Картины которые заставляют задуматься о жизни. Шокирующее искусство: картины, которые «разрывают мозг

Человек ─ это неиссякаемый источник любви, доброты и радости. Все мы одинаковые, во всем мире. Мы не можем сдержать свои эмоции в трогательные моменты или когда, на душе тяжело и больно.

Эти фотографии показывают, насколько богатой является душа каждого человека, насколько человек силен духом. Смотря на эти фото убеждаешься в том, что главное для нас ─ жизнь. А жизнь ─ это любовь, теплота наших сердец, доброта к ближнему человеку, и радость от каждого дня жизни.

Восьмилетний Кристиан принимает флаг во время поминальной службы по его отцу, который был убит в патруле в Ираке

Отец-алкоголик и его сын

“Папа, жди меня”. Перед отправкой на войну

Советские солдаты готовятся к Курской битве, июль 1943

Христиане защищают мусульман во время молитвы в самый разгар восстаний в Каире в 2011 году

Терри Гурола встречается с дочерью после службы в Ираке в течение 7 месяцев

Румынский ребенок вручает воздушный шарик… работнику полиции, во время протестов в Бухаресте

Пятилетний ребенок, спасенный от 8-дневного заточения под завалом, вызванным землетрясением в Гаити

Аджима Шэлу, 2 лет, передают через забор из колючей проволоки в руки его бабушки и дедушки в лагере косовких беженцев

Плачущий мужчина… Он смотрит семейный альбом, который нашел в щебне своего старого дома после землетрясения в Сычуани

Культовая фотография неизвестного мятежника, который стоял перед колонной китайских танков в акте неподчинения в ходе протестов на площади Тяньаньмэнь 1989

Фронтовые подруги, которые фотографировались каждый год, пока одной из них не стало

17-летняя Ян Роуз Кашмир предлагает цветок солдатам во время антивоенного протеста у Пентагона в 1967

Афроамериканские атлеты Томми Смит и Джон Карлос поднимают кулаки в жесте солидарности на Олимпийских Играх 1968 года

Еврейские заключенные в момент их освобождения из лагеря, около Эльбы в 1945

Джон Ф. Кеннеди младший приветствует гроб своего отца

Собака воссоединилась со своим владельцем после цунами в Японии в 2011

Немецкий заключенный, который был в плену СССР после Второй мировой войны, впервые видит свою дочь, с которой он не виделся с тех пор, как ей был 1 год

Житель Парижа плачет в отчаянии от того, что нацисты оккупируют Париж во время Второй мировой войны

Ветеран нашел танк, на котором он прошел через всю войну во время Великой Отечественной Войны. Танк был установлен в небольшом городе как памятник

Закат на Марсе

Кардиохирург после 23-часовой (успешной) пересадки сердца. Его помощница спит в углу

Пациент не только пережил операцию, но пережил и своего врача

Гораций Гризли вызывающе смотрит на Генриха Гиммлера во время осмотра лагеря, в который он был заключен. Гризли более 200 раз бежал из лагеря и пробирался обратно, чтобы встретиться с местной немецкой девушкой, в которую он был влюблен

Во время сильного наводнения в городе Каттак в Индии в 2011 году героический местный житель спасал бродячих кошек

6-летний мальчик, который живет в детском доме в Австрии, радуется и обнимает новую пару обуви, подаренную ему американским Красным Крестом. Фото 1946 года

Гарольд Уитлз слышит впервые в жизни после того, как врач установил слуховой аппарат в его левое ухо

“Рука надежды “- будущий ребенок тянет руку из разреза, сделанного в матке его матери во время операции, и вдруг хватает за руку хирурга

12-летний бразилец играет на скрипке на похоронах своего учителя. Учитель помог ему вырваться из нищеты и насилия благодаря музыке

Русский солдат играет на заброшенном фортепиано в Чечне в 1994 году

Подземная база подводных лодок в Балаклаве – один из самых известных реликтов холодной войны со стороны Советского Союза. Когда-то данный сверхсекретный комплекс создавался на случай последней войны человечества – Третьей мировой, с широким применением ядерного оружия. К счастью, новой мировой бойни в XX веке так и не случилось, а страны Советов и вовсе не стало. По этим причинам сегодня Балаклава остается немым напоминанием о страхах и амбициях сверхдержав прошлого века.

Тень мировой бойни

В Америке всю историю делят до Гражданской войны и после. На отечественных просторах историю граждане психологически делят на время до и после Второй мировой войны. В Германии подобное отношение в 30-летней войне. И если подумать, то создание ядерного оружия, а также последующая бомбардировка Хиросимы и Нагасаки поделили историю всего мира на «до» и «после».

Сложно и одновременно страшно представить, как сложилась бы мировая история, останься столь мощное оружие в руках всего одного государства. По какой-то циничной иронии «Долгий мир» в Европе обусловлен едва ли не самой бесчеловечной вещью. Вопреки тезисам Маргарет Тэтчер о необходимости сокращать ядерный потенциал, ядерное оружие остается той дубиной, которая бережет хоть какой-то мир.

Это прозвучит несколько цинично, однако современные конфликты между Россией и США на самом деле весьма «легкие», относительно тех, которые возникали между СССР и США после Второй мировой войны. Создание ядерного оружия запустило одновременно ядерную манию и паранойю. Например, в США 19 декабря 1949 года был разработан план превентивного ядерного удара по Советском Союзу в случае его агрессии в Западную Европу, на Ближний Восток или в Японию. Данная инициатива получила название «Operation Dropshot».

Главная задача «Operation Dropshot» заключалась в разрушении советского промышленного комплекса в течении одного месяца. Для этого предписывалось осуществить массированные бомбардировки городов СССР с использованием 29 тысяч тонн обычных бомб и 300 единиц 50-килограммовых ядерных бомб. В качестве целей было выбрано около 100 крупнейших городов Советского Союза. Баллистические ракеты появятся только через 10 лет. «Ядерный шантаж» СССР со стороны США полностью потерял весь свой эффект только в 1956 году, когда стратегическая авиация страны смогла доказать, что при необходимости сможет долететь за океан для нанесения ответного удара.

Соответственно, не нужно думать, что у СССР не было своего «Dropshot». Хотя советские инициативы по большей части имели характер ответных мер, какой-либо человечностью они, как и американские, не отличались.

«Врагу не сдается...»

В первые десятилетия в момент создания ядерной бомбы человечество активно пыталось понять, каким будет облик новой войны. В то время в памяти оставались еще живы обе мировые войны, а потому Третья – не казалась чем-то невероятным. Совершенно очевидно, что ядерное оружие будет в первую очередь применяться для уничтожения промышленности, военных объектов и геноцида населения, пускай и «сопутствующим» образом. Именно поэтому военные стали принимать меры по защите наиболее важных военных объектов.

В 1947 году ленинградский проектный институт «Гранит» разработал проект морской базы для защиты черноморского подводного флота на случай ядерной войны. Проект комплекса визировал лично Иосиф Сталин. Для строительства комплекса площадью 15 тысяч кв.м было выбрано местечко Балаклава. Строительные работы начались в 1953 году.

Интересный факт: Балаклава была выбрана не просто так. Это идеальное природное укрытие для военного флота. Гавань шириной всего 200-400 метров прекрасно защищена от штормов и чужих глаз. Подземный комплекс же расположили под горой Таврос, которая стала настоящей находкой. Толщина мраморного известняка достигает в ней 126 метров. Благодаря этому база подводных лодок в Балаклаве и смогла получить первую категорию противоатомной устойчивости – выдерживает взрыв до 100 Кт.

Строительные работы на секретном объекте велись круглосуточно. Для горнотехнических работ были вызваны метростроевцы Москвы, Харькова и Абакана. Бурение осуществлялось в первую очередь взрывным методом. Сразу после вывоза грунта и породы рабочие устанавливали металлический каркас, а только после этого заливали бетон марки М400. В результате строительство спеццеха судоремонтного завода с сухим доком 825 ГТС завершили в 1961 году. В комплексе могло спрятаться от ядерного удара до девяти подводных лодок малого класса или семь лодок среднего класса. Спустя год комплекс был дополнен ядерным арсеналом.

Интересный факт : подземная базы была спроектирована так, чтобы в случае начала ядерной войны вместить в себя не только персонал ремонтного комплекса, но также военнослужащих ближайших частей и гражданское население самого города.

Совершенно секретно

В целях секретности суда в комплекс заходили только в темное время суток. Одним из интереснейших элементов комплекса является Южный батопорт - большой морской затвор, который помогает защитить бухту от поражающих эффектов ядерного взрыва. По своей природе это полая металлическая конструкция с габаритами 18х14х11 метров весом 150 тонн. Когда-то вход в канал также был прикрыт специальной маскировочной сетью под цвет скал, которая натягивалась при помощи лебедки.

Все штатные сотрудники комплекса в Балаклаве давали подписку о неразглашении. Они также ограничивались в ряде прав на время работы и еще на 5 лет после увольнения. Например, этим гражданам запрещалось выезжать за пределы СССР, в том числе в социалистические страны. Сам объект охранялся тремя постами военной охраны. Вся же база была поделена на многочисленные уровни секретности. Интересно, что для более легкой узнаваемости некоторые полы и коридоры имели специальную окраску.

Все это было нужно для того, чтобы в случае начала новой войны Советский Союз смог сохранить на Черном море часть своих подводных лодок, которые в последствии будут использоваться для дальнейшего контроля региона. Существование комплекс прекратил уже после распада СССР. В 1995 году с базы подводных лодок сняли последнюю охрану. Комплекс «Арсенал» с оружием, в том числе ядерным, был засекречен еще почти десять лет. Сегодня же некогда секретный комплекс не более, чем реликт, напоминающий о холодной войне.

Ребусы и глубокий философский смысл. О чем зритель может разговаривать с картиной? У каждого свой ответ. Железногорский художник Ярослав Кудряшов своим творчеством заставляет думать. В городе горняков открылась его первая персональная выставка. На ней представлены картины последних лет. Работа дается непросто. Каждый штрих — преодоление недуга, который сковывает тело, но не творчество. Какие тайные послания оставил художник на своих холстах?

Ярослав Кудряшов, художник: «Мне хотелось бы, чтобы эти картины человека как бы вытащили из того состояния, и я их воспринимаю так для себя».

В каждом сантиметре тонны смыслов — авторских и сугубо личных — зрительских. Вот женская фигура на пустынной дороге. Вокруг сумерки, и лишь остановка ослепляет неземным светом. Зайти, поддаться соблазну? Но что-то подсказывает: пару шагов — и твой путь оборвется.

Ярослав Кудряшов: «Можно остановиться, можно пройти мимо, привлеченным этим светом. Одно из первоначальных названий картины было «Тот свет». Но я подумал, что это было бы слишком как-то мрачновато».

«Наблюдатели». Злые, равнодушные. Их много, и ты один на один с ними. А здесь сразу три фигуры. Но и они кажутся потерянными среди безмолвного леса. Автор любит свет и ночь. Вот «Кот снаружи». Высокий забор, который отделяет жизнь от той, что в мечтах. Ярослав Кудряшов — мастер одиночества. Мир почти сказочный. За каждодневными делами человек его потерял. Море спокойствия, которое лишено людских глаз. И время выбрано особое — «После полуночи».

Ярослав Кудряшов: «Наверное, это как медиатор для человека. Потому что обычно все дела люди заканчивают после полуночи. Компьютеры свои выключают, придя домой, покушали и после полуночи… Я, во всяком случае, так определил, самое сакральное время».

Ярослав редко выходит из дома. Поэтому его картины — это пропуска в мир, в котором живем, но мало видим. И еще меньше ценим. Вот яркий день. Желанный и недоступный для того, кто в ловушке. Вокруг жара, а ты чувствуешь холод от бесконечной тени прутьев. А это тоже клетка — лестничная. Неприветливые двери. Смотришь на них и понимаешь: они не охранники, а стражи. Каждая работа для Ярослава — это бесконечная книга. Секунда взгляда — новая страница.

Ярослав Кудряшов: «Из-за физического состояния удается немного. Не каждый день работаю по полтора часа. По часу в основном. Очень много творческих задумок. Я имею в виду, что по часу, по полтора я работаю, когда серьезное что-то. Но все остальное время я думаю над тем, что делать. И, когда я подхожу к работе, я уже не сижу, я знаю, что мне надо сделать».

Тарас Степаненко

Третьяковская галерея - самый большой музей русской живописи в мире. История его началась с частной коллекции Павла Третьякова.

Художники мечтали, чтобы их работы покупал именно он, хотя Третьяков не всегда готов был платить много. Многих подкупал этот меценат со скромным характером и демократичными взглядами.

Когда Третьяков передал свою галерею в дар Москве, Александр III пожаловал ему дворянский титул. Но Павел Михайлович отказался, считая себя недостойным этого!

Его вкус был тоже особым. Он хотел видеть в картине правдивость, искренность и душевность. Игнорировал работы академические и пафосные, созданные с целью поразить публику.

Поэтому многие купленные им работы выдержали проверку временем и признаны шедеврами. О нескольких из них я и расскажу.

1. Иван Шишкин. Рожь. 1878.


Иван Шишкин. Рожь. 1878. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Приобретена П. Третьяковым.

На картине «Рожь» мы видим невероятное сочетание желтой низкой ржи и высоченных старых сосен. А ещё много интересных деталей. Очень низко летающие стрижи. Идущие по дороге люди с косами.

Шишкина часто упрекали в чрезмерной фотографичности. И в самом деле, если вы приблизите изображение, то разглядите чуть ли не каждый колосок.

Но не все так просто. Среди величавых сосен стоит сосна погибшая, возможно, от ударившей молнии. О чем нам хочет сказать художник? О том, что любая сила может быть в одночасье сломлена?

Пережив смерть жены и двоих детей, Шишкин вполне мог такое настроение перенести на холст. Но даже если так, он при этом делал все, чтобы показать красоту русской природы.

2. Архип Куинджи. После дождя. 1879.


Архип Куинджи. После дождя. 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым.

Главный герой всех картин Куинджи - это свет. Причём обычный свет художник непостижимым образом превращал в волшебный, выбирая самые красочные явления природы. Так и на картине «После дождя».

Только что прошла страшная гроза. Коричнево-фиолетовое небо выглядит устрашающе. Но пейзаж уже освещается первыми лучами. Вот-вот созреет радуга. Трава после дождя чистого изумрудного цвета.

Нет уверенности, что Куинджи писал только с натуры. Вряд ли бы лошадь оставалась на открытом пространстве в сильную грозу. Скорее всего, ее фигура добавлена для усиления контраста между грозовым небом и освещённой солнцем травой.

Куинджи был оригинален не только как художник, но и как человек. В отличие от многих своих не очень обеспеченных коллег он разбогател благодаря удачным сделкам с недвижимостью. Но жил очень скромно, все свои деньги раздавая нуждающимся.

3. Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881.


Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Поступила в 1910 г. по завещанию М. Морозова

Картину «Три царевны» заказал Савва Мамонтов специально для конторы каменноугольной железной дороги. Васнецов взял за основу народную сказку о золотой, серебряной и медной царевнах.

Но сильно ее видоизменил, оставив лишь золотую царевну. Двух других добавил от себя: царевну драгоценных камней и царевну угля. Все три прославляют богатства недр русской земли.

Девица в чёрном - самая младшая, ведь уголь стали добывать позже золота и драгоценных камней. Поэтому и платье на ней более современное.

А ещё платье Царевны угля более скромное. Ведь ее назначение - приносить пользу людям. А не служить людской алчности, как приходится делать двум старшим сестрам.

Третьяков любил покупать работы у Васнецова: они были хорошими приятелями. И немудрено. Художник был крайне скромным человеком.

Когда поступал в Академию художеств, он узнал о том, что выдержал экзамен, лишь через год. Когда пришёл сдавать заново, уверенный, что провалился в первый раз.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

4. Илья Репин. Стрекоза. 1884.


Илья Репин. Стрекоза. 1884. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым.

«Стрекозу» невольно можно принять за работу импрессиониста из Парижа. Ведь она такая жизнерадостная, светлая.

Ребёнок сидит на перекладине на фоне светлого неба и качает ножкой. Так и слышится стрекотание сверчков и жужжание шмелей.

Самое удивительное, что Репин не особо любил импрессионистов. Считал, что им не хватает сюжетности. Но ничего не мог с собой поделать, когда брался рисовать ребёнка. Другая манера письма никак не шла к детской непосредственности.

На картине Репин изобразил свою старшую дочь Веру. Причём он сам и назвал ее Стрекозой. Ведь голубое платьице так похоже на расцветку стрекозы, присевшей на бревнышко на пару секунд, чтобы вскоре взмыть с легкостью в небо.

Вера жила с отцом до конца его жизни. Замуж так и не вышла. О ней мало кто лестно отзывался. В том числе хорошо знавший семью Репиных Корней Чуковский.

По его воспоминаниям Вера Ильинична, не задумываясь, продавала картины отца. А на вырученные деньги покупала себе серёжки. Была «лжива, труслива… и тупа умом и сердцем». Вот такая резкая критика…

5. Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем. 1888.


Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем. 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым.

Ещё одна картина, написанная в импрессионистической манере, хранится в Третьяковке. Но создана она уже Валентином Серовым.

Импрессионизм здесь выражен в невероятной игре света и тени. Солнечные блики, ярко освещённая полянка противопоставлены темной коре дерева и юбке глубокого синего цвета.

Серов считал «Девушку, освещенную солнцем» лучшей своей картиной, несмотря на то что написал ее в 23 года. Он признавался друзьям, что всю жизнь пытался создать нечто подобное, но никак не выходило.

Серову позировала его кузина Мария Симонович. Целых три месяца по несколько часов каждый день. Художник работал над картиной так долго и тщательно, что даже очень терпеливая Мария не выдержала. На четвёртый месяц работы она сбежала в Петербург под предлогом начала занятий.

Не только потому, что устала. Потом она призналась, что боялась, как бы брат не перестарался. Сама будучи скульптором, она знала, что если бесконечно вносить в работу поправки, то можно все испортить.

Возможно, она поступила правильно. И в том числе благодаря ей картина стала шедевром. Уступила по популярности лишь картине Серова .

6. Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894.


Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым.

«Над вечным покоем» - один из самых русских и философских пейзажей Левитана. Вселенский масштаб речного простора противопоставлен хрупкой человеческой жизни. Символом ее является еле заметный огонёк, горящий в церквушке.

Сам Левитан считал эту картину очень важной, видя в ней отражение своего характера и души. Но при этом она его страшила. Ему казалось, что от неё веет холодом вечности, которая «поглотила немало поколений и ещё больше поглотит».

Левитан был человеком меланхоличным, склонным к мрачным мыслям и поступкам. Так, через год после написания этой картины он совершил демонстративную попытку самоубийства. Будучи в удрученном состоянии из-за перипетий личной жизни. В то время в него влюбились сразу две женщины: мать и дочь.

А вообще эта картина - катализатор вашего мироощущения. Если вы человек оптимистичный, то, скорее, почувствуете воодушевление от созерцания простора. Если вы пессимист, то ждите иных эмоций. Вам наверняка станет не по себе от всепоглощающего пространства. Михаи́л Врубель. Сирень. 1900. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Поступила из музея И. Остроухова в 1929 г.

На картине Врубеля мы видим поразительно красивую сирень. Она написана мастихином*, поэтому грозди соцветий похожи на объёмные кристаллы необыкновенного цвета: от светло-голубого до фиолетового. Вообще этих цветов на картине так много, что можно ощутить запах сирени.

На фоне куста выступают очертания девушки - души сирени. Мы видим только большие темные глаза, густые волосы и изящные руки. Девушка в отличие от сирени написана кистью. Это подчеркивает ее ирреальность.

Картина может вернуть нас в детство. Ведь именно тогда мы были склонны видеть потустороннее. Вот идёшь по тропинке среди сиреневых кустов в поздние сумерки и вглядываешься в зелень. А воображение рисует нам неведанное: чьи-то глаза или силуэты.

Врубель в отличие от обычного человека сохранил это особое видение на всю жизнь. В своём воображении он погружался в иные миры и потом демонстрировал их нам. В виде демонов, серафимов или душ деревьев.

Но однажды он не нашёл дороги назад. Вскоре после написания «Сирени» у Врубеля начало прогрессировать психическое расстройство. Он медленно угасал в плену других миров и скончался в 1910 г.

В Третьяковке так много шедевров русской живописи, что мне было сложно выбрать только семь картин. Наверняка кому-то не угодила. Ведь я не включила в статью самые раскрученные шедевры вроде . А ещё не рассказала о Верещагине и .

Руководствовалась собственным вкусом, выбирая те работы, которые мне очень импонируют. Если вы их раньше не замечали, надеюсь, что смогли сделать для себя новые открытия.

* Тонкая лопаточка, которую художники используют для нанесения грунта на холст (основа под красочный слой картины). Иногда этот инструмент используется и для нанесения красок.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест