Как носить буддийские четки. Четки

Конструкция

Буддийские чётки

Буддийские чётки

Кроме центрального «хвоста» ваджраянские чётки могут иметь ещё два, после 36-й и 72-й бусин (в этом случае эти бусины не отличаются от других ни формой, ни размером). Каждый из этих «хвостов» продевается через пять мелких бусин или дисков. Два «хвоста» символизируют Практику Заслуг и Практику Мудрости, а мелкие бусины - десять Совершенств-парамит , первые пять из которых относятся к Заслугам, а следующие пять - к Мудрости. Часто встречается и другой вариант, когда все десять мелких бусин нанизывают на главный «хвост».

После изготовления чётки освящаются Учителем-ламой или самим адептом путем проведения особого обряда. Такие чётки обретают особые магические и энергетические свойства, защищающие их хозяина и способствующие его тантрическим практикам. Эти чётки запрещается передавать посторонним, относиться к ним небрежно или непочтительно. Если чётки приходят в негодность (стираются бусины или шнур), то их заново освящают при ремонте или же - сжигают с чтением мантр. Часто паломники оставляют свои чётки, на которых они начитали 108 тысяч или более мантр в святых местах. Считается, что в этом случае плоды от выполненных практик возрастают, что вполне объяснимо, учитывая ту связь, которая устанавливается между четками и их владельцем в результате систематических практик.

Чётки великих Учителей-лам, прославившихся своей святостью и духовными силами, замуровывают в ступы или фундаменты храмов во время их сооружения, вкладывают в статуи Будды и йидамов, помещают на алтарях в качестве реликвий. Часто чётки передаются от учителя к ученику из поколения в поколение как знак духовной преемственности.

Ссылки



«Четки используются последователями практически всех религиозных систем для отсчитывания количества прочитанных молитв и мантр, выполненных ритуалов и поклонов. Однако в буддизме четки играют еще и роль предмета, в котором кодифицирована информация, связанная с основными философскими и практическими аспектами Учения Будды.»

Буддийские чётки, мала — культовая принадлежность, инструмент для счёта мантр выполненных ритуалов и поклонов. Однако в буддизме чётки играют ещё и роль предмета, в котором кодифицирована информация, связанная с основными философскими и практическими аспектами Учения
Будды.

Количество бусин
Довольно часто встречаются четки с 54 и 27 зернами (1/2 и 1/4 от 108, т.е. укороченный вариант). Четки с 18 зернами в честь 18 архатов — учеников Будды, 21 зерно — в честь 21 формы богини Тары, 32 зерна — для отсчета 32 достоинств или признаков Будды. Четки с 108 зернами имеют разделители, располагающиеся на нити после 18, 21, 27 и 54 зерна, — обычно это бусина более крупного размера, чем остальные.

Символика
Классическое количество бусин в буддийских четках равно 108. Однако, встречаются чётки и с другим количеством бусин. В любом случае — число бусин кодифицирует определенные положения Учения. Так, например, 108 бусин классических четок символизирует 108 родов желаний (санскр.: танха), омрачающих дух человека:
. желания, связанные с шестью органами чувств: зрением, осязанием, обонянием, вкусом, слухом и умом (6);
. по отношению к предметам прошлого, настоящего и будущего (3);
. к объектам внутренним и объектам внешним (2);
. три способа проявления: в мыслях, в словах и в поступках (3).
Отсюда — канонические числа буддизма: 6х3 = 18; 18x2 = 36; 36х3 = 108.

Имеются и другие расшифровки числа 108, однако, эта — наиболее распространенная. Чётки делятся дополнительной большей бусиной (109-ой), которую увенчивает конусообразная или цилиндрическая бусина. Большая бусина символизирует Мудрость-праджню, а конус — Метод-упайя. Чаще всего 36-я и 72-я бусины также делаются несколько большего размера или другой формы.

Материал
Так, например, последователями тибетской ветви буддизма считается, что чётки из можжевельника обладают свойством отпугивать злых духов и устранять вредоносные влияния; такими же свойствами обладают чётки из красного коралла и темно-синего лазурита.

Чётки из сандалового дерева, горного хрусталя и жемчуга служат для успокоения, устранения препятствий и болезней.

Золотые, серебряные, медные, янтарные, сделанные из семян лотоса или дерева бодхи — увеличивают продолжительность жизни, способствуют развитию мудрости и увеличению духовных заслуг. Чётки из хрусталя, сандала, лотосовых семян или семян бодхи рекомендуются также при проведении практики подношения-пуджи всем благостным (мирным) йидамам (аспектам Просветления) и Гуру-йоге.

Для мистических практик, особенно связанных с гневными йидамами, используют чётки из можжевельника, черного или красного дерева, кости, черного хрусталя, агата, черного коралла.

Монахи-воины нередко носят железные чётки, используя их, в случае необходимости, в качестве подручного оружия.

Встречаются также чётки, выполненные из завязанных особым образом узелков. При этом каждый узелок завязывается с чтением определенных мантр, молитв и выполнением особых созерцаний.

Особо ценятся последователями буддийской традиции Ваджраяны («Алмазной» или Тайной Колесницы) чётки, изготовленные из кости лобной части человеческого черепа. На изготовление таких чёток идет 108 черепов, что возможно лишь в условиях Тибета, где традиционно трупы умерших не закапывают в землю (ввиду отсутствия таковой в горах) и не сжигают (ввиду отсутствия дерева), а оставляют в специальных местах, где трупы быстро расклевываются горными грифами, после которых от трупа остаются лишь череп и кости. Поскольку такие чётки — большая редкость, то чаще встречаются просто костяные чётки (из кости человека или животных), каждая бусина которых выполнена в форме миниатюрного черепа.

«Хвост»
Из цилиндрической бусины выходит «хвост» из нитей, цвет которых часто связан с принятыми обетами в традиции той или иной буддийской Школы. Так, например, черный цвет может означать принятие мирских обетов (санскр.: упасака, тиб.: генен), красный цвет — начальные монашеские обеты, послушник (санскр.: шраманера, тиб.: гецул), жёлтый — полные обеты монашества (санскр.: бхикшу, тиб.: гелонг). «Хвост» может быть двойной — в этом случае одна из его частей символизирует Практику Заслуг, а вторая — Практику Мудрости; либо же они могут символизировать, соответственно, состояние Ясности — шаматхи и Прозрения — випашьяны. То, что обе части выходят из одной бусины — символизирует их единство-недвойственность.

Основание четок (в районе «хвоста» или вместо него) часто украшается одним из тантрических символов из железа, бронзы, серебра или золота. По этому символу можно примерно определить тип тантр, которые практикует владелец четок. Наиболее часто в качестве такого символа встречается ваджра, как общий символ Ваджраяны или дхармачакра — как символ Учения Будды вообще. Гридуг чаще носят ламы (как символ отсечения всякого омрачения) и посвященные в практики гневных йидамов; металлическое зеркало — практики системы Дзогчен; пурбу — посвященные в практики йидама Ваджракилайи и т. д.

После изготовления чётки освящаются Учителем-ламой или самим адептом путем проведения особого обряда. Такие чётки обретают особые магические и энергетические свойства, защищающие их хозяина и способствующие его тантрическим практикам. Эти чётки запрещается передавать посторонним, относиться к ним небрежно или непочтительно. Если чётки приходят в негодность (стираются бусины или шнур), то их заново освящают при ремонте или же — сжигают с чтением мантр. Часто паломники оставляют свои чётки, на которых они начитали 108 тысяч или более мантр в святых местах. Считается, что в этом случае плоды от выполненных практик возрастают, что вполне объяснимо, учитывая ту связь, которая устанавливается между четками и их владельцем в результате систематических практик.

Четки великих Учителей-лам, прославившихся своей святостью и духовными силами, замуровывают в ступы или фундаменты храмов во время их сооружения, вкладывают в статуи Будды и йидамов, помещают на алтарях в качестве реликвий. Часто четки передаются от учителя к ученику из поколения в поколение как знак духовной преемственности.


Буддийские четки используются для подсчета прочитанных мантр, молитв и простираний.
Буддийские четки чаще всего состоят из 108 бусин. Минимальное число бусин на буддийских четках для подсчета прочитанных мантр 21, а максимальное 111. Для подсчета простираний удобны четки с 21 бусиной.

Буддийские четки должны быть изготовлены определенным образом. Существуют тексты с наставлениями о том, из какого материала они должны быть изготовлены. Правильно сделанные четки помогают в буддийской практике, увеличивают эффект от повторения мантр. Например, в наставлениях Гуру Падмасамбхавы говорится, что четки из железа увеличивают благо от начитывания мантры в два раза, из рудракши в двадцать миллионов раз, из жемчуга в сто раз, из серебра в сто тысяч раз, а из рубина в один миллиард раз.

Самыми ценными в буддизме считаются четки из семян дерева путраньдживы, или бодхи. Считается, что благо от начитывания на четках из семян бодхи увеличивается бесконечно. Лучше если материал, из которого сделаны чётки соответствует семейству божества, практика которого выполняется. Однако буддийские чётки из бодхи подходят для любых мантр и практик. Чётки из семян лотоса идеально подходят для практик лотосового семейства, к которому принадлежат Будда Амитабха, Авалокитешвара, Хаягрива, Гуру Падмасамбхава, Тара и другие.

Считается, что хорошо использовать для изготовления четок драгоценные и полудрагоценные камни.
Хорошим материалом для изготовления буддийских четок является агат, жемчуг, кахалонг, сердолик и другие полудрагоценные и драгоценные камни. Применяются в буддизме четки, изготовленные из бусин Дзи (камней Зи). При этом четки из бусин Дзи и агата хороши для любых буддийских практик. Бусины Дзи (камни Зи) считаются в Тибете драгоценными и представляют собой агат или халцедон с естественным или вытравленным рисунком.
Четки из горного хрусталя и кахалонга хороши для практики мирных божеств. Жадеит подходит для практики Зеленой Тары.

Драгоценные материалы применяют для изготовления как бусин четок, так и для разделительных колец украшающих четки и счетчиков. Счетчики служат для подсчёта сотен и тысяч повторений мантр. Для счётчиков буддийских четках тибетской традиции чаще используют золото, серебро или медь. Часто счетчики украшены миниатюрным атрибутами божества, такими как колокольчик и ваджра. Для разделителей используют серебряные кольца и более крупные бусины из бирюзы, коралла, жадеита, сердолика. Можно использовать в качестве разделителя и более крупные бусины из материала из которого изготовлены сами четки, например семена бодхи или лотоса. Бусины Дзи (камни Зи) также очень хорошо использовать в качестве разделителя. Передвижные счетчики для буддийских четок могут быть сделаны в виде символов семейств будд, таких как: драгоценность, ваджра, дхармачакра и лотос. Такие счетчики делают из серебра и нередко украшают кораллом и бирюзой.

Важное значение имеет и шнур, на который нанизаны бусины четок. Существуют наставления о том из скольки нитей должен быть свит шнур для буддийских четок. Чаще для буддийских четок используют шнур, свитый из трех или девяти нитей. Конец шнура на четках часто украшают сложными защитными узлами.

В нашем магазине можно купить буддийские четки, изготовленные со строгим соблюдением традиции.

Чётки – этот ритуальный инструмент можно часто увидеть в руках у последователей любой религии. Предназначение их всегда одинаково – чётки используются для того, чтобы вести подсчёт прочитанных мантр либо молитв.

Существует мнение, что первые чётки появились у буддистов, а уже после эта идея была позаимствована христианами и мусульманами. Известно также, что первые чётки-гирлянды из 108 косточек рудракши приносились в жертву в доарийской Индии богу Шиве. Гораздо позже такие бусы-ожерелья стали использовать для счёта прочитанных молитв в индуизме и буддизме.

Нашей сегодняшней темой стали буддийские чётки. Их делают из ракушек, семян, полудрагоценных камней, драгоценных пород дерева, кости. Особенной популярностью всегда пользуются чётки из сандалового дерева, горного тибетского хрусталя, нефрита.

Для чего используют буддийские чётки

Прежде всего – для того, чтобы с их помощью начитывать мантры. Чётки помогают не сбиться со счёта, создают определённый ритм для дыхания и чтения. Начитанные, намоленные чётки могут оберегать своего владельца, дарить ему энергию и защиту.

Чётки: 108 бусин

Традиционно буддийские чётки состоят из 108 зёрен или бусин. 108 является священным числом - именно такое количество имён бога в индуизме. Но почему именно 108?

В этом нам поможет астрономия и астрология. Если 108 разделить на 9 (это количество планет), мы получим 12 (количество знаков зодиака).

Луна обходит Землю за 27 суток. Если 27 умножить на 4 фазы Луны – получим опять 108.

Священных буддийских текстов Тибета также 108. И это далеко не вся символика числа 108. Существует ещё масса различных вариантов.

Конечно же, используют чётки с меньшим и большим количеством зёрен, - это зависит от назначения каждых конкретных чёток. Количество зёрен также обозначает принадлежность к какому-либо конкретному течению или направлению в буддизме.

Тибетские чётки

Знаете ли вы, из чего делают чётки в Тибете? В традиции Бон и Ваджраяны делают чётки из черепов. Но не стоит пугаться! Действительно, традиционные тибетские чётки изготавливают из лобной кости человеческого черепа, - как раз там находится область «третьего глаза». Возможно это лишь в условиях Тибета, где умерших людей просто кладут в специальных ритуальных местах, а грифы очень быстро оставляют от трупа только кости. Такие чётки очень редкие. Чаще всего можно приобрести костяные чётки из костей буйвола или яка.

Как пользоваться буддийскими чётками

Обычно чётки держат в левой руке, начитывая мантру. Большим пальцем отделяют одну бусину внутрь ладони. Дойдя до большой бусины или «хвоста», направление меняется. Через эту бусину не «перешагивают».

В нашем магазине вы сможете приобрести выполненные из различных материалов буддийские . Сделать своими руками чётки также возможно. Например, самым простым вариантом будет просто завязать нужное количество узлов на шнуре.

С ила священных мантр безгранична. Их повторяют множество раз в надежде защититься от всего дурного, восстановить здоровье, постичь глубинный смысл мироздания, погрузившись в самого себя. Это универсальный инструмент, который позволяет раскрыть духовный потенциал и направить собственную энергию в правильное русло. Каждое слово, каждый звук в мантрах несёт глубочайшее сакральное значение, ведь с их помощью человек взывает к Богам. Регулярная джапа может стать благословением для тех, кто находится на перепутье, ищет верную дорогу к собственной личности, стремится познать свой внутренний мир и очиститься от накопленного там хлама. А основным инструментом для правильного и служат чётки – мала. Это является сутью четок .

Четки как основа джапы. Суть четок

История мала насчитывает несколько тысячелетий. Чётки служат обязательным атрибутом многих практиков йоги, ведь это не просто символ какой-то одной духовной традиции. Западные люди обычно представляют их как своеобразные бусы, собранные воедино прочной нитью. Формально именно так и есть – мала представляет собой 108 бусин, нанизанных на нить. Оба конца этой нити скрепляются воедино 109 бусиной, из которой иногда оставляют своеобразный хвост. Однако то лишь внешняя суть чёток – такой аксессуар выступает в роли хранителя энергии, предмета, в котором накоплена истинная через мантры. Нить служит символом внутреннего стержня, а бусины олицетворяют зримую составляющую миров.

Чётки используются при чтении мантр для отсчёта количества повторений. Проводить расчёты в уме в принципе невозможно – это помешает сосредоточить своё сознание на выбранной мантре, а значит, результат такой медитации будет нулевым. При этом обойтись полностью без счёта тоже не получится – количество повторений является важной составляющей духовного просвещения. Так, начальным уровнем практики считается 108 тысяч повторений мантры – только тогда она усваивается на подсознании и постепенно входит в ум. Это число является своеобразной точкой отсчёта, целью, которую стремится достичь практик.

На некоторых чётках присутствуют также специальные счётчики, позволяющие фиксировать десятки и сотни повторений мантры. Это позволяет медитирующему не отвлекаться от погружения в себя и при этом не сбиваться со счёта.

Для чего нужны четки?

С момента рождения сознание человека загружается бесчисленным количеством информации, которая поступает извне. Реалии современной жизни таковы, что большая часть этих знаний лишь засоряет мозг – телевидение, масс-медиа и пресса приносит мало доброго и светлого в нашу жизнь, да и общение не всегда идет на пользу, ведь все люди устроены по-разному. Сознание, перегруженное информацией, нуждается в очищении посредством медитации, и .

Чем глубже практик погружается в медитативное состояние, тем больше ненужной информации, спрятанной в потаённых уголках души, ему открывается. Чтобы разобраться в огромном количестве ненужного хлама, потребуется максимум усердия и терпения, поэтому отсчитывание мантр является непременным спутником медитации. Малы помогают настроиться на нужную волну, не отвлекаться от практики и подходить к молитве более осознанно. Впрочем, отсчитывание мантр – хоть и основное, но далеко не единственное предназначение чёток:

  • Концентрация и внимание. Использование мал во время медитации требует полного отвлечения от внешней суеты и погружение в собственное подсознание, где и происходит осмысление. Поэтому перебирание бусин позволяет концентрироваться на произносимых мантрах, не обращая внимание на происходящее извне.
  • Контроль над телом и сознанием. Во время медитации иногда руки непроизвольно тянутся теребить окружающие предметы, особенно у тех, кто только начинает своё знакомство с буддийскими традициями. Чётки помогают избежать этого, ведь, если руки заняты делом, то и ум не отвлекается на посторонние предметы.
  • Осязание. На кончиках пальцев находится множество нервных окончаний, тесно связанных с мозгом. Размеренное и монотонное перебирание бусин позволяет снять стресс и успокоиться, расслабиться и восстановить гармонию нервной системы.
  • Накопление энергии. Каждый раз, перебирая чётки, практик делится позитивной энергией с природным материалом, из которого они выполнены. Чётки способны накапливать этот поток и при следующей медитации делиться теплом и зарядом энергии со своим обладателям.
  • Лечебные функции. Поскольку малы являются своеобразным аккумулятором энергии, прикоснувшись к ним, можно получить поддержку в самые смутные часы своей жизни – при телесных или душевных недугах, череде неудач и упадке сил.
  • Отсчитывание ритма. Некоторые мантры требуют особого ритма при произнесении, и чётки помогают его наладить.

Буддийские чётки были и остаются настоящей реликвией для истинных приверженцев Учения. Неспроста принадлежащие великим Учителям малы замуровывали в ступы или фундаменты храмов, размещали на алтаре – в них сокрыта великая сила, неописуемый поток положительной энергии, света и благости. Перебирая бусину за бусиной, практики приближаются к священной цели – найти своё истинное предназначение, очистить душу и разум от ненужного мусора, стать ещё на ступень выше на пути саморазвития и приблизиться к просветлению.

Виды четок

Разновидностей сакрального аксессуара для отсчитывания мантр безчисленное множество. Заглянув в лавку, можно растеряться от обилия цветов и материалов, из которых изготовлены чётки. Однако ошибочно полагать, что внешние различия – единственное, чем отличаются эти типы. При выборе малы имеет значение даже узелок, которым скреплены концы нити. Продетые через нулевую бусину хвосты могут означать статус обладателя чёток – начиная с тех, кто только знакомится с практикой, и заканчивая посвящёнными монахами и наставниками.