Маковский константин егорович картины с названиями. Литературно-исторические заметки юного техника

Биография художника Маковского Константина сегодня затенена его выдающимся братом Владимиром - известным представителем передвижников. Однако Константин оставил заметный след в искусстве, будучи серьезным, самостоятельным живописцем.

Семья Маковских

Фамилия Маковских хорошо известна в русском искусстве. Отец семейства Егор Иванович Маковский был известным деятелем искусств в Он организовал «Натурную школу» для живописцев, которая впоследствии стала известна, как Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

В семье всегда царил творческий дух и не удивительно, что все трое детей Егора Ивановича стали художниками. В доме часто бывали друзья отца - художники Карл Брюллов и Василий Тропинин, встретить здесь можно было и писателя Гоголя, актера Щепкина, В семье постоянно устраивались литературные и музыкальные вечера, велись споры об искусстве. Все это повлияло на формирование детей. Взрослый Константин Маковский говорил, что своим успехом в живописи он обязан исключительно отцу, который смог поселить в него неистребимую любовь к искусству.

В семье было трое детей: старший сын Константин, дочь Александра и младший - Владимир. Достаток в семье был скромный, но царивший дух искусства сполна компенсировал все бытовые неудобства.

Детство Константина

С детства Константин Маковский был погружен в искусство, по сути, он не знал никакой другой жизни, и ему было суждено выбрать путь живописца. Все дети в семье очень рано начали рисовать.

Костя, как первый ребенок в семье, начал с того, что был рядом с отцом и его друзьями, когда те обсуждали живопись и свои замыслы, показывали наброски и картины. Все это сформировало эстетические взгляды и интересы мальчика.

Обретение ремесла

В 1851 г. Константин Маковский поступает в отцовскую школу живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками там были - В. Тропинин, М. Скотти, С. Зарянко, А Мокрицкий. Здесь за семь лет из мальчика сформировали художника с собственным, оригинальным взглядом на мир и научили его основам живописного искусства.

В училище он был первым учеником, получил все возможные награды. В 1858 г. Константин поступает в Академию художеств в Санкт-Петербурге - лучшее учебное заведение в области искусства в Российской империи. Во время учебы он регулярно выставлял свои работы на ежегодных выставках Академии и даже получил Большую золотую медаль за работу «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова».

В 1862 г. Маковский начинает искать свой путь в искусстве, так как академизм ему казался скучным и устаревшим.

Путь в искусстве

Константин биография художника представлены в нашей статье) ищет свою манеру, хочет выразить свой внутренний мир. В 1863 г. он вместе с другими тринадцатью художниками, отобранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии художеств, отказывается писать картину на тему, утвержденнную академиками.

Ему пришлось покинуть учебное заведение, и Маковский так и не смог получить диплома об образовании. Это событие стало известно как «бунт четырнадцати». Протест заключался в том, что художники хотели получить свободу и писать работу на вольную тему, но Академия не захотела идти им навстречу. По сути это был бунт против оков академизма и являлся признаком нарождающейся новой школы реализма, в которой Константин Маковский сыграет видную роль.

В 1863 г. художник присоединяется к группе И. Крамского и работает в нарождающемся жанре бытовой живописи. В 1870 г. Маковский стал одним из инициаторов и идеологических вдохновителей создания Товарищества передвижных художников и много работал, описывая сцены повседневной жизни.

Он выставлял работы как на академических выставках, так и в компании с передвижниками. В 80-х годах Маковский становится очень популярным автором салонных портретов и картин на исторические сюжеты. А в 1889 г. он получает Большую золотую медаль на художественной выставке в Париже за серию работ.

Объектом кисти Маковского были исторические сцены, жизнь народа, быт. Он с любовью и этнографической точностью выписывает костюмы и обстановку персонажей. В конце 80-х годов художник все чаще обращается к историческим сюжетам, пишет большие детальные картины, например, «Боярский свадебный пир в XVII веке», которые пользуются большим успехом у публики и у критики. Также им было немало создано портретов самых разных людей.

Творческое наследие Константина Маковского насчитывает около ста картин, среди них немало крупных, эпических полотен (сегодня они рассредоточены по частным и музейным коллекциям всего мира). Кроме того он участвовал в оформлении Храма Христа Спасителя в Москве.

Коллекционер

Константин Маковский, картины которого нынче являются объектом внимания коллекционеров, сам был большим собирателем. Это увлечение он унаследовал от отца, любившего самые разнообразные предметы искусства и старины.

Идея коллекции была сформулирована художником в словах: «красивая старина». Увлекаясь историческими сюжетами, он собирал различные предметы утвари и обстановки, костюмы, а также все, что привлекало утонченный вкус художника.

В период увлечения крестьянской темой, Маковский много ездит по российской глубинке, скупая предметы быта и одежды. Путешествие на Восток добавило в коллекцию большое количество предметов восточного быта, ковров, украшений и костюмов. В итоге, к 80-м годам квартира художника больше походила на музей, чем на жилище человека.

Предметы коллекции часто служили основой для создания живописных полотен. Так, в работе «Боярский свадебный пир в XVII веке» критики отмечают мельчайшее совпадение деталей с историческим костюмом и обстановкой того времени. К началу XX в. Маковский был одним из крупнейших коллекционеров России, а его деятельность повлекла моду на повальное увлечение коллекционированием среди богемы и буржуа.

Константин Егорович очень гордился своим собранием, с удовольствием его демонстрировал и давал вещи для различных выставок. После смерти художника, был устроен аукцион, на который выставили 1100 предметов, в результате чего вдова выручила более полумиллиона рублей, а вещи разошлись по коллекциям частных лиц и музеев. Но, к несчастью, целостность собрания была нарушена, и многолетний труд Маковского пошел прахом.

Лучшие работы

Константин Маковский, лучшие картины, биография, которого еще только становятся объектом изучения искусствоведов, оставил большое наследие. Среди самых известных его работ можно назвать: «Смерть Ивана Грозного», «Пир у боярина Морозова», «Болгарские мученицы», «Минин на Нижегородской ярмарке», «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем».

Частная жизнь художника

Константин Маковский много путешествовал, некоторое время жил в Париже, трижды побывал в Африке, и все это обогащало его творчество, в котором можно обнаружить черты нарождающегося модернизма. За свои художественные заслуги Маковский был награжден орденом Почетного легиона и святой Анны.

Художник был трижды женат. Первая жена умерла от туберкулеза, а со второй он развелся. Всего у него было девять детей, среди которых есть художники и деятели культуры.

30 сентября по новому стилю 1915 года трамвай сбил человека - так закончил свой путь Константин Маковский. Жизнь и творчество художника остались в истории русской живописи как важная страница становления реализма.

Константин Маковский – один из самых крупных живописцев и портретистов России 19 века, член творческого объединения передвижных художественных выставок, автор жанрово-исторических произведений, человек большого таланта и мастерства.

Судьба была благосклонна к этому художнику. Его картины пользовались огромной популярностью и высоко ценились как у российских коллекционеров, так и у зарубежных. Огромная часть работ пополнила частные коллекции. В российских музеях на сегодняшнее время очень малое количество картин этого мастера, ибо произведения его нарасхват уходили к заграничным покупателям.

Ни много ни мало, картина «Боярский свадебный пир в 17 веке», оказавшаяся не по карману самому Третьякову, была продана за огромную по тем временам сумму 60000 рублей американскому мастеру ювелирного дела Шуману, заплатившему за неё троекратную сумму от той, которую Маковский просил за это произведение у основателя Третьяковской галереи. Картины художника были так же дороги, как и жизнь, которую он предпочитал. Мастер купался в лучах славы, боготворил женщин и любил роскошь.

Детство и юность

К. Е. Маковский родился в 1839 году. Его отец, Егор Иванович Маковский был известным художником, одним из основоположников училища живописи, скульптуры и архитектуры в Москве, которое и окончил Константин в 1857 году, поступив в это учебное заведение, будучи двенадцатилетним подростком. С детства в семье царила атмосфера поклонения художественному мастерству, в доме бывали многие известные деятели живописи и культуры.

По стопам отца, помимо старшего сына Константина, пошли и другие дети. Живописному творчеству и графике отдали силы и умение сыновья Егора Ивановича Владимир и Николай, а также дочь Александра. Только вторая дочь, Мария, посвятила себя певческому искусству.

Константин Маковский продолжил обучение в Академии Художеств Петербурга, где достаточно быстро раскрылись его талант и художественная одарённость. Уже в 1862 году начинающий художник получил Малую золотую медаль за своё первое историческое произведение на тему убийства сына Бориса Годунова.

Однако закончить Академию в обычном порядке Маковскому так и не пришлось: в 1863 году 14 учеников, в числе которых был и Константин, обратились к академическому руководству с просьбой о самостоятельном выборе произведений, претендующих на главную золотую медаль. Маковский не захотел писать картину по мотивам скандинавских мифов.

После отказа в этом праве, участники группы со скандалом покинули стены Академии, получив дипломы художников 2 степени и впоследствии основав Товарищество передвижных художественных выставок. О так называемом «бунте четырнадцати» было доложено императору Александру и за группой быстро установили негласное двойное наблюдение: городской полиции и тайной императорской.

Творческий путь

После завершения учёбы Константин Маковский с головой окунается в творческий процесс. В 1866 году художник удостоился наград за картину «Литературное чтение». За произведение о том, как крестьянские дети стерегут лошадей в ночном, созданное по сюжету рассказа Тургенева «Бежин луг», мастер получил Золотую медаль с присвоением звания художника 1 степени. Детскую тему он продолжил в картине «Игра в бабки» (1870), где в образах героев картины очень тонко подметил их характерные черты.

В своём раннем творчестве К. Маковский создает глубокие смысловые жанровые произведения. В 1870-72 годах из-под его пера вышли картины «В приёмной у доктора», привлекшая большое внимание ценителей типичностью образов, юмором и оригинальным сюжетом «Балаганы на Адмиралтейской площади» с колоритными типажами представителей российских сословий тех времён, «Крестьянский обед во время жатвы», «Похороны ребёнка» и «Дети, бегущие от грозы». В 1872-73 годах Маковский создаёт картину «Любители соловьёв», за которую удостаивается 1 премии Общества поощрения художеств и звания академика.

Параллельно он успешно пробует себя в портретном жанре, создавая как образы известных деятелей искусства, науки и общества, так и простых людей В это время из-под пера художника вышли «Портрет А. И. Сувориной», «Девочка в платке», «Вакханка», «Молодая итальянка с померанцами», «Селёдочница», и др. Портрет артиста О. А. Петрова был высоко оценен В. В. Стасовым, который писал, что данное полотно – одно из самых лучших в портретном творчестве как по исполнению, так и по удивительному сходству изображения с реальным персонажем.

В 1876 году, являясь уже знаменитым и востребованным, К. Маковский едет в путешествие по Европе и Азии, посещает Сербию, Болгарию и Египет. Венцом этой поездки явилось создание картин, которые стали одними из лучших в его галерее: «Дервиши в Каире» и «Болгарские мученицы», а также портретные зарисовки «Арабский мальчик с апельсином», «Каирец», «Египетский воин».

В конце 19 столетия К. Маковский создает создаёт большое количество весомых, эффектных и занимательных исторических полотен эпохи боярского жанра 17 века, имевших величайший успех в мире искусства. Это и упоминавшаяся выше картина про свадебный пир бояр в 17 веке, и «Выбор невесты царём», (1887) и «Пир у боярина Морозова», (1895). В это же время создаётся череда великолепных портретов: «Слепой», «Монах – сборщик податей на храм», «Офелия», множество полотен с изображениями боярышень.

Маковский был женат трижды, воспитал нескольких детей, один из которых, Сергей, стал впоследствии известным поэтом и художественным критиком. Вспоминая свой жизненный путь, Маковский писал, что не зарыл своего таланта, данного ему богом, в землю, но так и не применил его в полной мере. Художник констатировал, что слишком любил жизнь, эта любовь помешала ему полноценно отдаться творчеству.

Мастер умер в 1915 году, не оправившись после падения на улице, в возрасте 76 лет, будучи ещё творчески активным. Произведения Маковского навсегда вошли в число бестселлеров мировой художественной живописи.

Егорович (1839-1915) - счастливый баловень судьбы - вырос в обстановке, где все дышало искусством. Он любил красоту во всех ее формах и проявлениях и спешил ее запечатлеть на своих полотнах.

Семья Маковских

Большая семья Маковских, состоящая из отца Егора Ивановича, преданно любившего искусство и много сделавшего для создания училища живописи и ваяния в Москве, красавицы-певицы матери Любови Корнилиевны, трех сыновей и двух сестер, жила в большой гостеприимной квартире на набережной Москвы-реки. Из окон был виден Кремль. В ней бывали Глинка, Гоголь, Пушкин, Щепкин, и позднее К. П. Брюллов, В.А. Тропинин. Все дети выросли, рассматривая коллекцию отца, слушая беседы о живописи, музыке, театре и литературе. Отец благоговейно относился к искусству, считая, что оно прививает человеку гуманность. Он сам занимался с сыновьями, уча их делать копии с его редких гравюр. Но особенно много для детей сделал Тропинин, который внимательно следил за ними. Все они впоследствии стали живописцами, но работали в разных жанрах. Маковский Константин Егорович, начав рисовать с четырех лет, с двенадцати лет начал получать профессиональное образование.

Годы учебы

В 1851 году способный мальчик поступил в Москве в училище живописи. У него были учителями М.И. Скотти и С.К. Зарянко. Но большое влияние на него оказали и Тропинин, и Брюллов, который был тогда в зените славы. Шесть лет в училище пробежали как один миг, и вот Маковский Константин Егорович в 1857 году отправляется для продолжения учебы в Петербург, в Академию Художеств. Его интересовала И на пятом году обучения в 1862 году он получает награду за полотно «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова». Оно написано как историческое романтическое произведение. Но уже через год, отказавшись писать картину на предложенную Академией тему, Маковский Константин Егорович выходит из АХ. Он получил звание только художника 2 степени. Много позже он станет академиком.

Начало работы

Молодой художник не растерялся. Он уже приобрел известность, написав портрет государя-освободителя для русского посольства в Лондоне за чрезвычайно короткое время, всего за один сеанс. Это внимание к его творчеству августейшей фамилии не заставило ждать заказы от великосветских заказчиков. В 60-е художник много работает над портретами высокопоставленных лиц. Естественно, что растут и его заработки. В результате Маковский Константин Егорович получает славу блестящего портретиста. Его парадные портреты очень красивы, как по колориту, так и композиционно.

Изумительно красиво выписаны легкими мазками ткани и прозрачные, и бархатистые, сверкающие драгоценности на руках, шеях, в ушах, золотые позументы, и сами ордена. Глубиной раскрытия психологии изображаемого персонажа они не отличаются. Но это и не требуется его заказчикам.

Портреты членов императорской фамилии и их окружения

С самой молодости до глубокой старости Маковский останется придворным живописцем. Ему заказывали портреты императоры и императрицы, Великие князья и Великие княжны и их высокопоставленное окружение. Все эти полотна отражают возрастающее техническое мастерство художника. Эстетически они просто радуют глаз. Прекрасны и сами модели, и весь окружающий их антураж.

«Портрет графини Марии Михайловны Волконской» исполнен на фоне глубокого бордового цвета драпировок. Само кресло, на котором сидит графиня, алое, отделанное золотом, и на него небрежно наброшена накидка с горностаевой отделкой. Голову графини с простой гладкой прической украшает темная диадема с драгоценными камнями, которая по стилю совпадает с украшением на шее. Белоснежное платье модели соперничает с нежной белой кожей рук и плеч. Его округлый вырез украшен голубым бантом, перьями и брошью с изумрудами. В руках, украшенных браслетами и кольцами, - полураскрытый веер. Вышивка из ниспадающих к полупрозрачному подолу цветов и листьев завершает убранство платья. Модель исполнена спокойного достоинства.

Семейная жизнь

Некоторое время Маковский пишет картины в стиле реализма. Это период сближения с передвижниками. Маковский Константин Егорович, картины которого сентиментально отражают на полотнах жизнь петербургского простого народа, например, «Вдовушка» или «Швея», ничего общего с не имеют. Но именно в 70-е годы Маковский сближается с музыкальным миром Петербурга и женится в 1866 на актрисе Елене Тимофеевне Бурковой. В их счастливом и хлебосольном доме бывают композиторы, музыканты, певцы и члены «Могучей кучки». Но счастье молодой пары оказалось непродолжительным - супруга заболела чахоткой и умерла в 1873 году. В 1874 году «средь шумного бала» художник Маковский Константин Егорович знакомится с юной девушкой поразительной красоты - Юлией Павловной Летковой.

Она не только прекрасна как ангел, но музыкальна. У нее сопрано, а Константин Егорович не только красив, ухожен, обаятелен, но и обладает красивым баритоном, поет на профессиональной сцене.

Так выглядел перед женитьбой Маковский Константин Егорович. Портрет написан им самим. В общем, венчание состоялось в 1875 году. Разница в возрасте в двадцать лет их не смущала. Но в 1873 - 1876 годах живописец совершает путешествия в Африку, точнее, в Каир. Оттуда художник Маковский Константин Егорович картины и эскизы привозит экзотические. Их колорит по-восточному ярок, созданные образы полны жизненной убедительности.

А сказочную по красоте и живописности, передающую пряный колорит Востока, картину «Перенесение священного ковра в Каире» (1896), приобретет император. Семья Маковских живет то в Париже, встречаясь там с семьей Виардо, то в Петербурге, общаясь с русскими художниками. В их браке, который продлится до 1898 года, родится трое детей. Но влюбчивый художник обратил внимание на очаровательную красавицу Марию Алексеевну Матавтину, на которой женился после развода.

В этом союзе появилось четверо детей. Художник любил рисовать и детские, и Их сохранилось очень много.

Картины на исторические темы

Маковский от отца получил увлечение к собирательству коллекций. Он везде разыскивает и приобретает предметы старинного быта, украшения, одежду, которые потом будет использовать при написании картин. Композиционно они напоминают театральную сцену, поскольку художник был всегда увлечен театром. Такой «постановочной» картиной можно считать «Боярский свадебный пир в XVII веке» (1883).

Это многофигурное полотно поражает декоративностью, изобилием тщательно выписанных дорогих предметов быта (изделий из слоновой кости), заморской посудой и кубками разнообразных причудливых форм, экзотической одеждой и тканями из парчи и рытого бархата. Пир подходит к концу, и вносят коронное блюдо - лебедя. Картина, как и многие другие произведения художника, «уехала» за границу, сначала она находилась в Америке, теперь - в Нидерландах. Также красочны и другие работы художника, последовавшие позже, - «Одевание невесты к венцу» (1890), «Поцелуйный обряд» (1895), основанная на эпизоде из романа А. Толстого «Князь Серебряный», и многие другие из этого цикла. Эти произведения надо тщательно рассматривать, смакуя детали, подробности во всей их красоте, наслаждаясь их общим золотистым или серебристым колоритом. Экзотический «боярский жанр» изобрел Константин Егорович Маковский. Описание картин мало что дает, только глаза зрителя покажут ему и фактуру тканей, и убранство помещений, и тонкую нежную кожу на лицах девушек, их застенчивость, пышность нарядов. Все это чрезвычайно полюбилось иностранцам, и большинство произведений находится в частных коллекциях за рубежом. Искусство Маковского предвосхищало появление символизма и модерна. Оно также просто ослепляло нереальной красотой.

Женские и детские головки

Эти небольшие картины пользовались неизменной популярностью.

Красивые лица боярышень в кокошниках просто дают возможность прикоснуться к девичьей чистоте и красоте, обрамленной воздушными тканями, многорядными бусами, висячими серьгами. Огромные глаза, в которых хочется утонуть, темные соболиные брови вразлет, алые с приподнятыми углами губки - все вызывает восхищение. Недаром они многократно копировались или издавались на открытках.

Смерть художника

Маковский Константин Егорович, биография которого в целом сложилась счастливо, умер незадолго до революции, в 1915 году. Ему исполнилась семьдесят шесть лет. Он оставил значительное наследство, часть которого вдова продала. Она похоронила художника в Петербурге. Но после революционных событий могила была утеряна.

Константин Егорович Маковский родился 20 июня 1839 года в Москве в семье потомственного дворянина Егора Ивановича Маковского. Е.И.Маковский был коллекционером, художником-любителем, одним из основателей художественного класса, который впоследствии стал Московским училищем живописи и ваяния. В 1840-1850-е годы дом Маковских был одним из центров художественной жизни Москвы. Эта семья дала целую плеяду деятелей искусства — ими стали четверо детей Егора Ивановича и трое внуков. Наиболее известными среди них являются младший брат Константина художник Владимир Маковский, и сын Сергей, художественный критик.

Константин Маковский начал рисовать с четырех лет, под руководством отца, копируя гравюры из домашнего собрания. Двенадцати лет в 1851 году он поступил в Московское училище живописи и ваяния, где занимался у М.И.Скотти и С.К.Зарянко, одновременно пользовался советами друга дома В.А.Тропинина. В период становления Маковского кумиром публики был К.П.Брюллов. Тропининско-брюлловское влияние было определяющим на раннем этапе творчества художника. И прежде всего это выразилось в его портретах. Именно в этом жанре Маковский добился наибольшего успеха. Одной из его ранних работ является портрет Н. А. Некрасова.

В октябре 1857 года Маковский поступил в Академию художеств в Петербурге. Он учился исторической живописи у профессора А.Т.Маркова. В 1860 году впервые участвовал в академической выставке, показав картину «Исцеление Христом слепых после изгнания из храма торжников», а в 1861 представил на выставку картину «Харон перевозит души через реку Стикс». Обе эти работы Маковский представлял на малую золотую медаль, но не получил ее. Только третья его картина – «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» – была удостоена этой награды. Маковский был допущен к конкурсу на большую золотую медаль. Но в 1863 году он стал участником знаменитого «бунта 14-ти». В числе четырнадцати претендентов на большую золотую медаль, отказавшихся писать программу на тему из скандинавской мифологии и требовавших права свободного выбора темы, Маковский вышел из Академии художеств, получив только звание классного художника второй степени по исторической и портретной живописи.

Сокровища грановитой палаты. 1890 г. Селёдочница. 1867 Дервиши в Каире. 1875 г. Египтянка с ребенком. 1875 г.
Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III Чарка меду Харон перевозит души умерших через реку Стикс. Charon transfers the souls of deads over the Stix river. У околицы
Семейный портрет. 1882 г. Русская красавица Поцелуйный обряд Портрет Марии Михайловны Волконской. 1905 г.
Портрет З.Н. Юсуповой. Портрет детей художника. Портрет графа Сергея Георгиевича Строганова. 1882 г. Портрет генерал-губернатора Восточной Сибири графа П.П.Муравьёв. 1863 г.
Портрет Александра II. 1881 г. Под венец Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади Московские балаганы
Крестьянский обед в поле. Жница. 1871 г. Женский портрет
Дети, бегущие от грозы Девушка в костюме Флоры. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. Appeal of Minin. Боярышня
Боярышня у окна. Боярыня у окна. Болгарские мученицы.

На протяжении полутора десятилетий Юлия Павловна Маковская – жена художника – была его музой, моделью для портретов, исторических картин и мифологических композиций. Данный портрет занимает среди них особое место, привлекая совершенством модели, красотой живописи и мастерством исполнения.

Современники в один голос восхищались красотой Юлии Павловны. Репин называл ее «ангелом неизреченной красоты». По семейной легенде, появление портрета было случайным. Жена поднялась в мастерскую к художнику, нарядившись в темно-красный бархатный капот и голубую ленту. Константин Егорович, увлеченно работая над каким-то холстом, поначалу не обратил на нее внимания, и она, надувшись, села в кресло и стала рассеянно разрезать страницы книги ножом из слоновой кости. Художник обернулся, тут же поставил на мольберт первый попавшийся под руку узкий холст и набросал силуэт жены с книгой в руках. В три сеанса портрет был окончен, и о нем заговорил весь город.

«Это малиновое платье так и звенит – острой высокой нотой среди тусклых тонов наших серых будней», – писал один из современников.

В декабре 1863 года Маковский вступил в организованную И.Н.Крамским Артель художников, но состоял в ней недолго. Еще в Академии художеств он обрел известность, написав в 1862 году в один сеанс портрет Александра II для русского посольства в Лондоне. Внимание к Маковскому со стороны императора в самом начале его творческого пути способствовало быстрой популярности художника. Вслед за этим он начал писать заказные портреты высокопоставлен¬ных лиц – графа Н.Н.Муравьева-Амурского, графа В.А.Адлерберга, герцога Н.М. Лейхтенбергского и др. В 1860-е годы число его заказчиков быстро растет, как и его заработки. Светский заказной портрет принес ему заслуженную славу блестящего портретиста петербургской знати. Он становится одним из самых популярных в России художников.Выполнявшиеся в большом количестве в течение всей его жизни заказные портреты были неравноценны по качеству и нередко отражали равнодушие художника к модели. Вместе с тем богатый портретный материал использовался им в создании многофигурных композиций.
В 1866 году Маковский сблизился с музыкальным миром Петербурга, женившись на артистке драматической труппы Императорских театров Е.Т. Бурковой. В их доме бывали известные музыканты, певцы, композиторы содружества «Могучая кучка». К этому времени относится портрет оперного певца О.А Петрова, исполненный в традициях передвижнического реализма.

Цветы. 1884 г.
Натурщик. 1858 г.
Селедочница
1874. Портрет мальчика



Маленький антиквар. 1884 г.


Автопортрет, 1856

Константин Егорович Маковский (2 июля 1839—30 сентября 1915) — русский художник, присоединившийся к передвижникам,действительный член петербургской АХ.

Костя Маковский рисовал с четырехлетнего возраста всё, что попадалось на глаза, и сразу выказал способность легко «схватывать природу».
«Любуйся и запоминай!» внушал отец сыну, и требовал от Кости зарисовывать в карманный альбомчик уличные сценки, набрасывать портреты встречных прохожих, а дома спрашивал мальчика «Не забыл ли мужика, что квасом тебя угощал? Да и ворона та была примечательна. Ну-ка, изобрази мне их... Искусство — это религия, искусство для того и есть, чтобы облагораживать людей, делая их добрее и лучше».Позже Константин говорил, что своему таланту обязан в первую очередь своему отцу.

Историческая живопись Маковского, его так называемые боярские жанры, отвечали духу официальной народности и псевдорусскому стилю, распространенному в искусстве 1880-90-х годов. "Свадебный пир в боярской семье XVII столетия" (1883), "Поцелуйный обряд" (1895), "Смерть Иоанна Грозного" (1888) интересны, скорее, с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.

Маковский К.Е. был женат дважды (Об этом я расскажу отдельно).
Он мечтал устроить свою судьбу по примеру великих мастеров прошлого, и исполнил свою мечту. Но плата за нее оказалась немалой. На склоне лет, испытав определенное пресыщение, он признавался: «Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству»

Маковский стал жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай) и скончался в 1915 году в Санкт-Петербурге. Он возвращался в свою васильеостровскую мастерскую на извозчике. Лошади испугались трамвая, нового вида транспорта, и рванули, перевернув коляску. Константин Егорович выпал из этой коляски, получив удар головой о мостовую, который вызвал очень серьёзное ранение, потребовавшее операции. После операции он пришел в себя, но сердце не выдержало слишком сильной дозы хлороформа. Константин Егорович умер, не приходя в сознание. Так оборвалась 74-х летняя блестящая жизнь, полная трудов, радостей и успеха.
Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода.