Разработка урока по ИЗО на тему "Цветовой круг. Цветовые отношения" (3 класс)

«Цветовой круг и цветовые сочетания в художественном творчестве» Художники применяют цветовой круг для гармоничного сочетания цветов в своих работах. Конечно это можно делать и интуитивно, хорошо чувствуя цветовые гармонии. Но если умело сочетать в своих картинах интуитивно подобранную цветовую гамму и правильные комбинации цветов, предлагаемых в цветовом круге, можно достичь невероятно гармоничных цветовых сочетаний. Цветовой круг Цветовой круг - основной инструмент для комбинирования цветов. Первую круговую цветовую схему разработал Исаак Ньютон в 1666 году. Цветовой круг спроектирован так, что сочетания любых цветов, выбранных из него будут хорошо смотреться вместе. На протяжении многих лет было сделано множество вариаций базового проекта, но самая распространенная версия представляет собой круг из 12 цветов. Основные цвета

Цветовой круг построен на фундаменте трех цветов, красный, желтый и синий. Они называются основными цветами. Именно эти первые три цвета будут создавать остальные цвета на круге при смешивании. Ниже приведен пример простейшего цветового круга с использованием только основных цветов.

Вторичные цвета Вторичные цвета - это цвета, которые создаются при смешении двух основных цветов. При смешивании желтого и синего создается зеленый, желтый и красный создает оранжевый, синий и красный создает фиолетовый. Ниже приведен пример цветового круга, с добавленными вторичными цветами на внешнем кольце. Третичные цвета Третичные цвета создаются при смешивании первичного и вторичного цвета или двух вторичных цветов вместе. Ниже приведен пример цветового круга с третичными цветами на внешнем кольце. оттенки Цветовой круг не ограничивается двенадцатью цветами, поскольку за каждым из этих цветов имеется вереница разных оттенков. Их можно получить при добавлении белого, черного или серого. При этом цвета будут изменяться в сторону насыщенности, яркости и светлоты. Количество всевозможных сочетаний практически безгранично. Дополнительные цвета Комплементарными или дополнительными цветами являются любые два цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Например, синий и оранжевый, красный и зеленый. Эти цвета создают высокий контраст, поэтому они используются, когда надо что-то выделить. В идеале, использовать один цвет как фон, а другой в качестве акцента. Поочередно можно использовать здесь и оттенки; легкий голубоватый оттенок, например, контрастирует с темно-оранжевым. триады Классическая триада это сочетание трех цветов, которые в равной степени отстоят друг от друга на цветовом круге. Например, красный, желтый и синий. Триадная схема также обладает высокой контрастностью, но более сбалансированной, чем дополнительные цвета. Принцип здесь состоит в том, что один цвет доминирует и акцентирует с двумя другими. Такая композиция выглядит живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Аналоговая триада

Аналоговая триада: сочетание от 2 до 5 (в идеале от 2 до 3) цветов, находящихся рядом друг с другом на цветовом круге. Примером могут служить сочетания приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Контрастная триада (сплит - дополнительных цветов)

Использование сплит - дополнительных цветов, дает высокую степень контрастности, но не настолько насыщенных, как дополнительный цвет. Сплит дополнительные цвета дают большую гармонию, чем использование прямого дополнительного цвета.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ц в е т о в о й к р у г. О с н о в ы ц в е т о в е д е н и я. Разработал презентацию: учитель изобразительного искусства Климова Наталья Васильевна МОУ Лицей №15

Не во сне, а наяву – Что же здесь такого? – Я на радуге живу В домике лиловом. Выбегаю по утру В бежевых сапожках, Ем в сиреневом бору Алую морошку. С листьев падает роса В темно-синей чаще, Филин жёлтые глаза На меня таращит. Там где свищут соловьи В закоулках бора, Пробираются ручьи К розовым озёрам, Машет белка за кустом Фиолетовым хвостом, Белорыбицы плывут Под вишнёвый мостик. Я на радуге живу Приходите в гости. Т.Белозёрова

Существует несколько основных понятий в цветоведении: Ахроматические цвета – не цветные, это белый, чёрный и все серые. Хроматические – все остальные, которые в свою очередь делятся на основные и составные. Хроматический круг

Классификация цветов: ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА КРАСНЫЙ Ж ЁЛТЫЙ СИНИЙ + = КРАСНЫЙ Ж ЁЛТЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ + = КРАСНЫЙ СИНИЙ ФИОЛЕТОВЫЙ + = СИНИЙ Ж ЁЛТЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ Сколько же всего цветов у нас получилось?

Цвета радуги: КРАСНЫЙ - каждый ОРАНЖЕВЫЙ - охотник ЖЁЛТЫЙ - желает ЗЕЛЁНЫЙ - знать СИНИЙ - сидит ФИОЛЕТОВЫЙ - фазан

Для удобства нашу радужную полосу можно замкнуть в Цветовой круг На цветовом круге хорошо заметен постепенный переход одного цвета в другой. Эти переходы образуют оттенки основных и составных цветов.

Тёплые и холодные цвета: Зелёный – особый цвет: если в нём больше жёлтого - он тёплый, если синего, то холодный. Красный и синий – абсолютные цвета по холодности и теплу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цветовой круг с наложением схемы гармоничного цветового сочетания

Файл создан как пример применения интерактивной доски на уроке Технологии.Удобно использовать для демонстрации способов подбора гармоничных цветовых осчетаний....

Цветовые сочетания в орнаменте с использованием цветового круга

Методическое пособие для уроков ИЗО и проведения занятий объединений художественной направленности....

И.В.Курбакова МОУ СОШ №5 г. Нижний Новгород

Изобразительное искусство, 5 класс

Тема урока « Цветовой круг»

Вид занятия: живопись, изучение основ цветоведения

Цели и задачи:

Развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов, изучение основ цветоведения, определение уровня подготовки детей.

Оборудование: для учащихся – акварель, гуашь, кисти, палитра; для учителя – то же, методические таблицы.

Литературный ряд: стихи о цветах (красках).

Зрительный ряд: методические таблицы : «Цветовой круг», «Полный цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные цвета», «Сближенные цвета»

. Вид используемого на уроке программного обеспечения:

Презентации (POWER POINT ): «Какой бывает радуга?»

мультимедийный ноутбук, проектор, экран.

тест

Необходимое аппаратное обеспечение: мультимедийный ноутбук , детские ноутбуки

Ход урока

I. Организационный момент:

    Проверка готовности класса к уроку;

    Объявление темы, целее и задач урока.

II. Вводная беседа

Разноцветные ворота

На луну построил кто-то,

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можно их нарисовать? (Радуга)

Показ презентации «Какой бывает радуга?»

Вот ещё одна сказка:

Не во сне, а наяву –

Что же здесь такого? –

Я на радуге живу

В домике лиловом.

Выбегаю поутру

В бежевых сапожках, ем в сиреневом бору

Алую морошку.

С листьев падает роса

В темно-синей чаще, филин желтые глаза

На меня таращит.

Там, где свищут соловьи

В закоулках бора,

Пробираются ручьи

К Розовым озерам,

Машет белка за кустом

Фиолетовым кустом,

Белорыбицы плывут

Под вишневый мостик.

Я на радуге живу,

Приходите в гости.

Т.Белозерова

Сколько цветов вы знаете? 5, 10, 100? Попробуйте вспомнить и назвать их. Не менее 6 , столько в минимальном наборе красок: красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный. Смешивая цвета можно получить намного больше красок, чем, 6 цветов.

Смешивают цвета на палитре (специальной доске)

В природе множество цветов и оттенков, чтобы лучше различать их, существует классификация цветов.

Хроматические и ахроматические цвета .

«Хроматос» - «цвет», в переводе с греческого

Ахроматические цвета – не цветные, это белый и черный, все серые.

Хроматические – все остальные, которые делятся на основные и производные цвета.

Три главных цвета: Желтый, красный, синий. Они лежат в основе остальных цветов. По парное смешение основных цветов дает нам группу цветов, называемыми составными.

Смешиваем: красный + желтый = оранжевый

красный +синий = фиолетовый

синий + желтый = зеленый

Можно заметить, что шесть цветов – это цвета радуги. Есть поговорка, которая поможет запомнить состав и порядок цветов.

Каждый – красный

Охотник – оранжевый

Желает – желтый

Знать – зеленый
Где – голубой

Сидит – синий

Фазан – фиолетовый.

Голубой не является составным, но получается при смешивании синего и белого цветов.

III .Задание.

Смешиваем основные цвета, получаем производные.

IV .Теплые и холодные цвета .

Теплыми цветами считаются – красный, желтый, оранжевый и их смеси. Цвет солнца, огня, жары. Все они находятся рядом.

Холодными цветами считаются синий, фиолетовый, и их смеси, они похожи на цвет зимы, холода, луны.

Зеленый – особый цвет, если больше желтого, то он теплый, если больше синего, то он холодный.

Красный и синий цвет абсолютные цвета по холодности и теплу. Они находятся в спектре друг против друга.

Контрастные цвета – противоположные, они подчеркивают яркость друг друга.

Красный – зеленый;

Синий – оранжевый;

Желтый – фиолетовый.

Сближенные цвета – те, что в спектре находятся рядом.

Проводится тест на ноутбуках «Холодные и теплые тона» в виде закрепления материала.

V .Итоги урока.

Закрепление полученных знаний.

Домашнее задание

Разделы: МХК и ИЗО

Тема урока : Выполнение цветового круга.

Вид занятия: Декоративное рисование.

Цели и задачи урока:

  1. Знакомство с новым приемом работы акварелью – лессировкой.
  2. Реализация полученных знаний в практическом применении.
  3. Формирование и отработка умений и навыков работы с акварелью.
  4. Развитие творческой и познавательной активности, фантазии и художественного вкуса учащихся.

Оборудование урока:

  1. таблица цветового круга;
  2. иллюстрации с изображением радуги, заката;
  3. акварель, планшет для демонстрации приемов работы акварелью;
  4. заготовки для упражнений.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение нового учебного материала.
  3. Практическая работа.
  4. Анализ выполненной работы.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Задание на дом.

Ход урока

1. Организационный момент.

Оформление классной доски.

Подготовка рабочих мест.

Сообщение учителем темы, задач и целей урока.

2. Изложение нового учебного материала.

Изложение новой темы проходит в форме беседы. Учащиеся вместе с учителем повторяют предыдущую тему, постепенно переходя к новой, отвечая на вопросы:

Какие цвета называют основными и почему? (красный, синий, желтый – нельзя получить смешиванием красок).

Какие цвета называют составными и почему? (оранжевый, зеленый, фиолетовый – можно получить смешиванием двух или нескольких красок).

Как получают составные цвета на бумаге? (показать на планшете).

Где в природе можно увидеть все цвета вместе? (радуга).

Каков порядок цветов в радуге?

Дети вспоминают поговорку: Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый) Где (голубой) Сидит (синий) Фазан (фиолетовый).

В этом ряду основные цвета чередуются с составными (исключение составляет лишь голубой цвет, который не входит в цветовой круг). Для удобства эту полосу можно замкнуть в круг, в котором цвета сменяют друг друга до бесконечности - совсем как в природе. Например, та же радуга или закат. Теперь попробуем составить цветовой круг сами.

3. Практическая работа.

Учащимся раздаются заготовки круга (R= 8 см), который разделен на 6 равных частей. Для удобства пронумеровать части от 1 до 6.

/рисунок 1/

Упражнение будет выполняться лессировкой (наложение прозрачного слоя краски поверх просохшего красочного слоя). Учитель последовательно показывает этапы выполнения упражнения, учащиеся повторяют за учителем.

Последовательность выполнения упражнения:

1. Залить половину круга желтой краской. (1, 2, 3 часть)

/рисунок 2/

2. Дать высохнуть первому слою краски и по сухому слою залить красным цветом (3, 4, 5 части). При этом желтый цвет в 3 части должен превратиться в оранжевый.

/рисунок 3/

3. После высыхания очередного слоя заливаются синим цветом 5, 6, 1 части. При этом в 1 части получается зеленый, а в 5 части – фиолетовый цвет.

/рисунок 4/

4. Учащиеся проверяют правильность выполнения работы. В центр круга вставляется остро отточенная спичка (заранее подготовленная). Получился цветной волчок. Дети запускают его. Цвета на вращающемся волчке должны слиться в один белый цвет. Если цвет не белый, а серый, значит, взяты слишком насыщенные цвета.

/рисунок 5/

4. Анализ выполненной работы.

В процессе самостоятельной работы учащихся, учителем делаются необходимые дополнительные пояснения. Выявляются и исправляются ошибки. Заостряется внимание учащихся на необходимости выполнять работу аккуратно, правильно подбирая цвета.

5. Подведение итогов урока.

  • Демонстрация и анализ наиболее удачных работ.
  • Подведение итогов урока, выставление оценок.

6. Задание на дом.

Повторить упражнение другим, знакомым ранее способом – заливкой.

Сначала заливаются основные цвета (1 часть – красный, 3 часть – желтый, 5 часть – синий).

Составные цвета получают на палитре смешиванием красок (желтый + красный = оранжевый, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый) и заливаются на волчке.

Правильность выполнения проверить вращением волчка.

Литература:

  1. Н.М. Сокольникова «Основы живописи», 1996 год.
  2. И.Г. Мосин «Рисование», 1996 год.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Цвет – основа живописи. Выполнение цветового круга «Цветик - семицветик » Учитель ИЗО Дороднова В.П. МОУ СОШ №11 с. Золотое

Трудно сказать, когда возникла наука о цвете. По-видимому, она возникла в те времена, когда человек “увидел” цвет и стал пользоваться краской, когда появились названия цветов и были замечены их свойства. Именно в доисторическую эпоху вырабатываются основные понятия человека о цвете и возникают главные традиции применения цвета во всех видах деятельности. Мифологизм – суть отношения первобытного человека к цвету.

В красной краске первобытный человек узнавал кровь, огонь, тепло, солнце. Заполняя красной краской ямки в теле нарисованного бизона, он верил, что это кровь животного. Отпечатывая изображения рук у входа в пещеру, он был убежден, что это кровавая жертва демонам. Приняв эту жертву, демон, удовлетворенный и сытый, не пойдет дальше в пещеру беспокоить людей. На этом был, возможно, основан отпугивающий эффект “красных рук”.

Белая краска – это мифологический эквивалент дневного света, молока, семени – животворных начал; это модель воды (облака), утоляющей жажду и очищающей тело. Свет – образ блага, святости.

Черный цвет, в представлении первобытных людей, воспроизводил мрак, темноту ночи и могилы, распад и смерть, а стало быть, зло.

Исследования в области цвета привели к таким выводм, что цвет непосредственно влияет на психику человека. Например: красный – возбуждает деятельность большинства систем, синий – успокаивает; зеленый – является оптимальным для зрения, оранжевый – для пищеварения, желтый – тонизирует, фиолетовый – угнетает. Символы цвета таковы: красный – смелость, торжественность, неустрашимость, синий (голубой) - возвышенность, воздушность, величавость; зеленый – изобилие, молодость, надежда; фиолетовый – ум, истина, интеллект; желтый (золото) – богатство; белый (серебро) – чистота, невинность; черный – мудрость.

Красный, желтый и синий считаются основными, или первичными цветами – это чистые цвета, которые невозможно получить путем смешения никаких других. Три оставшихся цвета – оранжевый, зеленый и фиолетовый – называют вторичными цветами, потому что они образуются равномерным смешением двух основных цветов.

цвета Теплые - зрительно приближают Холодные – зрительно отодвигают

Выполнение цветового круга “ Цветик-семицветик ”. «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»

Задания для детей

Печаль Радость Холод Жара Тяжесть Легкость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искусства в 6 классе "Цвет-основа живописи"

нетрадиционная форма проведения урока учителем изобразительного искусства Михайлюковой С.А. и школьного психолога Швыревой Е.В....

Конспект урока по программе Б.М.Неменского "Цвет. основы цветоведения"

В представленном материале раскрывается природа цвета и света, даны понятия цветовых гармоний, рассмотрено психологическое воздействие цвета на человека....

Урок: "Цвет - основа живописи"

Урок:"Цвет - основа языка живописи"В практической части урока используются нетрадиционные методы работы с красками....