Различие веры староверов от православных. Чем отличаются староверы от православных христиан

Старообрядцы и староверы — как часто эти понятия путают. Их путали раньше во время бесед, путают и сегодня, даже в средствах массовой информации. Каждый образованный, и уважающий культуру своего народа человек просто обязан понимать, в чем отличие двух эти разных категорий людей.

К старообрядцам относятся люди, придерживающиеся старых христианских обрядов. Во времена правления А.М. Романова под руководством патриарха Никона была проведена религиозная реформа. Те кто отказался подчиняться новым правилам объединялись и их сразу же стали называть раскольниками, так как они как бы раскололи христианскую веру на старую и новую. В 1905 году их стали называть старообрядцами. Широкое распространение старообрядчество получило в Сибири.


К основным отличиям новых и старых обрядов относятся:

  • Имя Иисуса старообрядцы пишут, как и прежде с маленькой буквой и одной «и» (исус).
  • Введенное Никоном троеперстное знамение не признается ими и потому они по-прежнему крестятся двуперстно.
  • Крещение происходит по традиции старой Церкви – погружательно, ведь именно так и крестили на Руси.
  • Во время прочтения молитвы по старым обрядам используется специально предназначенная для этого одежда.

Староверы люди не христианской веры, они те, кто придерживаются той, что была на Руси до нее. Они являются настоящими хранителями веры предков.


Их мировоззрение это Родноверие . Славянская Родная Вера существует с тех самых пор, когда начали появляться первые племена славян. Именно ее и хранят старообрядцы. Староверы считают, что никто не обладает монополией на истину, а именно на нее претендуют все религии. У каждого народа своя вера и каждый волен общаться с богом, так как считает нужным и на том языке, который посчитает правильным.

По Родной Вере человек через свое мироощущение сам создает свое собственное понимание мира. Человек не обязан принимать как веру чье-то представление о мире. К примеру, скажи кто: все мы грешны, имя бога именно такое и обращаться к нему нужно вот так вот.

Отличия

Староверам и старообрядцам действительно часто пытаются приписать одно мировоззрение, при том, что между ними есть огромные отличия. Путаницы эти создают люди, не владеющие русской терминологией и трактующие определения на свой лад.

Староверы исконно верят в свой собственный Род, и при этом не относятся ни к какой религии. Старообрядцы же придерживаются христианской религии, но той что была до реформы. С какой-то стороны их даже можно назвать разновидностью христиан.

Отличить их друг от друга просто:

  1. У староверов нет молитв. Они считают что молитва унижает и того к кому она обращена и того кто ее совершает. Существуют свои собственные обряды среди рода, но они известно только конкретному роду. Старообрядцы молятся, молитвы их похожи на те, что можно услышать в православных церквях, но совершаются они в специальном одеянии и завершаются тем, что они крестятся по старым обрядам двумя пальцами.
  2. Обряды староверов и их представления о добре, зле, укладе жизни нигде не писаны. Они передаются по наследству из уст в уста. Могут быть записаны, но записи эти каждый род держит в тайне. Старообрядческие религиозные писания составляют первые христианские книги. 10 заповедей, библия, старый завет. Они находятся в общем доступе и знания передаются свободно, не основываясь на родовых связях.
  3. У староверов нет икон. Вместо них дом их полон фотографий предков, писем их, наград. Они почитают свой род, помнят его и гордятся им. У старообрядцев тоже нет икон. Хотя они придерживаются христианской веры, церкви их не заполнены внушительными иконостасами, икон нет даже в традиционном «красном углу». Вместо этого в церквях они делают отверстия в виде дырок, так как считают что бог не в иконах, а на небе.
  4. У староверов нет идолопоклонничества. Традиционно в религии есть главный живой элемент, которому покланяются и которого называют Богом, сыном его или пророком. К примеру, Иисус Христос, пророк Мухаммед. Родноверие восхваляет только окружающую природу, но не считая ее божеством, а считая себя ее частью. Старообрядцы возносят исуса, библейского героя.
  5. В Родной Вере староверов нет определенных правил, которым нужно придерживаться. Каждый человек волен сам жить в ладу со своей совестью. Не обязательно участвовать в каких-то обрядах, носить одеяния и следовать одному единому мнению. Иначе дела обстоят у старообрядцев, ведь у них есть четко определенная иерархия, свод правил и одежда.

А есть ли общее?

Старообрядцы и староверы, несмотря на различную Веру свою имеют и кое-что общее. Во-первых, их соединила сама история. Когда на старообрядцев, или как тогда говорили раскольников русской православной церкви, начались гонения, а было это как раз во времена Никона, те направились на Сибирское Беловодье и Поморье. Там жили староверы, давшие им приют. Безусловно, вер у них была разная, но тем не менее, по крови все они были русичи и старались не дать отнять у них это.


Рубрика: Религия
Текст: Русская Семёрка

Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.
В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.
Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами… Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».
В сочинениях старообрядческих начётчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга, и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишённые церковно-вероисповедного единства.

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крёстное знамение было изменено на трёхперстное. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы.
Трёхперстное знамение было принято Вселенской православной церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных автокефальных церквей, после того как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трёхперстного крёстного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Согласия и толки

Старообрядчество далеко не однородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик, то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Исус

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени Исус. Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя, однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне божием, «рожденна, а не сотворенна». Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: рождённого, не сотворённого.
Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.
Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу Солнцу

К середине XVII века в русской церкви установился всеобщий обычай совершать крёстный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововведения были не приняты старообрядцами.
В результате новообрядцы совершают движение во время крёстных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крёстные ходы посолонь.

Галстуки и рукава

В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках, народная молва ассоциирует закатанные рукава с палачами, а галстуки с виселицами. Хотя это только одно из объяснений.
Вообще, у старообрядцев принято носить на службы специальную молельную одежду (с длинным рукавом), а галстук никак не повяжешь на косоворотку.

Вопрос креста

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерёх- и шестиконечные кресты, на табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы», на нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая аллилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, боже» стали произносить «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, боже».
По мнению новообрядцев, тройное произнесение аллилуйи символизирует догмат о Святой Троице.
Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова «аллилуйя» («хвалите бога»).

Поклоны на службе

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» - поклон до персей или до пупа; «средний» - в пояс; малый земной поклон - «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).
Метания были запрещены Никоном в 1653 году, он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».

Руки крестом

Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди.

Чётки

Православные и старообрядческие чётки отличаются. В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются чётки с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо количеством, кратным 10 или 12.
В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка - чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса.

Крещение полным погружением

Старообрядцы приемлют крещение только полным троекратным погружением, тогда как в православных церквях допускается крещение обливанием и частичным погружением.

Монодическое пение

После раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками - «знамёнами» или «крюками».

В последнее время, увлекаясь изучением русской культуры, разными путями духовного и физического развития многие люди стали интересоваться староверами. Действительно, староверы - кто они? Существует множество мнений и взглядов на этот счет. Одни считают, что это те православные христиане, которые исповедуют веру, бывшую до церковного раскола времен реформы Никона. Другие думают, что это люди, которые избрали для себя веру, которую православные священники называют языческой. Старую веру, которая была распространена до Крещения Руси по приказу князя Владимира.

Староверы - кто они

Первые ассоциации, которые приходят на ум - это люди, живущие в тайге, отринувшие все блага цивилизации, следуют старинному укладу жизни, все делают сами, не используя при этом никакую технику. Медицина тоже не распространена, все болезни лечатся молитвами староверов и постом.

Насколько это правда? Сложно сказать, ведь староверы не распространяются о своей жизни, не сидят в соцсетях, не пишут о ней в блогах. Жизнь староверов скрытная, протекает в закрытых общинах, они стараются лишний раз не контактировать с людьми. Складывается ощущение, что их можно увидеть, только случайно заблудившись в тайге, блуждая не один день.

Где живут староверы

Например, живут староверы в Сибири. В условиях сурового и холодного климата именно благодаря им осваивались новые неизведанные и труднодоступные уголки страны. Есть деревни староверов на Алтае, их несколько - Верхний Уймон, Маральник, Мульта, Замульта. Именно в таких местах они скрывались от гонений со стороны государства и официальной церкви.

В деревне Верхний Уймон можно посетить музей старообрядцев и узнать подробно про их быт и веру. Несмотря на то что отношение к ним изменилось в лучшую сторону с ходом истории, староверы предпочитают выбирать для жизни удаленные уголки страны.

Чтобы прояснить вопросы, невольно возникающие при их изучении, стоит сначала понять, откуда они взялись и между ними в чем разница. Староверы и старообрядцы - это кто такие?

Откуда они взялись

Чтобы узнать ответ на вопрос, кто они, староверы, сначала предстоит окунуться в историю.

Одним из значимых и трагических событий в России стал раскол Русской церкви. Он разделил верующих на два лагеря: последователей «старой веры», которые не хотели принимать никакие нововведения, и смиренно принявших нововведения, возникшие благодаря реформам Никона. назначенный царем Алексеем, пожелавшим изменить Русскую церковь. Кстати говоря, понятие «православие» появилось вместе с реформой Никона. Поэтому словосочетание «православные староверы» несколько некорректно. Но в современности этот термин вполне актуален. Потому что на сегодняшний момент официально существует Русская православная иначе говоря церковь староверов.

Итак, изменения в религии произошли и повлекли за собой многие события. Можно сказать, в то время в 17 веке и появились первые староверы в России, последователи которых существуют и по сей день. Они протестовали против Никонских реформ, по их мнению, изменяющих не только особенности некоторых обрядов, но и саму веру. Нововведения эти проводились с целью сделать православные обряды на Руси как можно более похожими на греческие и общемировые. Обосновывались они тем, что церковные книги, которые переписывались вручную, со времен Крещения на Руси имели некоторые искажения и опечатки, по мнению сторонников нововведений.

Почему люди противились реформам Никона

Почему люди протестовали против новых реформ? Возможно, тут сыграла роль личность самого патриарха Никона. Царь Алексей назначил его на важный пост патриарха, дал ему возможность коренным образом изменить правила и обряды русской церкви. Но выбор этот был немного странным и не очень оправданным. Патриарх Никон не имел достаточного опыта в создании и проведении реформ. Он вырос в простой крестьянской семье, со временем стал в своей деревне священником. Вскоре перешел в Московский Новоспасский монастырь, где и познакомился с русским царем.

Взгляды их на религию во многом совпали, и вскоре Никон стал патриархом. Последний мало того что не обладал достаточным опытом для данной роли, но и, согласно многим историкам, был властным и жестоким. Он хотел власти, не имеющей границ, и завидовал в этом плане патриарху Филарету. Пытаясь всячески показать свою значимость, он проявлял активность везде и не только как религиозный деятель. Например, самолично участвовал в подавления восстания в 1650 году, именно он хотел жестокой расправы над восставшими.

Что изменилось

Реформа Никона внесла существенные изменения в русскую христианскую веру. Именно поэтому появились противники этих нововведений и последователи старой веры, которых потом начали именовать староверами. Они подвергались гонениям долгие годы, были прокляты церковью и только при Екатерине II отношение к ним изменилось в лучшую сторону.

В этот же период появилось два понятия: "старовер" и "старообрядец". В чем разница и кого они обозначают, сегодня многие уже не знают. На самом деле оба этих понятия по сути одно и то же.

Несмотря на то что реформы Никона принесли стране только раскол и восстания, почему-то есть мнения от том, что они почти ничего не поменяли. Чаще всего в учебниках истории указывают всего два или три изменения, на самом деле их больше. Итак, что же поменялось и какие нововведения произошли? Нужно узнать это, чтобы понять, чем отличаются староверы от верующих православных, принадлежащих официальной церкви.

Крестное знамение

Христиане после нововведения осеняли себя крестом складывая три пальца (или перста) - большой, указательный и средний. Троеперстие или «щепоть» подразумевает святую Троицы - Отца, Сына и Святого духа. Хотя раньше, до реформы, использовали для этого всего двуперстие. То есть два пальца - указательный и средний оставляли прямыми или слегка изогнутыми, а остальные складывали вместе.

Оно должно изображать основные два символа веры - Распятие и Воскресение Христа. Именно двуперстие было изображено на многих иконах и пришло из греческих источников. Староверы или старообрядцы до сих пор используют двуперстие, осеняя себя крестным знамением.

Поклоны во время служб

До реформ совершалось несколько видов поклонов на службе, всего их было четыре. Первый - до перстей или до пупа, назывался обычным. Второй - в пояс, считался средним. Третий назывался «метание» и производился почти до земли (малый земной поклон). Ну и четвертый - до самой земли (великий земной поклон или проскинеза). Вся эта система поклонов до сих пор действует при старообрядческих богослужениях.

После никонской реформы разрешено было кланяться только до пояса.

Изменения в книгах и иконах

В новой вере и старой по-разному писали имя Христа. Раньше писали Исус, как в греческих источниках. После реформ нужно было протягивать его имя - Иисус. На самом деле, тут сложно сказать, какое написание ближе к оригиналу, так как в греческом языке есть специальный символ обозначающий протягивание буквы «и», в русском языке его нет.

Поэтому, чтобы написание соответствовало звучанию, в имени Бога добавили букву «и». Сохранилось старое написание имени Христа в молитвах староверов, и не только у них, еще в болгарском, сербском, македонском, хорватском, белорусском и украинском языках.

Крест

Крест у старообрядцев и последователей нововведений значительно отличается. У последователей древнего православия признавался только восьмиконечный вариант. Старообрядческий символ распятия представлен восьмиконечным крестом, расположенным внутри более крупного четырехконечного. На наиболее древних крестах также отсутствуют изображения распятого Иисуса. Для его создателей важна была скорей сама форма, а не изображение. Нательный крест старообрядца тоже имеет такой же вид без изображения распятия.

Среди нововведений Никона, касающихся креста, можно выделить еще Пилатову надпись. Это буквы, которые видны на самой верхней малой перекладине обычного креста, который сейчас продается в церковных лавках - I N Ц I. Это надпись, которая оставлена Понтием Пилатом - римским прокуратором, приказавшим казнить Иисуса. Она обозначает «Иисус Назорей, Царь Иудеи». Она появилась на новых никонских иконах и крестах, старые версии уничтожались.

В самом начале раскола начались ярые споры о том, допустимо ли изображать эту надпись. Архидиакон Игнатий из Соловецкого монастыря написал по этому поводу челобитную царю Алексею, отвергая в ней новую надпись и требуя вернуть старую I Х Ц С обозначающую «Исус Христос Царь славы». По его мнению, старая надпись говорит о Христе как о Боге и Творце, который занял свое место на небесах после Вознесения. А новая говорит о нем, как об обычном человеке, пребывающем на земле. Но Феодосий Васильев, диакон церкви Красный ям и его последователи долгое время, наоборот, отстаивали «пилатову надпись». Их называли федосеевцами - особым ответвлением старообрядчества. Все остальные староверы используют более древнюю надпись в изготовлении своих крестов до сих пор.

Крещение и крестный ход

У старообрядцев возможно только полное погружение в воду, осуществляемое три раза. Но после никоновских реформ стало возможным либо частичное погружение при крещении, либо даже просто обливание.

Крестный ход раньше совершался по солнцу, по часовой стрелке или посолонь. После реформы во время обрядов его совершают против часовой стрелки. Это вызвало в свое время сильное недовольство, люди стали считать новую тьмы.

Критика старообрядцев

Староверов часто критикуют за их непременное соблюдение всех догм и обрядов. Когда изменили символику и некоторые особенности старых ритуалов, это вызвало сильное недовольство, бунты и восстания. Последователи старой веры даже могли предпочесть мученическую смерть, чем смириться с новыми правилами. Кто они - староверы? Фанатики или самоотверженные люди, отстаивающие свою веру? Современному человеку это сложно понять.

Как из-за одной буквы, которую изменили или выкинули или, наоборот добавили, можно обрекать себя на смерть? Многие авторы статей пишут, что символика и все эти мелкие, по их мнению, изменения после никоновской реформы носят лишь внешний характер. Но правильно ли так считать? Конечно главное - это вера, а не просто слепое соблюдение всех правил и обычаев. Но где предел этих допустимых изменений?

Если следовать такой логике, то зачем вообще нужны эти символы, зачем называть себя православными, зачем нужно крещение и другие ритуалы, если их так можно легко менять, просто получив власть, погубив при этом сотни людей, которые не согласны. Зачем нужна такая православная вера, если она совершенно не будет отличаться от протестантской или католической. Ведь все эти обычаи и обряды существуют не просто так, ради их слепого исполнения. Люди не зря хранили знание об этих ритуалах столько лет, передавали из уст в уста, переписывали книги вручную, ведь это огромный труд. Возможно, они видели за этими обрядами нечто большее, то, чего современный человек не в состоянии понять и видит в этом ненужную внешнюю атрибутику.

После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан. Не надо так.

Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами...Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Согласия и толки

Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Исус

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу солнцу

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Галстуки и рукава

В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Народная молва ассоциирует закатанные рукава с палачами, а галстуки с виселицами. Хотя, это только одно из объяснений. Вообще, у старообрядцев принято носить на службы специальную молельную одежду (с длинным рукавом), а галстук никак не повяжешь на косоворотку.

Вопрос креста

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая Алилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Поклоны на службе

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» - поклон до персей или до пупа; «средний» - в пояс; малый земной поклон - «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).

Метания были запрещены Никоном в 1653 году. Он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».

Богослужебная реформа Патриарха Никона 1650-1660-х годов вызвала в Русской Православной Церкви раскол, вследствие которого от основной массы верующих отделились несогласные с новыми правилами богослужебной жизни духовенство и миряне. Старообрядцев стали считать раскольниками, их преследовали, часто жестоко. В ХХ веке позиция РПЦ по отношению к старообрядцам смягчилась, однако к молитвенному единению верующих это не привело. Старообрядцы продолжают считать истинным свое учение о вере, относя РПЦ к инославным.

Что такое старообрядческая и православная церковь

Старообрядческая церковь – совокупность религиозных организаций и течений, возникших в русле православной церкви, но отделившихся от нее вследствие несогласия с реформами, проведенными Патриархом Никоном.
Православная церковь – объединение верующих, относящихся к восточной ветви христианства, принимающих догматы и следующих традициям Православной Церкви.

Сравнение старообрядческой церкви и православной

В чем же разница между старообрядческой церковью и православной?
В старообрядческой церкви принято двуперстное крестное знамение. Совершенная и единственно признанная форма изображения креста – восьмиконечная. В православии признаются также четырехконечные и шестиконечные кресты. Крестное знамение трехперстное. Также православные произносят «Аллилуйя» не дважды, как староверы, а трижды.
В старообрядческой церкви сохраняются некоторые древние написания слов и старые названия. Например, инок вместо иеромонаха, Иеросалим вместо Иерусалима.
Старообрядцы имя Христа пишут как Исус, а православные – Ии сус. Также отличаются самые верхние начертания на кресте. У староверов это ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы) и IС ХС (Исус Христос). На православном восьмиконечном кресте написано ИНЦИ (Иисус Назорей Царь Иудейский и IИС ХС (Ии сус Христос).
Для Святых Даров в православной церкви используется агнец, специальный Литургический хлеб. Он приготовляется служащим священником во время проскомидии. Этот обычай возник примерно в IX веке, поэтому его нет в старообрядческой церкви.
Иконы в старообрядческой церкви пишутся в традиционном византийском и древнерусском стиле. В православной церкви заметно влияние западноевропейской живописи. В РПЦ запрещено изготовление литых икон. Такого запрета в старообрядчестве нет.
В православной церкви не приняты начальные и конечные поклоны на богослужении. Во время службы совершаются поясные поклоны, в исключительных случаях земные.
В старообрядческой церкви в начале и в конце службы совершаются поклоны. Во время службы принято совершать земные поклоны. Все действия верующих синхронные, чего нет в православии.
Церковное пение в старообрядческой церкви унисонное, монодическое. Не приветствуется принятое в православии хроматическое и партесное, так называемое, светское пение. В церковном чтении старообрядцев широко используются погласицы.
В Символе Веры в православной церкви убрано принятое у староверов противопоставление понятий «рожденна, несотворенна». В древнем изложении, которое исповедуют староверы, это звучит как «рожденна, а несотворенна». Также у староверов существует несогласие с тем, что Дух Святой тоже должен исповедоваться, как истинный. В православном символе читаем всего лишь: «Бога истинна от Бога истинна» касаемо Отца и Сына.
В православной церкви богослужения совершаются по Славянскому Типикону, сложившемуся на основе Иерусалимского устава. Старообрядческие службы проходят по Иерусалимскому древнему уставу.
Крестный ход вокруг храма в старообрядческой церкви принято совершать по часовой стрелке, то есть по солнцу. В православной церкви крестный ход идет против часовой стрелки.
В старообрядческой церкви не принято исполнять Акафисты, кроме Акафиста Похвалы Богородицы. Отвергаются и другие молитвенные сочинения, не имеющие древнего происхождения. В православной церкви много акафистов. Они служатся на молебнах и читаются дома.
Вода, освященная в канун Богоявления считается Великой Агиасмой. В православной так называется вода, освященная в день самого праздника.
Четыре раза в году, во второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста в православной церкви совершается Пассия – особая служба, посвященная чтению текстов Евангелия, повествующих о страстях Христовых. В старообрядческой церкви Пассия не служится.

TheDifference.ru определил, что отличие старообрядческой церкви от православной заключается в следующем:

В старообрядческой церкви принято двуперстное крестное знамение и только восьмиконечные кресты. В православной церкви крестное знамение трехперстное, а кроме восьмиконечных есть четырех- и шестиконечные кресты.
Различаются написания имени Христа, некоторых других понятий, а также верхние начертания на восьмиконечном кресте.
Различно произношение Символа Веры.
В старообрядческой церкви принято только унисонное пение, а при чтении широко используются погласицы.
Во время богослужения в старообрядческой церкви приняты земные поклоны, в православной – поясные.
В старообрядчестве для совершения богослужения используется древний Иерусалимский Устав, в православной церкви – Славянский Типикон, созданный на основе Иерусалимского Устава.
В старообрядчестве не читаются акафисты, как это принято в Православной церкви.
Для Евхаристии в старообрядческой церкви не используется агнец.
Различные понятия Великой Агиасмы.
В старообрядческой церкви не служится Пассия.