 сам) с плоским донышком из ткани. Околыш делали из курпея или каракуля. Донышко, выкроенное из одного куска ткани, находилось на уровне верхней линии околыша и пришивалось к нему.

Такую шапку называли кубанкой – впервые ее стали носить в Кубанскойм казачьем войске. А в Чечне – карабинкой, из-за ее малой высоты. У молодежи она вытеснила другие формы папах, а у старшего поколения сосуществовала с ними.

Отличие казачьих шапок от горских шапок – в их разнообразии и отсутствии стандартов. Горские шапки – стандартизированы, казачьи – основаны на духе импровизации. Каждое казачье войско в России отличалось своими шапками по качеству ткани и меха, оттенкам цвета, форме – полусферической или плоской, выделке, пришивным лентам, швам и, наконец, по манере носить те самые головные уборы.

Папахи на Кавказе очень берегли – хранили, покрывая платком. При поездке в город или на праздник в другой аул праздничную шапку везли с собой и надевали только перед въездом, снимая более простую шапку или войлочную шляпу.

У каждого народа есть свои национальные головные уборы. У большинства тюркоязычных народов они называются "папах". В том числе в Азербайджане.

В свое время папахи носили даже советские генералы. Но сегодня папаха осталась лишь частью мужского туалета в странах Востока. А еще, по традиции, она сохранилась как часть традиционной формы казаков.

Так что такое папаха?

Папаха - это головной убор цилиндрической формы, сшитый из шкур животных, с матерчатой внутренней обшивкой. На изготовление папахи уходит немалое количество времени и сил. А как это делается, мы подсмотрели в мастерской бакинского мастера Сабира киши.

Как рассказал Сабир киши, шкуру для папахи выбирают очень долго, так как от этого будет зависеть не только ее вид, но и цена.

Шкура обязательно должна быть хорошо обработанной. Кроме того, нужно посмотреть, какая это шкура, какого животного. Предпочтение отдается шкуре ягненка. Ну, а дальше, улыбается мастер, уже необходимо чутье. Например, перед вами могут разложить 50 шкур, ваше дело выбрать из них самую красивую, ту, которую шить и носить будет в удовольствие...

Ну, а дальше, улыбается мастер, уже необходимо чутье. Например, перед вами могут разложить 50 шкур, ваше дело выбрать из них самую красивую

На Кавказе говорят - если голова цела, на ней должна быть папаха. Сегодня, конечно же, в Баку нечасто увидишь мужчину в традиционной папахе, особенно среди молодежи. Молодежь отдает предпочтение кепкам, панамам, береткам, вязанным шапкам и др. А папахи носят больше в сельской местности, и то, люди старшего поколения или по праздникам.

Традиционную азербайджанскую папаху можно чаще увидеть в исторических фильмах, на исполнителях народных танцев. Папаха является незаменимым атрибутом исполнителей мугама и народных музыкантов.

Папахи у разных народов выглядят по-своему. Они отличаются высотой, окраской, фасоном и др. Разнообразные виды этого головного убора использовались и в Азербайджане.

"Все папахи изначально белого цвета, - рассказывает Сабир киши, - а те, что черные, в большинстве случаев окрашены. Все зависит от того, из шкуры какого животного она изготовлялась. Папахи делятся на длинношерстные и короткошерстные. Длинношерстные шьются из шкур взрослых животных, а на короткошерстные, в основном, шла шкура ягненка.

Их так же делят на тонкошерстные и грубошерстные. Папахи в Азербайджане имели и имеют множество видов и названий - это чобан папахы, бухара папахы, бей папахы, гюмюш папах, гара папах и др. Каждый из этих видов принадлежал либо какому-то селу, либо надевался по какой-либо традиции, либо принадлежал определенному сословию населения. Например, бей папахы могли надевать только люди из бекского сословия, у бедных слоев населения не было на это ни прав, ни средств".

Например, бей папахы могли надевать только люди из бекского сословия, у бедных слоев населения не было на это ни прав, ни средств

Если кто-то случайно задевал другого так, что его папаха падала на землю, это могло привести к кровопролитию, так как означало оскорбление чести носителя папахи. В случае же, когда хозяин сам, сняв свою папаху, бросал ее оземь, это говорило о том, что он готов стоять на своем до конца и ни за что не изменит своего решения.

Обычно при старшем поколении молодые снимали папахи в знак уважения, однако это было принято не у всех народов.

Шить папаху довольно непростое дело, малейший неправильный шов и все - товар утерян. После того, как шкура обработана, ей придают форму, затем, вывернув, обкладывают ватой для мягкости. Чтобы папаха сохранила форму, которую ей придали, ее надевают на болванку - сахарную голову, которая заранее срезается по форме папахи. Поверх нашивается подкладка из материи. Затем готовая папаха сбрызгивается водой и вновь надевается на болванку в ожидании своего хозяина.

За папахами нужен особый уход, подчеркнул Сабир киши. "Я понимаю, что в наше время это не имеет той ценности, что раньше. Но вот раньше люди знали не только, как носить папаху, но и как за ней ухаживать. Папаху следует надевать двумя руками и при этом не сильно натягивать на голову. Если папаха вашего размера, то она сядет на свое место без особых усилий", - сказал он.

Папаху следует надевать двумя руками и при этом не сильно натягивать на голову

А вот чтобы сберечь папаху, нужно немного поднапрячься. По словам мастера, раньше папахи хранили, завернув в чистое полотно, в темном месте. Температура должна была быть низкой, так как мех мог пересохнуть. В наше время многие пренебрегают этими правилами и халатно относятся ко всем пунктам этих правил. От этого и не тянут нынешние папахи долго, вздыхает Сабир киши.

Мастер также поделился с нами некоторыми хитростями, которые должны знать те, кто носит папахи. Если на папаху что-либо разольется, следует немедленно взять муку и бензин. Развести в бензине муку, словно замесить жидкое тесто, и намазать эту массу на пятно. Бензин хорошо всасывает жир, благодаря чему папаха может быть спасена.

Интересно, что мастер также не против химчистки папах, поскольку, по его словам, в большинстве местных химчисток знают, как правильно ухаживать за этим головным убором...

И напоследок - о стоимости традиционной азербайджанской папахи. Цены на папахи в Баку сегодня начинаются от 50 манатов и могут доходить до 300 манатов...

Как бы не менялась мода, во многих азербайджанских домах до сих хранятся папахи, принадлежавшие старшему поколению семьи. Даже если молодежь и не носит их сегодня, они все равно остаются символом чести и уважения к традициям.

Само слово папаха тюркского происхождения, в словаре Фасмера уточняется, что азербайджанского. Дословный перевод - шапка. На Руси слово папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя назывались клобуками. В период Кавказских войн в русский язык перекочевало и слово папаха, но в то же время по отношению к высокой меховой шапке также использовались и другие названия, образованные от этнонимов. Кабардинка (кабардинская папаха) впоследствии стала кубанкой (её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В донских войсках папаху долгое время называли трухменкой.

Папаха - это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят: "Если голова цела, на ней должна быть папаха", "Папаху носят не для тепла, а для чести", "Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой". У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи - это шашка и папаха.

Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе - практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение - когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама "воспитывает" человека, заставляя его "не гнуть спины".

Дагестанский конный полк

В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход. Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности.

Забавный факт: Известный азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи. Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: "Махмуд на месте, можем начинать".

Александр Дюма в папахе

Писатель Александр Дюма (тот самый который написал "Трех мушкетёров", "Графа Монте Кристо", "Железная маска" и другие известные произведения) путешествуя по Кавказу как-то решил сфотографироваться в папахе. Фотография дошла до наших дней.

Папахи бывают разные. Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. Также в разных полках различаются виды вышивки верха папах. До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар. Также были и парадные папахи. У офицеров и подхорунжих они обшивались серебряным галуном шириной 1, 2 сантиметра.

С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий - черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору.

Донские папахи - с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

Все мы знаем выражение: "Надавать тумаков". Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов. В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, "надавать тумаков" неприятелю.

Папаха из каракуля

Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют "бухарскими". Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягнёнка. Генеральские папахи делались исключительно из каракуля.

После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды. Папахи заменили будёновки, однако уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие папахи чёрного цвета. На сукне в виде креста нашивались две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков - чёрного. Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда. Терские, кубанские и донские казаки получили право служить в Красной армии, и на параде в 1937 году были и казачьи войска. С 1940 года папаха и вовсе стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА, а после смерти Сталина папахи вошли в моду у членов Политбюро.