Почему жена глазунова выбросилась из окна. Илья глазунов так и не раскрыл тайну смерти жены

Роман с известным художником лишил Ларису Кадочникову возможности иметь детей

Илья ГЛАЗУНОВ – человек выдающийся. Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, народный художник СССР, лауреат Госпремии РФ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». О личной жизни мэтра ходят легенды – в частности о его любвеобильности и патологической ревности. Чем оборачивается страсть гения, нам рассказала в откровенном интервью актриса Лариса КАДОЧНИКОВА. Через три года после начала безумного романа с Ильей Сергеевичем она готова была шагнуть в окно.

В Центральном доме работников искусств в Москве открылась первая выставка молодого, но уже очень известного художника Ильи Глазунова . На дворе стоял февраль 1957 года. В огромной очереди желающих посмотреть картины «самородка» стояла Лариса Огудалова из фильма Якова Протазанова «Бесприданница» – Нина Алисова и ее красавица дочь – студентка ВГИКа Лариса Кадочникова . Пока будущая актриса любовалась рисунками на тему «Петербург Достоевского», за ее спиной происходил интересный разговор.
«У вашей дочери удивительные глаза. Я непременно познакомлю ее с мужем, – говорила Алисовой молодая женщина с огромными фиалковыми глазами. – А вот и он!»
Как из-под земли возник Илья Глазунов. Представил маме с дочкой супругу – Нину Виноградову-Бенуа . Оценивающе оглядел Ларису: «Я буду вас рисовать! Вы согласны?» Кадочникова, трепеща, едва кивнула.

Трехлетнее безумство

Роман 26-летнего художника и 19-летней студентки ВГИКа закрутился стремительно. О нем знали многие – в том числе и жена Глазунова. На тот момент со времени их свадьбы прошел всего год. Нина тоже была художницей, представительницей знаменитого рода Бенуа. Илью даже за глаза попрекали, что он «примазался» к прославленной фамилии, чтобы беспрепятственно войти в мир искусства. Супруга не обращала внимания на слухи – она безумно любила мужа и ради него пожертвовала своим талантом, превратившись в прислужницу гения. Роман с Кадочниковой Нина восприняла достойно. Даже оправдывала мужа тем, что для творчества ему нужно постоянно находиться в состоянии влюбленности.
– В то время я не отдавала себе отчета, что нельзя связываться с женатым, – рассказывает Лариса Валентиновна. – Влюбилась в Илью с первого взгляда. А он постоянно твердил, что я его Муза.

– Какая женщина устоит перед таким признанием в любви?
– Как раз в любви-то он мне не признавался. Наоборот, требовал постоянно говорить, какой он гениальный. Это сегодня я могу все разложить по полочкам, а тогда была полностью в его власти. Глазунов – деспот и диктатор. Заставлял меня сильно красить глаза, любил, чтобы на губах была алая помада. Говорил, что женщина не может носить брюки. Однажды я пришла на свидание в новых клипсах – копеечных, но мне очень нравились. Илья сорвал их, чуть уши не порвал, с криком: «Это никогда не носи!» Он мог прийти во ВГИК, открыть дверь в аудиторию, где я сидела на занятиях, и приказать ехать с ним. Смешно, что подчинялась ему не только я, но и педагоги. Безропотно отпускали с занятий.
– Куда смотрела ваша мама?
– Мне кажется, ей льстило, что за дочерью ухаживает знаменитый художник. Меня же эти отношения выматывали настолько, что не было сил ходить в институт. Я перестала спать по ночам, постоянно шла из носа кровь. Таяла на глазах, на нервной почве не могла есть, а Илья восхищался моей худобой, говорил, что это придает сексуальности. Мне не хватало духа разорвать отношения. Да и Глазунов не оставлял в покое. Бывало, на пустом месте он заводится, начинает меня оскорблять. Я в слезах выбегаю из его мастерской, еду домой. И у дверей квартиры вижу Илью с букетом. Он просит прощения, все начинается по новой. Ревновал он меня чудовищно, хотя не имел на то права.

– Вы давали повод?
– Что вы! Если бы он увидел кого-то со мной, убил бы. Однажды за меня вступился мой младший брат Вадик (Вадим Алисов – известный российский кинооператор. – И. Г. ). В очередной раз я приехала в слезах после ссоры с Глазуновым, тот примчался следом. Раздался звонок в дверь, Вадик вышел как бы по своим делам. Спустя годы я узнала, что у них произошло. Он затолкнул Илью в лифт, схватил за шиворот и сказал, что, если тот не оставит меня в покое, будет покалечен. Брат, правда, до сих пор не признался – вмазал он тогда Глазунову или нет.
– Илья Сергеевич оставил вас в покое?
– К сожалению, нет. Я забеременела. До последнего надеялась на предложение руки. Но когда мама решила поговорить с Глазуновым и позвала его в гости, тот отрезал: «О замужестве не может быть и речи. Я никогда не разведусь». Вдвоем они настояли на аборте. Вторая моя беременность также была прервана. Врачи сказали, что матерью я уже не стану никогда.
– И как закончились ваши отношения?
– Финальную точку все-таки поставила мама. Она привязала меня к кровати.

Два мужа

Из депрессии Ларису вытащил Юрий Ильенко – они вместе учились во ВГИКе, только он – на операторском факультете. Узнав, что Кадочникова рассталась с Глазуновым, Ильенко напросился ее провожать. И чуть ли не в этот же вечер сделал предложение. Лариса вышла замуж, три года проработала в театре «Современник», а потом уехала с мужем в Киев.
Актриса не оставляла надежды родить супругу наследника, но не судьба. В результате Ильенко закрутил роман с молодой артисткой Людмилой Ефименко . И Кадочникова на себе испытала, каково это – делить любимого с его музой. После развода с Ильенко Лариса снова вышла замуж – за Михаила Саранчука , директора Театра им. Леси Украинки, где она работает по сей день.

Самоубийство Нины

У Глазунова в 1969 году родился сын Иван. Через четыре года появилась дочка Вера.
22 сентября 1986 года в Ленинградском манеже должна была открыться персональная выставка художника. А накануне открытия Москву облетела трагическая весть: покончила с собой жена мэтра – Нина Виноградова-Бенуа. Выбросилась из окна. Тайну смерти женщины так и не разгадали. Почему она это сделала? Сама или кто-то «помог»? Зачем перед прыжком надела шапку? Хотя именно последнему факту многие нашли объяснение: хотела, чтобы муж увидел ее в последний раз красивой.

Чудовищная трагедия отбила у Глазунова желание жениться снова. Но на наличие в его жизни «муз» это не повлияло. Подруги менялись часто. Не выдерживали тяжелого характера гения или просто оставались рядом, пока были нужны деньги. Одну барышню Глазунов выгнал сам, застав на отдыхе в постели с собственным водителем.
– Врать не буду: он очень щедрый, задаривал меня подарками – шубы, машины, цацки, – рассказывает бывшая содержанка художника Альбина. – Но жить с ним тяжело. Ревнивый очень. Я как-то поехала к зубному врачу на машине Глазунова с его личным шофером, попала в пробку. Мобильных тогда не было. Так вот по дороге, как только останавливалась машина, я пулей вылетала, звонила из таксофона Илье и отчитывалась, где нахожусь. И так до самого дома. Мог бы спросить у водителя, но ему надо было мне нервы мотать. Тут уж ничего не нужно – ни его деньги, ни он сам. Слава богу, Илья Сергеевич меня с миром отпустил. Ему и без меня хватает «муз», годящихся по возрасту во внучки.

СПРАВКА
* Лариса КАДОЧНИКОВА родилась в Москве 30 августа 1937 года.
* Снялась в более чем 40 картинах: «Белая птица с черной отметиной», «Мичман Панин», «Тени забытых предков», «Черная курица, или Подземные жители» и др.
* Народная артистка РФ и Украины.

В возрасте 87 лет скончался известный российский художник Илья Сергеевич Глазунов.

В Москве на 88 году жизни скончался известный советский и российский живописец, народный художник СССР Илья Глазунов.

Об этом сообщила вдова Инесса Орлова.

Жена живописца сообщила, что отпевание Глазунова пройдет в храме Христа Спасителя.

Об упокоении художника помолился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время Божественной литургии в Николо-Вяжищском женском монастыре под Великим Новгородом. Он вознес заупокойную молитву об упокоении художника Ильи Глазунова, который скончался в ночь на воскресенье.

Во время литургии с участием сопровождающих патриарха архиереев Русской православной церкви, духовенства Новгородской области были вознесены специальные молитвы "об упокоении души раба Божьего новопреставленного Илии".

"Святейший патриарх хорошо знал усопшего, много общался с ним, не так давно посещал его галерею", - сказал журналистам пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков.

Илья Глазунов - народный художник СССР, основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Он - автор живописного полотна "Вечная Россия", представляющего историю и культуру России за 1000 лет, а также живописных панно на здании ЮНЕСКО в Париже - "Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию". Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства, среди которых Индира Ганди, Федерико Феллини, Джина Лоллобриджида, космонавт Виталий Севастьянов, генсек СССР Леонид Брежнев и другие.

У художника была своя галерея в центре Москвы. Глазунов участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля.

Полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством".

Отец - Глазунов Сергей Фёдорович, историк.

Мать - Глазунова (Флуг) Ольга Константиновна.

Дядя - Флуг, Константин Константинович.

Пережил блокаду Ленинграда, тогда как отец, мать, бабушка и другие родственники погибли.

В 12-летнем возрасте вывезен из осаждённого города через Ладогу по «Дороге жизни».

Жил в деревне Гребло под Новгородом. После снятия блокады в 1944 году вернулся в Ленинград. Учился в ленинградской средней художественной школе, в ЛИЖСА имени И. Е. Репина в мастерской профессора Бориса Иогансона (1951-1957).

В начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве состоялась первая выставка работ Глазунова, имевшая большой успех.

Его долгие годы опекал поэт Сергей Михалков, как вспоминал о нём сам Глазунов: «которому я обязан буквально всем».

В 1977 году выставка, содержащая картину «Дороги войны» (дипломная работа 1957 года), была закрыта как «противоречащая советской идеологии». Картина была уничтожена. Впоследствии художник написал авторскую копию.

C 1978 года преподавал в МХИ.

В 1981 году организовал в Москве Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства и стал его директором.

С 1987 года был ректором Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

Личная жизнь Ильи Глазунова:

Первая жена - Нина Александровна Виноградова-Бенуа (1933 - 24 мая 1986), покончила жизнь самоубийством.

У пары было двое детей.

У художника (в момент, когда он был женат) был бурный роман с молодой студенткой ВГИКа Ларисой Кадочниковой.

В начале 1957 года между Глазуновым и 18-летней Ларисой Кадочниковой, пришедшей на первую выставку молодого художника вместе с мамой – знаменитой киноактрисой Ниной Алисовой, завязался ошеломительный роман. А по иронии судьбы сама Нина их познакомила, и сразу же обратила внимание мужа на необыкновенную красоту девушки. Начинающая актриса с «русалочьими глазами» сразу же стала для Ильи источником вдохновения на создание величайших полотен, которые получили мировую известность. Их неистовый роман длился более трех лет.

Кадочникова впоследствии вспоминала: «Глазунов поклонялся Достоевскому и хотел, чтобы его окружали и страсти по Достоевскому. На пределе человеческих возможностей. Только тогда он мог работать, это вдохновляло его. Он бесконечно требовал от меня признаний в любви. К нему, гению. Мне в любви он не признавался, но я видела, как горят его глаза. Понимала, что ему необходима. Да, он любил меня. И терзал».

Вторая жена - Инесса Дмитриевна Орлова.

Творчество Ильи Глазунова:

Ранние живописные работы середины 1950-х - начала 1960-х годов выполнены в академической манере, отличаются психологизмом и эмоциональностью. Заметно влияние французских и русских импрессионистов и западно-европейского экспрессионизма. («Ленинградская весна», «Ада», «Нина», «Последний автобус», «1937 год», «Двое», «Одиночество», «Метро», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно»).

Дипломная работа «Дороги войны», изображающая отступающую советскую армию в 1941 году (1957). Не сохранилась до наших дней; художником позднее исполнена авторская копия.

Автор цикла графических работ, посвященных жизни современного города. Цикл начат в студенческие годы. На листах того времени, исполненных чёрным соусом, художник изображает личные переживания своего лирического героя на фоне улиц и интерьеров Ленинграда. («Двое», «Размолвка», «Любовь»). В более поздних графических листах художник изображает наступление урбанизации на старую архитектуру и человека.

Создал живописные панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (1980 год, здание ЮНЕСКО, Париж).

Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства (Сальвадор Альенде, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Леонид Брежнев, Николай Щёлоков).

Театральный художник (создал оформление к постановкам опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь Игорь» А. Бородина и «Пиковая дама» П. Чайковского в Берлинской опере, к балету «Маскарад» А. Хачатуряна в Одесском оперном театре и т. п.)

Создал интерьер советского посольства в Мадриде.

Участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлёвского Дворца.

На последних выставках в московском Манеже (2010) и санкт-петербургском Манеже (2011) выставил новые полотна «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», а также ряд новых пейзажных этюдов с натуры маслом, выполненных в свободной технике; также зрители увидели лирический автопортрет художника «И снова весна».

картины Ильи Глазунова

Общественно-политическая деятельность Ильи Глазунова:

В начале 1960-х годов Глазунов создал патриотический клуб «Родина», который вскоре был ликвидирован.

В 1970-е годы Глазунов выступил против Генерального плана реконструкции Москвы, угрожавшего практически полным разрушением исторической части города. Вместе с единомышленниками создал альбом, посвящённый «старой» Москве и отражающий утраты, понесённые в результате градостроительной деятельности коммунистического руководства. Вместе с известным композитором Вячеславом Овчинниковым ему удалось собрать подписи выдающихся деятелей науки и культуры под письмом в Политбюро ЦК КПСС. Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован возмущенной общественностью. После чего план был отозван, а при ГлавАПУ Москвы был создан общественный совет, без санкции которого разрушения исторической застройки не могли допускаться.

Участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, давшего легальную возможность вести борьбу за сохранение русских архитектурных памятников.

Один из создателей Петровской академии наук и искусств.

По инициативе Глазунова в Москве в 1987 году была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества, в которой ведётся обучение по специальностям «живопись», «скульптура», «реставрация и технология живописи», «архитектура», «история и теория изобразительного искусства». Глазунов является её ректором.

Илья Глазунов был сторонником монархии, сословных привилегий и ограничений, противник демократии и равенства прав.

В 2012 году являлся доверенным лицом кандидата в Президенты РФ Владимира Путина.

Имя: Илья Глазунов (Ilya Glazunov)

Возраст: 87 лет

Место рождения: Санкт-Петербург, Россия

Место смерти: Москва

Деятельность: художник, педагог

Семейное положение: был женат

Илья Глазунов - биография

Он написал 6 тысяч картин, спас от гибели сотни икон, основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Трудно поверить, что Ильи Сергеевича больше нет. Он казался вечным, как сама Русь, воспетая им многократно.

Детство, семья художника

Глазунов получил нетипичное для своего времени воспитание. Пока другие советские дети читали книжки про Чапаева и пели песни о Ленине, маленький Илья гулял по Эрмитажу, слушал Чайковского и читал биографии русских царей. И это все в 30-е годы XX века.

Отец Ильи был историком-экономистом. Мать, дочь советника при императоре, принадлежала к знатному чешскому роду, идущему от королевы Любуши. «Накануне моей отправки в школу мать рыдала часов шесть! - вспоминал художник. - Так боялась, что меня там испортят».


Все оказалось еще хуже: грянула Великая Отечественная война, Ленинград оказался в кольце блокады. Первым от голода умер дядя Глазунова, потом отец, бабушка и мать. От верной гибели Илью спас еще один брат отца. 12-летнего мальчика он перевез через Ладожское озеро в грузовике.

Когда блокаду сняли, Глазунов вернулся в родной Ленинград и сразу пошел в Эрмитаж. «Куда мне было податься, полному сироте? - рассказывал он впоследствии. - Великие полотна успокоили меня. Я вдруг понял, что не одинок. Со мной моя Родина, ее искусство, история. В тот момент я и стал художником».

Илья Глазунов - картины

Большую жизнь в искусстве Глазунов начал со скандала. В качестве дипломной работы в Ленинградском им. И.Е. Репина институте живописи, скульптуры и архитектуры выставил «Дороги войны». «Вы это что намалевали? -взревел председатель комиссии. - Позорное отступление Красной армии?!» С тройкой в зачетке художник-бунтарь вылетел не только из вуза, но и из Ленинграда. По распределению оказался в Ижевске, на должности школьного учителя рисования... Позже удалось перевестись в Иваново, а оттуда в столицу.

В 1957 году новый скандал: Глазунов получил главный приз на Всемирной выставке молодежи в Праге. Героем нашумевшей картины стал Юлиус Фучик, пражский журналист, казненный фашистами. И все бы ничего, но полотно не отвечало требованиям соцреализма. Однако запретить выставку Глазунова власти СССР не решились. Ведь на художника обратила внимание вся мировая общественность.

В начале 1960-х лучшим другом живописца стал Сергей Михалков . Он добился от Фурцевой, чтобы художник получил комнату и подвал под мастерскую, а также разрешение на новую выставку. А Глазунов взял, да и выставил все те же «Дороги войны»! Интеллигенция рыдала от восторга, власти - от бешенства.

Величиной мирового масштаба Илью Сергеевича сделал Андрей Громыко, министр иностранных дел. «Мне понравился ваш проект музея народного искусства в Палехе, - заявил он Глазунову. - Займетесь интерьером нашего посольства в Мадриде?» Тот с радостью согласился.

Не нужно ездить в Россию, чтобы понять русский дух, - писали в унисон все испанские газеты тех лет. -Достаточно лишь посетить посольство СССР, оформленное Глазуновым». В одночасье Илья Сергеевич стал самым богатым и успешным художником Союза. Иметь портрет его кисти (картины) желали не только первые лица нашего государства, но и мировые знаменитости. Кого только ни нарисовал Глазунов: Сальвадора Альенде, Федерико Феллини, Джину Лолло-бриджиду, Индиру Ганди , Фиделя Кастро , Шарля де Голля, Клаудию Кардинале, Джульетту Мазину...

Однажды на персональной выставке в Риме Феллини спросил живописца: «Почему вы не хотите остаться в Италии? Ведь Россия - тюрьма для вас!» «Я русский и хочу приносить пользу своей стране», - не задумываясь ответил тот. Любовь к Родине всегда была для Глазунова на первом месте.. Важнее денег и даже женщин, без которых он не мог творить.

Илья Глазунов - биография личной жизни

Официально Илья Сергеевич был женат лишь однажды - на Нине Виноградовой-Бенуа. Родственники девушки не одобрили брак. Жениху уже 26, а невесте всего 18. Он - сирота и никому не известный художник, а она происходила из знаменитого рода, давшего миру прославленных архитекторов, скульпторов и живописцев.

Жить без родительской помощи оказалось непросто. Молодые голодали, ютились по коммуналкам. Порой денег не было даже на кисти и краски. Тогда Нина, до безумия любившая мужа, в тайне от него шла за копейки сдавать свою кровь. Жену Глазунов боготворил, но относился к ней, как купцы к своим женам в XIX веке. Его дело -творить, а ее - сидеть дома с детьми, готовить и стирать. Такая на роль музы явно не годилась.

В 1957 году, на той самой первой скандальной выставке, Глазунов познакомился с Ларисой Кадочниковой, 18-летней студенткой ВГИКа. «Я должен вас нарисовать! - почти приказным тоном бросил Глазунов Ларисе. - Дайте ваш телефон».

Через неделю художник пригласил Кадочникову к себе в студию и за 3 часа нарисовал ее портрет. «Подарите?» - робко спросила натурщица. «Нет!» - холодно отрезал Глазунов. Он сразу понял: Лариса будет подчиняться его приказам. В чем-то она походила на жену. Такая же робкая и уже до безумия влюбленная. Внимание известного художника невероятно льстило ей. Даже мать Ларисы, актриса Нина Алисова, гордилась ухажером дочери. Факт наличия у живописца законной супруги никого не смущал. Глазунов сразу дал понять, что он -свободный художник. И все приняли правила игры.

Порвать с Глазуновым Лариса решилась лишь после двух абортов. «Если хочешь, рожай, - всякий раз заявлял своей музе художник. - Но я с женой не разведусь и воспитывать твоего ребенка не стану». Бытовые неурядицы раздражали Илью Сергеевича. Всего себя он посвящал искусству и служению Родине.

А вот жена Глазунова уйти от художника так и не смогла. 30 лет она мирилась с его непростым характером, бесконечными разъездами и слухами про очередную музу. В 1986 году Нина покончила с собой, выбросившись из окна. Перед прыжком натянула до подбородка шапку, чтобы супруг не увидел ее обезображенное лицо... За один день художник постарел на десятилетие. С головой ушел в живопись, собирательство икон, спасение храмов от сноса. Пытался замолить грехи? Возможно. «Свобода - тяжкий крест», - гласит Библия. Горький смысл этих слов художник понял лишь под конец жизни.


Вскоре второй супругой Глазунова становится Инна Орлова

Смерть

Илья Глазунов скончался в ночь с 8 на 9 июля во сне от остановки сердца, через месяц после 87-го дня рождения. Последние годы жизни он провел с Инессой Орловой, занимавшей пост директора его галереи. На официальный брак с гражданской супругой так и не решился. В память о Нине...

Художник хотел многое успеть. Закончить полотна «Похищение Европы», «Россия до революции» и «Россия после революции», завершить пятый и шестой тома мемуаров «Россия распятая». К работам Глазунова можно относиться по-разному - причислять к шедеврам или считать поп-артом. Суть не в этом. Всю жизнь он на личном примере доказывал, что быть русским не стыдно, и Россия нуждается в каждом из нас. Достойная позиция для нашего меркантильного времени.

Картины Ильи Глазунова

Дороги войны
Поле Куликово
Прощание
Вечная Россия
Великий эксперимент
Моя жизнь
Мистерия XX века
Разгром Храма в Пасхальную ночь
Закат Европы
И снова весна
Изгнание торговцев из храма

Илья Глазунов так и не раскрыл тайну смерти жены

После похорон Нины Виноградовой-Бенуа её родственники перестали общаться с художником.

9 июля не стало Ильи ГЛАЗУНОВА. «Сегодня в 6.03 скончался наш дорогой отец и дедушка… Просим ваших молитв о новопреставленном рабе божиим Илие», - написала его дочь Вера. Илья Сергеевич умер от сердечной недостаточности. В последний год художник много болел. Говорили о тяжелом хроническом недуге, о котором, впрочем, близкие старались не распространяться. Именно сейчас, на девятый день после смерти, душа этого человека предстала на поклонение перед Всевышним. Теперь только Бог ему судья - а нам остается молиться о милосердии к усопшему.

Он ушел в 87 лет, будучи верующим человеком. Писал на библейские сюжеты, спасал иконы, собрав замечательную коллекцию. Илья Глазунов искал их повсюду. Икону XVI века «Святитель Николай в житии» увидел в поездке по Северу близ Сольвычегодска, в разоренной церкви, переоборудованной под машинно-тракторную станцию. Святой образ был написан на старой доске, над которой стоял двигатель. Художник выискивал предметы церковной утвари в антикварных магазинах и на барахолках, в том числе на знаменитом Измайловском рынке. Вместе с женой Ниной Виноградовой-Бенуа восстанавливал их, потом доверил это дело знакомым реставраторам.

Сын Иван (слева) с женой, дочь Вера (третья справа), жена ГЛАЗУНОВА Инесса ОРЛОВА (справа), внуки во время прощания с Ильей Сергеевичем

Но при всей своей обращенности к Богу он не был святым - добродетели в душе художника тесно уживались с пороками. Эта земная, грешная сторона жизни Глазунова связана прежде всего с женщинами, которых он знавал немало. В день, когда стало известно о смерти мастера, его двоюродная правнучка Юлия Гончарова поделилась очень личным.

Умер Илья Глазунов... с ним была связана загадочная и трагическая история нашей семьи. Нина Виноградова-Бенуа, двоюродная сестра моего деда, вышла замуж за безвестного тогда молодого художника, когда ей было 18. Родители ее считали брак мезальянсом. Но как-то ведь они прожили вместе 30 лет... пока Нина не покончила с собой. В нашей семье всегда довольно жестко озвучивалась совсем другая версия. И все родственники со стороны деда перестали с Глазуновым общаться после похорон... Я пыталась вытащить хоть какие-то подробности, но тема оказалась как заколдована - закрыта для обсуждения раз и навсегда. Послала сегодня маме SMS: умер Илья Глазунов. Получила в ответ: жернова Господни мелят медленно, но верно...

Трагедия, о которой говорит Юлия, случилась в 1986-м - за день до открытия персональной выставки Глазунова. Жена художника выбросилась из окна.


Обряд отпевания народного художника СССР провёл викарий патриарха, епископ Егорьевский Тихон ШЕВКУНОВ

Нина: любовь и терпение

Нина часто появлялась на полотнах мужа - красивая и всегда печальная. После трагедии кто-то скажет о нехорошей судьбе героев, запечатленных на картинах. Но вначале была любовь - сильная до самопожертвования. Глазунов вспоминал:

Однажды у меня кончились краски. Денег не было, и тут пришла Нина и, как добрая фея, протянула пакет: «Вот краски. Мне дали деньги родители». А через несколько дней из ее паспорта выпал зеленый билетик. Я на нем прочел: «Донорский обед». Моя жена продавала свою кровь и меняла ее на краски!

Официально он был женат лишь раз. Нина Александровна Виноградова-Бенуа - искусствовед и театральный художник - происходила из знаменитого рода, давшего миру прославленных архитекторов, скульпторов и живописцев.

Глазунова попрекали: дескать, примазался к громкой фамилии. Мастеру на пересуды было наплевать. Он не скрывал: Нина - единственная женщина, от которой он хотел иметь детей. В 1969 году у супругов родился сын Ваня, через четыре года появилась на свет дочка Вера.

Нина ВИНОГРАДОВА-БЕНУА

Почему все оборвалось так страшно? Нину нашли под окнами мастерской в знаменитом Доме Моссельпрома в Калашном переулке. Ходили слухи, что женщина была неизлечимо больна и от этого у нее помутился рассудок. Но говорили и другое: кто-то «помог» Нине выпасть из окна. На погибшей была меховая шапка - якобы она надела ее, чтобы муж не увидел ее разбитое лицо. Но Илья Сергеевич настаивал: шапка чужая, дома такой не было.

Спустя полгода мне принесут из 83-го отделения милиции ее обручальное кольцо с привязанной к нему картонкой - на бирке простым карандашом было написано: «Нина Александровна Виноградова-Бенуа, год рождения 1936, умерла 24 мая 1986 года...» Били по мне - попали в нее. Я плохо помню сквозь черный туман горя те страшные дни ее гибели... Почему ее обручальное кольцо мне не отдавали полгода? - вспоминал Глазунов.

На окне на последнем этаже того самого дома, где произошло несчастье, долгое время был прикреплен рисунок углем: лицо женщины на белом листе. Скорее всего, это был портрет Нины. Единственной женщины, которую Илья Сергеевич по-настоящему любил.

Лариса КАДОЧНИКОВА, бывшая любимой моделью и музой мастера, приехала проводить его в последний путь

Лариса: искушение и страсть

Говорят, Виноградова-Бенуа знала о многочисленных увлечениях мужа, но старалась внушить себе, что это неизбежно: художнику постоянно нужна муза. И сама подталкивала к супругу вдохновительниц, которые быстро оказывались в его постели.

В 1957-м на выставке картин своего мужа она встретила звезду советского кино Нину Алисову с 18-летней дочкой Ларисой Кадочниковой .

Какие необыкновенные у вашей девочки глаза, - восхитилась она. Представила барышень мужу, предложила ему написать портрет Лары.

Когда девушка пришла в мастерскую, Глазунов оглядел ее со всех сторон, а потом сдернул с ее ушей дешевенькие клипсы:

Странный овал, тревожные черные глаза, страдающие и заставляющие страдать. То, что я искал. Такие лица были у героинь Достоевского

Он был полноват, немного мешковат, с удивительными глазами. Обладал каким-то непередаваемым магнетизмом, вспоминала Лара.

С того момента она стала не просто музой Глазунова - она была его собственностью, о местонахождении которой набирающий популярность художник должен был знать поминутно. Врывался с цветами в аудитории ВГИКа, где училась любимая, бесконечно звонил. Если Ларисе не удавалось приехать в мастерскую, прибегал на Дорогомиловку, где она жила, среди ночи:

Где ты была? С кем?

Нас задержали на прогоне спектакля.

А почему не позвонила?

Не успела.

У тебя испуганный взгляд… Ты лжешь!

Заканчивалось все тем, что Глазунов хлопал дверью и в ярости выбегал из квартиры. Лариса рыдала всю ночь. А утром он звонил и просил прощения. Они мирились, и на какое-то время Илья успокаивался. Потом все начиналось по новой: куда пошла, с кем, зачем?..

Живописец с супругой Инессой нередко заглядывали на блошиный рынок в Измайлово...

Эта связь продолжалась три года. В курсе ли была Нина? Конечно.

Однажды мы пересеклись с ней в мастерской, - рассказывала Кадочникова. - Нина держалась естественно и дружелюбно. «Неужели ничего не знает? - думала я. - Но это невозможно! Я бы не смогла улыбаться любовнице мужа…»

Нина закрывала глаза на его измены. А Глазунова «свободный брак» вполне устраивал.

Лариса забеременела. Услышав новость, Илья только пожал плечами:

Ты можешь родить, но я не готов стать отцом.

Мама Ларисы пригласила Глазунова домой:

Вы должны что-то решить. Нельзя так издеваться над девочкой.

...где находили весьма ценные вещицы

Художник заявил с ходу:

Я Ларису люблю. Но ни о каком замужестве не может быть и речи. Я никогда не разведусь с женой.

И Лара пошла на аборт. В тот, первый, раз, еще можно было все поправить. Кадочникова быстро восстановилась, даже съездила с Глазуновым в Крым. Чувствуя вину, Илья был заботлив и мягок. Но вскоре кошмар повторился. Лариса снова забеременела и снова убила ребенка. Стать матерью ей было не суждено.

С Ильей какое-то время я продолжала встречаться, - вспоминала Лариса Валентиновна. - Это была уже не любовь, а какое-то наваждение, гипноз.

Наконец они расстались. Стали что-то обсуждать, заспорили - и почти одновременно сказали: «Все, хватит!»

Мне рассказали, что незадолго до нашего последнего свидания Глазунова вызвали в «компетентные» органы и попросили определиться с личной жизнью, - рассказывала Кадочникова. - У него намечалась выставка за границей, но отпустить туда могли только художника с безупречной репутацией. Вот он и определился.

Расставшись с художником, Кадочникова дважды выходила замуж и много лет служила в Национальном театре русской драмы им. Леси Украинки в Киеве.

Приходящие музы: ревность и тщеславие

После Ларисы у мастера было много разных воздыхательниц. Подруги, сколько могли, терпели тяжелый характер гения, пользовались его деньгами, а потом исчезали. Одну чаровницу художник выгнал сам, застав в постели с собственным водителем. Другая бывшая содержанка мастера вспоминала:

Он щедрый, задаривал шубами, машинами, цацками. Но очень ревнивый. Я как-то поехала к зубному врачу с личным шофером Глазунова, попала в затор. Мобильных тогда не было. Так вот по дороге, когда машина останавливалась, я бежала звонить из таксофона Илье и отчитывалась, где нахожусь. Тут уж ничего не нужно - ни его деньги, ни он сам. Слава богу, Илья Сергеевич отпустил меня с миром.


Инесса ОРЛОВА

Инесса: милосердие и покой

До последних дней мастера рядом с ним находилась Инесса Орлова - директор его картинной галереи на Волхонке, 13. Они познакомились на улице - Инесса шла в консерваторию. Глазунов потом скажет, что его поразило ее прекрасное лицо.

Я художник, хочу вас нарисовать! - воскликнул он. Ему было за 60, ей - 45, но его мужское обаяние, этакая богемность, всегда присутствующая в его облике, сыграли свою роль. Более 20 лет Инесса Дмитриевна окружала его вниманием, заботой и любовью.

Считаю, она меня не предаст, я полностью ей доверяю, хотя и не верю никому - тем более женщинам, - незадолго до смерти заявил мастер.


Мазки к портрету

  • Илья Сергеевич Глазунов родился в Ленинграде в 1930 году, окончил Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.
  • Его мать, Ольга Флуг , принадлежала к древнему роду, восходившему к чешской королеве Любуше - основательнице Праги. В ХVIII веке один из ее потомков, Готфрид Флуг , приехал в Петербург по приглашению Петра I - преподавать фортификацию и математику.
  • Во время блокады Ленинграда будущий художник потерял почти всю семью. «Отец умирал мучительно тяжело. Укутанный в пальто, он лежал на кровати и громко, протяжно кричал на одной ноте: «А-а-а-а!» Врач потом сказал, что у папы случился приступ голодного психоза. Мама, пытаясь меня успокоить, повторяла: «Не бойся, Илюша. Мы все умрем». Однажды я приоткрыл дверь в соседнюю комнату и в ужасе отпрянул, увидев двух крыс, соскочивших с тетиного лица», - вспоминал Глазунов.
  • От голодной смерти Илью спас дядя, брат отца, главный патологоанатом Северо-Западного фронта. 12-летнего Илюшу вывезли в Новгородскую область. А мама осталась в городе. Мальчик получил от нее три письма. В апреле 1942-го связь навсегда прервалась.
  • Первая выставка работ художника состоялась в Москве в 1957 году. Его дипломную работу «Дороги войны» об отступлении Красной Армии запретили как противоречащую советской идеологии.
  • Галерею на Волхонке, 13 художнику помог открыть Юрий Лужков . Узнав, что с художника за аренду залов в Манеже дерут $300 тысяч, мэр взревел: «Да они озверели!» - и замутил грандиозную реконструкцию.
  • С 1987 года Глазунов занимал пост ректора Российской академии живописи, ваяния и зодчества.