Словарь терминов. Этническая, национальная и мировая культура Как создается мировая культура

Словарь терминов

Аккультурация – процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в результате общения этих народов.

Ампир (фр. empire – империя) – стиль позднего классицизма в западной архитектуре и прикладном искусстве, возникший во Франции в период Наполеона. Для ампира характерны строгие монументальные формы (дорический и тосканский ордера) и обращение к древнеримским и древнеегипетским декоративным формам (крылатые сфинксы и т. п.).

Античная культура – древний период в развитии культуры, в основном включающий древнегреческую и древнеримскую культуры.

Антропологическая культурология – раздел культурологии, смежный с антропологией и изучающий связи между культурными феноменами и природой человека, психологией и менталитетом отдельных народов.

Ареал культурный – географический район, внутри которого у разных народов обнаруживаются одни и те же культурные особенности.

Архетип – базовая структура мышления (часто проявляющаяся на бессознательном уровне), находящая отражение в культуре.

Барокко (ит. barocco – вычурный) – художественный стиль конца XVI – середины XVIII в., отличается декоративной пышностью, динамическими сложными формами, живописностью, импульсивностью, чрезмерностью.

Бронзовый век – период в жизни общества, следующий за каменным веком (в некоторых культурах – медным веком), когда человек пользовался орудиями труда из бронзы (приблизительно от 4 до 3 тыс. лет назад).

Возрождение – эпоха в развитии западной культуры, начавшаяся после Средневековья и характеризующаяся резким повышением интереса к античной культуре и философии. Различают раннее (XIV?XV вв.), высокое (XV?XVI вв.) и позднее (XVI?XVII вв.) Возрождение.

Восточные типы культуры – типы культур, возникшие на Ближнем и Дальнем Востоке и характеризующиеся преимущественным развитием таких отраслей духовной культуры, как мистика, мифология, религия, искусство.

Глобальные проблемы – проблемы, важные для всего земного шара, такие как экологическая, демографическая, ресурсная, предотвращения мировой термоядерной войны. Появились в середине XX в.

Готика (фр. gothique – от названия германского племени готов) – художественный стиль, преимущественно архитектурный, зародившийся в XII в. во Франции и распространившийся в позднем Средневековье по всей Западной Европе. Готическое зодчество характеризуется стрельчатыми сводами, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей.

Динамика культуры – совокупность изменений, происходящих в культуре. Есть различные типы и виды культурной динамики – линейная, циклическая и т. д.

Доминанта – преобладающая в данной культуре основная черта, определяющая другие.

Духовная культура – совокупность духовных продуктов, созданных человеком как видом Homo Sapiens.

«Душа» культуры – понятие, под которым имеется в виду основной прасимвол: аполлонический – в древнегреческой культуре, фаустовский – в новоевропейской культуре. Индивидуальный неповторимый стиль и в то же время внутренний смысл данной культуры.

Железный век – период в жизни общества, когда человек перешел к использованию орудий труда из железа (приблизительно с середины 1-го тыс. до н. э.)

Западные типы культуры – типы культур, возникшие в Древней Греции, Древнем Риме и Западной Европе и характеризующиеся преимущественным развитием таких отраслей духовной культуры, как философия и наука.

Инкультурация – процесс введения человека в систему нормативно-ценностных регуляторов социальной практики, в иерархию этих ценностей.

Искусство – отрасль духовной культуры, возникшая вслед за мистикой и представляющая собой совокупность специфически человеческих продуктов, основанных преимущественно на воображении и творении образов. Создает на основе образного мышления эстетически значимые ценности.

История культуры – раздел культурологии, изучающий историю развития культуры различных народов преимущественно в ее хронологической последовательности.

Каменный век – самый ранний период в жизни общества, когда человек пользовался каменными орудиями труда (приблизительно до 6 тыс. лет назад).

Картина мира культурная общее представление о мире с точки зрения отдельной или мировой культуры, включающее представление об устройстве и функционирование мира, месте в нем человека, соотношении естественного и сверхъестественного и т. п.

Классицизм – период в развитии древнегреческой культуры (V–IV вв. до н. э.), когда она достигла рассвета своих форм и возможностей; также стиль, возникший в подражание древнегреческому в европейском искусстве Нового времени.

Коды культуры (по аналогии с генетикой) – совокупность достижений культуры в виде условных знаков, символов, смыслов, передающихся из поколения в поколение путем социального наследования.

Культура – совокупность всего специфически человеческого, что создано им как видом Homo Sapiens.

Культурогенез – процесс формирования основных сущностных характеристик культуры.

Культурология – наука о культуре, возникшая в середине XX в. и изучающая закономерности развития культуры.

Локальная культура – культура, существующая в определенном месте и не связанная с имеющимися вне ее; обладающая своим набором индивидуальных неповторимых черт.

Массовая культура – возникшая в XX в. часть культуры, которая ориентируется на приобщившихся к культуре в результате развития средств массовой информации и коммуникации, всеобщую грамотность и увеличение досуга у массы населения.

Материальная культура – совокупность специфически человеческих искусственных, неорганических материальных продуктов (орудий труда и т. д.), созданных им как видом Homo Sapiens.

Медный век – период жизни общества после каменного века, когда в некоторых культурах человек начал пользоваться медными орудиями труда (приблизительно от 5 до 4 тыс. лет назад).

Межкультурные коммуникации – разнообразные виды взаимодействий между отдельными культурами.

Менталитет – способ чувствования и мышления, присущий людям определенной общности и определяющий особенности их культуры.

Мировая культура – совокупность лучших достижений всех отраслей и типов культуры, отражающая общечеловеческие ценности и приоритеты.

Мистика – первая отрасль духовной культуры, основывающаяся на синкретичном восприятии мира, не разделяющем четко объекты действительности на естественные и сверхъестественные.

Мифология – отрасль духовной культуры, возникшая вслед за искусством и представляющая собой систему взглядов, отвечающих на основные вопросы человеческого бытия в форме образов и верований.

Модернизация культурная – изменения в культуре, отвечающие современным требованиям к ней в плане рационализации и соответствия основным потребностям современного человека.

Морфология культуры – направление в культурологии, изучающее формы культуры как самостоятельные образования, имеющие собственную логику развития, и их смену в ходе культурного процесса.

Наука – рациональная отрасль духовной культуры, основанная на познании реальности в теоретической форме, допускающей эмпирическую проверку, и выявляющая устойчивые повторяющиеся связи между явлениями действительности.

Научно-техническая революция – коренное преобразование производительных сил общества, произошедшее в середине XX в. на базе превращения науки в ведущий фактор общественного производства. Служит отправной точкой становления постиндустриального информационного общества.

Национальная культура – синтез культур различных слоев исторически сложившейся общности людей, характеризующейся единством территории, социально-экономической деятельности и менталитета. Национальные культуры письменны, обладают широким ареалом действия, передаются через образование.

Неолитическая революция – скачкообразный переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству), совершившийся в эпоху неолита 9–6 тыс. лет назад.

Новейшее время -XX?XXI вв.

Новое время – эпоха в развитии мировой культуры, наступившая после Средневековья и характеризующаяся развитием науки как преобладающей отрасли культуры (XVII?XIX вв.).

Ноосфера – сфера взаимодействия общества и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Концепция ноосферы сформулирована П. Тейяром де Шарденом и В. И. Вернадским.

Нормы культурные – совокупность общепринятых положений, регулирующих поведение людей, их общение и участие в совместном духовном и материальном производстве.

Общество – совокупность людей и устойчивых, структурированных связей между ними.

Отрасли культуры – крупные направления в развитии культуры, последовательно возникавшие – от мистики до идеологии – друг за другом. Отрасли являются связующими нитями в культуре. За счет них отдельные типы культур получают новые стимулы своего существования.

Первобытная культура – совокупность культур народов, живших в каменном веке.

Прикладная культурология – совокупность исследований, во-первых, нацеленных на изучение и разработку методик целенаправленного прогнозирования и управления культурными процессами и, во-вторых, ориентирующихся на проблемы охраны и реставрации культурно-исторического наследия.

Природа – понимается в трех основных смыслах: как все существующее; как основа всего существующего; как совокупность естественного в противоположность искусственному, т. е. созданному человеком. В 3-м значении чаще всего употребляется в культурологии.

Прогресс культуры – форма развития, при которой культура становится сложнее, многограннее, в ней накапливаются произведения, отрасли и типы.

Промышленная революция – революция в производстве, связанная с изобретением парового двигателя и приведшая к быстрому росту промышленности и становлению индустриального общества.

Просвещение – эпоха в развитии культуры Нового времени (XVIII в.), характеризующаяся стремлением деятелей культуры внедрять ее достижения в широкие слои общества.

Революция – глубокое качественное изменение в развитии общества.

Религия – отрасль духовной культуры, основанная на вере в Бога и являющаяся основой духовного объединения больших групп людей в наднациональные образования.

Реституция – возвращение одним государством другому имущества, в том числе культурных ценностей, незаконно захваченных им во время войны.

Реформация – эпоха в развитии католичества (XVI?XVII вв.),

характеризующаяся стремлением широких слоев верующих изменить обряды и догмы католической церкви на базе протестантизма.

Рококо (фр. rococo – раковина) – стиль в архитектуре и декоративном искусстве, возникший в начале XVIII в. и особенно распространившийся во Франции при Людовике XV, отличавшийся причудливой асимметричной орнаментацией и изяществом форм.

Романский стиль – стиль западного искусства (X?XIII вв.), отличавшийся в архитектуре простотой, строгостью и массивностью, в изобразительных искусствах – условностью и яркой внушительностью форм.

Романтизм – направление в европейском искусстве 1-й половины XIX в., которому свойственны исключительность героев, страстей и контрастных ситуаций. Характеризуется метафорической углубленностью и психологической задушевностью.

Самоидентичность культурная – отождествление людей и общественных учреждений с данной культурой, в пределах которой они существуют; осознание культурой самое себя.

Семантика культурная – раздел культурологии, изучающий культурные феномены как средство коммуникации между личностью и обществом.

Семиотика – наука о знаковых системах, в том числе о культурных знаках, являющихся носителями культурной информации.

«Серединная» культура – культура, находящаяся в тесном взаимодействии с другими типами культур и являющаяся промежуточной между двумя или большим числом культур.

Символ – знак, имеющий более одного значения. Символы составляют базовый язык культуры.

Синергетика – наука о процессах самоорганизации в природе, эволюции в неживых системах и универсальных закономерностях процессов развития.

Синкретизм – сочетание разнородных культурных элементов при отсутствии непротиворечивости их друг другу.

Современность – время, в которое человечество живет в данный момент. Иногда в контексте имеется в виду более продолжительный период (скажем, вторая половина XX в.).

Социализация - процесс приобщения индивида к культурным ценностям общества.

Социальные институты культуры – совокупность социальных структур, общественных учреждений, устойчивых общественных взаимодействий, в рамках которых развивается культура.

Социология культуры – дисциплина, промежуточная между культурологией и социологией, изучающая отношение к культуре представителей различных социальных групп, и социальные институты, имеющие отношение к культуре.

Специфическая культура – культура, не похожая на другие, развивающаяся по своим внутренним законам и мало связанная с другими культурами и культурными универсалиями.

Средневековье – эпоха в мировой культуре, начинающаяся после античности и характеризующаяся преобладанием религии как отрасли культуры (V?XVI вв.).

Стиль – букв. заостренная палочка у древних римлян, которой выцарапывались буквы. Неповторимое творческое своеобразие данного человека или направления в культуре, совокупность характерных свойств, не похожих на другие.

Структурный метод – метод, основанный на изучении взаимосвязей составных частей системы.

Тенденции культурные – основные направления, по которым развивается данная культура, совокупность ее черт, которые переходят из прошлого в будущее.

Теоретическая культурология – раздел культурологии, нацеленный на исследование собственных фундаментальных проблем культуры и выявление общих закономерностей ее развития.

Техника – совокупность орудий труда, способов и приемов преобразования мира; важнейший элемент материальной культуры.

Типология культур – классификация различных типов культур в соответствии с их специфическими особенностями, выявляющая их характерные свойства и взаимосвязи.

Типы культур – целостные культурные образования, возникшие у данного народа или совокупности народов, имеющие общие свойства и не похожие на культурные образования других народов.

Традиции культуры – совокупность достижений культуры, передающихся в рамках данной культуры от одного поколения к другому. Носителем культурных традиций является народ.

Трансформация культуры – изменения в культуре под влиянием внешних и внутренних факторов.

Универсалии (инварианты) культуры – фундаментальные проблемы, с которыми человечество сталкивается во всех культурах, и общие способы их решения.

Философия – рациональная отрасль духовной культуры, вдохновленная любовью к мудрости и представляющая собой совокупность ответов на фундаментальные вопросы, стоящие перед человеком: что есть истина? Каково происхождение и устройство мира? В чем смысл жизни? И т. д.

Философия культуры – раздел философии и культурологии, изучающий наиболее общие проблемы культуры и соотношение философии и культуры.

Функциональный метод – метод, основанный на изучении поведения, функций системы и взаимосвязи функций со структурой и элементами системы.

Человек Разумный – последний вид в роду Homo, современный человек, обладающий речью и разумом, т. е. способностью к абстрактному, обобщенному, понятийному мышлению. Возраст по разным оценкам 100–200 тыс. лет.

Человек Умелый – первый вид в роду Homo, названный так потому, что начал изготовление орудий труда. Возраст 2–3 млн лет.

Ценности культурные – совокупность всех культурных достижений, значимых для человека.

Цивилизация – современная стадия развития культуры, имеющая исходным пунктом развитие городов, письменности, становление целостных мифологических систем и высокий уровень техники. Цивилизации во множественном числе означают крупные сообщества людей, объединенных общими материальными и духовными ценностями и нормами.

Цикл культуры – время существования данной культуры от зарождения до гибели.

Эволюционизм – концепция развития мировой культуры, в соответствии с которой она проходит последовательно через ряд стадий, причем каждая культура повторяет общий путь и находится в данный момент времени в определенной точке общего для всех пути.

Экология – наука о взаимодействии живых и неживых систем, возникшая в 20-х гг. XX в., в широком смысле становящаяся новая отрасль культуры, призванная преодолеть кризис во взаимоотношении человека с природной средой.

Экспансионизм – стремление одной культуры навязать свои особенности и ценности другим культурам. В настоящее время речь идет об экспансии западной и прежде всего американской культуры по отношению к другим культурам земного шара.

Элитарная культура – противостоящая массовой часть культуры, ориентирующаяся на интересы элиты общества, недоступная и непонятная массам.

Этническая культура – культура этносов – человеческих сообществ более высокого уровня, чем племя, но менее высокого, чем нация. Обладает такими особенностями, как традиционализм, локальность, анонимность, дописьменность.

Этнография – наука, занимающаяся преимущественно описанием древних и примитивных культур. Возникла в XIX в. и послужила одной из основ культурологии. Изучает достижения культуры того или иного народа во всем их многообразии и целостности.

Из книги Путь с сердцем автора Корнфилд Джек

Словарь. Бодхисаттва: (1) Существо, посвятившее себя пути просветления; (2) будущий будда; (3) фигура просветлённого будды, который служит всем существам.Будды природа: сияющее чистое буддоподобное качество, внутренне присущее всем существам; наша истинная

Из книги Современные буддийские мастера автора Корнфилд Джек

Из книги Традиция и революция автора Джидду Кришнамурти

СЛОВАРЬ Агни - огонь.Адвайта - отсутствие двойственности, не-дуализм.Адхикари - человек, стремящийся к самопознанию и обладающий нужными для этого качествами.Артха - предмет; цель; ценность.Асана - положение тела.Атман - высшее Я, дух.Брахман - Абсолют, всеобщий

Из книги Японская художественная традиция автора Григорьева Татьяна Петровна

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Аварэ - восклицание, выражающее восторг.Авидья (санскр.) - неведение, непросветленность, незнание подлинной природы вещей.Агэку - нижнее двустишие танки (14 слогов).Акарма (санскр.) - правильное действие, не обусловленное кармой.Анатман (санскр.) - см.

Из книги Джайва-дхарма (том 1) автора Тхакур Бхактивинода

Словарь санскритских имен и терминов А Аватара «Тот, кто нисходит», наделенное полной или частичной властью воплощение Господа, приходящее из духовного мира для выполнения какой-либо

автора Тхакур Бхактивинода

Словарь санскритских имен и терминов[*] А Аватара «Тот, кто нисходит», наделенное полной или частичной властью воплощение Господа, приходящее из духовного мира для выполнения какой-либо

Из книги Краткая история философии [Нескучная книга] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Краткий словарь терминов Анархизм – философская идея о безусловной ценности личной свободы человека и необходимости преодоления всех форм ее ограничения.Антропогенез – эволюция человека от высших млекопитающих животных (обезьян) к человеку современного типа (Homo

Из книги Ранний буддизм: религия и философия автора Лысенко Виктория Георгиевна

Словарь основных терминов абхидамма (пали), абхидхарма (санскр.) - жанр буддийских текстов, систематизация учения Будды Абхидхамма (пали) Абхидхарма (санскр.) - название третьей части («корзины») буддийского канона аварана (санскр. синоним ниварана) - препятствие к

Из книги Самосознающая вселенная. Как сознание создает материальный мир автора Госвами Амит

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Амплитуда - максимальное отклонение волнового возмущения от положения равновесия. Антропный принцип - утверждение, согласно которому для проявления вселенной необходимы наблюдатели; это также называется сильной формулировкой антропного

Из книги Проблемы работы автора Хаббард Рон Лафайет

Словарь Аберрация: отклонение от рационального мышления или поведения. От лат. aberrare, «отходить от»; лат. ab «от», errare «бродить». Основное значение - заблуждаться, совершать ошибки, или, в более узком значении, иметь твердо установленные идеи, которые не соответствуют

Из книги Джайва-дхарма (том 2) автора Тхакур Бхактивинода

Словарь санскритских имен и терминов

Из книги Биография Бога: Все, что человечество успело узнать автора Армстронг Карен

Словарь Аватара (санскр.) – «нисхождение», манифестация; земное явление одного из богов; воплощение божественного.Агностицизм (от лат. аgnosco, «я не знаю») – принципиальный отказ выносить вердикт относительно доктрин, учений и идей, которые невозможно ни доказать, ни

Из книги Разум и природа автора Бейтсон Грегори

СЛОВАРЬ Адаптация. Видимая способность организма приспосабливаться к внешней среде и образу жизни. Процесс достижения такого соответствия.Аналоговый. См. Цифровой.Броуновское движение. Постоянное зигзагообразное и непредсказуемое движение частиц под действием ударов

Из книги Фэн-шуй - путь к гармонии автора Водолазская Евгения Станиславовна

Приложение 1. Словарь терминов Аномальная зона. Часть территории Земли, где часто или периодически возникают различные явления, труднообъяснимые с точки зрения официальной науки. Примером могут служить НЛО, резкое ухудшение самочувствия людей в некоторых местах,

Из книги Логика: Учебное пособие для юридических вузов автора Демидов И. В.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ АБСТРАГИРОВАНИЕ - мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других.АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ – процесс рационального отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий

Из книги Проблемы индийского теизма: философско-компаративный анализ автора Аникеева Елена Николаевна

Приложение № 2 Словарь индийских терминов Абхидхарма/абхидхамма – в буддизме размышление, рефлексия над дхармой; начало философствования. Одна из трех частей «Трипитаки» – «Абхидхарма-питака».Авидья – незнание. В буддизме и в большинстве течений веданты причина

Мировая культура

Мировая культура

синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, от древних цивилизаций до наших дней.

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .


Смотреть что такое "Мировая культура" в других словарях:

    Включает в себя культуру как современной Федеративной Республики Германия, так и регионов, составляющих современную Германию до её объединения: Пруссия, Бавария, Саксония и других. Более широкая трактовка «немецкая культура» включает в себя также … Википедия

    МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА - система экономических взаимоотношений между странами мира. Мирохозяйственные связи развиваются с древнейших времен, их значение непрерывно возрастает. Они развиваются на основе разделения труда, связанного с различиями в природных условиях и в… … Юридическая энциклопедия

    Распространение культуры Винча (фиолетовый) в 3500 году до н. э … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    МИРОВАЯ ВОЛЯ - центральное понятие в метафизике преступления А. Шопенгауэра. Согласно его учению, миропорядок лишен разумного содержания, а жизнь не имеет ни цели, ни смысла. Миром правит не благой и мудрый абсолютный разум, как у Гегеля, а неразумная,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    История Сербии … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вторая мировая война (значения). Вторая мировая война Мировые войны … Википедия

    Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

    Содержание 1 Исторические аспекты 2 Литература 2.1 Зарождение 2.2 Реализм … Википедия

Книги

  • Мировая культура и искусство
  • Мировая культура и искусство. Учебное пособие. Гриф МО РФ , Толстикова И.И.. Рассматривается история мировой культуры и искусства от первобытности до XXI века, освещается содержание основных этапов культурной истории человечества. КультураВостока, Запада и России…

Сущность и общебелорусское проявление мировой культуры. Мировая культура произрастает из множества культур территориальных и социальных общностей, составляя самый ценный не исчезающий пласт в общем культурном наследии человечества. Мировая культура представляет лучшие непреходящие достижения этнонациональных, общенациональных, региональных, социально-профессиональных культур, целых культурных регионов. Она охватывает гуманитарно упорядоченное множество эталонов творчества (научного, технического, художественного, философского, религиозного и др.). Эталоны творчества образуют магистральную линию исторического прогресса и составляют информационную основу подражательных стандартов, располагающихся на дифференцированной шкале ценностей от достаточно оригинальных (околоэталонных) образцов до эпигонских шаблонов.

Мировая культура включает в себя:

а) потенциально - высокоинформативные новации, проходящие стадию становления, социального и межнационального признания, интернационализации;

б) актуально - общепризнанные классические ценности;

в) творчески подпитывающие последние уникальные утопические программы и чисто экспериментальные формы.

К числу «предклассических» эталонов, по-видимому, можно отнести: «философию общего дела» Н.Ф. Федорова; гелиотараксию A.Л. Чижевского (в частности, раскрывавшую влияние солнечной активности на общественные катаклизмы, социальные психозы и эпидемии); по-своему экспериментаторскую провидческую поэзию В. Хлебникова, к которой примыкало движение обэриутов (Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский и др.) - поэтов и литераторов-философов, занимавшихся экспериментированием в области художественного языка, которое заключалось (в их представлении) в очищении подлинного таинственного смысла слова «от шелухи его обыденных квазисмысловых наслоений».

Вклад белорусской национальной культуры, всей общенациональной культуры Беларуси в мировую культуру определяется демократически - (прото) постмодернистским характером интеллектуального, художественного, религиозного и других видов творчества. Суть его заключается в рекомбинировании, деконструкции, «трансмутации», обогащении, интеграции инноваций, поступающих из пограничных (смыкающихся в «перерабатывающем центре Европы») культурных регионов.

Особый интерес представляет именно та часть отечественной культуры, которая входит в мировую культуру, а также специфические формы такого вхождения. Творческие достижения Ф. Скорины, С. Полоцкого, других белорусских просветителей-гуманистов, имеющие атрибутивные признаки транснациональных новаций, могут служить яркими аналогами «постмодернистского» обогащения фонда мировой культуры.

Поэзия А. Мицкевича, проза Э. Ожешко, живопись М. Шагала являются показательными образцами другой характерологической особенности отечественной культуры: пополнения мировой культуры преимущественно гибридизированными образцами меж- и полинационального творчества.

Уместно привести в этой связи слова, сказанные более ста лет назад литературоведом Г. В. Штолем: «В стране, где сталкиваются и сливаются между собою различные племена и народности, замечается обыкновенно высокое развитие духовной жизни». Исторические изыскания в различных областях нашей общенациональной культуры показывают, что по своему оригинальные и интересные образцы творчества возникали на «внутренних границах», на вершинах поливариантного скрещивания форм (стилей) белорусской культуры и русской, украинской, польской, еврейской, литовской, татарской и других национальных культур.

При обогащении отечественной цивилизации обнаруживает себя схожая закономерность: наиболее продуктивными здесь оказываются «антропологические метисы», более активно настроенные на переработку достижений иных цивилизаций и мировой цивилизации в целом. Нам и нашим потомкам еще не раз доведется убедиться в справедливости мудрого высказывания А.Дж. Тойнби: «Если эмпирически верно, что метисы более восприимчивы к цивилизации, чем чистокровные породы, то можно приписать это достоинство стимулу, действующему на человеческую психику через смешение двух различных физических линий».

В порядке обсуждения научно-образовательной гипотезы заметим, что, вероятно, сам белорусский этнос имеет повышенную склонность к антропологической метисации, ментальной и культурной гибридизации. Сегодня не только этнические белорусы, но и (главным образом) носители активного белорусско-русского менталитета и соответствующей межнациональной культурной формы наводят духовные мосты, транзитные линии между субъектами славянского культурного круга, представителями индоевропейской культуры и цивилизации, выполняя при этом преимущественно посредническую, коммуникативную функцию, и способствуют нарастанию многоканальных лингвокультурных обменных процессов. Реализация подобных функций в течение многовековой истории влекла за собой известные издержки, внешне выглядевшие как «стирание», «обкатывание» выступающих граней отечественной (в первую очередь белорусской) культуры и цивилизации, «размывание» белорусского языка.

Нельзя представлять дело таким образом, что только исключительно одаренные или талантливые личности имеют отношение к созданию эталонов мировой культуры. Большое число людей участвует в процессе формирования духовных и материальных основ, нравственной и ментальной почвы для «выращивания» эталонов творчества.

«Жизнь человека, - писал Вл. Соловьев в «Оправдании добра», - ... есть невольное участие в прогрессивном существовании человечества и целого мира; достоинство этой жизни и смысл всего мироздания требуют только, чтобы это невольное участие каждого во всем становилось вольным, все более и более сознательным и свободным, т.е. действительно-личным, - чтобы каждый все более и более понимал и исполнял общее дело, как свое собственное».

Не личность служит обществу, а общество - личности. По замечанию Вл. Соловьева, «общество есть дополненная или расширенная личность, а личность - сжатое, или сосредоточенное, общество, поэтому каждая личность должна нести полную ответственность за общее дело, как за свое собственное, измеряя каждый свой шаг в большом мире мерой участия в прогрессивном движении человечества, в созидании основ мировой культуры и цивилизации. Призванная в большой мир личность обязана вести себя так, как будто именно от нее зависит Нововозрождение отечества и человечества.

В деле исторического прогресса не может плодотворно участвовать нравственно деградировавший субъект или целый слой людей, подверженный болезненным приступам зоологического эгоизма, химерам социальной и национальной исключительности, этнического нарциссизма.

Вл. Соловьев считал, что настоящим патриотом может считаться лишь тот человек, который признает и своими поступками утверждает равноправие наций, народностей, проявляет к ним чувства человеческой солидарности, уважая их как свою собственную нацию. Утверждение идеи богочеловечества в действительности как царства межнациональной любви и солидарности, согласно Вл. Соловьеву, - великая задача планетарного сообщества, решение которой позволит навсегда избавиться от иррациональных проявлений антикультурного национализма, параноидального религиозного фанатизма, бесчеловечного терроризма.

Проницательные мыслители, опережая время, своим творчеством и своей жизнью утверждали мировое значение идеи гуманизма. Наш выдающийся земляк Франциск Скорина, не раз высказывавшийся о стимулировавшем его творческую деятельность чувстве патриотизма, распространял сердечную любовь на толерантную Прагу, просвещенную Польшу, свободолюбивую Венецию, высоко почитал исторические очаги старославянской литературы и древнерусской письменной культуры. Он называл себя «литвином», «русским», имел церковнославянское имя Георгий и латинское имя Франтишек.

Скорина - уроженец Полоцка, гражданин Великого Княжества Литовского, носитель белорусско-русского и среднеевропейского менталитетов, проводник общечеловеческой ментальности, один из создателей религиозно-гуманистического пласта мировой культуры, выразитель великих исторических перспектив и предназначений культуры-коммуникатора, языка-коммуникатора, зарекомендовавших себя в известной мере как метакультура, метаязык славян. Он стал олицетворением народа-коммуникатора, своеобразного межславянского этноса, призванного духовно-нравственно связывать европейские народы, обогащать их демократически-постмодернистскими социальными истинами, составляющими великую правду жизни.

Начало всему человеческому - правда, мудрость в бытии. Симеон Полоцкий провозглашал:

Правда так сильна, что даже если небо поменяется местами

С землею, а она во веки не исчезнет:

Жизнь, красота, честь служат ей,

Всем верховодя, сама она торжествует.

Выдающиеся творцы мировой культуры острее чувствуют свое высокое целеполагание, яснее видят гуманистические последействия своих произведений в будущем.

О. Вейнингер философски замечал, что гениальный человек сознательно поддерживает связь со всем миром, в его произведениях «всегда чувствуется пульс вещи в себе, дыхание вселенной», как бы просвечиваются иные обетования разума. «Исследуя сущность великого художника, мы убеждаемся, таким образом, что глубина мысли абсолютно необходима для того, чтобы художественное произведение было велико. Этот масштаб, а затем только уже масштаб формы должен быть приложен в первую голову для оценки всякого художественного произведения». Самым, пожалуй, ярким подтверждением этого ключевого оценочного положения может служить творчество Ф.М. Достоевского. Созданная им литературная форма напряженного (экзальтированного) полифонического диалога героев всецело подчинена философско-антропологическому изысканию человеческих глубин часто амбивалентной, поляризованной личности, которая в конечном счете оказывается неразгаданным и непредсказуемым «многоточием». Художественно-философская антропология Ф.М. Достоевского показательна и в другом отношении. Создатели новых религиозных, философских, научных, художественных миров готовы идти на большие жертвы в своей частной жизни ради торжества духовно-освободительных идей. Неразделимы творчество и сложная судьба самого Ф.М. Достоевского.

О. Вейнингер говорил о такого рода самопожертвовании как о ведущем мотиве наращивания эталонов творчества и подчеркивал, что «тяготение к великим проблемам... сильнее всего ощущается выдающимися личностями», благодаря этому глубинный пласт культуры слагается «главным образом из жертв, которые великие люди всех времен приносили на алтарь мировой загадки». Такое постоянное принесение себя в жертву в процессе творческого самосгорания становилось для них смыслом жизни. «Сикстинская мадонна» Рафаэля - символическое указание на то, что нет более важного дела, чем духовное очищение и нравственное возвышение, облагораживание человека. Великий художник интуитивно прозревал ментальный сдвиг в духовном развитии человечества, определяемый ключевыми юнговскими архетипами (первообразами) Божественной Матери, Предвечного Младенца и Возрождения. В служении творческой личности духовному и материальному Нововозрождению человечества состоит предназначение и главная идея культуры. Согласно О. Вейнингеру, в культуре влечение к судьбоносной теоретической проблеме неотделимо от стремления к решению соответствующей практической задачи. Великие созидатели мировой культуры первыми подают нам знаки (символы) всеобщего духовного объединения и практической перестройки человеческих отношений на основе демократического гуманизма.

Вполне оправдан исторический культ выдающихся творческих личностей, потому что они олицетворяют глубинную основу культуросозидания как творения эталонов-новаций, которые становятся общечеловеческими ценностями.

Характерные черты мировой культуры. Давая общую характеристику мировой культуры, можно выделить в ней следующие основные черты и стержневые закономерности развития:

1. Эталоны творчества включают в себя инновации, классические образцы, уникальные утопические программы и экспериментальные формы, которые обладают наивысшей степенью информативности, оригинальности, новизны. Они имеют также самую высокую культурную и социальную ценность, поскольку являются первоэлементами различных видов творческой деятельности, исходными стимулами позитивной ресоциализации и составляют информационную основу ценностно дифференцированных стандартов.

2. Эталоны мировой культуры образуют сквозную линию культурного и социально-исторического развития общества.

Ними закрепляется статус основоположников поворотных ^правлений творчества, ментальных, мировоззренческих вигов. Эталоны искусства решают в эстетической сфере фундаментальные антропологические и социально-антропологические проблемы, заново переосмысливают «вечные» темы. Поэтому произведения создателей древнегреческой трагедии и драмы Эсхила, Софокла, Еврипида, остросоциального комедиографа Аристофана, непревзойденных знатоков человеческих глубин Шекспира и Расина мы воспринимаем как «современные». То, что создается на века, всегда актуально.

3. Эталоны творчества вначале заявляют о себе как яркие (иногда не сразу по достоинству оцениваемые) новации, обнаруживающие явные отступления от затвердевших норм, правил, истощившихся художественных направлений и стилей. Однако со временем эталоны, послужив основой для создания новых норм, традиций и стилей, становятся ведущими ценностями той или иной национальной, общенациональной культур, затем распространяются в своем и иных культурных регионах, получая мощный резонанс в социокультурной жизни самых различных стран и народов. Запечатлеваясь в «ментальных матрицах», духовных формообразованиях, творческих достижениях великого множества (обще)национальных культур, эталоны завоевывают всеобщее признание, интернационализируются и становятся общечеловеческими ценностями.

4. Преодолевая разрывы в различных видах деятельности и открывая новые направления творчества, эталоны-новации инспирируют и стимулируют приоритетные направления развития национальных, общенациональных, региональных культур (различного масштаба), образуют основные каналы их многосторонней («гипертекстовой») коммуникации, информационного, знаково-символического обмена. Они (эталоны-новации) в большинстве своем конституируются как классические ценности, обрастают новыми эвристическими методами именно в промежуточной сфере ментального диалога, в сфере совместных ценностных ориентаций, гуманистических идеалов и как бы выплавляются в духовных «тиглях» транснациональных формообразований общечеловеческой ментальности, сохраняя при этом почвенный национальный стиль и колорит.

Об этом, в частности, ярко свидетельствует творческая динамика художественных достижений итальянского и Северного Возрождения. К дан-Нои великой эпохе обращен вывод оригинального русского искусствоведа Л. Гнедича: «Искренним искусством могут называться те эстетические Формы, в которые невольно и бессознательно облеклись и религия, и философия, и весь дух века с полным отражением культуры... Искусство здесь может быть названо вполне искренним, потому что в него не примешивалось посторонних элементов, потому что оно самостоятельно создавалось, составляя полную гармонию и с нравственными, и с историческими условиями».

5. Основания эталонов мировой культуры составляют:

Всеобщие антропологические параметры, среди которых Я. Мукаржовский выделяет биологический ритм, чувство симметрии и пропорциональности, представление о «золотом сечении» (проработанное древнегреческим скульптором Поликлетом, художниками итальянского Возрождения);

Сложившиеся в глубокой древности и подавляющие низменные зоологические инстинкты инварианты общечеловеческой ментальности и универсалии культуры (неискоренимые склонности к состраданию и гостеприимству, запреты на убийство и инцест, плюс артикулированные ритуалами стремления к эстетическому украшению атрибутов жизни и раскрепощающей «игровой магии» любви и т.п.);

Универсальные религиозные идеалы («абсолюты»), которые интерпретируются в нравственных требованиях, сформулированных в религиях мира, священных религиозных текстах (египетской «Книге мертвых», китайской классической «Книге перемен», Библии, Коране и т.п.);

Интуитивно принимаемые всеми народами и расами интенции, установления всечеловеческой морали (например, скориновские нравственные формулы, категорический императив И. Канта, этическое обобщение Вл. Соловьева «не вреди»).

6. Родственные эталоны-новации, выходящие за границы национальных культур и получающие общечеловеческое признание, становятся непреходящими ценностями, идейно, духовно, стилистически усиливая друг друга, выстраиваясь как бы в один ряд, ведущий в культурное бессмертие. Этому способствуют формирующиеся на информационной базе эталонов позитивные стандарты культуры, которые, увеличивая и разнообразя пространство творческих прорывов, дополнительно подчеркивают высокую значимость первообразцов.

7. Трудно переоценить целенаправленную деятельность распространителей социально-позитивных стандартов культуры, а также интерпретаторов эталонов творчества, свободомыслящих проводников передового образования и просвещения, рядовых создателей социально-гуманистических культурных ценностей и благ. Они как «спутники» сопровождают светила науки, искусства, философии, религии, подготавливают ментальные и эвристические предпосылки для духовного возрождения, принимают самое активное участие в осуществлении явственных скачков, ментальных и культурных сдвигов, «культурных взрывов» в историческом процессе творчества.

8. Мировая культура в целом образует основные каналы взаимодействия этнонациональных, общенациональных, региональных, социально-профессиональных культур, целых культурных регионов, стимулирует их информационные обмены и творческое развитие, связывает между собой разномасштабные цивилизации, составляя основу гетерогенной (многокачественной, полиструктурной) мировой цивилизации, и гуманистически ориентирует территориально локализованные культуры и цивилизации в направлении роста разнообразия и ускоренного прогресса, обогащая их содержание и стили.

9. Из эталонов и родственных стандартов культуры складываются межнациональные и всеобщие (необходимые всем) социальные истины, открывающие дорогу народам в царство справедливости. Не эти ли векторы духовности хотел охватить философско-поэтическим определением «истинствования» Симеон Полоцкий? Он писал в «Вертограде многоцветном»:

Истинна есть трегуба: ума, уст и дела, сия же не врежденна бывает и цела, аще ум самой вещы уравнится право, уста же уму точне словят, не лукаво, дела паки закону аще отвещают, истинна пред Господем Богом ся вменяют.

10. Культура Беларуси как раз и специализируется на наполнении мировой культуры простыми социальными истинами, которые вырабатываются совмещенными видами религиозного и светского познания, демократически-постмодернистского творчества и становятся объединительными ценностями этносоциальных общностей, подпитывая общечеловеческие духовно-нравственные идеалы. В отечественной культуре рельефно выражается перспективная тенденция к интегрированию и популяризации человеческих знаний. В свою очередь, потенциально вырисовывающаяся из ментальных, духовных основ белорусского общества прерогатива общенациональной цивилизации заключается в формировании эталонной модели общественного строя - корпоративного социабелизма. Строй собственников-производителей в третьем тысячелетии должен утвердиться (в особенных формах) в ряде общенациональных цивилизаций и стать атрибутом развития мировой цивилизации, сплотив народы в великий союз для плодотворного демократического жизнетворчества и равноправного интенсивного экономического и культурного обмена.

Что такое «Мировая культура», «Мировые глобальные процессы», «культурная аномия»? Приведите примеры взаимовлияний

культура древний рим

Мировая культура - это совокупность культурного наследия всего мира, некая сумма общечеловеческих ценностей, которая аккумулирует, адсорбирует и развивает лучшие черты национальных культур.

Мировые глобальные процессы - такие изменения, происходящие в мировой экономике (инновационные процессы), информатике (процессы виртуализации), государственном устройстве (процессы регионализации), демографии (процессы перераспределения народонаселения), которые касаются всех стран, всех народов, каждого человека самым радикальным, неожиданным, конфликтным образом.

Культурная аномия - отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать идеальным общественным нормам.

Назовите высшие нравственные (духовные) ценности человека

Дайте определение каждой ценности, приведите примеры. Нравственные ценности - это актуальное понятие, или сегодня можно обходиться без них?

Высшие нравственные ценности человека

  • · Добро как противопоставление злу - это бескорыстное и искреннее стремление человека к благу (помощи, спасению) по отношению к окружающим и себе. Человек просто изначально сознательно выбирает сторону добра, в дальнейшем развиваясь именно в этом направлении, координируя свои поступки с тем, что ассоциируется с добром.
  • · Милосердие или сострадание предопределяет снисхождение к слабому, увечному, больному или даже просто несовершенному. Отказ от осуждения и готовность помочь, вне зависимости от степени его достоинств, - это милосердие.
  • · Всеобщее счастье - это проекция собственного благополучия на человечество в целом, известное также как гуманизм. Противопоставляется человеконенавистничеству и эгоизму.
  • · Спасение - это культивируемое разными религиозными и философскими учениями состояние духа, к которому человеку стоит стремиться, и ради которого имеют смысл нравственные поступки и уклад жизни.
  • · Честность - еще одна из высших нравственных ценностей. Самый простой способ определить уровень моральности человека - это проследить, насколько часто он лжет. Единственное практическое оправдание лжи - ложь во спасение.

С помощью соблюдения нравственности человек может внутренне расти, совершая благородные поступки и самосовершенствуясь. Неважно, что для многих окружающих такое благородство и доброта кажутся бессмысленным и неоправданными. Для самого нравственного человека это единственный способ развиваться и подниматься на новый уровень своей духовной жизни.

Современная идеология решила проблему иначе -- она лишила человека высших ценностей. И вправду, зачем какая-то борьба и раздвоенность, если можно раз и навсегда сделать выбор в другую сторону -- в пользу потребностей и желаний? Тогда наступит ничем не омраченное счастье -- достаточно наладить пути удовлетворения потребностей, освоив несколько нехитрых приемов. Когда их удовлетворение видится за счет других -- приемы будут посложнее, ведь у других тоже есть потребности, и бескорыстно удовлетворять наши они не согласятся. Отличное решение! Каким же глупым было человечество на протяжение всей истории, что мучилось и не могло додуматься до такого простейшего выхода!

Но постойте, а какой ценой нам дается этот выход? Стремление к удовлетворению своих физиологических и эмоциональных потребностей свойственно и животным, и им тоже неведома раздвоенность… И чем тогда мы отличаемся от животных? И действительно, поборники этой идеологии упорно пытаются нам доказать, что от животных мы ничем принципиально не отличаемся… Что представляет из себя человек, если вычесть нравственные ценности, убеждения, веру, верность, понятие о добре и зле? В чем смысл такой жизни? Каковы отношения, в которых люди друг друга только используют? И чем это все может обернуться?

Все-таки, от животных мы отличаемся и без высоких ценностей, и часто -- к сожалению. В отличие от животных, человек ненасытен и легко идет против природы и целесообразности. Он не связан диктатом инстинктов и наделен воображением. И его разгулявшиеся потребности могут быть чудовищны и опасны -- и для других, и для него самого. Мы наблюдаем маньяков-убийц, садистов, грабителей, педофилию, проституцию, брошенных детей и родителей, алкоголизм и наркоманию… -- список можно продолжать долго.

Но даже вполне «приличные» потребности никогда не удовлетворяются вполне -- они бесконечно множатся и беспорядочное их удовлетворение в конце концов ведет к тоске пресыщения, но не к удовлетворенности. Вот нам и наше счастье! Это логичная цена современной философии «не дай себе засохнуть » и «бери от жизни все». Может, все-таки не так уж глупы были наши предки, когда искали счастье и смысл жизни в победе чего-то высшего над низшими интересами? Может такие эфемерные вещи, как убеждения, идея, путь, вера, нравственность -- не так уж эфемерны и мы поспешили, объявив их архаизмом?

Опыт, накопленный человечеством в ходе его социокультурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении проблем культуры на современном этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и демократии в условиях бурного научно-технического прогресса. Необходимо отметить, что проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное, по существу, ключевое значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития. Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности - от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа. Культура играет все большую роль в решении долгосрочных программных целей демократического движения: формирование и укрепление гражданского общества, раскрытие творческих способностей человека, углубление демократии, построение правового государства. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности - труд, быт, досуг, область мышления и т.д., на образ жизни общества и личности. Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие личностно-субъективных факторов (установки сознания, духовные потребности, ценности и пр.), влияющих на характер поведения, формы и стиль общения людей, ценности, образцы, нормы поведения. Возникая в результате деятельности 110 освоению, выступают одновременно и в качестве элементов сложного механизма регуляции социальной жизни, всех форм жизнедеятельности общества. Гуманистический образ жизни, ориентированный не на приспособление к имеющимся условиям, а на их преобразование, предполагает высокий уровень сознания и культуры, повышает их роль как регуляторов поведения людей и образа их мышления.

Социальное влияние культура приобретает прежде всего в качестве необходимого аспекта деятельности общественного человека, которая в силу своего характера предполагает организацию совместной деятельности людей, а следовательно, ее регулирование определенными правилами, аккумулированными в знаковых и символических системах, традициях и т.д. Сам ход реформ, целью которой является достижение качественно обновленного общества, требует обращения к колоссальному культурному потенциалу, накопленному человечеством за время его существования. Освоение духовных сокровищ народов мира, бережное и, вместе с тем, соответствующее современным задачам обращение с культурным богатством предшествующих поколений позволяет постичь смысл забытых уроков истории, дает возможность выявить живые, развивающиеся культурные ценности, без которых невозможен ни социальный прогресс, ни само совершенствование личности.

Так как центром культуры является человек со всеми его потребностями и заботами, то особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения им культурной среды, и проблемы, связанные с достижением им высокого качества в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Освоение культурных богатств прошлого выполняет интегрирующую функцию в жизнедеятельности каждого общества, гармонизирует бытие людей, пробуждает в них потребность в постижении мира как целого. А это имеет огромное значение для поиска общих критериев прогресса в условиях неудержимой научно-технической революции, в ядерный, а затем и постядерный век.

С предельной остротой эти вопросы поставлены самой жизнью нашего общества, ориентиры на качественно новое его состояние ведут к крутому перелому в осмыслении традиционалистских и инновационных тенденций социального развития. Они требуют, с одной стороны, глубокого освоения культурного наследия, расширения обмена подлинными культурными ценностями между народами, а с другой - умения выйти за рамки привычных, но уже отживших представлений, преодолеть ряд реакционных традиций, которые складывались и насаждались веками, постоянно проявляясь в сознании, деятельности и поведении людей. В решении этих вопросов значительную роль играет знание и адекватное современности понимание истории мировой культуры.

Динамика культурных ценностей раскрывается при сопоставлении их в прошлом и настоящем. Глубина социального запроса на взаимопроникновение исторических времен столь велика, что устоявшаяся формула «прошлое - настоящему» легко трансформируется сегодня в иную - «настоящее - прошлому». Именно вращаясь в этой ценностной двуединости, современный человек отыскивает свои «горизонты памяти», свою тропу из суеты в суть. Известно, что история испещрена полосами моды на старину, однако сегодняшний поворот к ценностям культуры прошлого отнюдь не дань моде, а симптом глубоких социальных перемен, происходящих в мире. Он свершается в тот критический момент историко-культурного развития, когда не отдельные страны, а человечество в целом уже ощущает себя на краю атомной бездны и экологической катастрофы. В этих условиях происходит рост общесоциальной потребности пристально вглядеться в прошлое, чтобы обратить его ценный опыт в настоящее и будущее.

Сложившиеся реалии современного мира привели к перелому в сознании человека - его взгляд устремлен ко все более глубокому выходу за пределы своей жизни, не ограничивающейся в сознании индивида датами рождения и смерти. Закономерной тенденцией становится осознание себя в контексте исторического времени, в ориентации как на свои историко-культурные корни, так и на будущее, на социально-культурные идеалы и возможности их реализации в рамках расширения международных связей, вовлечения во всемирный культурно-исторический процесс всех стран мира. Значительные социокультурные изменения, затрагивающие практически все стороны общественной жизни различных стран и народов, с особой остротой ставят вопрос о межкультурном взаимодействии, о его роли в эволюции локальных этнических культур и развитии общемировой культуры.

Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата формами, многообразна. В современном ее состоянии она представлена буржуазной и социалистической культурой, многообразными культурами развивающихся стран и т.д. Наряду с этим в современном состоянии мировой культуры существуют как вершинные проявления культурного творчества, выраженные в успехах развитой науки, новейших технологиях, свершениях искусства, так и ее реликтовые, архаические образования, подобные тем, которые еще имеются у аборигенов Андаманских островов, дебрей Амазонки или внутренних районов Новой Гвинеи. Еще более многолики и многокрасочны проявления культуры, взятые в их истекшем историческом бытии. Не говоря уже о первобытных формах человеческой жизни на заре истории, даже начиная с твердо зафиксированных шумерской и древнеегипетской культур, взор исследователя наталкивается на трудноисчислимое множество подчас почти несовместимых фактов культурного бытия, на неповторимое своеобразие граней и оттенков явлений культуры.

Очень экспрессивно высказался об этом американский культуролог Р. Редфилд, описывая впечатления человека, приступившего к исследованию культуры. Он рассказывает, как ему при чтении знаменитого двенадцатитомника «Золотой ветви» Фрэзера пришлось испытать огромный восторг. «Как на параде, - пишет он, - передо мной проходили великолепные и экзотические матери, тела которых отливали бронзой, жрецы в масках, переодетые в одежды другого пола; люди, умащенные благовониями и принесенные в жертву богам; демоны, изгоняемые из дворцов Камбоджи; девушки из индейской деревни, которых при достижении зрелости заставляли сидеть в одиночестве в темноте; короли, умерщвленные как боги, и боги, которые восстают из мертвых, когда их убивают - дикое, невообразимое множество табу, магических ритуалов и обычаев, связанных с женитьбой, урожаем, опасностью и смертью. Эти тома напоминают арабские сказки «Тысячи и одной ночи», «половодье странного и чудесного».

И не с тем ли мы сталкиваемся, когда открываем неувядающую «Первобытную культуру» Э. Тейлора, повествующую не столько о собственно первобытной культуре, сколько о культуре бесписьменных народов прошлого столетия, собранной им по крупицам и поражающей обилием выразительных фактов. В таких книгах журналистов и ученых о наших современниках, как «Своими глазами» Ю. Овчинникова, «индейцы без томагавков» М. Стингла, «Культура и мир детства» М. Мид и многих им подобных, содержатся свидетельства о том, что и сегодня в разных уголках мира живут и действуют своеобразные, неповторимые, уникальные культуры, подчас настолько не похожие друг на друга, что диву даешься. Во всяком случае, несомненно, что культура от своего возникновения и до наших дней никогда не была трафаретно-однообразной, безлико монотонной, она не похожа на уныло одинаковые, конвейерно-серийные продукты.

Вместе с тем многообразные формы культуры, как бы ни были они разительно не похожи друг на друга, являются порождением одного и того же корня, тождественны в своей сущности как способы единой человеческой деятельности. Это издавна понимали многие проницательные исследователи культуры. Еще Э. Тейлор, подходя к сравнительному изучению отличающихся друг от друга культурных форм, подчеркивал, что «характер и нравы человечества обнаруживают однообразие и постоянство явлений, заставившее итальянцев сказать: «Весь мир есть одна страна». Он справедливо полагал, что любой этнографический музей показывает наглядно черты единства, совпадения в предметах материальной культуры и способах деятельности независимо от хронологической и географической отдаленности. Это и дает возможность, по его мнению, поставить рядом обитателей озерных жилищ древней Швейцарии с ацтеками, североамериканских оджибве с южноафриканскими зулусами, а английского земледельца со среднеафриканским негром. Неделимость мира, единство мировой культуры, общность культурного богатства человечества признавались всеми прогрессивными мыслителями как подлинно гуманистический принцип рассмотрения культуры.