Народы мира подготовительная группа. Конспект оод в подготовительной группе

Майя

Майя - индейский народ, живший в доколумбовой Америке на территории современной Мексики и соседних стран (Гватемала, Белиз, Гондурас, Сальвадор). Хронологически эпоха майя приходится на 4 — сер. 16 в н.э. Этнос и культура майя начали формироваться гораздо раньше, но окончательно оформились лишь в начале 4 века нашей эры.

Природа

Обширная территория обитания Майя отличалась многообразием природных зон, обилием флоры и фауны. Горы и тропические леса, прибрежные зоны, реки, моря и водопады, пустыни - вот краткое описание природы земель майя.

Занятия

Майя занимались охотой, рыболовством, собирательством, земледелием. Они достигли больших успехов в сооружении оросительных систем. Из ремесел наиболее развито было гончарное дело. Большое значение имела торговля. Торговые пути майя достигали самых отдаленных районов американского континента. Следует отметить, что торговля носила характер натурального обмена.

Средства передвижения

Для переноски грузов использовались носилки, а для передвижения по рекам и морю - каноэ (лодки).

Архитектура

Архитектура майя известна храмами и дворцами грандиозных размеров, располагавшимися в административных центрах. Дома рядовых индейцев сооружались из связанных деревянных планок, крыши покрывались соломой или пальмовыми листьями.

Военное дело

Майя строили крепости и укрепления - в основном защищающие центральную часть городов. Некоторые крупные города были целиком окружены оборонительными стенами. Из оружия использовались в основном ножи, копья и дротики. Из доспехов - плетеные туники и туники из шкуры ягуара, а также щиты (большие и малые)

Спорт

На майя пок та пок - игра в мяч, формально считавшаяся религиозным ритуалом. Игра шла по сложным правилам и символизировала движение звезд по небу и противостояние дня и ночи (богов неба и богов нижнего мира). Тем не менее, есть данные о том, что игра носила массовый характер, и зрители делали ставки на ту или иную команду, что дает основания некоторым исследователям причислять данный вид спорта к светским мероприятиям с религиозным подтекстом.

Искусство и литература

Майя создавали скульптуры из камня и (реже) дерева. Символические скульптурные композиции в смысловом отношении имели преимущественно религиозный и исторический характер. Керамические изделия, украшенные разноцветными рисунками и орнаментами имели не только бытовое, но и церемониальное и культовое значения. Живопись была представлена рисунками на стенах дворцов и храмов и имела в основном религиозный характер. Считается, что иероглифическая письменность Майя была унаследована ими от Ольмеков (предшественников майя - древнего индейского народа, информации о котором мало). Надписи в основном вырезались на стенах дворцов и храмах и повествовали о важных исторических событиях. Математические цифры отображались в письменности по сложной схеме. Майя пользовались двадцатеричной системой счисления (с позициями от 0 до 19) с добавлением дополнительных знаков.

Наука

У Майя была развита астрономия. Для наблюдения за звездами создавались специальные сооружения. Путем наблюдений Майя вывели годовой солнечный цикл (365 дней), а также создали таблицы позволяющие рассчитывать солнечные затмения. Использовались 2 календаря - Хааб (бытовой - 365 дней) и Тцолкин (ритуальный - 260 дней).

Религия

Религия имело огромное значение в жизни Майя, и пронизывала большую часть сфер их жизни. Жрецы пользовались большим уважением среди рядовых и знатных майя. Религия носила политеистический характер (язычество). Из богов наиболее почитались Чаак, Хунаб Ку, Ицамна, Иш-Чель (богиня), Ик, Эк-Чуах, Ах Пуч. В эпоху влияния тольтекской культуры большое распространение получил культ Кетцалькоатля (пернатого змея), которого майя назвали Кукульканом.

Конспект НОД по теме: «Дружба народов» в подготовительной группе «Василёк»

Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей. Развивать речь детей.

Образовательные: продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету;

    познакомить с культурой этих народов;

    показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;

    вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;

    воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли;

Воспитательные:

    воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету;

    Развивающие: продолжать работу по расширению кругозора детей; а также представления о мире; развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми, развивать умение игрового общения; учить описывать внешний вид людей, обогащать словарь, закрепляя новые слова; учить подбирать родственные однокоренные слова, упражнять в подборе синонимов, в составлении сложных прилагательных, состоящих из простых прилагательных и существительных; развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса, совершенствовать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание.

- Ребята, послушайте загадку и скажите, что же это?

На столе передо мной
Закрутился: шар земной:
Аргентину, Эквадор, -
Уместил всю землю он? (Глобус )

Правильно, ребята – это Глобус. А как вы думаете, что такое глобус?

Глобус - макет нашей планеты Земля.

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, в какой стране мы с вами живем? (Россия ). Широка и необъятна наша Родина Россия! Она самая красивая, самая родная и самая любимая.

Скажите мне, пожалуйста, на глобусе изображена только Россия? (Нет)

Правильно, ребята. На свете много стран больших и маленьких. В каждой стране живут люди разных национальностей.

Давайте, поиграем с вами в игру:

Игра: «Кто в какой стране живет»

Цель: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понятие, что на свете существует много разных стран.

Ход игры:

Воспитатель называет страну, а дети народ. Например:

Кто живет в России? – Россияне.

Кто живет в Америке? – Американцы.

Кто живет в Испании? – Испанцы.

Кто живет в Японии? – Японцы.

Кто живет в Китае? – Китайцы.

Кто живет в Украине? – Украинцы.

Кто живет в Грузии? – Грузины.

Кто живет в Англии? – Англичане.

Кто живет в Литве? – Литовцы.

Кто живет в Бразилии? – Бразильцы.

Кто живет в Германии? – Немцы.

Кто живет в Болгарии? – Болгары.

Кто живет в Мексике? – Мексиканцы и т.д.

Молодцы, ребята, как мы с вами много стран знаем и народов, которые в них живут.

Включается экран: Дети монголоидной расы.

Ребята, смотрите - «проснулся» волшебный экран! (На экране появляется иллюстрация с изображением японской девочки.)

    Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? (Из Японии.)

    Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)

    Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы. (Узкоглазый, темноволосый). У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей. Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).

    Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца - Японии.

Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская, так и женская).

Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена страна Япония

Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу), любят заниматься изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров.

В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы, с необычной формой крыши (показ иллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые горы (показ иллюстрации Фудзияма).

(На экране появляется иллюстрация с изображением японских детей.) Японские дети многое могли бы рассказать нам о своей стране, только как же мы их поймем? (Выслушиваются варианты ответов детей.)

    Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).

    Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют.)

    А как бы нам подружиться с этими детьми?

    Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)

    В Японии очень любят различные головоломки. Теперь нам отправляемся дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова... (Дети встают в круг и повторяют волшебные слова.)

Включается экран: Дети негроидной расы.

    Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся. И теперь он показывает нам девочку с черным цветом кожи. Как её назвать одним словом? (Чернокожая)

    Кто из вас знает, где живёт девочка с черным цветом кожи?

Дети:- Девочка с чёрным цветом кожи живёт в Африке.

Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена Африка.

Ребята, как сказать одним словом, что у девочке большие глаза, карие глаза

А теперь расскажите, как выглядит девочка.

темные волосы, кудрявые волосы.. . (Кареглазая, большеглазый, темноволосый)

    Какая одежда у неё?

Дети: В Африке очень жарко, поэтому и одежда у девочки лёгкая.

Они неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины), жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.

А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки. Жилище - однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное в плане, с конусообразной крышей. Строительным материалом служат глина, камень, кустарник, трава, дерево, ветки, солома, пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых;

Они занимаются земледелие м: выращивают некоторые виды пшеницы и кофе, бобовые; скотоводством (верблюды ), крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы. Основная пища - каши, лепёшки, кислое молоко, мясо, жаренное на вертеле, рыба, чай, кофе.

    Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. (Воспитатель показывает.)

    Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.

    Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети? Дети: Африканские дети больше всего любят танцевать.

Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться? (Это потанцевать по- африканки – танец «Чунга –Чанга»

Включается волшебный экран: Эскимосы (монголоидная раса).

Посмотрите на экран!

    Как называется народ, живущий на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.)

    Где живут эскимосы? (На севере нашей страны, там где холодно.) Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре живут эскимосы.

Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты? (ответы детей). Эскимосы шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.

    А теперь расскажите, как выглядят дети?

    Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы (Узкоглазый, темноволосый). Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).

Какое у детей настроение?

Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные).

    Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жилище называется юрта иглу. Это зимнее жилище из снега, изнутри покрыто шкурами

    Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры, разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять толстым слоям снега, и пурга не страшна.

    А еще эскимосы занимаются оленеводством, любят охотиться и ловить рыбу.

    Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба». Ответы детей: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить.

    А теперь подберём родственные слова к слову «охота» ». Ответы детей: охотник, охотиться, охотничье, охотничий.

    Молодцы, ребята.

    А здороваются эскимосы, помахивая руками. (Дети показывают.)

    Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детишек «Белые медведи».

Подвижная игра «Белые медведи». Проводится под музыку «Песенка о медведях»

Ход игры.

Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.

Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой не
легкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать,
что у вас, как в пословице: «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».

Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе?

1 ребёнок: Старый друг, лучше новых двух.

2 ребёнок: Друга ищи, а нашел, береги.

3 ребёнок: Друзья познаются в беде.

4 ребёнок: Дружба заботой да подмогой крепка!

6 ребёнок: Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

7 ребёнок: Добро потеряешь - опять наживёшь,

Включается волшебный экран: Дети европеоидной расы

Включился наш волшебный экран. (Фотографии детей из детского сада.)

А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать.

Действительно, мы такие разные - взрослые и дети Земли: чем же мы отличаемся друг от друга?

Мы разговариваем на разных языках;

По-разному одеваемся;

Выглядим по-разному;

У нас разные жилища (дома);

Мы живем в разных уголках земного шара.

Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с детства!

Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.

5. «Дружат дети всей земли»

Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли возьмем хоровод

и соединим его вокруг земного шара.

Как красиво у вас получилось.

А теперь давайте возьмемся за руки, встанем в полукруг и споём песню «Большой хоровод».

Дети заводят хоровод под песню Б. Васильева на слова А. Хайта «Большой хоровод». - … Пусть все люди Земли с нами встанут в него. Пусть повсюду звучат только радость и смех. Пусть без слов будет песня понятна для всех!

Итог занятия.

- Что вам ребята понравилось на занятии?

Что нового узнали?

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за вашу активную и заинтересованную работу. Сегодня мы с вами познакомились с народами разных стран, самое главное это дружить с людьми независимо от цвета кожи, глаз, волос.

Разделы: Логопедия

Образовательная область: «Социализация».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура».

Цель: приобщать детей к истокам народных традиций.

Задачи :

  • Обобщать представления детей о народах Земли, их традициях, культуре (национальной одежде, домах, играх, сказках, пословицах, национальных игрушках).
  • Углублять представления о многообразии людей на земле. Формировать представления детей о дружбе людей во всем мире. Познакомить с голубем-символом мира.
  • Развивать познавательный интерес к традициям разных народов. Развивать умение детей рассуждать, делать умозаключения на основе причинно-следственных связей.
  • Воспитывать уважение к людям разных национальностей, способствовать развитию личности в духе толерантности.
  • Расширение словарного запаса, развитие связной речи.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением людей разных стран в национальной одежде и их дома, книга сказок, карточки с пословицами, кольцо, камушек, национальные игрушки - олень, матрешка, дарума; голубь-образец, заготовки голубей, листы белой бумаги по количеству детей.

Предварительная работа : знакомство с традициями и культурой разных народов Земли в процессе бесед, занятий, досугов и игр-путешествий.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Логопед:
- Здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте детушки милые. Проходите, мои хорошие! Располагайтесь, поудобнее. (Дети рассаживаются на лавки.)
- Встречаясь, мы говорим друг другу «здравствуйте». Что обозначает это слово?
Дети:
- Мы желаем здоровья!
Логопед:
- Верно, этим словом мы желаем друг другу здоровья, добра, мира. Люди разных стран при встрече тоже говорят здравствуйте, только на своем языке. Давайте вспомним, как здороваются в Англии (Хэллоу), а в Японии (Конитива). В далеком Китае при встрече говорят почтительно «нихао», в жаркой Африке - произносят коротко «джамбо».
- Сегодня мы поговорим с вами о разных странах, о традициях разных народов. Традиции - это знания о жизни людей. По ним мы узнаем, как жили люди раньше, потому что традиции передаются от дедов к отцам, а от отцов к детям.
- А зачем нужно знать традиции людей разных стран?
Дети :
- Чтобы знать, как себя вести в этой стране, чтобы подружиться с людьми.
Логопед:
- Я хочу показать вам картинки. На них изображены люди. (Показывает картинку с индейцами.) Как вы думаете, кто это? (Индейцы.) Где они живут? (В Америке.) Почему вы так решили? (У них куртка с бахрамой, на голове перья.)
- (Показывает картинку с японцами.) А эти люди из какой страны? (Из Япони) Как вы догадались? (Они одеты в кимано.) Правильно, кимано носят в Японии.
- (Показывает картинку с африканцами.) А эти люди откуда? (Из Африки.) Как называют их одежду? (Канга, на голове тюрбан.)
- (Показывает картинку с людьми с Севера.) Угадайте-ка, где живут эти люди? (На Севере.) Почему вы так думаете? (У них малица, кухлянка, унты.)
- И последняя картинка будет легкой для вас. Эти люди живут… (В России.) Что носили когда-то давно наши прабабушки и прадедушки? Все изображенные на картинках люди одеты в ту одежду, какую было принято носить там, где они живут. Такую одежду называют национальной. И надевают ее чаще всего по особым случаям, например, в праздники.
Музыкальный руководитель:
(показ слайдов с изображением домов народов мира)
- Не похожа национальная одежда людей разных стран. Также не похожи и их дома.
Давайте посмотрим, какому народу какой дом подходит.
- Как называется этот дом? (вигвам) Кто в нем живет? (индейцы).
- Где строят такие дома? (в Японии).
- Как называется этот дом? (хижина). Где такие дома? (в Африке).
- Как называется такой дом? (чум). Где строят такие дома? (на Севере).
- А это что? (изба). Где можно увидеть такие дома? (в нашей стране, в деревне).
- Как вы думаете, почему дома людей разных народов так отличаются?
Дети:
- Потому что люди живут в разных местах. Там разная погода. В одних местах холодно, а в других жарко.
Логопед:
- Молодцы ребята, помогите мне собрать картинки. (Показ слайда с изображением избы.)
- На Руси строительство избы было большим делом. Созывали весь честной народ на строительство. Ведь одному человеку это было не под силу! Собирались мужики и начинали рубить избу. Рубить избу означает - строить, а строили ее из бревен, которые рубили топорами. Есть и пословица русская «Не взявшись за топор, избы не срубишь» (убирает картинку ).
- Пословицы есть не только у русского народа. Краткие, точные изречения есть у всех народов на Земле.
Логопед : (достает книгу)
- В моей волшебной книге много разных пословиц написано. Я вам их прочитаю. А вы попробуйте угадать какой народ их придумал, откуда они попали к нам. (Читает пословицы, дети отгадывают родину пословицы .)
- «Двум слонам не хватает места для отдыха в тени одного дерева» (Африка). - «Олень и собака - друзья охотника» (Северные народы).
- «Все, что цветет, неизбежно увянет» (Япония).
- «В своем лесу индеец знает обо всем» (Америка).
Музыкальный руководитель:
(Динамическая пауза)
- Молодцы, ребятишки, девчушки и мальчишки. Однако, засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть. «Делу время, а потехе час», говорят русские люди. Вот и я вас, приглашаю всех в кружок (выходит из-за стола ), да меня послушать еще разок. Поиграем мы в русскую народную игру «Колечко». Все вы эту игру знаете. А игра эта старинная. Еще ваши бабушки и дедушки любили в нее играть. Сегодня мы поиграем в эту игру так, как играли на Руси. Вставайте в круг. Готовьте свои ладошки. Кому колечко достанется, тому нужно выбежать из круга, чтобы ребята не успели задержать. А я водить буду, да считалку приговаривать.

Вот по кругу я иду,
Всем колечко вам кладу,
Ручки крепче зажимайте
Да следите, не зевайте!

А теперь все вместе: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!»
- А в Японии в эту игру по-другому играют. Хотите узнать, как? Я вас научу. Спрячьте свои ручки за спину, откройте одну ладошку. Вот так. А я пройду. И камешек кому-нибудь положу. Кому камешек достанется, тот после слова «беги» быстро выбегает на середину круга. А остальные ребятки его должны удержать.

Вот по кругу я иду,
Всем вам камешек кладу.
Крепче камешек держи
И быстрее в круг беги (играют).

Логопед:
- Интересная игра, правда, ребята? Русские и японские дети отличаются друг от друга, а игры у них похожие…
- Сейчас места свои займем и дальше нашу беседу поведем.
Дети рассаживаются по местам .
- У детей разных стран есть свои национальные игрушки. Они пришли к нам из далекого прошлого. Хотите узнать, что это за игрушки? Я вам их сейчас покажу. (Достает оленя. ) Как вы думаете, откуда такая игрушка? (с Севера). Правильно, и сделана она из оленьего рога.
Отгадайте-ка, ребятки, вы теперь мою загадку:

Ростом разные подружки,
Все румяны, все толстушки.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка!
И зовут ее…. (Показывает матрешку. )

Правильно, русская матрешка. Матрешки бывают разные, потому что делали их в разных уголках России. Первые из них появились очень давно. Из чего делают матрешек? (Из дерева. ) Верно, из дерева, потом расписывают и покрывают лаком. Матрешку можно собирать и разбирать, а еще можно просто рассматривать, ведь каждая матрешка не похожа на своих сестричек.
Еще одна русская игрушка - свистулька. Их делали из глины, а затем расписывали красками, получались очень яркие, красочные игрушки.
Логопед :
- А эта игрушка вам тоже знакома (достает даруму). Что это? (дарума). Где мы ее видели? (в Японии). Из чего она сделана? (из глины). Что вы о ней знаете? Верно, японцы верят, что эта кукла принесет удачу и счастье. Поэтому перед Новым годом каждый старается приобрести Даруму. Загадывает желание, пририсовывает или раскрашивает один глаз. А если желание исполняется, то в знак благодарности рисует кукле второй глаз.
- Дети всей Земли любят играть, и игрушки у них разные. (Убирает игрушки.) А что еще любят делать ребятишки?
Дети : танцевать, петь, смотреть мультфильмы
- А еще все ребята любят сказки слушать. А какие русские народные сказки вы знаете?
- А какие сказки других народов вам известны? (Ответы детей. )
- Скажите, пожалуйста, а сказки разных народов похожи друг на друга? (Нет. ) Верно, у каждого народа свои сказочные герои и сюжеты. И все-таки во всех сказках есть что-то общее. Подумайте, каких людей в конце сказки ждет награда?
Дети : добрых, дружных, трудолюбивых.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Давайте посмотрим отрывок из русской народной сказки про Илью Муромца.
Сценка «Илья Муромец»:
Слайд. Изба
Ведущий. Жили - были под городом Муромом, в селе Карачарово крестьянин Иван Тимофеевич да жена его Ефросинья Яковлевна. И был у них один сын - Илья.
Отец (вытирает рукой пот со лба). Тридцать лет на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит.
Мать. И ростом Илья богатырь, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно бревна лежат, не шевелятся. (утирает платочком слезы)
Уходят.
Появляется Старец.
На экране слайд «Грозовое небо», звучит свист, грохот.
Старец. Слыхали? Нападают на Русь враги, поля вытаптывают, людей губят, детей сиротят. По путям - дорогам разбойники рыщут, не дают они людям проходу, ни проезду. Налетает на Русь Соловей - разбойник, в свое логово девушек утаскивает. (Уходит)
Илья (гневно). Эх вы, ноги мои нехожалые! Эх вы, руки мои недержалые! Был бы я здоров, не давал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам!
На экране слайд «Голубое небо».
Старец подходит к Илье.
Старец. Здравствуй, Илья!
Илья. Здравствуй, добрый человек!
Старец. А не засиделся ли ты, сиднем сидючи, ровно тридцать лет и три года? Пора и честь тебе знать. Пробил твой час, Илюшенька! Принес я тебе ковшик студеной водицы. В этом ковшике вода всех озер, всех рек Руси - матушки. Пей, Илья! (Илья пьет.) Много ли чуешь в себе силушки?
Илья. Ой много, батюшка, много! (Встает и удивляется).
Старец. Будешь ты, Илья, велик богатырь. Бейся с врагами земли родной, с разбойниками да с чудовищами. Защищай вдов, сирот, малых детушек. (Илью облачают в доспехи).
Илья. Мне бы меч булатный.
Старец. Да ты сходи в кузницу: они там добрые клинки куют. (Уходит.)
Исполняется русская народная песня «Во кузнице».
Два кузнеца выделяют ударами сильную и слабую доли в музыке.
Кузнец. Возьми, Илья, наш меч булатный, иди сражайся с Соловьем - разбойником.
Илья. Хорош меч! Благодарствую! (Принимает меч с поклоном.) Где бы мне коня раздобыть богатырского?
Кузнец. Это тебе надо к цыганам пойти. У них кони знатные! А вот и цыганский табор в Карачарово пожаловал!
Звучит цыганская музыка, на экране слайд «Цыганский табор». Выходит цыган.
Цыган. Народ, не проходи зря, бери коня!
Илья. Эх, и добрый конь у тебя! Чай, больших денег стоит? Почем товар?
Цыган. По деньгам.
Илья. А добрым молодцам?
Цыган. А на что конь - то тебе?
Илья. Хочу встретиться я с Соловьем - разбойником. Хватит ему лить кровь людскую.
Цыган. А коли так, бери даром, богатырь, нашу Бурушку - косматушку. Краше ее и сильнее нет на всем белом свете!
Илья (кланяется). Благодарствую!
Цыган уходит. На экране слайд «Дорога уходящая в даль».
Ведущий. Стал с тех пор Илья Муромец знатным богатырем. Защищал землю матушку от врагов и разбойников!
Логопед: Ребята, давайте с вами поиграем в интересную игру. Кто придумает как можно больше предложений со словом «дружба»? Можно называть пословицы с этим словом! Вспомним мультфильмы, книги о верных друзьях.

Пословицы:

Дружбу за деньги не купишь.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не мил и свет, когда друга нет.
Нет друга — ищи, а нашел — береги.

Мульфильмы:

«Крокодил Гена и его друзья», «Бременские музыканты», «Винни-Пух и его друзья», «Малыш и Карлсон»….

Музыкальный руководитель:
- Верно, в сказках всего мира добро побеждает зло, любовь и дружба крепче всего, а терпение и труд все перетрут!
- Хочу и я вам сказку одну рассказать.
- В давние-давние времена жили на Земле разные народы. Были эти народы не похожи. Крепкая дружба объединяла их. Жили они как одна большая семья: без вражды, без ссор, без печали. И были на земле в ту далекую пору чудесные могучие леса, широкие реки, высокие горы. Но вот задумал злой черный колдун разрушить всю эту красоту, засушить землю и сердца людей, поссорить их между собой. Послал колдун на землю ветры-суховеи. Иссушили ветры землю. Поломались от ветра деревья. Пересохли моря и реки, рассыпались горы. Стали люди злыми, ссориться начали да враждовать.
Узнал об этом несчастье белый голубь. Больно ему стало смотреть на белый свет. Взлетел голубь высоко в небо. Стал просить тучу пролиться очищающим дождем. Послушала туча белокрылого голубя, пошел на земле дождь. Где падали на землю капли, вырастали на том месте прекрасные цветы и деревья. А люди под дождем становились чище и добрее. Поняли люди, что нечего им делить, незачем им ссориться. Помирил голубь народы. С тех пор стали люди считать белого голубя символом мира и дружбы людей на Земле. (Показывает голубя .)
Логопед :
- Сегодня на память о нашей встрече я предлагаю вам сделать голубей. Я приготовила для вас вот такие заготовки (раздает детям ). Чего не хватает у этих голубей? (крыльев ). Правильно, и сейчас каждый из вас сделает своему голубю крылышки из белой бумаги. (Кладет на середину стола листы белой бумаги.) Возьмите лист бумаги, положите его вертикально перед собой, вот так. Отогните узкую полоску, проведите пальцами по линии сгиба. Полоска должна быть узкая. Переверните лист на обратную сторону. Загибаем еще одну полоску. И так делаем гармошку из всего листа…(После показа приемов воспитатель встает, подходит к детям, следит за выполнением работы, дает индивидуальные указания.)
- Молодцы, у всех получилось. (Садится на свое место.)
- Теперь берем нашу гармошку и продеваем в прорезь заготовки до середины. И расправляем крылья нашему голубку (показывает). Покажите всем своих голубей.

Ты лети, лети по свету,
Голубь наш, из края в край,
Слово мира и привета
Всем народам передай.

Вот какие красавцы у вас получились. Похожие, но разные.
Музыкальный руководитель:
- Так и люди отличаются цветом волос, кожи, глаз. У них разные дома, песни, сказки, своя национальная одежда и игрушки. Но эти различия не могут помешать людям дружить, стараться понять друг друга, уважать традиции других народов.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе.

«Дружба. День народного единства».
Цель: Расширение знаний детей о Родине.

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай.

Оборудование: Карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; аудиозапись песни о Родине;

Звучит в аудиозаписи песня о Родине.

Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)

Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.

Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)

Рассматривание карты России.

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

Наша страна называется … (Россия).

Наша страна очень … (большая, огромная).

В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).

Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, башкиры, татжики, кыргызы, украинцы)

Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

Русские народные праздники-Масленица, Рождество, Пасха и др.

У татжикского народа -п раздник подснежников(праздник прихода весны), праздник тюльпанов -Сайри лола (время сбора первого урожая).

У башкир самый любимый праздникСабантуй – праздник окончания посевных работ.На празднике Сабантуя проводятся множество соревнований- это соревнование по традиционной борьбе на поясах,конные скачки, перетягивание канатаи обязательное угощение.

У узбеков празднуется Навруз –новый день.В весеннее время просыпается природа после зимней спячки. Своим обновлением символизирует начало нового года. Стол должен быть накрыт по особому щедро.Чем богаче будет стол, тем щедрее будет грядущий год

У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но все мы живём в России.

Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина?

Посмотрите, что особенного в таджикском, узбекском, кыргыском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен костюм, преобладает геометрический орнамент.)

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

Ребёнок читает стихотворение.

В день солнечный июльский –

Цветы, цветы вокруг!

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой –

Деревья до небес!

Могуч язык наш русский,

Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти –

Он всякий час со мной,

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)

У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)

Любимым национальным блюдом русского народа являются пельмени и блины. У таджиков – самса, пирожки из слоёного теста, манты. У узбеков – плов, блюдо из мяса и риса. Кыргызы любят бешбармак - мелко накрошенное отварное мясо с лапшой,

Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».

Берегите Россию,

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе!

А сейчас мы с вами отведаем угощения которые вы принесли это и блины, хворост и различные лепёшки.

Конспект ООД в подготовительной группе

по теме: «Дружба народов - во всем мире»

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 72» г. Саратов

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Программное содержание:

Познакомить с представителями других национальностей проживающих в в России. Формировать представления о природе других стран. Закрепить знания о России. Развивать навыки культурного общения, творческий потенциал и способности детей. Развивать память, внимание, логическое мышление, связную речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитывать дружеское отношение к представителям разных народов, уважение к людям других национальностей и их обычаям.

Демонстрационный материал:

Флаги, куклы в национальных костюмах: России, Украины, Татарстана и Азербайджана; картина с изображением столиц и природы этих стран; силуэты костюмов с элементами национальных узоров.

Раздаточный материал:

Изобразительные материалы, силуэты национальных костюмов.

Методические приемы:

Беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, чтение стихотворений, показ образцов, анализ, итог.

На столе стоит флаг России.

Воспитатель:

Дети, как называется наша страна!? Россия

А мы живущие в ней? Россияне

А как называется столица России? Город Москва

А как называется главная площадь страны? Красная площадь

Воспитатель:

Наша страна многонациональная. Здесь живут люди разных национальностей русские, татары, армяне, азербайджанцы, украинцы и много других народов. В России более 100 национальностей. У каждого народа есть свой государственный флаг, герб, гимн, язык.

(воспитатель показывает куклу в русском костюме)

В России главный национальный язык это русский. Каждый народ имеет своих умельцев. В городе Туле изготавливается Тульские самовары, в городе Оренбург пуховые платки, в Саратове пекут Саратовский калач.

Природа России очень многообразны, потому что страна очень большая. У нас широкие, бескрайние поля, луга, леса глубокие реки и озера. - - Дети, назовите самую длинную реку, Волга, на берегу стоит наш город Саратов.

Какие моря омывают берега России? Чёрное, Каспийское, Азовское и другие.

Дети, назовите диких животных наших лесов. Волк, лиса, медведь, белки, норки, тигры, птицы - совы, орлы, дятлы.

«Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озера, реки и поля

Леса и степи горы.

Раскинулось моя страна

От севера до юга.

Когда в одном краю весна

В другом снега и вьюга.

(Воспитатель показывает куклы в национальном татарском костюме и картинки природы, столицы)

Дети, в состав России входит Республика Татарстан, ее столица город Казань. Главный язык татарский. В нашей стране проживают татары, которые говорят на своем языке. Татары очень трудолюбивый народ, его умельцы вышивают бисером красивые тюбетейки, пасечники разводят пчел, которые приносят вкусный сладкий мед. Территория Татарстана богата густыми хвойными лесами, где обитают дикие животные лоси, медведи, рыси, куницы, выдры. Много птиц: тетерева, глухари и рябчики. Крупные реки это Кама.

«Татарская земля родная

Традиции нам не счесть твоих

Другого мы не знаем края

Где б также почитали их

Звучит курай, лаская сердце

Красивых, любящих людей

Мы можем только здесь согреться

В объятьях Родины своей…»

Физкультминутка

Воспитатель показывает куклы в национальном костюме Украины.

Также в России проживает украинцы, представители государства Украины. Столица город Киев.

Воспитатель показывает картинки с изображением страны города и природы.

В Росии и Украине проживает братские, словянские народы. Язык этих народов очень похож.

Украинцы веселый, дружелюбный народ. Это люди, которые работают на земле, выращивают богатый урожай хлеба. Природа Украины - это широкие поля и степи, лиственные леса, в них водятся лисы, волки, лоси; степные птицы - орел, ястреб. Крупные реки - Днепр и Дунай.

«О как прекрасна Украина!

Ее таврийские поля,
Ее луга, леса, пригорки
И благодатная земля.
Нет неба чище в белом свете
И в родниках воды вкусней,
Я неземной поклон отвешу,
Любимой Родине своей.

Воспитатель показывает куклу в национальном костюме Армении.

В России проживает много представителей армянского народа. Столица Армения город Ереван.

Воспитатель показывает картины страны.

Армянский народ тоже очень трудолюбивый. Умельцы изготовляют из металла посуду, кувшины, тарелки, вазы и чеканят на ней интересные национальные узоры. Также разводят домашних животных - баранов, овец и выращивает виноград. Природный мир Армении многообразием. Здесь высокие горы, глубокие ущелья. На севере- востоке Армению окружает хребты Кавказских гор, одна из них самая известная гора Арарат. На араратской равнине встречается разнообразные животные: косуля, рысь, закавказский бурый медведь, леопард. В Армении есть высокогорное озеро Севан.

«Я люблю тебя, моя Армения

Ты обетованная Земля

Ты мечта, ты свет и Откровение!

Родина цветущая моя…»

Воспитатель показывает куклы в национальном костюме Азербайджана.

Столица страны город Баку. Государственный язык азербайджанский. Труженики Азербайджана занимается добычей нефти, выращивают сладкие фрукты (апельсины, мандарины хурма и другие). Азербайджан находится на берегу Каспийского моря. Здесь много высоких гор и равнин. В лесах водятся кабаны. джейраны, лисицы и птицы: фазаны, утки, лысуха и другие.

«Азербайджан страна огней

Страна игидов и друзей

Страна распахнутых дверей

Кто хоть раз народ твой повидал

Стремились все в твоей земле

К необыкновенной чистоте…»

Воспитатель:

Дети, мы побеседовали о народах, которые проживают в России, о природе этих народов. И мы все любим страну Россию.

Дети дружите все вместе, не ссорьтесь, выбирайте друзей надежных, верных. Ведь когда народы дружат, то никогда не будет войны!

Полюбили мы друг друга

Дружба крепкая у нас

Вместе с нами наша дружба

Славит Родину сейчас!

Сколько нас нерусский у России

И татарских, и иных кровей.

Имена носящих непростые

Непростых Российских сыновей!

Любим мы свои родные

И вовек, ни завтра, ни сейчас

Отдалить нельзя нас от России

Родима немыслима без нас!

Родина наша - это страна

Очень и очень большая она

Родина наша - это наш дом.

Где мы все вместе дружно живем!

Воспитатель:

Предлагаю разукрасить национальный костюм понравившейся вам страны. Дети носят национальный узор на силуэты костюмов.

Воспитатель:

Молодцы, вы все справились с заданием, а теперь организуем выставку наших работ для родителей!