Архитектурно-этнографический музей хохловка пермь. Хохловка Пермь хохловка музей деревянного зодчества

Музей-заповедник деревянного зодчества, расположенный на высоком мысу реки Камы. Место для музея под открытым небом выбрано удачно. Постройки гармонично вписываются в окружающую природу, пейзажи очень живописные!

В этой статье вы узнаете об истории и каждом объекте «Хохловки». Итак, начинаем знакомство.

История музея «Хохловка»

Место размещения архитектурно-этнографического музея выбрали не сразу. Решали между Чердынью , Соликамском и окрестностями Перми. В результате выбрали мыс на Камском водохранилище около села Хохловка (кстати, ударение в названии ставится на первом слоге). С трех сторон мыс омывается водой.

Решение о создании музея было принято Пермским облисполкомом еще в апреле 1969 года . Инициатором выступил пермский архитектор Александр Терехин. В марте 1971 года Министерство культуры РСФСР утвердило эскизный проект его генерального плана (авторы Г.Л. Кацко, Г.Д. Канторович и А.С. Терехин).

Научно-реставрационным производственным управлением из различных точек Прикамья в Хохловку были перевезены и отреставрированы памятники деревянной архитектуры конца XVII – начала ХХ веков. Это позволило сохранить ветхие, приходившие в негодность старинные постройки.

В марте 1980 года в журнале «Вокруг света» вышла статья о готовящемся к открытию музее. Журналист Лидия Чешкова приводила слова одного из создателей музея:

«За восемь лет работы, - говорил Косарев, - мы смогли разобрать, перевезти и поставить лишь девять памятников. В 80-м году музей собираются открывать, и к этому времени еще три-четыре памятника надо реставрировать непременно».

Три островка - три деревеньки вырастут со временем на зеленых склонах Заповедного холма: одна - типичная для Северного Прикамья (прототипом послужит село Янидор в Чердынском районе), вторая - характерная для Южного Прикамья, третья - коми-пермяцкая. Но самым, пожалуй, необычным будет промышленный сектор: ни в одном музее под открытым небом не увидеть промышленную архитектуру, связанную с древним промыслом - солеварением».

Открытие музея состоялось 17 сентября 1980 года . Он стал филиалом Пермского краеведческого музея. Некоторые источники называют «Хохловку» первым музеем деревянного зодчества на Урале. Однако был открыт И.Д. Самойловым раньше – в 1978 году.

В 1995 году «Хохловка» была объявлена музейным комплексом федерального значения. 15 февраля 2017 года музей передан из собственности Российской Федерации в собственность Пермского края.

Площадь музейного комплекса составляет 35,2 га (по другим данным 42 га). В наши дни на территории музея-заповедника размещено 23 памятника деревянного зодчества . В некоторых зданиях представлены соответствующие по тематике интерьеры и экспонаты.

Экспонаты музея «Хохловка»

В музее «Хохловка» можно познакомиться с традициями русского деревянного зодчества. Территория музея поделена на тематические сектора в зависимости от местности, откуда привезены постройки: северо-западное, северное и южное Прикамье. Также тут три тематические экспозиции: охотничье становье, солепромышленный и сельскохозяйственный комплексы.

Предлагаю познакомимся со всеми основными объектами этого архитектурно-этнографического музея под открытым небом.

Сектор «Северо-западное Прикамье»

Начинается от входа в музей, встречая его посетителей. Состоит из трех усадеб XIX-XX веков, перевезенных из Коми-Пермяцкого округа . Представляет собой традиционную архитектуру коми-пермяков .

Перевезена из деревни Яшкино Юсьвинского района Коми-Пермяцкого автономного округа. Построена в середине XIX века . Представляет собой типичную усадьбу коми-пермяцкого крестьянина из северо-западного Прикамья. Внешне жилище коми-пермяка XIX века выглядит просто и сурово.

«Представляет собой дом-двор поперечной (Г-образной) связи с хозяйственными постройками. Комплекс «дом-двор» состоит из двух изб, связанных сенями, и крытого двора, примыкающего сзади под прямым углом», - так характеризуют постройки специалисты.

В Хохловку перевезен только сам дом. Хозяйственные постройки (амбар, ледник, баня по-черному) восстановлены по аналогиям того времени.

Усадьбу строили из сосновых бревен, соединяли их «в обло». Дом и хозяйственный двор покрывали двускатными кровлями самцовой конструкции. Все строилось без использования гвоздей.

Было предельно просто и в самом доме. В те суровые времена было не до излишеств. Дом топился «по-черному» - глинобитная печь не имела дымохода. Для выхода дыма в стене прорубались отверстия. Внутри избы воспроизведена обстановка, характерная для быта коми-пермяков конца XIX – начала XX веков. Заглянув в дом, можно увидеть глинобитную печь, широкие лавки, полати, «красный угол» с иконой, а также различную утварь: посуду, одежду, орудия труда (например, ткацкий станок).

Построена в 1910-20-е годы . Перевезена из деревни Дема Кочевского района Коми-Пермяцкого округа. Усадьба принадлежала крестьянину Светлакову, который занимался добычей камней для жерновов. Изба и хозяйственная часть расположены параллельно друг другу, под отдельными двускатными крышами. Между ними находится крытый двор. В стене дома с улицы можно заметить небольшое отверстие – волоковое окно для выхода дыма при топке печи по-черному.

Усадьба крестьянина Николая Михайловича Баяндина (1867-1961) из деревни Дмитриево Юсьвинской волости Чердынского уезда, построенная в конце XIX века, заметно отличается от двух предыдущих. Чувствуется, что ей владел зажиточный крестьянин. Возведена в «Хохловке» в 2002-06 годах.

Усадьба состоит из двухэтажного дома, рубленного в обло, и крытого двора с хозяйственными постройками. На первом этаже дома расположены теплая изба с русской печью, клеть для хранения муки и зерна и торговая лавка. На втором этаже, на который ведет высокое крыльцо с крытой лестницей, располагались два жилых помещения с «голландской» и русской печами, а также клеть. Во дворе располагались конюшня, сеновал, хлев. Тут же стояли телега и сани – главное средство передвижения. В отдельной избушке на огороде находилась синильная мастерская, где хозяин окрашивал домотканные холсты – это был еще один его заработок помимо торговли.

Сектор «Северное Прикамье»

Состоит из двух объектов: усадьбы и церкви, привезенных из Чердынского района Пермского края.

Построена в 1880-е годы . Перевезена из деревни Большая Гадья Чердынского района .

Показывает, какой была усадьба русского крестьянина Северного Прикамья . Представляет собой трехкамерное жилище: изба-сени-изба. Обе половины избы были жилыми, с одинаковой планировкой. В каждой располагалась русская печь. В доме жило большое семейство.

В правой избе сохранилась домовая роспись , характерная для Северного Прикамья. Домовая роспись получила распространение во второй половине XIX века. Она была по карману лишь состоятельным хозяевам, которые украшали росписью самые видные места интерьера. Самым распространенным мотивом была композиция цветущего дерева – дерева жизни – с сидящими на нем птицами. Это был своего рода оберег.

К избе примыкает крытый хозяйственный двор. Во дворе располагались хлев для домашнего скота и сеновал. Для удобства с улицы на сеновал вел тележный въезд.

В доме действует выставка «Крестьянская домовая роспись» , где представлены образцы домовой росписи (в том числе на прялках, коромыслах и посуде) как из северных, так и из южных уездов Пермской губернии.

Деревянная Преображенская церковь построена в 1702 году в селе Янидор Чердынского района Пермского края. С 1939 года не действовала, была закрыта 28 января 1940 года. В здании размещалось зернохранилище, позже церковь была перевезена в «Хохловку».

По своему типу церковь принадлежит к клетским храмам. В основе конструкции лежит клеть – простой четырехугольный сруб, подобный тем, что использовались при строительстве изб. Все три части церкви – трапезная, храмовая и алтарная – размещаются на одной оси. Постройки такого типа называли «кораблем». Вся постройка поднята на высокий подклет.

«Уникально завершение храмовой части церкви: на высокую клинчатую кровлю поставлены крещатая бочка с главкой. Завершение клинчатой кровли крещатой бочкой – единственное в своем роде украшение на сохранившихся постройках русской архитектуры», - пишут архитекторы об этом здании.

Над алтарем возвышаются главки луковичной формы с волнообразной черепицей из осины.

Внутри пусто. Сохранились лишь пристенные скамьи с резьбой. Интерьер церкви не восстановили, поскольку не сохранилось никаких документов о том, каким он был.

Сектор «Южное Прикамье»

Самый обширный сектор, состоящий из пяти объектов. Здесь же расположена самая старая постройка «Хохловки».

Сторожевая башня

Сторожевая башня возвышается на холме и издалека притягивает взгляд. Перевезена из села Торговище , что на реке Сылве , Суксунского района Пермского края. Является памятником русского деревянного оборонного зодчества, первый объект архитектурно-этнографического музея «Хохловка» (1972 г.).

Спасская сторожевая башня представляла собой остаток Торговижского острожка , построенного в 1664 году для защиты города Кунгура от нападений с юга. Некогда на ней дежурил дозорный. Острожок представлял собой деревянную крепость, имевшую, по разным данным, от 5 до 8 башен, соединенных забором. В 1671 и 1708 годах крепость благополучно выдерживала осады.

Башню оставили как исторический памятник. Сам острог был разобран еще в конце ХVIII века, поскольку утратил свое значение и пришел в ветхость. В память избавления от башкирских набегов ежегодно 1 августа в башне устраивались молебны.

Крестный ход в селе Торговище. Фото 1914-16 гг.

К сожалению, Спасская башня сгорела в результате пожара 3 июля 1899 года. В 1905 году местные жители сами восстановили башню, но меньших размеров. В советское время в ней размещалась пожарная часть.

Стоит заметить, что в былое время в Торговище был величественный архитектурный ансамбль , включавший деревянный храм Зосимы и Савватия, колокольню и сторожевую башню. В наши дни в селе частично сохранилась лишь деревянная колокольня.


В первоначальном виде высота Спасской башни достигала 8 сажен (17 метров), длина - 4 сажени (8,5 метров), ширина - 3 сажени (6,4 метров). Восстановленная башня имеет в основании четверик 5,33 х 4,40 м. На четверик опирается восьмигранный сруб с шатром, рубленным «в режь» и покрытым красным тесом. В восьмерике прорублены бойницы на все стороны горизонта. Шатер завершается вышкой, которая поддерживается восемью столбами. В прошлом сверху был стержень с государственным гербом - двуглавым орлом, но он не сохранился. Сейчас башню венчает флюгер.

«Историю башни рассказал мне Гершен Давыдович Канторович, начальник проектного отдела Пермской мастерской. Вместе с Аюпом Асыловым он разбирал ее и вывозил из села Торговище Суксунского района.

Башню построили в начале века взамен такой же, сгоревшей в конце прошлого столетия. Та, сгоревшая, действительно была возведена в XVII веке как часть острожка, и стены ее помнили восстание Пугачева. Почему и получила она в народе имя - Пугачевская. Хотя - вот парадокс исторической памяти - Пугачев не оборонялся в башне, а, напротив, осаждал острог... Реставраторы нашли фотографии башни незадолго до пожара 1899 года, Аркадий Федотов поднял из архива церковную летопись села Торговище - теперь датировка строения не вызывает сомнений.

Около этой башни, рассказывал Канторович, селяне снимались с хоругвями, когда уходили на первую мировую; возле нее на бревнышках любили посидеть и поговорить старики... И все-таки, когда начали разбирать ее, согласились, отдали по-доброму: село менялось, и старики понимали, что в музее башня будет в большей сохранности».

Село Торговище. Группа ратников. Фото на память перед отправкой на фронт. Фото 1915 г.

Деревянная Богородицкая церковь «Неопалимой купины» построена в 1694 году в селе Тохтарево на реке Сылве (Суксунский район Пермского края).

Состояла из летней Богородицкой церкви, построенной в 1694 году, и зимней Екатерининской, построенной в 1802 году. С августа 1937 года церкви не действовали, закрыты 16 марта 1939 года и отданы под школу.

самая старая постройка музея ! Она была срублена еще при Петре I. По легенде возведена в месте, куда по реке Сылве приплыла икона Богородицы. Перевезена в «Хохловку» в 1971 году.

Церковь построена по типу древних клетских храмов на высоком подклете. Построена «кораблем». На одной оси находятся притвор, трапезная, храмовая и алтарная часть. На первом этаже, в подклете, хранилось церковное имущество и различная утварь, а на втором проходили службы.

«Элементами, украшающими церковь, являются резные причелины и полотенца на крыше, а также узорная епанча, обрамляющая главки церкви снизу. Особую живописность постройке придает крыльцо, поставленное на отдельный сруб», - отмечали архитекторы.

Можно заглянуть внутрь, но там, как и в Спасо-Преображенской церкви, пусто. Внутренний интерьер, к сожалению, не сохранился, кроме алтарного потолка и арочной двери, ведущей в храмовую часть.

Построена в 1781 году в селе Сыра Суксунского района Пермского края. Возведена одновременно с деревянной Свято-Троицкой церковью, которая не сохранилась. Также в архитектурный ансамбль села Сыра входила построенная в 1911 году каменная церковь.

Высота колокольни достигает 30 метров. Колокольня представляет собой восьмигранный сруб, рубленный способом «в лапу». Восьмерик основания перерастает в площадку звона с большими пролетами арок, обрамленных резными полицами. Сверху постройку венчает большой островерхий шатер. Колокола размещались на высоте под открытыми аркадами. Барабан и луковичная главка шатра покрыты деревянной черепицей.

Лидия Чешкова в журнале «Вокруг света», № 3, 1980 г. писала:

«Шатер колокольни кажется продолжением ельника, подступившего к ее стенам. Эту колокольню XVIII века из деревни Сыра Суксунского района поднимали, собирали на холме совсем недавно. Венец за венцом клала бригада плотников Аюпа Асылова, и вот теперь узор теней лег на теплые серые стены, и колокольня словно ожила...».

Изба усадьбы Игошева

Далее маршрут идет вниз по склону холма. Вскоре тропа приведет к смотровой площадке. Дальше идет деревянная лестница, которая приведет к избе усадьбы Игошева, которая будет справа. Этот дом построен во второй половине XIX века в деревне Грибаны Уинского района Пермского края. Постройка срублена из стволов сосны и поставлена на каменный фундамент. Оконные наличники украшены резьбой.

Построено в 1906 году в деревне Скобелевка Пермского района . На крыше депо установлена смотровая башня. Со смотровой вышки круглые сутки озирали окрестности на предмет наличия пожаров. Если появлялся дым, то били тревогу, и пожарные спешили тушить огонь. В прошлые века пожары были страшным бедствием для населенных пунктов.

Внутри представлен пожарный инвентарь, в том несколько обозов. На одном стоит бочка для воды. Можно увидеть и старинные насосы для воды.

Комплекс «Охотничье становье»

Здесь представлены промысловые охотничьи постройки Северного Прикамья XIX века. Возведен в 1996 году. Среди экспонатов:

  1. Очаг-«нодья» с навесом. Служил для временного ночлега охотников.
  2. Охотничья избушка.
  3. Лабаз на одном столбе. Предназначался для хранения пушнины.
  4. Лабаз на двух столбах. Служил для хранения припасов.

Также поблизости установили деревянные скульптуры охотника и медведя.

Солепромышленный комплекс

Этот комплекс представляет особенный интерес. Ансамбль промышленных сооружений состоит из четырех объектов. Еще более полные представления о соляной промышленности Прикамья можно получить в Музее истории соли на территории бывшего Усть-Боровского солеваренного завода в Соликамске.

Перевезена с (город Соликамск). Построена в 1880-е годы . Она защищала технику, качавшую соляной рассол, от тяжелых погодных условий. Здесь можно заметить деревянную трубу, по которой перемещался рассол.

Построен в 1880-е годы на Усть-Боровском сользаводе (г. Соликамск).

Соляной рассол подавался в соляной ларь. Здесь рассол накапливался до нужного объема и отстаивался, чтобы осели посторонние примеси. Ларь буквально пропитался солью. Если присмотреться, то хорошо видны белые соляные разводы.

Интересно, что ларь транспортировался без разбора сооружения на бревна. Этот процесс описывала журналистка Лидия Чешкова:

«Ларь, что стоит сейчас на Заповедном холме, перевезли из Усть-Боровой не разбирая. Реставраторы знали, что собрать просоленные, проконопаченные смолой брусья будет сложно, и главный архитектор Пермской мастерской Генрих Лукиянович Кацко выдвинул и разработал план перевозки строения целиком.

Сначала тащили стотонный ларь к берегу. Надо было преодолеть метров триста. Тащили осторожно, при помощи домкратов, различных блоков и полиспастов. Для этого на берегу реки, в Усть-Боровой, построили специальный причал, закопали якорь-мертвяк. То же самое пришлось делать и в конце пути, у берегов Заповедного холма. Триста километров плыл ларь на барже вниз по Каме. Весной. По большой воде. Работа была трудная, необычная…»


Варница

Построена в 1880-е годы в Усть-Боровском солеваренном заводе (город Соликамск). Перевезена в «Хохловку» в 1974 году.

Отстоявшийся соляной раствор поступал в варницу. Она представляет собой квадратный сруб, перекрытый четырехскатный крышей с деревянной вытяжной трубой. Внутри была печь, над которой подвешивалась огромная металлическая сковорода (чрен или цирен) площадью более 100 кв.м. На нее наливали соляной рассол. Для сушки вываренной соли над циреном устроены деревянные полати.

Внутри можно увидеть устройство варницы, понять процесс выварки соли, увидеть старые фотографии.

Построен в 1880-е годы , перевезен с Усть-Боровского солеваренного завода (город Соликамск).

Готовую соль из варницы соленосы относили в мешках в соляной амбар. Соленосами работали не только мужчины, но и женщины. Мешки таскали за спиной. Соль разъедала кожу на ушах и затылке. Так и появилось прозвище «пермяк – соленые уши».

Амбар стоит на берегу реки. Отличается большими размерами: длина амбара достигает 28 метров, высота 16 метров. Внутри находилось три отделения. Соль загружали сверху – с помоста на крыше. Раньше амбары оборудовали эстакадами, с которых соль грузили на баржи. Бревенчатые клети, на которых стоит амбар, защищали соль от намокания.

В 1979 году журналисту Лидии Чешковой представилась следующая картина:

«Соляной амбар рубили у самой воды. Уже стояли стены из огромных бревен, и вдоль фасада, выходящего на реку, вела широкая галерея. Вода подступала к мощным ряжам, на которые опиралось строение. Уже можно было представить, как подплывает к «соляному магазейну» ладья, пристает к галерее, и соленосы в белых рубахах взваливают на спину пудовые мешки...

Неподалеку от амбара поднимается рассолоподъемная башня, похожая на сторожевую; она сложена из темных, рубленных в обло бревен. Рядом соляной ларь, будто обыкновенная изба, но без окон; он стоит на ряжах и стянут деревянной рамой, точно обручем; стены черные, с белыми потеками и пятнами соли. Варница еще не собрана: ее огромные серые, растрепанные временем, изъеденные солью бревна рассыпаны по зеленой траве».


Набережная

Постройки солепромышленного комплекса стоят на берегу реки Камы . На берегу обустроена набережная. Здесь можно отдохнуть и полюбоваться природными красотами. На противоположном берегу залива – небольшое, но живописное скальное обнажение.

Сельскохозяйственный комплекс

В «Хохловке» представлен и сельскохозяйственный комплекс, который включает в себя три объекта.

Ветряная мельница

Построена в середине XIX века в деревне Шихири Очёрского района Пермского края. Эта мельница принадлежала зажиточному крестьянину Кузьме Рахманову, а затем и его потомкам. В 1937 году мельницу национализировали. Мельница работала до 1966 года в колхозе «Красный боец». Относится к типу шатровых мельниц с неподвижным срубом основания и подвижной крышей, которая двигалась с помощью специального рычага. Так мельницу подстраивали под направление ветра, чтобы лопасти всегда находились в движении. До революции лопасти обтягивали рогожей, а затем установили фанеру. За свою работу мельники брали плату – десятину (т.е. 10% от полученной муки).

Рядом, на земле, лежит мельничный жернов, второй – внутри мельницы. Там же можно увидеть конструкции для засыпки зерна и получения готовой муки.

Стоит заметить, что на Урале ветряные мельницы не были широко распространены. Преобладали водяные мельницы. Но некоторые из немногочисленных ветряных мельниц удалось сохранить в музеях.

Зерновой амбар

Общественный зерновой амбар построен в 1906 году в селе Хохловка . Представляет собой прямоугольный сруб с четырехскатной крышей. Восемь сусеков амбара могли вместить до 125 тонн зерна. В нижних венцах постройки можно заметить отверстия для вентиляции – продухи.

Построено в 1920 году в селе Ошиб Кудымкарского района Коми-Пермяцкого округа.

Гумно представляло собой совмещенные под двускатной стропильной крышей хозяйственные постройки для сушки снопов и обмолота зерна.

Деревянная постройка в дальней части гумна – это овин. В нем сушили снопы перед тем, как начать молотить. Овин состоит из двух частей – подземной и надземной. В подземной части стояла печь-каменка. На жердях над печью раскладывались снопы.

После просушки снопы граблями доставали из овина и относили на соломорезку. Затем колосья раскладывали на глинобитном полу и с помощью цепов мололи. После обмолота зерно веяли – лопатами подбрасывали вверх. Так избавлялись от посторонних примесей. Открытые ворота и щели в стенах давали возможность веять зерно при разных направлениях ветра. Затем зерно собирали лопатой и пропускали через специальное сито. Ломаное зерно относили на мельницу, а цельное хранили в амбаре.

Внутри гумна восстановлен интерьер с крестьянскими орудиями для сушки, ручной молотьбы и веяния зерна, а также машины, появившиеся в 1880-х годах. На Урале питались в основном ржаным хлебом. В сложных климатических условиях Урала рожь была менее прихотлива, чем пшеница.

Рядом с гумном расположен загон, где живут два северных оленя.

Событийные мероприятия

На территории музея регулярно проходят различные фестивали и праздники. Крупнейшие из них: Масленница, реконструкция «Большие маневры на Хохловских холмах», фестиваль «Камва» (обычно проводится либо в Перми, либо в Хохловке). Также отмечаются Троица, Яблочный спас и другие народные праздники.

Постройки музея – отличная декорация для съемок кино. Здесь снимали фильмы «Ермак», «Золотой полоз», сериал «Серебро» («Путь на Мангазею») и другие.

Аналоги на Урале

На Урале есть и другие подобные музеи. Например, в Пермском крае это Этнографический парк истории реки Чусовой (город Чусовой), а в соседней Свердловской области – Нижнесинячихинский музей-заповедник (Алапаевский район). Кстати, если «Хохловка» создавалась государством, то эти музеи появились благодаря труду энтузиастов-подвижников (Л.Д. Постникова в Чусовом и И.Д. Самойлова в Нижней Синячихе).

Стоит немного рассказать и о самом селе, на окраине которого возник музей. Село возникло на берегу реки Хохловка, впадающей здесь в Каму. После постройки Камского водохранилища возник Хохловский залив.

В 1754 году здесь был основан Хохловский медеплавильный завод , пущенный в действие в 1756 году. Основателями и первыми владельцами завода были Мария Артемьевна Строганова, А.А. Голицина (Строганова) и В.А. Шаховская (Строганова). С 1757 года завод принадлежал М.А. Строгановой, с 1784 – И.Л. Лазареву, с 1801 – Е.А. Лазареву, с 1871 – Е.Х. Абамелек-Лазареву.

В сентябре 1770 года Хохловский завод посетил Н.П. Рычков , который подметил убыточность медеплавильного производства. По данным Тимура Харитонова, в последующем, как и многие строгановские заводы (в частности, Чермозский и Пожевской), завод перешел на передельное производство. Чугун на выделку железа доставлялся с Кизеловского завода. После покупки Хохловского завода И.Л. Лазаревым, его управляющий Ипанов осенью 1784 года закрыл медеплавильное производство и приступил к перестройке на железоделательное. 1 января 1785 года завод был пущен на выковку железа при шести кричных горнах. Однако в 1866 году завод прекратил свою работу, а в 1890 году был разрушен до основания.

В 1856 году на средства заводчика Лазарева была построена Иоанно-Предтеченская каменная церковь . В июле 1940 года церковь закрыли и отдали под клуб. Да наших дней здание не сохранилось. В 1930 году в селе возник колхоз «3-й Интернационал», который в 1959 году влился в укрупненную сельхозартель «Дружба».

После постройки в середине XX века Камской ГЭС и создания обширного Камского водохранилища территория бывшего завода ушла под воду.

В прошлом Хохловка являлась центром Хохловской волости Оханского уезда и Хохловского сельского совета. В 1973 году его перевели в Скобелевку.

Согласно данным переписи 2010 года, здесь постоянно проживает лишь 12 человек. Известно, что в 1926 году численность населения достигала 233 человек. Летом село оживает благодаря многочисленным дачникам.

С Хохловкой связана жизнь Якова (Иакова) Васильевича Шестакова (псевдоним Яков Камасинский; 1858-1918) – краеведа, писателя, священника. Некоторое время он служил священником в местной церкви. Шестаков примечателен тем, что многое сделал для просвещения коми-пермяков, увлекался археологией, был членом Пермской ученой архивной комиссии и Пермской комиссии УОЛЕ, много путешествовал, писал статьи, рассказы, очерки. В 1905 году его этнографические очерки вошли в книгу «Около Камы». В начале 1900-х годов создал собственное издательство «Кама». Жизнь Шестакова оборвалась трагически как раз около Хохловки. В 1918 году его зарубили красноармейцы во время «красного террора». Похоронен на кладбище в Хохловке.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Координаты : 58°15′40″ с. ш. 56°15′40″ в. д.  /  58.26111° с. ш. 56.26111° в. д.  / 58.26111; 56.26111 (G) (Я)
Архитектурно-этнографический музей "Хохловка"
Дата основания
Местонахождение Пермский край , Пермский район, с. Хохловка
Директор Кокоулин Валерий Витальевич
Сайт
К:Музеи, основанные в 1969 году

Хо́хловка - архитектурно-этнографический музей в Пермском крае, основанный в 1969 г. Открыт для посетителей 17 сентября 1980 г. Музей расположен на живописном берегу реки Камы в 43 км от Перми, около села Хохловка. Это первый на Урале музей деревянного зодчества под открытым небом . В его составе 23 уникальных памятника конца XVII - первой половины XX в. На территории площадью, по разным источникам, 35-42 гектара находятся различные деревянные здания и сооружения, привезённые сюда из других мест и представляющие собой лучшие образцы народной строительной и художественной культуры региона. Во многих памятниках размещены этно-стилизованные интерьеры и выставочные комплексы. АЭМ «Хохловка» является филиалом Пермского краевого музея .

На фото - церковь Преображения (1707 г.) и сторожевая башня (XVII в.).

Объекты музея

  • Церковь Преображения , 1707 г. из с. Янидор Чердынского района
  • Церковь Богородицкая , 1694 г. из с. Тохтарёво Суксунского района
  • Сторожевая башня , XVII в. из с. Торговище Суксунского района
  • Колокольня , 1781 г. из д. Сыра Суксунского района
  • Изба Кудымова , XVIII в. из д. Яшкино Юсьвинского района
  • Гумно с овином , 1920 г. из с. Ошиб Кудымкарского района
  • Пожарное депо , 1930-е гг. из д. Скобелевка Пермского района
  • Амбар для зерна , 1906 г. из с. Хохловка Пермского района
  • Михайловский соляной ларь , 1880-е г г. из г. Соликамска
  • Никольский соляной амбар , 1880-е гг. из г. Соликамска
  • Ветряная мельница , XIX в. из д. Шихари Очёрского района
  • Рассолоподъёмная башня , XIX в. из г. Соликамска
  • Никольская солеварня , 1880-е гг. из г. Соликамска
  • Дом усадьбы Светлакова , 1920 г. из д. Дёма Кочёвского района
  • Изба Игошева , кон. XIX в. из д. Грибаны Уинского района
  • Охотничье становище , 1996 г.

Мероприятия в музее

На территории музея регулярно проходят различные этнические и культурные фестивали и праздники.

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2015 год

Помимо «Хохловки», в Пермском крае расположены различные музеи под открытым небом, представляющие экспозиции архитектурно-этнографического и краеведческого содержания.

См. также

  • Лудорвай »
  • Архитектурно-этнографический музей «Тальцы »

Напишите отзыв о статье "Хохловка (музей)"

Ссылки

  • - анонсы мероприятий в АЭМ «Хохловка»

Примечания

Литература

  • Памятники истории и культуры Пермской области / сост. Л. А. Шатров. 2-е изд., перераб. и доп. Пермь: Кн. изд-во, 1976.
  • Канторович Г. Д. Музей под открытым небом как форма сохранения памятников деревянного зодчества в Прикамье // Коноваловские чтения. Березники, 1995. Вып. 1.
  • Терехин А. С. Архитектура Прикамья XVI-XIX веков. Пермь, 1970.

Отрывок, характеризующий Хохловка (музей)

Пьер был в таком состоянии неясности мысли, что при слове «удар» ему представился удар какого нибудь тела. Он, недоумевая, посмотрел на князя Василия и уже потом сообразил, что ударом называется болезнь. Князь Василий на ходу сказал несколько слов Лоррену и прошел в дверь на цыпочках. Он не умел ходить на цыпочках и неловко подпрыгивал всем телом. Вслед за ним прошла старшая княжна, потом прошли духовные лица и причетники, люди (прислуга) тоже прошли в дверь. За этою дверью послышалось передвиженье, и наконец, всё с тем же бледным, но твердым в исполнении долга лицом, выбежала Анна Михайловна и, дотронувшись до руки Пьера, сказала:
– La bonte divine est inepuisable. C"est la ceremonie de l"extreme onction qui va commencer. Venez. [Милосердие Божие неисчерпаемо. Соборование сейчас начнется. Пойдемте.]
Пьер прошел в дверь, ступая по мягкому ковру, и заметил, что и адъютант, и незнакомая дама, и еще кто то из прислуги – все прошли за ним, как будто теперь уж не надо было спрашивать разрешения входить в эту комнату.

Пьер хорошо знал эту большую, разделенную колоннами и аркой комнату, всю обитую персидскими коврами. Часть комнаты за колоннами, где с одной стороны стояла высокая красного дерева кровать, под шелковыми занавесами, а с другой – огромный киот с образами, была красно и ярко освещена, как бывают освещены церкви во время вечерней службы. Под освещенными ризами киота стояло длинное вольтеровское кресло, и на кресле, обложенном вверху снежно белыми, не смятыми, видимо, только – что перемененными подушками, укрытая до пояса ярко зеленым одеялом, лежала знакомая Пьеру величественная фигура его отца, графа Безухого, с тою же седою гривой волос, напоминавших льва, над широким лбом и с теми же характерно благородными крупными морщинами на красивом красно желтом лице. Он лежал прямо под образами; обе толстые, большие руки его были выпростаны из под одеяла и лежали на нем. В правую руку, лежавшую ладонью книзу, между большим и указательным пальцами вставлена была восковая свеча, которую, нагибаясь из за кресла, придерживал в ней старый слуга. Над креслом стояли духовные лица в своих величественных блестящих одеждах, с выпростанными на них длинными волосами, с зажженными свечами в руках, и медленно торжественно служили. Немного позади их стояли две младшие княжны, с платком в руках и у глаз, и впереди их старшая, Катишь, с злобным и решительным видом, ни на мгновение не спуская глаз с икон, как будто говорила всем, что не отвечает за себя, если оглянется. Анна Михайловна, с кроткою печалью и всепрощением на лице, и неизвестная дама стояли у двери. Князь Василий стоял с другой стороны двери, близко к креслу, за резным бархатным стулом, который он поворотил к себе спинкой, и, облокотив на нее левую руку со свечой, крестился правою, каждый раз поднимая глаза кверху, когда приставлял персты ко лбу. Лицо его выражало спокойную набожность и преданность воле Божией. «Ежели вы не понимаете этих чувств, то тем хуже для вас», казалось, говорило его лицо.
Сзади его стоял адъютант, доктора и мужская прислуга; как бы в церкви, мужчины и женщины разделились. Всё молчало, крестилось, только слышны были церковное чтение, сдержанное, густое басовое пение и в минуты молчания перестановка ног и вздохи. Анна Михайловна, с тем значительным видом, который показывал, что она знает, что делает, перешла через всю комнату к Пьеру и подала ему свечу. Он зажег ее и, развлеченный наблюдениями над окружающими, стал креститься тою же рукой, в которой была свеча.
Младшая, румяная и смешливая княжна Софи, с родинкою, смотрела на него. Она улыбнулась, спрятала свое лицо в платок и долго не открывала его; но, посмотрев на Пьера, опять засмеялась. Она, видимо, чувствовала себя не в силах глядеть на него без смеха, но не могла удержаться, чтобы не смотреть на него, и во избежание искушений тихо перешла за колонну. В середине службы голоса духовенства вдруг замолкли; духовные лица шопотом сказали что то друг другу; старый слуга, державший руку графа, поднялся и обратился к дамам. Анна Михайловна выступила вперед и, нагнувшись над больным, из за спины пальцем поманила к себе Лоррена. Француз доктор, – стоявший без зажженной свечи, прислонившись к колонне, в той почтительной позе иностранца, которая показывает, что, несмотря на различие веры, он понимает всю важность совершающегося обряда и даже одобряет его, – неслышными шагами человека во всей силе возраста подошел к больному, взял своими белыми тонкими пальцами его свободную руку с зеленого одеяла и, отвернувшись, стал щупать пульс и задумался. Больному дали чего то выпить, зашевелились около него, потом опять расступились по местам, и богослужение возобновилось. Во время этого перерыва Пьер заметил, что князь Василий вышел из за своей спинки стула и, с тем же видом, который показывал, что он знает, что делает, и что тем хуже для других, ежели они не понимают его, не подошел к больному, а, пройдя мимо его, присоединился к старшей княжне и с нею вместе направился в глубь спальни, к высокой кровати под шелковыми занавесами. От кровати и князь и княжна оба скрылись в заднюю дверь, но перед концом службы один за другим возвратились на свои места. Пьер обратил на это обстоятельство не более внимания, как и на все другие, раз навсегда решив в своем уме, что всё, что совершалось перед ним нынешний вечер, было так необходимо нужно.
Звуки церковного пения прекратились, и послышался голос духовного лица, которое почтительно поздравляло больного с принятием таинства. Больной лежал всё так же безжизненно и неподвижно. Вокруг него всё зашевелилось, послышались шаги и шопоты, из которых шопот Анны Михайловны выдавался резче всех.
Пьер слышал, как она сказала:
– Непременно надо перенести на кровать, здесь никак нельзя будет…
Больного так обступили доктора, княжны и слуги, что Пьер уже не видал той красно желтой головы с седою гривой, которая, несмотря на то, что он видел и другие лица, ни на мгновение не выходила у него из вида во всё время службы. Пьер догадался по осторожному движению людей, обступивших кресло, что умирающего поднимали и переносили.
– За мою руку держись, уронишь так, – послышался ему испуганный шопот одного из слуг, – снизу… еще один, – говорили голоса, и тяжелые дыхания и переступанья ногами людей стали торопливее, как будто тяжесть, которую они несли, была сверх сил их.
Несущие, в числе которых была и Анна Михайловна, поровнялись с молодым человеком, и ему на мгновение из за спин и затылков людей показалась высокая, жирная, открытая грудь, тучные плечи больного, приподнятые кверху людьми, державшими его под мышки, и седая курчавая, львиная голова. Голова эта, с необычайно широким лбом и скулами, красивым чувственным ртом и величественным холодным взглядом, была не обезображена близостью смерти. Она была такая же, какою знал ее Пьер назад тому три месяца, когда граф отпускал его в Петербург. Но голова эта беспомощно покачивалась от неровных шагов несущих, и холодный, безучастный взгляд не знал, на чем остановиться.
Прошло несколько минут суетни около высокой кровати; люди, несшие больного, разошлись. Анна Михайловна дотронулась до руки Пьера и сказала ему: «Venez». [Идите.] Пьер вместе с нею подошел к кровати, на которой, в праздничной позе, видимо, имевшей отношение к только что совершенному таинству, был положен больной. Он лежал, высоко опираясь головой на подушки. Руки его были симметрично выложены на зеленом шелковом одеяле ладонями вниз. Когда Пьер подошел, граф глядел прямо на него, но глядел тем взглядом, которого смысл и значение нельзя понять человеку. Или этот взгляд ровно ничего не говорил, как только то, что, покуда есть глаза, надо же глядеть куда нибудь, или он говорил слишком многое. Пьер остановился, не зная, что ему делать, и вопросительно оглянулся на свою руководительницу Анну Михайловну. Анна Михайловна сделала ему торопливый жест глазами, указывая на руку больного и губами посылая ей воздушный поцелуй. Пьер, старательно вытягивая шею, чтоб не зацепить за одеяло, исполнил ее совет и приложился к ширококостной и мясистой руке. Ни рука, ни один мускул лица графа не дрогнули. Пьер опять вопросительно посмотрел на Анну Михайловну, спрашивая теперь, что ему делать. Анна Михайловна глазами указала ему на кресло, стоявшее подле кровати. Пьер покорно стал садиться на кресло, глазами продолжая спрашивать, то ли он сделал, что нужно. Анна Михайловна одобрительно кивнула головой. Пьер принял опять симметрично наивное положение египетской статуи, видимо, соболезнуя о том, что неуклюжее и толстое тело его занимало такое большое пространство, и употребляя все душевные силы, чтобы казаться как можно меньше. Он смотрел на графа. Граф смотрел на то место, где находилось лицо Пьера, в то время как он стоял. Анна Михайловна являла в своем положении сознание трогательной важности этой последней минуты свидания отца с сыном. Это продолжалось две минуты, которые показались Пьеру часом. Вдруг в крупных мускулах и морщинах лица графа появилось содрогание. Содрогание усиливалось, красивый рот покривился (тут только Пьер понял, до какой степени отец его был близок к смерти), из перекривленного рта послышался неясный хриплый звук. Анна Михайловна старательно смотрела в глаза больному и, стараясь угадать, чего было нужно ему, указывала то на Пьера, то на питье, то шопотом вопросительно называла князя Василия, то указывала на одеяло. Глаза и лицо больного выказывали нетерпение. Он сделал усилие, чтобы взглянуть на слугу, который безотходно стоял у изголовья постели.

Недалеко от города Пермь у села Хохловка под открытым небом расположен одноименный музей Хохловка — архитектурно-этнографический филиал Пермского краевого музея.

Расположением Пермского края, который еще называют Прикамье или Западный Урал, на географической границе Европы и Азии было обусловлено, что по этой территории пролегали маршруты торговых путей, связывавших Восток и Запад. Здесь селились и жили древние племена славян, тюркские и финно-угорские народы. Курганы, могильники, городища и другие археологические памятники былых времен являются свидетельством богатой истории Западного Урала.

Культурные традиции региона известны далеко за пределами его границ наравне со знаменитыми природными богатствами. В 1890 году Уральским обществом любителей естествознания был основан краеведческий музей, который открылся для посетителей в 1894 году. Музей стал своего рода центром культуры и науки Пермского края. Во второй половине XX века началась работа по организации филиала музея в Хохловке — архитектурно-этнографического музея деревянного зодчества, который стал первым музеем подобного типа на Урале.

Музей Хохловка

Более 40 гектаров занимает музейный комплекс Хохловка -это один из самых больших музеев в Прикамье. Местом для расположения памятников архитектуры был выбран полуостров Варнач. Экспонаты деревянного зодчества гармонично вписались в окружающий пейзаж и позволяют с наслаждение провести уикэнд, любуясь сочетанием природных и рукотворных шедевров.

С 1969 года в музей несколько десятилетий со всего Западного Урала собирали деревянные постройки XVII-XIX веков.

И в 1980 году посетителям открылась сказочная деревенька похожая на Берендеево царство, где есть церкви и колокольня, ветряная мельница и пожарная башня, крестьянские избы и усадьбы.

Здесь достаточно наглядно можно узнать, как жили наши предки.

Музейный комплекс деревянного зодчества объединяет 23 архитектурно-исторических памятника нескольких столетий, представляющих традиции и культуру народов Прикамья.

На территории музея выделены три зоны: Южное Прикамье, Северо-Западное (Коми-Пермяцкий округ), Северное Прикамье. Обособление секторов было связано с характерными особенностями архитектурных традиций выделенных районов Прикамья.

Каждое из деревянных строений было привезено с разных уголков Прикамья, многие из них имеют возраст не менее двух столетий. Например, Церковь Преображения начала XVIIIв. была перевезена из села Янидор Чердынского района. Из Суксунского района в музей переместили Богородицкую церковь конца XVIIв. — из села Тохтарёво, Колокольню конца XVIIIв. — из деревни Сыра, а сторожевую башню XVIIв. — из села Торговище. Пожарное депо 30-х годов прошлого столетия привезли из деревни Скобелевка Пермского района.

Главный экспонат

Богородицкая церковь является самым старым строением. Вход в здание предшествует довольно высокая лестница, ведущая сразу на второй этаж. Нижний ярус использовался для хранения зерна и церковной утвари.

Рядом с церковью на самой высокой точке полуострова располагается колокольня, которая вместе с крестом достигает тридцатиметровой высоты. Это единственная в Пермском крае деревянная колокольня, сохранившейся до наших дней.

Интерьеры и экспозиции

Большинство построек открыты для осмотра изнутри (иногда могут закрываться на реставрацию).

Внутри размещены стилизованные интерьеры прошедшей эпохи.

Можно увидеть, как жили прикамцы в прошлом и позапрошлом столетии, как они вели хозяйство и быт, где молились, где работали. Множество предметов быта наглядно показывает уровень развития технологий в те времена.

Не смотря на достаточно простые технологии, используемые в те времена при строительстве деревянных домов, они выглядят вполне уютно.

Вниманию посетителей представлена хозяйственная утварь, посуда, мебель и одежда. В этом уникальном музее разрешено не только смотреть на экспонаты, но и изучить их в действии.

На территории музея регулярно проходят различные праздничные мероприятия, например:

  • в период новогодних и рождественских каникул — Новогодние забавы
  • в феврале или марте — Проводы Масленицы
  • летом — Троица и Яблочный спас
  • фестиваль хоров «Певчевское поле Прикамья»
  • музыкальный фестиваль «Движение»
  • этнофутуристический фестиваль «Камва»

«Пермяк - солены уши»

Особого внимания заслуживает солепромышленный комплекс, привезенный в музей Хохловка из Соликамска.

Вплоть до XVII века в России соль стоила дорого, так как из-за нехватки разведанных месторождений ее приходилось закупать за границей. А в Прикамье грунтовой воды, насыщенные солью, выходили прямо на поверхность. Выварка соли стала ведущим производством Пермского края. Но условия труда на таком производстве были очень тяжелыми. Соль была везде, стояла в воздухе. Нередко у рабочих даже разъедало уши. Так и появилась поговорка. В окрестностях Соликамска и Усолья и сегодня можно встретить родники, берега которых покрыты кристалликами соли.

Спускаясь к солепромышленному комплексу нельзя не остановиться у экспозиции «Охотничье становье», представляющей промысел североприкамских охотников. Тишина и лесной полумрак создают удивительное впечатление, словно находишься в глухой тайге. Небольшой домик был пристанищем для уставших охотников, в полушалаше можно было развести костер и укрыться от ветра, а в подвесном лабазе спрятать от животных припасы.

Как добраться

К Музею ведет асфальтированная дорога, поэтому добраться до Хохловки можно как на личном транспорте, так и на рейсовом автобусе. От Перми до комплекса чуть более 40 километров, а это меньше часа езды на автомобиле.

Рейсовый автобус до Хохловки №340 ходит с центрального автовокзала. Также действует транспортное сообщение из Верхних Муллов через Центральный рынок (автобус №487). Маршруты ходят не часто, поэтому лучше заранее уточнить время их отправления.

Архитектурно-этнографический музей Хохловка — один из интереснейших архитектурных музеев. Расположен он недалеко от Перми, прямо под деревней с одноимённым названием — Хохловка. Благодаря стараниям Московского проектного института, музей был разделён на этнографические зоны: Северное и Южное Прикамье, Коми-Пермяцкая зона. Из истории мы помним, что был богат на соляную промышленность (сейчас все вспомнили знаменитый памятник в Перми «Пермяк — солёные уши»), это нашло отражение и в этом музее — на берегу Камского водохранилища установлены солепромышленные сооружения.

Вообще, соль добывать начали несколько раньше, чем это стали делать в . Началось это где-то около пяти тысяч лет до нашей эры. А вот на Руси же солеварением начали заниматься позднее — в 12 веке уже нашей эры. В 17-м веке на заводе в Соликамске (в то время он назывался Соль Камская) вываривали до 7 миллионов пудов соли в год — это около семидесяти процентов от всего количества соли, что производили в . Один из таких соликамских солеварных комплексов и находится в музее.

История музея начинается в 1966 году, именно тогда поступило предложение о создании музея под открытым небом. Вообще, шестидесятые были насыщенными в плане архитектурных музеев. Тот же , «Витославлицы» в Великом Новгороде или «Костромская слобода» в — все они были основаны в одно время (ну, хорошо, Костромской музей на десяток лет раньше, но масштаб бедствия не столь велик, тем более для истории). По проекту, что утвердило Министерство культуры РСФСР в музей свезли десяток экспонатов и в 1980 году музей официально открылся.

Коми-пермяцкая изба 18-го века, принадлежавшая Павлу Кудымову. Перевезена из деревни Яшкино, что в Юсьвенском районе. В этом доме нет перегородок, разделяющих помещение на зоны (кухня, жилая зона), вся жизнь проходила на виду у всех. А семья в таком доме жила немалая.

Усадьба Баяндиных-Боталовых, 19-й век. Перевезена из того же района, что и изба Кудымова. Усадьба 19-го века — это не просто постройки, это целый комплекс, в который входит и сад и цветники. По сути, каждая усадьба может быть самостоятельным музеем — в стенах годами накапливаются исторические и художественные ценности.

Церковь Преображения 1702 года из села Янидор Чердынского района. Церковь имеет высокий подклет (нижняя часть постройки, которую использовали под хозяйственные нужды, хотя иногда он спасал и от наводнений), в нём когда-то хранили пушнину.

Церковь корабельная — все постройки выстроены в одну линию по типу корабля и при постройке не было использовано ни одного гвоздя.

Ещё одна церковь — Богородская, 1694 года из села Тохтарёво, что в Суксунском районе. В большом подклете хранилось зерно, орудия труда, а служба проходила этажом выше.

Сторожевая башня, 17 век. Эта башня была первым экспонатом, что отреставрировали на территории музея. Она была привезена из села Торговище Суксунского района. Этот острожек ранее имел ров и частокол — набеги местных племён ещё имели место быть. В народе эта башня называется «Пугачёвской» — один из отрядов Емельяна сжег острожек, однако башня уцелела. Как и положено сторожевой башне, расположена она на высоком холме, с которого открывается вид на ближайшие земли.

Колокольня, 1781 год. Единственная уцелевшая на территории колокольня шатрового типа. Перевезена из деревни Сыра Суксунского района.

Сельское пожарное депо, 1930 года, перевезено из деревни Скобелевка, что находится всего в нескольких километрах от музея.

Изба Игошева, конец 19 века, из деревни Грибаны Уинского района.

Охотничье становище. Лабаз-чамья. Чамья (чамя) — кладовая, расположенная на высоком уровне. Делалось это для того, чтобы охотник мог оставить свою добычу и уйти на промысел дальше. Чамья оставалась недоступна для зверей и тем самым сохраняла добычу в сохранности. Кстати, чамья очень тесно пересекается с мифологией — вспомним избушку на курьих ножках и посмотрим на этот лабаз...

Дом охотника — пывзен. Внутри дома печь-каменка. По стенам дома установлены крюки для дичи и жерди для развешивания шкур.

А вот и часть музея, которая рассказывает о солеварении. Это — рассолоподъёмная башня 1880 года из Соликамска. Дело в том, что соль вываривали из рассола, а вот рассол ещё надо было поднять из скважины. Выкачивали рассол с помощью паровых машин. Рассолоподъёмные башни устанавливались только в Прикамье.

Рассол, поднятый с помощью рассолоподъёмной башни, хранился в соляном ларе. Поступал он туда самотёком по рассолопроводной трубе.

Михайловский соляной ларь.

Непосредственно соль получали уже в варнице, где вываривали рассол. Эта солеварня 1880 года тоже из Соликамска. Внутри расположена печь, над которой установлена жаровня — в неё и выпаривали рассол. Выше расположены полати, которые служили для просушки соли.

Готовая соль хранилась в соляных амбарах. Это самый крупный объект солепромышленного комплекса. Привезён был (откуда? правильно...) из Соликамска.

Залив Камы.

Общественный зерновой амбар — магазея, 1906 год. Из села Хохловка. Такие амбары строились всей деревней вскладчину (или же силами нескольких хозяев). Соответственно, и запасы, которые в нём хранились, принадлежали нескольким хозяевам. Такие амбары, как правило, были больше обычных, а иногда и в несколько этажей.

Гумно с овином, 1920 год, деревня Ошиб Кудымкарского района. И ещё раз. Гумно — это место для хранения убранного хлеба. Здесь же его и молотят. Овин — место, где сушится сено. Обычно это было два независимых сооружения, хоть и расположенных рядом, но иногда их совмещали под одной крышей.

Архитектурно-этно-графический музей деревянного зодчества «Хохловка», филиал Пермского краеведческого музея — первый на Урале музей под открытым небом.

Музей был задуман в 1966 году и начал создаваться в 1969 году, а для посетителей был открыт в сентябре 1980 года. Музейный комплекс из 23 памятников деревянного зодчества гармонично вписался на высоком мысу над Камским морем, которое омывает его с трех сторон. Здесь на площади в 35 га представлена продуманная подборка зданий и сооружений, привезённых из других мест и дающих исчерпывающую картину деревянного зодчества Прикамья, лучшие образцы традиционной и культовой архитектуры.

Музейный комплекс делится на части в соответствии с основными культурно-этнографическими зонами края и тематические комплексы.

В самом центре музея под открытым небом располагается Преображенская церковь, построенная в 1702г. на севере Прикамья - в селе Янидор, что с финно-угорского переводится как «Божье место». У церкви имеется крытая галерея — «гульбище» которая сделана была для того, чтобы пришедшие на службу из дальних деревень люди не мерзли и не мокли в плохую погоду. Янидорская церковь так же уникальна «крещатой бочкой» под главкой и лемеховой кровлей.

Внутри церковь пустая, но когда входишь в нее, то представляешь «пермских богов», наверное, когда-то украшавших ее. Также в сектор «Северное Прикамье» входит вторая постройка из Чердынского района. Это русская усадьба с росписью из деревни Гадья (1880-е гг.).

Ближе к вершине холма поставлена Сторожевая башня Торговищенского острога: 8-ми башенная крепость была срублена в 1663 году и прикрывала подступы к Кунгуру, бывшему тогда центром Южного Прикамья.

В 1671 и 1708 годах Торговищенский острог выдержал башкирские набеги. В 1899 году сгорела башня той крепости, и жители сами воздвигли в 1905 году её точную копию (которая ныне в музее).

На самой вершине холма, среди елей, расположена «жемчужина» прикамского деревянного зодчества Богородицкая церковь из села Тохтарево Суксунского района - самый старый объект в музее (1694г.). Храм высокий, стоит на подклете - хозяйственном помещении и внутри очень светлый - праздничный. Много света дают два ряда окон в храмовой части.

Богородицкая церковь (1694г.)

Храм запоминается своим изяществом, лемеховая кровля церкви — совсем как на Севере и характернейшие для Урала наличники. Рядом с церковью стоит Колокольня из села Сыра Суксунского района (1781г.), островерхий шатер которой виден издалека. Звонница и шатер опоясаны «красным тесом» — на концах досок сделаны пропилы в форме перьев птицы или лучей солнца.

Усадьба В.И. Игошева из деревни Грибаны Уинского района (середина XIX в.) и Сельское пожарное депо из села Скобелевка Пермского района (первая треть ХХ в.), представляют характерные сельские постройки XIX -XX вв. Все эти сооружения относятся к сектору «Южное Прикамье».

От пожарного депо тропка ведёт вниз, и сам не замечаешь, как оказываешься в тайге. Комплекс «Охотничье становье» демонстрирует промысловые охотничьи постройки Северного Прикамья XIX века. Лесной полумрак, запах хвои, тишина - возникает ощущение, что это действительно глухой лес, а не рощица 100х100 метров. Избушка (такие стояли в тайге и ими мог пользоваться каждый), Навес для ночлега и Лабаз, то есть маленький амбар на ножке для защиты от зверей.

А выходя из тайги, оказываешься около «Солепромышленного комплекса» — ансамбля промышленных сооружений Усть-Боровского солеваренного завода - Рассолоподъемная башня, Соляной ларь, Варница и Соляной амбар - раскрывают секреты древнего промысла, существовавшего в Прикамье с начала XV в. С XVI века пермская соль, или «пермянка», становится известной. Хотя этим постройкам немногим более 100 лет, точно такие же солеварни строились и 500 лет назад. Пермскую соль добывали в колодцах и скважинах. Соляной ларь, то есть отстойник, где рассол стоял несколько дней, пока осядет песок, в Хохловку ларь был привезён целиком, без разборки, на барже по Каме. Дерево ларя изъедено солью, и одновременно просолено так, что не гниёт. От солеваренных построек исходит совершенно непередаваемый, но приятный запах солёного дерева.

Варница — основное звено солеваренного цикла. Под варницей была кирпичная топка, потреблявшая в сутки до 10 кубометров дров. На топке лежал цирен, или чрен — гигантская железная сковорода, на которую поступала рапа. Влага испарялась, соль оседала. Пар уходил вверх по деревянной трубе, а солевары выгребали соль специальными граблями. Это была кошмарная работа — температура в варницах была около 80 градусов, при 100%-й влажности.

Последнее звено — амбар. Длина соляного амбара составляет 28 м. Амбары ставили на «ряжи» — бревенчатые клети, которые предохраняли соль от намокания во время разлива реки, — и делили на отсеки — закрома, куда соль загружали сверху. Соль заносили через верх по взвозу или лестнице (у этого амбара лестница в башне). Соленос — работа не менее адская, чем солевар: для женщины нормой был 3-пудовый мешок, для мужчины 5-пудовый (то есть 45 и 65кг соответственно), и в день они носили до тысячи мешков. Отсюда и «пермяк — солёные уши» — от пота соль оседала на теле, разъедала кожу, и спина, затылок, а также уши покрывались незаживающей коростой.

Сектор «Северо-западное Прикамье». Усадьба П.И. Кудымова (середина XIX в.) из Юсьвинского района, Усадьба Светлакова (1910-1920 гг.) из Кочевского района, Усадьба Баяндиных-Боталовых (конец XIX в.) из Юсьвинского района Коми-Пермяцкого округа - представляют традиционную архитектуру коми-пермяков - коренного населения Пермского края. Это дом-двор по типу поморских, но часть построек, всё же, стоит отдельно. Строить избы коми-пермяки учились у русских. Интерьеры комнат почти такие же, только печь другой формы. Но больше всего поражают двери, размером больше похожие на люки. А чуть в стороне — здание, которое снаружи можно принять за подсобку, но внутри весьма интересное — это совмещённые гумно и овин с экспозицией инвентаря коми-пермяцких крестьян.

В «Сельскохозяйственный комплекс» входит Ветряная мельница (середина XIX в.) из деревни Шихири Очерского района, Амбар для хранения зерна (начало ХХ в.) из села Хохловка и Гумно с овином (1920-е гг.) из села Ошиб Кудымкарского района.

«Хохловка» дает возможность посетителям не только узнать новое о древней архитектуре, но и насладиться общением с природой, отдохнуть от городской суеты. Главный секрет — в гармонии зодчества и природы: с верхушки холма открывается вид на редкой красоты пейзаж — просторы речной глади, лесистые холмы, скалы вдоль залива; еловый лес чередуется с березовыми рощицами, заросли можжевельника соседствуют с рябиной, черемухой, калиной. А зимой можно отдохнуть от городской суеты, насладившись красивейшим пейзажем, увидить ледяные просторы Камы, заснеженные крыши церквей, зимнее солнце в густой невесомой дымке на белых просторах…