Что значит перевернутая золотая пектораль. Тайна скифской пекторали

Пектораль (нагрудное украшение, сделанное из одного килограмма 150 граммов золота) вместе с другими сокровищами скифского царя была обнаружена 40 лет назад в Днепропетровской области под курганом Толстая Могила После просуществовавшего около 500 лет скифского царства в степях Украины осталось большое количество курганов (по сути, надгробий), но чуть ли не каждый из них был разграблен еще в древности. Разворовывать могилы правителей начали сами же скифы: их привлекало большое количество золота, которое клали в усыпальницы. Мародеры похозяйничали и в царском погребении под курганом Толстая Могила. Грабители знали свое дело: прорытый ими ход вел прямиком в погребальную камеру, где покоились останки царя. Именно там, рядом с усопшим, должны были находиться самые ценные вещи - такова вековая традиция. Но в этом случае злоумышленников ждало разочарование. По крайней мере, они не смогли найти пектораль, являющуюся настоящим шедевром древнего ювелирного искусства, а также меч и плётку, рукоятки которых сделаны из золота и украшены великолепной чеканкой.

Находка пекторали стала причиной по-своему уникального случая: руководитель Советской Украины Владимир Щербицкий пригласил на встречу человека, занимавшего должность младшего научного сотрудника, к тому же не имевшего ученой степени. Скромным тружеником, удостоенным такой чести, был Борис Мозолевский, ставший впоследствии одним из самых известных отечественных археологов. Человек, обладавший кипучей энергией, сумел, несмотря на невысокую должность, которую он, кстати, занимал в Институте археологии внештатно, организовать и возглавить раскопки кургана Толстая Могила.

Мы с Борисом дружили, и он предложил мне стать его заместителем в этой экспедиции, - рассказывает доктор исторических наук профессор Евгений Черненко. - Когда Бориса вызвали в Киев на встречу со Щербицким, я остался на раскопках. Вернувшись, Мозолевский сказал, что Владимир Васильевич произвел на него хорошее впечатление. Он подробно расспросил о раскопках, о вещах, которые мы нашли, и поинтересовался, когда будет опубликован отчет об экспедиции. На встрече присутствовал тогдашний директор нашего Института археологии Федор Павлович Шевченко. За несколько дней до этого я ему рассказывал, что Боря с семьей живет в общежитии, условия примерно такие, о каких Владимир Высоцкий сказал в одной из песен: на 20 комнат один туалет. Директор моментально сообразил, что настал подходящий момент сообщить Щербицкому о том, что у Мозолевского нет отдельной квартиры, поэтому работа над отчетом может затянуться. Щербицкий взглянул на Бориса Патона, президента Академии наук Украинской ССР, и спросил: "Вы сможете помочь товарищу или мне этим заняться?" Патон, конечно же, взялся помочь. "А зарплата у вас какая?" - задал Щербицкий вопрос Борису. Как младший научный сотрудник тот получал всего 98 рублей в месяц. "Академия что-либо сможет сделать для товарища?" - Щербицкий вновь обратился к Патону. "Может", - коротко ответил Борис Евгеньевич. В результате Мозолевскому дали трехкомнатную квартиру на проспекте Науки и персональную зарплату - 200 рублей.

А остальных участников экспедиции поощрили?

Борису, мне, нашему ангелу-хранителю директору Орджоникидзевского марганцевого комбината Григорию Лукичу Середе (если бы он не помог техникой, раскопки были бы невозможны), а также первому секретарю Орджоникидзевского горкома партии Юрию Крушинскому вручили золотые часы с надписью "Вчд Ради Мчнчстрчв УРСР". С тех пор минуло уже 35 лет, а мои часы исправно работают. Кроме этого нам выдали большие премии. Помню, Боря получил 500 рублей, я - 300 (это были две мои месячные зарплаты).

Ну а в штат Института археологии Мозолевского зачислили?

Конечно, еще до поездки на встречу со Щербицким. На раскопки - посмотреть пектораль - приехали директор нашего института Федор Шевченко, заместитель председателя Совета Министров УССР Петр Тронько, вице-президент Академии наук Иван Билодид, еще какое-то начальство. По этому случаю местные власти устроили прием. Вот я и решил напомнить директору, что Борис до сих пор внештатный сотрудник. А Федор Павлович заявил: "Мозолевский в штате". "Это с каких пор?" - удивился я. - "Да вот, приняли пять минут назад".

В археологию Мозолевский пришел довольно поздно - в 30 лет. В юности поступил в военное училище летчиков в Ейске, что в Краснодарском крае. Но учебу пришлось оставить из-за повального сокращения численности армии при Хрущеве. Затем Борис стал студентом-заочником исторического факультета Киевского государственного университета имени Тараса Шевченко. Учился, работал кочегаром, писал стихи. Мозолевский был талантливым поэтом. Получив диплом, устроился редактором в издательство "Наукова думка" и внештатно - в Институт археологии.
"Платье царицы было обшито тысячами золотых чешуек"

Чувствовали члены экспедиции, что в кургане Толстая Могила ожидает ошеломляющий "улов"?

Мозолевский тогда десятки, если не сотни раз повторял своего рода заклинание: "Ой, там буде, буде щось велике и буде блищати!" Забегая вперед, расскажу о показательном эпизоде: вернувшись с раскопок Толстой Могилы в Киев, Борис заговорил о предстоявшей экспедиции на курган Желто-Каменка. С жаром доказывал, что и там нас ожидают богатые находки, и даже написал шутливую расписку: "Я, Борис Николаевич Мозолевский, обещаю, что в таком-то кургане будет найдено..." Далее шел длинный перечень сокровищ.

У Бориса был талант внушать веру в успех. Если бы не его настойчивость, Толстая Могила до сих пор осталась бы нераскопанной или вообще погибла, поскольку находится посередине дачного поселка. Признаться, тогда на этот курган многие скифологи махнули рукой. В 1960-е годы у нас случилась такая история: за три месяца раскопали 25 курганов, истратив 50 тысяч рублей, а все находки (наконечники стрел) помещались в спичечный коробок. В тех курганах в принципе нельзя было найти что-то большее, поскольку они не скифские, насыпаны еще в эпоху бронзы, когда в могилы клали только стрелы и пищу. Наш с Борисом учитель Алексей Иванович Тереножкин придумал, как отличать курганы разных эпох. Для этого ручными бурами берут пробы грунта с глубины. Так вот, две пробы в кургане Толстая Могила не подтвердили, что он скифский. Бориса это не смутило. Осенью 1970 года, несмотря на непогоду, он поехал в Орджоникидзе. Вместе с рабочими еще дважды пробурил курган (это очень тяжелый ручной труд) - результат неутешительный. Решил: еще одна попытка - и баста. К счастью, последняя проба была положительной. С этого момента началась полоса везения. В марте после сильных дождей затопило карьер по добыче марганца. Работы там приостановили, и уже упоминавшийся Середа позвонил Борису: "Дам тебе несколько грейдеров (огромных землеройных машин. - Авт.)". Они снесли курган, и начались археологические раскопки. По пятнам на грунте мы определили, что под курганом два погребения - в центре и сбоку. К центральному, где затем была найдена пектораль, вел ход, проделанный грабителями. Мы оставили эту усыпальницу на потом, а в первую очередь занялись боковой, ведь не было никаких признаков того, что к ней добрались мародеры.

Однако затем оказалось, что "несанкционированный" ход ведет и в боковую гробницу. "И здесь побывали грабители", - сокрушались археологи. Мозолевский описал охватившие его тогда чувства: "Земля и небо перед моими глазами поменялись местами. Не помня себя от обиды, я вылез из ямы, добрел до каких-то кустов и, словно мальчишка, расплакался". Когда вечером члены экспедиции уехали спать, Мозолевский остался в раскопе, работал до тех пор, пока не нашел нишу с бронзовой посудой и остатками пищи. Все это лежало в порядке.

Борис вновь воспрянул духом, - продолжает Евгений Черненко. - И на следующий день, когда к нам приехал директор марганцевого комбината Середа, Борис разыграл перед ним настоящий спектакль. Мы спустились в раскоп, и Мозолевский сказал Середе: "Вот вам нож. Ткните в любом месте, и я найду там какую-нибудь золотую вещицу". Середа скептически заметил: "Что это вы, Борис, разыгрались?" А Мозолевскому только это и было нужно: он знал, где должно лежать тело похороненного здесь человека (как затем оказалось, молодой скифской царицы), и выбрал точку. Ковырнул ножиком землю и достал золотую пластинку. Потом ткнул в другом месте, говоря: "Я и здесь золото выкопаю" - и выкопал. Одежда скифянки была почти полностью обшита тонкими, словно фольга, золотыми чешуйками - их сотни! Это была первая обнаруженная археологами женская скифская могила, которую не разграбили мародеры! Мы нашли там очень много золотых вещей. В частности, на шее у царицы была золотая гривна весом 478,5 грамма. На ней - скульптурные фигурки двух оленей, за каждым из которых гонятся по семь львов. Кстати, в скифские времена - а это период с VII по III век до нашей эры - в степях Причерноморья водились львы. Что же касается хода, который мы поначалу приняли за грабительский, то оказалось, что через несколько лет после смерти царицы его прорыли, чтобы подхоронить ребенка. В усыпальнице мы нашли останки еще четырех человек - это были слуги, в том числе девочка. Их убивали во время обряда погребения.
"От сокровищ царя грабителей отделял слой грунта толщиной с ладонь"

После находки неразграбленной усыпальницы царицы у нас сразу же поставили пост милиции, даже провели к нам телефонную линию, - вспоминает Евгений Черненко. - Скелеты и все найденные вещи извлекли вместе с грунтом - единой глыбой.

Центральная гробница, где был похоронен царь, находилась на большой глубине - 8,5 метра от уровня поля, - поэтому в экспедиции, кроме ученых и рабочих, участвовали шахтеры. Раскопки здесь были сложными из-за обвалов, а еще на дне гробницы стояла вода. Пришлось вырыть яму для ее стока. В нескольких сантиметрах от того места, где орудовали грабители, мы нашли парадные вещи царя и главную из них - пектораль. Это произошло 21 июня 1971 года в 14 часов 30 минут. Борис ощупал руками пол, копаясь в глине, и вдруг больно, до крови, о что-то оцарапал руку. Позвал меня, и мы вместе стали освобождать этот предмет от глины. Увидели, что он золотой с маленькими фигурками людей и животных. Когда наконец расчистили вещь, Борис спросил: "Что это может быть?" Я накануне закончил работу над книгой "Скифский доспех", так что сразу сообразил: "Это пектораль. Она могла быть частью защитной амуниции воина или украшением. Это украшение, причем царское". Тогда слово "пектораль" было неизвестно широкой публике. Но вскоре благодаря прессе его узнали все. Название "Пектораль" получили гостиница и ресторан Академии наук УССР, а также киевская театральная премия.

Находку здесь же, под землей, вымыли в яме, вырытой для отвода воды. Вынесли на дневной свет, стали рассматривать и на радостях целовать!

Пектораль сохранилась хорошо - 2300 лет она пролежала под землей, словно в сейфе. Правда, немного погнулась (ее затем возили на реставрацию в Эрмитаж и Германию), кроме того, на ней почти облупилась эмаль, которой был покрыт растительный орнамент. По остаткам эмали подлинную пектораль можно легко отличить от двух копий - их сделали мастера Эрмитажа для зарубежных выставок. Каждая копия стоила около шести тысяч рублей.

И все-таки, почему грабители не смогли найти самые ценные вещи?

Сокровища положили там, где ничего ценного скифы обычно не клали, - в дромосе. Это небольшое помещение перед погребальной камерой. От золота грабителей отделяли лишь несколько сантиметров грунта - расстояние шириной с ладонь.

В этой истории есть одно почти мистическое обстоятельство: в дромосе лежали останки царского охранника (скифы убили его, чтобы он сопровождал властелина в загробном мире). Получается, этот воин все-таки сослужил службу: как бы стал преградой на пути мародеров к золоту царя.

Как отметили находку сокровищ?

Не изобретательно - выпивкой. Кстати, Борис любил говаривать: чтобы раскопки удались, на кургане следует обязательно выпить и переночевать. Но не одному - с красивой девушкой.

Найденная в июне 1971 года в кургане в Днепропетровской области пектораль - главное археологическое сокровище Украины - по всем параметрам стала настоящим подарком судьбы. Ее нашли два археолога-внештатника, которым помогал не профильный институт, а директор крупного советского предприятия. И пектораль обнаружили тогда, когда успех всей экспедиции уже выглядел сомнительным.

Украине с этим украшением повезло еще и потому, что его нашли через несколько лет после того, как появилась возможность оставить находку в украинском музее,- случись эта история чуть раньше, и советское руководство приказало бы передать столь ценный экспонат в Москву или Ленинград. А так скифское украшение до сих пор входит в коллекцию киевского музея.

Все эти случайности породили массу полуанекдотических историй о раскопках кургана Толстая Могила неподалеку от города Орджоникидзе в Днепропетровской области, в ходе которых нашли пектораль. Некоторые из них до сих повторяют в украинских СМИ.

Самая распространенная из них - как руководитель экспедиции Борис Мозолевский вез пектораль в Киев на себе под толстой телогрейкой, чтобы скрыть находку от московских или ленинградских музеев. Ученый, по рассказам выдумщиков, якобы носился по тогдашним украинским моральным авторитетам, таким как писатель Олесь Гончар, чтобы те оставили пектораль себе на хранение.

Об этих мифах Александр Загребельный, который принимал непосредственное участие в раскопках кургана с первых дней и до конца полевого сезона, вспоминает с улыбкой. И рассказывает настоящую историю пекторали.

Своего не отдадим

У каждого хорошего рассказа есть своя предыстория. Для скифской пекторали она началась в ноябре 1963 года. Тогда руководство УССР в лице Петра Шелеста, главного коммуниста республики, создало в Киеве Золотую кладовую. Шелест действовал обдуманно: кладовая позволяла оставлять в Украине драгоценные археологические находки, которые ранее приходилось часто перевозить в Москву или Ленинград.

Шелест был противоречивым руководителем. С одной стороны, начиная с 1965 года при нем постоянно арестовывали диссидентов - тогда свои первые сроки получили поэты Василь Стус, Иван Светличный и Вячеслав Черновол. Также Шелест был одним из инициаторов ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году.

При этом тогдашний главный украинский коммунист ратовал за укрепление украинского языка в учебных заведениях и прессе. Он перечитывал несколько раз брошюру Ивана Дзюбы Интернационализм или русификация. А из‑за своей книги Украина наша советская Шелест попал в немилость Кремля. Там посчитали ее националистической и весь тираж изъяли из продажи.

Найти желанное

Демобилизовавшись из армии, Загребельный вряд ли думал о всех тонкостях подковерной политики Шелеста, когда весной 1971 года подавал документы на исторический факультет Киевского государственного университета.

До вступительных экзаменов оставалось еще несколько месяцев. Как‑то, проходя мимо Института археологии, он решил узнать, есть ли там какие‑то вакансии. Тогдашний директор института Федор Шевченко предложил внештатную лаборантскую должность.

Однажды в реставрационную мастерскую, где работал Загребельный, заглянул Борис Мозолевский. Представился и сказал, что руководство института просит молодого лаборанта помочь ему обследовать курган в Днепропетровской области. Быстро собравшись, археологи 14 апреля были уже в Орджоникидзе.

Это был мощный промышленный район, где открытым способом добывалась марганцевая руда. Местный обогатительный комбинат имел стратегическое значение: марганец - необходимая добавка для прочной стали.

Григорий Середа, руководитель треста, в который входили рудники и сам комбинат, был довольно влиятельным человеком. С Мозолевским он поддерживал дружеские отношения уже несколько лет - с тех пор, когда тот начал ездить сюда в свои первые экспедиции.

Середа сам увлекался археологией. Он придумал предлог для экспедиции - якобы для комбината нужна земля, которую можно было взять из кургана, и пространство для расширения марганцевых рудников.

Хотя Мозолевскому было 35 лет, в Институте археологии он был всего лишь внештатным сотрудником. После того как будущий ученый окончательно оставил попытки стать военным летчиком, он приехал в Киев. Много лет работал кочегаром и учился заочно на истфаке Киевского университета. Писал стихи - к тому времени вышло уже три сборника. Из-за нескольких произведений нажил проблемы: в них “компетентные органы” усмотрели антисоветчину, и вопрос о зачислении ученого в штат Института археологии отложили на несколько лет.

Первые несколько недель внештатники Мозолевский и Загребельный работали вдвоем: в Институте археологии ошибочно посчитали, что Толстая Могила - не скифский курган, а раннее и более бедное погребение. Такие, как правило, обычно оказываются пустыми - их разрывают за сотни лет до археологов: зачастую это делали соплеменники похороненных, которые знали наверняка, что так можно разжиться хорошим оружием и золотом. Поэтому тратить деньги на серьезную экспедицию институт не стал.

Их дал Середа. Он поселил археологов в местной гостинице, которая обошлась киевлянам по 20 коп. в сутки. Постарался, чтобы те не были голодными. И он же выделил технику и отряд шахтеров-проходчиков, которые копали и укрепляли шурфы и тоннели. В целом раскопки кургана обошлись тресту более чем в 50 тыс. руб.

Снять курганную восьмиметровую насыпь для археологов было только половиной дела. Главная работа начиналась еще ниже. Погребальные камеры Толстой могилы, к примеру, находились на глубине пяти метров от естественного уровня почвы.

Мозолевский очаровал Середу рассказами о том, как он несколько раз ночевал на кургане, и всегда ему снился топот лошадей. Поэтому археолог был уверен, что Толстая Могила - погребение царского скифа. Но первые работы на глубине вызвали у него разочарование - было очевидно, что здесь уже побывали грабители.

Середа, который приезжал на раскоп каждый день, подтрунивал: “Что ж ты мне обещал золото найти, а здесь все разграблено”.

Но оказалось, что внизу есть еще несколько погребений.

Основное из них - знатного военачальника - опустошили много веков назад. Середа возмутился - так где же золото? Мозолевский взял нож и сказал: “Смотрите, вот сейчас отковырну комок земли, и будет вам золото”.

Воткнул клинок в глину - и там блеснула золотая пластинка с женского головного убора. Дальше - больше: археологи случайно нашли погребение жены царя, которая была в платье, почти полностью покрытом золотой фольгой. На шее у царицы оказалось массивное украшение весом без малого в полкилограмма. Но интересно было еще и то, что рядом со скелетом женщины был найден истлевший пучок камки - морской травы, которой лечили болезни суставов.

Но это были еще далеко не все находки. На следующий день, 21 июня, Мозолевский записал в дневнике: “В 14:30 что‑то звякнуло и потом блеснуло под археологическим ножом”. Это и была пектораль - нагрудное мужское украшение, весящее 1.150 г и пролежавшее в земле 2.300 лет.

Археологи утверждали, что грабители не дорыли до него всего несколько сантиметров. И все потому, что скифы положили пектораль не на тело царя, а рядом с ним.

Коммунистическая щедрость

Находки доставали вместе с цельными кусками грунта - так называемыми монолитами: для ученых всегда важно зафиксировать точное расположение вещей в погребении, так как при ритуалах оно было неслучайным.

Жизнь в Орджоникидзе на это время словно остановилась. Местные жители целыми днями вертелись вокруг раскопа, порой нависая над археологами. И это несмотря на то, что там круглосуточно дежурили шесть милиционеров.

Загребельный вспоминает, как однажды на раскоп пришел старик, которому когда‑то принадлежал участок земли с курганом. Он ворчал: “Вот если бы я знал, то обязательно бы выкопал”.

Археологи лишь улыбнулись - сделать подобное одному невозможно. Снять насыпь над курганом можно лишь с помощью техники. А если не укреплять тоннели, ведущие вниз, в погребальные камеры, легко можно остаться под завалами навсегда.

Да и продать подобную находку в советское время было невероятно сложно. “Как‑то уже в следующей экспедиции с нами работал парнишка-подросток из одесского археологического кружка,- рассказывает Загребельный.- Ему к рукам “прилипли” две золотые пластинки из кургана. Он понес их в ломбард, и его сразу же арестовали. А руководителя раскопок за два года до пенсии уволили с работы”.

После находки пекторали Мозолевского ждала настоящая слава.

В Киеве с ним встретился Владимир Щербицкий, которого готовили на место уже опального тогда Шелеста.

О сенсационной находке сразу же написали едва ли не все советские издания. По горячим следам словом пектораль назвали гостиницу и ресторан Академии наук УССР.

Археолога сразу приняли на работу в Институт археологии с персональным окладом 200 руб. Его семья перебралась из пригорода в новую трехкомнатную квартиру. Участники экспедиции получили премию по 75 руб. и командирские часы.

“Правда, у меня и еще двоих коллег через несколько дней часы отобрали”,- вспоминает Загребельный. Как раз в то время в украинской столице проходило очередное партийное торжество, и кто‑то решил наградить коммунистических и комсомольских руководителей Днепропетровщины за успешные раскопки Толстой Могилы. Часами. Хотя этих людей на раскопках Загребельный никогда не видел. “Нас это страшно обидело, и на празднование мы демонстративно не пошли”,- заключает он.

2 октября 2015

Известный киевский археолог, Борис Мозолевский, обнаруживший в знаменитую скифскую чашу, вскоре совершил ещё одно выдающееся открытие.

В феврале 1971 года Б.Н. Мозолевский обнаружил ещё один скифский курган в10 километров от знаменитого неподалеку от Никополя. При ручном бурении кургана, который местные жители называли (высота его 9 метров и диаметр70 метров), археолог Борис Мозолевский обнаружил на глубине 7 метров глину – это верный признак скифской могилы.

Предстояла подготовка археологических раскопок: громадный курган нужно было очистить от верхней насыпи, а это 15000 кубометров земли . Под удалённым верхним слоем археологи обнаружили две гробницы в виде глубоких катакомб, относящихся к более позднему захоронению.

Археологи окружили курган широким рвом, в котором обнаружили следы грандиозной заупокойной тризны , здесь было множество костей животных: диких свиней, лошадей, оленей. Установленный по останкам животных, вес съеденного во время поминок мяса составлял примерно 13 тонн. Если учесть, что поминальная тризна у скифов длилась несколько дней, то в поминках на Толстой могиле участвовало не меньше 3000 человек.

Сначала археологи исследовали боковую гробницу, в которой была сначала обнаружена хозяйственная ниша с бронзовой посудой и остатками жертвенной пищи, затем и погребение молодой скифской царицы в богатых нарядах, в расшитом крупными золотыми пластинами головном уборе, одежде и башмачках. Шею скифской царицы украшала массивная золотая гривна с семью фигурками львов, крадущимися за молодым оленем . Вес гривны - 478 гр. чистого золота. Руки царицы унизаны золотыми перстнями и тремя широкими золотыми браслетами, на её висках - крупные золотые подвески с изображением богини с поднятыми в мольбе руками, вокруг было разбросано около 600 золотых бляшек.

Рядом с «царицей» был погребён двухлетний ребёнок в деревянном саркофаге, отделанном алебастром, по-видимому, он умер позже матери и для его погребения был прорыт ещё один вход. В изголовье малолетнего царевича стояли три драгоценных миниатюрных серебряных сосуда для питья вина: кубок, килик и ритон. В руке ребёнка лежал большой золотой браслет - символ власти. В деревянном саркофаге был положен расшитый золотыми пуговками пояс.

Шею царевича украшала золотая гривна , на безымянном пальце правой руки - маленький золотой перстенёк, в его ушах блестели золотые сережки. Вся одежда малолетнего царевича был расшита золотыми бляшками.

Ритуальные украшения из золота изготавливались специально для похорон, ими украшали одежды умерших.

Вместе с умершей царицей и царевичем были похоронены их жестоко убитые слуги: девочка-служанка, женщина-кухарка, воин-охранник и юноша-возничий, вокруг них были разложены соответствующие их занятиям атрибуты.

Археологи обнаружили, что в центральной части скифского кургана Толстая могила, где был похоронен скифский царь, побывали грабители, прорывшие 22-метровый лаз.

Не смотря на то, что эта часть могилы обвалилась, грабителям удалось найти и вынести парадную утварь, царское оружие, украшения.

И всё же Толстая могила остаётся богатейшей из всех известных царских скифских курганов, общий вес найденных в ней золотых украшений равен 4500 гр. золота , это намного превышает вес золота найденного в кургане Куль-Оба, близ Керчи (Пантикопей, Боспорское царство).

Рядом со входом в погребальную камеру, в дромосе (коридоре) лежал царский меч с золотой рукояткой, вложенный в ножны, покрытые золотыми рельефными украшениями, со сценами борьбы животных в традиционном скифском «зверином стиле».

Под перекрестьем меча стоят в геральдической позе дерущиеся петухи - это довольно необычный и совершенно новый сюжет в скифском искусстве.

В нижнем ряду изображён фантастический грифон, раздирающий оленя, лев и грифон, нападающие с двух сторон на лошадь, ещё ниже – леопард, напавший на оленя и поединок между львом и леопардом. Все сцены борьбы животных выполнены в едином «зверином стиле».

На выступе для подвешивания меча к портупее изображен фантастический рогатый грифон с львиной головой, на хвосте которого змеиная голова. Изображения животных полны динамики и очень реалистичны, очень четко проработаны все мельчайшие детали.

В Толстой могиле Борис Мозолевский нашёл неслыханное сокровище: царское парадное нагрудное украшение - золотую пектораль. Это поистине гениальное творение античной торевтики (греч. Toreutikоs) - искусства рельефной обработки художественных изделий из металла. Ныне это произведение искусства получило мировую известность.

Вес пекторали -1150 грамм золота, её диаметр -30,6 см.

Золотая царская пектораль представляет собой символ солнца (коло), состоящих из трёх кругов мира.

Золотая пектораль - это символ царской власти. Одевая пектораль, скифский царь, становился центром солнечного круга и мира. Самоназвание скифов, по Геродоту, сколоты - в этом слове ясно слышен корень «коло» - солнце. «С коло ит», возможно, означало «с солнцем идущий» или «за солнцем идущий», ведь расселение скифских племён шло с востока на запад, то есть скифы всё время шли «за солнцем».

Пектораль состоит из четырех скрученных в жгут трубок, скрепленных на концах застёжкой в виде львиных голов. Вся пектораль по горизонтали разделена на три яруса.

Безмятежная мирная жизнь скифов заполняет собою всё пространство верхнего яруса скифской царской пекторали. В верхнем ярусе изображены и скифские цари, и их семьи, и всё богатство скифов — домашний скот — коровы, козы, овцы, лошади.

Во втором круге пекторали изображён дремучий лес вокруг скифского поселения, полный лесных трав, цветов, кузнечиков и зайцев.

В третьем круге царской пекторали, за дремучим лесом, лугами и травами, притаились дикие звери — львы, фантастичные крылатые скифские драконы, стерегущие золото и все богатства скифов.

Особенно интересны сцены мирной жизни скифов, изображённые в верхнем ярусе. «Развернутой симфонией о жизни в представлениях скифского общества» назвал царскую пектораль её первооткрыватель археолог Борис Мозолевский .

В центре изображены два полуобнажённые скифа, держащих в руках овечью шкуру, золотое руно и ведущих мирную беседу . Один из них трогает мягкую овечью шерсть рукой, как бы проверяя её качество, его длинные волосы стянуты тугой кожаной повязкой, какой обычно пользуются мастеровые во время работы.

Второй скиф, придерживает овечью шкуру и, указывая пальцем на что-то говорит. Его причёска из курчавых волос несколько отличается хорошо уложенными кудрями, но бороды и усы скифов подстрижены одинаково. Лица скифов имеют явные славянские черты.

Рядом с мирно беседующими скифами лежит их оружие — лук в колчане со стрелами , вокруг них спокойно течёт мирная жизнь.

Справа жеребёнок сосёт молоко кобылицы, рядом лежит поросёнок. Юный безбородый скиф, совсем подросток, постриженный «под горшок», как это было принято с давних времён на Руси, доит овцу, рядом пасутся на лугу козы.

Слева изображены корова с телёнком, рядом с нею лежит второй телёнок. Женщина, с заколотыми вверх волосами, держит остро-донную амфору с молоком.

Какой приём применил мастер, для придания объёма всем изображённым сюжетам мирной жизни скифов?

Присмотритесь, и вы увидите, что овца (слева пекторали) совсем не касается земли , словно, висит в пространстве, мастер прикрепил её за спину к верхнему ярусу.

А лошадь, свободно гуляющая и почёсывающаяся копытом переднюю ногу, чуть опустила голову и, совсем, не касается верхнего яруса. Все многочисленные фигурки людей и животных располагаются свободно и не симметрично, все они находятся в спокойном и естественном движении, как в жизни. Создаётся впечатление, словно, все домашние животные свободно бродят в пространстве верхнего яруса пекторали.

Средний ярус украшен цветами, птицами, кузнечиками и растениями. Общая картина пасторальной скифской жизни завершена взлетающими в разные стороны птицами.

В нижнем ярусе пекторали изображены сцены борьбы животных , центральную часть занимают шесть крылатых грифонов терзающие трёх коней.

По бокам в нижнем ярусе пекторали лев и леопард, терзают оленя и дикого кабана , дальше идёт сцена погони собак за зайцами и, наконец, в самом углу притаились два кузнечика, сидящие друг против друга.

В основе сюжета изображённого на пекторали, несомненно, лежат реальные образы скифов, занятых привычными, повседневными делами, окружённых природными красотами цветов и трав, на которых пасутся стада домашних животных.

Каждая миниатюрная скульптура золотой скифской пекторали, несомненно, шедевр непревзойдённого мастерства скифского мастера Северного Причерноморья IV века до н.э.

Золотая царская пектораль совершила своё триумфальное шествие по многим континентам и странам мира, вызывая восторг и восхищение всех, кому посчастливилось ею любоваться.

До настоящего времени скифская золотая царская пектораль из Толстой могилы, хранилась в Киеве, в Музее исторических драгоценностей Украины.

Самое ужасное состоит в том, что ровно год назад, в ноябре 2015 года, Министерство культуры Украины своим приказом N884 ликвидировало Музей исторических драгоценностей Украины. Музея с таким названием в Киеве больше нет , несмотря на все протесты музейщиков всего мира.

Где теперь искать скифские сокровища и золотую царскую пектораль?

Золотая царская пектораль древних Скифов занесена во все каталоги и справочники мира, и названа великой археологической находкой XX столетия. Является признанным шедевром мирового искусства. Страховая стоимость — около 2 млн. долларов. Это поистине гениальное творение античной торевтики (греч. Toreutikоs) — искусства рельефной обработки художественных изделий из металла.

Эта милая женская «безделушка» в 1 килограмм 200 граммов чистого золота содержит около 100 различных фигурок, которые выполнены с большим мастерством. Ее диаметр составляет 30,6 сантиметра. Ориентировочно, она была изготовлена где-то н V веке до н. э. и, скорее всего, была не единственной. За свою многовековую историю эта бесценная реликвия пережила сотни владельцев, побывала во многих местах. Из-за неё убивали, грабили, предавали.

Золотая пектораль древних скифов была найдена Борисом Мозолевским 21 июня 1971 года в кургане Толстая Могила (Днепропетровская область).

С тех пор чудо-аксессуар не дает покоя как просто зевакам, так и профессиональным исследователям. В последнее время в учёных кругах появилась версия, что пектораль — это, в первую очередь, зашифрованное послание древних скифов, изготовленное в виде красивого украшения.

Золотая царская пектораль представляет собой символ солнца (коло), состоящих из трёх кругов мира. В первом круге изображена бытовая жизнь скифов, богатство скифов — домашний скот, во втором круге — луговые цветы, лесные травы, дремучий лес, а в третьем круге изображены дикие звери, живущие в дремучем лесу.

Золотая пектораль — это символ царской власти. Одевая пектораль, скифский царь, становился центром солнечного круга и мира. Самоназвание скифов, по Геродоту, сколоты — в этом слове ясно слышен корень «коло» — солнце. «С коло ит», возможно, означало «с солнцем идущий» или «за солнцем идущий», ведь расселение скифских племён шло с востока на запад, то есть скифы всё время шли «за солнцем».

Пектораль состоит из четырех скрученных в жгут трубок, скрепленных на концах застёжкой в виде львиных голов. Вся пектораль по горизонтали разделена на три яруса, заполненные многочисленными изображениями людей и животных, средний ярус украшен цветами и растениями.

Что означают эти замысловатые фигурки на пекторали?

Всего существует 3 основные версии трактовки структуры этого украшения: «Модель Вселенной», «Карта владений скифов» и «Календарь».
По первой версии пектораль олицетворяла строение Вселенной, как ее видели скифы.

По второй теории на пекторалях могла быть изображена символическая карта владений древних скифов, которую могли читать лишь специально обученные люди — цари, жрецы, военачальники.

По третьей версии пектораль являлась древним календарем скифов. Скифы были язычниками, поэтому у каждого дня, месяца, года, индикта, и т.д. были свои божества времени в виде домашних животных, которые были расположены по кругу на пекторали. Также, пектораль — это еще и совершенно точный астрономический прибор — древние солнечные часы. Тайну календаря пекторали знали только цари и жрецы, и представители элиты общества скифов, что помогало им, на основе знаний, управлять своим народом.


О чём говорит второй ярус пекторали?

Он полностью занят цветами. Этот мотив не просто так был зафиксирован в пекторали. Дело в том, что это — зашифрованный рецепт древнего и очень целебного бальзама из цветков и кореньев. Он широко использовался в скифской медицине, особенно во времена военных действий, скифы широко использовали лекарственные травы. Главным его компонентом был меотийский корень, или мандрагора. Археолог Мозолевский предполагал, что это греческое растение тока. К сожаленню, до конца разгадать этот рецепт невозможно, потому что по золотому изображению трудно определить название цветка.

В центре пекторали изображены две мужские фигуры (предположительно — это скифские цари Пал и Haп), которые держат шкуру-эгиду (на самом деле — это не просто шкура, а карта). Они сидят в свойственной степнякам позе.

Посмотрев на эту шкуру-карту в прямой проекции, можно разглядеть очертания Крыма, правого и левого берегов Черного моря. Эта «карта» условная. Каждый предмет на ней изображает определённую захваченную скифами территорию.

В верхнем ярусе пекторали изображена вереница идущих в разные стороны животных. Оказалось, что каждая из этих фигур показывает определенный день скифского месяца.
Есть ещё один интересный сюжет — леопард смотрит, как лев терзает кабана. Лев — это скиф, кабан — это Африка, а леопард — это Ассирия. При большом увеличении тут можно рассмотреть знаменитые египетские пирамиды. Они находятся на голове кабана. Эта миниатюра изображает осаду Древнего Египта скифами в VII веке до н.э. и посему является первой картой Африки. Некоторые трофеи этих походов (в виде ювелирных издэлий, перстней с печатями фараонов и т. п.) попали в коллекцию Музея драгоценностей вместе со скифским золотом.

Побережье Азовского моря, находится под крылом Жар-птицы. Эта чудо-птица была у скифов символом греческой богини Геры, супруги Зевса. Она показывала место проживания царских скифов в Северном Причерноморье. К тому же, правое крыло Жар-птицы указывает на местонахождение скифского некрополя. Навстречу Жар-птице «летит» ещё одна такая же птица, но уже селезень, который покрывает территорию Турции и Стамбула. Фигур там много и каждая из них имеет своё символическое значение.

Скифский календарь имеет прямое отношение к астрологии. В отличие от китайского двенадцатилетнего цикла, в скифском календаре-Зодиаке заложен шестнадцатилетний цикл. Начинается он с года Жар-птицы (утки). Кстати, третье тысячелетие начнется именно С года Жар-птицы — птицы счастья. За ним следуют годы Козочки, Козла, Барана, Коровы, Тельца, Лошадки, Коня, Кобылы, Жеребца и Др.

Золотая Пектораль является шедевром древних мастеров. Сложность сплетения фигур, их ракурсы говорят о высочайшем уровне их мастерства. Её необычайная красота и исключительная ценность свидетельствуют о могуществе Скифского царства. Археологи связывают сокровища кургана Толстая Могила с временами царя Скифии Атея.

Автором золотого чуда мог быть причерноморский эллин - потомок переселенцев из Средиземноморья, осевших на берегах Понта Эвксинского в VII-VIвв. До н.э. Однако, некоторые исследователи полагают, что он мог быть и этническим скифом (ведь мастер в совершенстве знал скифскую мифологию, скифские обычаи и обряды), но, несомненно, долгое время прожившим и учившимся в Пантикапее - столице ювелирного ремесла северного Причерноморья. Он отлично владел всеми тонкостями античного ювелирного искусства.

Известный киевский археолог, Борис Мозолевский, обнаруживший в Гаймановой могиле знаменитую скифскую чашу, вскоре совершил ещё одно выдающееся открытие.

В феврале 1971 года Б.Н. Мозолевский обнаружил ещё один скифский курган в10 километров от знаменитого скифского кургана Чертомлык, неподалеку от Никополя. При ручном бурении кургана, который местные жители называли Толстая могила (высота его 9 метров и диаметр70 метров), археолог Борис Мозолевский обнаружил на глубине 7 метров глину – это верный признак скифской могилы.

Предстояла подготовка археологических раскопок: громадный курган нужно было очистить от верхней насыпи, а это 15000 кубометров земли. Под удалённым верхним слоем археологи обнаружили две гробницы в виде глубоких катакомб, относящихся к более позднему захоронению.

Археологи окружили курган широким рвом, в котором обнаружили следы грандиозной заупокойной тризны, здесь было множество костей животных: диких свиней, лошадей, оленей. Установленный по останкам животных, вес съеденного во время поминок мяса составлял примерно 13 тонн. Если учесть, что поминальная тризна у скифов длилась несколько дней, то в поминках на Толстой могиле участвовало не меньше 3000 человек.

Сначала археологи исследовали боковую гробницу, в которой была сначала обнаружена хозяйственная ниша с бронзовой посудой и остатками жертвенной пищи, затем и погребение молодой скифской царицы в богатых нарядах, в расшитом крупными золотыми пластинами головном уборе, одежде и башмачках. Шею скифской царицы украшала массивная золотая гривна с семью фигурками львов, крадущимися за молодым оленем. Вес гривны — 478 гр. чистого золота. Руки царицы унизаны золотыми перстнями и тремя широкими золотыми браслетами, на её висках — крупные золотые подвески с изображением богини с поднятыми в мольбе руками, вокруг было разбросано около 600 золотых бляшек.

Рядом с «царицей» был погребен двухлетний ребенок в деревянном саркофаге, отделанном алебастром, по-видимому, он умер позже матери и для его погребения был прорыт еже один вход. В изголовье малолетнего царевича стояли три драгоценных миниатюрных серебряных сосуда для питья вина: кубок, килики ритон. В руке ребёнка лежал большой золотой браслет — символ власти. В деревянном саркофаге был положен расшитый золотыми пуговками пояс.

Шею царевича украшала золотая гривна, на безымянном пальце правой руки - маленький золотой перстенёк, в его ушах блестели золотые сережки. Вся одежда малолетнего царевича был расшита золотыми бляшками.

Ритуальные украшения из золота изготавливались специально для похорон, ими украшали одежды умерших.

Вместе с умершей царицей и царевичем были похоронены их жестоко убитые слуги: девочка-служанка,
женщина-кухарка, воин-охранник и юноша-возничий, вокруг них были разложены соответствующие их занятиям атрибуты.

Археологи обнаружили, что в центральной части, где был похоронен скифский царь, побывали грабители, прорывшие 22-метровый лаз.

Не смотря на то, что эта часть могилы обвалилась, грабителям удалось найти и вынести парадную утварь, царское оружие, украшения.

И всё же Толстая могила остаётся богатейшей из всех известных царских скифских курганов, общий вес найденных в ней золотых украшенийравен 4500 гр. золота, это намного превышает вес золота найденного в кургане Куль-Оба, близ Керчи (Пантикопей, Боспорское царство).

Рядом со входом в погребальную камеру, в дромосе (коридоре) лежал царский меч с золотой рукояткой, вложенный в ножны, покрытые золотыми рельефными украшениями, со сценами борьбы животных в традиционном скифском «зверином стиле». Под перекрестьем меча стоят в геральдической позе дерущиеся петухи — это довольно необычный и совершенно новый сюжет в скифском искусстве.

В нижнем ряду изображён фантастический грифон, раздирающий оленя, лев и грифон, нападающие с двух сторон на лошадь, еще ниже – леопард, напавший на оленя и поединок между львом и леопардом. Все сцены борьбы животных выполнены в едином «зверином стиле».

На выступе для подвешивания меча к портупее изображен фантастический рогатый грифон с львиной головой, на хвосте которого змеиная голова. Изображения животных полны динамики и очень реалистичны, очень четко проработаны все мельчайшие детали.

В Толстой могиле Борис Мозолевский нашел неслыханное сокровище: царское парадное нагрудное украшение — золотую пектораль . Это поистине гениальное творение античной торевтики (греч. Toreutikоs) — искусства рельефной обработки художественных изделий из металла. Ныне это произведение искусства получило мировую известность.
Вес пекторали -1150 грамм золота, её диаметр -30,6 см.

Золотая царская пектораль представляет собой символ солнца (коло), состоящих из трёх кругов мира. В первом круге изображена бытовая жизнь скифов, богатство скифов — домашний скот, во втором круге — луговые цветы, лесные травы, дремучий лес, а в третьем круге изображены дикие звери, живущие в дремучем лесу.

Золотая пектораль — это символ царской власти. Одевая пектораль, скифский царь, становился центром солнечного круга и мира. Самоназвание скифов, по Геродоту, сколоты — в этом слове ясно слышен корень «коло» — солнце. «С коло ит», возможно, означало «с солнцем идущий» или «за солнцем идущий», ведь расселение скифских племён шло с востока на запад, то есть скифы всё время шли «за солнцем».

Пектораль состоит из четырех скрученных в жгут трубок, скрепленных на концах застёжкой в виде львиных голов. Вся пектораль по горизонтали разделена на три яруса, заполненные многочисленными изображениями людей и животных, средний ярус украшен цветами и растениями.

В нижнем ярусе пекторали изображены сцены борьбы животных, центральную часть занимают грифоны терзающие коней, по бокам в нижнем ярусе пекторали лев и леопард, терзающие оленя и дикого кабана, дальше идёт сцена погони собак за зайцами и, наконец, в самом углу притаились два кузнечика, сидящие друг против друга.

Особенно интересны сцены мирной жизни скифов, изображённые в верхнем ярусе. «Развернутой симфонией о жизни в представлениях скифского общества» назвал царскую пектораль ее первооткрыватель археолог Борис Мозолевский.

В центре изображены два полуобнажённые скифа , держащих в руках овечью шкуру, золотое руно и ведущих мирную беседу. Один из них трогает мягкую овечью шерсть рукой, как бы проверяя ее качество, его длинные волосы стянуты тугой кожаной повязкой, какой обычно пользуются мастеровые во время работы. Второй скиф, придерживает овечью шкуру и, указывая пальцем, что-то говорит.

Рядом лежит их оружие, вокруг спокойно течёт мирная жизнь: справа жеребёнок сосёт молоко кобылицы, рядом поросёнок, юный скиф, подросток доит овцу, козы пасутся на лугу; слева изображены корова с телёнком, женщина, с заколотыми вверх волосами, держит остро-донную амфору с молоком.

Общая картина пасторальной скифской жизни завершена взлетающими в разные стороны птицами.

Создаётся впечатление, словно, все животные свободно бродят в пространстве пекторали.

Какой приём применил мастер, для придания объёма всем изображённым сюжетам?

Присмотритесь, и вы увидите, что овца (слева) не касается земли, словно, поднята в пространство, мастер прикрепил её к верхнему ярусу за спину. А лошадь, свободно гуляющая и почёсывающаяся копытом, чуть опустила голову и, совсем, не касается верхнего яруса. Все фигурки располагаются свободно и не симметрично, как в жизни, занимая собой всё пространство.

В основе сюжета изображённого на пекторали, несомненно, лежат реальные образы скифов, занятых привычными, повседневными делами, окружённых природными красотами цветов и трав, на которых пасутся стада домашних животных.

Каждая миниатюрная скульптура золотой скифской пекторали, несомненно, шедевр непревзойдённого мастерства скифского мастера Северного Причерноморья IV века до н.э.

Золотая царская пектораль совершила своё триумфальное шествие по многим континентам и странам мира, вызывая восторг и восхищение всех, кому посчастливилось ею любоваться.

В настоящее время скифская золотая царская пектораль из Толстой могилы, хранится в Киеве, в Музее исторических драгоценностей Украины.

Самое ужасное состоит в том, что ровно год назад, в ноябре 2015 года, Министерство культуры Украины своим приказом N884 ликвидировало Музей исторических драгоценностей Украины. Музея с таким названием в Киеве больше нет , несмотря на все протесты музейщиков всего мира.

и золотую царскую пектораль?