Урок литературы "Пока не стало поздно" по рассказу К. Паустовского "Телеграмма", проведенный по технологии встречных усилий

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска

ИСАЕВА АНЖЕЛИКА ВЛАДИМИРОВНА

Конспект урока литературы на тему

«К.Г. Паустовский»

Дидактическая цель: создать условия для актуализации знаний, умений и навыков.

Задачи:

    Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.

    Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.

    Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ожидаемые результаты:

    Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.

    Оформлять свою мысль в речевое высказывание.

    Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран, портрет К.Г. Паустовского, фотовыставка «Мой друг».

Ход урока

1. Организационный момент.

( приветствие; концентрация внимания; настрой на работу.)

На уроках чтения мы с вами учимся правильно, сознательно, бегло и выразительно читать. А также красиво говорить, но мы не сможем это сделать, если наш речевой аппарат не будет готов к работе. А в этом нам поможет речевая разминка: (СЛАЙД)

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

В дымоходе чернота.

Отыщи-ка там кота.

2. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание.

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением К.Г. Паустовского. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова). Первое слово вы узнаете, разгадав загадку: (СЛАЙД)

Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.
(кот)

Как вы догадались, что это кот?

Первое слова в заголовке - кот.

Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота (чтение первого и второго абзацев учителем).

Назовите кличку кота (ворюга).

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством К.Г. Паустовского и прочитаем произведение "Кот - ворюга". (СЛАЙД)

Как вы думаете, про что это произведение?

Может ли кот быть вором? Почему?

Хотите ли вы узнать, о каком коте идет речь в рассказе?

Поставьте цель урока. Закончите предложения:

Узнать… .

Учиться….

Определить….

Развивать….

Причитайте эпиграф. (Эпиграф: Добро всегда добром возвращается)

Как вы понимаете эти слова? К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и эпиграфом.

3. Сведения о писателе.

Вспомните какие произведения писал К.Г. Паустовский?

Что вам известно об этом писателе?

Каким видится он через свой портрет?

Давайте послушаем небольшое сообщение о Паустовском.

Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве. К писательству привела Паустовского еще его одна черта – любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года. Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.

Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения.

4. Открытие нового знания.

1) работа с текстом до чтения

Как люди относятся к кошкам? Ведь кошка сначала оценивает человека, и только если хозяин ей по нраву, она поселяется в его доме. Глядя на фотовыставку, я уверена, что у вас в доме живут кошки и любят вас.

Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?

Что означает это слово? Сравните слова: вор, воришка (уменьшительно), ворюга (то же, что и вор), хитрюга (очень хитрый). О ком так говорят?

Какой оттенок у этого слова? (грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора)

2) первичное чтение, словарная работа

Перед тем, как прочитаем произведение, проведём словарную работу (работу можно организовать по учебнику, а можно наглядно на доске - учитель открывает слово, а дети читают его правильно и находят значение в учебнике)

Кукан – верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу.

Плотица – небольшая рыбка плотва.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

Понравилось ли произведение?

Чем? Какое настроение вызывает?

Почему это произведение можно назвать рассказом? (Рассказ – это один эпизод, одно событие из жизни героев. В рассказе один или несколько героев.)

Чтобы определить главную мысль надо читать вдумчиво и внимательно.

Прочитайте первое предложение. (Мы пришли в отчаяние)

Как вы понимаете слово «отчаяние»?

Есть ли от чего приходить в отчаяние?

Зачитайте, какие проделки совершал кот?

Чтобы выяснить, почему у кота были такие повадки, составим портрет главного героя.

Что входит в понятие «портрет»? (изображение внешности героя, характера и авторская оценка)

3) исследовательская работа в группах

Дается задание 3 группам. Группы работают самостоятельно, затем работа проверяется.

1 группа:

1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?

2) На каком рисунке, на ваш взгляд, наиболее точно изображен кот-ворюга? Объясните свой ответ.

Динамическая пауза.

Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.

    У него бесшумная походка.

    Прекрасный нюх.

    Умывается собственной лапой.

    Хорошо видит в темноте.

    Называют другом человека.

    Любит гулять сам по себе.

    Дружит с собаками.

Физминутка для глаз

Ах, как долго мы читали,

Глазки у ребят устали.

4) работа по содержанию

Почему же у кота были такие повадки?

Как он попался? Зачитайте.

Почему именно Ленька смог выманить кота?

Как хотели поступить с котом после того, как его поймали?

Какое решение оказалось верным?

Накормили

Изменился

Добро побеждает зло – основная мысль, идея рассказа.

Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.

6. Творческая работа.

Встречались ли вам в жизни подобные истории?

Как вы поступали в таких случаях?

Напишите синквейн.

Примерный ответ:

1)кот-ворюга

2) грязный, шустрый,

3) бегает, ворует, царапает

4) Он одинокий, ему нужна забота.

5) хороший друг

7. Домашнее задание.

Проиллюстрируйте наиболее понравившийся эпизод рассказа и подготовьте его пересказ.

Дополнительно - исследовательская деятельность: узнать о содержании кошек, разобраться в причинах их поступков.

8. Рефлексия.

Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

Было интересно…

Я понял, что …

Мне захотелось …

Урок дал мне для жизни …

Трудно было …

Я почувствовал …

Я научился …

Я смог …

Тема: К.Г.Паустовский «Телеграмма» Цель: совершенствование знаний, умений, навыков учебной деятельности, формирование умения наблюдать за развитием сюжета, развитие речи через умение аргументировать свою точку зрения, умение рассуждать, воспитывать нравственные качества: любовь и внимание родным и близким, умение сопереживать. Методы, приемы Беседа Дополнительная информация Словесный Наглядность Применение музыки Работа с текстом Наглядный Ход урока Этапы урока, деятельность учителя и учащихся 1. Орг. момент 2. Повторение изученного материала ­ С жизнью и творчеством какого писателя мы познакомились? (К.Г.Паустовского) Где родился К.Г.Паустовский? (В Москве) В какой семье он рос? (В большой, где пели, играли на рояле, любили театр) Какие учебные заведения закончил К.Г.Паустовский? (гимназия, университет) Что для Паустовского Мещера? (его вторая родина) Что он говорит об этом? (чтение абзаца с.194) Что особенно привлекает нас в произведениях К.Паустовского? (душевное внимание, доброта, любовь к родине) 3. Сообщение темы урока. Вступительное слово учителя. ­ Мы с вами прочитали много очень интересных произведений, которые пробуждают в нас красоту души человека, учат ценить жизнь. ­ К.Г.Паустовский всегда знал, для кого будет писать. Он писал для родных, для близких и совсем незнакомых людей, а значит писал и для меня, и для вас ­ для нас всех. Его произведения заставляют нас видеть мир как­то по­другому. И сегодня я вас приглашаю вас в мир Паустовского. Он не будет, как обычно, залит солнцем и усажен цветами; мы увидим безотрадную картину осени, когда само время словно замедлило свое течение. (вывешиваются картины поздней осени) ­ Что происходит в природе с приходом осени? (все вянет, желтеет) 4. Звучит музыка П.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» На фоне музыки чтение начальных строк рассказа (до слова «…стадо») ­ Каким настроением проникнут этот отрывок? Эта музыка? (осенним, грустным) Почему? ­С приходом осени природа увядает, умирает. Для чего автор начинает рассказ с осенней зарисовки? (настраивает на определенный лад) 5. Чтение 1 части до конца Анализ прочитанного. ­Какое чувство вызвало у вас описание жизни Катерины Петровны? Мы сказали, что с приходом осени природа увядает, а можем ли мы сказать о человеческом увядании? Почему? В описании природы говорится о маленьком подсолнечнике, который все доцветал и никак не мог доцвести и осыпаться. Так же долго, незаметно и тихо «доцветает» жизнь Катерина Петровна. Кто виноват в одиночестве Катерины Петровны? Найдите слова и выражения, которые подчеркивают ее одиночество. (…) Работа по иллюстрации (с.196) ­Как это одиночество выражено в иллюстрации? Как выглядит Катерина Петровна? (сгорбленная, маленькая) ­Что написала Катерина Петровна в письме дочери? (чтение письма в учебнике) Как вы думаете, писала ли раньше К.П. такие письма Насте? Какие слова говорят о материнской любви? (ненаглядная моя) Как бы вы откликнулись на такое письмо? Когда в последний раз виделись мать и дочь? (три года назад) Кто отнесет письмо К.П. на почту? (Манюшка, дочь соседа) Как

относятся к К.П. окружающие? (с уважением, заботятся о ней, оказывают посильную помощь) ­ Как можно озаглавить эту часть? («Мать») Словесный Работа с текстом Беседа 6. Чтение 2 части Анализ прочитанного. ­ Где мы мысленно оказались? (в большом шумном городе) Кем работала Настя? (секретарем в Союзе художников) Где она получила письмо? (на службе) Как дочь отреагировала на письмо матери? (Чтение ответа: «Она спрятала письмо в сумочку, не читая, ­ решила прочесть после работы») Какие чувства вызывали у Насти письма матери? Почему они были «безмолвным укором»? Какие неотложные дела помешали Насте поехать к матери? Когда Настя прочитала письмо? (когда вернулась домой) Решилась ли она поехать? Почему? (чтение отрывка «она подумала о переполненных поездах»…до «положила письмо в ящик письменного стола») Здесь автор предостерегает нас, читателей, от беспамятства и нелюбви, когда мы в суете забываем о самом главном. ­ Что произошло на выставке? (Даша подала Насте телеграмму) Как повела себя Настя? (спокойно, даже не поняла о какой Кате идет речь) (чтение отрывка) Как отозвался в своей речи Першин о Насте? (он назвал ее милой Анастасией Семеновной) Можно ли назвать «милую Анастасию Семеновну» по­настоящему чутким, заботливым человеком? ­ Почему Настя не открыла старому художнику правду? (ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда ее хвалят, у нее умирает мать) Почему Настя «скомкала телеграмму и нахмурилась»? (неприятное известие, не во время, это нарушило ее планы) Что произошло дальше? Ее слезы – это слезы очищения. Новым смыслом наполнилось для Насти письмо матери. ­ Какие чувства овладели Настей, когда она поняла, что теряет мать? (она поняла, что никто ее так не любит, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка) ­ Как можно озаглавить 2 часть? («Опоздала») 7. Беседа. Уточнение названия рассказа. ­ Ребята, мы с вами в суете жизни иногда забываем о главном. Задумаемся: достаточно ли мы внимательны и добры к своим мамам? Помним ли мы о том, что мама – самый близкий нам человек? Бережем ли ее? Так уж устроена жизнь, что только взрослея, человек начинает осознавать, какое это счастье, когда мама рядом. Мы взрослеем, а наши мамы стареют. Они не вечны и уходят от нас. Мы в неоплатном долгу перед матерью. Родители наши – это наша опора. Известный поэт Валентин Берестов так написал об этом, послушайте: Любили тебя без особых причин За то, что ты ­ внук, За то, что ты – сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней

Толковый словарь Применение пословиц Останется тайной опорой твоей. ­ Вот эту­то опору и потеряла Настя. От чего? Почему так произошло? (она выбрала работу, карьеру) Вам понравилась Настя? Почему? (неприязнь к Насте родилась сама по себе, можно было этого не допускать) ­ Вернемся к рассказу. Почему он назван «Телеграмма»? Что такое телеграмма? (работа с толковым словарем) Когда обычно отправляют телеграмму? Телеграммы отправляют в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. Вывод: сам рассказ и есть телеграмма, посланная нам, читателям. Чему учит нас этот рассказ? Она напоминает, как важно не забывать самых близких людей, быть внимательными к ним. Еще мы должны быть милосерднее, ответственнее за свои поступки. ­Между стихотворением В.Берестова и рассказом К.Паустовского есть некая параллель, которая подводит к такому заключению: Пока у вас есть мамы – Приезжайте к ним без телеграммы! 8. Итог урока. ­ Дождалась ли К.П. приезда дочери? Сможет ли кто­нибудь снять с нее «непоправимую вину, невыносимую тяжесть»? ­ Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а то может оказаться поздно. «Будь человеком» ­ говорит К.Паустовский. «За добро плати добром!» Чтение пословиц о матери. ­ Прочитайте внимательно пословицы и скажите, какая пословица относится к 1 части, какая ­ ко 2 части? Почему? Ананың көңілі балада, баланың көңілі далада. – Все мысли матери ­ о детях, все мысли детей – об играх. Ағайын алтау, ана біреу. – Родни много, а мать – одна. 9. Оценивание. 10. Дом. задание. Написать небольшое сочинение «Моя мама». 11. Рефлексия. Сегодня на уроке….

12.01.2015 5983 828

Милосердие и доброта облагораживают, украшают человека, делают его счастливым.

Цель: дать представление о К.Г.Паустовском как о человеке и писателе, познакомить с творчеством замечательного художника слова; дать характеристику героев; раскрыть основную мысль рассказа; совершенствование логического мышления и умения работы над художественным текстом; воспитание доброты, нравственности, милосердию; привить любовь к близким, помнить о великом долге перед матерью; воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни;

Оборудование: « Литература в школе» 1996 -6; «Уроки литературы» 2004 -3; «Мегариф» 2005 – 11; Виль Казыханов «Уроки нравственности» -2004; Крамской «Неизвестная»; текст рассказа «Телеграмма»; портреты писателя; иллюстрации; стихи о маме; фрагмент из кинофильма В.Шукшина «Калина красная»;

Записи на доске: слова –антонимы:

Милосердие

Доброта бессердечность

Чуткость жестокость

Верность бездушие

Отзывчивость черствость

Преданность неблагодарность

Щедрость души равнодушие

Душевность

Добросердечность

Бескорыстие

Совесть стыд

Высказывания известных людей.

- Никогда не делайте того, за что вам придется казнить себя. Кант.

- Кто творит добро, тот и процветает. Кант.

- Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы быть счастливым. Стендаль.

- Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное. Платон.

- Есть только один способ положить конец злу – делать добро злым людям. Л.Толстой.

- Добрых людей на свете, было, есть и будет всегда больше, чем плохих и злых. В.Астафьев.

- Тот, кто не делает добро, когда имеет возможность делать его, будет страдать. Саадин.

- Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив.

Сенека.

- Зорко следите за юными всходами зла и добра, восхищения и зависти. Будьте красивыми, сильными, добрыми, зависть и зло вырывайте без жалости. О.Фонеко.

- Когда одна свеча зажигает другую и одной свечой зажигаются тысячи, так и одно сердце зажигает другое, и зажигаются тысячи. Л.Н.Толстой.

- Делая добро другим, вы помогаете себе.

- Самое большое счастье в жизни – это уверенность в том, что тебя любят. Гюго.

- Счастье – ощущение собственной нужности. Хемингуэй.

- Добродетель развивается последствием дел, а не болтовни. Я.Коменский.

- За добро плати добром. К.Паустовский.

- Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать.

М.Горький.

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе,

А скажут лишь доброе слово –

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его. Шехтер.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей. В.Берестов

Ход урока:

Слово учителя.

Быть всегда нужным людям, чувствовать веление времени – большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя Константина Георгиевича Паустовского. В этом году весной ему исполнится 115 лет.

Деятельность его разнообразна: он – автор романов, повестей, рассказов; он – драматург, критик, публицист. Его книги - яркие, романтичные – читаются охотно, с увлечением. Они учат нас любить природу, Родину, искусство, человека. Писатель открывает читателю глаза на красоты в повседневной жизни и в шедеврах, помогает найти ответы на вечные вопросы.

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Он с удовольствием писал очерки и рассказы об известных людях – о Гоголе, о Грине, Чехове, Блоке, Лермонтове.

Читая его книги, мы не можем ощущать и обаяние личности писателя, его бескорыстие, честность, принципиальность. Это неслучайно: Паустовский – человек, «создавший себя», его жизнь может служить примером редкой целеустремленности, благородства и преданности своему делу.

Биография К.Паустовского. (сообщение ученика)

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве 31 мая 1892 года в семье железнодорожного статистика.

Отец был из запорожских казаков, а бабка со стороны отца была турчанка.

Несмотря на профессию статистика, которая требовала трезвого взгляда на жизнь, отец Паустовского был мечтателем. И поэтому не мог долго засиживаться на одном месте. После Москвы они переехали в Вильно, потом в Псков и,наконец, надолго засели в Киеве.

Мать писателя была женщиной властной и суровой.

Семья была большая, склонная к занятиям к искусству, много пели, играли на рояле, спорили, любили театр.

Мальчик начал учиться в 1 классической гимназии, где учился на год старше писатель М.Булгаков, автор романа «Мастер и Маргарита». Но когда он перешел в 6 класс, их семья распалась и ему пришлось самому зарабатывать на жизнь и на учение. Перебивался репетиторством.

В 1911 году в последнем классе он написал первый рассказ и напечатал в литературном журнале «Огни». А свои первые стихотворения Паустовский отправлял Бунину. И.

После окончания гимназии он пробыл 2 года в Киевском университете, а затем перевелся в Московский.

В начале первой мировой войны работал кондуктором в трамвае, затем санитаром на санитарных поездах

Однажды в отряде ему попался обрывок газеты, где он узнал, что в один и тот же день были убиты на разных фронтах оба его брата. Он вернулся к матери – она жила в Москве, но долго просидеть на месте не смог и начал скитальческую жизнь.: уехал в Екатеринослав и работал на металлургическом заводе. Затем в Новороссийск, а оттуда в Таганрог. В свободное время начал писать роман «Романтики».

Во время февральской революции вернулся в Москву и начал работать журналистом, здесь же стал свидетелем и революции 1917 года.

И снова его завертело. Он уехал с матерью на Украину, в Киев, затем в Одессу. Там он впервые попал в среду писателей – Ильфа, Багрицкого, Бабеля, Юрий Олеша.

Паустовский очень любил путешествовать, во время них он знакомился с интересными людьми, видел мир, народы – и все это помогало ему в работе над произведениями. Писатель побывал в Батуми, Тифлисе, в Армении, в Персии. Изъездил всю Украину и Кавказ, Волгу, Оку, Каму, был в Средней Азии, на Алтае, в Сибири, в Михайловском- на родине Пушкина, В Эстонии, в Литве, в Белоруссии и Чехословакии. В 1956 году плавал вокруг Европы и побывал в Стамбуле, Афинах, Риме, Париже…

Во время 2 мировой войны был военным корреспондентом.

В своих воспоминаниях он говорил так: «…моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать».

Произведения писателя переведены на многие языки мира. В музее Паустовского в Москве, над последней его фотографией запись: «Мы жили на этой земле. Не отдавайте ее в руки опустошителям, пошляков и невежд». Эта запись звучит как напоминание, как завет потомкам, точнее, нам.

Слово учителя.

Паустовский часто писал о людях простых и безвестных, о которых мы читаем с волнением, хотя в произведениях нет острого сюжета, захватывающего происшествия. В чем же дело? Может в любви к людям? Может в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает?

Сегодня мы с вами обсудим произведение Паустовского «Телеграмма». Дома вы должны были прочитать этот рассказ. Я попрошу вас кратко изложить его.

Краткое содержание рассказа «Телеграмма».

Слово учителя.

Вот видите, никакого захватывающего сюжета, но ИНТЕРЕСНО.

- Как начинается рассказ? Его эмоциональный фон. Природа и Катерина. Описание природы – осень

- Расскажите о жизни Катерины Петровны.

- Как передается одиночество Катерины Петровны?

- Как чувствовала себя она в последнее время?

- Прочитайте письмо Катерины Петровны, кому оно адресовано? Что вас удивило в письме?

- Кто же такая Настя? Опишите ее внешность. («холодные глаза»)

- Можно назвать Настю черствой, бессердечной, неблагодарной?

- по отношению к матери;

- а ее участие в судьбе художника Тимофеева?

- Почему, когда говорится о Катерине Петровне, писатель показывает пейзаж, а когда о Насте, никакого пейзажа мы не встречаем?

- Катерина Петровна осуждала свою дочь?

- почему писатель использует именно картину Крамского «Неизвестная»?

Эта картина напоминает о жизни Катерины Петровны, когда она была молодой, веселой. Таких неизвестных, одиноких матерей очень много.

- Так о ком же должна была подумать, прежде всего, Настя?

- Какие причины она придумывала, чтобы не поехать к матери?

- Почему дважды в рассказе появляется скульптура Гоголя?

- Осознала ли Настя ошибку?

- Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

«Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле». (5 заповедь Божия).

- Что означают имена Катерина и Настя?

Катерина (греч.) – чистая, Настя (греч.) – воскресающая.

- Писатель знакомит нас в конце рассказа с молоденькой учительницей. Почему?

- А еще, каких людей мы встретили в рассказе?

- Скажите, ложь во имя спасения допустима?

- Какой урок нравственности преподал девочке Тихон?

- Ребята, а все-таки, что дороже: карьера или семья, мама?

- В вашем сердце, какие зарубки оставил этот рассказ?

- Как вы думаете: больше добрых или жестоких людей?

Вывод:

Надеюсь, талант Паустовского задел ваши сердца, и вы посмотрите на себя со стороны и подумайте: а я не пустельга?

- Какой же вывод вы сделали из этого урока? Что поняли? Что нового вы для себя узнали?

Надо быть добрым, и за добро платить добром. Мы поняли, что настоящая доброта – это забота о близких, это чуткое отношение к матери. Доброта, преданность, верность необходимы в нашей жизни.

Я хочу пожелать, чтоб на вашем пути никогда не встречались неблагодарные, жестокие, бездушные люди.

(Чтение стихотворений о маме).

Я хочу быть ласковым с тобою.

Ласковым и нежным до конца,

Чтобы ни единою слезою

Ты не опечалила лица.

Я хочу, чтоб ты спала спокойно,

Слушая осенние дожди,

Чтобы все печали и невзгоды

Навсегда остались позади. В.Ломанов.

Мать… Мы землю так называем,

Когда растим хлеба и цветы,

Когда в ракете над ней взмываем

И видим, какая она с высоты.

Читая, чистая, вся голубая –

Это, наверное, потому,

Что мамы ходят по ней, улыбаясь

Детям, будущему своему.

Взял бы цветы – миллиард букетов

И разбросал бы их над планетой.

Мамы получат их, улыбнутся

И сразу повсюду наступит лето.

Мать, я землю изъездил. Я многие знал города.

И добро повидал, и война по мне смертью строчила.

Но друзей своих, мать, не бросал я в беде никогда.

И не лгал никогда. Это ты меня так научила.

Ты меня научила не прятать у сердца обид.

(Сердцу трудно и так, для чего ему тяжесть такая?)

Если слово ты дал – это значит навеки. Гранит.

Если в гору идешь – поднимайся, других не толкая.

Ах, завет материнский, и что тебя в мире мудрей!

Ты нас к звездам ведешь даже в темные ночи глухие.

Я берусь утверждать: в мире мало плохих матерей!

Отчего же тогда появляются люди плохие?

Отчего же тогда по земле еще ползает зло?

И смердит себялюбство? И сушит сердца скопидомство?

А ведь как на планете бы сделалось людям светло,

Если б всех матерей своих слушаться стало потомство!..

Это вы нас учили, куда бы мы в жизни ни шли, -

Мы судьбу свою метили самой высокой метой!

Если бьемся с врагом – так уж бьемся за счастье Земли!

Если счастье несем – так уж делимся с целой планетой!

Мама, как ты добра!.. Как была ты огромна добра!

Целый город, бывало, к тебе приходил за советом.

Если мерз человек, ты ему отдавала тепло.

И всегда незаметно, всегда от души. Сокровенно.

Вот за это за все – я твой сын! И пока я живу,

Мама, имя твое я несу через жизнь, как святыню.

Будут годы идти. Будут яблоки падать в траву.

Будет солнце всходить. Будут реки врываться в пустыню.

Будут плыть корабли в белизну марсианских морей.

Будет жизнь бушевать. Каждым атомом. Жилкою каждой.

Люди! Братья мои! Берегите своих матерей!

Настоящая Мать – человеку дается однажды. С. Островой.

Слово учителя.

Этот дом расположен на окраине города. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда тоже, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и поэтому, состарившись, они нашли прибежище здесь; другим не нашлось места в семьях их родных детей; третьи не могли найти общего языка с невестками или внуками; четвертые… Впрочем, стоит ли перебирать все причины? Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.

Найти этот дом не так уж трудно. К нему ведет узенькая тропинка от автобусной остановки. Окна его тусклы, отчего кажется, что от дома веет каким-то холодом. Вокруг не растет ни деревца, ни единого кустика.

Самое любимое место во дворе – та самая площадка, где дорожка соединяется с тропинкой от остановки. Сядут на скамейки и подолгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы, машины. Они кого-то отчаянно ожидают, но здесь мало кто бывает. Некогда их родственникам хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек…

Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25-30 лет вся пышет здоровьем и неуемной энергией, так что старушка еле поспевает за ней.

Она заикнулась было: «Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно…» - Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:

Мне к 6 часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей сегодня день рождения.

Ступив на крыльцо дома, женщина произнесла: «Слава Богу, наконец-то, дошли!»

Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.

Проходите, пожалуйста, садитесь.

Женщина вынула из сумочки какой –то сверток, небрежно завернутый в газету и положила перед директором. Он взял и не спеша начал читать. Затем спросил:

Ханум, а вы кем приходитесь Марфуге эби?

Как кем? Дочерью, конечно.

Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?

Да, мне в соцобесе заверили, что все в порядке с документами.

Конечно, конечно, - полуиронически сказал директор, - только одно непонятно: на какое время, на сколько оставляете вы свою маму у нас?

Она сама сюда захотела.

Да, да, - поддержала ее мать, - я сама напросилась.

Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:

Сколько раз мы с Алешей ее уговаривали остаться. Ни в какую.

Все понятно, - сказал директор, - вы можете идти.

Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор спросил у старушки напрямую:

Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, все-таки, пришли сюда?

Да откуда такому желанию –то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. – После смерти моего мужа, дочь со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость…..

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Урок по теме: "К. Г. Паустовский"Телеграмма" рекомендован для учащихся 7-8классов, посвящен празднику - День матери. Художественный текст произведения содержит огромный нравственный (воспитательный) потенциал, что особенно актуально в нашей жизни современного общества.

Подготовка к уроку: учащиеся заранее прочитали рассказ К. Паустовского.

На основе анализа эпизодов, составления схемы, учащиеся самостоятельно подходят к осмыслению основной мысли рассказа, выявляют проблематику, актуальность всего произведения в целом.

Данный урок может быть проведен как урок внеклассного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы.

(Внеклассное чтение)

Класс: 7-8

Тема: К. Г. Паустовский «Телеграмма».

Задачи:

  1. Знакомство с произведением К. Г. Паустовского.
  2. Формирование умения анализировать эпизоды, формулировать основную мысль эпизода и всего рассказа.
  3. Развитие устной речи, памяти, внимания, воображения.
  4. Воспитание чувства ответственности, любви, уважения, сострадания; чувства сыновнего долга.

Оборудование: записи на доске, текст художественного произведения.

Ход урока.

1.Сообщение темы урока. Работа с эпиграфом.

30 ноября 1998 года первым президентом России был подписан Указ об учреждении Международного праздника День Матери.

Мама! Как прекрасно это слово! Это наш самый близкий, самый любимый человек. Это наш советчик, друг, помощник.

На доске записан эпиграф нашего урока, прочтите слова О. Бальзака.

Сердце матери - это бездна,

в глубине которой всегда

найдется прощение.

О. Бальзак.

Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с мнением писателя?

Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». И еще вернемся к эпиграфу в конце урока.

2. Беседа на первичное восприятие.

Какие чувства передал К. Г. Паустовский?

Кто из героев запомнился? Почему?

3. Анализ эпизодов рассказа.

Для подробного анализа рассмотрим следующие эпизоды:

  1. Ожидание дочери.
  2. Письмо Катерины Петровны.
  3. Телеграмма от «Насти».
  4. Финал рассказа.

Зачитывание и обсуждение эпизодов.

1 эпизод.

- Какие чувства остаются после прочтения рассказа?

Как описание природы помогает понять состояние, настроение Катерины Петровны?

Что было единственным живым существом в доме?

Как относится мать к Насте? Почему оправдывает занятость дочери?

2 эпизод.

- Какие строки в письме Катерины Петровны затрагивают душу?

Как образ скульптора Тимофеева и его скульптура Гоголя раскрывают образ Насти? (Настя заботится об открытии выставки чужого ей человека, забыв о самом дорогом- матери.)

Когда Настя прочла письмо?

Почему девушка чувствует безмолвный укор? О чем это говорит?

Почему Настя все-таки поспешила в Заборье к матери? В каких строках показано ее раскаяние? («Мама! Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы простила…»)

3 эпизод.

Почему название этого эпизода написано в кавычках? (Телеграмму написал сторож Тихон.)

Как об этом догадалась Катерина Петровна?

Чужие люди - Тихон, соседская девочка Манюшка - оказались роднее, они заботились о ней, жалели умирающую женщину.

4 эпизод.

Зачем нужен образ молодой учительницы?

Как прощались жители села с Катериной Петровной?

Прочитайте заключительные строки рассказа.

Какой урок получила Настя?

4. Работа со схемой «Главные герои рассказа»

На доске - схема к рассказу «Телеграмма», рассмотрите ее.

Почему именно так расположены герои?

Почему символ Катерины Петровны - солнце ?

Как ее лучи касаются других героев?

Даже один ее луч любви пробил стену занятости, равнодушия Ленинграда. Ведь Настя раскаялась, но слишком поздно.

Как вы думаете, простила ли Катерина Петровна свою дочь?

5. Итог урока.

Сравним вывод с эпиграфом. Как он связан с основной мыслью рассказа?

Постарайтесь в своей жизни не огорчать маму, не забывать о ней, чтобы потом не чувствовать тяжелой вины, как Настя. А начните с простого: помогите маме в домашних делах, порадуйте хорошей оценкой и не забудьте поздравить с праздником!

6. Домашнее задание.

Выберите одно из заданий:

1) подберите к следующему уроку стихотворения наших забайкальских поэтов о матери, одно из них выучите наизусть.

2) напишите сочинение-миниатюру на тему «Мой самый родной человек»

Приложение

Схема «Главные герои рассказа»

Заборье Ленинград

Жители села

Сторож Настя Тихон Манюшка Молодая учительница


Наименование учреждения: ГУ «Средняя общеобразовательная школа №43 города Павлодара»

ФИО: Хасанова Гульнара Нуримановна

Должность: учитель русского языка и литературы

Стаж работы: 19 лет

Предмет: русская словесность

Тема: К.Г.Паустовский «Телеграмма»

Класс: 6

Урок русской литературы в 6 классе .

Тема урока : «Подробности текущей жизни» по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Эпиграф к уроку : Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею. (В.Белинский)

Тип: уроквнеклассного чтения.

Оборудование : интерактивная доска, компьютер, элементы костюма для почтальона, почтовый ящик, «бланки» телеграмм, хрестоматии, тетради.

Оформление: выставка книг К.Г.Паустовского, портрет писателя, высказывания о писателе, песня «Мама» (в исп. С.Лазаревой).

Цели урока: Создание условий для формирования функциональной грамотности через осмысление текста рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Задачи урока:

Образовательные:

Развивающие:

    развитие речи и творческого мышления обучающихся; умение обобщать информацию, формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать друг с другом в групповой работе).

Воспитательные:

    воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям, воспитание культуры работы в классе, привитие интереса к литературе.

ХОД УРОКА

      Организационный этап. 1 минута.

Здравствуйте, дорогие ребята, я очень рада видеть вас сегодня. Проверьте, пожалуйста, все ли лежит у вас на столах: учебники, тетради, ручка.

      Мотивационный этап. 5 минут.

Стук в дверь. (Заранее подготовленный ученик приносит «почту» и кладёт в почтовый ящик)

Ребята, нам доставили почту: это телеграмма. Текст телеграммы следующий: «Спешите делать добрые дела».

Обратите внимание на доску и прочитайте эпиграф к уроку: «Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею». (В.Белинский)

А как вы понимаете это высказывание В.Г.Белинского?

О чем и о ком пойдет речь на уроке? (О произведении К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Правильно, итак, тема нашего урока... Запишите тему в тетради.

Какие ассоциации у вас возникают при имени этого человека?

Действительно, К.Г.Паустовский много писал о средней полосе России, о скромной, неброской красоте её лесов, рек, озер. Именно о красоте природе, взаимоотношениях человека с природой в своих произведениях рассказывал Паустовский детям.

Мне хотелось бы познакомить вас со словами самого писателя, относительно того, как создавался этот рассказ.

Отрывок главы «Зарубки на сердце» из повести К.Г.Паустовского «Золотая роза»:

«…Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они

собирают материал для своих книг. И обыкновенно очень удивляются, когда им

отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.

Сказанное выше не относится, конечно, к изучению материала научного и

познавательного, необходимого писателю для той или иной книги. Речь идет

только о наблюдениях живой жизни.

Жизненный материал - все то, что Достоевский называл "подробностями

текущей жизни", - не изучают.

Просто писатели живут, если можно так выразиться, внутри этого

материала - живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых

событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои

заметы и свои зарубки.

Необходимо, чтобы у читателей (а кстати, и у иных молодых писателей)

исчезло представление о писателе как о человеке, бродящем повсюду с

неизменной записной книжкой в руках, как о профессиональном "записывателе" и

соглядатае жизни.

Тот, кто будет заставлять себя накапливать наблюдения и носиться со

своими записями ("как бы чего не забыть"), конечно, наберет без разбору

груды наблюдений, но они будут мертвыми. Иначе говоря, если эти наблюдения

перенести из записной книжки в ткань живой прозы, то почти всегда они будут

терять свою выразительность и выглядеть чужеродными кусками…»

Давайте попробуем сами определить цель урока.

      Операционный этап. 15 минут.

Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, вы прочитали произведение К.Г.Паустовского «Телеграмма» и выписали слова, требующие комментария. Давайте раскроем смысл некоторых слов, понятий, имён.

1.Словарная работа . Комментарий.

«Вестник Европы» - ежемесячный литературно-политический журнал (1866-1918).

Гюго Виктор Мари(1802-1885)-французский писатель, автор
романов «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется» и др.

Стеклярус - разноцветные короткие трубочки из стекла, нанизываемые на нить для украшения, род бисера.

Утиль - отходы, вещи, негодные к употреблению, но пригодные для переработки, утилизации в качестве сырья.

Ридикюль (устар.) - женская сумочка.

Салоп - старинная верхняя женская теплая одежда в виде широкой длинной накидки с прорезями для рук или небольшими рукавами, часто на подкладке, вате (вышла из употребления в конце XIX в)

Керосинка - керосиновый прибор с фитилями, служащий для приготовления пищи.

Сольвейг - героиня оперы Э. Грига «Пер Гюнт» («Сольвейг» в переводе - означает «Солнечный путь»).

Пустельга - 1. хищная птица из семейства соколиных;

2. легкомысленный, пустой человек (разг., неодобрит.).

Ветла - вид ивы.

2.Групповая работа .

Работам мы сегодня в шести группах, применяя в своей работе шесть шляп мышления.

Переверните карточку, лежащую на середине стола, посмотрите, какой цвет вашей шляпы. Я напомню «функции» шляп:

Белая шляпа (1 группа - слабоуспевающие ученики) учит человека беспристрастно работать только с фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций.

Желтая шляпа (2 группа) помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации, явления, проблемы.

Черная шляпа(3 группа) помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы.

Красная шляпа(4 группа) дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках.

Зеленая шляпа(5 группа) актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые спо­собы и приемы.

Синяя шляпа(6 группа – одарённые дети) помогает человеку находить смысл в том, что он делает, про­дуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт; философски осмыслять события и явления.

Задания для 1 группы (белая шляпа):

Расскажите о главной героине-Катерине Петровне, что вы узнали о ней?Из чего складывается жизнь Катерины Петровны? Как проходят её дни?

Задания для 2 группы (жёлтая шляпа):

Как живёт Настя? Почему её называют Сольвейг? Что в ее внешнем облике подчеркивает автор? Ко всем ли она бессердечна?Какие факты свидетельствуют о том, что совесть Насти все же пробудилась?

Задания для 3 группы (чёрная шляпа):

Как могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери?Вспоминала ли она о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь, избегая
всяких оценок.

Задания для 4 группы (красная шляпа):

Какую роль, по-вашему, играет в рассказе «Телеграмма» интерьер комнаты, пейзаж? В какое время года происходит действие? Обратите внимание на художественные детали, создающие пейзаж, на то, какие цвета преобладают? Почему? При помощи каких изобразительно-выразительных средств передаётся настроение в рассказе?

Задания для 5 группы (зелёная шляпа):

Представьте данный рассказ без таких героев, как Тихон, Манюшка, молодая учительница. В чём произведение претерпело бы изменение? Обозначьте роль в рассказе данных образов.

Задания для 6 группы (синяя шляпа):

Выслушав выступления групп, заполните обобщающую таблицу.

Тема этого рассказа.

Основная мысль произведения.

В чём трагизм Насти?

В чём заключается смысл названия рассказа?

3. Выступление спикеров от каждой группы. 15 минут.

Положите ручки в центр стола, чью ручку возьму, тот и будет представлять работу своей группы.

      Рефлексивно-оценочный этап. 2 минуты.

Оценивание работы участников группы.

Заполните оценочные листы.

      Подведение итога урока. 5 минут.

Ребята, вы знаете, что в нашем почтовом ящике есть ещё одно послание, адресованное нам. Это притча. Вспомните, что такое притча? (поучительный рассказ). Послушайте:

ПРИТЧА О МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ.
Умер человек и попал на небо. Подлетает к нему ангел и говорит:
- Вспомни всё хорошее, что ты сделал на Земле, тогда вырастут у тебя крылья, и ты полетишь со мной в рай.
- Я мечтал построить дом и посадить сад, - вспомнил человек. За его спиной появились маленькие крылышки.
- Но я не успел осуществить свою мечту, - со вздохом добавил человек. Крылышки исчезли.
- Я любил одну девушку, - сказал человек, и крылышки снова появились.
- Я рад, что никто не узнал о моём доносе, - вспомнил человек, и его крылышки исчезли. Так человек вспоминал и хорошее, и плохое, а его крылышки то появлялись, то исчезали. Наконец, он вспомнил и рассказал всё, а его крылья так и не выросли. Ангел хотел улететь прочь, но человек вдруг прошептал:
- Ещё я помню, как мама любила меня и молилась за меня. В то же мгновение за спиной человека выросли большие крылья.
- Неужели я смогу летать?- удивился человек.
- Материнская любовь делает сердце человека чистым и приближает его к ангелам, - с улыбкой ответил ангел.

Как эта притча связана с эпиграфом нашего урока?

Я предлагаю вам отправить телеграммы своей маме. Напишите ей добрые, тёплые слова любви. А я доставлю ваши телеграммы на ближайшем родительском собрании.

      Домашнее задание. 2 минуты.

1*.Подготовить проект «Тема блудного сына» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма».

2. Составьте пятистишие к слову «Одиночество».

3. Эссе «Мои мысли после прочитанного».

Спасибо за урок! До свидания.

Использованная литература:

    К.Г.Паустовский «Телеграмма»

    Ожегов С.И. «Словарь русского языка» М.,-1984г.

    К.Г.Паустовский « Золотая роза».