Михаил шемякин нашел способ смягчить потерю. "Интересный монстр" - вот кем она осталась для Шемякина

Проржавевший остов оружия нашли в поле в 1960-х годах, почти через 70 лет после таинственной гибели великого голландца
  • 17.06.2019 После акции «Юный безбожник», проведенной в 1998 году, против Тер-Оганьяна было возбуждено дело по статье 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды). Находясь под угрозой тюремного заключения, художник уехал в Чехию
  • 13.06.2019 Соперниками мариниста в конкурсе «Великие имена России» были императрица Екатерина Великая, адмирал Павел Нахимов и хирург Валентин Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука)
  • 07.06.2019 Джефф Кунс - самый дорогой из ныне живущих художников. Его скульптурки изготовлены французской мануфактурой Bernardaud - одной из главных по лиможскому фарфору
  • 06.06.2019 В краснодарский краевой арбитражный суд пришли документы в почтовом конверте с репродукцией картины Герарда Давида «Сдирание кожи с продажного судьи» из музея в Брюгге. Для отправителя экскурс в историю искусства чуть не закончился статьей 297 УК РФ
    • 21.06.2019 Продано 50%. Покупали Москва, Сергиев Посад, город Энгельс Саратовской области и др.
    • 21.06.2019 В минувшую субботу аукционный дом «Литфонд» продал картин, рисунков, фарфора, книг, карт, автографов, фотографий и др. на 57,9 млн.руб. Топ-лотом стала живописная работа Валентина Серова – 18,75 млн.руб.
    • 20.06.2019 В субботу 22 июня в доме «Русская эмаль» в рамках ежемесячного аукциона покупателям предложат 516 лотов картин, рисунков, икон, изделий из серебра, фарфора, стекла, ювелирных украшений и др.
    • 19.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, пять листов оригинальной и два - печатной графики, работа с элементами коллажа, фотоальбом и фарфоровая тарелка с авторской росписью
    • 14.06.2019 Статистика в этот раз будет общая: регулярный плюс кураторский аукционы закончились продажей 23 из 40 лотов - 57,5 % каталога
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
    • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
    • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие

    Доротея Михайловна Шемякина родилась 9 мая 1964 года в Ленинграде, в семье художников Михаила Шемякина и Ребекки Модлен. Художественное образование получила у родителей, которые помогали дочери с раннего детства проявить дар рисовальщика. По их словам, первый рисунок Доротея сделала в двухлетнем возрасте. В 1968 году, когда художнице было четыре года, она участвовала в международной выставке детского рисунка в Русском музее (Ленинград). Здесь не обошлось без казуса: устроители выставки были настолько восхищены работами девочки, что первоначально предполагали отвести для них целый зал, сделав своего рода «выставку в выставке», однако партийная комиссия, прибывшая осматривать уже подготовленную экспозицию, усмотрела в рисунках Доротеи «детский формализм». В результате работы были сняты и Доротея участвовала в выставке лишь одной или двумя из них в витрине.
    Семья жила в коммуналке на Загородном проспекте, 64, на шестом этаже, с прекрасным видом из окна. Из детских впечатлений Доротее особенно запомнились частые походы в музеи с родителями, прогулки по городу с мамой. «Мне нравилось в Петропавловке, у Адмиралтейства. Особенно запомнился Казанский собор. Там была камера пыток и кабинет алхимика — о, это был номер один! Меня так тянуло туда, так хотелось туда залезть! Все эти фигуры, эти колбы, сосуды — я до сих пор это обожаю. И сейчас у нас в доме я делаю нечто подобное. Странно, я выехала оттуда в семь лет, но Питер до сих пор у меня в сердце» (Стиль и дом (Киев). 1997. Май-июль. С. 73).
    Летом 1971 года Доротея с матерью эмигрировали. По приглашению владелицы галереи и легендарной певицы Дины Верни они прибыли во Францию и обосновались в ее загородном доме. Спустя пять месяцев к ним присоединился выдворенный из СССР Михаил Шемякин. В 1976 году Доротея была самой молодой участницей представительной выставки современного русского искусства («La peinture russe contemporaine») во Дворце конгрессов в Париже, организованной А. Глезером и М. Шемякиным. Выставка включала в себя 502 работы русских независимых художников; Доротея выставила тогда 19 своих работ.
    Первая персональная выставка Доротеи Шемякиной открылась в 1980 году в галерее Нахамкина (Нью-Йорк) за день до шестнадцатилетия художницы. Пятьдесят композиций, представленных на выставке, были раскуплены в первые пять дней.
    Работы художницы, по манере разительно отличающиеся от работотца, удостаиваются лестных отзывов известных критиков и искусствоведов, большое интервью с ней печатают П. Вайль и А. Генис в «Новом мериканце» (1980. 16-22 мая). К этому времени художница вступила в новый этап творчества и заставила судить о ней уже не как о рисовальщице-вундеркинде, а как о сложившемся мастере с уникальным художественным миром. Отличительной чертой ее работ становятся подчеркнутая телесность, гипертрофированность органических форм, напряженная пластическая деформация узнаваемых образов в сочетании с фантасмагорической, остро экспрессивной трактовкой сюжета. Главными темами становятся фантомы мегаполиса, органические монстры техногенной эры (серии «После Третьей мировой войны», «Протеи» и др.). Художница словно пытается посмотреть на наш мир за пределом времен, сквозь искажающую призму грядущей катастрофы, запечатлеть плоть мира — либо разъятую, либо преображенную вечностью.
    Несколько раз художница обращалась к книжной графике. В 1993 году в Италии вышло коллекционное издание «Tauromachie» (Torino: Stamperia artistica nazionale, ), в 2001 году в Нью-Йорке был выпущен сборник рассказов Юрия Мамлеева «Голос из ничто» (New York: Apollon Art Research Foundation, 2001). Жутковато иронические, гиперреалистические сцены коммунального быта в иллюстрациях к рассказам Мамлеева один из критиков сравнил с беспощадным гротеском позднего Гойи. В 2000 году в Афинах вышла книга для детей «Страна, где не общипывали ромашки» греческой писательницы Олимпии Орсаниду-Коретси. «Голем» Густава Майринка — четвертая работа Шемякиной в жанре оформления книги.
    Отдельные иллюстрации художница делала для парижского журнала «Эхо» (1980. № 2) — рисунок к рассказу О. Григорьева «Летний день», «Королевского журнала» (Нью-Йорк), среди других художников иллюстрировала книгу югославского писателя-диссидента Йоко Йовичича «Drape de son histoire» (Paris, 1988).
    Параллельно с живописью и графикой Доротея Шемякина время от времени обращается к прикладному искусству. На второй персональной выставке в галерее Академии Спенсертауна (штат Нью-Йорк) она представила оригинальные ювелирные украшения. В начале 2000-х годов по заказу двух престижных ювелирных магазинов в Афинах разрабатывала дизайн пасхальных яиц.
    В 1983 году Доротея Шемякина переехала в Грецию (первое время они вместе с матерью жили на острове Идра). Именно в Греции в ее работах появился цвет: до этого была только монохромная графика и живопись — белыми красками на черном фоне. Именно в Греции неожиданно для всех Доротея освоила ремесло… каменщика и стала строить дома, что воспринималось друзьями в лучшем случае как причуда талантливой художницы. Очевидно, на этом выборе, кроме нежелания следовать жизненным стереотипам, сказалось и «наследственное упрямство» (характеристика М. Шемякина).
    В настоящее время художница снова целиком отдает себя живописи. С 1986 года она живет в Афинах.
    В общей сложности у Доротеи Шемякиной состоялось пять персональных выставок:
    Gallery Eduard Nakhamkin Fine Arts (New York, Los Angeles), 1980;
    Spencertown Academy Arts Center (Spensertown, N. Y.), 1992;
    Galerie Marie-Therese Cochin (Paris), 1992;
    Galerie Carpentier (Paris), 1994. «La Tauromachie de Dorothee Chemiakine»;
    Galerie Ios (Athenes), 2004.
    Она приняла участие также более чем в двадцати групповых выставках; нередко — в творческом альянсе с отцом (привожу лишь некоторые):
    Asylum Gallery (Ghent, N. Y.), 1993;
    Mandarin Oriental Fine Arts (Hong Kong), 1995
    или совместно с матерью:
    Galerie Costakis (Athenes), 1988;
    Galerie Jean-Paul Villain (Paris), 1989;
    Галерея «Крымский вал». Центральный дом художника (Москва), 1993 (Ребекка, Доротея и Михаил Шемякины);
    Michael Kisslinger Gallery (New York), 1994;
    Национальный художественный музей Украины (Киев), 1997 (Ребекка, Доротея и Михаил Шемякины).

    Во французской провинции ушла из жизни художница Доротея Шемякина.

    Доротея Шемякина. Фото из семейного архива

    Доротея Шемякина родилась 9 мая 1964 года в Петрограде-Ленинграде-Петербурге. Она родилась под созвездием Быка. Под тем же знаком, что и ее отец, художник Михаил Шемякин.

    Этим его «бычьим» нутром Шемякину были подсказаны его «Силачи», что так медлительно влекут по ночному городу сверхтяжкий груз бычьих туш с натянутыми струнами басовых жил. Их инфразвуковое гуденье - неслышный аккомпанемент детства Доротеи.

    А детство шло в заколдованном замке. В замке не кончался праздник - вечный праздник творчества. К счастью, добрые волшебники заколдовали замок, его ворота были запечатаны заклятьем и туда не проникал злой Черномор красной яви.

    Зачарованный замок прикидывался простой комнатой в огромной коммуналке — но там были прекрасные игрушки и старые сказки, что рассказывала Доротее мама-волшебница и бабушка-фея, оживлявшая кукол. Бабушкины куклы пели и танцевали.

    Сказочный мир просился на бумагу. Отец, увидев первые рисунки дочери, понял: она - художница до мозга костей - и принялся посвящать во все тонкости битвы с красками и бумагой.

    А в четыре года у Доротеи Шемякиной была первая выставка - ее работы выставили тогда в Русском музее. И на этой выставке детского рисунка Черномор впервые погрозил ей пальцем: четырехлетнюю Доротею Шемякину обвинили... в формализме. Так сказалась своего рода наследственность, а на самом деле преемственность.

    Нонконформист с пеленок

    Окна сказочного замка широко распахнулись в Свободный мир, когда девочке было семь лет - вместе с родителями она оказалась в Париже. Там она участвовала на равных в знаменитой выставке в столичном Дворце Съездов (Palais des Congrès) - вместе с мастерами неофициальной живописи, изгнанными из СССР - Олегом Целковым, Оскаром Рабиным, Михаилом Шемякиным, Эрнстом Неизвестным. Доротее был отведен на выставке целый стенд, и большинство ее работ были куплены в день открытия.

    Любителей и знатоков приводили в восторг обычно не свойственный детскому возрасту изящный сарказм, виртуозный графизм; унаследованная от отца способность передать движение одним штрихом — мощным и точным. Что до тонкости цветовых нюансов - тут, несомненно, влияние ее матери, прекрасной художницы Ребекки Шемякиной.

    Затем выставки шли одна за другой, по всему миру: в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге. В Греции, Швейцарии, России.

    В 1994 году на выставке в парижской галерее Карпантье была представлена ее серия из 30 листов на тему «Коррида» (в технике масляной пастели и коллажа).

    Из серии «Коррида» Доротеи Шемякиной

    Небо разверзлось - выступает на арену священный Апис, бог-бык. Начинается сакральная битва, так привлекавшая Гойю и Пикассо.

    В узком пространстве арены человек со зверем сошлись в смертной братской схватке. За мощными торсами публики почти не видно.

    Свершается предначертанное судьбой заклание шпагой или рогом: тореро валится навзничь, роняя шпагу; лошадь вздета на рога, в агонии кричит, скаля зубы от боли. Смерть оборачивается в страсть.

    Бык — избранник среди земных тварей. Битва лучше бойни. И вот уже мулы тянут по песку лошадь с выпущенными кишками, волокут окровавленную бычью тушу, опоясанную цепью. Прочь с арены жизни.

    В этом полу-божественном полубою-полубалете Доротею Шемякину привлекали не показная мишура, не яркость позумента и не акробатический пируэт изгибающего стан тореро - но понимание подлинной сути корриды — всей торжественно-суровой эпики «момента истины», как называют это афисионадо.

    Оттого так все здесь перемешано, сплетено, слито - бычья туша, вороново крыло плаща, отблеск грязно-белого солнца, киноварь крови на буро-сером.

    Доротея Шемякина писала своих торо и тореро, словно справляла сакральное действо, погребальный обряд, постоянный, как молитва, вечный, как любовь.

    А что перемешивает все это? — Печаль.

    От редакции: наши искренние соболезнования Михаилу и Саре Шемякиным.

    Доротея Шемякина

    Когда-то в детстве эту странную таинственную сказку рассказал Доротее ее отец, Михаил Шемякин. Маленькая мадемуазель с детства училась чувствовать то, что не чувствуют другие. Ведь с самого рождения девочку окружали холсты, пахнущие красками. Когда она вырастет, узнает, что папа - гений. Узнает, что талант приносит боль. Эта девочка, родившаяся в Питере и выросшая во Франции, уедет в Грецию, станет известной художницей и будет оформлять самые известные книги мира. А пока она с распахнутыми глазами слушает самого родного в мире папу.

    Она родилась 9 мая 1964 года в семье Михаила Шемякина и Ребекки Модлен. Свой первый рисунок Доротея сделала в два года. В четыре она уже участвовала в международной выставке детского рисунка в Русском музее. Партийная комиссия усмотрела в рисунках четырехлетней Доротеи «детский формализм» и, несмотря на восхищение организаторов выставки, работы были сняты. Осталось лишь два-три рисунка в витрине. Питер останется навсегда в сердце Доротеи. Когда ей было семь лет, они с матерью уехали во Францию по приглашению Дины Верни - владелицы галереи и легендарной певицы. Вскоре к ним присоединился выдворенный из СССР Михаил Шемякин.

    В двенадцать лет Доротея участвует в выставке современного русского искусства во Дворце конгрессов в Париже, представляя 19 своих работ. Первая персональная выставка Доротеи Шемякиной открылась в 1980 году в галерее Нахамкина (Нью-Йорк) за день до шестнадцатилетия художницы. Пятьдесят работ были раскуплены за пять дней. Нью-Йорк, Гонк-Конг, Париж, Москва - выставки художницы сегодня проходят во всему миру. Живопись, книжная графика, ювелирные украшения, дизайн пасхальных яиц и работа каменщика - многогранные проявления таланта Доротеи.

    «Голем» Густава Майринка - четвертая работа Шемякиной в жанре оформления книги. Десяток раз она перечитает мрачную легенду. В этой сказке, которую когда-то так полюбила маленькая девочка Доротея, есть многое: и затерянные в веках магические заклинания, и немилосердные предсказания человеческим амбициям, и великая провокация…

    Рассказывая легенду о Големе, Борхес отмечает: "Элиезер из Вормса сохранил тайную формулу, по которой можно создать Голема. Описание этой процедуры занимает двадцать три столбца в томе ин-фолио и требует знания «алфавита 221 ворот», который надо повторять над каждым органом Голема. На лбу у него надо начертать слово «эмет», означающее «истина»; чтобы уничтожить глиняного человека, надо стереть первую букву - останется слово «мет», означающее «смерть»".

    © Orloff Russian Magazine

    Восстановив утраченные формулы каббалы, некий раввин создал искусственного человека - так называемого Голема, дабы тот в синагоге звонил в колокола и выполнял тяжелые работы. Однако Голем не был человеком, в нем едва теплилась глухая, полусознательная, растительная жизнь. Да и та - лишь в дневные часы, и поддерживалась она действием магической таблички, которую ему засовывали под язык и которая притягивала из вселенной свободные звездные токи. Однажды, перед вечерней молитвой, раввин забыл вытащить табличку изо рта Голема; тот впал в неистовство и побежал по темным улицам гетто, убивая всех, кто попадался на его пути, пока раввин его не догнал и не вынул табличку. Голлем мгновенно рухнул замертво. От него осталась лишь жалкая глиняная фигурка, которую теперь показывают в «Новой Синагоге».