Выражение времени в сказке. Древнеславянские обереги наших предков Смотреть что такое "сказываться" в других словарях

СКАЗЫВАТЬ

СКАЗЫВАТЬ

СКАЗЫВАТЬ, сказать что кому, говорить или объявлять устно, изъяснять, извещать, молвить или баить; рассказывать, сообщать, повествовать. Сказывай правду. Он сказки сказывает. Что есть, того (о том) никому не. сказывай. Он сказывал житья бытья посох да суму. Ищи, не сказывай, а найдешь, не показывай. Есть, сказывают, за морем зверь единорог. Сказал бы словечко, да волк недалечко. Скажи нужду свою. Скажешь мне спасибо, послушайся. Что скажешь? что нового, или с чем пришел? Скажи ему дурака. Он хорошую проповедь сказал. Не скажу этого, не могу сказать, не знаю. Сказал, что топором отрубил. Не всяку правду жене сказывай. Слово скажешь, рублем не воротишь. Умей сказать, умей и смолчать. Бог видать, да нам не сказывает. Бог и слышит, да нескоро скажет. Проси Николу, а он Спасу скажет. Всяк правду хвалит (или: любит), да не всяк ее сказывает. Без вина правды не скажешь. Зарубай, сглаживай, да никому не сказывай! Не всяку правду муж жене, сказывает: а ино сказывает, так обманывает. Как сказано, тако и сделано. Сказано, сделано. По сказанному, что по писанному. По писанному, что по сказанному. Сама болезнь скажет, чего хочет. Говори, говори да сказывай. Умную взять - не даст слова сказать. Не при вас сказать. Не при вас будь сказано. Сказывает на вербе грушу. Сказывает журавля на сосне, на дубу грушу. Девятый месяц все скажет.

| Приказывать. Поход сказан. Сказано, сделано. Сказано не рассказано, надо делать. -ся, быть сказываему;

| объявлять, извещать о себе, спрашиваться. Сказывайся, коли со двора уходишь, да и воротясь скажись, доложись.

| Обнаружить себя, бытность свою, объявиться, выдать самого себя. Неприятель сказался, открыт, показался. Гниль в бревне сказалась. Ударь обухом, дупло скажется, по звуку. Зима сказалась, снег выпал. Петрово владычество сказывается всюду и поныне. В людях тороватым казался, а никому дома не сказался. Наш Ерема не сказался дома (либо от гостей, либо от дела). Кого нет, тот и не скажется. Что знается, то и скажется. Боль без языка, а сказывается. Придет пора, что правда скажется (или: перетянет). Нужда придет. сама скажется. Скажись другом, либо недругом. Дурак сам скажется. Дураку только волю дай: скажется. Умный одно слово вымолвит, и то скажется. Бог на помочь добрым женам и гулливым! -а гулливая и скажется. Все скоро сказывается, да не все скоро делается.

| Сказываться чем, называться. Он сказывается отставным чиновником. Я скажусь больным, не пойду. Сказался груздем, ин полезай в кузов. Всходы сказываются. Он дома не сказывается, не пускает или не принимает. От беды дома б не сказался. Сказыванье муж. сказанье ·окончат. сказ муж. сказка жен., ·об. действие по гл. От сказыванья да пересказыванья - смутки да баламуты.

| Сказанье, рассказ, повесть, преданье. Сказанье об осаде Троицкого монастыря.

| церк. толкованье; речь или проповедь, слово.

| приказанье, приказ;

| сказка, ·стар. объявленье, весть, оглашенье. В 1672 году, января 15, была сказана у посольского приказа сказка о поражении Стеньки Разина. Полн. Собр. Зкн.

| Всякое деловое показанье, объясненье, ответ подсудимого, речи свидетелей, отчет о случае, о происшествии. Отобрать сказку. Заручить сказку. Свидетели в сказках своих поразноречили. Сказка о женихе и невесте, удостоверенье в неродстве их.

| Ривизские сказки, сказки народной переписи, именные списки всего наличного населенья. Полно чужим коз считать: ведь не сказку писать (не перепись)) Сказка, вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. Есть сказки богатырские, житейские, балагурные и пр. Докучная, докучливая сказка, коротенький рассказ, без большого смысла, которого конец переходит опять в начало, и повторяется одно и то же; докучной сказкой дразнят ребят, которые сами докучают просьбами сказать им сказку. Жил был царь Тофута-а сказка вся тута! Ты скажи, я скажи - не сказать ли тебе про белого бычка? Да скажи! ты скажи... и пр.)Жила была старица одна в сельце, поставила старица зарод сенца, а шло буде неладно - опять с конца!/ Жил был журавль сь журавлихой, поставила она стожек спица-не сказать ли опять с конца? Был себе человек Яшка (Сашка), на нем серая сермяжка, на затылке пряжка, на шее тряпка, на голове шапка - хороша ли моя сказка? Накосил мужичок сенца, поставил стожек среда польца, не сказать ли опять с конца? Не верь, это сказки. вздор, сплетни. Из песни, из сказки слово не выкидывается, вместо с позволения сказать, не при вас будь сказано. Либо дело делать, либо сказки сказывать. В Москву за сказками ушел. Сказка складка, а песня быль. Девичьи сны да бабьи сказки. Рассказывай сказки, ври больше. Дети до сказок, что мухи до браги. Сказывала и мы сказки. Не за былью и сказка гоняется. Сказка складом, песня ладом красна. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Ни словами (ни в сказке) сказать, ни пером написать. Не дочитав сказки, не кидай указки. Сказка от начала на(по)чинается, до конца читается, а в (по)середке не перебивается. Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка! Сказочное преданье. Сказочный слог. Это сказочные вести, вздорные. Сказуемое, в логике, что говорится о подлежащем. Сказыватель, сказатель, -ница, скащик, -щица, сказываюший что подробно, расскащик, повествователь; говорящий речь, проповедь, передающий события, предания, летописец. Сказитель олон. расскащик былин, дум, песен и пр. Сказочник, -ница, кто сказывает сказки, знает их много. Сказея жен., влад. то же, сказочница. Сказовати и -ся, церк. сказывать, -ся, ·в·знач. извещать, открывать, объявлять, повествовать. Сказкописатель, -составитель, -податель муж. о сказке судебной или по народной переписи.


Толковый словарь Даля . В.И. Даль. 1863-1866 .


Смотреть что такое "СКАЗЫВАТЬ" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    СКАЗЫВАТЬ, сказываю, сказываешь, несовер. (прост., устар.), что. Говорить, рассказывать. «Стану сказывать я сказки, песенку спою.» Лермонтов. «У тебя грешки есть; мне уже в клубе сказывали, что есть.» Сухово Кобылин. «Сказывай скорей, чем вы… … Толковый словарь Ушакова

    Аю, аешь; нсв. что. Устар. и Разг. Рассказывать. Народные певцы сказывают былины речитативом (исполняют, поют). * Стану сказывать я сказки, Песенку спою (Лермонтов). // только прош.: сказывал, ла, ло; Многокр. Много раз, неоднократно рассказывать … Энциклопедический словарь

    сказывать - аю, аешь; нсв. см. тж. сказываться а) что устар. и разг. Рассказывать. Народные певцы сказывают былины речитативом (исполняют, поют) * Стану сказывать я сказки, Песенку спою (Лермонтов) б) отт., только прош.: ск … Словарь многих выражений

    Несов. перех. и неперех.; устар. Говорить, рассказывать. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    сказывать - ск азывать, аю, ает … Русский орфографический словарь

    сказывать - (I), ска/зываю(сь), ваешь(ся), вают(ся) … Орфографический словарь русского языка

    сказывать - говорить, произносить … Cловарь архаизмов русского языка

    сказывать(ся) - сказ/ыва/ть(ся) … Морфемно-орфографический словарь

    Народн. Шутл. Рассказывать небылицы, говорить вздор. ДП, 206, 734; Жиг. 1969, 212 … Большой словарь русских поговорок

Книги

  • Тысяча и одна минута. книга первая. собрание русских сказок, писанных Иваном Ваненко , Ваненко. Стать починать, стать сказывать (Кирша Данилов). Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1843 года (издательство "издание Ю. М."…

С К А З К А

Верьте в сказку, иначе она пройдёт мимо.
Либо дело делать, либо сказки сказывать.
В Москву за сказками пошёл.
Сказка ладна, а песня быль.
Девичьи сны да бабьи сказки.
Дети до сказок, что мужик до браги.
Не за былью и сказка гоняется.
Сказка складом, а песня ладом красна.
Из песни, из сказки слова не выкинешь.
Не дочитав сказки, не кидай указки.
Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается.
Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
Длинных сказок не бывает, есть скучные и неинтересные.
Сказка не бывает напрасной.
Человек предрасположен верить в сказки.
Сказки – прекрасный источник хорошего настроения.
Хорошо сказку слушать, когда есть чего кушать.
Из сказок сарафан не сошьёшь.
В каждой сказке есть философское начало.
Для чуда, для сказки большая площадь не обязательна.
Верить сказкам – это уже выражение особого образа жизни, позиции.
Сказка принадлежит всем.
Тот, кто верит в сказки, отвечает за время – за прошлое, настоящее и будущее.
Чувство сказки – свойство особого характера и знак особого образа жизни.
Сказка существует для детей и мудрецов.
Слушая сказку, ребёнок одновремённо получает два урока: этический урок всепобедимости добра и наглядный урок русского языка.
Вор боится злой собаки, сказочник – сонливых детей.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Сладко сказку говорит, словно реченька журчит.
Сказка про белого бычка.
Рассказанная сказка вся и прибавить больше ничего нельзя.
Присказка хороша, но сказка лучше.
В сказке, как в кладе, сокрыты вера и стремление народа.
Рассказал бы ещё сказку, да дома забыл.
Красна сказка складом, а песня ладом.
Сказка на порог, а печаль из дома скок.

…Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма!
А.С. Пушкин

…Русские сказки – без сомнения заслуживают большого внимания: они – память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности.
Н.А. Некрасов

…Сказка открывала передо мною просвет в другую жизнь, где существовала и, мечтая о лучшей жизни, действовала какая-то свободная бесстрашная сила.
М. Горький

Чтобы сироты шли не плача
В ту душегубку палача –
Их доктор вёл – рыданья пряча
И сказку младшему шепча…

О чём же эта сказка, люди?
Пленяя вечностью живой –
Она была опять о чуде –
О тёплой капле дождевой…
Нил Нерлин

Не помню кто из писателей сказал. Что сказки делаются из того же вещества, из которого состоят сны.
Во сне частности нашей реальной жизни свободно и причудливо соединяются во множестве комбинаций, как разноцветные стекляшки в калейдоскопе.
Ту работу, которую проводит во сне сумеречное сознание, во время бодрствования совершает наше безграничное воображение. Отсюда, очевидно, и возникла мысль о сходстве снов и сказок.
К. Паустовский «Великий сказочник»

Живая жизнь лучше сказки.
А. Платов

Совершенно исключительный исторический интерес представляют сказки, в которых врагами русского богатыря являются не Змеи, а змеихи, жёны и сёстры убитых змеев, или Баба-Яга, ездящая верхом на коне во главе своего воинства… что неизбежно наводит на мысль об амазонках, живших у Меотиды.
Академик Б.А. Рыбаков

Издревле было людям жаль,
Что не живые луч и ветер –
В их сказках радость и печаль
Испытывает всё на свете!
И нет, наверно, ничего
Упорней тайного желанья
Разумным видеть естество,
Очеловечить мирозданье!
Ася Гуткина

Про Ягу, деда-а, - тянул внучек, - да не спи ты!
Данила, прогоняя остатки сна, уселся на лавке поудобнее, привалился спиной к печи.
- Слухай, Ивашка, да запоминай – придёт черёд, и ты мальцам баять будешь. Хоша и больша жизня моя была, а каплей она малой в ручейке том, что сказ сей до нас донёс. Слухай. Ивана-то, дурака, не по то дураком кличут, что дурён был, сам понимаешь, а за то, что чином-званьем не вышел. Только когда прозвали уж, не переимянешь, так-то. Вот и пошёл, значит, Иван-дурак-то по указу царя в самое девичье царство, чтоб Красу-Моревну добыть да и царю тому в жёны привесть…
Юрий Петухов «Сказка»

Введение

В словаре В.И. Даля сказка определяется как “вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание”. Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: Либо дело делать, либо сказки сказывать. Сказка складка, а песня быль. Сказка складом, песня ладом красна. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Не дочитав сказки, не кидай указки. Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается. Уже из этих пословиц ясно: сказка -- вымысел, произведение народной фантазии -- “складное”, яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

В науке о фольклоре долго был распространен взгляд на сказку как на совокупность всех видов и форм устной прозы: такое понимание сказки некогда входило и в учебную литературу. Ю.М. Соколов считал возможным называть сказкой любой устный рассказ: «Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера» Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 1938. с. 292. Скоро заметили изъян определении. Под него подходили не только сказки, но и легенда, быличка, предание и т.д. Аксаков К.С. в XIX веке отличил сказку от повествовательных песен, по его мнению, вымысел повлиял на содержание, на изображение в сказках места действия, на характер действующих лиц: «В сказке очень сознательно рассказчик нарушает все пределы времени и пространства, говорит о тридесятом царстве, о небывалых странах и всяких диковинках» Аксаков К.С . Собрание сочинений. М., 1861. т. 1. с 399. .

При всей невероятности событий, о которых говорится в сказке, в основе их лежат реальные идеи, главной чертой жанра является установка на раскрытие жизненных истин с помощью возвышающего или снижающего реальность условного поэтического вымысла. Какие бы разновидности сказочного жанра ни взять, все они подходят под эту характеристику: во всех сказках раскрытие идеи по необходимости обусловливает обращение к фантастике.

Выражение времени в сказке

Сказка не может исполняться для себя, в этом ее коренное отличие от лирической песни. Если сказочник и рассказывает сказку в одиночестве, то он воображает все же перед собой слушателя.

Сказка рассказывает о прошлом, о том, что где-то и когда-то было, а это предполагает, что для нее характерно время прошедшее, и оно имеет в этом жанре ряд особенностей. Традиционное же изображение времени в сказке сильно нарушено.

В сказке прошлое, определяемое только грамматически, не определено в общем потоке истории, замкнуто и как бы воспроизводится в каждом новом исполнении, благодаря чему усиливаются её изобразительные стороны.

Время в сказке очень тесно связано с сюжетом, но отсчет его ведется от одного эпизода к другому. Время отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро». Перерыв во времени - пауза в развитии сюжета.

Традиционные формулы -- “скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”, “утро вечера мудренее”, “день коротается, к ночи подвигается”, “едет далёким-далеко, высоким-высоко” -- и разграничивают, и связывают эпизоды сказки. Э.В. Померанцева пишет о том, что традиционные формулы в сказке, с одной стороны, придают ей затейливый, разукрашенный характер, а с другой -- служат одним из приёмов замедления её повествования.

Формулы «долго ли, коротко ли…» или «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…» отмечают явно ощущаемое расхождение событийного времени с временем рассказа об этих событиях. Эти формулы подчеркивают стремление соблюдать единство времени: времени исполнения и времени, которое должны были занимать сами события. Перерывы в развитии действия маскировались всяческими присказками. Но, естественно, единство достигалось лишь условно.

Время в сказке особое - «скорое». Событие может совершаться тридцать лет три года, а может произойти и в один день. При этом как таковой разницы нет. Герои не скучают, не томятся, не болеют. Реальное время над ними не властно, важно только время событийное. Есть только последовательность событий, и именно эта последовательность и есть художественное время сказки.

Еще одна особенность изображение времени в сказке состоит в том, что оно всегда последовательно движется вперед и никогда не возвращается назад. Именно поэтому в сказке нет статических описаний. Природа описывается только в движении, и движение это участвует в развитии действия. М. К. Азадовский пишет: «Сравнительно мало развиты в сказке пейзажи, образы природы. В традиционной поэтике сказки пейзаж играет самую незначительную роль и обычно бывает едва только замечен.» Азадовский М.К . Русские сказочники. С 114. Значит, время в сказке не останавливается для описания природы. Оно равномерно движется во время всего рассказа.

Помимо того, что время в сказке сугубо условно, следует так же отметить, что оно замкнуто. Сказочное время не выходит за пределы сказки. Оно целиком и полностью замкнуто в сюжете. Это время не определено в потоке исторического времени. Практически всегда мы не знаем, насколько время исполнения сказки отдалено от времени происходящих в ней событий.

Сказка начинается будто бы из небытия: «жил да был», «было у царя три сына», «давным-давно», «в некотором царстве, в некотором государстве, жил был царь» («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке»). И заканчивается сказка будто бы остановкой сказочного времени, констатацией какого-либо события: свадьбой, пиром, благополучием. Такую остановку фиксируют формулы: «стали жить поживать, да добра наживать», «жили они долгие лета, в любви и согласии» («Жар-птица и Василиса-царевна»). Заключительное благополучие - это конец сказочного времени.

Выход из сказочного времени в реальность осуществляется путем саморазоблачения рассказчика, здесь может присутствовать указание на нереальность описанных событий, на несерьезность самого сказочника: « и я там был, пиво пил - по усам текло, в рот не попало; дали мне колпак, стали в шею толкать, дали мне шлык, я в подворотню шмыг».

«Нас много! Мы вместе! И нам по колено!»

Молодые люди, готовые из года в год, из лета в лето ехать «вожатить» хоть на край вселенной. Вожатые! Мы встречаем их первыми в лагере, мы доверяем им своё чадо, мы пытаемся сделать из них настоящую команду и устроить детям незабываемый отдых. Кто они?! Какие они?! Откуда они?! Дети помладше часто говорят, что их вожатый «похож на дядю, тётю, актёра, любимого героя…» Давайте пофантазируем (иногда это очень полезно) и представим, что наши вожатые – это герои русских сказок.

Итак, типология вожатых на основе собственного «сказочного» опыта работы в лагерях по всей России. Никакого желания кого-то обидеть! Никаких имён! Только субъективное мнение!

«Мой курносый вожатёнок, ты сама еще ребёнок…»

«Красная шапочка»

Девочка – беда! Даже при выполнении обычных дел нацепляет на себя по пути репей дополнительных проблем. Любое занятие с ней – увлекательнейший квест, при выполнении которого то ли в конце ждут пирожки, то ли попадёшь в лапы к волку. Разлить воду с краской по всей игровой, заблудиться в трёх соснах, сломать аппаратуру просто приблизившись… Она еще не то может! При всём этом – это мой любимый тип. Самые лучшие воспоминания именно от смен в напарничестве с «Красной шапочкой»! Здесь главное — уравновесить беду рассудительным дровосеком или мудрой бабушкой.

«Богатырша Синеглазка»

Редко кто помнит такого персонажа русского фольклора из сказки «О молодильных яблоках…», но именно она билась с Иваном-Царевичем на равных целых три дня, а в итоге стала его женой! Кто на вожатстве собаку съел?! У кого сумка с вещами стоит у входной двери как «тревожный чемоданчик»?! С кем можно поговорить о том, что есть интересная смена, а через час уже встречать на вокзале?! Это палочка-выручалочка любого руководителя! Может вслух говорить, что дети – зло, но любого порвёт за свой отряд. Таких богатырш нужно холить и лелеять (хоть сами они этого и не любят). Она будет ездить на смены, несмотря на долги по учёбе, цунами и собственную свадьбу. За внешней жёсткостью кроется нежное сердце Марьи-искусницы, о которой далее.

«Марья-искусница»

Она – Богиня детских душ! Всеобщая любимица и лицо лагеря. Пять раз становилась лучшей вожатой смены и еще два – лауреатом конкурса красоты (просто для коллекции). Подготовить творческий номер за 30 минут, сделать костюм единорога из шишек и мешка или макет болида «Формулы 1» из остова кровати – спроси её как! Выведет свой отряд в лидеры, нарисует декорации для сцены и станцует так, что все прослезятся. Для таких результатов необходимо работать ночами?! Что ж, по пути она приготовит сюрпризы всем детям на утро и принесет завтрак к кровати напарника. Чтобы не допустить срывов, создайте ей условия для самореализации, и она вас не подведёт, ведь это «Марья-Искусница»! Она призвана очаровывать, а не разочаровывать.

«Скоро сказка сказывается…»

«Красно Солнышко»

Наш список не был бы полным без «героев в масках». Красно Солнышко — как раз такой герой! Как ни крути, а самая ближайшая звезда! Всегда на сцене. Готов вести всё и везде. Станет героем телепередачи или диджеем на радио. Его знают поголовно все дети, даже если лагерь на тысячу душ. Девочки пишут ему записки, а с мальчиками у него своё приветствие из десяти движений. Оставляет после себя двойственное впечатление. Вроде бы и поговорил с ним, как Царевич Елисей, но толку никакого! Всё дело в том, что Солнышко заботится только о своем благополучии. Лагерь для него – это очередной способ удовлетворить жажду тщеславия, а потому и для детей там нет места. Хуже всего приходится напарникам такого персонажа, ведь «Скоро сказка сказывается», а дело у него вообще не делается!».

«Иван – (далеко не всегда) Царевич»

Исследователи фэнтези называют таких «типичными попаданцами» в другой мир. Для нас же это обычный Иван-Дурак. Увалень, готовый лишь лежать на печи да есть калачи. В лагерь попал за компанию, либо на практику, либо по объявлению (нужное подчеркнуть). Любое дело с ним пойдёт через пень колоду. Любое задание будет выполняться очень долго и крайне непродуктивно. Проведение отбоя в отряде у него может затянуться на всю ночь, а репетиция вожатского номера будет удлиняться его бесконечным нытьём или ненужными уточнениями. Короче, если с вами Ванюша – ловите в список отряда ещё одного ребёнка! Но, по правде говоря, мне встречались и чудесные превращения из Ивана-Дурака в Ивана-Царевича прямо на летней смене.

В каждой сказке хватает и отрицательных персонажей в виде нечистой силы. Эти оборотни в галстуках, домовые, впервые оторвавшиеся от маминой юбки, и сладкоголосые русалки с интеллектом рыбок тоже наверняка встречались вам. Но не будем забывать, что мы создаём добрую сказку, а потому таких необходимо отсеивать ещё на стадии первых инструктивных сборов и за порог не подпускать к детям. А ведь мы – сказочники! Мы справимся!

«Чтобы зажечь ребячьи души, огня не жалей, огня не жалей»

Нашли знакомых?! А какие вожатые встречались Вам?! К какому типу Вы могли бы отнести себя любимого?! На последний вопрос я так и не нашел для себя ответа, поэтому наша типология, как мне думается, нуждается в доработке.

Праздник для учащихся начальной школы «Сказка в гости к нам пришла!»


Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию внеклассное мероприятие по сказкам, которое направлено на организацию досуговой деятельности детей начальных классов. Данный материал будет полезен учителям начальных классов и воспитателям групп продлённого дня.
Цель: создание сказочной атмосферы праздника.
Задачи:
- познакомить детей со сказками;
- воспитывать у детей умение проявлять положительные эмоции, веселиться и доставлять радость своим друзьям;
- создать благоприятный микроклимат на празднике.

Ход мероприятия:

Звучит песня «Маленькая страна» в исполнении Наташи Королёвой.
Дети входят в зал в сказочных костюмах.

Ученик 1:
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнёшь – и улетит.

Ученик 2:
Ты за нею на порог,
А она уж - прыг, да скок,
Словно круглый колобок,
Катится по лесу…

Ученик 3:
У неё чудес запас!
И всегда готово…
Каждый раз для всех для нас
Золотое слово!

Ученик 4:
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам никак без них!

Ведущая: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Я очень рада видеть всех Вас на нашем празднике. Думаю, что всем знакомы слова А. С. Пушкина:

Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок!

Ведущая: Сегодня мы приглашаем Вас на урок-занятие, посвящённый сказкам. (Каждый ребёнок выбирает себе раскраску, таким образом, класс делится на 4 группы).





Ведущая:
Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка побольше ноготка.
В ореховой скорлупке она всегда спала,
Вот какая девочка, была совсем мала!

Кто читал об этом книжку
Назовёт он нам малышку?
(Дюймовочка.)
1 группа – Дюймовочки. (Те ребята, кто раскрашивал Дюймовочку).


Ведущая:
У него на крыше домик.
Он шалун, весёлый комик,
Хвастунишка и зазнайка,
Как же звать его? Угадай - ка!
(Карлсон.)
2 группа – Карлсоны. (Те ребята, кто раскрашивал Карлосона).


Ведущая:
Этот мальчик очень странный,
Необычный - деревянный.
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это?.. (Буратино.)
3 группа – Буратины. (Те ребята, кто раскрашивал Буратино).


Ведущая:
Она красива и мила,
А имя ей от слова "зола".
(Золушка.)
4 группа – Золушки. (Те ребята, кто раскрашивал Золушку).


Ведущая:
Ребятам объявляется,
Что поезд отправляется,
Немедля отправляется
От станции Москва
До первой буквы - «А».
Пары разводит паровоз,
Зажёг два фонаря
И мчится с грохотом колёс
По строчкам букваря.
Поехали.
Отъехали
От станции Москва
И, наконец, доехали
До первой буквы - «А» .

Ведущая: Вспоминаем, сказочных героев и названия сказок, которые начинаются на букву «А»?
Ведущая: Верно, есть такая сказка - «Айболит», герой - Алладин…
А ещё, есть такое слово … атрибут. Атрибут – это предмет, являющийся неотъемлемой принадлежностью кого-либо или чего-либо.
Задание 1. Каждой команде необходимо сложить из мозаики свой атрибут.
(Дюймовочки – ласточка, Карлсоны – Малыш, Буратины – золотой ключик, Золушки - туфелька).


Ведущая:
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди.
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Ведущая: Двигаемся дальше – буква «Б». Вспоминаем, сказочных героев и названия сказок, которые начинаются на букву «Б» ?
(Баба яга, Буратино, Бармалей, Бременские музыканты…)

Ведущая: А ещё, есть такое слово … «баю-бай».
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок
И ухватит за бочок.


Задание 2. Каждой команде необходимо сочинить Сказку на ночь. Сказка на ночь - это длинное пожелание спокойной ночи, как правило, пропитанное нежностью, любовью и, конечно же, заботой. Вспомните, как звучит сказка на ночь, прочитанная бабушкой или мамой? Наверное, тихо и ровно, ещё она успокаивает и убаюкивает.
(Каждая команда сочиняет свою сказку. При желании, можно её разыграть.)


Ведущая: Двигаемся дальше – буква «В». Вспоминаем, сказочных героев и названия сказок, которые начинаются на букву «В» ?
(Волк, «Волшебник изумрудного города», Василиса Прекрасная…)

Ведущая: А ещё, есть такое слово … «времена года».
Задание 3. Каждой команде необходимо вспомнить сказки, в которых описано одно время года.
(Дюймовочки – зима, Карлсоны – весна, Буратины – лето, Золушки - осень).
(Команды соревнуются).
Ведущая: Наше путешествие подходит к концу, дорогие ребята и уважаемые гости! И в завершении, продолжите, пожалуйста…
Быль за сказкой … (не угонится) .
Всякая прибаутка в сказке … (хороша) .
Всякой сказке бывает… (конец) .
Кашу кушай, а сказку слушай: умом - разумом смекай, да на ус… (мотай) .
Красна сказка складом, а песня … (ладом) .
Либо дело делать, либо сказки … (сказывать) .
На сказках, что на … (салазках) .
Сказка - складка: послушать… (сладко) .
Сказку слушай, а к присказке … (прислушивайся) .
Скоро сказка складывается, да не скоро дело … (делается) .
Сказка не сказка, а … (присказка) .
Вот и сказочке конец, а кто слушал…
МОЛОДЕЦ!!!
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!!!