Смарт доска и ее возможности. Электронные интерактивные доски

Технологии не стоят на месте, и даже привычные для нас вещи меняются до неузнаваемости или уступают место новым, более современным аналогам. Так, обычная школьная доска уже не отвечает требованиям сегодняшней педагогики, и ее вытесняет интерактивная доска. Какие у нее отличия от ее предшественницы с мелом, и чем она лучше - читайте в статье.

Что такое интерактивная доска?

Это учебный инструмент, который позволяет демонстрировать изображение с компьютера на экране при помощи цифрового проектора. Преподаватель может управлять информацией с ПК непосредственно на доске, используя специальную ручку (по такому принципу работала первая интерактивная доска Smart Board) или свой палец в качестве мыши (так работает большинство досок последних поколений). Учитель или ученик может перемещать, открывать, копировать объекты, а также делать от руки заметки, которые потом можно преобразовать в текст и сохранить. Также все действия, которые происходят на компьютере, подключенном к проектору, будут показаны на большом экране.

Зачем она нужна?

Интерактивная доска — это мощный инструмент, который позволяет привнести инновации в стандартные методы преподавания и улучшить взаимодействие между разными участниками учебного процесса. Она дает возможность интегрировать разный медиаконтент в уроки.

Но возникает вопрос, является ли экономически выгодным оборудование классов такой техникой, которая стоит от 1100 до 3000 долларов (не включая цену дополнительного оборудования)? Ответ на этот вопрос - да. Это дешевле, чем оснащать каждое учебное место компьютером или требовать от учеников приносить свой ноутбук или планшет. А ведь использование компьютерной техники на уроке сегодня является не просто данью моде, а необходимостью.

Однако такие доски используют не только классические учебные заведения. Тренинговые центры разных направлений оснащают свои классы интерактивными досками, а ведущие компании используют их для более продуктивных обсуждений и обмена информацией между своими сотрудниками. Это могут быть как совещания по запуску новых продуктов, так и обсуждения итогов деятельности и построение новых планов.

История изобретения

Супружеская пара из Канады Нэнси Ноултон и Дэвид Мартин первыми представили миру эту идею. У Нэнси был опыт работы в школе, а у Девида было несколько бизнесов, один из которых - продажа проекторов. Однажды между ними завязался диалог, в котором они обсуждали сложности коллективного обучения. Оба применили свои знания, и в 1986 году появилась инновационная интерактивная доска Smart Board. За этим последовало основание одноименной компании (1987 г.), и в начале 90-х было запущено массовое производство. В 1992 г. компания Smart Board стала сотрудничать с Intel, что только ускорило ее развитие и распространение по всему миру. Сегодня управлением устройствами при помощи касания никого не удивишь, но более чем 20 лет назад это была революционная технология.

Позже появились и другие производители — ActivBoard, eBeam, DualBoard, Mimio, StarBoard, Promethean, но интерактивная доска Smart Board стала настолько распространенной, что часто название компании используется как синоним для этого вида техники. Ее можно встретить как в классах Великобритании, так и в школах Индии.

Какие функции имеет доска нового поколения?

Учитель или ученик может писать, рисовать, чертить, добавлять примечания, выделять текст или определенную область экрана, а затем сохранять полученные изображения и предоставлять ученикам для дальнейшего изучения.

Также можно проигрывать видео, запускать обучающие видео, открывать веб-сайты и программы.

Но не стоит забывать, что сама по себе интерактивная доска - это всего лишь предмет, который заинтересовать и обучить детей не может. Залогом успеха является тщательная подготовка урока и подборка материала со стороны учителя, лишь тогда он сможет полностью использовать весь потенциал современных технологий и дать ученикам больше знаний.

Использование интерактивной доски на уроках разных дисциплин

Вот как можно применить новое оборудование на занятии:

  • На биологии учитель может продемонстрировать рисунок строения уха, подписать названия его частей, объяснить материал, а затем выслать этот файл ученикам или выложить на школьном сайте для скачивания.

  • На уроке труда можно включить видео, которое объясняет, как делать поделку. Используя специальную программу, можно разбить экран и одновременно демонстрировать несколько роликов, чтобы учащиеся могли делать разные проекты.
  • Физика и химия станут понятнее и интереснее с использованием многочисленных обучающих видео, начиная от фильмов об астрономии или об оптических принципах устройства глаза, и заканчивая небольшими программами, которые могут показывать, например, как шарик отскакивает от разных поверхностей.
  • Интерактивная доска полностью меняет представление об уроке географии. Учитель может использовать Google Maps и демонстрировать ученикам карты любого масштаба и с высоким уровнем детализации всего земного шара, одновременно открывая фотографии, которые сделаны на изучаемой местности. Кроме того, он может провести виртуальную экскурсию по знаменитым городам, используя сервис «Просмотр улиц».

Просто о сложном

Но не стоит предполагать, что только для дисциплин, где используется много визуального материала (карты, рисунки, видео и т. д.) нужна интерактивная доска.

Математика с начальных классов может стать ближе и понятнее детям, если использовать специальные обучающие игры. А для детей старше пригодятся анимационные видео, которые объясняют умножение со скобками, алгебраические уравнения и т. д. Построение правильных и аккуратных графиков становится гораздо проще, учитель может наслаивать их друг на друга, вводить новые значения переменных и менять их во время урока.

Педагогам нравится, что они могут заранее написать все необходимые примеры и не тратить на это драгоценное время урока. При необходимости даже спустя полгода можно открыть файл по нужной теме и обновить материал. Время, которое тратится на написание, стирание информации на доске, минимизировано. Также преподаватели отмечают, что за счет этого они почти все время стоят лицом к детям, а это способствует поддержанию дисциплины и внимания у них.

Поэтому можно утверждать, что интерактивная доска - это шаг к более интересному и продуктивному обучению.

2 Принцип действия интерактивной доски

Интерактивную доску, как и мышь, можно назвать устройством ввода данных в компьютер. Когда вы прикасаетесь к рабочей поверхности интерактивной доски, она определяет координаты прикосновения по горизонтали и вертикали (x, y). Получив эти координаты, драйвер мыши компьютера перемещает указатель мыши в соответствующую точку на экране компьютера.

Пока все перья и ластик лежат в лотке на своих местах, программное обеспечение доски SMART Board интерпретирует прикосновения к доске как щелчки мышью и перемещения её указателя. Когда вы берёте из лотка перо или ластик, датчики обнаруживают это, в результате чего программному обеспечению становится известно, какой инструмент вы выбрали. Затем программное обеспечение SMART Board взаимодействует с драйвером мыши компьютера, драйвер превращает указатель мыши в цветное перо или в ластик позволяет рисовать на экране компьютера цветные линии и удалять их.

Проекционный режим. Чтобы использовать интерактивную доску SMART Board в проекционном режиме (который также называется режимом мыши), требуются два компонента: компьютер и цифровой проектор. Эти компоненты взаимодействуют следующим образом:

На компьютере запускается приложение, затем изображение из этого приложения передаётся в проектор;

Проектор проецирует это изображение на интерактивную доску;

Интерактивная доска служит одновременно экраном и устройством ввода (мышью и клавиатурой), позволяя управлять приложением простым прикосновением к её рабочей поверхности.

Рисунок 2.1 – Проекционный режим

Если программное обеспечение доски SMART работает в проекционном режиме, то прикосновение пальцем к рабочей поверхности доски интерпретируется как щелчок мыши.

Можно также взять из лотка любое перо и писать на доске. Эти записи будут видны также в работающем на компьютере приложении. Эти записи можно сохранить в файле формата SMART Notebook™ или прямо в приложении, если оно поддерживает ввод рукописных данных.

Непроекционный режим. Если интерактивная доска SMART Board работает в непроекционном режиме (который также называется режимом интерактивной доски), то управлять компьютером, прикасаясь к доске, невозможно. Но остаётся возможность использовать приложение Notebook с целью получать и сохранять записи с доски в файл. Эти записи можно также печатать на принтере.

По используемым в интерактивных досках технологий они подразделяются на четыре основных типа:

1. Сенсорная аналогово-резистивная технология (Интерактивные доски, использующие аналогово-резистивную технологию выпускают компании Egan TeamBoard, Interactive Technologies, SMART Technologies).

2. Электромагнитная технология (компании GTCO Calcomp, Promethean, ReturnStar, Sahara Interactive.)

3. Лазерная технология (PolyVision).

4. Ультразвуковая/инфракрасная технология (Интерактивные доски с использованием ультразвуковой/инфракрасной технологии выпускают компании Hitachi и Panasonic.)

Доски с фронтальной проекцией распространены наиболее широко, хотя и обладают очевидным недостатком: докладчик может загораживать собой часть изображения. Чтобы этого не было, проектор подвешивают под потолком как можно ближе к доске, объектив наклоняют вниз, а возникающие трапециевидные искажения компенсируют с помощью системы цифровой коррекции.

Доски с обратной проекцией, где проектор находится позади экрана, существенно дороже и занимают в аудитории больше места, чем доски с прямой проекцией. Поскольку экран работает на просвет, возможны проблемы с видимостью изображения под большими углами.

В последнее время на рынке появились специальные модели проекторов с короткофокусным объективом, предназначаемые для работы с интерактивными досками. Изготовители досок все чаще предлагают готовые комплексы, в состав которых входят доски и прикрепленные к ним сверху на штанге короткофокусные проекторы.

Сенсорная аналого-резистивная технология

Пример: SMART BOARD 660i

Аналогово-резистивная доска - многослойный "пирог", покрытый износостойким полиэфирным пластиком с матовой поверхностью и широким углом рассеяния света.

Поверхность достаточно мягкая для того, чтобы немного прогибаться при нажатии.

Доски работают в течение многих лет, не теряя качества и надежности. Основная угроза для поверхности - случайное применение фломастеров, после которого пластик бывает трудно отмыть.

Высокое разрешение экрана.

Для работы не обязательно иметь специальные маркеры, можно пользоваться пальцем или указкой.

Нельзя при работе опираться кистью руки на доску: она сразу на это среагирует и что-нибудь написать или нарисовать будет невозможно

Интерактивные доски, использующие аналого-резистивную технологию, выпускают компании Egan TeamBoard, Interactive Technologies, PolyVision, SMART Technologies.

Электромагнитная технология

Пример: INTERWRITE BOARD 1077

При использовании электромагнитной технологии интерактивная доска имеет твердую поверхность. Внутри слоистой структуры находятся регулярные решетки из часто расположенных вертикальных и горизонтальных координатных проводников. Для работы нужен специальный маркер. Электромагнитные доски обычно откликаются на действия пользователя несколько быстрее, чем аналого-резистивные. Скорость выдачи информации у них 100-120 пар координат в секунду, а, следовательно, время реакции системы ограничивается только производительностью компьютера. Технология изначально разрабатывалась для дигитайзеров, а потому внутренняя разрешающая способность системы (1000-2000 линий на дюйм и выше) избыточна для решаемых доской задач.

Лазерная технология

Пример: Webster LT

Лазерная технология интерактивных досок потребовала для своей разработки немалого искусства. В систему входят два инфракрасных лазерных угломера, обычно располагаемых сверху по углам доски.

Для работы нужен специальный маркер. Информация о нажатии на кнопки посылается в систему посредством ультразвука или сигнала какого-либо другого вида.

Принципиальный недостаток лазерной технологии - докладчик может случайно перекрыть луч лазера, в результате чего процесс измерения координат нарушается. Лазерные интерактивные доски наиболее дороги в производстве. Их выпускает, насколько нам известно, только одна компания - PolyVision.

Ультразвуковая/инфракрасная технология

Система, запатентованная под названием eBeam, использует различие в скорости распространения световых и звуковых волн.

Основной недостаток ультразвуковой/инфракрасной технологии тот же, что у электромагнитной и лазерной - необходимо использовать специальный электронный маркер. Электронный маркер испускает одновременно и ИК-свет, и ультразвук.

Интерактивные доски с использованием ультразвуковой/инфракрасной технологии выпускают компании Hitachi, Panasonic и ReturnStar.

Система MIMIO не является интерактивной доской как таковой, но может превратить в нее любую другую доску, совершенно для этого не предназначенную. Устройство представляет собой сенсор, крепящийся с помощью липучек на поверхность доски, и маркер с источником ультразвука и отсеком для обычного маркера. Имеется ультразвуковая губка, которой можно стирать как тонкие линии, так и большие площади.

Неоспоримым достоинством такой системы видится великолепная транспортабельность и возможность получения интерактивных досок с большими диагоналями, а главная проблема состоит в том, что пластмассовый корпус недостаточно прочен, чтобы выдержать длительную эксплуатацию и многократное перевешивание с места на место. Кроме того – это самый дешевый вариант создания интерактивного комплекса.

Рисунок 2.2 – Электрическая принципиальная схема интерактивной доски

ранения Интернета, население всемирной Сети в 20-ти странах приближается до 300 млн. (2000год) В Северной Америке людей с домашним доступом к Интернет наибольше (близко 150 млн.), ее догоняют европейские страны, где в совокупности таких людей - 82 млн. Лидируют Великобритания, Германия и Италия, частица которых в европейском населении Интернета превышает половину. Исследование также показало, что...

Пробелов, что особенно находит применение на уроках технологии. Выводы. Выше были перечислены все основные методы преподавания изобразительного искусства. Эффективность их использования будет достигнута только при комплексном использовании этих методов. Учитель начальных классов должен отдавать преимущество методам, которые делают работу активной и интересной, вносят элементы игры и...

... . (см Приложение) 2.1. Анализ исследования. Гипотезой моего исследования являлось, что использование интерактивного подхода в обучении иностранным языкам результативно влияет на уровень говорения. Проведя наблюдения, я выделила 2 класса в которых буду использовать интерактивные методы обучения, а в остальных трёх паралеллях, применять традиционное обучение. И посмотреть на результат знаний...




Что абсолютное большинство людей способны эффективно обучаться электронным способом, естественно при условии наличия адекватного учебного контента (содержания курсов). Разработка системы дистанционного обучения для НИПК даст ощутимый экономический и социальный эффект в деятельности организации. Эффективность в общем виде рассматривается как основная характеристика функционирования системы...

В наше время всё больше школьных классов, институтских аудиторий, офисов малых и больших компаний оснащаются интерактивными досками. Интерактивной доской принято называть сенсорное устройство, предназначенное для отображения графической и видеоинформации. На интерактивной доске можно работать с самыми разнообразными форматами данных, выводить документы, страницы сайтов, изображения, видео, фото, а также выполнять интерактивные задания и уроки. Для комфортной и продуктивной работы с электронной доской необходимо грамотно подойти к выбору модели устройства. Ниже - список самых типичных ошибок, которых следует избегать.

1. Выбор интерактивной доски с неподходящей технологией
Интерактивные доски работают с использованием одной из следующих технологий: электромагнитной, оптической и инфракрасной. Интерактивные доски, работающие на электромагнитной технологии, отображают информацию, написанную при помощи специальных маркеров, идущих в комплекте. Доски, имеющие инфракрасный или оптический принцип работы, позволяют писать при помощи пальца или любого другого непрозрачного предмета, такого как ручка или указка. Доски на электромагнитной технологии - нет. Учитывайте количество часов в сутки, на протяжении которых будет использоваться доска: если целый день, то намного удобней писать или рисовать специальным эргономичным маркером, а не водить по устройству пальцем, так как при использовании маркера рука устает значительно меньше. Есть и минусы: если маркер потеряется, придется заказывать новый.

Для того, чтобы не ошибиться, выбирая цифровую доску, следует самостоятельно опробовать несколько разных вариантов и выбрать наиболее удобный лично для себя и для своих нужд.

2. Не учтено количество пользователей одновременно работающих с интерактивной доской
Современные модели интерактивных досок позволяют вести работу нескольким пользователям одновременно. Для осуществления совместной работы на электронной доске необходимо определиться, сколько пользователей будет одновременно работать за одной доской. В зависимости от ответа на этот вопрос подбирается доска по параметрам Multi-touch и Multi-User. На всякий случай, лучше взять доску с запасом по количеству пользователей – это может пригодиться в будущем.

3. Отсутствие антивандальной, защищенной поверхности
Если доска покупается для образовательных нужд – в детский сад, школу или институт, где множество активных детей и молодежи, лучше выбирать устройство с антивандальной конструкцией. Следует помнить, что дети нечаянно могут повредить доску, ударить по ней или зацепить рюкзаком или одеждой. Современные интерактивные доски, разработанные для нужд образования или использования в общественных местах оснащены антивандальной поверхностью, которая может гарантировать безопасность оборудования.

4. Экономия на приобретении мобильной подставки на колесиках
Приобретая интерактивную доску, следует учитывать место ее будущего размещения. Надо заранее определиться относительно того, будет ли доска постоянно находится в одной аудитории или ее необходимо будет переносить из помещения в помещение. Если доску не планируется перемещать в процессе работы, то входящих в комплект креплений будет достаточно. Но если оборудованием будут пользоваться в разных помещениях, логичнее обзавестись фирменной мобильной подставкой на колесиках, подходящей под конкретную модель доски.


5. Приобретение глянцевой интерактивной доски
Интерактивные доски не работают без проекторов, поэтому при выборе оборудования необходимо учесть тот факт, что глянцевая поверхность будет создавать блики, негативно влияющие на зрение как учителей, так и учеников. Для того, чтобы уберечь зрение, необходимо приобретать доски исключительно с матовой поверхностью.

6. Неправильное размещение и монтаж интерактивной доски
Монтаж интерактивной доски лучше доверить профессионалам, имеющим опыт подобной работы. Во-первых, от монтажа зависит безопасность как учителя, так и детей, работающих с интерактивной доской. Во-вторых, профессиональный монтажник сможет определить на какой высоте должна находится доска для комфортной работы. Стоит учитывать средний рост пользователей, которые будут в будущем работать с интерактивной доской.

7. Приобретение интерактивной доски без учёта особенностей проектора, ноутбука или компьютера
В связке с интерактивной доской всегда используется ноутбук или компьютер, подключенный к проектору. Как правило, современные модели интерактивных досок не нуждаются в дополнительном питании от сети, что делает их особенно безопасными - это важно, когда речь идет о применении оборудования в аудитории с детьми. Все современные модели интерактивных досок подключаются к ноутбуку или компьютеру через USB-разъем, на них светит проектор также подключенный к ПК. Следовательно, важно учитывать особенности "вспомогательного" оборудования.


8. Приобретение интерактивной доски без необходимого ПО
Программное обеспечение и драйвера всегда идут в комплекте с доской. Разные производители поставляют разное программное обеспечение, у которого может не хватать определенных, нужных конкретному пользователю функций. Как правило, в стандартном комплекте программ имеется интерактивный транспортир, циркуль, линейка, различные программы для создания и проведения интерактивных уроков и презентаций.


9. Неправильный подбор проектора, необходимого для работы интерактивной доски
Для любой интерактивной доски необходимым условием является наличие проектора достаточной мощности, которая выбирается исходя из параметров освещенности помещения, где планируется установить доску. В большинстве случаев проекционное устройство размещают под потолком, чтоб не появлялись тени от людей, работающих с интерактивной доской. Наилучшим выбором в этом случае станет проектор короткофокусного типа.

При выборе электронной доски для нужд образования или бизнеса, следует проконсультироваться со специалистами, имеющими опыт установки и использования интерактивного оборудования.

Вершиной в развитии досок стали . Такие доски выглядят как обычные маркерные доски, но все, что пишется на электронной интерактивной доске, мгновенно появляется на персонального компьютера.

Написанная информация хранится в файловом виде и может быть распечатана на обычном принтере. Надписи и рисунки на электронной интерактивной доске могут оформляться цветными маркерами, и при наличии цветного принтера, копии тоже будут цветными. Использование цвета позволяет выделить информацию и значительно увеличить эффективность ее восприятия.

Основное достоинство электронных - возможность анимации: просмотра сделанных рисунков, записи лекции в реальном времени. Электронные интерактивные доски - великолепное средство для мозгового штурма. Все записанные на интерактивной электронной доске в ходе обсуждения идеи надежно хранятся в компьютере и могут быть последовательно восстановлены.

Программное обеспечение, поставляемое вместе с электронными интерактивными досками, позволяет значительно расширить географию аудитории, проводя семинары одновременно в нескольких городах страны. Слушатели таких семинаров читать информацию со своих мониторов или проецировать на большой экран для коллективного обсуждения.

Электронная интерактивная доска - огромный сенсорный экран, на котором с помощью маркера можно вызывать различные функции пользовательского интерфейса. Электронные интерактивные доски позволяют сочетать все преимущества классической презентации с возможностями высоких технологий. Мультимедиа-проектор, подключенный к электронной интерактивной доске, позволяет работать в мультимедийной среде, сочетая классический тип презентации с демонстрацией информации из интернета, с видеомагнитофона, с компьютера, DVD-дисков, флэш-памяти или с видеокамеры.

Новейшая революционная разработка компании PolyVision - интерактивная доска eno. Это первая в мире доска, которая не требует подключения и поэтому не требует проводов .

Новинка впервые была представлена на выставке BETT-2009 в Лондоне в январе 2009 года. Это первая интерактивная доска, которая может использоваться как обычная белая маркерная доска с магнитной поверхностью: на ней можно писать разноцветными фломастерами, стирать, прикреплять магнитами наглядные материалы, а при необходимости превращать в большой интерактивный экран.

Уникальная интерактивная доска нового поколения: работает без проводов! В отличие от других электронных досок для полноценной работы интерактивной доски eno не нужны НИКАКИЕ провода. При размещении доски не надо строго учитывать расположение электрических розеток и прокладывать кабели через весь класс - установка доски не займет более получаса. Отсутствие кабелей в помещении экономит денежные вложения в дорогостоящие работы по проводке и обеспечивает полную свободу перемещения по кабинету преподавателю и учащимся. Инновация, не имеющая аналогов в мире, разработана с учетом 50-летнего опыта работы PolyVision в сфере образования. Около 70% белых маркерных досок, используемых в учебных заведениях Франции и Бельгии, - это доски PolyVision.

Чтобы начать использовать доску eno в интерактивном режиме, не требуется специальная подготовка учителя и учащихся. Уникальный дизайн eno позволяет учителю легко и быстро перейти от классических учебных приемов к интерактивным занятиям, удачно комбинируя разнообразные методы обучения. Интерактивная доска eno совместима с любыми программами, традиционно используемыми в образовательном процессе.

Появившаяся в 2009 году интерактивная доска PolyVision eno буквально совершила революцию в понимании возможностей интерактивных досок. Eno - это прочтенное справа налево английское слово "one", означающее "один", "одна", и она одна действительно способна заменить все существующие модели классных досок! Весь секрет eno - это пассивная доска. Доска, лишь снабженная координатной сеткой (практически невидимой невооруженным глазом) для корректной работы электронного стилуса - ведь именно стилус является активным элементом, ответственным за интерактивные возможности доски. А раз так - доска eno с фирменной антивандальной поверхностью позволяет создавать любые комбинации досок с разными рабочими поверхностями и находить оптимальное сочетание для любых классов. Вы можете выбрать доску eno flex dynamic - с дополнительными рабочими поверхностями (меловыми или маркерными) на рельсовой системе. А можете предпочеcть eno flex triple - интерактивную доску eno с закрывающимися створками - также для двустороннего письма на меловых или маркерных поверхностях. Удобен и наиболее простой вариант комбинации eno flex - дополнительные стационарные поверхности с центральной интерактивной рабочей поверхностью. Эти модели eno flex позволят вам сделать всего одну покупку и инсталляцию (без проводов и подключения!) для полного оснащения учебного кабинета всеми необходимыми для преподавания досками

Электронные интерактивные доски с подключением - использование информационных технологий в образовании

Один из основных вопросов учебного процесса состоит в том, как повысить уровень усвоения учебного материала, т.е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания. Уже давно было установлено, что около 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 через слух и оставшиеся 5 процентов через осязание, обоняние и вкус. Но, когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и "потрогает", т.е. сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике. Поэтому важно во время урока постоянно предоставлять ученикам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают новые информационные технологии, не только предоставляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации, но и повышающие мотивацию учеников к изучению этой информации.

Важнейшим компонентом современных информационных технологий, используемых в образовании, стали электронные интерактивные доски. Интерактивные доски выглядят как обычные маркерные доски, но все, что пишется на интерактивной доске, мгновенно появляется на экране персонального компьютера. Компания "ДеЛайт 2000" первая в России обратила внимание на возможности интерактивных досок и начала их поставки на российский рынок еще в прошлом веке, а точнее в 1996г. Это сразу было отмечено в компьютерной прессе: в газете PC Week/RE (08.10.1996) появилась статья М. Гуткина "Доска как доска, но с компьютером", в которой были отмечены основные достоинства электронных досок - возможность редактирования написанной на доске информации и сохранение результатов в компьютере для последующего копирования и/или рассылки по электронной почте. Особо в этой статье была отмечена такая реализованная в программном обеспечении возможность, как "проигрывание", т.е. последовательное воспроизведение на компьютере всего написанного на доске материала, причем такое воспроизведение можно было выполнять как в прямом, так и в обратном порядке.

Использование в образовании электронных интерактивных досок вносит в учебный процесс новое качество, поскольку не только заметно облегчает подготовку и проведение урока, но и открывает такие возможности, которые до появления интерактивных досок просто не существовали. Учителя математики хорошо знают, сколько времени приходится тратить, чтобы начертить мелом на доске обычное геометрическое построение, особенно, если это делает не учитель, а ученик (о пыли уже не говорим).

А с помощью программного обеспечения, поставляемого вместе с интерактивной доской, это требует нескольких секунд: в качестве фона задаем клетчатую поверхность (как в тетрадке), затем выбираем нужную фигуру и двумя-тремя прикосновениями маркера к доске рисуем прямую линию, круг или треугольник. При необходимости, изменяем размеры фигуры, поворачиваем ее или переносим на другой участок интерактивной доски. Если случайно была сделана ошибка, то простым прикосновением маркера стираем неправильную часть и рисуем заново. Ученик также более уверенно чувствует себя у интерактивной доски, потому что не боится сделать ошибку при выполнении чертежа. Более того, ему это просто интересно. Вместо "скучного" мела на доске можно рисовать (чертить) цветными "чернилами". Следовательно, повышается мотивация в процессе урока.

На уроке географии в качестве фона можно вызвать карту любой страны с названиями населенных пунктов (обычная карта) или без названий (контурная карта). Прикосновением к любой области можно задать ее увеличение для более детального рассмотрения. Более того, поскольку на самом деле работает комплект - доска, проектор, компьютер, - то учитель, не отходя от интерактивной доски, может выйти в Интернет и через сеть запросить и отобразить нужную информацию.

Важным свойством электронной интерактивной доски при подготовке урока является возможность размещать материал на нескольких страницах. Специализированное ПО, разработанное для интерактивных досок, позволяет легко и быстро составить план урока, подобрать и правильно расположить нужный материал. При этом преподаватель может использовать входящие в комплект поставки различные фоны и богатую библиотеку клип-артов. Когда учитель готовит урок, ему не обязательно использовать интерактивную доску. Достаточно иметь на ПК то же самое ПО, что и для интерактивной доски. Заранее подбираются нужные материалы и размещаются на нескольких (сколько нужно) страницах. Потом, во время урока, вместо того, чтобы, стоя спиной к классу, тратить драгоценное время на стирание одного материала с доски и написание другого, учитель одним щелчком переключается на следующую страницу. Это, кроме всего прочего, позволяет учителю постоянно контролировать ситуацию в классе. Включенные в состав ПО различные спецэффекты (например, Зум , Фонарик , Шторка ) позволяют акцентировать внимание учеников на наиболее существенных фрагментах урока, что также способствует пониманию и усвоению материала. Если нужно, чтобы ученики видели не весь материал, а некоторую его часть (например, самостоятельная работа по решению примеров), то Шторкой , можно закрыть с нужной степенью прозрачности часть интерактивной доски. Шторку учитель открывает в конце, чтобы ученики могли проверить правильность своих решений.

Еще одним важным свойством электронной интерактивной доски является упоминавшаяся выше мультимедийность. На доске можно не только показывать статические изображения, но и демонстрировать слайд-шоу, воспроизводить анимацию и видеоролики, т.е использовать электронную интерактивную доску как экран. Для урока биологии можно подключить к ПК цифровой микроскоп и на полном экране показывать, например, строение клетки. Это намного эффективнее по сравнению с использованием школьного ПК, размеры экрана которого обычно не превышают 19". Можно также скачивать из Интернета и показывать на большом экране опыты по физике или химии, воспроизведение которых в школьных условиях невозможно. При всех этих демонстрациях на интерактивной доске можно делать пометки цветными маркерами, выделяя наиболее важные фрагменты.

Материал каждого урока со всеми сделанными пометками можно сохранить в файле, чтобы потом скопировать его на носители или распечатать в нужном количестве экземпляров для раздачи ученикам, переслать по электронной почте или поместить в архив для последующего анализа, редактирования и использования. Более того, материалы уроков (лекций) можно использовать для дистанционного обучения, что позволяет привлекать к проведению занятий самых высококвалифицированных преподавателей и рассылать проведенные ими уроки слушателям, находящихся в разных городах и даже странах.

Многие электронные интерактивные доски имеют так называемое антивандальное покрытие, устойчивое к механическим повреждениям. Доску с таким покрытием можно мыть обычными моющими средствами.

Рассмотрим теперь, какие технологии используются в активных электронных интерактивных досках, т.е. досках с подключением.

Сенсорная резистивная электронная интерактивная доска

Состоит из двух слоев тончайших проводников, которые реагируют на прикосновение к поверхности экрана. Такие доски очень подходят для школ: они надежны и не требуют каких-либо специальных приспособлений, которые могут потеряться или сломаться. У таких есть еще одно важное достоинство - на них можно писать не только маркером, но и просто пальцем. Это дает существенное преимущество при использовании таких досок в начальной школе и в коррекционных школах, поскольку рисование пальцами, вызывая интерес у детей, одновременно развивает мелкую моторику. Эта технология не требует применения специальных маркеров, не использует никаких излучений для работы и не подвержена внешним помехам. Недостатком этой технологии является небольшая задержка реакции матрицы при быстром перемещении маркера или заменяющего его предмета.

Электромагнитная технология

основана на передаче электронных сигналов с пишущего устройства, которым может быть либо специальный электронный карандаш, либо вложенные в электронные держатели маркеры. К достоинствам следует отнести возможность создания твердой и прочной поверхности. К недостаткам - работа с электромагнитным излучением и необходимость использования специального маркера.

В настоящее время эти две технологии электронных интерактивных досок являются наиболее распространенными и хорошо отработанными. Для досок этих типов разработано ПО, входящее в стандартный комплект поставки и специально ориентированное на применение в учебном процессе.

Различные фирмы постоянно ищут новые варианты и технологии для создания интерактивных досок. Сейчас выпускаются электронные интерактивные доски, использующие инфракрасные и ультразвуковые датчики для определения положения маркера. Недостаток состоит в том, что датчики реагируют на постороннее излучение. Иногда вместо датчиков используются инфракрасные лазеры, считывающие с высокой точностью текущее положение маркера. Сейчас трудно сказать какая из технологий станет самой популярной, но пока все эти новые технологии слабо поддержаны специализированным ПО.

Обычно компании, торгующие интерактивными электронными досками, продают доски только одной технологии. Компания "ДеЛайт 2000" занимает уникальное место на рынке электронных интерактивных досок, так как продает доски сразу двух технологий: сенсорной и электромагнитной.

Сенсорная технология реализована в электронных интерактивных досках компании Polyvision , выпускающей две серии таких досок: TS/TSL и WT/WTL. Интерактивные доски этих серий отличает высокая точность (8000 х 8000 точек) и высокая скорость отображения действий, выполняемых маркером или пальцем. Русифицированное ПО совместимо с ПК, работающими под различными версиями Microsoft Windows, и с ПК Apple Macintosh. Писать на электронных интерактивных досках можно обычными маркерами с сухим стирателем. Пальцы работают в качестве компьютерной мыши.


Важной характеристикой досок TSL и WTL является реализованная в них функция автоматической калибровки . Если в процессе работы (или во время перерыва) доску случайно заденут, то достаточно просто нажать кнопку на пульте и калибровка будет проведена автоматически. Преподаватель может не прерываться на выполнение этого действия.

Отличительной особенностью электронных интерактивных досок серии WT/WTL является наличие пульта дистанционного управления Walk-and-Talk . Благодаря включению всех необходимых функций управления доской в удобный и компактный пульт ДУ, преподаватель может не только объяснять материал, стоя у доски, но и свободно передвигаться по всему классу, помогая по необходимости индивидуально кому-то из учащихся и не теряя при этом возможности управления электронной доской.

В настоящее время эти электронные интерактивные доски позиционируются для небольших корпоративных учебных аудиторий, а также для начальных классов и коррекционных школ.

-

модели Communicator 77 и Penbord - ориентированы на использование в аудиториях институтов и в классах общеобразовательных школ. Роль компьютерной мыши выполняет специальный мультимедийный маркер. Использование данной технологии позволяет работать с досками с высокой точностью (1000 линий на дюйм) и с высокой скоростью.

Антивандальное покрытие предохраняет электронную интерактивную доску от царапин и повреждений и гарантирует надежную работу на протяжении долгого времени. Даже частичное повреждение активной поверхности не нарушит работоспособность доски.

Русифицированное ПО ориентировано на ускоренную подготовку и эффективное проведение уроков. Большая библиотека клип-артов, фонов и специальных функций существенно облегчает работу учителя по планированию занятий.

Специально разработанное для учебных заведений светло-серое покрытие доски Penbord снижает утомляемость глаз при длительной работе.

Уникальной особенностью этой доски среди всех электромагнитных досок является также возможность писать на ней обычными маркерами. Эта доска лучше всего подходит для использования в школах.

Доска Communicator 77 имеет 20 горячих клавиш, расположенных по обе стороны доски. Эти клавиши позволяют быстро выполнять различные функции (смена цвета маркера, выделение цветом и т.п.), причем 17 клавиш можно программировать, т.е. назначать им другие функции. При работе с приложениями Windows, отображаемыми на Рабочем столе, с помощью этих клавиш можно выделять нужные фрагменты (обвести, использовать Зум или Фонарик ). Такие доски больше подходят для высших учебных заведений.

Новые технологии начали свое наступление на такую, казалось бы, консервативную область, как обучение. Все чаще в различных учебных заведениях можно увидеть технику, представляющую собой воплощение Одним из таких новшеств является интерактивная доска. Она являет собой комплекс, который состоит из сенсорной панели большого размера, проектора и компьютера. На экране - - отображается информация с рабочего стола компьютера при помощи проектора.

По способу размещения проектора различают установки прямой и обратной проекции. Самый простые - прямые, но они имеют ряд недостатков: при их использовании приходится становиться боком к экрану, выбирая положение так, чтобы не перекрывать от проектора. Интерактивная доска обратной проекции лишена таких недостатков, да и свет от проектора не мешает лектору (преподавателю), но недостатком такой системы является ее высокая цена.

Сегодня существуют стационарные или передвижные модели этих устройств, но их вес маленьким не назовешь (порядка 200 килограммов, при весе обычной доски в районе 40 кг).

По способу определения положения маркера интерактивная доска может быть:

  • инфракрасная;
  • ультразвуковая;
  • оптическая;
  • сенсорная резистивная;
  • электромагнитная.

Ультразвуковая и инфракрасная технология работает только с определенным маркером, который при соприкосновении с доской издает сигналы (ультразвуковые или инфракрасные), которые определяются детекторными рамками доски. На основании этих сигналов вычисляется местоположение маркера.

Оптический способ определения позволяет работать с любым предметом: то, что подносится близко к поверхности доски «видят» инфракрасные датчики, определяя координаты, которые передаются на компьютер.

Также работать с любым предметом позволяет сенсорная резистивная технология. Экраны этого типа состоят из двух слоев, между которыми находятся специальные датчики. При нажатии датчики срабатывают и определяют координаты касания.

Электромагнитная технология позволяет работать только со специальным маркером, положение которого определяется поверхностными датчиками.

Каждая из этих технологий имеет свои Чтобы правильно подобрать тип доски, нужно определиться с ее основными функциями. Если вам нужно будет писать на этой доске не только в выключенном состоянии, но и редактировать выведенные на экран материалы, то стоит приобрести электромагнитную доску, имеющую твердое покрытие. Они, кстати, позволяют подключать различные и редакторы, например, программу PAINT. Немаловажную роль имеет и наличие инструкций на русском языке, легкость управления, наличие пунктов ремонта или сервисных (гарантийных) мастерских в вашем городе.

Любая интерактивная доска снабжена программным обеспечением. Но объем его может сильно отличаться: одни содержат только основные утилиты, другие могут иметь библиотеки, обучающие и развивающие программы, энциклопедии, готовые уроки и т.д. Такая интерактивная доска в школе или институте станет незаменимым помощником. Работа с интерактивной доской должна быть комфортной и удобной. Информацию обо всех дополнительных возможностях различных моделей можно получить на официальных сайтах производителей.