Мир культуры конспект занятия в подготовительной группе. Конспект НОД в подготовительной группе: "Какие народы живут в России"

Цель: формирование толерантного отношения к культуре других народов.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления о расовых различиях между людьми;

— воспитывать познавательный интерес к культуре других народов;

— формировать навыки практического применения информации в игровой, изобразительной деятельности.

Оборудование: три конверта с письмами, диктофон; карта, представляющая собой силуэт карты мира, на которой схематично нанесены контуры стран на разных материках; бумажные фигурки людей разных рас для наклеивания на карту, настольнопечатная игра «Сложи портрет», аудиозапись песни «Большой хоровод» (муз. Б. Савельева, сл. Л. Жигалкиной и А. Хайта), аудиопроигрыватель.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, к вам за помощью обратились наши друзья-первоклассники. Послушайте, что они пишут: «Дорогие ребята! Недавно мы получили три письма от ребят из разных стран: Франции, Африки и Китая. Получилось так, что все три письма почтальон принес нам в один день, мы их тут же распечатали и стали читать. Наши новые друзья в своих письмах так интересно рассказали о себе, описали свой внешний вид, природу страны, в которой живут. Они очень просили нас рассказать о России, поскольку никогда не были в нашей стране. Девочка Эдит попросила рассказать о том, в какие игры мы любим играть, девочка Анина попросила рассказать о зиме, потому что она никогда ее не видела, а мальчик Сунь — о том, чем мы любим заниматься в свободное время.

Мы тут же написали им ответные письма. Когда нужно было подписывать обратные адреса, выяснилось, что конверты, в которых пришли письма, перепутаны, и мы не знаем, кому какое письмо отправлять. И тут мы вспомнили о вас, ребята! Кто-то сказал, что вам в детском саду много рассказывали и читали о внешних различиях людей, живущих в разных странах, а наши друзья в своих письмах так подробно описали свой внешний вид! Мы думаем, что, прочитав их письма, вы сможете отгадать, в какой стране они живут, и тогда мы точно будем знать, какое письмо куда отправить». Ребята, вы согласны помочь нашим друзьям-первоклассникам?

Дети . Да.

Воспитатель . Давайте не только им поможем, но и научим, как по внешнему виду людей можно определить, в какой части света они живут. Как это можно сделать?

Дети . Можно записать наши рассказы на диктофон и отправить им, можно подарить им игры о внешних различиях людей, послать наши рисунки.

Воспитатель . Предлагаю вам сегодня вспомнить о внешних различиях людей, живущих в разных странах. Давайте прочитаем письма, которые получили наши друзья. Посмотрим, что написано в первом письме. Девочка Эдит, попросившая наших друзей рассказать о любимых играх, написала в письме, что у нее легкие, как облако, золотистые волосы, голубые глаза и белая кожа. Как вы думаете, к какой расе относится девочка с белым цветом кожи и внешне похожая на нас?

Дети . К европеоидной расе.

Воспитатель. Люди каких национальностей относятся к европеоидной расе?

Дети. Немцы, русские, французы, англичане и др.

Воспитатель . В какой части света проживают эти люди?

Дети. В Европе.

Воспитатель . Да, они живут в Европе, а также в Америке, Австралии. Покажите эти страны на карте мира.

Дети показывают Европу, Америку, Австралию на силуэте карты мира, на которой схематично нанесены контуры стран на разных материках. Желательно, чтобы эта карта была больших размеров, например, во всю стену коридора или группы. Располагается она на уровне глаз детей и заполняется при помощи фломастеров или путем наклеивания готовых картинок по мере изучения той или иной страны, народа.

Воспитатель предлагает детям выбрать фигурки людей, внешность которых указывает на то, что они относятся к европеоидной расе, из фигурок людей других рас и наклеить их на карту Европы, Америки, Австралии.

Ребята, к какой расе относимся мы с вами?

Дети . К европеоидной.

Воспитатель . Да, ребята, люди, которые проживают в России, относятся, в основном, к европеоидной расе.

Воспитатель предлагает наклеить фигурки людей, относящихся к европеоидной расе, на схематичной карте России.

Ребята, где же живет Эдит, от которой наши друзья получили письмо: во Франции, Африке или в Китае?

Дети. Во Франции.

Воспитатель. Молодцы, вы правильно угадали! Вложим ее письмо в конверт, который ребята получили из Франции.

Воспитатель берет второе письмо.

Девочка Анина, которая попросила наших друзей-первоклассников рассказать об их любимых играх, написала в письме о том, что она чернокожая, у нее пышные курчавые черные волосы, темные глаза, пушистые длинные ресницы.

Как вы думаете, к какой расе относится эта девочка?

Дети. К негроидной.

Воспитатель . Да, ребята, люди, которые живут в жарких странах — чернокожие, относятся к негроидной расе. Где они проживают?

Дети. В Африке.

Воспитатель . Да, эти люди живут, в основном, в жаркой Африке. Пожалуйста, покажите ее на карте мира.

Дети показывают Африку на карте.

Какой климат в Африке?

Дети. Там очень жарко.

Воспитатель . Внешние особенности людей, которые относятся к негроидной расе, связаны с тем, что с их помощью человек приспосабливается к жаркому климату. Вспомните, как летом вы приезжаете в деревню или на дачу. Свободно, тепло, радостно! Но если в первые дни бывать на солнце очень долго, что может случиться?

Дети. Можно сильно обгореть.

Воспитатель . Да, тогда кожа краснеет и болит. Только со временем она «привыкает» к солнцу, приобретает золотистый оттенок и больше не доставляет вам беспокойства. Тогда ваши родители с гордостью говорят: «Посмотрите, как загорели наши дети!» Но если бы вы приехали в Африку, вам понадобилось бы еще больше времени, чтобы привыкнуть к солнцу, и, возможно, вам так и не разрешили бы загорать. Почему?

Дети . Потому что в Африке очень жарко.

Воспитатель . Все верно, солнечные лучи могут не только радовать человека, но и причинять ему вред. Что же помогает людям, живущим в Африке, защищаться от перегрева и палящих лучей солнца?

Дети . Пышные курчавые волосы, темная кожа.

Воспитатель. Да, представителей негроидной расы от палящего солнца защищает смуглая кожа, а пышные курчавые волосы заменяют им головной убор, предохраняющий от перегрева их голову.

По предложению воспитателя дети выбирают фигурки людей, которые относятся к негроидной расе, из других фигурок и наклеивают на силуэт карты Африки.

Ребята, где же живет Анина, попросившая наших друзей-пер- воклассников рассказать о том, что такое зима?

Дети. В Африке.

Воспитатель . Молодцы, вы правильно угадали! В какой конверт мы вложим ее письмо?

Дети отвечают.

Да, вложим ее письмо в конверт, который ребята получили из Африки.

Воспитатель берет в руки третье письмо.

Ребята, мальчик Сунь рассказал в письме о том, что у него желтый цвет кожи, узкие раскосые глаза, прямые черные волосы.

К какой расе относится этот мальчик?

Дети. К монголоидной.

Воспитатель . Люди каких национальностей относятся к монголоидной расе?

Дети . Японцы, китайцы, корейцы.

Воспитатель . Где проживают эти люди?

Дети . В Азии.

Воспитатель . Да, ребята, люди с желтым цветом кожи живут на востоке: в Японии, Китае, Корее и других азиатских странах.

Воспитатель предлагает детям выбрать фигурки людей, внешность которых указывает на то, что они относятся к монголоидной расе, из фигурок людей других рас и наклеить их на карту Азии.

Ребята, какой климат в Азии?

Дети. Там часто дуют сильные ветры.

Воспитатель . Климат, природные условия наложили свой отпечаток на внешний вид представителей монголоидной расы. Какие особенности внешнего вида помогают им приспособиться к такому климату?

Дети . Узкие глаза защищают их от песка и ветра, сияния снега.

Воспитатель. Да, видимо, в древности им приходилось защищаться от сияния снега и снежных бурь. Почему глаза нужно защищать от сияния снега?

Дети . Глаза могут заболеть, можно ослепнуть.

Воспитатель . Да, снег может ослепить человека, и тот навсегда потеряет способность видеть. Поэтому горнолыжники, например, всегда надевают темные очки. Имеют защитные очки и альпинисты, поднимающиеся к заснеженным вершинам. Но в давние времена никаких защитных очков не было. Поэтому выживали только те люди, у которых были узкие глаза, более защищенные от снежного сияния и пыли.

Воспитатель предлагает детям выбрать фигурки людей, которые относятся к монголоидной расе, из других фигурок и наклеить их на силуэт карты Азии.

Ребята, так где же проживает Сунь?

Дети . В Китае.

Воспитатель . Молодцы, вы правильно угадали! В какой конверт мы вложим его письмо?

Дети отвечают.

Да, вложим его письмо в конверт, который ребята получили из Китая. Вот и помогли мы нашим друзьям правильно найти каждому письму свой конверт. Ребята, а с помощью какой игры мы можем помочь нашим друзьям лучше запомнить внешние различия людей разных рас?

Дети. При помощи игры «Сложи портрет».

Игра «Сложи портрет»

Детям нужно собрать разрезанные на три части (по горизонтали) картинки с изображением людей разных рас: европеоидной, негроидной, монголоидной. Выполнив задание, дети определяют, к какой расе относится человек и в какой части света он проживает.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на нашу карту! Как мы ее красиво украсили фигурками людей, какой она стала разноцветной. Послушайте об этом стихотворение.

Ребенок

Разноцветный шар земной

Если б в поле расцветали

Только белые цветы,

Любоваться бы устали

Ими вскоре я и ты.

Если б в поле расцветали

Только желтые цветы,

Мы с тобой скучать бы стали

От подобной красоты.

Хорошо, что есть ромашки,

Розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки,

Незабудки и жарки!

Хорошо, что не похожи

Люди цветом глаз и кожи.

Как прекрасен мир цветной,

Разноцветный шар земной!

А. Шлыгин

Воспитатель . Ребята, ваши рассказы, письма, разложенные в конверты, игру, рисунки я отправлю нашим друзьям-первоклассникам. А дальнейшая их переписка с детьми из Франции, Китая, Африки поможет им лучше познакомиться с тем, как живут дети в других странах. Несмотря на внешние различия детей разных рас у них много общего: они любят своих родителей, Родину, уважают стариков, бережно относятся к своим традициям.

Сегодняшнее занятие я бы хотела закончить замечательной песней.

Звучит аудиозапись песни «Большой хоровод» (муз. Б. Савельева, сл. Л. Жигалкиной и А. Хайта).

Майя

Майя - индейский народ, живший в доколумбовой Америке на территории современной Мексики и соседних стран (Гватемала, Белиз, Гондурас, Сальвадор). Хронологически эпоха майя приходится на 4 — сер. 16 в н.э. Этнос и культура майя начали формироваться гораздо раньше, но окончательно оформились лишь в начале 4 века нашей эры.

Природа

Обширная территория обитания Майя отличалась многообразием природных зон, обилием флоры и фауны. Горы и тропические леса, прибрежные зоны, реки, моря и водопады, пустыни - вот краткое описание природы земель майя.

Занятия

Майя занимались охотой, рыболовством, собирательством, земледелием. Они достигли больших успехов в сооружении оросительных систем. Из ремесел наиболее развито было гончарное дело. Большое значение имела торговля. Торговые пути майя достигали самых отдаленных районов американского континента. Следует отметить, что торговля носила характер натурального обмена.

Средства передвижения

Для переноски грузов использовались носилки, а для передвижения по рекам и морю - каноэ (лодки).

Архитектура

Архитектура майя известна храмами и дворцами грандиозных размеров, располагавшимися в административных центрах. Дома рядовых индейцев сооружались из связанных деревянных планок, крыши покрывались соломой или пальмовыми листьями.

Военное дело

Майя строили крепости и укрепления - в основном защищающие центральную часть городов. Некоторые крупные города были целиком окружены оборонительными стенами. Из оружия использовались в основном ножи, копья и дротики. Из доспехов - плетеные туники и туники из шкуры ягуара, а также щиты (большие и малые)

Спорт

На майя пок та пок - игра в мяч, формально считавшаяся религиозным ритуалом. Игра шла по сложным правилам и символизировала движение звезд по небу и противостояние дня и ночи (богов неба и богов нижнего мира). Тем не менее, есть данные о том, что игра носила массовый характер, и зрители делали ставки на ту или иную команду, что дает основания некоторым исследователям причислять данный вид спорта к светским мероприятиям с религиозным подтекстом.

Искусство и литература

Майя создавали скульптуры из камня и (реже) дерева. Символические скульптурные композиции в смысловом отношении имели преимущественно религиозный и исторический характер. Керамические изделия, украшенные разноцветными рисунками и орнаментами имели не только бытовое, но и церемониальное и культовое значения. Живопись была представлена рисунками на стенах дворцов и храмов и имела в основном религиозный характер. Считается, что иероглифическая письменность Майя была унаследована ими от Ольмеков (предшественников майя - древнего индейского народа, информации о котором мало). Надписи в основном вырезались на стенах дворцов и храмах и повествовали о важных исторических событиях. Математические цифры отображались в письменности по сложной схеме. Майя пользовались двадцатеричной системой счисления (с позициями от 0 до 19) с добавлением дополнительных знаков.

Наука

У Майя была развита астрономия. Для наблюдения за звездами создавались специальные сооружения. Путем наблюдений Майя вывели годовой солнечный цикл (365 дней), а также создали таблицы позволяющие рассчитывать солнечные затмения. Использовались 2 календаря - Хааб (бытовой - 365 дней) и Тцолкин (ритуальный - 260 дней).

Религия

Религия имело огромное значение в жизни Майя, и пронизывала большую часть сфер их жизни. Жрецы пользовались большим уважением среди рядовых и знатных майя. Религия носила политеистический характер (язычество). Из богов наиболее почитались Чаак, Хунаб Ку, Ицамна, Иш-Чель (богиня), Ик, Эк-Чуах, Ах Пуч. В эпоху влияния тольтекской культуры большое распространение получил культ Кетцалькоатля (пернатого змея), которого майя назвали Кукульканом.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе

Тема: Какие народы живут в России.

Цель: Расширение знаний детей о Родине.

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай.

Оборудование: Карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; магнитофон; аудиозапись песни о Родине; книги со сказками народов России; платки.

Звучит в аудиозаписи песня о Родине.

Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)

Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.

Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)

Рассматривание карты России.

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

  1. Наша страна называется … (Россия).
  2. Наша страна очень … (большая, огромная).
  3. В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).
  4. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи и др.)

Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)

А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое кумыс? (Напиток, приготовленный из кобыльева молока.) Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов и орочей самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник? (Посвящён медведю.)

У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)

Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.

А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.

Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Физпауза. Башкирская народная игра «Юрта».

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, весёлые ребята,

Соберёмся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

Ребёнок читает стихотворение.

В день солнечный июльский –

Цветы, цветы вокруг!

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой –

Деревья до небес!

Могуч язык наш русский,

Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти –

Он всякий час со мной,

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

Рассматривание книг со сказками разных народов России.

Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)

Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

Рассматривание изделий народных промыслов.

Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.

Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.)

Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины и ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.

У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)

Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей – халва, пахлава. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак.

Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».

Берегите Россию,

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе!

Дети исполняют песню о Родине.

Девочка в русском национальном костюме заносит блины и всех угощает.


Цель: формирование уважительного, толерантного отношения к культуре других народов.

Задачи:

— обогащать дифференцированные представления об отдельных элементах культуры других народов (язык, одежда, народное искусство, обычаи, игры, игрушки);

— воспитывать познавательный интерес к культуре других народов;

— формировать навыки практического применения информации в игровой, речевой, двигательной деятельности.

Оборудование: аудиозаписи песен (русской народной «Во поле береза стояла» и татарской), заранее заготовленная обложка и листы для будущей книги, рисунки детей по мотивам русских народных сказок, слайды с изображением одежды русского и татарского народов, иллюстрации с изображением людей разных национальностей в национальных костюмах, настольно-печатная игра «Особенности быта разных народов», проектор, аудиопроигрыватель.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, к нам за помощью обратилась воспитательница старшей группы Наталья Александровна. В ее группе есть книги, альбомы, картинки, с помощью которых можно рассказать детям о внешних различиях людей разных национальностей. Но значительно больше, чем внешне, люди разных национальностей различаются своей культурой. К сожалению, такой книги нет в старшей группе. К кому только ни обращалась Наталья Александровна, чтобы ее найти. По ее просьбе родители детей даже ездили в Пермь, объехали все книжные магазины, но нигде не смогли найти такую книгу.

Тогда Наталья Александровна вспомнила о вас, ребята. Она видела в вашей группе много книг, сделанных вами и с помощью родителей, знает, что вам так много рассказывали и читали о различиях в культуре представителей разных национальностей, поэтому она решила обратиться за помощью именно к вам. Ребята, вы согласны сделать книгу для детей старшей группы?

Дети . Да.

Воспитатель . Что можно будет в ней разместить?

Дети . Рассказы о культуре разных народов, картинки, рисунки, кроссворды, фотографии, пословицы, поговорки, игры.

Воспитатель . Молодцы, как вы хорошо все придумали! Начнем мы эту книгу с культуры русского народа. Русская культура очень богата и красива, она славилась во все времена и известна всему миру. Русские люди имеют свой язык, при помощи которого общаются друг с другом. Они бережно относятся к нему, стараются говорить правильно. Особенности русского языка отражаются в песнях, сказках, пословицах. Ребята, какие вы знаете пословицы о языке и хороших словах?

Дети . «Язык до Киева доведет», «Хорошие речи приятно и слушать», «Ласковое слово и камень растопит», «Доброму слову — добрый ответ», «Доброму слову и добрая слава», «Красна сказка складом, а песня ладом».

Воспитатель . Русские народные сказки передавались из одной деревни в другую, из одного дома в другой, из одних уст в другие, и так дошли до наших времен. А какие русские народные сказки вы знаете?

Дети . «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка».

Воспитатель . Мы с вами рисовали по мотивам русских народных сказок, давайте подберем рисунки, которые вложим в нашу книгу. У русского народа есть очень красивые песни. В давние времена молодые девушки и парни собирались вечерами за околицей, пели песни и водили хороводы. Давайте и мы с вами поводим хоровод.

Звучит аудиозапись русской народной песни «Во поле березе стояла», дети водят хоровод.

Ребята, давайте вспомним, какую одежду носил русский народ в давние времена и какую одежду носят сейчас, а также какие предметы быта использовались раньше и какие существуют сейчас. В этом нам поможет игра.

Игра «Старинное — нестаринное»

На проекторе появляются изображения сарафана, косоворотки, лаптей, сундука для хранения одежды. Дети должны назвать предмет одежды и сказать, старинная эта вещь или современная, что вместо сарафана, косоворотки, лаптей носят в наше время.

Информация для воспитателя: сарафан — женская русская одежда, безрукавая, с проймами для рук и поясом. Сарафан заменен на платье и юбки.

Косоворотка — рубаха с косым воротом. Современные люди носят рубахи, но уже не с косым воротом, а также футболки.

Лапти — короткая плетеная обувь, которую плели из лыка, реже из коры деревьев. Вместо лаптей носят туфли, ботинки, сапоги и т.д.

Сундук — ящик с крышкой для хранения одежды и утвари. Современные люди хранят вещи в шкафах, гардеробах, комодах.

Воспитатель . Русский народ очень гостеприимный, гостей встречают хлебом-солью да угощают традиционными блюдами. Какими?

Дети. Блинами, пельменями, щами, шанежками.

Воспитатель . Ребята, а еще какие правила поведения, кроме хорошего приема гостей, принято соблюдать у русского народа.

Дети. Мужчины в знак приветствия пожимают друг другу руки, уступают женщине дорогу, место в общественном транспорте.

Воспитатель . Здесь на столе лежат иллюстрации, на которых изображены представители разных национальностей в национальных костюмах. Выберите, пожалуйста, людей в русских костюмах; эти иллюстрации мы поместим в книгу для детей старшей группы. Продолжим изготовление нашей книги. Следующий народ, о котором мы расскажем в ней, — татары. Где они проживают?

Дети . В Республике Татарстан.

Воспитатель . Да, действительно, татары проживают в этой республике, но так как это многочисленный народ, они проживают и во многих областях России. Столица Татарстана — Казань. Это большой и красивый город. На каком языке говорят татары?

Дети. На татарском.

Воспитатель . Послушайте, как звучит татарский язык.

Звучит аудиозапись татарской народной песни.

Одежда татарского народа отличается от русской одежды. Посмотрите на картинки.

На проекторе появляются слайды с изображением одежды татар: блузки, юбки, жилеты — женская одежда; длинные рубахи, широкие брюки, жилеты, халаты — мужская одежда.

И женщины и мужчины носят обувь, которая называется чекмени. Татарские мужчины носят на голове тюбетейку — цветную, скромно вышитую маленькую шапочку, а женщины — калфак — бархатную шапочку с вышивкой. Одежда татар яркая и красочная, украшена бархатной тканью, мехом, воланами, оборками, бусами, бисером. Татары ходят в национальных костюмах не всегда: реже в городах, чаще — в деревнях и по праздникам. Как называется самый большой праздник татарского народа?

Дети . Сабантуй.

Воспитатель . Татары очень тщательно готовятся к этому празднику. Они готовят разные национальные блюда. Как они называются?

Дети . Лепешки — кабатма, блины — киймак, пироги с начинкой — бялиш, чак-чак.

Воспитатель . На празднике юноши и мужчины состязаются в беге, прыжках, национальной борьбе и конных скачках. А еще во время праздника татары любят играть в разные национальные игры. В одну из них мы с вами сейчас поиграем, называется она «Тимербай».

Татарская народная игра «Тимербай»

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Дети идут по кругу и читают стихотворение.

Пять детей у Тимербая

Дружно, весело играют.

В речке быстро искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

Со словами «Вот так!» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Воспитатель. Ребята, среди картинок на столе выберите те, на которых изображены люди в татарских национальных костюмах.

Дети выполняют задание.

Ребята, мы с вами вспомнили о людях русской и татарской культуры. О каких еще культурах вы знаете?

Дети. О культуре украинцев, народов Кавказа, Крайнего Севера.

Воспитатель . Чтобы дети старшей группы узнали и о культуре этих народов, мы с вами в нашу книгу вложим вот такие карты (показывает перфокарты), с которыми сейчас поиграете вы, а потом и дети старшей группы.

Игра «Особенности быта разных народов»

На перфокартах (лист бумаги формата А4, по разным сторонам которого нанесены изображения, а в центре — вырезанный прямоугольник) изображены люди в национальных костюмах, жилища, и традиционные изделия народных мастеров — представителей разных народов. Дети, выполняя задание, подкладывают под перфокарту лист бумаги и проводят на нем линии. Нужно красным карандашом соединить изображения, которые относятся к культуре украинцев, синим — народов Кавказа, зеленым — народов Крайнего Севера.

Воспитатель. Как вы думаете, эту игру можно поместить в нашу книгу?

Дети . Да.

Воспитатель . Я тоже думаю, что она понравится детям старшей группы.

Воспитатель обращает внимание детей на оформленные листы книги.

Посмотрите, какая красивая книга получается у нас. В следующий раз мы продолжим рассказывать в ней о культуре других национальностей. Думаю, что наша книга понравится всем детям.

Мария Кириенко
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Культура разных народов»

Цель : формирование уважительного, толерантного отношения к культуре других народов .

Задачи :

Обогащать представления об отдельных элементах культуры других народов (язык, одежда, народное искусство , обычай, игры) .

Воспитывать познавательный интерес к культуре других народов .

Формировать навыки практического применения информации в игровой, речевой, двигательной деятельности.

Оборудование : аудиозапись песен (русской народной и алтайской , иллюстрации с изображением людей разных национальности в национальных костюмах, настольно - печатная игра «Особенности быта разных народов »

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята сегодня к нам обратились дети из старшей группы , они попросили нас рассказать им о культуре и традициях разных народов . Ребята я вам предлагаю сделать книгу своими руками, в которой мы расскажем внешние различие людей разных национальностей .

Воспитатель : Ребята вы согласны сделать книгу для детей старшей группы ?

Дети : Да

Воспитатель : Что мы можем в ней разместить?

Дети : Рассказы о культуре разных народов , картинки, рисунки, фотографии, пословицы, поговорки, игры.

Воспитатель : Молодцы, как вы хорошо все придумали! Начнем мы эту книгу с культуры русского народа .

Воспитатель : Русская культура очень богата и красива, она славилась во все времена и известна всему миру. Русские люди имеют свой язык, при помощи которого общаются друг с другом. Они бережно относятся к нему, стараться говорить правильно. Особенности русского языка отражаются в песнях, сказках и пословицах.

Воспитатель : Ребята, а вы какие знаете пословицы о языке и хороших словах?

Дети : «Язык до Киева доведет» , «Хорошие речи приятно и слушать» , «Ласковое слово и камень растопит» , «Доброму слову – добрый ответ» .

Воспитатель : Молодцы ребята, русские народные сказки передавались из одной деревни в другую, из одного дома в другой, из одних уст в другие, и так дошли до наших времен. А какие русские народные сказки вы знаете ?

Дети : «Репка» , «Курочка Ряба» , «Теремок» , «Заюшкина избушка» .

Воспитатель : Мы с вами рисовали на прошлом занятие по мотивам русских народных сказок , давайте мы с вами возьмём и подберем рисунки, которые вложим в нашу книгу.

Дети выполняют задание.

Воспитатель : Молодцы, как хорошо получается! Вы знаете, что у русского народа очень красивые песни. В давние времена молодые девушки и парни собирались вечерами за околицей, пели песни и водили хороводы. Давайте и мы с вами поводим хоровод.

Звучит аудиозапись русской народной песни «Во поле береза стояла» , дети вмести с воспитателем, водят хоровод.

Воспитатель : Ребята давайте вспомним, какую одежду носил русский народ в давние времена и какую одежду носят сейчас, а также какие предметы использовались раньше и какие существуют сейчас. А в этом нам с вами поможет игра «Старинное – не старинное»

На проекторе появляются изображения сарафана, косоворотки, лаптей, сундука для хранение одежды.

Воспитатель : Дети вы должны назвать предмет одежды и сказать, старинная это вещь или современная, что вместо сарафана, косоворотки и лаптей носят в наше время.

Информация для воспитателя :

Сарафан – женская русская одежда, безрукавая, с проймами для рук и поясом. Сарафан заменен на платья и юбки.

Косоворотка – рубаха с косым воротом. Современные люди носят рубахи но уже не с косым воротом, а также футболки.

Лапти – короткая плетенная обувь, которую плели из лыка, реже из коры дерева. Сейчас вместо лаптей носят туфли, ботинки, сапоги и т. д.

Сундук – ящик с крышкой для хранения одежды и утвари. Современные люди хранят одежду в шкафах, гардеробах, комодах.

Воспитатель : Русский народ очень гостеприимный , гостей встречают с хлебом – солью да угощают традиционными блюдами. Кто знает какими?

Дети : Пельмени, блины, щи, шанежки и т. д.

Воспитатель : Здесь на столе лежат иллюстрации, на которых изображены представители разных национальностей в национальных костюмах. Выберите, пожалуйста, людей в русских костюмах; эти иллюстрации мы поместим в книгу для детей старшей группы . Продолжим изготовление нашей книги. Следующий народ , о котором мы расскажем в ней, - алтайцы. Где они проживают?

Дети выполняют задание.

Дети : В Республике Алтай.

Воспитатель : Да, действительно, алтайцы проживают в этой республике. Скажите мне, на каком языке говорят алтайцы?

Дети : На алтайском,

Воспитатель : Давайте с вами послушаем, как звучит алтайский язык.

Звучит аудиозапись алтайской народной песни .

Воспитатель : Одежда алтайского народа отличается от русской одежды. Посмотрите на картинки.

На проекторе появляются слайды с изображением одежды алтайцев : блузки, юбки, жилеты – женская одежда; длинные рубахи, широкие брюки, жилеты, халаты – мужская одежда.

Воспитатель : И женщины и мужчины носили длинные сапоги без каблуков. Были характерны длинная рубаха с широкими рукавами и открытым воротом и широкие штаны, которые обычно шили из покупной ткани, иногда из кожи. Сверху надевалась свободная овчинная шуба до пят (мехом внутрь) с большим запахом на правую отсрочу - тон. Шуба подпоясывалась широким куском ткани и носилась не только зимой, но и летом. Иногда летом вместо шубы надевали подобный ей по покрою суконный или матерчатый халат с большим отложным воротником из цветной ткани. Женщины поверх шубы или халата носили длиннополую распашную безрукавку-чегедек, обычно отороченную яркой тканью или позументом. На голове носили мягкую цилиндрическую или округлую шапку из цветной ткани, подбитую мехом чёрного барашка.

Воспитатель : Ребята скажите, как называется самый большой праздник алтайских народов ?

Дети : Эл – Ойын.

Воспитатель : Алтайцы очень тщательно готовятся к этому празднику, он готовят разные национальные блюда . Как они называются?

Дети : Теертнек - алтайский национальный хлеб, Кан - кровяная колбаса, Чегень - кислое молоко, Кочо (мясной суп с крупой) .

Воспитатель : На празднике юноши и мужчины состязаются в беге, прыжках, национальной борьбе и конных скачках. А еще во время праздника алтайцы очень любят играть в разные национальные игры . В одну из них мы сейчас с вами поиграем, называется она «Белый шаман»

Условия выполнения :

Играющие ходят по кругу и выполняют различные движения. В центре круга водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становиться на колени и бьет в бубен, затем идёт к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила : если водящий неправильно воспроизвел ритм, то он выходит из игры.

Воспитатель : Ребята, среди картинок на столе выберете те, на которых изображены люди в алтайском национальном костюме.

Дети выполняют задание.

Воспитатель : Ребята мы с вами вспомнили о людях русской и алтайской культуры .

Воспитатель : Что бы дети старшей группы узнали о культуре этих народов , мы с вами в нашу книгу вложим вот такие карты, с которыми сейчас поиграете и вы, а потом и дети старшей группы .

Игра «Особенности быта разных народов »

На перфокартах (лист бумаги формата А4, по разным сторонам , которого нанесены изображения, а в центре – вырезанный прямоугольник) изображены люди в национальных костюмах, жилище, и традиционные изделия народных мастеров –представителей русских и алтайских народов . Дети выполняют задание, подкладывают под перфокарту лист бумаги и проводят на нем линии. Нужно красным карандашом соединить изображения, которые относятся к культуре алтайских народов , а синим русских.

Воспитатель : Ребята как вы думаете, эту игру можно поместить в нашу книгу?

Дети : Да.

Воспитатель : Я тоже думаю, что она понравиться детям старшей группы .

Воспитатель обращает внимание детей на оформленные листы книги.

Воспитатель : Посмотрите, какая красивая книга получается у нас. В следующий раз мы продолжим рассказывать в ней о культуре других национальностей. Думаю, что наша книга понравиться всем детям.

Занятие окончено .