Воспитание катерины в родительском доме. Сочинение Островский А.Н

Образ Катерины в пьесе «Гроза» как нельзя лучше контрастирует с мрачными реалиями России дореформенного периода. В эпицентре разворачивающейся драмы - конфликт между героиней, стремящейся отстоять свои человеческие права, и мира, в котором всем заправляют сильные, богатые и властные люди.

Катерина как воплощение чистой, сильной и светлой народной души

Уже с самых первых страниц произведения образ Катерины в пьесе «Гроза» не может не привлечь к себе внимания и не заставить проникнуться симпатией. Честность, способность глубоко чувствовать, искренность натуры и склонность к поэтичности - вот те черты, которые отличают саму Катерину от представителей «тёмного царства». В главной героине Островский постарался запечатлеть всю красоту народной простой души. Свои эмоции и переживания девушка выражает незатейливо и не использует искажённые слова и выражения, распространённые в купеческой среде. Это нетрудно заметить, сама речь Катерины больше напоминает мелодичный напев, она изобилует уменьшительно-ласкательными словами и выражениями: «солнышко», «травка», «дождичек». Невероятное чистосердечие героиня проявляет, рассказывая о своей вольной жизни в отеческом доме, среди икон, спокойных молитв и цветов, где она жила «точно птичка на воле».

Образ птицы - точное отображение душевного состояния героини

Образ Катерины в пьесе «Гроза» как нельзя лучше перекликается с образом птицы, в народной поэзии символизирующим свободу. Беседуя с Варварой, она неоднократно обращается к этой аналогии и утверждает, что она - «вольная птица, что попала в железную клетку». В неволе ей тоскливо и тягостно.

Жизнь Катерины в доме Кабановых. Любовь Катерины и Бориса

В доме Кабановых Катерина, которой присущи мечтательность и романтичность, чувствует себя совершенно чужой. Унизительные упрёки свекрови, привыкшей держать всех домочадцев в страхе, атмосфера тирании, лжи и лицемерия угнетают девушку. Однако сама Катерина, являющаяся по натуре человеком сильным, цельным, знает, что терпению её есть предел: «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Слова Варвары о том, что без обмана в этом доме не выжить, вызывают у Катерины резкое неприятие. Героиня противостоит «тёмному царству», его порядки не сломили в ней волю к жизни, счастью, не заставили её уподобиться другим жителям дома Кабановых и самой начать лицемерить и лгать на каждом шагу.

По-новому раскрывается образ Катерины в пьесе «Гроза», когда девушка делает попытку вырваться прочь из «опостылевшего» мира. Она не умеет и не желает любить так, как это делают жители «тёмного царства», ей важна свобода, открытость, «честное» счастье. В то время, как Борис убеждает её, что их любовь останется тайной, Катерина желает, чтобы об этом знали все, чтобы все видели. Тихону, своему мужу, однако пробудившееся в её сердце светлое чувство кажется ей И как раз в этот момент читатель сталкивается лицом к лицу с трагедией её страданиями и муками. С этого момента происходит конфликт Катерины не только с окружающим миром, но и с самой собой. Ей трудно сделать выбор между любовью и долгом, она силится запретить себе любить и быть счастливой. Однако борьба с собственными чувствами не по силам хрупкой Катерине.

Уклад и законы, царящие в окружающем девушку мире, давят на неё. Она стремится покаяться в содеянном, очистить свою душу. Увидев на стене в церкви картину «Страшный суд», Катерина не выдерживает, падает на колени и начинает прилюдно каяться в грехе. Однако даже это не приносит девушке желанного облегчения. Другие герои драмы «Гроза» Островского не способны поддержать её, даже любимый человек. На просьбы Катерины забрать её отсюда Борис отвечает отказом. Этот человек не является героем, он просто не способен защитить ни самого себя, ни возлюбленную.

Смерть Катерины - луч света, озаривший «тёмное царство»

Со всех сторон на Катерину обрушивается зло. Постоянная травля со стороны свекрови, метания между долгом и любовью - всё это в итоге приводит девушку к трагическому финалу. Успевшая за свою недолгую жизнь познать счастье и любовь, она просто не способна продолжать жить в доме Кабановых, где таких понятий вовсе не существует. Единственный выход видится ей в самоубийстве: будущее страшит Катерину, а могила воспринимается как спасение от мук душевных. Однако образ Катерины в драме «Гроза», несмотря ни на что, остаётся сильным - она не выбрала убогое существование в «клетке» и никому не позволила сломать свою живую душу.

Тем не менее смерть героини не была напрасной. Девушка одержала нравственную победу над «тёмным царством», ей удалось немного рассеять мрак в сердцах людей, побудить их к действию, раскрыть глаза. Жизнь самой героини стала «лучом света», полыхнувшим во мраке и надолго оставившим своё зарево над миром безумия и тьмы.

Катерина задумана Островским как положительный образ, с цельным, смелым, решительным и свободолюбивым характером и в то же время светлым, любящим, созидательным, исполненным глубокой поэзии. Он всячески подчеркивает ее связь с народом. При всем развитии действия Островский говорит о победе Катерины над темным царством.

Жизнь Катерины в родительском доме была схожа в отношении быта с домом Кабановых, те же странницы с их рассказами, чтение житий святых, посещение церкви. Но эту «бедную содержанием жизнь она восполняла своим душевным богатством».

Весь рассказ о жизни Катерины проникнут большой нежностью к прошлому и ужасом перед настоящим: «Таково хорошо было» и «я у вас завяла совсем». И самым ценным, утраченным теперь, было ощущение воли. «Я жила точно птичка на воле», «...что хочу, бывало, то и делаю», «матушка меня не принуждала». И на замечание Варвары, что быт дома родителей Катерины похож на их быт, Катерина восклицает: «Да здесь все как будто из-под неволи». Удивительно просто, искренне, так, как чувствует, без единого украшающего слова рассказывает Катерина: «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью».
Церковь и религия с юности заняли большое место в жизни Катерины.

Выросшая в патриархальной купеческой семье, она не могла быть иной. Но ее религиозность отличается от обрядового фанатизма Диких, Кабаних не только своей искренностью, но и тем, что все, связанное с религией и церковью, она воспринимала прежде всего эстетически. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно бывало я в рай войду».

Церковь насытила образами ее фантазии и сны. Глядя на солнечный свет, льющийся из купола, она видела в нем поющих и летающих ангелов, «снились ей храмы золотые».
От светлых воспоминаний Катерина переходит к тому, что она переживает сейчас. Катерина глубоко искренна и правдива, она хочет все рассказать Варваре, ничего не утаить от нее.

С характерной для нее образностью, стремясь как можно точнее передать свои ощущения, она рассказывает Варваре: «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то; кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уже не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду».
Все эти образы свидетельствуют о богатстве душевной жизни Катерины.

Сколько тончайших нюансов зарождающегося чувства передано в них. Но когда Катерина пытается осмыслить то, что происходите ней, она опирается на понятия, воспитанные у нее религией; проснувшееся чувство она воспринимает сквозь призму своих религиозных представлений: «Грех у меня на уме... не уйти мне от этого греха». И отсюда предчувствие беды: «Перед бедой перед какой-нибудь это...», «Нет я знаю, что умру» и т.д.

Религия не только наполнила своими образами ее фантазии и сны, она опутала ее душу страхом - страхом «геенны огненной», страхом греха. Смелая, решительная Катерина, не боявшаяся даже грозной Кабанихи, не боявшаяся смерти - боится греха, везде ей мерещится лукавый, гроза ей представляется наказанием божьим: «Мне умереть не страшно, а как подумаю, что вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговора-то - вот что страшно».

Катерине присуще постоянное стремление куда-то, жажда справедливости и правды, неумение терпеть обиды. Не случайно в качестве примера проявления своего горячего сердца она вспоминает случай из раннего детства, когда ее кто-то обидел, и она уехала на лодке: «...дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять».

Наряду с горячностью и решительностью Катерины Островский показывает ее чистоту, неопытность, девичью застенчивость. Услышав слова Варвары: «давно уже я заметила, что ты любишь другого человека», Катерина пугается, ей страшно, быть может, потому, что то, в чем она не смеет себе признаться, стало явным. Ей хочется услышать имя Бориса Григорьевича, ей хочется узнать о нем, но она не спрашивает об этом. Робость заставляет ее только поставить вопрос: «Ну так что ж?» Варвара высказывает то, в чем Катерина сама боится себе признаться, в чем она обманывает себя. То она стремится доказать себе, что любит Тихона, то она и думать не хочет о Тихоне, то она с отчаянием видит, что чувство сильнее ее воли, и эта неодолимость чувства кажется ей страшным грехом. Все это необыкновенно выразительно отражается на ее речи: «Не говори мне про него, сделай милость, не говори! Я его и знать не хочу. Я буду мужа любить». «Разве я хочу об нем думать; да что делать, коли из головы нейдет. Об чем ни задумаю, он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да не могу никак».


Стремясь победить свое сердце, она все время апеллирует к своей воле. Путь обмана, такой обычный в темной царстве, неприемлем для Катерины. В ответ на предложение Варвары: «А по-моему делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. Да и что хорошего. Уж я лучше терпеть буду пока терпится»; или «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь». «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь».


Катерина не хочет лгать, Катерина не знает компромиссов. Слова ее, необыкновенно решительно, энергично сказанные, говорят о ее цельности, безудержности, способности идти до конца.

События пьесы Александра Николаевича Островского предлагают нашему вниманию описание жизни главной героини Катерины в семействе Кабановых, где процветает домострой.

А ведь ее жизнь в родительском доме была совершенно иной. Посмотрим же на этот явный контраст.

В доме родителей баловали и любили, жизнь ее протекала легко и беззаботно. Девушка чувствовала себя свободной, она была вольной, словно птица в небе. Скоро проходили дни, наполненные радостью и весельем. Катя любила гулять в саду, наслаждаясь ароматом и красотой росших там цветов. Ни о чем не тужила девушка, не было ни одной причины для беспокойства, повода для грусти. Маменька просто обожала дочку, покупала ей самые красивые наряды, так что девочка была похожа на настоящую куклу. Работать ее никто не принуждал. Если ничего не хотелось делать, то Катерина и не делала, просто отдыхала и наслаждалась беззаботной юностью.

Такое воспитание позволило девушке стать искренней и цельной натурой, не способной притворяться и лгать, а ведь именно на этом строятся все отношения в новой семье. И как же это возмущает Катю. Решительная и смелая она тяготится в доме , не знает, как себя вести.

Но все же воспитание девушки, основанное на подчинении старшим, религиозности, следовании традициям и обычаям не позволяет ей вести себя не так, как принято в семье мужа. Жестокая, грубая и деспотичная свекровь пытается подчинить невестку себе, своей воле. Никакого участия не чувствует девушка. Одни только нападки и придирки. Причем, зачастую даже ни на чем не основанные, просто так, на пустом месте. Мечтательная Катерина, по-доброму относящаяся ко всем без исключения, чахнет в доме Кабанихи, в этой гнетущей атмосфере беспрекословного повиновения и унижения.

Доходит до того, что свекровь начинает оскорблять Катю. Ярко представлено это в сцене прощания Тихона и Кати, когда муж по велению матери наказывает не гулять с молодыми ребятами. Это, наверное, и стало последней каплей. Кате и так было невыносимо в стенах нового дома, а после такого обращения и вовсе стало невмоготу. Протест, зарождающийся в душе Катерины, вырывается наружу со всей силой. Темное царство, в которое попала молодая девушка, не дает ей возможности быть счастливой, а, встретив любовь за его стенами, Катя понимает, какой грех взяла на душу. Девушка не может скрыть позора, ее тяготит это чувство, не может Катя притворяться и скрывать, как Варвара. А после такого признания и вовсе нет ей жизни в доме ненавистной свекрови. Катерина кончает жизнь самоубийством. В сложившейся ситуации этот поступок был единственным выходом.

Жизнь в доме Кабанихи сделала девушку, выросшую в любви и свободе, несчастной. Свекровь попросту не давала ей дышать, не позволяла быть такой, какая она есть. Но вернуться домой не представлялось возможным, такие были времена. И молодой девушке, сознательно вступившей на путь греха, пришлось решиться на еще один отчаянный поступок. Такая сильная натура поистине восхищает!

А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра, по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он у входа в Малый театр, изваянный резцом скульптора Андреева, и напоминает нам о прошлом, о темном, смешном и страшном мире своих многочисленных героев: Глумовых, Боль-шовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних.
Изображение мира московского и провинциального купечества, с легкой руки Добролюбова названного “темным царством”, стало главной темой творчества Островского.
Не исключение и драма “Гроза”. Сюжет пьесы прост и типичен для той среды и эпохи: молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести и не желая принять мораль “темного царства” (“Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”), она признается в своем поступке всенародно, в церкви. После этого признания жизнь ее становится настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.
Образ Катерины является самым ярким в пьесе Островского “Гроза”. Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее “лучом света в темном царстве”.
Хорошо и беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме. Здесь она чувствовала себя “на воле”. Жила Катерина легко, беззаботно, радостно. Очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами. Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю”. Катерина отличается от всех представителей “темного царства” глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью. Воспитываясь в хорошей семье, она сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, искренняя, горячая натура с открытой душой, которая не умеет обманывать. “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”, - говорит она Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане. Эта же Варвара называет нашу героиню какой-то “мудреной”, “чудной”. Катерина сильная, решительная, волевая натура. Она с детства была способна на смелые поступки. Рассказывая о себе Варваре и подчеркивая всю свою горячую натуру, она говорит: “Такая уж я зародилась горячая!”
Катерина очень любила природу, ее красоту, русские песни. Поэтому речь ее эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная, проникнута высокой поэзией и иногда напоминает нам народную песню. Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла все вековые традиции своей семьи: покорность старшим, религиозность, подчинение обычаям. Катерина, которая нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и богомолок и воспринимала все их религиозные предрассудки, отравившие ее молодую жизнь, заставившие ее воспринимать любовь к Борису как страшный грех, от которого она пытается и не может уйти. Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома.
Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет ее человеческое достоинство, становится для нее невыносимой. В ее молодой душе начинает уже зарождаться глухой протест против “темного царства”, которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс углубляется... Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту, нравственную победу над “темным царством”. Добролюбов в своей статье, давая оценку образу Катерины, писал: “Вот истинная сила характера, на которую во всяком случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в своем развитии!”
То, что поступок Катерины был типичен для своего времени, подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов Клыковых. И долго после этого артисты, исполнявшие главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.

Пьеса А.Островского «Гроза» была представлена за год до отмены крепостного права в 1859 г. Особенно выделяется в этом рассказе жизнь Катерины в родительском доме. Образ главной героини меняется с каждой главой, она ранимая и нежная.

О чем пьеса?

Действие происходит в вымышленном городе Калинове. Драма разворачивается в одном из купеческих домов на берегу Волги. Хозяйка дома купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова - властная и своенравная особа. Она держит в своих руках всех вокруг. Никто не может ей противостоять. Но ее рвение подчинить всех и все побуждает к завоеванию все новых и новых душ.

Красной линией между строк пьесы проходит тема конфликта поколений. И на сегодняшний день эта проблема актуальна и современна. Воплощение самодурства и желания править миром в образе Марфы Кабановой олицетворяет строй, установленный старшим поколением. Но особенно раскрывается образ Катерины, ее душевная трагедия не оставляет равнодушным никого.

Жизнь Катерины в доме свекрови

Появление в доме Кабановых нового члена семьи, Катерины, переключает внимание купчихи на новую жертву. Катерина Кабанова, невестка властной Марфы Игнатьевны, появилась в доме не по велению сердца, а по вине обстоятельств. Ее насильно выдали замуж за сына купчихи Тихона, воля которого порабощена матерью. Жизнь Катерины в родительском доме тоже не отличалась радостью и счастьем.

Появление Катерины вносит в атмосферу пьесы особый смысл, противопоставляя светлый образ душевной и набожной девушки «серому» существованию купечества середины XIX века. Образ девушки поражает читателя своей простотой, искренностью, она готова подарить миру свою доброту и может это сделать. Ее образ - единственный, который назван «лучом света в темном царстве».

Такие строгие рамки

Но рамки купеческого общества не позволяют ее душе раскрыться. Ее светлые сны и мысли, которыми она делится с сестрой мужа Варей, никому не нужны и непонятны. В купеческой среде нет места искренности и любви, свободе души и чистоте помыслов.

С детства Катя привыкла к безвозмездной любви своей матери, к радостному миру свободы и церковной мудрости. Девушке нечем дышать в купеческом доме, ей чужды изворотливость и вранье, царящие в обществе. Ее душа свободной птицей может взлететь только в снах, которые стали столь редки с наступлением замужества. Подробно описывается образ Катерины в «Грозе». Кратко представлены ее переживания и душевные муки.

Искать спасение в любви

Глотком свежего воздуха для Катерины становится любовь к Борису, племяннику такого же алчного, как Кабаниха и напыщенного купца Дикого. Оттого что вынуждена она коротать свои дни взаперти в царстве свекрови, Катерина ищет выхода своим чувствам в привязанности к Борису. Пока муж Катерины в отъезде, тайные свидания влюбленных помогают ей осознать, что любовь ее к племяннику Дикого на самом деле не является той любовью, от которой можно взлететь к звездам. Жизнь Катерины в чужом доме превращается в муку.

Она понимает, что безысходность ее положения подтолкнула ее к воображаемому любимому, который вовсе не так безупречен в своих помыслах, как ей бы хотелось. Оказалось, она придумала его сама. Ей нужен был хоть кто-то, кто смог бы разделить с ней ее светлые мысли, с кем она могла бы воплотить свои мечты о счастливой и свободной жизни. Жизнь Катерины в родительском доме заставляет главную героиню поверить в призрачную любовь.

Бессмертная душа, не склонившая голову

Купеческая вдова Марфа Кабанова в своей жажде власти так и не смогла добиться от невестки признания ее главенства. Катерина в глаза называет свекровь на «ты», тем самым давая понять, насколько она считает их равными. Мужа Катерина жалеет, понимая, что он никогда не сможет вырваться из материнских объятий самовольно, а мать ему этого не позволит. Его жалобы на жизнь не что иное, как признание своей инфантильности и привычки быть ведомым сильным вожаком.

А Марфа, подобно ядовитой паучихе, плела свои сети, липкие и крепкие, в которые нетрудно было попасть тем, кто жил в обществе, где царили обман, дурь и зависть. Появление смелого противника, гордого и молчаливого, раскрывает самоотверженное желание что-либо изменить в окружающем мире. Невозможность в одиночку противостоять закостенелой системе правления отражается в разразившейся грозе и находит свою кульминацию в самоубийстве главной героини. Для нее «не смерть желанна, а жизнь невыносима».

Протест, который заканчивается трагедией

Ее мечта взлететь как птица не кажется абсурдной и смешной. В ней воплотилось все отчаяние молодой девушки, вся боль и невообразимая душевная трагедия. Понимание самой сути жизни во лжи, нежелание и неумение притворяться и приспосабливаться приводят Катерину на край обрыва. Глубоко верующая, она не побоялась пойти на самоубийство, тем самым навечно лишив покоя свою неприкаянную душу, не побоялась гнева Божия и кары небесной. Протест Катерины в пьесе Островского «Гроза» заканчивается трагедией.

На тот момент Катерина была загнана в угол обстоятельствами. Ее признание в измене мужу и свекрови говорит о том, насколько чиста и высоко духовна была ее натура. Быть честной перед другими, но прежде перед собой, - вот изнанка ее души, самое дно.

«Гроза» А.Островского поразила его современников смелостью рассуждений Катерины и восхитила силой характера такой хрупкой и нежной души. Молчаливое противостояние и неподчинение воле существующего режима создает ощущение непрекращающейся борьбы и уверенности в победе, пусть не сейчас, но непременно.

Образ Катерины побудил многие молодые умы воспрянуть к борьбе с самодержавием, укрепить волю и дух испытаниями и найти свой путь к свету во имя свободы и справедливости. Задание по «Грозе» - «Жизнь Катерины в родительском доме» дается в средних школах. Образ девушки-мученицы популярен и по сей день.