Конспект занятия «Кубанские композиторы и их творчество. Познание Презентация - Музыкальная культура Кубани

Плотниченко Григорий Максимович родился 18 августа 1918 года в Таганроге в семье портового рабочего. Вскоре родители переехали в Краснодар. Вспоминая о детских годах, Григорий Максимович говорил: «Отец и мать были страстными любителями кубанской народной песни, а также и хорошими исполнителями». Песни рано полюбились мальчику, заметив это, родители отдали 8-летнего сына в музыкальную школу, где он обучался игре на виолончели. Только два года удалось проучиться Григорию: умер отец, из-за отсутствия средств занятия в музыкальной школе прекратились.

Но музыка влекла его к себе всё сильнее. В средней школе № 28, где учился Гриша, ему поручили организацию струнного оркестра. Это задание он выполнил охотно, так как сам к этому времени мог играть на нескольких музыкальных инструментах: гитаре, мандолине, балалайке, домре.

В 1936 году в Краснодаре открылся Дворец пионеров и школьников, и Плотниченко одним из первых записался в оркестр народных инструментов. Помимо игры в оркестре Григорий выступал на концертах с сольными номерами (на мандолине) и как певец.

Летом 1937 года он поступил на дирижёрско-хоровое отделение Краснодарского музыкального училища. Первые музыкальные произведения Григория Максимовича — небольшие пьесы для оркестра народных инструментов.

Он мечтал о том времени, когда окончит музыкальное училище, и будет создавать песни о жизни и людях кубанского края. Но это желание осуществилось не сразу. Началась Великая Отечественная война. Он добровольно ушёл на фронт. Г.М.Плотниченко был тяжело ранен. Орден Красной Звезды, которым он был награжден, нашёл его в Казани, куда он был эвакуирован вместе с госпиталем. Врачи ампутировали Григорию Максимовичу правое предплечье. Но он не пал духом, не вышел из строя. Одна за другой появляются его песни о событиях грозных военных лет, о подвигах русских людей: «Гвардейцы-минометчики», «Севастопольская», «По Дону гуляет» и др.

Летом 1943 года Плотниченко возвращается в Краснодар, продолжает обучение в музыкальном училище, участвует в шефских концертах в военных госпиталях.

Песни молодого композитора получают известность. Целый год Г.М. Плотниченко проработал хормейстером Государственного ансамбля песни и пляски кубанских казаков. Знакомство с народными песнями Кубани помогло композитору глубже понять природу народного хорового пения, её художественные традиции, развивая которые, он определил свой творческий принцип.

В 1947 году завязалась творческая дружба Плотниченко с самодеятельным хоровым коллективом кубанского колхоза «Красный хуторок», который побывал с концертами в Москве.

С 1949 по 1953 год Плотниченко работал художественным руководителем ансамбля песни и пляски Северо-Кавказского военного округа. В этот период он обращается к более крупным музыкальным формам. Создаются сюита «Возвращение», хоры «Кубань моя», «Ефрейтор в отпуске».

Новый этап в творческой деятельности Плотниченко — работа в качестве художественного руководителя Краснодарской государственной филармонии. А в 1957 году Григорий Максимович был приглашён заведовать кафедрой музыки и пения в Краснодарском государственном педагогическом институте, с 1960 года он — декан музыкально-педагогического факультета, в 1964 году Г.М. Плотниченко было присвоено звание доцента.

Помимо песен и хоров композитор пишет баллады («Я хлебороб», «Баллада Светланы»), романсы («Лунной ночью», «Берёзка», «Уронила луна молодая»). Им написана музыка к 15 спектаклям кукольного театра. Среди них «Хрустальный башмачок», «По щучьему велению», «Иван — крестьянский сын».

И всё же хоровое творчество — главное, чему посвятил себя композитор. И первая хоровая песня, которая заслуживает особого внимания, — «Кубанские синие ночи» на стихи С.Хохлова. Кубанский искусствовед В.Щеглов назвал её «музыкальным символом нашего родного края».

Большинство песен Плотниченко неразрывно связаны с Кубанью. Разнообразна их тематика: есть лирические, шуточные и патриотические. Особое место в творчестве композитора занимал Новороссийск, о котором он создал песенно-хоровой цикл «Маки на Малой Земле».

У Григория Максимовича были большие творческие планы, он любил работать с кубанскими поэтами С.Хохловым, И.Вараввой, были мысли написать новые песни на стихи В. Бакалдина, на его стихи он создал хоровую поэму «Вечной славы обелиски». Писалась поэма в 1975 году — в последние дни жизни автора. Было ощущение, что он написал этот реквием себе…
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Г. М. ПЛОТНИЧЕНКО

Песни и хоры на слова кубанских поэтов: «Кубанские синие ночи», «Маки на Малой Земле», «У старого кургана», «Над кубанской степью солнце» (сл. С.Хохлова); «От весны никуда не скрыться», «Девичья лирическая» (сл. В.Бакалдина); «Тихо за околицей»; «Выйду в поле» (сл. В.Подкопаева); «Весенний вальс», «Родная земля», «Край наш» (сл. С.Ольгина); «Кубанская столица» (сл. П.Шубина); «Песня о Новороссийске» (сл. В.Попова); «Облака» (сл. И.Вараввы) и др.

«Дуб», «У крыльца высокого» (сл. М.Исаковского).

Обработки кубанских народных песен: «Ой, ты зоренька вечерняя», «Сторонка милая», «На реке Кубани», «На полях, полях кубанских», «Песня казачки», «Ой, на горке, на горе крутой», «То не тучи», «Синий вечер над рекой Кубанью», «Едут полем казаченьки» и др.

Шабалина Анжела Мингливарисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО Детский сад № 57
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Композиторы Кубани детям
Дата публикации: 22.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение город Краснодар «Детский сад №57»
Композиторы Кубани детям дошкольного

возраста.
Составила воспитатель Шабалина Анжела Мингливарисовна
Краснодар 2016 год

Международный день музыки - 1 октября. На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это Звуки-шумы. Многие музыкальные инструменты научились подражать им. На свете много музыкальных инструментов. Для детей более интересны такие как, колокольчик, музыкальный треугольник, барабан, пианино, дудочка, металлофон, маракасы. Человек не просто придумал музыкальные инструменты, он научился прекрасно с помощью их передавать, создавать настроение. Людей, умеющих написать для музыкальных инструментов текст, называют композиторами. Они сочиняют музыку, пишут нотами для других музыкантов. Чтобы те, всегда могли исполнить их произведение. Например, кто-то придумал песенку для детей, потом написал с помощью нот. А на музыкальном занятии вам исполнили эту песенку. Дети с удовольствием слушают классическую и современную музыку, песенки, грамотно подобранные программой образования. Сейчас хотелось бы рассказать о наших знаменитых Кубанских композиторах.

Захарченко Виктор Гаврилович.
Композитор, художественный руководитель Государственного Кубанского казачьего хора заслуженный деятель искусств и народный артист России, заслуженный деятель искусств Адыгеи, народный артист Украины, лауреат Государственной премии России, профессор, академик Международной академии информации, академик Российской гуманитарной академии, декан факультета традиционной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусства, председатель благотворительного фонда возрождения народной культуры Кубани «Истоки», член Союза композиторов РФ, член президиума Российского хорового общества и всероссийского музыкального общества. В состав хора входят: мужская, женская и детская хоровые группы, оркестр. Это единственный хор, которому разрешено петь в церквях. Родился в станице Дядьковской Кореновского района Краснодарского края. Закончил музыкально-педагогическое училище, затем консерваторию. Виктор Гаврилович Захарченко о своём жизненном предназначении говорит так: «Я - казак по рождению и воспитанию. Народные и духовные песни слышал с детства, впитал казачьи традиции… Невероятно сильное желание стать музыкантом было у меня всегда. Но жила во мне какая-то абсолютная внутренняя уверенность в том, что я им обязательно буду». Информация со страницы сайта «Взгляд в историю»:
kuban.retroportalzaharchenko_viktor_gavrilovich.shtml

Пономаренко Григорий Фёдорович.

В 1972 году Пономаренко переезжает в Краснодар. На Кубани композитор открывает новую страницу творчества. Его именем названа Государственная филармония в нашем городе Краснодаре. Однажды его пригласили на на музыкальный фестиваль «Кубанская музыкальная весна». Ему настолько понравилось на Кубани, что он уже в конце лета того же года становится местным композитором. На Кубани Пономаренко пишет на стихи местных поэтов такие известные песни, как - «Казак ехал на Кубань», «Краснодарская весна», «Ой станица родная станица» (на стихи Ивана Вараввы), «Кубаночка», «Трудовые руки», «Посадила я сады», (на стихи Сергея Хохлова), «Посадила я сады». «Хутора» (на слова Татьяны Голуб), «Краснодарская улица Красная»(на слова поэта Николая Доризо). В 1980 году была создана оперетта «Старым казачьим способом» (либретто А.В. Софронова). Им написана музыка к огромному количеству произведений (970). В его честь открыт музей-квартира.

Кеворков Виталий Александрович
.
Кеворков Виталий Александрович.Композитор, заслуженный деятель искусств РФ, член комиссии РФ, член комиссии Союза композиторов РФ по эстетическому воспитанию детей, член правления краевого Детского фонда. Ему 75, из них полвека он играет и пишет музыку. А еще не прочь поиграть в баскетбол и совершить заплыв в родной Кубани. Накануне он р епетировал со студенческим оркестром колледжа имени Римского-Корсакова. Оратория «Молитва» - одно из новых произведений автора. Виталий Александрович написал ее под впечатлением от стихотворения, которое прочел в газете. А вот песню «Над Кубанью-реченькой» можно назвать визитной карточкой композитора. Написанная еще 1968 году, она стала лауреатом международного конкурса. Мировую известность получил и «Романтический вальс» Кеворкова. Лирическую композицию играли в королевском центре Лондона. «Все мои произведения считаю замечательными, они любимы, они долгожданны, как мои дети. Иногда песню быстро пишешь, а бывает, что работаешь месяц, и ничего не получается», - рассказал Виталий Кеворков, композитор, заслуженный деятель искусств России.

Петрусенко Илья Анатольевич
.
Петрусенко Илья Анатольевич.Композитор, музыкальный критик, педагог, хоровой критик, педагог, дирижер, профессор, Краснодарского государственного университета культуры и искусства, академик, лауреат искусства, лауреат международных фестивалей народно-хорового искусства Венгрии и Чехословакии, лауреат премии им. Народного артиста СССР композитора Григория Пономаренко. Автор книги о гениальном композиторе Григории Пономоренко. Песни «Золотистый - золотой», «Я надену красивое платье», «Осенняя песня», «Зачем ты снишься мне», «Возле лимана», «Трава-полынь», «Казачья праздничная» давно поются людьми как народные. Но ведь их автор - Илья Петрусенко. Его песни: «Цвети, Кубань», «Рассвет над Кубанью», «Стоят вековые курганы». Он написал много книг о поэтах и композиторах Кубани, которые стали учебниками для студентов музыкальных училищ.

Плотниченко Григорий Максимович.

Плотниченко Григорий Максимович.Композитор, член Союза композиторов СССР, видный общественный,деятель, заслуженный деятель искусств РСФСР. Организовывал великолепные праздники песен. Писал музыку для детских спектаклей в театре Кукол: «Хрустальный башмачок», «По щучьему велению», «Иван - Крестьянский сын» и на стихи кубанских писателей. Выпустил сборник песен: «Кубань - родная сторона». Обработки кубанских народных песен: «Ой, ты зоренька вечерняя», «Сторонка милая», «На реке Кубани», «На полях, полях кубанских», «Песня казачки», «Ой, на горке, на горе крутой», «То не тучи», «Синий вечер над рекой Кубанью», «Едут полем казаченьки» и др.

Иванов Сергей Иванович.
За заслуги в развитии культуры и искусства Кубани награждён Государственной премией имени К.В.Россинского. Поражает удивительная работоспособность и преданность народной музыке композитора с хутора Протичка. Родившись там, где шумит камыш, в гривенских плавнях, он знает те места назубок. Но и Протичку Сергей Иванович знает вплоть до кустика любого, дерева, корешка чудного на берегу Протоки. Руководитель хора «Полтавчане».Первый сборник Сергея Иванова вышел в 1995 году, следующими были: 1998 – «Песни казачьего края», 2000 – «Моя Кубань», 2002 – «Казачьи песни», 2003 – «Славянский край, моя Россия!», 2004 - «Степь Кубанская – колыбель моя».
Интерес к музыке всегда вызывает одобрительный отклик у взрослых. Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к музыки, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и, несомненно, специальные знания. Для развития интереса к музыке необходимо создать условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах. Хорошо использовать музыку в режимных моментах, в играх, перед сном. Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, детская флейта, желательно все инструменты, предусмотренные программным содержанием. В детском саду уже в средней группе мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь и деревянные ложки, так как простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе. Приобщайте детей к прекрасному,- это делает детей счастливее и мир прекраснее!

В России нет человека, который не знает песен нашего знаменитого земляка Григория Пономаренко. Правда зачастую их считают народными, потому что они мелодичны, лиричны и очень душевны. «Ивушка», «Тополя», «Не жалею, не зову, не плачу» и, пожалуй, самая знаменитая - «Оренбургский пуховый платок». Эти песни захватывают дух, вызывают мурашки по коже.

Лучший подарок - пуховой платок

«В этот вьюжный, неласковый вечер, когда снежная мгла вдоль дорог, ты накинь, дорогая, на плечи оренбургский пуховый платок…». При звуках этой песни почти у каждого человека начинает щемить сердце. А дальше от любви и нежности и вовсе наворачиваются слезы: «Я готова тебе, дорогая, не платок, даже сердце отдать…»

Говорят, Григорий Пономаренко посвятил эту песню своей маме.

«Когда я был еще молодым корреспондентом, довелось брать интервью у недавно приехавшего на Кубань Григория Пономаренко (позже мы встречались часто), - рассказывает писатель Владимир Рунов. - И мне, конечно, было любопытно, как он написал эту песню. Григорий Федорович рассказывал: пошел он как-то покупать матери подарок на день рождения, но не знал, что именно выбрать. Решил посоветоваться с продавщицей в галантерейном отделе. Та посоветовала: лучший подарок - оренбургский платок. Пономаренко отправился на базар. У одной из торговок весь прилавок был устлан этими платками. Она не просто предлагала купить красивую вещицу - сняла с пальца обручальное колечко и пропустила изделие сквозь него. Мол, именно таким тонким и изящным должен быть этот платок. Подарок был куплен. Но увиденное произвело на Григория Федоровича такое впечатление, что потом он вместе с поэтом Виктором Боковым написал одноименную песню….»

Позже, когда Людмила Зыкина своим мелодичным голосом спела про оренбургский платок, песня завоевала все страну. И наверняка сыграла на руку производителям кружевных изделий. Наверное, во всем Советском Союзе не осталось ни одной женщины, которая бы тут же не захотела получить такую вещь в подарок.

На Кубань Григорий Пономаренко приехал, уже будучи известным человеком. Научившись играть на баяне в раннем детстве, любовь к музыке он сделал своей профессией. В середине 50-х годов его песни, вместе с известными артистами, уже пела вся страна.

Григорий Пономаренко на заводе по производству оренбургских пуховых платков. Фото: Из личного архива

«Жил в другом измерении»

Рассказывает Татьяна Василевская, журналист, издатель, лауреат премии Григория Пономаренко:

«Григорий Федорович не раз делился: его песни быстро завоевывали популярность - их пели на концертах, на праздниках, за столом, на улицах. Это ли не самая высокая похвала! Но при этом завистники хулили его творчество, издатели не хотели печатать, называя его деревенским баянистом. Но признание никогда не зависело от воли чиновников. Слава шагала за ним не только по нашей стране. В те годы ни один праздничный концерт, «Огонек» не обходился без песен Пономаренко в исполнении Ольги Воронец, Александры Стрельченко, Людмилы Зыкиной, Екатерины Шавриной.

Лирическое начало музыки Пономаренко и таланта певиц сливались гармонично, становились образами России. В песнях все было истинно, правдиво, искренне: и печаль, и удаль, и верность, и сердечность. А потом были другие песни, становившиеся популярными мгновенно: «Растет в Волгограде березка», «Тополя». Их вскоре запоют Нани Брегвадзе, грузинский квартет «Орэра», югославская певица Лили Петрович, японский квартет, польский ансамбль, канадская группа. Да как!

Людмила Зыкина как-то рассказывала, что однажды в Канаде ей показали сборник псалмов, в котором был опубликован текст песни «Оренбургский пуховый платок». Каково же было их удивление, когда они узнали, что у этих стихов есть автор - Виктор Боков. В Болгарии в эти же годы был создан коллектив, в репертуаре которого были песни одного композитора - Григория Пономаренко.

Григорий Пономаренко и Вероника Журавлева со строителями БАМа. Фото: Из личного архива

Пономаренко колесил по стране, не было фестиваля, куда бы его не приглашали. Эти концерты собирали звезд, но самым востребованным был Григорий Федорович. В каждой такой поездке он бил рекорды встреч со зрителями. Снег, пурга, проливные ливни, плохие дороги, нелетная погода, отсутствие респектабельных концертных площадок - ничто его не останавливало. Он по первой просьбе поднимался и летел на БАМ, в Нарьян-Мар, Сыктывкар, на Камчатку и еще, бог знает, в какие дали. Платили за это копейки, но деньги никогда для Григория Федоровича многого не значили. Ему для жизни так мало нужно было - баян, нотная бумага, стол, который ему заменяли капот машины, пенек, собственное колено. Он действительно жил в другом измерении».

Кубань вас поет…

В Союз композиторов Григория Пономаренко приняли только в 1974 году. Не торопились коллеги с признанием. Но он не расстраивался. В творчестве все складывалось более чем неплохо. Десять лет он прожил в Волгограде, где его по-настоящему любили.

Однажды Григорий Федорович получил письмо от первого секретаря краснодарского крайкома партии Г.С. Золотухина: «Кубань Вас поет, любит, приезжайте к нам». А вскоре в Волгоград приехала начальник управления культуры крайисполкома Марина Шапиро, встретилась с известным композитором и пригласила на Кубань. Казачий хор тогда остался без художественного руководителя. И ей казалось, что лучшего руководителя не найти.

Григорий Пономаренко посещает виноградную плантацию. Фото: Из личного архива

«Однако уехать из Волгограда было не так просто, - продолжает Татьяна Василевская. - Тракторный завод, с народным хором которого работал Пономаренко, был категорически против. Гаишникам была дана команда не выпускать композитора из города. Стражи порядка, к их чести будет сказано, этой команды выполнять не стали. Отличника советской милиции (такое звание было присвоено композитору) волгоградские стражи порядка встретили радушно и пожелали удачи».

Кубань встретила Пономаренко восторженно. Первые песни Григорий Федорович написал на стихи Ивана Вараввы. Очень плодотворным было сотрудничество с Сергеем Хохловым. Словом, работал на одном дыхании. С хором, правда, не заладилось.

Настороженно встретили знаменитость только в Союзе композиторов. Вот как об этом вспоминал сам Пономаренко:

«Собрались композиторы, сидят хмурые, невеселые. Я проиграл и пропел тринадцать песен. Выступали зло, все свели к тому, что я не знаю фольклора Кубани. На следующий день меня пригласили в организацию СК. Там был секретарь крайкома партии И.П. Кикило. Он и собрал всех композиторов. Разговор был коротким. «Товарищи, вы знаете этого человека? - спросил Иван Павлович и, не дожидаясь ответа, представил меня: - Это заслуженный артист РСФСР, известный композитор Григорий Пономаренко. А знаете его песни?» И пропел «Ивушка зеленая, над рекой склоненная», потом «Оренбургский пуховый платок». «Узнали хотя бы эти две песни? А их у Пономаренко множество, - продолжил Кикило, - и народ поет их, любит. Вы нехорошо поступили. Вам бы за советом к Григорию Федоровичу обратиться».

За что судьбу благодарил

Лариса Новосельская, председатель краевого отделения «Союза писателей России»:

«Григорий Федорович был человеком мягким, открытым, искренним. Несмотря на свою известность, он откликался на любые просьбы. Едет агитбригада в поле чествовать колхозников? Пономаренко с радостью присоединялся и отправлялся выступать на полевой стан. Вы представляете, как его там ждали, как встречали?! Он с большим уважением относился к людям труда, и они это понимали, отвечали ему огромной любовью. Он был гением своего времени. Нередко его песни считали народными. Но разве это не лучшая похвала? Власть его тоже любила. Но он никогда не относился к ней подобострастно. Не терпел этого и в отношении себя».

На Кубани Григорий Пономаренко нашел свою любовь - Веронику Журавлеву. Фото: Из личного архива

Кубань стала для Пономаренко второй родиной, счастьем и судьбой. Вот как он сам об этом писал:

«Здесь я встретил то, что искал всю жизнь. Полсвета обошел, а встретил здесь свою любовь, свою песню - Веронику Журавлеву. И покатил по кубанским станицам, аулам Адыгеи, где мои песни знали, любили, пели. Здесь в 1990 году был удостоен звания народного артиста СССР. Мне ли не любить тебя, моя Кубань, и всех кубанцев, поющих мои песни, в любую погоду заполнявших концертные залы! Мне не всегда здесь было легко, но несмотря ни на что, я всегда благодарил судьбу за то, что живу в чудесном крае. С чудесными людьми».


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ ПО КУБАНОВЕДЕНИЮна тему:«Композиторы Кубани» Оглавление: I. Вступление Музыкальная жизнь на Кубани II. Основная часть Пономаренко Григорий Федорович Захарченко Виктор ГавриловичКеворков Виталий АлександровичМагдалиц Владимир ВасильевичПлотниченко Григорий МаксимовичПетрусенко Илья АнтоновичIII.Заключение Музыкальная жизнь на Кубани Я счастлив былвстречаться с чистотойи с красотой искусства неподдельной:с напевностью мелодии простой,с поэзией прозрачности капельной,с живым дыханьем света на холсте,с ненарочитой театральной страстью…Прикосновенья к высшей красотежизнь озаряли приобщеньем к счастью.В. Бакалдин Одной из замечательных особенностей Кубани являлось наличие у жителей казачьих станиц большого певческого опыта, приобретенного в процессе коллективного пения на сельскохозяйственных работах, а также в период прохождения военной службы и ежегодных военных сборов казаков. Хоровое пение занимало большое место в календарных и семейно-бытовых обрядах, в праздничном застолье, в танцах, хороводах, играх, пение па улицах. Самым значительным событием в деле развития музыкального образования в Кубанской области явилось открытие в 1908 г. музыкального училища в Екатеринодаре. В училище имелись три отделения: фортепианное, оркестровое, вокальное. Среди наиболее известных композиторов Кубани стали Захарченко Виктор Гаврилович, Кеворков Виталий Александрович, Магдалиц Владимир Васильевич, Пономаренко Григорий Федорович, Плотниченко Григорий Антонович. Здание гостиницы «Метрополь».,здесь располагались консерватория, музыкальный техникум ПОНОМАРЕНКО ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ Григорий Федорович Пономаренко родился 2 февраля 1921 на Украине. В его семье музыкой особо не увлекались, но был человек, который оказал огромное влияние на судьбу маленького Гриши. Дядя мальчика Максим Терентьевич Пономаренко был самобытным музыкантом и замечательным мастером. В 1938 году Пономаренко поступил на службу в ансамбль песни и пляски пограничных войск. Служа в военном ансамбле, он многому научился у старших товарищей-музыкантов.Настоящая известность пришла к нему после войны. Работая в Куйбышеве (ныне Самара), Григорий Пономаренко стал автором любимых в России песен: «Оренбургский пуховый платок», «Я назову тебя зоренькой», «Ивушка», «Растёт в Волгограде берёзка». ПОНОМАРЕНКО ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ Переехав с Волги на Кубань, Григорий Федорович побывал во многих станицах, хуторах, познакомился с творчеством народных исполнителей, внимательно изучил все сборники казачьих песен, познакомился с творчеством кубанских поэтов, узнал о том, как бережно хранят и тщательно собирают в нашем крае старинные казачьи песни. Здесь, на Кубани, Пономаренко написал музыку к фильмам и опереттам. Но главными в его творчестве оставались песни. «Эх, кони, кони», «Соловей на веточке» на стихи И. Вараввы, «Трудовые руки», «Стал казак на камень» на стихи С. Хохлова, «Песня о Новороссийске», «Хутора» на стихи К. Обойщикова и ещё десятки замечательных произведений.Григорий Федорович Пономаренко был удостоен званий народного артиста СССР, народного артиста России. В этих песнях говорится о главном: о России, о любви, о степных зорях и бескрайних полях красавицы Кубани. ЗАХАРЧЕНКО ВИКТОР ГАВРИЛОВИЧ Родился 22 марта 1938 года в ст. Дядьковской Кореновского района Краснодарского края.В 1956 году Виктор Гаврилович поступил в Краснодарское музыкально-педагогическое училище. Окончив его стал студентом Новосибирского государственной консерватории им. М.И. Глинки на факультет хорового дирижирования. Уже на 3-ем курсе В.Г. Захарченко пригласили на высокую должность – главного дирижера Государственного Сибирского народного хора. 1974 год – переломный в судьбе В.Г. Захарченко. Талантливый музыкант и организатор становится художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора. Кубанский казачий хор под руководством В.Г. Захарченко неоднократно становится лауреатом всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Коллектив удостаивается почетного звания Академический, Государственной премии им. Т.Г. Шевченко республики Украина и награжден орденом Дружбы народов. ЗАХАРЧЕНКО ВИКТОР ГАВРИЛОВИЧ Им созданы такие произведения – «Набат» на стихи В. Латынина, «Умом Россию не понять» на стихи Ф. Тютчева, «Помоги тому, кто слабее» на стихи Н. Карташова.В.Г. Захарченко возродил традиции Кубанского войскового певческого хора, основанного в 1811 году, включив в свой репертуар, кроме народных и авторских песен, православные духовные песнопения. По благословению патриарха Московского и всея Руси Государственный Кубанский казачий хор принимает участие в церковных богослужениях. В России это единственный коллектив, который удостоен столь высокой чести. КЕВОРКОВ ВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Родился 16 октября 1937 года в Баку. В 50-60-е годы начал сочинять инструментальную музыку, занимался джазовыми импровизациями. Им написаны фортепианное трио №1, Первая и Вторая симфонии, струнный квартет.Среди произведений Виталия Александровича, написанных в 70-е годы, особое место занимает симфоническая поэма «Память», посвященная героическому подвигу советских людей в годы Великой Отечественной войны. В середине 70-х годов Кеворков обращается к фортепианной музыке для детей (цикл «Матрешки»). Эти произведения были инструментованы для оркестра народных инструментов Всесоюзного радио. Сюиту включил в свой репертуар оркестр «Виртуозы Кубани». В 1996 году ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств России. МАГДАЛИЦ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ Родился 24 мая 1951 года в поселке Ахтырском Краснодарского края в семье служащих. Там окончил музыкальную школу, затем поступил а Кубанский государственный университет на музыкально-педагогический факультет и в 1973 году окончил его. Следующей ступенькой в становлении композитора стала Российская государственная академия музыки им. Гнесиных, а затем аспирантура этой же академии.Он инициатор создания исполнительских коллективов, таких как Краснодарский камерный хор, ансамбль ударных инструментов «Премьер-оркестр». МАГДАЛИЦ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ Сегодня Владимир Васильевич - секретарь союза композиторов России, председатель Краснодарского краевого отделения Союза композиторов России, участник российских и международных фестивалей и форумов. Он автор целого ряда крупных произведений, таких как симфония-реквием «Последние свидетели» (по произведениям С. Алексиевича), симфония «Поминовение» - памяти жертв Чернобыля, концерт для фортепиано с оркестром «Венок сонетов» (отмечен международной премией), первый кубанский балет «Тамань» (по произведениям М. Ю. Лермонтова). За этот балет Магдалиц в 2001 году удостоен премии им. Д.Д. Шостаковича. В.В. Магдалиц – один из ярких представителей своего поколения в отечественном музыкальном искусстве XX столетия на Кубани. ПЛОТНИЧЕНКО ГРИГОРИЙ МАКСИМОВИЧ Плотниченко Григорий Максимович родился 18 августа 1918 года в Таганроге в семье портового рабочего. В 1937 года он поступил на дирижёрско-хоровое отделение Краснодарского музыкального училища. Первые музыкальные произведения Григория Максимовича – небольшие пьесы для оркестра народных инструментов. В 1941 году он добровольно ушёл на фронт. И одна за другой появляются его песни о событиях грозных военных лет, о подвигах русских людей: «Гвардейцы-минометчики», «Севастопольская», «По Дону гуляет» и др. С 1949 по 1953 год Плотниченко работал художественным руководителем ансамбля песни и пляски Северо-Кавказского военного округа. В этот период он обращается к более крупным музыкальным формам. Создаются сюита «Возвращение», хоры «Кубань моя», «Ефрейтор в отпуске». ПЛОТНИЧЕНКО ГРИГОРИЙ МАКСИМОВИЧ Помимо песен и хоров композитор пишет баллады «Я хлебороб», «Баллада Светланы», романсы «Лунной ночью», «Берёзка», «Уронила луна молодая». Им написана музыка к 15 спектаклям кукольного театра. Среди них «Хрустальный башмачок», «По щучьему велению», «Иван – крестьянский сын».И всё же хоровое творчество – главное, чему посвятил себя композитор. И первая хоровая песня, которая заслуживает особого внимания, – «Кубанские синие ночи» на стихи С.Хохлова. Кубанский искусствовед В.Щеглов назвал её «музыкальным символом нашего родного края». ПЕТРУСЕНКО ИЛЬЯ АНТОНОВИЧ РОДИЛСЯ 1 августа 1941 года в ауле Кошехабль в Адыгее. В 1957 году Илья Антонович поступил на дирижерско-хоровое отделение Краснодарского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова.. Будучи студентом 4-го курса, Петрусенко создал свое первое музыкальное произведение - «Стихли лихие бураны» на текст А. Буженко. С 1966 года Илья Антонович учится и работает на Кубани. Некоторые песни он сочиняет на стихи известного кубанского поэта И. Ф. Вараввы - «Край родной!», «Мама, мама », «Хлеборобские степи», «Снова снится березовый шум...». ПЕТРУСЕНКО ИЛЬЯ АНТОНОВИЧ В начале 70-х годов Илья Антонович возглавил кубанские народные ансамбли песни и танца «Колос» и «Нива». Петрусенко написал песни «Я надену красивое платье», «Осенняя песня», «Зачем ты снишься мне», «Казачья праздничная», «Трава-полынь». Широкий резонанс в музыкальном мире получили его музыкально-публицистические труды. Книги Ильи Антоновича - это истории жизни и творчества известных мастеров культуры и искусства.В настоящее время композитор живет в живописном поселке Афипском, где в общении с народом и природой черпает силы для своего творчества. Жители Кубани любят петь. Они поют русские и украинские песни, в которых звучат то протяжная лирическая мелодия, то бодрый энергичный марш, то веселая, удалая казачья пляска. А в предгорьях седого Кавказа широко разливаются вольные, затейливые напевы адыгейских песен.На Кубани много прекрасных песен, получивших всенародное признание. Они так прочно вошли в жизнь кубанцев, так часто исполняются, что уже как бы растворились в мелодиях родного края, превратились из авторских в народные. И, может быть, именно песня поможет нам погрузиться в мир живой истории, научит понимать людей вокруг и самих себя. Песня – драгоценное богатство нашего народа. Кубань, Кубань – души моей отрада,Сияньем зорь налитые поля.Мне в целом мире ничего не надо,Твоя бы песня в вышине плыла…Сергей Хохлов Заключение СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Богатырев П. Русское народное поэтическое творчество. - М.: Музгиз, 1974. 2. Владыкина-Бачинская Н. Музыкальный стиль русских хороводных песен. М.: Искусство, 1996. 3. Земцовский И. Фольклор и композитор. - Л. - М.: Музгиз, 1978. 4. Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1982.

Информационная служба ст.Новопокровской

Известные, знаменитые деятели культуры, искусства Краснодарского края, Кубани – артисты, художники, писатели, поэты

Плотниченко Григорий Максимович
Плотниченко Григорий Максимович, русский, кубанский композитор, фольклорист, хормейстер, педагог родился в 1918г. в г. Таганрог, Ростовской области. С его рождением родители переехали на Кубань, вся жизнь, работа, творчество Григория Плотниченко с Кубанью. Умер в 1975г.
Родители Григория, заметив его страсть к музыке, с 8 лет определили его в музыкальную школу, в 1936. записался в Краснодаре в оркестр народных инструментов дворца пионеров.
Плотниченко, участник Великой Отечественной войны, добровольцем ушёл на фронт, был тяжело ранен, ему полностью до плечевого сустава ампутировали руку, был награжден орденом Красной звезды.
Научился виртуозно играть на инструментах, стал композитором. В 1943 окончил музыкальное училище им. Римского –Корсакова и остался преподавать в нём. Работал художественным руководителем Краснодарской государственной филармонии, художественным руководителем ансамбля песни и пляски Северо-Кавказского военного округа. С 1957г. Плотниченко Г.М. заведовал кафедрой музыки и пения в Краснодарском педагогическом институте, с 1966г декан музыкального педагогического факультета.
Творческое наследие Григория Плотниченко огромное. Его произведения знают на Кубани и в стране: «Кубанские синие ночи», «Маки на малой земле», «У старого кургана», «Над Кубанской степью солнце», «От весны никуда ни скрыться», «Девичья лирическая», «Тихо за околицей» на стихи кубанских авторов. Песни о военных годах: «Гвардейцы миномётчики», «Севастопольская», «По Дону гуляет..». Писал сюиты, баллады, романсы, музыку к кукольным спектаклям.
Полотниченко Григорий Максимович создатель и первый председатель отделения Краснодарского Союза композиторов РСФСР и краевого отделения Всероссийского хорового общества, заслуженный деятель культуры РСФСР.

Логинов Виктор Николаевич
Логинов Виктор Николаевич, кубанский писатель, родился 7 ноября 1925г. в селе Большие Вески Владимирской области. После окончания Иркутской авиационной школы, он в 1944г. переехал в Краснодарский край.
Сочинять рассказы начал со школьной скамьи. Первый рассказ « Дороги товарищей» был напечатан в газете г. Кропоткин в 1952г. За период творческой деятельности издано более 40 книг. Романы: «Трудные дни в Береговой», «Перед завтрашним днём», «Наследство», «Испания, Испания», «Святые и грешные». Повести и рассказы: «Сказание о первой любви», «Три студеных дня», «Под облака на косогор», «Полюбить хочется» Много пишет для детей и о детях: «Алкино море», «Мир хороший», «Венки для девчонок», «Самая главная тайна», роман «Олег и Ольга».
По повести Виктора Логинова «На то она и любовь» известный режиссер Иван Пырьев снял фильм «Наш общий друг».
Журнал «Огонек» пять раз присуждал Виктору Логинову литературные премии.
В 1956г. Логинов был принят в члены Союза писателей СССР.
За книгу «Краснодар - город счастья» Логинов Виктор Николаевич удостоен городом премии им. А.Д. Знаменского.