Прокофьев война и мир анализ.

Оперные шедевры

Война и мир

Грозная мощь чередования трагически диссонирующих аккордов хора и симфонического оркестра, зловещих и призывных, возвещает об одном из величайших бедствий на земле русской. .. В исполинских аккордах слышатся и отзвуки 1812 года , и тревога ему предшествующих лет, когда повседневное сплетение людских судеб уже вилось на фоне бурливших исподволь политических событий. Так начинается выдающаяся советская патриотическая опера-хроника, повесть о событиях огромного масштаба. Эпиграф сливается в могучее целое произведение, которое иначе распалось бы на разделы «Мир» (1-7 картины) и «Война» (8-13 картины), поскольку единой интриги в опере нет.

Мысль о создании оперы по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» возникла у композитора, судя по воспоминаниям Л. Прокофьевой , еще в 1920-х годах. В 1935 году Прокофьев говорил певице В. Духовской , что не берется пока за сочинение музыки оперы, сознавая, насколько это емкая и длительная работа. Решение приступить к ней созрело только в апреле 1941 года. „Война и мир" было первым произведением, прочитанным мною Сергею Сергеевичу вслух...- вспоминала впоследствии М. Мендельсон-Прокофьева.- Когда я дошла до страниц, описывающих встречу раненого князя Андрея с Наташей, Сергей Сергеевич сказал мне, что чувствует эту сцену как оперную, и именно с этого момента начал думать о „Войне и мире" как оперном сюжете».

12 апреля 1941 года композитор набросал краткий план оперы в 11 картинах, тем не менее, как писала далее М. Мендельсон-Прокофьева , «задача порою казалась невыполнимой. Но как только началась Великая Отечественная война, горячее желание работать над оперой „Война и мир" взяло верх над колебаниями». «В эти дни,- сказал позднее Прокофьев,-особенно ярко встала в памяти война с Наполеоном 1812 года, когда его войска дошли до Москвы и русский народ встал на защиту своей земли и изгнал неприятеля.»

Всесоюзный комитет по делам искусств поддержал намерение композитора. Бурно развивавшиеся военные события не помешали Прокофьеву начать сочинение музыки. Первую картину оперы он закончил в эвакуации в Нальчике 15 августа 1941 года. Завершив картину «Шевардинский редут» 13 апреля 1942 года, он приписал к этой дате: «Окончание сочинения оперы» . Однако работа композитора над ней фактически не была еще закончена. Окончательное оформление ее в художественное целое было связано с многотрудной сценической судьбой, осуществленными и неосуществленными постановками, концертными исполнениями.

Принимая во внимание пожелания Комитета по делам искусств, прислушиваясь к советам С. Эйзенштейна, Прокофьев , в ноябре 1942 года, закончил вторую редакцию оперы. В результате бесед с С. А. Самосудом , желавшим поставить «Войну и мир» в Большом театре и высказавшего свои пожелания по ее доработке, Прокофьев внес в текст дополнительные изменения. В таком виде клавир оперы был издан в двух томах стеклографическим способом Музфондом СССР в начале 1943 года. О постановке ее шла оставшаяся безрезультатной переписка с дирекцией Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, находившегося тогда в Перми. В связи с уходом

С. А. Самосуда с поста главного дирижера Большого театра, опера не была поставлена и там.

Трудности военного времени ограничили возможности ознакомления советских слушателей с новым капитальным сочинением Прокофьева . Впервые «Война и мир» прозвучала 16 октября 1944 года в одном из московских клубов, поставленная силами Ансамбля советской оперы ВТО. Через полгода С. А. Самосуду удалось устроить в Большом зале Московской консерватории новое концертное исполнение оперы - своего рода монтаж из ее музыки и отрывков из романа Толстого . В концерте приняли участие симфонический оркестр Союза ССР, республиканская хоровая капелла под руководством А. С. Степанова, певцы М. Надион (Наташа), А. Иванов (князь Андрей), А. Пирогов (Кутузов) и другие, а также чтецы В. Аксенов и Э. Тобиаш . Для первой постановки «Войны и мира» на сцене Ленинградского Малого оперного театра, по инициативе С. А. Самосуда, Прокофьев сочинил две новые картины: «Бал у екатерининского вельможи» (с «вальсом Наташи ») и «Изба в Филях» ,


которые прочно заняли свое место в опере. Тогда же был создан и «двухвечерний» вариант оперы. Так, в 1945-1946 годах родилась третья ее редакция. Премьера первой части «Войны и мира» (1-8 картины), охватившей «мирную» часть произведения, состоялась 12 июня 1946 года и прошла с блестящим успехом. Опера шла в постановке Б. А. Покровского и декорациях В. В. Дмитриева. Трогательный образ Наташи создала Т. Лаврова , в роли князя Андрея выступил Л. Петров, О. Чишко замечательно в музыкальном и сценическом отношениях исполнил партию Пьера Безухова. Спектакль был удостоен Государственной премии.



Наташа Ростова - Г. А. Ковалева (вверху)

Наташа Ростова - М. Д. Касрашвили Большой театр Союза ССР

В течение следующего сезона коллектив Малого оперного театра увлеченно работал над постановкой второй части «Войны и мира» , но спектакль выпущен не был. Неудачей окончилась попытка С. А. Самосуда снова показать эту часть «Воины и мира» в том же театре 4 декабря 1948 года. Опера показалась слишком длинной, поэтому решено было создать еще один ее, опять одновечерний, вариант. Тяжело больной Прокофьев с обычной энергичной деловитостью уже 5 декабря набросал план новой, четвертой по счету, редакции оперы в десяти картинах.

Цветаева

Вскоре оп вместе с Л. Атовмьяном занялся подготовкой к печати полного клавира «Войны и мира» . В связи с этим, главным образом в 1948-1949 годах и позднее, композитор обдумывал окончательный текст многих картин, сочинил для них много музыки. Лишь в конце 1952 года композитор, по свидетельству М. Мендельсон-Прокофьевой , поставил последнюю точку в рукописи одного из фрагментов арии Кутузова . 5 марта 1953 года Прокофьев скончался . Увидеть свою оперу на сцене полностью ему не довелось.

Но уже через три месяца после его смерти, в июне 1953 года, исполнил в Москве «Войну и мир» Ансамбль советской оперы ВТО. Спустя два года ее показал Ленинградский Малый оперный театр (дирижер Э. П. Грикуров, режиссер Б. А. Покровский; Наташа - Т. Лаврова и К. Изотова, князь Андрей - С. Шапошников). Важным моментом в сценической судьбе замечательного произведения Прокофьева явилась его постановка 8 ноября 1957 года в Москве в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. И наконец, 15 декабря 1959 года в Большом театре СССР состоялось первое представление «Войны и мира» с Эпиграфом , дотоле на сцене не исполнявшимся. Опера шла под управлением А. Ш. Мелик-Пашаева в постановке Б. А. Покровского и декорациях В. Ф. Рындина . В спектакле были заняты лучшие силы труппы: Наташа - Т. Милашкина, князь Андрей - Е. Кибкало и Ю. Мазурок, Пьер Безухов - В. Петров, Элен - И. Архипова, Ахросимова - Л. Авдеева, Кутузов - А. Кривченя и А. Ведерников, Наполеон - П. Лисициан. Оцененная по достоинству, монументальная опера С. С. Прокофьева навсегда заняла свое место в советском и мировом опер­ном репертуаре.

Вместить в одно оперное представление материал всего романа Толстого было, конечно, немыслимо. Либреттистам предстояло отобрать из него лишь то, что соответствовало положенным композитором в основу замысла линиям: народно-эпической, лирико-драматической и жанровой. Как писал Прокофьев В. В. Держановскому 23 марта 1943 года, при сочинении «Войны и мира» он стремился, с одной стороны, с возможно большим реализмом нарисовать




героев и, с другой - показать «народ, вставший на защиту родины». Первая ее половина (1 - 7 картины) посвящена Наташе Ростовой , ее любви к князю Андрею Болконскому и неудачному увлечению Анатолем Курагиным ; вторая (8-13 картины) - военным событиям 1812 года, круто изменившим жизнь главных героев, и , прежде всего, возглавляемому Кутузовым героическому сопротивлению русского народа и его победе над врагом.

Наташа Ростова - Катя Попова

Сцена из спектакля Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова

Кутузов - Дональд Грамм (США)

Авторы либретто стремились сохранить в тексте опоры как можно больше «самого Толстого», пользуясь также воспоминаниями современников, исторической литературой, фольклорными материалами. В первую картину введены были стихи В. Жуковского (для стилизованного «под старину» романса-дуэта «Ручей»), во вторую - молодого К. Батюшкова (хор «Вы ль, други милые, со мною» ) и ода М.Ломоносова («Да движутся светила стройно») . Но во многом опера Прокофьева несхожа с романом Толстого, многие разрозненные эпизоды оказались совмещенными, возникли и новые. Не совсем «похожими» оказались и образы многих героев. Обаятельный лейтмотив Наташи Ростовой рисует ее хрупкую девичью прелесть, передает юную радость по-весеннему светлой души. Нежной и трогательной влюбленностью веет от грустной мелодии «вальса Наташи» из картины «Бал» . Более лиричным стал и образ князя Андрея ; охарактеризованный в первых картинах певучей темой «любви-обновления» и красивым лейтмотивом, интонационно сходным с лейтмотивом Наташи , он приобретает черты высокого патриотизма в мужественном ариозо из 8-й картины.

Основное отличие замысла Прокофьева от романа Толстого в активном участии в действии русского народа, ведущая роль Кутузова , направляющего ход событий.

В окончательной редакции оперы 13 картин. Какие же моменты из романа в нее вошли?


Когда затихают последние суровые звуки Эпиграфа (Увертюра в спектакле обычно не исполняется) и поднимается занавес, зритель-слушатель погружается в озаренный лунным светом покой весенней ночи в Отрадном. Звучит ариозо князя Андрея , которому вспоминается виденный в лесу старый дуб, словно сказавший ему: «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья». В его печальные размышления вторгается певучий голос Наташи , радостно восклицающей: «Ведь этакой ночи никогда не бывало...». Юное очарование, прелесть романса, который она поет вместе с Соней, пробуждают в душе князя Андрея «весеннее чувство радости и обновления» , веру в счастье.

В следующей картине, на блестящем балу у вельможи екатерининских времен, куда робеющую Наташу впервые вывезли в свет и где никто не обращает на нее внимания, князь Андрей , по просьбе Пьера Безухова , приглашает ее танцевать. Под элегические звуки вальса тогда зародилась их любовь.

Действие в третьей картине разворачивается в мрачном особняке Болконских на Воздвиженке. Старый князь издевательски оскорбляет Наташу , уже невесту его сына.

Четвертая картина - бал в доме Безуховых - почти вся проходит на фоне «Вальса обольщения» . Поцелуй Анатоля Курагина, душевное смятение Наташи , едва смеющей себе признаться в том, что она не любит теперь князя Андрея, и целиком отдающейся переполняющему ее душу новому увлечению.

В пятой картине наглый красавец Анатоль , уже не светский ловелас, а армейский хлыщ, в холостяцком кабинете Долохова ждет приезда ямщика Балаги , чтобы поздним вечером выкрасть Наташу из дома Ахросимовой и увезти ее за границу. Увещания Долохова , появление Балаги , «вино на дорогу», поспешные сборы. Голос Курагина за сценой: «Пошел!».

Следующую, шестую, картину начинает назойливый и тревожный мотив скрипок, сменяющийся тяжелым биением остинатных басовых нот . Ожидание Наташи , всматривающейся сквозь дверные стекла в темный сад. Дуняша украдкой сообщает ей о том, что Соня открыла все Ахросимовой . Лакей Гаврила останавливает проникшего в дом Курагина . Издали слышен крик Долохова : «. . .Измена! ..». Наташа в отчаянии. Ахросимова , сурово отчитав ее, оставляет крестницу наедине с Пьером Безуховым . Он с добрым участием пытается утешить рыдающую Наташу : открывает ей, что Курагин женат; обещает передать князю Андрею Наташину мольбу ее простить. Видя ее горе и раскаяние, Пьер выдает тайну своей любви к ней. Отчаянным возгласом Наташи: «Я хуже всех!»- заканчивается картина.

Действие в седьмой картине происходит в кабинете Пьера . Его приход спугивает группу светских знакомых жены, проходя, он презрительно бросает Элен : «Где вы, там разврат...». Оставшись вдвоем с Курагиным, Пьер в бешенстве требует от него объяснения, предлагает вернуть письма Наташи и немедленно уехать


из Москвы. Когда Пьер остается один, его размышления о смысле жизни и любви к Наташе прерывают торопливые шаги подполковника Денисова . «Наполеон стянул войска к русской границе.» - «Война?» - «Похоже, что война.».

Краткое симфоническое вступление к восьмой картине - «Перед бородинским сражением. Строят бастион» - повествует о страшном всенародном бедствии; щемяще звучит тема народного горя. В тревожно-приподнятой атмосфере ожидания боя сменяются эпизоды-кадры: роют землю крестьяне-ополченцы, с барабанным боем проходят полки; князь Андрей , разыскивая Кутузова , встречается с Денисовым , у которого есть уже план партизанской войны; появляются беженцы из-под Смоленска, слышна патриотическая песня ополченцев «Как пришел к народу наш Кутузов» ; снова приходит князь Андрей , мучительно вспоминающий об измене Наташи , встречается с Пьером , который хочет «видеть сражение»; звучит монолог князя Андрея, горячо верящего в победу русского народа. Раздумье Пьера о русском солдате прерывают крики «Ура!». Входит фельдмаршал Кутузов и обращается к войскам со словами ободрения; один за другим уходят на поле битвы полки; отказывается перейти в штаб и остается со своими солдатами Болконский . Раздается орудийный выстрел... за ним второй... «Вот оно!» - восклицает князь Андрей .

В девятой картине Наполеон с высоты Шевардинского редута следит за ходом сражения. Слышатся отзвуки ожесточенного боя: стремительно восходящее движение сменяется отрывистыми «пушечными» аккордами, басы неумолимо вдалбливают жесткий и жестокий ритм темы французов. Наполеон озадачен и озабочен: русские, путая фигуры на «шахматной доске» полководца, не отступают, на позиции приходится бросать новые и новые дивизии: «не то... что было в прежних сражениях». Перекрывая шум битвы, издали доносится широкое пение русских солдат, вступивших в смертный бой за родную землю. К ногам императора падает ядро. Он отталкивает его ногой в сторону.

Картина десятая. Деревня Фили, у ворот Москвы. В избу на военный совет Кутузов созвал генералов. Надо решить важнейший вопрос: сдать ли древнюю русскую столицу без боя или принять сражение в невыгодной позиции, поте­ряв и столицу, и армию? Выслушав соображения разошедшихся во мнениях генералов, Кутузов кратко приказывает: «Отступить». Потом, наедине с самим собой, он в сосредоточенном раздумье любуется Москвой, которая раскинулась перед ним «величавая, в солнечных

лучах». Кутузов «скорбит о ее тяжком часе», но твердо верит в то, что хотя враг и сумеет разрушить стены, а «не возможет покорить русских сердец...».

В одиннадцатой картине кошмарным видением быстро мелькают эпизоды-кадры: на улицах опустевшей Москвы, распевая песенки, грабят имущество горожан французские солдаты; не успевшие уйти из города москвичи скитаются, затаив гнев; но вот он прорвался, слышны крики: «Жгите, жгите... Уничтожайте запасы! ..» Пьер , решивший убить Наполеона , узнает о ранении князя Андрея . Вспыхивает и разгорается пожар; французы расстреливают
поджигателей; Пьера , помилованного маршалом Даву , угоняют в плен вместе с Платоном Каратаевым ; среди пылающих руин проезжает Наполеон , повторяя: «Это скифы!». Раздается широкий русский напев, горожане несут тела безвинно погубленных «силой бонапартовской», давая клятву отмстить за родную Москву.

Двенадцатая картина. В крестьянской избе в Мытищах при мерцании свечи бредит умирающий князь Андрей . Ему слышится «тихий голос», настойчиво твердящий: «Пи-ти, пи-ти, пи-ти». Вспоминается война, Кутузов и Наташа - та, кого он больше всех людей любил и ненавидел, которую ему теперь хотелось бы увидеть хоть один только раз. И она входит, она умоляет простить ее. Не помня зла, князь Андрей хочет жить, быть счастливым. Слышатся звуки вальса Наташи ... Снова возникает твердящий одно и то же голос: «Пи-ти, пи-ти, пи-ти...» Он постепенно угасает.. . вместе с жизнью князя Андрея.

«Лютая метель» скрежещущим вихрем врывается в начало последней, тринадцатой картины . Смоленская дорога. Долгое шествие продрогших, одетых в лохмотья французских войск. Среди угоняемых русских пленных Пьер . Измученного Каратаева убивает французский солдат. Подкрадываются партизаны. Взрыв ядра, ожесточенная схватка. Победа! Освобожденные пленные радостно обнимают партизан. От Денисова Пьер узнает о смерти своей жены Элен . Появляется старостиха Василиса во главе отряда женщин-партизанок. Подходят русские регулярные полки. На коне въезжает фельдмаршал Кутузов , обращается к войскам: «Неприятель разбит... Благодарю всех за трудную службу... Спасена Россия!». Мощный хор-апофеоз ликующим гимном увенчивает музыкальную драму.

Сочинению и отделке оперы «Война и мир» Прокофьев отдал, с перерывами, одиннадцать лет своей жизни. И если композитор страстно желал увидеть эту оперу на сцене полностью, как он сказал однажды Д. Б. Кабалевскому , то именно потому, что был убежден: в ней ему удалось убедительно воплотить свои намерения.

И это так. Своеобразная архитектоника, свободное владение привычными формами, создание новых их разновидностей; мастерство, с которым выразительные интонационно родственные

Наташа Ростова - Л. А. Шевченко

Ленинградский театр онеры и балета имени С. М. Кирова

темы-лейтмотивы и их изменения в различных сочетаниях объединяют все сочинение; богатое мелодическое претворение речевых интонаций, психологическая правдивость вокальных партий, владение мощными хоровыми массами, создание хоров, наделенных индивидуальностью музыкального колорита; размах симфонического развития, родственного эпическому симфонизму его Пятой симфонии и музыки к кинофильмам С. Эйзенштейна («Александр Невский», «Иван Грозный» ); широко написанная картина эпохи, яркое разнообразие жанрово-бытовых моментов, - все это делает «Войну и мир» одним из наиболее выдающихся сочинений советского музыкального театра.

Сергей Прокофьев Автор(ы)
либретто

Сергей Прокофьев, Мира Мендельсон-Прокофьева

Источник сюжета

Роман Льва Толстого «Война и мир»

Жанр

Лирическая музыкальная драма, народная музыкальная драма

Год создания Первая постановка Место первой постановки

Война и мир - опера Сергея Прокофьева, в тринадцати картинах с хоровым прологом, на либретто композитора и Миры Мендельсон-Прокофьевой по роману Льва Толстого.

  • 1 История создания
  • 2 Действующие лица
  • 3 Краткое содержание
    • 3.1 Картина первая
    • 3.2 Картина вторая
    • 3.3 Картина третья
    • 3.4 Картина четвертая
    • 3.5 Картина пятая
    • 3.6 Картина шестая
    • 3.7 Картина седьмая
    • 3.8 Картина восьмая
    • 3.9 Картина девятая
    • 3.10 Картина десятая
    • 3.11 Картина одиннадцатая
    • 3.12 Картина двенадцатая
    • 3.13 Картина тринадцатая
  • 4 Премьеры и исполнения
    • 4.1 За рубежом
  • 5 Аудиозаписи
  • 6 Издания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

История создания

Замысел оперы появился весной 1941 года, еще до начала Великой отечественной войны, параллельно с работой над другими произведениями. Однако начало войны побудило композитора отложить все прочие работы и вплотную заняться осуществлением именно этого замысла. К 13 апреля 1942 года был полностью готов клавир оперы, включавший в себя 11 картин. Впоследствии работа над оперой была продолжена, план оперы был расширен, добавлены еще две картины - "Бал у Екатерининского вельможи" и "Военный совет в Филях", расширены другие картины. Вместе с тем под влиянием сторонней критики были сделаны некоторые купюры. План оперы, состоящей из двух частей, предполагает исполнение в два вечера, но существует и вариант на один вечер, для которого,по указанию автора, некоторые фрагменты можно опустить.

Действующие лица

  • Князь Николай Андреевич Болконский - бас (низкий, саркастический); картина 3
  • Князь Андрей Болконский, его сын - баритон (высокий); картины 1, 2, 8, 12
  • Княжна Марья, сестра князя Андрея - меццо-сопрано; картина 3
  • Граф Илья Андреевич Ростов - бас (мягкий, баритональный); картины 2, 3, 4
  • Наташа, его дочь - лирико-драматическое сопрано; картины 1, 2, 3, 4, 6, 12
  • Соня, кузина Наташи - меццо-сопрано; картины 1, 2, 4, 6
  • Ахросимова Марья Дмитриевна, родственница Ростовых - меццо-сопрано (властное); картины 2, 6
  • Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов - бас; картины 8, 10, 13
  • Пьер Безухов - тенор драматический; картины 2, 6, 7, 8, 11, 13
  • Элен Безухова - контральто; картины 2, 4, 7
  • Анатоль Курагин, брат Элен - тенор; картины 2, 4, 5, 6, 7
  • Поручик Долохов, приятель Курагина - бас; картины 2, 5, 6
  • Ямщик Балага - бас (высокий, лихой); картина 5
  • Цыганка Матреша - контральто; картина 5
  • Подполковник Денисов - баритональный бас; картины 7, 8, 13
  • Платон Каратаев - тенор (мягкий); картина 11
  • Император Александр I - без пения; картина 2
  • Перонская - сопрано; картина 2
  • Хозяин бала - тенор; картина 2
  • Хозяйка бала - сопрано; картина 2
  • Адъютант на балу - баритон
  • Лакей на балу - тенор
  • Старый лакей Болконского - баритон; картина 3
  • Горничная Болконских - меццо-сопрано; картина 3
  • Камердинер Болконских - бас; картина 3
  • Дуняша, горничная Ахросимовой - сопрано (не высокое); картины 6, 11, 13
  • Гаврила, лакей Ахросимовой - баритон или бас; картина 6
  • Тихон Щербатый - бас (без низких нот); картины 8, 13
  • Федор - тенор (без высоких нот); картины 8, 13
  • Матвеев - баритон; картины 8, 13
  • Старостиха Василиса - меццо-сопрано; картины 8, 13
  • Тришка - контральто (травести); картина 8
  • Вестовой князя Андрея - низкий тенор; картина 8
  • Мавра Кузьминична, ключница Ростовых - контральто; картина 11
  • Иванов - тенор (пронзительный); картина 11
  • Адъютант Кутузова - тенор (резкий); картины 8, 13
  • Генерал Бенигсен - бас; картина 10
  • Генерал Барклай де Толли - тенор; картина 10
  • Генерал Ермолов - бас; картина 10
  • Генерал Раевский - баритон; картина 10
  • Коновницын - тенор; картина 10
  • Запевала - баритон; картина 10
  • Девочка Малаша - без слов; картина 10
  • 1-й штабной офицер - тенор; картина 8
  • 2-й штабной офицер - бас; картина 8
  • Император Франции Наполеон - баритон; картины 9, 11
  • Метивье, французский доктор - мягкий, бархатный баритон или бас; картина 7
  • Французский аббат - тенор; картина 7
  • Маршал Бертье - баритональный бас; картина 9
  • Маршал Коленкур - без слов; картина 9
  • Генерал Бельяр - бас (грубый, без низких нот); картина 9
  • Министр двора де Боссе - тенор (комический); картина 9
  • Адъютант Наполеона - бас (высокий); картина 9
  • Адъютант маршала Мюрата - контральто (травести); картина 9
  • Адъютант генерала Кампана - тенор; картина 9
  • Адъютант принца Евгения - тенор; картина 9
  • Голос за кулисами - тенор (высокий); картина 9
  • Маршал Даву - бас (густой, мрачный, но без низких нот); картина 11
  • Капитан Рамбаль - бас; картины 11, 13
  • Лейтенант Бонне - тенор
  • Жерар - тенор; картина 11
  • Жако - бас; картина 11
  • Молодой фабричный - тенор (можно баритон); картина 11
  • Лавочница - низкое сопрано; картина 11
  • Французский офицер - баритон; картина 11, 13
  • 1-я французская актриса - сопрано; картина 11
  • 2-я французская актриса - меццо-сопрано; картина 11
  • Конвойный - без слов; картина 13
  • 1-й немецкий генерал - без пения; картина 8
  • 2-й немецкий генерал - без пения; картина 8
  • 1-й сумасшедший - тенор; картина 11
  • 2-й сумасшедший - бас (высокий); картина 11
  • 3-й сумасшедший - без слов; картина 11
  • Гости на балах, русские офицеры, солдаты, партизаны и ополченцы, жители Москвы, французские офицеры и солдаты и пр.

Действие происходит в России с 1809 по 1812 год.

Картина первая

Князь Андрей Николаевич Болконский гостит в имении графа Ростова, он полон безрадостных размышлений о настоящем и будущем. Внезапно он слышит пение и диалог Наташи Ростовой и Сони в верхних покоях. Это отвлекает его от печальных раздумий. Наташа взволнована красотой весенней ночи, её слова трогают князя Андрея и настраивают его размышления на более светлый лад.

Картина вторая

Великосветский бал у Екатерининского вельможи. Съезжаются приглашённые. Среди них граф Ростов с дочерью, Пьер Безухов с женой-красавицей Элен, её брат Анатоль Курагин. Танцы и веселье в разгаре, Наташа Ростова впервые на большом балу - она хочет танцевать, чтобы показать себя. Пьер Безухов подводит её к Андрею Болконскому, который приглашает её на тур вальса. Наташа счастлива, Андрей очарован ею.

Картина третья

После того, как Андрей сделал Наташе предложение, она должна познакомиться с родными жениха. Граф Ростов привозит дочь в дом Болконских. Однако старый князь оскорблен помолвкой своего сына с Наташей Ростовой, он считает эту связь недостойной для своего сына и демонстративно отказывается принять гостей. Встревоженный и напуганный Ростов оставляет Наташу с сестрой Андрея княжной Марьей. Между ними идет натянутая беседа о Наполеоне. Внезапно входит старик Болконский в нарочито домашнем костюме. Он резок и со своей дочерью и с Наташей, оскорбляя её. Наташа кидается к вернувшемуся отцу, умоляя забрать её. Княжна Марья пытается заговорить о князе Андрее, но диалог не получается.

Картина четвертая

Бал у Элен Безуховой. Анатоль Курагин признается Наташе в любви, пытаясь соблазнить её. Наташа растеряна и смущена, она не в силах разобраться в охвативших её чувствах, ей кажется, что она любит Анатоля.

Картина пятая

Кабинет Долохова. Друзья готовятся к отъезду Анатоля. Курагин предается мечтам о скорой встрече с Наташей, которую он собирается сегодня похитить и увезти за границу. Долохов пытается отговорить Анатоля от рискованной затеи, но Курагин непреклонен: он не желает думать о последствиях. С лихой тройкой прибыл ямщик Балага. Анатоль прощается с цыганкой Матрешей и отправляется в путь.

Картина шестая

Наташа с нетерпением ожидает появления Курагина, но Соня выдала тайну побега Ахросимовой. Едва появившись, Анатоль видит сложившуюся ситуацию и исчезает. Ахросимова выговаривает Наташе, которая находится в состоянии отчаяния. Ей кажется, что её предали. Однако ситуацию несколько меняет появление Пьера Безухова, который сообщает, что Анатоль не мог быть её женихом, поскольку он женат. Пытаясь утешить Наташу, Пьер нечаянно выдает ей свои собственные чувства. Однако она оглушена услышанным, ей кажется, что жить не имеет смысла и она пытается покончить с собой.

Картина седьмая

После посещения Ахросимовой Пьер возвращается домой, где застает Анатоля. ярости Пьер требует от него вернуть письма Наташи и немедленно покинуть Москву. Испуганный Анатоль соглашается. Трусость Курагина вызывает презрение и ненависть Пьера. Его печальные размышления прерываются известием о начале войны с Наполеоном.

Картина восьмая

На Бородинском поле группа ополченцев строит укрепления. Они полны решимости выиграть предстоящий бой. Невдалеке подполковник Денисов рассказывает командиру егерского полка Андрею Болконскому о своём плане партизанской войны. Встреча с Денисовым всколыхнула в душе князя Андрея воспоминания недавнего прошлого. Радостно приветствуемый войсками, фельдмаршал Кутузов обходит позиции. Он обращается к проходящим полкам со словами, вдохновляющими на подвиг. Кутузов подзывает князя Болконского и предлагает ему служить в штабе. Но Болконский не хочет расставаться с людьми, которых полюбил в дни грозных испытаний. Раздаётся гром первых выстрелов - начинается Бородинское сражение.

Картина девятая

Шевардинский редут. Отсюда Наполеон следит за схваткой. Он не сомневается в успехе. Однако вместо привычных сообщений о блистательных победах один за другим прибывают адъютанты маршалов, прося подкрепления. Наполеон растерян. Он не в силах понять, почему руководимые им войска не обращают в бегство неприятеля, почему военное счастье изменило ему.

Картина десятая

Деревенская изба в селе Фили. Военный совет русского командования. Кутузов призывает решить вопрос - рисковать ли потерей армии в сражении под Москвой или оставить город без боя. Мнения генералов разделились. Бенигсен и Ермолов предлагают принять сражение; Барклай де Толли и Раевский возражают, доказывая, что позиция у Воробьевых гор невыгодна, а противник обладает численным превосходством. Выслушав генералов, фельдмаршал даёт приказ об отступлении. Все расходятся. Кутузов остаётся один, погруженный в раздумье о судьбе Родины.

Картина одиннадцатая

Пожар на улицах Москвы. Армия разбрелась по домам, охваченная азартом грабежа. С гневом наблюдают оставшиеся москвичи за разбоем французов.

Картина двенадцатая

Темная изба. Тяжело раненый князь Андрей лежит в бреду. его болезненно возбуждённом сознании бессвязно чередуются кошмары, воспоминания о минувших днях и мучительное предчувствие приближающейся смерти. Он многое увидел иначе, ему хочется вернуть прошлое и снова увидеть Наташу. дверях показывается она. момент просветления его сознания она бросается к князю Андрею и молит простить её за все страдания, которые причинила ему. Князь Андрей успокоен, он погружается в воспоминание о музыке вальса, который когда-то танцевал с ней. Однако тихий покой снова прерывается болью и мучительным, смертным бредом...

Картина тринадцатая

Остатки армии Наполеона беспорядочно отступают по заснеженной Смоленской дороге, пробиваясь сквозь пургу и метель. Под конвоем ведут русских пленных. На отступающий французский отряд нападают партизаны во главе с Денисовым, Долоховым и Щербатым. После короткого боя они собираются вокруг освобождённых пленных. Радостными возгласами партизаны встречают появление Кутузова, который обращается к народу с благодарностью за мужество в борьбе с врагом. Слова фельдмаршала вызывают всеобщий подъём.

Премьеры и исполнения

  • В концертном исполнении 16 октября 1944, Москва;
  • 1-я часть (8 картин) пост. 12 июня 1946, Ленинградский Малый оперный театр (Наташа Ростова - Лаврова, князь Андрей - Петров, Пьер Безухов - Чишко, старый князь Болконский - Журавленко, Анатоль Курагин - Андрукович, Ахросимова - Головина, Кутузов - Бутягин; дирижёр Самосуд, пост. Покровского, худ. Дмитриев).
  • Во 2-й ред. «Война и мир» ставилась в концертном исполнении в июне 1953, Москва;
  • 1 апр. 1955 ост. Ленингр. Малым оперным театром (Наташа Ростова - Лаврова, князь Андрей - Шапошников, Пьер Безухов - Глебов, Старый князь Болконский - Матусов, Анатоль Курагин - Андрукович, Ахросимова - Головина, Кутузов - Бутягин, Наполеон - Модестов; дирижёр Грикуров, пост. Покровского, худ. Дмитриев);
  • 8 ноября 1957 - Муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва (полная ред. в 13 картинах) (Наташа Ростова - Каевченко, князь Андрей - Морозов, Пьер Безухов - Щавинский, Анатоль Курагин - Радзиевский, Ахросимова - Янко, Кутузов - Пирогов, Наполеон - Канделаки; дирижёр Шавердов, реж. Баратов и Златогоров, худ. Волков, хормейстер Степанов);
  • 15 декабря 1959 - Большой театр, Москва (Наташа Ростова - Галина Вишневская, князь Андрей - Кибкало, Пьер Безухов - В. Петров, Анатоль Курагин - Масленников, Кутузов - Кривченя, Наполеон - Лисициан, Ахросимова - Авдеева, Элен - Архипова; дирижёр Мелик-Пашаев, постановка Бориса Покровского, худ. Рындин, хормейстеры Рыбнов и Хазанов);
  • 3 ноября 1956 «Война и мир» поставил Театр оперы и балета им. Шевченко, Киев (Наташа Ростова - Пономаренко, князь Андрей - Пузин, Пьер Безухов - Борищенко, Кутузов - Роменский, Наполеон - Козак; дирижёр Климов, реж. Скляренко, худ. Петрицкий, хормейстеры Колесников и Венедиктов, балетмейстер Ярыгина).

За рубежом

  • 1957 - Софийская нар. опера (Наташа Ростова - Попова и Георгиева, князь Андрей - Генов и Янков, Пьер Безухов - Бодуров, Анатоль Курагин - Арсов и Цолов, Ахросимова - Тодорова, Кутузов - Попов; дирижёр Найденов, постановка сов. режиссёра Б. Покровского, худ. Попов).
  • 28 сентября 1973 - Сиднейский оперный театр (первая постановка, произведённая в этом здании с момента постройки).

Аудиозаписи

  • Исполнители: Андрей Болконский - Евгений Кибкало, Наташа Ростова - Галина Вишневская, Пьер Безухов - Владимир Петров, Элен Безухова - Ирина Архипова, Анатоль Курагин - Алексей Масленников, граф Ростов - Николай Щегольков, Соня - Валентина Клепацкая, князь Болконский - Александр Ведерников, княжна Марья - Кира Леонова, Ахросимова - Евгения Вербицкая, Долохов - Георгий Панков, Кутузов - Алексей Кривченя, Барклай-де-Толли; Платон Каратаев - Георгий Шульпин, генерал Раевский - Владимир Валайтис, Наполеон - Павел Лисициан, капитан Рамбаль - Артур Эйзен. Хор и оркестр Большого театра, дирижёр Александр Мелик-Пашаев. 1961.
  • Исполнители: Наташа - Екатерина Морозова, Андрей - Родерик Вильямс, Пьер - Джастин Лавендер, Кутузов - А.Юинг, Наполеон - Алан Опи, Элен - Елена Ионова, Анатоль - Олег Балашов, Ахросимова - Виктория Ливенгуд, хор Государственной Академической Симфонической капеллы России п/у В. Полянского, оркестр фестиваля в Сполето (Италия), дирижёр - Ричард Хикокс, 1999 год.

Издания

  • Партитура, Прокофьев С. С., Собр. соч., тт. 7а, б, М." Музгиз, 195S;
  • Клавир, Собр. соч., тт. 6а, б, М., Музгиз, 1958.

Литература

  • Мнацаканова Е. Опера С. С. Прокофьева «Война и мир». - М., 1959.
  • Ручьевская Е. «Война и мир». Роман Л. Н. Толстого и опера С. С. Прокофьева. - СПб., 2009.

Ссылки

  • Война и мир на сайте Belcanto
  • Краткое содержание (синопсис) оперы «Война и мир» на сайте «100 опер»
  • Либретто оперы Война и мир

Князь Андрей Николаевич Болконский гостит в имении графа Ростова, он полон безрадостных размышлений о настоящем и будущем. Внезапно он слышит пение и диалог Наташи Ростовой и Сони в верхних покоях. Это отвлекает его от печальных раздумий. Наташа взволнована красотой весенней ночи, её слова трогают князя Андрея и настраивают его размышления на более светлый лад.

Картина вторая

Великосветский бал у Екатерининского вельможи. Съезжаются приглашённые. Среди них граф Ростов с дочерью, Пьер Безухов с женой-красавицей Элен, её брат Анатоль Курагин. Танцы и веселье в разгаре, Наташа Ростова впервые на большом балу - она хочет танцевать, чтобы показать себя. Пьер Безухов подводит её к Андрею Болконскому, который приглашает её на тур вальса. Наташа счастлива, Андрей очарован ею.

Картина третья

После того, как Андрей сделал Наташе предложение, она должна познакомиться с родными жениха. Граф Ростов привозит дочь в дом Болконских. Однако старый князь оскорблен помолвкой своего сына с Наташей Ростовой, он считает эту связь недостойной для своего сына и демонстративно отказывается принять гостей. Встревоженный и напуганный Ростов оставляет Наташу с сестрой Андрея княжной Марьей. Между ними идет натянутая беседа о Наполеоне. Внезапно входит старик Болконский в нарочито домашнем костюме. Он резок и со своей дочерью и с Наташей, оскорбляя её. Наташа кидается к вернувшемуся отцу, умоляя забрать её. Княжна Марья пытается заговорить о князе Андрее, но диалог не получается.

Картина четвертая

Бал у Элен Безуховой. Анатоль Курагин признается Наташе в любви, пытаясь соблазнить её. Наташа растеряна и смущена, она не в силах разобраться в охвативших её чувствах, ей кажется, что она любит Анатоля.

Картина пятая

Кабинет Долохова. Друзья готовятся к отъезду Анатоля. Курагин предается мечтам о скорой встрече с Наташей, которую он собирается сегодня похитить и увезти за границу. Долохов пытается отговорить Анатоля от рискованной затеи, но Курагин непреклонен: он не желает думать о последствиях. С лихой тройкой прибыл ямщик Балага. Анатоль прощается с цыганкой Матрешей и отправляется в путь.

Картина шестая

Наташа с нетерпением ожидает появления Курагина, но Соня выдала тайну побега Ахросимовой. Едва появившись, Анатоль видит сложившуюся ситуацию и исчезает. Ахросимова выговаривает Наташе, которая находится в состоянии отчаяния. Ей кажется, что её предали. Однако ситуацию несколько меняет появление Пьера Безухова, который сообщает, что Анатоль не мог быть её женихом, поскольку он женат. Пытаясь утешить Наташу, Пьер нечаянно выдает ей свои собственные чувства. Однако она оглушена услышанным, ей кажется, что жить не имеет смысла и она пытается покончить с собой.

Картина седьмая

После посещения Ахросимовой Пьер возвращается домой, где застает Анатоля. В ярости Пьер требует от него вернуть письма Наташи и немедленно покинуть Москву. Испуганный Анатоль соглашается. Трусость Курагина вызывает презрение и ненависть Пьера. Его печальные размышления прерываются известием о начале войны с Наполеоном.

Картина восьмая

На Бородинском поле группа ополченцев строит укрепления. Они полны решимости выиграть предстоящий бой. Невдалеке подполковник Денисов рассказывает командиру егерского полка Андрею Болконскому о своём плане партизанской войны. Встреча с Денисовым всколыхнула в душе князя Андрея воспоминания недавнего прошлого. Радостно приветствуемый войсками, фельдмаршал Кутузов обходит позиции. Он обращается к проходящим полкам со словами, вдохновляющими на подвиг. Кутузов подзывает князя Болконского и предлагает ему служить в штабе. Но Болконский не хочет расставаться с людьми, которых полюбил в дни грозных испытаний. Раздаётся гром первых выстрелов - начинается Бородинское сражение.

Картина девятая

Шевардинский редут. Отсюда Наполеон следит за схваткой. Он не сомневается в успехе. Однако вместо привычных сообщений о блистательных победах один за другим прибывают адъютанты маршалов, прося подкрепления. Наполеон растерян. Он не в силах понять, почему руководимые им войска не обращают в бегство неприятеля, почему военное счастье изменило ему.

Картина десятая

Деревенская изба в селе Фили . Военный совет русского командования. Кутузов призывает решить вопрос - рисковать ли потерей армии в сражении под Москвой или оставить город без боя. Мнения генералов разделились. Бенигсен и Ермолов предлагают принять сражение; Барклай де Толли и Раевский возражают, доказывая, что позиция у Воробьевых гор невыгодна, а противник обладает численным превосходством. Выслушав генералов, фельдмаршал даёт приказ об отступлении. Все расходятся. Кутузов остаётся один, погруженный в раздумье о судьбе Родины.

Картина одиннадцатая

Пожар на улицах Москвы. Армия разбрелась по домам, охваченная азартом грабежа. С гневом наблюдают оставшиеся москвичи за разбоем французов.

Картина двенадцатая

Темная изба. Тяжело раненый князь Андрей лежит в бреду. В его болезненно возбуждённом сознании бессвязно чередуются кошмары, воспоминания о минувших днях и мучительное предчувствие приближающейся смерти. Он многое увидел иначе, ему хочется вернуть прошлое и снова увидеть Наташу. В дверях показывается она. В момент просветления его сознания она бросается к князю Андрею и молит простить её за все страдания, которые причинила ему. Князь Андрей успокоен, он погружается в воспоминание о музыке вальса, который когда-то танцевал с ней. Однако тихий покой снова прерывается болью и мучительным, смертным бредом…

Картина тринадцатая

Остатки армии Наполеона беспорядочно отступают по заснеженной Смоленской дороге, пробиваясь сквозь пургу и метель. Под конвоем ведут русских пленных. На отступающий французский отряд нападают партизаны во главе с Денисовым, Долоховым и Щербатым. После короткого боя они собираются вокруг освобождённых пленных. Радостными возгласами партизаны встречают появление Кутузова, который обращается к народу с благодарностью за мужество в борьбе с врагом. Слова фельдмаршала вызывают всеобщий подъём.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

"Сад в Отрадном".
Весна 1809 года.
Князь Андрей Болконский, навестив графа Ростова по делам имения, остановился на ночлег в Отрадном. Он с горечью и разочарованием размышляет о своей жизни. До него доносятся голоса дочери графа Ростова Наташи и ее кузины Сони. Наташа не может заснуть, взволнованная прелестью лунной ночи.

Вторая картина.
"Бал у екатерининского вельможи".
31 декабря 1809 года.
Первый выход в свет Наташи Ростовой. Среди гостей граф Петр Безухов, которого все называют Пьером, его жена Элен, ее брат Анатоль Курагин с приятелем Долоховым, а также Андрей Болконский. По просьбе Пьера Безухова князь Андрей приглашает Наташу на вальс.

Третья картина.
"Зала в особняке старого князя Болконского".
Зима 1811 года.
Наташа помолвлена с князем Андреем. Вместе с отцом она навещает дом Болконских. Старый князь отказывается принимать Ростовых, считая Наташу неподходящей партией для своего сына. К гостям выходит княжна Марья, сестра Андрея Болконского. Внезапно вошедший старый князь обращается к Наташе с издевкой.

Четвертая картина.
"Диванная у Элен Безуховой".
На приеме у Элен Анатоль Курагин передает Наташе любовную записку. Соня пытается остановить Наташу, но та, оскорбленная приемом у Болконских и взволнованная новой встречей, не слушает предостережений.

Пятая картина.
"Кабинет Долохова".

Спустя еще несколько дней Анатоль Курагин готовится с помощью Долохова похитить Наташу Ростову, которая гостит у своей крестной Ахросимовой.

Шестая картина.

"Комната в особняке Ахросимовой". Тем же вечером.
Наташа ждет приезда Анатоля, чтобы бежать с ним. Ахросимова, предупрежденная Соней, предотвращает побег. Пьер Безухов открывает Наташе, что Анатоль Курагин женат.

Седьмая картина.
"Кабинет Пьера Безухова". Поздний вечер того же дня.
Пьер заставляет Анатоля вернуть письма Наташи Ростовой и уехать из Москвы во избежание дуэли с Болконским. Входит Денисов с тревожной вестью: Наполеон стянул войска к границе России.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Восьмая картина.
"Бородинское поле перед сражением".
26 августа 1812 года.
Русские войска готовятся к сражению. Андрей Болконский, который командует полком, встречает Денисова, некогда сделавшего предложение еще пятнадцатилетней Наташе. Встреча пробуждает у князя Андрея болезненные воспоминания. Появляется Пьер Безухов, который хочет своими глазами увидеть сражение. Фельдмаршал Кутузов проводит смотр войск перед боем.

Девятая картина.
"Шевардинский редут в о время Бородинского сражения".
Наполеон наблюдает за ходом битвы. Он не в силах понять, почему его доблестная армия на этот раз не может одержать быструю победу.

Десятая картина. "Фили".
1 сентября 1812 года.
Военный совет должен решить судьбу Москвы. Чтобы спасти армию и Россию, Кутузов принимает решение оставить город без боя.

Одиннадцатая картина. "Улицы Москвы".
Сентябрь 1812 года.

Занятая французами Москва охвачена пожарами. Большинство жителей покидают город. Пьер Безухов, одержимый идеей убить Наполеона, остался в Москве. Он узнает, что князь Андрей тяжело ранен. Французы расстреливают горожан, обвиненных в поджогах. Пьер, которому чудом удается избежать гибели, знакомится с простым солдатом Платоном Каратаевым.

Двенадцатая картина. "Мытищи".

Две недели спустя Бородинского сражения
Наташа Ростова приходит к мечущемуся в бреду князю Андрею. Она просит раненого Болконского простить ее. Прежнее счастье на миг возвращается к Наташе и Андрею.

Тринадцатая картина. "Смоленская дорога".
Конец 1812 года.
Французы отступают из Москвы, уводя с собой пленных. Выбившегося из сил Платона Каратаева расстреливают. Остальных пленных, в том числе Пьера Безухова, освобождает партизанский отряд под командованием Денисова и Долохова. Кутузов объявляет о победе русского войска.

Показать краткое содержание

ВОЙНА И МИР

Опера в пяти актах (тринадцати картинах) с хоровым прологом

Либретто С. С. Прокофьева и М. А. Мендельсон-Прокофьевой

Действующие лица:

Князь Николай Андреевич Болконский

Князь Андрей Болконский, его сын

Княжна Марья, сестра князя Андрея

Граф Илья Андреевич Ростов

Наташа, его дочь

Соня, кузина Наташи

Ахросимова, родственница Ростовых

Фельдмаршал Михаил Илларионович

Кутузов

Пьер Безухов

Элен Безухова

Анатоль Курагин, брат Элен

Поручик Долохов, приятель Курагина

Ямщик Балага

Цыганка Матреша

Подполковник Денисов

Платон Каратаев

Император Александр I

Перонская

Хозяин бала

Хозяйка бала

Адъютант на балу

Лакей на балу

Старый лакей Болконского

Горничная Болконских

Камердинер Болконских

Дуняша, горничная Ахросимовой

Лакей Гаврила

Тихон Щербатый

Федор

Матвеев

Старостиха Василиса

Тришка

Вестовой князя Андрея

Мавра Кузьминична, ключница Ростовых

Молодой фабричный

Лавочница

Иванов

Адъютант Кутузова

Генерал Бенигсен

Генерал Барклай де Толли

Генерал Ермолов

Генерал Раевский

1-й штабной

2-й штабной

Император Франции Наполеон I

Метивье, французский доктор

Французский аббат

Маршал Бертье

Маршал Коленкур

Генерал Бельяр

Министр двора де Боссе

Адъютант Наполеона

Адъютант маршала Мюрата

Адъютант генерала Кампана

Адъютант принца Евгения

Маршал Даву

Капитан Рембаль

Лейтенант Бонне

Жерар

Жако

Французский офицер

1-я французская актриса

2-я французская актриса

Конвойный

1-й немецкий генерал

2-й немецкий генерал

1-й сумасшедший

2-й сумасшедший

3-й сумасшедший

бас

баритон

меццо‑сопрано

бас

сопрано

меццо‑сопрано

меццо‑сопрано

бас

тенор

контральто

тенор

бас

бас

контральто

бас

тенор

без пения

меццо‑сопрано

тенор

сопрано

баритон

тенор

баритон

меццо‑сопрано

бас

меццо‑сопрано

баритон

бас

тенор

баритон

меццо‑сопрано

контральто

тенор

контральто

тенор

сопрано

тенор

тенор

баритон

тенор

бас

баритон

тенор

бас

баритон

бас

тенор

бас

без пения

бас

тенор

бас

контральто

тенор

тенор

тенор

бас

бас

тенор

тенор

бас

баритон

сопрано

меццо‑сопрано

без пения

без пения

без пения

тенор

бас

без пения

Гости на балах, русские офицеры, солдаты, партизаны и ополченцы, жители Москвы, французские офицеры и солдаты и пр.

Действие происходит в России с 1809 по 1812 год.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Опера создавалась на протяжении двенадцати лет. Ее первоначальный план возник весной 1941 года. Охваченный патриотическим порывом, композитор совместно с либреттистом М. А. Мендельсон-Прокофьевой создал в течение нескольких месяцев большую часть произведения. В последующие годы оно расширялось, дополнялось новыми картинами и эпизодами, редактировалось. К 1943 году опера была в основном закончена и впервые показана в концертном исполнении в Москве 16 октября 1945 года; 12 июня 1946 года на сцене Малого оперного театра в Ленинграде состоялась премьера первой части «Войны и мира», то есть начальных 8 картин (к этой постановке была дописана вторая картина - «Бал у екатерининского вельможи» и десятая - «Сцена военного совета русского генералитета в Филях», созданная для предполагавшейся постановки второй части оперы). Требовательный к себе автор, прислушиваясь к критике, продолжал работать над своим замыслом до последних дней жизни.

В гениальной эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», написанной в 1863-1869 годах, дана обширная галерея действующих лиц, показаны разнообразные картины жизни светского общества и народа в период, когда решались исторические судьбы России. Содержание романа, естественно, не могло полностью войти в оперу. Композитор вместе с либреттистом отобрали те эпизоды и события, которые давали наиболее благодарный материал для создания музыкально-драматического произведения. Не пытаясь точно следовать за развитием сюжета романа, авторы оперы выделили узловые моменты сюжета. Их основной задачей было отчетливо выявить патриотическую идею толстовской эпопеи, показать красоту и богатство душевного мира героев драмы 1 .

СЮЖЕТ

Андрей Болконский проездом остановился в имении графа Ростова. Он полон горестных мыслей; безрадостным представляется ему будущее. Звонкий голос Наташи Ростовой прерывает печальное раздумье. Взволнованная красотой весенней ночи, она со словами восторга обращается к своей кузине Соне. Неудержимое ликование юности, случайным свидетелем которого стал князь Андрей, вселяет в него надежду на счастье.

На великосветском балу танцуют гости. Продолжают съезжаться приглашенные. Среди них граф Ростов с дочерью, Пьер Безухов с женой - красавицей Элен, ее брат Анатоль Курагин. Веселье в разгаре, но Наташа Ростова, которую никто не замечает, чувствует себя одинокой. На тур вальса ее приглашает Болконский. Наташа преображается - она счастлива, Андрей очарован ею.

Андрей сделал Наташе предложение. Она хочет познакомиться с родными жениха. Граф Ростов привозит дочь в дом Болконских, однако старый князь отказывается принять гостей. Встревоженный Ростов оставляет Наташу с сестрой Андрея княжной Марьей. Неожиданно входит старик Болконский. В гневе он оскорбляет Наташу, считая ее недостойной своего сына.

На балу у Элен Безуховой Анатоль Курагин признается Наташе в любви. Смущенная и растерянная Наташа не в силах разобраться в охвативших ее чувствах.

В кабинете Долохова друзья готовятся к отъезду Анатоля. Курагин предается мечтам о скорой встрече с Наташей, которую он собирается сегодня похитить и увезти за границу. Долохов пытается отговорить Анатоля от рискованной затеи, но Курагин непреклонен: он не желает думать о последствиях. С лихой тройкой прибыл ямщик Балага. Анатоль прощается с цыганкой Матрешей и отправляется в путь.

Наташа с нетерпением ожидает появления Курагина. Горничная Дуняша рассказывает ей, что Соня выдала тайну побега. Ахросимова, в доме у которой гостит Наташа, предотвращает похищение. Наташа в отчаянии. Ее душевные муки усиливаются после того, как от Пьера Безухова она узнает, что Курагин женат.

После посещения.Ахросимовой Пьер возвращается домой, где застает Анатоля. В ярости Пьер требует от него вернуть письма Наташи и немедленно покинуть Москву. Испуганный Анатоль соглашается. Трусость Курагина вызывает презрение и ненависть Пьера. Его печальные размышления прерываются известием о начале войны с Наполеоном.

На Бородинском поле группа ополченцев строит укрепления. Они полны решимости выиграть предстоящий бой. Невдалеке подполковник Денисов рассказывает командиру егерского полка Андрею Болконскому о своем плане партизанской войны. Встреча с Денисовым всколыхнула в душе князя Андрея воспоминания недавнего прошлого. Радостно приветствуемый войсками, фельдмаршал Кутузов обходит позиции. Он обращается к проходящим полкам со словами, вдохновляющими на подвиг. Кутузов подзывает князя Болконского и предлагает ему служить в штабе. Но Болконский не хочет расставаться с людьми, которых полюбил в дни грозных испытаний. Раздается гром первых выстрелов - начинается Бородинское сражение.

Шевардинский редут. Отсюда Наполеон следит за схваткой. Он не сомневается в успехе. Однако вместо привычных сообщений о блистательных победах один за другим прибывают адъютанты маршалов, прося подкрепления. Наполеон растерян. Он не в силах понять, почему руководимые им войска не обращают в бегство неприятеля, почему военное счастье изменило ему.

В деревенской избе в селе Фили собрался военный совет русского командования. Фельдмаршал Кутузов призывает решить вопрос - рисковать ли потерей армии в сражении под Москвой или оставить город без боя. Мнения генералов разделились. Бенигсен и Ермолов предлагают принять сражение; Барклай де Толли и Раевский возражают, доказывая, что позиция у Воробьевых гор невыгодна, а противник обладает численным превосходством. Выслушав генералов, фельдмаршал дает приказ об отступлении. Все расходятся. Кутузов остается один, погруженный в раздумье о судьбе родины, предвидя за днями суровых испытаний грядущую победу русского народа.

Пустынные улицы Москвы озарены пламенем пожара. Французские офицеры Рембаль и Бонне с тревогой говорят о событиях последних дней. Город, покинутый жителями, встретил их неприветливо. Армия разбрелась по домам, охваченная азартом грабежа. С гневом наблюдают оставшиеся москвичи за разбоем французских солдат. Появляется Пьер; он узнает, что Ростовы уехали из Москвы, оставив все имущество и захватив с собой раненых, в том числе князя Андрея. Пьер полон решимости отомстить за страдания народа, принять участие в его борьбе. Маршал Даву приказывает расстреливать всех, кто заподозрен в поджоге Москвы. Случай помогает Пьеру, оказавшемуся среди арестованных, избежать этой участи. Его присоединяют к отряду пленных, где он знакомится с Платоном Каратаевым. Входит окруженный свитой Наполеон. Перед ним внезапно обрушивается стена здания. Зарево пылающей Москвы предвещает гибель его армии. Движется скорбное шествие с телами расстрелянных горожан.

В темной избе лежит в бреду тяжело раненный князь Андрей. В его болезненно возбужденном сознании бессвязно чередуются кошмары и воспоминания о минувших днях; мучительно предчувствие приближающейся смерти. В дверях показывается потрясенная горем Наташа. Она бросается к князю Андрею и молит простить ее за все страдания, которые причинила ему. Успокоенный, вновь испытавший счастье, Андрей умирает.

Остатки армии Наполеона беспорядочно отступают по заснеженной Смоленской дороге, пробиваясь сквозь пургу и метель. Под конвоем ведут русских пленных. На отступающий французский отряд нападают партизаны во главе с Денисовым, Долоховым и Щербатым. После короткого боя они собираются вокруг освобожденных пленных. Радостными возгласами партизаны встречают появление Кутузова, который обращается к народу с благодарностью за мужество в борьбе с врагом. Слова фельдмаршала вызывают всеобщий подъем.

МУЗЫКА

Опера Прокофьева «Война и мир» - выдающееся произведение современного музыкального театра. Глубина и размах замысла, монументальные масштабы придали этому произведению необычные черты. Правдивое раскрытие душевной драмы героев сочетается здесь с показом широких картин быта, исторических событий, сыгравших огромную роль в жизни русского народа; лирическое начало, углубленный психологизм переплетаются с величавой эпичностью. Своеобразно построение оперы: ее первые семь картин посвящены личным взаимоотношениям основных героев, последние шесть раскрывают преимущественно тему народной борьбы. Стремительное развитие действия, быстрая, динамичная смена контрастных эпизодов подчеркивают драматизм музыки.

Опера открывается хоровым эпиграфом-прологом «Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию»; воцаряется атмосфера мужественно-суровой торжественности. За прологом следует оркестровая увертюра; в ее музыке главенствуют героико-патриотические образы (тема народного хора из 9-й картины «Как пришел к народу наш Кутузов» и тема Кутузова); в увертюре использована также музыка, обрисовывающая лирические переживания главных героев произведения.

Первая картина - «Отрадное» - выдержана в мягких акварельных тонах, выразительно передающих поэзию весенней ночи. В двух монологах Андрея (в начале и в конце картины) мечтательно-элегические мелодии сочетаются с мужественно-взволнованными. В центре картины - радостное ариозо Наташи и ее дуэт с Соней «Ручей, виющийся по светлому песку» (на текст В. А. Жуковского).

Вторая картина - «Бал у екатерининского вельможи» - контрастирует с предыдущей. Все действие разворачивается на фоне танцев. Торжественный, величественный полонез сменяется полной огня мазуркой. Прекрасно воссоздают дух эпохи два хора на тексты Батюшкова и Ломоносова. Пленительная мелодия вальса характеризует зарождение чистой любви князя Андрея и Наташи.

Третья картина - «В особняке старого князя Болконского» - раскрывает новые стороны в образе Наташи; в ее ариозо «А может быть, он приедет нынче» передана драма оскорбленного чувства и страстная мечта о счастье. Скупыми, но меткими штрихами выписан облик старого князя Болконского; отрывистые фразы речитатива подчеркивают его раздражительность и резкость.

Четвертая картина - «В гостиной у Элен» - начинается веселым вальсом. На фоне вкрадчивой мелодии «вальса обольщения» Курагин признается Наташе Ростовой в любви («С той поры, как я встретил вас»).

Лаконичная пятая картина - «В кабинете Долохова» - ярко обрисовывает образ развращенного Анатоля Курагина. Сочным колоритом отмечена песня ямщика Балаги «Эх, люблю я лихо мчаться».

Небольшое оркестровое вступление к шестой картине - «В особняке у Ахросимовой» - рисует взволнованность Наташи, ожидающей Анатоля. Непрерывное драматическое развитие, глубина, сила выражения душевных мук Наташи делают эту картину одной из лучших в опере; особенно выделяется диалог Наташи с Ахросимовой.

Седьмая картина - «В кабинете у Пьера» - посвящена характеристике Безухова. Этой картиной завершается показ мирной жизни в преддверии Отечественной войны.

В центре восьмой картины - «Перед Бородинским сражением» - хоровые сцены народнопесе»ного склада, в которых замечательно переданы исторический колорит эпохи, чувство патриотизма, уверенность в победе (хоры ополченцев и проходящих полков). Народные черты подчеркнуты и в образе Кутузова; его арии «Бесподобный народ» придан эпический оттенок (мелодия далее развивается в хоре «Всколыхнулся народ»). Чувство горячей любви к отчизне выражено в монологе князя Андрея «Но я скажу тебе». Быстрая, динамическая смена эпизодов воссоздает драматически напряженную атмосферу подготовки к решающей схватке с врагом.

Девятая картина - «В ставке Наполеона на Шевардинском редуте» - по характеру отлична от соседних; нервные, судорожные ритмы, короткие, обрывистые мелодии подчеркивают тревожность обстановки. В двух монологах Наполеона, оттеняемых звучащим издали хором русских солдат «Вступим, братцы, в смертный бой», раскрывается крах его высокомерных замыслов.

В десятой картине - «Военный совет русского командования в Филях» - четко вырисовывается эпический образ Кутузова, запечатленный в его прекрасной, мужественной арии «Величавая, в солнечных лучах». Хор солдат «Землю родимую» воскрешает дух истории Отечественной войны.

Одиннадцатая картина - «Горящая Москва, захваченная неприятелем» - наиболее развернутая в опере. Здесь впервые непосредственно противопоставлены русский и французский лагери. Страдание и гнев народа с волнующим драматизмом переданы в сцене расстрела и хорах «Не бывать Москве вовек ничьей слугой» и «В ночку темную». Французы показаны в начале картины беспечно веселящимися (песенки Жако «Милая сказала» и Жерара «Пойдем со мной, краса моя»), а в конце - охваченными ужасом (эпизод бегства актеров, сцена пожара).

В двенадцатой картине - «В избе в Мытищах» (смерть князя Андрея) - музыка достигает наивысшего драматизма. На фоне мерно повторяющейся фразы «Пи-ти, пи-ти», исполняемой хором за сценой и придающей всей картине зловещий колорит, тихо звучит голос умирающего князя Андрея «Тянется, все тянется, растягивается». Как воспоминание о родине, на словах «Отечество, златоглавая Москва», ненадолго появляется мелодия арии Кутузова, а после прихода Наташи, как образ светлой любви, озарившей последние минуты жизни князя Андрея, звучит вальс из второй картины.

Тринадцатая картина - «Смоленская дорога». Оркестровое вступление с поразительным реализмом изображает разбушевавшуюся метель, завывание ветра. Чередование контрастных эпизодов передает динамику событий: отступление французских войск, убийство Каратаева, приход русских партизан (выделяются монологи Пьера, Денисова, Щербатого). Опера завершается обращением Кутузова к народу и величавым, ликующим хором-апофеозом «За отечество шли мы в смертный бой».

1 На сценах музыкальных театров Советского Союза представлены различные сценические версии оперы, идущей обычно с купюрами; изложение сюжета и анализ музыки даны по окончательной полной редакции, сделанной композитором.