Конспект ООД в детском саду по музыкальному воспитанию. Старшая группа

Конспект ООД по музыкальному воспитанию "Где прячется звук?"


Место работы: МДОУ "Детский сад №4 "Калинка" комбинированного вида" города Валуйки, музыкальный руководитель
Назначение: Данная методическая разработка будет интересна педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Цели:
Формировать представления детей об источниках звуков, музыкальных узорах, о безграничном многообразии музыки. Предоставлять возможность слушать и исполнять совершенные по форме музыкальные произведения, эмоционально откликаться на них, передавать свои впечатления; развивать музыкальные способности, художественно-ассоциативное мышление. Продолжать учить передавать характер музыкального произведения голосом, мимикой, звуковыми жестами, движением. Создавать благоприятные условия для обогащения и расширения представлений детей о музыкальном искусстве, воспитывать любовь к прекрасному.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Музыкальный руководитель: Что за гости к нам спешат? Вижу я своих ребят! Проходите, становитесь вот сюда.
Все на месте?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель :Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
(пою): Здравствуйте, гости!
(дети поют): Здрав-ствуй-те!
Музыкальный руководитель:А сейчас вспомним наше музыкальное приветствие.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ
Здравствуйте, ребята! Здрав-ствуй-те!
Как ваше настроенье? Очень хорошо!
Давайте заниматься! Да-да-да!
Мы будем все стараться! Так же, как всегда!
Будем танцевать и песни распевать!
Прошу, ребята, вас за мною повторять!
(перед детьми мольберт, иллюстрация музыкального дворца, на двери- замок)
Музыкальный руководитель:: Ребята, я получила телеграмму из музыкального дворца: сестрички нотки потерялись и воцарилась в государстве тишина. Замок закрыт, что же делать? У меня есть много ключей (показываю: от двери, сантехнический, скрипичный), какой же из них откроет дворец? Т(дети выбирают).
Ну, конечно же, музыкальный скрипичный ключ, он открывает двери музыки, скрепляет ноты.
Открываем. (убираем дворец, за ним – нотный стан, на стане знаки). Ставим ключ в нужное место. Куда же нам идти? А вот и нотная карта, она нам поможет. Посмотрим на первый знак, что это? (Уши, наушники).
Первый знак на карте – ухо, уши очень нам нужны,
Потому, что мы с рожденья звуками окружены.
Ребята, прислушайтесь, вокруг нас живут разные звуки.
СЛУШАНИЕ ЗВУКОВ (музыкальные инструменты)
Где же прячется звук? (в музыкальных инструментах, магнитофоне, в окружающей природе…)
Давайте похлопаем, что получилось? Звук прячется в ладошках. А теперь помаршируем? Звук прячется в полу. А послушайте сейчас (звеню ключами), звук живёт в ключах.
СЛУШАНИЕ ЗВУКОВ (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)
Звуки прячутся в разных предметах, нужно только коснуться их, и они оживают.
Давайте послушаем стихотворения, которые приготовили нам ребята.
1.Каждый звук – кусочек мира, в каждом звуке – целый мир,
В звуках вся моя квартира, в звуках – тысячи квартир!
2.В звуках улица большая и огромная страна,
Звукам нет конца и края, в звуках – он, оно, она!
3.Звуки в радости и в скуке, звуки – свет, и звуки – тень,
День заканчивают звуки, звуки начинают день!
(снимаю знак, за ним прячутся нотки)
Посмотрите, вот и 1 нотка вернулась, что же ждёт нас дальше? На карте знак «Мастерская звуков», отправимся туда!
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ЗАШАГАЛИ НОЖКИ»
Зашагали ножки прямо по дорожке,
Весело гуляли, друга повстречали.
Здравствуй, здравствуй, милый друг!Посмотри-ка ты вокруг!
Ты мне только улыбнись, крепко обнимись!
Вот мы и в мастерской. Здесь мы послушаем, как звучат различные предметы. В мастерской несколько домиков, давайте познакомимся с их жителями.
1.Вот первый домик, кто же здесь живёт? (показываю, дети называют). В этом домике живут гости их деревеньки Шу. Что мы здесь видим? (султанчики, бумажные предметы, колоски, маракасы). Давайте послушаем, как они звучат. Жители этого домика разговаривают тихо, шепчутся, нужно прислушаться, чтобы их услышать.
(раздаю нескольким детям предметы). Давайте озвучим небольшую сказку.(Я рассказываю стихотворение – дети озвучивают).
Притаилась в норке мыша-шу-шу-шу, шу-шу-шу, (султанчики)
Там сидит и тихо дышит-шу-шу-шу, шу-шу-шу, (султанчики)
Может мышка там читает-шу-шу-шу, шу-шу-шу, (книжные страницы)
Странички в книжечке листает-шу-шу-шу, шу-шу-шу, (книжные страницы)
Может мышка кашеварит-шу-шу-шу, шу-шу-шу,(коробочки с зерном)
Зёрнышки перебирает-шу-шу-шу, шу-шу-шу,(коробочки с зерном)
Может из колосочков-шу-шу-шу, шу-шу-шу, (колоски)
Плетёт доченькам веночки-шу-шу-шу, шу-шу-шу, (колоски)
Тихо в норке, мышка спит (ритмично дышат носом)
Только носиком сопит(ритмично дышат носом).
Вот какая шуршащая сказка у нас получилась. На что похож звук? (шуршит, шелестит, шорох, шепчется).
2.А кто живёт в этом домике? (дети называют: стаканы, аквариум, стеклянные фигурки, вазочки) Из чего сделаны эти жители? (из стекла). С этими вещами нужно быть очень осторожными, играть на них нужно тихо и легко, чтобы не разбить. Послушаем, как они звучат.
Какой звук? (тихий, прозрачный, светлый, лёгкий, хрустальный, как сосульки, звенит капель)
А сейчас проведём опыт: 2 одинаковых хрустальных стаканчика, послушаем их звук. А теперь в один из них нальём воды, опять послушаем. Что вы можете сказать? (звук стал ниже) (ещё с несколькими стаканами провести такой опыт). Вот так из стеклянных бутылочек можно сделать музыкальный инструмент- литрофон! Сейчас послушаем, как он звучит.
(дети играют на литрофоне)
ИГРА НА ЛИТРОФОНЕ
Звук послушали стеклянный, светлый, лёгкий и хрустальный!
3. Кто же живёт в третьем домике? (дети называют) Из чего сделаны все эти предметы? (из металла).Правильно, это гости из города «Дин-Дон». Давайте послушаем, как они звучат.
(раздаю нескольким детям муз. инструменты и металлические предметы, исполняют попевку)
(ребёнок):Инструменты в руки взяли и все дружно заиграли,
В зале нет свободных мест, вот какой у нас……оркестр!
ОРКЕСТР МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ
Дети, металлические звуки какие? (звонкие, громкие, звенящие, весёлые, переливаются, похожи на весёлый дождик).
Металлические звуки никогда не знают скуки,
Веселят они ребят – ножки танцевать хотят!
ТАНЕЦ «ВИНОВАТАЯ ТУЧКА»
(после танца дети садятся на ковёр, я показываю им следующую группу предметов)
4.Что общего между всеми этими предметами? (они сделаны из дерева) Правильно, это гости из Деревянной провинции, её хозяин – Ксилофониус. Давайте послушаем, как звучат деревянные предметы.
(выходят несколько детей, раздаю каждому по 2 предмета-кубики, карандаши, ложки), я играю на ксилофоне ритмический рисунок, дети повторяют)
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ДЯТЕЛ»
Дети, на что похож деревянный звук? (стук, дятел по дереву стучит, дровосек рубит дрова)
Деревянный звук такой: он стучащий и сухой,
Тёплый и трескучий, тихий и гремучий!
У нас есть много деревянных кубиков, давайте с ними поиграем!
ЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ ИГРА «КУБИКИ» (по К.Орфу)
(дети сидят в кругу, у каждого в правой руке кубик)
Кубик, кубик деревянный, тук-тук-тук-, тук-тук-тук,
Мы хотим сейчас послушать этот звук, этот звук,
Кубик, кубик, деревянный, не зевай, не зевай,
Вместе с нами, вместе с нами поиграй, поиграй!
(во время игры воспитатель подносит мольберт с нотной картой ближе к детям)
Побывали мы в музыкальной мастерской, послушали разные звуки.
(открываю знак, за ним ещё 3 нотки) Посмотрите, несколько ноток прятались в музыкальной мастерской, они вернулись!
Следующий знак, что это – «Грустная маска». Вы сможете изобразить такую маску? (дети показывают). А весёлую?(изображают)
Что мы можем посоветовать нашей грустной маске?
Ребёнок: Если в грустном настроении оказался кто-нибудь,
Есть проверенное средство, чтоб веселье вернуть.
Будешь радостным и добрым летом и среди зимы,
Если сможешь подружиться с танцами, как мы!
ТАНЕЦ « ВЕСЁЛАЯ ЗАРЯДКА»
Развеселилась маска, а под нею – нотки!
Остался на карте один знак – «Зимний лес». В такую погоду нельзя оставаться без прогулки. Отправляемся в зимний лес!
РИТМОДЕКЛОМАЦИЯ «МЫ ИДЁМ В ЗИМНИЙ ЛЕС»
Мы идём в зимний лес, сколько здесь вокруг чудес,
Слева берёзка снежная стоит, справа ёлочка на нас глядит.
Вот зайчишка поскакал, от лисы он убежал,
Серый волк по лесу рыщет, он добычу себе ищет,
Все мы спрячемся сейчас, не найдёт тогда волк нас!
Вот медведь в берлоге спит, так всю зиму и проспит.
Мишка-мишка, хватит спать, давай с нами танцевать.
Полетели снегири, как красивы все они,
Все снежинки закружились и на землю опустились.
Ребята, как красиво в лесу! А вы когда-нибудь наблюдали, как падают снежинки? (ответы детей: легко, плавно, медленно, задумчиво, мечтательно). Зимушка передала нам в подарок снежное покрывало, давайте поиграем с ним.
ИГРА «СНЕЖНОЕ ПОКРЫВАЛО»
(Открываю знак «Зимний лес», под ним оставшиеся нотки) Вот и все нотки вернулись, каждая на своём месте. Давайте назовём их. Для чего нужны ноты? (записывать мелодию). Кто пишет музыку? (композитор). Правильно, в нотках спрятана мелодия, она ждёт, чтобы мы её оживили, превратили в песенку. (показываю картинку) Что это? (Герб Королевы Мелодии) Что он означает? (нотка – нужно петь чисто, правильно передавать мелодию, буква – чётко и правильно произносить слова, сердечко – нужно полюбить песенку, петь эмоционально).
ПЕСНЯ «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА МУЗЫКИ»
1.На карте волшебной страны не найти, никогда не найти,
Доехать нельзя до неё и дойти и нет к ней прямого пути.
2.Там каждый шагает с мелодией в такт, поёт что-нибудь,
Там каждый прохожий чуть-чуть музыкант, а значит волшебник чуть-чуть.
3.В стране этой музыка всюду слышна от зари до темна,
Там музыка людям для счастья нужна, такая уж это страна.
Дети, подходит к концу наше занятие, сегодня мы много путешествовали, что вам понравилось и запомнилось больше всего? (ответы детей). Мы побывали в музыкальной мастерской, послушали, как звучат различнык предметы, создавали музыку сами, озвучивали сказку, танцевали, пели, играли. Мы помогли вернуть нотки в музыкальный дворец, теперь он опять оживёт, в нём всегда будет звучать музыка, а его двери будут всегда открыты для всех желающих.
(пою) Всем скажу я: «До свиданья!» (по ступеням вверх)
(дети поют) «До свиданья!»,- скажем мы. (по ступеням вниз).

Все певческие голоса подразделяются на женские, мужские и детские. Основные женские голоса – это сопрано, меццо-сопрано и контральто , а самые распространённые мужские голоса – тенор, баритон и бас .

Все звуки, которые можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте, бывают высокими, средними и низкими . Музыканты, когда говорят о высоте звуков, пользуются термином «регистр» , подразумевая целые группы высоких, средних или низких звуков.

В глобальном смысле женские голоса поют звуки высокого или «верхнего» регистра, детские голоса – звуки регистра среднего, а мужские – звуки низкого или «нижнего» регистра. Но это верно лишь отчасти, на самом деле всё гораздо интереснее. Внутри каждой из групп голосов и даже внутри диапазона каждого отдельного голоса тоже есть разделение на высокий, средний и низкий регистр.

Так, например, высоким мужским голосом является тенор, средним – баритон, а низким – бас. Или, ещё пример, у певиц самый высокий голос – сопрано, средний голос вокалисток – это меццо-сопрано, а низкий – контральто. Окончательно усвоить разделение мужских и женских, ну заодно и детских голосов на высокие и низкие, вам поможет вот эта табличка:

Если говорить о регистрах какого-либо одного голоса, то у каждого из них есть и низкие звуки и высокие. Например, тенор поёт и низкие грудные звуки, и звуки высокие фальцетные, не доступные басам или баритонам.

Женские певческие голоса

Итак, основные виды женских певческих голосов – это сопрано, меццо-сопрано и контральто. Они различаются, прежде всего, диапазоном, а также тембровой окраской. К числу тембровых свойств можно отнести, например, такие, как прозрачность, лёгкость или, наоборот, насыщенность, сила голоса.

Сопрано – женский самый высокий певческий голос, его обычный диапазон – две октавы (целиком первая и вторая октава). В оперных спектаклях часто партии главных героинь исполняются именно певицами с таким голосом. Если говорить о художественных образах, то лучше всего высокий голос характеризует молодую девушку или какого-нибудь фантастического персонажа (например, фею).

Сопрано по характеру звучания разделяют на лирическое и драматическое – вы и сами легко можете представить себе, что партии девушки очень нежной и девушки сильно страстной не может исполнять одна и та же исполнительница. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми пассажами и фиоритурами в своём высоком регистре, то такое сопрано называют колоратурным .

Контральто – уже говорилось о том, что это самый низкий из женских голосов, притом очень красивый, бархатный, к тому же и очень редкий (в некоторых оперных театрах нет ни одного контральто). Певице с таким голосом в операх нередко поручают партии мальчиков-подростков.

Ниже приводится табличка, в которой называются примеры оперных партий, которые часто исполняют те или иные женские певческие голоса:

Давайте, послушаем, как звучат женские певческие голоса. Для вас – три видео-примера:

Сопрано. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» Моцарта в исполнении Белы Руденко

Меццо-сопрано. Хабанера из оперы «Кармен» Бизе в исполнении прославленной певицы – Елены Образцовой

Контральто. Ария Ратмира из оперы «Руслан и Людмилы» Глинки в исполнении Елизаветы Антоновой.

Мужские певческие голоса

Основных мужских голоса всего три – это тенор, бас и баритон. Тенор из них самый высокий, его высотный диапазон – ноты малой и первой октав. По аналогии с тембром сопрано, исполнителей, обладающих этим тембром, разделяют на теноров драматических и теноров лирических . Кроме того, иногда упоминают такую разновидность певцов, как «характерный» тенор . «Характер» ему придаётся каким-нибудь фоническим эффектом – например, серебристостью или дребезжанием. Характерный тенор просто незаменим там, где требуется создать образ седовласого старика-старца или какого-нибудь хитреца-пройдохи.

Баритон – этот голос отличается своей мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Диапазон звуков, которые может спеть баритон, заключается в пределах ля большой октавы до ля первой октавы. Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы.

Бас – голос самый низкий, может петь звуки от фа большой октавы до фа первой. Басы бывают разные: одни раскатистые, «гудящие», «колокольные», другие жёсткие и очень «графичные». Соответственно и партии персонажей для басов отличаются разнообразием: это и героические, и «отцовские», и аскетические, и даже комические образы.

Наверное, вам интересно узнать, какой же из мужских певческих голосов самый-самый низкий? Это бас-профундо , иногда певцов с таким голосом называют также октавистами , так как они «берут» низкие ноты из контроктавы. Кстати, мы ещё не упомянули о самом высоком мужском голосе – это тенор-альтино или контртенор , который совершенно спокойно поёт почти женским голосом и с лёгкостью достигает высоких нот второй октавы.

Как и в предыдущем случае, мужские певческие голоса с примерами их оперных партий отображены в табличке:

Теперь послушайте, каково звучание мужских певческих голосов. Тут для вас ещё три видео-примера.

Тенор. Песня индийского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова в исполнении Давида Послухина.

Баритон. Романс Глиэра «Сладко пел душа-соловушко», поёт Леонид Сметанников

Бас. Ария князя Игоря из оперы Бородина «Князь Игорь» в оригинале написана для баритона, но в данном случае её поёт один из самых лучших басов XXвека – Александр Пирогов.

Рабочий диапазон голоса профессионально обученного вокалиста в среднем обычно составляет две октавы, иногда, правда, певцы и певицы обладают куда более широкими возможностями. Для того, чтобы вы хорошо ориентировались в тесситурах при выборе нот для занятий, предлагаю вам познакомиться с рисуночком, наглядно демонстрирующим допустимые диапазоны для каждого из голосов:

Перед заключением хочу порадовать вас ещё одной табличкой, с помощью которой можно познакомиться с вокалистами, обладающими тем или иным тембром голоса. Это нужно для того, чтобы вы самостоятельно могли найти и послушать ещё больше аудио-примеров звучания мужских и женских певческих голосов:

На этом всё! Мы с вами говорили о том, какие бывают голоса у певцов и певиц, разобрались с основами их классификации, размерами диапазонов,выразительными возможностями тембров, а также послушали примеры звучания голосов знаменитых вокалистов. Если вам понравился материал, поделитесь им на своей страничке в контакте или в своей ленте твиттера. Для этого под статьёй есть специальные кнопочки. Успехов!

1. В каком слове сорок гласных?

Ответ: сорока

2. Как называется знак, который превращает слово семя в семья?

Ответ: разделительный мягкий знак.

3. Прочитайте вслух стихотворение И.Сельвинского. Может ли человек, не знающий русского языка, догадаться, о чем в нем идет речь? Почему?

Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов
Била
Бурю.
Пара барабанов,
Пара барабанов
Пара барабанов
Била
Бой!

Ответ: Любой человек, даже не зная русского языка, поймет, что речь идет о барабанном бое. Поэт использует здесь звукопись.

4. Вслушайтесь в звучание стихотворения С.Маршака «Дождь».
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Веселый дождь стучит.
Определите, какими сочетаниями звуков и их повторением передает поэт грохот грома и стук дождевых капель.

Ответ: грохот грома – р – гр -
Стук дождевых капель – повторение предлога –по.

5. Какие слова получатся, если прочесть следующие слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы:
лог, гол, люк, лед, пара?

Ответ: кол, лог, куль, толь, арап.

6. Объясните, почему А.С.Пушкин в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» рифмует:
«Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого»?

Ответ: По правилам современного русского литературного языка слово такого произносится как такова.

7. Прочитайте отрывок из стихотворения Р.Рождественского «Упражнение по фонетике». Какая особенность гласных звуков подчеркнута в нем?

Мы гласные,
Мы – гласные,
Стоглазые и властные.
Мы в вашем первом крике.
На фронте.
И на рынке.
В «Ура!»
И в «Помогите!»
На сцене.
На могиле.
В страдании
И в злобе…
Мы – как фундамент в слове.
Кричите, если страшно,
Кричите, если больно…
Мы – в лихости футбольной,
Когда – удар и – мимо.
Когда орут:
«На мы –ы –ы-ло - !»
Мы рвемся из гортани,
И вы нас не глотайте.
Мы не хотим обратно.
Мы - гласные.
Мы – правда.

Ответ: В стихотворении подчеркнуто, что при произнесении гласных воздух проходит через рот свободно. Гласные состоят только из голоса, их можно протянуть. «Глотая гласные, мы лишаем нашу речь звучности и делаем её невнятной.

О звучании слова

Однажды мне случилось присутствовать на занятиях литературного кружка, где - по выражению Маяковского - некий профессор "учил молотобойцев анапестам" . Правда, это были не молотобойцы, о которых говорит Маяковский, а учащаяся молодежь, и учил ее анапестам не профессор, а скромный руководитель кружка. Но суть дела от этого не меняется. В поисках так называемых аллитераций молодые люди подбирали примеры из Маяковского, Есенина, Бальмонта, Лермонтова, Блока, Багрицкого, Брюсова, Асеева, Тихонова, Сельвинского... Не все ли равно, какого поэта цитировать, - лишь бы он годился для примера!

Видимо, эта игра нравилась участникам кружка, и они наперебой цитировали:

У Пушкина было труднее отыскать такой стопроцентный пример пользования аллитерациями, - разве только:

Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой .

Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит .

Но ведь это всего отдельные строчки, а не целое стихотворение, пронизанное одними и теми же звуками. Однако и по пушкинским стихам прошлись усердные "аллитераторы". Руководитель кружка был доволен своими учениками, а мне вспомнилась меткая эпиграмма Роберта Бернса - "При посещении богатой усадьбы":

Наш лорд показывает всем
Прекрасные владенья...

Так евнух знает свой гарем,
Не зная наслажденья.

Вряд ли такое внешнее и формальное изучение художественной формы способствует пониманию поэзии. Даже природу и значение аллитераций трудно понять, вырывая из стихов случайные строчки и отделяя форму от содержания.

Можем ли мы говорить о звучании того или иного слова, о красоте его и благозвучии в отрыве от смысла? Только чеховская акушерка Змеюкина могла упиваться и кокетничать словом "атмосфера", не зная толком, что оно значит.

Возьмем, к примеру, слово "амур". По-французски оно означает "любовь", а по-русски этим именем называют только крылатого божка любви. У нас оно отдает литературой, XVIII веком и звучит несколько слащаво и архаично или же насмешливо: "дела амурные".

Зато совсем иным кажется нам то же самое слово "Амур", когда оно относится к могучей, полноводной сибирской реке. В названии реки нет ничего слащавого и кокетливого. Оно сурово и величаво. В нем есть нечто азиатское, монгольское, как в имени "Тимур".

Так неразрывно связано звучание слова с его смысловым значением.

Что общего между русским словом "соль" и музыкальной нотой?

В названии ноты нет ни малейшего соленого привкуса, хоть оно по своей транскрипции и звучанию вполне совпадает с названием минерала.

Никто не думает о пушке, произнося фамилию величайшего русского поэта. А между тем та же фамилия, если ее носит какой-нибудь мало кому известный Иван или Степан Пушкин, в значительно большей степени напоминает нам пушку. (Впрочем, великий поэт в какой-то мере помог и своим однофамильцам освободиться от ассоциации со словом "пушка".)

Звуки, из которых состоит фамилия поэта, приобрели новое качество потому, что в сознании миллионов людей возникло новое автономное понятие, новый интегральный образ. И в зависимости от этого нового смысла и нового образа по-новому воспринимаем мы и самые звуки фамилии "Пушкин". Она звучит для нас громко, как его слава, радостно, величаво и просто, как его поэзия.

Всякий настоящий писатель, а поэт в особенности, тонко чувствует неразрывность значения и звучания слова. Он любит самые звуки слов, отражающие весь реальный мир и запечатлевшие столько человеческих чувств и ощущений. Он пользуется звуками не случайно, а с отбором, отдавая в каждом данном случае предпочтение одним звукам перед другими.

Вспомним отрывок из стихов Пушкина:

О, как милее ты, смиренница моя!
О, как мучительно тобою счастлив я,
Когда, склоняяся на долгие моленья,
Ты предаешься мне, нежна без упоенья,
Стыдливо-холодна, восторгу моему
Едва ответствуешь, не внемлешь ничему...

Можно с уверенностью сказать, что все эти десять "м" и девять "л" подобраны поэтом не случайно, но и не искусственно, не преднамеренно.

Это не бальмонтовские стихи, вроде:

Чуждый чарам черный челн...

Музыкальной основой этих пушкинских аллитераций было, вероятнее всего, слово "милый" ("милее"), с которого начинается приведенный здесь отрывок стихотворения, столь богатый звуками "м" и "л".

Простой и нежный эпитет "милый" привлекал поэта не только своей мелодической прелестью, но и тем глубоким и чудесным значением, которое придал этому ласкающему слову создавший его народ.

Тогда изгнаньем и могилой,
Несчастный! будешь ты готов
Купить хоть слово девы милой,
Хоть легкий шум ее шагов .

В различных стихах Пушкина слово это звучит в самых разнообразных интонациях и оттенках.

Она мила, скажу меж нами,
Придворных витязей гроза...

В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать...

Узнай, по крайней мере, звуки,
Бывало, милые тебе...

И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня...

Таким образом, есть основания предполагать, что именно слово "милый" подсказало Пушкину все эти "м" и "л" в цитированном нами лирическом отрывке ("О, как милее ты, смиренница моя!").

Слова, в которых есть "м" и "л" ("моленья", "внемлешь", "мучительней"), не подобраны поэтом из щегольства.

Проникновенные строки пушкинских стихов меньше всего похожи на рукоделие, на преднамеренный, искусственный подбор звуковых красок.

Поэт настолько строго и сдержанно пользуется теми или иными звукосочетаниями, так называемой "инструментовкой". что многие чтецы, декламирующие его стихи, даже и не замечают преобладающих в том или ином стихотворении звуков.

Читая "Графа Нулина", известные опытные актеры так мало обращали внимания на совершенно явную и очевидную неслучайность повторения звука "л" в лирическом отступлении поэмы.

Это "л" - то мягкое, звучное "ль", то более твердое и глухое "л" - как бы врывается в стих вместе с долгожданным колокольчиком, о котором говорится в поэме.

Казалось, снег идти хотел...
Вдруг колокольчик зазвенел.

Кто долго жил в глуши печальной,
Друзья, тот, верно, знает сам,
Как сильно колокольчик дальный
Порой волнует сердце нам.
Не друг ли едет запоздалый,
Товарищ юности удалой?..
Уж не она ли?.. Боже мой!
Вот ближе, ближе... сердце бьется...
Но мимо, мимо звук несется,
Слабей... и смолкнул за горой.

Это, несомненно, тот самый колокольчик, которого поэт так нетерпеливо ждал в уединении, в ссылке, в своей "ветхой лачужке".

Громко, заливисто звенит колокольчик в строке, где мягкое "л" повторяется трижды:

Как сильно колокольчик дальный...

И совсем слабо, глухо, как-то отдаленно звучат последние "л" в заключительной строчке лирического отступления:

Слабей... и смолкнул за горой.

Если чтеца не волнует, не ударяет по сердцу строчка "Как сильно колокольчик дальный", - то это говорит о его глухоте, о его равнодушии к слову. Для такого исполнителя стихов слово только служебный термин, лишенный образа и звуковой окраски.

К сожалению, людей, воспринимающих слово как служебный термин, немало среди чтецов, да и среди литераторов.