Где родился муслим магомаев. Муслим Магомаев – биография, фото, песни, личная жизнь певца

Магомаев Муслим Магометович (1942-2008) – азербайджанский, советский и российский певец (баритон), исполнял эстрадные и оперные композиции, композитор. В 1973 году стал Народным артистом СССР.

Рождение и семья

Муслим появился на свет в столице Азербайджана, городе Баку 17 августа 1942 года. Все его предки были настолько тесно связаны с музыкой, что творческий жизненный путь маленького Муслима получился предопределённым с самого рождения.

Его дедушка, Муслим Магомаев-старший, был композитором, пианистом и дирижёром, он превосходно играл на восточной гармони, габое, скрипке, написал такие известные оперы, как «Шах Исмаил» и «Наргиз». В честь знаменитого деда нарекли и маленького Муслима, он стал полным его тёзкой. К сожалению, внук никогда не видел своего дедушку, так как Муслим Магомаев-старший умер от чахотки в 1937 году.

Бабушка Муслима, Байдигюль (её имя переводится с азербайджанского языка как «весенний цветок»), занималась воспитанием внука. Она его очень сильно любила, никогда не наказывала и прощала любые шалости. Муслим бабушку Байдигюль обожал, но очень часто совсем не слушался. Когда она говорила ему что-то важное, он старался поскорее сбежать на улицу к таким же маленьким шалопаям.

Отец Муслима, Магомет Магомаев, человеком был очень одарённым, он нигде не обучался музыке профессионально, при этом прекрасно музицировал на рояле и пел, обладал задушевным приятным голосом. Работал он театральным художником, оформлял спектакли. Магомет прошёл всю войну, погиб за 15 дней до Победы. Маленькому Муслиму долгое время не говорили правду, рассказывали, что папа находится в длительной командировке. О том, что отца нет в живых, Муслим узнал уже в возрасте 10-11 лет.

Его мама, Айшет Магомаева, была драматической актрисой, имела псевдоним Кинжалова и являлась сталинской стипендиаткой. Дедушка по материнской линии был турок, а бабушка наполовину русская, наполовину адыгейка. Мама родилась и выросла в Майкопе, где и познакомилась с Магометом, приехавшим в город оформлять очередную театральную постановку.

Когда отец ушёл на фронт, мама жила в Баку. После того, как супруг погиб, она вернулась в Майкоп. Мама Муслима предпочла заняться театральной карьерой, уехала сначала в Вышний Волочёк, а потом в Мурманск, где работала в областном драматическом театре. Там она ещё раз вышла замуж, и у Муслима Магомаева появились ещё единокровные сестра Таня и брат Юра. Сам Муслим воспитывался в семье родного дяди (брата отца) Джамала Магомаева.

Детские годы

В раннем детстве у Муслима была пожилая и очень добрая няня – тётя Груня, мальчик чувствовал себя с ней хорошо и уютно. С детских лет осталось воспоминание, как няня пошла в церковь и взяла Муслима с собой. Православный храм запомнился малышу своею пышностью, мерцанием свечей и запахом ладана. Потом в жизни он увидел много разных конфессий, но русская церковь навсегда осталась в его памяти и сердце, как сказочный терем, где живёт добрый Бог.

Перед сном няня Груня рассказывала Муслиму народные добрые сказки. Потом, когда он обучился чтению, сам изучил все произведения Пушкина. Любовь к сказкам прошла с Муслимом с раннего детства через всю жизнь, будучи уже взрослым человеком, он собрал полную коллекцию фильмов Диснея.

После деда в доме остались кларнет, рояль и скрипка. Дядя Джамал понемногу учил мальчика овладевать музыкальными предметами. Но нельзя сказать, чтобы ребёнка постоянно заставляли заниматься музыкой. Он, как и любой нормальный мальчишка, любил поломать игрушку, чтобы изучить её внутренности. В более старшем возрасте увлёкся приключениями, прочитав все произведения Жюля Верна. Обожал мастерить деревянные корабли, а в своей комнате даже устроил целый уголок «Наутилус».

В подростковом возрасте любил всякие затеи, связанные с техникой и особенно с электричеством. Бабушке порой даже страшно было к чему-нибудь прикасаться, чтобы её не ударило током. Все эти увлечения даром не прошли, Муслим Магомаев, став уже взрослым мужчиной и знаменитым певцом, очень многое по дому умел и делал сам.

Также из детства, помимо любви к сказкам, в нём на всю жизнь остались увлечения. В зрелом возрасте его интересовали всякие электронные игрушки. Когда он увлечённо играл в какую-нибудь компьютерную игру, близкие смотрели на него и говорили: «Мальчишка!» Но Муслим не обижался, он всегда знал: «Если в тебе исчезнет наивное и детское и ты отпустишь это состояние из души, значит, начал стареть…»

А ещё в доме был огромный кованый сундук с тремя замками. Бабушка ключи всегда носила с собой и никогда никому их не давала. Однажды Муслим попытался стянуть ключи, чтобы заглянуть в этот таинственный сундук, но его замыслы во время были раскрыты, бабушка отругала внука и так никто не узнал, что там хранится. Не знали об этом ни дядя Джамал, ни его жена тётя Мура. И лишь когда бабушка умерла, они открыли сундук и увидели там дедушкин концертный фрак, дирижёрскую палочку и ноты. Так бережно и свято бабушка Байдигюль хранила память о своём муже. Позднее в этот самый сундук известный певец складывал письма от своих многочисленных поклонников.

Музыкальное образование

Заниматься музыкой Муслим начал очень рано. Уже в 3-4 года он пытался самостоятельно подбирать мелодии на рояле. Увидев такие способности мальчика, ему наняли учителя. Педагога звали Валентина Купцова, от неё постоянно пахло водкой, а в сумочке всегда лежала бутылка.

Первую мелодию Магомаев сочинил в 5 лет, много позже с поэтом-песенником Анатолием Гороховым они на эту музыку сделали песню «Соловьиный час». Куда больше маленькому мальчику нравилось подбирать собственные мелодии, чем изучать чужие, особенно тяжело ему давался Бах. Всё время было желание спрятать подальше эти ноты и сказать, что они затерялись, от Баха он убегал к мальчишкам во двор. Осознание того, что этот немецкий композитор действительно был гением, пришло гораздо позже.

В 1949 году Муслим начал обучение в элитарной музыкальной школе-десятилетке при Бакинской консерватории. В эту школу принимали только одарённых детей, никакой блат тут не помогал.

Общеобразовательные предметы не очень нравились Муслиму, с музыкой всё обстояло иначе: он её боготворил. Через год обучения он уже солировал в хоре, в школе изучал основы композиции и фортепиано, а дома прослушивал пластинки с оперными ариями знаменитостей того времени: Энрико Карузо, Титта Руффо, Беньямино Джильи, Маттиа Баттистини.

С 1956 по 1959 годы Муслим обучался в Бакинском музыкальном училище имени Асафа Зейналлы.

Творческий путь

В семье очень переживали, чтобы в подростковом возрасте Муслим не потерял свой божественный голос, поэтому были против его ранних концертов на сцене. Но сам юноша был иного мнения, и в возрасте 15 лет на сцене Дома культуры Бакинских моряков состоялось его первое выступление. Подростковой голосовой ломки Муслиму удалось избежать.

В 1961 году состоялся его дебют в ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа, после чего начался гастрольный тур по Закавказью.

А уже через год он вошёл в состав делегации СССР и отправился в Хельсинки, где после исполнения музыкальной композиции «Бухенвальдский набат» победил на Всемирном фестивале молодёжи и студентов.

В этом же 1962 году в Кремлёвском дворце съездов проходил фестиваль азербайджанского искусства, во время заключительного концерта пел и Муслим. После этого выступления он узнал, что такое всесоюзная слава. Началась эстрадная концертная деятельность, но она не помешала певцу в 1963 году стать солистом Азербайджанского театра оперы и балета. В 1964-1965 годах Муслим стажировался в итальянском городе Милане в театре «Ла Скала».

Возвратившись из Италии, Магомаев с партнёршей Марией Биешу проехали по крупнейшим городам Советского Союза со спектаклями «Севильский цирюльник» и «Тоска». Вскоре Муслиму предложили войти в труппу Большого театра, но он отказался, так как молодому певцу не хотелось ограничиться лишь оперными выступлениями.

В 1966 и в 1969 годах с оглушительным успехом прошёл гастрольный тур Муслима в Париже, он выступал в известнейшем театре «Олимпия». После этих гастролей директор Парижского театра предложил Магомаеву заключение годового контракта. Певец заинтересовался этим предложением, но получил отказ в Министерстве культуры СССР. В Париже Муслиму даже предложили эмигрировать, но в этом случае отказался он, так как своей жизни вдали от Родины не представлял.

Грампластинки певца расходились многомиллионными тиражами, его репертуар включал в себя помимо эстрадных песен и оперных арий популярные шлягеры зарубежных композиторов и русские романсы. Его международные премии и награды чередовались с отечественными:

  • 1-я премия на Международном фестивале в Сопоте (1969);
  • «Золотой диск» в Каннах на Международном фестивале грамзаписи (1969 и 1970);
  • Народный артист Азербайджанской ССР (1971);
  • Народный артист СССР (1973).

В 1975 году в Азербайджане Муслим создал государственный эстрадно-симфонический оркестр, с которым началась бесконечная череда гастролей. Магомаева хотели видеть и слышать в каждом уголке Советского Союза и далеко за пределами страны. Многотысячные стадионы и концертные площадки собирали его концерты во Франции, Иране, Болгарии, Канаде, Германии, Финляндии, Польши. На протяжении 14 лет Муслим руководил созданным им оркестром.

В течение нескольких десятилетий без Магомаева не обходился ни один правительственный концерт или праздничная передача на телевидении. Его эстрадные композиции знала и пела вся страна:

  • «Азербайджан»;
  • «Чёртово колесо»;
  • «Бэлла Чао»;
  • «Свадьба»;
  • «Благодарю тебя»;
  • «Огромное небо»;
  • «Верни мне музыку»;
  • «Нам не жить друг без друга»;
  • «Мелодия»;
  • «Лучший город земли»;
  • «Королева красоты»;
  • «Голос Земли».

Личная жизнь

Такой красивый молодой человек, да ещё и с уникальным голосом, пользовался невероятной популярностью среди девушек. Первый раз Муслим женился в 1960 году на своей сокурснице по музыкальному училищу, девушку звали Офелия. У супругов родилась дочь Марина, но вскоре после этого брак распался. Дочка унаследовала от отца музыкальный дар, но в жизни предпочла избрать другую профессию. Сейчас Марина проживает в США, пока был жив Муслим, она поддерживала с отцом тёплые отношения.

Второй супругой Магомаева стала актриса Большого театра Тамара Синявская.

В 1972 году в Баку проходила декада русского искусства, куда была приглашена молодая актриса Синявская. Здесь и произошло её знакомство с Магомаевым, которое оказалось судьбоносным. Она была замужем и менять что-либо в своей семейной жизни не собиралась, но вопреки здравому смыслу, чувства настолько захватили и Тамару, и Муслима, что они уже не могли представить себе жизни друг без друга. В ноябре 1974 года они поженились и с тех пор были неразлучны.

Семейная жизнь складывалась не всегда гладко, оба были знаменитыми, с сильным характером, редко шли на уступки, но всё-таки не нашли в себе сил, чтобы расстаться и жить врозь. Идиллия наступила уже после того, как Муслим окончил свою концертную деятельность. Вдвоём они часто ездили на отдых в Баку, на место их первой встречи, где наслаждались шашлыками, Каспийским морем и друг другом.

Проживали супруги на подмосковной даче, где разбили потрясающий сад со множеством альпийских горок и растений. Тамара занималась садом, а Муслим любимым делом – писал музыку, делал аранжировки и рисовал.

Смерть

В 1998 году Магомаев прекратил концертную деятельность. Голос был ещё силён, но больших нагрузок не выдерживало сердце. Он ушёл из жизни от ишемической болезни. Это произошло 25 октября 2008 года на руках у супруги. Упокоился великий певец рядом со своим знаменитым дедом в Баку на Аллее почётного захоронения.

Популярность Муслима Магомаева была феноменальной. Живая очередь на его сольники выстраивалась за несколько недель до концерта, а в заветный день залы и стадионы буквально лопались от количества зрителей, входные двери сносились толпами поклонников. Он был не просто любимцем публики, кумиром - он был фетишем, идолом, божеством. Его буквально носили на руках - поднимали машину с ним, сидящем в салоне, и несли. Ему поклонялись, его боготворили…

О превратностях славы

Как ни удивительно, народный артист СССР Муслим Магомаев, заносчивостью не отличался и славой своей не кичился. Напротив, относился к ней весьма скептически. Однажды Ирина Ивановна Масленникова - жена еще одного кумира, Сергея Яковлевича Лемешева, которой поклонницы мужа даже кислотой в лицо плескали, сказала супруге Муслима Магомаева Тамаре Синявской: «Я вас, как никто, понимаю. Моя судьба была схожа с вашей». Правда, у Синявской обошлось без ядов, но преследовали ее мужа изрядно.

«Есть у популярности очень неприятные стороны, - рассказывал Магомаев, - когда, например, пуговицы отрывают, одежду срывают. Помню, в Ленинграде со спектакля «Севильский цирюльник» туфли мои из гримуборной свистнули, а потом мне поведали, что они были порезаны на мелкие кусочки и розданы особо жаждущим… Тяжело это. Не потому что тяжела популярность как таковая. Конечно же, любовь зрителей приятна».

О культурах и религиях

Магомаев, соединивший в себе две культуры - азербайджанскую и русскую, был человеком, по его словам, «крайне интернациональным».

«Я для себя сформулировал так, - говорил артист, - Азербайджан - мой отец, Россия - моя мать. Да, я вырос в Баку, но, положа руку на сердце, не могу сказать, что отдавал предпочтение восточной культуре. Дома у нас говорили только по-русски, и в школе азербайджанский не был обязателен для изучения. Так что если речь на азербайджанском языке я понимаю, но сам говорить не умею.

Я жил в интернациональной семье, и во мне соединилось много кровей. По отцовской линии - азербайджанская и татарская, со стороны матери - адыгейская, турецкая и русская. Музыкальную культуру я постигал на европейской и русской музыке, а национальную у нас не проходили. Хотя я ее очень уважаю.

Так же, как любую религию. Не отдавая предпочтения какой-то одной. Я против любого радикализма. Я прочел Коран, хорошо знаю Библию, Евангелия, серьезно изучал другие религии, и нигде не прочитал ни одной строчки об отрицании других вероисповеданий. Я одинаково могу зайти и в мечеть, и в буддийский храм, и в православный.

О предках

Свое имя певец получил в честь деда, Абдул-Муслим Магомаева - выдающегося азербайджанского композитора и дирижера, одного из основоположников азербайджанской классической музыки. Внук не застал своего знаменитого предшественника, ушедшего из жизни за пять лет до его рождения - в 1937 году. Однако с самого раннего детства он осознавал ответственность за такое родство: «Достаточно сказать, что Азербайджанская государственная филармония в Баку названа в честь Муслима Магомаева - моего дедушки и тезки».

Отец будущего советского кумира - Магомед, младший сын Абдул-Муслима Магомаева и его жены Байдигюль, тоже был музыкально одарен, великолепно пел и играл на разных инструментах. Однако профессиональным музыкантом не стал.

«Он творчески реализовался в качестве театрального художника, работал в театрах Баку, Майкопа, - вспоминал певец. - Говорят, был очень талантлив. Мне известно, что на фронт он ушел добровольцем и погиб в звании старшего сержанта за несколько дней до Победы - в немецком городке Кюстрин. А захоронен был на территории Польши. Став взрослым, я отыскал его могилу».

С матерью у Магомаева были непростые отношения. Айшет Ахмедовна Магомаева (сценический псевдоним Кинжалова) была драматической актрисой.

«После извещения о гибели отца, она уехала в Майкопский драмтеатр, где когда-то с ним и познакомилась. Но матушка никогда подолгу ни в одном театре не работала. В связи со своими постоянными перемещениями по городам России, меня она в раннем детстве оставила на попечение моей бабушки Байдигюль и дяди Джамала - старшего брата моего отца. Появлялась у нас в Баку мама изредка, всегда внезапно и также неожиданно исчезала. Со временем у нее образовалась другая семья, и я не могу ее ни в чем винить».

О детстве

«В детстве я начал дико расти, и умные люди посоветовали мне заняться штангой, чтобы я не превратился в «дядю Степу». Я записался в секцию тяжелой атлетики и стал исправно ее посещать. Хулиганом в школьные годы я не был, но и хорошим поведением не отличался. Делал все что полагается мальчишке - жег на уроках пленку, выбрасывал дневники с плохими отметками… Меня в детстве ласкательно звали Мусик, а другого мальчика - моего одноклассника и друга, армянина Рудольфа, - Рудик. Поскольку мы шалили на пару, на доске в классе постоянно было написано: «Мусик и Рудик опять вели себя плохо, нарушали школьную дисциплину»».


Петь одаренный шалун начал с трех лет, а уже в пять сочинил свою первую мелодию. Много лет спустя вместе с поэтом Анатолием Гороховым Магомаев написал на основании ее песню «Соловьиный час».


Муслим Магомаев. Фото из личного архива

Переходного периода для голоса, так называемой «ломки», которая бывает у мальчиков в пубертатном периоде, у Муслима не было. Просто в 14 лет мальчишеский дискант сменился баритоном - тем самым, неподражаемым магомаевским. Которого подросток сначала стеснялся настолько, что по секрету от всех убегал в укромное место на берег Каспийского моря - и пел там, напрягая связки, чтобы перекричать шум прибоя. «Не петь я не мог», - вспоминал Магомаев.

О браках

«Первый раз я женился очень рано, в 19 лет, во время учебы в музыкальном училище. На однокурснице по имени Офелия. Дурость, конечно, юношеская, замешанная на принципе: влюбился - женись. Разумеется, продлился брак недолго. Мои родные изначально были против этой женитьбы, но я был упрям. Мы расписались втайне, и свою семью я просто поставил перед фактом.


Жить переехал к молодой жене, но сосуществование с ее родственниками не заладилась. Они требовали от меня одного - чтобы я лез из кожи вон ради зарабатывания денег. Но меня влекла только музыка, я хотел петь в оперном театре. В общем брак этот был хорош только тем, что в нем у меня родилась дочка Марина. Очень ценно для меня то, что мы с Мариной очень близки».


Марина, дочь Муслима Магомаева. Фото из личного архива



Аллен, внук Муслима Магомаева. Фото
из личного архива

Вторым своим браком Муслим Магометович считал незарегистрированный семейный союз с Людмилой Борисовной Каревой - музыкальным редактором Всесоюзного радио. В связи с тем, что в советское время мужчине и женщине, не оформившими отношения в загсе, жить в одном гостиничном номере запрещалось, на гастролях у пары постоянно возникали проблемы. Снял их одним росчерком пера тогдашний министр внутренних дел Николай Щелоков. Услышав на одном из банкетов о сложившейся ситуации, он прямо там же написал резолюцию за своей подписью, по которой брак между означенными гражданами следовало считать фактическим и совместное их проживание в гостиницах разрешить. Но даже несмотря на такое высокое покровительство, союз со временем распался.

О женщине всей жизни

Тамару Синявскую Магомаев называл «женщиной всей своей жизни».

«Тамара уверяет, что прежде, чем я обратил на нее внимание, нас знакомили на концертах трижды, - рассказывал певец. - Но я такого что-то не припоминаю. Зато отлично запомнил ее как великолепную оперную певицу, когда смотрел трансляцию из Концертного зала им. Чайковского. А общаться мы начали в 72-м году, 3 октября - на декаде дней российской культуры в Баку».


Муслим Магомаев и Тамара Синявская. Фото: East News

Знакомство с Магомаевым перевернуло налаженную жизнь 29-летней Тамары. Почувствовав, что попала в водоворот любви, которой сопротивляться не в состоянии, она - замужняя женщина - сделала последнюю попытку сохранить свою прежнее стабильно-благополучное существование и через три месяца после знакомства буквально сбежала от Муслима. Уехала в Италию - на стажировку в театр «Ла Скала».

Но разлука лишь положила начало роману - сначала телефонному. Муслим, избалованный обожанием миллионов женщин, звонил своей единственной избраннице каждый день по нескольку раз, и они разговаривали часами.

О свадьбе

«Поженились мы 23 ноября 1974 года, пережив сложный период - Тамара должна была решиться развестись с мужем. Но и потом мы долго «тянули» с оформлением отношений, как-то не были внутренне готовы, видимо, все испытывали друг друга на прочность».


Муслим Магомаев и Тамара Синявская. Фото: East News

Свадьбу Магомаев и Синявская играли в ресторане на Профсоюзной улице. В зале было 100 человек гостей, а на улице народу собралось в три раза больше. И Муслим пел собравшимся людям около часа через открытые окна. А потом, как вспоминала Тамара, три месяца лечил бронхит.

О больном горле

Муслим Магомаев - певец с уникальными вокальными данными, с 19 лет пристрастился к курению и курил практически не переставая, по несколько пачек сигарет в день. При этом он страдал хроническим трахеитом и бронхитом.

«Однажды я прилетел выступать на сборном концерте в Кемерово, на стадионе, - вспоминал певец. - И в этот же день заболел: температура под 39 градусов. Глаза красные, озноб, неудобно даже на публике появиться. Люди увидят - подумают: пьяный. И я попросил организаторов подготовить мне фонограмму. Крайне редко я пользовался этим, только во Дворце Съездов - вынужденно. Там иначе нельзя было, руководство боялось живого звука, а вдруг кто-то что-то скажет про Брежнева.

Мне приготовили эту несчастную фонограмму, и я поплелся к роялю. Ну, шмякнул я по клавишам и жду свою «фанеру». Но вместо звука слышу писк комариный. Не включилась она. И от ужаса я ка-а-ак заорал «Вдоль по питерской». А потом так и допел до конца все, что должен был.

Два раза я совсем терял голос. Незадолго до юбилея Аллы Борисовны Пугачевой, где я должен был петь, я как раз остался без голоса. Врач сказал: «Тебе нельзя даже шептать». Ну я день помолчал, смотрю - вроде ничего. Взял из холодильника обожаемую мною кока-колу, налил в кружку, засунул туда льда, напился, сел за рояль и начал гонять. Через два дня все поехало нормально - голос «включился»».

Ушел Магомаев с большой сцены без всяких громких заявлений, «завершающих туров» и «прощальных концертов». Просто однажды перестал выступать, дав по поводу своего ухода в тень очень скромный комментарий: «Я пел много и довольно долго. Пора уступить место молодым».


Муслим Магомаев. Фото: Сергей Иванов

17 августа 1942 года в столице Азербайджанской ССР, Баку, родился мальчик, которому надлежало стать легендой не только азербайджанской и даже советской эстрады, но и мировой сцены.

Муслим Магометович Магомаев — так звали этого мальчика. Выдающийся оперный и эстрадный певец и композитор, чей баритон не раз становился голосом самой крупной державы на планете, он вскоре стал народным артистом СССР, а позже, когда от Советского Союза остались лишь воспоминания, и народным артистом России. Муслим Магомаев был одним из немногих советских исполнителей, кто получил мировое признание ещё в молодости. 10 ноября 1963 года Магомаев выступил в Концертном Зале имени Чайковского с сольной программой и покинул этот зал уже звездой.

Да и что говорить, если на протяжении всех шестидесятых и семидесятых годов Муслим Магомаев имел неслыханную популярность. На его концерты трибуны стадионов и концертные залы забивались до отказа. Он часто выступал на телевидении, а пластинки с его записями выходили гигантскими тиражами и на прилавках никогда не задерживались. Муслим Магометович давал концерты везде, где только можно, от небольших сельских клубов до концертных залов Кремля и крупнейших сцен мира.

Во всём мире голос Магомаева слушали, любили, а записи его концертов и альбомов коллекционировали. Причём, вовсе не всегда почитателями творчества азербайджанского певца были его соотечественники и масса русскоговорящего населения планеты. Да и по сей день Муслим Магомаев имеет огромное количество поклонников на всём постсоветском пространстве и за его пределами.

Точнее - имел бы, если бы остался в живых. Муслим Магометович всю свою взрослую жизнь был заядлым курильщиком. Удивительно, что не нанёс никакого вреда его замечательному голосу. До самой смерти Муслим Магомаев имел прекрасный, ничуть не испортившийся от курения голос. Да, действительно, табак никакого вреда голосу певца не нанёс. Зато по всему остальному организму нанёс смертельный удар.

Впрочем, в отношении табака сложно говорить «нанёс удар», так как смерть от табака никогда не бывает внезапной. Она всегда медленная и мучительная. Вначале курильщик даже не замечает, как табак шаг за шагом, неумолимо начинает уничтожать его здоровье. Сначала начинают желтеть зубы, кожа, белки глаз, ногти на руках. Потом начинается одышка, притупляется обоняние и вкус, падает зрение. А спустя ещё несколько месяцев начинается «кашель курильщика» — первый признак того, что в организме начались необратимые процессы. Это первый сигнал о том, что до порога, когда бросать курить станет уже бесполезно, осталось всего ничего.

Муслим Магометович прошёл через все мучения, вызванные табаком. Много лет, всю его взрослую жизнь, табак каждый день, не ленясь, исправно выполнял свою работу по уничтожению организма певца. Для табака не существует разницы в том, кого убивать. У курильщика могут быть миллиарды, и он будет курить только элитный табак, а какой-нибудь мальчишка-цыган не будет иметь ничего, и до конца дней будет курить окурки, брошенные другими курильщиками.

Но у обоих, если они не бросят курить, конец всё равно будет одинаков - целый набор болезней, потом инфаркт или рак и смерть. Табак убивает! Всегда! И единственный способ его победить - это не курить и, по возможности, не давать курить другим. Муслим Магомаев не смог победить собственную привычку, хотя и говорил под конец жизни, что если бы можно было прожить собственную жизнь заново, то единственное что бы он изменил - это никогда не закурил. Но ещё ни одному человеку со времён сотворения мира не удавалось дважды прожить собственную жизнь. И мы должны всегда помнить о том, что, взяв в рот сигарету, мы собственными руками начинаем приближать свою смерть.

Полное имя - Муслим Магомет оглы Магомаев. Его отец - Магомед Магомаев, театральный художник, погиб на фронте за два дня до Победы; мать - Айшет Магомаева (в девичестве - Кинжалова), драматическая актриса. Дед - Муслим Магомаев, известный азербайджанский композитор, чьё имя носит Азербайджанская филармония.
Учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории по классу фортепиано и композиции. В 1968 году окончил Азербайджанскую государственную консерваторию по классу вокала Ш. Мамедовой.
Всесоюзная известность пришла после его выступления в Кремлёвском Дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году.

Первый сольный концерт Муслима Магомаева состоялся 10 ноября 1963 г. в концертном зале имени Чайковского.
С 1963 по 1968 - Магомаев солист Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова, продолжает выступать на концертной эстраде.
В 1964-1965 годах он стажировался в миланском театре «Ла Скала», но по окончании стажировки он отказался от работы в труппе Большого театра.
В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли Муслима Магомаева в знаменитом театре «Олимпия» в Париже. Директор «Олимпии» Бруно Кокатрис хотел получить Магомаева еще на один год и предложил ему контракт, обещая сделать из него звезду международного масштаба. Певец всерьез рассматривал такую возможность, но отказало Министерство культуры СССР, мотивировав это тем, что Магомаев должен выступать на правительственных концертах.
В 1973 г. в возрасте 31 года ему было присвоено звание Народного артиста СССР.
С 1975 по 1978 годы - Магомаев был художественным руководителем созданного им Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым много гастролировал по СССР.
В 60-е и 70-е популярность Магомаева в СССР была безграничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, постоянные выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами. По сей день он остается кумиром для многих поколений людей на постсоветском пространстве.
В концертном репертуаре Магомаева более 600 произведений (русские романсы, классические, эстрадные и неаполитанские песни); он снялся в фильмах: «Низами»(1982) и «Поёт Муслим Магомаев», «Москва в нотах».
В 1978-1987 - солист Бакинского оперного театра.
Муслим Магомаев автор более 20 песен, музыки к фильмам. Автор и ведущий цикла телепередач о жизни и творчестве американского певца Марио Ланца; написал книгу об этом певце.

Первая жена - Офелия (женился в 18 лет, прожил с ней один год). Есть дочь Марина и внук Аллен.
Вторая жена - Тамара Ильинична Синявская (прожили вместе почти 34 года), певица, народная артистка СССР.

В 1997 г. его именем 4980 Magomaev названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 SP1.

Ушёл из жизни в субботу 25 октября 2008 года в 06:49 утра в своей московской квартире от ишемической болезни сердца.
Похоронен в Баку на Аллее почётного захоронения.

Годы жизни одного из самых любимых слушателями певцов Советского Союза Муслима Магомаева: 1942-2008. Он начал музыкальную карьеру в совсем юном возрасте, и практически сразу стал популярным благодаря уникальному голосу. От чего умер Магомаев, и где он похоронен?

Причиной смерти Муслима Магомаева стала ишемическая болезнь сердца. «Он был простым и одновременно великим, предсказуемым и неожиданным…», – такими словами охарактеризовал ушедшего маэстро один из старейших мужских американских журналов «Esquire».

Когда умер певец

Дата смерти Муслима Магометовича Магомаева 25 октября 2008 г. Эстрадный и оперный певец, исполнявший композиции низкозвучащим лирическим баритоном, умер в возрасте 66 лет на руках у своей супруги Тамары Синявской в Москве.

Причина смерти

11 ноября 2008 г. Муслим Магомаев должен был подвернуться сложной операции, в результате которой его сердце смогло бы работать ещё длительное время. Однако он не дотянул до неё несколько дней.

Музыкант мужественно переносил болезнь, но она прогрессировала, и в последние дни Муслим Магометович очень плохо себя чувствовал. Нарушение работы кровеносной системы стало причиной того, что в отдельную область сердца перестал поступать свежий поток крови. Последнее обследование в кардиоцентре имени Бакулева выявило ещё ряд отклонений, которые в любой момент могли послужить причиной гибели артиста:

  • тахикардию;
  • гипертонию;
  • патологию сердечной мышцы.

Незадолго до этого на его сосудах была сделана операция, о она не дала ожидаемых результатов. Единственным выходом оставалось внедрение к кровеносную систему катетеров, что и было предпринято.

Выполненный ряд процедур не облегчил жизнь Магомаева, как и раньше, его мучили страшные головные боли. Для того чтобы спасти великому композитору жизнь, было принято решение делать сложнейшую операцию – коронарное шунтирование. В кардиоцентре начались подготовительные работы, но Муслим Магометович не смог дожить до их завершения.

«Мы планировали вставить в закупоренный сосуд шунт и перенаправить кровь в обход пробки. Длительное раздумье было связано с тем, что операцию необходимо делать с использованием местного наркоза, что для его почтенного возраста является существенным риском. Уверенности в том, что изношенное сердце выдержит нагрузки, нет. Но другого выхода не было…», – так вспоминает ситуацию один из лечащий врачей.

Прощание и похороны

Церемония прощания ушедшего русского Орфея проходила в столице исторической родины его предков, Баку, 29 октября. Гроб с телом был установлен в Государственной филармонии Азербайджана, за день до этого, 28 октября 2008 г. он стоял в Москве, в концерном зале имени Чайковского.

Проститься с умершим пришли тысячи поклонников, друзей и даже тех, кто никогда не слышал его голос. Молодые девушки вряд ли были поклонницами его таланта, но как и все, стояли в очереди, чтобы почтить память великого азербайджанца, ставшего самым первым народным артистом из их маленькой родины.

Шествие, проследовавшее по проспекту Свободы, оставило после себя дорогу, усыпанную цветами. Прибыв на мемориальное кладбище, предназначенное для захоронения почётных граждан страны, произнесли молитву. После того как мулла закончил, гроб под аплодисменты было опущено в землю. Могила Муслима Магометовича Магомаева находится рядом с захоронением его деда, известного советского композитора и дирижёра.

Краткая биография

Народный артист СССР Муслим Магомаев родился во время войны, 17 августа 1942 г в Баку. Страшное для страны и всего человечества время отразилось на мальчике. С детства он воспитывался сиротой: отец погиб во время взятия Берлина, мать была вынуждена уехать в Майкоп, затем в Вышний Волочек.

Детство Муслима

До 9 лет маленький Муслим воспитывался братом отца Джамаилом Муслимовичем. Дядя сделал для него всё, что смог: воспитал любовь к родине и музыке, почитание старших. В целом сделал всё необходимое для того, чтобы ребёнок не чувствовал себя сиротой.

В 1951 мать забирает его к себе в Волочек. Здесь ребёнок продолжает ходить в школу, занимается музыкой, играет на фортепиано. Однако спустя год он возвращается обратно в Баку.

Кое как закончив школу, Муслим поступает в музыкальное училище г. Баку имени Асафа Зейналлы, которое успешно оканчивает в 1959 г. Удивительно, но в период обучение, у подростка не меняется голос, что существенно сказалось на его дальнейшей популярности.

Сам Муслим Магометович вспоминает школьные годы такими словами: «Всё, что относилось к музыке: фортепиано, сольфеджио, хор, музыкальная литература – идеальное восприятие. По другим предметам еле вытягивал на тройку. Иногда складывалось такое впечатление, когда вижу формулу, отключаются мозги».

Первые выступления

Дата первого выступления на сцене приходится на 1957 год. В юношеском возрасте он тайком от дяди и деда пел в местном Доме культуры. Взрослые были против этого, так как опасались, что не сформировавшийся голос мальчика может сорваться навсегда.

В дальнейшем в 1961 г. дебютирует в ансамбле песни и пляски и становится лауреатом всемирного молодёжного фестиваля в Финляндии.

Популярность

Известность пришла к солисту после того, как он выступил в Москве на концерте азербайджанского искусства. Последующие сольные концерты привели к тому, что молодой, подающий большие надежды паренёк был отправлен на стажировку в Италию. Оттуда с гастролями он попадает в Париж. Уникальный голос становится предметом восхищения местной публики, в результате чего певец получает предложение остаться и стать звездой мирового масштаба. Юноша был не против, но вмешательство Министерства культуры Советского Союза не позволило ему остаться.

По достижении 31 года ему присвоили звание Народного артиста, что стало своеобразным рекордом для Азербайджанской ССР. Через 2 года, в 1975, певец создаёт Азербайджанский эстрадно-симфонический оркестр и возглавляет его до 1989 г. На протяжении всей жизни Муслим Магометович был популярен, им восхищались, и приглашали на самые значимые в стране мероприятия.

Последние годы жизни

В последние 10 лет Магамаев практически не пел. Это связывается с тем, что в начале 2000-х маэстро стал плохо себя чувствовать, сказывались годы каждодневных нагрузок. Больше времени уделял рисованию и написанию автобиографии.

После того как в 1998 г. музыкант завершил карьеру, он больше не возвращался на сцену, лишь изредка брался за исполнение. Одна из его последних работ расценивалась критиками, как прощание с миром, она называлась «Прощай, Баку».

Семья

Симпатичный молодой человек, обладающий уникальным голосом, пользовался большой популярностью среди ровесниц, у него было много поклонниц. На одной из них Магомаев женился в 1960 г. Брак с однокурсницей Офелией продлившийся всего год, подарил Муслиму единственного ребёнка – Марину.

Женщина, с которой он прожил всю жизнь, Тамара Синявская, народная артистка СССР, была младше на 1 год. Знакомство произошло на одном из концертов в 1972 г, спустя 2 года молодые поженились.

Известие о том, что скончался великий Магомаев, потрясло весь мир. Ценители его творчества имеются практически в каждой цивилизованной стране. Репертуар маэстро включает в себя известные оперные арии, эстрадные песни, романсы и зарубежные хиты.

Видео

Видео ролик, посвящённый жизни, творчеству и смерти музыкального гения