Композитор дебюсси лунный свет. Фортепианное творчество дебюсси

Цель урока: Расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.

Задачи урока:

  1. Развитие творческого мышления, внимания и памяти.
  2. Сопоставление и выявление сходных и различных черт в музыке разных композиторов.
  3. Освоение навыков пластического интонирования.
  4. Закрепление умения определять на слух средства музыкальной выразительности.

Музыкальный материал: Л. ван Бетховен Соната для фортепиано №14 “Лунная”, К. Дебюсси “Лунный свет”.

Оборудование для урока:

  1. Фортепиано.
  2. DVD плеер. телевизор или видеопроектор.
  3. Портреты Л. Бетховена, Дж. Гвиччарди, К. Дебюсси.
  4. Аудиозаписи “Лунной” сонаты Бетховена, “Лунного света” Дебюсси.
  5. Бетховен Л. Соната для фортепиано№14 “Лунная” – клавир.
  6. Цветные карточки (цветной картон).

Структура урока:

  1. Организационный момент. Основной этап урока.
  2. Беседа.
  3. Слушание и анализ музыкального произведения (“Лунная соната” Бетховена).
  4. Пластическое интонирование.
  5. Слушание и анализ музыкального произведения (“Лунный свет” К. Дебюсси).
  6. Просмотр видеоролика на музыку Дебюсси, анализ, сравнение.
  7. Составление цветной палитры лунного цвета (аппликация).
  8. Итог урока. Обобщение и закрепление полученных знаний.

Ход урока

1.

Учитель: (приложение: презентация – слайд №2).

Погружаясь в сон глубокий, душу
На простор ночной я отпущу, –
Полетать над морем и над сушей,
Над пустыней и в густом лесу.
Ночь укрыла землю покрывалом
Снов, фантазий, сказок и мечты…
Звезды и луна глядят устало,
Охраняя мир, покой и сны.

Наш сегодняшний урок я не случайно начала стихами, так как посвящен он будет самому загадочному, романтическому, сказочному и поэтичному времени суток. Героиня нашего урока – прекрасное и завораживающее ночное светило, царица ночи – её величество Луна. Наш урок мы назовем “Лунная мелодия”, потому что сегодня мы услышим произведения композиторов разных эпох, стран, но все эти произведения посвящены луне.

2.

Для начала, предлагаю вам поиграть в ассоциации. Какие мысли, эмоции, переживания вы испытываете при словах Ночь, Луна? Какие ассоциации у вас связаны с этими понятиями?

Ответы детей.

(Далее на слайде презентации (приложение: презентация – слайд №3 ) появляются слова, которыми могут ассоциироваться с ночным пейзажем: “загадочность”, “романтика”, “опасность”, “страх”, “фантастика”, “холодность”, “волшебство”, “одиночество”, “таинственность”, “веселье”, “свет”, “радость”, “бодрость” и т.д. Предложить детям выбрать подходящие слова).

Суммируя ответы детей и слова на карточках.

Учитель: Разные люди воспринимают луну и ночь по-разному: для некоторых – время опасности, тревоги и одиночества, а для других – самое романтичное время суток, когда поэты пишут стихи, творится волшебство, встречаются влюбленные.

Луне посвящали свои творения многие художники, музыканты, поэты. Сейчас мы отправимся в музыкальное путешествие и услышим музыку великого немецкого композитора Людвига ванн Бетховена.

(Приложение: презентация – слайд №4 )

Учитель: Посмотрите на портрет композитора. Как вы думаете, какой характер у человека, изображенного на портрете? Какую жизнь он прожил?

Ответы детей.

Учитель: во взгляде Бетховена мы ощущаем суровость, строгость, Перед нами человек несгибаемой силы духа, силы характера, потому что вся жизнь композитора была нескончаемой борьбой с судьбой, с тяжелым недугом, которым он страдал с 25 лет. Это была глухота. Для композитора потерять слух – приговор, конец творческого пути!.. Но только не для Бетховена: своими произведениями он вновь и вновь доказывал человечеству, что он не покорится своему недугу, своей судьбе.

Бетховен родился в Германии, в небольшом городе Бонне. Примерно в 20 лет он переезжает в Вену – столицу Австрии. Где живет до конца своих дней. В Вене он познакомился с прекрасной юной девушкой – 16-летней Джульеттой Гвиччарди. Бетховен влюбился в эту красавицу (приложение: презентация – слайд №5 ), и это, конечно, льстило юной Джульетте. Имя своей возлюбленной Бетховен обессмертил, посвятив ей одно из самых известных своих произведений – Сонату для фортепиано № 14, которая получила название “Лунная”. “Лунная соната” – это размышления композитора наедине с природой, где он раскрывает свои чувства к Джульетте Гвиччарди. Перед прослушиванием вопросы, нацеливающие на восприятие:

А) Характер музыки, образы. Какое настроение передано в музыке?
Б) Любила ли Джульетта Бетховена? Как развивались их отношения?

(Приложение: презентация – слайд №6 )

Зимний вечер окна разукрасил,
На снежинки небо расколол.
Лунный свет, как музыка , прекрасен
На дома замерзшие сошел.
И звучала “Лунная соната”,
Будто светлый ангел прилетел…
Людвиг Ван Бетховен сам когда-то
У окна холодного сидел:
Был такой же темный зимний вечер,
Может, кот пушистый рядом спал.
И, накинув теплый плед на плечи,
Композитор музыку писал.
Было небо в звездах, как в алмазах,
Лунный свет – богемское стекло,
А дома в снежинках, будто в стразах,
И искрилось в хрустале вино.

Прослушивание “Лунной сонаты” в аудиозаписи.

Ответы детей на поставленные перед прослушиванием вопросы. Обобщение учителем сказанного детьми.

3. Пластическое интонирование.

Учитель исполняет на фортепиано начальный период “Лунной” сонаты”. Далее идет разговор о характере аккомпанемента (3 восходящие ноты, напоминающие движение волн) и об особенностях мелодической линии (тема на высоте одной ноты, исполненная в пунктирном ритме, придаёт музыке мужественный характер, но с оттенком отчаяния). Детям предлагается в пластических движениях передать особенности рисунка мелодии и гармонии. Для этого дети делятся на 3 группы: “гармонии” и “мелодии” и “басового голоса”.

Группа “гармонии”:

Плавными движениями рук, похожими на движения волн, воспроизводит в воздухе восходящую направленность звуков арпеджио. В процессе “интонирования” оценивается точное соответствие движений рук и звуков гармонии, выразительность жестов.

Группа “мелодии”:

Собранной ладонью на одной высоте “интонирует” звуки мелодического голоса. Оценивается точное воспроизведение пунктирного ритма, выразительность жестов.

Группа “баса”: нисходящие, плавные движения рук, как бы “погружаясь” в глубину.

4.

Учитель: Итак, наше музыкальное путешествие по “лунному пути” продолжается. На этот раз мы отправляемся во Францию начала ХХ века.

В это время по всей Европе начинает распространяться новое направление в живописи с очень красивым, но сложным названием – ИМПРЕССИОНИЗМ (Приложение: презентация – слайд №7 ). Картины художников – импрессионистов – Клода Моне, Огюста Ренуара и других (Приложение: презентация – слайды №8, 9, 10 ) – были полны ярких красок, света; свои картины художники всегда рисовали на улице, на лоне природы, поэтому мы будто ощущаем дуновение ветра, колыхание листвы деревьев, биение теплого воздуха, буйство красок природы.

Вы спросите, как же импрессионизм в живописи связан с музыкой и, тем более, с луной? На наших предыдущих уроках мы с вами не раз говорили о том, что все виды искусства взаимосвязаны между собой, что между живописью, архитектурой, поэзией и музыкой много общего! Так вот, импрессионизм зародился в живописи, а проявил себя ещё и в музыке. Одним из композиторов – импрессионистов был француз (Приложение: презентация – слайд №11 ). Своим музыкальным произведениям Дебюсси любил давать очень поэтичные, “живописные” названия: “Следы на снегу”, “Опавшие листья”, “Море: от рассвета до полудня”. Действительно, будто это не музыкальное произведение, а картина, написанная не красками, а звуками! Обратите внимание, что многие произведения Дебюсси связаны с картинами природы.

Сегодня мы услышим, и даже увидим одно из произведений К. Дебюсси. Оно, так же, как и соната Бетховена, посвящено ночи. Название произведения – “Лунный свет”.

Перед прослушиванием вопросы, нацеливающие на восприятие:

  1. Какой инструмент солирует в этом произведении?
  2. Характер, настроение музыки (нежный, спокойный, умиротворенный, безмятежный)

Прослушивание аудиозаписи “Лунного света” Дебюсси (переложение для арфы).

Ответы детей на поставленные ранее вопросы. Ведётся разговор об арфе и соответствии её тембра музыке К. Дебюсси. (Приложение: презентация – слайд №12 )

5.

Учитель: Наше второе прослушивание мы совместим с просмотром видеоролика на музыку Дебюсси.

Ваша задача – полностью погрузиться в музыку, насладиться её звучанием. А ещё самые внимательные ребята наверняка услышат некоторое различие между первым и вторым вариантом исполнения (в видеозаписи переложение для фортепиано). Представьте, что вы художник-импрессионист. Перед вами палитра с красками. Вы хотите нарисовать ночной пейзаж с отблесками лунного света на морской глади, на листьях деревьев и т.д. Ваша картина станет иллюстрацией к музыке, которую вы сейчас услышите. Краски какого цвета будут преобладать на вашей картине?

Просмотр видеоролика на музыку К. Дебюсси (переложение для фортепиано). (Видеоролик на музыку “Лунный свет” Дебюсси представлен в авторском видеопособии “Волшебный экран”). Варианты видеоряда можно выбрать, пройдя по ссылке

http://video.yandex.ru/search.xml?text=%D0%BB%D1%83%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82+%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D1%8E%D1%81%D1%81%D0%B8

Ответы детей.

6.

Учитель, подводя итог ответам детей:

Светлая музыка Дебюсси определяет и цветовую гамму иллюстраций к “Лунному свету” – приглушенные тона, оттенки серебристого, желтого. Видеоролик наполняет нас покоем, умиротворенность. Здесь нет места страстям, драматизму “Лунной сонаты” Бетховена.

7.

Составление цветовой палитры. Детям раздаются разноцветные карточки. Задача: выбрать те цвета, которые могли бы быть использованы для иллюстрации к музыке Дебюсси. Необходимо составить небольшую композицию из выбранных карточек.

Ответы детей с пояснением и рассказом об их композиции.

8.

Мы послушали два произведения, по сути, с одинаковым названием двух композиторов разных эпох, стран, художественных направлений. Удивительно, как по-разному воспринимают композиторы одни и те же явления природы, времена года, времена суток! Каждый вкладывает свой смысл, свое наполнение в музыку, исходя из своего жизненного опыта, характера. Я уверена, что ваши творения на тему луны также будут отличаться друг от друга. Наша прогулка “под луной” подходит к концу, и мне бы хотелось проверить, как вы запомнили новый материал (быстрый опрос по пройденной теме: презентация – слайд №13 ):

  1. Как звали Бетховена?
  2. В каком веке он жил?
  3. В какой стране он жил?
  4. Каким недугом страдал Бетховен?
  5. Какое название носит Соната № 14?
  6. Кому она посвящена?
  7. Как звали Дебюсси?
  8. В каком веке он жил?
  9. В какой стране он жил?
  10. Какое художественное направление он представляет?
  11. Как переводится “импрессионизм”?
  12. Какое произведение вам больше понравилось?

Домашнее задание: Из цветных карточек сделать аппликацию “Лунный свет”.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Лучшее из Дебюсси

    ✪ Клод Дебюсси - Лунный свет

    ✪ 11 Лунный свет Клод Дебюсси

    ✪ The Best of Debussy

    ✪ КЛОД ДЕБЮССИ - ПРЕЛЮДИИ

    Субтитры

Биография

Дебюсси до импрессионизма

Систематически изучать композицию Дебюсси начал только с декабря 1880 года у профессора, члена Академии Изящных Искусств Эрнеста Гиро . За полгода до поступления в класс Гиро Дебюсси совершил путешествие по Швейцарии и Италии в качестве домашнего пианиста и учителя музыки в семье богатой русской меценатки Надежды фон Мекк . Лето 1881 и 1882 годов Дебюсси и вовсе провёл под Москвой , в её имении Плещеево . Общение с семьёй фон Мекк и пребывание в России благотворно повлияло на развитие молодого музыканта. В её доме Дебюсси познакомился с новой русской музыкой Чайковского , Бородина , Балакирева и близких к ним композиторов. В ряде писем фон Мекк к Чайковскому иногда упоминался некий «милый французик», который с восхищением отзывается о его музыке и превосходно читает партитуры . Вместе с фон Мекк Дебюсси посетил также Флоренцию , Венецию , Рим , Москву и Вену , где впервые услышал музыкальную драму «Тристан и Изольда », на добрый десяток лет ставшую предметом его восхищения и даже поклонения . Эту равно приятную и выгодную работу молодой музыкант потерял в результате некстати обнаружившейся влюблённости в одну из многочисленных дочерей фон Мекк.

Вернувшись в Париж, Дебюсси в поисках заработка поступил аккомпаниатором в вокальную студию мадам Моро-Сенти, где и познакомился с богатой певицей-любительницей и меломанкой мадам Ванье. Она значительно расширила круг его знакомств и ввела Клода Дебюсси в круги парижской художественной богемы . Для Ванье Дебюсси сочинил несколько изысканных романсов , среди которых оказались такие шедевры, как «Мандолина» и «Под сурдинку».

Одновременно Дебюсси продолжал свои занятия в консерватории, пытаясь добиться признания и успеха также среди своих коллег, академических музыкантов. В 1883 году Дебюсси получил вторую Римскую премию за кантату «Гладиатор». Не остановившись на достигнутом, он продолжил свои усилия в этом направлении и год спустя, в 1884 году , получил Большую Римскую Премию за кантату «Блудный сын» (фр. L’Enfant prodigue ). По странности столь же трогательной, сколь и неожиданной, это случилось благодаря личному вмешательству и доброжелательной поддержке Шарля Гуно . В противном случае Дебюсси наверняка не получил бы эту картонную профессиональную корону всех академиков от музыки - "этот своеобразный аттестат происхождения, просвещения и подлинности первой степени", как позднее шутливо называли между собой Римскую премию Дебюсси и его приятель, Эрик Сати .

Римский период не стал для композитора особенно плодотворным, поскольку ни Рим , ни итальянская музыка не оказались ему близки, однако здесь он познакомился с поэзией прерафаэлитов и начал сочинять поэму для голоса с оркестром «Дева-избранница» (фр. La damoiselle élue ) на слова Габриэля Россетти - первое произведение, в котором наметились черты его творческой индивидуальности. Отбыв первые несколько месяцев на вилле Медичи, Дебюсси посылает в Париж своё первое римское послание - симфоническую оду «Зюлейма» (по Гейне), а ещё через год - двухчастную сюиту для оркестра и хора без слов «Весна» (по знаменитой картине Боттичелли), вызвавшие печально знаменитый официальный отзыв Академии:

«Несомненно, Дебюсси не грешит плоскими оборотами и банальностью. Наоборот, его отличает ясно выраженное стремление к поискам чего-то странного и необычного. Он обнаруживает чрезмерное чувство музыкального колорита , которое временами заставляет его забывать важность чёткость рисунка и формы. Он должен особо остерегаться расплывчатого импрессионизма , столь опасного врага правды в произведениях искусства».

Этот отзыв примечателен, прежде всего, тем, что при всей академической косности содержания является по существу глубоко новаторским. Данная бумага 1886 года вошла в историю как первое упоминание об «импрессионизме» применительно к музыке. Следует особо отметить, что на тот момент импрессионизм вполне сформировался как художественное течение в живописи, но в музыке (в том числе и самого Дебюсси) он не только не существовал, но даже ещё и не намечался. Дебюсси лишь находился в начале поисков нового стиля, и испуганные академики тщательно очищенным камертоном своих ушей уловили будущее направление его движения - и испуганно предостерегли его. Сам же Дебюсси с достаточно едкой иронией говорил о своей «Зюлейме»: «она слишком сильно напоминает то ли Верди , то ли Мейербера »…

Однако самым важным событием этого времени стало, пожалуй, неожиданное знакомство в 1891 году с тапёром «Трактира в Клу» (фр. Auberge du Clou ) на Монмартре Эриком Сати , занимавшим должность второго пианиста. Поначалу Дебюсси привлекли гармонически свежие и необычные импровизации кафешантанного аккомпаниатора , а затем и его свободные от любых стереотипов суждения о музыке, оригинальность мышления, независимый, грубоватый характер и едкое остроумие, не щадящее решительно никаких авторитетов . Также, Сати заинтересовал Дебюсси своими новаторскими фортепианными и вокальными сочинениями, написанными смелой, хотя и не вполне профессиональной рукой. Непростая дружба-вражда этих двух композиторов , определивших лицо музыки Франции начала XX века , продолжилась почти четверть века. Спустя тридцать лет Эрик Сати так описал их встречу:

«Когда мы впервые встретились, <…> он был как промокашка , насквозь пропитан Мусоргским и кропотливо искал свой путь, который ему никак не удавалось нащупать и отыскать. Как раз в этом вопросе я его далеко переплюнул: ни Римская премия …, ни „премии“ каких-либо других городов этого мира не отягощали мою походку, и мне не приходилось тащить их ни на себе, ни на своей спине… <…> В тот момент я писал „Сына звёзд“ - на текст Жозефа Пеладана ; и много раз объяснял Дебюсси необходимость для нас, французов, наконец, освободиться от подавляющего влияния Вагнера, которое совершенно не соответствует нашим природным наклонностям. Но одновременно я давал ему понять, что нисколько не являюсь антивагнеристом. Вопрос состоял только в том, что мы должны иметь свою музыку - и по возможности, без немецкой кислой капусты.

Но почему бы для этих целей не воспользоваться такими же изобразительными средствами, которые мы уже давно видим у Клода Моне , Сезанна , Тулуз-Лотрека и прочих? Почему бы не перенести эти средства на музыку? Нет ничего проще. Не это ли есть настоящая выразительность?»

Бросив сочинение оперы «Родриг и Химена» на либретто (по выражению Сати) «этого жалкого вагнериста Катюля Мендеса» , в 1893 году Дебюсси приступил к долгому сочинению оперы по драме Метерлинка «Пеллеас и Мелисанда». А ещё год спустя, искренне вдохновившись эклогой Малларме, Дебюсси написал симфоническую прелюдию «Послеполуденный отдых фавна» (фр. Prélude à l’Après-midi d’un faune ), которой суждено было стать своеобразным манифестом нового музыкального течения: импрессионизм в музыке .

Творчество

В течение всей остальной жизни Дебюсси приходилось бороться с недугами и бедностью, но он работал неустанно и весьма плодотворно. С 1901 он начал выступать в периодической печати с остроумными рецензиями на события текущей музыкальной жизни (после смерти Дебюсси они были собраны в сборнике Господин Крош - антидилетант, Monsieur Croche - antidilettante, опубликован в 1921). В тот же период появляется большинство его фортепианных произведений.

За двумя сериями Образов (1905-1907) последовала сюита Детский уголок (1906-1908), посвящённая дочери композитора Шушу.

Дебюсси совершил несколько поездок с концертами, чтобы обеспечить семью. Он дирижировал своими сочинениями в Англии, в Италии, в России и других странах. Две тетради прелюдий для фортепиано (1910-1913) демонстрируют эволюцию своеобразного звукоизобразительного письма, характерного для фортепианного стиля композитора. В 1911 году он написал музыку к мистерии Габриэле д’Аннунцио Мученичество Святого Себастьяна , партитуру по его разметке делал французский композитор и дирижёр А. Капле. В 1912 году появился оркестровый цикл Образы. Дебюсси уже давно привлекал балет, и в 1913 он сочинил музыку к балету Игры, который был показан труппой «Русских сезонов» Сергея Павловича Дягилева в Париже и Лондоне. В том же году композитор начал работу над детским балетом «Ящик с игрушками» - его инструментовка была завершена Капле уже после кончины автора. Эта бурная творческая деятельность была временно приостановлена Первой мировой войной, но уже в 1915 появились многочисленные фортепианные произведения, в том числе Двенадцать этюдов, посвящённых памяти Шопена. Дебюсси начал серию камерных сонат, в определённой мере опирающихся на стилистику французской инструментальной музыки XVII-XVIII веков. Он успел завершить три сонаты из этого цикла: для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915), для скрипки и фортепиано (1917). Дебюсси получил заказ от Джулио Гатти-Казацца из Метрополитен-опера на оперу по повести Эдгара Аллана По « Падение дома Ашеров », над которой он начинал работу ещё в молодости. У него ещё хватило сил переделать оперное либретто.

Сочинения

Полный каталог сочинений Дебюсси составлен Франсуа Лесюром (Женева , 1977; новая редакция: 2001).

Оперы

  • Пеллеас и Мелизанда (1893-1895, 1898, 1900-1902)

Балеты

  • Камма (1910-1912)
  • Игры (1912-1913)
  • Ящик с игрушками (1913)

Сочинения для оркестра

  • Симфония (1880-1881)
  • Сюита «Триумф Вакха» (1882)
  • Сюита «Весна» для женского хора и оркестра (1887)
  • Фантазия для фортепиано с оркестром (1889-1896)
  • Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» (1891-1894). Имеется также авторская обработка для двух фортепиано, сделанная в 1895 г.
  • "Ноктюрны" - программное симфоническое произведение, включающее в себя 3 пьесы: «Облака», «Празднества», «Сирены» (1897-1899)
  • Рапсодия для альтового саксофона с оркестром (1901-1908)
  • «Море», три симфонических эскиза (1903-1905). Имеется также авторская обработка для фортепиано в 4 руки, сделанная в 1905 г.
  • Два танца для арфы и струнных (1904). Имеется также авторская обработка для двух фортепиано, сделанная в 1904 г.
  • «Образы» (1905-1912)

Камерная музыка

  • Фортепианное трио (1880)
  • Ноктюрн и скерцо для скрипки и фортепиано (1882)
  • Струнный квартет (1893)
  • Рапсодия для кларнета и фортепиано (1909-1910)
  • «Сиринга» для флейты соло (1913)
  • Соната для виолончели и фортепиано (1915)
  • Соната для флейты, арфы и альта (1915)
  • Соната для скрипки и фортепиано (1916-1917)

Сочинения для фортепиано

А) для фортепиано в 2 руки

  • «Цыганский танец» (1880)
  • Две арабески (около 1890)
  • Мазурка (около 1890)
  • «Грезы» (около 1890)
  • «Бергамасская сюита» (1890; отредактирована в 1905)
  • «Романтический вальс» (около 1890)
  • Ноктюрн (1892)
  • «Образы», три пьесы (1894)
  • Вальс (1894; ноты утрачены)
  • Пьеса «Для фортепиано» (1894-1901)
  • «Образы», 1-я серия пьес (1901-1905)
  1. I. Reflet dans l’eau // Отражения в воде
  2. II. Hommage а Rameau // Посвящение Рамо
  3. III.Mouvement // Движение
  • Сюита «Эстампы» (1903)
  1. Пагоды
  2. Вечер в Гренаде
  3. Сады под дождём
  • «Остров радости» (1903-1904)
  • «Маски» (1903-1904)
  • Пьеса (1904; на материале наброска к опере «Чёрт на колокольне»)
  • Сюита «Детский уголок » (1906-1908)
  1. Doctor Gradus ad Parnassum // Доктор «Gradus ad Parnassum» или Доктор «Путь к Парнасу». Заглавие связано со знаменитым циклом этюдов Клементи - систематическими упражнениями для достижения вершин исполнительского мастерства.
  2. Колыбельная слона
  3. Серенада кукле
  4. Снег танцует
  5. Маленький пастух
  6. Кукольный кэк-уок
  • «Образы», 2-я серия пьес (1907)
  1. Cloches à travers les feuilles //Колокольный звон сквозь листву
  2. Et la lune descend sur le temple qui fut //Развалины храма при свете луны
  3. Poissons d`or // Золотые рыбки
  • «Hommage a Haydn» (1909)
  • Прелюдии. Тетрадь 1 (1910)
  1. Danseuses de Delphes // Дельфийские танцовщицы
  2. Voiles // Паруса
  3. Le vent dans la plaine // Ветер на равнине
  4. Les sons et les parfums tournent dans l’air du soir // Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе
  5. Les collines d’Anacapri // Холмы Анакапри
  6. Des pas sur la neige // Шаги на снегу
  7. Ce qu’a vu le vent de l’ouest // Что видел западный ветер
  8. La fille aux cheveux de lin // Девушка с волосами цвета льна
  9. La sérénade interrompue // Прерванная серенада
  10. La cathédrale engloutie // Затонувший собор
  11. La danse de Puck // Танец Пёка
  12. Minstrels // Менестрели
  • «Более, чем медленный (вальс)» (1910)
  • Прелюдии. Тетрадь 2 (1911-1913)
  1. Brouillards // Туманы
  2. Feuilles mortes // Мёртвые листья
  3. La puerta del vino // Ворота Альгамбры [традиционный перевод]
  4. Les fées sont d’exquises danseuses // Феи - прелестные танцовщицы
  5. Bruyères // Вереск
  6. General Levine - eccentric // Генерал Левайн (Лявин) - эксцентрик
  7. La Terrasse des audiences du clair de lune // Терраса свиданий при лунном свете (Терраса, освещённая лунным светом)
  8. Ondine // Ундина
  9. Hommage а S.Pickwick Esq. P.P.M.P.C. // Дань почтения С. Пиквику, эсквайру
  10. Canope // Канопа
  11. Les tierces alternées // Чередующиеся терции
  12. Feux d’artifice // Фейерверк
  • «Героическая колыбельная» (1914)
  • Элегия (1915)
  • «Этюды», две книги пьес (1915)

Б) для фортепиано в 4 руки

  • Andante (1881; не опубл.)
  • Дивертисмент (1884)
  • «Маленькая сюита» (1886-1889)
  • «Шесть античных эпиграфов» (1914). Имеется авторская обработка последней из шести пьес для фортепиано в 2 руки, сделанная в 1914 г.

В) для 2-х фортепиано

  • «Чёрное и белое», три пьесы (1915)

Обработки чужих произведений

  • Две гимнопедии (1-я и 3-я) Э. Сати для оркестра (1896)
  • Три танца из балета П. Чайковского «Лебединое озеро» для фортепиано в 4 руки (1880)
  • «Интродукция и рондо каприччиозо» К. Сен-Санса для 2-х фортепиано (1889)
  • Вторая симфония К. Сен-Санса для 2-х фортепиано (1890)
  • Увертюра к опере Р. Вагнера «Летучий голландец» для 2-х фортепиано (1890)
  • «Шесть этюдов в форме канона» Р. Шумана для 2-х фортепиано (1891)

Наброски, утерянные работы, замыслы

  • Опера «Родриго и Химена» (1890-1893; не завершена). Реконструирована Ричардом Лэнгхемом Смитом и Эдисоном Денисовым (1993)
  • Опера «Чёрт на колокольне» (1902-1912?; наброски). Реконструирована Робертом Орледжем (премьера - в 2012)
  • Опера «Падение дома Ашеров» (1908-1917; не завершена). Имеется несколько реконструкций, в том числе Хуана Альенде-Блина (1977), Роберта Орледжа (2004)
  • Опера «Преступления любви (Галантные празднества)» (1913-1915; наброски)
  • Опера «Саламбо» (1886)
  • Музыка к спектаклю «Свадьбы Сатаны» (1892)
  • Опера «Эдип в Колоне» (1894)
  • Три ноктюрна для скрипки с оркестром (1894-1896)
  • Балет «Дафнис и Хлоя» (1895-1897)
  • Балет «Афродита» (1896-1897)
  • Балет «Орфей» (около 1900)
  • Опера «Как вам это понравится» (1902-1904)
  • Лирическая трагедия «Дионис» (1904)
  • Опера «История Тристана» (1907-1909)
  • Опера «Сиддхартха» (1907-1910)
  • Опера «Орестея» (1909)
  • Балет «Маски и бергамаски» (1910)
  • Соната для гобоя, валторны и клавесина (1915)
  • Соната для кларнета, фагота, трубы и фортепиано (1915)
  • . - М. : Советская энциклопедия, 1990. - С. 165 . - ISBN 5-85270-033-9 .
  • Кремлев Ю. Клод Дебюсси , М., 1965
  • Сабинина М. Дебюсси , в книге Музыка XX в., ч. I, кн. 2 , М., 1977
  • Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм , пер. с польск., М., 1978
  • Дебюсси и музыка XX в. Сб. ст., Л., 1983
  • Денисов Э. О некоторых особенностях композиционной техники К. Дебюсси, в его кн.: Современная музыка и проблемы эволюции комп. техники , М., 1986
  • Barraque J. Claude Debussy , Р., 1962
  • Golaa А. С. Debussy, I’homme et son oeuvre , P., 1965
  • Golaa А. С. Claude Debussy. Liste complete des oeuvres… , P.- Gen., 1983
  • Lockspeiser E. Debussy , L.-, 1980.
  • Hendrik Lücke: Mallarmé - Debussy. Eine vergleichende Studie zur Kunstanschauung am Beispiel von «L’Après-midi d’un Faune». (= Studien zur Musikwissenschaft, Bd. 4). Dr. Kovac, Hamburg 2005, ISBN 3-8300-1685-9 .
  • Денисов Э. О некоторых особенностях композиционной техники Клода Дебюсси // Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. - М. : Советский композитор, 1986.

Сюита для фортепиано:

1. «Прелюдия» (Prélude)
2. «Менуэт» (Menuet)
3. «Лунный свет» (Clair de lune)
4. «Паспье» (Passepied)

Трудно с уверенностью говорить о «Бергамасской сюите » (Название, очевидно, не от старинного итальянского танца, а от термина Верлена («...masques et bergamasques...» в «Clair de lune» из первой серии «Fetes galantes».), поскольку это произведение, возникшее первоначально в 1890 году, не раз переделывалось и комплектовалось, получив окончательный вид только в 1905 году, в эпоху полной зрелости Дебюсси .

В первой, второй и четвертой частях «Бергамасской сюиты» («Прелюдия », «Менуэт » и «Паспье ») сильны неоклассические тенденции. В Прелюдию и Менуэт, вероятно, было внесено особенно много позднейших переделок и доделок - эти части сильнее всего отражают позднейший стиль Дебюсси. Подобное столкновение старого с новым делает их несколько надуманными. Паспье более наивно и свежо (хотя и более многословно, менее компактно по форме), поскольку здесь Дебюсси дальше от стилизации и свободнее пользуется найденными импрессионистскими контрастами и пятнами красок.

Но лучшей частью сюиты следует, конечно, назвать ноктюрн «Лунный свет » (быть может, это - та часть, которая называлась первоначально «Сентиментальной прогулкой»). «Лунный свет» - одно из самых обаятельных вдохновений нежного и хрупкого романтизма раннего Дебюсси, который еще очень осторожно пользуется гармоническими средствами, но уже находит среди них весьма тонкие и изысканные.

В музыке этой пьесы несомненно изображение струящейся воды (что сближает ее с пьесой «На лодке» из «Маленькой сюиты »), но эмоциональное содержание гораздо глубже и поэтичнее. «Струистость» всего лирического пейзажа поразительно пластична, форма неторопливо развертывается и замыкается с редкой естественностью и мягкостью. Мелос, при всей своей текучести, все-таки образует очень заметный и остающийся в памяти рисунок крупных, плавных волн благодаря секвенционным повторениям и усилениям основных попевок, а также благодаря ясным кульминациям. Несмотря на вероятные позднейшие усовершенствования пьесы, ранний Дебюсси повсюду чувствуется лирико-романтическими акцентами, позднее утраченными. Вновь приходит на память возможный прообраз этой музыки, и далекий и близкий по своему эмоциональному строю,- далекий в плане драматической напряженности, но близкий в плане поэтической одухотворенности. Это - дуэт Марины и Самозванца из «

Клод Дебюсси (150 лет со дня рождения)
Сегодня состоялся
Концерт в Малом зале филармонии, посвященный 150-летию великого французского композитора Клода Дебюсси.

Сюита для фортепиано
Детский уголок. Остров радости
Прелюдии
Игорь Урьяш фортепиано

Струнный квартет соль-минор

Струнный Квартет им. И.Ф.Стравинского
Александр Шустин скрипка
Виктор Лисняк скрипка
Даниил Меерович альт
Семен Коварский виолончель

Я пытаюсь найти новые реальности... дураки называют это импрессионизмом.
К. Дебюсси

Французского композитора К. Дебюсси часто называют отцом музыки XX в. Он показал, что каждый звук, аккорд, тональность могут быть услышаны по-новому, могут жить более свободной, многокрасочной жизнью, как бы наслаждаться самим своим звучанием, его постепенным, таинственным растворением в тишине. Многое действительно роднит Дебюсси с живописным импрессионизмом: самодовлеющая красочность неуловимых, текуче-подвижных моментов, любовь к пейзажу, воздушная трепетность пространства. Не случайно Дебюсси считается основным представителем импрессионизма в музыке. Однако он дальше, чем художники-импрессионисты, ушел от традиционных форм, его музыка устремлена в наше столетие гораздо глубже, чем живопись К. Моне, О. Ренуара

Дебюсси считал, что музыка подобна природе своей естественностью, бесконечной изменчивостью и многоликостью форм: «Музыка — как раз то искусство, которое ближе всего к природе... Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию». И природа, и музыка ощущаются Дебюсси как тайна, и прежде всего тайна рождения, неожиданного, неповторимого оформления капризной игры случая.

Клод Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года в предместье Парижа Сен-Жермен. Его родители -- мелкие буржуа -- любили музыку, но были далеки от настоящего профессионального искусства. Случайные музыкальные впечатления раннего детства мало способствовали художественному развитию будущего композитора. Он учился в Парижской консерватории. Уже в консерваторские годы проявилась нетрадиционность его мышления, что вызвало столкновения с преподавателями гармонии. В 1881 г. Дебюсси в качестве домашнего пианиста сопровождал в поездке по Европе русскую меценатку Н. фон Мекк (большого друга П. Чайковского), а затем по ее приглашению дважды посетил Россию (1881, 1882). Так началось знакомство Дебюсси с русской музыкой, очень повлиявшее на формирование его собственного стиля. «Русские дадут нам новые импульсы для освобождения от нелепой скованности. Они... открыли окно, выходящее на простор полей». Однажды Дебюсси познакомился в Швейцарии с вдовой крупного промышленника, строителя железных дорог, Надеждой Филаретовной фон Мекк, покровительницы Чайковского и страстной любительницы музыки. Семнадцатилетний Дебюсси был учителем музыки в семье Надежды Филаретовны фон Мекк, Дебюсси занимался с детьми миллионерши фортепиано, аккомпанировал певцам, участвовал в домашних музыкальных вечерах. Хозяйка души не чаяла в юном французе, подолгу и с упоением беседовала с ним о музыке. Однако когда юный музыкант без памяти влюбился в ее пятнадцатилетнюю дочь Соню и попросил у Надежды Филаретовны ее руки, разговоры о музыке мигом прекратились...Зарвавшемуся учителю музыки было немедленно отказано от места.
- Дорогой месье, - сухо сказала фон Мекк Дебюсси, - не будем путать Божий дар с яичницей! Помимо музыки я очень люблю лошадей. Но это вовсе не значит, что я готова породниться с конюхом...

Сонечка фон Мекк потом дважды выходила замуж по выбору маменьки, а любила Клода Дебюсси, также, как и он обожал свою первую любовь и посвятил ей много произведений.

Посмотрите удивительный фильм о фон Мекк и Дебюсси


Музыкальный гений Клода Дебюсси и его характер человека, постоянно погруженного в мрачное раздумье, производили неизгладимое впечатление на многих женщин. Его глубоко любили обе его жены и любовница, а две женщины даже стрелялись из-за него.

После возвращения из России в Париж "опозоренный" Дебюсси не долго оставался без внимания женщин. Дебюсси начал работать аккомпаниатором молодой певицы мадам Васнье , муж которой и не подозревал, что происходило во время репетиций в отдельном зале их дома, предназначенном для проведения музыкальных занятий. Потом Дебюсси на два года уезжает в Рим, но когда вернулся в Париж, мадам Васнье сказала ему, что их связь осталась в прошлом, и он должен забыть о ней. Два года у Дебюсси не было постоянного адреса до тех пор, пока он не поселился у молодой блондинки по имени Габриэль Дюпон. В течение 10 последующих лет Габриэль работала, чтобы материально поддерживать Дебюсси, который занимался сочинением гениальных музыкальных произведений. Дебюсси постоянно изменял ей, но она оставалась верной ему и продолжала жить с ним даже тогда, когда Клод уже был помолвлен с певицей Терезой Роже. Эта помолвка была разорвана после их совместной поездки в Брюссель, где Тереза узнала о том, что Дебюсси провел ночь с другой женщиной. Терпение Габриэль было просто потрясающим, но и ему пришел конец, когда она случайно нашла любовную записку, написанную Клоду какой-то его знакомой. Габриэль попыталась застрелиться, но осталась жива и попала в больницу. После выхода из больницы она жила с Дебюсси еще несколько месяцев, и он вел себя так, как-будто этого эпизода вообще не было в их жизни. Габриэль подружилась в это время с Розали "Лили" Тексье, молодой темноволосой красавицей, работавшей в небольшом парижском магазинчике. Подружки часто встречались, пили вместе кофе и проводили время за дружескими беседами. Габриэль огорчало лишь то, что Лили не нравилась Клоду, и он часто смеялся над ней. Насмешки, впрочем, вскоре уступили место комплиментам, и Дебюсси и Лили поженились в октябре 1899 года. Их семейная жизнь началась в полном безденежье. В день свадьбы Дебюсси дал урок игры на пианино, чтобы заплатить за их завтрак.
Лили была абсолютно предана Дебюсси, но ее молодость, преданность и красота были явно недостаточны, чтобы удержать Дебюсси. Через четыре года после свадьбы Дебюсси начал встречаться с Эммой Бардак, певицей и женой преуспевающего банкира. 14 июля 1904 года композитор вышел на свою утреннюю прогулку и не вернулся домой. Через несколько недель Лили узнала от друзей, что Эмма тоже ушла от своего мужа и живет с Дебюсси. 13 октября Лили не выдержала и дважды выстрелила в себя. Ее нашел вернувшийся Дебюсси, которому она успела послать записку о своем решении покончить с собой. Лили спасли врачи, но одну из пуль не извлекли, и Лили носила ее в своей груди до конца своей жизни. 2 августа 1904 года Дебюсси развелся с Лили, а осенью 1905 года у Эммы от него родилась дочь. Эмма развелась со своим мужем в 1908 году и вышла замуж за Дебюсси. Их семейная жизнь оказалась счастливой, хотя некоторые несправедливо обвиняли Дебюсси в том, что он женился на деньгах. Эмма была немолодой и некрасивой, но очень умной женщиной и заботливой женой. Она была опорой для Дебюсси и всячески опекала и поддерживала его до самой смерти Дебюсси. Он умер от рака 25 марта 1918 года, прожив всего 55 лет.

Одно из первых произведений Дебюсси - кантата Блудный сын . История создания великолепной кантаты «Блудный сын», которая принесла Клоду Дебюсси Большую Римскую премию весьма интересна. Это была дипломная работа в Парижской консерватории. Создавалась она в России, когда он служил домашним пианистом у Надежды Филаретовны фон Мекк. Дебюсси очень рано обратился к Богу. Покаявшись в юности, он стал совершать грехи, надеясь на любовь божью.

Надо сказать, что Притча о блудном сыне - самое глубокое место в Святом Писании, самое близкое сердцу грешника. Думается, если бы в Евангелии была только эта притча, из нее одной можно было бы получить полное представление о любви Бога к человеку. Такое непосредственное и сострадательное участие Бога в судьбе грешника не оставляет места греху; от такой отеческой любви покаяние становится как бы необходимостью. Это дивное уважение Бога к человеку, находящемуся в грехах, исключает всякое равнодушие к святости и чистоте жизни.
Сколько многоразличных суждений о природе греха, о его "законности и необходимости" породило грешное человечество... И все эти домыслы перечеркивает Любовь Бога-Отца к младшему сыну, соблазнившемуся мнимой радостью внешней свободы и еще не познавшему истинной радости свободы внутренней - свободы от грехов и безумия, которую человек получает, только возвратившись к Богу. В любви - вся суть жизни, и только в ней - настоящая свобода. Тайна жизни ставит всех нас на грань искушений, и порой тяжких. Каждый из нас проходит свою школу жизни и стремится увидеть, пережить в ней по возможности все. Мы ввергаем себя в безконечный круг желаний, и от ненасытности, от неудовлетворенности, от непонимания часто приходим в уныние, а порой - в отчаяние. Это знает Отец наш Небесный и потому сострадает нам, и потому с любовью ждет нашего возвращения в Отчий Дом, откуда увел нас сатана в свое дикое царство.

Исполнение «Блудного сына» произвело фурор в Парижской консерватории. Кумир публики тех лет, Шарль Гуно, обнял 22-летнего автора, Клода Дебюсси , со словами: «Друг мой! Вы - гений!»

Послушайте арию Лили из этой кантаты

Невозможно представить Дебюсси без фортепианной музыки . Сам композитор был талантливым пианистом (а также и дирижером); «играл он почти всегда на „полутонах“, без всякой резкости, но с такой полнотой и густотой звука, как играл Шопен», — вспоминала французская пианистка М. Лонг. Именно от шопеновской воздушности, пространственности звучания фортепианной ткани отталкивался Дебюсси в своих колористических поисках. Старинные жанры из «Бергамасской сюиты» и Сюиты для фортепиано (Прелюдия, Менуэт, Пасспье, Сарабанда, Токката) представляют своеобразный, «импрессионистский» вариант неоклассицизма. Дебюсси вовсе не прибегает к стилизации, а создает свой образ старинной музыки, скорее впечатление от нее, чем ее «портрет».

Сегодня в исполнении замечательного питерского пианиста Игоря Урьяша прозвучали Сюиты для фортепьяно.

Фортепианная сюита «Детский уголок» посвящена дочери Дебюсси. Стремление раскрыть в музыке мир глазами ребенка в привычных ему образах — строгого учителя, куклы, маленького пастуха, игрушечного слона — заставляет Дебюсси широко использовать как бытовые танцевальные и песенные жанры, так и жанры профессиональной музыки в гротескном, шаржированном виде.

Эта композиция называется "Снег танцует"

Одна из композиций "Детского уголка" называется "Кукольный кек-уок" . А что это такое ? Буквально это cakewalk , («прогулка с пирогом») - негритянский танец под аккомпанемент банджо, гитары или мандолины с характерными для рэгтайма ритмическими рисунками: синкопированным ритмом и краткими неожиданными паузами на сильных долях такта. Название танца было связано с первоначальным обычаем награждать лучших танцоров пирогом, а также с позой танцовщиков, как бы предлагающих блюдо.

Почему Дебюсси называют отцом музыки 20 века? Начало века характеризуется усиленными поисками новых, "экзотических" средств музыкальной выразительности. Многим казалось, что классические и романтические темы исчерпали себя. В поисках нового интонационного фона, новой гармонии композиторы 10-х - 30-х годов заинтересовались музыкой, сформировавшейся за пределами европейской культуры. Этим устремлениям был созвучен джаз, который открыл Дебюсси, Равелю , а также композиторам группы "Шести" уникальные возможности обогащения системы музыкально-выразительных средств. Дебюсси рассматривал джаз, как экзотическую новинку и не более того, но именно с его легкой руки джаз покорил Европу и она стала второй родиной джаза.

Главный синкопированный мотив кекуока — ударные акценты на слабой доле; паузы, вместо ожидаемых тонов; нарушение ожидаемых акцентов; аккорды, воспроизводящие звучания банджо; неожиданные последовательные ударения при окончании краткой фразы — подобные (и другие) ярко обыгранные моменты возвращают слушателя к импровизациям менестрельных банджоистов [Дебюсси назвал свое произведение не “Кукольный кекуок”, как у нас переводят, а “Кекуок Голливога” (“Golliwog"s Cakewalk”). Голливог— название гротесковой черной куклы мужского пола. Такое прозвище носили и персонажи в спектаклях черных менестрелей. Кстати, на обложке первого издания “Детского уголка” изображена менестрельная маска.].

В последние годы XIX столетия кекуок, отпочковавшийся от менестрельной эстрады, стал властной модой не только на Американском континенте. Он распространился в виде салонного танца и в Европе, внедряя в музыкальную психологию современности новое для той эпохи полиритмическое мышление. Громадная сила воздействия кекуока была очевидно связана с тем, что он оказался носителем общественной психологии Запада, отвергнувшей “викторианство”. Самые разные формы американской бытовой музыки на рубеже столетий поддались его воздействию. Ритм кекуока обнаруживается и в салонных фортепианных пьесах, и в эстрадных номерах для традиционного инструментального состава, и в маршах для духового оркестра, а подчас и в бальных танцах европейского происхождения. “Даже в вальсах появилось синкопирование, о котором и не снилось Вальдтейфелю и Штраусу”.

Любовью светится композиция Дебюсси «Лунный свет». Клод Дебюсси вообще любил свет серебристой спутницы Земли. Ему лучше сочинялось в лунные ночи. Может, потому что в юности лунной ночью он влюбился в дочку русской миллионерши и меценатки Надежды Филаретовны фон Мекк - восторженную красавицу Сонечку?..

Соня… Непредсказуемый золотоволосый ангел… То она фанатично разучивала гаммы, то дулась, отказываясь садиться за рояль. Она таскала Клода на прогулки, каждый вечер она тайком водила Клода в лес, на луга, к озеру. Волшебный лунный свет освещал дорогу. Золотоволосая Соня улыбалась как русалка:
- Ты должен научить меня всему французскому - языку и поцелуям! - и первая целовала Клода.


Стихотворение К.Бальмонта очень созвучно музыке Дебюсси.

Когда луна сверкнет во мгле ночной
Своим серпом, блистательным и нежным,
Моя душа стремится в мир иной,
Пленяясь всем далеким, всем безбрежным.

К лесам, к горам, к вершинам белоснежным
Я мчусь в мечтах; как будто дух больной,
Я бодрствую над миром безмятежным,
И сладко плачу, и дышу - луной.

Впиваю это бледное сиянье,
Как эльф, качаюсь в сетке из лучей,
Я слушаю, как говорит молчанье.

Людей родных мне далеко страданье,
Чужда мне вся земля с борьбой своей,
Я - облачко, я - ветерка дыханье.

Композитор Н. Я. Мясковский писал о творчестве Дебюсси: "...В моментах, когда он (Дебюсси) берется запечатлеть свое восприятие природы, происходит что-то непостижимое: человек исчезает, точно растворяется или превращается в неуловимую пылинку, и над всем воцаряется точно сама вечная, изменчиво неизменяемая, чистая и тихая, всепоглощающая природа, все эти бесшумные, скользящие "облака", мягкие переливы и взлеты "играющих волн", шелесты и шорохи "весенних хороводов", ласковые шепоты и томные вздохи беседующего с морем ветра - разве это не подлинное дыхание природы! И разве художник, в звуках воссоздавший природу, не великий художник, не исключительный поэт?"

В его произведениях часто отсутствует мелодия в привычном понимании, она сужается до нескольких звуков, порой двух-трех.

В фактуре Дебюсси большое значение имеет движение параллельными комплексами (интервалами, трезвучиями, септаккордами). В своем движении такие пласты образуют с другими элементами фактуры сложные полифонические сочетания. Возникает единая гармония, единая вертикаль.

Не менее своеобразны мелодика и ритмика Дебюсси. В его произведениях редко встречаются развернутые, замкнутые мелодические построения - господствуют краткие темы-импульсы, сжатые фразы-формулы. Мелодическая линия экономна, сдержанна и текуча. Лишенная широких скачков, резких «выкриков», она опирается на исконные традиции французской поэтической декламации. Соответствующие общему стилю качества обрел и ритм - с постоянным нарушением метрических устоев, избеганием четких акцентов, темповой свободой.Ритмика Дебюсси отличается капризной зыбкостью, стремлением к преодолению власти тактовой черты, подчеркнутой квадратности (хотя обращаясь к народно-жанровому тематизму композитор охотно применял характерные ритмы тарантеллы, хабанеры, кек-уока, марша-шествия).

Прелюдия «Девушка с волосами цвета льна» (Ces-dur) принадлежит к. числу самых популярных произведений Дебюсси. Подчеркнуто простая фортепианная фактура этой прелестной пьесы соединяется со свежестью мелодических очертаний и гармонического языка. Не выражение чувств, а скольжение..."

А вот как в интерпретации известного американского скрипача Джошуа Белла звучит эта мелодия

Единственный струнный квартет Дебюсси является результатом экспериментов с революционным стилем, названным импрессионизм. Отличительной чертой импрессионизма является новое сочетание звуков, которые как бы существуют ради самих себя и не вытекают, и не продолжаются другими звуками. Премьера квартета прошла неудачно, но поколения исполнителей совладали с его чрезвычайной технической и музыкальной сложностью и сейчас зрители могут наслаждаться ошеломляющим количеством текстур и эффектов.

И несколько слов о пианисте. Игорь Урьяш - имя для меня новое. Ему около 50 лет. Играет он очень неплохо.

Игорь Урьяш один из ведущих пианистов России. Участник ансамблей "Нева-трио", "St. Petersburg Chamber Players", "Санкт-Петерс-Трио". В качестве солиста, участника симфонических программ и камерных ансамблей Игорь Урьяш много гастролирует по России, Западной Европе, странам Дальнего Востока, США и Канаде. Им сделан ряд записей, получивших самую высокую оценку. Игорь Урьяш успешно сотрудничал с выдающимся виолончелистом Мстиславом Ростроповичем, выступая с ним в дуэте как в Санкт-Петербурге, так и в гастрольных поездках. С 1996 года пианист работает со всемирно известным скрипачом М.Венгеровым.

Не хочется прощаться с музыкой Дебюсси.

Дебюсси поразителен в своей неповторимости!.. Его музыка напоена страстью, но не пронзительной, а завораживающей; искры там чудесным и странным образом смешиваются со льдинками, а тайна, на секунду мелькнув возможностью разгадки, никогда не откроется до конца...