Конспект НОД «В путешествие по России» Подготовительная группа. Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе Другие страны и народы мира подготовительная группа

Конспект ООД в подготовительной группе

по теме: «Дружба народов - во всем мире»

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 72» г. Саратов

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Программное содержание:

Познакомить с представителями других национальностей проживающих в в России. Формировать представления о природе других стран. Закрепить знания о России. Развивать навыки культурного общения, творческий потенциал и способности детей. Развивать память, внимание, логическое мышление, связную речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитывать дружеское отношение к представителям разных народов, уважение к людям других национальностей и их обычаям.

Демонстрационный материал:

Флаги, куклы в национальных костюмах: России, Украины, Татарстана и Азербайджана; картина с изображением столиц и природы этих стран; силуэты костюмов с элементами национальных узоров.

Раздаточный материал:

Изобразительные материалы, силуэты национальных костюмов.

Методические приемы:

Беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, чтение стихотворений, показ образцов, анализ, итог.

На столе стоит флаг России.

Воспитатель:

Дети, как называется наша страна!? Россия

А мы живущие в ней? Россияне

А как называется столица России? Город Москва

А как называется главная площадь страны? Красная площадь

Воспитатель:

Наша страна многонациональная. Здесь живут люди разных национальностей русские, татары, армяне, азербайджанцы, украинцы и много других народов. В России более 100 национальностей. У каждого народа есть свой государственный флаг, герб, гимн, язык.

(воспитатель показывает куклу в русском костюме)

В России главный национальный язык это русский. Каждый народ имеет своих умельцев. В городе Туле изготавливается Тульские самовары, в городе Оренбург пуховые платки, в Саратове пекут Саратовский калач.

Природа России очень многообразны, потому что страна очень большая. У нас широкие, бескрайние поля, луга, леса глубокие реки и озера. - - Дети, назовите самую длинную реку, Волга, на берегу стоит наш город Саратов.

Какие моря омывают берега России? Чёрное, Каспийское, Азовское и другие.

Дети, назовите диких животных наших лесов. Волк, лиса, медведь, белки, норки, тигры, птицы - совы, орлы, дятлы.

«Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озера, реки и поля

Леса и степи горы.

Раскинулось моя страна

От севера до юга.

Когда в одном краю весна

В другом снега и вьюга.

(Воспитатель показывает куклы в национальном татарском костюме и картинки природы, столицы)

Дети, в состав России входит Республика Татарстан, ее столица город Казань. Главный язык татарский. В нашей стране проживают татары, которые говорят на своем языке. Татары очень трудолюбивый народ, его умельцы вышивают бисером красивые тюбетейки, пасечники разводят пчел, которые приносят вкусный сладкий мед. Территория Татарстана богата густыми хвойными лесами, где обитают дикие животные лоси, медведи, рыси, куницы, выдры. Много птиц: тетерева, глухари и рябчики. Крупные реки это Кама.

«Татарская земля родная

Традиции нам не счесть твоих

Другого мы не знаем края

Где б также почитали их

Звучит курай, лаская сердце

Красивых, любящих людей

Мы можем только здесь согреться

В объятьях Родины своей…»

Физкультминутка

Воспитатель показывает куклы в национальном костюме Украины.

Также в России проживает украинцы, представители государства Украины. Столица город Киев.

Воспитатель показывает картинки с изображением страны города и природы.

В Росии и Украине проживает братские, словянские народы. Язык этих народов очень похож.

Украинцы веселый, дружелюбный народ. Это люди, которые работают на земле, выращивают богатый урожай хлеба. Природа Украины - это широкие поля и степи, лиственные леса, в них водятся лисы, волки, лоси; степные птицы - орел, ястреб. Крупные реки - Днепр и Дунай.

«О как прекрасна Украина!

Ее таврийские поля,
Ее луга, леса, пригорки
И благодатная земля.
Нет неба чище в белом свете
И в родниках воды вкусней,
Я неземной поклон отвешу,
Любимой Родине своей.

Воспитатель показывает куклу в национальном костюме Армении.

В России проживает много представителей армянского народа. Столица Армения город Ереван.

Воспитатель показывает картины страны.

Армянский народ тоже очень трудолюбивый. Умельцы изготовляют из металла посуду, кувшины, тарелки, вазы и чеканят на ней интересные национальные узоры. Также разводят домашних животных - баранов, овец и выращивает виноград. Природный мир Армении многообразием. Здесь высокие горы, глубокие ущелья. На севере- востоке Армению окружает хребты Кавказских гор, одна из них самая известная гора Арарат. На араратской равнине встречается разнообразные животные: косуля, рысь, закавказский бурый медведь, леопард. В Армении есть высокогорное озеро Севан.

«Я люблю тебя, моя Армения

Ты обетованная Земля

Ты мечта, ты свет и Откровение!

Родина цветущая моя…»

Воспитатель показывает куклы в национальном костюме Азербайджана.

Столица страны город Баку. Государственный язык азербайджанский. Труженики Азербайджана занимается добычей нефти, выращивают сладкие фрукты (апельсины, мандарины хурма и другие). Азербайджан находится на берегу Каспийского моря. Здесь много высоких гор и равнин. В лесах водятся кабаны. джейраны, лисицы и птицы: фазаны, утки, лысуха и другие.

«Азербайджан страна огней

Страна игидов и друзей

Страна распахнутых дверей

Кто хоть раз народ твой повидал

Стремились все в твоей земле

К необыкновенной чистоте…»

Воспитатель:

Дети, мы побеседовали о народах, которые проживают в России, о природе этих народов. И мы все любим страну Россию.

Дети дружите все вместе, не ссорьтесь, выбирайте друзей надежных, верных. Ведь когда народы дружат, то никогда не будет войны!

Полюбили мы друг друга

Дружба крепкая у нас

Вместе с нами наша дружба

Славит Родину сейчас!

Сколько нас нерусский у России

И татарских, и иных кровей.

Имена носящих непростые

Непростых Российских сыновей!

Любим мы свои родные

И вовек, ни завтра, ни сейчас

Отдалить нельзя нас от России

Родима немыслима без нас!

Родина наша - это страна

Очень и очень большая она

Родина наша - это наш дом.

Где мы все вместе дружно живем!

Воспитатель:

Предлагаю разукрасить национальный костюм понравившейся вам страны. Дети носят национальный узор на силуэты костюмов.

Воспитатель:

Молодцы, вы все справились с заданием, а теперь организуем выставку наших работ для родителей!

Цель: формирование уважительного, толерантного отношения к культуре других народов.

Задачи:

— обогащать дифференцированные представления об отдельных элементах культуры других народов (язык, одежда, народное искусство, обычаи, игры, игрушки);

— воспитывать познавательный интерес к культуре других народов;

— формировать навыки практического применения информации в игровой, речевой, двигательной деятельности.

Оборудование: аудиозаписи песен (русской народной «Во поле береза стояла» и татарской), заранее заготовленная обложка и листы для будущей книги, рисунки детей по мотивам русских народных сказок, слайды с изображением одежды русского и татарского народов, иллюстрации с изображением людей разных национальностей в национальных костюмах, настольно-печатная игра «Особенности быта разных народов», проектор, аудиопроигрыватель.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, к нам за помощью обратилась воспитательница старшей группы Наталья Александровна. В ее группе есть книги, альбомы, картинки, с помощью которых можно рассказать детям о внешних различиях людей разных национальностей. Но значительно больше, чем внешне, люди разных национальностей различаются своей культурой. К сожалению, такой книги нет в старшей группе. К кому только ни обращалась Наталья Александровна, чтобы ее найти. По ее просьбе родители детей даже ездили в Пермь, объехали все книжные магазины, но нигде не смогли найти такую книгу.

Тогда Наталья Александровна вспомнила о вас, ребята. Она видела в вашей группе много книг, сделанных вами и с помощью родителей, знает, что вам так много рассказывали и читали о различиях в культуре представителей разных национальностей, поэтому она решила обратиться за помощью именно к вам. Ребята, вы согласны сделать книгу для детей старшей группы?

Дети . Да.

Воспитатель . Что можно будет в ней разместить?

Дети . Рассказы о культуре разных народов, картинки, рисунки, кроссворды, фотографии, пословицы, поговорки, игры.

Воспитатель . Молодцы, как вы хорошо все придумали! Начнем мы эту книгу с культуры русского народа. Русская культура очень богата и красива, она славилась во все времена и известна всему миру. Русские люди имеют свой язык, при помощи которого общаются друг с другом. Они бережно относятся к нему, стараются говорить правильно. Особенности русского языка отражаются в песнях, сказках, пословицах. Ребята, какие вы знаете пословицы о языке и хороших словах?

Дети . «Язык до Киева доведет», «Хорошие речи приятно и слушать», «Ласковое слово и камень растопит», «Доброму слову — добрый ответ», «Доброму слову и добрая слава», «Красна сказка складом, а песня ладом».

Воспитатель . Русские народные сказки передавались из одной деревни в другую, из одного дома в другой, из одних уст в другие, и так дошли до наших времен. А какие русские народные сказки вы знаете?

Дети . «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка».

Воспитатель . Мы с вами рисовали по мотивам русских народных сказок, давайте подберем рисунки, которые вложим в нашу книгу. У русского народа есть очень красивые песни. В давние времена молодые девушки и парни собирались вечерами за околицей, пели песни и водили хороводы. Давайте и мы с вами поводим хоровод.

Звучит аудиозапись русской народной песни «Во поле березе стояла», дети водят хоровод.

Ребята, давайте вспомним, какую одежду носил русский народ в давние времена и какую одежду носят сейчас, а также какие предметы быта использовались раньше и какие существуют сейчас. В этом нам поможет игра.

Игра «Старинное — нестаринное»

На проекторе появляются изображения сарафана, косоворотки, лаптей, сундука для хранения одежды. Дети должны назвать предмет одежды и сказать, старинная эта вещь или современная, что вместо сарафана, косоворотки, лаптей носят в наше время.

Информация для воспитателя: сарафан — женская русская одежда, безрукавая, с проймами для рук и поясом. Сарафан заменен на платье и юбки.

Косоворотка — рубаха с косым воротом. Современные люди носят рубахи, но уже не с косым воротом, а также футболки.

Лапти — короткая плетеная обувь, которую плели из лыка, реже из коры деревьев. Вместо лаптей носят туфли, ботинки, сапоги и т.д.

Сундук — ящик с крышкой для хранения одежды и утвари. Современные люди хранят вещи в шкафах, гардеробах, комодах.

Воспитатель . Русский народ очень гостеприимный, гостей встречают хлебом-солью да угощают традиционными блюдами. Какими?

Дети. Блинами, пельменями, щами, шанежками.

Воспитатель . Ребята, а еще какие правила поведения, кроме хорошего приема гостей, принято соблюдать у русского народа.

Дети. Мужчины в знак приветствия пожимают друг другу руки, уступают женщине дорогу, место в общественном транспорте.

Воспитатель . Здесь на столе лежат иллюстрации, на которых изображены представители разных национальностей в национальных костюмах. Выберите, пожалуйста, людей в русских костюмах; эти иллюстрации мы поместим в книгу для детей старшей группы. Продолжим изготовление нашей книги. Следующий народ, о котором мы расскажем в ней, — татары. Где они проживают?

Дети . В Республике Татарстан.

Воспитатель . Да, действительно, татары проживают в этой республике, но так как это многочисленный народ, они проживают и во многих областях России. Столица Татарстана — Казань. Это большой и красивый город. На каком языке говорят татары?

Дети. На татарском.

Воспитатель . Послушайте, как звучит татарский язык.

Звучит аудиозапись татарской народной песни.

Одежда татарского народа отличается от русской одежды. Посмотрите на картинки.

На проекторе появляются слайды с изображением одежды татар: блузки, юбки, жилеты — женская одежда; длинные рубахи, широкие брюки, жилеты, халаты — мужская одежда.

И женщины и мужчины носят обувь, которая называется чекмени. Татарские мужчины носят на голове тюбетейку — цветную, скромно вышитую маленькую шапочку, а женщины — калфак — бархатную шапочку с вышивкой. Одежда татар яркая и красочная, украшена бархатной тканью, мехом, воланами, оборками, бусами, бисером. Татары ходят в национальных костюмах не всегда: реже в городах, чаще — в деревнях и по праздникам. Как называется самый большой праздник татарского народа?

Дети . Сабантуй.

Воспитатель . Татары очень тщательно готовятся к этому празднику. Они готовят разные национальные блюда. Как они называются?

Дети . Лепешки — кабатма, блины — киймак, пироги с начинкой — бялиш, чак-чак.

Воспитатель . На празднике юноши и мужчины состязаются в беге, прыжках, национальной борьбе и конных скачках. А еще во время праздника татары любят играть в разные национальные игры. В одну из них мы с вами сейчас поиграем, называется она «Тимербай».

Татарская народная игра «Тимербай»

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Дети идут по кругу и читают стихотворение.

Пять детей у Тимербая

Дружно, весело играют.

В речке быстро искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

Со словами «Вот так!» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Воспитатель. Ребята, среди картинок на столе выберите те, на которых изображены люди в татарских национальных костюмах.

Дети выполняют задание.

Ребята, мы с вами вспомнили о людях русской и татарской культуры. О каких еще культурах вы знаете?

Дети. О культуре украинцев, народов Кавказа, Крайнего Севера.

Воспитатель . Чтобы дети старшей группы узнали и о культуре этих народов, мы с вами в нашу книгу вложим вот такие карты (показывает перфокарты), с которыми сейчас поиграете вы, а потом и дети старшей группы.

Игра «Особенности быта разных народов»

На перфокартах (лист бумаги формата А4, по разным сторонам которого нанесены изображения, а в центре — вырезанный прямоугольник) изображены люди в национальных костюмах, жилища, и традиционные изделия народных мастеров — представителей разных народов. Дети, выполняя задание, подкладывают под перфокарту лист бумаги и проводят на нем линии. Нужно красным карандашом соединить изображения, которые относятся к культуре украинцев, синим — народов Кавказа, зеленым — народов Крайнего Севера.

Воспитатель. Как вы думаете, эту игру можно поместить в нашу книгу?

Дети . Да.

Воспитатель . Я тоже думаю, что она понравится детям старшей группы.

Воспитатель обращает внимание детей на оформленные листы книги.

Посмотрите, какая красивая книга получается у нас. В следующий раз мы продолжим рассказывать в ней о культуре других национальностей. Думаю, что наша книга понравится всем детям.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе

Тема: Какие народы живут в России.

Цель: Расширение знаний детей о Родине.

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай.

Оборудование: Карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; магнитофон; аудиозапись песни о Родине; книги со сказками народов России; платки.

Звучит в аудиозаписи песня о Родине.

Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)

Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.

Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)

Рассматривание карты России.

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

  1. Наша страна называется … (Россия).
  2. Наша страна очень … (большая, огромная).
  3. В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).
  4. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи и др.)

Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)

А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое кумыс? (Напиток, приготовленный из кобыльева молока.) Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов и орочей самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник? (Посвящён медведю.)

У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)

Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.

А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.

Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Физпауза. Башкирская народная игра «Юрта».

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, весёлые ребята,

Соберёмся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

Ребёнок читает стихотворение.

В день солнечный июльский –

Цветы, цветы вокруг!

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой –

Деревья до небес!

Могуч язык наш русский,

Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти –

Он всякий час со мной,

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

Рассматривание книг со сказками разных народов России.

Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)

Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

Рассматривание изделий народных промыслов.

Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.

Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.)

Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины и ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.

У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)

Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей – халва, пахлава. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак.

Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».

Берегите Россию,

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе!

Дети исполняют песню о Родине.

Девочка в русском национальном костюме заносит блины и всех угощает.


Мария Кириенко
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Культура разных народов»

Цель : формирование уважительного, толерантного отношения к культуре других народов .

Задачи :

Обогащать представления об отдельных элементах культуры других народов (язык, одежда, народное искусство , обычай, игры) .

Воспитывать познавательный интерес к культуре других народов .

Формировать навыки практического применения информации в игровой, речевой, двигательной деятельности.

Оборудование : аудиозапись песен (русской народной и алтайской , иллюстрации с изображением людей разных национальности в национальных костюмах, настольно - печатная игра «Особенности быта разных народов »

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята сегодня к нам обратились дети из старшей группы , они попросили нас рассказать им о культуре и традициях разных народов . Ребята я вам предлагаю сделать книгу своими руками, в которой мы расскажем внешние различие людей разных национальностей .

Воспитатель : Ребята вы согласны сделать книгу для детей старшей группы ?

Дети : Да

Воспитатель : Что мы можем в ней разместить?

Дети : Рассказы о культуре разных народов , картинки, рисунки, фотографии, пословицы, поговорки, игры.

Воспитатель : Молодцы, как вы хорошо все придумали! Начнем мы эту книгу с культуры русского народа .

Воспитатель : Русская культура очень богата и красива, она славилась во все времена и известна всему миру. Русские люди имеют свой язык, при помощи которого общаются друг с другом. Они бережно относятся к нему, стараться говорить правильно. Особенности русского языка отражаются в песнях, сказках и пословицах.

Воспитатель : Ребята, а вы какие знаете пословицы о языке и хороших словах?

Дети : «Язык до Киева доведет» , «Хорошие речи приятно и слушать» , «Ласковое слово и камень растопит» , «Доброму слову – добрый ответ» .

Воспитатель : Молодцы ребята, русские народные сказки передавались из одной деревни в другую, из одного дома в другой, из одних уст в другие, и так дошли до наших времен. А какие русские народные сказки вы знаете ?

Дети : «Репка» , «Курочка Ряба» , «Теремок» , «Заюшкина избушка» .

Воспитатель : Мы с вами рисовали на прошлом занятие по мотивам русских народных сказок , давайте мы с вами возьмём и подберем рисунки, которые вложим в нашу книгу.

Дети выполняют задание.

Воспитатель : Молодцы, как хорошо получается! Вы знаете, что у русского народа очень красивые песни. В давние времена молодые девушки и парни собирались вечерами за околицей, пели песни и водили хороводы. Давайте и мы с вами поводим хоровод.

Звучит аудиозапись русской народной песни «Во поле береза стояла» , дети вмести с воспитателем, водят хоровод.

Воспитатель : Ребята давайте вспомним, какую одежду носил русский народ в давние времена и какую одежду носят сейчас, а также какие предметы использовались раньше и какие существуют сейчас. А в этом нам с вами поможет игра «Старинное – не старинное»

На проекторе появляются изображения сарафана, косоворотки, лаптей, сундука для хранение одежды.

Воспитатель : Дети вы должны назвать предмет одежды и сказать, старинная это вещь или современная, что вместо сарафана, косоворотки и лаптей носят в наше время.

Информация для воспитателя :

Сарафан – женская русская одежда, безрукавая, с проймами для рук и поясом. Сарафан заменен на платья и юбки.

Косоворотка – рубаха с косым воротом. Современные люди носят рубахи но уже не с косым воротом, а также футболки.

Лапти – короткая плетенная обувь, которую плели из лыка, реже из коры дерева. Сейчас вместо лаптей носят туфли, ботинки, сапоги и т. д.

Сундук – ящик с крышкой для хранения одежды и утвари. Современные люди хранят одежду в шкафах, гардеробах, комодах.

Воспитатель : Русский народ очень гостеприимный , гостей встречают с хлебом – солью да угощают традиционными блюдами. Кто знает какими?

Дети : Пельмени, блины, щи, шанежки и т. д.

Воспитатель : Здесь на столе лежат иллюстрации, на которых изображены представители разных национальностей в национальных костюмах. Выберите, пожалуйста, людей в русских костюмах; эти иллюстрации мы поместим в книгу для детей старшей группы . Продолжим изготовление нашей книги. Следующий народ , о котором мы расскажем в ней, - алтайцы. Где они проживают?

Дети выполняют задание.

Дети : В Республике Алтай.

Воспитатель : Да, действительно, алтайцы проживают в этой республике. Скажите мне, на каком языке говорят алтайцы?

Дети : На алтайском,

Воспитатель : Давайте с вами послушаем, как звучит алтайский язык.

Звучит аудиозапись алтайской народной песни .

Воспитатель : Одежда алтайского народа отличается от русской одежды. Посмотрите на картинки.

На проекторе появляются слайды с изображением одежды алтайцев : блузки, юбки, жилеты – женская одежда; длинные рубахи, широкие брюки, жилеты, халаты – мужская одежда.

Воспитатель : И женщины и мужчины носили длинные сапоги без каблуков. Были характерны длинная рубаха с широкими рукавами и открытым воротом и широкие штаны, которые обычно шили из покупной ткани, иногда из кожи. Сверху надевалась свободная овчинная шуба до пят (мехом внутрь) с большим запахом на правую отсрочу - тон. Шуба подпоясывалась широким куском ткани и носилась не только зимой, но и летом. Иногда летом вместо шубы надевали подобный ей по покрою суконный или матерчатый халат с большим отложным воротником из цветной ткани. Женщины поверх шубы или халата носили длиннополую распашную безрукавку-чегедек, обычно отороченную яркой тканью или позументом. На голове носили мягкую цилиндрическую или округлую шапку из цветной ткани, подбитую мехом чёрного барашка.

Воспитатель : Ребята скажите, как называется самый большой праздник алтайских народов ?

Дети : Эл – Ойын.

Воспитатель : Алтайцы очень тщательно готовятся к этому празднику, он готовят разные национальные блюда . Как они называются?

Дети : Теертнек - алтайский национальный хлеб, Кан - кровяная колбаса, Чегень - кислое молоко, Кочо (мясной суп с крупой) .

Воспитатель : На празднике юноши и мужчины состязаются в беге, прыжках, национальной борьбе и конных скачках. А еще во время праздника алтайцы очень любят играть в разные национальные игры . В одну из них мы сейчас с вами поиграем, называется она «Белый шаман»

Условия выполнения :

Играющие ходят по кругу и выполняют различные движения. В центре круга водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становиться на колени и бьет в бубен, затем идёт к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила : если водящий неправильно воспроизвел ритм, то он выходит из игры.

Воспитатель : Ребята, среди картинок на столе выберете те, на которых изображены люди в алтайском национальном костюме.

Дети выполняют задание.

Воспитатель : Ребята мы с вами вспомнили о людях русской и алтайской культуры .

Воспитатель : Что бы дети старшей группы узнали о культуре этих народов , мы с вами в нашу книгу вложим вот такие карты, с которыми сейчас поиграете и вы, а потом и дети старшей группы .

Игра «Особенности быта разных народов »

На перфокартах (лист бумаги формата А4, по разным сторонам , которого нанесены изображения, а в центре – вырезанный прямоугольник) изображены люди в национальных костюмах, жилище, и традиционные изделия народных мастеров –представителей русских и алтайских народов . Дети выполняют задание, подкладывают под перфокарту лист бумаги и проводят на нем линии. Нужно красным карандашом соединить изображения, которые относятся к культуре алтайских народов , а синим русских.

Воспитатель : Ребята как вы думаете, эту игру можно поместить в нашу книгу?

Дети : Да.

Воспитатель : Я тоже думаю, что она понравиться детям старшей группы .

Воспитатель обращает внимание детей на оформленные листы книги.

Воспитатель : Посмотрите, какая красивая книга получается у нас. В следующий раз мы продолжим рассказывать в ней о культуре других национальностей. Думаю, что наша книга понравиться всем детям.

Занятие окончено .