Самолюбивый человек засыхает словно одинокое дерево. Е.Ю

Сценарий кл. часа: «Доброта в нас и вокруг нас»

Слово учителя:

Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создает основу человеческого счастья.

Уже в XIV в. до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье»

Эту мысль продолжает в I в. н. э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе, ищет во всем свои выходы, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».

Вспомним и слова: (слайд 4) «В жизни есть только одно несомненное счастье – жизнь для других».

Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец и эгоист – несчастлив.

(слайд 5) писал: «Себялюбие – самоубийство. Самолюбивый человек засыхает словно одинокое бесплодное дерево»,

Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, переживает чувство отчаяния, страдает.

Человеколюбие общества, семьи определяется отношением к детям, старикам, к самым беззащитным нашим братьям меньшим, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.

Ныне возрождаются такие понятия, как доброта, милосердие, доброжелательность, внимание друг к другу.

Сегодня у нас необычный классный час , а за круглым столом , в дружной теплой обстановке.

И к нам пришли и гости.

И высказывания писателей и философов я зачитала неслучайно, а потому, что тема сегодняшнего классного часа: «Доброта в нас и вокруг нас».

Доброта… - Какое старое слово?

Среди людей идут споры. Нужна она или нет? А действительно, может можно прожить и без нее. Давайте обсудим эту проблему.

Вспомните словосочетания, в которых есть слово «доброта».

Учащиеся: Делать добро, желать добра, помнить добром, поминать добром.

Учитель: каким русским словам дает начало слово «добро»? Изобилие удивительное, ни в одном другом языке нет ничего подобного. Давайте вспоминать

Учащиеся: Доброжелательность

Добролюбие

Добросердечность

Добропорядочность

Добрососедство

Добросовестность

Учитель: Какие пословицы и поговорки со словом «добро» вы знаете? В каком значении используется это слово?

Подобрать пословицы!

(слайд 6) Добрым быть совсем,

Совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Давайте, ребята, разберемся в этом.

Слово учителя.

Обобщая сказанное учениками, учитель поясняет, что доброта – способность сострадать, сопереживать, сочувствовать, проще говоря – способность представить себя на месте другого человека. Способность и умение, то есть то, чему можно научиться. Правда, не всякий может сделаться добрым, иначе не было бы в мире зла. Научиться быть добрым трудно, если говорить о доброте устойчивой, постоянной, а не той, которая возникает раз в году от хорошего настроения, когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь мир.

Да, это трудно – всегда быть готовым утешить того, кому плохо, разделить чье-то горе, помочь. Этому надо учиться.

Ученик: Ребята, послушайте рассказ «Обыкновенный человек».

ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.

У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

– Это не человек, – ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

– Что это за человек? – спросил внук деда.

– И это еще не человек, – ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

– А это что за человек? – спросил внук.

– Обыкновенный человек, – ответил дед.

Учитель: Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?

-Про кого из проезжающих дед сказал, что «это не человек». Почему?

-Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком? Каким еще человеком его можно назвать?

(учащиеся обсуждают вместе с учителем поведение героев рассказа и делают выводы)

Учитель: Внимательно слушайте рассказ В. Осеевой «На берегу реки».

В. Осеева НА БЕРЕГУ РЕКИ

Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.

– Интересно,– сказал Толя,– как это свершаются подвиги? Я очень хотел бы совершить какой–нибудь подвиг!


– А я об этом даже не думаю...– ответил Юра и вдруг остановился.

С реки донеслись отчаянные крики о помощи.

Оба мальчика помчались на зов. Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.

А Толя бегал по берегу и кричал:

– Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?

Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.

– Ах, вот он! Вот кто кричал! – обрадовался Толя.– Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что было бы.

Учитель: Какой поступок совершил Юра?

- Можно ли его поступок назвать подвигом?

(учащиеся обсуждают прослушанный рассказ).

Учитель: Прочтите высказывания о добре и доброте. Какое высказывание подходит к первому рассказу, какое – ко второму?

-Какое высказывание вам больше всего понравилось? Почему?

(слайд 7) О ДОБРЕ И ДОБРОТЕ.

Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится.

Ч. Айтматов

Добро должно быть с кулаками. Добро суровым быть должно.

Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером.

Кто сделал доброе дело, тот молчит – говорит пусть тот, для кого оно было сделано.

Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло.

Доброта – язык, на котором немые могут говорить, и который глухие могут слышать.

К. Боуви

Все добрые люди невзыскательны.

И. Гете

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье.

Древнегреческий философ Платон

Учитель: Ребята, у каждого из вас есть друзья. Расскажите, как вы относитесь к ним, спешите ли к ним на помощь в трудную минуту.

-Что вы ценить в них прежде всего?

Ребята, а что такое дружба?

(слайд 8) Дружба – это бескорыстная , основанная на любви и уважении, связь людей, на умении быть неравнодушным.

o Фрагмент из кинофильма «Чучело».

o Стихотворение Расула Гамзатова «Берегите друзей».

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши..

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай.

Провинился друг и повинился -

Ты ему греха не поминай

Я иных придерживался правил,

В слабости усматривая зло.

Скольких в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много:

Опасайтесь потерять друзей.

Учитель: Ребята, а что вы цените в дружбе?

1.Добрый, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми. Хочется напомнить слова Антуана Экзюпери: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения».

А. Барто.

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш мне дал однажды

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой.

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок –

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка,

Откусить мне дал когда–то,

А теперь поставил в счёт.

И меня к нему, ребята,

Что–то больше не влечёт.

Учитель: Можно ли такого друга назвать добрым другом?

-Почему к такому другу не влечет?

2. Нечасто встретишь человека, который бы никогда в жизни ни с кем не ссорился. Нужно избегать конфликтов, ссор, непродуманных поступков. Ссоры вырабатывают плохие черты характера, человек становиться несдержанным, злым. Ну а если ссора состоялась – мириться.

3.Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, в опасности.

(Танец дружбы.)

Учитель: Я думаю, что рядом с вами настоящие, надежные, верные друзья, с которыми можно поиграть, обменяться с мнениями о прочитанной книге, о фильме, который вам понравился. Когда ребята дружат, они вместе проводят время, вместе делают уроки, занимаются в секциях, кружках, вместе веселятся, поют, танцуют.

(песня «Настоящий друг»)

o Р. Гамзатов «Берегите друзей»

o Каким должен быть настоящий друг?

Даниил Храбровицкий в пьесе: Пока бьется сердце» писал: «Человека можно убить не ракетой, не бомбой – чем? Элементарно черствостью, хамством и безразличием к его судьбе! Может быть, в этом причина всего? Вот откуда все происходит! Вот почему не выдерживает сердце!... А мы … тысячи фармакологических средств… Тончайшие операции… А если это совершенно в другом? В нас? В человеке?»

Учитель: А как думаете вы? Может ли ваше слово причинить боль другому человеку?

(слайд 9) –Доброе слово человеку, что дождь в засуху».

-Доброе слово железные ворота отворяет.

Доброе слово сказанное вовремя, успокаивает, воодушевляет, подливает жизнь.

Друзья мои, внушайте людям веру и чаще говорите: «Добрый день!»

И следуйте хорошему примеру –

Продляйте добрым словом жизнь людей!

В. Боков «Доброе слово»

Учитель: Ребята, давайте вспомним слова – приветствия

Учащиеся : Доброе утро, день, вечер; здравствуйте, привет, …)

Учитель: А давно ли вы желали доброго утра своей маме?!

-Завтра же и начните новый день с пожелания всем окружающим добра и только добра. И никаких грубых, оскорбительных слов.

Воспитанный человек – доброжелательный человек, он желает всем только добра, и добро возвращается добром.

Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям ра­дость, душевное спокойствие, здоровье. К при­ роде надо относиться исключительно бережно, не вредить ей.

Учащиеся:1. Где красота - там доброта.

Их разлучить ничто не может.

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа.

И нам без них не обойтись

Ни светлым днем, ни днем дождливым,

И если хочешь быть красивым,

2 . Опять в жару горят леса,

И раскаленно дышит полночь.

Зверья, зовущего на помощь.

Мечущегося меж камней

В капкане бедствия лесного.

В час верной гибели своей

Оно мне все простить готово.

И порохом пропахший век,

И смрадный от бензина ветер.

Оно кричит мне: «Человек,

Спаси! Ты можешь все на свете!»

Не бойтесь врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убьют и не предадут, но только с их молчаливого согласия существует на Земле предательство и убийство.

o Чтение страницы из “МГНОВЕНИЙ Ю. Бондарева

ОТЧАЯНИЕ

“Мой друг инженер был свидетелем ужасной сцены – мальчик во дворе поймал за гаражом голубя и ножницами отрезал ему лапки. Голубь бился о землю, пытаясь взлететь, бился головой, крыльями, всем телом в беспомощности, оставляя слабую ниточку крови на асфальте, сизые перышки Мальчик наблюдал за птицей исподлобья, очень спокойно, внимательно, как человек, проводящий серьезный эксперимент. Инженер бросился к нему, вырвал из его рук ножницы, проговорил с непониманием и гневом:

-Что ты наделал? За что же ты голубя?

И мальчик ответил испуганно и тихо:

- Он не может летать без ног.

- Где твои отец и мать? А ну, покажи, где ты живешь?..

Он крепко схватил мальчика за плечо, и тот, сутулясь, подрагивая бледными губами, готовый уже заплакать, повел его к дому. В квартире был один отец, в застиранной пижаме, одутловатый, плохо выбритый, скрипнул протезом, и твердо подымаясь из - за стола на кухне, он выслушал инженера и ударил кулаком по столу.

-Чего ты пришел? - крикнул он с отчаянием нетрезвого человека, падавшего в бездну. – Он у тебя, что ли, ноги отрезал?”

Учитель : Равнодушие…Страшно ли оно?.. Бываете ли равнодушны вы?

(Идет обсуждение)

Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери – гласит старинное украинское изречение. В нем большая мудрость народной педагогики. Невозможно воспитать человечность, если в сердце нет доброты к самому близкому и дорогому человеку – матери, отцу, дедушке, бабушке.

Слово учителя:

Не выдерживает материнское сердечко, сгорает от горя и обиды, если вырастают недобрые, неблагодарные детки.

В маленькой больнице на окраине большого города лежали две матери - Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день: у Чернокосой матери - утром, у Белокосой - вечером. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.

- Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая мать. - Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далекой звезде… Вот для чего хочется жить…

- А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, - сказала Чернокосая мать. - Чтобы никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил Родину и ненавидел врагов.

Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие личики своих сыновей, в глазах у них сияло счастье, изумление и умиление. Потом они сидели у кроватей своих жен и долго-долго о чем-то шепотом говорили с ними. У колыбели новорожденного мечтают о будущем - конечно, только о счастливом. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жен и сыновей.

Прошло тридцать лет. В ту же маленькую больницу на окраине большого города пришли две женщины - Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были изрезаны морщинами, но женщины были такими же красивыми, как и тридцать лет назад. Они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где три десятилетия назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни. У обеих было много радостей и еще больше горя. Мужья их погибли на фронте, защищая Родину. Но почему-то, рассказывая о своей жизни, они молчали о сыновьях. Наконец, Чернокосая мать спросила:

- Кем же стал твой сын?

- Выдающимся музыкантом, - с гордостью ответила Белокосая мать.

- Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына? - И Белокосая мать назвала имя музыканта. Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.

- А твой сын кем стал? - спросила Белокосая.

- Хлеборобом. Ну, чтобы тебе понятнее было - механизатором в колхозе, то есть и трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает… Живем мы в селе - километров сто отсюда. У сына двое детей - мальчик трех лет и девочка недавно родилась…


- Все-таки счастье тебя обошло, - сказала Белокосая. - Твой сын стал простым, никому не известным человеком.

Чернокосая мать ничего не ответила.

И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал из села сын. В белом халате, он сел на белую скамейку, долго-долго о чем-то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всем на свете.

А к Белокосой матери никто не пришел. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина, и Чернокосая мать, лежа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала:

- У сына сейчас концерт… Если бы не концерт, он, конечно, пришел бы…

На второй день перед вечером к Чернокосой матери снова приехал сын-хлебороб из далекого села. Опять он долго сидел на белой скамейке, и Белокосая мать услышала, что в поле сейчас горячая пора, работают они день и ночь…

К Белокосой матери никто не приходил.

Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, а Белокосая тихо вздыхала, боясь, чтобы ее вздохи не услышала соседка.

В третий день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал сын-хлебороб из далекого села - привез два больших арбуза, виноград , яблоки. Вместе с сыном приехал трехлетний черноглазый внук. Сын и внук долго сидели у постели Чернокосой матери; в ее глазах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мать с болью в сердце услышала, как внук рассказывал бабушке: вместе с папой он вчера полдня ездил на «капитанском мостике» комбайна.

- Я тоже буду комбайнером, - сказал мальчик, и бабушка поцеловала его…

Белокосая мать в эти мгновения припомнила, что ее сын, выдающийся музыкант, отправляясь в длительные поездки, сдавал, как говорили в семье, сына в какой-то интернат.

Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын-хлебороб из далекого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от той улыбки выздоравливает. Казалось Белокосой матери, что, когда к ее соседке приезжал сын, даже больничным стенам хотелось, чтобы мать сына-хлебороба скорее выздоровела.

К Белокосой матери так никто и не пришел. Прошел месяц. Врачи сказали Чернокосой матери:

- Теперь вы совершенно здоровая женщина. В сердце нет ни шумов, ни перебоев.

А Белокосой матери врач сказал:

- Вам еще надо полежать. Конечно, вы тоже станете совершенно здоровым человеком.

Говоря это, врач смотрел почему-то в сторону.

За Чернокосой матерью приехал сын. Он привез несколько больших букетов красных роз. Цветы подарил врачам и сестрам. Все в больнице улыбались.

Прощаясь с Чернокосой матерью, Белокосая попросила ее остаться с ней на несколько минут наедине. Когда из палаты все вышли, Белокосая мать со слезами на глазах, спросила:

- Скажи, дорогая, как ты воспитала такого сына? Ведь мы родили их в один день. Ты счастлива, а я…- и она заплакала.

- Мы расстаемся и никогда больше не увидимся, - сказала Чернокосая, - потому, что не может быть в третий раз такого чудесного совпадения. Поэтому я скажу тебе всю правду. Сын, которого я родила в тот счастливый день, умер… Умер, когда ему и года не исполнилось. А это… не кровный сын мой, но родной! Я усыновила его трехлетним мальчиком. Он, конечно, смутно помнит это… Но я для него - родная мать. Ты это видела своими глазами. Я счастлива.

А ты несчастный человек, и я глубоко сочувствую тебе. Если б ты знала, как я страдала в эти дни за тебя. Уже хотела, было уйти из больницы, ведь каждый приезд моего отпрыска приносил тебе тяжелые переживания. Выйдешь из больницы, пойди к отпрыску и скажи: его бездушие повернется против него. Как он относится к мамы, так и его детки будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается.


Патриотизм начинается с колыбели. Не может быть реальным отпрыском собственного Отечества тот, кто не стал настоящим отпрыском мамы и отца.

Слово мамы:

Украинская народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: погибель, старость и нехорошие детки. Старость - неотвратима, погибель - неумолима, перед этими несчастьями, никто не может закрыть двери собственного дома. А от нехороших деток дом можно уберечь, как и от огня.

И это зависит не только от нас, родителей, однако и от вас самих - деток. Умейте ощущать тончайшие душевные движения мамы и отца. Не приносите тревог, огорчений, обид. Не допускайте, чтоб жизнь родителей была отравлена вашим позорным поведением. Помните, что раннюю старость и заболевание нам приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды. Когда болит сердечко, за вас детки, седеют волосы. Не забываются оскорбительные слова. Рана от занозы заживает, и следа не остаётся. А рана от обидных слов заживает, однако глубочайший след оставляет.

Будьте хорошим отпрыском, хорошей дочерью до самой старости.

Умейте ощущать сердечко мамы, умейте созидать в её очах мир и покой, счастье и удовлетворенность, тревогу и беспокойство, смятение и огорчение. Если ты не научишься созидать в очах мамы её душу, ты на всю жизнь останешься нравственной невеждой.

Мне особо хотелось бы сказать об отношении к родителям. Порой дети дерзят, грубят родителям, невнимательны к ним. Это огорчает. Будьте ласко­ выми, добрыми, внимательными сыновьями и до­ черями. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи дни и ночи были заполнены заботой о вас.

Учитель: Как вы относитесь к своим матерям?

-Стараетесь ли как можно меньше причинять им боли?

(слайд 10) Отношение к родителям.

Из далекой-далекой древности, из VI века до н. э. греческий философ Фалес послал нам мудрое предостережение: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями».

Не оставляйте матерей одних,
Они от одиночества стареют.
Среди забот влюбленности и книг
Не забывайте с ними быть добрее.

Им нежность ваша – это целый мир,
Им дорога любая ваша малость,
Попробуйте представить хоть на миг
Вы в молодости собственную старость.

Вы должны и обязаны заботиться о своих родителях, оберегать их покой, быть им добрыми помощниками.

В сочувствии, добросердечии, внимании нужда­ ются ваши бабушки и дедушки. Эти люди, давшие жизнь вашим родителям, вынесли тяжкие испыта­ния войной, разрухой, голодом и выстояли в них.

Мы живем среди людей. Отношение к ним должно быть добрым, внимательным.

Погорельского

В светлом доме этом, стоквартирном нашем,

Мы порой с соседом не знакомы даже.

– Здравствуйте, скажите, честь нам окажите,

Сторониться бросьте, приходите в гости!

Лучше не с пакетом, лучше не с букетом,

А зато с улыбкой, а зато с приветом.

Не с коварным зельем, что вредит здоровью,

А зато с весельем, а зато с любовью.

Серебра и злата нет в чертоге нашем,

Чем душа богата, тем вас и уважим:

За чайком с печеньем ласковым почтеньем,

Тихою беседой, дружеством согретой.

С родственным доверьем, с искренним участьем

Поровну поделим горести и счастье.

Дружат пусть под светлым небосводом

И сосед с соседом, и народ с народом.

И живут, как братья, без войны и злости.

В гости приглашайте, приходите в гости!

Учитель: Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени.

Песня «Давайте восклицать…»

Давайте восклицать,

Друг другом восхищаться.

Высокопарных слов

Не надо опасаться.

Давайте говорить

Друг другу комплименты –

Ведь это все любви

Счастливые моменты.

Давайте горевать

И плакать откровенно –

То вместе, то порознь,

А то попеременно.

Не надо предавать

Значения злословью –

Поскольку грусть всегда

Соседствует с любовью.

Давайте понимать

Друг друга с полуслова,

Чтоб ошибившись раз,

Не ошибиться снова.

Давайте жить, во всем

Друг другу потакая,

Тем более что жизнь

Короткая такая.

к ⎝⏠⏝⏠⎠ Left написал
сегодня в 3:43

Что осуждает и что оправдывает Лермонтов в Печорине (Вариант: Сложность и противоречивость характера Печорина)

Себялюбие - самоубийство.

Самолюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево

И. Тургенев

Полоса, протянувшаяся от 1825 года через 30-е и 40-е годы XIX века, оказалась мертвым безвременьем. Герцен был прав, сказав, что «будущее поколение не раз остановится с недоумением» перед этим «гладко убитым пустырем, отыскивая пропавшие пути мысли».

Для людей николаевской эпохи было очень сложной задачей сохранить в себе веру в будущее вопреки всей безобразности реальных, ежедневных впечатлений, найти в себе силы если не для политической борьбы, то для деятельного труда.

Господствующим типом той эпохи стал тип личности, известный под горьким названием «лишнего человека».

Григорий Александрович Печорин всецело принадлежит именно этому типу, который дал возможность Герцену назвать главного героя романа Лермонтова «младшим братом Онегина».

Перед нами молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе вопросы: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения». Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорожкой светского человека. Как это прилично молодому человеку, он офицер, он служит, но отнюдь не выслуживается.

Печорин - жертва своего тяжелого времени. Но оправдывает ли Лермонтов его поступки, его настроение? И да, и нет. Мы не можем не осуждать Печорина за его отношение к Бэле, к княжне Мери, к Максиму Максимычу, к Вере. Но мы не можем и не сочувствовать ему, когда он едко высмеивает аристократическое «водяное общество», разбивает козни Грушницкого и его приятелей. Мы не можем не видеть, что он на голову выше всех окружающих его, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен.

Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм.

Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, умением критически оценивать свои поступки, Он глубоко несимпатичен нам пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми приносит страдания другим людям. Но он и сам сильно страдает. Поэтому Лермонтов часто оправдывает своего героя.

Характер Печорина сложен и противоречив. Он руководствуется только личными желаниями и стремлениями, не считаясь с интересами окружающих. «Первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает», - говорит он. Погублена Бэла, убит Грушницкий, разбита жизнь Мери, обижен Максим Максимыч. Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека. Один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Каковы же причины этой раздвоенности? Кто виноват в том, что прерасные задатки Печорина погибли? Почему он стал «нравственным калекой»? На этот вопрос Лермонтов отвечает всем ходом повествования. Виновато общество, те социальные условия, в которых воспитывался и жил герой. «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни...», - признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым. Душа его «испорчена светом». Он эгоист.

Но еще пушкинского героя Белинский назвал «страдающим эгоистом» и «эгоистом поеволе». То же самое можно сказать и о Печорине. Об Онегине Белинский писал: «...Силы этой богатой науры остались без приложения, жизнь - без смысла, а роман - без конца». А вот что написано им о Печорине: «...в дорогах разница, а результат один».

Печорину присуще разочарование в светском обществе. Как язвительны и метки характеристики, которые он дает представителям аристократического общества, съехавшегося в Пятигорск на воды. Это общества фальшивых людей, богатых и титулованных бездельников, все интересы которых сводятся к сплетням, карточной игре, интриге, погоне за деньгами, наградами и развлечениями. Среди «московских франтов» и модных «блестящих адьютантов» выделяется фигура Грушницкого. Он явный антипод Печорина. Если Печорин привлекает к себе внимание, нисколько не заботясь об этом, то Грушницкий изо всех сил старается «производить эффект», для чего и носит толстую солатскую шинель. Если Печорин по-настоящему глубоко разочарован в жизни, то Грушницкий играет в разочарование. Он принадлежит к тем людям, страсть которых состоит в том, чтобы позировать и декламировать. Такие люди «важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Печорин легко разгадал Грушницкого, и тот проникся к нему смертельной ненавистью.

Всеми поступками Грушницкого движет мелочное самолюбие в сочетании со слабостью характера. Вот почему отчасти автор оправдывает ту жестокость, которую проявляет Печорин в столкновении с Грушницким. Однако Лермонтов решительно осуждает своего героя тогда, когда жертвами его жестокости и эгоизма становятся люди, достойные любви и уважения.

Почему Печорин так жестоко поступает с княжной Мери? Ведь она так обаятельна! И сам Печорин выделил ее из толпы светских красавиц, сказав, что «эта княжна Мери прехорошенькая... У нее такие бархатные глаза...» Но Лермонтов рисует Мери не просто как девушку с мечтами и чувствами, но и как аристократку. Княжна горда, заносчива, самолюбива. Между девушкой-аристократкой и скучающим странствующим офицером начинается скрытая борьба. Обиженная Мери не чужда светской интриги. Тоскующий Печорин охотно идет навстречу приключениям.

В тайной войне победили воля и мужество Печорина. Его могучий характер произвел неотразимое впечатление на княжну, которая не столько поняла, сколько почувствовала, что Печорин привлекателен даже в своих пороках. Она полюбила его, но так и не поняла его противоречивой души.

Печорин больше всего на свете боится потерять свободу и независимость. «Я готов на все жертвы, кроме этой», - говорит он.

Печальна история Веры, единственной женщины, которую Печорин по-настоящему любил. Его любовь принесла ей много горя и страданий. В прощальном письме Вера так говорит об этом: «Ты любил меня, как собственность, как источник радостей...» С искренней печалью читаем мы о последей встрече Печорина с Максимом Максимычем, Горькой обидой наполнилось сердце штабс-капитана, когда он наконец снова встретился с приятелем, а тот с холодностью и безразличием протянул ему руку. Они сухо и навсегда расстались.

Голос сердца, голос неодолимой человеческой потребности в любви, дружбе, доброте, в счастье отдавать себя другим не был услышан Печориным, а ведь этот голос и есть голос истины. Она-то и осталась для Печорина закрытой. Но, несмотря на это, Печорин поражает силой духа и могуществом воли. Его достоинство состоит именно в этой безраздельной полноте ответственности за свои поступки. В этом Печорин человек, достойный называться человеком. Именно эти качества вызывают положительное отношение главному герою романа Лермонтова.

Убивать в себе человека можно всю жизнь, изо дня в день. Таким «самоубийством» будут отсутствие деятельности, которая бы приносила радость, или наличие занятия, которое не вызывает в душе ничего, кроме скуки и отвращения; отсутствие рядом близкого человека, или жизнь на протяжении многих лет рядом с чужим тебе человеком; заниженная или завышенная самооценка.

Себялюбие и самолюбие не одно и то же. Иметь чувство собственного достоинства, уважать свое слово, свой труд необходимо каждому человеку, но, требуя уважения к себе, уважай и других,

Не считай себя последней инстанцией. В русской литературе девятнадцатого века есть несколько примеров «эгоистов поневоле»: Онегин, Печорин, Базаров, Раскольников и другие. Каждый из этих героев умен, желчен, ироничен, достаточно образован, безусловно, самолюбив. Но самолюбие их находит различные выходы, или «исходы», как говорил Ф.М. Достоевский.

Онегин - светский лев, комильфо, умеющий вести себя в любом обществе; вечно скучающий, так как не может найти цели, места в жизни. Он пробовал увлекаться модными экономическими преобразованиями и даже облегчил труд своим крестьянам, то есть применил знание на практике,

Но и это не приносит герою удовлетворения. Попытался писать, но, как мы помним, возникла проблема с ямбами и хореями. Скука - главный враг Онегина. От скуки дружит, от скуки меняет места жительства, а любить не умеет. И хотя Автор не сомневается в искренности чувства своего героя, Татьяна более сурова к нему:

Что ж ныне

Меня преследуете вы?

Зачем у вас я на примете?

Не потому ль, что в высшем свете

Теперь являться я должна:

Что я богата и знатна,

Что муж в сраженьях изувечен,

Что нас за то ласкает двор?

Не потому ль, что мой позор

Теперь бы всеми был замечен

И мог бы в обществе принести

Вам соблазнительную честь?

Неизвестно, права ли Татьяна. Играющий с людьми Онегин уже получил по заслугам, когда погиб Ленский. Теперь они с Татьяной поменялись местами: героиня напоминает Онегину о том, что нужно «властвовать собой». Что происходило с ним после отъезда из деревни и после отказа Татьяны - мы не знаем. Но то, что, несмотря на многочисленные знакомства, победы над женщинами, герой одинок, не вызывает сомнения.

Печорин, как и Онегин, играет людьми. Судьба героев похожа. Наслаждение удовольствиями жизни, доступными за деньги; большой свет, любовные интриги; чтение и учение надоело. «Тогда мне стало скучно». Печорин - офицер, служащий на Кавказе. Он довольно долго считал, что скука «не живет под чеченскими пулями», но и к пулям быстро привык. Как и Онегин, герой романа «Герой нашего времени» пытался забыться в любви, найти здесь счастье, но любовь дикарки оказалась сродни любви светской дамы.

«Глупец я или злодей, не знаю…во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь - только не в Европу, избави боже! поеду в Америку, в Аравию, в Индию, - авось где-нибудь умру на дороге!» Герой напророчил себе судьбу. Возвращаясь из Персии, Печорин умирает, что дает возможность Автору опубликовать его журнал, исповедь человека, в котором слились пороки и достоинства целого поколения.

Онегин дрался на дуэли, путешествовал; Печорину дуэлей и путешествий оказалось мало: выкрасть Бэлу, связаться с контрабандистами, встать под пули в заведомо нечестном поединке, каждодневно испытывать судьбу - таков путь человека самолюбивого, одинокого, болезненно реагирующего на общественное мнение и презирающего его. Вся его жизнь - это игра с жизнью и смертью, как своими, так и других. Оба героя - люди интересные, умные, не знающие, куда себя деть, к чему применить, делают несчастными тех людей, которые имели глупость или мужество к ним привязаться, но это отнюдь не доставляет им удовольствия, скорее воспринимается как проклятие.

В 60-ые гг. герои романов русских писателей задавались тем же вопросом, что и в 40-ые: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…». Плеяду «лишних людей» сменяют разночинцы, презирающие светских львов с их барскими привычками и полной, с их точки зрения, бесполезностью. Протест против серой, скучной, обыденной действительности выливается в традиционный поиск конкретного дела, приносящего пользу людям: Базаров уйдет с головой в работу, Раскольников попытается осчастливить человечество, убив никому не нужную и вредную старуху. И вновь все вернется на круги своя.

Осуждая Павла Петровича за «романтизм», Базаров окажется в аналогичной ситуации. Дуэль, которая из-за слуги похожа на фарс, могла привести к гибели обоих героев. Но погибнет не проживший жизнь Павел Петрович, а только начинающий жить Базаров. И в данной ситуации дело - работа врача стало косвенной причиной преждевременной смерти героя. Он не был одинок так, как Онегин или Базаров, ведь рядом были любящие родители и великодушная Анна Сергеевна. Будет долго помнить учителя и «ученик» Аркадий Кирсанов. И все же все могло быть, наверное, иначе, не будь Базаров столь самолюбив. Он прав: каждый сам себя сделать должен, но любовь, дружба, семья, искусства, науки могут дать бессмертие.

Каждый из представленных героев противоречив, двойственен, но противоречия, свойственные душе Родиона Раскольникова, поражают изощренного читателя. Непомерная гордость соседствует с жертвенностью и милосердием, убийца уживается с проповедником. Убийство одного ведет за собой убийство многих: если смерть Алены Ивановны продумана, запланирована, то юродивая Лизавета уже невинная жертва теории и практики Раскольникова. Герой романа прекрасно понимает, что, начав убивать, он убил прежде всего себя, свою душу, человека в себе.

Пытаясь что-то себе и всем вокруг доказать, Раскольников оказывается в пустоте, изоляции, одиночестве, и это самое страшное из всех его наказаний. По сравнению с ним, каторга - только проформа, только попытка искупления совершенного. В финальном сне героя романа «Преступление и наказание» возникают «трихины», микроскопические существа, вселяющиеся в людей и заставляющие каждого человека думать, что только его жизненная позиция верна, только его идеи бесспорны, приводящие к отрицанию всего и всех вокруг, кроме самого себя.

А в результате саморазрушение, гибель. И только очень немногие способны бороться с этими трихинами, у них есть иммунитет: вера в бога, людей, добро, гармонию человека и природы, способность и готовность быть счастливыми. «Трихины» самолюбия поразили Онегина, Печорина, Базарова, Раскольникова и многих других, но у каждого из них была возможность избежать судьбы «одинокого дерева»: Онегин смог полюбить, а роман не закончен; Печорин умер, но, кто знает, что было бы, если бы он догнал Веру; мировоззрение Базарова перевернула любовь к Одинцовой; любовь Сони возродит Раскольникова. Против самолюбия есть только одно противоядие любовь к другому человеку.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

СЕБЯЛЮБИЕ

В русском литературном языке, еще в донациональную эпоху освоившем основные, старославянские и греко-византийские модели словосложения, затем по их образцу самостоятельно возникали новые сложные слова. С XVIII в. русская многосторонняя система литературного словосложения была видоизменена и углублена влиянием иных методов образования сложных слов, укоренившихся в западно-европейских языках, особенно немецком. На почве старославянских типов словосложения стали развиваться новые отличные от них методы образования сложных слов. Иногда происходила своеобразная подстановка синонимичных морфем в уже отстоявшиеся формы сложных слов. Например, нельзя не заметить изолированного положения в ряду сложных слов, содержащих в своей второй части -любие : честолюбие, властолюбие, сластолюбие, женолюбие, братолюбие, добротолюбие, сребролюбие и некоторых других, слова – себялюбие (ср. прилаг. себялюбивый ). Других – сложных имен существительных отглагольного типа с формой себя- в первой части в современном русском языке нет (ср. позднее образование себестоимость ).

Правда, в индивидуальных стилях русской литературной речи XIX в. встречаются отдельные сложные слова, составленные из отглагольного имени существительного во второй части и формы себя – в первой. В драме А. А. Шаховского «Двумужница, или за чем пойдешь, то и найдешь»: «...статочное ли дело, чтоб она в другой раз посягнула на такое себягубство ..? » (Шаховской, с. 142–143).

В «Дневнике» А. И. Герцена 40-х годов употреблены слова: себяобольщение и себяпознание .

Однако легко заметить, что слово себялюбие – образование более архаического типа. С другой стороны, нетрудно убедиться в том, что себя – это синонимический эквивалент первой части сам-о- : самолюбие, самообольщение, самопознание . Ясно, что сложные слова, включающие в первой части форму себя – и даже более архаические из них, как себялюбие , – представляют собой вторичное, более позднее явление в истории русского языка – сравнительно с такими старославянизмами, как самодоволие (α τάρκεα ), самолюбие (α θάδεια ) и т. п.

Слова себялюбие и себялюбивый не зарегистрированы в памятниках древнерусской письменности (ср. в «Материалах» И. И. Срезневского: себевластный в значении"самовластный, самостоятельный», греч. α τεξουσάα ; т. 3, с. 320). Для выражения соответствующих значений в древнерусском языке служили старославянизмы: самолюбие (­ пристрастие к самому себе, себялюбие; греч. α θάδεια φιλαυτίας ), самолюбьство, самолюбивый (ср. самолюбьць ) (Срезневский, 3, с. 250–251; ср. Востоков, Сл. ц.-сл. яз., т. 2, с. 163; Погорелов, Сл. к толк. на Псалтырь, с. 184). Это понятно. Местоименная основа само- как первая часть составных слов, выражала эту направленность качества, свойства, действия на субъект, на самого себя (ср. самомнение, самоубийца, самообольщение и т. п.).

Очевидно, слова себялюбие, себялюбивый, себялюбец явились тогда, когда смысловые оттенки слов самолюбие, самолюбивый, самолюбец – в общественном быту, далеком от церковной идеологии, существенно изменились, когда возникла потребность в новообразованиях для выражения понятий эгоизма, эгоиста т. п. В самом деле, уже в XVIII в. слово самолюбие , определявшееся в словарях Академии Российской как «любовь, пристрастие к самому себе» (сл. АР 1822) включало в себя новый признак – высокой оценки своих сил, своего социального достоинства, выражало чувствительность к мнению окружающих о себе.

Правда, еще в конце XVIII в. самолюбие и себялюбие воспринимались как синонимы. Так, в «Полном немецко-российском лексиконе», изданном Обществом ученых людей (1798, ч. 2, с. 488), die Selbstgefälligkeit передается через слова: самородие, самолюбие, любление самого себя », a die Selbstheit переводится словами : «самолюбие, себялюбие, личность ».

Есть указания на то, что слова себялюбие, себялюбивый в 70–80-х годах XVIII в. еще воспринимались как неологизмы. А. Т. Болотов, найдя эти слова в стиле П. Львова, сочинителя романа «Российская Памела, или история Марии добродетельной поселянки» (1789, 2 ч.), отзывался о них, как о «словах совсем вновь испеченных»: «Но что касается до отваги господина сочинителя помещать тут же в сочинении своем многие совсем вновь испеченные и нимало еще необыкновенные слова, как например: ”себялюбие, себялюбивый, белольнистая борода, флейтоигральщик, челопреклонцы, великодушцы, щедротохищники “ и другие тому подобные; так в сем случае он совсем уже неизвинителен, и ему б было слишком еще рано навязывать читателям подобные новости, а надлежало б наперед акредитоваться поболее в сочинениях» (Лит. наследство. М., 1933, № 9–10, с. 217; ср. Виноградов. Очерки, 1938, с. 121).

В «Российской Памеле» Павла Львова (1789), между прочим, очень любопытен такой диалог между Виктором и Плуталовым о словах себялюбивый, себялюбие и самолюбивый, самолюбие (ч. 1-я, с. 25 и след.): «И так ты влюблен в Поселянку, поздравляю, прекрасной выбор, и весьма приличной благородному человеку, долженствующему быть себя любивым. – Себялюбивым – да что ты разумеешь, г. Плуталов, под словом себя любая , скажи. – Я разумею, отвечал Плуталов, человека хорошо мыслящего, не уничижающего себя ни в чем; то есть человека так себя уважающего, которой не позволит себе влюбиться в простую девку» (Львов, с. 25); «...Да кстате скажи мне, каковым же ты представляешь человека самолюбивого ? – Таковым же, каковым и себялюбивого , это все равно, только одно произношение различествует. – Нет, а я так держусь в сем разделении батюшкиного мнения; который человека себялюбивого всегда почитал недостойным, ибо он его полагал безрассудным и низким, который, никогда не входя в самого себя, любит себя по одной наружности; не зная достоинств своих, полагает всю цену свою в одной лишь надменности и знает добродетель не по опыту: а потому только, что она называется добродетелью: по сему-то глупому высокомерию он почитает подлостию глядеть на бедного, и на мужика, кои тем только виноваты, что не богаты и не знатны. Самолюбивым же он называл всегда того, который справедливо чувствует и мыслит, и который из почтения к хорошим своим правилам, из стыдливости пред самим собою и из любви к себе не сделает не токмо порочного, но и предосудительного дела. Себялюбивого человека, говаривал он, оказывают низкие дела, презрение к ближнему; да и что может он сделать доброго, когда он никого более не любит и не видит как только самого себя, а напоследок как приглядится, то и сам себе будет несносен. Человека же самолюбивого оказывают великие и почтенные дела, снисхождение к бедным, и уважение достоинств во всяком роде; ибо, он знает, что всякий человек рожден быть самолюбивым, то есть рожден быть любящим как всех ровных ему человеков, так и себя. Должное и ограниченное самолюбие нужно для побуждения нашего; а есть ли оно преходит свои меры, то затмевает наше умозрение и перерождается в гнусное себялюбие . Вот мое мнение о тех словах, кои ты считаешь одинакими, каково оно?» (там же, с. 26–27).

Для истории употребления слова себялюбие интересны наблюдения над образованием и применением синонимических выражений. Масон А. М. Кутузов в письме к А. А. Плещееву (от 7–8 мая 1791 г.) писал: «Все мои выговоры, деланные и впредь делаемые, суть ничто иное, как действие моего собственнолюбия . Письмы твои приносят мне удовольствие; я люблю быть с тобою, ежели не лично, то хотя чрез письмы, и вот для чего стараюсь иногда прервать твое молчание» (Русский исторический журнал, 1917, №№ 1–2, с. 131). И тут же: «Благодарю тебя искренно за доброе твое мнение о будущих моих произведениях, скажу однако ж, что ежели нынешние мои правилы не пременятся, ежели не буду принужден на сие каким-либо непредвидимыми обстоятельствами и ежели самолюбие и жаждание пустыя, суетныя и по большой части весьма сомнительныя славы, не преодолеют моего разума, то ожидание твое останется навсегда тщетно» (там же, с. 132).

Слово собственнолюбие было широко распространено в масонской среде. Оно очень употребительно в масонской литературе. В деле о Новикове и его товарищах, изданном проф. Тихонравовым, в 5 т. «Летописей русской литературы и древности» (М., 1863), оно встречается в показаниях Лопухина И. В.: «Мы говаривали так, что старание сделаться приятными той особе, хотя в том виде, чтоб когда-нибудь благоволение ее обращать на обогащение себя и прочее, уже мерзки и гнусны в отношении к чистой добродетели, а вид сей, по свойственным человечеству пристрастиям, может тайно, иногда и самому себе несведомым образом, сокрываться под личиною мнимого доброжелательства. И ежели бы случилось привлечь благоволение той особы, то всегдашнее играние собственнолюбия и страстей человеческих могло бы породить в нас желание скорее той особе быть в возможности, благоволением оныя, существенно пользовать нас, а одна мысль такового желания есть адская и ужасная для сердца христиан и верноподданных» (с. 76).

Можно предполагать, что слово себялюбие составлено и пущено в литературный оборот великим русским сатириком Д. И. Фонвизиным. Дело в том, что в «Недоросле» Фонвизина это слово, встречающееся в речи Стародума, обставлено семантическими комментариями и, как острое новое обозначение, противопоставляется старому термину самолюбие .

В «Недоросле» (д. 3, явл. 1) читаем: «Тут не самолюбие , а, так назвать, себялюбие . Тут себя любят отменно; о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся» (Стародум).

Слова себялюбие, себялюбивый укрепляются в системе русского литературного языка XVIII в. и крепко входят в общенациональный словарный фонд русского языка.

У Пушкина в «Евгении Онегине» (гл. 7):

В которых отразился век

И современный человек

Изображен довольно верно

С его безнравственной душой,

Себялюбивой и сухой...

У Н. А. Некрасова в стихотворении «Поэт и гражданин» (1856):

Хитро скрывает ум надменный

Себялюбивые мечты...

У Тургенева в «Рудине»: «Себялюбие , – так заключил он, – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое, бесплодное дерево; но самолюбие , как деятельное стремление к совершенству, есть источник всего великого...».

Опубликовано в Ученых записках МГПИ им. Ленина (т. 56. М., 1948, Кафедра русск. яз., вып. 2) вместе со статьями «В сорочке родился (родилась )», «Двурушник, двурушничество », «Отчитать – отчитывать », «Завсегдатай », «Себялюбие, себялюбивый » под общим названием «Из истории русской литературной лексики». Сохранилась рукопись (9 пронумерованных листков разного формата) «История слов себялюбие, себялюбивый » и машинопись с авторской правкой (6 стр.). В. В. Виноградов вставил в машинописный текст отдельные куски. Например, в самом начале статьи после первой фразы был введен тезис об углублении системы русского словосложения в связи с воздействием (в XVIII в.) западно-европейских языков. В машинопись были включены два больших абзаца, начиная со слов «Для истории употребления слова себялюбие интересны наблюдения...» и кончая словами: «мысль, ... ужасная для сердца христиан и верноподданых» (они вошли в окончательный вариант).

При подготовке статьи к изданию В. В. Виноградов дополнил ее текстом (отсутствующим в рукописи и машинописи), который начинается словами: «В ”Российской Памеле“ Павла Львова...» и завершается: «Вот мое мнение о тех словах, кои ты считаешь одинакими».

Здесь публикуется по печатному тексту с внесением добавлений и поправок по машинописи.

Слово себялюбие упоминается В. В. Виноградовым в ряду других и в труде «Русский язык» (см. комментарий к статье «Отсебятина »). – Е. X .

рагедия гражданской войны. (По роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».) б) Давыдов и Половцев в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина». в) Анализ финала рассказа М. А. Шолохова» Судьба человека».

329. а) Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова? (По роману М. А. Шолохова «Тихий Дон.) б) Почему Половцев проигрывает «битву за мужика»? (По роману М. А. Шолохова «Поднятая целина».)

В чем необычность главного героя рассказа В. И. Белова «Привычное дело»?

330. Значение массовых сцен в прозе М. А. Шолохова. (По одному из романов: «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)

331. Тема поиска правды в прозе М. А. Шолохова. (По одному из романов: «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)

332. Проблема нравственного выбора человека в прозе М. А. Шолохова. (По одному из романов: «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)

Проблема нравственного выбора человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».

333. Быт и нравы казачества в прозе М. А. Шолохова. (По одному из произведений писателя: «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)

334. а) Возвращение Григория Мелехова на хутор. (Анализ финала романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»: том 4, часть 8, глава 18.) б) Сцена «бабьего бунта» в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина». (Анализ фрагмента главы 33, книги первой.)

335. а) Кошевой в доме Мелеховых. (Анализ главы 2, части 8, тома 4 романа М. А. Шолохова «Тихий Дон».) б) Объяснение Давыдова с Варей. (Анализ эпизода из главы 24 тома 2 романа М. А. Шолохова «Поднятая целина».) в) Автор в доме Екатерины Ивановны. (Анализ эпизода из рассказа К. Г. Паустовского «Зарубки на сердце».)

336. а) Возвращение Григория Мелехова на хутор. (Анализ финала романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»: том 4, часть 8, глава 18.) б) Сцена раскулачивания. (Анализ эпизода из романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» книга первая, глава 7). в) Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером. (Анализ эпизода рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека».)

337. а) Красноармейцы в доме Мелеховых. (Анализ главы 16, части 6, тома 3 романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».) б) Спор гремяченских активистов о раскулачивании. (Анализ главы 9, книги первой романа М. А. Шолохова «Поднятая целина».)

338. Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».

339. Особенности народного характера в прозе А. П. Платонова.

Сила женского характера в рассказе А. П. Платонова «Песчаная учительница».

340. Нравственная проблематика лирики А. Т. Твардовского.

341. Тема памяти в лирике А. Т. Твардовского.

342. Как в творчестве А. Т. Твардовского представлена тема войны?

343. Образ «русского труженика-солдата» в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин».

344. «Василий Теркин» Твардовского поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль... и какой необыкновенный народный солдатский язык» (И. А. Бунин).

345. Стихотворение Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Метаморфозы». (Восприятие, истолкование, оценка.)

346. Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Читая стихи». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Все, что было в душе...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

347. Темы, идеи, образы лирики Н. А. Заболоцкого.

348. Проблема человека и власти в прозе А. И. Солженицына.

349. Русская деревня в изображении А. И. Солженицына. (По рассказу «Матренин двор».)

Крестьянская тема в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор».

350. Правда о войне в современной отечественной прозе. (По произведению одного из писателей.)

Правда о войне в произведениях современных писателей. (По 1 - 2 произведениям русской и родной литературы)

351. Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы.

Нравственная проблематика произведений конца ХХ века. (По 1 - 2 произведениям русской и родной литературы.)

352. Тема русской деревни в современной отечественной прозе. (На примере 1 - 2 произведений.)

Тема русской деревни в современной прозе. (На примере 1 - 2 произведений русской и родной литературы.)

353. Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов.

354. Образ современника в отечественной прозе последних десятилетий. Тема природы в творчестве В. Распутина.

355. Кто он, «герой нашего времени»? (По одному из произведений современной отечественной литературы.)

Кто он, «герой нашего времени»? (По двум произведениям русской и родной литературы последней четверти ХХ века.)

356. Каковы особенности лирики одного из современных поэтов?

357. Природа и человек в современной отечественной прозе. (На примере 1 - 2 произведений.)

358. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни - есть высочайшее счастье для литератора...» (И. С. Тургенев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

359. «Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир...» (И. С. Никитин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

360. «Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи...» (В. Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

361. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей...» (Ф. М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

362. «Искусство стремится непременно к добру...» (Н. В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

363. «Школа несчастья есть самая лучшая школа...» (В. Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

364. «Любить истинно может только вполне созревшая душа...» (В. Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

365. «Мещанство большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

366. «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни...» (А. П. Платонов). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

367. «Поэзия - плуг, взрывающий время...» (О. Э. Мандельштам). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

368. «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно полезно...» (Ф. М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям и русской литературы XX века.)

369. «Мужество есть великое свойство души» (Н. М. Карамзин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

370. «Сильные люди всегда просты» (Л. Н. Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

371. «Счастье и радость жизни... в правде...» (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

372. «Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала...» (Ф. М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

373. «Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости...» (Н. В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

374. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих...» (Ф. М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

375. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека...» (В. Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

376. «Найти свою дорогу, узнать свое место - в этом все для человека, это для него значит сделаться собой...» (В. Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

377. «Революция обнаруживает и высоту человеческой природы и истребление духовных ценностей» (Н. А. Бердяев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

378. «Общество находит в литературе свою действительную жизнь...» (В Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

379. «Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством» (В. Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

380. «Болезнь любви неизлечима...» (А. С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

381. «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А. С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

382. «Настоящий писатель - то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

383. «Страдания и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» (Ф. М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

384. «Избавиться от мысли люди не могут...» (К. С. Аксаков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

385. «Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает э