Трагедия татьяны шмыги. Труппа Татьяна шмыга и ее роли

Биография

Татьяна Ивановна Шмыга (1928 - 2011) - советская и российская певица (лирическое сопрано), актриса оперетты, театра и кино. Татьяна Шмыга - единственная в России актриса оперетты, получившая звание Народной артистки СССР.

Родилась 31 декабря 1928 года в Москве.
В 1962 году певица впервые снялась в кино - в фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада ». На сцене и экране Татьяна Ивановна сыграла более 60 ролей. Среди них - Чанита в оперетте «Поцелуй Чаниты» и Глория Розетти в спектакле «Цирк зажигает огни», Любаша в «Севастопольском вальсе» и Виолетта в «Фиалке Монмартра.

Семья. Ранние годы

Отец - Шмыга Иван Артемьевич (1899-1982). Мать - Зинаида Григорьевна Шмыга (1908-1975). Детство Тани было благополучным. Ее родители были образованными и воспитанными людьми, хотя к искусству прямого отношения не имели. Отец - инженер-металлист, много лет работал заместителем директора крупного завода, а мама была для дочери просто мамой, красавицей и умницей. Родители очень любили друг друга. А еще они любили театр, слушали Лещенко и Утесова, танцевали настоящие бальные танцы и даже брали за них призы.

Сначала она хотела быть юристом, но увлечение в школе песнями и танцами переросло в серьезную привязанность к музыке, и Таня начала брать частные уроки пения. «Я в детстве была очень серьезной и молчаливой, - вспоминала Т. Шмыга. - Хотела стать камерной певицей и даже поступила стажером в училище при Московской консерватории». Потом ее пригласили солисткой в хор при Министерстве кинематографии. Первое ее выступление, по сути, «боевое крещение», состоялось в кинотеатре перед началом сеанса.

В 1947 году Татьяна поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась 4 года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А.В. Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д.Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И.М. Туманова и С. Штейна.

Театра Оперетты

В 1953 году Татьяна Шмыга окончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность «артистка музыкального театра». Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в «Фиалке Монмартра» в постановке Г.М. Ярона. Ныне имя Татьяны Шмыги известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Но в ту пору, в начале артистической карьеры, впереди был огромный упорный труд. И только он мог проторить ей путь к славе.

Первые шаги в театре стали для нее как бы аспирантурой после студенческих лет. Татьяне повезло в том, что она попала в коллектив людей, преданных искусству оперетты, влюбленных в него. Главным режиссером театра был тогда И.Туманов, дирижером - Г.Столяров, балетмейстером - Г.Шаховская, главный художник - Г.Л.Кигель, художником по костюмам - Р.Вайнсберг. Великолепные мастера жанра оперетты Т.Бах, К.Новикова, Р.Лазарева, Т.Санина, В.Вольская, В.Володин, С.Аникеев, М.Качалов, Н.Рубан, В.Шишкин, Г.Ярон очень тепло встретили молодую выпускницу ГИТИСа, а она, в свою очередь, встретила великолепного наставника, артиста В.А.Канделаки, который год спустя стал главным режиссером Театра оперетты. Он был вторым мужем Татьяны Ивановны. Они прожили вместе 20 лет.

К.С.Станиславский говорил, что оперетта, водевиль - это хорошая школа для артистов. На них можно учиться драматическому искусству, вырабатывать артистическую технику. Во время VI московского международного фестиваля молодежи и студентов театр оперетты принял к постановке новую оперетту Ю.Милютина «Поцелуй Чаниты». Главную роль поручили молодой актрисе Татьяне Шмыге. После «Поцелуя Чаниты» роли Шмыги шли параллельно по нескольким линиям и слились воедино в работе, которую долгое время считали у нее лучшей - роли Глории Розетти в оперетте Ю.Милютина «Цирк зажигает огни».

Очень скоро Т.Шмыга стала ведущей солисткой театра. Одного ее имени на афише очередного спектакля было достаточно, чтобы заполнить зал. После Виолетты - ее первой роли - почитатели оперетты познакомились с ее Аделью в «Летучей мыши», Валентиной в «Веселой вдове», Анжелью в «Графе Люксембурге». В 1969 г. Шмыга выступила в новой постановке «Фиалки...», но уже в роли «звезды Монмартра», примадонны Нинон. Успех был потрясающий, а знаменитая «Карамболина» на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

В 1961 г. Татьяна Шмыга стала Заслуженной артисткой РСФСР. Вскоре при участии нового главного режиссера театра Г.Л.Ансимова Т.И.Шмыга находит себя на новом направлении. В ее репертуар входит жанр мюзикла. В феврале 1965 г. в театре прошла первая премьера мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу по пьесе Б.Шоу «Пигмалион», где она сыграла роль Э.Дулитл.

Ее театральная судьба в целом складывалась счастливо, хотя, быть может, она не сыграла всего, что хотела сыграть. В репертуаре Шмыги было, к сожалению, немного ролей классических авторов - Ж.Оффенбаха, Ш.Лекока, И.Штрауса, Ф.Легара, И.Кальмана, Ф.Эрве. Они в то время считались «буржуазными» и были в немилости у чиновников от культуры. Наряду с классикой актриса многие годы играла героинь советских оперетт. Но и в них она создала целую галерею запоминающихся образов современиц, проявив присущий ей природный талант и обнаружив при этом уже сформировавшийся почерк большого мастера. Шмыга стала непревзойденной исполнительницей целой плеяды героинь в советских музыкальных комедиях - таких, как «Белая акация», «Цирк зажигает огни», «Конкурс красоты», «Севастопольский вальс», «Поцелуй Чаниты». Ее роли, такие разные по характеру, едины в безукоризненном чувстве правды, в способности быть самой собой и одновременно совсем другой, новой.

В последние годы ее можно было увидеть и услышать в двух специально поставленных для нее спектаклях - оперетте «Катрин» (А.Кремер) и его же мюзикле «Джейн Ламберт», созданном по мотивам произведений С.Моэма. В театре «Московская оперетта» также шёл спектакль «Оперетта, оперетта».

Карьера в кино

В 1962 году Татьяна Шмыга впервые снялась в кино. Её, человека, преданного театру, привлекла возможность творческого общения с талантливыми актёрами и с интересным режиссёром Эльдаром Рязановым в фильме «Гусарская баллада ». Шмыга сыграла эпизодическую роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей в снегах в разгар войны.

Сочетание изумительного, неповторимого голоса, подобного прозрачному, струящемуся ручейку, неземного обаяния, удивительной пластичности и танцевальности создавало творческий феномен Татьяны Шмыги, а превосходный дар не только комедийной, но и драматической актрисы позволял ей исполнять противоположные по характеру роли и вокальные партии. А её манера исполнения - грация, женственность и лёгкое кокетство сделали её неподражаемой.

Творческий путь Т.И.Шмыги - это более 60 ролей на сцене и на экране.
В концертном репертуаре актрисы - Мариетта («Баядера» И.Кальмана), Сильва («Сильва» И.Кальмана), Ганна Главари («Веселая вдова» Ф.Легара), Долли Галахер («Хелло, Долли»), Марица («Марица» И.Кальмана), Николь («Кварталы Парижа» Минха) и др.
В ноябре 1969г. Т.И.Шмыге было присвоено почетное звание Народной артистки РСФСР. Окрыленная успехом и признанием она блистательно играла спектакль за спектаклем. Вступив в пору творческой зрелости Т.Шмыга, актриса тонкого психологического плана, сохранила всю прелесть своего жанра, в котором есть и искристость, и эстрадная экстравагантность. Сочетание нежного, неповторимого тембра голоса, удивительной пластичности и танцевальности создает творческий феномен Татьяны Шмыги, а превосходный дар не только комедийной и лирической, но и драматической актрисы позволяет ей исполнять противоположные по характеру роли и вокальные партии. Многое в творчестве этой удивительной актрисы объяснено, но тайной остается ее женское очарование, прелесть застенчивой грации.

Личная жизнь

Татьяна Шмыга обладала удивительной скромностью: она всегда смущалась, когда ее узнавали на улице, и не считала себя примадонной. А на вопрос, как она сумела не заболеть «звездной болезнью», отвечала, что «просто всю жизнь вкалывала».

Продолжалась и ее гастрольная деятельность. Т.Шмыга объездила почти всю страну. Ее искусство знали и любили не только в России, но и на Украине, в Казахстане, Грузии, Узбекистане, Болгарии, Чехии, Словакии, Бразилии, США и других странах.
В свободное время Татьяна Шмыга любила читать русскую классику, поэзию, слушать симфоническую и фортепианную музыку, романсы. Очень любила живопись, балет.

Первый муж: Рудольф Борецкий (род. 1930) - Профессор кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ; доктор филологических наук. Один из создателей научно-популярного, информационного и молодежного телевидения («Теленовости», программы «Знание», «В эфире - молодость» и др.).

Второй муж: Владимир Канделаки (1908-1994) - известный советский певец (бас-баритон) и режиссёр, солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1929-1994). Также выступал и ставил спектакли в московском Театре оперетты, впоследствии его главный режиссёр (1954-1964).

Последний, третий супруг: Анатолий Кремер (род. 1933) - композитор, работал главным дирижёром в Театре сатиры. Автор музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. Музыкальные комедии «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал», «Катрин», «Джулия Ламберт» и «Джейн» были написаны специально для Т. И. Шмыги, некоторые до сих пор с успехом идут в театре «Московская оперетта». Вместе они прожили более 30 лет.

Скончалась Татьяна Ивановна после долгой, продолжительной болезни. Шмыга попала в реанимацию Боткинской больницы в январе 2011 г. из-за серьезных проблем с сосудами. Ранее, по той же причине, Шмыга потеряла ногу.

Фильмография

1997 Звездная ночь в Камергерском (ТВ)
1983 Кое-что из губернской жизни (ТВ) ... Примадонна
1977 Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал... (фильм-спектакль)
1975 Девичий переполох (фильм-спектакль) ... Марфа
1974 Бенефис Савелия Крамарова (фильм-спектакль)
1970 Эксперимент
1969 Новогоднее похищение (ТВ)
1967 Белая ночь (фильм-спектакль) ... Дарья Ланская
1965 В первый час
1963 Мелодии Дунаевского (документальный)
1962 Композитор Исаак Дунаевский (фильм-спектакль) ... Пепита / Тося
1962 Гусарская баллада ... Луиза Жермон
1959 Композитор Имре Кальман (фильм-спектакль)

Озвучивание

Работы в театре

Театр Оперетты, 1953-2011

1998 «Джейн» (А.Кремер)
1993 «Джулия Ламберт» (А.Кремер)
1988 «Великая герцогиня Герольштейнская» (Ж.Оффенбаха)
1984 «Катрин» (А.Кремер)
1981 «Господа артисты» (М.Зива) ... Сашенька
1978 «Неистовый гасконец» (Кара-Караев) ... Роксана
1977 «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал» (А.Кремер) ... Диана-актриса
1977 «Товарищ Любовь» (Ильин) ... Любовь Яровая
1976 «Пусть гитара играет» (О.Фельцман) ... Зоя-Зюка
1971 «Девичий переполох » (Ю.Милютин) ... Марфа
1970 «Нет меня счастливей» (А.Эшпай) ... Вера
1969 «Фиалка Монмартра» (И.Кальман) ... Нинон
1968 «Белая ночь » (Т.Хренников) ... Дарья Ланская
1967 «Конкурс красоты» (А.Долуханян) ... Галя Смирнова
1967 «Девушка с голубыми глазами» (В.Мурадели) ... Мери Ив
1966 «Настоящий мужчина» (М.Зива) ... Галя
1965 «Вестсайдская история» (Л.Бернстайн) ... Мария
1964 «Моя прекрасная леди» (Ф.Лоу) ... Элиза Дулитл
1963 «Куба - любовь моя» (Р.Гаджиева) ... Делия
1962 «Летучая мышь» (И.Штраус) ... Адель
1961 «Севастопольский вальс» (К.Листов) ... Любаша Толмачева
1960 «Цирк зажигает огни» (Ю.Милютин) ... Глория Розетти
1960 «Граф Люксембург» (Ф.Легар) ... Анжель
1959 «Простая девушка» (К.Хачатурян) ... Оля
1958 «Москва-Черемушки» (Д.Шостакович) ... Лидочка
1957 «Бал в Савойе» (Абрахам) ... Дези
1956 «Поцелуй Чаниты» (Ю.Милютин) ... Чана
1955 «Белая акация» (И.Дунаевский) ... Тоня Чумакова
1954 «Фиалка Монмартра» (И.Кальман) ... Виолетта

Награды и премии

1978 Народная артистка СССР
1974 Государственная премия РСФСР им. Глинки
Орден «Знак Почета»
Орден «Трудового Красного Знамени»
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени

Ссылки

Некролог

В Москве умерла актриса оперетты, театра и кино Татьяна Шмыга. Ей было 82.

Больше полувека она посвятила московскому театру оперетты. Долгие годы оставаясь его примой. Среди самых знаменитых ролей Шмыги Адель в «Летучей мыши», Валентина в «Веселой вдове», Анжель в «Графе Люксембурге».

В оперетте Шмыга занимала то же место, что на эстраде Алла Пугачева. И хотя по самому звучанию слова оперетта слывет младшей сестрой оперы, Татьяна Шмыга доказала, что по сложности и требуемому от исполнителя искусству ее жанр совсем не младше и уж конечно не легкий.

В 1962 году Шмыга впервые снялась в кино в фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада », а в 78-м удостоилась звания Народной артистки СССР. Ни до ни после его не получала ни одна актриса оперетты. Всего на сцене и экране Татьяна Ивановна сыграла более 60 ролей.

Прощание с певицей и актрисой оперетты, народной артисткой СССР Татьяной Шмыгой пройдет 7 февраля в 10.30 в ее родном театре "Московская оперетта".
"Вопрос о захоронении ее на Новодевичьем кладбище сейчас решается", - сообщил директор театра Валерий Сазонов.

Шмыга больше полувека прослужила одному единственному театру - Московскому театру оперетты. Одного ее имени на афише спектакля было достаточно, чтобы зал был набит битком. Виолетта из «Фиалки Монмартра», Адель из "Летучей мыши", Диана из «Эспаньолы» Лопе де Вега...

А еще Татьяна Ивановна была молода - и душой, и телом. Привилегия преклонного возраста - говорить о возрасте. Но у Шмыги подробности медицинского и фармацевтического характера напрочь отсутствовали. А на 80-летнем юбилее всем казалось, что только вчера она точно также праздновала 40-летний. Пела и танцевала, ничуть не задыхаясь.

Накануне дня ее рождения своими воспоминаниями поделился с «КП» муж Шмыги композитор Анатолий Кремер.

- Татьяна Ивановна любила отмечать день рождения?

Нет, Новый год смешивал все ее личные планы. Поздравляли и с днем рождения, и с новогодним праздником. 31 декабря она наглухо закрывала двери в нашем доме и не подходила к телефону. Но звонки все равно прорывались и поэтому нам всегда хотелось на Новый год куда-нибудь смотаться. Но она очень любила дом: он для нее был самым лучшим прибежищем. Я иногда шутил над ней: «Ну все, Таня, ты села на помело». Это означало, что она начинала носиться по квартире с такой скоростью - обшибала любой угол. Пройди нормально, но нет - она летит. И бах! - синяк.

- А разговоры о смерти оперетты сильны преувеличены?

Нет, она не умрет никогда, хотя такой Шмыги, с ее уникальным голосом и пластикой, еще не будет лет сто. Ведь что сегодня представляет собой эстрада? Это - субкультура, растление людей, когда малограмотные певцы выходят на сцену и устраивают между собой конкурсы. Если есть такоезаведение под названием «Фабрика звезд», то надо закрывать искусство вообще. Точно также о современной эстраде думала и Татьяна Ивановна. Смотрел по телевизору передачу «Призрак оперы», где выступает цвет нашего шоу-бизнеса. В оперетте даже любой новичок поет гораздо лучше, чем эти суперпопулярные певцы. И меня потряс великолепный певец и человек со вкусом Зураб Соткилава, рассыпавшийся в комплиментах перед Ани Лорак, спевшую шмыговскую «Карамболину». «Ани, это прекрасно!». И Роман Виктюк его одернул: «Зураб Лаврентьевич, вспомни Таню Шмыгу...»

После просмотра «Севастопольского вальса» с участием Шмыги зрители в зале рыдали. Ее голос не предназначался для оперы, он был скорее камерным - для малой аудитории.

Лучшие дня

Но особость ее тембра, проникновенность восхищали. Из ансамбля в десять человек я лично моментально отличал Шмыгу по высокой вокальной технике. У выдающегося певца Ивана Семеновича Козловского был голосок крохотного объема, но то, что он пел, было слышно в каждом углу. Это называется полетный звук - он летит. Такую же уникальную особенность голоса имела и Татьяна Ивановна.

- Что она стремилась передать своим ученикам?

У нее не было учеников. О преподавании она всегда говорила: « Я не могу учить, это не мое дело». Весь дар Татьяны Ивановны ушел в ее актерское ремесло. За всю жизнь она обзавелась лишь двумя ученицами, одна их которых сейчас проживает в Австралии, а другая, Татьяна Константинова, работает режиссером театра.

- Спорили, когда обсуждали творческие моменты? Вы ведь написали для Шмыги пять спектаклей

Да, трения возникали, но я их подавлял железной рукой. Говорил: «Не будешь исполнять мое произведение лишь в том случае, если докажешь, что оно невозможно с профессиональной точки зрения».

- Всю жизнь Татьяна Ивановна считала: «Возраст идет по одной улице, а я по другой»...

Молодость ей была дана от Бога - она не делала никаких операций, а выглядела потрясающе. А еще она обладала невероятной работоспособностью. Даже будучи не совсем здоровой, она продолжала играть по 3-4 спектакля в месяц. И каждый раз перед выходом на сцену дрожала как маленькая девочка. А вообще она никогда не философствовала, не погружалась в какие-либо размышления и проблемы. Когда я интересовался ее мнением: «Тань, послушай, что я сочинил. Вот здесь сделать так или так...», она отвечала: «Это твое мастерство - ты и пиши. Мое дело - сыграть...»

- Правда, что Татьяна Ивановна не мыслила себя без мощного женского оружия - каблуков?

Да носила их постоянно, даже домашняя обувь у нее была на каблучке. До сих пор помещения Московского театра оперетты представляют собой катакомбы, капитального ремонта в нем не проводилось лет 30. И везде крутые лестницы. И вот по ним Шмыга бегала как девочка - цок, цок. Если только в здании отчетливо слышался перестук каблуков, все знали: «О, это Тань- Вань (так шутливо называли Шмыгу коллеги) появилась!»

А если серьезно, она от того и погибла, что все время была на каблуках. На юбилейном вечере, посвященном ее восьмидесятилетию, у нее уже болела нога. Но она провела на сцене почти три часа, и никто не заметил, какую боль она испытывает. Пела «Карамболину, Карамболетту» в том же сценическом костюме, в котором впервые исполнила роль Виолетты. Размер в размер. Татьяна Ивановна прожила довольно долгую жизнь - 82 года, смогла бы прожить и еще дольше, если бы не действия врачей. Точнее, их бездействие. Они ее убивали. «От чего лечите?» - мучительно допытывался я у них. Они, по-моему, сами не знали...

03.02.2011 22:44

Звезда оперетты, театра и кино Народная артистка СССР Татьяна Шмыга умерла в Москве в четверг на 83-м году жизни, сообщает Союз театральных деятелей. Напомним, последнее время актриса тяжело болела.

В полдень 4 февраля в театре будет проведено экстренное совещание, на котором руководство вместе с вдовцом Шмыги, композитором Анатолием Кремером решат, где и когда состоятся прощание и похороны певицы.

В конце января Шмыга попала в реанимацию Боткинской больницы в отделение сосудистой хирургии. Народная артистка СССР несколько месяцев страдала из-за проблем с сосудами. В связи с этим ранее она лишилась одной ноги.

Татьяна Шмыга была единственной в России актрисой оперетты, получившей звание Народной артистки СССР. На вопрос о том, как певице удалось не заболеть "звёздной болезнью", Татьяна Шмыга всегда отвечала, что она "просто всю жизнь вкалывала". Но никогда не жалела потраченных сил. Ведь оперетта, по ее выражению, это - "шампанское, которое греет кровь, будоражит сердца, исцеляет душу, делая молодых дерзкими, а людей в возрасте молодыми".

В 1962 году певица впервые снялась в кино - в фильме Эльдара Рязанова "Гусарская баллада". На сцене и экране Татьяна Ивановна сыграла более 60 ролей. Среди них - Чанита в оперетте "Поцелуй Чаниты" и Глория Розетти в спектакле "Цирк зажигает огни", Любаша в "Севастопольском вальсе" и Виолетта в "Фиалке Монмартра.

Татьяна Шмыга родилась 31 декабря 1928 года в Москве. В детстве она начала брать частные уроки пения, впервые вышла на сцену солисткой хора при Министерстве кинематографии. В 1947 году Шмыга поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. Затем была учеба в ГИТИСе, где она училась у Белявской, Туманова и Штейна. По окончании института в 1953 году она была принята в труппу Московского театра оперетты. Её дебютная роль - Виоллетты в "Фиалке Монмартра" - сразу принесла молодой актрисе признание как критиков так и публики. Очень скоро она стала ведущей солисткой театра. В 1969 году выступила в новой постановке "Фиалка Монмартра", но уже в роле примадонны Нинон. Успех был грандиозным, а знаменитая "Карамболина, Карамболетта!" на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

В театре она встретила своего будущего второго мужа Владимира Канделаки, который работал артистом, а затем возглавил труппу. Вместе они прожили 20 лет.

Долгие годы она оставалась примой театра. На ее счету звездные партии в опереттах - Адель в "Летучей мыши", Валентина в "Веселой вдове", Анжель в "Графе Люксембурге". Знаменитая "Карамболина" на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

Для Татьяны Шмыги специально ставили спектакли. Так, она исполнила заглавную роль в оперетте "Джейн", написанной для примадонны ее мужем композитором Анатолием Кремером. Он также является автором музыки к спектаклям "Эспаньола", "Джулия Ламберт" и "Катрин", созданных для великолепной супруги.

Во второй половине 60-х гг. при участии нового главного режиссера театра она начинает выступать в новом жанре - мюзикле. В феврале 1965 года в театре прошла первая премьера мюзикла "Моя прекрасная леди" Лоу, где она сыграла роль Элизы Дулитл.

До последнего времени Шмыга не покидала сцену. Ее можно было увидеть в двух специально поставленных для нее спектаклях - оперетте "Катрин" Антона Кремера и его же мюзикле "Джейн", созданном по мотивам произведений Сомерсета Моэма.

Татьяна Шмыга была удостоена Государственной премии России им. Михаила Глинки. Она награждена орденами "Знак Почета", Трудового Красного Знамени и "За заслуги перед Отечеством" III степени.

Друзья и коллеги Шмыги: Ушла настоящая примадонна

Перед талантом и трудоспособностью Шмыги преклонялось не одной поколение оперных певцов. Не зря она была единственной в России артисткой оперетты, получившей звание Народной артистки СССР и удостоенной Государственной премии России им. М. Глинки.

По словам руководительницы оперной труппы Большого театра, народной артистки СССР Маквалы Касрашвили, Шмыга всегда служила артистам примером для подражания.

"Я никогда не была с ней лично знакома, но всегда преклонялась перед ней. До самых последних дней она блестяще выглядела, была в прекрасной форме. Шмыга всегда была для нас нестареющей, вечно молодой и красивой - и такой она останется в нашей памяти", - сказала Касрашвили.

Оперная певица Любовь Казарновская отметила, что в мыслях она преклоняет колени и снимает шляпу перед талантом Шмыги.

"Шмыга - это образец жизни в профессии. Она была совершенно уникальная артистка, лицо российской и советской оперетты в течение многих лет и даже поколений", - сказала Казарновская.

Она напомнила слова Любови Орловой, которая говорила когда-то, что "для оперетты должна быть синтетическая артистка, которая первоклассно играет, первоклассно выглядит и первоклассно поет - все это было у Татьяны Ивановны".

По словам певца Иосифа Кобзона, именно Шмыга была настоящей примадонной сцены. "Мы присваиваем эти звания нашим популярным звездам - это не соответствует тому, кем была Татьяна Ивановна на протяжении многих лет", - сказал Кобзон.

Как заметил композитор Максим Дунаевский, артистов, для которых, как для Татьяны Шмыги, хочется писать музыку, остается все меньше. "Шмыга имела долгий и счастливый век в профессии, была признана и любима, несмотря на то, что опереточный жанр - не самый популярный в России", - сказал он.

"У нас вообще мало артистов синтетического жанра, которые бы и пели, и танцевали и играли", - поделился своими наблюдениями Дунаевский, сравнив кончину Шмыги с уходом эпохи.

] (31.12.1928 года [Москва]- 03.02.2011 года [Москва])

"Нет уменя никакой биографии, - сказала однажды назойливому журналисту Татьяна Ивановна. - Родилась, училась, теперь работаю". И, подумав, добавила: "В ролях вся моя биография...".
Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии Татьяна Ивановна Шмыга родилась 31 декабря 1928 года в г. Москве.
Ещё детстве она начала брать частные уроки пения, а впервые вышла на сцену солисткой хора при Министерстве кинематографии.
В 1947 году Татьяна Шмыга поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А.В.Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д.Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И.Туманова и С.Штейна. В 1953 году Т.Шмыга закончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность "артистка музыкального театра". Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в "Фиалке Монмартра"

Очень скоро Татьяна Шмыга стала ведущей солисткой театра. Одного ее имени на афише очередного спектакля было достаточно, чтобы заполнить зал. После роли Виолетты последовали роли в спектаклях "Летучая мышь" (Адель), "Веселая вдова" (Валентина), "Граф Люксембург" (Анжель).
В 1969 г. Шмыга выступила в новой постановке "Фиалки...", но уже в роли "звезды Монмартра", примадонны Нинон. Успех был потрясающий, а знаменитая "Карамболина" на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

Оперетта была ее территорией, там она властвовала безраздельно: в этом жанре всегда было много актрис красивых, талантливых и блестящих, но только Шмыга имела такой абсолютный на него слух, только ей одной он был так послушен.
Ее судьба вместила все парадоксы и трансформации жанра, который по недоразумению назвали "легким". Она в самой себе соединила традиции таких опереточных легенд, как Ярон или Володин, и сумела без потерь донести их до самых роковых для жанра времен, когда на сцены опереточных театров вторгся мюзикл. Не растерялась и тут, с таким же увлечением погрузилась в этот новый музыкальный мир, став первой в СССР исполнительницей роли Элизы Дулиттл в "Моей прекрасной леди"

В 1962 г. Татьяна Шмыга впервые снялась в кино. В "Гусарской балладе" Эльдара Рязанова она сыграла эпизодическую, но запоминающуюся роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию.
Шмыга стала непревзойденной исполнительницей ролей героинь в советских музыкальных комедиях - таких как "Белая акация" (1955), "Поцелуй Чаниты" (1956), "Цирк зажигает огни" (1960), "Севастопольский вальс" (1961), "Конкурс красоты"(1967).
Творческий путь Татьяны Шмыги - это более 60 ролей на сцене и на экране. Среди них - Дези ("Бал в Савойе" Пауля Абрахама, 1957), Лидочка ("Москва - Черемушки" Дмитрия Шостаковича, 1958), Оля ("Простая девушка" Карэна Хачатуряна, 1959), Делия ("Куба - любовь моя" Рауфа Гаджиева, 1963), Мария ("Вестсайдская история" Леонарда Бернстайна, 1965), Галя ("Настоящий мужчина" Михаила Зива, 1966), Мери Ив ("Девушка с голубыми глазами" Вано Мурадели, 1967), Дарья Ланская ("Белая ночь" Тихона Хренникова, 1968), Вера ("Нет меня счастливей" Андрея Эшпая, 1970), Марфа ("Девичий переполох" Юрия Милютина, 1971), Зоя-Зюка ("Пусть гитара играет" Оскара Фельцмана, 1976), Сашенька ("Господа артисты" Михаила Зива, 1981), а также главные роли в опереттах: "Великая герцогиня Герольштейнская" Жака Оффенбаха (1988), "Джулия Ламберт" Анатолия Кремера (1993) и др.

Татьяна Шмыга была влюблена в сцену, и до последнего не покидала ее. Несмотря на пожилой возраст, меломаны и ценители прекрасного могли увидеть ее, в специально поставленных, оперетте «Катрин» Антона Кремера и его же мюзикле «Джейн», созданном по мотивам произведений Моэма..
Уникальность этой актрисы получила высшую оценку народа и государства. Татьяна Шмыга - единственная в России актриса оперетты, получившая звание "Народная артистка СССР" и удостоенная Государственной премии России им. М.И.Глинки. Она награждена орденами "Знак Почета", "Трудового Красного Знамени" и "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
Певица и актриса Татьяна Ивановна, как человек обладала потрясающей скромностью, невзирая на все свои регалии и звания. Актриса не считала себя примадонной и смущалась на улице, когда ее узнавали. На вопрос как такая красивая, удачная актриса и певица не заболела «звездной болезнью» Татьяна Ивановна объясняла, что она «просто всю жизнь вкалывала». Но никогда не жалела потраченных сил. Ведь оперетта, по ее выражению, это - » шампанское, которое греет кровь, будоражит сердца, исцеляет душу, делая молодых дерзкими, а людей в возрасте молодыми «.
У нее был очень красивый голос, и сама она была красавица, сохранив красоту до последнего дня

Татьяну Ивановну давно беспокоили разные недуги, она мужественно держалась, старалась сохранять форму и даже иногда выходила на сцену, как, например, на праздновании своего 80-летия. Однако годы брали свое, и в конце прошлого года состояние Татьяны Шмыги резко ухудшилось. У нее появились серьезные проблемы с сосудами ног, и ее госпитализировали в одну из столичных клиник. К сожалению, медикаментозная терапия оказалась бессильна. Дело дошло до ампутации.
В конце января актриса попала в реанимацию Боткинской больницы в отделение сосудистой хирургии.
О смерти известной артистки сообщили 3 февраля в Союзе театральных деятелей.

источники -сайт - .kino-teatr.ru

Королеве оперетты ампутировали ногу

Королеве оперетты ампутировали ногу

«Я пью всё мне мало, уж пьяною стала» - когда-то этот хит звучал отовсюду, и многие с удовольствием раз за разом пересматривали «Гусарскую балладу», где роль французской актрисы Жермон сыграла звезда оперетты Татьяна ШМЫГА. А поклонники актрисы с восторгом рукоплескали красавице с неповторимым тембром голоса, которая блистала в спектаклях «Сильва», «Цирк зажигает огни», «Летучая мышь», «Веселая вдова»... Вот уже несколько месяцев Татьяна Ивановна прикована к больничной койке. За 81-летней примадонной неустанно ухаживает ее супруг - композитор Анатолий КРЕМЕР.

Хотя пожилую даму давно беспокоили разные недуги, она мужественно держалась, старалась сохранять форму и даже иногда выходила на сцену, как, например, на праздновании своего 80-летия. Однако годы берут свое, и в последнее время состояние Татьяны Шмыги резко ухудшилось. У нее появились серьезные проблемы с сосудами ног, и ее госпитализировали в одну из столичных клиник. К сожалению, медикаментозная терапия оказалась бессильна. Дело дошло до ампутации.

Груз забот

Поклонники, возможно, так и не узнали бы об этой беде их любимицы, но недавно историк моды и телеведущий Александр Васильев во время одной из своих лекций в Санкт-Петербурге обмолвился, что Шмыге отняли ногу. Вскоре у актрисы сильно прихватило сердце. Врачи поставили нешуточный диагноз - тахикардия на фоне ишемической болезни.

Татьяна Ивановна и сейчас находится в больнице. Она, бедная, уже четыре операции перенесла! - тяжело вздыхая, поделилась с «Экспресс газетой» консьержка подъезда, в котором живет Шмыга.

Бог не дал ей детей, поэтому весь груз забот по уходу за больной лег на плечи супруга Анатолия Кремера . Преданной помощницей в эти нелегкие дни композитору остается домработница Нелли Николаевна. Несмотря на то что она ровесница Татьяны Ивановны, держится бодро и тянет на себе весь дом. Нелли Николаевна постоянно бегает то в больницу, чтобы помочь Анатолию Львовичу, то возвращается в квартиру в Леонтьевском переулке хлопотать по хозяйству. А сам убитый горем супруг буквально днюет и ночует у койки жены, боясь оставить ее даже на пару часов.

До чего ж он постарел за последнее время! - с грустью замечают соседи звездной четы. - И очень устал, это заметно. Львович никогда ни на что не жалуется и ничего ни у кого не просит. С Татьяной Ивановной они больше 30 лет вместе, и переживает болезнь жены он страшно.

Стало лучше

Свидетельницей этой драмы стала народная артистка Элина Быстрицкая , которая живет в том же доме.

Анатолий Львович, ну давайте же я вам хоть чем-нибудь помогу! - не выдержала однажды Элина Авраамовна и осторожно обратилась к соседу. - Ведь я все-таки медик, еще с войны научилась разбираться в таких вещах. Знаю подход к лежачим больным и смогу быть полезной Татьяне Ивановне.

Но гордый Кремер от помощи отказался. Он не привык утруждать кого бы то ни было и сам продолжает бороться за жизнь любимой супруги.

- Сейчас Татьяне Ивановне стало чуть лучше. Теперь она уже может сидеть в постели, - сообщили нам в Театре оперетты, где весь персонал и труппа верят, что Шмыга еще порадует зрителей своей блистательной игрой.

Ее любимые мужчины

* С первым мужем Рудольфом Борецким Татьяна познакомилась в студенческую пору. Их брак продержался чуть больше года, до прихода начинающей актрисы в Театр оперетты, где внимание красавицы привлек певец Канделаки.

* Несмотря на то что Владимир Канделаки был старше Татьяны почти на 20 лет, он сумел вскружить ей голову. Еще бы! Известный артист, солист Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Ради него Шмыга ушла от мужа, а Владимир расстался со своей супругой. Через год Канделаки стал главным режиссером Театра оперетты, и злые языки заговорили, что Татьяна живет с ним по расчету, хотя сама актриса всегда утверждала, что вышла по любви. Тем не менее супруг-главреж обладал суровым нравом и заставлял жену играть роль, даже если она ей была не по душе. Шмыга и Канделаки прожили вместе 20 лет.

* С нынешним супругом Анатолием Кремером , который моложе ее на четыре года, Татьяна Ивановна сблизилась во время турпоездки во Францию. Романтические отношения певицы и композитора продолжились в Москве.

Татьяна и Анатолий были не свободны и какое-то время вынуждены были обмениваться нежными любовными письмами. Вскоре они поняли, что должны быть вместе. И вот уже больше 30 лет не разлучаются.

СПРАВКА

* Татьяна ШМЫГА родилась в 1928 году в Москве.

* В 1953 году ее приняли в труппу Московского театра оперетты. Известность принесла уже первая роль - Виолетты в «Фиалке Монмартра». Вскоре Шмыга стала ведущей солисткой театра.

* В 1962 году певица снялась в музыкальном фильме «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова.

* В 1978 году стала народной артисткой СССР.

БЕЗ ТОЧКИ ОПОРЫ