Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 1
«Подготовка и развитие
артикуляционного аппарата у детей
младшего дошкольного возраста в
домашних условиях»
Подготовила: Старший воспитатель Черных Т.А.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое
значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо
Развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои
мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о
совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь
Весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает
тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь
является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в
Школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить
неуверенность ребенка в своих силах. Поэтому научить заботиться о
правильной речи надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с
дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от
года не уменьшается, а растет.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и
ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального
становления звукопроизношения является полноценная работа
артикуляционного аппарата. Бытует мнение, что ребенок сам произвольно,
без помощи взрослых овладевает правильным произношением. Это большая
ошибка, которая является причиной того, что развитие звуковой стороны
речи происходит самотеком, без должного внимания со стороны взрослых –
родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного
возраста имеет недочеты в произношении.
Если взрослые не вмешиваются в процесс формирование детской речи, то у
ребенка почти всегда наблюдается отставание в развитии. Дефекты
звукопроизношения, возникшие и закрепившиеся в детстве, преодолеваются
с большим трудом и могут сохраняться на всю жизнь. Компенсировать
дефект может только квалифицированная помощь.
Воспитание чистой речи у детей – серьезная задача не только для логопеда,
но и для родителей и воспитателей. И они должны знать специальную
логопедическую (артикуляционную) гимнастику, ознакомиться с методикой
ее проведения, выполнения упражнений – для укрепления мышц, выработка
полноценных движений, для определенных положений артикуляционного
аппарата, направленных на выработку правильного звукопроизношения.
Роль гимнастики в воспитании правильного звукопроизношения.
Звуки речи образуются в результате сложного движения артикуляционных
органов – кинем. Если кинема отсутствует, то ее формирование надо
вырабатывать.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразных
артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью. Эти
движения являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют
роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность,
сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка
постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные
органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой
многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных,
дыхания (трахея, гортань, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).
Таким образом, специальная логопедическая гимнастика включает в себя
управления многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи,
плечевого пояса и грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных
упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного
аппарата.Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной
гимнастики, надо знать, какие движения свойственны различным органам
артикуляционного аппарата. Наиболее подвижным органом является язык.
Он состоит из корня языка, который крепится к подъязычной кости, и
спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части,
заканчивающейся кончиком языка, а также боковые края передней и средней
частей. Передняя часть языка и ее кончик наиболее подвижны. Кончик языка
может подниматься за верхние зубы (т, д, н), опускаться за нижние (с, з, ц),
прижиматься к альвеолам (ч), дрожать под напором выдыхаемого воздуха (п).
Передняя часть без участия кончика языка может подниматься к альвеолам и
образовывать с ними щель (с, з, ц), подниматься и образовывать щель с
альвеолами (ш, ж, щ).
Средняя часть языка наименее подвижна и без продвижения передней или
задней частей языка она может только подниматься к твердому нёбу (й,
мягкие согласные).
Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с небом (к, г) или
образовывать с ним щель (х).
Боковые края языка могут прижиматься к внутренней стороне коренных
зубов и не пропускать вбок струю воздуха (с, з, ц, щ, ш, ж, р) или пропускать (л).
Подвижность губ также играет роль при образовании звуков. Они могут
вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать зубы (с, з, и), слегка
выдвигаться вперед (ш, ж, ч). Наиболее подвижна нижняя губа: она может
смыкаться с верхней (п, б, м), образовывать с ней щель (в, ф).
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что
особенно важно для произнесения гласных звуков.
Мягкое нёбо тоже может подниматься и опускаться. Когда оно опущено,
струя выдыхаемого воздуха идет в нос (носовые звуки м, н). Когда поднято –
образуются ротовые звуки (все кроме выше названных). Цель
артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение
объединять простые движения в сложные. Она является основой для
формирования звуков и коррекции нарушения звукопроизношения любой
этиологии и патогенеза.
Методические указания к проведению АГ.
Схема занятий: сначала выполняются грубые движения упражняемых
органов, затем – переход к более дифференцированным движениям в этой же
области. Торможение неправильных движений достигается использованием
зрительного контроля (зеркало!).
Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в коррекции. Для каждого
ребенка комплекс упражнений составляется индивидуально, с учетом
конкретного звуконарушения.
При проведении коррекционной работы нужно выработать точность,
чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к
другому. Точность движения речевого органа определяется по конкретному
результату. Плавность и легкость движения предполагает движения без
толчков, подергивания, дрожания органа, обусловленных излишним
мышечным напряжением. Кроме того не должно быть сопутствующих или
вспомогательных движений в других органах.
Темп - это скорость движения. Сначала он задается логопедом или
воспитателем путем отстукивания или счета с постепенным ускорением.
После отработки темп должен стать произвольным.
Переход (переключение) к другому движению или положению должен
осуществляться плавно и достаточно быстро.
После того, как ребенок научился выполнять движения, зеркало убирают;
контроль переходит к собственным кинестетическим ощущениям. С
помощью вопросов взрослого ребенок рассказывает, что делают его
артикуляционные рганы при произнесении отрабатываемого звука.
Каждому упражнению дается название в соответствии с выполняемым
действием («Качели») и подбирается картинка, которая служит образцом для
подражания предмету или его движению.
Упражнение необходимо выполнять вместе с ребенком, что требует от
взрослого умения хорошо ощущать свои артикуляционные органы и
совершать ими правильные движения без зрительного контроля.
Если у ребенка не получается какое - нибудь движение, нужно использовать
механическую помощь (зонды, показать.) Закрепление любого навыка
требует систематического повторения, поэтому проводить АГ необходимо
Ежедневно 2-3 раза в день. Упражнение не должно доводить орган до
переутомления, первым признаком которого является снижение качества
движения. Поэтому данное упражнение надо временно прекращать.
Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна
быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для данного
периода работы с ним. На первых занятиях приходится ограничиваться
иногда только двукратным выполнением упражнения в связи с повышенной
истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить
количество повторений до 15-20, а при условии короткого перерыва – и
более.
Из выполняемых трех упражнений новым должно быть только одно, а два
других повторяются и закрепляются. Если какие –то упражнения
выполняются недостаточно хорошо, новое упражнение вообще не вводится,
а отрабатывается старый материал с использованием новых игровых
приемов.
Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя: спина прямая, тело
не напряжено, руки и ноги в спокойном состоянии. Дети все время должны
видеть лицо и губы взрослого.
Работа организуется следующим образом:
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые
приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, взрослый следит за
правильностью выполнения.
4. Упражнение выполняют все дети одновременно.
Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому
необходим индивидуальный подход – с такими детьми проводятся
дополнительные занятия.
Выполнение упражнений АГ требует от ребенка больших энергетических
затрат и терпения. Закрепление любого навыка требует систематического
повторения. Поэтому АГ должна проводиться не скучно и не по шаблону.
Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создавая соответствующий
эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение
к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для красочного
Оформления игры-занятия используются картинки, игрушки, сказочные
герои, стихотворные тексты. Кроме того должно присутствовать элемент
соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнения
(комплекса АГ).
Технологическая карта
Индивидуального занятия № 2
Логопед: Останина А.В.
Целевая группа: дети 1-3 года
Время проведения: 15 мин.
Тема: Продукты питания. Учиться слушать звуки, находить на картинке продукты питания и называть их, научиться выделять в речи звук [В] и уметь различать твердые и мягкие звуки [В] - [В"].
Цель : Развитие речи и формирование познавательной активности
Задачи: 1. Образовательная: научить новым словам, научить понимать обобщающее значение слов, научиться выделять в речи звук [В] и уметь различать твердые и мягкие звуки [В] - [В"].
2. Воспитательная: формирование навыков самостоятельности, активности, доброжелательности.
3. Развивающая: развитие слухового и фонематического внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, развитие диалоговой и самостоятельной фразовой речи.
Используемые дидактические материалы, инвентарь и оборудование:
Картинки с изображениями фруктов, овощей, продуктов питания.
Структура и содержание занятия
Ход занятия
Организационная часть
Сейчас мы будем учиться слушать звуки, находить на картинке фрукты, овощи и другие продукты питания и называть их, и проговаривать буквы и слоги. , Будем учиться выделять в речи звук [В] и уметь различать твердые и мягкие звуки [В] - [В"].
Звук [В] (воет ветер)- согласный, звонкий, звук [В] произносится коротко, его нельзя петь, при произношении звука [В] нижняя губа, соединяется с верхними зубами.
Основная часть
1.Упражнения на развитие фонематического слуха
Дифференциация звуков: (сравни, какая игрушка звучит?)
*Звучащих игрушек (погремушка, дудочка, гармошка, юла)
*Игра: «Тише мыши». Под громкий звон бубна усиленно топать, как слон, а под тихий звон бубна – бежать на цыпочках, как мышка.
Определение направления источника звука.
* Ребенок закрывает глаза, а логопед перемещается в различных направлениях, звеня в колокольчик. Ребенок должен рукой указать место источника звука.
Повторение звуков за логопедом:
ва – ва –ва, во-во-во. Ве –ве –ве, ви –ви –ви.
Показать на картинке продукты питания ( булочку хлеба большую и маленькую, конфету большую и маленькую, морковку, яблоко, огурец)
Зрительное восприятие: по цвету (желтый банан, красный помидор, зеленое яблоко), размеру (большой – маленький), по форме (круглый, длинный .)
2. Развитие моторики
1. Развитие мелкой ручной моторики (счетные палочки по одной вынуть и снова сложить в коробку, наматывание нитки на катушку)
Пальчиковая гимнастика: «Ёжик»
Ходит еж в саду по травке, (пальцы ладоней скрещены)
Натыкает на булавки (пальцы смотрят вверх - «еж»)
Грушу, сливу, всякий плод, (пальцы сгибаются
Что под деревом найдет, не меняя первого положения)
И с подарочком богатым (пальцы обеих ладоней «бегут»)
Возвращается к ежатам.
2.Общая моторика Переключение движений от одного к другому - «Сделай как я».
Движение руки: Логопед выполняет движения рукой: вверх, в сторону, вперед, за спину, за голову, на голову, на плечо, на пояс. Ребенок копирует движения рукой.
Движение ноги: Логопед выполняет движения ногой: вперед, назад, в сторону, сгибание в колене. Ребенок копирует движения.
Развитие артикуляционного аппарата
Упражнения для губ: вытянуть губы (трубочкой), растянуть губы в улыбке, надуть щеки, «подуть на листик», «вкусное варенье» облизать губы язычком.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «В ГОСТЯХ У БАБУШКИ»
Толстые гости приехали в гости, («Толстячки»)
С ними худые, лишь кожа да кости. («Худышки»)
Толстые внучки приехали тоже. («Толстячки»)
С ними худые - лишь кости да кожа. («Худышки»)
Бабушка Маша всем улыбнулась, («Улыбочка»)
Поцеловать она всех потянулась. («Трубочка»)
Блюдце поставим - положат блины нам. («Блинчик»)
Дуем на блинчик - не в щёки, не мимо. («Холодный ветерок»
)
Чаю попили - никто не обижен.
Вкусный был завтрак - мы губки оближем. («Облизываем губы снаружи по кругу»)
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА « ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
« Ох, какое объеденье!
Очень вкусное варенье!
Язык широкий положи
И края приподними.
Оближем верхнюю губ
Варенье очень я люблю.
Всем на удивленье
Вкусное варенье.
Кто любит варенье,
Делает движение -
Губу оближи,
Язычок покажи». (рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта)
Речевое развитие.
Повторение за логопедом отдельных слогов или слов (вишня, виноград, винегрет, ватрушка, варежка, воробьи, валенки, Ваня, Витя, Вика)
По картинке изучение понятия обобщающих слов.
Овощи: помидор, огурец, морковь, картофель, лук.
Фрукты: яблоко, персик, банан,
Хлебные продукты: хлеб, булочка, пирожок, батон, ватрушка
Молочные продукты: молоко, кефир, творог, сметана.
Использование в речи качественных прилагательных. Логопед задает вопрос и вместе с ребенком отвечает:
«Какую кашу ела Маша?» - «Сладкую, вкусную»
«Какие пироги испекла наша бабушка?» «Большой пирог и маленькие пирожки.)
Использование в речи притяжательных прилагательных мужского, женского и среднего рода: мой,моя,моё
Согласование с существительными.
Логопед задает наводящие вопросы и вместе с ребенком отвечает:
- «Чья это конфета?» «Моя конфета»
- «Чей это пирожок?» «Мой пирожок»
- «Чьё это яблоко?» «Моё яблоко»
Чтение ребенку стихов.
Если мамы дома нет Кто сготовит нам обед? Нужно мамочке помочь. Помогает маме дочь. Дочь наварит свежих щей, В щи положит овощей. Будет сытно, будет вкусно. В щи нарезана капуста. Ножик режет очень ловко – В щи отправлена морковка. И, конечно же, немножко Бросим мы туда картошку. Чтобы вышли щи на славу, Добавляем мы приправу. Только мама входит в дом – Мы к столу её ведём!
Заключительная часть занятия.
Что мы сегодня делали на занятии?
1.Научились артикуляционной гимнастике.
2. Научились выделять в речи звук [В] и уметь различать твердые и мягкие звуки [В] - [В"].
3.Научились обобщающим словам: овощи, фрукты, молочные продукты.
4. Учились понятиям моё, мой, моя.
Придумать слова со звуком [В] и слова,относящиеся к продуктам питания.
|
|
Трудные гласные буквы:
е;ё;ю;я |
ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Трудные согласные буквы:
б;п |
ж;ш |
з;с |
г;к |
с;ц |
в;ф |
р;л |
п;л |
р;п;л |
з;с;ц |
ч;ж;ш;щ;ц;х |
Часть логопедических проблем может быть устранена только с помощью логопеда. Лучше заниматься часто и короткими порциями, чем устраивать долгие уроки, но с большими перерывами. Здесь на сайте () вы найдете упражнения на постановки всех звуков русского алфавита, а еще обучите ребенка читать. На индивидуальных занятиях с логопедом ведётся работа по развитию артикуляционной моторики, Работа логопеда должна быть комплексной и систематической. Логопедические дети нуждаются в целенаправленной систематической заботе. Выполнение рекомендаций логопедического раздела сайта позволит вам получить положительную динамику развития и коррекции речи детей. а подгрупповых логопедических занятиях, дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. На этом сайте вы найдете специальные карточки для занятий.
Развитие артикуляционного аппарата детей
Играет важную роль при овладении ребенком речи. Артикуляционный аппарат развивается, когда ребенок ест твердую пищу (например, яблоко), сосет. Для его тренировки можно использовать игры:
Мыльные пузыри . Выдувайте мыльные пузыри вместе с ребенком.
Птички. Вырежьте птичку и привяжите к ее спинке нить длинной 15-20 см. "Смотри, это птичка. Я подую она полетит. Вот так. лети птичка". Подуйте. Предложите ребенку сделать тоже самое. Аналогично можно сделать летающий самолет.
Покажи язычок . Когда ребенок кушает какую-нибудь разноцветную еду (варенье, творожок), предложите ему посмотреть в зеркало. Покажите, как далеко вы можете высунуть язык.
Артикуляционная гимнастика и правильное произношение звуков
Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Также артикуляционная гимнастика очень важна детям с верным, но вялым произношением звуков, т.е. тем, у которых «каша во рту».
Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме. Для этого хорошо подходят малые стихотворные формы. Артикуляционная гимнастика в стихах – это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, ни и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений.
В данной статье я представила упражнения и стихотворения к ним, которые непосредственно использую в своей работе.
Причины возникновения проблем с речью
- рахит
- травмы
- частые соматические заболевания
- органическое поражение артикуляционного аппарата в его переферической части (толстые, малоподвижные губы, большой язык, короткая уздечка, нарушение прикуса, редкие зубы или отсутствие зубов, высокое или низкое нёбо)
- неблагоприятное речевое окружение
Сопутствующие состояния: повышенная возбудимость, вялость мышц артикуляционного аппарата, физическая ослабленность ребёнка.
Активные игры с ребенком и развитие речевого аппарата
Проговаривайте свои действия при игре . Побуждайте ребенка использовать названия предметов, а также необходимых действий. "Наша Маша хочет есть. Давай, приготовим ей обед. Что она будет есть? Наверное, макароны. Возьмем кастрюлю. Нальем воды. Что нальем? Поставим ее … Куда поставим? На плиту. Вода закипит. Мы ее посолим. Что сделаем? и.т.д.
Мышцы и звуковоспроизведение
Кроме подвижности органов артикуляции очень важны кинестетические (мышечные) ощущения. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех речевых мышц. Так, в полости рта возникают различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ, нижней челюсти. Направления этих движений и различные артикуляционные уклады (позиции языка) ощущаются при произнесении тех или иных звуков.
«Весёлый язычок»
Развитие артикуляционной моторики
Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. У ребенка, имеющего общее недоразвитие речи вследствие недоразвития или мозгового поражения, нарушается подвижность органов артикуляционного аппарата.
Работа по развитию подвижности органов артикуляционного аппарата проходит по следующим направлениям:
· проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры;
· проведение работы по борьбе с солевацией;
· проведение артикуляционной гимнастики .
Артикуляционная гимнастика
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом:
1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2.Показывает его выполнение.
3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).Если у ребенка при выполнении упражнений наблюдается саливация, то перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется проведение следующих упражнений:
1.Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.
2.Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.
3.Вызывая пассивно и активно жевательные движения, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слюну; можно подкрепить просьбой.
4.Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твердую пищу (можно печенье), это стимулирует движения жевательной мускулатуры и приводит к необходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом, непроизвольные движения переходят в произвольные).
5.Произвольное закрытие рта за счет пассивно-активных движений нижних челюстей. Сначала пассивно: одна рука логопеда — под подбородком ребенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.
Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ
Работа по развитию подвижности губ начинается с подготовительных упражнений:
· рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);
· намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);
· поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).
После вызывания непроизвольных движений они закрепляются в произвольном плане, в активной гимнастике. На первых порах движения будут выполняться не в полном, не в точном объеме, затем закрепляются в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хоботок», чередование их).
Далее вводятся следующие упражнения:
1.« Непослушные губки». Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2.«Улыбка -трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3.« Хоботок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4.« Рыбка »:
· хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);
· сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз;
· щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «поцелуя».
5.« Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
6 .«Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук,похожийна фырканье лошади.
7. «Львенок сердится». Поднимать верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы.Опускатьнижнюю губу, обнажая нижниезубы.
8.« Губки спрятались». Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
9.« Воздушный шарик» (если губы совсем слабые). Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.
10.«Сильные губки»:
· удерживать губами карандаш, пластмассовую трубочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат);
· удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.
Артикуляционная гимнастика для губ и щек
1.« Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2.« Толстушка». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. «Худышка». Втянуть щеки.
4.« Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Артикуляционная гимнастика для мышц языка
Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнастики рекомендуются следующие упражнения:
· помещение кончика языка к внутренней поверхности нижних резцов;
· вытягивание языка вперед и убирание его назад;
· стимуляция мышц корня языка. Сначала произвольно, путем рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движения закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.
Далее проводится выполнение тонких, дифференцированных движений языка. С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учетом нормальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учетом возраста ребенка, характера и степени органического поражения. Рекомендуются следующие упражнения:
1.« Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5-10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.
2. «Лопаточка». Рот открыт, губы в улыбке, положить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боковые края языка касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счет до 5- 10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук [и].
3. «Накажем язычок». Губы в улыбке, легко покусывая, промассировать зубами всю поверхность языка, медленно высовывая и втягивая его в рот. Потом чесать язык зубами.
4. «Иголочка». Рот открыт, губы в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу, карандашу, конфетке. Следить, чтобы губы и челюсти былинеподвижны.
5. «Качели». Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы челюсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.
6. «Вкусное варенье». Рот открыт, губы в улыбке. Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.
7.« Почистим зубки-1». Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой. Следить, чтобычелюсть и губы не двигались.
8.« Почистим зубки-2». Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка. То же повторять с открытым ртом.
9.Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести языком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, пересчитывая их. Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение — по нижним зубам.
10.Рот закрыт. Напряженный кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку. То же, но рот открыт.
11.« Почистим зубки-3». Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает языком движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.
12.« Фасолька». При паретичном, вялом языке перемещать во рту фасоль, горох и т. п.
13.« Качели». Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.
14.« Качели-1». Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к верхним и опускать к нижним зубам. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.
15.« Качели-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка положить на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугорки за верхними зубами тоже с внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
16.« Фокус». Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунуть «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с кончика носа, воздух выходит по середине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.
17. «Барабанщик». Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кончиком языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхаемая струя воздуха.
18. «Дождик». То же, но произносить ды-ды-ды. Как и в упражнении 17, работает только язык. Для контроля можно поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении она будет отклоняться.
19.« Индюк». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляется звук голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл (индюк разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняячелюстьне двигается.
20. «Лошадка-1». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к нёбу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Темп постепенно убыстряется. Следить, чтобы губы улыбались, нижняя челюсть не двигалась.
21 .«Лошадка-2». То же, но беззвучно.
22. «Катушечка». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, спинка языка выгибается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов и не оттягивался назад, челюсть и губы были неподвижны.
23.« Приклей конфетку-1». Присасывание спинки языка к нёбу, сначала при сомкнутых челюстях, а затем при разомкнутых. Если присасывание не удается, то на спинку языка можно положить липкую конфету — ребенок старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфету.
24.« Приклей конфетку-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твердому нёбу, удерживать под счет до 10, потом оторвать со щелчком. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, боковые края языка были одинаково плотно прижаты (ни одна половинка не должна провисать). При повторении упражнения открывать рот шире.
25.« Гармошка». Присосать спинку языка всей плоскостью к твердому нёбу. Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную уздечку. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сторон языка.
26 .«Дразнилка». Кончик языка высовывается наружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется напряжение в уздечке языка. При включении голоса получаетсязвук, похожийна детское«поддразнивание».
27. «Ветерок». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола
Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти
Необходимым условием четкой речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.
Комплекс упражнений для развития мышц нижней челюсти:
1. «Трусливый птенчик». Широко открывать и закрывать рот так, чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
2. «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — челюсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
3. «Верблюд». Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
4. «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
5. «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков [а] или [э] на твердой атаке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.
6. «Силач-1». Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
7. «Силач-2». Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони.Расслабиться.
8. «Силач-3». Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).
9. «Силач-4». Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.
10. «Дразнилки». Широко, часто открывать рот и произносить па-па-па.
Артикуляционная гимнастика для мышц глотки и мягкого нёба
1.« Спатьхочется»:
· позевывать с открытым и закрытым ртом;
· позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
2 .«Горлышкоболит»:
· произвольнопокашливать;
· хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки;
· покашливать с высунутым языком;
· имитировать полоскание горла с запрокинутой головой;
· полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром);
· глотать воду маленькими порциями (20-30 глотков);
· глотать капли воды, сока.
3. «Шарик». Надувать щеки с зажатым носом.
4.Медленно произносить звуки [к], [г], [т], [д].
5.Подражать:
· стону;
· мычанию;
· свисту.
6. «Силач»:
· запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка;
· опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка;
· запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук;
При развитии моторики артикуляционного аппарата надо работать над развитием губ, языка.
Упражнение для губ. Вытягивание губ вперед трубочкой. Крепкое сжатие губ. Растягивание губ в улыбку. Вытягивание губ трубочкой и дутье на бумажку. Образование смычки и взрыва.
Открывание и закрывание губ. Губы вытягиваются вперед, и проделываются сосательные движения.
Всасывание верхней губы под нижнюю, чмоканье вытянутыми губами.
Вибрация губ (подражание фырканью лошади).
Упражнения для языка. Движение языком вперед и назад при умеренно открытом рте (как кошка лакает молоко).
Высунутый язык двигать вправо-влево (как маятник у часов), вниз-вверх.
Высунутым языком захватить сначала верхнюю губу, а потом нижнюю, попеременно.
Язык лежит плашмя и находится в спокойном состоянии, рот в это время открывается и закрывается.
Язык лопатой, иголкой, чашечкой.
Присасывание языка к нёбу (подражание цоканью копыт лошади).
Присасывание языка к нёбу с последующим задуванием воздуха на кончик языка, издавая шепотный звук трр.
Игровые приемы постановки звуков Звуки с-з-ц
1. Свист в пузырек - ссс...
2. Накачивание воздуха насосом - ссс...
3. Полет осы - ззз...
4. Поманить рукой цыплят - цып-цып-цып.
Звуки ш-ж-ч-щ
1. Звук лопающегося пузыря - шшш...
2. Мама спит - шшш...
3. Кукла спит - шшш...
4. Гусь шипит - шшш...
5. Жук жужжит - жжж...
6. Паровоз пыхтит - ччч... (чу-чу-чу).
Звуки р-л
1. Болтушка - блблбл...
2. Остановить лошадку - тпр (язык между губами - язык вибрирует).
3. Щелканье кончиком языка у верхних альвеол.
4. Подражание игре на балалайке, кончик языка у альвеол, произносить дын... дын... дын... и одновременно производить вибрацию языка пальцем.
5. На язык, просунутый между губами, кладется длинная полоска бумаги. Вибрирующий язык вызывает дрожание полоски. Можно также на кончик языка положить мелко нарезанные полоски бумаги, и вибрирующий язык сдувает их.
Звуки к-г-х
1. Покашливание для вызывания звука к.
2. Подражание крику кукушки для вызывания звука к.
3. Подражание крику гуся для вызывания звука г: га-га-га.
4. Подуть на озябшие руки для вызывания звука х.
5. Подражание рубке дров с произнесением междометия ух. 6. Изображение зубной боли с произнесением междометия ох.
7. Подражание смеху ха-ха-ха.
Звуки в-ф-б-д
1. Подражание вою ветра - ввв...
2. Потушить свечу, подуть на ушибленное место руки, подуть на горячий чай - ффф...
3. Вибрация губ пальцем при надутых щеках для вызывания звука б.
4. Игра в бирюльки: при произнесении:шука ввв... производить вибрацию губ пальцем для вызывания звука б.
Воспитание слухового внимания и фонематического слуха воспитание слухового внимания
Воспитание слухового внимания можно проводить, используя звучание музыкальных инструментов, игрушек или различных предметов. Вначале ребенок должен определить, какой инструмент звучал; затем указать направление звука звучащего инструмента, игрушки; воспроизвести ритм звучания.
Воспитание слухового внимания на музыкальных инструментах проводится так: логопед сначала знакомит ребенка с звучанием, например, гармошки, балалайки. Ребенку завязывают глаза или предлагают отвернуться в сторону, после чего логопед играет на одном из этих инструментов, а затем предлагает ребенку найти тот инструмент, на котором он играл.
Воспитание слухового внимания на звучащих игрушках (барабан, дудочка, горн и т. д.) и на издаваемых различными предметами звуках (свист в пузырек, в ключ, удары молотком по дереву, по стеклу и т. д.) проводится так же, как и на музыкальных инструментах.
Определение направления звука инструмента или игрушки проводится так: в кабинете, кроме ребенка, могут быть еще несколько детей, которые рассаживаются в разных местах кабинета. Логопед выбирает водящего, а остальным завязывает глаза. Водящий играет на каком-нибудь инструменте, затем логопед снимает повязку у детей и просит их указать, откуда был слышен звук.
Воспроизведение ритма (хлопки в ладоши, стук об стол карандашом и т. д.) проводится следующим образом: логопед ударяет в ладоши два раза и просит ребенка сделать столько же хлопков; стучит по столу один раз, делает паузу и опять стучит один раз и просит ребенка повторить.
Воспитание слухового внимания к речи проводится так: логопед прикрывает рот листом бумаги и просит ребенка дать кошку (мяу) , собаку (ам-ам или гав-гав).
Правильное выполнение задания логопеда ребенком будет говорить о том, что он научился внимательно слушать чужую речь.