Конспект занятия в подготовительной группе. Мы такие разные…

Цель: Расширить знания детей о России.

Задачи:

Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию.

Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов.

Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, ее населяющих.

Обогащать словарный запас детей.

Словарная работа: монисто, кибитка, кочевой народ, башмют, скотоводы, бусе.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, слайды мультимедиа, настольно-печатная игра «Собери костюм», бусинки.

Методы и приемы: беседа, просмотр мультимедийной презентации, игра.

Предшествующая работа: велась работа по формированию понятий большая и малая Родина; проводились наблюдения, целевые прогулки, экскурсии; знакомили детей с расположением России на карте, с растительным миром, с животным миром; дали понятие о многонациональности Родины, округа в котором живут дети; знакомили с фольклором, играми разных народов России.

Психотренинг:

Главное чудо света - это человек. Хотите к нему прикоснуться? Тогда встанем в круг, будем смотреть друг другу в глаза и произносить слова: «Здравствуй, человек»!

Но какой это будет человек, каждый выбирает сам.

(Добрый, умный, смелый, красивый, хороший, веселый, трудолюбивый, классный, любопытный, милый, модный и. т. п).

Предлагаю пройти к стульчикам, присесть.

Ход НОД.

Ребята, сегодня я вам снова предлагаю, отправимся в путешествие. Кто мне скажет, на чем можно путешествовать? (На машине, самолете, поезде, пароходе). Да вы все ответили правильно, путешествовать можно на разном транспорте. Но сегодня я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие, а виртуальное, с помощью компьютера.

Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответы детей)

1 слайд.

Да, Россия. Россия огромна и необъятна. Территория её протянулась от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей.

На ней есть как высокие горы, полноводные реки, так и бескрайние поля, густые леса.
- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна это не только леса, поля, реки, города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут.

2 слайд.

Страна наша сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много. Вспомните, какие народы населяют нашу Родину? (дети называют)

Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой национальный, например татарский, и ещё русский. Потому что русский – это государственный язык и на нём общаются все народы нашей страны.

Итак, мы отправляемся в наше путешествие по России.

Наше путешествие мы начнем с округа, в котором мы свами живем (ответы детей). Вспомните как называется наш округ? (ответы детей)

3 слайд.

Да, правильно мы с вами живем в Ханты – Мансийском округе.

Кто мне скажет, благодаря какому народу наш округ получил свое название? (ответы детей)

Название наш округ получил благодаря малочисленным народам ханты и манси. Вспомните, как называется столица округа (ответы детей).

У каждого человека есть своя малая родина. Это место где родился человек и вырос.

Я по национальности – удмуртка, родилась в Удмуртии, и сегодня приглашаю вас посетить мою родину – Удмуртию.

4 слайд.

В Удмуртии живет народ, которых называют - удмуртами.

Столица Удмуртии – Ижевск.

В Государственном гербе Удмуртской Республики преобладают три цвета – черный, красный, белый:
черный цвет является символом земли и стабильности;
красный - цветом солнца и символом жизни;
белый - символом космоса и чистоты нравственных устоев.
Обобщенный образ белого лебедя или человеко-птицы является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства. Его основа - мифология удмуртского, русского, татарского и других народов.
5 слайд.

Удмуртия красивый край со снежными морозными зимами и жарким летом. В Удмуртии много лесов, рек, родников. Удмурты доброжелательные, гостеприимные люди. Они говорят на родном удмуртском языке.

Удмуртия богата нефтью, торфом, полезными ископаемыми. Однако главное богатство - это трудолюбивый и талантливый народ Удмуртии.

6 слайд.

Это родина гениального композитора П.Н.Чайковского. Всему миру известно имя гениального оружейника М.Т.Калашникова.

Удмуртия широко известна своими ружьями, автомобилями, это родина отечественного мотоциклостроения.
7 слайд.

- А вот в древности самым распространенным промыслом удмуртов было изготовление тканей из льняного и конопляного волокна.

В Удмуртии делают валенки, мужские шляпы. Распространена вышивка, резьба по дереву, ювелирное искусство, гончарство.
8 слайд

Самое распространенное кушанье удмуртов - это перепечи, табани, пельмяни, котчал - овсяной кисель.

9 слайд.

Самый большой праздник в году у удмуртов - «Пасха» (баздым нунал).

В этот праздник устраивали сбор яиц и их катание с горы. Какие народы еще отмечает этот праздник? (русские, чуваши, марийцы и др.).

10 слайд.

Одежду удмурты носили из домашних материалов: холста, сукна, овчины. Костюм состоял из белой холщовой рубахи (дэремы) с прямыми рукавами, Поверх рубахи надевался белый халат с короткими рукавами. Подпоясывались передником без грудки. Также носили домотканое платье в мелкую клеточку, также подпоясанный передником. На грудь вешали нагрудник, украшенный серебряными монетами (монисто) (Закрепляю новое слово со всеми детьми).

Костюм мужчин похож на костюм русских крестьян: белая или клетчатая холщовая рубашка, с вышитым воротом, подвязанная поясом. На ногах носили лапти, валенки.

Одежду удмурты украшали орнаментом, состоящим из ромбов, клетки или шахматного узора, воробьиных лапок, полосок, контурного узора.

В Удмуртии много рек и озер. И дома в деревнях всегда строили рядом с водой. Считалось, что водяной хозяин воды.

Я вас приглашаю поиграть в удмуртскую игру «Водяной» (Вумурт).
Игра «Водяной»
- Мы продолжаем свое путешествие. Следующий пункт нашего путешествия находится на юге нашей страны – Калмыкия.

Ребята, скажите, у нас в группе есть дети по национальности калмык? (Ответ детей)

11 слайд.

Столица Калмыкии – Элиста.

Основа герба - белый лотос - символ духовной чистоты, возрождения и процветания.
Герб имеет голубой, желтый и белый цвета.
Голубой цвет означает вечность, свободу и постоянство. Это любимый цвет степняков - кочевников. Желтый цвет - это цвет вероисповедания народа, это цвет кожи и, наконец, это олицетворение того, чтобы Калмыкия всегда была солнечной.
Белый цвет означает мирные взгляды, дружеские отношения со всеми народами, живущими как в Калмыкии, так и за ее пределами.

12 слайд.

Калмыкия расположена в степях. Калмыки были «кочевым народом».

А может быть, кто – ни будь из вас, знает значение этих слов «кочевой народ»? (ответы).

«Кочевой народ» - это тот народ, который очень часто переезжает с одного места на другое, т.е. кочует (закрепляю новое слово со всеми детьми).

13 слайд.

А как называется жилище калмыков, кто-нибудь из вас знает? (ответы).

Жилище калмыков называется «кибитка» (закрепляю новое слово со всеми детьми).

Они очень часто разбирались, складывались и грузились на лошадей. Потом перевозились на другое место.

А еще, ребята, калмыки всегда были скотоводами. Знаете, кто такие скотоводы? (ответы).

Скотоводы - это люди, которые разводят скот (лошадей, верблюдов, овец). (Закрепляю слово «скотоводы»). Из шкур этих животных выделывали кожу, из шерсти, катали войлок. Благодаря этим животным у калмыков всегда было свежее мясо и молоко.

14 слайд.

Калмыки, ребята, очень трудолюбивый народ. Но они так же любят отдыхать и веселиться. У калмыков тоже есть праздники. И самый главный праздник - это праздник весны «Цаган Сар» (в переводе означает «счастливый месяц» или «белый месяц»).

15 слайд.

Посмотрите на национальный калмыцкий костюм, это кафтан, на калмыцком языке он называется «башмют» (закрепляю новое слово со всеми детьми).

Мужчины надевали широкие брюки – шаровары, для того, чтобы легко было скакать на лошади. На ногах сапоги.

Это, ребята, основное украшение костюма, пояс, который называется «бусе» (закрепляю новое слово со всеми детьми).

А вот головных уборов у калмыков более двадцати видов.

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

У каждого народа есть своя музыка, музыкальные инструменты. Я предлагаю вам послушать народную калмыцкую мелодию.

(Прослушивание калмыцкой мелодии).

Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что-то хорошее,

то ему в знак благодарности рассказывали сказку.
- Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей).
Да, в них есть добрые и злые персонажи, волшебные вещи, говорящие животные и т.д. А ещё во всех сказках, у всех народов, добро всегда побеждает зло. А какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей)
- Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

Сегодня мы с вами заканчиваем наше виртуальное путешествие.

(Провожу с детьми гимнастику для глаз «Лучик солнца»).

А сейчас я вам предлагаю подойти к столу. Возьмите конверты. В конвертах лежат разрезные картинки, вам нужно их собрать.

Д/игра «Собери костюм» (разрезные картинки с изображением национальных костюмов в разных конвертах. Собирают по два ребенка один костюм).

Костюм, какого народа вы собрали? (дети отвечают)

Итог ОД.

Ребята где мы с вами сегодня побывали?(Ответы детей)

О каких народах мы с вами сегодня говорили? (ответы детей). Что вы узнали о них? Вам нравится то, что столько людей разных национальностей живут вместе? (ответы детей).

Дружба - доброе, хорошее слово. И нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу. Например, башкирская пословица гласит: «Человек без друзей как дерево, без корней». А вы, какие пословицы о дружбе знаете? («Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Нет друга – ищи, нашел – береги»).

Показываю детям бусинки, предлагаю выбрать понравившиеся бусинки.

Я буду нанизывать ваши бусинки на леску. Так у нас получатся красивые бусы. Садимся за стол и собираем бусы.

А теперь посмотрите на наши бусы. Каждая бусинка красива, но только когда соберешь все бусинки вместе, получается вот такое замечательное украшение. Вот так и каждый народ удивительно интересен по своему, но когда все народы живут дружно в одной стране, страна от этого становится богаче и сильнее. Потому что в дружбе наша сила. Не простые у нас бусы! Они - символ дружбы.

Мы поместим их на самое видное место в группе, и если кому-то захочется поссориться, пусть посмотрит на эти бусы и вспомнит, что только вместе мы сила.

16 слайд.

А сейчас послушайте стихотворение Владимира Степанова «Российская семья».

Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.

Цель : формирование уважительного, толерантного отношения к культуре своего и других народов.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления о сходстве и различиях в культуре своего и других народов;

— воспитывать познавательный интерес к культуре своего и других народов;

— формировать навыки практического применения информации в игровой, речевой, двигательной деятельности.

Оборудование : детские рисунки о разных правилах приветствия, иллюстрации с изображением французов с пышными перьями на шляпах, индейцев с боевой раскраской на лицах, русских девушек с длинными косами, китайских женщин; географическая карта Европы; настольно-печатные игры «Какой сказке что подходит», «Наши соседи»; бумага, цветные карандаши, ножницы.

Ход занятия

Воспитатель . Ребята, к нам за помощью обратилась учительница школы Елена Ивановна. Она вместе со своими первоклассниками придумала оформить в классе «Уголок путешественника», где поместятся книги, энциклопедии. Здесь же будут находиться карта мира, а также игры, предметы, рассказывающие о культуре народов разных стран. Но Елена Ивановна очень хочет поместить в этом уголке не только то, что рассказывает о различии в культуре разных народов, но и игры, детские рассказы о том общем, что объединяет их культуру. Ребята из ее класса уже подобрали много книг, игр, рисунков, альбомов, марок, значков, сувениров, игрушек, рассказывающих о различиях в культуре разных народов. Но они не знают, как можно рассказать о том общем, что объединяет их культуру. И вдруг Елена Ивановна вспомнила, что в нашем детском саду есть ребята, которым много читали и рассказывали по этой теме. Она надеется, что вы им обязательно поможете в оформлении «Уголка путешественника». Ребята, вы согласны помочь Елене Ивановне?

Дети. Да.

Воспитатель . Как можно ей помочь?

Дети . Мы можем записать наши рассказы на диктофон и выслать, рассказать о наших играх, выслать наши рисунки, фотографии, картинки.

Воспитатель . Молодцы, вы все хорошо придумали. А чтобы ваши рассказы получились интересными, предлагаю вспомнить все, что вы знаете о культуре разных народов. Предлагаю поиграть в игру.

Игра «Наши соседи»

Оборудование: пирамида, состоящая из четырех граней, каждая поделена на четыре подвижные части. На каждой грани — картинки с изображением элементов культуры одного из народов мира: национальный костюм, архитектура, характерная для этой страны (пагода как символ архитектуры Китая, колоннады и широкие лестничные марши древнегреческих Афин как символ архитектуры Греции), национальное блюдо (блины у русских, рис у китайцев), государственный флаг.

Игроку нужно совместить четыре части граней пирамиды так, чтобы все они соответствовали определенной национальности.

Вариант 1. Ведущий предлагает ребенку собрать одну из граней пирамиды, показывает картинку с изображением людей в костюмах, просит сказать, к какой национальности они относятся; дает задание детям подобрать соответствующие картинки с характерным для этой страны жилищем или символом архитектуры, блюдом, флагом; предлагает рассказать, что они знают об этом народе.

Вариант 2. Ведущий раскладывает карточки изображением вниз, предлагает ребенку выбрать любую из них и сказать, что на ней изображено. По выбранной картинке игрок составляет одну из граней пирамиды, педагог с детьми оценивает правильность выполнения задания.

Воспитатель. Ребята, на одном из занятий мы с вами познакомились с тем, что люди разных национальностей отличаются друг от друга правилами поведения. Давайте рассмотрим ваши рисунки после этого занятия и вспомним о разных правилах приветствия, которые существуют во многих негритянских племенах.

Дети рассматривают свои рисунки и рассказывают о нарисованных правилах приветствия.

Ребята, обычаи, о которых вы сейчас рассказали, нам непонятны, потому что мы с ними не сталкиваемся, но каждый обычай, которому следуют разные народы, проверен долгой историей. Национальные традиции требуют понимания и уважения. Хотите узнать, что считалось долгое время признаком красоты, достатка и достоинства у разных народов?

Дети . Да.

Воспитатель . У французов долгое время признаком красоты, достатка и достоинства считались пышные перья на шляпах, у индейцев — боевая раскраска на лицах, у русских девушек — длинная коса, у китайских женщин — маленькие ступни.

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изображением французов с пышными перьями на шляпах, индейцев с боевой раскраской на лицах, русских девушек с длинными косами, китайских женщин.

Продолжим наш разговор о культуре разных народов. Ребята, кто из вас знает сказку «Колобок»?

Дети отвечают.

От кого вы ее услышали?

Дети отвечают.

Мама услышала эту сказку от своей мамы — бабушки, бабушка могла прочитать эту сказку в книге. А вот когда не было книг, как люди могли узнать, что было давным-давно?

Дети . Люди рассказывали друг другу об этом.

Воспитатель. Да, люди рассказывали друг другу о том, как нужно прилежно трудиться, помогать старшим, как нужно девочке уметь все делать по дому: шить, готовить, прибирать, вязать, вышивать. Что говорили о таких прилежных девочках?

Дети . Что они рукодельницы, хозяюшки, умницы.

Воспитатель . Вспомните сказки разных народов, в которых рассказывается о таких девочках.

Дети. Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица», эстонская сказка «Каждый свое получил», болгарская сказка «Благословенные орехи».

Воспитатель. Ребята, покажите на карте Европы, где находятся Россия, Эстония и Болгария.

Дети выполняют задание.

У каждого народа есть свои сказки, они написаны на разных языках, их герои носят разную национальную одежду. Однако если сказки читать внимательно, можно заметить сходство сюжетов, а самое главное — схожесть по смыслу. Что прославляется и осуждается в сказках, которые вы назвали?

Дети . Прославляются добро, прилежание, умение трудиться, осуждаются лень, грубость.

Воспитатель. Да, ребята, и в русских, и в эстонских, и в болгарских сказках говорится о торжестве труда, презрении к лентяям и лежебокам, справедливости и чести. Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, что содержание сказок разных народов во многом схоже.

Игра «Какой сказке что подходит?»

На картинках изображено содержание пословиц. Воспитатель предлагает подобрать к ним иллюстрации из сказок народов мира, содержание которых близко содержанию пословицы, и объяснить, почему они сделали такой выбор. Например, к сюжетной картинке, характеризующей содержание пословицы «Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит», дети смогут подобрать иллюстрации таких знакомых сказок, как русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо поганое», греческого мифа о Геракле; к сюжетной картинке с изображением содержания пословицы «Делай другим добро — будешь сам без беды» — иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», африканской сказке «Обезьяна, питон и заяц», индийской сказке «Человек и тигр».

Воспитатель. Ребята, так что же объединяет культуру разных народов?

Дети . Уважение к матери, труду, героям.

Воспитатель . Как бы ни отличались люди друг от друга, их культуру объединяет много общего: любовь к детям и родителям, уважение к старикам, бережное отношение к своим традициям, красота материнства. Достояние культур всех народов равноценно, представляет общую культуру землян. Если исчезнет одна культура, это будет потерей для других. Каждый человек должен не только знать, любить и беречь свою культуру, но и изучать, понимать, уважать культуру других народов. Почему?

Дети . Чтобы лучше узнать друг друга.

Воспитатель. Все верно, культурное наследие помогает народам лучше узнать друг друга и полюбить. Ребята, ваши рассказы, записанные на магнитофон, я отправлю нашим друзьям-первоклассникам. Что еще поможет им оформить «Уголок путешественника»?

Дети. Игра «Какой сказке что подходит», наш альбом с пословицами, поговорками разных народов, картинки, наши рисунки.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю всем вместе сделать «хоровод сказок» и подарить его нашим друзьям.

Дети рисуют цветными карандашами сказочного героя в национальном костюме из любой сказки народов мира на листе бумаги, сложенном «гармошкой» и вырезают. Образуют хоровод сказочных героев вокруг березки.

Посмотрите, какой дружный хоровод получился! Послушайте стихотворение.

Ребенок

На свете живут разноцветные дети,

Живут на одной разноцветной планете,

И эта планета на все времена

У всех разноцветных всего лишь одна!

Давайте, ребята, назло непогодам

Обнимем планету своим хороводом!

Развеем над нею и тучи и дым.

В обиду ее никому не дадим!

В. Орлов

Воспитатель. Наше занятие мне хочется закончить замечательной песней.

Дети поют песню «Если все вокруг подружатся» (муз. Е. Архиповой, сл. П. Синявского).

Цель: формирование уважительного, толерантного отношения к культуре других народов.

Задачи:

— обогащать дифференцированные представления об отдельных элементах культуры других народов (язык, одежда, народное искусство, обычаи, игры, игрушки);

— воспитывать познавательный интерес к культуре других народов;

— формировать навыки практического применения информации в игровой, речевой, двигательной деятельности.

Оборудование: аудиозаписи песен (русской народной «Во поле береза стояла» и татарской), заранее заготовленная обложка и листы для будущей книги, рисунки детей по мотивам русских народных сказок, слайды с изображением одежды русского и татарского народов, иллюстрации с изображением людей разных национальностей в национальных костюмах, настольно-печатная игра «Особенности быта разных народов», проектор, аудиопроигрыватель.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, к нам за помощью обратилась воспитательница старшей группы Наталья Александровна. В ее группе есть книги, альбомы, картинки, с помощью которых можно рассказать детям о внешних различиях людей разных национальностей. Но значительно больше, чем внешне, люди разных национальностей различаются своей культурой. К сожалению, такой книги нет в старшей группе. К кому только ни обращалась Наталья Александровна, чтобы ее найти. По ее просьбе родители детей даже ездили в Пермь, объехали все книжные магазины, но нигде не смогли найти такую книгу.

Тогда Наталья Александровна вспомнила о вас, ребята. Она видела в вашей группе много книг, сделанных вами и с помощью родителей, знает, что вам так много рассказывали и читали о различиях в культуре представителей разных национальностей, поэтому она решила обратиться за помощью именно к вам. Ребята, вы согласны сделать книгу для детей старшей группы?

Дети . Да.

Воспитатель . Что можно будет в ней разместить?

Дети . Рассказы о культуре разных народов, картинки, рисунки, кроссворды, фотографии, пословицы, поговорки, игры.

Воспитатель . Молодцы, как вы хорошо все придумали! Начнем мы эту книгу с культуры русского народа. Русская культура очень богата и красива, она славилась во все времена и известна всему миру. Русские люди имеют свой язык, при помощи которого общаются друг с другом. Они бережно относятся к нему, стараются говорить правильно. Особенности русского языка отражаются в песнях, сказках, пословицах. Ребята, какие вы знаете пословицы о языке и хороших словах?

Дети . «Язык до Киева доведет», «Хорошие речи приятно и слушать», «Ласковое слово и камень растопит», «Доброму слову — добрый ответ», «Доброму слову и добрая слава», «Красна сказка складом, а песня ладом».

Воспитатель . Русские народные сказки передавались из одной деревни в другую, из одного дома в другой, из одних уст в другие, и так дошли до наших времен. А какие русские народные сказки вы знаете?

Дети . «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка».

Воспитатель . Мы с вами рисовали по мотивам русских народных сказок, давайте подберем рисунки, которые вложим в нашу книгу. У русского народа есть очень красивые песни. В давние времена молодые девушки и парни собирались вечерами за околицей, пели песни и водили хороводы. Давайте и мы с вами поводим хоровод.

Звучит аудиозапись русской народной песни «Во поле березе стояла», дети водят хоровод.

Ребята, давайте вспомним, какую одежду носил русский народ в давние времена и какую одежду носят сейчас, а также какие предметы быта использовались раньше и какие существуют сейчас. В этом нам поможет игра.

Игра «Старинное — нестаринное»

На проекторе появляются изображения сарафана, косоворотки, лаптей, сундука для хранения одежды. Дети должны назвать предмет одежды и сказать, старинная эта вещь или современная, что вместо сарафана, косоворотки, лаптей носят в наше время.

Информация для воспитателя: сарафан — женская русская одежда, безрукавая, с проймами для рук и поясом. Сарафан заменен на платье и юбки.

Косоворотка — рубаха с косым воротом. Современные люди носят рубахи, но уже не с косым воротом, а также футболки.

Лапти — короткая плетеная обувь, которую плели из лыка, реже из коры деревьев. Вместо лаптей носят туфли, ботинки, сапоги и т.д.

Сундук — ящик с крышкой для хранения одежды и утвари. Современные люди хранят вещи в шкафах, гардеробах, комодах.

Воспитатель . Русский народ очень гостеприимный, гостей встречают хлебом-солью да угощают традиционными блюдами. Какими?

Дети. Блинами, пельменями, щами, шанежками.

Воспитатель . Ребята, а еще какие правила поведения, кроме хорошего приема гостей, принято соблюдать у русского народа.

Дети. Мужчины в знак приветствия пожимают друг другу руки, уступают женщине дорогу, место в общественном транспорте.

Воспитатель . Здесь на столе лежат иллюстрации, на которых изображены представители разных национальностей в национальных костюмах. Выберите, пожалуйста, людей в русских костюмах; эти иллюстрации мы поместим в книгу для детей старшей группы. Продолжим изготовление нашей книги. Следующий народ, о котором мы расскажем в ней, — татары. Где они проживают?

Дети . В Республике Татарстан.

Воспитатель . Да, действительно, татары проживают в этой республике, но так как это многочисленный народ, они проживают и во многих областях России. Столица Татарстана — Казань. Это большой и красивый город. На каком языке говорят татары?

Дети. На татарском.

Воспитатель . Послушайте, как звучит татарский язык.

Звучит аудиозапись татарской народной песни.

Одежда татарского народа отличается от русской одежды. Посмотрите на картинки.

На проекторе появляются слайды с изображением одежды татар: блузки, юбки, жилеты — женская одежда; длинные рубахи, широкие брюки, жилеты, халаты — мужская одежда.

И женщины и мужчины носят обувь, которая называется чекмени. Татарские мужчины носят на голове тюбетейку — цветную, скромно вышитую маленькую шапочку, а женщины — калфак — бархатную шапочку с вышивкой. Одежда татар яркая и красочная, украшена бархатной тканью, мехом, воланами, оборками, бусами, бисером. Татары ходят в национальных костюмах не всегда: реже в городах, чаще — в деревнях и по праздникам. Как называется самый большой праздник татарского народа?

Дети . Сабантуй.

Воспитатель . Татары очень тщательно готовятся к этому празднику. Они готовят разные национальные блюда. Как они называются?

Дети . Лепешки — кабатма, блины — киймак, пироги с начинкой — бялиш, чак-чак.

Воспитатель . На празднике юноши и мужчины состязаются в беге, прыжках, национальной борьбе и конных скачках. А еще во время праздника татары любят играть в разные национальные игры. В одну из них мы с вами сейчас поиграем, называется она «Тимербай».

Татарская народная игра «Тимербай»

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Дети идут по кругу и читают стихотворение.

Пять детей у Тимербая

Дружно, весело играют.

В речке быстро искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

Со словами «Вот так!» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Воспитатель. Ребята, среди картинок на столе выберите те, на которых изображены люди в татарских национальных костюмах.

Дети выполняют задание.

Ребята, мы с вами вспомнили о людях русской и татарской культуры. О каких еще культурах вы знаете?

Дети. О культуре украинцев, народов Кавказа, Крайнего Севера.

Воспитатель . Чтобы дети старшей группы узнали и о культуре этих народов, мы с вами в нашу книгу вложим вот такие карты (показывает перфокарты), с которыми сейчас поиграете вы, а потом и дети старшей группы.

Игра «Особенности быта разных народов»

На перфокартах (лист бумаги формата А4, по разным сторонам которого нанесены изображения, а в центре — вырезанный прямоугольник) изображены люди в национальных костюмах, жилища, и традиционные изделия народных мастеров — представителей разных народов. Дети, выполняя задание, подкладывают под перфокарту лист бумаги и проводят на нем линии. Нужно красным карандашом соединить изображения, которые относятся к культуре украинцев, синим — народов Кавказа, зеленым — народов Крайнего Севера.

Воспитатель. Как вы думаете, эту игру можно поместить в нашу книгу?

Дети . Да.

Воспитатель . Я тоже думаю, что она понравится детям старшей группы.

Воспитатель обращает внимание детей на оформленные листы книги.

Посмотрите, какая красивая книга получается у нас. В следующий раз мы продолжим рассказывать в ней о культуре других национальностей. Думаю, что наша книга понравится всем детям.

Цель: формирование толерантного отношения к культуре других народов.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления о расовых различиях между людьми;

— воспитывать познавательный интерес к культуре других народов;

— формировать навыки практического применения информации в игровой, изобразительной деятельности.

Оборудование: три конверта с письмами, диктофон; карта, представляющая собой силуэт карты мира, на которой схематично нанесены контуры стран на разных материках; бумажные фигурки людей разных рас для наклеивания на карту, настольнопечатная игра «Сложи портрет», аудиозапись песни «Большой хоровод» (муз. Б. Савельева, сл. Л. Жигалкиной и А. Хайта), аудиопроигрыватель.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, к вам за помощью обратились наши друзья-первоклассники. Послушайте, что они пишут: «Дорогие ребята! Недавно мы получили три письма от ребят из разных стран: Франции, Африки и Китая. Получилось так, что все три письма почтальон принес нам в один день, мы их тут же распечатали и стали читать. Наши новые друзья в своих письмах так интересно рассказали о себе, описали свой внешний вид, природу страны, в которой живут. Они очень просили нас рассказать о России, поскольку никогда не были в нашей стране. Девочка Эдит попросила рассказать о том, в какие игры мы любим играть, девочка Анина попросила рассказать о зиме, потому что она никогда ее не видела, а мальчик Сунь — о том, чем мы любим заниматься в свободное время.

Мы тут же написали им ответные письма. Когда нужно было подписывать обратные адреса, выяснилось, что конверты, в которых пришли письма, перепутаны, и мы не знаем, кому какое письмо отправлять. И тут мы вспомнили о вас, ребята! Кто-то сказал, что вам в детском саду много рассказывали и читали о внешних различиях людей, живущих в разных странах, а наши друзья в своих письмах так подробно описали свой внешний вид! Мы думаем, что, прочитав их письма, вы сможете отгадать, в какой стране они живут, и тогда мы точно будем знать, какое письмо куда отправить». Ребята, вы согласны помочь нашим друзьям-первоклассникам?

Дети . Да.

Воспитатель . Давайте не только им поможем, но и научим, как по внешнему виду людей можно определить, в какой части света они живут. Как это можно сделать?

Дети . Можно записать наши рассказы на диктофон и отправить им, можно подарить им игры о внешних различиях людей, послать наши рисунки.

Воспитатель . Предлагаю вам сегодня вспомнить о внешних различиях людей, живущих в разных странах. Давайте прочитаем письма, которые получили наши друзья. Посмотрим, что написано в первом письме. Девочка Эдит, попросившая наших друзей рассказать о любимых играх, написала в письме, что у нее легкие, как облако, золотистые волосы, голубые глаза и белая кожа. Как вы думаете, к какой расе относится девочка с белым цветом кожи и внешне похожая на нас?

Дети . К европеоидной расе.

Воспитатель. Люди каких национальностей относятся к европеоидной расе?

Дети. Немцы, русские, французы, англичане и др.

Воспитатель . В какой части света проживают эти люди?

Дети. В Европе.

Воспитатель . Да, они живут в Европе, а также в Америке, Австралии. Покажите эти страны на карте мира.

Дети показывают Европу, Америку, Австралию на силуэте карты мира, на которой схематично нанесены контуры стран на разных материках. Желательно, чтобы эта карта была больших размеров, например, во всю стену коридора или группы. Располагается она на уровне глаз детей и заполняется при помощи фломастеров или путем наклеивания готовых картинок по мере изучения той или иной страны, народа.

Воспитатель предлагает детям выбрать фигурки людей, внешность которых указывает на то, что они относятся к европеоидной расе, из фигурок людей других рас и наклеить их на карту Европы, Америки, Австралии.

Ребята, к какой расе относимся мы с вами?

Дети . К европеоидной.

Воспитатель . Да, ребята, люди, которые проживают в России, относятся, в основном, к европеоидной расе.

Воспитатель предлагает наклеить фигурки людей, относящихся к европеоидной расе, на схематичной карте России.

Ребята, где же живет Эдит, от которой наши друзья получили письмо: во Франции, Африке или в Китае?

Дети. Во Франции.

Воспитатель. Молодцы, вы правильно угадали! Вложим ее письмо в конверт, который ребята получили из Франции.

Воспитатель берет второе письмо.

Девочка Анина, которая попросила наших друзей-первоклассников рассказать об их любимых играх, написала в письме о том, что она чернокожая, у нее пышные курчавые черные волосы, темные глаза, пушистые длинные ресницы.

Как вы думаете, к какой расе относится эта девочка?

Дети. К негроидной.

Воспитатель . Да, ребята, люди, которые живут в жарких странах — чернокожие, относятся к негроидной расе. Где они проживают?

Дети. В Африке.

Воспитатель . Да, эти люди живут, в основном, в жаркой Африке. Пожалуйста, покажите ее на карте мира.

Дети показывают Африку на карте.

Какой климат в Африке?

Дети. Там очень жарко.

Воспитатель . Внешние особенности людей, которые относятся к негроидной расе, связаны с тем, что с их помощью человек приспосабливается к жаркому климату. Вспомните, как летом вы приезжаете в деревню или на дачу. Свободно, тепло, радостно! Но если в первые дни бывать на солнце очень долго, что может случиться?

Дети. Можно сильно обгореть.

Воспитатель . Да, тогда кожа краснеет и болит. Только со временем она «привыкает» к солнцу, приобретает золотистый оттенок и больше не доставляет вам беспокойства. Тогда ваши родители с гордостью говорят: «Посмотрите, как загорели наши дети!» Но если бы вы приехали в Африку, вам понадобилось бы еще больше времени, чтобы привыкнуть к солнцу, и, возможно, вам так и не разрешили бы загорать. Почему?

Дети . Потому что в Африке очень жарко.

Воспитатель . Все верно, солнечные лучи могут не только радовать человека, но и причинять ему вред. Что же помогает людям, живущим в Африке, защищаться от перегрева и палящих лучей солнца?

Дети . Пышные курчавые волосы, темная кожа.

Воспитатель. Да, представителей негроидной расы от палящего солнца защищает смуглая кожа, а пышные курчавые волосы заменяют им головной убор, предохраняющий от перегрева их голову.

По предложению воспитателя дети выбирают фигурки людей, которые относятся к негроидной расе, из других фигурок и наклеивают на силуэт карты Африки.

Ребята, где же живет Анина, попросившая наших друзей-пер- воклассников рассказать о том, что такое зима?

Дети. В Африке.

Воспитатель . Молодцы, вы правильно угадали! В какой конверт мы вложим ее письмо?

Дети отвечают.

Да, вложим ее письмо в конверт, который ребята получили из Африки.

Воспитатель берет в руки третье письмо.

Ребята, мальчик Сунь рассказал в письме о том, что у него желтый цвет кожи, узкие раскосые глаза, прямые черные волосы.

К какой расе относится этот мальчик?

Дети. К монголоидной.

Воспитатель . Люди каких национальностей относятся к монголоидной расе?

Дети . Японцы, китайцы, корейцы.

Воспитатель . Где проживают эти люди?

Дети . В Азии.

Воспитатель . Да, ребята, люди с желтым цветом кожи живут на востоке: в Японии, Китае, Корее и других азиатских странах.

Воспитатель предлагает детям выбрать фигурки людей, внешность которых указывает на то, что они относятся к монголоидной расе, из фигурок людей других рас и наклеить их на карту Азии.

Ребята, какой климат в Азии?

Дети. Там часто дуют сильные ветры.

Воспитатель . Климат, природные условия наложили свой отпечаток на внешний вид представителей монголоидной расы. Какие особенности внешнего вида помогают им приспособиться к такому климату?

Дети . Узкие глаза защищают их от песка и ветра, сияния снега.

Воспитатель. Да, видимо, в древности им приходилось защищаться от сияния снега и снежных бурь. Почему глаза нужно защищать от сияния снега?

Дети . Глаза могут заболеть, можно ослепнуть.

Воспитатель . Да, снег может ослепить человека, и тот навсегда потеряет способность видеть. Поэтому горнолыжники, например, всегда надевают темные очки. Имеют защитные очки и альпинисты, поднимающиеся к заснеженным вершинам. Но в давние времена никаких защитных очков не было. Поэтому выживали только те люди, у которых были узкие глаза, более защищенные от снежного сияния и пыли.

Воспитатель предлагает детям выбрать фигурки людей, которые относятся к монголоидной расе, из других фигурок и наклеить их на силуэт карты Азии.

Ребята, так где же проживает Сунь?

Дети . В Китае.

Воспитатель . Молодцы, вы правильно угадали! В какой конверт мы вложим его письмо?

Дети отвечают.

Да, вложим его письмо в конверт, который ребята получили из Китая. Вот и помогли мы нашим друзьям правильно найти каждому письму свой конверт. Ребята, а с помощью какой игры мы можем помочь нашим друзьям лучше запомнить внешние различия людей разных рас?

Дети. При помощи игры «Сложи портрет».

Игра «Сложи портрет»

Детям нужно собрать разрезанные на три части (по горизонтали) картинки с изображением людей разных рас: европеоидной, негроидной, монголоидной. Выполнив задание, дети определяют, к какой расе относится человек и в какой части света он проживает.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на нашу карту! Как мы ее красиво украсили фигурками людей, какой она стала разноцветной. Послушайте об этом стихотворение.

Ребенок

Разноцветный шар земной

Если б в поле расцветали

Только белые цветы,

Любоваться бы устали

Ими вскоре я и ты.

Если б в поле расцветали

Только желтые цветы,

Мы с тобой скучать бы стали

От подобной красоты.

Хорошо, что есть ромашки,

Розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки,

Незабудки и жарки!

Хорошо, что не похожи

Люди цветом глаз и кожи.

Как прекрасен мир цветной,

Разноцветный шар земной!

А. Шлыгин

Воспитатель . Ребята, ваши рассказы, письма, разложенные в конверты, игру, рисунки я отправлю нашим друзьям-первоклассникам. А дальнейшая их переписка с детьми из Франции, Китая, Африки поможет им лучше познакомиться с тем, как живут дети в других странах. Несмотря на внешние различия детей разных рас у них много общего: они любят своих родителей, Родину, уважают стариков, бережно относятся к своим традициям.

Сегодняшнее занятие я бы хотела закончить замечательной песней.

Звучит аудиозапись песни «Большой хоровод» (муз. Б. Савельева, сл. Л. Жигалкиной и А. Хайта).

Конспект ООД в подготовительной группе

по теме: «Дружба народов - во всем мире»

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 72» г. Саратов

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Программное содержание:

Познакомить с представителями других национальностей проживающих в в России. Формировать представления о природе других стран. Закрепить знания о России. Развивать навыки культурного общения, творческий потенциал и способности детей. Развивать память, внимание, логическое мышление, связную речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитывать дружеское отношение к представителям разных народов, уважение к людям других национальностей и их обычаям.

Демонстрационный материал:

Флаги, куклы в национальных костюмах: России, Украины, Татарстана и Азербайджана; картина с изображением столиц и природы этих стран; силуэты костюмов с элементами национальных узоров.

Раздаточный материал:

Изобразительные материалы, силуэты национальных костюмов.

Методические приемы:

Беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, чтение стихотворений, показ образцов, анализ, итог.

На столе стоит флаг России.

Воспитатель:

Дети, как называется наша страна!? Россия

А мы живущие в ней? Россияне

А как называется столица России? Город Москва

А как называется главная площадь страны? Красная площадь

Воспитатель:

Наша страна многонациональная. Здесь живут люди разных национальностей русские, татары, армяне, азербайджанцы, украинцы и много других народов. В России более 100 национальностей. У каждого народа есть свой государственный флаг, герб, гимн, язык.

(воспитатель показывает куклу в русском костюме)

В России главный национальный язык это русский. Каждый народ имеет своих умельцев. В городе Туле изготавливается Тульские самовары, в городе Оренбург пуховые платки, в Саратове пекут Саратовский калач.

Природа России очень многообразны, потому что страна очень большая. У нас широкие, бескрайние поля, луга, леса глубокие реки и озера. - - Дети, назовите самую длинную реку, Волга, на берегу стоит наш город Саратов.

Какие моря омывают берега России? Чёрное, Каспийское, Азовское и другие.

Дети, назовите диких животных наших лесов. Волк, лиса, медведь, белки, норки, тигры, птицы - совы, орлы, дятлы.

«Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озера, реки и поля

Леса и степи горы.

Раскинулось моя страна

От севера до юга.

Когда в одном краю весна

В другом снега и вьюга.

(Воспитатель показывает куклы в национальном татарском костюме и картинки природы, столицы)

Дети, в состав России входит Республика Татарстан, ее столица город Казань. Главный язык татарский. В нашей стране проживают татары, которые говорят на своем языке. Татары очень трудолюбивый народ, его умельцы вышивают бисером красивые тюбетейки, пасечники разводят пчел, которые приносят вкусный сладкий мед. Территория Татарстана богата густыми хвойными лесами, где обитают дикие животные лоси, медведи, рыси, куницы, выдры. Много птиц: тетерева, глухари и рябчики. Крупные реки это Кама.

«Татарская земля родная

Традиции нам не счесть твоих

Другого мы не знаем края

Где б также почитали их

Звучит курай, лаская сердце

Красивых, любящих людей

Мы можем только здесь согреться

В объятьях Родины своей…»

Физкультминутка

Воспитатель показывает куклы в национальном костюме Украины.

Также в России проживает украинцы, представители государства Украины. Столица город Киев.

Воспитатель показывает картинки с изображением страны города и природы.

В Росии и Украине проживает братские, словянские народы. Язык этих народов очень похож.

Украинцы веселый, дружелюбный народ. Это люди, которые работают на земле, выращивают богатый урожай хлеба. Природа Украины - это широкие поля и степи, лиственные леса, в них водятся лисы, волки, лоси; степные птицы - орел, ястреб. Крупные реки - Днепр и Дунай.

«О как прекрасна Украина!

Ее таврийские поля,
Ее луга, леса, пригорки
И благодатная земля.
Нет неба чище в белом свете
И в родниках воды вкусней,
Я неземной поклон отвешу,
Любимой Родине своей.

Воспитатель показывает куклу в национальном костюме Армении.

В России проживает много представителей армянского народа. Столица Армения город Ереван.

Воспитатель показывает картины страны.

Армянский народ тоже очень трудолюбивый. Умельцы изготовляют из металла посуду, кувшины, тарелки, вазы и чеканят на ней интересные национальные узоры. Также разводят домашних животных - баранов, овец и выращивает виноград. Природный мир Армении многообразием. Здесь высокие горы, глубокие ущелья. На севере- востоке Армению окружает хребты Кавказских гор, одна из них самая известная гора Арарат. На араратской равнине встречается разнообразные животные: косуля, рысь, закавказский бурый медведь, леопард. В Армении есть высокогорное озеро Севан.

«Я люблю тебя, моя Армения

Ты обетованная Земля

Ты мечта, ты свет и Откровение!

Родина цветущая моя…»

Воспитатель показывает куклы в национальном костюме Азербайджана.

Столица страны город Баку. Государственный язык азербайджанский. Труженики Азербайджана занимается добычей нефти, выращивают сладкие фрукты (апельсины, мандарины хурма и другие). Азербайджан находится на берегу Каспийского моря. Здесь много высоких гор и равнин. В лесах водятся кабаны. джейраны, лисицы и птицы: фазаны, утки, лысуха и другие.

«Азербайджан страна огней

Страна игидов и друзей

Страна распахнутых дверей

Кто хоть раз народ твой повидал

Стремились все в твоей земле

К необыкновенной чистоте…»

Воспитатель:

Дети, мы побеседовали о народах, которые проживают в России, о природе этих народов. И мы все любим страну Россию.

Дети дружите все вместе, не ссорьтесь, выбирайте друзей надежных, верных. Ведь когда народы дружат, то никогда не будет войны!

Полюбили мы друг друга

Дружба крепкая у нас

Вместе с нами наша дружба

Славит Родину сейчас!

Сколько нас нерусский у России

И татарских, и иных кровей.

Имена носящих непростые

Непростых Российских сыновей!

Любим мы свои родные

И вовек, ни завтра, ни сейчас

Отдалить нельзя нас от России

Родима немыслима без нас!

Родина наша - это страна

Очень и очень большая она

Родина наша - это наш дом.

Где мы все вместе дружно живем!

Воспитатель:

Предлагаю разукрасить национальный костюм понравившейся вам страны. Дети носят национальный узор на силуэты костюмов.

Воспитатель:

Молодцы, вы все справились с заданием, а теперь организуем выставку наших работ для родителей!