Как развить самообладание: Упражнения и Советы. Что такое самоконтроль и как научиться контролировать себя

Можно не сдерживать эмоций, злиться, кричать, хохотать, плакать навзрыд и громко возмущаться. Вы думаете, что такая искренность нравится кому-нибудь? Только вашим врагам приятно наблюдать за этим спектаклем. Учимся управлять эмоциями!

Порой, поддавшись эмоциям или позволив себе пойти на поводу у ложных чувств, мы совершаем поступки, в которых впоследствии раскаиваемся. При этом мы оправдываемся, что утратили над собой контроль, поэтому эмоции взяли верх над разумом. То есть не мы управляли эмоциями, а они нами.

Так ли уж это плохо? Пожалуй, ничего хорошего в отсутствии самоконтроля нет. Люди, не умеющие держать себя в руках, сохранять самообладание и подчинять чувства своей воле, как правило, не добиваются успехов ни в личной жизни, ни в профессиональной сфере.

Они , не задумываясь о завтрашнем дне, и их расходы часто намного превышают доходы.

Несдержанные люди вспыхивают, как спичка, при любой ссоре, не в состоянии вовремя остановиться и пойти на компромисс, чем заслуживают репутацию конфликтного человека. При этом они еще и разрушают свое здоровье: врачи утверждают, что многие болезни имеют прямую связь с такими негативными эмоциями, как злость, и пр. Их предпочитают избегать люди, для которых дороги собственные покой и нервы.

Люди, не привыкшие себя ограничивать, проводят слишком много свободного времени в пустых развлечениях и бесполезных разговорах. Если они дают обещания, то сами не уверены, смогут ли их выполнить. Неудивительно, что в какой бы сфере они ни работали, профессионалами своего дела они бывают редко. И причиной всему ―отсутствие самоконтроля.

Развитое чувство самоконтроля позволяет в любой ситуации сохранять холодную голову, трезвые мысли и понимание, что чувства могут оказаться ложными и привести в тупик.

Случаются и ситуации, когда скрыть свои эмоции нам необходимо в собственных интересах. «Иногда я лиса, иногда ― лев, ― говорил французский полководец . ― Секрет... в том, чтобы понять, когда быть одним, когда ― другим!».

Люди, владеющие собой, заслуживают уважения и пользуются авторитетом. С другой стороны, многим они кажется черствыми, бессердечными, «бесчувственными чурбанами» и …непонятными. Куда понятнее нам те, кто время от времени «пускается во все тяжкие», «срывается», теряет контроль над собой и совершает непредсказуемые поступки! Глядя на них, и мы кажемся себе не такими уж слабыми. Тем более, что стать сдержанным и волевым не так легко. Вот мы себя и успокаиваем себя, что жизнь людей, которые руководствуются разумом, а не чувствами, безрадостна, а значит, несчастна.

О том, что это не так, свидетельствует эксперимент, проведенный психологами, в результате которого они пришли к заключению: люди, которые могут преодолеть себя и устоять от сиюминутного соблазна, более успешны и счастливы, чем те, кто не в состоянии справиться с эмоциями.

Эксперимент носит имя Мишеля Уолтера ― психолога из Стэндфордского университета. Еще он известен как «зефирный тест», потому что один из его главных «героев» – обычный зефир.

В эксперименте, проведенном в 60-х годах прошлого века, участвовали 653 ребенка 4-летнего возраста. Их поочередно заводили в комнату, где на столе в тарелке лежал один зефир. Каждому ребенку говорили, что он может съесть его прямо сейчас, но если он подождет 15 минут, то получит еще один, и тогда сможет съесть оба. Мишель Уолтер оставлял ребенка на несколько минут одного, а затем возвращался. 70% детей съели один зефир до его возвращения и лишь 30 его дождались и получили второй. Любопытно, что такое же процентное соотношение наблюдалось в ходе подобного эксперимента еще в двух странах, где он проводился.

Мишель Уолтер следил за судьбой своих подопечных и через 15 лет пришел к заключению, что те, кто в свое время не поддался искушению получить «все и сейчас», а смог себя контролировать, оказались более обучаемы и успешны в выбранных ими областях знаний и интересов. Таким образом, был сделан вывод, что способность к самоконтролю существенно повышает качество жизни человека.

Ицхак Пинтосевич, которого называют «тренером успеха», утверждает, что тот, кто не властен над собой и своими действиями, должен навсегда забыть об эффективности.

Как научиться управлять собой

1. Вспомним о «зефирном тесте»

30% 4-летних детей уже умели . Эта черта характера досталась им «от природы» или же это умение воспитали в них их родители.

Кто-то сказал: «Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». И действительно, мы хотим видеть своих детей сдержанными, а сами устраиваем перед их глазами истерики. Говорим им, что они должны воспитывать в себе силу воли, а сами проявляем слабохарактерность. Напоминаем, что они должны быть пунктуальными, и каждое утро опаздываем на работу.

Поэтому начинаем учиться контролировать себя с того, что внимательно анализируем свое поведение и выявляем «слабые места» - где именно мы позволяем себе «распуститься».

2. Составляющие контроля

Вышеупомянутый Ицхак Пинтосевич считает, что для того чтобы контроль был эффективным, он должен включать в себя 3 составляющих:

  1. Быть честным с самим собой и не питать иллюзий в отношении себя;
  2. Контролировать себя следует систематически, а не от случая к случаю;
  3. Контроль должен быть не только внутренний (когда мы контролируем себя сами), но и внешний. Например, мы пообещали решить задачу в такой-то срок. И, чтобы не оставить себе лазейку для отступления, объявляем об этом в кругу коллег. В случае если мы не уложимся в озвученное время, платим им штраф. Опасность лишиться приличной суммы послужит хорошим стимулом для того, чтобы не отвлекаться на посторонние дела.

3. Записываем на листе главные цели, стоящие перед нами, и кладем (или вешаем) его на видное место

Каждый день контролируем, насколько нам удалось продвинуться к их воплощению.

4. Наводим порядок в своих финансовых делах

Держим на контроле кредиты, вспоминаем, нет ли у нас долгов, которые срочно нужно погасить, сводим дебет с кредитом. Наше эмоциональное состояние довольно сильно зависит от состояния наших финансов. Поэтому чем меньше будет неразберихи и проблем в этой области, тем меньше мы будем иметь поводов для того, чтобы «выйти из себя».

5. Наблюдаем за своей реакцией на события, вызывающие в нас сильные эмоции, и анализируем, стоят ли они наших переживаний

Представляем себе худший вариант и понимаем, что он не столь страшен, как последствия нашего неадекватного и необдуманного поведения.

6. Делаем все наоборот

Мы рассердились на коллегу, и нас так и подмывает сказать ему «пару теплых слов». Вместо этого приветливо улыбаемся и говорим комплимент. Если нам стало обидно, что вместо нас на конференцию отправили другого сотрудника, не злимся, а порадуемся за него и пожелаем счастливого пути.

С самого утра нас обуяла лень, и – включаем музыку, и беремся за какое-то дело. Одним словом, поступаем вопреки тому, что подсказывает нам эмоция.

7. Известная фраза гласит: мы не можем изменить обстоятельства, но можем изменить свое отношение к ним

Нас окружают разные люди, и не все они доброжелательны и справедливы к нам. Мы не можем расстраиваться и негодовать каждый раз, когда встречаемся с чужой завистью, злостью, грубостью. Необходимо смириться с тем, на что мы повлиять не в силах.

8. Лучший помощник в овладении наукой самоконтроля – медитация

Как физические упражнения развивают тело, так медитация тренирует ум. Посредством ежедневных медитативных сеансов можно научиться избегать негативных эмоций, не поддаваться страстям, мешающим трезвому взгляду на обстоятельства и способным разрушить жизнь. С помощью медитации человек погружается в состояние спокойствия и достигает гармонии с самим собой.

Ответ партнёра TheQuestion

Иногда под самоконтролем понимается умение держаться в узде свои негативные чувства и не вести себя импульсивно по отношению к другим людям. Это более узкое определение. Я бы остановился на другом. Самоконтроль можно понимать, как возможность действовать согласно своим долгосрочным перспективам, а не под воздействием желания сиюминутной награды. Как заложить его основу и развить до нужной степени? Вот несколько советов.

1. Откажитесь от идеи мотивации и вдохновения. Многие думают, что нужно постоянно поддерживать в себе мотивацию, стремиться к состоянию, когда будет хотеться делать сложные дела и сворачивать горы. Но это большая ошибка. Сложные и важные дела никогда не будут вызывать большого желания ими заняться, всегда придется себя подталкивать. Мозг будет отговаривать вас от выхода из зоны комфорта и настаивать, чтобы вы побольше отдыхали или кормили его дофамином из игр, веб-серфинга, сладкой и жирной пищи.

2. Приведите свое физическое состояние в норму. Да, без самоконтроля это будет непросто. Но для начала хотя бы начните следить за базовыми вещами: сон, еда, отдых. Если вы мало спите, плохо едите и не имеете качественного отдыха в конце дня и в перерывах между работой, то ни о каком самоконтроле и думать не стоит. У вас нет на него энергии, организм только и думает, как бы прожить очередной день, тут не до долгосрочных планов и тренировки воли.

3. Бросьте все силы на развитие дисциплины. Для начала избавьтесь от заблуждения, что дисциплина = тирания. Слыша слово «дисциплина», многие представляют суровый командиров армии или злых учителей с розгами. Измените эти стереотипы в своей головы. Дисциплина - это свобода. Это то, что поможет вам придерживаться именно вашего плана на жизнь, а не того, что захочет мозг здесь и сейчас. Развивая дисциплину, вы действительно научитесь брать контроль над своей жизнью. Не тиранизируйте себя и не изводите, все начинается с малого.

4. Стройте основу сознательной жизни из привычек. Именно правильные привычки создают костяк вашей сознательной жизни, помогают не привлекать постоянно силу воли и не напрягаться каждый раз. Не думайте, что ваша жизнь станет скучной, слишком автоматизированной, серой. Вы просто выберете те привычки, которым вы хотите следовать, а не будете слепо идти за импульсами.

Как создать новую привычку и убрать старую

Есть несколько элементов, формирующих привычку:

  • Триггер - то, что провоцирует вас на совершение действия, напоминает о нем
  • Доступность - сделать что-то должно быть легко
  • Награда - действие должно как-то поощряться

Ваша хорошая привычка должна напоминать о себе, что-то связанное с ней пусть будет на виду. Например, вы хотите заниматься йогой каждый день - положите коврик на видное место. Привычка должна быть простой и доступной, реальной для практики прямо сейчас. Начните заниматься йогой с 10 минут в день. Также установите награду из списка того, что вы уже умеете и любите делать.

По тем же элементам вы боретесь и с вредной привычкой. Убираете напоминающие факторы, усложняете ее выполнение, создаете негативные последствия.

5. . Часто за отсутствие самоконтроля принимаются сниженные когнитивные функции. Например, вы не можете внимательно читать книгу даже 10 минут, ругаете себя за это, считая, что вам недостает дисциплины. На самом деле проблема в том, что у вас слабое внимание, нужно заняться его тренировкой. Также и с остальными функциями мозга: памятью и мышлением. Сделать это можно на . Мы разработали упражнения, которые помогают развиваться в комплексе. Заниматься можно по 15-20 минут в день, главное - регулярность. Вы можете сделать такие одной из своих основных полезных привычек, которая поможет двигать все остальные.

Однажды, в момент душевной слабости после очередной ситуации, когда я задавались тем же вопросом, меня успокоили слова друга. Подумай, сказал он, вот о чем: кто тебе что-то говорит, что этот кто-то тебе говорит и с какой целью. Это было довольно сложно поначалу, особенно когда ты уже вышел из себя, но теперь меня,наверное, невозможно вывести из себя, ибо если тебя хотят обидеть, разозлить или расстроить, зачем позволять такое делать с собой?

Я занимаюсь исследованиями на смежную тему. "Волевая регуляция" и "самоконтроль" - это родственные понятия, хотя и не тождественные. У нас и зарубежом существует много различных концепций, в которых "самоконтроль" понимается по-разному и, соответственно, предлагаются различные советы и рекомендации, как это дело улучшить.

В том, что самоконтроль нужен и полезен сходятся все. Но что это такое?

1. Есть, например, ресурсный подход Роя Баумейстера (ego-depletion theory). Рой Баумейстер живет и работает в США и с коллегами уже много лет развивает свою авторскую теорию. В ней считается, что самоконтроль подобен некоторой мышце, которая перестает нормально работать, когда устает. И как мышцу самоконтроль можно "накачать" путем различных тренировок. Многочисленные исследования Баумейстера и его коллег показывают, что для осуществления самоконтроля на нормальном уровне у человека должно быть хорошее функциональное состояние. Т.е. он должен выспаться, нормально поесть и т.п. Отсюда рекомендация: привести себя в порядок. Возможно, у Вас не получается, потому что Вы спите часов 6, едите на ходу пару раз в день и сидите в неудобной позе. Рекомендация 2: начинать с мелочей и переходить к более крупным вещам.

2. Есть, например, теория прокрастинации Тимоти Пичила. Тимоти Пичил - это канадский ученый, работает в университете Карлетон (Оттава). У него есть небольшая книжка, переведенная на русский язык. Называется "Не откладывай на завтра. Краткий гид по борьбе с прокрастинацией". Основные исследования Пичила сосредоточены на том, чтобы понять психологические механизмы прокрастинации. Так, он полагает, что мы посредством необязательного занятия пытаемся привести себя в хорошее эмоциональное состояние, чтобы в этом эмоциональном состоянии уже начать делать основное дело (например, готовиться к экзамену). Такая стратегия оказывается проигрышной, и в итоге мы оказываемся и в плохом настроении, и с несделанными делами. Причем исследования показывают, что основное дело кажется более трудным, страшным и отталкивающим ДО того, как мы начали им заниматься. А когда садимся, оно уже кажется немного легче, спокойнее и приятнее. Т.е. рекомендация: усадить себя хотя бы на 15 минут и начать. Дальше можно втянуться, окажется все не так плохо. Не ждать хорошего настроения и вдохновения.

3. Есть, например, теория Кэролл Двек (профессор в Стэнфордском университете). Она развивает понятие "имплицитной теории личности" - это, грубо говоря, то, что мы узнаем о самих себе и жизни, и укладываем в такие бытовые теории. Соответственно, если человек считает себя волевым, считает, что у него развит самоконтроль - такой человек старается лучше и дольше. Тут однозначные рекомендации дать сложно, потому что "поверь в себя" и "мысли позитивно" - это как-то непрофессионально. Хотя общая логика примерно такая.

4. Есть неплохая книжка с советами от Келли Макгонигалл (профессор в Стэнфордском университете) - "Сила воли. Как развить и укрепить" - там дан достаточно большой набор рекомендаций и обзор исследований по теме. Исследования, конечно, зарубежные.

5. В СССР и России более популярными были термины "воля" и "волевая регуляция". Пособий на эту тему с советами было достаточно много. Например, "Как воспитать волю и характер" Л. Рувинского. Если отбросить идеологические "приколы" про построение коммунизма, Вы найдете там много полезных историй и советов.

6. Много интересных исследований велось в Рязанской школе психологии воли. В.И. Селиванов и А.И. Высоцкий работали в Рязанском Государственном Университете имени Есенина. Можете найти их работы в интернете.

7. Возможно, наиболее полезной для Вас может оказаться книга "Психологические механизмы волевой регуляции" В.А. Иванникова (профессора МГУ имени М.В. Ломоносова). Иванников предлагает рассматривать в качестве основного механизма волевой регуляции - изменение или создание дополнительного смысла действия. Идея в том, что если мы что-то не делаем, мы не видим в этом достаточно смысла. Если этот смысл "появляется", то мы можем сделать это дело. Соответственно, чем лучше Вы владеете способами создание/изменения смысла действия, тем лучше Вы справляетесь. В книге выделяется 8 таких способов, которые Вы можете использовать. Опять же рекомендация: начинать с малого и тренироваться систематически.

Весь исторический процесс социальной эволюции представляет из себя путь к воспитанию у человека самоконтроля. Вместе с развитием культуры появлялось всё больше сдерживающих факторов, которые позволяли человеку контролировать человеку его примитивные пещерные инстинкты и привили ему чуждую его природе нравственность.

Путь по обретению самоконтроля состоит в ужесточении собственных принципов, в развитии в себе более высокой нравственности, чем была привита нам в детстве. Нужно поставить вокруг себя больше рамок и ограничений. При том не важно каким образом эти ограничения воспитываются: формированием привычек, усилием воли в стрессовых ситуациях или путём развития совести. И я не думаю, что можно дать какой-то простой совет по обретению самоконтроля, поскольку у всех свои слабые места, а на преодоление этих этих слабостей нужно потратить очень много сил и времени. Когда я говорю о слабостях, я имею в виду, что у каждого человека разной силы и направления возникают чувства (если эмоции очень сильные, то победить их рассудком гораздо сложнее, и хладнокровному человеку обрести самоконтроль будет элементарно просто, чем эмоциональному), которые придётся обуздать.

Как я уже писал кратко выше, можно просто вырабатывать привычки, чтобы в тех или иных схожих ситуациях выдавать желаемую отрепетированную реакцию (ругательства и хамство, например, нужно просто игнорировать, а не отвечать гневом на гнев; собственные малодушные желания по избеганию саморазвития в угоду развлечениям нужно просто игнорировать, давить в зародыше и делать то, что нужно, а не то, что хочется). Можно ещё пытаться чаще обращать внимание на то, что делаешь и постоянно останавливать себя усилием воли, тем самым в режиме реального времени контролируя свои действия, а не пуская всё на самотёк. Наиболее сложный путь состоит в развитии нравственного чутья, совести, которая может быть настолько сильна, что будет останавливать в любых сомнительных случаях. Путь развития совести состоит в постоянной рефлексии, анализе своих поступков и сравнении их с желаемым идеалам. Можно попытаться убедить себя в том, что окружающие люди возненавидят вас, если вы смалодушничайте даже в самом малом.

Человека можно считать взрослым, когда он в состоянии сказать «нет» самому себе. Нет своим слабостям, разрушительным страстям, лени, страхам, сомнениям. И это далеко не все. Человека можно считать взрослым, когда он в состоянии сказать «нет» в том числе и некоторым приятным событиям, чтобы сохранить фокус своих жизненных приоритетов.

До тех пор он остается в роли ребенка, постоянно нуждаясь, чтобы кто-то его контролировал и направлял, будь-то члены семьи, руководитель или любой другой человек, который подсказывает, как лучше поступить, и проверяет, все ли сделано, даже если таким «родителем» выступает соседка по лестничной клетке.

Если вы узнаете себя в этом описании, как и я когда-то, могу сказать, что есть и утешительная новость. Способность к самоконтролю – это венец в практике осознанности. Самый сложный и самый главный элемент жизни по своим правилам. Он будет капля по капле укрепляться всю жизнь, не оставляя права «сойти с дистанции». Вы не можете принять душ один раз и остаться на всю жизнь чистым, вы не можете укреплять свои мышцы только на протяжении какого-то времени, надеясь, что они сохранят тонус и дальше, – так же и здесь. Однажды встав на тропу самоконтроля, вы подписываетесь служить ему всю жизнь, каждый раз возвращая себя в ясность сознания и чистоту своего бытия, как единственный способ держать равновесие и быть хозяином самому себе.

Лучше затянуть ремень на талии (стройнее будешь), чем постоянно ходить с поводком на шее

Как научиться держать себя в руках и развить божественный самоконтроль?

1. В основе лежит искреннее духовное усилие

Только когда вы искренне отпускаете свое болезненное вожделение, от чистого сердца стремясь наладить ту или иную сферу своей жизни, без условий и претензий и без перекладывания своего счастья на плечи других людей, а честно намереваясь делать все, что от вас будет зависеть, и делиться радостью, а не только ее брать – все налаживается.

2. Божественный самоконтроль, как и мышцы, требует постоянной практики

Этот навык не формируется за раз. И за два тоже. Самоконтроль укрепляется как мышца – сначала складывается ощущение, что его вообще нет, ничего не получается, но если продолжить практику, то со временем рельеф духа начнет проявляться все отчетливее и отчетливее. Становясь сильнее внутри вас, самоконтроль будет влиять на все аспекты жизни. Но начинать работу с навыком рекомендую с более легких задач, которые вы хотя бы теоретически можете потянуть. – золотое правило.

Так как взять себя в руки?

Просто взять. И брать из раза в раз, когда того требует ситуация.

Говорить себе «нет». Отвлекать ум на любой вид плодотворной деятельности, хоть полы мыть, когда он пытается тянуть вас на темную сторону.

Это вопрос из разряда: «Как научиться кататься на велосипеде?»

Единственный способ – сесть и поехать, хотя разговаривать на эту тему можно сколько угодно. К сожалению, я не знаю вариантов, как можно научиться кататься на велосипеде ни разу не упав, хотя, наверное, они есть. С самоконтролем тоже самое. Вы будете его терять на первом этапе постоянно, но стоит однажды словить равновесие, и вас уже будет не остановить.

Алгоритм выглядит так:

1. Ваше ясное, чистое и светлое понимание : «На фига вам все это?» от удаленной работы или открытия своего дела до желания справиться с зависимостью.

2. Ваши усердные старания делать по-другому, а не как привыкли, с принципом

3. Ваше отлавливание себя за хвост и возвращение на тропу здорового образа жизни и мышления в тот момент, когда вы с нее съехали. Сколько бы раз это ни происходило. Без нытья и рассуждений. Хладнокровно отловили себя за шкирку, и опять усердные старания быть хозяином самому себе, а не рабом своих привычек и других людей.

Привычка – либо лучшая из служанок, либо самая опасная из хозяев

Энтони Роббинс

Сначала будет тяжко, причем не столько физически, а именно морально из-за того, что не получается, но незаметно накал ослабеет, и с каждым шагом самоконтроль будет даваться все легче и легче, становясь вашим естественным состоянием и искренним желанием держать себя в руках.

3. Поставьте себе здоровый челлендж

Прекрасный инструмент – это принять на себя вызов. Здоровое осмысленное решение делать что-то на протяжении какого-то времени. Можно объявить об этом публично (чтобы не было возможности отступить назад).

Мой и последовавшая за ней буквально изменили мою жизнь. Я год назад и я сегодня – два разных человека, даже внешне. Эти штуки работают, если подходить к ним с умом.

Челлендж – это всего лишь инструмент, позволяющий распробовать само состояние держания себя в руках и плоды, которое оно может нести. Вы не сможете всегда жить на таких вызовах (да и не нужно), другой вопрос, что они могут напитать состоянием чуть большей осознанности, после которого уже очень сложно жить по-старому. И ты принимаешь на себя путь самоконтроля, как единственно возможный вариант жизни в легкости и радости.

Сегодня, после 12,5 лет трезвости, я не могу сказать, что полностью излечился. Но я обрел способ естественной и свободной жизни

Алексей Меркулов, преподаватель кундалини-йоги, в прошлом наркоман с большим стажем

Самоконтролю и осознанности быть!

Под термином «самоконтроль» в современной психологии подразумевается адекватная оценка и полное , а также протекающих психических процессов. Как правило, самоконтроль и его нормы задаются требованиями общества относительно поведения человека внутри социума.

Как психологическое явление, самоконтроль включает в свой «состав» все процессы, с помощью которых человек имеет возможность полностью управлять собственным поведением в случаях каких-либо противоречивых социальных ситуаций, а также контролировать свои биологические потребности, тяги, к которым также относятся различные импульсивные порывы, непреодолимые влечения в зависимости от условий внешней среды и окружения. Также подразумевается особое, присущее индивиду умение усмирять свои чувства, что рассматривается как понимание своего несовершенства и желание действовать исключительно как совершенный, правильный человек, с точки зрения на данный образ самого индивида.

Человек, которому присущ самоконтроль, способен всегда и в любой ситуации действовать правильно и сосредоточено. Этот механизм помогает пренебречь какими-либо внутренними преградами, например, . Не стоит в данном случае путать самоконтроль и бесстрашие, поскольку бесстрашие подразумевает отсутствие страха как такового и, как правило, легкомыслие. Самоконтроль – это скорость и свобода работы ума.

Психологи подчеркивают тот факт, что самоконтроль – это волевой механизм, который положительно влияет на развитие личности в целом, так что это качество должно быть присуще любому адекватному человеку.

Самоконтроль поведения

Физический самоконтроль, или же , является весьма важным механизмом в психологии человека как социального существа. Наиболее сильно это проявляется в экстремальных для индивида ситуациях. В частности, статистические исследования показывают, что у человека, который обладает достаточно выраженным самоконтролем, значительно больше шансов выйти достойно из сложившегося форс-мажора, нежели у человека, который не владеет собой.

В принципе, тотальное отсутствие данного свойства в психике любого человека можно прировнять к затуманиванию разума той или иной степени. Поскольку индивид не способен трезво оценивать и контролировать свои основные психологические процессы и действия, он слишком часто склонен к различной степени нерациональным поступкам.

В сущности, физический самоконтроль проявляет себя в нашей жизни, практически во всех ее сферах. Это качество, на бытовом уровне, позволяет избежать ссоры и найти какой-либо компромисс в семье или коллективе. Спортсменам очень часто требуется соблюдать строгий режим питания и тренировок, что также требуют определенного уровня самоконтроля. Так умение контролировать себя проявляется в том, что индивид способен регулировать свою жизнь, потребности и желания таким образом, чтобы жить на тот уровень финансов и возможностей, которые у него есть на данный момент.

Развитие самоконтроля

Следует подчеркнуть, что развитие самоконтроля, в первую очередь, основывается на выработке и соблюдения определенного графика для индивида. Если человек способен придерживаться строго графика – он вырабатывает и совершенствует механизм самоконтроля.
Первые задатки этого свойства появляются уже на этапе семейного воспитания. Дети подражают взрослым практически во всем, в том числе в рамках поведения. Демонстрируя пример сдержанности в беседе, избегания ссор и поиск компромиссов, родители всегда закладывают в своем ребенке основы самоконтроля.
Так можно ли достичь самоконтроля, если даже в детстве родители упустили данный момент в воспитании? Все зависит от желания самого индивида. Воспитать в себе самоконтроль можно, если стараться соблюдать возложенные на себя обязательства, следовать заданному графику, как можно больше времени уделять самосовершенствованию.

Самоконтроль при физических упражнениях

Профессиональные спортсмены, а также люди, которые серьезно занимаются тем или иным видом тренировок, прекрасно осведомлены о необходимости регулярного контроля состояния своего здоровья в процессе и после нагрузок. Стоит отметить, что самоконтроль при физических упражнениях никогда не заменяет полноценного врачебного осмотра, но является весьма полезным и даже необходимым дополнением к нему. С помощью данного самоконтроля спортсмен может оценить результативность тех ли иных физических тренировок, свою переносимость объемов физической нагрузки. Это позволяет грамотно скоординировать его дальнейшие действия и рассчитать наиболее подходящий график тренировок и режим нагрузок.
Обычно под данным самоконтролем понимают ряд простых и доступных каждому наблюдений, совокупность которых позволит сделать общий вывод о состоянии организма. Из субъективных наблюдений это сон, настроение, аппетит, общее самочувствие, наличие или отсутствие физической усталости, желания тренироваться. Из более объективных оценок стоит отметить массу тела, частоту сердечных сокращений, пульс и его наполнение, частоту дыхания.

Дневник самоконтроля

Большинству спортсменов, или даже далеким от спорта людям, часто рекомендуют заводить свой персональный «дневник самоконтроля».В нем необходимо отмечать все данные своего самоконтроля, чтобы в дальнейшем проанализировать самому или совместно со своим врачом, психологом, тренером.

В случае со спортсменами, обычно такой дневник состоит из двух раздельных частей. В одной из них отмечаются субъективные показатели, доступные объективные показатели, а также описывается общее состояние на текущий день. В другой части, в записи на этот же календарный день, отмечаются все выполняемые спортсменом тренировки, их количество, время проведения, длительность, общую и частную нагрузку. В дальнейшем это может помочь тренеру или даже врачу отметить все необходимые поправки в плане графика нагрузок данного индивида.

Помимо этого, такая «записная книжка» выполняет еще ряд полезных функций. А именно:

Такой дневник в целом помогает каждому человеку лучше прочувствовать себя, свое физические и эмоциональное состояние.
Вырабатывает привычку регулярно следить за своим здоровьем. Выработка необходимости делать систематические ежедневные записи сама по себе стимулирует развитие механизмов самоконтроля.
Он дает возможность оценить степень усталости и ее зависимость от количества и качества физических нагрузок. То же самое касается и умственной нагрузки. Такой контроль позволяет правильно корректировать работу в течение дня и избегать переутомления.
Соответственно, дневник оказывает значительную помощь в плане оценки необходимого объема отдыха, которые нужен для полного восстановления физических и умственных сил.
Также записи позволяют понять, какие наиболее методы являются эффективными в случае необходимости восстановления.

Контроль и самоконтроль

Контроль, в общем его понимании, подразумевает слежение и направление какого-либо процесса в необходимое русло. К примеру, контроль за учебой и учеником в ее процессе подразумевает наличие обратной внешней связи, то есть осуществление контроля со стороны педагога. Не менее важной частью, которую он включает в себя, является также и самоконтроль, то есть контроль за обучением и выполняемой деятельности со стороны самого ученика. Здесь важно подчеркнуть, что контроль и самоконтроль неразрывно связаны между собой, поскольку имеют двойную связь в рамках влияния друг на друга. Развивая контроль за учебой, ученик в целом формирует более выраженный механизм самоконтроля, и наоборот – развитый самоконтроль способствует точной концентрации на обучении и контролем над его выполнением.

Стоит отметить, что изначально в педагогике, еще с давних пор, применялся довольно простой, но проверенный способ контроля за учебой, который базируется на оценке. Он используется и до сих пор в той или иной форме, но в наше время имеет некоторые недостатки. К примеру, главным уязвимым местом такого метода является физическая невозможность оценки знаний всех учащихся одним преподавателем. В результате этого происходит либо слишком поверхностная оценка эффективности учебы, которая сама по себе отрицательно влияет на ее дальнейшее развитие, либо же тот случай, когда преподаватель использует оценку знаний как своеобразную угрозу для учащихся, чтобы подстегнуть их к работе. Такое положение вещей в корне изменяет саму суть учебы и педагогики, отодвигает на последний план учебно-познавательные процессы в психике учеников.

К сожалению, внешний контроль – это неотъемлемая часть учебы, собственно, как и сама оценка знаний ученика педагогом. По факту – это единственные методы контролирования в процессе получения знаний. В связи с этим, ученики не вырабатывают привычки контроля самих себя, поэтому механизм самоконтроля в рамках школ и вузов, как правило, практические не развивается.

В связи с этим, очень важно развивать более правильный подход к педагогике в настоящее время. По факту, сам обучающий процесс должен состоять из следующих условных этапов:

Ориентированный на мотивацию к учебному процессу.
Ориентированный на совершение и исполнение требуемых операций, действий.
Ориентированный на адекватную оценку выполненных действий со стороны самого ученика.

Все эти этапы, словно составляющие части процесса, следуют друг за дружкой и должны быть не только в полной мере реализованы, но также адекватно осознаны самими учениками.

Самоконтроль и самооценка

В плане личностной психиатрии, процесс самоконтроля выступает как способность индивида не только оценивать свое состояние, психическую деятельность, намерения и тяги, но и возможность их контролировать в полной мере. К тому же, эти процессы позволяют своевременно оценить предполагаемые действия и принять верное решение в своей последующей деятельности в той или иной сложившейся ситуации.
Самооценка, как процесс оценки своих личных возможностей, поступков, принятых решений. Потенциала и даже талантов, не закладывается в ребенке изначально. Она формируется по мере того как он подрастает, начинает понимать окружающий мир и людей. Стоит ли говорить, что дальнейшее развитие самооценки ребенка на прямую зависит от адекватности воспитательных процессов в семье, подхода со стороны педагогов и личностного опыта в целом.

Такие механизмы как самоконтроль и весьма прочно связаны между собой. В частности, формирование хорошо выраженного самоконтроля способствует умению составить правильную самооценку. Следует это учитывать, особенно если речь идет о первых днях пребывания малыша в школе и его уроках.

Разумеется, дети такого возраста, которые лишь приступают к обучению в первых классах, практически не способны отыскать ошибки в собственных работах, что также немаловажно. Именно поэтому зачастую применяется методика, которая позволяет малышам совершить самопроверку, пользуясь специальными образцами верно выполненных заданий. Также часто показан метод взаимопроверки. Это достаточно универсальный способ, который при грамотном подходе позволит развить у ребенка не только самоконтроль, но также и точность, умение концентрироваться, чувство ответственности, честности, коллективизма.

Следует отметить, что по ходу диагностических психологических бесед с детьми, специалисты смогли прийти к выводу, что техника взаимопроверки весьма положительно сказывается на учебном процессе в целом. Когда малыш приступает к проверке работы своего «соседа» у него в значительной мере активизируется интерес к работе, мотивация к учебе и познавательные процессы. К сожалению, применить такой метод удается не всегда. Чаще всего к нему прибегают на уроках математики, геометрии, русского языка, правописания в целом.

Есть люди волевые, которые даже не задумываются о том, чтобы развить самоконтроль, а есть те, для кого отсутствие этого качества становится реальной проблемой. Рассмотрим в статье, что это такое и как этого можно достичь и развить.

Определение и особенности

Самоконтроль — это проявление воли человека, черта характера и образ жизни. Не каждый от природы рождается с таким качеством. Как правило, оно формируется на протяжении всей жизни. Но зачастую развитие может не произойти вовсе, если человек не приложит к этому усилий.

Говоря простыми словами, психология самоконтроля — это умение контролировать себя, привыкать к распорядку дня, деятельности. Также это качество включает в себя борьбу с ленью. Но главным преимуществом является то, что человек может держать себя в руках, когда все идёт не по плану или другие люди чуть ли не выводят его.

Самоконтроль также помогает человеку как личности идти к поставленной цели и добиваться большего, чем расслабленным людям, которым трудно взять себя в руки. И ещё это очень сильно влияет на самооценку в лучшую сторону.

Примеры

Есть очень много в учебниках по обществознанию примеров самоконтроля. Школьники обычно изучают это общим курсом. Но стоит согласиться с тем, что можно начинать задумываться о приобретении этого качества ещё в подростковом возрасте.

Очень наглядные примеры:

  • Человек понимает, что нужно прочитать книгу/выполнить уроки/доделать работу, но все ещё не сделал этого. Самоконтроль — это когда он может отказать себе в прогулках с друзьями или бездумному просмотру телевизора, если не начаты более важные запланированные дела.
  • Один приятель кричит на другого, но второму хватает силы воли держать себя в руках, чтобы тоже не «взорваться». Это называется самоконтролем поведения.
  • Работник никогда не откладывает свою работу и идёт чётко по плану, ни при каких обстоятельствах не отходя от него. К примеру самоконтроля как внутреннего контроля личности также можно отнести возможность организовывать себя и отказываться от безделья, бездумного времяпрепровождения и многого другого.

  • И ещё к этому можно отнести, например, то, когда человек начинает регулярно заниматься спортом (бегать по утрам, ходить в тренажерный зал и т. д.). Стоит согласиться, что это все же проявление воли, ведь если человек до этого ни разу не занимался этим из-за лени, но хотел и смог побороть себя, то он вышел из зоны комфорта и развил самоконтроль.

Примеры из литературы

Пожалуй, в литературных произведениях существует очень много ярких наглядных сюжетов, где герой развивал свою волю, самосовершенствовался или, наоборот, впадал в саморазрушение. Такие примеры наиболее часто встречаются в художественной литературе, в основе идеи которой лежит борьба с самим собой.

Например, очень заметно по произведению Ивана Гончарова «Обломов», что два главных героя являются противоположностями друг другу: Штольц полон самоконтроля, а вот его друг Обломов не смог найти в себе стержень и энергию.

Как развить самоконтроль?

Для каждого человека путь развития своей личности индивидуален. Но есть ряд пунктов и способов для формирования в себе самоконтроля.

Можно начать заниматься спортом и следить за здоровьем, если вы не делали такого раньше, но хотели бы. Это не только будет полезно для организма, но и поможет выработать в себе особый стержень и твёрдость духа.

Также не лишним будет формирование распорядка дня. Становиться совой или жаворонком, если вы таковым не являетесь, не стоит, но вот высыпаться просто необходимо. Поэтому даже если вы привыкли спать по 4-5 часов и чувствуете недосыпание, то стоит проявить самоконтроль и следить за режимом.

Ещё одним отличным упражнением считается обычный счёт до 10/50/100, когда настроение такое, что хочется поругаться с кем-либо, поссориться, покричать. Грубо говоря, контроль эмоций — тоже важное и полезное качество в жизни.

Но в целом очень хорошо развивает самоконтроль способность человека против своей воли делать то, что нужно. Например, заставлять себя встать по утрам, сделать пробежку, сразу же выполнить важные дела, а только потом после всего оставить время на отдых. Также очень поможет постановка более крупных целей и планов, в отличие от списка дел на день. Но нужно тоже прилагать усилия, чтобы планируемое не оставалось мечтой, а рано или поздно реализовалось.

Следующий метод подойдёт далеко не всем. Это медитация. Кто-то становится от неё более раздражительным и не видит смысла в занятии, которое разве что время отнимает, а пользы не приносит. Но многие люди отмечают то, что такое единение с самим собой помогает сосредоточиться, собраться с мыслями и успокоиться. Таким образом, медитирование подходит людям, которые очень редко бывают одни и чувствуют, что у них избыток общения, а отдыха в одиночестве нет. Ведь действительно же нет ничего плохого в том, чтобы побыть пару минуток в день дома в расслабленном состоянии.

Как родителям помочь детям развить самоконтроль?

Существует очень много споров о том, что же сильнее влияет на развитие воли человека: гены, воспитание или же сама личность будучи уже взрослой. На это никто никогда не сможет ответить, ведь у всех бывает по-разному, но родители тоже могут внести свой вклад.

Для более младшего поколения (для школьников) подойдёт следующий приём самоконтроля: при решении примеров по математике и выполнении прочих упражнений стараться не отлынивать, а все выполнять до конца. Родителям важно проследить за этим, но ни в коем случае не принуждать, если чувствуете, что ваше чадо непоседливо и не очень любит делать уроки. Можно попробовать начать мотивировать ребёнка или награждать, если ему удаётся взять себя в руки.

Это касается не только учёбы, но и режима дня, здорового образа жизни, планирования целей и многого другого. Но вот давить с более дальними планами не стоит, так как порою дети ещё даже не задумываются о том, кем стопроцентно будут работать, какой путь в жизни они выбирают и т. д. Также родителям важно следить, чтобы ребёнок не ввязался в плохую компанию и не приобрёл вредных привычек, не начал саморазрушаться.

Книги о развитии воли

Существует очень много пособий о саморазвитии. Значительная часть из них направлена именно на мотивацию, чтобы побороть лень, развить полезные качества и, главное, самоконтроль:

  • Келли Макгонигал, «Сила воли. Как развить и укрепить».
  • Брайан Трейси, «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности».
  • Шэрон Мельник, «Стрессоустойчивость».
  • Дэн Дубравин, «Психология эмоций: чувства под контролем».
  • Уолтер Мишел, «Развитие силы воли».
  • Хайди Грант Хэлворсон, «Психология достижений».

Вместо заключения

В нашей жизни можно встретить очень много примеров самоконтроля. Для кого-то это так и остаётся непостижимо, но нужно помнить, что развить волю и побороть себя более чем реально при желании и упорстве. А вот насиловать себя не стоит никогда.