Выпуск ежемесячного школьного периодического издания «Литературный вестник» – Вальтер Скотт. «Айвенго

Биография Вальтера Скотта

Вальтер Скотт родился в Шотландии, в городе Эдинбурге, в семье адвоката. С самого раннего детства он увлекался историей. Будущий писатель обладал феноменальной памятью: он легко запоминал даты, события, имена, титулы.

После окончания школы писатель несколько лет работал в адвокатской конторе своего отца. В этот период он много читает, и многое - на языке оригинала. Вальтер Скотт в совершенстве владел французским, испанским, итальянским, немецким языками и латынью. В девяностые годы XVIII века Скотт увлекался немецким романтизмом. В литературу он вошел в первую очередь как поэт.

В 1811 году Вальтер Скотт приобрел 100 акров земли на южном берегу реки Туид, некогда принадлежавшие аббатству Мелроуз. На этом месте Скотт приступил к строительству особняка в старошотландском баронском стиле, назвав его Эбботсфорд (рис. 2).

Рис. 2. Особняк Эбботсфорд

Скотт превратил поместье Эбботсфорд в своеобразный музей прошлого Шотландии. Особняк был построен по проекту самого Скотта. Строительство было завершено в 1824 году. С 1826 г. вплоть до своей смерти в 1832 г. Вальтер Скотт постоянно жил и работал в Эбботсфорде.

В 1813 году, перебирая свои рукописи, Вальтер Скотт неожиданно наткнулся на рукопись романа, который он начал писать в 1805 году. Перечитав рукопись, он решил продолжить работу над ней. В минимальные сроки, буквально за год, Вальтер Скотт пишет свой первый исторический роман «Уэверли». С этого момента начинается всемирная слава писателя как автора исторического романа.

В Шотландии, в самом центре Эдинбурга, есть необычный памятник - это величественное сооружение состоит из стрельчатой арки шестидесятиметровой высоты, которая напоминает готический средневековый собор (рис. 3). Под аркой, на постаменте, к которому ведут ступени, статуя Вальтера Скотта из белого мрамора. Писатель сидит с книгой в руке. Рядом с ним - любимая собака, которая преданно смотрит на хозяина. В нишах башни - фигуры героев книг В. Скотта.

Рис. 3. Памятник Вальтеру Скотту

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный..» - эти строки из известного стихотворения А.С. Пушкина как нельзя лучше подходят Вальтеру Скотту. Он продолжает жить в своих великих произведениях.

Среди многочисленных произведений Скотта, пожалуй, наиболее популярным стал роман «Айвенго». Действие романа происходит в Англии в XII веке. Конфликт разворачивается между двумя враждующими лагерями: норманнами, завоевавшими Англию в конце XII века, и англосаксами, владевшими территорией страны уже несколько веков. Для романа, как и для всего творчества Скотта, характерно переплетение политической и любовно интриги. Сообщая сведения о средневековой Англии, автор рассказывает нам о рыцарской чести, любви, верности.

На фоне живописных исторических событий действует герой - Айвенго, верный кодексу чести, в любой ситуации поступающий согласно чувству долга и хранящий верность прекрасной возлюбленной. Он побеждает в поединках рыцарей-тамплиеров, сражается с Ричардом Львиное Сердце, принимает участие в крестовом походе, защищает беззащитных, борется за свою любовь.

Таким образом, через вымышленное повествование о храбром рыцаре Айвенго представлена историческая эпоха - жизнь Англии XII века.

Исторический колорит эпохи создается в романе с помощью следующих приемов:

1. прямой исторический комментарий,

2. детали эпохи (интерьер, одежда, традиции),

3. присутствие исторических персонажей.

Давайте проведем работу с текстом и подберем цитаты, в которых воссоздается эпоха. В первую очередь мы обратим внимание на прямой исторический комментарий, который является главным приемом в исторической прозе. Мы уже сталкивались с этим приемом в произведениях Пушкина и Гоголя. Однако если у названных авторов прямой исторический комментарий был довольно сжатым, то в романе Вальтера Скотта мы видим подробное изложение событий, автор рисует нам историческую ситуацию, сложившуюся в Англии XII века. Итак, обратимся к тексту. Вот что сказано о феодальной раздробленности.

«...по времени же - описываемые в ней события относятся к концу царствования Ричарда I, когда возвращение короля из долгого плена казалось желанным, но уже невозможным событием отчаявшимся подданным, которые подвергались бесконечным притеснениям знати. Феодалы, получившие непомерную власть в царствование Стефана, но вынужденные подчиняться королевской власти благоразумного Генриха II, теперь снова бесчинствовали, как в прежние времена; пренебрегая слабыми попытками английского государственного совета ограничить их произвол, они укрепляли свои замки, увеличивали число вассалов, принуждали к повиновению и вассальной зависимости всю округу …»

Противостояние англосаксов и норманнов (коренных жителей и завоевателей):

«Завоевание Англии норманнским герцогом Вильгельмом значительно усилило тиранию феодалов и углубило страдания низших сословий. Четыре поколения не смогли смешать воедино враждебную кровь норманнов и англосаксов или примирить общностью языка и взаимными интересами ненавистные друг другу народности, из которых одна всё ещё упивалась победой, а другая страдала от последствий своего поражения... Почти все без исключения саксонские принцы и саксонская знать были либо истреблены, либо лишены своих владений; невелико было и число мелких саксонских собственников, за которыми сохранились земли их отцов. Короли непрестанно стремились законными и противозаконными мерами ослабить ту часть населения, которая испытывала врождённую ненависть к завоевателям. Все монархи норманнского происхождения оказывали явное предпочтение своим соплеменникам ».

Положение простого народа:

«В ту пору английский народ находился в довольно печальном положении... Множество крестьян, доведённых до отчаяния притеснениями феодалов и беспощадным применением законов об охране лесов, объединялись в большие отряды, которые хозяйничали в лесах и пустошах, ничуть не боясь местных властей. В свою очередь, дворяне, разыгрывавшие роль самодержавных властелинов, собирали вокруг себя целые банды, мало чем отличавшиеся от разбойничьих шаек... Немудрено, что при таких тяжёлых условиях существования английский народ испытывал великие бедствия в настоящем и имел все основания опасаться ещё худших в будущем. В довершение всех зол по всей стране распространилась какая-то опасная заразная болезнь. Найдя для себя благоприятную почву в тяжёлых условиях жизни низших слоёв общества, она унесла множество жертв, а оставшиеся в живых нередко завидовали покойникам, избавленным от надвигавшихся бед ».

Таким образом, в подробных, прямых исторических комментариях Вальтер Скотт описывает ситуацию, сложившуюся в Англии XII века. Именно на фоне этой ситуации разворачиваются главные события романа. Говоря об историческом романе, мы также отметили большую роль описания обстановки и одежды героев. Вальтер Скотт уделяет этому большое внимание, он подробнейшим образом описывает внешний вид своих героев. Приведем пример.

«Одежда его состояла из одной кожаной куртки, сшитой из дублёной шкуры какого-то зверя, мехом вверх; от времени мех так вытерся, что по немногим оставшимся клочкам невозможно было определить, какому животному он принадлежал. Это первобытное одеяние покрывало своего хозяина от шеи до колен и заменяло ему все части обычной одежды. Ворот был так широк, что куртка надевалась через голову, как наши рубашки или старинная кольчуга. Чтобы куртка плотнее прилегала к телу, её перетягивал широкий кожаный пояс с медной застёжкой. К поясу была привешена с одной стороны сумка, с другой - бараний рог с дудочкой. За поясом торчал длинный широкий нож с роговой рукояткой; такие ножи выделывались тут же, по соседству, и были известны уже тогда под названием шеффилдских. На ногах у этого человека были башмаки, похожие на сандалии, с ремнями из медвежьей кожи, а более тонкие и узкие ремни обвивали икры, оставляя колени обнажёнными, как принято у шотландцев ».

Мы легко узнаем на иллюстрации свинопаса Гурта и убеждаемся, что художник довольно точно воспроизвел его внешность по описанию (рис. 4).

Рис. 4. А.З. Иткин. Иллюстрация к книге «Айвенго»

Назовем события романа.

1. Крестовые походы

2. Рыцарские турниры

3. Орден тамплиеров

4. Состязания лучников

5. Похищение Ровены (саксонки) норманнами

6. Пытка еврея Исаака

7. Суд над Ревеккой

8. Лесные разбойники

Итак, мы с вами рассмотрели роль исторического комментария и детального описания одежды в историческом романе. Не менее важную роль в произведении такого жанра играет исторический персонаж. Главным историческим лицом в романе Вальтера Скотта «Айвенго» стал английский король Ричард Львиное Сердце. Его образ в романе овеян ореолом таинственности и романтизма. Он появляется инкогнито, сначала под именем Черного рыцаря, а потом под именем Рыцаря Висячего Замка. Сначала он воспринимается читателями как простой странствующий рыцарь, которому дороже слава, завоеванная в одиночестве, нежели слава во главе огромного войска. Однако в этом образе есть как физическая, так и нравственная сила, и постепенно она раскрывается. Посмотрим, какую ему дает характеристику Ревекка, наблюдая за осадой замка.

«Он бросается в битву, точно на веселый пир. Не одна сила мышц управляет его ударами - кажется, будто он всю свою душу вкладывает в каждый удар, наносимый врагу. Это страшное и величественное зрелище, когда рука и сердце одного человека побеждают сотню людей ».

Такие черты, как мужество, щедрость и благородство, в действительности были свойственны королю Англии. Но, несомненно, далек от исторической истины образ Ричарда, который в романе В. Скотта выглядит как обаятельный, простой человек и мудрый воин, пекущийся об интересах своего народа, искренне любящий своих подданных. В историческом, подлинном Ричарде черты придворной воспитанности переплетались с отталкивающей жестокостью и алчностью феодала. История войн и набегов Ричарда полна отвратительных фактов, которые решительно противоречат привлекательному образу, созданному В. Скоттом. Подлинный Ричард Львиное Сердце не был так близок к простым людям Англии, не водил их на приступ феодальных замков, не судил так справедливо и мудро (рис. 5).

Мы с вами уже неоднократно читали разные исторические произведения и обращали внимание на роль художественного вымысла. Автор, рассказывая о событиях прошлого, прежде всего пытается выразить свое отношение и взгляд на эти события. Так произошло и с романом В. Скотта «Айвенго». Задача автора - не создать реальный исторический персонаж, а передать свое отношение к нему и, что более важно, - отношение к нему простого народа. Именно поэтому в основу романа положены не только исторические хроники, но и народные баллады. Мы знаем, что в фольклоре как раз и отражается истинный взгляд народа на события. Можно привести конкретный пример - эпизод, когда Черный рыцарь наталкивается в лесу на хижину монаха-отшельника, знакомится с ним, распевает с ним песни. Именно этот эпизод взят из народной баллады.

Рис. 5. Ричард Львиное Сердце

Вспомним, что основная тема романа «Айвенго» - это изображение борьбы между англосаксами - местным населением - и норманнскими завоевателями. Сам писатель выступает на стороне англосаксов. Именно поэтому с помощью художественного вымысла он хотел показать единение короля, местных феодалов и простого народа. Своих саксонских героев автор наделяет лучшими чертами - мужеством, честностью, благородством. Такими мы видим Седрика Сакса, Этельстана, Айвенго. Положительные герои романа противопоставлены норманнским рыцарям. Это люди без стыда и совести, способные на самые низкие и подлые поступки во имя достижения своих корыстных целей. Отвратительны сцены похищения Ровены, заточения Ревекки, пытки еврея Исаака. Трагична судьба Урфриды, которая стала жертвой произвола норманнов.

« - Родилась я, - сказала она, - совсем не такой жалкой тварью, какой ты видишь меня теперь, отец мой. Я была свободна, счастлива, уважаема, любима и сама любила. Теперь я раба, несчастная и приниженная. Пока я была красива, я была игрушкой страстей своих хозяев, а с тех пор как красота моя увяла, я стала предметом их ненависти и презрения. Разве удивительно, отец мой, что я возненавидела род человеческий и больше всего то племя, которому я была обязана такой переменой в моей судьбе? Разве хилая и сморщенная старуха, изливающая свою злобу в бессильных проклятиях, может забыть, что когда-то она была дочерью благородного тана Торкилстонского, перед которым трепетали тысячи вассалов?”

Образ Урфриды стал прямым доказательством многолетней истории унижения и притеснения саксов. Читая произведение, мы наталкиваемся и на другие примеры неуважительного отношения норманнов к саксам. Так, например, во время рыцарского турника принц Джон был очень недоволен, что победил Айвенго, а королевой любви и красоты была избрана саксонка Ровена.

На протяжении всего романа норманны называют саксов свиньями, глумятся над их идеалами и традициями. В ответ саксонский народ сочинил пословицу.

Норманнские пилы на наших дубах,

Норманнское иго на наших плечах,

Норманнские ложки в английской каше,

Норманны правят родиной нашей,

Пока все четыре не сбросим долой,

Не будет веселья в стране родной.

Чаша народного терпения переполнена, именно поэтому кульминацией романа стал эпизод взятия замка. В этой сцене автор показал единение короля, саксонских феодалов, слуг и даже лесных разбойников. Все объединились ради одной цели - дать отпор общему врагу.

Локсли

Робин Гуд - герой средневековых английских народных баллад, предводитель лесных разбойников (рис. 6).

Рис. 6. Робин Гуд

По преданию, действовал со своей шайкой в Шервудском лесу около Ноттингема - грабил богатых, отдавая добытое беднякам.

Робин Гуд родился в селении Локсли, отсюда и произошло его второе имя - Робин Локсли.

Историки до сих пор спорят, имел ли герой свой исторический прототип. Кроме того, даже если такой человек жил, скорее всего, он существовал в начале XIV века, в период правления Эдуарда Второго.

Однако Вальтер Скотт использует художественный вымысел и помещает своего героя в эпоху конца XII века. Против этого очень много фактов. Например, в романе идет речь о том, что Локсли участвует в соревновании стрелков. Историки утверждают, что в Англии такие соревнования стали проводиться не ранее, чем в XIII веке.

Интересна сцена прощания Черного рыцаря и предводителя лесных разбойников Локсли.

« - Сэр рыцарь, - ответил разбойник, - у каждого из нас свой секрет. Предоставляю вам судить обо мне как вам угодно. Я сам имею на ваш счёт кое-какие догадки, но очень возможно, что ни вы, ни я не попадаем в цель. Но так как я не прошу вас открыть мне вашу тайну, не обижайтесь, коли и я вам своей не открою.
- Прости меня, отважный иомен, - сказал рыцарь, - твой упрёк справедлив. Но может случиться, что мы ещё встретимся и тогда не станем друг от друга скрываться. А теперь, надеюсь, мы расстанемся друзьями?
- Вот вам моя рука в знак дружбы, - сказал Локсли, - и я смело могу сказать, что это рука честного англичанина, хотя сейчас я и разбойник.
- А вот тебе моя рука, - сказал рыцарь, - и знай, что я почитаю за честь пожать твою руку. Ибо кто творит добро, имея неограниченную возможность делать зло, тот достоин похвалы не только за содеянное добро, но и за всё то зло, которого он не делает. До свидания, храбрый разбойник!
»

Так простились король Англии Ричард первый и легендарный Робин Гуд - предводитель шайки лесных разбойников.

Финал романа оптимистичен: добро восторжествовало, враг повержен. Тем и отличается литературное произведение от исторической хроники. Поэтому А. Дюма - автор многих исторических романов, в частности известного всем произведения «Три мушкетера», утверждал: «История - это гвоздь, на который я вешаю свою картину».

Список литературы

1. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.

2. Самарин Р. / Вальтер Скотт и его роман «Айвенго» / Р. Самарин. - М., 1989. - с. 3-14.

3. Бельский А.А. / Вальтер Скотт // Краткая литературная энциклопедия: В 8 т. / А.А. Бельский - Т.6. - М.: Сов. Энциклопедия, 1971. - 900 с.

Домашнее задание

1) Напишите сочинение сравнительную характеристика Айвенго и Ричарда Львиное Сердце.

2) Ответьте на вопросы и выполните задания:

1. Опишите знакомство еврея и рыцаря, лишенного наследства.
2. Кто из рыцарей, которые являлись хозяевами турнира, участвовал в поединке?
3. Кто побеждал, кто проигрывал?
4. Каково отношение окружающих к еврею? Какой у него характер на самом деле?
5. Сколько денег отдал слуга рыцаря без наследства еврею за доспехи и коня?
6. Какой приз/награждение достается победителю первого дня турнира?
7. Как Ровена и рыцарь, лишенный наследства, приняли приглашение принца прийти в замок на пир в честь первого дня и почему?
8. Кто был признан победителем второго дня турнира? В чем он отличился?
9. Что произошло, когда Королева турнира одевала корону рыцарю, лишенному наследства? Почему?
10. Узнали ли его на турнире? И почему?
11. Опишите отношения Айвенго с его отцом
12. Кто из лучников победил, что говорил проигравший?
13. Почему Айвенго - рыцарь без наследства?
3) Дайте характеристику одному из героев романа. Подумайте над различиями между историческим персонажем и соответствующим ему героем. Постарайтесь подчеркнуть в своем ответе приметы той далекой эпохи. Не забудьте сказать и о том, каким вы видите отношение автора к герою.

Навсегда останется писателем, открывшим жанр исторического романа. Произведения автора отличаются от привычных эпохе тем, что не содержат описания быта или общественных нравов, а представляют персонажа в разные периоды жизни. Главные герои своеобразны, а образы обладают психологичностью. Участники описываемых событий проходят массу испытаний, получая разнообразные жизненные уроки. Роман «Айвенго» стал для читателей вершиной творчества Вальтера Скотта.

Ключевой фигурой, на описании которой строится сюжет, стал доблестный рыцарь Айвенго. Он знаком тем, кто уделял внимание классической литературе. Во время выпуска первого тиража в 1814 году книгу анонсировали как приключенческий роман. От него приходила в восторг взрослая публика. Сегодня им зачитываются и подростки. Описание жизни средневековых рыцарей мало кого оставляет равнодушным.

История создания

В библиографии Вальтера Скотта, состоящей из 28 книг в жанре исторического романа, «Айвенго» стоит особняком. В нем достоверно изображается период правления Ричарда Первого по прозвищу , но портреты венценосных особ преображаются для создания величественных идеалов. В предисловии к «Айвенго» автор поясняет, что его посетило вдохновение при обдумывании соединения современных образов и вековых традиций и обычаев для создания лейтмотива романа. Писатель переживал только за слог, боясь испортить транслирование основной мысли читателю.


В романе сочетаются сюжеты легенд и баллад, описание исторических особенностей того времени, судеб простых героев. Благодаря воображению автора на страницах описываются персонажи, способные послужить примерами для подражания. Перед публикой раскрываются интересные аутентичные мотивы шотландского и английского народного творчества.

Биография

Главным героем произведения является Уилфред Айвенго, представитель старинного рода и сын консервативного Седрика. Его отец ненавидит норманнов и уверен, что влюбленную в его сына воспитанницу, леди Ровену, нужно удачно выдать замуж за саксонского рыцаря. В этом кроется ключ к семейному конфликту и причина лишения сына наследства. Такое решение Седрик принял после принятия Айвенго присяги на верность английскому королю.


Уилфред – пример типичного мужчины той эпохи. Герой молод, хорош собой, силен и храбр. Рыцарь владеет боевыми навыками и в ходе соревнований в Палестине становится триумфатором, победив Буагильбера. Автор уделяет внимание патриотическим чувствам главного героя, отмечая отсутствие расположенности к норманнам. Уилфред уверен, что они провоцируют простых людей, разжигая вражду и злость между ними.

В отношениях с дамами Айвенго ведет себя безупречно. Женские образы в произведении воплощают леди Ровена и Ревекка. Сердце рыцаря принадлежит первой девушке. Он сочиняет для нее поэмы, оставаясь деликатно прохладным по отношению к благосклонной к нему Ревекке. Для мужчины нет понятия вольности в этом вопросе. В отличие от короля он не способен на интриги и хранит верность избраннице. Он не подвластен соблазнам, критикует фривольных мужчин и держит себя скромно.


Как прогрессивный персонаж новаторского произведения, Айвенго видит перспективы в гармонии. Поэтому он выступает за воссоединение страны, приносит присягу королю и становится его спутником в Крестовом походе. Из-за неожиданного решения мужчине приходится забыть о наследстве. С течением времени Седрик смягчается и становится восприимчивым к поступку сына.

Айвенго склонен к рыцарству в прямом и переносном смысле. Он помогает нуждающимся и защищает страждущих, несмотря на риски. Правда и справедливость всегда на его стороне. Честный и справедливый герой приходит на помощь Исааку, способствуя спасению состояния еврея, и защищает того от нападок Буагильбера. Стоит отметить, что Уилфред является поборником религии христианства, поэтому некоторые поступки рыцаря оправданы заповедями и верой.


«Рыцарь без страха и упрека». Таким описывает героя Вальтер Скотт, награждая своего подопечного положительными чертами и качествами. Персонаж является очевидным воплощением рыцарских принципов и склонности к героизму. Ричард Львиное Сердце для Айвенго – не просто король, а ординар, на который стоит равняться. В боях за Святую Землю Уилфред обретает бесценный опыт, прощается с юношеской горячностью и в дальнейшем демонстрирует зрелость решений и поступков. Доблесть, мужество, смекалка и отвага сопровождают Айвенго.


Полноценное описание образа главного героя невозможно без сравнения с антагонистами и протагонистами. Несмотря на ссору со своим отцом Седриком, Айвенго относится к родителю с уважением. Взгляды старика претят восприятию реальности, к которой склонен Уилфред, но традиции и родственные связи много значат для героя. Он не отличается злопамятством и почтительно общается с Седриком. Твердость, правота и достоинство сопровождают Айвенго в любой ситуации.

Ровена выступает в роли возлюбленной Уилфреда и верного понимающего друга. Ее сдержанной натуре противопоставлена темпераментность Ревекки. Молодая еврейка становится причиной схватки между Айвенго и Брианом. На кону честь девушки. Скотт описал поединок таким образом, что становится ясно: Уилфред одержал победу не физическим началом, а стойкостью духа.


Образ рыцаря реалистичен. Это типичный персонаж XII века, слегка идеализированный и приукрашенный для образности. Это реальный представитель «дворянства шпаги», который ведет бродячую жизнь в поисках нового убежища для души. Таких, как Айвенго, было много во времена Крестовых походов. Оставшиеся без родины рыцари кочевали, не теряя благородства и не предаваясь соблазну попрать воинские принципы.

  • Роман «Айвенго» был признан литературной классикой в 19 веке, когда его анализ проводили литераторы, критики и искусствоведы. При первом выпуске произведение было продано незапланированным тиражом в 10 тысяч книг.
  • Первоначально Вальтер Скотт хотел опубликовать произведение под псевдонимом Уэверли. В планы входило последующее издание романа «Монастырь», и писатель мечтал создать иллюзию конкуренции между книгами. Издатель отговорил автора, переживая за успех продаж.

  • По книге снято четыре кинокартины. Первый фильм об «Айвенго» вышел на экраны в 1952 году. Его трижды номинировали на «Оскар». Проект Ричарда Торпа открылся этой лентой, начавшей трилогию о рыцарях. Сердца зрителей покорила экранизация 1982 года, где главную роль исполнил Энтони Эндрюс.
  • Сюжет произведения Скотта лег в основу двух опер. Сегодня москвичи могут увидеть на сценических подмостках мюзикл «Айвенго. Остров сокровищ». Легенда о справедливом рыцаре нашла отражение и в поп-культуре в виде композиции группы «Мираж».

Цитаты

«Чем больше препятствий и затруднений, тем больше славы впереди».

Рыцаря не пугают испытания. Преодолевая их, он закаляет характер и готовится к серьезным и значимым достижениям. Произведение полно фаталистических философских мыслей, не теряющих актуальности с течением времени. Фраза:

«Люди нередко сваливают на судьбу то, что есть прямое последствие их собственных буйных страстей», – актуальна в любую эпоху.

Она описывает суеверность человечества и желание переложить ответственность на что угодно, включая мистические совпадения, лишь бы оправдать собственные ошибки.

Мудрая мысль заключена в каждой строке романа «Айвенго», и справедливость слов оказывается сложно оспорить. Время показало, что в любой эпохе существуют свои злодеи и свои герои. В силах каждого – делать добро или оставаться в стороне от него. Это подтверждает цитата:

«Кто творит добро, имея неограниченную возможность делать зло, тот достоин похвалы не только за содеянное добро, но и за все то зло, которого он не делает».

Тема средневекового рыцарства в западной литературе19 века становится актуальной по очень разным политическим, социокультурным и историческим причинам. Этой тенденции сопутствовал ряд исторических событий, который заставил западную интеллигенцию пересмотреть свои взгляды на государственный строй, на жизненные ценности вообще.
Во-первых, одной из важнейших предпосылок этого ретроспективного взгляда на действительность глазами современников можно считать войну за независимость в Америке 1775–1783 гг. и, главное, Великую французскую революцию 1789–1794 гг. Ее эмоциональное переживание, а затем осмысление ее опыта, ее последствий сыграли решающую роль в возникновении и развитии романтического миросозерцания. На короткое время революция создала иллюзию всеобщего освобождения от многовекового рабства в плену внешних обстоятельств, человек почувствовал себя всесильным.
Во-вторых, эстетические истоки романтической литературы – это прежде всего сентиментализм, создавший апологию индивидуального чувства, и различные варианты предромантизма: пейзажная медитативная поэзия, готический роман и подражания средневековым поэтическим памятникам.

Вальтер Скотт, типичный продукт своего времени, создатель исторического романа, как писатель-романист состоялся не сразу. Сын небольшого судейского чиновника, окончив университет, занялся было адвокатурой, но история родного края его привлекала больше, и он всецело посвятил себя изучению его обычаев и преданий. То было началом его творческого пути к становлению личности, которую потомки впоследствии назовут выдающимся английским писателем. Сначала он сделал карьеру переводчика, затем в результате длительного собирания английского и шотландского фольклора у него родилось множество поэм, объединившихся под названием «Песни шотландской границы», и уже потом, вследствие развития своего художественного таланта, он стал родоначальником нового для своего времени литературного жанра, жанра исторического романа.
Вальтер Скотт жил в эпоху неспокойного политического времени: на его глазах происходило разрушение целой эры государственности не только его страны, но и всех стран Европы. Очевидным становилось и то, что буржуазный строй - тяжелое иго, ложащееся на плечи народных масс, не раз уже в то время выступавших против господства буржуазии («луддитское движение» в 1811- 1812 годах – прим. авт.). «По-видимому, события бурной современной политической жизни и поставили перед В. Скоттом вопрос о широком освещении совершающегося исторического процесса. В. Скотт стремился постичь причины великих исторических изменений, происходивших в его эпоху: он заглядывал в прошлое, чтобы лучше и полнее понять настоящее и представить себе путь развития истории в ближайшем будущем. Жанр поэмы был слишком тесен и узок для новых огромных исторических полотен, замыслы которых вынашивались В. Скоттом. Современность требовала создания такого жанра исторического повествования, который мог бы широко и разносторонне охватить изображаемую эпоху, раскрыть ее возможно полнее.» Таким образом, оценивая всю литературную деятельность зрелого Скотта (а это было, как мы сказали выше ни что иное, как разработка нового жанра в литературе), можно сказать, что все они пропитаны авторским проникновением в историю, изложением ее событий глазами художника, заглянувшего туда. Белинский писал: «Читая Шекспира и Вальтера Скотта, видишь, что такие поэты могли явиться только в стране, которая развилась под влиянием страшных политических бурь, и еще более внутренних, чем внешних». Итак, на примере знаменитого произведения автора «Айвенго», попытаемся проанализировать некоторые моменты, вне присутствия которых не получилось бы по истине шедевра мирового уровня.

1. Историческое событие в романе или способы введения в роман реалий эпохи.

Как отмечалось выше, основу всех романов писателя составляет исключительно исторический аспект, в свете которого разворачиваются различные судьбы, как судьбы отдельных людей, так и судьба целого народа. (К слову, судьба народа интересовала Скотта значительно больше, чем судьба отдельно взятого человека – прим. авт.) «Анализируя исторический роман, принято было прежде всего доказывать или отвергать его историческую достоверность. Для этого обычно отделяют "правду" от "вымысла" - то, что автор взял из "подлинных" документов, от того, что он привнес своего, в документах отсутствующего. Но произвести такую операцию над романами Вальтера Скотта по существу невозможно, потому что правда и вымысел, история и роман составляют в них нерасторжимое единство. Можно было бы утверждать, что Ричард I существовал, а шут Вамба, свинопас Гурт, леди Ровена и все другие были автором вымышлены. Но узнать об этом можно было, только разрушив роман и из его обломков построив некую абстракцию, на которую сам Скотт как историк и романист был неспособен.»
Поскольку события в романе разворачиваются в «мутные» времена средневековья, отличавшиеся особенным свирепством и жестокостью правителей, уместно вспомнить фрагмент сжигания народом замка феодала Фрон де Бефа под предводительством Черного Рыцаря. Вообще, народ у Скотта показан неоднозначно и противоречиво во всех его произведениях. Сам автор был приверженцем консервативных политических воззрений. Он подчеркивал свою преданность королевскому дому, однако художественно это проявлено несколько иначе в отличии от того, как это известно истории. Нельзя, однако, говорить и том, что, изображая историю, Скотт во многом исказил ту действительность, которую освещал своим повествованием, но абсолютно правомерно заявить о том, что народ слишком охотно признает власть вожаков, которые преследуют интересы своего класса, а не интересы, народа. «Айвенго» отчетливо делит всю массу народа на сторонников того, кто занимает трон в настоящий момент (это принц Джон: с какой преданностью, к примеру, они встречают его появление на рыцарском турнире в начале романа!) и на его романного антипода, исчезнувшего когда-то короля Ричарда Львиное Сердце. Безусловно, преданность эта отчасти показная, объясняемая исключительно страхом перед гневом власть имущего монарха Джона (самого крупного феодала в Англии), а в душе каждый из них мечтал о торжественном возвращении подлинного народного любимца, но проявлять это было, как становится очевидным при прочтении, слишком чревато. Так или иначе, роман «показывает эту эпоху переустройства Англии, превращавшейся из страны разрозненных и враждующих между собою феодальных владений в монолитное королевство, в страну, где из завоеванных и завоевателей медленно выплавлялась единая новая народность - не нормандцы и не англосаксы, а англичане. В. Скотт дал в этом романе в целом правдивую картину описываемого момента в истории Англии.»
В романе выведено несколько главных персонажей, один из которых Ричард I, известный более как Ричард Львиное Сердце, великий и могучий, доблестный и бесстрашный рыцарь …. Ордена, отличавшегося, как известно истории, не столько своими ратными подвигами, сколько зычным и громовым голосом, от крика которого приседали кони, и это отмечено самим автором:
«…сам же он всё время тревожно ждал, не раздастся ли из под опущенного забрала этого покрытого стальными доспехами рыцаря низкий и грозный голос Ричарда Львиное Сердце!» . Поступки, которые он совершает не зарегистрированы ни в одном историческом документе, но это не особо беспокоит смого автора, потому что его цель – показать Ричарда таким, каким он видит рыцаря сам, в свете своих художественно вымышленных портретных зарисовках и штрихах. Отправляя своего героя посетить келью монаха-отшельника тука, Скотт виртуозно вплетает в этот небольшой сюжетный отрезок целый пласт исторического наследия: вместе с монахом они устраивают целое пиршество с вином и сытным обедом, сопровождающимся распеванием баллад и других фольклорных песенок, которыми так богата средневековая Англия!
Подлинный характер Ричарда раскрывает и сам факт его прихода в монашескую келью: это действительно соответствует существовавшей тогда рыцарской традиции «искателя приключений».

«Свора феодалов, хозяйничающая в Англии, вызывающая ненависть английского народа, возглавлена принцем Джоном, братом короля Ричарда I, захватившим в его отсутствие власть в стране. В. Скотт, искажая историческую правду, показывает принца Джона бесхарактерной и жалкой фигурой, орудием в руках феодальной клики, рассматривающей Англию как свою добычу. Но общая точка зрения В. Скотта на принца и его сторонников в основном правильна.»
Не обошел писатель и такую актуальную тему, и не просто тему, а драму и бич всех времен и всех без исключения народов, как несчастная и всеми всегда и отовсюду гонимая нация израильтян, воплощенная в образах старого кредитора-еврея Исаака и его красавицы-дочки Ревекки, сведшей с ума циничного, жестокого, но большого охотника до женщин Буагильбера. Итак, доподлинно известен рассказ о том, что принц Джон, заключив какого-то богатого еврея в одном их своих замков, приказал каждый день вырывать у него по зубу. Это продолжалось до тех пор, пока несчастный израильтянин не лишился половины своих зубов, и только тогда он согласился уплатить громадную сумму, которую принц стремился у него вытянуть. Взяв за фабулу данный исторический факт, Вальтеру Скотту удалось воссоздать уникальную картину средневековых пыток, а также рассказать о характере, нравах, традициях, вероисповедании (вспомним, как часто Исаак в своих репликах обращался к разным святым) и даже одежде тех, кто им подвергался (еврейская шапка Исаака, характерный наряд его дочери также детально описан).
Не последнюю роль играют такие детали-способы введения исторический реалий, как рабский ошейник свинопаса Гурта, тамплиерский плащ де Буагильбера и многое, многое другое. Для достижения еще большей достоверности Вальтер Скотт использует в романе свой излюбленный прием, при котором главные действующие лица представляются читателю как бы невзначай, в будничном представлении, а исторические лица – еще и «инкогнито».

Итак, из небольшого числа приведенных примеров закономерным будет заключить, что там, где история – там же и вымысел, там где вымысел – там же и история, поскольку роман тогда не был бы романом, а был бы хроникой, и не был бы историческим, а лег бы на полку с фантастикой (вспоминается Люис Кэрол: «хочешь дойти до дуба, нужно идти в обратную сторону» - прим. авт.). «Очевидно, исторические персонажи Скотта вымышлены так же, как и неисторические.» <…> «В вымышленном персонаже можно воплотить больше исторической правды, чем в персонаже историческом; чтобы создать и, следовательно, объяснить вымышленного героя, можно привлечь больше сведений о нравственной жизни, быте, существовании масс - сведений, отсутствующих в документах, но определяющих характер всей эпохи.» <…> «Для Скотта, так же как для его читателя, созданные им образы были не вымыслом, а историей. Открыть закономерности, создавшие данный образ, значило произвести историческое исследование эпохи, ее нравов, национальных традиций, уклада жизни, общественных отношений.»

2. Система социальных связей и ее отражение в системе образов.

Описывая Англию XII века, когда Англия еще не Англия, а ратное поле борьбы между нормандцами и англосаксами, В. Скотт ставит акцент не столько на самой неприязни этих двух политических лагерей, сколько на классовых противоречиях, и противоречиях между порабощенным крепостным крестьянством и феодалами как англосаксонского, так и нормандского происхождения. Борьба была в частности между английскими королями на протяжении второй половины XII столетия и их же собственными подданными -
герцогами, графами и баронами и все это во имя создания централизованной английской феодальной монархии. Очевидно, что, как и во все времена, королевская власть преследовала только свои корыстные интересы, в целом этот процесс централизации был неизбежен, прогрессивен и необходим как необходимое условие дальнейшего развития цивилизации вообще. Замедляли этот закономерный исторический процесс только многочисленные распри между завоевателями и уже завоеванными, внося только смуту в естественный исторический процесс переустройства. «Читатель видит, что и нормандские рыцари Фрон де Беф, де Мальвуазен и де Браси, и представители старой англосаксонской знати Седрик и Ательстан одинаково отстали в своем развитии, в своих взглядах от задач, стоящих перед английским народом. Они никак не могут решить старый спор о сравнительных достоинствах победителей и побежденных. Их распри ведут к тому, что Англии постоянно грозит междоусобица, разрушающая жизнь страны, тяжким бременем ложащаяся на народ.»
С помощью введения таких ярких образов в роман как балладный герой Робин Гуд, получивший у Скотта имя лучшего стрелка Локсли, автор пытался воссоздать образ тех людей, в которых видел надежду на лучшее будущее для своей страны.
Фигура Айвенго – главного героя – довольно бледна, и даже несколько модернизированна, больше похожа по характеру и настроениям на человека XIX века. То же самое можно сказать и о главной героине – леди Ровене. Однако для Вальтера Скотта главным было соблюдение характерного для всего его творчества условия – зависимости судьбы Айвенго от тех исторических событий, участником или свидетелем которых он так или иначе оказался.
Рассматривая социальный аспект людей в принципе, не беря во внимание ни политику, ни экономику, человек неизбежно сталкивается с проблемой социального неравенства, когда речь идет о более интимной сфере его жизни, - о браке, о любви. Хоть автор и не заостряет особого внимания на любовной линии романа, однако не лишним будет отметить, что Ревекка, представительница враждебного племени, не имеет права любить рыцаря Айвенго, а Ревекку в свою очередь, не имеет права (речь идет о моральном праве, конечно) желать Буагильбер. Жениться ему на ней ни один кодекс не позволит, а просто обесчестить себя и позволить овладеть собой как игрушкой Ревекка не в состоянии. Она хоть и еврейка, но высоко ценит и чтит законы своего племени и веры, к тому же, для нее неприемлемым является и то, что человек, который силой захватил и запер в своем замке ее вместе с родным отцом, угрожая гибелью, добивается ее благосклонности.
«– Я верю тому, чему меня учили, – возразила Ревекка, – и да простит мне бог, если моя вера ошибочна. Но какова же ваша вера, сэр рыцарь, если вы ссылаетесь на свою величайшую святыню, когда собираетесь нарушить наиболее торжественный из ваших обетов.
– Ты проповедуешь очень красноречиво, о дочь Сираха! – сказал храмовник. – Но, мой прекрасный богослов, твои еврейские предрассудки делают тебя слепой к нашим высоким привилегиям. Брак был бы серьёзным преступлением для рыцаря Храма, но за мелкие грешки я мигом могу получить отпущение в ближайшей исповедальне нашего ордена. Мудрейший из ваших царей и даже отец его, пример которого должен же иметь в твоих глазах некоторую силу, пользовались в этом отношении более широкими привилегиями, нежели мы, бедные воины Сионского Храма, стяжавшие себе такие права тем, что так усердно защищаем его. Защитники Соломонова храма могут позволять себе утехи, воспетые вашим мудрейшим царём Соломоном.»
Через образы Айвенго и Ревекки прослеживается отношение главного героя к евреям. Сначала его поведение производит впечатление, что он не испытывает к ним презрения, как все остальные герои романа. Это можно предположить из сцены, когда он уступает Исааку свое место у камина, он благородный рыцарь, в то время, когда вся прислуга ясно демонстрирует Исааку свое пренебрежение им, а также когда Айвенго спасает бедного еврея от верной смерти. Но это впечатление обманчиво. Его истинное отношение к сынам «презренного народа» ясно прослеживается в его взаимоотношениях с Ревеккой. Он также как и все благородные люди того времени испытывает к ней отвращение. Это показано в сцене, когда он очнулся раненый в замке Реджинальда Фрон де Бефа. Сначала он видит в ней красивую девушку, которая спасла ему жизнь. Он называет ее «любезная», «благородная девица». Но как только Айвенго узнает, что она еврейка все его отношение к ней резко меняется: «…с каким чувством ее верный рыцарь взирал вначале на красивые черты и блестящие глаза прекрасной Ревекки … Но Айвенго был слишком искренним католиком, чтобы сохранить чувства к еврейке…»
3. В качестве заключения.
Герой как воплощение «кодекса». Функции хронотопа в романе.

Итак, события разворачиваются в эпоху средних веков в пространстве средневековых зданий – замки, темницы замков, средневековые города.

конфликт между политическими лагерями, исторический кризис, переломная эпоха в истории страны.

Скотта интересует конкретный исторический момент, специфика определенной эпохи, отсюда - локализация сюжета в историческом времени;
- противопоставление полярных локусов, символизирующих оппозицию порядка и хаоса (например, город-лес)

Композиционно-речевые формы и система точек зрения
- подчеркивается дистанция между прошлым и настоящим; следовательно, существенны различия между точками зрения повествователя и персонажа;
- характерно большое количество комментариев, описаний быта, нравов, обычаев эпохи, данных непосредственно в тексте романа (многочисленные лирические отступления, дающие характеристику описываемого времени, приведенные баллады, фольклорные песни, эпиграфы к главам)

Обязательное присутствие исторических персонажей (Ричард Львиное Сердце, принц Джон, еврей Исаак, также имеющий своего реального прототипа)

Наличие нескольких «пар» так или иначе сопоставленных друг с другом персонажей, которые нужны, чтобы показать смену эпох как смену присущих им характеров (принц Джон противопоставлен Ричарду, Айвенго можно противопоставить фрон де Бефу)

Герой романа Айвенго выступает выразителем кодекса рыцарских идей, взглядов, поведения. Обязанность истинного рыцаря - быть сторонником слабейшей партии, слабейшего из правящих лагерей (в данном случае конфликт между королем Джоном, находящимся у власти и имеющего при себе ряд сторонников, и Ричардом, только собиравшимся нанести решающий удар своим появлением на политической арене). Айвенго как истинный рыцарь был предан Ричарду и искренне надеялся, что последний, вернувшись, разрушит все коварные планы Джона и восстановит в стране справедливость.
Попадая раненым в замок Реджинальда Фрон де Бефа, по сути такого же рыцаря, хозяин замка приставляет ухаживать за ним. Это не случайный сюжетный поворот и не жест доброй воли: хоть фрон де Беф и является отрицательным героем романа, строгие понятия о рыцарской чести запрещали совершать какое-либо насилие над рыцарем, находившемся в беспомощном состоянии. Однако, человеку, искушённому в рыцарских подвигах, трудно оставаться в бездействии, подобно какому-нибудь монаху или женщине, в то время как вокруг него другие совершают доблестные подвиги, поэтому Айвенго героически рвется в бой, стремится в самое пекло событий, особенно тогда, когда по ту сторону комнаты, где он находится, происходит активное осаждение замка. «Ведь бой - наш хлеб насущный, дым сражения -- тот воздух, которым мы дышим! Мы не живём и не хотим жить иначе как окружённые ореолом победы и славы! Таковы законы рыцарства, мы поклялись их выполнять и жертвуем ради них всем, что нам дорого в жизни» . Таким образом, награда рыцаря -- слава, лишь она увековечит имя героя. Рыцарский дух отличает доблестного воителя от простолюдина и дикаря, он учит ценить свою жизнь несравненно ниже чести, торжествовать над всякими лишениями, заботами и страданиями, не страшиться ничего, кроме бесславия. Самое страшное преступление рыцаря -- измена чести и долгу. А преступление карается смертью,поэтому наказание неизбежно (Фон де Беф и Бриан де Буагильбер). Рыцарство -- источник чистейших и благородных привязанностей, опора угнетённых, защита обиженных, оплот против произвола властителей. Без него дворянская честь была бы пустым звуком. В образе вымышленного Айвенго соблюдены все принципы и законы ратного духа средневекового рыцаря, на эти самоотверженные истины поставлен весь сюжет романа и являются как бы конвой всего произведения, через которую читатели многих поколений могут воссоздать тип достойного и верного своему делу человека и восстановить достоверный, подлинный облик настоящего мужчины, ведь особенно это тяжело сделать в 21 веке, когда все идеалы и образцы поведения так беспощадно попраны и безвозвратно утрачены.

"Айвенго" (“Ivanhoe”, 1819) - первый роман Скотта, посвящённый Англии. Роман "Айвенго" - одно из лучших произведений Вальтера Скотта. Этот роман был создан без малого двести лет назад, а события, о которых в нем рассказано, происходили в XII столетии. Однако при всём при этом "Айвенго" и в наши дни вызывает живой интерес у читателей многих стран мира. Роман написан с большим художественным мастерством, но причина его успеха кроется не только в этом, он знакомит нас с историей, помогает понять особенности жизни и нравов людей в далекие от нас времена.

Действие этого романа отнесено почти к самому началу английской истории, когда английская нация только начинала формироваться в качестве единого народа, и весьма ощущалось различие между коренным англосаксонским населением и так называемыми пришельцами-завоевателями, норманнами. "На других рубежах, - пишет Д.М. Урнов,- Вальтер Скотт продолжает разработку всё той же проблемы - столкновения местного и общегосударственного, патриархальности и прогресса. Народ, угнетаемый корыстолюбивыми феодалами, - таков стержневой образ романа, складывающийся из многих лиц, в числе которых - народный заступник Робин Гуд, выведенный под именем Локсли. Сам сюжет условен и как бы сковывает живой материал, который всё же мощной силой пробивается в эпизодах народных волнений, баронского самоуправства, рыцарских турниров" .

События, изображённые в "Айвенго", происходят в конце XII в., когда Англией правил король Ричард Львиное Сердце. Страна являлась в то время центром многих противоречий классового и национального характера. Конфликт романа сводится к борьбе мятежной феодальной знати, заинтересованной в сохранении политической раздробленности страны, против королевской власти, которая воплощала в себе идею единого централизованного государства. Этот конфликт весьма типичен для эпохи средневековья. Король Ричард Львиное Сердце в романе выступает носителем идеи централизованной королевской власти, свою поддержку черпая в народе. Символичным в этом плане является совместный штурм замка Фрон де Бефа королём и стрелками Робина Гуда. Народ вместе с королём против мятежной толпы феодалов -- таков идейный смысл этого эпизода.

"Здесь, - по мнению А. Бельского, - сказалась мечта народа о добром и справедливом короле, который не чурается общения с простым людом. Исторический Ричард был жестокий тиран, облагавший народ непомерными налогами. Но в данном случае Скотт стремился к созданию не столько образа реального исторического лица, сколько образа короля, близкого фольклорным традициям" .

Многие образы и сцены романа имеют фольклорное происхождение. Таков образ брата Тука - веселого монаха, любителя выпить и плотно поесть. Герой этот вносит в роман стихию народного юмора и бытового комизма, а жизнелюбие и беззаботное отношение к вопросам религии роднит его с шекспировскими персонажами.

Как отмечает А. Бельский, "на сюжетных мотивах английских народных баллад основан, по свидетельству самого Вальтера Скотта, эпизод пиршества брата Тука с путешествующим инкогнито королём" . Сам Вальтер Скотт в качестве источника легенды ссылается на публикацию под заголовком "Король и отшельник" в собрании произведений древней литературы, составленном объединёнными усилиями сэра Эгертона Бриджа и мистера Хейзлвуда, выходившим в виде периодического издания под названием "Британский библиограф", перепечатанную Чарлзом Генри Хартшорном, издателем книги "Старинные повести в стихах, напечатанных главным образом по первоисточникам", 1829 г. Речь шла о короле Эдуарде (судя по характеру и привычкам, Эдуарде IV). Само имя Айвенго было подсказано автору старинным стихотворением, где упоминались три поместья, отнятые у предка знаменитого Хемпдена в наказание за то, что он ударил Черного принца ракеткой, поссорившись с ним во время игры в мяч:

"Тогда был в наказанье взят

У Хемпдена поместий ряд:

Тринг, Винг, Айвенго. Был он рад

Спастись ценой таких утрат" .

Это имя, как признается Скотт, "соответствовало замыслу автора в двух отношениях: во-первых, оно звучит на староанглийский лад; во-вторых, в нем нет никаких указаний относительно характера произведения" . А Скотт, как известно с его же слов, был против "захватывающих" заглавий .

Чудовищное имя барона Фрон де Беф было подсказано Окинлекской рукописью, приводящей "имена целой орды норманнских баронов" . Сюжетом "Айвенго" во многом движет вражда между приближенным короля Ричарда рыцарем Айвенго и зловещим храмовником Брианом де Буагильбером. Важную роль в развитии сюжета играет также эпизод пленения Седрика Сакса и его спутников воинами де Браси и Буагильбера. Наконец, нападение стрелков Робина Гуда на Торкилстон, замок Фрон де Бефа, мотивируется их стремлением освободить пленных. Видно, что в событиях, показанных Скоттом, казалось бы, частного характера, отражаются конфликты исторического масштаба.

Фабулу романа составляет непризнанная любовь Ревекки к Айвенго, а не любовная коллизия Айвенго-Ровена. Последняя - бледна, анемична, условна, в то время как подлинной героиней романа является дочь еврея-ростовщика.

Скотт верен объективным фактам истории, показывая травлю еврея в условиях Средневековья, даже со стороны социально униженного саксонского шута. Но он всем содержанием своего романа осуждает расовое неравенство, национальную ненависть к угнетённому народу. Характерно, что еврея Исаака травит и дразнит принц Джон, не стесняющийся занимать у него деньги, а на защиту еврея встает рыцарь Айвенго - сторонник Ричарда, человек, за плечами которого автор. Показательно, что чувства и волю Ревекки насилует рыцарь-храмовник Буагильбер, а заступается за Ревекку крестьянин калека Хигт. Автор сочувствует этим людям.

Исаак у Скотта - классовый, а не расовый персонаж. Он - ростовщик и его ростовщичество на первом плане. Правда, на его долю выпадает комическая роль, но этот комизм отступает на задний план в сценах, где изображается страдание Исаака-отца, и здесь проявляется свойственная Скотту художественная правдивость.

Ревекка опоэтизирована в романе и поставлена в центр повествования. Её жизнь, её приключения, её любовь, непозволительная с точки зрения средневековой морали, её великодушие и порыв объективно составляют стержень романа. Её физическая привлекательность сочетается с нравственной: еврейка нежна, великодушна, отзывчива к человеческому горю, помнит добро и сеет добро сама, она человечна в лучшем смысле слова.

В ней воплотились лучшие черты народа и, прежде всего, стойкость в жизненной борьбе. Ревекка сильна, смела, обладает твердой волей и силой характера, готова на смерть - так она ценит своё человеческое достоинство, честь, и это спасает её в грозную минуту беседы с храмовником.

Некоторая индивидуализация характера, более яркая в сравнении с иными "героями" романов, Скотта обусловлена тем, что образ Ревекки, рисуется автором как образ трагический. Несчастье девушки в том, что она любит, не будучи любимой, и любима, при этом не любя. В первом случае это - Айвенго, во втором - рыцарь храма Буагильбер. Характерно и само композиционное построение романа, при котором после встречи с любимым следует, как правило, встреча с нелюбимым Брианом. И это позволяет автору каждый раз раскрыть какие-то новые черты психологического портрета героини.

Скотт любит и поэтизирует образ Ревеки - противопоставляя ей не менее колоритного и романтизированного человека с демоническими страстями храмовника Бриана.

Крестоносец, одержимый любовным наваждением, в тоске готов продать и себя, и веру своих отцов. Ревекка же неизменно и последовательно сохраняет своё человеческое и национальное достоинство, заявляя, что никакие угрозы и даже угроза смерти не заставят её пойти против совести и предать веру отцов.

Гуманистическое содержание романа, трезвость политического мироощущения Скотта проступает и в изображении рыцарей и рыцарства. Скотт с любовью прибегает к геральдике, дает понятие о рыцарском этикете, традициях, словом сознательно воссоздает весь необходимый внешний колорит эпохи, никогда не теряя, однако способности трезвой логической оценки происходящего.

«Айвенго» имел большой успех при появлении и, можно сказать, дал автору право самому предписывать себе законы, так как с этих пор ему позволяется изображать в создаваемых им сочинениях как Англию, так и Шотландию.

Образ прекрасной еврейки возбудил сочувствие некоторых читательниц, которые обвинили автора в том, что, определяя судьбу своих героев, он предназначил руку Уилфреда не Ревекке, а менее привлекательной Ровене. Но, не говоря уже о том, что предрассудки той эпохи делали подобный брак почти невозможным, автор позволяет себе попутно заметить, что временное благополучие не возвышает, а унижает людей, исполненных истинной добродетели и высокого благородства. Читателем романов является молодое поколение, и было бы слишком опасно преподносить им роковую доктрину, согласно которой чистота поведения и принципов естественно согласуется или неизменно вознаграждается удовлетворением наших страстей или исполнением наших желаний. Словом, если добродетельная и самоотверженная натура обделена земными благами, властью, положением в свете, если на её долю не достаётся удовлетворение внезапной и несчастной страсти, подобной страсти Ревекки к Айвенго, то нужно, чтобы читатель был способен сказать -- поистине добродетель имеет особую награду. Ведь созерцание великой картины жизни показывает, что самоотречение и пожертвование своими страстями во имя долга редко бывают вознаграждены и что внутреннее сознание исполненных обязанностей даёт человеку подлинную награду -- душевный покой, который никто не может ни отнять, ни дать.

  1. Как объяснить, что название исторического романа посвящено выдуманному персонажу рыцарю-крестоносцу Айвенго?
  2. Вальтер Скотт считается родоначальни-ком исторического романа. Историческая проза предполагает не только рассказ о фактах прошлого, но и яркое, живое их изображение. В историческом романе тес-но переплетаются вымысел и историче-ские факты, действуют реальные истори-ческие и вымышленные персонажи. Пи-сатели опираются на изученные ими исторические документы, и в произведе-нии возникают реалии прошлого, подроб-но описываются народный быт и нравы.

    В своих романах В. Скотт показывает жизнь общества в определенную эпоху, исторические события воссоздаются че-рез частную жизнь человека. В каждом повествовании рядом с подлинными исто-рическими событиями тянется сюжетная нить, связанная с судьбой нередко вы-мышленного героя.

    Центральный персонаж романа В. Скот-та не историческое лицо, а вымышленный персонаж. Действие романа «Айвенго» происходит в XII веке. Конфликт развора-чивается между двумя враждующими ла-герями: норманнами, завоевавшими Анг-лию в конце XII века, и англо-саксами, владевшими ею уже в течение нескольких веков и вытеснившими, в свою очередь, племена бриттов. В основу романа поло-жено традиционное для Скотта переплете-ние любовной и политической интриг. Со-общая исторические сведения о жизни средневековой Англии, писатель расска-зывает о рыцарской чести, любви и вер-ности. На фоне ярких исторических собы-тий действует герой, верный рыцарскому кодексу, в любой ситуации поступающий согласно долгу и хранящий верность сво-ей возлюбленной. Он побеждает в поедин-ках рыцарей-тамплиеров, сражается вмес-те с Ричардом Львиное Сердце, принимает участие в крестовом походе, защищает и спишет беззащитных, борется за свою любовь. Таким образом, через вымышленное повествование о храбром рыцаре Айвенго представлена историческая эпоха — жизнь Англии XII века.

  3. Какие герои романа достаточно долго скры-вают свои подлинные имена? Чем это вызвано — фантазией автора или обычаями описываемого времени? Когда и почему автор открывает нам имена героев: Рыцаря Лишенного Наследства, Черного Рыцаря (Черного Лентяя), Локсли? По-пробуйте объяснить использованные в романе псевдонимы.
  4. Для успеха романа важно вызвать инте-рес у читателей, заинтриговать их, заста-вить поверить в тайну и пожелать ее разгадать. Некоторые герои романа по определенным причинам скрывают свои подлинные имена. Айвенго, называющий себя Рыцарем Лишенным Наследства, на-ходится в опале: он оклеветан, изгнан из родного дома и выставлен изменником пе-ред своим правителем Ричардом. Пытаясь восстановить свою честь, он до поры до времени вынужден скрываться под услов-ным именем. Кто скрывается под этим именем, читатель и герои узнают после окончания рыцарского турнира, когда, несмотря на сопротивление раненого Ай-венго, с его головы снимают шлем, чтобы возложить на нее венок победителя.

    Под именем Черного Рыцаря скрывает-ся король Англии — Ричард Львиное Сердце. Тайно вернувшись в Англию, он наблюдает за действиями своего брата — коварного принца Джона, захватившего власть, — чтобы в нужный момент вер-нуть себе престол и страну. Свое имя он открывает в конце романа после захвата замка Фрон де Бефа и освобождения его пленников.

    «У тебя английская душа, Локсли, — сказал Черный Рыцарь, — и ты чутьем угадал, что обязан мне повиноваться. Я Ри-чард Английский!

    При этих словах, произнесенных с ве-личием, подобающим высокому положе-нию и благородному характеру, Ричарда Львиное Сердце, все йомены преклонили колена, почтительно выразили свои вер-ноподданнические чувства и просили про-щение в своих провинностях».

    Робин Гуд, благородный разбойник, скрывающийся под именем Локсли, так-же называет свое настоящее имя в этот момент:

    « - Не зовите меня более Локсли, госу-дарь, и узнайте то имя, которое получило широкую известность и, быть может, до-стигло даже и вашего царского слуха… Я Робин Гуд из Шервудского леса».

  5. Как вы можете объяснить, почему в истори-ческом романе, очень ярко рисующем события XII века, есть также и специальные исторические справки от автора?
  6. Особенностью повествования в романе В. Скотта является яркое проявление его авторской позиции. Автор заявляет, что он прежде всего историк. Он основывает-ся на собственной исторической концеп-ции, так или иначе выражая свое отноше-ние к реальным персонажам. Он приводит мемуарные и документальные свидетель-ства, называет источники, подчеркивает объективность изображаемого. Например, в главе XXIII, где цитируется «Саксон-ская хроника», описаны страшные плоды завоеваний. С точки зрения Скотта, исто-рия развивается по особым законам. Обще-ство проходит через периоды жестокости, постепенно продвигаясь к более нравст-венному состоянию. Эти периоды жесто-кости связаны с борьбой покоренных на-родов со своими завоевателями. В резуль-тате каждый следующий этап развития, примиряя враждующих, делает общество более совершенным.

  7. Найдите этнографические детали, которые органически входят в сюжет произведения.
  8. Этнография отражает особенности бы-та, нравов и культуры народа. Жизнь анг-лийской знати XII века (рыцарские тур-ниры, сражения за свои владения), тради-ции, обычаи и мировосприятие людей, их взаимоотношения, быт простого народа — все это подробно описал в своем романе В. Скотт.

  9. Опишите одного из героев романа. Поду-майте над тем, чем портрет вымышленного героя может отличаться от портрета реально существо-вавшего исторического лица. Постарайтесь под-черкнуть в своем ответе приметы той далекой эпо-хи. Не забудьте сказать и о том, каким вам пред-ставляется отношение автора к герою.
  10. Разницу между портретом вымышлен-ного героя и портретом реального истори-ческого лица можно показать на примере образа короля Ричарда Львиное Сердце. Его больше всего привлекает жизнь прос-того странствующего рыцаря, ему дороже всего слава, которую он завоевывает в одиночку, нежели слава во главе огромно-го войска. Ревекка говорит о нем: «Он бросается в битву, точно на веселый пир. Не одна сила мышц управляет его удара-ми — кажется, будто он всю душу вкла-дывает в каждый удар, наносимый врагу. Это страшное и величественное зрелище, когда рука и сердце одного человека по-беждают сотни людей».

    Такие черты, как мужество, щедрость и благородство в действительности были свойственны, королю Англии. Но, несом-ненно, далек от исторической истины об-раз Ричарда, который в романе В. Скотта выглядит как обаятельный, простой че-ловек и мудрый воин, пекущийся об инте-ресах своего народа, искренне любящий своих подданных. В историческом, под-линном Ричарде черты придворной воспи-танности переплетались с отталкивающей жестокостью и алчностью феодала-разбойника, не уступающей алчности Фрон де Бефа. История войн и набегов Ричарда полна отвратительных фактов, которые решительно противоречат привлекатель-ному образу, созданному В. Скоттом. Под-линный Ричард Львиное Сердце не был так близок к простым людям Англии, не водил их на приступ феодальных замков, не судил так справедливо и мудро. Анг-лийский народ освободился от феодально-го ига не под руководством английских королей, а против их воли.

    Художественный образ тем и отличается от реального, что автор рисует героя та-ким, каким он представляет его. Творче-ски воссоздавая действительность, писа-тель отражает свое восприятие, свои мыс-ли о ней. Приукрасив исторического Ри-чарда, В. Скотт описал его так, что чита-тель верит в правдоподобность образа.

  11. Подготовьте рассказ об английском короле, прозванном Ричардом Львиное Сердце. Напом-ним, что события романа «Айвенго» относятся к последним годам его правления. Возможно, вам нужно будет обратиться к дополнительной литера-туре.
  12. Будущий король Ричард Львиное Сердце родился в Англии, в Оксфорде, в 1157 году. Он получил прекрасное образование, вла-дел несколькими языками, был тонким ценителем музыки и поэзии, физически был очень сильным, мастерски владел оружием, был заядлый охотник, человек редкого/ личного мужества, щедрости и благородства и одновременно с этим жес-токий, коварный, жадный, безрассудный искатель приключений, желающий совер-шать бессмысленные подвиги и завоевы-вать награды и земли. Он не обращал вни-мания на повседневные дела управления своими владениями, был невероятно за-носчив, честолюбив и властолюбив. Все эти качества соединялись в одном чело-веке.

    В 1169 году король Англии Генрих II произвел раздел владений между сы-новьями, по которому Ричард получил Аквитанию, Пуату и Овернь.

    Впоследствии много сил было отдано Ричардом на организацию крестового по-хода за освобождение Иерусалима, захва-ченного войсками египетского правителя Саладина. Ричард истратил на снаряже-ние войска всю казну. «Я продал бы Лон-дон, если бы нашелся покупатель», — го-ворил он. Пока король вел с переменным успехом войну с Саладином, в Англии на-чалась борьба за власть, и Ричард вынуж-ден был отплыть домой, добившись лишь незначительных соглашений, надолго ос-тавив о себе память в арабских землях. По дороге домой Ричард был схвачен и зато-чен в замке на берегу Дуная, но потом был освобожден и даже сумел вернуть себе власть в Англии.

    Вскоре Ричард начал подготовку к войне с Францией, и в 1194 году он покинул Анг-лию. При осаде замка Шалю король был ранен и умер от начавшейся гангрены.

    Историки не один век спорят о личнос-ти Ричарда Львиное Сердце. Одни счита-ют, что Ричард метался по миру, забыв свою страну и разоряя ее города. Другие подчеркивают, что Ричард был истинным сыном своего века — века рыцарства, и его действия вполне вписывались в ры-царский идеал. Ричард в Европе и Азии искал воинской славы и бессмертных подвигов и остался в памяти поколений как великий герой и безуспешный политик.

  13. Среди сцен романа есть встреча отшельника Тука и Черного Рыцаря, которая, как пишет В. Скотт в предисловии к роману, воспроизводит события народных баллад о встрече короля с веселым монахом-отшельником. Как вы объясните внимание ав-тора к этому эпизоду (главы XVI и XVII)?
  14. В. Скотт замечает в предисловии, что общая канва этой истории встречается во все времена и у всех народов. Эта история рассказывает о странствии переодетого мо-нарха, который из любопытства или ради развлечения появляется в низших слоях общества и попадает в разные забавные си-туации. Такие сюжеты чрезвычайно любо-пытны с точки зрения описания нравов времени. Состязание веселого монаха-отшельника (стоит обратить внимание уже на сочетание несочетаемых слов веселый и отшельник), изображающего из себя аскетичного и скромного служителя церк-ви, и скрывающего свое имя короля, выво-дящего на чистую воду плутоватого хозя-ина, занимательно изображено писателем и выявляет характеры основных героев.

  15. Какой женский характер вас заинтересовал? Попробуйте создать портрет одной из героинь ро-мана.
  16. Прекрасная леди Ровена представляет собой типичную романтическую героиню, ради которой отважный рыцарь со-вершает свои подвиги.

    Красавица Ревекка — образ более слож-ный, яркий и интересный. Девушка де-ятельна: она врачует раны, исцеляет боль-ных. Она очень умна и отважна: в минуту наивысшей опасности ведет споры с рыца-рем Храма Буагильбером о роли судьбы: «Люди нередко сваливают на судьбу по-следствия своих собственных бурных страстей». В разговоре с Айвенго она на-зывает рыцарские подвиги жертвоприно-шением демону тщеславия. Ревекка обла-дает чувством собственного достоинства, у нее свои представления о чести — она да-же упрекает Буагильбера за то, что ради нее он готов изменить своей вере. Героиня вызывает уважение, восхищение и сочув-ствие. Ей не суждено стать счастливой, но суждено обрести душевный покой.

  17. Какая сцена романа представляется вам са-мой важной для развития действия?
  18. Часто утверждают, что это Божий суд, хотя есть читатели, для которых кульми-нация — битва за замок де Бефа. Материал с сайта

  19. Сколько сюжетных линий вы видите в ро-мане? Кто их герои?
  20. В романе несколько сюжетных линий:

    1) история жизни и любви храброго ры-царя Айвенго и прекрасной леди Ровены. Героями этой линии являются также Сед-рик — отец Ровены, родственник Атель-стан, Гурт и Вамба; 2) история взаимоот-ношений Ревекки и Буагильбера. Кроме них, герои этой линии — отец Ревекки Исаак, Айвенго; 3) события, связанные с Черным Рыцарем — Ричардом Львиное Сердце.

    Назовите важнейшие моменты сюжетной линии, которая повествует о рыцаре Айвенго и ле-ди Ровене.

    В этой сюжетной линии следует выде-лить рыцарский турнир, захват пленни-ков, осаду замка, встречу Ревекки и леди Ровены.

  21. Какие сцены повествования о рыцаре Бри-ане де Буагильбере и Ревекке можно считать куль-минационными?
  22. Как вы себе представляете природу Англии XII века?
  23. В романе изображены густые непрохо-димые леса, в которых скрываются люди Робин Гуда, и бескрайние долины, окру-жающие замки английской знати.

  24. Есть ли в романе эпилог, который завер-шает сюжетные линии?
  25. Последние страницы романа являются эпилогом и повествуют о том, что про-изошло с героями в дальнейшем.

  26. Какие доказательства того, что перед вами исторический роман, вы могли бы представить?
  27. Повествование об Англии XII века осно-вано на достоверных событиях: борьбе норманнов, захвативших власть, с англо-саксами, возвращении короля Ричарда, деятельности ордена рыцарей Храма, ор-дена тамплиеров, феодальной борьбе. Рас-при ведут к тому, что Англии постоян-но грозит междоусобица, разрушающая жизнь страны, тяжким бременем ложа-щаяся на народ.

    Особенно резко пишет В. Скотт о нор-маннских феодалах. В романе показана эпоха переустройства Англии, превра-щавшейся из страны разрозненных и враждующих между собой феодальных владений в монолитное королевство. Ти-пичен среди прочих рыцарей-разбойников, грабящих английский народ, и крес-тоносец Буагильбер, в его образе нашли отражения черты деятельности тамплиеров. Феодальная церковь представлена аббатом Эймером. Правдиво изображена норманнская знать. Нашла место в по-вествовании и борьба народа против фе-одального произвола во главе с легендар-ным Робин Гудом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • тест по айвенго в скотта
  • какая сцена в романе айвенго является самой важной
  • опишите одну из героинь романа айвенго
  • яка головна тема роману айвенго
  • вопросы по рассказу Айвенго