Презентация на тему "М. "Сказки""

М. Е. Салтыков -Щедрин. Сказки.

Выполнила:

учитель литературы

МБОУ СШ №8

Бородина В. В.


М. Е. Салтыков-Щедрин (1826 - 1889)

Литературный псевдоним – Николай Щедрин.

Выпускник Царскосельского лицея, крупный государственный чиновник.

В своих произведениях наказывал зло, жестокость, предательство, глупость.


История создания

Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1882 году.

К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух.


Основные темы

Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы.

  • Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)
  • Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц»)
  • Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак»)
  • Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)

Жанровое своеобразие

В жанровом отношении сказки сходны с русской народной сказкой. В них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их.

Важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.


Сказка Салтыкова-Щедрина сплав фольклорной сказки и басни

  • Сказочный зачин
  • Устойчивые выражения
  • Фантастические события
  • Образы животных
  • Эзопов язык (язык иносказаний, намеков)

Эзоп - легендарный поэт, творец басни. Его жизнь литературная традиция приурочивает к 6 в. Согласно преданию, он был рабом из Фригии (в Малой Азии), впоследствии был отпущен на волю и жил некоторое время при дворе лидийского царя Креза.

Эзопов язык (по имени баснописца Эзопа), тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора. Прибегает к системе «обманных средств», басенным «персонажам», (сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина).


Сочетание реального и фантастического

Реальное

Фантастическое

Газета «Московские ведомости», город Петербург, Тула Москва, Пенза, Рязань, названия улиц - Подьяческая улица, регистратура, река Фонтанка, Нева, пенсия.

Необитаемый остров с экзотической природой, способ попадания генералов на остров, возвращение домой, наличие мужика, газеты на острове.


Использование определённых сатирических приёмов

Аллегория

иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты

Гипербола

намеренное преувеличение свойств изображаемого предмета

Ирония

отрицательная оценка предмета или явления через осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован

Сарказм

едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом


Один из самых ярких сатирических приемов – гротеск.

Гротеск – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании реального и фантастического


Значение сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина

В небольшом по объёму произведении соединяется лирическое, эпическое и сатирическое и предельно выражена проблема судьбы русского народа.



«Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»




Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина Учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 3» г. Хабаровска Шестакова Лариса Николаевна

Цель: Выявить факты биографии и творчества Салтыкова-Щедрина, дающие возможность определить тематику и художественные особенности сказок.

Задачи: Познакомиться с новыми фактами биографии писателя; Вспомнить основные понятия темы «Художественные особенности русской народной и авторской сказок»; Определить основные проблемы сказок Салтыкова-Щедрина; Найти приемы сатирического изображения действительности; Составить характеристику героев произведения.

Его послал бог Гнева и Печали Рабам земли напомнить о Христе Н. Некрасов

А.И.Куприн «Исполин» Учитель гимназии, преподающий русскую литературу и грамматику, господин Костыка изменил идеалам молодости, превратился в бездушного чиновника. Однажды он учинил экзамен великим русским писателям. Их портреты, «приобретенные когда-то давным-давно, в телячьи годы восторженных слов и сохраненные частью по скупости, частью по механической привычке», висят у него в кабинете. Они его враги, страшные и неуязвимые. Как злосчастным ученикам, он выставляет им двойки и единицы за поведение: Пушкину, Лермонтову, Гоголю. «Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами, - глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку. [Это - глаза Щедрина.] - Ваше превосходительство… - залепетал Костыка и весь холодно и мелко задрожал. И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо: - Раб, предатель и… Пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное слово, которое великий человек, если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило глаза, озвездило его зрачки молниями…»

У Салтыкова-Щедрина есть сказка-элегия "Приключение с Крамольниковым". В ней автор рассказывает о себе, о своей писательской деятельности, о своих горестях и радостях, вместе с тем - и о муках русского подневольного литератора. "Крамольников был коренной пошехонский литератор. Он глубоко любил свою страну. Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет. В этом собственно и заключалась задача всей его деятельности".

Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии "М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество" (1985) так определил место писателя в русской и мировой литературе: "Минувшие века дали миру немало выдающихся писателей-сатириков. В Англии жили и творили Свифт, Диккенс и Теккерей, Во Франции звучал победоносный смех Рабле, Мольера и Вольтера. В Германии блистал язвительным остроумием Гейне. Кантемир, Фонвизин, Новиков, Капнист - таков далеко не полный перечень русских писателей XVIII века, целиком посвятивших себя сатире. Вот к этой фаланге великих насмешников и принадлежал, наряду с Грибоедовым и Гоголем, Салтыков-Щедрин"

«Сказки» - одно из самых ярких творений и наиболее читаемая из книг великого русского сатирика. Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть "пороки российской действительности" и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Сказки подвели итог 40-летней работе писателя и были созданы в течение четырех лет: с 1882 по 1886 год.

Целый ряд причин побудил Салтыкова-Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции - не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки. С другой стороны, жанр сказки был близок характеру писателя-сатирика. Фантастика, гипербола, ирония, обычные для сказки, очень характерны для поэтики Щедрина. Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам читателей, народу. Сказке свойственен дидактизм, а это напрямую соответствовало публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика.

Сказки Салтыкова-Щедрина Сказки русского народа Общие черты Зачин сказочный сюжет фольклорные выражения народная лексика сказочные персонажи концовка Отличительные черты сатира сарказм смешение категорий добра и зла нет положительного героя уподобление человека животному юмор гипербола победа добра над злом положительный герой очеловечивание животных

В жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности сатиры С.-Щ.: ее политическая острота и целеустремленность, реализм ее фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора. О чем же учил думать "детей изрядного возраста" Салтыков-Щедрин? "Дети изрядного возраста" должны возмужать и перестать быть детьми.

Писатель по существу создал новый жанр - политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.

Каковы же объекты сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина? правительственные круги и господствующее сословие; обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция; бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность; бездуховность.

Сатирические приемы, используемые в сказках писателем: а) Разные способы смеха: ирония - осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; сарказм - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества; гротеск - предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия.

б) Иносказание, аллегория - иной смысл, скрытый за внешней формой. в) " Эзопов язык" - художественная речь, основанная на вынужденном иносказании. г) Гипербола - чрезмерное преувеличение.

Проблематика сказки (объект сатиры) Реалии времени Сатирические приемы

Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает "океан-море". И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства.

Образы сказок Салтыкова-Щедрина вошли в обиход, стали нарицательными и живут в веках. Знакомясь с ними, каждое новое поколение познает не только историю своей страны, но учится распознавать и ненавидеть те пороки человечества, которые так зло и беспощадно высмеивает Салтыков-Щедрин.

Особенности образов сказки: Образы-символы; Своеобразие животных; Близость к народным сказкам; Сатирические приемы, использованные автором; Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер; Соединение фольклорного, фантастического и реального.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина Проблематика Художественные особенности самодержавие и угнетенный народ ("Медведь на воеводстве", "Орел-меценат"); отношения мужика и барина ("Дикий помещик", "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"); положение народа ("Коняга", "Кисель"); подлость буржуазии ("Либерал", "Карась-идеалист"); трусость обывателя ("Премудрый пискарь"); правдоискательство ("Дурак", "Христова ночь") фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика); гротеск (переплетение фантастики и реальности)" "эзопов язык" (иносказание и метафоричность); социальная сатира (сарказм и реальная фантазия); обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности); гиперболизация

"Сказки" - это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок - 28 созданы в течение четырех лет с 1882 по 1886 год.

Сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры. Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить...

Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой. Н.Некрасов

Домашнее задание: Анализ сказки (по группам) Примерный план анализа сказки Основная тема сказки (о чем?). Главная мысль сказки (зачем?). Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. Сатирические приемы, использованные автором. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. Соединение фольклорного, фантастического и реального


Слайд 2

Тема урока

Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Слайд 3

План урока

  1. История создания.
  2. Жанровое своеобразие.
  3. Основные темы.
  4. Проблематика.
  5. Художественные особенности.
  • Слайд 4

    История создания

    Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году.

    К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.

    Слайд 5

    Жанровое своеобразие

    В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой.Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их.

    Кроме того важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.

    Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

    Слайд 6

    Аллегория – иносказание

    • Зачин – Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»).
    • Пословицы и поговорки - («бабушка надвое сказала», «не давши слова – крепись, а давши – держись»).
    • Эпитет - В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный э. (в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое»).
  • Слайд 7

    Основные темы

    Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы.

    • Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.)
    • Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.)
    • Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.)
    • Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)
  • Слайд 8

    Проблематика

    Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).

    Слайд 9

    Художественные особенности

    Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»).

    Слайд 10

    Ирония

    • Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»)
    • Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!»)
    • Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»)
    • Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)
  • Слайд 11

    Особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина

    К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Пленительный мир сказок...

    185 лет Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину

    Дом, где родился будущий писатель. Имение Спас-Угол.

    Мать Отец Ольга Михайловна Евграф Васильевич (дочь московского купца) (коллежский советник)

    Дворянский институт в Москве

    Царскосельский лицей

    Тема урока «Сказка - ложь, да в ней намек…» (В чем загадка сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина?)

    В сборник вошло 32 сказки Годы создания (1882 – 1886)

    «В некотором царстве, в некотором государстве жили- были…»

    «Скоро сказка сказывается, но легко ли дело делается?...»

    Генералы -Ничего не умеют и не хотят делать -Глупые («ничего не понимали») -Беспомощные -По сравнению с мужиком они цивилизованные (знают, что такое Вавилонская башня) -Невежественные (даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в …») -Не способны думать ни о ком, кроме как о себе

    Мужик -Все время занят работой -Глуп в некоторых ситуациях (сам свил веревку, которой его привязали) -Мастер на все руки, сметлив -Обладает определенным запасом знаний (знает, как добыть огонь и т.д) -Генералов кормит самым лучшим, о себе почти ничего не берет -Покорен, выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется

    «О них не в сказке сказано, а пером описано…»

    Литературные понятия Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Гротеск – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

    Ирония – скрытая, неявная насмешка. Аллегория – иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. Фантастика – прием, в котором авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального мира.

    Сатира Беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления

    Как два генерала оказались на необитаемом острове? 1.В результате кораблекрушения 2.По щучьему велению, по моему хотению 3.С помощью волшебника 4.Прилетели на ковре-самолете.

    В чем мужик варил суп? 1. В котелке 2. В пригоршне 3.В кокосовой скорлупке 4.В чане.

    Какую газету читали генералы на необитаемом острове? 1. «Московскую правду» 2.«Московские ведомости» 3. «Московское обозрение» 4. «Вестник Москвы».

    Как генералы отыскали на острове мужика? 1. По следам, оставленным на песке 2. По звукам балалайки 3. По запаху мякинного хлеба 4. По его крикам.

    Кем этот мужик работал в Петербурге? 1. Поваром 2. Кузнецом 3. Маляром 4. Извозчиком.

    В каком виде два генерала прибыли на остров? 1. В мундирах 2. В ночных рубашках 3. В шубах и валенках 4. Раздетые.

    Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина? 1. Пуговицу 2. Орден 3. Тапочки 4. Платок.

    Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть? 1. Все время спать 2. Научиться работать 3. Найти мужика 4. Поймать зверя.

    Из чего мужик сделал силки для птиц? 1. Из собственных волос 2. Из собственной рубахи 3. Из собственных лаптей 4. Из лески.

    Как генералы вернулись домой? 1. Заснули и проснулись дома 2. Так же как и попали на остров 3. Их спасли случайно 4. Мужик построил корабль

    На какой улице в Петербурге жили два генерала? 1. На Подьяческой 2. На Фонтанке 3. На Литейной 4. На Невском.

    Какой из двух генералов был поумнее? 1. Тот, кто был учителем каллиграфии 2. Тот, кто был учителем географии 3. Тот, кто был учителем логики 4. Тот, кто вообще не был учителем.

    Как генералы мужика при себе удерживали? 1. Цепью приковали 2. Веревочкой привязали 3. Смирительную рубашку надели 4. Он остался сам.

    Чем генералы наградили мужика? 1. Бутылкой пива 2. Медалью 3. Плетьми 4. Рюмкой водки и пятаком.


    Козьминых Олег, Терюхов Руслан


    История создания сказок

    Вершиной мастерства и воплощением идейных исканий писателя-гражданина стали знаменитые "Сказки для детей изрядного возраста", которые современные литературоведы назвали “малой энциклопедией его сатиры”. А в заключении цензора Лебедева мы читаем: «…то, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки - та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, направленная против общественного и политического нашего устройства…».

    Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году.

    К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.


    • Сатиру называют взглядом «через увеличительное стекло» (В. Маяковский). Объектом сатиры в литературе могут быть самые разные явления. Политическая сатира встречается чаще всего.
    • Ярким доказательством тому являются сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Фантастичность сказочных сюжетов позволила писателю продолжать критику общественного строя, обходя цензуру даже в условиях политической реакции.
    • Щедринские сказки рисуют не просто злых или добрых людей, не просто борьбу добра и зла, как большинство народных сказок, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины XIX века.

    Жанровое своеобразие

    • В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. В них мы встречаем традиционных сказочных персонажей: говорящих животных, рыб, птиц. Писатель использует характерные для народной сказки зачины, присказки, пословицы и поговорки, языковые и композиционные троекратные повторы, просторечие и бытовую крестьянскую лексику, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
    • Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их.
    • Важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.

    Жанровое своеобразие

    • Как и в фольклорной сказке, у Салтыкова-Щедрина нет чётких временных и пространственных рамок. Но, используя традиционные приемы, автор вполне намеренно отступает от традиции.
    • Он вводит в повествование общественно-политическую лексику, канцелярские обороты, французские слова. На страницы его сказок попадают эпизоды современной общественной жизни. Так происходит смешение стилей, создающее комический эффект, и соединение сюжета с проблемами современности.

    Жанровое своеобразие

    • Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с «Диким помещиком», то увидим, что образ помещика в щедринских сказках очень близок к фольклору, а мужики, напротив, отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого барина.
    • А в «Диком помещике» возникает собирательный образ тружеников, кормильцев страны и в то же время терпеливых мучеников-страдальцев. Так, видоизменяя народную сказку, писатель осуждает народное долготерпение, и сказки его звучат как призыв подняться на борьбу, отрешиться от рабского мировоззрения.
    • Таким образом, обогатив сказку новыми сатирическими приемами, Салтыков-Щедрин превратил ее в орудие социально-политической сатиры.

    Тематика сказок Щедрина

    Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы:

    • Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.)
    • Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.)
    • Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.)
    • Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)

    Проблематика сказок

    • Основная проблема сказок Щедрина - взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. Писатель создал сатиру на царскую Россию. Перед читателем проходят образы правителей («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»), эксплуататоров и эксплуатируемых («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), обывателей («Премудрый пескарь», «Вяленая вобла»).
    • Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).

    Художественные особенности

    • Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск.
    • Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»).

    Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»)

    Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!»)

    Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»)

    Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)