На крепостной балет согнал на многих фурах. На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей

Наибольшая опасность для большинства из нас кроется не в том, что мы стремимся к слишком высоким целям и не достигаем их, а в том, что мы ставим перед собой слишком низкие цели и добиваемся своего.

Вы состоите из книг, которые читаете; Из фильмов, которые смотрите; Из людей с которыми проводите время; Из разговоров в которые вовлекаетесь. Тщательно выбирайте, чем вы питаете свой ум.

Встречаешь сотни людей, и никто из них не трогает, а потом кто-то один меняет всю твою жизнь. Навсегда.

Помни всегда вот о чём: что бы ты ни делал за спиной у людей, ты делаешь это на глазах у Бога.

Математики думают, что Бог в уравнениях, нейрологи уверены, что Бог в мозге, а программисты уверены, что Бог - один из них.

Мне кажется, из детства я выехал, а вот до пункта назначения - «взрослости» - не добрался. Так и живу в автобусе.

Такой вот парадокс: Мы совершаем подвиги для тех, кому до нас нет никакого дела, а любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов!!!

В жизни про многое мы думаем - вот-вот, а оно - уже-уже!

Провести всю свою жизнь в страхе, так и не осуществив ни одной мечты, - вот что жестоко. Работать в поте лица за деньги и думать, что они позволят купить вещи, которые сделают вас счастливыми, - вот что страшно.

Вот ты, например, жонглируешь четырьмя мячиками, которые называешь: "работа", "семья", "друзья" и "дух". Так вот, работа - резиновый мячик. Если нечаянно ты его уронишь, он снова прыгнет тебе в руки. А все остальные мячи - из стекла.

Монолог Чацкого "А судьи кто?.." из комедии " " (1824 г.) русского писателя и дипломата (1795 - 1829) приведен в действии 2, явлении 5 комедии. Чацкий отвечает на критику в свой адрес Фамусова .

Монолог Чацкого - самый известный эпизод из комедии " " . Первая фраза монолога " " стала крылатой.

Монолог Чацкого (действ. 2 явл. 5)

А судьи кто? — За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет

Времен Очаковских и покоренья Крыма ;

Всегда готовые к журьбе,

Поют все песнь одну и ту же,

Не замечая об себе:

Что старее, то хуже.

Где? укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве,

И где не воскресят клиенты-иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты.

Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы?

Не тот ли, вы к кому меня еще с пелён,

Для замыслов каких-то непонятных,

Дитёй возили на поклон?

Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все

Распроданы по одиночке!!!

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдется: враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным,—

Они тотчас: разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!! —

Мундир! один мундир! он в прежнем их быту

Когда-то укрывал, расшитый и красивый,

Их слабодушие, рассудка нищету;

И нам за ними в путь счастливый!

И в женах, дочерях к мундиру та же страсть!

Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!

Теперь уж в это мне ребячество не впасть;

Но кто б тогда за всеми не повлекся?

Когда из гвардии, иные от двора

Сюда на время приезжали:

Кричали женщины: ура!

И в воздух чепчики бросали!"

Примечания

1) — главный герой произведения. Молодой дворянин, сын покойного друга Фамусова - Андрея Ильича Чацкого. Чацкий и Софья Фамусова раньше любили друг друга.

2) — московский дворянин средней руки. Служит управляющим в казённом месте. Был женат, но жена умерла вскоре после родов, оставив супругу единственную дочь Софью. Фамусов дружил с покойным отцом Чацкого.

3) Времен Очаковских и покоренья Крыма — крепость и город Очаков был взят русскими войсками 6 (17) декабря 1788 года в Русско-турецкую войну 1787-1791 годов. Общее командование штурмом осуществлял князь Потёмкин, армией командовал полководец (1730 - 1800). По Ясскому мирному договору 1791 года крепость отошла России.

4) Нестор (ок. 1056 - 1114) — древнерусский летописец, монах Киево-Печерского монастыря.

5) Зефирах и в Амур — Зефир — древнегреческое мифологическое божество, самый мягкий из ветров, посланник весны. Амур — бог любви в древнеримской мифологии.

II. Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в парах и мотовстве

И где не воскресят клиенты-иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты.

Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы?

Не тот ли, вы кому меня еще с пелен,

Для замыслов каких-то непонятных,

Дитей возили на поклон?

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь и жизнь его не раз спасали; вдруг

На них он выменял борзые три собаки!!!

Или вон тот еще, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей!

Сам погружен умом в зефирах и амурах,

Заставил всю Москву лишиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке -

Амуры и зефиры все

Распроданы по одиночке!!!

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

Вторая половина монолога построена иначе. Предлагаем учащимся определить, по какому принципу она строится. Ученики не сразу улавливают составные части. Они быстро отвечают, что вторая половина монолога состоит из двух частей. А дальше требуется помощь учителя. Вот примерно как протекает эта часть беседы на уроке .

Учитель. Кого изображает Чацкий в начале второй половины монолога?

Ученик. Передового молодого человека.

Учитель . Прочитайте это место.

Ученик. «Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдется: враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным...»

Учитель . Кого имеет здесь в виду Чацкий?

Ученица . Чацкий имеет.и виду людей, таких как он сам, как брат Скалозуба.

Учитель . Что это за люди? Чем они занимаются?

Ученик . Это люди, которые честно служат, не заискивают перед начальством; они «враги исканий», «не требуют ни мест, ни повышенья в чин», занимаются наукой, искусством, литературой.



Учитель . Как относятся к таким людям «отечества отцы»?

Ученица . «Они тотчас: разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!!»

Учитель . В начале второй половины монолога Чацкий рисует образ передового дворянина-интеллигента, а заканчивает он эту часть чем?

Ученик. Картиной, в которой показывает, как «судьи» кричат: «разбой! пожар!»

Учитель . В этой части монолога Чацкий рисует образ передового дворянина, в другой он показывает, как относятся к этому передовому дворянину защитники старины.

В первой половине монолога Чацкий возмущается.консерватизмом дворянского общества, ограблением народа, безобразиями крепостнического произвола, а в разобранном отрывке о чем он говорит?

Ученик. В этой части монолога Чацкий разоблачает вражду дворян к знаниям, боязнь всего нового.

Затем учащиеся самостоятельно устанавливают, что в последней части монолога описан мундир, укрывающий «слабодушие и рассудка нищету», и сцена, в которой показаны московские барыньки, бросающие в воздух чепчики.

Композиция монолога Чацкого выяснена. Спрашиваем у школьников, как характеризует Чацкого такое логичное построение речи. Ученики отвечают, что Чацкий умен и образован, вспоминают высказывания различных действующих лиц комедии о Чацком: «остер, умен, красноречив», «он славно пишет, переводит». В соответствии с композицией монолога отмечаем смысловые паузы: самая большая - на границе первой и второй половины, несколько меньше - перед вторым общим вопросом и перед последней частью монолога («Мундир! один мундир...»).

Затем знакомим учащихся с правилом чтения текста при наличии риторических вопросов и восклицаний. Каждый последующий риторический вопрос или восклицание интонационно произносится сильнее предыдущего. Но сильнее - не значит громче. Выделяем паузы внутри первой половины монолога после вопросов, отмеченных цифрами - см. стр. 46 - 47 (по окончании ответов на вопросы). Эти паузы короче предшествующих, но они значительны и позволяют читающему подготовиться к произнесению следующей части. Анализируем с этой точки зрения монолог по частям. Первые восемь стихов (за исключением вопроса «А судьи кто?») представляют одно сложное предложение. Сравниваем их с началом монолога Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», который учащиеся уже выучили наизусть. Речь Фамусова состоит из коротких фраз, характерных для разговорной речи. Речь Чацкого в начале монолога похожа на письменную: «говорит, как пишет». Первые восемь стихов объединены в два четверостишья с перекрестной рифмой. За ними следуют два стиха с парной рифмой. Это те стихи, в которых ставится второй общий вопрос. Последующий вопрос и ответ составляют, как уже отмечалось, одну смысловую часть, каждая из которых тоже состоит из восьми стихов, разделенных на два четверостишья с перекрестной рифмой.

Взволнованное восклицание Чацкого ритмически выделено. Три стиха составляют самостоятельное трехстишье со своей системой рифмовки (первый стих рифмуется с первым и третьим стихами следующего четверостишья, два других соединены парной рифмой). Таким образом, общий вопрос Чацкого и восклицание подчеркнуты системой рифм.

Эмоциональный характер речи Чацкого передается и сменой различных размеров стихов, входящих в состав периода, объединенного общностью рифм. Три из четырех больших смысловых единиц первой части монолога заканчиваются более короткими стихами. Движение стиха идет от более длинных к коротким. Заключительный стих звучит как вывод из сказанного. Он ярко выделяется на фоне более длинных стихов. Короткий стих обычно отделяет в монологе одну смысловую часть от другой. Заканчивается монолог энергичными четырехстопными стихами, которые придают ему характер логической завершенности.

Приступая к расстановке логических ударений в тексте, мы одновременно останавливаем внимание учащихся на выразительных средствах языка. Для этого находим в первой части монолога метафоры («Сужденья черпают из забытых газет», «поют все песнь одну и ту же») и затем предлагаем учащимся самим найти метафоры в остальной части монолога. Ученики приводят их: «разливаются в пирах и мотовстве», «кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы», «мундир...укрывал слабодушие, рассудка нищету» и т.д.

При работе над соответствующими частями монолога находятся..метонимии: «в часы вина и драки», то есть на пирах и на войне; «амуры и зефиры», то есть крепостные актеры, исполнявшие роли амуров и зефиров.

Указываем, если учащиеся сами не сумеют определить, что восклицание «Вот наши строгие ценители и судьи!» - ирония, скрытая насмешка: смысл фразы противоположен буквальному ее значению. Завершение первой половины монолога тремя ироническими восклицаниями, из которых последнее- самое сильное, придает сатирический оттенок всей этой части монолога. Предлагаем учащимся самим найти иронические восклицания во второй части монолога («И нам, за ними в путь счастливый!»)

В восклицании «И прослывет у них мечтателем! опасным!!» ирония достигается двумя способами. Чацкий употребляет слово мечтатель в том противоположном истинному значению смысле, который вкладывали в него охранители старинных порядков: «мечтатель»-бунтовщик. Противопоставление полезных занятий молодого человека толкам, которые они вызывают, и воплям:«пожар! разбой! бунтовщик опасный!!»-создает ироническое отношение к «судьям».

Монолог заканчивается гиперболой. Быть может, московские дамы и не подбрасывали на самом деле чепчики в воздух, но эта несколько преувеличенная картина прекрасно передает всеобщее преклонение дворян перед золотым шитьем и обожание позументов. Насмешка в конце монолога доведена до предела.

Проведя наблюдения над выразительными средствами языка монолога, учащиеся делают выводы:

1. Чацкий- человек очень образованный. Удачно выбранные эпитеты придают красочность его речи. Строгая композиция придает речи стройность. Монолог Чацкого похож на ораторскую речь.

2. Монолог Чацкого - свидетельство большого писательского мастерства А. С. Грибоедова. Автор в скупых строках сумел сатирически осмеять основные пороки русского дворянского общества первой четверти XIX века.

3. При выразительном чтении необходимо передать красоту языка и стиха комедии.

Выяснение речевых особенностей монолога Чацкого также подводит учеников к выводу, как надо читать отдельные части монолога. Последнее наблюдение над языком монолога состоит в сопоставлении синтаксического строя первой его части и заключительной. Вначале - длинный период. В конце - короткие, энергичные фразы. Это свидетельство умения Чацкого пользоваться разнообразными средствами языка. Но это одновременно свидетельствует и о состоянии Чацкого. Вначале он более спокоен, но по мере возмущения безобразиями помещиков гнев его нарастает, и в конце монолога он страстно клеймит своих идейных противников.

В конце урока учащиеся прослушали в записи на магнитофон исполнение монолога Чацкого народным артистом СССР М. И. Царевым.

Желая проверить, насколько комментированное чтение подготовило учащихся к аналитической "беседе о комедии, мы провели с восьмиклассниками до анализа образов комедии «Горе от ума» письменную контрольную работу. Для проверки усвоения содержания комедии были предложены:

I. 1) Задания, требующие краткого изложения содержания отдельных эпизодов:

а) перескажите кратко содержание разговора Фамусова и Скалозуба из второго действия;

б) перескажите содержание вымышленного сна Софьи из первого действия.

2) Задания, предполагающие краткий пересказ развития действия в нескольких эпизодах:

а) расскажите кратко, как разрастается сплетня о «сумасшествии» Чацкого;

б) перескажите кратко содержание разговора гостей Фамусова о причинах «сумасшествия» Чацкого.

3) Задание, цель которого выяснить знание наизусть цитат:

а) приведите по памяти цитаты из комедии (но не из выученных монологов), которые вы запомнили, и укажите, кем сказаны приводимые вами слова и о ком.

II. Задания для проверки подготовленности к самостоятельному осмыслению комедии.

1) Вопросы, касающиеся анализа идейного смысла всей комедии или ее основного конфликта:

а) объясните, почему, по вашему мнению, Грибоедов, назвал комедию «Горе от ума»;

б) что является причиной конфликта в комедии «Горе от ума»?

2) Задания, требующие пересказа эпизода и определения на основании поведения персонажа черт его характера:

а) перескажите кратко содержание разговора Чацкого с Молчалиным в третьем действии и укажите, какие, по вашему мнению, черты характера Молчалина раскрылись в этом эпизоде;

б) перескажите содержание разговора Загорецкого с Софьей из третьего действия и укажите, какие стороны характера Загорецкого раскрылись в нем.

Как видно из заданий, мы стремились выяснить, насколько детально запомнили учащиеся.текст и насколько осознанно они осмысливают детали и комедию в целом. Эпизоды для пересказа мы подбирали такие, которые комментировались в меньшей степени при чтении комедии в классе. Причина такого подбора - стремление выяснить, все ли нуждается в-подробном пояснении или можно ограничиться комментированием основных моментов сюжета.

Анализ контрольных работ позволяет говорить о том, что--учащиеся в основном хорошо усвоили содержание комедии. Не только ясное представление о фактах и их последовательности, но знание многих мелких деталей, бытовых подробностей нашло отражение в их ответах.

Второй вывод, который мы сделали, заключается в том, что комментированное чтение в достаточной степени подготовило школьников к осмыслению поведения персонажей. Даже в тех случаях, когда задание не требовало вывода, восьмиклассники считали необходимым сделать его. Можно утверждать, что после комментированного чтения учащиеся были, подготовлены к аналитической беседе.

Третий вывод - комментированное чтение способствует более глубокому пониманию идейного содержания комедии.

Четвертый вывод касается усвоения художественного своеобразия комедии. Проявление интереса к этой стороне произведения мы видим прежде всего в том, как используют учащиеся в ответах текст комедии: многие уже удачно приводят цитаты в своих ответах. Желание запомнить понравившееся выражение - тоже показатель отношения к произведению. Учащиеся правильно поняли и основной конфликт комедии. Правда, здесь следует отметить, что не все восьмиклассники хорошо понимают причины личного столкновения Чацкого с Софьей.

Стремясь выяснить прочность знаний учащихся, полученных ими при комментированном чтении, мы повторили работу через полтора месяца после чтения комедии и спустя месяц после ее изучения, Характер работы был тот же самый, несколько изменился только фактический материал, необходимый для ответов на вопросы.

При сопоставлении первой и второй контрольных работ сразу бросается в глаза следующая разница. Во второй работе в ответах учащихся уже нет деталей, но более резко выделены основные, центральные моменты комедии, характерные черты действующих лиц. Особенно это заметно в ответах на вопросы, совпадавшие в обеих работах.

Приводим для сравнения две работы учащихся (средних по успеваемости), написанные в разное время.

1-я КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА