Что такое мировая культура определение. Словарь терминов

В основе данной классификации культуры лежит ее деление по носителю.

Под этнической понимают культуру, в основе которой лежат ценности, принадлежащие той или иной этнической группе. Признаками такой группы являются общность происхождения, расовые антропологические особенности, язык, религия, традиции и обычаи, фольклор, быт предпочтения в пище и др. Но самым главным является чувство этнической идентичности – общей истории и культуры.

Этнической является культура, носители которой четко осознают свою принадлежность к своей культуре (причем, что очень важно, независимо от места проживания или от самоназвания) и гордятся этим, обладают особым психическим складом, менталитетом группового характера.

Обязательными элементами любой этнической культуры, определяющими ее своеобразие, являются неповторимость и оригинальность. Это своеобразие (менталитет) этнической культуры проявляется в языке, религии, искусстве, ведении хозяйства, традициях и обычаях.

Основным фактором формирования этнической культуры является возникновение у группы людей общих интересов, которые осознаются ими как потребности жить и действовать коллективно. В то же время данная группа людей живет в конкретном природно-историческом окружении, в определенном месте и времени, адаптация к которым является обязательным условием ее выживания. Этот процесс непрерывной адаптации и работы по удовлетворению коллективных потребностей позволяет членам данного сообщества накопить специфический культурный опыт. Он выражается в особых формах деятельности и взаимодействия, которые отличаются от такого же опыта других сообществ. Потребности у всех людей относительно похожи, но условия и способы их удовлетворения часто различаются. В итоге это ведет к формированию уникальных культурных комплексов, специфичность которых не просто сохраняется во времени, но повышается от поколения к поколению за счет накопления культурных различий. Так формируется специфический для каждого народа (этноса) искусственный мир культурных предметов и явлений.

Основой уникальности этнических культур является специфическая для каждой культуры система ценностей – идеалов, к достижению которых стремятся представители данной культуры. Они закрепляются в системе норм и правил поведения, позволяющих воплотить ценности культуры в жизнь. Особенно важны стереотипы – наиболее типичные, устойчивые, стандартные формы поведения и восприятия окружающего мира и других людей. Именно в устойчивых поведенческих установках проявляется специфика этнических культур. Стереотипы восприятия формируют не менее устойчивую культурную картину мира, через которую люди воспринимают окружающий мир.

Непременным условием формирования этнической культуры является природная (географическая) среда. Так, климат во многом определяет особенности одежды и жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур, средства транспорта.

Важнейшим фактором формирования этнической культуры является язык, способствующий формированию чувства групповой идентичности – осознания принадлежности к определенной группе и чувств, связанных с этим. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившиеся в данной культуре, таким образом, в нем отражается историческая память каждого народа, создается своя картина мира.

Очень важна в формировании этнической культуры роль религии. Например, сербы и хорваты, говорящие на одном языке и представляющие один антропологический тип, тем не менее, являются разными народами. Причина в том, что хорваты – католики, а сербы – православные.

Признаком уже сформировавшейся этнической культуры является появление этнонима – самоназвания этноса. Имя становится необходимым этносу, когда он уже прошел определенный путь, а его члены осознали свое единство, почувствовали свое отличие от других народов.

В настоящее время в мире почти не осталось чистых этнических культур. Любая культура складывается из этнически нейтральных (общемировых) и этнически окрашенных черт культуры, так как народы не могут обходиться только этнически специфичными способами жизнедеятельности. Поэтому наряду с понятием «этническая культура», обозначающим специфические элементы культуры этноса, используют понятие «культура этноса» для обозначения всех элементов культуры данного этноса, как специфических, так и нейтральных.

Сочетание этнических и общемировых черт культуры неодинаково не только у разных народов, но и внутри культуры одного этноса, это зависит от иерархии культурных ценностей. Сфера культуры также определяет сочетание общемировых и этноспецифических черт. Так, этническая специфика хорошо заметна в сельском хозяйстве и ремесленном производстве, но минимально заметна на современных промышленных предприятиях. Этнические элементы больше проявляются в художественной культуре, религии, морали, меньше – в науке, праве, экономике.

Разница в сочетании этнических и общемировых элементов культуры заметна в деревне и в городе, на разных континентах, в разных странах. Например, в Латинской Америке этническая культура в основном сохраняется средним классом и в деревне, Африка вообще слабо затронута общемировой культурой, в Азии (кроме Японии, где наблюдается явление бикультурализма) носителями мировой культуры являются городское население и верхушка общества.

Национальная культура – это совокупность исторически сложившихся характерных черт и особенностей, присущих представителям того или иного народа.

Национальная культура является синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества (т.е. субэтносов, например, казаков, молодежи и т.д.). Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

В отличие от этнической, национальная культура характеризуется единством территории, государственностью, общностью экономической жизни. Национальная культура воплощается в ценностях образа жизни конкретной страны, которые в той или иной мере разделяются населяющими ее этносами. Поэтому можно сказать, что с одной стороны, этнические культуры формируют национальную культуру в рамках государства, а с другой – национальная накладывает свои отпечатки на этнические культуры.

Этнические и национальные культуры образуют органическое единство, они невозможны друг без друга. Поэтому задача культурного человека – видеть и уважать этнические составляющие национальной культуры, с одной стороны, а с другой – не допускать растворения национальной культуры в «общемировой», подмены национальных и этнических культурных ценностей «общечеловеческими» ценностями.

Мировая культура – это совокупность лучших достижений национальных культур всех народов, созданных на протяжении всей человеческой истории и получивших распространение во всех регионах планеты.

К мировой культуре относят высокую художественную культуру различных регионов, продукцию массовой культуры, формы бытовой культуры (пища, одежда, утварь, жилища), формы досуга (туризм, спорт, развлечения), элементы социального поведения.

Частью мировой культуры выступает международное право, которое регулирует отношения между государствами и межгосударственными организациями. В нем фиксируется признание принципов культурной самобытности народов.

Важным компонентом мировой культуры является наука как система знаний о мире и как мировоззрение. Она провозглашается сегодня всеобщим достижением, основой для коммуникации и взаимодействия. Модернизация производства сегодня невозможна без обращения к современным западным наукоемким технологиям, что вызывает зависимость развивающихся стран, не имеющих собственных традиций развития науки.

В современном мире практически не осталось чистых этнических культур. Сегодня в любой культуре обнаруживаются этнически нейтральные (общемировые) и этнически окрашенные черты. Если несколько десятилетий назад активно шел процесс приобщения народов к общемировой культуре, вытеснения элементов этнической культуры (прежде всего в бытовой сфере), то сегодня происходит, сознательное сохранение традиционной материальной и духовной культуры.

Культура выступает как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, сохранение, распространение, усвоение идей, ценностных представлений, способов и предметов человеческой социальных ситуациях.

Культура может рассматриваться как состоящая из образцов (культурные черты, культурные типы, нормы, ритуалы, обычаи) и как специальные структуры, функции, организации (социальная организация, экономические системы, системы и структуры образования, религии, законодательные системы).

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, на­родность) создает на протяжении веков свою собственную культуру, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. Но можно выделить и культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического расположения, исторического времени и социального устройства общества. Выделяется более 70 универсалий – общих для всех культур элементов; например, у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью, с разделением труда, танцы, приветствия и т. п.


Похожая информация.


Мировая культура, выступая в качестве явления общественной жизни, представляет интерес для множества наук. Этот феномен исследуют социология и эстетика, археология, этнография и прочие. Далее разберемся, что собой представляет мировая культура.

Общие сведения

Следует начать с определения Термин весьма многозначен. В специальных и художественных изданиях можно встретить достаточно много толкований этого понятия. В обычной жизни под культурой понимают уровень воспитанности и образованности человека. В эстетическом смысле этот феномен непосредственно связан с многочисленными произведениями народного творчества и профессионального искусства. В общественной жизни применимы также определения речевой, политической, мыслительной, производственной культуры.

Прежние понятия

Марксистская философия

В 19-м столетии понятие "мировая культура" стало применяться как характеристика творческого потенциала человека и комплекса результатов его деятельности. Марксизм подчеркивал обусловленность культуры определенным производственным способом. Считалось, что она всегда имела конкретный характер: буржуазная, первобытная и т. д. Марксизм исследовал разные проявления: политическую, трудовую и прочие культуры.

Понимание Ницше

Философ стремился довести традицию критики феномена до предела. Он рассматривал культуру только в качестве средства порабощения и подавления человека при помощи правовых и прочих норм, запретов, предписаний. Тем не менее философ считал, что это необходимо. Объяснял он это тем, что человек сам по себе является существом антикультурным, властолюбивым и природным.

Теория Шпенглера

Он отрицал мнение о том, что история мировой культуры сочетается с прогрессом. По мнению Шпенглера, она распадается на несколько неповторимых и независимых организмов. Эти элементы не связаны между собой и проходят закономерно несколько последовательных этапов: возникновение, расцвет и умирание. Шпенглер считал, что единой мировой культуры нет. Философ выделял восемь русско-сибирскую, западноевропейскую, византийско-арабскую, греко-римскую, китайскую, индийскую, египетскую. Они рассматривались как существующие независимо и самостоятельно.

Современное понимание

Мировая культура - явление многообразное. Она формировалась в разных условиях. Современное понятие феномена весьма многолико, поскольку включает в себя основы мировых культур. Развитие каждого народа уникально. Культура той или иной нации отражает в себе ее судьбу и исторический путь, ее положение в обществе. Однако, несмотря на такую многоликость, это понятие единое. Большой вклад в мировую культуру внес капиталистический рынок. В течение нескольких столетий она разрушила национальные перегородки, сложившиеся в средневековье, превратив планету в "один дом" для человечества. Особое значение для мировой культуры имело открытие Колумбом Америки. Это событие активно способствовало устранению обособленности народов и стран. До того момента взаимодействие культур представляло собой процесс более локальный.

Основные тенденции развития

В XX веке произошло резкое ускорение сближения национальных и региональных культур. На сегодняшний день определяются две тенденции развития этого комплекса. Первой из них следует считать стремление к неповторимости и своеобразию, сохранению "лица". Наиболее очевидно это проявляется в фольклоре, литературе, языке. Второй тенденцией считается взаимопроникновение и взаимодействие разных культур. Это становится возможным благодаря использованию эффективных средств связи и коммуникаций, активному торгово-экономическому обмену, а также наличию общих управленческих структур, контролирующих данные процессы. К примеру, при ООН действует ЮНЕСКО - организация, ответственная за решение вопросов науки, образования, культуры. В итоге процесс развития принимает целостный вид. На основе культурного синтеза образуется общепланетарная единая цивилизация, обладающая глобальной мировой культурой. Человек при этом является ее творцом. Так же как и культура способствует развитию людей. В ней люди черпают опыт и знания предшественников.

Мировые религиозные культуры

Это явление включает в себя множество систем. Они сформировались на национальной почве, связаны с древними верованиями и народными традициями, языком. Те или иные верования были ранее локализованы в определенных странах. Основы мировых религиозных культур тесно связаны с национальными и этническими особенностями народов.

Иудаизм

Эта религия возникла у древних евреев. В начале второго тысячелетия этот народ расселился по Палестине. Иудаизм - одна из немногих религий, сохранившаяся до настоящего времени практически в неизмененной форме. Это верование знаменует переход к единобожию от многобожия.

Индуизм

Эта форма религии считается одной из наиболее распространенных. Она возникла в первом тысячелетии нашей эры. Она явилась результатом соперничества между джайнизмом, буддизмом (молодыми религиями) и брахманизмом.

Верования в Древнем Китае

Наиболее распространенными в прежние времена были такие религии, как По поводу первой по сей день ведутся споры. Несмотря на то что существует достаточно много признаков, позволяющих считать конфуцианство религией, многими оно таковой не признается. Особенностью его является отсутствие касты жрецов и исполнение обрядов чиновниками правительства. Даосизм считается традиционной религиозной формой. Она предусматривала наличие иерархической прослойки жрецов. Основу религии составляли магические заклинания и действия. Даосизм являет собой более высокий уровень развития сознания. В данном случае религия приобрела наднациональный характер. В рамках данной формы верования смешаны представители разных языков, народов. Они могут как географически, так культурно находиться довольно далеко друг от друга.

Буддизм

Эта древнейшая мировая религиозная культура возникла в V в. до н. э. Количество верующих составляет несколько сотен миллионов. Согласно древнейшим записям, в качестве основателя выступает принц Индии Сиддхартха Гаутама. Он получил имя Будда. В качестве основы этой религии выступает нравственное учение, при помощи которого человек может стать совершенным. Изначально заповеди в буддизме предполагают негативную форму и имеют запрещающий характер: не брать чужого, не убивать и прочее. Для тех, кто стремится стать совершенным, эти предписания становятся абсолютными истинами.

Христианство

Эта религия считается сегодня наиболее распространенной. Верующих насчитывается более миллиарда. В качестве основы используется Библия, включающая в себя Старый и Новый Заветы. Наиболее важными культовыми обрядами считаются причащение и крещение. Последнее считается символом снятия с человека первородного греха.

Ислам

Эта религия исповедуется арабоязычными народами, большинством азиатов и населением Северной Африки. Главной книгой ислама считается Коран. Он представляет собой собрание записей поучений и изречений основателя религии Мухаммеда.

В заключение

Религия считается одной из основных форм нравственной системы. Внутри нее образуются истинные заповеди, которым человеку нужно следовать на протяжении своей жизни. Вместе с этим религия представляет собой социальный фактор, регулирующий взаимодействие между людьми. Это особенно важно для тех обществ, члены которых воспринимают свою свободу в виде вседозволенности.

Понятие «культура» столь многозначно, что до сих пор не существует единого определения. Мы говорим «греческая культура», «культура труда», «художественная культура». Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.

Первоначально латинское слово « cultura » означало «возделывание земли» и противопоставлялось значению « natura », т.е. природа. Термин «культура» может употребляется и в других близких значениях: образование, развитие, совершенствование.

Таким образом, понятие «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате преобразования природы в стремлении добиться совершенства. Это одновременно и результат, и сам процесс творческой деятельности людей по преобразованию природы, основанный на высоко сознательной деятельности. Именно поэтому культура не существует вне человека и его деятельности. История человеческого общества – это и есть история мировой художественной культуры.

  1. Культура – исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей.
  2. Культура – совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека.
  3. Культура – общий объем творчества человечества.
  4. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, изготовленных человечеством на протяжении всей истории.

Рис. 1. Условное деление культуры по видам.

Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, от древних цивилизаций до наших дней.

Духовная культура – совокупность всех знаний человека и способов деятельности по созданию духовных ценностей. Основными видами духовного созидания являются наука, религия, искусство.

Материальная культура – это культура, объектами которой выступают орудия труда, средства производства, одежда, быт, жилище, средства сообщения – все то, что является процессом и результатом материальной деятельности человека.

Народная культура – это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия. Народная культура создаётся самим народом, часто неизвестными авторами. К ней можно отнести: сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи.

Массовая культура – культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (ТВ и радио), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т.д.

Элитарная культура – это культура привилегированных

групп общества, характеризующаяся закрытостью,

аристократизмом и самодостаточностью.

Культура – это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа: культура есть процесс активной деятельности человека, направленный на освоение, познание и преображение мира. Степень развитости культуры всегда зависит от конкретного исторического этапа общества. Главная роль культуры в жизни общества состоит в том, что культура выступает средством хранения и передачи человеческого опыта.

Отсюда основные функции культуры:

Помимо представленных видов культуры (рис.1) отдельно выделяют культуру художественную.

Художественная культура – один из видов культуры, решающий задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах.

Такое положение художественной культуры основано на присущей только человеку способности к художественному творчеству, отличающей его от других живых существ. Нельзя сводить художественную культуру только к искусству или отождествлять ее с культурной деятельностью вообще.

Рис. 2 Пример художественного произведения первобытного человека. Наскальный рисунок быка из пещеры Альтамира (Испания).

Центральное место в художественной культуре занимает искусство. Искусство– вид художественного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать мир и самого себя по законам красоты.

К искусству мы относим: литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, музыка, танец, художественная фотография, декоративно-прикладные искусства, театр, цирк, кино и др. В каждом из них создаются художественные произведения - книги, картины, скульптуры, спектакли, кинофильмы и др.

У каждого народа – своя культура, а вместе – все народы мира создали мировую культуру.

Мировая художественная культура – не простая сумма культур равных народов. Это постоянное взаимодействие культур. Каждый народ «говорит» с другими народами, с людьми, отделенными от него веками, языком своей культуры. И этот универсальный язык культуры должен быть понятен нам с вами, как и язык математики или физики, как иностранный язык, знание которого делает человека особенно образованным. Конечно, мы должны научиться понимать язык культуры.

Вопросы для повторения:

Подумайте, каким образом культура влияет на человека?

Подумайте, каким образом человек влияет на культуру?

Какие виды искусства вы знаете?

Используя дополнительные источники, выясните какое отношение к культуре имеет физическая культура?

Словарь терминов

Аккультурация – процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в результате общения этих народов.

Ампир (фр. empire – империя) – стиль позднего классицизма в западной архитектуре и прикладном искусстве, возникший во Франции в период Наполеона. Для ампира характерны строгие монументальные формы (дорический и тосканский ордера) и обращение к древнеримским и древнеегипетским декоративным формам (крылатые сфинксы и т. п.).

Античная культура – древний период в развитии культуры, в основном включающий древнегреческую и древнеримскую культуры.

Антропологическая культурология – раздел культурологии, смежный с антропологией и изучающий связи между культурными феноменами и природой человека, психологией и менталитетом отдельных народов.

Ареал культурный – географический район, внутри которого у разных народов обнаруживаются одни и те же культурные особенности.

Архетип – базовая структура мышления (часто проявляющаяся на бессознательном уровне), находящая отражение в культуре.

Барокко (ит. barocco – вычурный) – художественный стиль конца XVI – середины XVIII в., отличается декоративной пышностью, динамическими сложными формами, живописностью, импульсивностью, чрезмерностью.

Бронзовый век – период в жизни общества, следующий за каменным веком (в некоторых культурах – медным веком), когда человек пользовался орудиями труда из бронзы (приблизительно от 4 до 3 тыс. лет назад).

Возрождение – эпоха в развитии западной культуры, начавшаяся после Средневековья и характеризующаяся резким повышением интереса к античной культуре и философии. Различают раннее (XIV?XV вв.), высокое (XV?XVI вв.) и позднее (XVI?XVII вв.) Возрождение.

Восточные типы культуры – типы культур, возникшие на Ближнем и Дальнем Востоке и характеризующиеся преимущественным развитием таких отраслей духовной культуры, как мистика, мифология, религия, искусство.

Глобальные проблемы – проблемы, важные для всего земного шара, такие как экологическая, демографическая, ресурсная, предотвращения мировой термоядерной войны. Появились в середине XX в.

Готика (фр. gothique – от названия германского племени готов) – художественный стиль, преимущественно архитектурный, зародившийся в XII в. во Франции и распространившийся в позднем Средневековье по всей Западной Европе. Готическое зодчество характеризуется стрельчатыми сводами, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей.

Динамика культуры – совокупность изменений, происходящих в культуре. Есть различные типы и виды культурной динамики – линейная, циклическая и т. д.

Доминанта – преобладающая в данной культуре основная черта, определяющая другие.

Духовная культура – совокупность духовных продуктов, созданных человеком как видом Homo Sapiens.

«Душа» культуры – понятие, под которым имеется в виду основной прасимвол: аполлонический – в древнегреческой культуре, фаустовский – в новоевропейской культуре. Индивидуальный неповторимый стиль и в то же время внутренний смысл данной культуры.

Железный век – период в жизни общества, когда человек перешел к использованию орудий труда из железа (приблизительно с середины 1-го тыс. до н. э.)

Западные типы культуры – типы культур, возникшие в Древней Греции, Древнем Риме и Западной Европе и характеризующиеся преимущественным развитием таких отраслей духовной культуры, как философия и наука.

Инкультурация – процесс введения человека в систему нормативно-ценностных регуляторов социальной практики, в иерархию этих ценностей.

Искусство – отрасль духовной культуры, возникшая вслед за мистикой и представляющая собой совокупность специфически человеческих продуктов, основанных преимущественно на воображении и творении образов. Создает на основе образного мышления эстетически значимые ценности.

История культуры – раздел культурологии, изучающий историю развития культуры различных народов преимущественно в ее хронологической последовательности.

Каменный век – самый ранний период в жизни общества, когда человек пользовался каменными орудиями труда (приблизительно до 6 тыс. лет назад).

Картина мира культурная общее представление о мире с точки зрения отдельной или мировой культуры, включающее представление об устройстве и функционирование мира, месте в нем человека, соотношении естественного и сверхъестественного и т. п.

Классицизм – период в развитии древнегреческой культуры (V–IV вв. до н. э.), когда она достигла рассвета своих форм и возможностей; также стиль, возникший в подражание древнегреческому в европейском искусстве Нового времени.

Коды культуры (по аналогии с генетикой) – совокупность достижений культуры в виде условных знаков, символов, смыслов, передающихся из поколения в поколение путем социального наследования.

Культура – совокупность всего специфически человеческого, что создано им как видом Homo Sapiens.

Культурогенез – процесс формирования основных сущностных характеристик культуры.

Культурология – наука о культуре, возникшая в середине XX в. и изучающая закономерности развития культуры.

Локальная культура – культура, существующая в определенном месте и не связанная с имеющимися вне ее; обладающая своим набором индивидуальных неповторимых черт.

Массовая культура – возникшая в XX в. часть культуры, которая ориентируется на приобщившихся к культуре в результате развития средств массовой информации и коммуникации, всеобщую грамотность и увеличение досуга у массы населения.

Материальная культура – совокупность специфически человеческих искусственных, неорганических материальных продуктов (орудий труда и т. д.), созданных им как видом Homo Sapiens.

Медный век – период жизни общества после каменного века, когда в некоторых культурах человек начал пользоваться медными орудиями труда (приблизительно от 5 до 4 тыс. лет назад).

Межкультурные коммуникации – разнообразные виды взаимодействий между отдельными культурами.

Менталитет – способ чувствования и мышления, присущий людям определенной общности и определяющий особенности их культуры.

Мировая культура – совокупность лучших достижений всех отраслей и типов культуры, отражающая общечеловеческие ценности и приоритеты.

Мистика – первая отрасль духовной культуры, основывающаяся на синкретичном восприятии мира, не разделяющем четко объекты действительности на естественные и сверхъестественные.

Мифология – отрасль духовной культуры, возникшая вслед за искусством и представляющая собой систему взглядов, отвечающих на основные вопросы человеческого бытия в форме образов и верований.

Модернизация культурная – изменения в культуре, отвечающие современным требованиям к ней в плане рационализации и соответствия основным потребностям современного человека.

Морфология культуры – направление в культурологии, изучающее формы культуры как самостоятельные образования, имеющие собственную логику развития, и их смену в ходе культурного процесса.

Наука – рациональная отрасль духовной культуры, основанная на познании реальности в теоретической форме, допускающей эмпирическую проверку, и выявляющая устойчивые повторяющиеся связи между явлениями действительности.

Научно-техническая революция – коренное преобразование производительных сил общества, произошедшее в середине XX в. на базе превращения науки в ведущий фактор общественного производства. Служит отправной точкой становления постиндустриального информационного общества.

Национальная культура – синтез культур различных слоев исторически сложившейся общности людей, характеризующейся единством территории, социально-экономической деятельности и менталитета. Национальные культуры письменны, обладают широким ареалом действия, передаются через образование.

Неолитическая революция – скачкообразный переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству), совершившийся в эпоху неолита 9–6 тыс. лет назад.

Новейшее время -XX?XXI вв.

Новое время – эпоха в развитии мировой культуры, наступившая после Средневековья и характеризующаяся развитием науки как преобладающей отрасли культуры (XVII?XIX вв.).

Ноосфера – сфера взаимодействия общества и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Концепция ноосферы сформулирована П. Тейяром де Шарденом и В. И. Вернадским.

Нормы культурные – совокупность общепринятых положений, регулирующих поведение людей, их общение и участие в совместном духовном и материальном производстве.

Общество – совокупность людей и устойчивых, структурированных связей между ними.

Отрасли культуры – крупные направления в развитии культуры, последовательно возникавшие – от мистики до идеологии – друг за другом. Отрасли являются связующими нитями в культуре. За счет них отдельные типы культур получают новые стимулы своего существования.

Первобытная культура – совокупность культур народов, живших в каменном веке.

Прикладная культурология – совокупность исследований, во-первых, нацеленных на изучение и разработку методик целенаправленного прогнозирования и управления культурными процессами и, во-вторых, ориентирующихся на проблемы охраны и реставрации культурно-исторического наследия.

Природа – понимается в трех основных смыслах: как все существующее; как основа всего существующего; как совокупность естественного в противоположность искусственному, т. е. созданному человеком. В 3-м значении чаще всего употребляется в культурологии.

Прогресс культуры – форма развития, при которой культура становится сложнее, многограннее, в ней накапливаются произведения, отрасли и типы.

Промышленная революция – революция в производстве, связанная с изобретением парового двигателя и приведшая к быстрому росту промышленности и становлению индустриального общества.

Просвещение – эпоха в развитии культуры Нового времени (XVIII в.), характеризующаяся стремлением деятелей культуры внедрять ее достижения в широкие слои общества.

Революция – глубокое качественное изменение в развитии общества.

Религия – отрасль духовной культуры, основанная на вере в Бога и являющаяся основой духовного объединения больших групп людей в наднациональные образования.

Реституция – возвращение одним государством другому имущества, в том числе культурных ценностей, незаконно захваченных им во время войны.

Реформация – эпоха в развитии католичества (XVI?XVII вв.),

характеризующаяся стремлением широких слоев верующих изменить обряды и догмы католической церкви на базе протестантизма.

Рококо (фр. rococo – раковина) – стиль в архитектуре и декоративном искусстве, возникший в начале XVIII в. и особенно распространившийся во Франции при Людовике XV, отличавшийся причудливой асимметричной орнаментацией и изяществом форм.

Романский стиль – стиль западного искусства (X?XIII вв.), отличавшийся в архитектуре простотой, строгостью и массивностью, в изобразительных искусствах – условностью и яркой внушительностью форм.

Романтизм – направление в европейском искусстве 1-й половины XIX в., которому свойственны исключительность героев, страстей и контрастных ситуаций. Характеризуется метафорической углубленностью и психологической задушевностью.

Самоидентичность культурная – отождествление людей и общественных учреждений с данной культурой, в пределах которой они существуют; осознание культурой самое себя.

Семантика культурная – раздел культурологии, изучающий культурные феномены как средство коммуникации между личностью и обществом.

Семиотика – наука о знаковых системах, в том числе о культурных знаках, являющихся носителями культурной информации.

«Серединная» культура – культура, находящаяся в тесном взаимодействии с другими типами культур и являющаяся промежуточной между двумя или большим числом культур.

Символ – знак, имеющий более одного значения. Символы составляют базовый язык культуры.

Синергетика – наука о процессах самоорганизации в природе, эволюции в неживых системах и универсальных закономерностях процессов развития.

Синкретизм – сочетание разнородных культурных элементов при отсутствии непротиворечивости их друг другу.

Современность – время, в которое человечество живет в данный момент. Иногда в контексте имеется в виду более продолжительный период (скажем, вторая половина XX в.).

Социализация - процесс приобщения индивида к культурным ценностям общества.

Социальные институты культуры – совокупность социальных структур, общественных учреждений, устойчивых общественных взаимодействий, в рамках которых развивается культура.

Социология культуры – дисциплина, промежуточная между культурологией и социологией, изучающая отношение к культуре представителей различных социальных групп, и социальные институты, имеющие отношение к культуре.

Специфическая культура – культура, не похожая на другие, развивающаяся по своим внутренним законам и мало связанная с другими культурами и культурными универсалиями.

Средневековье – эпоха в мировой культуре, начинающаяся после античности и характеризующаяся преобладанием религии как отрасли культуры (V?XVI вв.).

Стиль – букв. заостренная палочка у древних римлян, которой выцарапывались буквы. Неповторимое творческое своеобразие данного человека или направления в культуре, совокупность характерных свойств, не похожих на другие.

Структурный метод – метод, основанный на изучении взаимосвязей составных частей системы.

Тенденции культурные – основные направления, по которым развивается данная культура, совокупность ее черт, которые переходят из прошлого в будущее.

Теоретическая культурология – раздел культурологии, нацеленный на исследование собственных фундаментальных проблем культуры и выявление общих закономерностей ее развития.

Техника – совокупность орудий труда, способов и приемов преобразования мира; важнейший элемент материальной культуры.

Типология культур – классификация различных типов культур в соответствии с их специфическими особенностями, выявляющая их характерные свойства и взаимосвязи.

Типы культур – целостные культурные образования, возникшие у данного народа или совокупности народов, имеющие общие свойства и не похожие на культурные образования других народов.

Традиции культуры – совокупность достижений культуры, передающихся в рамках данной культуры от одного поколения к другому. Носителем культурных традиций является народ.

Трансформация культуры – изменения в культуре под влиянием внешних и внутренних факторов.

Универсалии (инварианты) культуры – фундаментальные проблемы, с которыми человечество сталкивается во всех культурах, и общие способы их решения.

Философия – рациональная отрасль духовной культуры, вдохновленная любовью к мудрости и представляющая собой совокупность ответов на фундаментальные вопросы, стоящие перед человеком: что есть истина? Каково происхождение и устройство мира? В чем смысл жизни? И т. д.

Философия культуры – раздел философии и культурологии, изучающий наиболее общие проблемы культуры и соотношение философии и культуры.

Функциональный метод – метод, основанный на изучении поведения, функций системы и взаимосвязи функций со структурой и элементами системы.

Человек Разумный – последний вид в роду Homo, современный человек, обладающий речью и разумом, т. е. способностью к абстрактному, обобщенному, понятийному мышлению. Возраст по разным оценкам 100–200 тыс. лет.

Человек Умелый – первый вид в роду Homo, названный так потому, что начал изготовление орудий труда. Возраст 2–3 млн лет.

Ценности культурные – совокупность всех культурных достижений, значимых для человека.

Цивилизация – современная стадия развития культуры, имеющая исходным пунктом развитие городов, письменности, становление целостных мифологических систем и высокий уровень техники. Цивилизации во множественном числе означают крупные сообщества людей, объединенных общими материальными и духовными ценностями и нормами.

Цикл культуры – время существования данной культуры от зарождения до гибели.

Эволюционизм – концепция развития мировой культуры, в соответствии с которой она проходит последовательно через ряд стадий, причем каждая культура повторяет общий путь и находится в данный момент времени в определенной точке общего для всех пути.

Экология – наука о взаимодействии живых и неживых систем, возникшая в 20-х гг. XX в., в широком смысле становящаяся новая отрасль культуры, призванная преодолеть кризис во взаимоотношении человека с природной средой.

Экспансионизм – стремление одной культуры навязать свои особенности и ценности другим культурам. В настоящее время речь идет об экспансии западной и прежде всего американской культуры по отношению к другим культурам земного шара.

Элитарная культура – противостоящая массовой часть культуры, ориентирующаяся на интересы элиты общества, недоступная и непонятная массам.

Этническая культура – культура этносов – человеческих сообществ более высокого уровня, чем племя, но менее высокого, чем нация. Обладает такими особенностями, как традиционализм, локальность, анонимность, дописьменность.

Этнография – наука, занимающаяся преимущественно описанием древних и примитивных культур. Возникла в XIX в. и послужила одной из основ культурологии. Изучает достижения культуры того или иного народа во всем их многообразии и целостности.

Из книги Путь с сердцем автора Корнфилд Джек

Словарь. Бодхисаттва: (1) Существо, посвятившее себя пути просветления; (2) будущий будда; (3) фигура просветлённого будды, который служит всем существам.Будды природа: сияющее чистое буддоподобное качество, внутренне присущее всем существам; наша истинная

Из книги Современные буддийские мастера автора Корнфилд Джек

Из книги Традиция и революция автора Джидду Кришнамурти

СЛОВАРЬ Агни - огонь.Адвайта - отсутствие двойственности, не-дуализм.Адхикари - человек, стремящийся к самопознанию и обладающий нужными для этого качествами.Артха - предмет; цель; ценность.Асана - положение тела.Атман - высшее Я, дух.Брахман - Абсолют, всеобщий

Из книги Японская художественная традиция автора Григорьева Татьяна Петровна

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Аварэ - восклицание, выражающее восторг.Авидья (санскр.) - неведение, непросветленность, незнание подлинной природы вещей.Агэку - нижнее двустишие танки (14 слогов).Акарма (санскр.) - правильное действие, не обусловленное кармой.Анатман (санскр.) - см.

Из книги Джайва-дхарма (том 1) автора Тхакур Бхактивинода

Словарь санскритских имен и терминов А Аватара «Тот, кто нисходит», наделенное полной или частичной властью воплощение Господа, приходящее из духовного мира для выполнения какой-либо

автора Тхакур Бхактивинода

Словарь санскритских имен и терминов[*] А Аватара «Тот, кто нисходит», наделенное полной или частичной властью воплощение Господа, приходящее из духовного мира для выполнения какой-либо

Из книги Краткая история философии [Нескучная книга] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Краткий словарь терминов Анархизм – философская идея о безусловной ценности личной свободы человека и необходимости преодоления всех форм ее ограничения.Антропогенез – эволюция человека от высших млекопитающих животных (обезьян) к человеку современного типа (Homo

Из книги Ранний буддизм: религия и философия автора Лысенко Виктория Георгиевна

Словарь основных терминов абхидамма (пали), абхидхарма (санскр.) - жанр буддийских текстов, систематизация учения Будды Абхидхамма (пали) Абхидхарма (санскр.) - название третьей части («корзины») буддийского канона аварана (санскр. синоним ниварана) - препятствие к

Из книги Самосознающая вселенная. Как сознание создает материальный мир автора Госвами Амит

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Амплитуда - максимальное отклонение волнового возмущения от положения равновесия. Антропный принцип - утверждение, согласно которому для проявления вселенной необходимы наблюдатели; это также называется сильной формулировкой антропного

Из книги Проблемы работы автора Хаббард Рон Лафайет

Словарь Аберрация: отклонение от рационального мышления или поведения. От лат. aberrare, «отходить от»; лат. ab «от», errare «бродить». Основное значение - заблуждаться, совершать ошибки, или, в более узком значении, иметь твердо установленные идеи, которые не соответствуют

Из книги Джайва-дхарма (том 2) автора Тхакур Бхактивинода

Словарь санскритских имен и терминов

Из книги Биография Бога: Все, что человечество успело узнать автора Армстронг Карен

Словарь Аватара (санскр.) – «нисхождение», манифестация; земное явление одного из богов; воплощение божественного.Агностицизм (от лат. аgnosco, «я не знаю») – принципиальный отказ выносить вердикт относительно доктрин, учений и идей, которые невозможно ни доказать, ни

Из книги Разум и природа автора Бейтсон Грегори

СЛОВАРЬ Адаптация. Видимая способность организма приспосабливаться к внешней среде и образу жизни. Процесс достижения такого соответствия.Аналоговый. См. Цифровой.Броуновское движение. Постоянное зигзагообразное и непредсказуемое движение частиц под действием ударов

Из книги Фэн-шуй - путь к гармонии автора Водолазская Евгения Станиславовна

Приложение 1. Словарь терминов Аномальная зона. Часть территории Земли, где часто или периодически возникают различные явления, труднообъяснимые с точки зрения официальной науки. Примером могут служить НЛО, резкое ухудшение самочувствия людей в некоторых местах,

Из книги Логика: Учебное пособие для юридических вузов автора Демидов И. В.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ АБСТРАГИРОВАНИЕ - мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других.АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ – процесс рационального отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий

Из книги Проблемы индийского теизма: философско-компаративный анализ автора Аникеева Елена Николаевна

Приложение № 2 Словарь индийских терминов Абхидхарма/абхидхамма – в буддизме размышление, рефлексия над дхармой; начало философствования. Одна из трех частей «Трипитаки» – «Абхидхарма-питака».Авидья – незнание. В буддизме и в большинстве течений веданты причина

Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе

1. Мировая культура как целое.

2. Культура и природа.

3. Общечеловеческий характер глобальных проблем.

Среди всей огромной массы людей нет двух, которые были бы совершенно одинаковыми, каждый имеет свои неповторимые особенности. Возникает вопрос, что же объединяет столь разных людей в единое человечество? Прежде всего, единая общечеловеческая культура, возникающая на основе целостного мира. Целостность мира послужила основой становления современного человечества и единой общечеловеческой культуры.

Современная культура, объединяющая человечество, основана на общечеловеческих ценностях, движении защиты прав личности, гуманизме, творческом развитие личности, распространении научного знания и передовых технологий, взаимообогащении национальных культур.

Общечеловеческая культура - наилучшие формы, образцы художественно-поэтической, научной, производственной деятельности, единые способы миро ощущения и мировосприятия жизни и действительности, выработанные разными народами, поколениями, на основе которых человечество сейчас строи единую цивилизацию.

Мировая культура во времени и пространстве пестра неисчерпаема в своих единичных проявлениях поражающе богата многообразна имеет массу модификаций представлена развитыми, развивающимися всевозможными переходными формами. Тем не менее для нее характерны такие общие черты как внебиологичность выступающие в качестве субстанциональной основой культуры; технологичность то есть наличие механизмов приспособительно – преобразовательного отношения субъекта – творца к среде; продуктивность то есть творчески порождающий характер бытия в мире; стереотипичность – способность воспроизведению. При таком рассматривание мировая культура как целое является способом деятельности, технологий родового субъекта (человечества), порожденной социумом, характеризуем в своем бытии единством приспособительно–преобразовательного и стереотипно – продуктивного моментов. Как бы ни были многообразны формы культуры в них наглядно обнаруживается черты единства совпадения в предметах культуры в способах деятельности людей независимо от хронологической и географической отдаленности. Неделимость мира единства мировой культуры общность культурного богатства человечества признавалась всеми прогрессивными мыслителями как подлинно гуманистический принцип рассмотрения культуры.

Тенденция рассмотрения мировой культуры как целого на основе признания единства истории, где субъект творит мировой процесс деятельности по производству материальных и духовных ценностей, где есть общие механизмы производства сохранения распространения обмена созданными человечеством культурными богатствами все более пробивает себе дорогу. Представление о мировой культуре взятой как целое в ее делящем бытии (всемирной истории) не исключает а предполагает ее синхронное единство в каждый данный исторический период. Рассмотрение этого вопроса накапливается на необходимость определения конкретно – исторического типа связей образующих культурное целое. Известно, что связность – это определяющий признак целого. Временное единство культуры обретает подлинную наглядность с исторического периода нового времени, а переход к информационного общества делает этот процесс неоспоримым. Всепланетарный обмен деятельностью информацией позволяет передавать от одного субъекта к другому свои «сущностные силы» и является фундаментальной связью Универсальная модель культуры – это концепция единого плана построения культуры. Элементы, общие для всех известных культур: возрастное деление, календарь, организация общества, система родства, календарь и т.д.



Психическое единство человека, реакции человеческого организма на разнообразные стимулы и условия жизни - основа первых попыток объяснения сходства и различия культур. Поиски исследователями совершенной модели культуры, не только объясняющей сходство и различия, но и дающие представления о взаимодействии и взаимовлиянии культурных элементов. Концепция универсальной социокультурной системы Д. Аберле, А. Коэна, А. Дэвиса, составлена в русле этих представлений.

Искоренение нищеты, всемирный порядок, вечный мир и материальное благополучие. Какая сила заставляет человека, народы и страны отказываться от вышеуказанных благ?

Дело в том, что представители самобытных культур, осознанно или нет, чувствуют, что за экономической, политической, правовой и технологический гомогенизациями последуют и побочные эффекты, каковые, в первую очередь, вызовут изменения их традиций, культуры и жизненного уклада. Одной из существенных потребностей человека является собственная принадлежность к чему-либо, будь то социальная группа, конфессия, политическая или сексуальная ориентация, географический ареал и др.; среди этих форм идентичности культурная идентичность является главной и всеобъемлющей; она в значительной мере определяет человеческую ментальность, психологию и жизненный уклад в целом. Надо быть апологетом «теории заговора», чтобы обвинить США в том, что они разработали такую идеологию, которая намерена уничтожить разнообразие культур и языков, сделать мир культурно однородным. Хотя необходимо отметить, что те явления, которые сопутствуют составным частям глобализации, непрямым путем вызывают изменения национальных культур.

В первую очередь это относится к национальному языку, к умалению его значения. Успешная экономическая деятельность требует осуществления своевременного информационного обмена на одном языке; и таким языком в случае глобализационных процессов является английский. Конкретный индивид, общество, этнос, первым делом самоидентифицируется с языком, как со столпом национальной культуры; поэтому пренебрежение им, даже уменьшение ареала его распространения воспринимается болезненно. С ценностной позиции язык не только является средством передачи сообщения, то есть средством коммуникации, но и мировоззрением и мироощущением народа-носителя этого языка, в нем зафиксирована биография нации, на нем говорили предки и он является моделью мира. Язык суть неотъемлемый признак нации: нет национальности без языка. Национальным сознанием язык воспринимается как живой организм, который требует бережного отношения и заботы. За потерей языка следует разрушение исторической наследственности, связи времен, памяти... Язык является объектом любви, он - ось национальной культуры, объект уважения, потому что родной и является собственностью. Поэтому национальный язык является наиважнейшим феноменом культуры. Нет культуры без языка; языком пронизаны все феномены культуры, для культуры он - всеобъемлющ. Это означает, что язык является определяющим не только для какой-либо конкретной, отдельно существующей культурной среды, но, если что-либо существует в культуре, то это имеет свое оформление в языке. Иными словами, культура существует в языке, а язык является способом существования культуры.

Также считают, что процессы глобализации обуславливают разрыв памяти. Культура суть форма исторической памяти; она - коллективная память, в которой происходит фиксация, сохранение и запоминание уклада жизни, социального и духовного опыта данного общества. Культура как память сохраняет не все, что было создано народом, носителем этой культуры, а то, что объективно оказалось ценным для нее. Если мы воспользуемся аналогией и осмыслим значение и роль памяти в реальной жизни конкретного человека, тогда нам станет более ясным и значение культурной памяти в жизни нации. Человек, теряя память, теряет и собственную биографию, собственное «Я» и индивидуальную целостность; он существует физически, но не имеет прошлого, настоящего и будущего. Он не знает, кто он, для чего существует, чего хочет и т.д. Ту роль, которую играет память в жизни индивида, в историческим бытии общества и нации исполняет культура. Культура суть форма памяти, которая передается сквозь поколения, и посредством которой культурная жизнь нации сохраняет непрерывность, последовательность и единство. В биологических организмах эту функцию выполняет генные структуры: видовые популяции определяются генетической наследственностью, которая передается по крови. Социальный же опыт людей передаётся последующим поколениям не по крови, а посредством культуры, и именно в этом смысле можно назвать культуру негенетической памятью.

Нация осознает свое единство, она имеет историческую память, посредством которой воспринимается ее прошлое в качестве основы настоящего и будущего. В национальном самосознании связь времен осмыслена как единая непрерывность, поэтому сохраняется контакт даже с далекими предками: они и их деяния перманентно присутствуют в жизни современников. Образ жизни, который определен культурой, рассматривается не просто как ординарный бытовой фактор, а как значительное завоевание, в достижение которого внесли вклад усердие и труд многих поколений.

Для национального сознания собственный жизненный уклад нации воспринимается не только как своеобразный, только ему присущий способ оформления жизни, но также и как превосходство по отношению к другим культурам. Для национального сознания твердость культуры и уклада жизни осмысливается как преодоление конечности. Каждый представитель нации видит преодоление собственной эмпирической конечности в бессмертии национальной культуры, где будущие поколения сохранят уклад жизни, присущий этой культуре, как это делают современники и как это делали предки. Своеобразное чувство, которое постоянно сопутствует национальному самосознанию, сознание самобытности собственной нации и ее отличий от других наций называется национальным чувством. Представители одной нации отличаются от представителей другой физическим типом, различны и их обычаи, тип поведения и бытовые навыки. В процессе исторического развития нация вырабатывает определенные представления и ценностную ориентацию.

Общение с другой культурой лишь усиливает симпатии к собственной нации. Сознание принадлежности к нации означает, что человек связан с ней общностью характера, что судьба и культура нации влияет на него, что сама нация живет и реализуется в нем. Он воспринимает нацию частью своего «Я»; поэтому оскорбление собственной нации воспринимает как личное оскорбление, а успехи представителей своей нации и признание их другими вызывает чувства национальной гордости. Человек настолько определен культурой, что изменение даже в такой незначительной сфере какой является кулинария, кухня, стол, воспринимается весьма болезненно (вспомним историю прихода корпораций «Макдональдс» и «Кока-кола»).

Очевидно, что традиционные, немодернизированные общества сильнее сопротивляются процессами глобализации, для них культура - это историческая память, что, как очевидно, воспринимается родной моделью оформления жизни.

Отказ от культуры означает разрыв памяти и, следовательно, аннулирование собственной самобытности. Непрерывность культуры для национального сознания, осознают это или нет, означает отрицание личной смерти и обоснование бессмертия. Культура предлагает своему носителю приемлемые требования к порядку поведения, ценностям и нормам, которые являются основой психического равновесия индивида. Но, стоит человеку попасть в такую ситуацию, когда в его повседневности участвуют различные культурные системы и когда социальная среда требует от него действий, противоположных нормам его культуры, а часто даже и исключающих ее, человек все же старается сохранить свою культурную идентичность, хотя среда и требует культурной адаптации. Создается ситуация, в которой человек или группа людей вынуждены исполнять требования различных культурных систем, которые часто противостоят друг другу и друг друга исключают. Все это обуславливает разрушение целостности сознания и приводит к внутреннему дискомфорту личности или социальной группы, что, в свою очередь, отражается на поведении, которое может быть агрессивным и выражаться в националистических, криминальных, антиконфессиональных действиях личности а также в депрессивном и меланхолическом настроениях.