Биография Некрасова: жизненный путь и творчество великого народного поэта. Николай некрасов

Николай Алексеевич Некрасов (28 ноября (10 декабря) 1821(18211210), Немиров - 27 декабря 1877 (8 января 1878), Санкт-Петербург) - русский поэт, писатель и публицист.

Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине, неподалеку от Винницы, в местечке Немиров, где в то время квартировал полк, в котором служил отец Некрасова.

Отец Николая, Алексей Сергеевич Некрасов, очень нравился женщинам. Его полюбила Александра Андреевна Закревская, варшавянка, дочь богатого посессионера Херсонской губернии. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, мало образованного армейского офицера и брак состоялся без их согласия. Он не был счастлив. Поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. В целом ряде стихотворений, особенно в «Последних песнях», в поэме «Мать» и в «Рыцаре на час», Некрасов нарисовал светлый образ той, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства. Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Николая Некрасова необыкновенным участием его к женской доле. Никто из русских поэтов не сделал столько для апофеоза жен и матерей, как именно суровый, мнимо-«черствый» представитель «музы мести и печали».

Детство Николая Некрасова протекло в родовом имении Некрасова, деревне Грешнева, Ярославской губернии и уезда, куда отец, вышедши в отставку, переселился. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестер), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили его взять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой Николая Алексеевича. Приезд исправника в деревню всегда знаменовал собой что-нибудь невеселое: мертвое тело, выбивание недоимок и т. п. - и много, таким образом, залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя.

В 1832 г. Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошел до 5-го класса. Учился он плоховато, с гимназическим начальством не ладил (отчасти из-за сатирических стишков), и так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 1838 г. 16-летний Николай Некрасов отправился в Петербург, для определения в дворянский полк. Дело было почти налажено, но встреча с гимназическим товарищем, студентом Глушицким, и знакомство с другими студентами возбудили в Некрасове такую жажду учиться, что он пренебрег угрозой отца оставить его без всякой материальной помощи и стал готовиться к вступительному экзамену. Он его не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет.

С 1839 по 1841 г. пробыл Некрасов в университете, но почти все время уходило у него на поиски заработка. Николай терпел нужду страшную, не каждый день имел возможность обедать за 15 коп. «Ровно три года», рассказывал он впоследствии, «я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь». Не всегда даже у Некрасова была квартира. От продолжительного голодания он заболел и много задолжал солдату, у которого снимал комнатку. Когда, еще полубольной, Николай Некрасов пошел к товарищу, то по возвращении солдат, несмотря на ноябрьскую ночь, не пустил его обратно. Над ним сжалился проходивший нищий и отвел его в какую-то трущобу на окраине города. В этом ночлежном приюте Некрасов нашел себе и заработок, написав кому-то за 15 к. прошение.

Дела его скоро устроились: Николай давал уроки, писал статейки в «Литературное прибавление к Русскому Инвалиду» и в «Литературной Газете», сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, ставил водевили на Александринской сцене (под именем Перепельского). У него начали появляться сбережения, и он решился выступить со сборником своих стихотворений, которые вышли в 1840 г., с инициалами Н. Н., под заглавием «Мечты и звуки». Полевой похвалил дебютанта, по некоторым известиям к нему отнесся благосклонно , но Белинский в «Отечественных Записках» отозвался о книжке пренебрежительно, и это так подействовало на Некрасова, что, подобно Гоголю, некогда скупавшему и уничтожавшему «Ганса Кюхельгартена», он сам скупал и уничтожал «Мечты и звуки», ставшие поэтому величайшей библиографической редкостью (в собрание сочинений Некрасова они не вошли).

Мы видим здесь Некрасова в сфере совершенно ему чуждой - в роли сочинителя баллад с разными «страшными» заглавиями («Злой дух», «Ангел смерти», «Ворон» и т. п.). «Мечты и звуки» характерны не тем, что являются как бы низшей стадией в творчестве Николая Некрасова, а тем, что они никакой стадии в развитии таланта Некрасова собой не представляют. Некрасов автор книжки «Мечты и звуки» и Некрасов позднейший - это два полюса, которых нет возможности слить в одном творческом образе.

В начале 40-х годов Некрасов становится сотрудником «Отечественных Записок», сначала по библиографическому отделу. Белинский близко с ним познакомился, полюбил его и оценил достоинства его крупного ума. Он понял, однако, что в области прозы из Некрасова, ничего, кроме заурядного журнального сотрудника, не выйдет, но восторженно одобрил стихотворение его: «В дороге».

В 1843 - 46 годах Николай Некрасов выпустил в свет ряд сборников: «Статейки в стихах без картинок», «Физиология Петербурга», «1 апреля», «Петербургский Сборник». Особенный успех имел последний, в котором появились «Бедные люди» Достоевского. Издательские дела Некрасова пошли настолько хорошо, что в конце 1846 г. он, вместе с Панаевым, приобрел у Плетнева «Современник». Многие сотрудники «Отечественных Записок» бросили Краевского и присоединились к Некрасову, Белинский также перешел в «Современник» и передал Некрасову часть того материала, который собирал для затеянного им сборника «Левиафан». Этим был обеспечен успех нового предприятия.

Со смертью Белинского и наступлением реакции, вызванной событиями 1848 г., «Современник», оставаясь лучшим и распространеннейшим из тогдашних журналов, пошел на уступки духу времени. Начинается печатание в «Современнике» бесконечно длинных, наполненных невероятными приключениями романов: «Три страны света» и «Мертвое озеро», писанных Некрасовым в сотрудничестве с Станицким (псевдоним Головачевой-Панаевой). Около середины 50-х годов Некрасов серьезно, казалось, смертельно, заболел горловой болезнью, но пребывание в Италии отклонило катастрофу. Выздоровление Некрасова совпадает с началом новой эры русской жизни. В творчестве Николая Некрасова также наступает счастливый период, выдвинувший его в первые ряды литературы. Он попал теперь в круг людей высокого нравственного строя: Николай Чернышевский и становятся главными деятелями «Современника». Благодаря своей замечательной чуткости Некрасов становится поэтом-гражданином по преимуществу. С менее отдавшимися стремительному пороку передового движения прежними друзьями своими, в том числе с , он постепенно расходился, и около 1860 г. дело дошло до полного с ними разрыва.

Развертываются лучшие стороны души Некрасова ; только изредка его биографа печалят эпизоды вроде того, на который сам Некрасов намекает в стихотворении: . В 1866 г. «Современник» был закрыт, но Николай Некрасов сошелся со старым врагом своим Краевским и арендовал у него с 1868 г. «Отечественные Записки», поставленные им на такую же высоту, какую занимал «Современник». В начале 1875 г. Некрасов тяжко заболел, и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот; мучительная операция ни к чему не привела. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях.

Написанные за это время «Последние песни» по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, о матери и о совершенных ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы. В душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова. В прекрасной колыбельной песне «Баю-баю» смерть говорит ему: «не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей… Уступит свету мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой»…

Николай Некрасов умер в 1877/78 г. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре. Похороны Некрасова, сами собой устроившиеся без всякой организации, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю. Уже на самых похоронах Некрасова завязался или, вернее, продолжался бесплодный спор о соотношении между ним и двумя величайшими представителями русской поэзии - и . Достоевский, сказавший несколько слов у открытой могилы Некрасова, поставил (с известными оговорками) эти имена рядом, но несколько молодых голосов прервали его криками: «Некрасов выше Пушкина и Лермонтова».

Спор перешел в печать: одни поддерживали мнение молодых энтузиастов, другие указывали на то, что Пушкин и Лермонтов были выразителями всего русского общества, а Некрасов - одного только «кружка»; третьи с негодованием отвергали самую мысль о параллели между творчеством, доведшим русских стих до вершины художественного совершенства, и «неуклюжим» стихом Некрасова, будто бы лишенным всякого художественного значения. Все эти точки зрения односторонни. Значение Некрасова - результат целого ряда условий, создавших как его обаяние, так и те ожесточенные нападки, которым он подвергался и при жизни, и после смерти. Конечно, с точки зрения изящества стиха Николай Некрасов не может быть поставлен рядом с Пушкиным и Лермонтовым. Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих. Но, не всегда достигая внешних проявлений художественности, Некрасов ни одному из величайших художников русского слова не уступает в силе. С какой бы стороны ни подойти к Некрасову, он никогда не оставляет равнодушным, всегда волнует. И если понимать «художество» как сумму впечатлений, приводящих к конечному эффекту, то Некрасов - художник глубокий; он выразил настроение одного из самых замечательных моментов русской исторической жизни.

Главный источник силы, достигнутой Николаем Некрасовым , - как раз в том, что противники, становясь на узкоэстетическую точку зрения, особенно ставили ему в укор: в его «односторонности». Только эта односторонность и гармонировала вполне с напевом «неласковой и печальной» музы, к голосу которой Некрасов прислушивался с первых моментов своего сознательного творчества.

Все люди сороковых годов в большей или меньшей степени были печальниками горя народного; но кисть их рисовала мягко, и когда дух времени объявил старому строю жизни беспощадную войну, выразителем нового настроения явился один Некрасов. Настойчиво, неумолимо бьет он в одну и ту же точку, не желая знать никаких смягчающих обстоятельств. Муза «мести и печали» не вступает в сделки; она слишком хорошо помнит старую неправду. Пускай наполнится ужасом сердце зрителя; это - благодетельное чувство: из него вышли все победы униженных и оскорбленных. Некрасов не дает отдыха своему читателю, не щадит его нервов и, не боясь обвинений в преувеличении, достигает вполне активного впечатления. Это сообщает пессимизму Некрасова весьма своеобразный характер. Несмотря на то что большинство его произведений полно самых безотрадных картин народного горя, основное впечатление, которое Некрасов оставляет в своем читателе, несомненно бодрящее. Поэт не пасует перед печальной действительностью, не склоняет перед нею покорно выю. Он смело вступает в бой с темными силами и уверен в победе. Чтение Некрасова будит тот гнев, который в самом себе носит зерно исцеления.

Звуками мести и печали о народном горе не исчерпывается, однако, все содержание поэзии Некрасова. Если может идти спор о поэтическом значении «гражданских» стихотворений Некрасова, то разногласия значительно сглаживаются и порою даже исчезают, когда дело идет о Некрасове как об этике и лирике. Первая по времени большая поэма Николая Некрасова, «Саша», открывающаяся великолепным лирическим вступлением - песней радости о возвращении на родину, - принадлежит к лучшим изображениям заеденных рефлексией людей 40-х годов, людей, которые «по свету рыщут, дела себе исполинского ищут, благо наследье богатых отцов освободило от малых трудов», которым «любовь голову больше волнует - не кровь», у которых «что книга последняя скажет, что на душе сверху и ляжет». Написанная раньше тургеневского «Рудина», некрасовская (1855), в лице героя поэмы Агарина, первая отметила многие существеннейшие черты рудинского типа. В лице героини, Саши, Некрасов тоже раньше Тургенева вывел стремящуюся к свету натуру, основными очертаниями своей психологии напоминающую Елену из «Накануне».

Поэма «Несчастные» (1856) разбросана и пестра, а потому недостаточно ясна в первой части; но во второй, где в лице сосланного за необычное преступление Крота Николай Некрасов отчасти вывел Достоевского, есть строфы сильные и выразительные. «Коробейники» (1861) мало серьезны по содержанию, но написаны оригинальным слогом, в народном духе.

В 1863 г. появилось самое выдержанное из всех произведений Некрасова - «Мороз Красный Нос». Это - апофеоз русской крестьянки, в которой автор усматривает исчезающий тип «величавой славянки». Поэму рисует только светлые стороны крестьянской натуры, но все-таки, благодаря строгой выдержанности величавого стиля, в ней нет ничего сентиментального. Особенно хороша вторая часть - Дарья в лесу. Обход дозором воеводы-Мороза, постепенное замерзание молодицы, проносящиеся перед нею яркие картины былого счастья - все это превосходно даже с точки зрения «эстетической» критики, написано великолепными стихами и дает все образы, все картины.

По общему складу к «Морозу Красному Носу» примыкает раньше написанная прелестная идиллия: (1861). Ожесточенный певец горя и страданий совершенно преображался, становился удивительно нежным, мягким, незлобивым, как только дело касалось женщин и детей. Позднейший народный эпос Николая Некрасова - написанная крайне оригинальным размером огромная поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1873 - 76), уже по одним размерам своим (около 5000 стихов) не могла удастся автору вполне. В ней не мало балагурства, не мало антихудожественного преувеличения и сгущения красок, но есть и множество мест поразительной силы и меткости выражения. Лучшее в поэме - отдельные, эпизодически вставленные песни и баллады. Ими особенно богата лучшая, последняя часть поэмы - «Пир на весь мир», заканчивающаяся знаменитыми словами: «ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь» и бодрым возгласом: «в рабстве спасенное сердце свободное, золото, золото, сердце народное».

Не вполне выдержана и другая поэма Николая Некрасова - «Русские женщины» (1871 - 72), но конец ее - свидание Волконской с мужем в руднике - принадлежит к трогательнейшим сценам всей русской литературы. Лиризм Некрасова возник на благодарной почве жгучих и сильных страстей, им владевших, и искреннего сознания своего нравственного несовершенства. До известной степени живую душу спасли в Некрасове именно его «вины», о которых он часто говорил, обращаясь к портретам друзей, «укоризненно со стен» на него смотревших. Его нравственные недочеты давали ему живой и непосредственный источник порывистой любви и жажды очищения. Сила призывов Некрасова психологически объясняется тем, что он творил в минуты искреннейшего покаяния. Ни у кого из наших писателей покаяние не единственный русский поэт, у которого развита это чисто русская черта. Кто заставлял его с такой силой говорить о своих нравственных падениях, зачем надо было выставлять себя с невыгодной стороны? Но, очевидно, это было сильнее его. Поэт чувствовал, что покаяние вызывает лучшие перлы со дна его души, и отдавался всецело душевному порыву.

Покаянию обязан Никалай Некрасов лучшим своим произведением - , которого одного было бы достаточно для создания первоклассной поэтической репутации. И знаменитый тоже вышел из глубокого чувства очищающей силы покаяния. Сюда же примыкает и великолепное стихотворение: , о котором с восторгом отзывались даже такие мало расположенные к Некрасову критики, как и . Силы чувства придает непреходящий интерес лирическим стихотворениям Некрасова - и эти стихотворения, наравне с поэмами, надолго обеспечивают ему первостепенное место в русской литературе. Устарели теперь его обличительные сатиры, но из лирических стихотворений и поэм Некрасова можно составить том высокохудожественного достоинства, значение которого не умрет, пока жив русский язык.

(1821 — 77/78), русский поэт.

В 1847 — 66 — редактор и издатель журнала "Современник", с 1868 г. — редактор (совместно с М.-Е. Салтыковым) журнала "Отечественные записки".

В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства "муза мести и печали" поэта особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли. Поэмы: "Коробейники" (1861), "Мороз, Красный нос" (1864), "Русские женщины" (1871 — 72), "Кому на Руси жить хорошо" (1866 — 76) рисуют многообразную картину современной русской жизни, прежде всего крестьянства, с его мечтами о всеобщем народном счастье. Сатира (поэма "Современники", 1875 — 76). Трагические мотивы в цикле стихов "Последние песни" (1877). Проза. Критика.

Биография

Родился 28 ноября (10 октября н.с.) в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. Ф. Достоевский позднее написал о Некрасове: "Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь". Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку,

В 1832 — 1837 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.

В 1838, против воли отца, будущий поэт уехал в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова".

С 1841 начал сотрудничать в "Отечественных записках".

В 1843 Некрасов встретился с Белинским, идеи которого нашли отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых — "В дороге" (1845) — получило высокую оценку критика. Благодаря своему острому критическому уму, поэтическому таланту, глубокому знанию жизни и предприимчивости Некрасов стал умелым организатором литературного дела. Он собрал и опубликовал два альманаха: "Физиология Петербурга" (1845), "Петербургский сборник" (1846), где были напечатаны очерки, рассказы, повести Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена, Даля и др.

В 1847 — 1866 был издателем и фактическим редактором журнала "Современник", сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал стал органом революционно-демократических сил.

В эти годы Некрасов создал лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках ("На улице" , "О погоде"), о судьбе народной ("Несжатая полоса" , "Железная дорога" и др.), о крестьянской жизни ("Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др.).

В период общественного подъема 1850 — 1860-х и крестьянской реформы опубликовал "Поэт и гражданин", ("Песня Еремушке" , "Размышления у парадного подъезда", поэму "Коробейники".

В 1862, после событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах — Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма "Рыцарь на час" (1862), которую сам поэт выделял и любил. В этот год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.

После закрытия журнала "Современник" Некрасов приобрел право на издание "Отечественных записок", с которыми были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работал над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" (1866 — 76), написал поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка", 1870; "Русские женщины", 1871 — 72). Кроме того, создал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма "Современники" (1875).

Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: "Три элегии"(1873), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как "Пророк" (1874), "Сеятелям" (1876). В 1877 — цикл стихов "Последние песни".

Николай Алексеевич Некрасов (1821─1877) - выдающийся русский поэт, писатель и публицист, ставший классиком отечественной литературы. Наибольшую известность получили его произведения «Кому на Руси жить хорошо», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Дедушка Мазай и зайцы». В течение длительного времени он занимался активной общественной деятельностью, руководя журналами «Современник» и «Отечественные записки».

Николай Алексеевич прославился как апологет народных страданий, пытаясь показать через свои произведения истинную трагедию крестьянства. Также он известен как поэт-новатор, активно вводивший в русскую поэзию народные прозаизмы и речевые обороты.

Детство и юность

Николай Алексеевич Некрасов родился 22 ноября 1821 года в Винницком уезде Подольской губернии в семье крупного ярославского помещика Алексея Некрасова. В это время полк, в котором он служил, квартировал в этих местах. Матерью великого поэта была полька Елена Закревская. Вскоре после рождения сына отец бросил военную службу, и семья переселилась под Ярославль в родовое имение Грешнево.

Будущий поэт рано познакомился с реалиями крепостной русской деревни и тяжелого крестьянского быта. Все это производило гнетущее впечатление и оставило в его душе глубокий след. Мрачная и унылая жизнь в этих местах откликнется в будущих стихотворениях поэта «Родина», «Несчастные», «В неведомой глуши».

Осложняли суровые реалии плохие отношения матери и отца, что пагубно отражалось на жизни многодетной семьи (у Некрасова было 13 сестер и братьев). Там же, в родном краю, Некрасов впервые заболел поэзией. Вселила любовь к искусству его любимая матушка, которая была хорошо образована. Уже после ее смерти поэт нашел множество книг на польском языке, на полях которых она оставляла заметки. Свои первые стихи, написанные в семилетнем возрасте, маленький Коля также посвятил маме:

Любезна маменька, примите
Сей слабый труд
И рассмотрите,
Годится ли куда-нибудь.

После поступления в гимназию Некрасов покинул родной очаг и наслаждался свободой. Он жил в городе на частной квартире вместе с младшим братом и был предоставлен сам себе. Наверное, поэтому учился он неважно, да и с учителями нередко вступал в словесные перепалки и писал о них сатирические стихи.

В 16 лет Николай переезжает в Петербург. Смена обстоятельств оказалась вынужденной, так как после отчисления из гимназии ему грозила военная карьера с непереносимым для свободолюбивого Коли казарменным духом. В 1838 году он приезжает в столицу с рекомендательным письмом для поступления в кадетский корпус, но вместо этого начинает подготовку к поступлению в университет. Подчеркивая свое желание порвать с ненавистным прошлым, в котором единственным светлым пятном были воспоминания о матери, поэт пишет стихотворение «Мысль».

Первый поэтический сборник Некрасова под названием «Мечты и звуки» не был принят ни критиками, ни самим автором. После этого он надолго отошел от лирики, а все попадающие ему в руки экземпляры книги немедленно уничтожал. До самой смерти Николай Алексеевич не любил вспоминать об этих пьесах и стихах.

На литературном поприще

После такого поворота отец отказал в материальной поддержке, поэтому Некрасов вынужден был перебиваться случайными заработками и даже рисковал умереть голодной смертью. Тем не менее он свято верил в литературу как наиболее совершенную форму свободной и разумной деятельности. Даже самая тяжелая нужда не заставила его уйти с этого поприща. В память об этом периоде он начал писать, но так и не закончил роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».

В период с 1840 по 1843 года Николай Алексеевич занялся написанием прозы, параллельно сотрудничая с журналом «Отечественные записки». Из-под его пера вышло множество рассказов - «Утро в редакции», «Карета», «Помещик 23 лет», «Опытная женщина» и многие другие. Под псевдонимом Перепельского он пишет драмы «Муж не в своей тарелке», «Феокфист Онуфриевич Боб», Дедушкины попугаи», «Актер». Вместе с этим он стал известен как автор многочисленных рецензий и фельетонов.

В 1842 году состоялось долгожданное примирение с отцом, которое открыло ему дорогу домой. «С усталой головой, ни жив ни мертв», - так он описывает возвращение в Грешнево. К тому времени уже престарелый отец простил его и даже гордился способностью сына преодолевать трудности.

На следующий год Некрасов знакомится с В. Белинским, который поначалу не очень серьезно относился к его литературному дару. Все изменилось после появления стихотворения «В дороге», заставившего знаменитого критика назвать его «истинным поэтом». Еще больше Белинский восхитился знаменитой «Родиной». Некрасов не остался в долгу и назвал встречу с ним своим спасением. Как оказалось, поэту с его огромным талантом очень нужен был человек, который озарил бы его своими идеями.

Певец души народной

После написания стихотворения «В дороге», обнажавшего душу интеллигентного человека, которому были не чужды народные страдания, он создает еще около десятка произведений. В них автор аккумулирует всю свою ненависть к бессмысленному мнению толпы, готовой клеймить лживой и пустой болтовней любую жертву тяжелой жизни. Его стихи «Когда из мрака заблужденья» стали одной из первых попыток русских авторов показать светлый образ женщины, загибавшейся от нищеты и несчастий.

В период с 1845 по 1854 год поэт писал не так много, создавая бессмертные стихи «Памяти Белинского», «Муза», «Маша», «Несжатая полоса», «Свадьба». В них трудно не заметить того призвания, которое нашел в своей судьбе великий поэт. Правда, он пока еще с особой осторожностью шел по этому пути, чему способствовали и не лучшие годы для литературы, связанные с усилением реакционного николаевского режима.

Общественная деятельность

Начиная с 1847 года, поэт встал у руля журнала «Современник», став его издателем и редактором. Под его руководством издание превратилось в полноценный орган революционно-демократического лагеря, с ним сотрудничали самые передовые литературные умы России. Несмотря на отчаянные попытки спасти журнал, когда Некрасов продекламировал свои стихи на обеде в честь знаменитого графа Н. Муравьева («вешателя»), в 1866 году «Современник» был закрыт. Поводом к столь решительному шагу властей стали выстрелы Каракозова в Летнем саду, чуть не стоившие жизни императору. До последних дней жалел поэт о своем поступке, назвав это «звуком неверным».

Спустя два года Некрасов все же вернулся к издательской деятельности, приобретя право на издание «Отечественных записок». Этот журнал станет последним детищем Николая Алексеевича. На его страницах он публиковал главы знаменитой поэмы «Кому на Руси жить хорошо», а также «Русские женщины», «Дедушка» и ряд сатирических произведений.

Поздний период

Гораздо более плодотворным был период с 1855 по 1864 год, который начался с воцарения нового императора Александра II. В эти годы Некрасов предстает как истинный творец поэтических картин народной и общественной жизни. Первым произведением в этом ряду стала поэма «Саша». Так получилось, что на это время пришелся общественный подъем, в том числе и зарождение народнического движения. Откликом на это неравнодушного поэта и гражданина стало написание поэмы «Коробейники», «Песни Еремушке», «Размышления у парадного подъезда» и, конечно, «Поэт и гражданин». Стремясь поддержать порыв революционной интеллигенции, он призывает к подвигу и самопожертвованию ради народного счастья в стихотворении «Сеятелям».

Поздний творческий период характеризуется присутствием в стихах элегических мотивов. Они нашли выражение в таких стихотворениях, как «Утро», «Элегия», «Три элегии», «Уныние». Особняком стоит самое известное произведение поэта «Кому на Руси жить хорошо», ставшая венцом его творческой деятельности. Ее можно назвать настоящим путеводителем по народной жизни, где нашлось место народным идеалам свободы, выразителем которых стал герой произведения Гриша Добросклонов. Поэма содержит большой пласт крестьянской культуры, донесенной до читателя в форме поверий, поговорок, разговорного народного языка.

В 1862 году после расправы со многими друзьями-радикалами Некрасов возвращается в родные места на Ярославщине. Пребывание на малой родине вдохновило поэта на написание поэмы «Рыцарь на час», которую автор особенно любил. Вскоре он купил собственную усадьбу Карабиха, куда приезжал каждое лето.

Поэт и гражданин

В русской литературе Николай Некрасов занял свое, совершенно особенное место. Он стал настоящим народным поэтом, выразителем его чаяний и страданий. Обличая пороки властьпридержащих, он, как мог, заступался за интересы угнетенной крепостничеством деревни. Тесное общение с соратниками по «Современнику» помогло сложиться глубоким нравственным убеждениям, связанным с его активной гражданской позицией. В своих произведениях «О погоде», «Плач детей», «Размышления у парадного подъезда» он делится с читателями своими революционными идеями, рожденными во имя народного счастья.

В 1856 году увидел свет литературный сборник «Стихотворения», ставший своеобразным манифестом прогрессивной литературы, мечтавшей навсегда снять оковы крепостничества. Все это способствовало росту авторитета Николая Алексеевича, который стал нравственным ориентиром для многих представителей тогдашней молодежи. И не случайно его гордо называли самым русским поэтом. В 1860-е годы утвердилось понятие «Некрасовская школа», в которую «зачисляли» поэтов реального и гражданского направления, писавших о народе и говоривших со своим читателем его языком. Среди самых известных авторов этого течения выделяются Д. Минаев и Н. Добролюбов.

Отличительной чертой творчества Некрасова была его сатирическая направленность. В своих стихах «Колыбельная песня», «Современная ода» он высмеивает знатных лицемеров и буржуазных филантропов. А в «Суде» и «Песне о свободном слове» виден яркий остросатирический политический подтекст. Поэт изобличает цензуру, помещиков-крепостников и иллюзорную свободу, данную императором.

Последние годы жизни Некрасов страдал от тяжелого онкологического заболевания желудка Он согласился на проведение операции знаменитым доктором Бильротом, но она оказалась безуспешной. Не спасла от тяжелого недуга и поездка в Крым - 27 декабря 1877 Николая Алексеевича не стало. Его похороны превратились в беспрецедентное выражение народных симпатий тысяч людей, пришедших в морозный зимний день почтить память великого поэта.

Личная жизнь

В самые тяжелые времена безденежья Некрасову помог известный в Петербурге держатель литературного салона Иван Панаев. В его доме поэт познакомился со многими выдающимися деятелями литературы - Достоевским, Тургеневым, Салтыковым-Щедриным. Особняком стояло знакомство с красавицей Авдотьей Панаевой, супругой Ивана. Несмотря на ее твердый нрав, Некрасов сумел добиться расположения женщины. После пришедших успехов Николай Алексеевич приобрел большую квартиру на Литейном, куда въехала и семья Панаевых. Правда, супруг давно охладел к Авдотье и не питал к ней никаких чувств. После смерти Панаева долгожданный брак с Авдотьей не состоялся. Она быстро вышла замуж за секретаря «Современника» А. Головачева и съехала с квартиры.

Терзаемый неразделенной любовью, Некрасов вместе с сестрой Анной отправляется за рубеж, где встречает новую пассию ─ француженку Седину Лефрен. В течение пяти лет они будут поддерживать отношения на расстоянии, однако, получив от преуспевающего издателя много денег, она навсегда исчезла из его жизни.

В конце жизни Некрасов сблизился с Феклой Викторовой, которую по легенде выиграл в карты. Она была девушкой незнатного происхождения и часто стеснялась своего присутствия среди образованного общества. Испытывая к ней скорее отцовские чувства, поэт наградил девушку своим отчеством и поспособствовал приобретению нового имени ─ Зиночка. Косвенным доказательством этого служит тот факт, что все свои поздние стихи он посвящал А. Панаевой.

Тем не менее незадолго до смерти, уже сильно ослабший и истощённый, поэт решился на венчание с Феклой, которое состоялось во временном храме, сооруженном прямо в столовой его дома.

Н. А. Некрасов (1821-1877)

Поэт увлекающийся и страстный

Дворянское происхождение Некрасова наложило неизгладимый отпечаток на становление его как поэта. Его отец, отставной офицер и знаменитый ярославский помещик, отвез семью в Грешнево (родовое имение), где и прошло детство патриотичного поэта, неслучайно полюбившего русскую природу. Среди яблонь широко раскинувшегося сада неподалеку от полноводной Волги, которую юный поэт любил называть колыбелью проходили первые годы его жизни.

В памяти Некрасова всегда были живы воспоминания о знаменитой Сибирке, о которой он неохотно вспоминал: «Все, что ехало и шло по ней было ведомо: почтовые тройки или закованные в цепи арестанты в сопровождении жестоких конвойных». Это и служило пищей для детского любопытства. Огромная семья (13 сестер и братье), судебные процессы по имению, запущенные дела заставили отца Некрасова взять исправника.

Поступив в 1832 г. в Ярославскую гимназию, Некрасов проучился 5 классов, однако учился удовлетворительно и особенно не ладил с гимназическим руководством из-за острых сатирических эпиграмм, а поскольку отец всегда грезил о военной карьере сына, 16-летний поэт отправился для определения в полк Петербурга. Дело было почти налажено, однако Некрасов повстречался с гимназическим товарищем Глушицким, возбудившим в поэте неведомую жажду учиться: он даже пренебрег угрозами отца оставить его без поддержки. Так Некрасов поступает на филологический факультет вольнослушателем.

Однако путь его был тернист: поэт терпел страшную нужду и голод. Бывало время, когда он отправлялся в ресторан, где позволительно было читать газеты, пододвигал тарелку с хлебом и ел. Живя впроголодь, Некрасов слег и задолжал за комнату, снимаемую у солдата, после чего тот отправил его на улицу. Нищий сжалился над больным человеком и предложил ему приют: здесь юный Некрасов и нашел себе заработок, впервые написав кому-то прошение за 15 копеек.

Со временем дела шли в гору: он занялся преподаванием, писал статьи в журналы, публиковался в «Литературной газете», сочинял сказки и азбуки в стихах для лубочных издателей, даже ставил легкие водевили на сцене под псевдонимом Перепельского. Появились и первые сбережения, после чего Некрасов решился на выпуск сборника стихов в 1840 г. под наименованием «Мечты и звуки».

Лучший представитель «музы мести и печали»

Как человек страстный, Алексей Сергеевич всегда нравился женщинам. Полюбила его и варшавянка Закревская, дочь состоятельного посессионера. Родители наотрез отказались выдать получившую блестящее образование дочь за армейского офицера средней руки, однако брак все же состоялся без родительского благословения.

О матери Некрасов всегда отзывался как о жертве грубой среды и вечной страдалицы, хлебнувшей русского горя. Светлый образ матери, скрасивший своей благородностью малопривлекательную обстановку детства, отразился в поэме «Мать», «Последних песнях», «Рыцаре на час». Очарование воспоминаний о матери в творчестве Некрасова сказалось особенным его участием к нелегкой женской доле. Едва ли кто-то из русских поэтов мог бы сделать столько для матерей и жен, как этот суровый и мнимо очерствелый народный поэт.

На заре 40-х годов он стал сотрудником «Отечественных записок». Здесь Некрасов знакомится с Белинским, который проникся творчеством поэта и по достоинству оценил его светлый ум. Но Виссарион Григорьевич сразу понял, что в прозе Некрасов слабоват и что, кроме заурядного журнального писаки, из него ничего не выйдет, однако стихотворения его любил, особенно отмечая «В дороге».

Поэт-пророк

Его «Петербургский сборник» снискал особую славу; в нем появились и «Бедные люди» Ф. М. Достоевского. Настолько хорошо шли его издательские дела, что в тандеме с Панаевым он приобрел «Современник» к 1846 году. Первая поэма «Саша» стала великолепным лирическим вступлением и являла собой песню радости возвращения на Родину. Высокую оценку получила поэма в 40-х годах. «Коробейники» изложены в народном духе особым, оригинальным слогом. Кюхельбекер первым назвал тогда поэта пророком.

Самое выдержанное и знаменитое произведение Некрасова – «Мороз Красный Нос». Являя собой апофеоз крестьянской жизни, поэт обличает светлые стороны русской натуры; однако сентиментального здесь нет благодаря филигранному оттачиванию величавого стиля. «Кому на Руси жить хорошо» написана оригинальным размером (свыше 5000 стихов).

Стихотворения Некрасова наряду с поэмами надолго обеспечили ему одно из значимых мест в русской литературе. Из его произведений можно составить большой труд высокохудожественного достоинства, значимость которого не погибнет, пока жив великий русский язык.

О предназначении поэта

Хвалебные отзывы лирике Некрасова посвящали Полевой, к его поэмам с трепетом и благоговением отнесся Жуковский, даже Белинский был несказанно рад появлению Некрасова как уникальному явлению в русской литературе. Великолепный слог в произведении «Когда из мрака заблужденья я душу падшую воззвал» отметили даже нерасположенные к Некрасову критики Аполлон Григорьев и Алмазов.

Поэт скончался от тяжелой болезни в последние дни декабря 1877 г. Несколько тысяч человек, невзирая на лютые морозы, проводили его тело до места вечного успокоения в Новодевичьем кладбище. Несколько прощальных слов у могилы сказал Ф. М. Достоевский, поставив имя Некрасова в ряд с Пушкиным и Лермонтовым.

Судьбу и личность каждого человека нельзя понять до конца вне судьбы его рода, его предков. С начала XVIII века дворянский род Некрасовых оказался неразрывно связан с селением (деревней, позднее сельцом) Грешнево в Ярославском уезде, которое стояло на дороге, издавна связывающей по левому берегу Волги города Кострому и Ярославль. В начале XVIII века Грешнево входило в состав поместья стольника Бориса Ивановича Неронова, прапрадеда поэта13* .

В 1736 г. дочь Б. И. Неронова, Прасковья Борисовна, вышла замуж за рейтара конной гвардии Алексея Яковлевича Некрасова. В приданое за женой А. Я. Некрасов получил ярославское поместье – сельцо Васильково с деревнями Кощевкой, Гогулино и полдеревни Грешнево14 . Таким образом, первым владельцем Грешнева из рода Некрасовых был прадед поэта А. Я. Некрасов. После его кончины (он умер около 1760 г.) владельцами ярославского именья стали П. Б. Некрасова (умерла после 1780 г.) и её единственный сын Сергей Алексеевич, дед поэта. У живших в Москве отставного штык-юнкера артиллерии С. А. Некрасова и его жены Марии Степановны (урожденной Грановской) было шесть сыновей и три дочери, в том числе и Алексей, будущий отец поэта15 . Сергей Алексеевич, бывший страстным картежником, после ряда крупных проигрышей влез в большие долги, для уплаты которых пришлось закладывать именья. В самом начале XIX века он был вынужден продать дом в Москве и переехать с семьей в Грешнево16 . С тех пор и вплоть до отмены крепостного права Некрасовы обычно жили в Грешневе.

С. А. Некрасов скончался 3 января 1807 г.17 Первым из Некрасовых дед поэта был похоронен на приходском кладбище у стен Петропавловской церкви* села Абакумцева, находящегося в трех верстах от Грешнева. Могила С. А. Некрасова сохранялась в Абакумцеве вплоть до начала XX в. Позднее на кладбище у стен этого храма завершили свой жизненный путь дети и внуки Сергея Алексеевича.

Родители поэта

Отец поэта, Алексей Сергеевич Некрасов, по-видимому, появился на свет в Москве. С определением точного года его рождения дело обстоит весьма запутанно. Долгое время считалось, что А. С. Некрасов родился в 1788 г., однако недавно С. В. Смирнов на основании целого ряда документов убедительно доказал, что отец поэта родился в 1794 или 1795 г.19 Как писалось выше, Алексей Сергеевич рано лишился своего отца, скончавшегося 3 января 1807 г. Вскоре опекун определил троих младших сыновей С. А. Некрасова – Сергея, Дмитрия и Алексея – на службу в Тамбовский пехотный полк, который стоял тогда в Костроме. А. С. Некрасов начал службу в Тамбовском пехотном полку 30 марта 1807 года в чине унтер-офицера20 . В это время ему было только 12 (или 13) лет. В том же 1807 г. вместе с полком А. С. Некрасов выступил из Костромы в поход в Восточную Пруссию; напомним, что была эпоха наполеоновских войн и Восточная Пруссия являлась одним из главных театров боевых действий русских и французских войск. 2 декабря 1810 года А. С. Некрасов был произведен в прапорщики и переведен на службу в 28-й егерский полк. 17 сентября 1811 г. ему присвоили чин подпоручика. В этом звании отец поэта и встретил Отечественную войну 1812 г.21

Об участии А. С. Некрасова в Отечественной войне в некрасоведении обычно не говорилось. Как правило, в литературе мы застаем капитана А. С. Некрасова уже в 1821 г., стоявшем с 36-м егерским полком на Западной Украине, в Подольской губернии, где у него и рождается сын Николай. Чем занимался отец поэта в предыдущие годы, как правило, оставалось «за кадром». Причины подобного умалчивания понятны. За А. С. Некрасовым закрепилась устоявшаяся репутация жестокого помещика-крепостника, участники же войны 1812 года в массовом сознании традиционно пользовались уважением, и, чтобы не «подрывать» репутацию, вопрос об участии Некрасова-старшего в Отечественной войне обычно замалчивался. В. Е. Евгеньев-Максимов пишет, что вопрос о том, был ли Алексей Сергеевич «сколько-нибудь активным участником наполеоновских войн, совпавших по времени с его службой в армии (…), остается открытым»22 Правда, исследователь упоминает о книге Н. В. Гербеля «Русские поэты в биографиях и образцах», вышедшую в 1873 г., где говорилось, что «Алексей Сергеевич сделал всю кампанию 1812-1814 годов (…) и потерял двух старших братьев при Бородино»23 . В. Е. Евгеньев-Максимов отмечает: «Возможно, что биография эта была просмотрена Некрасовым (в оставшихся после него бумагах мы нашли её рукописную копию)»24 .

Да, прямых свидетельств об участии А. С. Некрасова в сражениях Отечественной войны 1812 года у нас нет, однако, согласимся, трудно предположить, чтобы, находясь в рядах воюющей армии, офицер не принимал участия в боевых действиях. Неизвестно нам, и где для А. С. Некрасова закончилась война.

В некрасоведении, по сути, игнорировалось и то, что в войне участвовали трое старших братьев Алексея Сергеевича (родных дядей поэта), которые, как писал Н. А. Некрасов, были «убиты под Бородиным в один день» (XII, 17)* . В одном из документов Алексей Сергеевич указал, что трое его братьев – Василий, Александр и Павел – «в сражениях убиты»25 .

После окончания Отечественной войны и Заграничных походов русской армии 28-й егерский полк, в котором служил А. С. Некрасов, стоял на западных рубежах империи, в Винницком уезде Подольской губернии. Здесь А. С. Некрасов и познакомился со своей будущей женой. 11 ноября 1817 года в Успенской церкви местечка Юзвин Винницкого уезда состоялось венчание поручика А. С. Некрасова и малороссийской дворянки Елены Андреевны Закревской26 .

О матери поэта, Е. А. Закревской, известно немного, а то, что известно, давно вызывает споры. Во-первых, запутан вопрос о точном годе её рождения. Традиционно считалось, что она родилась в 1796 г. Эта дата попала в литературу благодаря В. Е. Евгеньеву-Максимову, который в 1913 году видел в метрической книге церкви с. Абакумцева запись о её кончине: «1841 года, 29 июля умерла от чахотки у майора Алексея Сергеевича жена его, Елена Андреевна, 45 лет отроду»27 . Согласно данной записи, Елена Андреевна родилась в 1796 г., и до недавнего времени эта дата являлась общепринятой. Однако С. В. Смирнов на основании архивных документов установил другую дату – 1803 год. В формулярном списке А. С. Некрасова за 1838 год сказано, что его жена имеет «отроду 35 лет»28 . В метрической книге Воскресенской церкви Ярославля, где состоялось отпевание Елены Андреевны, в записи о её смерти сказано, что усопшей «38 лет»29 , что опять указывает на 1803 г., как на год её рождения.

Во-вторых, мы не знаем даже, какое имя носила мать поэта: в одних документах она именуется Еленой, в других – Александрой. В связи с этим в литературе давно стоит вопрос о её национальности. По мнению С. В. Смирнова, наличие у жены А. С. Некрасова двух имен указывает на её «принадлежность к католичеству в раннем возрасте». Однако исследователь делает оговорку: «Думается, что принадлежность в девичестве к католичеству не указывает на польское происхождение матери поэта. Её католичество – плоды “тщательного” воспитания у иезуитов её отца, дань польско-католическому влиянию в крае, где элементам польско-католической культуры придавалось значение престижности, принадлежности к местной верхушки»30 .

В 1820 году у молодых супругов родился первенец – сын Андрей, в самом начале 1821 г. – дочь Елизавета. В конце 1821 года на свет появился их третий ребенок – сын Николай. Долгое время ошибочно считалось, что Н. А. Некрасов родился 22 ноября (4 декабря по н. ст.) 1821 г. в местечке Юзвин Винницкого уезда. Лишь в 1949 году А. В. Попов документально доказал, что поэт родился 28 ноября (10 декабря по новому стилю) в местечке Немиров* Винницкого уезда Подольской губернии31 .

Крещение будущего поэта почему-то произошло почти через три года после рождения – 7 октября 1824 г. в церкви с. Сениок Подольской губернии32 . При крещении ребенок получил имя в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, издавна особенно почитаемого на Руси.

16 января 1823 года А. С. Некрасов «за болезнью» был уволен с военной службы «майором с мундиром»33 . Традиционно считалось, что Некрасовы переехали в Грешнево в конце 1824 г. Однако, как убедительно доказал недавно В. И. Яковлев, А. С. Некрасов с семьей приехал в родовую усадьбу под Ярославлем в 1826 г.34 Этот же исследователь дал и поразительный ответ на вопрос, почему А. С. Некрасов, проживший на Украине после выхода в отставку почти три года, уехал оттуда в Грешнево. «Что касается причин переезда А. С. Некрасова с Украины в Грешнево в 1826 году, – пишет В. И. Яковлев, – то они (…), очевидно, связаны с обстановкой, сложившейся в результате разгрома южного центра декабристского движения. До ухода в отставку в 1823 году А. С. Некрасов служил в г. Немирове, в воинском подразделении, входящем в 18-ю пехотную дивизию, которая, в свою очередь, числилась в составе 2-й армии. Штаб-квартира 2-й армии располагалась в г. Тульчине в пределах 30 км от Немирова. В Тульчине же в 1821-1826 гг. размещалась центральная управа Южного общества, возглавляемая П. И. Пестелем»35 . Вслед за разгромом восстания Черниговского полка на Украине начались массовые аресты. «По-видимому, опасения за судьбу своего семейства, – продолжает В. И. Яковлев, – и несомненные личные знакомства по прежней службе со многими из “заговорщиков”, что прямо предполагала исполнявшаяся А. С. Некрасовым должность бригадного адъютанта, – и послужили основной причиной переезда на жительство в родовую усадьбу – сельцо Грешнево Ярославской губернии»36 .

По-видимому, в летние месяцы 1826 года семья Некрасовых покинула Подольскую губернию и отправилась – скорее всего, через Киев и Москву – на Верхнюю Волгу.

13. Яковлев В. И. Род и наследственные владения дворян Некрасовых в XVII – первой трети XIX вв. // Карабиха: Историко-литературный сборник. Ярославль, 1993, с. 226 (далее – Яковлев В. И. Род и наследственные владения дворян Некрасовых в XVII – первой трети XIX вв.).

14. Там же, с. 226-227.

15. Некрасов Н. К. По их следам, по их дорогам. Ярославль, 1975, с. 247 (далее – Некрасов Н. К. По их следам, по их дорогам).

16. Евгеньев-Максимов В. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова. М.-Л., 1947, т. 1, с. 14 (далее – Евгеньев-Максимов В. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова).

17. Яковлев В. И. Род и наследственные владения дворян Некрасовых, с. 229.

18. Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль – Рыбинск, 2000, т. II, с. 245.

19. Смирнов С. В. Автобиографии Некрасова. Новгород, 1998, с. 179 (далее – Смирнов С. В. Автобиографии Некрасова).

20. Там же, с. 172.

21. Там же.

22. Евгеньев-Максимов В. Е. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова, т. 1, с. 28-29.

23. Там же, с. 29.

24. Там же.

25. Смирнов С. В. Автобиографии Некрасова, с. 169.

26. Ашукин Н. С. Летопись жизни и творчества Н. А. Некрасова. М.-Л., 1935, с. 20 (далее – Ашукин Н. С. Летопись жизни и творчества Н. А. Некрасова).

27. Евгеньев-Максимов В. Е. Из прошлого. Записки некрасоведа // Некрасовский сборник. Л., 1980, вып. VIII, с. 223.

28. Цит. по: Смирнов С. В. Автобиографии Некрасова, с. 11.

29. Там же, с. 12.

30. Там же, с. 176.

31. Попов А. Когда и где родился Некрасов? К пересмотру традиции // Литературное наследство. М., 1949, т. 49-50, с. 605-610.

32. Смирнов С. В. Автобиографии Некрасова, с. 175.

33. Евгеньев-Максимов В. Е. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова, т. 1, с. 28.

34. Яковлев В. И. Род и наследственные владения дворян Некрасовых в XVIII – первой трети XIX вв., с. 249-251.

35. Там же, с. 251.