Методические рекомендации по развитию речи посредством пиктограмм. Методика пиктограммы лурия

Главная > Документ

Использование пиктограмм в коррекции нарушений развития учащихся.

Поль Л.А. - учитель-логопед,

Рыскалина Т.Е. - социальный педагог

Логическая память взрослого человека и есть

«вращенная внутрь мнемотехническая память»

Л.С. Выготский

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский. Мнемотехнические приемы - это такие специальные приемы, которые призваны облегчить процесс запоминания. Вот только некоторые из них: Первый прием - приём образования смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Второй - ритмизация, то есть перевод информации в стихи, песни, рифмованные или ритмизованные строки.В современной педагогике этот приём успешно используется для запоминания правил правописания, таблицы умножения и другого учебного материала. Современные учителя охотно используют этот приём и на различных профессиональных конкурсах демонстрируют свои произведения.(Например: п сихиа тр и педиа тр пошли в теа тр .) Третий - запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов. Четвертый -нахождение ярких, необычных образов, картинок, сюжетов, которые по «методу связки» соединяют с запоминаемой информацией. Этот метод используется например, для запоминания ряда слов.: Так, например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова. Этот приём может быть как помощником, так и «вредителем». Иногда созвучные слова запоминаются, а значение оригинала при этом восстановить не удаётся. Пятый - метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где Вам все хорошо знакомо. Информацию, которую необходимо запомнить, расставляете мысленно по ходу движения. Вспомнить её Вы сможете вновь, представив ту же комнату, - где всё будет на тех же местах, пройдёте по маршруту и соберёте всё, что «оставили» в прошлый раз. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминанать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п. Современная мнемотехника позволяет накапливать в памяти большое количество точной информации, экономить времени при запоминании, сохранять запомненные сведения в памяти. Это мощная тренировка внимания и мышления. Это реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей области. Это возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове. Это просто отличная гимнастика для мозга – мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался. В своей статье мы более подробно остановимся на одном из видов мнемотехники, а именно запоминание информации с помощью символов и пиктограмм. Применение которой, как показывает наша практика работы со школьниками с ЗПР и умственной отсталостью позволяет добиться наибольшей эффективности. За последнее время в коррекционных школах увеличилось количество детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В основном это безречевые дети. Поэтому острой проблемой для педагогов стала социализация детей данной категории. Зачастую даже родители не знают как помочь своим детям, и даже, просто как с ними общаться и понимать. С самых ранних этапов развития, общение предполагает тесное взаимодействие ребенка и взрослого. Потребность в общении не является врожденной, она формируется в процессе контакта ребенка с окружающей средой. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью зачастую испытывают дефицит общения, (особенно это относится к аутистам), что отрицательно влияет на их дальнейшее развитие. Из-за повреждений центральной нервной системы им трудно овладеть разговорной речью, поэтому вспомогательные средства коммуникации часто выступают более успешным способом общения данной категории детей с окружающими. Здесь на помощь приходят пиктограммы - простые рисунки-символы, которые понятны и детям и взрослым.

Н
аша работа показывает, что использование пиктограмм в работе с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, у которых речь значительно недоразвита или полностью отсутствует, способствует более успешному формированию социально-бытовых навыков, лучшему усвоению правил поведения и превращению навыков в устойчивые привычки. Это обуславливается тем, что дети недостаточно владеют их значением, плохо знают свойства определенных предметов или свойство, которое обозначает слово, ассоциируется у них только с одной характеристикой. Использование алгоритмов одевания, умывания и др. действий по самообслуживанию, записанных в виде простых картинок, пиктограмм способствует у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, при проведении коррекционно-развивающей работы, более успешному формированию социально-бытовых навыков и переводу их в устойчивые привычки Кроме того, систематическое познание пиктограмм позволяет упорядочить и дополнить имеющиеся знания детей, развивать речевую сферу, облегчить адаптацию ребенка к окружающей среде. Изучение пиктограмм всеми детьми группы, а не только теми, у которых значительно недоразвита или полностью отсутствует речь, способствует развитию понимания и взаимопомощи в коллективе воспитанников Кроме того, использование карточек пиктограмм - это средство альтернативного общения для людей с ограниченными возможностями, (ДЦП, проблемы с речью, умственная отсталость). Пиктограммы наклеиваются на плотную бумагу или другой плотный материал квадратной формы размером 10х10 см. Эти карточки могут размещаться везде, где быват ребенок: в столовой,около умывальника и т.д. И в дальнейшем, научившись узнавать значение символов и, имея под рукой набор данных пиктограмм, человек сможет объясниться в магазине, на улице, в семье и в других ситуациях, когда обычным способом общаться трудно либо невозможно.С этой целью мы знакомим учащихся с известными пиктограммами, которые они могут встретить в жизни: на вокзале, в автобусе, в магазине и в других общественных местах.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей школьного возраста – явление очень редкое. В речи детей- учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида существуют множество проблем:

    Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить даже краткий ответ. Неспособность построить монолог. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим По мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина, использование наглядности помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Как любая работа, использование мнемотехники строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. М
немотаблицы на логопедических занятиях используются для:
    обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Опираясь на опыт педагогов, нами были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для учащихся младших классов с ЗПР и умственной отсталостью лучше давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов нами мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества логопеда к совместному творчеству ребенка с педагогом. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем – это уже совместное коллективное творчество детей со взрослым, на третьем этапе учащиеся самостоятельно пробуют свои силы. Надо отметить, что школьники данной категории испытывают некоторые сложности , так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто рассказы по моделям получаются очень схематичными. Но, тем не менее, постепенно такая работа с литературными текстами дает положительный результат. Это очень важно для учащихся школы 8 вида, т.к. даже в старших классах многие из них не могут пересказать текст и лишь односложно отвечают на вопросы учителя.

Цель: изучение опосредствованного запоминания и способности к обобщению.

Материал: 1) несколько листов чистой бумаги (нелинованной); 2) карандаши (простой и цветные); 3) набор стимульных слов и словосочетаний, в которых простые понятия могут чередоваться с более сложными, отвлеченными, например: “вкусный ужин”, “тяжелая работа”, “счастье”, “развитие”, “печаль” и т.п.

Инструкция: “Запомните названные слова. Для облегчения запоминания делайте на бумаге зарисовки к каждому слову. Но писать слово или обозначать его буквой нельзя. Можно рисовать все, что угодно, лишь бы рисунок помог Вам вспомнить названное слово. Качество рисунка никакой роли не играет”.

Процедура: если эксперимент проводится с детьми, то, объяснив ребенку, что будет проверяться его память, можно выбрать из легких первые выражения для более подробного разъяснения, уточнения инструкции, даже показа, если ребенок испытывает затруднения в ее понимании. По ходу работы желательно просить ребенка давать пояснения к замыслу, деталям, содержанию рисунка. Лишь тогда, когда рисунки слишком многопредметны, а сам ребенок больше увлекается процессом рисования, чем выбором связи для запоминания, его можно несколько ограничить во времени.

Какие бы связи и рисунки испытуемый ни создавал, не следует высказывать неодобрения.

После окончания работы рисунки у испытуемого забираются. А через час ему предлагают вспомнить заданные слова вразбивку. Можно назвать слова по рисункам или сделать подписи к ним.

В протоколе опыта записываются рассуждения испытуемого, объясняющие связь между словом и рисунком.

Слова для запоминания психолог подбирает заранее, учитывая возраст обследуемого, уровень его культурного развития. Всего предъявляется 10-15 слов. В список обязательно нужно включать слова, имеющие значительный эмоциональный подтекст.

Стимульный материал для запоминания:

Для более младших :

Для более старших :

1. Веселый праздник

1. Тяжелая работа

2. Глухая старушка

2. Ядовитый вопрос

3. Сердитая учительница

3. Мальчик-трус

4. Девочке холодно

4. Теплый вечер

5. Болезнь

5. Печаль

6. Разлука

7. Развитие

7. Подвиг

8. Вражда

9. Надежда

10. Зависть

10. Власть

11. Сожаление

11. Отчаяние

12. Счастье

Для проведения повторных обследований по методике пиктограмм необходимо иметь параллельные наборы понятий, используемых для опосредствованного запоминания.

Обработка данных: подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами непосредственного запоминания (по методике “Заучивание 10 слов”).

Кроме того, получаемые при использовании метода пиктограмм данные условно можно разделить на 4 группы:

1) пиктограммы-образы, построенные для запоминания предъявляемых понятий, их содержания;

2) словесные объяснения рисунков, даваемые испытуемым;

3) данные наблюдения за поведением обследуемого в целом, во время эксперимента (сюда входят также вопросы испытуемого, его спонтанные высказывания, отношение к опыту, ответы на вопросы экспериментатора и др.);

4) данные, касающиеся формальных рисуночных особенностей выполнения пиктограмм (нажим, способ расположения материала, размер рисунков и пр.).

Анализ результатов: предполагает сопоставление этих 4 групп результатов и заключение относительно индивидуальных особенностей познавательной деятельности испытуемого. По результатам выполнения задания судят об уровне процессов обобщения и отвлечения: может ли обследуемый обозначить слово символом, насколько возрастают его затруднения, когда опосредуются слова абстрактного характера. Не менее важно установить характер ассоциаций, которыми руководствуется обследуемый в подборе пиктограмм - соответствие пиктограммы заданному слову, чрезмерная конкретность ассоциаций или, наоборот, их чрезвычайно абстрактный, условно-символический характер, наличие ассоциаций по “слабому” признаку. По результатам исследования можно судить о логической памяти испытуемого - насколько опосредование слов в зрительных образах помогает запомнить их. Существенную роль играет эмоциональная насыщенность пиктограмм. В определенной степени она отражает эмоциональное состояние испытуемого.

Дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

Применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

Пиктограмма - (от лат. Pictus - рисовать и греч. Γράμμα - запись) - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Неговорящие дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация воспитателей ДОУ

Тема. «Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста»

учителя – логопеда

Ветровой Марины Владимировна

Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что:

Дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

Применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

Пиктограмма - (от лат. Pictus - рисовать и греч. Γράμμα - запись) - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Неговорящие дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.

Впервые метод пиктограмм был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л.Е.Журова для обучения дошкольников грамоте, т.е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения. Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

Как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться;

Как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем;

Как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий) ;

Как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения).

Таким образом, содержание пинтограмм призвано обеспечить ребенку возможность вступать в общение дома, в детском саду, классе, в разнообразных ситуациях повседневной жизни.

Изображаются предметы (на голубом фоне), их признаки (на зеленом фоне) и действия с ними (на красном фоне), которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире.

Методика Л. Б. Боряевой, Е.Т. Логиной, Л.В Лапатинной

«Я - говорю!» , предполагает следующие этапы обучения ребенка работе с пиктограммами:

1. Ознакомление ребенка со знаком-символом и уточнение его понимания:

Идентификация символа.

Взрослый последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или с его реалистичным изображением на картинке;

Выбор нужной пиктограммы из ряда других.

Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый;

Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других;

Выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других;

Конструирование фразы с помощью пиктограмм.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого предмета, и т. п. и произносит фразу соответствующую этим изображениям. Ребенок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза;

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый.

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функцией:

Составить из пиктограмм пару.

Первый вариант : взрослый предлагает ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом. Например, кукла -> играть, яблоко-> есть.

Второй вариант : взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий предмет. Например, слушать->уши, пить->вода;

Среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе, например к группе одежды;

Пятый лишний.

Взрослый показывает ребенку пять пиктограмм, изображающих четыре предмета из одной тематической группы, а пятый - из другой. Ребенок находит лишний предмет и показывает его;

Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу. Например, уши->усмотреть, глаза -> слушать;

Найти и исправить ошибку во фразе.

Взрослый показывает ребенку пиктографическое изображение фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить эту ошибку.

3. Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа:

Составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу;

Составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками;

Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку;

Составить логические цепочки.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки:

первоначальное понятие «знак » (пиктограмма) -> обобщающее понятие -> закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами -> самостоятельная ориентировка в системе знаков .

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста» Учитель – логопед Ветровой Марины Владимировна

Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что: дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. (Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему) применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

Пиктограмма - (от лат. Pictus - рисовать и греч. Γράμμ α - запись) - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Актуальность использования метода пиктограмм заключается в том, что он помогает: - Облегчить общение. - Улучшить всестороннее развитие ребёнка. - Активизировать речемыслительную деятельность (память, внимание, мышление).

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах: - как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться; - как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем; - как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий) ; - как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения).

Методика Л. Б. Боряевой, Е.Т. Логиной, Л.В Лапатинной «Я - говорю!», предполагает следующие этапы обучения ребенка работе с пиктограммами: 1. Ознакомление ребенка со знаком-символом и уточнение его понимания; 2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функцией; 3. Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа.

1. Ознакомление ребенка со знаком-символом и уточнение его понимания: - идентификация символа. Взрослый последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или с его реалистичным изображением на картинке;

Выбор нужной пиктограммы из ряда других. Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый; - выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других; - выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других;

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Конструирование фразы с помощью пиктограмм. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого предмета, и т. п. и произносит фразу соответствующую этим изображениям. Ребенок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза;

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Девочка ест на кухне

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функцией: - составить из пиктограмм пару. Первый вариант: взрослый предлагает ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом. Например, кукла -> играть, яблоко -> есть. Второй вариант: взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий предмет. Например, слушать -> уши, пить ->вода;

Среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе, например к группе одежды;

Пятый лишний. Взрослый показывает ребенку пять пиктограмм, изображающих четыре предмета из одной тематической группы, а пятый - из другой. Ребенок находит лишний предмет и показывает его; - найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу. Например, уши-усмотреть, глаза -> слушать;

Найти и исправить ошибку во фразе. Взрослый показывает ребенку пиктографическое изображение фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить эту ошибку.

3. Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа: - составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу;

Составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками;

Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку; - составить логические цепочки.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» (пиктограмма) обобщающее понятие закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами самостоятельная ориентировка в системе знаков


Как хорошо когда ребёнок знает много стихотворений и с удовольствием их рассказывает. Ведь стихотворные строки расширяют кругозор, способствуют более быстрому обогащению устной речи, учат восприятию поэзии, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию памяти! А память — показатель интеллекта. По словам И. М. Сеченова, память является «основным условием психической жизни человек», «краеугольным камнем его психического развития». Память следует активно развивать в дошкольном возрасте, т. к. именно этот возраст является наиболее сенситивным в её развитии.

Выучить стихотворение для речевого ребёнка – это большой труд и изначально сложный процесс. Приходится многократно повторять текст, проговаривать сложные слова, следить за правильным произношением звуков. Всё это требует от ребёнка волевых усилий памяти, внимания, мышления. Такая работа отбивает желание ребёнка чему- либо учиться. От степени сформированности умений и навыков связной речи, видом которой являются стихотворения, зависит дальнейшее развитие ребёнка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что связная речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.

Работая в течение семи лет над разработкой системы разучивания стихотворений для детей с патологией речи, я поняла, что использование традиционных приёмов разучивания не принесёт ни каких результатов, процесс останется долгим и трудоёмким. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо многократное повторение его в течение первых пяти дней. Дети уставали от многократного повторения даже интересных текстов, и к тому же подобное повторение эксплуатировало лишь слуховую память.

Я стала искать специальные вспомогательные средства, которые бы помогли и облегчали процесс запоминания и заучивания стихотворных форм у детей с общим недоразвитием речи.

Всем хорошо известно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Необходимо было соединить действия непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти для произвольного запоминания стихотворения.

Произвольное запоминание - это сложная интеллектуальная работа. Она помогает более быстрому обогащению речи ребенка, чем при невольном запоминании; интенсивнее развивает эстетичные чувства (чувство поэзии, чувство прекрасного); укрепляет образную память (связанную с воображением) и словесную память (связанную с мышлением), которая, по мнению психологов, является самым совершенным видом памяти.

Наглядность в дошкольном возрасте преобладает и способствует порождению речевого акта. К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребенку наглядность, и он заговорит», по мнению Е.И. Тихеевой «картины развивают поле непосредственного наблюдения детей». Основной «секрет» наглядности очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы, доступных ребёнку и рука ребёнка сможет легко их изобразить. И это объясняется тем, что объём зрительного восприятия окружающего мира у детей составляет 75%, а объём слухового восприятия только 14%; остальные 11% приходится на тактильное, обонятельное и вкусовое восприятие. Так как дети по своему восприятию в основном «визуалы» и наглядно – образная память у них преобладает, поэтому для лучшего разучивания стихотворений мы активно стали использовать наглядные средства запоминания – пиктограммы.

Пиктограммы – это рисуночное письмо, условное обозначение (символ) определённого слова или слога. Оно предшествовало фонетическому письму. Принципиальное отличие знаков пиктограмм от знаков фонетического письма заключается в незакреплённости за пиктограммой конкретной единицы языка, в возможности интерпретации пиктограмм на любом языке: пиктограмма может быть «прочтена» как слово, словосочетание, предложения с различными вариациями смысла нескольких предложений. Самое главное для нас было то, что пиктограммы передают смысловую картинку и поэтому легче запоминаются детьми, чем просто текст, воспринятый на слух. Пиктограмма знакомит ребёнка со словом, его значением, развивает речевую память, способствует быстрому обучения связной речи. Пиктограммы – символы, которые состоят из элементов доступных ребёнку и рука ребёнка сможет легко их изобразить.

С помощью пиктограмм ребёнок легко овладевает словом или фразой, может выучить довольно быстро любое стихотворение. Кроме того, ребёнок, не знающий грамоты, без проблем усваивает смысл фразы, «читая» пиктограммы. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается схематическая картинка – символ (пиктограмма), изображающая действие, признак, наречие, предлог или предмет; таким образом, все строки в стихотворении зарисовывается схематически. Для лучшего зрительного восприятия зарисованного стихотворения, нужно отделить каждую строчку, новым цветом карандаша или мелка.

Этапы работы по заучиванию стихотворения:

2. Провести словарную работу по активизации незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного.

3. Построчно зарисовать стихотворения в пиктограммах, привязав каждое слова в стихотворении к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов.

4. Эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения по пиктограммам взрослого, а потом ребёнка.

Использование пиктограмм или опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. После зарисовки детьми условной схемы при заучивании стихотворения результаты улучшилсь. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. В процессе работы мы для себя отметили, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока идет кодировка его в пиктограммах, так как при шифровке текста происходит детальный разбор и привязка слова к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов. В процессе такой работы дети рассматривали картинки к стихотворениям, знакомились с пиктограммами, придумывали символы, изображающие действие или предмет. Рисунок пиктограмм многих слов у нас закрепляется надолго за этим словом, часто повторяется и используется в последующих стихотворениях, тем самым способствуя лучшему запоминанию стихотворения. Особое внимание хочется обратить на использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с ОНР.

“Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Работа с пиктограммами помогает развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля. Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщено, а “семьями”, объединенными “родственными отношениями”.

Например набор пиктограмм: ==== делать; П____ право; || -был; ____ Л -лево; W -вот; X -нет; V- тут; S? –сколько; {Б }- большой и т. д.

Заучивание стихов с помощью пиктограмм можно проводить и индивидуально и с подгруппами детей. Вначале стихи должны быть простые, не большие четверостишия, лёгкие в произношении, которые постепенно будут усложняться. Они должны отражать словарь изучаемой лексической темы.

Рекомендую в течение дня на доске, на доступном детям месте оставлять нарисованное в пиктограммах разучиваемое детьми стихотворение, чтобы дети имели возможность подходить к доске и самостоятельно читать стихотворение по пиктограммам. К концу дня все дети будут хорошо знать стихотворение. Таким же способом заучивались загадки, пословицы и поговорки.

Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на мой взгляд, является то, что речь педагога сводится к минимуму – он показывает пиктограмму, а ребенок по образу, вспоминая, называет нужное слово. Было видно, насколько у детей возросли интерес и познавательная активность к заучиванию и повтору стихотворений себе, друг другу, родителям. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Уже к концу подготовительной группы каждому ребёнку достаточно 10 – 15 минут для заучивания стихотворений из трёх-четырёх четверостиший.

Овладение приемами работы с пиктограммами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.

Например: мнемотаблица стихотворения

К фруктам относятся сливы,

Яблоки, груши, бананы.

Лимоны и апельсины,

Любят их есть обезьяны!

учитель –логопед высшей категории

МБДОУ № 87, г. Краснодар, Россия

Умение быстро запоминать очень важно для детей, которые сталкиваются в процессе обучения в школе с необходимостью обрабатывать большие объёмы информации. Однако и с возрастом это свойство комплекса высших психических функций не теряет своей значимости. Существует несколько тестов, исследующих скорость и качество запоминания. Одним из наиболее интересных является методика А.Р. Лурии «Пиктограмма».

Описание теста «Пиктограмма» по методу А.Р. Лурии

Александр Романович Лурия - последователь Льва Семёновича Выготского, один из основоположников отечественной нейропсихологии. Тест «Пиктограмма», разработанный им в рамках развития этого направления науки, позволяет выявить особенности запоминания через ассоциативные связи. Целями исследования является:

  • выявление нюансов опосредованного запоминания;
  • оценка продуктивности памяти;
  • определение характера мыслительной деятельности;
  • изучение уровня развития образного мышления.

Методика не используется для диагностики дошкольников и младших школьников, а годится только для проведения тестирования среди испытуемых, имеющих как минимум 6–7 классов образования.

Тестирование можно проводить только среди детей, достигших возраста 12 лет

Применение методики для тестирования школьников

Стимульный материал для теста представляет собой набор из 15–20 слов или словосочетаний конкретного («голодный ребёнок») или абстрактного содержания («сомнение»):

  • весёлый праздник;
  • тяжёлая работа;
  • развитие;
  • вкусный ужин;
  • смелый поступок;
  • болезнь;
  • счастье;
  • разлука;
  • ядовитый вопрос;
  • дружба;
  • тёмная ночь;
  • печаль;
  • справедливость;
  • сомнение;
  • тёплый ветер;
  • обман;
  • богатство;
  • голодный ребёнок.

Причём методика не предполагает использование стандартизированного списка слов, экспериментатор может составить собственный набор или заменить лишь несколько предложенных вариантов. Таким образом, тест можно проводить столько раз, сколько того требует работа с конкретным испытуемым.

Организатору теста под силу придумать собственный набор несложных фраз для диагностики

Диагностика организуется как в групповой форме, так и в индивидуальной. Для проведения исследования испытуемому потребуется выдать лист бумаги и ручку или карандаш.

Инструкция для школьников 12–16 лет:

  1. Экспериментатор озвучивает условия проведения исследования: «Мы будем исследовать вашу зрительную память. Я начну называть слова, а ваша задача - нарисовать картинку, которая потом поможет вспомнить услышанное. Записывать, а также изображать отдельные буквы нельзя».
  2. Затем взрослый чётко и громко называет слова, оговаривая перед этим порядковый номер каждого выражения. Интервал между произнесением не должен быть более 1 минуты.
  3. В процессе рисования ребёнку можно задавать наводящие вопросы («Что ты рисуешь?» или «Как это поможет тебе вспомнить слово?»).
  4. Через 40–60 минут после окончания теста, во время которых экспериментатор разрешает школьникам заниматься другими делами, испытуемым предоставляются бланки с их ответами.
  5. После этого взрослый предлагает детям самостоятельно воспроизвести все услышанные слова, глядя на изображённые картинки (при групповой форме проведения теста школьникам потребуется подписать свои пиктограммы, а при индивидуальной ребёнку рекомендуется называть понятия не по порядку).

Для испытуемых более старшего возраста слова следует зачитывать с интервалом всего лишь в 30 секунд.

В процессе работы экспериментатор обязательно должен обратить внимание учащихся на то, что результаты теста не зависят от уровня их изобразительных способностей.

Обработка и интерпретация результатов

Если испытуемый рисует человечков в качестве иллюстраций ко всем понятиям, то это говорит о его общительности

  • А - абстрактные (нарисованные линии не оформлены в отдельный образ);
  • З - знаковые или символические (изображения представляют собой стрелки, квадраты, трапеции и так далее);
  • К - конкретные (представлены вполне определённые предметы);
  • С - сюжетные (нарисованные картинки объединены конкретной ситуацией);
  • М - метафорические (рисунки являются художественным вымыслом испытуемого; например, для понятия «радость» изображён подпрыгивающий человек).

Экспериментатор отмечает тип каждого рисунка, а затем подсчитывает частоту использования каждого из типов:

  • Если преобладают абстрактные и знаковые изображения (более 55%), то человек может быть отнесён к группе «мыслителей», которые нацелены на синтез получаемой информации, обобщение. Такие люди обладают высокой степенью развития абстрактно-логического мышления.
  • При часто встречающихся сюжетных и метафорических рисунках можно сделать вывод о творческом мышлении школьника. Подобных испытуемых называют «художниками». Такой результат характерен в основном для детей 12–14 лет.
  • Когда изображения в большинстве своём представлены определёнными предметами окружающего мира, это говорит о преобладании конкретно-действенного способа мышления. Такие люди стремятся к решению всех вопросов подходить с точки зрения рациональности. Их называют «практиками». Но обычно подобные результаты наблюдаются лишь у взрослых людей (чаще всего у учителей и руководящих работников).

Сделать заключение об уровне сформированности понятийного аппарата можно по тому, как свободно испытуемый воспроизводит слова по изображениям в финале тестирования.

Ещё один дополнительный параметр, который можно определить, - общительность. Если испытуемый рисует человечков и без заминок вспоминает слова, то он, вероятно, любит находиться в окружении людей. А вот когда по рисункам-человечкам ребёнку трудно сориентироваться, это говорит об инфантильности тестируемого.

Автор методики, кроме диагностики качества запоминания, предложил ещё оценивать истощаемость внимания. Для этого полагается проанализировать твёрдость нажима, а также нарастающую небрежность в выполнении задания. Чем ярче выражены изменения в этих характеристиках, тем выше истощаемость.

Оценка качественных показателей мышления проводится по 4 критериям:

  • Адекватность. Для понимания этого свойства достаточно посмотреть на 1–2 рисунка. Иногда требуется обратить внимание и на комментарий автора. Если заметна логичная и обоснованная связь между понятием и изображением, то экспериментатор отмечает пиктограмму знаком «+», при отсутствии таковой – «-». Нормой считается более 70% положительных отметок.
  • Умение восстанавливать образы спустя определёное количество времени. Оценивается количество правильно названных слов в финале тестирования. Норма - больше 80% слов и словосочетаний.
  • Соответствие пиктограммы реальному объекту. Конкретные рисунки оцениваются в 1 балл, абстрактные - в 3 балла. Если изображение сложно классифицировать, то засчитывается 2 очка. Затем определяется средний показатель. Норма - больше 2 баллов.
  • Оригинальность. При совпадении сюжета рисунков у нескольких тестируемых изображение оценивается в 1 балл, что говорит о заурядности подхода к выполнению поставленной задачи. Если пиктограмма уникальна, то за неё ставится 3 балла. Промежуточный вариант заслуживает 2 баллов. Нормой, как и в предыдущем случае, считается результат в 2 балла.

Пиктограмма Лурии позволяет оценить не только качество и скорость запоминания информации, но также составить представление о способности выстраивать ассоциативные связи между понятием и его образом и о таком важном показателе внимания, как истощённость. Таким образом, за короткий промежуток времени экспериментатор получает полную картину развития основных свойств мышления тестируемого.