Принципы создания исторического романа в творчестве Вальтера Скотта «Айвенго. Анализ исторического произведения вальтера скотта "айвенго" Историческая обстановка романа

Вальтер Скотт

Ва?льтер Скотт, создатель жанра исторического романа, был одним из наиболее значительных новаторов в литературе XIX века. Его творчество оказало огромное влияние не только на английскую, но и на всю европейскую и американскую литературу. Литературная деятельность этого писателя начинается в конце XVIII века. Вначале писатель выступает как поэт и собиратель народных поэтических произведений. Изданный им трехтомный сборник «Песни шотландской границы» (1802–1803) является классическим фольклорным источником. В раннем оригинальном творчестве В. Скотта отчетливо проявляется использование фольклорных традиций и поэтики английских предромантиков. Уже в этот период В. Скотт выступает как самобытный и талантливый поэт, заслуженно пользовавшийся широкой известностью. Его баллады (такие, как «Иванова ночь») и поэмы («Песнь последнего менестреля», «Ма?рмион», «Дева озера» и др.) были крупным явлением в английской литературе.

В. Скотт был родоначальником исторического романа, жанра, в котором романтический историзм мог быть реализован полностью. Писатель первым попытался с позиций современности написать роман о прошлом, оценивая это прошлое с учетом опыта и знаний, накопленных человечеством. Он ищет в прошлом истоки настоящего, зная реальный ход исторического процесса, не идеализируя отдельные исторические эпохи, а стремясь показать их взаимообусловленность.

Поскольку цель исторического романа – показать характерные признаки эпохи, В. Скотт избирает для своих произведений ключевые, переломные моменты в жизни общества и государства, когда определяющие черты эпохи проявляются наиболее наглядно или когда происходит исторически закономерная смена эпох. Так, роман «Айве?нго» изображает период образования английской нации, «Кве?нтин До?рвард» – централизацию французского государства, «Ву?дсток» – Английскую буржуазную революцию, «Роб Рой» – якобитское движение в Шотландии.

«Исторический роман В. Скотта, в отношении к нравам, обычаям, колориту и духу известной страны в известную эпоху, достовернее всякой истории», – писал В. Г. Белинский.

Для создания широкой панорамы, показа переплетения интересов различных слоев населения В. Скотт вводит в повествование несколько сюжетных линий, связанных между собой общей интригой, по-разному освещающих отношение разных сословий к происходящим событиям, причем, как правило, все основные сословия имеют в романах В. Скотта своих представителей.

Заметьте, внимание автора всегда сосредоточено на личных интересах героев, частных, казалось бы, событиях. Главными героями его произведений почти никогда не бывают исторические деятели. Писатель оставляет себе свободу в выборе времени, места действия, передвижений героев, в мотивировке их поступков, то есть оставляет широкое поле деятельности для творческой фантазии. Однако частная жизнь людей тесно связана с окружающей их действительностью, с исторической атмосферой, и в романах В. Скотта, уловившего эту закономерность, частное событие становится типичным проявлением общего исторического процесса, отражает в себе те черты, которые определяли жизнь общества в целом. Семейные, личные отношения переплетаются с историческими событиями, вбирают в себя их характерные признаки, зависят от них.

Переломные эпохи изобилуют драматическими конфликтами, поэтому романы английского писателя, изображающие эти эпохи, драматичны.

Заслуга В. Скотта заключается в том, что он не ограничивается односторонней оценкой исторического прошлого, но дает различным героям возможность высказать свое мнение, которое часто оказывается более верным, чем мнения главных героев, выражающих авторскую точку зрения. Именно такое положение главных героев писателя в повествовании отчасти обусловливает то, что они зачастую оказываются лишь связующим звеном различных сюжетных линий, определяют композиционный, но не идейный центр произведения.

Важнейшим достижением писателя было отражение социальных конфликтов эпохи и изображение народных масс как движущей силы исторического прогресса (хотя народ в его романах лишен творческой энергии и полностью зависит от своих предводителей). Реалистические принципы отражения действительности зарождались внутри романтического метода В. Скотта, не противореча ему и не ослабляя его позиций, но дополняя его, придавая особое очарование произведениям писателя и помогая читателю понять объективные закономерности исторического процесса. Именно поэтому В. Г. Белинский говорил, что В. Скотт «дал историческое и социальное направление новейшему европейскому искусству».

Одно из лучших произведений В. Скотта, в котором проявились все основные черты романтического исторического романа, – «Айвенго» (1819). Роман описывает события XII века, когда Англия уже была завоевана норманнами, сопротивление саксов было окончательно сломлено и в стране начался процесс образования английской нации. Период, привлекший внимание романиста, знаменателен и в том отношении, что победа норманнов и укрепление их власти в царствование Ричарда I Плантагене?та открывали дорогу феодальным междоусобицам. Борьба саксов с норманнами заставляла баронов поддерживать короля и вождей, от единства борющихся сторон во многом зависела победа. Достижение норманнами своих целей привело к разрушению временных союзов, и в романе В. Скотта читатель уже ясно видит первые вспышки неповиновения баронов своему государю, начало того периода средневековья, который определяется как феодальная раздробленность.

Все эти исторические процессы находят непосредственное отражение в «Айвенго». Писатель избирает для своего повествования тот момент, когда английский король Ри?чард Львиное Сердце возвращается в королевство из австрийского плена. В это время в стране действуют различные силы, пытающиеся извлечь для себя максимальную выгоду из создавшегося положения. Несмотря на очевидность победы норманнов, в стране остались влиятельные представители саксонской знати, мечтающие о возрождении былой независимости (наиболее ярким их представителем является в романе Се?дрик Саксонец). В то же время убежденность в невозможности победы саксов развязывает руки баронам, и первый акт неповиновения королю связан с деятельностью его брата, принца Джона Анжу?йского, вокруг которого группируются феодалы, надеющиеся извлечь выгоду из предстоящей смуты. Слабость королевской власти проявляется в тех эпизодах романа, где Джон заигрывает с баронами, уговаривает их поддержать притязания принца. В то же время отсутствием короля пытаются воспользоваться руководители ордена рыцарей Храма, стремящиеся укрепить в стране позиции своего ордена. (Духовно-рыцарские ордены – это своеобразные независимые от короля феодальные объединения.) Так в романе сталкиваются различные интересы, отражающие реальную историческую обстановку и определяющие пути, по которым предстоит развиваться государству в будущем.

Роман строится как история сына Седрика Саксонца, рыцаря Айвенго, возвратившегося из Палестины в страну, где его ждет проклятие отца и куда еще не вернулся его покровитель – король. Роман заканчивается благополучной женитьбой Айвенго на любимой им леди Ровене. Формально герой объединяет повествование, именно к нему сходятся различные сюжетные линии произведения. Айвенго стоит в центре системы образов, и с этой точки зрения именно он является главным героем, хотя от его деятельности менее всего зависит развитие сюжета. В соответствии с этой ролью в произведении Айвенго выражает авторское отношение к историческим процессам, происходившим в стране. Характерно, что герой выступает сторонником компромисса между норманнами и саксами, между законной королевской властью и подданными короля. Однако не Айвенго оказывает решающее влияние на развитие событий. Более того, когда происходит решительное столкновение борющихся сторон, он лежит раненый и не может принять никакого участия в происходящем. Айвенго – характерный образец главного героя романов В. Скотта. Но этот персонаж позволяет романисту так построить повествование, что различные интересы и различные социальные силы сталкиваются в одном общем конфликте.

«Компромиссный характер» этого героя позволяет ему связать в единое художественное целое проблему борьбы саксов за независимость и их неизбежного поражения (Айвенго является сыном Седрика, предводителя саксов, а его женитьба на наследнице саксонских королей Ровене мешает объединению группировок порабощенного народа), проблему взаимоотношений короля и феодалов (Айвенго – сторонник единой королевской власти и выступает против непокорных баронов), проблему борьбы с духовно-рыцарскими орденами (Айвенго – враг Буагильбера, одного из предводителей ордена Храма), проблему взаимоотношений феодалов с широкими народными массами и ряд других проблем. Айвенго выражает стремление к примирению конфликтующих сил на основе подчинения королевской власти, которая в свою очередь должна учитывать интересы всех слоев населения и защищать их законные права. Эта программа, безусловно, отражает мировоззрение самого В. Скотта, его удовлетворение результатами «Славной революции» 1688 года.

Однако читатель выясняет особенности исторического развития Англии в XII веке, не безоговорочно следуя за рассуждениями и действиями Айвенго, а исходя из общего содержания романа. Иначе говоря, идейное звучание произведения определяется исторически верным отражением самих противоречий эпохи и тех социальных сил, которые вступают в конфликты, выражающие эти противоречия.

Творчество В. Скотта высоко оценили в России, о нем восторженно отзывался А. С. Пушкин: «В наше время под словом роман разумеем целую историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании. В. Скотт увлек за собою целую толпу подражателей. Но как они все далеки от шотландского чародея!» А позднее В. Г. Белинский отметил главное мировое достижение писателя: «За Вальтером Скоттом остается слава создания новейшего романа».

Вопросы и задания

1. Расскажите, какой исторический момент в жизни Англии выбирает для повествования В. Скотт и почему.

2. Объясните идейную и композиционную роль образа Айвенго в романе.

4. Проследите, как показаны в романе представители различных социальных слоев английского общества.

5. Объясните идейную и композиционную роль образа Ричарда Львиное Сердце в романе.

6. Дайте характеристику образу Бриана де Буагильбера. К какому литературному типу относится этот персонаж:?

7. Назовите основные жанровые признаки исторического романа и проиллюстрируйте их примером «Айвенго» В. Скотта.

8. Объясните смысл и художественное назначение эпиграфов и вставных баллад в этом произведении.

9. На примере романа «Айвенго» покажите основные принципы романтического историзма.

Из книги Лучшие книги XX века. Последняя опись перед распродажей автора Бегбедер Фредерик

№46. Фрэнсис Скотт Фицджеральд «ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ» (1925) Когда Скотт Фицджеральд (1896-1940) публикует «Великого Гэтсби», ему всего 29 лет, и, однако, он находится на вершине своего творчества. Он понял, что такое Америка, и вот тому доказательство: Америка у его ног. Он женат на самой

Из книги Джим Джармуш: Интервью автора Джармуш Джим

Из книги Режиссерская энциклопедия. Кино США автора Карцева Елена Николаевна

Из книги Рождение гения. Джон Кеннеди Тул автора Скотт Лиз

Из книги Зарубежная литература XX века: практические занятия автора Коллектив авторов

Лиз Скотт. Рождение гения New Orleans Magazine, май 1993 г.…Это, в конечном итоге, роман о жирном парняге, который обильно рыгает и много забавляется сам с собой. Не всякая мать увидит в таком блеск таланта - хоть его и напишет ее единственный сын, гений. Однако, Тельма Тул увидела. А

Из книги При свете Жуковского. Очерки истории русской литературы автора Немзер Андрей Семенович

Фрэнсис Скотт Фицджеральд Francis Scott Key Fitzgerald 1896 – 1940 ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ THE GREAT GATSBY 1925 Русский перевод Е.Калашниковой

Из книги 100 великих литературных героев [с иллюстрациями] автора Еремин Виктор Николаевич

Вальтер-Скоттовский историзм, его русские изводы и «Князь Серебряный» В сравнительно недавно опубликованной работе А. А. Долинин убедительно показал, сколь существенны различия между романами Вальтера Скотта, в конечном счете утверждающими торжество прогресса

Из книги Влюбленный демиург [Метафизика и эротика русского романтизма] автора Вайскопф Михаил Яковлевич

Айвенго Доблестному и благородному рыцарю Айвенго скоро исполнится двести лет. Все эти годы подвиги его, мытарства и достойные деяния тревожили сердца юных, да и не только юных читателей. Конечно, сегодня образ Айвенго значительно поблек на фоне героев многочисленных

Из книги Политика & Эстетика. Коллективная монография автора Бодлер Шарль

11. Негативный вариант космологического синтеза и его связь с рассказом о художнике-демиурге: «Вальтер Эйзенберг» К. Аксакова В эскапистских версиях сюжета даже сама интеграция природных стихий в женском образе могла носить инфернальный характер. Теоретическую

Из книги автора

Жан-Пол Маду ВАЛЬТЕР БЕНЬЯМИН В КОЛЛЕЖЕ CОЦИОЛОГИИ У нас мало сведений о том, как состоялось знакомство Беньямина с Жоржем Батаем и Пьером Клоссовски. Я присоединяюсь к точке зрения Жан-Мишеля Пальмье, который полагает, что отношения, завязавшиеся между Беньямином

Издательство:

Hurst, Robinson, and Co.;
Archibald Constable and Co.

в Викитеке

«Айвенго» - первый роман Скотта, действие которого происходит за пределами Шотландии . События приурочены к 1194 году - через 130 лет после битвы при Гастингсе , в результате которой саксы были покорены норманнами .

Предыстория

«Айвенго» - первый роман, в котором Скотт обращается к чисто английской культуре, изображая вражду саксов и норманнов во время правления Ричарда I . Дж. Г. Локхарт в своём труде «Жизнь Вальтера Скотта» (англ. Life of Sir Walter Scott ; 1837-1838) предполагает, что решение обратиться к средневековой Англии было вызвано «послеобеденной беседой» писателя с другом Уильямом Клерком, привлекшим внимание Скотта к неприязни двух народов Англии. Клерк отметил, что слова, используемые для названия пород домашнего скота, в английском языке имеют англо-саксонские корни (например, sheep - «овца», pig - «свинья», cow - «корова»), а для обозначения приготавливаемых из них блюд применяются заимствованные из французского термины (mutton - «баранина », pork - «свинина », beef - «говядина »). Эта иллюстрация подчиненности саксонцев землевладельцам-норманнам упоминается в «Айвенго».

Скотт хотел, что бы роман был опубликован без указания авторства. Ему было любопытно, узнает ли общественность «автора „Уэверли “», а кроме того, он надеялся опубликовать один за другим «Айвенго» и следующий роман «Монастырь », чтобы конкурировать на литературном поприще с самим собой. Отказаться от этого плана его убедил издатель Арчибальд Констебл, опасавшийся, что два романа нанесут ущерб продажам друг друга .

Сюжет

По завершении третьего крестового похода многие рыцари возвращаются в Европу . Король Ричард Львиное Сердце в плену у австрийского герцога Леопольда . Принц Джон сеет смуту в стране между норманнами и саксами и ведет интриги против короля, надеясь заполучить власть. Седрик Ротервудский, богатый землевладелец, в надежде возродить былое могущество саксов намеревается поставить во главе их сэра Ательстана, потомка короля Альфреда . Апатичный Ательстан не вызывает ни у кого доверия, и Седрик, дабы придать ещё большего веса его фигуре, мечтает женить его на своей воспитаннице, прекрасной леди Ровене, предком которой тоже является король Альфред Великий. Но на пути к заветной мечте старого тана встал его сын Уилфред Айвенго, полюбивший Ровену. Седрик, верный своему идеалу, изгнал его из отчего дома и лишил наследства.

Двое слуг Седрика, свинопас Гурт и шут Вамба, встречают прелата Эймера и рыцаря-храмовника Бриана де Буагильбера, направляющегося со свитой на рыцарский турнир в Ашби. Застигнутые в дороге непогодой, рыцарь и приор являются к Седрику. Приют в доме гостеприимного тана получают также пилигрим, возвращающийся из святой земли, и еврей Исаак из Йорка. Буагильбер, вернувшийся из Палестины , рассказывает о боях за Гроб Господень . Пилигрим рассказывает о турнире в Акре, где победителями оказались рыцари саксонского происхождения, но умалчивает об имени шестого рыцаря. Буагильбер заявляет, что это был Уилфред Айвенго, победивший его самого и заявляет, что в следующий раз победит Айвенго. По окончании трапезы леди Ровена, воспитанница Седрика, расспрашивает пилигрима о судьбе её возлюбленного Айвенго. Пилигрим сообщает, что Айвенго движется в Англию через недружественные земли Франции, но когда он прибудет неизвестно.

Утром пилигрим поднимает Исаака и сообщает ему, что вечером он слышал, как храмовник Бриан де Буагильбер приказал своим невольникам-палестинцам схватить еврея и отвезти его в замок Фрон де Бефа. Пилигрим с Исааком покидают поместье Седрика. Достигнув Ашби, благодарный Исаак сообщает пилигриму, что увидел у него рыцарские шпоры и предлагает ему занять боевого коня, оружие и рыцарские доспехи для предстоящего турнира у одного из его друзей.

Начинается турнир в Ашби. На турнир съехалась вся знать Англии, в том числе и принц Джон с приближёнными. Принц публично показывает свою дерзость и неприязнь к саксам. Пятеро рыцарей-зачинщиков вызывают всех на бой. Все соглашаются биться только тупым оружием, храмовника никто не решается вызвать. Появляется некий рыцарь Лишённый Наследства, как он сам себя назвал. Он побеждает всех зачинщиков одного за другим и провозглашается победителем первого дня состязаний, ему выпадает честь выбрать среди знатных дам Царицу любви и красоты. Победитель выбирает леди Ровену.

Вечером к палатке победителя являются слуги побежденных вместе с конями и доспехами хозяев, которые по правилам турнира переходят победителю. Воин отказался принимать доспехи Бриана де Буагильбера, а за вооружение и лошадей других рыцарей взял лишь половину суммы. Затем он отправил своего оруженосца Гурта в дом еврея Исаака отдать деньги за свои доспехи. Еврей принял деньги, но когда Гурт уходил, во дворе его остановила дочь еврея Ребекка и отдала ему мешок с большими деньгами, объясняя это тем, что её отец Исаак в большем долгу перед рыцарем.

На второй день турнира происходит массовая битва. Отряд под предводительством Бриана де Буагильбера сразился с отрядом рыцаря Лишённого Наследства. В ходе сражения стороны большинство воинов выбыло, и в конце рыцарь Лишённый Наследства остался сражаться один с Буагильбером, Ательстаном и Фрон де Бефом. В последний момент ему на помощь подоспел рыцарь в чёрных доспехах, который до этого принимал пассивное участие в битве, за что зрители прозвали его Чёрным Лентяем. Он выбил из сёдел Фрон де Бефа и Ательстана, и в результате победил отряд рыцаря Лишённого Наследства. Принц Джон признал героем дня Чёрного Лентяя, но он куда-то исчез с ристалища . Тогда принцу пришлось опять признать победителем рыцаря Лишённого Наследства. Победитель встал на колени перед Царицей любви и красоты леди Ровеной, чтобы получить от неё почётный венец. Когда рыцарь снял шлем, Ровена узнала в рыцаре своего возлюбленного Айвенго, но он был ранен в бок и, потеряв силы, упал перед её ногами. В ходе возникшей сумятицы еврей и его дочь Ребекка, имеющая навыки врачевания, подобрали рыцаря на носилки и отвезли в свой дом в Ашби. На следующий день должны были пройти соревнования для простонародья, но принц Джон получил письмо от французского короля, сообщавшего, что король Ричард возвращается из плена. Соревнования провели в тот же день, на них победил йомен Локсли. Вечером Седрик и Ательстан побывали на пиру у Принца Джона, на котором присутствовали и другие знатные норманны. Леди Ровена не пошла на пир. Принц Джон и собравшиеся норманны оскорбили саксов, те в гневе покинули пир.

Де Браси, вожак наёмников на службе принца, вместе с храмовником и Фрон де Бефом напал на процессию Седрика и захватил в плен Седрика, Ательстана, Ровену, Исаака с дочерью и Айвенго, которого они несли в носилках. Сбежавшие Вамба и Гурт встретили Локсли, который велел собрать людей, а сам отправился к часовне отца Тука. Там он застал приехавшего вчера Чёрного Лентяя, тот согласился помочь йоменам. В это время Ательстан и Седрик согласились заплатить выкуп за освобождение, де Браси не смог преуспеть перед Ровеной, храмовник потерпел неудачу с Ребеккой, хоть мужество девушки пришлось ему по душе. Исаак отказался платить Фрон де Бефу, узнав, что дочь находится у храмовника.

Норманны получают вызов от йоменов, но их гордость не даёт им отпустить пленников, хоть у них лишь кучка людей для защиты замка. Вамба под видом монаха пробирается в замок и подменяет собой Седрика; тот, уходя из замка, разговаривает со старухой Урфридой, узнав в ней Ульрику - дочь своего друга Торкиля Вольфгангера, семью которого вырезали де Бефы. Йомены идут на штурм, Фрон де Беф, защищая палисад, получает смертельную рану от руки Чёрного рыцаря. Он и Седрик рубят входные ворота, Ульрика поджигает замок, раненный Фрон де Беф сгорает заживо. Де Браси открывает ворота, чтобы сразить Чёрного рыцаря, но проигрывает и попадает к нему в плен. Храмовник собрав остатки людей и, сразив Ательстана, прорывается из замка.

Йомены делят добычу, де Браси возвращается к принцу и сообщает, что Ричард вернулся, это и есть Чёрный рыцарь, принц приказывает Фиц-Урсу устроить на него засаду. Ричард едва не погибает, но ему на помощь приходит Локсли. Седрик, Ричард и Айвенго пьют на поминках Ательстана, внезапно является живой Ательстан. Он присягает Ричарду, уступает Ровену Айвенго и собирается перевешать монахов, которые едва его не погубили.

В это время в прецепторию храмовников Темплстоу, где укрылся Буагильбер, является гроссмейстер ордена, грозный Лука Бомануар. Узнав от Исаака, что храмовник привёз Ребекку, Бомануар решает, что она его околдовала и устраивает суд. Чтобы выгородить Буагильбера, остальные подтверждают эту версию. Ребекка требует божьего суда и бросает перчатку. Защищать орден должен Буагильбер, на защиту Ребекки является измождённый Айвенго на усталом коне. Однако на поединке Буагильбер умирает от собственных страстей. Ребекка освобождена и уезжает с отцом в Гранаду. Выясняется, что Ательстан на самом деле выжил, но на все уговоры Седрика жениться на Ровене он отвечает отказом. В итоге Седрик скрепя сердце соглашается на брак Ровены с Айвенго. Айвенго венчают с Ровеной.

Персонажи

«Айвенго», опера Артура Салливана

  • Уилфред Айвенго - рыцарь, главный герой
  • Бриан де Буагильбер - храмовник, главный враг Айвенго
  • Ревекка - дочь еврейского ростовщика
  • Исаак из Йорка - отец Реекки, еврейский ростовщик
  • «Чёрный рыцарь», «Чёрный лентяй» (фр. Le Noir Fainéant ) - Ричард I Львиное Сердце
  • Локсли - предводитель вольных йоменов, Робин Гуд
  • Отшельник - брат Тук
  • Ровена - возлюбленная Айвенго, племянница Седрика
  • Седрик Сакс - отец Айвенго
  • Ательстан - потомок последнего короля саксонской династии
  • принц Джон - наследный принц и брат короля Ричарда
  • Реджинальд Фрон де Бёф - барон, владеющий имением Айвенго
  • Вальдемар Фиц-Урс - влиятельный вельможа в свите принца Джона, желающий стать канцлером; его дочь Алисия считается первой красавицей при дворе принца Джона.
  • Приор Эймер - приор аббатства святой Марии в Жорво
  • Морис де Браси - рыцарь-иоаннит
  • Лука Бомануар - вымышленный гроссмейстер ордена тамплиеров
  • Конрад Монт-Фитчет - наперсник Бомануара
  • Альберт Мальвуазен - настоятель прецептории Темплстоу
  • Филипп Мальвуазен - местный барон, брат Альберта
  • Гурт - свинопас Седрика Сакса
  • Вамба - придворный шут Седрика Сакса
  • Ульрика - пленница Фрон де Бёфа

Адаптации

  • Фильм 1952 года режиссёра Ричарда Торпа, три номинации на премию «Оскар ».
  • Фильм 1982 года режиссёра Дугласа Кэмфилда.
  • Баллада о доблестном рыцаре Айвенго - советский фильм Сергея Тарасова .
  • Опера 1891 года (англ.) русск. британского композитора Артура Салливана .
  • Храмовник и еврейка - опера немецкого композитора Генриха Маршнера .

Примечания

Ссылки

Роман В. Скотта «Айвенго» был написан в 1819 году.

Его действие происходит в Шотландии и переносит читателя на семь веков назад в особенный мир истории и переживаний. Нас интересует главный герой - Айвенго, характеристика которого будет дана в статье. Но сначала мы кратко рассмотрим основные события этого произведения.

Начало событий в романе

После окончания Третьего крестового похода в плену томится король Ричард Львиное Сердце. Его место на престоле коварно занимает принц Джон. Айвенго, характеристика которого нас интересует, является верным сторонником законного короля.

Застигнутые непогодой, в доме Седрика Сакса встречаются все герои романа. Идут расспросы о походе во имя веры.

Рыцарь-храмовник рассказывает, что проиграл лишь одному рыцарю на турнире: его зовут Айвенго. Все ахают - это имя в доме запрещено упоминать.

Тем временем все готовятся к турниру в Ашби, который должен состояться на следующий день.

Вся знать прибыла в Ашби посмотреть на доблесть рыцарей, вернувшихся их Палестины. На арену выезжает рыцарь, который представился как Лишенный Наследства. Он никому не открывает лица. Победив всех, он делает круг по арене и выбирает королевой красоты и любви леди Ровену.

Второй день турнира продолжается поединками отрядов. Соратники рыцаря Лишенного Наследства разбиты. Он сражается один с тремя противниками. Ему на помощь выезжает рыцарь в черных доспехах. Вдвоем они добиваются победы, и черный рыцарь исчезает. Принц Джон снова назначает победителем таинственного рыцаря. Тот вновь выбирает королевой леди Ровену, но, раненый, падает с коня и тут открывается его лицо. Все узнают Уилфреда Айвенго, характеристика которого последует далее.

В плену

Маленький отряд Седрика Сакса, в который входит леди Ровена, прекрасная еврейка Ревекка с отцом и раненый беспомощный главный герой, захватывает отряд принца Джона и заключает в замок де Бефа. Хитростью подчиненные Седрика вызволяют его из замка. Он вместе с Черным рыцарем захватывает замок и освобождает узников. Этот рыцарь оказывается королем Ричардом и приглашает всех к себе.

В замке короля

Королевское приглашение - это приказ. По мнению Седрика, именно Ательстан - законный король Англии, и ему должна принадлежать леди Ровена. Но сам Ательстан, коренной сакс, присягает королю Ричарду, и все уговаривают Седрика соединить влюбленных друг в друга Ровену и сына Седрика. Пока Седрик колеблется, изможденный раной рыцарь-герой едет на верную гибель - освобождать Ревекку. Она в плену у храмовника Буагильбера. На поединке рыцарь ордена внезапно падает с коня и умирает. Наш герой, освободив Ревекку, возвращается. Седрика уговорили разрешить брак леди Ровены и его сына. Происходит свадьба Ровены и Айвенго, характеристика которого чуть позже будет изложена.

Роман «Айвенго»

После успеха романа «Уэверли», который вышел в свет в 1814 году, восьмым произведением исторического жанра станет «Айвенго». Произведение «Айвенго», характеристика которого парадоксальна и заключается в том, что оно, став классикой исторической приключенческой литературы, в наши дни перекочевало в детские библиотеки.

Роман кажется несколько затянутым, действие развивается медленно. Зато прекрасны отступления, которые показывают панораму жизни XII столетия и погружают в ее атмосферу, в антураж рыцарской жизни, который вновь входит в моду: подростки и взрослые делают себе костюмы рыцарей и устраивают нарядные рыцарские турниры.

Рыцарь Айвенго: характеристика

Уилфред Айвенго принадлежит к старинному роду. Его отец Сакс придерживается всех древних обычаев и не переносит норманов, захвативших всего в одном сражении всю страну. Он считает, что его воспитанница, прекрасная леди Ровена, должна породниться с лицом королевского дома саксов. Поэтому у него имеются две причины лишить сына наследства: он присягнул на верность английскому королю и мечтает жениться на леди Ровене.

Айвенго - красив, молод, силен и смел.

Он отлично владеет всеми воинскими искусствами, что позволяет ему на турнире в Палестине победить опытного рыцаря Буагильбера и повторить это на родине.

Герой произведения - патриот. Он ненавидит норманов, которые более ста лет взращивают на родине ожесточение и озлобление простого народа.

Айвенго - однолюб. Полюбив Ровену, он деликатен с чувствами Ревекки и ведет себя, как рыцарь, - не более. А леди Ровене он навсегда отдал свое сердце. Своей возлюбленной он посвящает военные подвиги.

Уилфред благороден. Он - человек чести и справедлив. Он помогает отцу Ревекки, старому еврею Исааку, спасти свое состояние и жизнь от посягательств храмовника де Буагильбера. Он защищает Ревекку на суде.

Айвенго прогрессивен. Он понимает, что будущее его страны состоит в объединении. Поэтому он присягает королю и отправляется с ним в Третий крестовый поход. Отец за это лишил сына наследства, и тот поместил на свой щит дуб, который вырван с корнем. Смелость, благородство и любовь к родине сына заставляют старого Седрика пересмотреть свои политические взгляды и раскрыть сердце сыну.

Герой - рыцарь, а это значит, что он верен данному слову, защищает слабых. Всегда, даже с риском для жизни, правдив и справедлив Айвенго, характеристика которого закончена.

Все качества Айвенго актуальны для нашего времени. Остается открытым вопрос: «Легко ли быть рыцарем?».

План характеристики Айвенго:

  • История создания романа «Айвенго».
  • Происхождение героя.
  • Его портрет.
  • Верность королю Ричарду.
  • Отношение к положительным и отрицательным персонажам.
  • Рыцарские качества.

На этом мы заканчиваем рассмотрение романа В. Скотта и его главного героя Айвенго.

Роман Вальтера Скотта «Айвенго» - первый исторический и приключенческий роман девятнадцатого века, который впоследствии был переведён на русский язык. Известно, что его продажи были огромными.

Так, всего лишь за 10 дней был распродан первый большой тираж книги: в 10 тысяч экземпляров. Сюжет романа переносит читателя за пределы Шотландии, и в нём описываются события 1194 года, когда состоялась известная битва при Гастингсе.

Несмотря на то что события, которые описывает Вальтер Скотт, произошли 128 лет назад, они интересны были читателю того времени.

История создания романа

В своём произведении «Айвенго» Вальтер Скотт показывает то , насколько сильной была вражда между норманнами и англосаксов в те времена, когда на английском престоле находился Ричард Первый.

Известно, что сначала Скотт желал опубликовать свой роман без указания авторства. Желая понять, насколько читатель знаком с его произведениями, он мечтал в дальнейшем издать другой роман и конкурировать с самим собой. Но издатель отговорил его от этого плана, предположив, что на литературной карьере писателя это может отрицательно сказаться, а гонорары и успех уже будут не такими потрясающими.

Описание событий в главах с 1 по 10

Действие этой главы начинает развиваться в лесу, где между собой беседовали двое простолюдинов. Они обсуждали то положение, которое сложилось в обществе. Это был шут и свинопас.

К этому месту во второй главе подъехала небольшая группа всадников. Они были необычно одеты, словно чужеземцы. Был в этом отряде и духовник высокого ранга - аббат Эймер. Но особо выделялся мужчина старше 40 лет. Автор даёт ему следующую характеристику:

  1. Высокий рост.
  2. Худощавый.
  3. Мускулистый и сильный.
  4. Тёмные и проницательные глаза.
  5. Роскошная одежда.

Эймер и его путник поинтересовались у шута и свинопаса тем, как проехать в замок Ротервуд. Но шут решил показать им неверную дорогу. Этот спутник аббата был рыцарь Бриан де Буагильбер. Но по дороге всадник встретился незнакомец, который и проводил их к замку.

В третьей главе читателю предстоит познакомиться с Седриком Сакса, к которому и направлялись путники. Он был человеком простодушным, но вспыльчивым. Ходили слухи о том, что он выгнал из дома своего единственного сына за то, что тот посмотрел влюблёнными глазами на прекрасную леди Ровену. Сакс привык воевать, но в последнее время он стал уставать и от сражений, и от охоты, так как ему уже шёл 60 год.

Всадники прибыли в замок как раз к ужину. Вскоре поздние гости вошли в зал, а старик Сакс поспешил отослать служанку к прекрасной хозяйке замка, чтобы она не выходила к ужину.

В четвёртой главе читатель знакомится не только со всадниками, которые вошли в залу, где собирался ужинать Сакс, но и с леди Ровена, которая ослушалась приказания хозяина замка и появилась перед гостями. Автор использует много эпитетов , пытаясь описать красоту леди Ровена:

  1. Рост высокий.
  2. Прекрасно сложена.
  3. Кожа Ровены отличалась ослепительной белизной.
  4. Ясные голубые глаза и длинные ресницы.
  5. Густые светло-русые волосы.

Весь разговор за ужином касался лишь только рыцарского турнира, о котором уже давно говорили все в округе. Гости предложили Седрику сопровождать их пару на этот турник. Но тот не принял это предложение, считая себя отважным бойцом. Но беседа была прервана тем, что слуга сообщил о страннике, который просится на ночлег.

Зашел разговор и о самых сильных рыцарях, среди которых был назван и Айвенго.

В шестой главе читатель подробно узнаёт о рыцаре Айвенго, который заинтересовал леди Ровену, и она стала расспрашивать о нём.

Седьмая и восьмая главы переносят читателя на рыцарский турнир. Здесь же был и богатый еврей Исаак вместе со своей прекрасной дочерью Ревекка. Принц Джон напоминает аббату о том, что всё-таки необходимо выбрать самую прекрасную девушку, чтобы назначить её королевой красоты и любви. Королеве предстоит на второй день турнира раздавать награды.

В разгар турнира появился новый рыцарь, надпись на панцире которого гласила о том, что он был лишён наследства. Он легко победил рыцаря Де Буагильбера, а затем также легко выиграл сражения и с остальными. Так он стал победителям рыцарского турнира.

В девятой главе рыцарь не только отказывается открыть лицо, но выбирает королевой красоты леди Ровену. В десятой главе он отказался взять выкуп от побеждённого де Буагильбера, так как тот был его смертельным врагом.

Основное содержание глав с 11 по 20

На Гурта, который самостоятельно перешёл на службу к рыцарю Лишённого наследства, ночью напали разбойники. Грабители пытались не только забрать его деньги, но и желали узнать, кто его хозяин. Гурт рассказал, что его хозяин богат, и что он желает отомстить своему обидчику.

На второй день турнира сражения продолжились. В 12 главе храмовник и рыцарь Лишённый наследства опять встречаются в бою. Несмотря на численное превосходство противников, новый рыцарь не желал сдаваться. Свалив на землю обидчика, незнакомый для всех рыцарь требовал от храмовника признать поражение, но принц Джон остановил поединок. Когда рыцарь Лишённый наследства снял шлем с головы, чтобы королева красоты его наградила, и Ровена узнала в нём своего возлюбленного Айвенго.

В 13 и 14 главах Айвенго передаёт принцу Джону записку, в которой Ричард, брат принца, писал о том, что жив и здоров, и в скором времени желает вернуться обратно. Чтобы завоевать популярность у своих подданных, Джон устраивает пир, на котором у Седрика расспрашивает о том, за что он выгнал своего сына Айвенго. Он видел, с какой радостью поднимали гости тосты за короля Ричарда, и это его огорчало.

В пятнадцатой главе де Браси собирает сторонников, которые могли бы поддержать принца Джона и противостоять Ричарду. Был задуман и план по захвату леди Ровены.

В 16 и 17 главах читатель переносится в лес, где обитает Айвенго вместе со своими «разбойниками». В хижине отшельника ужинали Чёрный рыцарь и сам отшельник . Вскоре они уже состязались в игре на арфе и в рыцарской поэзии. После этого пир продолжился.

В 18 главе Седрик Сакс вспоминает о сыне. На турнире, когда Айвенго упал, он хотел ему помочь. Но он вовремя остановился, так как общество его поступок не приняло бы. Седрик пожертвовал своим сыном ради независимости саксов. Саксу казалось, что именно Ательстван должен будет стать их новым королём. Но многие считали, что это первенство нужно было отдать леди Ровене, которая тоже была королевского происхождения.

Теперь же Седрик полагал, что необходимо было женить Ательстана на Ровене и тогда смогут соединиться две партии, которые были ему так близки. Но этому мешал его сын, поэтому-то он и был изгнан из родительского дома.

В 19 главе Седрик возвращался вместе в леди Ровеной, Ательстаном и свитой домой. Но как только они углубились в тёмный лес, тут же встретили Исаака и его прекрасную дочь Ревекку. Они рассказали о том, что на них напали разбойники. Вскоре и перед попутчиками предстали разбойники, но только это были переодетые люди де Буагильбера и де Браси. Шут и Гурта незаметно удалились и неожиданно встретили другую шайку разбойников. Они решили выручить Седрика .

В 20 главе Гурд попадает на поляну, где находился лагерь разбойников. Локсли, которого они встретили в лесу, рассказывает своим товарищам о пленниках. Чёрный рыцарь тоже желал помочь в освобождении Седрика.

Краткий пересказ дальнейших событий

В 21 и 22 главе повествуется о том, в какие условия были помещены пленники в замке Торкилстон. Седрика держали с Ательстаном. Старик уже догадывался, почему он сюда попал. Исаака повели в подвалы, где собирались пытать, если он им немедленно не заплатит серебряных монет. Но еврей упирался, требуя отдать ему дочь.

Не лучшее положение было и у прекрасных женщин. В 23 главе де Берси приставал к Ровене, требуя, чтобы она стала его супругой, иначе никогда не покинет этот замок. А де Буагильбер не смог добиться расположения Ревекки, которая потом стала ухаживать за раненым Айвенго.

В 30 главе началась атака замка . А внутри замка, пытаясь отомстить своим обидчикам, разожгла огонь Ульрика. Едва удалось спасти пленников, как огонь объял весь замок. Но храмовник в этой суматохе успел украсть и увезти Ревекку.

Принц Джон в своём замке опять организовал пир, на котором и узнал, что Ричард вернулся. Но и сторонников с каждой минутой становилось меньше. Но спаслись в ту ночь не все, а Ревекку решили казнить, как колдунью. Её спас от сожжения Айвенго и король Ричард, который опять стал править своей страной. Айвенго женился на Ровене, а Ревекке решила помогать бедным и немощным.

Подробности Категория: Историческая проза Опубликовано 05.05.2017 14:25 Просмотров: 1112

Вальтер Скотт считается основоположником жанра исторического романа в европейской литературе и классиком этого жанра.

Но правильнее было бы говорить о том, что он был одним из первых создателей жанра исторического романа , т.к. у него уже были предшественники – например, Мария Эджуорт.

John Downman. Портрет Марии Эджуорт
Мария Эджуорт (1767-1849) – английская (ирландская) писательница, эссеист, публицист. Она была знакома с В. Скоттом и посетила в его шотландском поместье Эбботсфорд. Её роман «Замок Рэкрент» (1800) стал первым в Европе и в Великобритании историческим романом.
Но первым классиком исторического романа был, конечно, Вальтер Скотт.

Вальтер Скотт: из биографии

Генри Рэбурн. Портрет сэра Вальтера Скотта (1822)
Родился в Эдинбурге (столица Шотландии) в большой семье юриста и дочери профессора медицины Эдинбургского университета. Несмотря на перенесённый в детстве полиомиелит, будущий писатель увлекался альпинизмом, много читал, был активным и любознательным. Окончил Эдинбургский колледж, получил профессию адвоката. Имел собственную юридическую практику.
В связи с профессией много ездил по стране и попутно собирал народные шотландские легенды и баллады. Переводил с немецкого.
Создал собственную семью, имел 4 детей и был отличным семьянином. Построил замок в имении Эбботсфорд, где сейчас находится его музей.

Эбботсфорд

Творчество

Творчество начал с поэзии и переводов с немецкого. Уже став известным поэтом, В. Скотт обратился к прозе. Первым историческим романом Скотта был «Уэ́верли, или Шестьдеся́т лет наза́д» (1814). Он был опубликован анонимно, но имел большой успех. Авторство Скотт признал лишь в 1827 г. Все его следующие романы до 1827 г. выходили как произведения автора «Уэверли».
Действие романа происходит в период восстания якобитов 1745 г. Это восстание было поднято в Шотландии «молодым претендентом» Карлом Эдуардом Стюартом в надежде захватить трон королевства Шотландии, несмотря на то, что ещё здравствовал его отец Яков («старый претендент»).
После первой удачи В. Скотт стал работать в жанре исторического романа. Да, у него были предшественники, но он искал свой путь и свою универсальную структуру исторического романа. Он верил в то, что ход истории не может остановить ни одна из выдающихся личностей, а движущей силой истории всегда является народ. Взгляд Скотта на развитие человеческого общества называют «провиденциалистским» (от лат. Providentia – Божья воля). Здесь Скотт близок к Шекспиру.
Заслугой писателя считают и то, что в своих романах он точно описывал реалии изображаемого времени, никогда не показывал «историю ради истории». К тому же он обладал феноменальной памятью и знаниями, которые он приобрёл в основном в результате самообразования, что помогало ему обогащать читателей. Все эти факторы позволяют назвать его творцом жанра исторического романа.

В. Скотт «Айвенго»

Роман был опубликован в 1819 г. Его тема – вражда во времена Средневековья англосаксов и норманнов в период правления Ричарда I Львиное Сердце (1157-1199).
Закончился третий крестовый поход, в котором приняли участие четверо самых могущественных европейских монархов: германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август, австрийский герцог Леопольд V и английский король Ричард I Львиное Сердце. Рыцари возвращаются в Европу. Король Ричард Львиное Сердце в плену у австрийского герцога Леопольда. Против короля ведутся интриги. Готовится захват власти. Чтобы возродить былое могущество саксов, Седрик Ротервудский, богатый землевладелец, выдвигает кандидатуру апатичного Ательстана, но его личность не вызывает ни у кого доверия. Тогда решают его поженить на прекрасной леди Ровене. Но сын Седрика, Уилфред Айвенго, тоже полюбил Ровену. Седрик изгнал его из отчего дома и лишил наследства. Так завязывается интрига романа.

Э. Делакруа. Иллюстрация к роману В. Скотта «Айвенго» (1858)
После множества приключений, с которыми каждый читатель должен познакомиться самостоятельно, Седрик сдаётся и скрепя сердце соглашается на брак Ровены с Айвенго. Айвенго венчают с Ровеной.

Общая характеристика исторических романов В. Скотта

В романах Скотта – особенный своеобразный мир событий и чувств. Перед читателями предстаёт панорама жизни Англии, Шотландии и Франции в течение нескольких веков (конец XI-начало XIX в.).
Реалистическая основа его романов дополняется чертами романтизма , что особенно касается романа «Айвенго». Не чужды его романам сатира знати, дворянства, которое постепенно преображается в буржуа.
В своих романах Скотт показывает людей самых разнообразных социальных слоев Шотландии, но особенно часто в его творчестве присутствуют персонажи из мелкой буржуазии, крестьянства и деклассированной бедноты. Они изображены ярко, колоритно; так же колоритен и их язык. Писатель очень чувствовал описываемую эпоху, за что его называли «величайшим мастером исторической дивинации всех времен». Историзм Скотта поражал его современников, не привыкших к такому масштабу знаний. Его романы предшествовали работам многих историков его времени.
Для шотландцев Вальтер Скотт является зна́чимой фигурой, для них он больше, чем просто писатель. Он возродил историческую память этого народа и открыл Шотландию для остального мира и в первую очередь для Англии.
Произведения Скотта помогли изменить отношение Великобритании к этой бедной, но гордой стране.
Роман «Айвенго» – одно из лучших произведений Вальтера Скотта. Несмотря на то, что оно было создано почти 200 лет назад, интерес читателей к нему не угасает. Роман помогает нам понять особенности жизни и нравов людей в далекое от нас время.