Какой особенностью обладала цивилизация этрусков. Куда такие этруски, и причем здесь русские

На сегодняшний день этрусский вопрос все еще не нашел должного разрешения в науке. Неизвестно происхождение этрусков, не расшифрован их язык. Но мы знаем, что это была весьма развитая цивилизация, сформировавшаяся на территории к северу от Лациума – в области Этрурии. «Природа Этрурии в течение всего каменного века была не по силам человеку. Даже в эпоху неолита, когда в долине По на севере и в Апулии на юге Аппенинского полуострова возникают мощные земледельческие культуры, в будущей Этрурии еще почти нет населения» 1 . Только в век металлов в Этрурии появляются сразу несколько этнических групп, к которой ориентировочно в XII в. до н.э. добавилась третья, иноземная. Как и в случае с шумерами, культура этрусков не была изначально единой, но сформировалась результате непростого, но в итоге плодотворного взаимодействия нескольких этнических групп.

Периодизация этрусской культуры на сегодняшний день является не устоявшейся, но обычно выделяются следующие этапы развития данной культуры:

X-IX вв. до н.э. - культура Вилланова

IX – VII вв.. до н.э. – древнейший период (формирование собственно этрусской культуры),

600-475 гг.. до н.э. – период наивысшего расцвета этрусской культуры и искусства,

475-400 гг.. до н.э. – начало кризиса, спад культурной активности,

400-225 гг.. до н.э. – этрусские города завоеваны римлянами, в искусстве становятся заметны черты эллинизма, и наконец,

225-30 гг.. до н.э. – второй период расцвета данной культуры.

Культура Вилланова (названная так по месту первых находок) ярко проявляется ок. 900 г. до н.э. Судя по археологическим данным, это первая культура, в рамках которой намечается синтез разных этнических традиций, соответственно именно в ее рамках начинают вырабатываться контуры будущей этрусской цивилизации.

В этот период осваиваются все те зоны, которые в будущем станут столицами этрусских государств. Но сама культура – это еще не связанные между собой поселки, каждый из которых имеет свой некрополь. Господствующий погребальный обряд этого времени – трупосожжение с использованием урн характерной биконической формы, отражающей симметрию подземного и наземного миров (позднее биконические урны разовьются в канопы). В качестве крышек использовались навершия нескольких типов, наиболее выразительным из которых считается шлемовидное навершие.

Древнейший период. На протяжении IX-VIII веков до н.э. в Этрурии происходит своего рода культурны переворот. Идет резкая концентрация и усиление власти. Вождь отныне резко выделяется на фоне остальных членов общины, его и хоронят по новому обряду – трупоположению (хотя сохраняется и старый обряд трупосожжения с хранением пепла покойного в канопах или более сложных фигурных пеплохранилищах в виде сидящего мужчины или женщины).

Намечается и переход от поселков к протогородам. Планировка этих ранних городов уже учитывает ориентацию по сторонам света, центром ее является дворцовый комплекс - региум. Повсеместно развивается широкая транзитная торговля со странами Передней Азии, (особенно Финикией), а также с Грецией. Наиболее крупными городами этого периода становятся именно те, что находятся на торговом пути – Тарквинии, Цере, Вейи, Вульчи.

Появляются и новые типы ваз, и новые орнаменты.

цари-лукумоны 2 .

Период расцвета. В течение VII-VI вв.. воинственные этруски владеют уже Северной, Средней и Южной Италией, распространив в конце концов свое влияние на все Западное Средиземноморье.

В период наивысшего расцвета (600-475 гг. до н.э.) Этрурия представляла собой федерацию двенадцати самостоятельных городов, являвшуюся религиозным объединением. В федерацию входило большее количество городов, но в этрусской жреческой символике число 12 было священным.

Этрусская керамика и изделия из бронзы достигают высокой степени совершенства. Их охотно покупают даже греки, а все Западное Средиземноморье просто заполняется изделиями этрусских ремесленников. Особое место занимают ювелирные украшения, прежде всего выполненные в технике зерни.

Древний Рим находился в полудружеских - полувоинственных отношениях с данной федерацией, возможно Рим испытывал определенную зависимость от этрусков. Существует точка зрения, что и Ромул 3 , и Нума были не италийцами, а этрусками, более того, утверждение царской формы правления весьма вероятно связано также с влиянием этрусской цивилизации. Так или иначе расцвет царской власти в Риме действительно связан с этрусской династией (VI в. до н.э.), что привело к резкому расширению воздействия этрусской цивилизации на древний Рим. Именно к этому периоду относится образование римского полиса и интенсивное развитие архитектуры Рима.

Культура этрусков в рассматриваемый период была уже на очень высоком уровне и, с одной стороны, продолжала испытывать влияние тех культур, с которыми шла торговля (в первую очередь греческой и ближневосточых), а с другой, заметно опережала современную ей италийскую (римскую).

У этрусков раньше, чем у других народов, возникли города с регулярной планировкой, улицы при этом ориентировались по сторонам света, и город разбивался на прямоугольные кварталы примерно 150 х 50 м (города Марцаботто, Спина). Однако в других городах еще сохранялась архаичная планировка, часто террасная, следующая особенностям рельефа (регулярной планировке Марцаботто также предшествовала более свободная и не напоминающая гипподамову). Коза, как типичный, по описанию Витрувия, этрусский город, имел трое ворот и три священных участка.

Ритуал основания города был архаическим и близким как греческому, так и римскому: границу обводили вспаханной бороздой 4 . (в переосмысленном варианте эта традиция сохранилась до сих пор в межгосударственных границах).

Гораздо лучше нам известна подземная архитектура этрусков, т.е. погребальные комплексы. Основные материалы в архитектуре этрусков – это камень различных пород, клавшийся без раствора (крепостные постройки, фундаменты храмов и жилых домов), а также дерево, кирпич-сырец (стены).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Цивилизация (от латинского языка - государственный, гражданский) - особая социокультурная общность людей с присущей ей экономической, политической и культурной спецификой.

Этрусская цивилизация - это предшественница Древнеримской цивилизации, она является первым периодом в развитии художественной культуры Древнего Рима. Цивилизация этрусков возникла в 7-4 вв. до нашей эры. Этруски появились на северо-западе Аппенинского полуострова на рубеже 2- 1 тысячелетия до нашей эры. Занятая ими территория стала называться Этрурией (современная Тоскана). В древности этрусков называли « народы моря » , потому что они наводили ужас и трепет на средиземноморских торговцев и моряков. Споры о происхождении этрусков ведутся до сих пор. Возможно, они прибыли из Малой Азии, возможно - из Лидии, но это только предположение. Какой расе принадлежат этруски тоже не известно. Прошлое этого народа окутано тайной, потому что ученые до сих пор не вполне понимают их письменность, а римляне, освободившись от власти этрусков в 4 в. до нашей эры, стерли с лица земли их города.

Известно много этрусских памятников, но неизвестно содержание мифов, которые в них воплощены. Имеется много этрусских надписей, но прочитать их очень сложно, хотя этруски и использовали греческий алфавит. Они писали с права налево и без интервалов между словами. Этрусские боги очень похожи на греческих, а имена богов, по всей вероятности, со временем используют и римляне, чтобы называть своих, например: Уни - Юнона, Менрва - Минерва, Тини - Юпитер. Многочисленные изображения этрусских богов встречаются на зеркалах, монетах, керамических вазах (функции этих богов особенны и до конца не изучены). Слугами богов были многочисленные демоны-лазы. Вселенная представлялась этрускам в виде трех ступеней - неба, земли и подземного царства, соединенные между собой ходами и разломами в земной коре, по которым души мертвых, спускались к Аиду. Подобием разломов были ямы для жертвоприношений подземным богам и душам предков, существовавшие в каждом городе. Точно известно и то, что римляне заимствовали у этрусков гладиаторские бои и травлю зверей, сценические игры и обряды жертвоприношений, гадания и веру в злых и добрых духов. Этруски, как и египтяне, верили в жизнь после смерти, поэтому основные памятники, сохранившиеся после этрусков, связаны с погребением.

1. Архитектура

Этруски оставили после себя целые « города мертвых » - кладбища, которые порой превосходили своими размерами города живых. Создавалось такое впечатление, что жизнь происходила именно здесь, может другая, потусторонняя, но жизнь. У этрусков существовал культ мертвых: они верили в загробную жизнь и хотели сделать ее по возможности приятной для умерших. Поэтому их искусство, служившее смерти, было полно жизни и светлой радости. Культ предков и почитание умерших способствовали у этрусков развитию особого типа гробниц, которые представляли собой скорее жилище с богато обставленными покоями. Единственное, что напоминало о предназначение этих сооружений, были находящиеся в них погребальные урны в форме человеческой фигуры, в виде дома и так далее или монументальные саркофаги со скульптурными изображениями умерших на крышках. На них возлежат скульптурные изображения супружеских пар (по всей вероятности, имеющие сходства с умершими) за дружеской беседой или за трапезой. Обнимая друг друга, они весело жестикулируют, что-то бурно обсуждают, забывая о том, что их ложе - это ложе смерти и им с него никогда не подняться. НО они не верят в смерть, а ждут только перехода в не менее радостный, чем земной потусторонний мир.

Гробницы этрусков были великолепно убраны, украшены красочными фресками с изображениями сцен смерти, путешествия в загробном царстве, суда над душами умерших. В росписях на стенах гробниц были изображены лучшие стороны жизни - празднества с музыкой и тацами, спортивные состязания, сцены охоты или приятное пребывание в семейном кругу. Гробницы были уставлены мебелью и богатой утварью, в них было много роскошных погребальных даров, даже повозки, а умершие были осыпаны украшениями из золота. Этрусские гробницы были разнообразны по форме - камерные с насыпным курганом (насыпные курганы - тумулусы), скальные, шахтовые. Гробницы этрусков имели геометрические формы, и это не случайно. В древности форма предметов несла в себе глубокий смысл, например: квадрат - был символом земли, а круг - символом неба. Если умершего хоронили в круглой гробнице, значит, в глазах живых он уже был жителем неба, то есть богом. Поэтому история этрусского искусства начинается и заканчивается гробницами.

Точно известно, что этруски первыми начали использовать при строительстве города регулярную планировку, а вот от греков они переняли планирование городских кварталов в шахматном порядке, где в самом высоком месте города возводился акрополь, с храмами и алтарями.

Их города (Тарквиния и т.д. ) были обнесены мощными стенами из огромных каменных блоков. Это у них римляне научились строить мосты и арки, мостить дороги и осушать болота.

На основе греческих образов этрусками был создан тип храма, стоявшего на подиуме ( т.е. высоком пьедестале), с навесом перед входом в здание или галереей арками. Храмы этруски строили из дерева и кирпича. Этрусский храм был квадратным в плане, с трех сторон украшен колоннами (деревянные балки перекрытия позволяли ставить колонны на значительном расстоянии друг от друга), крыша имела сильный наклон, роль фриза выполняли ряды расписанных глиняных плит. Стоял храм на высоком основании (каменном фундаменте) и имел глубокий портик, который открывался в глубь храма сразу тремя помещениями. Это было связано с тем, что этруски почитали богов триадами - тройками.

Главной триадой были - Тиния, Менрва, Уни. Если провести аналогию с греками и римлянами, получится следующее - Зевс, Гера, Афина и Юпитер, Юнона, Минерва. Этрусский храм все сокровенное таил внутри себя, и это было не доступно и не зримо. Стены храмов были украшены терракотовыми рельефами на сюжеты, заимствованные из греческой мифологии или связанные с жертвоприношениями и кровавыми схватками. Волю богов могли толковать и доносить до людей только жрецы и прорицатели, которые владели искусством гадания по полетам птиц, по молниям, по внутренностям животных. Придания говорят, что главную святыню у римлян - их первый храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолии (один из 7 холмов, на которых построен Рим) - создали этруски. Вероятно, он мало отличался от этрусских строений и по архитектуре, и по выбранному материалу для строений. Также в наследство римлянам этруски оставили - технику выведения сводов. Таким образом, римляне достигли в строительстве сводчатых перекрытий невиданных высот.

2. Живопись

Этруски были не только искусными ваятелями, их гробницы пестрят яркостью красок фресковой живописи. Стены этрусских гробниц украшались фресками. Сюжеты часто представляли пиршества этрусков после торжественных похорон знатных людей. Здесь есть также и сцены конных состязаний, кулачных боев, фехтовальных игр, охоты и рыбной ловли. Есть даже изображения блаженства душ в царстве мертвых. И если бы не фигуры плакальщиков или жрецов, напоминающих о погребальном значении росписей, об этом можно было бы просто забыть, так как человеческие фигуры на фресках переполнены кипучей энергией и радостью жизни. Пирующие люди, наслаждающиеся праздником; ловящие рыбу; охотящиеся; занимающиеся спортом, - живут и радуются в потустороннем мире. Среди них есть на фресках и бог Фуфлунс - этрусский Дионис, который наделен особой властью, даровать бессмертие. Интересно, что, например, в гробнице « леопардов » (около 520 года до нашей эры) в Тарквиниях, бог Фуфлунс изображен не в человеческом облике, а в виде огромного кратера в центре одной из настенных фресок. В другом месте той же гробницы Фуфлунс представлен в виде столба, которому покланяются леопарды, - отсюда и название гробницы. Все это говорит о том, что роспись этрусских гробниц нельзя воспринимать только как « картинки из жизни » . В них заложена, строго выстроенная сложная религиозно-мифологическая система, которая еще пока во многом не ясна. Росписи этрусских гробниц по своей технике близки к греческим, периода архаики. Тот же контур линий, выполняющийся различными красками. Контур этрусского рисунка не столь изящен и тонок, как у греков, но все же достаточно выразителен. А вот в остальном этруски намного уступают грекам. Их живопись лишена того чувства меры, которым славилось искусство Греции. Фресковые фигуры этрусских гробниц то видны на светлых тонах штукатурки стены, то вдруг чье-то одеяние « выпрыгивает » ярким пятном из всей композиции. У этрусских художников изображения человеческих фигур не оживают. Для этрусков эта задача оказалась неразрешимой. Их фигуры или застывают в вечном покое, или напрягаются в мнимом действии.

3. Гончарное искусство

Этруски свою керамику украшали пластикой и лепкой. Погребальные сосуды, предназначенные для праха умершего, так называемые канопы, этруски украшали крышками в виде человеческих лиц, по всей вероятности, не лишенных портретных черт - « лицевые » урны. Этрусская канопа - сложное соединение в одно целое сосуда и человеческой фигуры. Мастер канопы стремился очеловечить сосуд, то есть превратить его в памятник умершему человеку, отсюда и столь странное смешение форм. Особенной была и этрусская керамика. До нашего времени сохранились сосуды очень сложной формы с лепными ручками, лепным или гравированным декором и поверхностью, которое создает впечатление, что перед нами сосуд, выполненный из металла. На самом деле, этруски владели особой техникой изготовления керамических сосудов, они получались у них черного цвета с поверхностью, отливающей матовым блеском, такой стиль получил название буккеро. Еще более древним был способ, когда керамика имела темно-красный цвет с таким же матовым отливом. Такая техника называлась импасто.

4. Скульптура

Этрусский храм имел скульптурные убранства. Фронтоны храма заполняли фигуры божеств, но выполненные не в камне, а в глине (терракота). Края крыши украшали терракотовые маски: Медузы Гаргоны; Сатиров, Селенов и Менад, постоянных спутников бога Фуфлунса. Они ярко раскрашивались и были предназначены для того, чтобы оберегать внутренность храма от вторжения злых богов и демонов.

Этрусские скульпторы любили работать в бронзе и глине. Их работы часто имели функциональное, то есть практическое значение. Они украшали зеркала, высокие фигурные светильники - канделябры, треножники-сосуды, подставки для чего угодно с основанием в виде трех ног. Известно, что в искусстве этрусков техника бронзового литья достигла высокого совершенства. Лучший памятник этрусской скульптуры - « Капитолийская волчица » , ставшая символом « вечного города » - Древнего Рима. Легенда о волчице, вскормившей близнецов Рема и Ромула - основателей города Рима, послужила темой для скульптурной группы. Этрусскому мастеру удалось воплотить в этом образе и грозное животное, и милосердную мать, вскормившей человека. У волчицы - втянутые бока и выступающие сквозь шкуру ребра, выразительная морда с оскаленной пастью и настороженными ушами, передние лапы упруго напряжены. Тонкой чеканкой нанесен орнаментальный рисунок гривы, передающий завитки шерсти. Но главное то, что мастер сумел показать духовную силу дикой природы.

Этрусские скульпторы стремились не столько передать особенности строения человеческого тела, сколько эмоционально воздействовать на зрителя, чему способствовала яркая контрастная раскраска статуй. Терракотовые фигуры - воин, Аполлона из Вей, торс Геракла, скульптурное изображение супружеской четы на крышке саркофага - поражают своей жизненностью и внутренним динамизмом. От греков, видимо, заимствована характерная улыбка на лицах этрусских статуй - она сильно напоминает « архаическую » улыбку ранних греческих статуй. И все же эти расписные терракоты сохраняли присущие этрусским скульпторам черты лица - крупный нос, слегка раскосые миндалевидные глаза под тяжелыми веками, полные губы. Радостный взгляд, улыбки на лицах, оживленность всей фигуры - вот черты, которые отличают работы этрусских скульпторов в период расцвета искусства Этрурии. Жизнь была полна радостью и уверенностью в будущем счастливом существовании, и это отражалось в работах этрусских мастеров, даже украшающих гробницы.

Была широко распространена скульптура, выполняющая функцию архитектурного декора. Примером может служить терракотовая статуя бога Аполлона, украшавшая верхний угол крыши храма в Вейях, которую, предположительно, выполнил мастер Вулка в 520- 5 00 гг . до нашей эры. Это единственное имя известного этрусского скульптора, дошедшее до нас. Статуя Аполлона показывает человека, имеющего атлетическое сложение, которое угадывается сквозь тонкие одежды. Мастеру удалось передать стремительное движение. Фигура Аполлона полна силы, энергии и молодости, выражение лица наполнено светлой радостью, на губах застыла улыбка.

Неизвестный мастер выполнил из известняка в середине 5 в. до нашей эры работу, получившую название « Мастер Матута » . Она являет собой извечную тему - матери и ребенка, самую светлую и проникновенную тему мира. Однако это изображение овеяно глубокой меланхолией. У этрусской матери нет больше жизненной силы и нет самого интереса к жизни, на руках у нее мертвый ребенок. « Мастер Матута » не просто группа, она служила урной для пепла. Мысль о загробной жизни у этрусков из радостной превратилась в грустную.

3 в. до нашей эры - время небывалого расцвета портретного искусства этрусков. Внимание скульпторов сосредоточилось на самом человеке и его характере, настроении, неповторимости черт лица. Пластические работы, украшающие этрусские гробницы уходящей эпохи, поражают своими некрасивыми лицами и безвольными позами, оплывшими телами. Но искусство портрета поднялось на столь высокую ступень, что в этих работах, отталкивающих своими внешними формами, уникальными и высокохудожественными были лица, в каждом из которых передан неповторимый душевный мир, во взглядах чувствовалось не только личная обреченность конкретного человека, но и обреченность существования самой

Этрурии.

Наступали последние столетия не только древнего мира - зримо подтверждались предсказания этрусских прорицателей о закате этрусков. Но на их землях силились римские ветераны, народы смешивались, этруски латинизировались и забыли свой язык. Со временем этруски смирились со своей судьбой, перестали воспринимать римлян, как завоевателей, и стали друг для друга просто согражданами одной страны. Пример этому - портрет оратора Авла Метелла, который был выполнен в бронзе неизвестным мастером после 89 года до нашей эры. Авл Метелл переходит границу эпох и народов. Он свидетельствует, что теперь нет побежденных и победителей, отныне Апеннины населяет единый римский народ.

Заключение

Культура этрусского народа, одного из самых загадочных народов мира стала основой развития для новой народности - римлян. Этрусков не стало, они растворились среди пришельцев, но научили римлян строить и обороняться, ковать оружие и возводить акведуки (многоярусный или одноярусный мост с лотком или трубопроводом, по которому вода передается через овраги, ущелья, дороги, долины рек).

Изобразительное искусство этрусков раскрыло пред нами богатую душу этого удивительного народа, который внимательно относился к действительности, стремился к ее точной, конкретной передаче. Поэтому знаменитое портретное искусство римлян имеет корни этрусского происхождения, оно берет начало с маленьких головок погребальных каноп и пластических портретов, крышек саркофагов.

Обычаи, ритуалы и верования этрусков тоже были восприняты римлянами и позднее переработаны, согласно новому времени и новым условиям существования. Поэтому нельзя сказать, что этруски исчезли с лица земли, они живут и в географических названиях, и в оставленных после себя памятниках, и в истории Великой Римской империи.

Литература

этрусский искусство живопись скульптурный

1. Срабова О.Ю. «Мировая Художественная Культура. Древний мир». Санкт-Петербург «Учитель и ученик», 200 7

2. Гузик М.А. «Учебный путеводитель по мировой художественной культуре». Москва «Просвещение», 200 8

3. Данилова Г.И. «Мировая Художественная Культура». Москва «Интербук», 200 7

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История развития и своеобразие этрусского искусства. Этрусская живопись как его наиболее замечательная сторона. Основные черты этрусской архитектуры и мастерство скульптурных изображений. Мелкая бронзовая пластика, керамика, зеркала, ювелирные изделия.

    реферат , добавлен 02.10.2012

    Характерные признаки древнеримского искусства. Исторические корни римской культуры. Римский стиль живописи. Основные направления и разновидность древнеримской живописи: фаюмские портреты, монументальная живопись, живопись этрусков.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2007

    История возникновения Римского искусства; его своеобразный характер и отличительные черты. Влияние на формирование древнеримской культуры художественных ценностей этрусков и греков. Достижения в архитектуре, скульптуре. Основные направления в живописи.

    презентация , добавлен 11.02.2012

    Практичность древних римлян, слабая степень их одаренности способностью к творчеству. Заимствование от этрусков в творческой сфере. Особенности архитектуры, скульптуры и живописи Древнего Рима. Виды римской литературы. Специфика римского театра.

    презентация , добавлен 23.10.2013

    Скульптурные изображения божеств в отечественных, зарубежных исторических источниках. Древнеегипетские культы богинь Бастет и Сохмет. Скульптурные изображения божеств с головой львицы и кошки в древнеегипетском искусстве Нового царства, Позднего периода.

    дипломная работа , добавлен 19.11.2017

    Город Микены на полуострове Пелопоннес и остров Крит. Искусство Крита. Строительство и архитектура: раннеминойский, среднеминойский и позднеминойский периоды. Кносский Дворец. Фрески. Микенское искусство. Строительство и архитектура. Живопись. Гробницы.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2008

    Китайская цивилизация как одна из древнейших на Земле, ее основные достижения. Основные духовные ценности конфуцианства, их влияние на развитие культуры Древнего Китая. Исторические периоды развития китайской цивилизации. Китайская живопись и музыка.

    презентация , добавлен 28.11.2014

    Общая характеристика этрусской цивилизации. Анализ развития письменности, религии, скульптуры, живописи. Описание достижений древнегреческой культуры. Выявление областей этрусской культуры, на которые древнегреческая культура оказала наибольшее влияние.

    реферат , добавлен 12.05.2014

    Период столкновения исключающих друг друга художественных устремлений в XVII-XVIII веках. Проявление черт светского искусства в русской иконописи. Открытие иконописной мастерской при Оружейной палате в Кремле. Фресковая живопись, исторический жанр.

    презентация , добавлен 25.12.2013

    История древнеримской цивилизации. Основные этапы истории древнеримской культуры. Главные особенности культа семейно-родовых духов-покровителей. Культ гениев императоров. Христианство в римской империи. Архитектура и монументальная настенная живопись.

Этрусская цивилизация - самая первая из всех, расцветших на земле Италии. Ее «золотой век» относится примерно к 700–450 гг. до н. э. Несмотря на то что эта цивилизация развивалась главным образом в центральной Италии, между рекой Арно, Тирренским морем и Тибром, она вырвалась весьма далеко за пределы этого региона, - как на север (Паданская равнина), так и на юг (Кампания), - вплоть до того, что Катон Старший полагал, будто вся Италия целиком находилась под влиянием этрусков. Но сила этрусков не сводится к одному лишь политическому доминированию. На фоне других народов Италии (умбры, оски и др.) в I тыс. до н. э. этруски имели выдающуюся культуру: никто не оставил такого количества надписей, не породил столько произведений искусства, не имел такого сильного влияния на соседние народы, в том числе на Рим, - согласимся, что одно лишь это имеет серьезнейшие последствия. На этих основаниях обоснованно можно говорить об этрусской цивилизации, несмотря на то, что некоторые осторожничают в использовании данного термина по отношению к другим современным ей италийским «народам». Во всяком случае, когда Джузеппе Микали издает в 1826 г. свой знаменитый труд «L’Italia avanti il dominio dei Romani», написанный в духе романтизма и пронизанный антибонапартизмом, в первую очередь он обращает свой интерес к этрускам. Это был решительный поворот в сторону этрускологии, к исследованиям об этрусках. Другие итальянские историки начала XIX в., такие как Сисмонди или Пиньотти, также обращались к истории этрусков, когда разрабатывали свою теорию трех крупных эпох в истории Италии, которая должна была дать легитимную силу политике объединения Италии, а значит, и возрождения нации. Италия, по этой теории, уже переживала три величайших момента цивилизации и политического могущества: эпоху этрусков, эпоху Римской империи и период Ренессанса. Туристы, посещающие этрусский некрополь Монтероцци в Тарквинии, испытывают ярчайшие эмоции, рассматривая погребальные фрески в небольших подземных гробницах. Даже на Стендаля колоссальное впечатление произвел визит, в ходе которого он, будучи французским консулом в Чивитавеккье, в 1830-е гг. впервые увидел «расписные подземелья Пер-Лашез» в Тарквинии. Это восхищение, однако, не помешало ему участвовать, как и любому другому, в торговле древностями, извлеченными из погребений Вульчи или Тарквинии.

Всякий, кто намеревается писать или читать об истории этрусков, опираясь на четкую и подробную хронологию, рискует оказаться разочарованным. Давно уже прошли времена императора Клавдия, который, по словам Светония, мог описать на греческом языке всю длинную историю этрусского народа. Все наши «письменные» источники, содержащие или нет ссылки на историков, будучи косвенными, предоставили нам некоторые сведения о датах, но лишь в той мере, в которой греческие и римские историки были вынуждены упомянуть о военных столкновениях между этрусками, греками и римлянами. Например, благодаря Геродоту мы имеем сведения о крупном военном сражении, в ходе которого между 540 и 535 гг. до н. э. в Тирренском море этруски из Цере (Черветери), выступившие в союзе с карфагенянами, разбили греческий флот где-то между Корсикой и итальянским побережьем. Несколько десятилетий спустя, в 474 г. до н. э., неподалеку от города Кумы, то есть немного южнее, этруски были разгромлены новым хозяином Западного Средиземноморья, сиракузским тираном Гиероном, который в качестве дара Зевсу в Олимпии преподнес этрусский шлем (по меньшей мере). Гораздо больше точных дат появляется, как только в игру вступает Рим, и с осады города Вейи в 406–396 гг. до н. э. начинается завоевание Этрурии. Только отсутствие второй декады (книги 11–20) сочинения Тита Ливия «История Рима от основания Города» лишило нас основных сведений о дате завершения этого завоевания. Также мы имеем весьма точные даты правления этрусской династии в Риме в 615–509 гг. до н. э.: еще предстоит проанализировать значение этого периода в общей истории этрусков. Однако сами этруски не оставили нам никаких сведений о своей истории. Глядя на обширные консульские списки Рима, мы не имеем списков этрусских царей или магистратов, и любая попытка выстроить политическую хронологию становится напрасной.

Таким образом, этрусская цивилизация, которую мы собираемся изучать, - это больше, чем история этого народа, основанная всецело на хронологии. Однако это совершенно не означает, что мы отказываемся от диахронического видения: закрывать глаза на его важность означало бы представить искаженную и обездвиженную картину этрусского общества, все сферы которого находились в постоянном развитии в начале I тыс. до н. э. Косвенные источники, в частности археологические, заполняют некоторые лакуны, но не полностью, а опубликованные интерпретации этих археологических источников всегда порождают различные споры. Мы не считаем, что, просто сложив все эти гипотезы, можно восстановить всю историю этрусского общества.

ЗАГАДКА ВОСЬМОЙ ПЛАСТИНЫ

10 октября 1992 г. в городе Кортона, что возвышается над знаменитым Тразименским озером, к карабинеру Камучи подошел человек, чтобы сообщить итальянским властям о находке семи небольших бронзовых пластин. Этот скромный рабочий открыл новую страницу в этрускологии, поскольку найденные бронзовые пластины были покрыты красивой, очень аккуратной надписью, несомненно выполненной на этрусском языке, что не удивительно, поскольку Кортона была одним из крупнейших городов независимой Этрурии и играла, среди прочих, решающую роль в исследованиях об этрусках, предпринятых в эпоху Нового времени. Этрусская академия, основанная в 1727 г., была одной из наиболее активных организаций, среди ее членов-корреспондентов и важных персон были Монтескье и Вольтер, и по сей день туристы могут посетить Музей Этрусской академии, гордостью которого, помимо других экспонатов, является богато украшенный бронзовый светильник, созданный в V в. до н. э. и впоследствии немного отреставрированный.

Всем тем, кто долгое время считал этрусскую цивилизацию загадкой, крупно повезло. Рассмотрим же обстоятельства этой находки: если рабочий утверждал, что случайно нашел эти таблички на строительной площадке, наиболее вероятно, что они были трофеем одного из многочисленных tombaroli, грабителей могил и различных археологических памятников, которые постоянно орудуют в Италии и, особенно, на территории древней Этрурии. Несомненно, в этом случае вознаграждение, полученное в результате честной передачи находки государству, предпочтительнее, чем рискованная торговля на международном рынке антиквариата. Самое интересное - большой перерыв между передачей находок полиции и Археологическому управлению Флоренции и моментом, когда о них стало официально известно научному миру (что вызвало небывалый ажиотаж) и широкой общественности. Этот источник, который отныне стал называться табличкой из Кортоны (Tabula cortonensis), - по аналогии с табличкой Клавдия, великолепной латинской надписью, высеченной на бронзовой пластине, найденной в Лионе в XVI в., - был опубликован лишь через десять лет после его обнаружения. Табличка еще в древности была разбита на восемь кусков (рис. 9). Восьмой фрагмент не сохранился. Однако нехватка одного фрагмента ничуть не препятствует пониманию текста, представленного в конце 2000 г. на крупной выставке «Gli Etruschi», организованной венецианским Палаццо Грасси, а затем выставленном в самой Кортоне. Теперь всякий может увидеть табличку из Кортоны в Музее Этрусской академии, наряду со знаменитым бронзовым светильником и замечательными статуэтками божеств, также выполненными из бронзы.

Отныне мы имеем третий по длине текст на этрусском языке (40 строк - 32 на лицевой стороне и 8 на оборотной, 206 слов). Однако загадочные обстоятельства, окружившие этот источник до его публикации и обнародования, заставляют вспомнить о романтических условиях находки самого длинного этрусского текста, известного на сегодняшний день - Загребской мумии (1200 слов). Это удивительное название отсылает нас к настоящему роману о мумии: хорватский аристократ, привезя из путешествия по Египту мумию в качестве сувенира, что было распространено в XIX веке (европейские музеи полны туристическими покупками такого рода), обнаружил, что ленты, которыми была обернута мумия, были покрыты очень длинным текстом, написанном главным образом черными чернилами. И лишь в конце века было обнаружено, что текст написан на языке этрусков: это был ритуальный календарь, странную историю которого мы попытаемся воспроизвести чуть ниже. К этому же списку принадлежит вторая по длине этрусская надпись, табличка из Капуи, которая долгое время в специальной археологической литературе называлась Черепицей из Капуи, поскольку эта надпись из 300 слов была высечена на прямоугольной плоской плитке из терракоты и была сделана более неумелым почерком, чем в двух вышеупомянутых случаях.

Описание: Моя небольшая наработка

Примечание: Эта статья - сокращенная часть моей курсовой работы.Прошу строго не судить, это моя первая курсовая работа.

Краткая характеристика этрусской цивилизации


Этот народ вошел в историю под разными названиями. Греки называли их тирсенами или тирренами, а римляне – тусками или этрусками. Как вы уже поняли, этруски являются достаточно загадочным народам. Главная их загадка заключена в их происхождении. Письменные памятники самих этрусков не могут помочь нам в разгадке этой тайны, так как их язык практически не расшифрован. Поэтому ученым приходится строить различные гипотезы, которые основываются на некоторых археологических находка, а так же на свидетельствах греках и римлян. Все теории о происхождении этрусков(кроме самых неправдоподобных)можно свести к четырем гипотезам.
1)Восточная гипотеза – самая древняя из всех гипотез. Она основана на трудах Геродота и некоторых других античных авторов. По их мнению, этруски – выходцы из Малой Азии. Причинами, по которым им пришлось покинуть свою изначальную родину, называют Троянскую войну и походы «народов моря». В пользу этой теории говорят и некоторые черты политического устройства(«федерации» 12 городов, деление на 3или 30 племен) и другие особенности, которые роднят этрусков с народами хетто-лувийской группы. Противники этой теории сомневаются, что целый народ смог бы переселится из Малой Азии в Италию именно в период Троянской войны и походов «народов моря». К тому же, этрусский язык не похож на хеттский или другие родственные ему языки.
2)«Теория формирования» По этой теории этруски как этнос сформировался в Италии (или перед непосредственными переселением в неё) из представителей нескольких разных народов. В наше время она наиболее распространена. Её придерживаются, в частности А.И Немировский, А.И Харченко и другие российские ученые.
3)Северная гипотеза Согласно ей, этруски пришли в Италию из-за Альп. Основана на сообщении Тита Ливия о сходстве языка этрусков и ретов (народ, живший между Альпами и Дунаем), а так же сходство германских рун с буквами этрусского алфавита. В наши дни она не имеет приверженцев, так как было установлено, что и германские руны, и язык ретов происходят из Этрурии, не никак не наоборот.
4)Автохтонная гипотеза: этруски – коренные (доиндоевропейские) жители Италии. Эта теория наиболее популярна у итальянских ученых.

Так или иначе, но этруски стали одним из народов Италии. Первые археологические памятники, связанные с этрусками (датируются концом VIII века до.н.э) появились в одном регионе Италии, который назывался Этрурия(кстати современное название этого региона – Тоскана, происходит от одно из названий этрусков – туски)

Этрурия – болотистая равнина, которая без мелиорации попросту становится не пригодной для земледелья, и побережье с мелководными гаванями, которые без нужного ухода легко заносится песком. Так что, для того что бы сделать эти земли пригодными для жизни, этрускам нужно было приложить огромные усилия. И они их приложили. Еще на заре своей истории этруски, с помощью труда покоренных народов смогли провести громадные осушительные работы. И Этрурия стала крайне плодородным регионом.

Экономика
В сельском хозяйстве у этрусков преобладало земледелье: выращивание зерновых культур и льна. Достаточно важным источником богатства страны была добыча металлов – меди и железа. На ней этруски сколотили огромное состояние, так как металлы и изделия из них нужны были нужны всем народам от Испании до Ближнего Востока. Достаточно больших успехов этруски достигли и в гончарном деле. В VIII-VII веках до.н.э этрусские мастера изготовляли очень оригинальную керамикe«буккеро»,которая пользовалась большим спросом по всему Средиземью.
Ваза стиля "буккеро"

Торговые связи этрусков были очень велики. Они торговали практически со всей Европой. Предметы этрусского происхождения находят не только в Италии, но и в Испании, Франции, Греции, Турции и на побережье Северной Африки. В страны Средиземья(особенно в Грецию) этруски вывозили металлы в слитках, металлические изделья(особенно пользовались
спросом металлические зеркала с резными рисунками на обороте),керамику, а ввозили они в основном предметы роскоши – изящную греческую керамику, стекло из Египта, пурпурную ткань из Финикии. Народами, что жили за Альпами, этруски продавали вино, оружие и домашнюю утварь, приобретая взамен меха, янтарь и рабов.

Общество
Главной силой в этруском обществе была знать. В ее руках была сосредоточена вся власть в этрусских городах, да и большинство земель так же принадлежала им. Только представители знати могли носить фамилию. Не меньшей властью жрецы. Они были главными хранителями знаний. Так же к ним обращалась, когда нужно было провести гадания(гадали как правило на внутренностях животных) Толкованием результатов гадания тоже занимались жрецы. А с учетом того что этруски были очень суеверным народом и результаты гадания для них были очень важны, жрецы запросто могли истолковать результаты гадания так как им было выгодно. Так что жрецы в какой-то мере обладали даже большей властью, чем знать.
О «среднем классе» этрусского общество нам практически ничего не известно. Каков было его состав, и владели ли представители этого класса землей нам так же неизвестно.
Зависимые люди в этруском обществе делились на 3 категории: лаутни , этэра и рабы. Отношение к рабам в этруском обществе практически не отличалось от того, как к рабам относились в Греции и на Востоке. Они были собственностью своего господина, и не редко их воспринимали не как людей, а как скот. Впрочем, в отличии от греков, этруски не ограничивали возможность раба выкупить себя у хозяина.

Категория лаутни по своему положению, немного напоминала спартанских илотов. Они были связаны со своим патроном патриархально-родовыми узами, так как они были частью семьи своего патрона. В основном этак категория комплектовались из вольноотпущенников и тех свободных людей, что попали в долговую кабалу. Положение лаутни было потомственным: их дети и внуки оставались в этом сословии.

Этэра , в отличии от лаутни были связаны с патронами не патриархально-родовыми узами, а добровольно принесенная клятвой верности. Они получали от своего патрона небольшой участок земли(часть урожая с которого шла патрону) или выступали в качестве ремесленников, делая для своего патрона то что ему необходимо.

Государство
Основной политической единицей у этрусков был город- государство. У каждого такого города, как правило, в подчинении было несколько городов, которые пользовались определенной автономией. Во главе города-государства стаял либо царь (лукумон ), либо магистраты, которые выбирались из знати.

Пока что неизвестно, обладал ли лукумон реальной властью или она была ограничена советом старейшин. Известно, что царь возглавлял войска во время войн и что он был верховным жрецом в своем городе. Его личность считалась священной, он рассматривался как воплощение бога-покровителя данного города.Возможно должность царя была выборочной(правда не известно избирали ли их пожизненно или на определенный срок).

Начиная с VI века до.н.э во многих этрусских городах власть лукумонов была ликвидирована, и им на смену пришли выборочные магистраты. Чаще других упоминается зилк , или зилат . Известно, что эту должность могли занимать молодые люди в возрасте до 25 лет, так что полномочия этого магистрата были не велики. Известны названия некоторых других магистратов(marnux,purth), но о их функциях ничего не известно.

Города-государства этрусков объединялись в союзы – двенадцатиградья(число 12 было священным). Всего таких союзов было 3 – собственно в Этрурии(это был главный союз),в долине реки Пад(По) в Северной Италии(появился в середине VII века до.н.э) и в Кампании в Южной Италии(появился в VI веке до.н.э) В случае выбытия одного из членов союза, на его место сразу же выбирался другой город-государство(как правило его выбирали из тех городов, которые находились в подчинении у выбывшего из союза города). Каждую весну главы всех городов союза собирались в религиозной столице Этрурии – Вольсиниях, где они выбирали главу союза. Выбранный глава союза судя по всему не обладал реальной властью. Вообще, этрусское двенадцатиградье было лишь религиозным союзом. Единства в своих действиях члены союза добивались крайне редко. В основном они воевали, мирились и заключали свои договора независимо друг от друга.

Такая неорганизованность и сгубила этрусков.Их города не могли дать единый отпор своим многочисленным врагам. И увы этот удивительный народ ждала печальная судьба. В IV веке до.н.э союз этрусских городов в долине Пад был уничтожен кельтами, а союз городов в Кампании покорился грекам, а к середине III века до.н.э римляне смогли покорить этрусских городов в Этрурии(последним в 265 году до.н.э покорился Вольсиний) Но на этом история этрусков еще не закончился. Еще в течение 200 лет после покорения Римом, этруски сохраняли свою самобытность. Но со временем их становилось все меньше и меньше. А начавшиеся в Риме гражданские войны в окончательно отправил этрусков на "свалку" истории. От их великого народа остались лишь пару знатных родов(к примеру Спурины и Цильнии), которые уже и не помнили языка и культуры своих предков, и союз 12 городов(который правда был расширен до 15 городов)

Copyright © «Империал». Копирование информации с этой страницы возможно только при указании прямых ссылок на эту страницу.

Созданная этрусками - народом, жившим в Италии в 1 тыс. до н. э. Оказала глубокое влияние на римскую цивилизацию (см. ст. Рим Древний). Этрурию называют колыбелью Рима.

Этрурия (современная Тоскана), область на северо-западе Апеннинского полуострова, между рекой Арно на севере и рекой Тибр на юге. Её площадь ок. 20000 км2. Страна обладала плодородными почвами, множеством рек и озёр, богатыми залежами железа, меди, мрамора и др. полезных ископаемых. Не позднее 7 в. до н. э. она заселена этрусками, происхождение которых до сих пор вызывает споры. Возможно, в формировании этрусской цивилизации участвовали переселенцы с Востока, смешавшиеся с местными жителями.

Они создали на территории Этрурии 12 процветающих городов-государств, входивших в религиозно-политический союз, т. н. Тосканскую федерацию. Ещё два 12-градия они вывели в долину реки Пад (современная По) и в Кампанию. К кон. 6 в. до н. э. большая часть Северной и Центральной Италии находилась под этрусским влиянием, а сама Этрурия была (наряду с заселённой греками Южной Италией) самой богатой и развитой её областью.

Начиная с 5 в. до н. э. этруски постепенно утрачивают своё могущество: их вытеснили из Кампании греки и самниты, из Северной Италии - галлы. К нач. 3 в. до н. э. они оказались под властью Рима. После Союзнической войны (357-355 гг. до н. э.) все свободные жители Этрурии получили римское гражданство. К началу н. э. Этрурия была почти полностью романизована, а этрусский язык забыт.

Этрусские города-государства находились сначала под властью царей, с 5 в. до н. э. - военно- жреческой знати (лукумонов). Их обширные поместья обрабатывали зависимые крестьяне из рядовых этрусков, которые не были гражданами своих городов.

В этрусском земледелии широко применялись мелиоративные работы, позволявшие использовать заболоченные равнины. Урожаи зерна в Этрурии были в 1,5 раза выше, чем в среднем по Италии. В этрусском ремесле особенно выделялась добыча и обработка металлов. Этрусские изделия из железа и бронзы славились на всё Средиземноморье. Этрусских архитекторов, скульпторов и строителей часто приглашали в Рим и другие города Италии. Этрусские мореходы (торговцы и пираты) также были известны повсеместно.

Поскольку этрусская письменность до сих пор не расшифрована, представление о духовной культуре этрусков можно получить лишь на основании свидетельств римских и греческих авторов и данных археологических раскопок.

Судя по ним, у этрусков с 7 в. до н. э. была собственная своеобразная архитектура, живопись и скульптура. Росписи этрусских гробниц свидетельствуют не только о мастерстве этрусских художников, но и о развитой системе представлений о загробной жизни. С этими представлениями связан и реализм (иногда переходящий в натурализм) этрусского скульптурного портрета. В этом отношении римские скульпторы были учениками этрусков, а не греков. Архитектурный тип римского храма также восходит к этрускам. Капитолийский храм в Риме (см. ст. Капитолий) был построен и украшен этрусскими мастерами, а его обитатели (Юпитер, Юнона и Минерва) имели этрусских прототипов.

Этруски славились на всю Италию прорицателями-гаруспиками, предсказывавшими будущее по печени жертвенных животных и толковавшими необычные природные явления как божественные знамения (продигии). Искусство гадания римляне называли этрусской наукой. Хотя у них были собственные жрецы-птицегадатели (авгуры), они нередко приглашали в Рим этрусских гаруспиков. Христианские авторы римского времени называли Этрурию матерью и прародительницей всех суеверий.

Этрусская цивилизация. Фреска «Гробницы леопардов» в Тарквиниях. Ок. 470 г. до н. э.

Этрусская цивилизация. Зеркало с изображением суда Париса. Прорисовка 3 в. до н. э.